А н дугин. Александр дугин

Дугин Александр - известный российский философ, политолог и социолог. Знаменит как автор четвертой политической теории, которая должна объединить либерализм, социализм и фашизм. Занимается политикой, мечтает о создании евразийской сверхдержавы, основу которой составит Россия.

Биография философа

Дугин Александр родился в Москве в 1962 году. Его отец, Гелий Александрович, был кандидатом юридических наук, высокопоставленным офицером в генеральном штабе, преподавал в Таможенной академии. Мать, Галина Викторовна, работала врачом.

После школы Дугин Александр поступает в Московский авиационный институт, однако окончить его не удалось. Будущий философ был отчислен со второго курса. Позже он заочно получил высшее образование в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте.

Южинский кружок

Вращался в литературных и диссидентских кругах. Входил в Южинский кружок - неформальный клуб, не чуравшийся оккультных практик. Его члены собирались на квартире у писателя Юрия Мамлеева. После его эмиграции в 1974 году встречи продолжились на той же квартире вплоть до начала 90-х годов. Сегодня считается, что именно этот неформальный клуб оказал существенное влияние на взгляды и мировоззрение многих отечественных гуманитариев.

В 1980 году вместе с российским исламским общественным деятелем Гейдаром Джемалем Дугин Александр Гельевич входит в кружок "Черный орден SS". Его возглавляет русский поэт и оккультист Евгений Головин, умерший в 2010 году. После распада Советского Союза работал с частью рассекреченных архивов КГБ. На этих материалах подготовил целую серию газетных и журнальных публикаций, цикл телепередач "Тайны века", который выходил на Первом канале. Занимается журналистикой, работает колумнистом в газете "Новый взгляд".

В 1993 году становится одним из идеологов и лидеров национал-большевистской партии, которой сегодня руководит писатель Эдуард Лимонов. По словам самого Дугина, он вышел из ее рядов в 1998 году, когда у него возник конфликт с Лимоновым, из-за того, что у того не было четких политических взглядов.

Философ Александр Дугин читает лекции в международном независимом эколого-политологическом университете. Студентам рассказывает о философии политики. В 2003 году возглавляет международное евразийское движение. В 2016 году становится главным редактором нового телеканала "Царьград ТВ".

Личная жизнь

Жена Александра Дугина, Евгения Дебрянская, является писательницей и активисткой ЛГБТ-движения. Они заключили брак в молодости и вскоре расстались. В настоящее время состоит в браке с философом Натальей Мелентьевой. Она является руководителем издательства "Арктогея", преподает философию в Московском государственном университете. От первого брака Дугин Александр имеет сына Артура. Ему 32 года, он окончил лингвистический университет, увлекается рок-музыкой. В браке в Мелентьевой у него родилась дочь Дарья. Ей 25 лет, она учится на философском факультете МГУ.

Взгляды философа

В советское время Дугин Александр Гельевич был диссидентом, придерживался антикоммунистических взглядов. По его рассказам, он ходил со своим сыном плевать на памятник Ленину, правда, как сам признается, потом об этом сожалел.

В этот период Дугин активно увлекался работами немецкого философа Фридриха Ницше, монографиями румынского культуролога Мирчи Элиаде. Проповедовал идеи теоретиков консервативной революции. Увлекался французским метафизиком Рене Геноном, итальянским идеологом неофашизма Юлиусом Эволой, немецко-голландским мистиком Германом Виртом.

Взгляды после распада СССР

После распада Советского Союза геополитик Александр Дугин начал трактовать поражение СССР в "холодной войне" как победу "цивилизации моря" над "цивилизацией суши". В этот период он обращает все свое внимание на марксизм и национал-большевизм, участвует в образовании партии, которая жива до сих пор. Также продвигает идеи евразийства, которыми в свое время увлекались философ и публицист Николай Трубецкой, один из идеологов евразийства Николай Алексеев, писатель и востоковед Лев Гумилев.

В 1993 году принимает активное участие в обороне Верховного Совета России. Поражение парламента воспринимает как личную трагедию, разочаровывается в происходящем. Вскоре после этого вместе с Лимоновым и Летовым создает партию НБП. В то время она находилась в жесткой оппозиции к действующему президенту России Борису Ельцину. Отличалась крайним антиамериканизмом, была против либерализма. В 1995 году привлекает в ряды НБП еще одного популярного рок-музыканта - Сергея Курехина. Позже он дает пресс-конференцию, на которой заявляет, что политика становится самой актуальной формой искусства.

Выборы в Государственную думу

Курехин много сделал в организации работы штаба НБП. Снимал помещения, активно высказывался в прессе. Именно он предложил Дугину участвовать в выборах в федеральный парламент в 1995 году. Философ пошел на выборы по одномандатному округу. В рамках предвыборной кампании Курехин организовал концерт своей группы "Поп-механика", как потом выяснилось - последний. Летом 1996 Курехин скончался от саркомы сердца. На рок-концерте выступали Дугин и Лимонов, однако выборы окончились абсолютным провалом. В своем округе Дугин занял 16 место из 17 кандидатов.

Увлечение церковью

После этого на протяжении нескольких лет Дугин является главным идеологом партии НБП. Публикует политические и метафизические тексты. Параллельно философ проникается интересом к русскому православию и истории старообрядчества. Его главной идеей становится возрождение дораскольных традиций Русской православной церкви.

В 1998 году происходит раскол в НБП, Дугин выходит из партии и становится советником спикера Государственной думы Геннадия Селезнева. В 1999 году возглавляет Центр геополитических экспертиз. Интерес к его идеям проявляют на самом высоком уровне. В конце 90-х читает курс лекций в Генеральном штабе Александр Дугин. Историк их посвящает геополитике. С уходом на покой Бориса Ельцина и приходом к власти Владимира Путина Дугин переходит из непримиримой оппозиции на сторону власти.

Идеи евразийства

С начала 2000-х годов Дугин продвигает идеи евразийства и консерватизма. Именно их он кладет в основу идеологии новой российской власти, которую критикует за отсутствие национальной идеи. Со стабилизацией политической ситуации в России Дугин все больше обращается к научной деятельности. Для философского факультета МГУ разрабатывает курс лекций "Постфилософия". В 2009 году издает их отдельной книгой. Главное в ней: разбор ключевых исторических парадигм - премодерна, модерна и постмодерна. Также разрабатывает спецкурс, посвященный методам философа Мартина Хайдеггера.

