Джавахарлал неру премьер министр индии. Введение

— выдающийся политический деятель, премьер-министр Индии, которому принадлежит огромная заслуга в разработке основных принципов построения и развития сильного государства, придерживался политики мирного сосуществования стран с разными социальными системами. Он родился 14 ноября 1889 года в семье кашмирского брахмана, что является свидетельством принадлежности к высшей касте. Он получил хорошее домашнее образование, а затем, как было принято у представителей индийской элиты, продолжил образование в школе Харроу и в Кембриджском Университете. Его отец являлся одним из видных политических деятелей, членом партии ИНК (Индийский Национальный Конгресс), не удивительно, что уже в 22 года Неру становится членом этой партии и начинает заниматься профессиональной политической деятельностью.

Возвратившись в Индию, Неру некоторое время работал юристом. В 1916 году он познакомился с Мохандасом Ганди и вскоре становится его ближайшим соратником. Благодаря поддержке М. Ганди Неру был выдвинут на пост генерального секретаря ИНК с 1923 по 1925 год. В это же время он является сопредседателем Аллахабадского муниципалитета. В 1929 году, будучи председателем ИНК, Неру провозглашает лозунг о независимости Индии, а через два года возглавляет создание программы по развитию в экономической и социальной сферах страны. В 30-е годы резко выступает против развития фашизма и милитаризма в мире. В 1946 году Неру назначен вице-премьером временного правительства Индии, одновременно он был назначен на должность министра иностранных дел.

15 августа 1947 года Индия была провозглашена независимым государством, а Неру занял пост премьер-министра Индии. Этот пост, он будет занимать до самой смерти. Он остался на посту и после первых всеобщих выборов, прошедших в 1951—1952 г., в результате которых ИНК вернулся к власти. Став главой независимого государства, он проводил политику «смешанной экономики», комбинируя социалистический и капиталистический пути развития и беря из них лучшее, Неру ищет свой собственный третий путь развития страны. Он подчеркивал, что государство обязано вмешиваться в экономику страны, но при этом учитывать огромное значение частной инициативы для экономического и социального развития страны. С целью регулирования экономики под его руководством разрабатывались и внедрялись планы на пятилетки.

Во внешней политике индийский руководитель придерживался принципов мирного сосуществования различных социальных систем. Неру был сторонником развития дружеских отношений с Советским Союзом, но при этом Индия придерживалась курса позитивного нейтралитета и тактики «неприсоединения» к восточному либо западному блокам. В пограничном споре с Китаем в 1959 году Неру занял твердую позицию и заявил, что Индия прибегнет к силе, если будет нарушена ее территориальная целостность. Умер выдающийся политический и государственный деятель 27 мая 1964 года в Дели от сердечного приступа.

хинди जवाहरलाल नेहरू Javāharlāl Nehrū; известен также как Пандит (Учёный) Неру

первый премьер-министр независимой Индии, отец Индиры Ганди, один из самых видных политических деятелей мира, был лидером левого крыла индийского национально-освободительного движения

Краткая биография

– политический деятель мирового масштаба, премьер-министр Индии, соратник М. Ганди, министр иностранных дел, лидер индийского национального освободительного движения (левого крыла). Его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди были премьер-министрами Индии (третьим и шестым соответственно).

Родился в Аллахабаде 14 ноября 1889 г. Его отцом был известный адвокат Мотилал Неру, который стал одним из первых индийских политических деятелей. Джавахарлал Неру получил домашнее образование, продолжил обучение в Харроу, а также в Кембриджском Университете (Тринити-колледже). По завершении образования вернулся на родину, работал юристом.

В 1916 г. состоялось его знакомство с Мохандасом Ганди, и эта встреча сыграла немаловажную роль в его биографии. Впоследствии Неру превратился в его ближайшего соратника, пользовавшегося теми же методами в борьбе за независимость Индии от британских властей (ненасильственное сопротивление). Неру стал членом Индийского национального конгресса (ИНК); наставничество Ганди помогло ему выдвинуться на пост генерального секретаря ИНК, который он занимал на протяжении 1923-1925 гг.; в тот же период он был и сопредседателем Аллахабадского муниципалитета.

