Алексей Плужников: «Цель “Ахиллы” — дать площадку тем, кому есть что сказать, но негде. Вселенская всеересь анонимизма

Как стать знаменитым православным писателем

Итак, мой юный друг (милая выпускница филфака, бывший инженер на пенсии, маститый протоиерей, монахиня-кандидат любых наук - нужное добавить), ты решил стать знаменитым! Точнее, знаменитым православным писателем, книги которого возжаждут напечатать самые лучшие церковные издательства. Похвальное стремление!

Итак, мой юный друг (милая выпускница филфака, бывший инженер на пенсии, маститый протоиерей, монахиня-кандидат любых наук - нужное добавить), ты решил стать знаменитым! Точнее, знаменитым православным писателем, книги которого возжаждут напечатать самые лучшие церковные издательства. Похвальное стремление! Кто желает славы Ивана Шмелёва (а также Юлии Вознесенской и проч.) - доброго желает!..

Но если ты, преисполненный сим благим намерением, пока ещё не решил, каким именно шедевром ты восхитишь заждавшуюся публику (пардон! - братьев и сестёр по вере) - предлагаю тебе в помощь это скромное, но надёжное (и запатентованное) пособие, на основании которого десятки жалких графоманов во мгновение ока превратились в известнейших и почитаемых (читают их, однако) ПРАВОСЛАВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. Поверь - ты будешь среди них, если в точности исполнишь данные рекомендации! Начнём же, в путь!..

Для начала запомни - у тебя есть главное: ты православный! Поэтому половина задачи выполнена. Писателем быть ты легко научишься, а чему научить читателя - ты уже знаешь (после вечерних педагогических курсов при местном монастыре миссионерской направленности).

Начиная сочинять рассказ (повесть, роман, сказку), ты нуждаешься в сюжете. Бери в руки перо («клаву», «мышку»), устанавливай поширше интервалы между строк (кстати, не забудь узнать в редакции: там платят построчно, постранично, за «печатный лист» или «по-православному»: «скажи спасибо и за то, что напечатали»?), и записывай вслед за мной:

В некоем провинциальном городке (Москве, заброшенной деревне, около восстанавливаемого монастыря) жил да был парень (девушка, мужчина средних лет и такого же ума, старая дева-учительница музыки). Был наш главный герой (как должно оказаться по ходу действия - не такой уж главный в благодатном отношении) обычным человеком конца ХХ - начала ХХI века: не монстр, не киллер, не святой, а так себе, с грешками, «как у всех»: ну, пара разводов (жена довела, муж был алкаш), в соседнем подъезде любовница (Верка, бывшая одноклассница, глупая, но стильная крашеная деваха), пытался зашибать деньгу (сделать карьеру в спорте, удачно выйти замуж), любил «оттянуться» (баловался водочкой, девочками, иногда травку пробовал), жил лишь ради себя, - ничего особенного, в общем.

И тут (совершенно неожиданно, но непременно по Промыслу Божьему, прабабушкиным молитвам и нашим рекомендациям) с главным героем повествования случается НЕЧТО: он заболевает (этот поворот сюжета лучше всего действует на впечатлительных читателей). Желательные болезни - рак и туберкулёз. Они хороши внезапностью появления и долгим сроком последующего развития, что даёт повод и время к духовным размышлениям о своей горькой судьбинушке. Также можно героя лишить семьи, работы, посадить ненадолго в тюрьму по облыжному обвинению.

Но, всё-таки, ракообразный туберкулёз у двадцатилетнего юноши, студента-спортсмена (девушки - успешной красивой журналистки модного глянцевого издания) - самый подходящий вариант. Держа в руках листок с диагнозом-приговором, твой персонаж обводит цветущий мир замутнённым взором, в котором отражается вся бренность земных суетных устремлений, и понимает: всё кончено… Смерть неминуема, он никому не нужен, ничего больше его не обрадует, остаётся одно: уйти с гордо поднятой головой и вернуть «билет в рай» судьбе. Но…

Теперь, мой будущий знаменитый член будущего Союза православных писателей, когда ты накалил сюжетную линию до пика шекспировских трагедий, тут по нашему плану в судьбу героя врывается катарсисообразное состояние, совершается метанойя, нисходит одухотворение. На своём пути бедолага встречает «ангела-хранителя»: батюшку, бегущего мимо скамейки, на которой в последний раз расположился раковый суицидник, и успевающего схватить руку с занесённым кинжалом (девушку Машу, с русыми косами и нотами знаменного распева под мышкой, подрабатывающую ночной нянечкой в больнице, а днём изучающую богословие и пение в православном университете имени Ивана Ильина (тут даётся сноска на полстраницы о роли этого философа в становлении современного православного мировоззрения); если больна девушка, то, естественно, мимо пробегал навещавший прихожанку своего храма по благословению настоятеля Дима-семинарист с пробивающейся бородкой и думкой о постриге в далёкой северной пустыни, так как истинную матушку, верную подругу и помощницу на приходе, найти практически невозможно…).