В настоящее время он является главным идеологом неоевразийства. Александр Дугин, книги которого иллюстрируют это движение, считает, что главным субъектом истории в России должен стать народ, и утверждает, что государство - это лишь форма, а главное сейчас - заняться содержанием.

Основные труды Дугина:

  • философская работа "Молния не заставит себя ждать";
  • Ubermensch;
  • книга "Тамплиеры Иного";
  • монография "Постфилософия";
  • "Мистерии Евразии";
  • "Гиперборейская теория";
  • "Пути Абсолюта";
  • выпуск альманаха по истории религии "Милый Ангел";
  • программные тексты "Континент Россия", "Подсознание Евразии", "Конец Пролетарской Эры";
  • доклад "Консервативная Революция";
  • курс лекций "Русский космизм, традиционализм, спиритуализм";
  • программный доклад "Стихии, ракеты и партизаны";
  • "Евразийский реванш России";
  • "Теория многополярного мира";
  • "Украина: моя война. Геополитический дневник" и многое другое.

При этом Дугин является приверженцем старообрядства. Мечтает о возрождении Русской православной церкви, какой она была до раскола. Прихожанин одного из единоверческих приходов. Александр Гельевич - сторонник идей византизма, которые подразумевают союз светской и духовной власти, политические идеи о Москве как о Третьем Риме, а о России - как о преемнице Византии, о единственной силе, которая препятствует проникновению Антихриста в современный мир.

В данный момент Дугин является одним из самых влиятельных интеллектуалов России. Многие журналисты подозревают его в связях с отечественными силовиками. В то же время сам Дугин называет Игоря Сечина и еще нескольких высокопоставленных государственных чиновников людьми, которые уже сегодня готовы принять и воплощать в жизнь евразийскую модель в России. Также Дугина часто называют одним из самых успешных и непримиримых борцов с "оранжевой" революцией, а также с либеральным западным лобби.

Телеканал "Царьград"

В 2016 году Дугин стал главным редактором телеканала "Царьград ТВ", придерживающегося консервативных и православных взглядов.

На канале активно обсуждается российская внутренняя и внешняя политика, международные отношения, культура и религия. Главные лица канала - журналист Андрей Норкин, актриса и телеведущая Елена Горенко, писатель и бывший член партии НБП Захар Прилепин. По словам его владельца, мецената и предпринимателя Константина Малафеева, он работает на православных принципах.

Отец - Гелий Александрович Дугин (1935-1998) - кандидат юридических наук, генерал-лейтенант Главного разведывательного управления Генштаба Вооружённых сил СССР, работал в Российской таможенной академии, мать - Галина Викторовна Дугина (Онуфриенко) (1937-2000) - врач, кандидат медицинских наук. Проживала в Москве.

В 1979 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), однако был отчислен со второго курса (впоследствии, при защите диссертации, представил в Учёный совет РГУ диплом об окончании заочного отделения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института).

Уже после эмиграции Мамлеева в 1974 году вместе с Гейдаром Джемалем и Евгением Головиным входил в так называемый «Южинский кружок» - круг общения, сформировавшийся в Южинском переулке в Москве в квартире Мамлеева, где проходили его собрания. В 1980 году, в 18 лет, вместе с Гейдаром Джемалем вступил в кружок «Чёрный орден SS», который создал и возглавил (в качестве «рейхсфюрера») мистик, один из первых русских «новых правых» Евгений Головин; учеником Головина он себя считает.

Вместе с Гейдаром Джемалем Дугин вступил в 1988 году в Национально-патриотический фронт «Память» Дмитрия Васильева, но затем был лишён членства в этой организации по официальной формулировке за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».

В период с 1990 по 1992 год работал с рассекреченными архивами КГБ, на основе материалов которых подготовил ряд газетных, журнальных статей, книг и телепередачу «Тайны века», транслировавшуюся на Первом канале.

  • С 1988 по 1991 год - главный редактор издательского центра «ЭОН».
  • С 1990 года - главный редактор альманаха «Милый ангел».
  • С 1991 года - главный редактор журнала «Элементы», председатель Историко-религиозной ассоциации «Арктогея».
  • С 1993 по 1995 год - колумнист газеты «Новый взгляд».
  • С 1993 по апрель 1998 года - идеолог и один из лидеров НБП. По словам Эдуарда Лимонова, вышел из НБП из-за того, что обвинил четырёх национал-большевиков в краже у него 248 рублей. По оценке же самого Дугина, разрыв произошёл из-за идеологических разногласий, в частности из-за отсутствия у Лимонова чётко выраженной политической позиции.
  • В 1994 году - французский журнал «Актюэль» (М43/44/45, лето 1994) называет А. Дугина «наиболее влиятельным мыслителем посткоммунистической эпохи».
  • С 1996 по 1997 год - автор и ведущий радиопрограммы «Finis mundi» (Радио 101-FM).
  • С 1997 по 1999 год - автор и ведущий программы «Геополитическое обозрение» (радио «Свободная Россия»).
  • С 1998 по 2003 год - советник Председателя Государственной Думы РФ.
  • В 1999 году - окончание заочного отделения НГМА (бывш. НИМИ).
  • В 2000 году - читает курс «Философия политики» в Международном независимом эколого-политологическом университете.
  • С 2000 года - председатель Политического совета (лидер) Общероссийского общественно-политического движения «Евразия». Преподавание курса «Философия политики» в Международном эколого-политологическом университете. Почетный член «Экономико-философского собрания» при Центре общественных связей МГУ.
  • С 2002 по ноябрь 2003 года - председатель политического совета партии «Евразия». В ноябре 2003 года был исключён из партии в результате конфликта с председателем исполкома партии Петром Евгеньевичем Сусловым.
  • С 2003 по 2004 год - колумнист журнала «Сельская молодёжь». В «Литературной газете» А.Дугин ведёт авторскую рубрику «Ацефал».
  • С ноября 2003 года - лидер Международного евразийского движения. Присвоение звания почетного профессора Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва.
  • В сентябре 2004 года - посещение Франции для участия в международной конференции «Евразийство и неоевразийство, две идеологии русской Империи в ХХ в» под председательством директора Центра Евразийских исследований университета г. Рен профессора Мишеля Грабара.
  • В декабре 2004 года - прибытие в Турцию для участия в «Евразийском симпозиуме», проходившем в Университете Гази. Выступления в «Американском университете Гирне» Северного Кипра и Стамбульском университете.
  • В 2005 году - выступление с лекцией в США по приглашению Института Хопкинса. Встреча с Збигневом Бзежинским в Вашингтоне.
  • В августе 2005 года - официальный визит в Иран. Выступление в Тегеранском институте стратегических исследований.
  • С 2005 по 2006 года - колумнист журнала Rolling Stone. Ведущий геополитической программы «Вехи» на телеканале «Спас».
  • С 2007 года - член совета Всемирного русского народного собора.
  • С 2007 по 2008 год - ведущий радиопередачи «Русская вещь» на радио РСН.
  • В марте 2008 года - встреча в Белграде с премьер-министром Сербии Воиславом Коштуница.
  • С сентября 2008 года - профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, директор Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ.
  • С сентября 2009 года по июнь 2014 года - и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
  • В июне 2013 - визит в Молдавию. Выступление в Народном университете г. Кишинёва.
  • В 2015 году - внеcён в санкционный список США и Канады.
  • С 2016 года - главный редактор телеканала «Царьград ТВ».