В 1929 г. Дж. Неру был провозглашен лозунг о независимости своей страны, еще через два года на съезде партии в Караги он стал во главе создания всеиндийской программы по развитию в социальной и экономической сферах. В 1930-ых гг. был среди тех, кто занимал резко негативную позицию по отношению к милитаризму и фашизму. За период до 1947 г. ему пришлось в общей сложности более десятка лет провести в тюремных застенках.

С 15 августа 1947 г., после того, как его страна стала независимой, он занял пост премьера-министра Индии, и первым государственным деятелем на этой должности он пробыл до самой смерти. Остался Неру на этом посту и в результате первых всеиндийских выборов (1951-1952), по итогам которых Индийский национальный конгресс вернулся к власти.

Джавахарлала Неру неслучайно называли строителем новой Индии, ведь именно ему принадлежала заслуга разработки главных принципов становления и развития государства, его как внутренней, так и внешней политики. Они получили известность как «курс Неру». Первый премьер-министр придерживался позиции, что государство должно активно вмешиваться в национальную экономику, но при этом не недооценивал значения для социального и экономического развития страны частной инициативы, считая ее главным двигателем и стимулом. Под его началом индийское правительство провело ряд масштабных мероприятий, направленных на ликвидацию отсталости населения и страны в целом. Экономика Индии развивалась по разработанными под руководством Неру планам на пятилетки, которые были реализованы на протяжении 1951-1966 гг.

В апреле 1954 г. индийский руководитель провозгласил «панчашилу» - так назывались пять принципов, на которых основывалось мирное сосуществование разных социальных систем. Индия выбрала для себя курс позитивного нейтралитета, который предусматривал независимость страны в равной степени от восточного и западного блока. В то же время Неру был сторонником активного развития дружеских отношений с Советским Союзом. Индийский лидер был участником трехсторонних консультаций вместе с Иосипом Броз Тито и Гамалом Абдель Насером, после которых возникло Движение неприсоединения, куда вошли страны, чья экономика кардинально отличалась от советской и капиталистической модели.

Биография из Википедии

Джавахарла́л Не́ру (хинди जवाहरलाल नेहरू Javāharlāl Nehrū; известен также как Пандит (Учёный ) Неру ) (14 ноября 1889 года, Аллахабад, Британская Индия, - 27 мая 1964 года, Нью-Дели) - один из самых видных политических деятелей мира, был лидером левого крыла индийского национально-освободительного движения. Под наставничеством Махатмы Ганди стал председателем Индийского национального конгресса, а в дальнейшем, после обретения страной независимости 15 августа 1947 года, первым премьер-министром Индии. Оставался на этом посту вплоть до 27 мая 1964 года, когда умер от сердечного приступа. Отец Индиры Ганди и дед Раджива Ганди, которые были третьим и седьмым премьер-министрами Индии соответственно.

Вступив в должность премьер-министра, во внешней политике Неру занял нейтральную позицию, подразумевающую независимость Индии как от западного, так и от восточного блоков. Ввиду этого он вместе с Гамалом Абдель Насером и Иосипом Брозом Тито принял участие в трёхсторонних консультациях, предшествовавших созданию Движения неприсоединения, объединяющего страны с экономикой значительно отличающейся от либерального капитализма и советского этатизма. Однако впоследствии он признал, что нейтральная позиция по отношению к международному коммунизму, проводящему агрессивную экспансионистскую политику, была малоэффективна. Нападение Китая на Индию заставило его сблизиться со странами НАТО и отказаться от нейтралитета.

Во внутренней политике Неру был активным сторонником дирижизма, признавая при этом частную инициативу как основной функциональный двигатель для гармоничного экономического и социального развития.