Совершается ВСТРЕЧА. Погибающий грешник изумлённо видит перед собой начинающего праведника, впереди которого расстилается умиротворяющая любовь, а сзади подпирает благодать. Они начинают беседовать о смысле жизни, о спасении души, о грехах «юности твоея».

Кстати, мой дорогой православный писатель, запомни важную информацию, гарантирующую успех твоему шедевру: вся «соль» - в диалогах (особенно - в их длине). Диалоги должны быть таковы: грешник бомбардирует «ангела-хранителя» вечными вопросами «а ля Иван Карамазов», а тот ловко направляет их в русло полноводной святоотеческой реки, попутно на нескольких страницах объясняя основы литургики, догматики, аскетики, иконоведения, кураевологии, снабжая свою миссионерскую речь цитатами из Ветхого и Нового Заветов, с непременным указанием в скобках: Мф.,13-11, Сирах, 2-15. Конечно, для вящего эффекта эти диалоги нужно растянуть по всему произведению, не забывая, что «молочко» азбучных понятий постепенно требуется замещать «твёрдой пищей» в рамках паламитско-афонитской проблематики по мере духовного роста неофита.

Разумеется, эта встреча должна перевернуть весь внутренний мир грешника и указать ему направление к свету в конце тоннеля. Он (герой) вдруг вспоминает, что оказывается, в детстве посещал воскресную школу (видел Владимирскую икону Божией Матери в Третьяковке, фотографию царя Николая Второго, заложенную в книге любимого учителя истории). В памяти всплывают благостные образы: вот, он, трёхлетний, с крёстной тётей Нюрой на первом причастии, белые голуби вьются под куполом храма; вот, лучистые глаза доктора Бориса Петровича, заведующего раковым отделением (как оказалось: тайного схимонаха); вот, маленькая иконка Николая Чудотворца, однажды спасшего его от избиения толпой скинхедов… Слёзы умиления омывают ланиты новообращённого, и он, отринув юдоль страстей, твёрдой поступью взбирается на лествицу добродетельной жизни. Конечно, Божий гнев тут же сменяется на милость, Борис Петрович, применив уникальную, позавчера изобретённую методику, вылечивает своего подопечного. Результат укрепляет соборование, совершённое больничным батюшкой (заказанный тайно влюблённой в героя Машей молебен с акафистом святому, покровителю болящего, и весь проплаканный ею на коленях).

Далее по сюжету, как ты уже догадался, мой сообразительный друг, должны последовать первый поход в храм, первая сознательная исповедь, благословение на женитьбу на той самой Маше (замужество за тем самым Димой), полученное в лице новообретённого духовного руководителя, 26-летнего иеромонаха Дорофея, пятого на многоштатном приходе, но первого по тайным подвигам, бывшего наркомана, а ныне начинающего старца, ещё неприметного для настоятеля и собратьев, но уже согревающего своих чад лучами благодатного окормления. (Не забудь походя пояснить суть терминов «окормление» и «старчество» в одной из бесед начинающего христианина и опытного пономаря Петра Петровича, прошедшего ГУЛАГ и видавшего многих старцев. Обязательно дай ему нежными руками Маши почитать «Отца Арсения» - пусть будет «потрясён».).

Сюжет следует разнообразить ненавязчивым прорабатыванием животрепещущих внутрицерковных проблем, преображённых твоим художественным словом: стоит сказать о вредоносности неообновленчества, о пагубности либерализма, о возрождении Святой Руси и самодержавия, о заблуждениях сектантки медсестры Ирины Сергеевны, всюду сующей «Сторожевую башню», но при этом брезгующей выносить «утку» и поручающей это неблагодарное дело русоволосой и кроткой Машеньке.

Выбор тут богатый, не бойся повториться: в Православии повторение только приветствуется. Мало ли, что Солженицын написал «Раковый корпус», а Чехов с Ремарком просто «измучили» тему туберкулёзников! Они ведь не сделали из своих героев православных, не спасли их души, не вдохновили читателей на покаянную жизнь, а, значит, зря бумагу марали, да ещё и гонорары брать не стеснялись…

Свой шедевр надо завершить лёгкой печальной, но светлой нотой (не советуем заканчивать хеппи-эндом: это не по-нашему, отдаёт американизмом и протестантизмом): на путь спасения наш раскольников встал, но Маша сама заболела раком, и Диме пришлось-таки стать иеромонахом…

