Большая семья иеромонаха мелитона.


Это похоже на чудо — воздвижение храма Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому при детском доме слепоглухих в Сергиевом Посаде. Но когда слушаешь настоятеля отца Мелитона, понимаешь, что чуда нет. Этот храм — материализация мечты, любви, упорства, счастливого случая и молитв, и он не мог не возникнуть в этом месте.

Есть мнение, что слепой или глухой постигает мир более чутко.

Слепой человек мобилизует осязание, обоняние и интуицию. Но это материальная сторона. Есть ещё и духовная сторона. Вера видит, что глаз не видит, вера знает то, что ум ещё не постиг. Слепой с помощью интуиции и, главное, веры познаёт суть событий, людей. То есть слепые познают мир через себя. А мы видим слишком много лишнего, мишуру.

Вы можете привести пример такого прозрения?

Конечно. Мальчик имеет ряд нарушений здоровья: аутизм, различает лишь свет и тьму, нарушен опорно-двигательный аппарат. Такие дети часто совершают ряд монотонных движений, например, покачиваний, чтобы просто почувствовать своё существование. Он может, сидя у окна, мельтешить ладошкой перед глазами, создавая иллюзию движения.

И вот я наблюдаю, как в один из дней он не останавливается, как обычно, в коридоре у окна, а открывает дверь храма, поворачивается в сторону алтаря, где совсем нет света, делает земной поклон перед центральной иконой, подбегает к ней, кланяется и улыбается. Когда он понял, что я захожу в храм, опять закрылся в свою скорлупу и начал делать движения рукой. Но я смог запечатлеть эту улыбку на фото.

Это ли не доказательство, что ребёнок понимает особое предназначение храма и иконы? Это доказательство, что в храме ребёнок может скинуть с себя оковы болезни и повести себя как обычный человек.

Какую деятельность вы ведёте в храме?

Самое главное — предоставить детям возможность почувствовать связь с Богом. Для этого и построен храм — место особого пребывания Бога на земле.

Недавно дети почувствовали своего батюшку в непривычном качестве. Я был в повязке, не говорил и закрыл уши. Я воспринимал мир как они. Это было в Прощёное воскресенье. И получил СМС-сообщение. Ребёнок написал: «Мне кажется, что я твоими глазами начала видеть солнце, небо и звёзды, когда ты открыл глаза после встречи с нами. Я вижу, и я этому радуюсь. Пусть мои глаза мертвы, но моя душа живёт. Она плачет, она поёт». Это слепая девушка 16-летняя написала. В храме она почувствовала мир через меня.

Мы стремимся, чтобы дети почувствовали разницу между столовой, кабинетом врача, стадионом, актовым залом и — храмом. Разнообразие форм, которые наполняют храм, разнообразие тактильных и обонятельных ощущений, вызывает у них ощущение чего-то иного. В храме каждый предмет создан для использования. Дети через соприкосновение с предметами могут почувствовать присутствие Бога на земле. Мы учим ребенка материальную вещь воспринимать как мостик к тому святому, что за вещью стоит.

Слепой, слепоглухой, слепоглухонемой — это совершенно разные ступени. Со слепым легко можно общаться, со слепоглухим нужна уже какая-то адаптивная азбука, а вот слепоглухонемой — это трудно, всё на уровне догадок.

Сколько уже лет храму?

Более 10 лет. В 90-х годах студенты Московской Духовной семинарии, духовники Лавры приезжали и общались с детьми. Устраивали праздники и спектакли, дарили подарки и иконки. Постепенно из круга 20-30 человек осталось 2-3, которые сделали эти встречи частыми и систематическими. Дружба стала настоящей. Стало понятно, что надо иметь постоянное место встречи — не коридор, не актовый зал. Этим местом решили сделать храм. В 2000 году был создан домовый храм, перестроенный из трёх кабинетов детского дома.

Пять лет мы отслужили в домовом храме, места оказалось мало. И мы стали вместе с архитекторами мечтать, каким мог бы быть новый храм. Эскиз лежал год.

В один прекрасный день позвонил наместник Лавры и сказал: «Встречай гостя». Этим гостем оказался Сергей Александрович Обозов, работающий в атомной индустрии, который в одном из храмов Москвы взял почитать газету, где был описан один день жизни Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих и нашего храма. Он почитал, удивился, что о храме и детском доме ничего не знает, хотя является попечителем Лавры. Приехав, он увидел, кто работает здесь, увидел эскиз. Он понял, что рисунки должны воплотиться в жизнь.

И в 2006 году это случилось — началось строительство. В 2010 мы уже служили в новом храме. С декабря 2012 началось ежедневное богослужение. С осени прошлого года мы — один из храмов Лавры. Ещё идут отделочные работы, например, роспись храма.

Что особенного имеется в этом храме, чего нет в других?

Есть пространство храма, максимально адаптированное и для зрячего ребёнка, и для слепого, глухого, слепоглухого, для колясочника. Резные иконы, например, есть во всех храмах, они могут быть красивыми, но недоступны: не на той высоте, без надписей. Здесь почти все иконы ребёнок может «рассмотреть руками». Вся детализация выполнена ярким цветом, она понятна для слабовидящего.

В нашем храме есть сурдопедагог (переводчик для глухих) и тифлопедагог (переводчик для слепоглухих). Дети здесь не «стадо овечек»: привели и увели. Здесь всё дают потрогать, объясняют назначение, использование, смысл.

У нас особый иконостас. Царские врата, и по сторонам от них — окна, которые дают возможность детям заглянуть внутрь алтаря. То есть имеется связь между храмом и алтарём. Это редкая конструкция, такого «прозрачного» иконостаса практически нигде не встретишь, но владыка Феогност благословил.

Имеется открытый придел святой блаженной Матроны Московской. Он сделан, чтобы ребёнок мог находиться вблизи престола. Служба здесь как на ладони, в живом контакте. Возникает ощущение сослужения, сопричастности.

В нижнем храме святителя Луки Симферопольского и Крымского купель с удобной лестницей украшена разными сюжетами, связанными с водой. Это объёмные керамические изображения, которые наглядно показывают историю Церкви, и какое значение имеет водная стихия в жизни человека. Ребёнок познаёт окружающий мир через эти барельефы.

Иконы выполнены на определенном уровне по высоте и все подписаны брайлевским шрифтом. Храм стараемся наполнить объёмными иконами. Это и гипс, и камень, и дерево. Дети изучают разнообразие материалов, ликов святых. Мученица Татьяна — с кадилом, потому что она ней диаконисса, блаженная Матрона с чётками, потому что много молилась, блаженная Ксения с посохом, потому что путешествовала, святитель Лука с посохом и медицинскими инструментами, потому что врач. Их житие рассказывается на иконах. Дети и сами рассказывают о житиях святых.

Каким образом? Каким-то детским своим языком?

У нас дети — те, кто могут связно говорить — читают проповеди на амвоне. Они вкладывают глубокий смысл в свои монологи. Слепые дети поют на клиросе. Глухие алтарничают и пономарят в храме, помогают священнику. Глухие помогают слепым, звонят в колокола, открывают врата, носят свечи. И со временем ребёнок, включаясь в богослужение, познаёт сущность обрядов, понимает, зачем всё это делается. Раньше мы к детям ходили по отделениям и рассказывали, а теперь, когда есть храм, дети сами приходят или их приводят.

Какого возраста дети бывают в храме?

С 3 до 18 лет. То есть некоторые проживают здесь достаточно долгую жизнь.

Чтобы колясочнику попасть в храм с улицы, сделана пристройка. В верхнем храме есть отдельный пандус. Есть переход, который соединяет храм и детский дом.

Вероника Леонтьева, один из организаторов фестиваля детских социальных учреждений «Пасхальная радость», в переходе, соединяющем храм и детский дом слепоглухих.

Не в каждом храме есть и большая колокольня, и маленькая. У нас колясочники могут подъехать к маленькой колокольне. Есть наставники, которые могут показать им, как звонить в колокола, и они сами могут попробовать.

В переходе у нас галерея, где мы делаем разные выставки и для гостей, и для детей. Вот, например, фотографии с фестиваля «Пасхальная радость» 2012 года. Здесь колокольчики, которые звенят каждый своим звуком, и фигурки, привезённые из разных мест. Их можно посмотреть, потрогать, позвонить.

Дети, которые участвуют в службах, могут после выпуска из Детского дома служить где-нибудь в храме?

Про всех неизвестно, но есть один ученик, глухой, который под Петрозаводском при храме помогает батюшке. Однако не всякий батюшка знает, как обращаться с такими людьми, не каждый знает язык глухих. Общественная среда не приспособлена для таких людей. И души людей ещё не приспособлены к восприятию таких людей.

