Библия онлайн. Икона Благовещения и игуменский посох Божией Матери, находящиеся в монастыре в праздник Целования



Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) - встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
«Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин.

И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету. Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елизавета исполнилась Святого Духа.

Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так:
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Лк.1:41-45

Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

Согласно православному преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.

Этот сюжет, достаточно простой по иконографии. Известен с V века (равеннский саркофаг) - женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.

Интересный момент - так как Елизавета замужняя женщина, а Мария - Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса.

В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века. Эпизод встречи Марии и Елизаветы - сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях

В Горненском монастыре
По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Cвятейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник - «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Он празднуется через пять дней после Благовещения - 30 марта (12 апреля), если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы.В общецерковном календаре Русской православной церкви такое празднование отсутствует.

На алтарной арке, под изображением Благовещения расположены справа - Встреча Марии с Елизаветой и слева - Тридцать сребреников. Оба эти момента также выведены из временного ряда. Очевидно, эти сцены должны были заключать в себе иносказательный смысл: первое предвестие грядущей смерти Христа и первое предвестие его рождения. При этом последовательность их - сначала весть о смерти, а затем весть о жизни - также заключали в себе аллегорию смерти и последующего возвращения к жизни, то есть воскресения.

Отведенное для сцены пространство сильно стеснено, и это делает фигуры более рельефными, потому что их пропорции должны сохраняться идентичными пропорциям фигур в других сценах.

«Во «Встрече Марии и Елизаветы» Мария сохраняет спокойную величавость и строго поставлена в профиль; Елизавета с ее старческим, морщинистым лицом склоняется и стремится заглянуть ей в глаза; Мария величественна и сдержанна, Елизавета более растрогана, и этот контраст составляет основу композиции»

М. Алпатов.

Новаторство Джотто проявилось в попытках отразить душевное состояние героев его произведений. Чувства героинь он передает посредством жестов. Именно они являются здесь ярким выражением характера и темперамента персонажей.

Об этой фреске говорят, что все изображенные на ней женщины беременные.

«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

и милость Его в роды родов к боящимся Его;

явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;

воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой»

Евангелие от Луки 1:39-56.

Поскольку именно на правой части алтарной арки помещена сцена встречи Марии с Елизаветой, добродетели также расположены на правой стене, к тому же этот фриз примыкает к изображению праведников в сцене страшного суда на западной стене.

встреча Девы Марии и праведной Елизаветы , состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки – Лк. 1:39-56.

Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39).

Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне ? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк. 1:41-45)

Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы, а в католицизме Радуйся, Мария.

В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55).

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима.

На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.

Недалеко от Иерусалима, примерно в семи километрах к юго-западу, находится небольшая деревушка. Именно в этом поселении жил Захария, отец Иоанна Крестителя, и Дева Мария посещала свою сестру Елизавету. На месте е1 жилища возвели церковь Посещения или же Встречи Девы Марии и святой Елизаветы.

Сначала это был обычный византийский храм, который датировался четвертым веком, но от него остался лишь остов, так как основное помещение было разрушено.

Сохранились малые части фрагментов более поздних построек церквей двенадцатого и четырнадцатого веков. Современный же храм был основан и построен в 1935 году. Интерьер храма щедро украшен фресками, иконами и мозаиками.

Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) – женщины просто разговаривают.

Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.

В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века.

Эпизод встречи Марии и Елизаветы – сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Cвятейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник – «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов».

Он празднуется через пять дней после Благовещения – 30 марта (12 апреля) , если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы.

В общецерковном календаре Русской православной церкви такое отдельное от Благовещения празднование отсутствует.

Горненский женский монастырь Иерусалим, Израиль

Горненский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме находится в районе Эйн Карем на западной окраине Иерусалима.

От этого источника дорога ведет к русскому Горненскому женскому монастырю. В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустину) купил здесь два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем смежные земли и построил приют для русских паломников. Средства на покупку были собраны в России по инициативе члена Государственного Совета Петра Мельникова.

Вскоре здесь начали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы.

Отцом Антонином составлена и служба праздника «Целования» на основании службы Благовещению. Архимандрит Антонин сам написал к этому празднику песнопения.

В 1911 года на территории монастыря началось строительство большого соборного храма, прерванное в 1914 году в связи с Первой мировой войной. Лишь в конце 2003 года при начальнике Миссии архимандрите Елисее (Ганабе) возобновились строительные работы.

К 160-летнему юбилею Миссии при начальнике Миссии архимандрите Тихоне (Зайцеве) строительство было завершено. 28 октября 2007 митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне - Святейший Патриарх, освятил собор малым чином в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Молебен на освящении собора возглавил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. В своем приветственном слове по окончании молебна он: «Мы прославляем Триединого Бога, сподобившего нас войти сегодня в новопостроенный храм, посвященный просиявшим в России святым.