Если герой - молодой, но энергичный священник (а ты сам - провинциальный протоиерей: это вообще убойный вариант - готовьтесь к переизданиям!), то его нужно послать в глушь, в такую деревню, которую не только на карте, но и на реальном месте за бугром не заметишь. Там осталось лишь три покосившиеся избушки со старушками, да алкаш Василий, который будет у батюшки истопником и активным участником сюжета (в промежутках между запоями). Наш отец-подвижник должен восстановить храм, собрать приют из детей местных забулдыг, сделать Васю монахом Вассианом; все свершения должны происходить, невзирая на происки баптистов, председателя колхоза, распродавшего остатки сельхозтехники, воров, уже пятый раз ограбивших ризницу (благо, в этот раз местные братки разыскали негодяев и вернули последнюю икону письма местного богомаза 60-х годов ХХ-го века), холода, непонимания, сломанной «шестёрки», подаренной щедрым местным фермером. При этом следует назвать книгу: «Рассказы старого священника», «Приходские были», «Непридуманные истории» - и сочинять напропалую, вспоминая все пономарские и семинарские анекдоты, сдобряя текст юродивым Гришей, молитвенницей бабой Глашей, прочими прихожанами, выделяющимися на фоне общей серости своими тайными подвигами и мудрыми изречениями в духе «Добротолюбия»…

Сказки сочинять ещё легче. Ты ведь читал «Хроники Нарнии» Льюиса? Нет, не пугайся, так «толсто» писать не нужно, надо лишь уметь правильно конспектировать, держа в памяти вечную студенческую истину: «списывание с одной книги - это плагиат, списывание с двух книг - это компиляция, списывание с трёх книг - докторская диссертация, списывание с четырёх книг - пятая книга». Да и кто ж их, книги-то эти, считает? Их читают…

Главное - православный подход и глубокая мораль, заставляющая юных читателей и их родителей отправиться в следующее паломничество вместе с ёжиком и Ланселотом. Помни: в книге не должно быть колдовства - только волшебство (а лучше - чудотворения)! Злых колдунов следует окропить крещенской водой, вразумить промыслительным явлением святого угодника, победить крестным знамением и усиленной молитвой, развеять по ветру богатырским наскоком отрока Илюши купно с его друзьями из корпуса юных казаков-суворовцев-лейб-гвардейцев. Дружба батюшки Иоанна с местной феей только приветствуется, особенно, если фея - чья-нибудь крёстная. Идеи, которые нужно донести до чад, таковы: зло - плохо, добро - прекрасно, наши сильнее, потому что православные и наши. Аминь, аллилуйя, Гарри Поттеру капут, ждите продолжения.

Подвизаться на почве духовной поэзии проще простого, но, к сожалению, на этом большой популярности не заработаешь, вряд ли братия с сестрами кинутся в магазин за твоим сборником стихотворений (хотя, если ты известный игумен или затворник с гитарой, да ещё знаком с Жанной Бичевской, то шанс имеется). Но регулярно публиковаться в епархиальной газете, соперничая во славе с А. К. Толстым, К. Р. (великим князем Константином Романовым), Пастернаком, тебе, мой стихоплёт, вполне по силам. Заучи лишь (или запиши в блокнотик) основные духовные рифмы: «Бога-дорога, Отец-Творец, Христа-Креста, Мати-благодати-подати, страданья-злодеянья-воздаянья-покаянья, спаси-помоги-прости-заступи-вразуми, херувим-серафим, молиться-поститься, Спас-глас-нас-вас, внемлите-вонмите-смирите-поймите». Если не будет хватать на поэму, то помни, что хорошо рифмуются глаголы: пришёл-нашёл-ушёл-зашёл-в-мир-иной-отошё л и местоимения: тебя-меня, моя-твоя-своя-я, ты-вы-мы-иже-херувимы.

Знаешь, что такое пазлы?.. Вставляешь рифму в нужное место, а остальное пространство заполняешь всем слёзовыжимательным и одухотворённопрославлятельным о Святой Руси, любимом Старце, Царской фамилии, молитвенно-покаянном шествии против пьянства гаишников, твоей последней исповеди, первом причастии внучки - да мало ли ещё тем, слабоорифмованных твоими предшественниками?! Можешь составить годовой цикл на все праздники, многотомное стихотворное переложение житий Димитрия Ростовского, духовный венок на могилу…фу! букет на именины дорогого настоятеля с перечислением всех его заслуг и наград, а также многочисленного семейства, типа: «наш батюшка с матушкой и восемью чадушками сидят в трапезной рядышком…».

Жанров много, умей лишь правильно вливать в них духовность. У нас не то, что в мiру: наша литература спасительна, вдохновительна и умилительна, а их Анна Каренина - сами знаете, где свою грешную жизнь окончила! И живём мы под девизом: коль православным стать успел, талант иметь ты не обязан!