Мы, например, ставили эксперимент. Наши выпускники, слепые, шли по улицам Сергиева Посада, а на расстоянии от них шёл человек, который за ними приглядывал. И к кому бы они ни обращались на улицах, в магазинах, никто не отказывал, все помогали. А вот в Александрове такие люди не смогли даже добраться до музея. Они писали записки, но никто им не помог, не объяснил.

Здесь бывают дети только из нашего Детского дома?

Нет, он для всех. При храме создан благотворительный фонд имени преподобного Сергия Радонежского. Фонд действует уже семь лет и охватывает все социальные учреждения Сергиево-Посадского района. Мы общаемся с Бужаниновским детским домом, детским домом «Берёзка», домом-интернатом в Жучках. Дети очень любят к нам приезжать, особенно, в праздники. Из Москвы приезжают.

В каком архитектурном стиле выстроен храм?

Это псковско-новгородская архитектура, северный стиль. Храм начинал строить иеродиакон Антоний, потом он под именем Киприана ушёл в скит Преподобного Сергия. Завершал строительство Вячеслав Николаевич Ижиков, архитектор из Переславля, сам колясочник.

Но без человека любой храм остаётся неживым. Всё зависит от педагога, который приведёт в храм, покажет, расскажет. Важно, чтобы завязалась дружба кого-то из прихожан с этими детьми. Хотя это большая ответственность.

Скоро Третий фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость». Ваши дети выйдут на сцену Дворца Гагарина. Но ведь это для них стресс!

Это можно назвать положительным стрессом. У любого ребёнка с инвалидностью есть способности, которые могут помочь ему проявиться себя. И эта сцена, пространство встречи разных талантов дают детям новые возможности — увидеть свой талант на фоне других, поучиться. Ребёнок чувствует праздник и чувствует, что он нужен, что он не один, а со всеми вместе. И это вызывает у ребёнка счастье.

Как вы относитесь к недавнему запрету на усыновление российских детей иностранцами?

Нельзя сказать, что все дети, которых усыновили, и все инвалиды, которым оказывают квалифицированную помощь за рубежом, несчастны. Есть и у нас много примеров плохого обращения с детьми, не только приёмными родителями, но и родными. Везде есть перегибы. Нельзя решать политические вопросы на негативном примере нескольких детей. Это не забота о детях, а манипулирование детьми в каких-то своих интересах.

Сейчас государство, похоже, проснулось, больше стало внимания к детям с инвалидностью.

Да, но главное не решено. Больше семи лет мы работаем в контакте с детскими учреждениями и понимаем, что самая большая проблема — это выпускники. Голодными они не будут. Но что им делать? Как жить человеку с инвалидностью одному, когда у него нет семьи, он никому не нужен, когда на работе никому не охота с ним возиться? Пить? Прозябать? Поэтому мы сейчас строим церковно-приходской дом, где достигшие совершеннолетия могли бы жить, работать. Но это отдельная большая тема.

Игорь Борисов

Отец Мелитон, факты биографии:

1974 — родился в Бресте, Белоруссия, мирское имя Сергей Присада.

Конец 1980-х — интерес к литературе о душе. Школьная учительница даёт почитать «Православие и религию будущего» Серафима Роуза, монаха, который опытным путём прошёл через мировые религии и понял, что истинная религия — православие.

1990-е годы — армия, учёба в педагогическом институте, работа в школе, одновременно — работа в воскресной школе.

1998 — посещение старца Николая на острове Залит, Псковская область, которое стало решающим в судьбе.

1999 — поступление в Семинарию в Сергиевом Посаде.

2004 — благословение духовника Лавры отца Кирилла на монашеский постриг.

2005 — назначение настоятелем домового храма при Сергиево-Посадском Детском доме, который вскоре обрёл свои собственные стены.

В селе Воробьецово Ивановской области живет необычная семья, где есть дети незрячие, глухонемые, хромые. Они сами ведут хозяйство, выращивают то, что потом идет к ним на стол, ухаживают за домашними животными. Глава семьи -иеромонах Мелитон (Присада) . О том, чем и как, на какие средства живут в его семье дети, отец Мелитон рассказал «Правмиру».

Лучшая терапия

Дети в детских домах воспитываются потребителями, считающими, что всё приходит к ним само. То, что мы делаем, как раз и является реабилитацией и терапией от потребительства и от безделья в городских стенах. В городе ребенка можно занять в кружке только раз-два в неделю. Здесь дети трудятся для того, чтобы сесть за стол и что-то скушать. Для этого они пропалывают грядки, поливают огурцы, помидоры в теплице. Они понимают, как это всё дается.

У нас была даже практика, когда слепые сажали картошку. Мы вбивали два колышка, натягивали между ними ниточку, давали простой черенок в руки, лопату, корзинку с картошкой. И двое слепых спокойно по этой ниточке делали лунку, туда засаживали картошку, притаптывали ногой. Потом мы из двух корзинок собрали пять мешков картошки.

В гости к нам иногда приезжает уникальный слепой парень из Твери, который самостоятельно работает с топором. Даже когда к нам приезжали три добровольца - парня из Москвы, чтобы заботиться о наших инвалидах, он превзошел их, зрячих, в рубке дров, быстрее и лучше справляясь с этой работой, чем они.

Он спокойно обращается с дрелью, с болгаркой. Когда мы делали ремонт, они оббивал вагонкой дом, шкурил бревна, собирал дрова. Понятно, что каждый в разной мере может освоить ту или иную работу, если рядом находится взрослый, который может научить и показать.

Если ребенок отказывается что-то делать, он лишается того, ради чего эта работа происходит. Например, собираем ягоды, ребенок ленится, значит, получит ровно столько ягод, сколько собрал, пока другие будут есть вволю. Вот таким наглядным образом дети учатся оценивать результат своего труда. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда - вот они эту рыбку, если труд не приложат, не вытащат и на тарелку не положат.

Бывает, что дурной пример приходит извне. Как-то приехали к нам человек пять 12-13-летних отроков, и каждый из них собрался помогать другому ребенку. А получалось так, что наши инвалиды больше были научены и приучены к труду, чем те, кто приехал помогать им как волонтер.

Как-то двое колясочников, практически не владеющих ногами, вдвоем перенесли целую поленницу дров за два дня, что не сумели сделать пятеро здоровых «домашних» детей. Инвалиды иногда показывают такой пример подвига, преодоления самих себя. А дети из обычных семей чаще оказываются избалованными, не готовыми к малейшему усилию. Наши, глядя на них, порой начинают вести себя так же.

Это кропотливый труд, - десять раз повторить ребенку, чтобы он на одиннадцатый раз выполнил просьбу. Или десять раз повторить с ним работу, которая у него не получается, чтобы в итоге получилось.

Вообще - это бич всех современных детей - у них ослаблена эмоционально-волевая сфера. А остальное - индивидуально с каждым ребенком. Кому-то нравится за лошадкой ухаживать, кому-то нравится с собаками гулять. Если гулять с собаками, то мы после этого их расчесываем, убираем в вольере, а на прогулке нужно следить, чтобы они птиц не перетаскали.

«Мамы, папы и бабушки»

В нашей маленькой приходской сельской семье служат и работают люди, ставшие мамами и папами для детей, а не «посетителями», которые разово пришли, подарили им конфеты, игрушки и с чувством выполненного долга ушли. Они не уходят на выходные, не работают посменно - они постоянно с детьми, как и положено родителям. Они сделали детям главный подарок - подарили себя, свое время.

Несколько человек первоначально были добровольцами, волонтерами и решили остаться с детьми. Одна такая помощница, приехавшая пять лет назад, чтобы заниматься с инвалидами, стала уже монахиней Параскевой - Великим постом у нас был первый монашеский постриг. Кроме нее у нас есть еще две сестры милосердия - Наталья Банько и Маргарита Гави - педагог и регент в храме.

Кстати, наши воспитанники участвуют в церковной жизни, в богослужениях. Девочка с ДЦП поет на клиросе, слепой мальчик пономарит, алтарничает, проповеди читает.

В повседневной жизни дети активно помогают друг другу: слепому читают, того, кто не может самостоятельно двигаться, сопровождают повсюду. Старшие следят за младшими, младшие помогают старшим в том, в чем те немощны.

Получается такая большая семья, где битый битого везет.

Материальная сторона жизни

У некоторых детей и взрослых есть своя пенсия - небольшая, от пяти до восьми тысяч рублей. То есть это какие-то минимальные средства для существования. А в основном живем на пожертвования, как в принципе вся Церковь существует на десятину. Вот и мы существуем на какую-то условную десятину от наших добрых друзей и единомышленников, которые знают о нашей деятельности, о наших нуждах, помогают, чтобы условия проживания детей были комфортными, удобными для инвалидов.