(1962) — гностик-активист, публицист, пишущий в жанре «идеологической порнографии».

В 1979 г. поступил в Московский авиационный институт. Исключен со 2-го курса за неуспеваемость. В 1999 г. окончил заочное отделение Новочеркасского инженерно-мелиоративного института.

В 2000 г. защищает кандидатскую диссертацию в Северо-Кавказском научном центре высшей школы Южного федерального университета (ЮФУ) (Ростов-на-Дону) «Эволюция парадигмальных оснований науки». Данная диссертация по специальности «философия науки» является превосходным образцом лженауки.

Доктор политических наук, диссертация «Трансформация политических структур и институтов в процессе модернизации традиционных обществ», ЮФУ, 2004 г. Доктор социологических наук, диссертация «Трансформация социальной структуры общества в контексте социологии воображения», ЮФУ, 2011 г.

В 1980 г. познакомился с «Южинским кружком» писателя Юрия Мамлеева (эмигрировал из СССР в 1974 г.), входил в группу «Черный Орден SS» оккультиста-«традиционалиста» Евгения Головина. В «ордене» существовала иерархия, копирующая эсесовскую, где, например, звание рейхсфюрера носил Головин.

В 1988 г. по совету Е. Головина вместе с будущим идеологом исламизма Гейдаром Джемалем вступил в Национально-Патриотический фронт «Память» Дмитрия Васильева. В конце 1988 — начале 1989 гг. был в течение нескольких месяцев членом Центрального совета «Памяти». Исключен из «Памяти» вместе с Г. Джемалем за контакты с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка .

В 1989 г. входил в группу «Движение интеллектуальных консерваторов» известного представителя контркультуры Игоря Дудинского. Тогда же знакомится с А. Прохановым благодаря указанию Ю. Мамлеева:

“А Вы знаете, Саша, что Проханов “наш”…”

“Как “наш”?”, - удивился я. Мне казалось, что он по ту сторону баррикад, что он - кадровый, человек, покорно и безропотно обслуживающий догнивавшую Систему. А это в моих глазах в то время было полнейшей дисквалификацией.

“Нет, Вы ошибаетесь, - продолжал уверять меня Мамлеев, - он все-таки “наш”, “потаенный”, “обособленный”…

Я поверил Юрию Витальевичу и пошел в журнал “Советская Литература” к Проханову.

Публикуется в журнале «Советская Литература» (гл. редактор — А. Проханов).

Навязывает контакты с европейскими «новыми правыми», в частности, с неоязычниками из Groupement de recherche et d’études pour la civilisation européenne (GRECE).

Гл. редактор «историко-философского» издательского центра «ЭОН» (1988-1991 гг.). В 1991 г. — председатель «историко-религиозной» ассоциации «Арктогея». «Арктогея» публикует книги ведущих оккультистов, «мистических нацистов» и неоязычников XX в.: Рене Генона, Юлиуса Эволы, Германа Вирта, Мирчи Элиаде, Алена де Бенуа, Жана Тириара, Карла Хаусхофера и т.п.

В 1991 г. вошел в редколлегию газеты А. Проханова «День» (с 1993 г. «Завтра») и был одним из ее основных авторов. Гл. редактор альманаха «Милый ангел», журнала «Элементы».

Читает лекции по оккультной геополитике в Военной Академии Генштаба (с 1992 г.): Меня пригласили генералы, с которыми я познакомился в ходе патриотической деятельности . Начинает сотрудничество с начальником кафедры стратегии Военной Академии Генштаба Н.П. Клокотовым.

С 1993 по 1995 г. — публицист бульварной порнографической газеты «Новый взгляд».

Лимонов, Летов и Дугин на партийном собрании НБП

В начале 1993 г. пытался на основе группы поклонников журнала «Элементы» создать «Движение новых правых». 1 мая 1993 г. вместе с Э. Лимоновым подписал «приказ» о создании «Национал-большевистского фронта» (с ноября 1994 г. — Национал-большевистская партия). Дугин становится идеологом НБП, одним из основных авторов газеты НБП «Лимонка».

Осенью 1993 г. приобрел всероссийскую известность благодаря демонстрации по телеканалу ОРТ цикла передач «Тайны века» (совместно с Юрием Воробьевским).

В 1995 г. баллотировался в Госдуму по Северо-Западному округу СПб при поддержке Егора Летова и Сергея Курехина. Выборы проиграл, получив 0,87% голосов (14-е место).

В 1996-1997 гг. презентует еженедельные радиоспектакли «Finis mundi» на FM «Радио 101». Постановки посвящены Фридриху Ницше, Карлу Хаусхоферу, Лотреамону, Густаву Майринку, Жану Парвулеско, Герману Вирту, Рене Генону, Юлиусу Эволе, Мирче Элиаде, Ги Дебору, Николаю Клюеву и др.

С конца 1997 г. увлекся «православным» модернизмом и старообрядчеством. Примкнул к единоверцам.

В. Карпец, Дугин и М. Тюренков аки единоверцы

Издавал приложение к газете «Завтра» «Вторжение. Территория национал-большевизма». Весной 1998 г. ушел из НБП.

В 1998 г. организует конференцию в Казани «Общеевразийский национализм». Знакомится с бывшим полковником СВР (Службы внешней разведки) Петром Сусловым, вместе с которым впоследствии создает движение «Евразия». Первоначально «Евразия» служила администрации Президента РФ в качестве площадки для переговоров с чеченскими бандформированиями, в частности, с Хож-Ахмед Нухаевым .

