Зарождение и развитие журналистики в европе. СМИ Франции: истоки, этапы становления, современное состояние

Франц. печать возникает позже немецкой и английской, но её развитие проходит легче и интенсивнее. Французская пресса отличалась своей содержательностью. Уже 1-ый фр. листок шел дальше простого сообщения и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Особенность развития – жёсткая детерминированность политическим процессам. Фр. Пресса часто менялась, в зависимости от изменений государственного строя. Именно Франции принадлежит заслуга формирования революционной прессы.

Этапы становления журналистики во Франции:

1. Середина 15 – 17 вв. Средние века и возрождение. Зарождение печати.

2. 17 век – появление первых печатных газет

3. 18 век – Эпоха просвещения. Французская революция.

5. 20 век (1-я половина 20 века)

6. Современность (20-я половина 20 века)

Возникновение университетов, появляются рукописные «Летучие листки» (НУВЕЛИ), для обмена информацией между университетами. Университеты взяли в оборот печатный станок Гуттенберга. Первая типография появилась в Париже в 1470 году. Печатались религиозные издания, альманахи календари.

К концу 15 века – около 50 типографий.

Первое периодическое издание – ежегодник (1611 г) «Меркюрфрансуа» («Французский вестник»).Издаёт университет. Это прообраз бульварной прессы.

Канарды (canard -курьезный рассказ)– неповторимое национальное явление фр. журналистики. Журналистский фольклор. Небольшие брошюры, на очень плохой бумаге, с огромным количеством ошибок. Были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая названия, привлекавшие покупателей сенсационностью.

К концу 16 в. появляются первые печатные хронологии – сборники новостей . На их базе в 17 в.складывается газетный ежегодник «Французский меркурий » (Меркюр де франс), имел влияние на общественную жизнь Франции, был самым популярным. 17 в.

2. Первой газетой Франции, считается «Ля газетт » - 1631 год. Издатель ТеофастРенодо . Созданапо образу информационных листков в Европе. Официозна (формально не связана с правительством, но фактически проводит его взгляды), общедоступна. Подписки не было. Содержала придворные сообщения, военные сообщения. «Ля газетт» - прообраз современных газет. Можно считать первой политической газетой.

«LaGazette» отличалась не только, большим количеством разнообразных новостей из различных стран, отсутствием слухов, но и ясностью, четкостью, а главное, качеством стиля.

В «LaGazette» стала размещаться платная реклама.В 1632 году Ренодо издает первый печатный листок объявлений под названием «FeuilleduBureaud"adresse», представляющий собой строчную рекламу. Основные рубрики: «Продажа и аренда недвижимости», «Продажа мебели» и «Разное». «Ренодо стал первым французским журналистом, именно благодаря которому в прессе появились первые частные объявления», – так определил Марк Тангейт его роль в истории рекламы.

Стоит отметить, что Ренодо, в отличие от основателей других газет, не принадлежал к корпорации издателей-типографов, а сама газета, по мнению многих исследователей, была создана «по заказу» всемогущего Ришелье, ставшего в 1622 г. кардиналом Франции и возглавившего королевский Совет в 1624 году.

3. Медленное развитие журналистики - малограмотность населения, дезорганизация государственной жизни, жесткая цензура.

Активно развиваются моральные еженедельники, например, «Французский зритель » Антуана Прево, СОЗДАННЫЙ ПО ОБРАЗЦУ АНГЛИЙСКОГО «ЗРИТЕЛЯ». Из-за цензуры, росло число подпольных изданий.

Однако «подлинная» история фр. прессы началась с Великой французской революции (1789-1794). Принята декларация прав человека и гражданина, конституция, а следовательно - количественный и качественный рост периодики.

Складываться публицистика, она всегда категорична, в текстах появляется оценочный компонент. Высокий уровень словесности рождает жанр фельетона (В газете Журналь де деба - Газета дебатов. Луи-Франсуа Бертен решил выпускать добавочные листы к своей газете "JournaldesDebates" (feuilleton - листок, листочек). Затем в 1803 г. он изменил формат газеты - удлинил его книзу, и добавочная часть, отделенная от газеты "линией отреза" (белым пропуском), стала называться фельетоном)

Появилась первая крупная газета «Журналь де Франс ». Не имела широкого распространения. Когда фр.революция стала набирать обороты, для прессы наступили благоприятные времена. Объявили свободу печати, стало появляться множество ежедневных газет, но многие сразу и исчезали.Основные черты – газеты того времени глубоко политизированы, разные силы использовали их, как трибуны политической борьбы.