Всё началось с того, что мы просто приобрели колхозный дом на две семьи. Хотя дом - это громко сказано, он представлял из себя сарай. Постепенно, на протяжении примерно семи лет всё благоустраивалось. Теперь у нас три дома. В одном живут девочки. В другом - мальчики. В третьем - могут остановиться друзья, гости. А в храме мы создаем богадельню: иногда у нас живут престарелые люди - одна-две бабушки, у которых родные дети - алкоголики и ведут себя неадекватно. На момент такого неадекватного поведения они переезжают к нам.

Еще у нас живут трое мужчин, в силу разных обстоятельств оказавшиеся здесь, которые помогают нам вести хозяйство и учат этому детей.

На данный момент мы обзавелись пасекой, пытаемся собирать мед. Также у нас есть птицы - куры, гуси, индюки, фазаны, цесарочки, такой птичий двор. Плюс скотный двор - козочки, овечки, барашки. Недавно появилась лошадка - для того, чтобы можно было заниматься иппотерапией в перспективе.

Есть сад, огород, где дети тоже могут при желании научиться самостоятельности. Вообще я считаю, что сельская жизнь - самая лучшая терапия. Здесь здоровый образ жизни, что посадили, то и собрали, и на тарелку положили и съели. Это важно, когда дети видят произведенное от трудов своих.

Бабушки тоже помогают - одна вышивает иконы, другая делает свечки, готовят кушать.

Обычный день необычной семьи

Есть у нас воспитатель Наталья, которая занимается детьми. Она и регент в храме. Распорядок жизни у нас такой: утром подъем, зарядка, потом утренняя молитва, потом завтрак. Потом идут какие-то дела у детей: прогуляться с собаками, убрать в вольере, накормить животных. Недавно нам подарили еще хорька, ежика, морскую свинку. И вот ко всем нашим козочкам, овечкам, барашкам, лошадкам создался контактный зоопарк. Дети находятся в постоянном общении с животным миром и учатся заботиться о нем.

Затем идут занятия у взрослых детей, например, музыкальные. Один мальчик учится играть на баяне. Девочка с ДЦП занимается вокалом. Глухонемая девочка учится рисовать. Все они, когда нет каникул, учатся в школе искусств города Заволжска - ездят на уроки два раза в неделю. Раз в неделю ездят в общеобразовательную сельскую школу на уроки православной культуры. По воскресным дням посещают воскресную школу при храме. Читают вместе с педагогом жития, интересные и полезные книжки. Наши дети расширяют свой кругозор - читают книги, смотрят фильмы.

На летних каникулах к нам приезжают дети из Заволжска, живут вместе с нами - кто-то неделю, кто-то месяц, кто-то всё лето. Особенно ребята старшего возраста, они как волонтеры ухаживают за маленькими и за инвалидами. Гуляют с ними по лесу, собирают грибы, ягоды.

Наша семья ездит в паломнические поездки - в близлежащие и дальние города. Дети участвуют в разных фестивалях детского творчества инвалидов, в концертах, которые мы организовываем.

Как водится в семьях, мы принимаем гостей. К нам приезжают дружественные семьи с детьми-инвалидами из Сергиева Посада, из Москвы, из других городов. Также к нам приезжают на каникулы некоторые приюты. Недавно у нас была Николо-Шартомская гимназия, гостил приют Рождественский из Калужской области, семейный приют «Полярная звезда» из Москвы.

Медовая история

Десять лет назад, когда я только еще получил послушание окормлять детские дома в Сергиево-Посадском районе, в Сергиево-Посадский детский дом приехал келарь Лавры, который сейчас является митрополитом Кемеровским Аристархом. Вот он, еще будучи игуменом Аристархом, приехал в гости и спросил группу детей, которые были в то время в храме: какие бы подарки они хотели. Стали просить, кто что - куклу, машинку, конфеты и так далее. А один мальчик сказал: «Хочу мед». Это удивило келаря, и он мне предложил: «Приди ко мне на склад сегодня, я дам для твоего отрока банку меда».

В этот же день я поехал в другой лаврский скит, где мы брали свечи. Загружаю свечи для храма, а после этого мне предлагают, хотя я даже не спрашивал: «Не хочешь ли ты, батюшка, меда, можем тебя медком угостить». Я говорю: «Замечательно, мне не надо будет ехать на другой склад, всё здесь получу». Взял свою маленькую сумочку, пошел на склад за медом. Мне говорят: «Батюшка, подъезжай на машине». И мне загрузили 93 трехлитровых банки меда. То есть на просьбу одного слепого маленького мальчика Господь в этот же день сразу же послал столько меда, что хватило на все детские дома Сергиево-Посадского района.

Что интересно, на протяжении последних десяти лет мед приходит постоянно, как только он заканчивается, - посылки от совершенно разных людей, из разных мест: кто коробку, кто целый бидон, кто пару баночек меда.

Когда я переехал в сельскую местность, появилась мечта, чтобы мед был свой, тем более имя Мелитон переводится как наполненный медом. Мы завели пасеку. Сейчас у нас 10 ульев. Один из них был подарен местными бабушками. Еще восемь ульев к нам приехали из Волоколамска - кто-то уезжал, продавал родительский дом, оставалась живая пасека. Узнали о нас и за целых 600 километров привезли ее к нам. И мы начали осваивать науку пчеловодства.

Полученным медом мы делимся, и чем больше делимся, тем больше нам его привозят.

С материальными средствами так же, как с медом. У нас нет каких-то постоянных государственных дотаций. Господь посылает средств ровно столько, сколько необходимо для жизни детей. Было один-два ребенка - было столько средств. Появилось семь детей - Господь посылает, чтобы хватило на каждое дитя. Конечно, эти поступления никогда не возможно предугадать или планировать постоянный бюджет.

Для всех трех домов мы выкопали новый колодец, провели воду, чтобы детям не ходить далеко за водой. Хотя раньше дети, в том числе слепые, на санках зимой, на тележке летом ходили за водой за полкилометра. Грели ее в тазиках, в бочках, чтобы помыться.

Мы используем любую возможность для того, чтобы создать все удобства. Сделали санузлы - поставили септики.

Прежде, чем начать копать колодец, отслужили молебен. Когда уже работа пошла, рабочие наткнулись сразу на три родника. Сами рабочие были удивлены - редкий случай, когда они попадают на один родничок, это у них считается удачей, а у нас сразу три родничка… То есть из 12 колец у нас 5 колец в воде постоянно.

Вот как Господь слышит молитвы детей-инвалидов.

О теплой воде и пандусе

Хотелось бы найти средства, чтобы еще лучше обустроить быт детей. Например, мы уже сделали деревянные настилы вокруг всех домов и поручни, чтобы любой ребенок-инвалид: на коляске, слепой, хромой мог абсолютно самостоятельно передвигаться по всей территории.

Хотелось сделать подобную систему между теплицами, птичьим двором, скотным двором, летней кухней и другими постройками, чтобы у детей была возможность передвигаться самостоятельно.

Актуальной проблемой всегда остается транспорт, учитывая наше российское бездорожье.

Поскольку у нас семья большая, нам один замечательный человек, проникнувшись нуждами подворья, подарил семиместный автомобиль для городской езды. А в деревне мы используем еще УАЗ, который постоянно чиним. Поэтому мы ищем какую-то возможность, вместе с детьми молимся, чтобы появилась еще одна машина, на которой мы могли бы ездить в храм, в город, на уроки, везде. Потому что если, например, я на машине уезжаю, то все, кто живет на подворье, - около десятка человек - остаются без средства передвижения: ни в магазин, ни в храм.

Воду мы провели, теперь нужно ее нагревать - нужны электрокотлы в каждый дом, чтобы у детей была горячая вода (сами дома отапливаются дровами).

В нашей общине живет в среднем 15 человек, которых ежедневно надо накормить, которым нужно постирать одежду (детям ее нужно и приобрести) и так далее. Содержание всех людей, по нашим примерным подсчетам, в месяц требует порядка 150 тысяч рублей, чтобы поддерживать жизнеспособность подворья. Сюда входит и содержание транспорта, и зарплата тех людей, которые себя полностью отдали этому служению. Это такая работа, когда у тебя нет ни выходных, ни обеденного времени. Ты просто круглые сутки работаешь мамой, папой, бабушкой, дедушкой для всех.

Будучи хорошими специалистами и имея возможность в других условиях зарабатывать гораздо больше, здесь они получают по 10-15 тысяч рублей. И этот прожиточный минимум просто необходим для поддержания их семей - больные родители, свои больные дети.

Нужен нам и холодильник. Кроме того, что мы выкопали погреб, чтобы можно было какие-то запасы хранить: огурцы сейчас засаливаем, из помидоров заготовки делаем, грибы сушим, веники вяжем. Для всего этого нужны подсобные помещения. Это тоже средства.

Всегда необходимость в пылесосе - подобная техника в сельских условиях долго не выдерживает: пылесос только лето живет, потом полностью забивается. Нужна и другая техника - бензопила, газонокосилка. Была у нас бензопила, но где-то попали на гвоздь и всё, надо менять или чинить.