Продолжает обсуждаться в сети, количество просмотров перевалило уже за 43 тысячи.

Снова должен напомнить невнимательным читателям, что автор статьи - именно анонимный священник, но никак не редактор «Ахиллы», не Алексей Плужников. То и дело попадаются комментарии или упреки, обращенные ко мне лично: мол, вы раньше так писали за православие, а теперь вы что - атеист?!

Читайте, друзья, статьи и смотрите, кто автор.

И не нужно каждый раз спрашивать с редакции: «А что вы хотели этой статьей сказать?!» Если редакция хочет что-то сказать, то в авторах статьи будет стоять или «Ахилла», или «Алексей Плужников».

«Ахилла» предоставляет площадку - авторы пишут и сами отвечают за написанное перед читателями, совестью и Богом. На каждом практически информационном сайте написано (и у нас тоже): «Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции».

У нас не партия, «Ахилла» - не броневик, и хотя сейчас и Февраль 17-го, и статья провокативно (для привлечения внимания) озаглавлена «Я надеюсь на революцию в РПЦ», но статья не революционна - она честна, честна тем, что автор думает именно так, а не иначе (хотя, возможно, честность сегодня уже воспринимается как первый шаг к «параше», по мнению другого, не анонимного, клирика).

Есть и другие люди, которые думают иначе. Мы публикуем отзыв на «Исповедь», присланный православной читательницей на почту «Ахиллы».

Самое милое в этом, полном христианской любви, доброжелательства и цитат, отзыве то, что сокрушительница анонимного священника сама предпочла остаться… анонимной. Подписалась только: «N».

«Здравствуйте. Хотела бы прокомментировать статью „Исповедь анонимного священника“. Только что на сайте (..) выложена указанная статья, возможно в сокращенном виде. Но и этого оказалось достаточным, чтобы заострить на ней внимание. Мною был дан комментарий в ответ на грязные обвинения в адрес Святой Православной Церкви.

Это не исповедь священника, а истерия человека, оказавшегося не в своей тарелке, не имеющего веры, так и не познавшего Бога. Глубоко безнравственного и духовно больного человека. Если 10 лет служения ничему его не научили у Престола Божия, то это говорит только о том, что данный „священник“ имел только корыстные побуждения, принимая дар священства.

/мужчина, женившийся на прекрасной целомудренной девушке, а прожив с ней несколько лет, понимает, что она всего лишь рядовая шлюха./

Брошенная фраза - это плевок на св. блг. князя Петра и кн. Февронию; или св. вмч. Николая II и св. Александру Феодоровну, которые являются эталоном верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Странно, что „священник“ об этом забыл или не знает?! Потому что, очевидно, слишком долго вращался в обществе таких вот шлюх! По причине своей испорченности, ему не ведомы такие понятия, как чистота, жертвенность, любовь: „Любовь - чистое чувство. Кто любит, тот благоговеет перед целомудрием любимого, видит в нем святыню и хранит ее, он не позволит телесной близости до законного супружества“ (свящ. Валерий Духанин).

Обнажая всю грязь, творящуюся в РПЦ, „священник“ забыл, что Церковь непогрешима, потому что СВЯТА, глава которой ХРИСТОС! И причина не в Церкви кроется, а вот в таких вот анонимных священниках, которые по причине безверия, ненависти к Богу и др. причин потворствуют обмирщению Церкви, наполняя ее всяческой нечистотой.

Уверена, что данного „священника“ насильно в Православную Церковь никто не тянул и не заставлял выбирать пастырскую стезю. Это тяжелый крест и большая ответственность. Священник забыл, что Церковь - это не увеселительное учреждение, где можно с комфортом провести свободное время и при этом заработать себе на жизнь! Это духовная лечебница, куда приходят страждущие грешники за исцелением… Священник очевидно с нерадением изучал Св. Евангелие, где написано: „Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию“ (Мф. 9 -12:13).

Чего же ожидал этот клирик от Церкви, беря на себя пастырский крест?!

И обвинять нужно не Святую Церковь, которая утверждалась на мученической крови, а самих себя, поскольку Вы - горе пастыри идете в Православие, не имеющие веры и не желающие ее обрести. Вы не спасения ищете, а удобств, славы. Вы создаете такую церковь, которая бы потворствовала вашему падшему состоянию. Господь говорил о вас: „Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи“ (Ин.8:44).

/Кириллу благодарен как отцу родному….Я надеюсь на революцию в РПЦ./

Надо отдать ему должное. С помощью таких горе-пастырей, как анонимный „священник“, и насаждается вселенская всеересь экуменизма.

/Если меня можно с кем-то сравнить, так это с работником мясокомбината…/

С этим можно вполне согласиться, поскольку чем быть плохим священником, лучше работать на мясокомбинате.