Нухаев действительно варвар, он враг государства и даже самой идеи цивилизации. Его экстремистская версия ислама явно подпитана бандитским мировоззрением (Павел Хлебников). Нухаев летом 2001 г. участвует в конференции о «евразийстве», организованной А.Д., входит в руководство «Евразии». «Философские» тексты Нухаева до сих пор фигурируют на сайтах дугинских организаций.

В ноябре 1999 г. выступил с инициативой создания партии «Тамплиеры пролетариата». С 1998 по 2003 г. А.Д. являлся советником председателя Госдумы РФ Геннадия Селезнева. В 1999 г. — председатель секции «Центр геополитических экспертиз» Экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при председателе Государственной Думы. В 2000 г. занимался созданием общероссийского леводемократического политического общественного движения «Россия» Геннадия Селезнева. На учредительной конференции был избран в состав Координационного совета. Был автором манифеста «России».

С 2000 г. читает курс «Философия политики» в московском Независимом эколого-политологическом университете. Почетный член «Экономико-философского собрания» при Центре общественных связей МГУ.

«Ректор» лектория под громким названием «Новый университет» (1998-1999 гг.). Читал курс лекций «Традиционализм как язык». В работе лектория участвуют Ю. Мамлеев, Е. Головин, Г. Джемаль.

В начале 2000 г. выступает с предложением перенести столицу России в Казань.

В кон. 2000 — нач. 2001 гг. организует движение «Евразия» совместно с П. Сусловым: Деньги теперь у меня абсолютно другие, не сравнить с теми, что давали на «Россию» и селезневские выборы . По объяснениям помощника А.Д. Павла Зарифуллина, денег не было вообще, и тогда, как не странно, помог Марат Гельман - дал просто так 45000 долларов, деньги по тем временам неплохие. На это и жили какое-то время .

21 апреля 2001 г. на учредительном съезде движения «Евразия» избран председателем политсовета движения. Заявил: Настоящей победой евразийских идей стало правление Путина… Мы поддерживаем президента тотально, радикально . В руководство движения вошли П.Е. Суслов, Н.П. Клокотов, муфтий Т. Таджуддин, руководитель израильского Международного гиперсионистского движения «Бэад Арцейну» Авром Шмулевич (бывший ленинградский сионист Никита Демин), муфтий из Татарстана Фарид Хазрат Салман и т.п.

В заключении своего доклада хочу сказать слова благодарности моим сподвижникам, приложившим немалые усилия для того, чтобы наш учредительный съезд состоялся… Федерации еврейских организаций России и лично верховному раввину Берлу Лазару за всемерную помощь и поддержку, оказанную всеми ими в создании «Евразии» (А.Д. Выступление на учредительном съезде «Евразии»).

В Париже в январе 2011 г. с Авигдором Эскиным, Лео Гецом и Мордехаем Крики

Участвует в качестве ведущего эксперта в Экспертном совете дирекции «Первого канала».

В 2002 г. движение «Евразия» преобразуется в одноименную политическую партию. Председатель политсовета партии. Исключен из партии П. Сусловым.

В сентябре 2003 г. «Евразия» участвовала в создании избирательного блока «Родина» Дмитрия Рогозина. Покинул «Родину», назвав ее унылым правоконсервативным сбродом , поскольку в федеральном списке «Родины», который блок зарегистрировал для участия в выборах, не оказалось Дугина и его «евразийцев».

Создает так называемое «Международное евразийское движение» (МЕД). Учреждено 20 ноября 2003 г. в Москве. Лидер МЕД и председатель «Евразийского комитета». В Высший совет МЕД был включен А.П. Торшин, А.А. Аслаханов, М.В. Маргелов, Т. Таджуддин, Э.М. Сагалаев, Н.М. Витренко, Жан Парвулеско, М.Л. Хазин, а также украинский фашист Дмитрий Корчинский.

Почетный профессор евразийского Национального университета им. Л. Гумилева (Астана, Казахстан). Автор книги «Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева»:

Посреди хаоса и распада 90-х Президент недавно созданной республики, самой крупной после России, среди стран СНГ, Нурсултан Абишевич Назарбаев провозгласил Концепцию «Евразийского союза»… Это был поворотный пункт в истории нашей идеи. Проекты стали обретать плоть, система интуиций, обобщений и философских теорий начала воплощаться в конкретную жизнь.

При МЕД действует молодежное крыло, официально зарегистрированное как Общероссийское молодежное общественное движение «Евразийский союз молодежи» (ЕСМ) 21 сентября 2005 г. ЕСМ в свою очередь учреждает в 2006 г. «Молодежный антиоранжевый фронт» СНГ. Среди участников — активисты Союза башкирской молодежи, объявившего себя филиалом турецкой террористической организации «Серые волки», партия «Братство» Д. Корчинского, татарский союз молодежи «Азатлык» («Свобода») и т.п.

С 2005 г. является ведущим еженедельной аналитической программы «Вехи» на православном телеканале СПАС. Руководитель телеканала — Иван Демидов, впоследствии начальник идеологического управления политического департамента «Единой России», зам. начальника Управления по внутренней политике администрации Президента по вопросам общественных и религиозных организаций.

Деятельность А.Д. на канале СПАС вызвала протесты. Так, о. Максим Козлов охарактеризовал его взгляды как неприемлемые с точки зрения православной экклезиологии и сомнительные в плане соответствия «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» с точки зрения общественно-политической. О. Максим Козлов заявил, что ассоциирование фигуры Александра Дугина с православным телеканалом является соблазном для многих потенциальных зрителей последнего .

В 2007 г. по заказу администрации Президента РФ написал учебник «Обществоведение для граждан Новой России». Тогда же в интервью информационному порталу «Евразия» Иван Демидов признал: Безусловно, решающим фактором, некоей переломной точкой стало появление в моей жизни Александра Гельевича Дугина в том смысле, что это было очень странное появление, потому что я понимал, что мне и моему кругу друзей не хватает своего идеолога… Массовое сознание уже созрело для восприятия идей, как их обозначает Александр Дугин – радикального центра .

Преподает на философском факультете МГУ курс «Пост-философия».

Ведет еженедельную программу «Русская Вещь» на радио «Русская служба новостей».

В 2008 г. становится профессором социологического факультета МГУ. Учреждает Центр консервативных исследований (ЦКИ) при социологическом факультете МГУ, председатель ЦКИ. В работе ЦКИ принимают участие такие «консерваторы» как Ален де Бенуа, Сергей Кургинян, Максим Шевченко, Михаил Тюренков, Владимир Карпец, Гейдар Джемаль, Александр Ципко, Исраэль Шамир, Авигдор Эскин.