Исчезала партия, исчезала и газета.

Газета Эбера «Папаша Дюшен » - одно из самых известных периодических изданий демократической прессы периода великой фр.революции. Папаша Дюшен – собирательный тип, представляющий собою человека из народа, мелкий торговец, который всегда разоблачит любую несправедливость, злоупотребление.

Газета Жана Поля Марата "Друг народа ", была органом революционной демократии. «Друга народа» грамотные парижане читали вслух с первых дней революции. Достоинства его публицистики: последовательность, страстность, простота и общедоступность, строгая фактическая обоснованность требований.

Разоблачение было главным предметом его публицистики. Он развивал целые газетные кампании вокруг какого-либо конкретного события или лица.

Этот разгул революционной журналистики вскоре остановил Наполеон, он понимал явную силу и влияние прессы. Считал, что 4 враждебно настроенных газеты опаснее 100 тыс.штыков. Сначала разрешил только 13 газет, а потом 4: «GazettedeFrance», «JournaldeParis», «Journaldel"Empire» (раньше наз. «Журналь де деба») и «Moniteur».

4. 19 в. После разгрома Наполеона при Ватерлоо на престоле Людовик 18 – последний король Фр.династии Бурбонов – новая эпоха фр. журналистики. При Бурбонах было разрешено высказывать своё мнение, в рамках закона. В 19 веке журналистика Франции пользовалась практически полной свободой.

Появляются ультрароялистские газеты (за усиление королевской власти). Февральская революция (1848) наводнила печать таким же обилием газет, как и 1ая великая революция. Во второй половине 19 в (эпоха Второй империи), появились новые большие политические газеты. Самой влиятельной стала «Темпс». Из мелкой прессы выдвинулся «Фигаро ».

«Фигаро», «Темп», «Моните » - элитарная журналистика, самые популярные издания.в 19 в.

В 1835 основано первое в мире информационное агентство Гавас. Его основателем выступил известный французский писатель и журналист Шарль-Луи Гавас (1783-1858). Родился в Руане, получил хорошее образование, обнаружив особые способности к языкам. Решил использовать свое хорошее знание иностранных языков и начал делать переводы из европейских периодических изданий. Эти обзоры иностранной прессы он предлагал парижским периодическим изданиям. С изобретением телеграфа Гавас получило статус полноценного телеграфного агентства.Так возникло информационное агентство «Гавас». Услугами агенства пользовались влиятельные парижские газеты «Журналь де Деба», «Конститюсьонель», «Пресс», «Сьекль», Позже Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания. В 1853 г. почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация агентства «Гавас». Именно «Гавас» первым сообщило в сентябре 1854 г. о начале Крымской войны. После смерти Гаваса агентство унаследовал его сын Огюст Гавас. Агентство «Гавас» просуществовало до 1940 г. В 1944 г. на базе «Гавас» было создано информационное агентство «Франс-пресс».

Во Франции появление изданий "pennypress" связано в первую очередь с именами Луи-Дезире Верона и Эмиля де Жирардена. Жирарден основал политическую газету «LaPresse » («Пресса»). Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой подписной ценой, но и блестящими журналистскими именами (например, Теофиля Готье , ведшего раздел художественно-критического фельетона). Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в "LaPresse" нередко вызывали раздражение властей. ПРО ПУБЛИКАЦИЮ РОМАНОВ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ АНДРЕ ЖИДА!!!

Верон в 1835 г. стал издателем газеты "Constitutionel ", завоевавшей популярность благодаря открытию такого нового (чисто газетного) жанра, как роман-фельетон.

Конец 19 в – дело Дрейфуса (фр.офицера обвиняли в шпионаже в пользу Германской империи) – становление гражданского общества во Фр.

5. "Золотой век" французской журналистики – конец 19, начало 20 веков - вызвал бурный рост печати. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть «кровь».