Молодость

Джавахарлал Неру родился 14 ноября 1889 года в Аллахабаде в семье, принадлежащей к варне (касте) кашмирских брахманов. Его мать была Сваруп Рани (1863-1954), а его отец Мотилал Неру (1861-1931) был одним из руководителей крупнейшей в стране партии Индийский национальный конгресс в 1919-1920 и 1928-1929 годах. Своего сына Джавахарлала (чьё имя переводится с хинди как «драгоценный рубин») он отправил в престижную английскую школу в Харроу (Большой Лондон). Во время своего пребывания в Великобритании также он был известен как Джо Неру (Joe Nehru). В 1912 году Неру окончил юридический факультет Кембриджского университета. Ещё в Англии его внимание привлекает деятельность только что возвратившегося из Южной Африки вождя индийцев в борьбе за национальную свободу Махатмы Ганди, который позднее становится непосредственным наставником и политическим учителем Джавахарлала Неру. После возвращения в Индию Неру поселился в Аллахабаде и работал в адвокатской конторе отца.

8 февраля 1916 года, в день индуистского праздника, знаменующего приход весны, Джавахарлал женился на шестнадцатилетней Камале Каул. Через год после свадьбы у них родилась единственная дочь, которую назвали Индирой.

Молодёжный лидер

Одновременно Неру стал одним из активистов ИНК, боровшегося за независимость Индии ненасильственными средствами. На родную землю он смотрел глазами человека, получившего европейское образование и глубоко усвоившего западную культуру. Знакомство с учением Ганди помогло вернуться на родную почву и синтезировать европейские идеи с индийской традицией. Неру, как и другие лидеры ИНК, исповедовал доктрину Махатмы Ганди. Колониальные власти Великобритании неоднократно бросали Неру в тюрьмы, где он провёл в общей сложности около 10 лет. Неру принял активное участие в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем - в кампании бойкота британских товаров.

Председатель ИНК

В 1927 году Неру был избран председателем ИНК. Также в этом году, Джавахарлал приехал на празднование десятилетия Октябрьской революции вместе с отцом Мотилалом Неру, сестрой Кришной и женой Камалой.

В 1938 году численность партии возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Но к тому времени обозначился раскол между индуистами и мусульманами. Партия последних - Всеиндийская мусульманская лига - стала выступать за создание независимого исламского государства Пакистан - «страны чистых». В 1936 году, после выхода из тюрьмы, выступая на сессии Конгресса в Лакхнау, Неру заявил:

Я уверен, что единственный ключ к решению проблем, стоящих перед миром и перед Индией, - социализм. Когда я произношу это слово, я вкладываю в него не расплывчивый гуманистический смысл, а точное научно-экономическое содержание… Я не вижу иного пути уничтожения безработицы, деградации и зависимости индийского народа, кроме социализма. Для этого необходимы широкие революционные преобразования в нашем политическом и общественном строе, уничтожение богатых в сельском хозяйстве и промышленности… Это означает ликвидацию частной собственности (за небольшим исключением) и замену теперешней системы, основанной на погоне за прибылью, высшим идеалом кооперативного производства…

Первый премьер-министр Индии

24 августа 1946 года Неру стал вице-премьером Временного правительства Индии - Исполнительного совета при вице-короле Индии, а в июне 1947 года - первым главой правительства и министром иностранных дел и обороны независимой Индии. В июле 1947 года Всеиндийский комитет ИНК большинством голосов принял британское предложение о разделе Индии на два государства - Индийский Союз и Пакистан. 15 августа 1947 года Неру впервые поднял флаг независимой Индии над Красным фортом в Дели. В ночь с 14 на 15 августа Джавахарлал Неру сказал, что:

Когда часы пробьют полночь и весь мир погрузится в сон, Индия проснется к жизни и свободе, в этот торжественный момент мы клянемся посвятить себя служению Индии, её народу и, что еще важнее, великому делу служения всему человечеству. Мы полностью выстрадали нашу свободу, сердца наши до сих пор хранят боль этих страданий. Тем не менее с прошлым покончено, и сейчас все наши помыслы направлены только в будущее. Но будущее это будет нелегким. Служение Индии означает служение миллионам страждущих и несчастных. Оно означает стремление положить конец вековой нищете, болезням и неравным возможностям. Мы должны построить новый величественный дом свободной Индии - дом, в котором смогут жить все её дети.

В феврале 1948 года Индию покинули последние контингенты британских войск. В 1947-1948 годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. В результате треть спорного штата оказалась под контролем Пакистана, а основная часть была включена в состав Индии.