И это только траты по хозяйству. А что касается всех мастерских, которые мы пытаемся отремонтировать, там совершенно другие сметы, совершенно другие расходы. Или, например, приехал человек к нам, говорит: «Я хочу помочь вам сделать музей русского быта». Вот он приезжает к нам, помогает ремонтировать комнату, где будет музей, вкладывает средства.

Другой человек приезжает и говорит: «Я хочу оборудовать класс, где воскресная школа занимается, потому что у меня тоже дети хотят сюда ходить». И он помогает отремонтировать комнату воскресного класса, какую-то мебель для детей приобрести. Кто-то хочет помочь в храме, утварью какой-то украсить. И человек украшает храм.

Ты всё время живешь в состоянии: «Господи, помилуй, Господи, помоги, поддержи», потому что ты не на бюджете находишься, когда ты знаешь, что ежемесячно придет конкретная сумма, а живешь верой и надеждой, что Господь пошлет всё необходимое. Понятно, что ты для этого что-то делаешь: печатаешь буклеты, открываешь окно в фейсбуке, кого-то приглашаешь или где-то организовываешь благотворительные концерты, чтобы люди пришли, собрали какие-то средства. Ходишь, молишься, вздыхаешь, переживаешь. И это называется не усталостью, это постоянное напряжение. Расслабляться некогда.

Сказать, что дети не расстраивают - да, расстраивают. Да, они не слушаются. Да, они поступают так, как сказано в Священном Писании, когда десять человек получили исцеление, а один из них благодарит. Всё один к одному. И Каин Авелю завидует, и брат брата за похлебку продает. Все библейские мысли переживаешь в реальной жизни - и разочарования, и, наоборот, какие-то радостные события.

Понятно, что когда взрослые работают без выходных, тоже могут быть проблемы, напряжение: каждый нуждается в каком-то времени, когда надо уединиться, отдохнуть, сменить обстановку, чтобы трудиться дальше. Поэтому стараемся отправлять наших сотрудников в отпуск. Вот одна наша монахиня, родом из Якутии, ездила на Камчатку - ей нужен активный, миссионерский отдых. Другую сотрудницу нужно отправить куда-то на лечение, поправить здоровье. Сейчас к нам из Минска приехала слепая певица, мы с ней десять лет уже знакомы. Она учит нашего слепого музыканта игре, нашу девочку - вокальным навыкам. Мне хотелось отблагодарить ее за труд и работу, и мы осуществили ее мечту - свозили в Иерусалим.

Дети мечтали о лошадке, я поместил объявление на фейсбуке. А минимальная цена этой мечте - 50 тысяч рублей. И надо было еще эту мечту привезти. Совершенно незнакомый человек просто прочитал, ему эта мечта детская понравилась. И он решил ее осуществить. Женщина сделала объявление на фейсбуке: «Те, кто хочет меня поздравить на мои 33 года, не тратьте лишние деньги на лишние подарки. Подарком для меня будет осуществление детской мечты».

Она стала собирать средства, и за две недели собрали на лошадку. И свои 33 года она приехала отпраздновать не во Францию, как принято в кругу ее друзей, а к нам, в сельский дом, к незнакомым детям, к незнакомому батюшке и привезла средства для того, чтобы исполнить их мечту.

Наши нужды очень долго можно перечислять: и по двум храмам, и по подворью. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому мы стараемся быть открытыми для приезда людей, готовы принять какое-то количество гостей со своими семьями или какие-то приюты, которые могут приехать, побыть в хорошем месте, на берегу Волги, отдохнуть, потрудиться, вместе помолиться в храме, попутешествовать по близлежащим святым местам. И мы можем помочь организовать такой досуг и отдых. Мы не только говорим о том, что нам надо, но и о том, что сами можем дать и предложить со своей стороны тем, кто к нам приезжает. Поэтому с радостью приглашаем в гости всех неравнодушных людей.

после окончания семинарии занимался окормлением детских домов Сергиево-Посадского района Московской области, в том числе детского дома для слепоглухих, где был построен новый храм, в котором с 2010 года начались ежедневные богослужения.

Два года назад он переехал в Ивановскую область.

В начале декабря 2013 года указом Патриарха, по благословению духовника Илия (Ноздрина) иеромонах Мелитон был назначен в Кинешемскую епархию для работы с инвалидами. Но знаком он с этим местом вот уже десять лет, именно сюда, по благословению отца Кирилла (Павлова) перевез тогда своих родителей.

В 2013 году здесь организовался храм во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Долматовский. Через полтора года заложен новый храм в близлежащем селе в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость». При храме преподобного Сергия запланированы мастерские, воскресная школа, музей русского быта. Начало уже положено, идут работы над созданием керамической мастерской, столярной мастерской, швейной мастерской, свечной мастерской. В планах - открыть и пекарню, просфорню для того, чтобы дети-инвалиды имели возможность трудоустройства.

Кто живет в доме

Раньше, на протяжении десяти лет, дети приезжали сюда только на каникулы - зимние, летние, весенние и осенние. Привозили детей из детских домов, чтобы они пожили в семейных условиях. Приезжали и выпускники детских домов - чтобы учиться самостоятельной жизни.

Теперь дети в сельском церковно-приходском доме реабилитации и социальной адаптации сопровождаемого проживания для инвалидов, выпускников детских домов-интернатов и детей-сирот с инвалидностью живут постоянно. Это их дом.

Здесь живет слепой мальчик из Калининградской области - его привезли родственники, которые приехали жить вместе с ним. Они как раз являются организаторами столярной мастерской и изостудии.

Среди обитателей дома также глухонемая девочка Виктория из Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих. С ней живет ее брат, семилетний Глеб, над которым у иеромонаха Мелитона оформлена опека: его родители находятся в заключении, лишены родительских прав. Но они попросили, чтобы ребенок находился при отце Мелитоне, чтобы у них была возможность навещать его после освобождения. Поскольку была большая вероятность, что его усыновят и они никогда больше не увидят своего ребенка.

А еще 23-летняя Аня с ДЦП, выпускница Сергиево-Посадского детского дома-интерната «Березка». Когда ее перевели в психоневрологический интернат, она выразила желание переехать в Воробьецово. Теперь ее друг по интернату Евгений также собирается переезжать туда.

Среди обитателей домашнего приюта - Андрей, взрослый глухонемой выпускник Сергиево-Посадского детского дома. Он живет здесь уже практически 10 лет.

Шестилетнюю Софию из Сергиева Посада привезла бабушка: она воспитывает еще пятерых внуков и просто не справляется.

То есть за два года, которые прошли с момента переезда иеромонаха Мелитона из Сергиева Посада в Ивановскую область, в приюте появилось семь человек, которые живут здесь постоянно. И еще два человека собираются переехать сюда в ближайшее время.

На семинаре собрались люди различных возрастов и профессии. Всех их объединило одна общая идея - желание возрождения православных семейных традиций. Забегая вперед скажу, что разговор получился очень интересным, благодаря главному герою и докладчику семинара отцу Мелитону и искреннему желанию присутствующих понять, что же такое традиционные православные семейные ценности.

Вечер вела известный общественный деятель Надежда Юшкина. Она рассказала, что благодаря усилиям отца Мелитона в селе Воробьецово Ивановской области организовано подворье «Благодать», которое стало родным домом и большой православной семьей для детей-сирот, инвалидов-колясочников, выпускников интернатов для детей с ограниченными возможностями. Поделилась Надежда также своими впечатлениями от посещения подворья. Затем слово взял батюшка.

Отец Мелитон рассказал свое видение, как создать православную семью и на какие важные аспекты следует при этом обратить внимание, как строить семью по заповедям Божиим, об ответственности родителей перед Богом, о нравственности в советскую и современную эпохи. Батюшка также поведал, как избежать столкновений в семейной жизни, разрешать конфликтные ситуации, как достичь мира и взаимопонимания в браке.

По его словам Господь определил в семье главенство мужа. «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела: Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:23-24). Следовательно, подчеркнул отец Мелитон, православная семейная иерархия выглядит таким образом: Бог Отец - Творец, отец, творец сына, мать, которая «за мужем». То есть главный в доме папа, он чтит Бога, а мама слушает папу, она замужем. Когда мы с детства прививаем ребенку основы семейной жизни, которые начинаются с четкой семейной иерархии, когда все на своих местах, тогда и ребенок органично занимает свое место в семье. Если мы даем ребенку свободу выбора: уважать или не уважать отца, почитать или не почитать мать, принимать ли свою больную сестру - мы имеем нарушение высшей нравственной моральной ценности, почитания старших. И потому, к сожалению, те, кто строит наше общество без этих моральных традиционных базовых ценностей, тот приводит общество к тому, что братья и сестры, если они оказываются больными, они становятся ненужными.