Админам указанного сайта выше, судя по всему, не понравился комментарий, за что была отправлена в ЧС. Странная ситуация возникла. Цель написания этой статьи - дискредитация Церкви? Хулить Святую Православную Церковь можно и нужно, а если христианин встает на защиту таковой, то „цензоры“ всячески блокируют таковых. Печально, руками недобросовестных „клириков“ вы не только насаждаете, но убиваете души людей. Сами не спасаетесь, и другим препятствуете. Бог поругаем не бывает. Помните об этом».

Человеческое падение - всегда трагедия, трагедия вселенского масштаба. И тем более, когда гибнет учитель, пастырь, наставник, лидер. Тем более трагично, когда в эту "мясорубку" попадает человек талантливый, сердечный, с живой душою. Наблюдать это и со стороны тяжело: ведь душа умирает не сразу (наблюдатель имеет возможность видеть как день за днем умирает в муках душа, как бы по частям от нее отпадают нежизнеспособные частички), но если человек тебе знаком, знаком лично, пользуется в твоей семье уважением и любовью, то зрелище становится совсем уж душераздирающим.

Так случилось и с Алексеем Плужниковым. Познакомились в ЖЖ, общались с ним, поддерживали, потом жена писала и жертвовала иконы для храма, где служил иерей Алексей, встречалась с ним в Москве, долго общалась. Конечно, Алексей стал для нас не чужой. По возрасту он мне в сыновья годится, потому на его неофитский задор, страстные императивы, довольно поверхностную литературную деятельность я смотрел снисходительно, с высоты своего возраста, как "настоящий мудрый сенсей". А зря, надо было уже тогда "бить в колокола", может быть, Господь и смиловался бы и вразумил паршивца.

Видимо, первым заметил очевидный вред от деятельности критика-священника отец Александр Авдюгин, человек мудрый, с большим опытом пастырства. Помнится, я выступил на стороне "обиженного", довольно резко, что не могло не сблизить меня с Плужниковым. Дальше - больше, я потакал его чудачествам, которые мне казались на тот момент безобидными шалостями подростка. Его увлечения трудами Шмемана, Кураева, дружба с раскольниками и предателями (бывший игумен Душеин) и пр. как бы не замечал, хотя давно знал, что это тяжелый прогностический признак. Устроение мозгов Плужникова принимало все более и более критический характер. Другие движения мозгов стали уже совсем невозможны. Появилась агрессия, постепенно недовольство Церковью и священноначалием росло. Книжки и статьи его стали совсем бессмысленными, небрежными, поверхностными и пустыми. Видимо, бывший отец Алексей никогда не имел православного устроения, пришел в Церковь поиграть, потешить себя любимого, а когда получил пару мелких зуботычин от жизни, то сразу сдулся и забился в истерике, мол, недооценили, обманули, мол, все сволочи в среде церковной. Результат как всегда - путь Иуды: ожидание благ в денежном эквиваленте, достойного места при правителе, ропот на священноначалие (ничего не дали) и Церковь, отвержение Христа. Как все банально, просто и предсказуемо, типично. Скучно.

И сопутствующее (цитаты из интервью по ссылке):
"Рукоположили меня в 2003 году, служил в Волгограде, ушел из священников по собственному желанию в 2015-м по причинам личного характера. Так как я оставил семью и приход, то автоматически последовал запрет в священнослужении. Я подавал прошение на снятие сана, но дальнейшую судьбу этого прошения не знаю - возможно, до сих пор числюсь в запрете." (с)
Не стесняет человека "я оставил семью и приход", что свидетельствует только о том, что совесть у него спит мертвым сном. Он даже не понимает, о чем ведет разговор. Разве это не трагедия? Или это такой пиар-ход? Так принято теперь, я окончательно выпал из реальности?

А вот и плоды иудины подоспели:
"Сейчас я не являюсь прихожанином, в таинствах не участвую, хотя изредка захожу в храм. Я не утратил веру, но взаимоотношения с Богом теперь - наше с Ним личное дело." (с)
Пустое - "Я не утратил веру". Бесы тоже веруют и трепещут, а ты даже трепетать не можешь, ни Бога не боишься, ни людей не стыдишься". Какая уж там вера?
Ты предал, разрушил все - отказался от семьи, бросил ребенка, жену, Богом данных, предал паству, Церковь, Христа! Иуда.
Ты продолжаешь разрушать и предавать, создал богомерзкий бесовский сайт "Ахилла", попираешь Церковь, смущаешь души людские, восстаешь на Спасителя. Ты думаешь, что тебе не будет воздаяния? Ошибаешься - Господь поругаем не бывает. Будет тебе воздаяние, и очень скоро.
--------

"ушел из священников по собственному желанию" (с)
Рассмешил, самостоятельный ты наш.