Де́ло Дре́йфуса - процесс (1894-1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба, еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859-1935). Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века.
В печати высказывались мнения, что вина Дрейфуса не доказана и что он пал жертвой судебной ошибки; в «Matin» было напечатано факсимиле бордеро, которое у многих возбуждало сильное сомнение в принадлежности этого документа руке Дрейфуса (что было бы доказательством его невиновности). В 1896 году появилась брошюра Лазара: «Судебная ошибка» («Une erreur judiciaire»), в которой доказывалась невиновность Дрейфуса (но на судебный приговор это не повлияло).
«Я обвиня́ю» (фр. «J’accuse») - статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете «Орор» (фр. «L’Aurore») 13 января 1898 года.
Она написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство в антисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьёзных улик.
Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за её пределами. Золя был обвинен в клевете и осуждён 23 февраля 1898 года. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года.
Статья Золя вызвала широкий резонанс в культурном мире, став доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.

В 1904 году основывается газета Юманите (человечество) Жан Жорес. Она была социалистической, пацифистской.

1914-1918 Первая мировая война. Война 1914 г. вызвала как резкое сокращение числа выпускаемых газет и их объема, так и изменения в их оформлении и содержании. Трудности военного времени: мобилизация значительной части служащих, ограничения бумаги, трудности с транспортом, сокращение рекламных поступлений, наконец, строгая цензура информационных сообщений.

С августа 1914 г. запрещение правительства публиковать какое-либо сообщение относительно военных событий, помимо тех, которые будут исходить от Пресс-бюро при военном министерстве. Частой гостьей на страницах газет становится карикатурная фигура «Анастезии » угрюмой старухи, похожей на сову с длинным носом в виде цензорских ножниц. Рядом с ней обычно стояло ведерко с белой краской, которой она закрашивала газетные колонки.

В 1916 г. Межминистерская Комиссия по делам печати (занималась распределением бумаги, выравниванием цен на газеты, установлением максимального их объема и т.д.), преобразована позднее, в 1918 г., в Национальную службу печати (O.N.P.) – первое паритетное учреждение, деятельность которого фактически распространилась на все административные и финансовые проблемы печати.

Трудности не коснулись лишь «большой четверки». «Птипаризьен » довела свой тираж до 2 млн. экземпляров. К 1918 г. тираж «Матен » - 1 000 000. «Птижурналь » - 500 тыс. До 1917 г. уверенно шла вперед и «Журнал ь», ее тираж быстро вырос до 400 тыс. Эта пятерка заслуживала доверия правительства, и только ей было дано разрешение на распространение в войсках.Выделялась созданная в 1916 г. ежедневная газета Гюстава Тери«Овр», где печатался роман Анри Барбюса «Огонь».

Война вызвала развитие прессы и ускорила ее эволюцию.

Среди «окопных» изданий, объединявших лучших карикатуристов и художников, были «Байонет»и «Мо », которые выступали с антивоенных позиций. Но в окопах имели хождение и «патриотические» листки с характерными заголовками: «Храбрец», «Смех под взрывы», «С ними будет покончено!».

Печать сыграла большую роль в победе крупной буржуазии на выборах 1919 года.

В период между двумя войнами быстрыми темпами развивается и становится массовым новое информационное средство – радиовещание. За пятнадцать лет (с 1924 по 1939 гг.) количество радиоприемников выросло во Франции с 60 тыс. до 5,2 млн.возникало и развивалось частное радиовещание. Уже в 1928 г. действовало 11 государственных (две в Париже, 9 – в провинции) и 14 частных (четыре в Париже, 10 – в провинции) радиостанций.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря : сотрудничество с захватчиками; другая возникла в ходе антифашисткой деятельности сопротивления и выходила нелегально.

6. газеты предпочитают не афишировать определенную политическую направленность. Общая тональность стала более нейтральной.

Всего в Париже в 1910 г. выходило около 60 ежедневных газет, причем 25 из них с тиражом менее 500 экз. Основную массу периодики составляли многочисленные специализированные издания. В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их перечень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансистов, торговцев, коммивояжеров и пр. и пр. Существовала даже «Газета кормящих женщин». В поисках аудитории парижские газеты еще активнее обращаются к провинциальному читателю.

Качественные издания: ежедневные «LeMonde » (самый крупный тираж, читаема за пределами Фр). «LeFigaro » - кредо: самая близкая своим читателям. «Liberation » - более прогрессивная. Стала первым фр.печатным изданием, открывшим свой сайт в Интернете. Массовые: «France-Soir», «Птипаризьен», «Птижурналь». Фр.печать находится под контролем нескольких медиа-объединений (АШЕТТ, группа Эрсана, Гавас, Паризьен, Байяр-пресс, Экспаньон).