По мнению отца Мелитона, иерархичность – это начало здоровой семейной традиции. Бог, муж, жена, дети – в системе такой иерархии начинает формироваться правильное познание мира, мировозрение.

В заключении семинара батюшка ответил на многочисленные вопросы присутствующих.

Восьмой год насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Мелитон (Присада) окормляет Сергиево-Посадский интернат для слепоглухонемых детей. В интервью Правмиру он рассказал о своем пути к Богу и работе с детьми.

Отец Мелитон со слепой от рождения певицей из Белоруссии Ольгой Патрий

Иеромонах Мелитон (Присада) родился в 1974 году в Бресте. Окончил факультет детской психологии и дефектологии Брестского педагогического института. Год служил в армии, три года проработал в школе дефектологом. В 1999 году поступил в Московскую духовную семинарию. В 2004 принял постриг и рукоположен в иеродиакона, в 2005 - в иеромонаха. С сентября 2005 настоятель храма прп. Сергия Радонежского в интернате для слепоглухих детей.

Интерес к человеку

Отец Мелитон, до семинарии вы закончили факультет дефектологии. Мужчины редко выбирают эту специальность. Что привело вас туда?

Любознательность. Я с шести лет занимался спортом, ездил на соревнования, общался с разными людьми, и это пробудило во мне интерес вообще к человеку, человеческим чувствам, переживаниям. А когда учился в старших классах, в начале девяностых, появилось много книг и статей на духовные темы, 70 лет считавшиеся запретными.

К концу школы я мог поступить в физкультурный, но именно потому, что всерьез интересовался душой, выбрал факультет детской психологии и дефектологии.

- Вы тогда еще не были воцерковлены?

Как раз первые годы учебы в институте совпали с активным . Духовные поиски начались еще в школе, и поначалу меня, как и многих, больше привлекали восточные религии, казалось, что именно они помогут мне понять человека во всей глубине и полноте.

Но моя учительница французского языка, увидев мой интерес к Востоку, дала почитать книгу отца Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего». С этой книжки в 11 классе и началось мое знакомство с Православием. В классе сложился круг друзей-единомышленников - мы вместе искали и, хотя поступили в разные вузы, продолжали общаться и вместе начали воцерковляться, паломничали по святым местам. И даже окормляться стали в одном приходе - у отца Евгения Семенюка.

Не разочаровались в психологии? Сейчас страсти поутихли, а еще лет десять назад многие спорили, совместимо ли христианство с психологией и вообще можно ли считать психологию наукой.

Разочарования не было. Наоборот, параллельное чтение святых отцов и изучение классической побуждало к анализу, сравнениям, помогало отфильтровать книги по психологии, отделить в них пшеницу от плевел. Но до таких крайностей, чтобы отрицать всю психологию, не считать ее наукой, я не доходил.

Преподаватели с пониманием и уважением относились к моему воцерковлению. С преподавательницей теории религии и свободомыслия мы дружили, общались не только во время занятий. Она была атеисткой, но интересовалась моими поисками, а я - ее взглядами, аргументами. А декан, узнав, что я много езжу по монастырям, попросил меня найти информацию о его дедушке - митрополите Питириме, скончавшемся в 1961 году. Я еще не знал, куда обращаться по таким вопросам, писал письма в разные церковные издания, и нашел нужную информацию.

Сам декан был атеист, но и о своих духовных корнях вспомнил, и к моим поездкам по монастырям благосклонно относился.

Вот в армии, где я год служил после института (а тогда, в 1996–1997 годах, в белорусской армии еще не было военных капелланов), моя вера получила более серьезную закалку.

Из школьных дефектологов - в семинаристы

После армии три года работал в школе психологом и дефектологом и одновременно преподавал в воскресной школе в монастыре Афанасия Брестского. Уже понимал, что хочу служить в Церкви. Еще во время учебы были мысли уйти в монастырь, но родители удержали. Сказали: закончишь институт, отслужишь армию, отдашь государству долг - отработаешь три года, а потом выбирай.


Ольга Патрий возле иконы святителя Нектария Эгинского

Я и выбрал. На третьем году работы послали меня в Минск на курсы повышения квалификации. Как раз тогда в Минске открылись первые курсы по религиоведению. И я до обеда ходил на курсы по дефектологии, на которые меня и командировали, а после обеда, уже по собственному желанию - на курсы по религиоведению. Вернулся в Брест в апреле и сказал директору, что так хорошо повысил квалификацию, что буду поступать в семинарию.

Удивил его. Не все меня поняли, но духовник, отец Евгений, поддержал, причем посоветовал поступать именно в Московскую семинарию, так как сам там учился. Родители уже не препятствовали, поскольку сами постепенно воцерковились и еще во время моей учебы в институте обвенчались.

Когда закончился учебный год, уволился с работы, и у меня всего месяц оставался на подготовку к экзаменам. Кстати, готовила меня Ирина Константиновна, моя школьная учительница французского, о которой я рассказывал. Она сразу поддержала меня. По милости Божьей поступил. Это было в 1999 году.

- Еще в студенческие годы вы думали о монашестве. Не было сомнений, что это ваш путь?

Почему же? Сомневался. И в студенческие годы, и когда работал в школе, возникали мысли о женитьбе. В семинарии тем более - там и иконописная, и регентская школа, было много талантливых, творческих и одновременно очень духовных девушек, но все-таки жажда чего-то большего перевесила душевные желания. По серьезным вопросам я обращался к архимандриту Кириллу (Павлову). И после третьего курса Успенским постом он благословил меня писать прошение о .

На четвертом курсе мне назначили послушание в педагогическом отделе - мы помогали детским учреждениям в Сергиевом Посаде. Польза, я считаю, была обоюдная - , инвалиды получали духовное окормление, а студенты проходили педагогическую практику, обретали навыки работы с детьми.


Т.И. Корсакова и бывший воспитанник Александр переводят воспитанникам богослужение И снова к детям

В 2005 году неожиданно скончался иеромонах Зенон, окормлявший Сергиево-Посадский детский дом для . Хотя я был еще иеродиаконом, владыка Феогност - наместник Лавры - написал ректору академии владыке Евгению прошение о назначении меня настоятелем домового храма преподобного Сергия Радонежского в этом детском доме.


Храм при детском доме

Просьба была необычная. Дело в том, что я принял постриг в академии, а по давней лаврской традиции монахи, постриженные в монастыре, подчиняются наместнику, а в академии - ректору. И те, и другие проживают на территории Лавры, но есть такое административное разделение. Поэтому вопрос о моем назначении рассматривался полгода, но в итоге был решен положительно. 18 сентября 2005 года меня рукоположили в иеромонахи, седмицу я отслужил в академии, а 25 сентября служил свою первую литургию в интернате.

- Педагогический опыт у вас был, но с глухонемыми пришлось работать впервые?

Да. В институте у нас был краткий спецкурс по сурдопедагогике, но практическое ее применение для меня началось здесь, в интернате. Восьмой год продолжается спецкурс! Великим специалистом по дактилю и языку жестов не стал, но на том уровне, чтобы общаться с детьми, принимать у них исповедь, утешать их, освоил.

Слава Богу, в детском доме есть уникальный педагог - Татьяна Ивановна Корсакова. Она и рисует хорошо, и в совершенстве владеет дактилем и жестовым языком. Руководит там изостудией, а также ведет в воскресной школе основы православной культуры и Закон Божий, синхронно переводит богослужение. На службе ей помогает Александр - сам воспитанник этого интерната, глухонемой. После института он вернулся в родной интернат уже как педагог.


Т.И. Корсакова и бывший воспитанник Александр переводят воспитанникам богослужение

Вы, наверное, слышали и про другого уникального выпускника нашего интерната - Сергея Алексеевича Сироткина, кандидата философских наук, вице-президента Европейского союза глухонемых. В семидесятые годы ученые-психологи провели эксперимент, в результате которого четверо самых одаренных воспитанников интерната, в том числе Сергей Алексеевич, поступили в МГУ.

Но большинство воспитанников отстает в развитии. Сегодня из 230 детей только около пятнадцати человек осваивают стандартную учебную программу (разумеется, в рамках коррекционной педагогики). У них есть шансы поступить в вуз или приобрести надежную, востребованную специальность. С остальными, конечно, сложнее, но это тоже чада Божьи, которые многому меня учат.

Как понять внутренний мир слепых и глухонемых?

- Наверное, очень трудно понять внутренний мир слепого или глухонемого человека? Удается ли это вам?

Не знаю, удается ли, но я стараюсь. Учусь, прежде всего, по-настоящему любить людей. Не жалеть как ущербных (часто инвалидов «любят» именно так), не считать себя выше, лучше, а видеть в них первозданный образ. Тогда по благодати Божией приходит взаимопонимание, а также понимание себя. Тщеславие, самомнение делает нас, зрячих, духовными слепцами: прежде всего, себя мы перестаем видеть такими, каковы на самом деле. Не чужая душа - потемки, как принято говорить, а своя. Только смиряясь, человек может в ней разобраться.