п.с. Кто может, помолитесь о заблудшем Алексее. Я не дерзаю.

Отец Алексий Плужников совершил свой интеллектуальный теракт

Отец Алексий Плужников: «Я хочу стать жертвой теракта… Ещё пару терактов – и Царство Божье воссияет на Святой Руси».

Надо ставить вопрос открыто: у нас есть фамилия и понимание, кто владеет этим ресурсом — господин Дуров. Необходимо требовать возбуждения уголовного дела. Это экстремизм в чистом виде и вандализм одновременно , — сказал Маркелов в ходе пленарного заседания в Госдуме РФ в среду.

Он отметил, что одно из сообществ «ВКонтакте» разместило пост с фотографией теракта в Волгограде, который сопровождался просьбой поставить «лайки» под постом — таким образом пост распространяется в соцсети. По данным Маркелова, пост набрал более 50 тысяч «лайков».

Город Волгоград потряс страшный теракт , — напомнил парламентарий. — Не сговариваясь, люди шли на донорские пункты и сдавали кровь .

В этот момент на небезызвестном ресурсе «Вконтакте» появляется постер , — продолжил Маркелов, демонстрируя коллегам распечатку. На ней, по его словам, запечатлено явно оскорбительное, даже кощунственное отношение к произошедшему в Волгограде, а также присутствует нецензурная подпись.

Тем временем пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» выразил сомнение, что публикация о теракте в Волгограде, которую единоросс Михаил Маркелов посчитал экстремистской, является таковой, передает ПОЛИТ.ру.

По его словам, если контент, который вызвал вопросы у депутата, до сих пор не удален с сайта, значит, скорее всего, он не нарушает российские законы. Лобушкин подчеркнул, что все противозаконные материалы оперативно удаляются с сайта, при этом сотрудники соцсети консультируются с юристами.

Эти рассказы имели и поучительное значение, заставляли задуматься: а не похожи ли и мы на героев этих анекдотов?

Приходские анекдоты

Что такое анекдоты, да ещё «православные»? Допустимы ли они в наши такие серьёзные «последние времена»?

Современные анекдоты, которые мы читаем в газетах - это выдуманные коротенькие истории (нередко пошлые), цель которых посмешить читателя. В старину же под анекдотами понимали также короткие рассказы, но не выдуманные, а чаще всего взятые из жизни. Поэтому, помимо занимательности, эти рассказы имели и поучительное значение, заставляли задуматься: а не похожи ли и мы на героев этих анекдотов?

Те забавные (и не очень) случаи, предлагаемые вашему вниманию, произошли на самом деле. Я сам был свидетелем большинства этих анекдотов. Даю честное слово, что ничего не приукрасил для «эффекта». Надеюсь, немного посмеяться над собой нам не повредит.

1.Приходит однажды в храм дедушка, не вполне, скажем прямо, трезвенький. И говорит, хитро прищуриваясь:

Я, брат ты мой, конечно, неверующий, но Христа уважаю! Да… И заповеди Его соблюдаю! Все одиннадцать! Щас я их вспомню... Мне их рассказывал энкэвэдэшник, когда я в лагере сидел. Я их на всю жизнь запомнил! И исполняю! Ну, вот, значит, заповеди: э-э, "не обворуй", "не обругай" и, это… а! - "не обессудь"!

2.Приходит в храм женщина.

Мне нужно елейное масло!

Простите, - отвечаю, - но "елей" и значит – масло. Это тавтология: "масло масляное".

Вижу: губы у тётки задергались...

Ну, ладно! Так есть "оно" у вас?

На свою голову задаю ещё один (безобиднейший!) вопрос:

А зачем оно вам?

Реакция была замечательной: тётка задохнулась от злости, развернулась и одним прыжком отскочила к порогу, распахнула дверь и, стоя на крыльце, выкрикнула:

То им… "масло масляное"!! То - "зачем"!! Да пошли вы!!..

3.Похожий случай. Заходит одна "мадам", крашенная, в брюках.

Мне десять свечей с собой!

А я-то знаю, что свечи "домой" у таких людей обычно значит - к "бабке". Спрашиваю:

А для чего они вам?

Реакция была схожей: мадам в гневе развернулась и опять с крыльца (боится, что ли - бить буду?) выпалила:

Вас тут посадили не вопросы задавать, а делать то, что вам сказано!

4. На ту же тему. Приходят две старухи:

Нам, это, чёрных свечей надо!

Каких?! – Чуть не падаю от изумления.

Ну, нам «бабушка» сказала принести. Нет чёрных? Ну, тёмных, что ли, дайте, вот эти вроде потемней… И ещё этот, как его, «молитослов» она сказала принести.

Вам какой - потолще, потоньше? – Иронизирую.