Гл. редактор журнала «Русское время».

И.о. зав. кафедрой «социологии международных отношений» Социологического факультета МГУ. Уволен 27 июня 2014 г. Продолжает работать на социологическом факультете на внебюджетной ставке профессора.

В 2011 г. становится одним из учредителей московского философского клуба «Флориан Гейер», названного в честь дивизии СС. Официальный «президент и инициатор» клуба – Гейдар Джемаль, глава Исламского комитета России и «философ-оккультист». Соучредитель — Максим Шевченко, ведущий аналитических телепрограмм на Первом канале, член Общественной палаты РФ.

С марта 2012 г. А.Д. является членом Экспертно-консультативного совета при председателе Госдумы России С.Е. Нарышкине.

Дугин, Александр Гельевич. Воззрения

Через Е. Головина воспринял риторику оккультного «традиционализма» Рене Генона, оккультной геополитики Хаусхофера, «консервативной революции»: т.е. национал-социализма и фашизма.

Одновременно позиционирует себя в качестве неопределенного «радикала», безразлично левого или правого. Его «радикализм» носит преимущественно орнаментальный контркультурный характер.

Дугин, Александр Гельевич. Влияние

В рамках форума евразийской молодежи «Домбай-2012» Дугин проводит деловую игру для представителей салафитской молодежи Северного Кавказа, в рамках которой были разыграны сцены диалога радикальных салафитов с евразийским Царем, либеральным президентом и националистическим диктатором.

Среди питомцев А.Д. можно выделить И.И. Демидова, «красно-коричневого сиониста», а ныне члена Русской Православной Церкви А. Малера, антихристианина В. Голышева, бывшего активиста НБП В. Коровина, М. Тюренкова, В. Карпеца, французского «нового правого» Кристиана Буше .

Цитаты

Сегодняшняя канонизация Николая II – это не традиционализм, это пародия. Лучше бы канонизировали Ленина.

Я положительно отношусь к религиозному сионизму, к еврейским социалистическим тенденциям. Такие фигуры как Трумпельдор или Жаботинский мне очень нравятся. Кроме того, я с огромным интересом изучал материалы по духовным и мистическим традициям иудаизма.

[По поводу избрания Ариэля Шарона премьер-министром Израиля:] Победили наши, полярные, солярные евреи… Я очень рад. Искренне поздравляю израильтян с истинным выбором. Сделав его, вы невероятно помогли нам… ступайте смело на Храмовую Гору, как Ариэль Шарон… Я поздравляю Ариэля Шарона с этим великим успехом. Я вижу в этом знаки времени .

И немые солдаты, что так бесполезно погибли
Установят на троне из льда двухголовый скелет
Из замшелой могилы восстанет сияющий Гиммлер
И туманом глазниц обоймет Абсолютный рассвет

(из стихотворения «Абсолютный рассвет»).

См. также

Бойко, Михаил; Сенчин, Роман. Доктор Дугин // Литературная Россия. № 15 (13.04.2007)

Головин, Евгений. «Русская вещь» Александра Дугина как противостояние Моря и Суши: Эссе об эссе // НГ Ex libris (24.07.2003)

Нехорошев, Григорий. Бизнес – Евразия // Деловая Хроника (05.06.2002)

Нилогов, Александр. Александр Дугин: Короткий путь к абсолютному знанию. Библиография как биография // Кто сегодня делает философию в России. М., 2007

Создается Молодёжный антиоранжевый фронт СНГ: молодёжь империи // Евразия (25.04.2006)

Строев, Сергей. Опыт «Арктогеи»: свальный грех блудомыслия // ФОРУМ.мск (05.02.2006)

Умланд А. Постсоветские правоэкстремистские контрэлиты и их влияние в современной России // Неприкосновенный запас. 2008. № 1 (57)

Хлебников, Павел. Разговор с варваром. М.: Детектив-Пресс, 2003

Челноков, Алексей. «Три богатыря» в форме Waffen-SS: Известный телеведущий, исламский деятель и профессор МГУ создали в Москве клуб «интеллектуалов», которому дали название гитлеровской дивизии СС // Совершенно секретно (июль 2012)

Чудинова, Елена. О некоторых консерваторах // Expert Online (27.08.2009)

Alexandre Douguine l’Oriental // PAROUSIA (26.11.2011)

Griffin, Roger. A fascist century. Palgrave, 2008

Ingram, Alan. Alexander Dugin: Geopolitics and NeoFascism in Post-Soviet Russia // Political Geography. 2001. V. 20. № 8. PP. 1029–1051

Shekhovtsov A.; Umland A. Is Aleksandr Dugin a Traditionalist? «Neo-Eurasianism» and Perennial Philosophy // The Russian Review. 2009. V. 68. № 4. PP. 662-678

World fascism: a historical encyclopedia. ABC-CLIO, 2006

Дугин Александр Гельевич - русский социолог и философ, основоположник идеи нового евразийства. Родился в 1962 году (7 января). Отец служил в разведывательном управлении Генерального штаба ВС СССР, мать работала врачом. Александр увлёкся политикой, философией и социологией ещё в юности. С тех пор его взгляды неоднократно преображались.

Ранние взгляды

Во времена СССР Дугин Александр исповедовал радикальные антисоветские взгляды. Он был ярым антикоммунистом и консерватором. Советский режим он хотел заменить консервативным. Систему политического устройства он пока назвать не может. По свидетельствам самого Александра, он даже водил сына плевать на памятник Ленину, до такой степени его взгляды были радикальны в то время. Увлекался оккультизмом и сатанизмом, за что был исключён из национально-патриотического фронта «Память». Существуют свидетельства его связи с писателями-диссидентами.

С Дугин Александр изменил свой взгляд на советскую модель управления. Он знакомится с и известным музыкантом, солистом группы «Гражданская оборона», Егором Летовым (который также был оппозиционен к советскому руководству в 80-е). Вместе с ними организовывает Национал-большевистскую партию. Во время переворота в Москве оборонял Верховный совет.