И желание познать себя, свою душу помогает и в общении со слепым человеком. Мне трудно передать словами, как это происходит, но открывается его внутренний мир. С глухонемыми сложнее - мир без звуков более скуден. Может быть, мне так кажется, потому что чаще приходится общаться с глухонемыми детьми, у которых есть и задержки психического развития, и легкая умственная отсталость. (У слепых, но слышащих воспитанников, интеллект, как правило, сохраннее). Нырнуть с такими детьми в разговор по душам, в духовную беседу непросто.

- А все дети ходят в храм? Как вообще руководство относится к тому, что интернат окормляет священник?

Наверное, если бы плохо относилось, меня бы здесь не было. Отец Зенон ездил сюда еще студентом, с 1994 года, он взрыхлил почву для сотрудничества. Я с негативным отношением в интернате не сталкивался. Многие сотрудники воцерковляются, дети приходят с воспитателями. Постоянно ходит на службу примерно 40–50 детей. Еще человек 50–60 - по большим праздникам. На Пасху бывает около 150 причастников: дети, воспитатели, прихожане.


Воспитанники-алтарники

Уже в первый год моего служения здесь домовый храм преподобного Сергия не вмещал всех желающих, стали думать о большем помещении. Наверное, по детским молитвам Господь послал нам благотворителей, благодаря которым мы смогли построить храм. Начинал его проектировать сотрудник Патриаршего архитектурно-реставрационного центра Лавры Антоний, но потом он принял постриг и стал насельником скита преподобного Сергия, иеродиаконом Киприаном, и завершил проектирование архитектор Вячеслав Николаевич Ижиков - инвалид-колясочник. Он все предусмотрел - у нас есть пандусы, колясочникам легко попасть в храм.

Сейчас полным ходом идет роспись храма. Как только его весь распишут, будем освящать, а пока служим на антиминсе.

Иконописец за работой

- Ездите ли вы с детьми в паломнические поездки?

Не со всеми, но с теми, у кого более-менее сохранный интеллект, мы объездили не только все крупные монастыри России, Золотое кольцо, но и за границей были: в Греции, Италии, на Святой Земле. Во время поездки в Грецию мальчики посещали Афон. Помогали нам и крупные компании, и просто находились люди, которые хотели сделать жизнь воспитанников интерната разнообразней, интересней.

Часто ездим на подворье в четырехстах километрах отсюда, на берегу Волги. Рядом лес! Катаемся с детьми на лодке, гуляем с ними по лесу, топим баню, печь, на лошадях они катаются. С одной стороны, развлечение детям, с другой стороны, приучаются они к труду: сами воду носят, дрова заготавливают, растапливают печь, весной огород пропалывают. Сельский быт - замечательная школа взросления, самостоятельности. Это не на всем готовом сидеть.

Встреча двадцать лет спустя

Сегодня почти всем нам не хватает физических нагрузок, движения, и монахи - не исключение. А работая с детьми, надо быть в форме. Занимаетесь ли сегодня спортом? Вообще, пригодилось ли вам в монашеской жизни спортивное прошлое?

Думаю, что да. Человек состоит из духа, души и тела. Пока душа от тела не отделилась, то есть пока живем на земле, надо воспитывать и душу, и тело. Понятно, что сегодня от меня не требуется такая подготовка, как от акробата, и я уже не смогу пройти на руках или сделать стойку на голове (а когда-то мог), но все же определенной физической выносливости мое послушание требует.


Воспитанник интерната читает Шестопсалмие по Брайлю

Да и любому священнику нужна хорошая физическая форма, и многие батюшки занимаются спортом. Одни просто для поддержания сил, другие детей тренируют - на лошадях их учат кататься или единоборства преподают. У меня другое послушание, а для поддержания себя в форме мне хватает купания на Гремячем источнике и работы на сельском подворье. Купаться на Гремячий ключ мы ездим все вместе - это в 20 километрах от Сергиева Посада, - окунаемся в холодную воду в любую пору года. А на спорт просто времени не хватает.

Спорт, безусловно, дисциплинирует человека, но может быть и неполезен, если думаешь только о победах и славе, возносишься, служишь только телу своему, плоти, а о душе забываешь. Но не спорт тому виной, а наши страсти: гордыня, тщеславие.

Кстати, три года назад мой тренер переехал из Белоруссии в Сергиев Посад. Мы не виделись 20 лет, он слышал, что я поступил в семинарию, принял постриг и остался здесь, но никаких контактов у нас не было. Его зовут Сергий, он уже в пенсионном возрасте стал воцерковляться и захотел помолиться у мощей своего небесного покровителя. И так случилось, что первый священник, с которым он встретился, был я.

Он остался здесь и теперь занимается лечебной физкультурой в трех детских учреждениях Сергиево-Посадского района. С шести до шестнадцати лет я проводил с этим человеком больше времени, чем с папой и мамой, он возил меня по всей стране на соревнования, а двадцать лет спустя он стал прихожанином храма, в котором я настоятель.

Переехала в Сергиев Посад и моя одноклассница, которая была свидетельницей на венчании моих родителей. Она работает воспитательницей в детском доме и помогает мне в храме. Есть еще две прихожанки, с которыми я знаком по Белоруссии. С одной из них, Маргаритой, вместе занимались акробатикой, а с другой, Натальей, учились в Минске на курсах повышения квалификации по дефектологии. Она тоже работает воспитательницей в детском доме и помогает в храме. Раньше или позже позвал Господь сюда, но собрал Он вокруг меня надежных и проверенных людей, которые во всем помогают мне, поддерживают все начинания.

- Вы счастливый человек?

Да! Каждый, кто нашел Бога, счастлив. Надо просто меньше обращать внимания на суету, распри, и вспоминать слова преподобного Амвросия Оптинского: «Знай себя и будет с тебя».

Беседовал Леонид Виноградов

Дети в детских домах воспитываются потребителями, считающими, что всё приходит к ним само. То, что мы делаем, как раз и является реабилитацией и терапией от потребительства и от безделья в городских стенах. В городе ребенка можно занять в кружке только раз-два в неделю. Здесь дети трудятся для того, чтобы сесть за стол и что-то скушать. Для этого они пропалывают грядки, поливают огурцы, помидоры в теплице. Они понимают, как это всё дается.

У нас была даже практика, когда слепые сажали картошку. Мы вбивали два колышка, натягивали между ними ниточку, давали простой черенок в руки, лопату, корзинку с картошкой. И двое слепых спокойно по этой ниточке делали лунку, туда засаживали картошку, притаптывали ногой. Потом мы из двух корзинок собрали пять мешков картошки.

В гости к нам иногда приезжает уникальный слепой парень из Твери, который самостоятельно работает с топором. Даже когда к нам приезжали три добровольца – парня из Москвы, чтобы заботиться о наших инвалидах, он превзошел их, зрячих, в рубке дров, быстрее и лучше справляясь с этой работой, чем они.

Он спокойно обращается с дрелью, с болгаркой. Когда мы делали ремонт, они оббивал вагонкой дом, шкурил бревна, собирал дрова. Понятно, что каждый в разной мере может освоить ту или иную работу, если рядом находится взрослый, который может научить и показать.

Если ребенок отказывается что-то делать, он лишается того, ради чего эта работа происходит. Например, собираем ягоды, ребенок ленится, значит, получит ровно столько ягод, сколько собрал, пока другие будут есть вволю. Вот таким наглядным образом дети учатся оценивать результат своего труда. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда – вот они эту рыбку, если труд не приложат, не вытащат и на тарелку не положат.

Бывает, что дурной пример приходит извне. Как-то приехали к нам человек пять 12-13-летних отроков, и каждый из них собрался помогать другому ребенку. А получалось так, что наши инвалиды больше были научены и приучены к труду, чем те, кто приехал помогать им как волонтер.

Как-то двое колясочников, практически не владеющих ногами, вдвоем перенесли целую поленницу дров за два дня, что не сумели сделать пятеро здоровых «домашних» детей. Инвалиды иногда показывают такой пример подвига, преодоления самих себя. А дети из обычных семей чаще оказываются избалованными, не готовыми к малейшему усилию. Наши, глядя на них, порой начинают вести себя так же.

Это кропотливый труд, – десять раз повторить ребенку, чтобы он на одиннадцатый раз выполнил просьбу. Или десять раз повторить с ним работу, которая у него не получается, чтобы в итоге получилось.

Вообще – это бич всех современных детей – у них ослаблена эмоционально-волевая сфера. А остальное – индивидуально с каждым ребенком. Кому-то нравится за лошадкой ухаживать, кому-то нравится с собаками гулять. Если гулять с собаками, то мы после этого их расчесываем, убираем в вольере, а на прогулке нужно следить, чтобы они птиц не перетаскали.