Большинство индуистского населения доверяло ИНК. На выборах 1947 года соратники Неру завоевали 86 % всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601. В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году - португальские анклавы на побережье.

В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов. 28 штатов получили широкую внутреннюю автономию, право на собственное законодательство и полицию, регулирование экономической деятельности. В дальнейшем число штатов возросло, так как было создано несколько новых штатов по национальному признаку. В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны в этническом отношении. Было введено всеобщее, прямое, равное и тайное голосование всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства.

Внутренняя политика. Реформы в экономике и социальной сфере

Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Неру предупреждал народ:

Нельзя забывать, что бедность невозможно сразу превратить в богатство посредством какого-либо волшебства, применив социалистический или капиталистический метод. Единственный путь лежит через напряжённую работу, улучшение производительности труда и организации справедливого распределения продуктов. Это длительный и тяжёлый процесс. В слабо развитой стране капиталистический метод не предоставляет таких возможностей. Только с помощью планового социалистического подхода можно достичь непрерывного прогресса, хотя на это потребуется время.

Он также подчёркивал своё стремление сгладить социальные и классовые противоречия:

Не сбрасывая со счетов классовые противоречия, мы хотим решить эту проблему мирным путём на основе сотрудничества. Мы стремимся к сглаживанию, а не к обострению классовых конфликтов, и стараемся привлечь людей на свою сторону, а не грозим им борьбой и уничтожением… Теория классовых конфликтов и войн устарела и стала слишком опасной в наше время.

Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951-1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате. В то же время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. В ряде отраслей, в том числе самолётостроении и некоторых других видов машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, чёрной металлургии, государство оставляло за собой исключительное право на строительство новых предприятий. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения. На вторых всеобщих выборах в 1957 году ИНК во главе с Неру вновь одержал победу, сохранив абсолютное большинство в парламенте. Количество поданных за ИНК голосов возросло до 48 %. На следующих выборах в 1962 году партия Неру потеряла 3 % голосов, но, благодаря мажоритарной системе, сохранила контроль над парламентом в Дели и правительствами большинства штатов.

Внешняя политика

Неру объявляет о смерти Ганди.
Фотограф: Анри Картье-Брессон.
(Одна из самых знаменитых фотографий 40-х годов)

Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Ещё в 1948 году на съезде ИНК в Джайпуре были сформулированы основные принципы внешней политики Индии: антиколониализм, сохранение мира и нейтралитета, неучастие в военно-политических блоках. Одним из первых правительство Неру признало Китайскую Народную Республику, что, однако, не предотвратило острых пограничных конфликтов с Китаем из-за Тибета в 1959 и в 1962 годах. Неудачи индийской армии в начальной стадии конфликта 1962 года привели к нарастанию критики правительства Неру внутри страны и к отставке членов правительства, принадлежащих к левой фракции ИНК. Но Неру удалось сохранить единство партии.

Важным направлением внешней политики правительства Неру 1950 - начале 1960-х гг. была ликвидация колониальных анклавов европейских государств на Индостанском полуострове. В 1954 году, после переговоров с французским правительством, в состав Индии были включены территории т. н. Французской Индии (Пондишерри и др.). В 1961 году после непродолжительной силовой операции индийские войска заняли португальские колонии на полуострове - Гоа, Даман и Диу (их присоединение к Индии было признано Португалией в 1974 году).

Осенью 1949 года Неру посетил США. Этот визит способствовал установлению дружественных отношений, активному приходу в Индию американского капитала, развитию торгово-экономических связей. США видели в Индии противовес коммунистическому Китаю. В начале 1950-х годов был подписан ряд соглашений с США об экономической и технической помощи. Однако Неру отверг американское предложение о военной помощи в ходе индийско-китайского вооружённого конфликта 1962 года, предпочтя сохранить приверженность политике нейтралитета. В то же время он ясно очертил границы индийского нейтралитета:

Когда под угрозой находится свобода и справедливость, когда совершается агрессия, мы не можем быть и не будем нейтральными