ТВ: Фр.система ТВ была создана как система государственного ТВ и использовалась государством как действенный инструмент во внеш.и внутренней политике. Потом изменилось (как инструмент гражданского консенсуса). Запрещается обслуживание более 5 ТВ каналов одним оператором. Холдинг FranceTelevision, Антенн 1.

Радио: к нач.21 века радио Фр.сохранило внимание широкой аудитории за счет разнообразия каналов и программ. Нац.компании радиовещания RadioFrance. ИА: Франс Пресс (крупнейшее фран.ИА.Основалось в сер.20 в. на базе ИА «Гавас»).

Щанкина Юлия

Франция

В Париже живет 1 млн. 200 тысяч. Париж делится на 95 департаментов. Есть 37 исторических провинций (Нормандия, Бургундия, Шампань(город Реймс – город, где проходила коронация всех королей. Реймский собор. Там есть знаменитая скульптура "Улыбающийся ангел"). Национальный праздник – 14 июля – день взятии Бастилии. Франция - презеденсткая республика. Действует конституция пятой республики – 1958. Глава государства президент, избираемый всеобщим голосованием, на 5 лет, было на 7. в 2002 году – срок изменился на 5 лет.

Президент имеет право распустить Парламент и назначить новые выборы.

Парламент страны заседает в Бургонском дворце, а Президент заседает в Елисейском дворце.

"Ке Дорсе" – Французский МИД

Жак Ширак, Жешкард Дештен – экс-президенты страны. Во Франции за Президентом пожизненно сохраняется это звание.

Парламент Франции :

1) Верхняя – Сенат – Сейчас большинство там социалистов.

2) Нижняя – Национальное собрание – сейчас правым принадлежит больше мест в Парламенте, социалисты в оппозиции. "Союз в поддержку национального движения"

Президент назначает премьер-министра,и по его представлению министров.

В Парламенте страны заседают представители бывших колоний Франции (заморские территории), часть Франции:

1) Гваделупа – Южная Америка

3) Гвиана - Французская каторга – болота. Сейчас французы устроили там космодром.

4) Реюньен – Маврикия

Самоуправляемые территории под контролем Франции: Остров Таити(Гоген прославил этот остров), Новая Каледония и т.д.

Французская журналистика

Первые регулярные газеты стали выходить во Франции в нач. 17 веке. первый номер вышле в Париже при дворе Людовика 13.

30 мая 1631 – "Ля газет" первый номер. Идея создания принадлежит кардиналу Решелье. Главный редактором стал Теофраст Ренодо. Газета была призвана помочь королю укрепить его власть. Ренодо были именитые сотрудники. Людовик 13 принимал участие в создание газеты, писал о своих военных подвигах. С появлением этой газеты, во Франции сложилась авторитарная журналистика Франции. Рупором власти, через которую сообщают новости, которые устраивают власть. Была жесткая цензура. Правда отсутствовала в газете. Газета выходила раз в неделю, а потом два раза в неделю. Публиковала: о короле, события при дворе, международные события, появлялись и экономические новости. Газета выходила на 4 стр. Тираж 300-800 экз. Газета носила новостной характер, без комментариев.

1762 – "Ля газет де Франц", после смерти Ренадо

1665 – "Журналь де саван" – "газета ученных". Обозрения очень важных книг научных и художественных.

Стали выходить спец. издания медицине, франц. мода – читали их Парижане.

До сер. 18 века во Франции сохранялась монополия столичной прессы, которая мешала появлению провинциальных газет. Политика - Централизованное государство – централизованная печать.

1670 – 45 % в Париже, а остальное на регионы

1788 – в стране издавалось всего 60 газет. Рост сдерживался двумя факторами: неграмотное население и цензурное ограничение

Начинает расти печать, после франц. революции

1789 – пала Бастилия. начала Франц революция. Граф Мирабо – враг абсолютной монархии выпускает газету "Генеральные штаты", но скоро газету запретили, потому что критиковала министров.

24 августа 1789 - национальное собрание (Парламент Франции) приняло декларацию прав человека и гражданина. 11 статья гласит: свободное выражение мысли и мнений является одним из наиболее ценных прав человека. Но в 1800 году – статью отменили. Только в 1881 году утвердилась свобода печати, которая действует по сей день в законе о печати.

Французская журналистика регламентируется законодательством.

1791 - 1800 – выходило 500 газет.