«Мамы, папы и бабушки»

В нашей маленькой приходской сельской семье служат и работают люди, ставшие мамами и папами для детей, а не «посетителями», которые разово пришли, подарили им конфеты, игрушки и с чувством выполненного долга ушли. Они не уходят на выходные, не работают посменно – они постоянно с детьми, как и положено родителям. Они сделали детям главный подарок – подарили себя, свое время.

Несколько человек первоначально были добровольцами, волонтерами и решили остаться с детьми. Одна такая помощница, приехавшая пять лет назад, чтобы заниматься с инвалидами, стала уже монахиней Параскевой – Великим постом у нас был первый монашеский постриг. Кроме нее у нас есть еще две сестры милосердия – Наталья Банько и Маргарита Гави – педагог и регент в храме.

Кстати, наши воспитанники участвуют в церковной жизни, в богослужениях. Девочка с ДЦП поет на клиросе, слепой мальчик пономарит, алтарничает, проповеди читает.

В повседневной жизни дети активно помогают друг другу: слепому читают, того, кто не может самостоятельно двигаться, сопровождают повсюду. Старшие следят за младшими, младшие помогают старшим в том, в чем те немощны.

Получается такая большая семья, где битый битого везет.

Материальная сторона жизни

У некоторых детей и взрослых есть своя пенсия – небольшая, от пяти до восьми тысяч рублей. То есть это какие-то минимальные средства для существования. А в основном живем на пожертвования, как в принципе вся Церковь существует на десятину. Вот и мы существуем на какую-то условную десятину от наших добрых друзей и единомышленников, которые знают о нашей деятельности, о наших нуждах, помогают, чтобы условия проживания детей были комфортными, удобными для инвалидов.

Всё началось с того, что мы просто приобрели колхозный дом на две семьи. Хотя дом – это громко сказано, он представлял из себя сарай. Постепенно, на протяжении примерно семи лет всё благоустраивалось. Теперь у нас три дома. В одном живут девочки. В другом – мальчики. В третьем – могут остановиться друзья, гости. А в храме мы создаем богадельню: иногда у нас живут престарелые люди – одна-две бабушки, у которых родные дети – алкоголики и ведут себя неадекватно. На момент такого неадекватного поведения они переезжают к нам.

Еще у нас живут трое мужчин, в силу разных обстоятельств оказавшиеся здесь, которые помогают нам вести хозяйство и учат этому детей.

На данный момент мы обзавелись пасекой, пытаемся собирать мед. Также у нас есть птицы – куры, гуси, индюки, фазаны, цесарочки, такой птичий двор. Плюс скотный двор – козочки, овечки, барашки. Недавно появилась лошадка – для того, чтобы можно было заниматься иппотерапией в перспективе.

Есть сад, огород, где дети тоже могут при желании научиться самостоятельности. Вообще я считаю, что сельская жизнь – самая лучшая терапия. Здесь здоровый образ жизни, что посадили, то и собрали, и на тарелку положили и съели. Это важно, когда дети видят произведенное от трудов своих.

Бабушки тоже помогают – одна вышивает иконы, другая делает свечки, готовят кушать.

Обычный день необычной семьи

Есть у нас воспитатель Наталья, которая занимается детьми. Она и регент в храме. Распорядок жизни у нас такой: утром подъем, зарядка, потом утренняя молитва, потом завтрак. Потом идут какие-то дела у детей: прогуляться с собаками, убрать в вольере, накормить животных. Недавно нам подарили еще хорька, ежика, морскую свинку. И вот ко всем нашим козочкам, овечкам, барашкам, лошадкам создался контактный зоопарк. Дети находятся в постоянном общении с животным миром и учатся заботиться о нем.

Затем идут занятия у взрослых детей, например, музыкальные. Один мальчик учится играть на баяне. Девочка с ДЦП занимается вокалом. Глухонемая девочка учится рисовать. Все они, когда нет каникул, учатся в школе искусств города Заволжска – ездят на уроки два раза в неделю. Раз в неделю ездят в общеобразовательную сельскую школу на уроки православной культуры. По воскресным дням посещают воскресную школу при храме. Читают вместе с педагогом жития, интересные и полезные книжки. Наши дети расширяют свой кругозор – читают книги, смотрят фильмы.

На летних каникулах к нам приезжают дети из Заволжска, живут вместе с нами – кто-то неделю, кто-то месяц, кто-то всё лето. Особенно ребята старшего возраста, они как волонтеры ухаживают за маленькими и за инвалидами. Гуляют с ними по лесу, собирают грибы, ягоды.

Наша семья ездит в паломнические поездки – в близлежащие и дальние города. Дети участвуют в разных фестивалях детского творчества инвалидов, в концертах, которые мы организовываем.

Как водится в семьях, мы принимаем гостей. К нам приезжают дружественные семьи с детьми-инвалидами из Сергиева Посада, из Москвы, из других городов. Также к нам приезжают на каникулы некоторые приюты. Недавно у нас была Николо-Шартомская гимназия, гостил приют Рождественский из Калужской области, семейный приют «Полярная звезда» из Москвы.

Медовая история

Десять лет назад, когда я только еще получил послушание окормлять детские дома в Сергиево-Посадском районе, в Сергиево-Посадский детский дом приехал келарь Лавры, который сейчас является митрополитом Кемеровским Аристархом. Вот он, еще будучи игуменом Аристархом, приехал в гости и спросил группу детей, которые были в то время в храме: какие бы подарки они хотели. Стали просить, кто что – куклу, машинку, конфеты и так далее. А один мальчик сказал: «Хочу мед». Это удивило келаря, и он мне предложил: «Приди ко мне на склад сегодня, я дам для твоего отрока банку меда».

В этот же день я поехал в другой лаврский скит, где мы брали свечи. Загружаю свечи для храма, а после этого мне предлагают, хотя я даже не спрашивал: «Не хочешь ли ты, батюшка, меда, можем тебя медком угостить». Я говорю: «Замечательно, мне не надо будет ехать на другой склад, всё здесь получу». Взял свою маленькую сумочку, пошел на склад за медом. Мне говорят: «Батюшка, подъезжай на машине». И мне загрузили 93 трехлитровых банки меда. То есть на просьбу одного слепого маленького мальчика Господь в этот же день сразу же послал столько меда, что хватило на все детские дома Сергиево-Посадского района.

Что интересно, на протяжении последних десяти лет мед приходит постоянно, как только он заканчивается, – посылки от совершенно разных людей, из разных мест: кто коробку, кто целый бидон, кто пару баночек меда.

Когда я переехал в сельскую местность, появилась мечта, чтобы мед был свой, тем более имя Мелитон переводится как наполненный медом. Мы завели пасеку. Сейчас у нас 10 ульев. Один из них был подарен местными бабушками. Еще восемь ульев к нам приехали из Волоколамска – кто-то уезжал, продавал родительский дом, оставалась живая пасека. Узнали о нас и за целых 600 километров привезли ее к нам. И мы начали осваивать науку пчеловодства.

Полученным медом мы делимся, и чем больше делимся, тем больше нам его привозят.

С материальными средствами так же, как с медом. У нас нет каких-то постоянных государственных дотаций. Господь посылает средств ровно столько, сколько необходимо для жизни детей. Было один-два ребенка – было столько средств. Появилось семь детей – Господь посылает, чтобы хватило на каждое дитя. Конечно, эти поступления никогда не возможно предугадать или планировать постоянный бюджет.

Для всех трех домов мы выкопали новый колодец, провели воду, чтобы детям не ходить далеко за водой. Хотя раньше дети, в том числе слепые, на санках зимой, на тележке летом ходили за водой за полкилометра. Грели ее в тазиках, в бочках, чтобы помыться.

Мы используем любую возможность для того, чтобы создать все удобства. Сделали санузлы – поставили септики.

Прежде, чем начать копать колодец, отслужили молебен. Когда уже работа пошла, рабочие наткнулись сразу на три родника. Сами рабочие были удивлены – редкий случай, когда они попадают на один родничок, это у них считается удачей, а у нас сразу три родничка… То есть из 12 колец у нас 5 колец в воде постоянно.

Вот как Господь слышит молитвы детей-инвалидов.

О теплой воде и пандусе

Хотелось бы найти средства, чтобы еще лучше обустроить быт детей. Например, мы уже сделали деревянные настилы вокруг всех домов и поручни, чтобы любой ребенок-инвалид: на коляске, слепой, хромой мог абсолютно самостоятельно передвигаться по всей территории.

Хотелось сделать подобную систему между теплицами, птичьим двором, скотным двором, летней кухней и другими постройками, чтобы у детей была возможность передвигаться самостоятельно.

Актуальной проблемой всегда остается транспорт, учитывая наше российское бездорожье.