В это время начинает формироваться его идеология, которая является «четвёртым» путём. Выходят несколько книг, в которых он излагает свою позицию: «Тамплиеры пролетариата», «Консервативная революция», «Мистерии Евразии» и другие. Александр критикует либерализм и «американство», находится в жесткой оппозиции к Ельцину. Он считает, что человечество зашло в идеологический тупик, что все политические курсы 20-го века (фашизм, коммунизм, либерализм) исчерпали себя. Поэтому предлагает свой собственный путь - евразийство. То есть некий симбиоз левых тоталитарных идей с базой «новых правых». Национал-большевистская партия набирает огромное количество приверженцев, особенно в среде радикальной молодёжи. В 1998 году уходит из НБП из-за разногласий с Лимоновым.

В начале 2000-х Дугин практически окончательно формирует своё политическое мировоззрение, в каком виде его знают сейчас. С тех пор прозвище "Евразийский" закрепилось за философом. В нескольких свои работах он детально описывает свою идею «четвёртого пути». Суть евразийства заключается в объединении всех славянских земель и бывшей территории СССР в единое государство. Политический строй будет являться квинтэссенцией сталинизма и неоконсерватизма. Такая идея приобрела широкую поддержку во многих странах. В Москву неоднократно приезжали европейские философы и политические активисты для проведения совместных с Дугиным мероприятий.

Новое евразийство характеризуется антилиберализмом и радикальным отрицанием американизма. Отношение к советскому прошлому позитивное. В особенности к периоду правления Сталина и частично Брежнева. При этом общество, по мнению Дугина, должно стоять на и традиционализма, но отвергнув ксенофобские настроения.

Дугин Александр Гельевич является прихожанином одной из Идеальным примером положения религии в обществе считает византийскую симфонию (автономная друг от друга работа светской власти и духовной). Считает Россию объединяющим всех славян центром.

Дугин Александр неоднократно критиковал российские власти за отсутствие чёткой идеологической линии. Считает, что такое положение обязательно приведёт к неминуемому кризису, вплоть до разрушения русской государственности.

Александр Дугин: книги

Начиная с 90-х годов Дугин активно печатается в различных изданиях. Его статьи часто встречаются в газетах и журналах. Выпустил множество книг, которые приобрели популярность даже за пределами России. Например, книга «Основы геополитики» была переведена на 7 языков. Монография «Постфилософия» популярна в среде философских теоретиков. Курс лекций, который лёг в основу книги, Дугин читал студентам МГУ.

Приобретение популярности и интеллектуальное влияние на территории Европы вызвали широкое обсуждение личности Александра в среде социально-политических исследователей и философов. Например, американский политик Глен Бек назвал Дугина «самым опасным человеком на Земле». Радикальные националисты критикуют произведения Дугина, видя в них марксистский интернационализм. А некоторые левые критики называют идею евразийства новым фашизмом.

Александр Гельевич Дугин (род. 7 января 1962, Москва) - русский философ (кандидат философских наук; основатель идейного течения «неоевразийство»), политолог (доктор политических наук), социолог (профессор социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель факультетского Центра консервативных исследований), публицист, ректор «Нового Университета», Лидер «Международного Евразийского Движения» (МЕД); владеет 9 языками, православный (единоверец - старообрядческое согласие, приемлющее священство Московского Патриархата). Стоял у истоков НБП (вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым).

В 1979 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ). В 1980 году он вступил в «Южинский кружок» Юрия Мамлеева. Был членом ряда эзотерических обществ, одним из которых был мистический традиционалистский кружок «Черный Орден SS».

В 1988 году он вступил вместе с Гейдаром Джемалем в Национально-Патриотический Фронт «Память» Дмитрия Васильева. В период с 1990 по 1992 работал c рассекреченными архивами КГБ, на основе материалов которых подготовил ряд газетных, журнальных статей, книг, и телепередачу «Тайны века», транслировавшуюся на Первом канале.

С сентября 2008 года - профессор Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова, директор Центра консервативных исследований при Социологическом факультете МГУ.

Проживает в Москве. Имеет двух детей. Сын: Артур, 1985 г.р., москвич, окончил Московский Лингвистический Университет, веб-дизайнер, музыкант. Дочь: Дарья, 1992 г.р., ученица гимназии, флейтистка.

Книги (31)

Абсолютная Родина

В книгу вошли главные метафизические произведения автора, выдержавшие не одно издание и переведенные на многие иностранные языки. Объединение трех программных философских трудов Дугина в одной книге позволяет осветить полноценную картину традиционалистского мировоззрения, уяснить связь традиционной метафизики с Православием, исследовать возможности применения принципов сакральной географии к современной геополитической реальности.

Религиозные и философские доктрины, расшифровка древнейших мифов и легенд, панорама богословия в сакральной истории воплощаются в общем синтезе, позволяющем глубже понять сложную и противоречивую природу окружающей нас эсхатологической реальности.

В поисках темного Логоса (философско-богословские очерки)

Рэйки Риохо и самопознание.

Книга является посвящением во вторую и третью ступени Рэйки — Окудэн и Синпидэн, что означает «погружение» и «таинство». Уже сами названия позволяют читателям еще глубже войти в себя и дают для этого более совершенные инструменты. Эти техники как бы подводят итог всем умениям, поскольку здесь требуется более глубокое погружение в область интуитивного центра, откуда энергия движет руками и не контролируется умом. А достичь этого состояния можно, освоив все базовые техники Рэйки Риохо.

Книга предназначена для всех, кто идет по пути самопознания, самоисследования и обретения осознанного и целостного взгляда на мир.

Евразийский реванш России

В книге Александра Дугина идет речь о конфликте русского и западного мира в свете последних событий на Украине.

По мнению Дугина, Россия сейчас решительно выступила против «мирового правительства», которое долгие годы пыталось диктовать ей свою волю, — наша страна укрепляет свои позиции на евразийской арене. В самом скором времени должен наступить конец гегемонии «Атлантического консенсуса», но для этого Россия должна выдержать жесткую борьбу с ее западными противниками, утверждает Александр Дугин.

Знаки Великого Норда. Гиперборейская теория

Расширенная и дополненная редакция «Гиперборейской теории» - книги, с которой фактически началось изучение нордического эзотеризма в России.

Под влиянием этой работы Александра Дугина, доктора философских наук, крупнейшего современного русского специалиста по сакральному, были организованы многочисленные экспедиции на Север в поисках остатков древней цивилизации Гипербореи, а также написаны десятки книг Александр Дугин, первооткрыватель трудов Германа Вирта в России, обращается к исследованиям немецкого профессора, руководителя загадочной «Аненэрбе», не просто сводя их в доступную компиляцию, но фактически открывая новую страницу в рунологии, сакральной истории и географии.

Конспирология

Данная книга является первой попыткой проанализировать конспирологию как социальное и культурное явление, как концептуальный синдром постмодерна.