1793 - Якобинская диктатура. Свобода печати оказалась ограничена. В этот год казнили короля. Парламент дал право казнить любого, кто будет выпускать печатные сочинения, где намекалось на восстановление монархии. 17 сентбяря вышел закон о подозрительных: казнить любого, кто мог показаться врагом свободы. Тогда погибло очень много журналистов.

27 июля 1794 – закончилась диктатура. Казнен глава франц. якобинцев Максимильян Робеспьер.

Левый якобинец Эбер выпускал газету 1793 -"Папаша Дюшен"(торговец, который любил выяснять отношения). Оно было публицистическое, но понятно самым простым издателям. "Я понимаю по латыни, но говорю с читателями на их языке" – Эбер. В газете он критиковал якобинскую диктатуру – его казнили.

Камиль Демулен (1760 – 1794) – он издавал газету "Революции Франции ибобробанта" и еще газета "Старый сапожник". За требование ослабить террор – его казнили вместе с Дантоном. Через 8 дней казнили и его жену.

Жан-По́ль Мара́т (традиционная передача, французское произношение Мара́; фр. Jean-Paul Marat; 24 мая 1743, Будри, Княжество Нёвшатель (ныне - кантон Нёвшатель) - 13 июля 1793, Париж) - один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Убит Шарлоттой Корде.

Демулен

12 июля 1789 года, когда известие об отставке Неккера вызвало волнение в Париже, Демулен обратился в Пале-Рояле к толпе, призывая её к оружию; он первый прикрепил к своей шляпе зелёную ленту (цвет надежды). Этот призыв дал первый толчок к разрушению Бастилии. В трактате «La France libre», изданном в половине июля и помеченном «первым годом свободы», Демулен требовал провозглашения республики. С осени 1789 до июля 1791 года Демулен издавал собрание зажигательных памфлетов под заглавием «Les Révolutions de France et de Brabant».

Став основателем клуба кордельеров, Демулен лично руководил предместьями и занял место секретаря при министре юстиции Дантоне. В звании депутата от города Парижа Демулен принадлежал в конвенте к партии Горы, но не играл влиятельной роли вследствие излишней доверчивости и неустойчивости, с которой он поочередно следовал за всеми вождями революции, от Мирабо и до Робеспьера. В процессе Людовика XVI он стоял за казнь короля; в памфлете «Fragment de l’histoire de la Révolution» он клеветой содействовал гибели жирондистов; но во время борьбы Комитета общественного спасения против эбертистов Демулен стал издавать журнал «Le Vieux Cordelier» (декабрь 1793), где начал призывать к милосердию; тогда Робеспьер перестал поддерживать его. Демулен был осужден революционным трибуналом и казнён вместе с Дантоном.

Жорж Жак Дантон (фр. Georges Jacques Danton, 26 октября 1759 - 5 апреля 1794) - один из отцов-основателей Первой французской республики, сопредседатель клуба кордельеров, министр юстиции времён Французской революции, первый председатель Комитета общественного спасения.

Уже с 1789 г. Дантон деятельно проводил крайние революционные и республиканские идеи в разных собраниях и клубах, играл видную роль в событиях 14 июля и 5-6 октября в основании клуба кордельеров. Всюду и всегда Дантон был против двора, министерства, национального собрания; 17 июля 1791 г. он призывал народ на Марсовом поле подписывать петицию о низложении короля. После подавления этого движения Дантон недель на шесть скрылся в Англию и вернулся только к выборам в законодательное собрание. В депутаты он не попал, но стал в Париже подготавливать низложение короля, то в качестве администратора департамента, то в звании товарища прокурора Парижской коммуны, то в клубах, то среди отрядов народного войска - федератов Марселя и Бретани или Entants-Rouges из Сент-Антуанского предместья.А также он участвовал в сборе добровольцев.

После падения эбертистов, когда влияние Робеспьера достигло апогея, 31 марта 1794 года, Дантон и его друзья были арестованы по постановлению соединённых комитетов обществ спасения и общей безопасности; эта мера была одобрена конвентом по докладу Сен-Жюста, составленному согласно наброскам Робеспьера.

Максимилиа́н Робеспье́р (фр. Maximilien François Marie Isidore de Robespierre, Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер; 6 мая 1758, Аррас - 28 июля 1794, или 10 термидора II года Республики, Париж), известный современникам как Неподкупный (фр. L"Incorruptible) или Бешеная Гиена (у своих врагов) - один из лидеров Великой Французской революции, глава, возможно, самого радикального революционного движения - якобинцев.