Он принимал экономическую помощь от СССР, но не стал советским союзником, а выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования (панча шила), на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения. Эти принципы были впервые отражены в индийско-китайском соглашении о Тибете, по которому Индия признавала включение этой территории в состав КНР. Принципы панча шилы предусматривали: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды сторон, мирное сосуществование. В 1955 году Неру нанёс визит в Москву и сблизился с Советским Союзом, в котором видел мощный противовес Китаю. В Советском Союзе Неру посетил Сталинград, Ялту, Алтай, Тбилиси, Ташкент, Самарканд, Магнитогорск и Свердловск. В Свердловске (ныне - Екатеринбург) Неру с дочерью Индирой Ганди встречали тысячи простых горожан - индийский премьер был поражен таким радушием. В этом городе он посетил крупнейший завод «Уралмаш», с которым после Индия заключила контракт. С тех пор завод поставил в Индию более 300 экскаваторов. По мере нарастания советско-китайских противоречий советско-индийские отношения становились всё более тесными, а уже после смерти Неру они фактически превратились в союзные.

Смерть

Отмечают, что потрясение от войны с Китаем привело к ухудшению самочувствия Неру.

Неру умер 27 мая 1964 года в Дели от сердечного приступа. Согласно завещанию, его прах был развеян над священной рекой Ямуной.

Труды

Публикации на русском языке

  • Неру Дж. Автобиография / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, Д.Э. Кунина, В.Ч. Павлов, В.Н. Мачавариани, Б.В. Поспелов. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 656 с. (в пер.)
  • Неру Дж. Открытие Индии / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, Д.Э. Кунина, И.С. Кливанская, В.Ч. Павлов; Ред. перевода В.Н. Мачавариани. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 652, с. (в пер.)
  • Неру Дж. Внешняя политика Индии. - М.: Прогресс, 1965, - 352 с.
  • Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. В трёх томах = Лондон, 1949 / Джавахарлал Неру / Пер. с англ. под ред. Г. Л. Бондаревского, П. В. Куцобина, А. Л. Нарочницкого. - М.: Прогресс, 1975. - 384+504+454 с. (в пер., суперобл.)
  • Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. В трёх томах. Изд. 2. - М.: Прогресс, 1977. - 376+504+454 с., 25 000 экз.
  • Неру Дж . Взгляд на всемирную историю. В трёх томах. Изд. 3. - М.: Прогресс, 1981. - 376+504+454 с., 50 000 экз.
  • Неру Дж . Взгляд на всемирную историю. В трёх томах. Изд. 4. - М.: Прогресс, 1989. - 360+472+432 с., 30 000 экз.
  • Неру Дж. Открытие Индии. В двух томах / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, И.С. Кливанская. - М.: Политиздат, 1989. - 464+512 с. - 75 000 экз. (в пер.)

Память

  • В Москве близ МГУ стоит памятник Неру. Площадь на пересечении Ломоносовского проспекта с проспектом Вернадского носит имя Джавахарлала Неру.
  • Премия имени Джавахарлала Неру
  • Литературная премия имени Джавахарлала Неру.
  • Стадион Джавахарлал Неру (Дели)
  • Университет имени Джавахарлала Неру
  • В Екатеринбурге сквер Джавахарлала Неру


Annotation

Эта книга видного политического и государственного деятеля, одного из лидеров национально-освободительного движения в Индии, ее первого премьер-министра Джавахарлала Неру была написана им в тюрьме в 1944 году, в момент, когда борьба за освобождение страны от колониального владычества близилась к победному завершению. В ней рассказывается об истории, драматических страницах освободительной борьбы, культуре, религии, быте и традициях Индии. Автор размышляет о важнейших проблемах жизни индийского народа.

Джавахарлал Неру

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава первая ФОРТ АХМАДНАГАР

Глава вторая БАДЕНВЕЙЛЕР, ЛОЗАННА

Глава третья ИСКАНИЯ

Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИНДИИ

Глава пятая СКВОЗЬ ВЕКА

Глава шестая НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глава седьмая

Глава восьмая

ЗАКОН ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНДИЕЙ 1935 г.