Сей день радостный и праздничный, поскольку завершены работы по возведению здесь, во Святой Земле, нового храма, в котором будет возвещаться свидетельство веры».

Напомнив о гонениях, которым подвергалась Русская Церковь 70 лет, предстоятель Иерусалимской Церкви заявил: «Нисколько от этого не уменьшилась Её слава, Церковь ещё более укрепилась кровью мучеников, кровью, которая соединилась с Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И сегодня мы пожинаем плоды, которые принесла Русская Православная Церковь».

«Я хотел бы поблагодарить братскую Русскую Церковь, Его Высокопреосвященство митрополита Кирилла, который не жалел трудов, чтобы строительство этого храма было завершено. На богослужениях, которые совершаются в храме Гроба Господня, мы молимся о всех православных христианах. Надеемся, что Господь будет поспешествовать Святой Русской Церкви. Сегодня её радость является также и нашей радостью», - сказал в заключение Патриарх Феофил.

На территории находится также пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.

Вконтакте

Как я уже писала в предыдущем посте, дом мой находится не далеко от места встречи Марии и Елизаветы.
Род Марии славился своим высоким происхождением - от царя Давида - благочестием и ученостью. Говоря современным языком, Мария родилась в благороднейшей семье. Была долгожданным, вымоленным ребенком.
В свою третью от рождения осень(родилась Она 8 сентября) маленькая Мириам - именно так звучит ее имя по-древнееврейски, что значит:"превознесенная" - вместе с родителями вошла в храм, самостоятельно преодолев все 15 крутых ступенек! Вероятно, тогда же она произнесла свою первую большую молитву. Для всех родных и близких Иоакима и Анны, День введения и посвящения Марии в храм превратился в праздник, так как семья ее пользовалась в Назарете большим уважением и любовью.
Мария осталась жить при храме, окруженная заботливыми попечениями старейшин и особо почитаемых верующих женщин. Занималась рукоделиями искусно вышивала одежды, покрывала и различные украшения для церкви, в том числе - церковные облачения священников, что доверялось не каждому. Разум ее и добросердечие, усердие в молитвах, поражали и восхищали многих усердных в вере. Ее любили искренне и сердечно, старшие подруги обучали искусному ремеслу ткачества, разбирали с нею страницы священных книг.

В 14-ть лет - к тому времени Мария уже осталась сиротою (родители ее умерли в летах преклонных) - первосвященник храма вызвал Марию к себе и сказал, что согласно закону, принятому среди евреев, Мария должна выбрать себе спутника жизни, выйти замуж, основать дом, семью и покинуть храм.

Ей это тем более приличествовало, по разумению духовного наставника, что происходила то Мария, как раз из рода Давида, из той самой ветви, откуда должен появиться Мессия, Спаситель.


После того как были отобраны в храме Божием 12 благочестивых мужей из колена Давидова (много старше Марии, вдовцов, с детьми), Захария вошел в святилище с их жезлами, долго молился и оставил жезлы до утра в храме. Когда вошли на следующее утро - узнать было ли какое - либо знамение Господа для принятия решения, - то увидели что посох Иосифа, дальнего родственника Марии, чудесным образом расцвел: на нем появились листья. Иосиф к тому времени был глубоким старцем 80-ти лет, имеющим большую семью, взрослых детей,славился своим искусным ремеслом плотника, строителя жилищ для людей, добрым и кротким нравом, сострадательным сердцем, благочестием и усердием в вере.
Бедный плотник ввел в свое благородное, но почти нищее семейство, девушку из храма, привыкшую не к тяжелой работе, а к изящному ремеслу - рукоделию, шитью золотом и бисером, чтению священных книг, к уединению. Девушку которая годилась ему не только в дочери, но и во внучки - по возрасту! Он удивлялся странным поворотам судьбы и Воли Небесной, но еще более удивлялся тому с каким смирением и твердостью Духа, радостью даже, приняла Мария свой жребий. Она пошла за ним покорно, но твердо, ни минуты не сомневаясь, что этот смиренный и кроткий, чистый сердцем человек, будет ей лучшим защитником и покровителем

По скромности своей, вплоть до принесения Ей благой Вести, не могла она понять слов еще пророка Исайи:"Се Дева во чреве зачнет,"- хотя и часто их перечитывала. Да и кому из смертных дано понять глубочайший смысл значения этих простых вроде бы слов: "И зачнешь во чреве и родишь Сына и нарекут Ему имя - Иисус.. И будет он великий и назовется Сыном Вышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида…и воцарится вовеки и царствию Его не будет конца"?