Член Законодательного собрания с 1789 и Конвента с 1792. В 1793 фактически возглавил Комитет общественного спасения и развернул террор против врагов революции. 27 июля 1794 (9-го термидора) был свергнут и на следующий день вместе с соратниками казнён на гильотине.

1789 - Жан Поль Марат - газета "Парижский публицист", после она стала называться "Друг народа" в ходе революции. Главным делом Марата была борьба против врагов свободы: короля и его окружение и т.д. Главное содержание его текстов – призыв к насилию и террору. Изменниками назывались даже самые авторитетные деятели французской революции. Он очень хорошо писал. Его заколола кинжалом Шарлота Корде. После ее казнили.

18 Брюмера (по календарю якобинцев – 17 января ) 1800 года - Наполеон упразднил свободу печати, закрыв 60 парижских газет. По сути, это день, когда Наполеон совершил гос. переворот. "Если я не распущу печать, то не продержусь у власти и трех месяц" – Наполеон. Вся печать была отдана под надзор министерства полиции во главе Фуше. Разрешалось издавать газеты любые, кроме политики.

Лишь одна газета "Литературный листок" написала - "несколько газет скончались от весьма опасной вирусной инфекции"

1789 - "Журналь де Дюба" (газета дебатов) – по настоянию Наполеона стала называться "Журналь де Лямпир" (газета Империи). Наполеон ненавидел споры.

1811 – газета стала проправительственной

Наполеон не любил журналистов за покорность. "Бесполезно печатать газеты, потому что они читают то, что я хочу" – Наполеон.

У Наполеона была жена Жозефина, но он с ней развелся, потому что не было детей. Оставив ей замок Мальмезон.

1802 – Наполеон предложил возглавить франц. журналисту издание, чтобы руководить обществен. мнением. Журналист ответил: "как только узнают, что это правит. издание, ему перестанут верить".. Но Наполеон не обратил на это внимаение.

"Жерналь де Пари " (Парижская газета) – Наполеон

1789 - "Монитёр " (вестник) – Наполеон хотел превратить эту газету в опору своего правления.. Именно с этой газетой связан самый явный пример низкопоклонства печати. У газеты были привелегии печатать правительственные постановления и офиц. новости.

После Наполеона пришел Людовик 18 Бурбон.

1 марта 1815 – Наполеон высадился с отрядом солдатом в бухте Жуан. Постепенно к Парижу отряд стал превращаться в армию. Газета "Монитер" только через 3 дня написала, что Наполеон приближается к Парижу: 1) "Карсиканское чудовиже высадилось в бухте Жуан", потом 2) "Людоед идет к Грасу", 3) "Узурпатор вошел в Гринобль", 4) "Бонапарт занял Лион", 5) "Наполеон приближается к Фантебло (загородная резиденция), 6) "Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже"

Наполеон сразу упразднил главное управление по делам печати и упразднил цензуру. Он продержал 100 дней у власти, а потом он проиграл Ватерлоу.

1835 - в Париже было создано первое в мире информационное агентство, которое занималось сбором и распространением информации по всей Европе. Основателем был Шарль-Луи Гавас. При Наполеоне он был банкиром и давал кредиты правительству. Но деньги он не получил обратно, потому что Наполеона свергли. Он оказался на грани разорения. Стал дерать переводы из европейских газет, и стал предлагать за плату парижским газетам. Все влиятельные парижские газеты стали пользоваться его услугами. возникло агенство. появились агенты из стран Европы, которые передавали инфу. "Доверенное лицо прессы" – Бальзак о Гавасе.

1848 – два иммигранта Бернд Хард Вольф и Паоль Рейтор работали у него. Вольф открыл в Германии агенство, а Рейтор в 1851 в Лондоне. Но не было политической инфы У Рейтора и Вольфа.

1850 – во всех франц газетах появилась рубрика "Сообщения

1859 – начались разграничения сфер влияния. Гавас поставлял инфу из Франции, Испании и Португалии. Рейтор – из Англии и Голландии. Вольф – из Германии, Скандинавии и России. Совместной сферой Рейтора и Гаваса была Атаманская империя, Египет и Бельгия. Все другие страны, включая США, рассматривались, как нейтральные зоны. Это соглашение просуществовало до 1 Мировой войны.

В США уже было агентство "Асоошишейтот пресс", но оно не могло составить конкуренцию остальным.