Глава девятая

Глава десятая СНОВА АХМАДНАГАРСКАЯ КРЕПОСТЬ

СТРУКТУРА ИНДИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПОСТСКРИПТУМ

Джавахарлал Неру

Открытие Индии

ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Я счастлив, что моя книга «Открытие Индии» переводится на русский язык. Эта книга была написана двенадцать лет назад, когда я находился в тюрьме, а на большой части земного шара бушевала война. В книге отражены мои настроения и мысли того периода.

За последнее десятилетие в мире произошли крупные перемены и мы, кажется, уже далеко ушли от начала сороковых годов этого столетия. Но книга касается, главным образом, далекого прошлого Индии, и, быть может, она несколько облегчит понимание истории этой древней страны. Возможно также она поможет получить некоторое представление о событиях, которые оказали влияние на современное поколение Индии.

Я надеюсь через несколько дней посетить Советский Союз, эту великую страну, чтобы лично увидеть то, о чем я читал так много, и познать в какой-то мере те силы, которые содействовали созданию в наш век этой великой и обширной страны, оказывающей столь большое влияние на судьбы всего мира. Мне особенно приятно, что эта книга, созданная в уединении тюремной жизни, теперь выйдет в свет на русском языке.

Дшавахарлал Неру

Дели.

«Когда в мечтаньях сладких , молчаливых

Я вспоминаю о делах прошедших ...»

МОИМ КОЛЛЕГАМ И ТОВАРИЩАМ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ В АХМА ДНАГАРСКОЙ ТЮРЬМЕ

С 9 АВГУСТА 1942 ГОДА ПО 28 МАРТА 1945 ГОДА.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга была написана мною в Ахмаднагарской тюрьме за пять месяцев, с апреля по сентябрь 1944 года. Некоторые из моих коллег, отбывавших заключение вместе со мной, оказали мне любезность, прочитав рукопись и сделав ряд ценных замечаний. Просматривая свою книгу в тюрьме, я учел эти замечания и внес некоторые добавления. Едва ли надо оговаривать, что никто из читавших рукопись не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязательно разделяет мои взгляды. Но я должен выразить глубокую благодарность моим сотоварищам по заключению в Ахмаднагарской тюрьме за наши бесчисленные беседы и споры, которые в значительной мере помогли мне уяснить для самого себя различные стороны индийской истории и культуры. Пребывание в тюрьме неприятно даже в течение короткого срока, не говоря уже о долгих годах. Но мне посчастливилось жить в тесном контакте с людьми выдающихся способностей и высокой культуры, чьи широкие гуманистические взгляды не омрачались даже бушевавшими в то время страстями.

В лице моих одиннадцати сотоварищей по Ахмаднагарской тюрьме весьма любопытным образом была представлена вся Индия. Они олицетворяли, каждый по-своему, не только политику, но и индийскую науку, как старую, так и новую, и различные стороны жизни сегодняшней Индии. Были представлены почти все основные существующие индийские языки, а также классические языки, оказавшие огромное влияние на Индию в прошлом и в настоящем, причем уровень знаний был часто высоко научным. Среди классических языков были: санскрит и пали, арабский и персидский; из современных - хинди, урду, бенгали, гуджарати, маратхи, телугу, синдхи и ория. Все это богатство было к моим услугам, и пользование им было ограничено лишь моими собственными возможностями. Хотя я питаю благодарность ко всем моим сотоварищам, мне хотелось бы особенно выделить маулана Абул Калам Азада, чья огромная эрудиция неизменно удивляла и восхищала меня, Говинда Баллабх Панта, Нарендра Дева и М. Асафа Али.

Прошел уже год и три месяца с тех пор, как я закончил эту книгу; некоторые ее разделы несколько устарели, ибо за это время произошло много событий. У меня было искушение внести в книгу добавления и исправления, но я не поддался ему. Да, собственно, я и не мог поступить иначе, ибо жизнь за стенами тюрьмы течет по-иному, и для размышлений и литературной работы нет времени. Я не мог даже перечитать написанное. Вначале я писал от руки, а после моего освобождения рукопись была перепечатана на машинке. Мне трудно было выбрать время, чтобы прочитать отпечатанный текст, и издание книги все откладывалось, пока на помощь мне не пришла моя дочь Индира, которая и сняла это бремя с моих плеч. Книга осталась такой же, как она была написана в тюрьме, без добавлений или изменений, кроме постскриптума в конце книги.