Она не предала сомнению этих странных слов посланца Божия Гавриила и в конце его беседы с ним только и сказала:"Я - раба Господня. Да будет мне по Слову Твоему!" Она отринула тот внешний позор, который пал бы на Нее, не дай Ей Иосиф покровительства, она не задумалась, что в случае гнева Иосифа, ее могли бы закидать камнями, по древнему обычаю. Она склонила голову и смиренно, но вместе с тем и с достоинством, произнесла: Я - раба Господня.(И ничья более"! - читается между строк). Да будет мне по Слову Твоему!"(То есть- приму поношения и унижения, во Имя исполнения слов Твоих!").

Мария не сказала Иосифу о посещении посланца Бога и получении ею особой Благодати. Она (по совету посланца) отправилась в неблизкий путь к дальней родственнице Елизавете, чтобы у той получить духовную поддержку и утешение и поздравить с ожиданием ребенка. Мария сама была вымоленным чудом для родителей, поэтому искренне радовалась за Елизавету, которая, несмотря на возраст, обретет милость Божьего дара в ребенке. "Так ты узнаешь, что нет для Бога невозможного! - вспоминала она по дороге слова Гавриила. И Мария узнала это, потому что Елизавета приветствовала ее на пороге дома словами радости и благодарности за грядущее - рождения Марией Спасителя. У нее исчезли последние сомнения в правдивости пророчеств.


Visitation by Fra Angelico

Jean Fouquet. (c. 1415/20 - c.1480)
Visitation . c. 1453-1456.

Visitation, from Altarpiece of the Virgin (St Vaast Altarpiece) by Jacques Daret c. 1434 - 1435. Staatliche Museen, Berlin

Якоб Стрюб. «Встреча Марии и Елизаветы» , ок.

встреча марии и елизаветы ii, встреча марии и елизаветы песковой
Встреча Марии и Елисаветы , Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) - встреча Девы Марии и Праведной Елисаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк. 1:39-56).

В Католической церкви это событие вспоминается на празднике Посещения Пресвятой Девы Марии (31 мая или 2 июля).

  • 1 Рассказ евангелиста Луки
  • 2 Место встречи
  • 3 изобразительном искусстве
  • 4 Праздник
    • 4.1 Горненском монастыре
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Рассказ евангелиста Луки

Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39). Евангелие описывает встречу так:

Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Слова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария. ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

Место встречи

Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.

В изобразительном искусстве

Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) - женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.

Интересный момент - так как Елизавета замужняя женщина, а Мария - Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса.

    Картина Гирландайо

    Картина Пьеро ди Козимо

    Фреска в монастыре Matris Domini, Бергамо

    Мастер Литомержицкого алтаря. Створка Страговского алтаря.

В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века. Эпизод встречи Марии и Елизаветы - сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.

Праздник

Престольный праздник Посещения в одноимённой церкви в городе Серембан, Малайзия Фреска под куполом Нижней Церкви Посещения в Эйн-Кареме, посвящённая этому событию

Празднование дня Встречи (чаще используется термин «Посещение») имеет средневековое происхождение. Он отмечался францисканским орденом ещё до 1263 г., когда он был письменно рекомендован Святым Бонавентурой. Благодаря влиянию ордена он распространился, но всецерковное одобрение он получил только в 1389 г., по приказу Урбана VI.

Ранее отмечался 2 июля, потом дата была уточнена и перенесена на 31 мая, чтобы попасть между Благовещением и рождением Иоанна. Тем не менее, в некоторых Церквях она осталась фиксированной на прежней дате.

В честь праздника Посещения была названа женская монашеская конгрегация визитанток, созданная в 1610 году святым Франциском Сальским и святой Иоанной де Шанталь.

В Горненском монастыре

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Святейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник - «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Он празднуется через пять дней после Благовещения - 30 марта (12 апреля), если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы. общецерковном календаре Русской православной церкви такое празднование отсутствует.

См. также

  • Благовещение
  • Магнификат

Примечания

  1. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995, стр. 71-72
  2. Празднование Целования Мариино в русском Горненском монастыре (Эйн-Карем)
  3. Горненском монастыре близ Иерусалима отметили престольный праздник

Ссылки

  • Visitation of the Blessed Virgin Mary. The Catholic Encyclopedia Online
  • Толкование священников. Русс. яз.
  • Церковь Посещения в Иерусалиме

встреча марии и елизаветы i, встреча марии и елизаветы ii, встреча марии и елизаветы боярской, встреча марии и елизаветы песковой

Встреча Марии и Елизаветы Информацию О