Одна старушка удивлённо:

5. Знаете, какие самые почитаемые иконы в нашем народе? "Нерушимая стена" - чтобы воры и завистники в дом не лезли. "Семистрельная" - если её незаметно (!) повесить над входной дверью, то она всех врагов "отстреливает"... (Даже в ювелирном магазине видел). "Всевидящее око" - назначение понятное (православный аналог видеофона-охранника). Нередко приходят и спрашивают «Неопалимую купину» от пожара. Спрашиваю: «Вы что, пожара в ближайшее время ждёте? Кстати, бывают ведь и другие бедствия…».

Очень ценятся такие иконочки, которые можно в кошельке и сумочке носить. Огромным спросом пользуются пояса с псалмом "Живый в помощи…". В народе это называется: "Живые помощи", "Живые помочи", "Живым в помощь"…

Многие уверены, что «Святая Троица» – это Христос и Божья Матерь с младенцем. Другой вариант – икона на машину: Христос, Богородица и Николай Чудотворец (троица).

Поменял на иконостасе «Христа-Вседержителя» на «Нерукотворный Спас». Прихожанка: «Икона, конечно, красивая, но зря вы Христа-то убрали. Божия Матерь есть, а без Христа нехорошо…».

На одной иконочке для автомобиля есть образ архангела Михаила, а под стеклом – кусочек ладана. Одна прихожанка спрашивает про этот кусочек: «Это что?». Не моргнув глазом, отвечаю: «Мощи Архангела Михаила, с Афона!». Она в простоте душевной: «Да что вы?! Как интересно…».

Стандартный вопрос: а от чего эта икона помогает? Так порой и хочется ответить: от ветра в голове!

6. Наконец-то я понял, почему наши православные нехотя ходят или вообще не ходят в храм на богослужения. Ведь церковь-то - это "духовная врачебница"... А кто ж ходит в больницу регулярно, да ещё с удовольствием? Только духовные врачи (попы, то есть) на работу, за зарплатой… Мне так одна православная и сказала: "А зачем?! Я ведь уже сходила раз, когда мне было плохо, покаялась. Теперь пускай другие ходят, которым надо. Зачем я буду мешаться?!"

Чуть другая вариация этой темы: разделение труда. Вы, попы и певчие, служите, молитесь, а мы, простые смиренные православные, недостойны присутствовать на службах, мы же мирские, нам надо работать, семью кормить, на дачу ездить... Вы уж там за нас помолитесь, а мы вам помидоров принесём...

7.Разговор с районным архитектором. Спрашиваю:

Почему вы позволяете рядом с храмом строить магазины, пивные?

Он ехидно улыбается:

Конкуренцию надо, батюшка, выдерживать! А вы возьмите и сделайте так, чтобы люди к вам шли, а не туда! Тогда они и закроются, разорятся. А не сможете, так...

8.Один шестилетний малыш на занятии воскресной школы спросил:

А правда, что человек произошёл от обезьяны?

Когда ему объяснили, что нет, человека создал Бог, - тогда он подумал и выдвинул гениальную неодарвинистскую теорию:

Значит, Бог сотворил обезьяну для того, чтобы потом от неё человек произошёл...

9.Пришли раз люди за "земелькой".

Да мы вот, собаку хороним, нам бы её земле предать. Она хорошая была собака, умная очень!

Гм! А она что, - спрашиваю, - крещёная у вас была?

Граждане пугаются:

Нет, а что - надо было? Без этого нельзя?

А что ж нам теперь делать? Как её земле предать-то?

Да как! Поезжайте в поле и закопайте.

И ничего больше не надо? И крест ставить не нужно?

Нет, - говорю, - не нужно!

10. Отпевание. Долго говорил проповедь о важности для усопшего молитв и неважности всего земного (земелька, еда, зеркала завешанные). Объяснил им символический смысл земельки. Выдохся, собираюсь. Тётушка, глубокомысленно:

Да, это вы всё хорошо сказали, правильно. Одно плохо – земельку вы всё-таки зря в дом занесли, не надо было…

Потом эта же тётушка говорит:

Да, вы правильно сказали, что можно в церковь не ходить (Я сказал: «каждый день не нужно ходить»!) и с Богом жить. Да, Бог всегда с нами, и мы с Ним.

Ну, знаете ли, - говорю,- Он-то с нами - это точно, а вот «мы с Ним» – это большой вопрос!

Нет, что вы, не говорите, и мы с Ним: вот, споткнёшься и сразу: «Господи!» - нет, мы с Ним всегда!

11. На приёме у предполагаемого спонсора. Тот ораторствует перед своими подчинёнными:

Вот! Я хочу, чтобы рядом с нашим заводом стоял храм, высотой 100 метров, шириной - 48! Я такой видел!

Со мной был парень, начинающий архитектор, он возьми да и ляпни задумчиво:

Да-а… А Вавилонская башня была высотой 91 метр...