Я не знаю, какие чувства вызывают у других авторов их произведения, но когда я читаю что-либо написанное мною ранее, у меня всегда бывает какое-то странное ощущение. Это ощущение еще более усиливается, когда рукопись пишется в душной, ненормальной атмосфере тюрьмы, а читается потом на свободе. Я, конечно, узнаю свою книгу, но не полностью. Мне кажется, что я читаю нечто знакомое, написанное другим человеком, который был мне близок и все же был иным. Быть может, это связано с теми переменами, которые происходят во мне.

Такие же чувства вызывает у меня и эта книга. Она - моя и, вместе с тем, не совсем моя, поскольку сегодня я уже иной. Она представляет скорее некое мое прошлое я, которое уже ушло с целым рядом других я, существовавших какое-то время и исчезнувших впоследствии, оставив после себя одно лишь воспоминание.

Джавахарлал Неру.

Аианд Бхаваиу ^^.ллсюьаб&д j

» является частью «Махабхараты », одним из эпизодов обширной драмы. Но она стоит особняком и представляет собой законченное произведение. ...Ее популярность и влияние не уменьшились со времени ее создания в добуддийскую эпоху, и сейчас в Индии ее притягательная сила так же велика, как и прежде. Все школы мышления и философии обращаются к ней и толкуют ее каждая по-своему. В период кризиса, когда разум человека мучат сомнения и терзают противоречивые обязанности, он все более обращается к «Гите» в поисках света и руководства, ибо это - поэма, созданная в эпоху политического и социального кризиса и, более того, кризиса человеческого духа.
...«Гита» касается главным образом духовной основы человеческого существования, и именно в этом контексте предстают практические проблемы повседневной жизни. Это призыв к действию, для того чтобы выполнить обязанности и долг, налагаемые жизнью, всегда имея, однако, в виду духовную основу и более широкую цель вселенной. Бездействие осуждается, а действие и жизнь должны соответствовать высшим идеалам эпохи, ибо сами эти идеалы могут меняться от одной эпохи к другой...
Поскольку для современной Индии весьма характерно чувство глубокого разочарования и она пострадала от излишнего квиетизма, этот призыв к действию обладает особой притягательной силой. Это действие можно также истолковать с современных позицийкак действие в интересах улучшения социальных условий и практического, бескорыстного, патриотического и благородного служения обществу. Согласно «Гите», такое действие желательно, но в нем должен содержаться духовный идеал. Кроме того, действие должно совершаться в духе отрешенности и не следует особенно беспокоиться о его результатах. Закон причины и следствия сохраняет свою силу при всех обстоятельствах, поэтому правильное действие должно неизбежно дать правильные результаты, хотя они, возможно, и не скажутся сразу.
Сказание «Гиты» не является сектантским по своему содержанию и не адресуется какой-либо одной школе мышления. Она универсальна в своем подходе ко всем: и к брахману и к парии. «Все пути ведут ко Мне», - гласит она. Именно в силу этой универсальности она пользуется успехом у всех классов и школ. В ней есть нечто нестареющее и способное постоянно обновляться - некое внутреннее качество, состоящее в способности к серьезному исследованию и исканиям, к созерцанию и действию, устойчивости и равновесию, несмотря на конфликты и противоречия. Во всем этом имеется какая-то уравновешенность и единство среди неравенства, и вся она проникнута духом превосходства над меняющимся окружением, но не уходит от него, а приспосабливается к нему. В течение 2500 лет, истекших со времени ее написания, природа индийца неоднократно подвергалась процессам изменения, развития и упадка. Опыт сменялся опытом, мысль следовала за мыслью, но она всегда находила в «Гите» что-то живое, что-то отвечавшее развитию мышления, что-то свежее и применимое к тем духовным проблемам, над разрешением которых бьется разум.