Поскольку у нас семья большая, нам один замечательный человек, проникнувшись нуждами подворья, подарил семиместный автомобиль для городской езды. А в деревне мы используем еще УАЗ, который постоянно чиним. Поэтому мы ищем какую-то возможность, вместе с детьми молимся, чтобы появилась еще одна машина, на которой мы могли бы ездить в храм, в город, на уроки, везде. Потому что если, например, я на машине уезжаю, то все, кто живет на подворье, – около десятка человек – остаются без средства передвижения: ни в магазин, ни в храм.

Воду мы провели, теперь нужно ее нагревать – нужны электрокотлы в каждый дом, чтобы у детей была горячая вода (сами дома отапливаются дровами).

В нашей общине живет в среднем 15 человек, которых ежедневно надо накормить, которым нужно постирать одежду (детям ее нужно и приобрести) и так далее. Содержание всех людей, по нашим примерным подсчетам, в месяц требует порядка 150 тысяч рублей, чтобы поддерживать жизнеспособность подворья. Сюда входит и содержание транспорта, и зарплата тех людей, которые себя полностью отдали этому служению. Это такая работа, когда у тебя нет ни выходных, ни обеденного времени. Ты просто круглые сутки работаешь мамой, папой, бабушкой, дедушкой для всех.

Будучи хорошими специалистами и имея возможность в других условиях зарабатывать гораздо больше, здесь они получают по 10-15 тысяч рублей. И этот прожиточный минимум просто необходим для поддержания их семей – больные родители, свои больные дети.

Нужен нам и холодильник. Кроме того, что мы выкопали погреб, чтобы можно было какие-то запасы хранить: огурцы сейчас засаливаем, из помидоров заготовки делаем, грибы сушим, веники вяжем. Для всего этого нужны подсобные помещения. Это тоже средства.

Всегда необходимость в пылесосе – подобная техника в сельских условиях долго не выдерживает: пылесос только лето живет, потом полностью забивается. Нужна и другая техника – бензопила, газонокосилка. Была у нас бензопила, но где-то попали на гвоздь и всё, надо менять или чинить.

И это только траты по хозяйству. А что касается всех мастерских, которые мы пытаемся отремонтировать, там совершенно другие сметы, совершенно другие расходы. Или, например, приехал человек к нам, говорит: «Я хочу помочь вам сделать музей русского быта». Вот он приезжает к нам, помогает ремонтировать комнату, где будет музей, вкладывает средства.

Другой человек приезжает и говорит: «Я хочу оборудовать класс, где воскресная школа занимается, потому что у меня тоже дети хотят сюда ходить». И он помогает отремонтировать комнату воскресного класса, какую-то мебель для детей приобрести. Кто-то хочет помочь в храме, утварью какой-то украсить. И человек украшает храм.

Ты всё время живешь в состоянии: «Господи, помилуй, Господи, помоги, поддержи», потому что ты не на бюджете находишься, когда ты знаешь, что ежемесячно придет конкретная сумма, а живешь верой и надеждой, что Господь пошлет всё необходимое. Понятно, что ты для этого что-то делаешь: печатаешь буклеты, открываешь окно в фейсбуке, кого-то приглашаешь или где-то организовываешь благотворительные концерты, чтобы люди пришли, собрали какие-то средства. Ходишь, молишься, вздыхаешь, переживаешь. И это называется не усталостью, это постоянное напряжение. Расслабляться некогда.

Сказать, что дети не расстраивают – да, расстраивают. Да, они не слушаются. Да, они поступают так, как сказано в Священном Писании, когда десять человек получили исцеление, а один из них благодарит. Всё один к одному. И Каин Авелю завидует, и брат брата за похлебку продает. Все библейские мысли переживаешь в реальной жизни – и разочарования, и, наоборот, какие-то радостные события.

Понятно, что когда взрослые работают без выходных, тоже могут быть проблемы, напряжение: каждый нуждается в каком-то времени, когда надо уединиться, отдохнуть, сменить обстановку, чтобы трудиться дальше. Поэтому стараемся отправлять наших сотрудников в отпуск. Вот одна наша монахиня, родом из Якутии, ездила на Камчатку – ей нужен активный, миссионерский отдых. Другую сотрудницу нужно отправить куда-то на лечение, поправить здоровье. Сейчас к нам из Минска приехала слепая певица, мы с ней десять лет уже знакомы. Она учит нашего слепого музыканта игре, нашу девочку – вокальным навыкам. Мне хотелось отблагодарить ее за труд и работу, и мы осуществили ее мечту – свозили в Иерусалим.

Дети мечтали о лошадке, я поместил объявление на фейсбуке. А минимальная цена этой мечте – 50 тысяч рублей. И надо было еще эту мечту привезти. Совершенно незнакомый человек просто прочитал, ему эта мечта детская понравилась. И он решил ее осуществить. Женщина сделала объявление на фейсбуке: «Те, кто хочет меня поздравить на мои 33 года, не тратьте лишние деньги на лишние подарки. Подарком для меня будет осуществление детской мечты».

Она стала собирать средства, и за две недели собрали на лошадку. И свои 33 года она приехала отпраздновать не во Францию, как принято в кругу ее друзей, а к нам, в сельский дом, к незнакомым детям, к незнакомому батюшке и привезла средства для того, чтобы исполнить их мечту.

Наши нужды очень долго можно перечислять: и по двум храмам, и по подворью. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому мы стараемся быть открытыми для приезда людей, готовы принять какое-то количество гостей со своими семьями или какие-то приюты, которые могут приехать, побыть в хорошем месте, на берегу Волги, отдохнуть, потрудиться, вместе помолиться в храме, попутешествовать по близлежащим святым местам. И мы можем помочь организовать такой досуг и отдых. Мы не только говорим о том, что нам надо, но и о том, что сами можем дать и предложить со своей стороны тем, кто к нам приезжает. Поэтому с радостью приглашаем в гости всех неравнодушных людей.

после окончания семинарии занимался окормлением детских домов Сергиево-Посадского района Московской области, в том числе детского дома для слепоглухих, где был построен новый храм, в котором с 2010 года начались ежедневные богослужения.

Два года назад он переехал в Ивановскую область.

В начале декабря 2013 года указом Патриарха, по благословению духовника Илия (Ноздрина) иеромонах Мелитон был назначен в Кинешемскую епархию для работы с инвалидами. Но знаком он с этим местом вот уже десять лет, именно сюда, по благословению отца Кирилла (Павлова) перевез тогда своих родителей.

В 2013 году здесь организовался храм во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Долматовский. Через полтора года заложен новый храм в близлежащем селе в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость». При храме преподобного Сергия запланированы мастерские, воскресная школа, музей русского быта. Начало уже положено, идут работы над созданием керамической мастерской, столярной мастерской, швейной мастерской, свечной мастерской. В планах – открыть и пекарню, просфорню для того, чтобы дети-инвалиды имели возможность трудоустройства.

Кто живет в доме

Раньше, на протяжении десяти лет, дети приезжали сюда только на каникулы – зимние, летние, весенние и осенние. Привозили детей из детских домов, чтобы они пожили в семейных условиях. Приезжали и выпускники детских домов – чтобы учиться самостоятельной жизни.

Теперь дети в сельском церковно-приходском доме реабилитации и социальной адаптации сопровождаемого проживания для инвалидов, выпускников детских домов-интернатов и детей-сирот с инвалидностью живут постоянно. Это их дом.

Здесь живет слепой мальчик из Калининградской области – его привезли родственники, которые приехали жить вместе с ним. Они как раз являются организаторами столярной мастерской и изостудии.

Среди обитателей дома также глухонемая девочка Виктория из Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих. С ней живет ее брат, семилетний Глеб, над которым у иеромонаха Мелитона оформлена опека: его родители находятся в заключении, лишены родительских прав. Но они попросили, чтобы ребенок находился при отце Мелитоне, чтобы у них была возможность навещать его после освобождения. Поскольку была большая вероятность, что его усыновят и они никогда больше не увидят своего ребенка.

А еще 23-летняя Аня с ДЦП, выпускница Сергиево-Посадского детского дома-интерната «Березка». Когда ее перевели в психоневрологический интернат, она выразила желание переехать в Воробьецово. Теперь ее друг по интернату Евгений также собирается переезжать туда.

Среди обитателей домашнего приюта – Андрей, взрослый глухонемой выпускник Сергиево-Посадского детского дома. Он живет здесь уже практически 10 лет.

Шестилетнюю Софию из Сергиева Посада привезла бабушка: она воспитывает еще пятерых внуков и просто не справляется.

То есть за два года, которые прошли с момента переезда иеромонаха Мелитона из Сергиева Посада в Ивановскую область, в приюте появилось семь человек, которые живут здесь постоянно. И еще два человека собираются переехать сюда в ближайшее время.

Кирилл и Параскева