12. Один батюшка служит в деревне. Храм - металлический вагончик. Зимой холодно, а летом такая духота, что свечи не стоят - плавятся. А над входом в вагончик надпись: "И во аде восхвалят Тя, Господи!"...

13. На нашей часовне крест в форме якоря. Тётки, проходящие мимо:

Хм! Это что ж у них крест какой-то мусульманский, как у татар! А часовня - какого-то «святого Петра»!..

14. Один товарищ (немного зацикленный на проблеме, что Бог ему жену не даёт) спрашивает у меня:

Нет, ну я одного не пойму – вот Христос: Он же – сверхсущество, самый могущественный волшебник! Он ведь всё может! Почему же Он своему лучшему другу Иоанну Крестителю не мог дать такую малость – жену?! Почему тот должен был жить один, в пустыне, голодный, холодный – почему?!!..

15. Одна прихожанка с озабоченным видом спрашивает:

Батюшка! Мы храм строить собираемся, а вы уже поговорили с жильцами близстоящей общаги? Вот начнут у нас колокола звонить, а они будут недовольны, будут нас проклинать! Вы этот вопрос решили?

Послушай, - говорю, - а может, мы это сделаем, когда храм построим, а?

Нет, что вы! Надо сейчас – они поймут, и не будут возражать, и жертвовать начнут! Вы им, главное, объясните, что от колокольного звона идёт вибрация, а она очень полезная, даже исцеляет, это и наука доказала!

16. Случай в Богоявленском приходе на праздник Крещения (2007г.). Один другому говорит:

Ты представляешь, в этом году Богоявление и Крещение совпали!

17. Разговор в церковной лавке. Прихожаночка:

Так сколько нужно пожертвовать за сорокоуст?

Ну, знаете ли, надо пожертвовать так, чтобы и совесть не укоряла, и душа чтоб была спокойна..

18. Приходит на Светлой Седмице бабулька с крашеными губами и в розовом игривом пальтишке. Ткнула две свечки в песочек (помолилась, вроде) и спрашивает меня:

А Пасха-то сколько дней длится, три или больше?

Да вообще-то сорок, - отвечаю, - до Вознесенья.

А, понятно, так дочке и скажу, что сорок дней ничего делать нельзя, а надо только Богу молиться!

19. Интервью одного батюшки (в Интернете прочитал):

Выходных у меня почти не бывает, а когда и бывают, то чувствую себя неуютно: сразу хочется сделать что-нибудь богоугодное…

20. Приходит женщина, приносит продукты на канун.

Где тут у вас стол для жертвоприношений?

21. Перед началом всенощной к клиросу подходит прихожанка и шёпотом спрашивает у регента:

Нет, а всё-таки: кто батюшка по гороскопу?..

Продолжение истории: она же допытывается у матушки, когда всё-таки у меня день рождения. Матушка не поддаётся. Та:

Да я и так догадываюсь. Я его статьи читаю, характер его поняла – Скорпион он по гороскопу!

22. Заходит в храм женщина, широко крестится трижды на меня:

Я, - говорит, - в храм нечасто хожу, но мне надо помолиться за сына, чтоб он экзамен сдал. Кому тут помолиться?

Богу! – Отвечаю.

КАКОМУ Богу?! Иконе какой свечку поставить?..

Иду по улице. Навстречу бомж лет 60, навеселе, грязный, со щетиной, оборванный:

Батюшка! Стой! Ты мне вот посоветуй – как жить дальше?!

Ну как – пить брось, например.

Да я и так не пью! Почти. Нет, ты мне посоветуй – как жить: с девушками у меня ничего не получается!..

24. Настоятель спрашивает у библиотекаря:

Что, прихожане берут журнал «Фома»?

Нет, они смотрят, написано: «для сомневающихся» - и не берут.

25. Архиерей на епархиальном собрании рассказал анекдот про благочестивого инока, который стал перешивать штаны, ибо швы на заду пересекались под прямым углом, а он не хотел «попирать» крест…

26. Приходит к священнику женщина и спрашивает: «что такое паперть»? Он объяснил и поинтересовался, зачем ей это. Она говорит:

Мне мама умершая приснилась и говорит: «Ты бы хоть иногда мимо паперти церковной проходила!». А зачем мимо неё ходить?

Может, она всё-таки имела в виду: в храм заходила бы?

Женщина пожала недоумённо плечами (зачем, мол?) и ушла…

27. В часовню заходит дедуля лет 70.

Скажи-ка, батюшка, дедушке – когда у нас Пасочка-то?

Ага, поздняя, значит! Это хорошо – успеем рыбки насушить и самогону наготовить! Да ещё и две пенсии получить! Пойду остальным сообщу: чтоб начинали готовиться!