Автор не ставит своей задачей дать исчерпывающую картину всех версий конспирологии, их бесчисленное число, и они постоянно растут. Цель была в том, чтобы описать некоторые закономерности конспирологического сознания, если угодно, его парадигмальные особенности, и проследить логику наиболее типичных, ярких и показательных конспирологических теорий.

Описание и разбор различных версий «теории заговора», подчас весьма необычных и странных, служат наглядной иллюстрацией к данному исследованию, делают его не сухой социологической и философской аналитикой, но и занимательным (как мы надеемся) чтением.

Логос и мифос

Книга создана на основании спецкурса автора. Излагаются принципы «социологии глубин» (Ж.Дюран), основанные на изучении общества параллельно на двух «этажах» - на уровне рациональном («коллективное сознание» - Э.Дюркгейм) и на уровне иррациональном («коллективное бессознательное» - К.Г.Юнг).

Описываются понятия «социального логоса» и «социального мифоса». Принципы «социологии глубин» применяются к изучению регионоведческих и социологических проблем Кавказа, а также для исследования российской идентичности и ее исторической трансформации в зависимости от перехода от одного типа общества к другому. Все разделы снабжены контрольными вопросами.

Мартин Хайдеггер. Возможность русской философии

«Русской философии не существует и возможность ее возникновения блокирована дисгармоничным сочетанием европейского модерна с архаическими пластами русского народного мировосприятия», - так считает автор этой книги.

Чтобы разблокировать эту тупиковую ситуацию, называемую автором «археомодерн», необходимо вернуть Западу то, что мы от него заимствовали, и начать строить полноценную русскую философию, отталкиваясь от чистой стихии «русского Начала». Но сделать это возможно через внимательное прочтение князя западноевропейской философской традиции, великого мыслителя Мартина Хайдеггера.

Книга предназначается тем, кому небезразлична судьба философии/судьба России.

Метафизика Благой Вести

Религиозные и философские доктрины, расшифровка древнейших мифов и легенд, панорама богословия и сакральной истории воплощаются в общем синтезе, позволяющем глубже понять сложную и противоречивую природу окружающей нас эсхатологической реальности.

Книга повествует о высоком предназначении человека и человечества, об их трансцендентных истоках и, увы, о глубине их падения, дегенерации и самоотрицания в современную эпоху.

Новая формула Путина. Основы этической политики

В своей книге Александр Дугин — известный философ, политолог и социолог, лидер евразийского движения в России — рассуждает о политике Путина в связи с событиями на Украине.

С одной стороны, считает автор, эта политика реализма, можно даже говорить о «новой формуле» Путина в решении сложных геополитических задач, которые стоят перед Россией. С другой стороны, «новая формула» путинской политики не должна мешать поддержке русского населения на Украине.

Поддержка русских где бы то ни было обязана стать приоритетом российского государства, пишет А. Дугин. Таким образом, главная проблема, стоящая перед Владимиром Путиным: сумеет ли он сочетать это приоритетное направление с взвешенным подходом к украинским событиям?.. Отдельное внимание автор уделяет российской «пятой колонне» и её деятельности в связи с конфликтом на Украине.

Ноомахия. Войны ума. Англия или Британия Морская миссия и позитивный субъект

Книга посвящена исследованию английской идентичности, которую автор рассматривает как продукт интенсивного и драматического диалога между кельтским и германским началами в контексте англо-британской цивилизации. Англо-британский Dasein, согласно автору, не конституирует самостоятельного Логоса (в отличие от немецкого и французского Логосов), но представляет собой уникальное, подчас конфликтное сочетание того и другого.

Согласно автору, ведущая роль Англии в выработке и продвижении в планетарном масштабе парадигмы Нового времени является логическим следствием внутренней конфликтности англо-британской цивилизации, на определенном этапе сформулировавшей набор главных принципов Модерна: номинализм, научно-материалистическая картина мира, либерализм, рынок, индивидуализм, талассократия.

Книга продолжает серию работ «Ноомахия», которая ставит своей целью исследовать соотношение трех Логосов (Аполлона, Диониса, Кибелы) сквозь историю различных цивилизаций. Эта работа конкретизирует и дополняет второй раздел («Логос Европы») проекта «Ноомахия».

Ноомахия. Войны ума. Византийский Логос. Эллинизм и Империя

Книга А. Дугина «Византийский Логос. Эллинизм и Империя» рассматривает греческий Логос со второй половины IV в. до Р.Х. до настоящего времени.

Эллинизм, как и предшествующее ему эллинство, характеризуется напряженной борьбой патриархального аполлоно-дионисийского Логоса со структурами матриархальной цивилизации Кибелы. Эллинизм есть время интеграции греками окружающих цивилизаций и осуществления нового исторического синтеза.

Эллинизм — это эллинство, открывшееся миру, из эксклюзивного ставшее инклюзивным, вступившее в интенсивный диалог с окружающими греков цивилизациями, часто более сакральными, чем греческая, и вдохнувшими в нее Священный энтузиазм и ощущение живого присутствия божества.

Для специалистов по философии, политологии, филологии, искусствознанию и широкого крута интеллектуалов.

Ноомахия. Войны ума. Германский Логос. Человек апофатический

В книге дается описание германской идентичности, проявляющей себя в Последней битве истории (Endkampf) через мифы, философию, политику, культуру, науку и мистику.

Немецкий Логос открывается как памятник грандиозной Идее, двумя самыми яркими воплощениями которой являются сюжет о финальной битве людей и богов против апокалиптических чудовищ и метафизика апофатиче-ского субъекта, лежащего глубже самой внутренней границы души. Эти главные мотивы германского Логоса, по мнению автора, предопределяют структуру германского историала, характер германской цивилизации и сам немецкий Dasein.

Ноомахия. Войны ума. Латинский Логос. Солнце и Крест

Книга «Латинский Логос. Солнце и Крест» продолжает цивилизационный цикл «Ноомахия» А.Дугина и описывает еще одно западноевропейское пространство в его базовых, самобытных культурно-исторических составляющих — латинский мир (Италия, Испания, Португалия).

Сложившись в Античности, достигнув апогея в эпоху возвышения Рима, латинский Логос стал полюсом западного христианства, определил культуру европейского Средневековья и предопределил религиозный и геополитический баланс европейских стран в Новое время, став оплотом католичества, Контрреформации и консерватизма.

Книга представляет интерес для всех, кто интересуется историей мировых культур и цивилизаций, философией, религией, политикой, закономерностями и динамикой современных геокультурных процессов.

Ноомахия. Войны ума. Логос Европы. Иранский Логос. Световая война и культура ожидания

В книге «Иранский Логос» Александр Дугин рассматривает смысловые узлы иранской цивилизации, связанной с двумя принципиальными моментами: 1) метафизикой Света и световых войн, непрерывно ведущихся против сил тьмы, и 2) эсхатологией, учением о линейном времени и его конце.

Именно там, где мы встречаемся с эпизодами световой войны и ожиданием Спасителя, предводителя армий света в финальной битве против армий тьмы, именно там, где рождается мысль о времени и линейной истории, где существует «культура ожидания» Спасителя, мы имеем дело с Иранским культурным кругом, с «res iranica», «иранской вещью» — структурной и неизменной основой иранской идентичности, мощное присутствие которой автор обнаруживает во всех религиозных и философских комплексах Средиземноморского культурного ареала (в частности, в эллинизме и иудаизме).

Книга является очередным томом цивилизационной эпопеи А.Г. Дугина.

Ноомахия. Войны ума. Логос Европы. Средиземноморская цивилизация во времени и пространстве

В книге рассматриваются основные структурные характеристики европейской цивилизации с архаических эпох по настоящее время. Выявляется баланс трех Логосов (аполлонического, дионисийского и кибелического) на разных этапах европейской истории и в разных регионах Европы. Развивается идея о двух Европах — римской и греческой, западносредиземноморской и восточносредиземноморской, что предопределило культурные и религиозные различия Западной Европы и Византии, включая поствизантийские общества Восточной Европы.

Исследуется генезис парадигмы Модерна, начиная с древнейших эпох (матриархальные элементы кельтской культуры, религия ближневосточной Кибелы, атомизм, эпикурейство и т. д.). Европейская история рассматривается как поле Ноомахии — борьбы аполлонического начала с кибелическим (решающей победой Кибелы является западноевропейский Модерн, научная картина мира Нового времени).

Ноомахия. Войны ума. По ту сторону Запада. Индоевропейские цивилизации. Иран, Индия

В книге рассматриваются две великие индоевропейские цивилизации — иранская и индийская, взятые как структурные модели с неизменным семантическим ядром и одновременно как динамически меняющиеся системы, где можно выявить сложный узор удалений и возвращений к структурному ядру.

В иранской цивилизации особое внимание уделяется исламскому периоду и глубинным семантическим процессам, связанным с иранской герменевтикой исламской религии и воплощенным в такие уникальные явления, как исламская философия, суфизм и шиизм, в которых автор выявляет ярко выраженное иранское начало. В индийской цивилизации автор акцентирует внимание на цивилизационном дуализме, имплицитной линии водораздела между индоевропейским и автохтонным культурными кодами, неразрывно переплетающимися в инклюзивной и диалектически утонченной цивилизации индуизма.

Ноомахия. Войны ума. По ту сторону Запада. Китай, Япония, Африка, Океания

В книге рассматриваются неиндоевропейские цивилизации — китайская, японская, африканская и тихоокеанская. Автор выявляет в каждой из них наиболее очевидные, с ноологической точки зрения, полюса и исторические эпохи, описывая доминирующие конфигурации Логоса на основании общей модели, на которой построена вся «Ноомахия», — Логос Аполлона, Логос Диониса и Логос Кибелы.

В столь далеких от Европы культурных контекстах выявление аналогов трем Логосам представляет собой наиболее трудную, но вместе с тем захватывающую задачу, подчас ставящую под вопрос релевантность всего ноологического метода как такового. Тем не менее, не навязывая богатейшему и противоречивому историческому и культурному материалу редукционистские формулы и будучи полностью открытым логике культур изучаемых народов, автор приходит к важным результатам, подтверждающим на практике применимость предлагаемого метода.

Ноомахия. Войны ума. Французский Логос. Орфей и Мелюзина

Книга представляет собой описание французской идентичности, исследует различные стороны французского и, шире, кельтского Dasein’а, проявляющихся в мифологии, истории, философии, культуре и мистике. Франция и Германия с эпохи Средневековья выступают как два главных полюса диалектического становления европейской цивилизации, предопределяя историческую, политическую и культурную семантику наиболее важных процессов в истории Западной Европы в течение последних полутора тысяч лет.

В исследовании структуры французского Логоса автор приходит к выводу, что его главными составляющими являются две фундаментальные фигуры (гештальта) — Певца-посвященного Орфея и полуженщины-полу-дракона феи Мелюзины. К гештальту Мелюзины сводится, согласно автору, парадигма Нового времени в ее мифологических и культурных корнях. Книга продолжает серию работ проекта «Ноомахия» по изучению трех Логосов (Аполлона, Диониса, Кибелы) и их проявлений в истории цивилизаций, развивая тематику «Логоса Европы».

Ноомахия. Войны ума. Цивилизации границ. Россия, американская цивилизация, семиты и их цивилизация

В книге рассматриваются цивилизации, граничащие с европейским культурным пространством, сложившиеся под его прямым влиянием или самостоятельные, но находящиеся в активном контакте и постоянном диалоге с Европой.

Автор реконструирует ноологические модели этих пограничных цивилизаций, показывает этапы их становления и динамику взаимодействия с европейским полюсом. К таким цивилизациям автор относит русскую (евразийскую) цивилизацию, колониальную американскую цивилизацию, семитскую цивилизацию (включая виды древнесемитских, а также иудейскую и аравийско-исламскую) и турецкую (вошедшую в тесный диалог с культурами Средиземноморья начиная с сельджукских завоеваний Анатолии и достигшую кульминации в Османскую эпоху).

Ноомахия: войны ума. Три Логоса: Аполлон, Дионис, Кибела

«Три Логоса: Аполлон, Дионис, Кибела» — первая книга цикла «Ноомахия: войны ума», посвященного исследованию проблемы множественности Логосов, философских и мифосимволических парадигм, определяющих структуры различных цивилизаций.

Книга представляет собой философское и методологическое введение ко всему труду. В ней описываются модели трех Логосов — Аполлона, Диониса и Кибелы, лежащих, по мнению автора, в основе различных философских, религиозных, научных и политических систем.

Под этим углом зрения подробно рассматриваются философия Платона и неоплатоников (Плотин, Прокл), учение о категориях Аристотеля, христианский гностицизм, герметизм и различные виды материалистического и номиналистского мировоззрений.