2 апреля 1854 – первый номер газеты "Фигаро". Основал газету Эполит Виль Мессан. перед этим выпускал 1840 - женская газета "Сельфидо" (балет) – публиковал активно рекламу. Страницы были надушены парфюмом. "Фигаро" сначала была неполитическим, юмористическим, поражала парижан своим остроумием. Эполит считал, что успех газеты зависит от того, нравится она читателю или нет. "Сегодня мы выпустили лучший номер за все время существования нашей газеты, в ней нет ни одной неоплаченной строчки" – Мессан.

1856 – 2 раза в неделю

1866 – ежедневно

1867 – уделяет внимание политическим новостям, превратившись в ведущее политическое издание Франции.

Рубрики: экономика тетрадка, спорт, мнение, политика, Россия. Стоимость газеты сейчас 1 евро 30 с. Тираж 500 тыс. экз. Газета принадлежит Робберу Эрсану. В выходные выходят приложения к газете: журнал "Мадам фигаро", "Тв-магазин"(телепрограмма), "Лэ фигаро магазин"

Коллаборационизм – "сотрудничество" издания, которые сотрудничали с нацистами

Качественные газеты

Газета "Ле тан " – закрыли газету, за сотрудничество с немцами. Возникла газета

1944 - "Лю монд " ("мир") - ежедневная вечерняя газета. ведущая во Франции. ориентируется на левых. Тираж 370 тыс. Основатель Убер боф Мари. В готическом стиле заголовки – похожесть на "Ле тан". "Газета будет объективно отражать мнение нации и станет одним из самых авторитетных газет" – Убер. Газета одна из самых антисоветских – антироссийских. Это началось с наших эмигрантов, которые унижали Россию. Газеты выходит в А3. С 80-х в газете появились фотографии.

Так же есть издание 1954 - "Монд Дипломатик " – ежемесячная газета. Тираж около 100 тысяч. Читает весь мир. Для тех, кто интересуются международными отношениями.

1973 - "Риберасьон " (освобождение) – ежедневная газета. издается в Париже. Тираж 160 тыс. Таблойдный формат. Антироссийская газета. Поддерживает левых.

Желтые

"Ле паризьен" – массовая газета. Когда до войны была " Ле пти паризьен" (маленький парижанин) самым большим тиражом, пока ее не прикрыли за сотрудничество с немцами в 1944. а в 1944 – "Паризьен либере" (освобожденный парижанин) . 1984 – новое название "Паризьен". Газета начинается с сенсационных изданий


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27

Первый европейский журнал назывался «Журнал ученых» (1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы.

Это издание увидело свет в Париже 5 января 1665 года. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две недели на 12 страницах. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных научных дискуссиях. Публикации научных исследований, новые научные теории и другие материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора. В издании Дени де Салло помогали такие известные деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервиль и Жан Шаплен. Через год издание журнала перешло в руки аббата Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 года.

Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Галантный Меркурий», основанного в 1672 году. Королевскую «привилегию» на издание получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе, известный литературный противник Мольера. В первые годы журнал выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел новостей, который можно было назвать разделом светской хроники.

Эпоха просвещения был весьма демократичный период.

Журнала и газеты революционного периода имели другой характер. Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Гонкуры назвали газету «детищем 89 года». Конечно, газеты выходили во Франции и до 1789 года, и не следует забывать о Ренодо и его «La Gazette». Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Именно в период буржуазных революций идеологическая функция журналистики подавила её информативное и коммерческое начало, определив дальнейшую судьбу средств массовой информации как особой области идеологии. Эпоха буржуазных революций породила такое уникальное явление как «персональный журнализм».

Газету представляет 1 человек - он идеолог, организатор, репортер, публицист, распространитель. Активизация крупной и средней буржуазии. Общепризнанный лидер. Аристократ Оноре Габриэль де Мирабо. 1776 - его памфлет «Опыт о деспотизме». Ораторское искусство Мирабо. Он лидер 3_х сословий. Газета Мирабо пронизана его духом и идеями. Жан-Поль Марат - близость к народу. Его «зажигательный» язык. Он прямолинеен и конкретен, беспощаден в разоблачениях. 1793 - переломный итог революции. Заговор Бабефа. Его газета «Пикардийский корреспондент». Выступает с критикой лидеров революции, нападает на постановления правительства. 1796 - его заговор - завоевание свободы и равенства для народа. Один из первых идеологов коммунизма.

Журналистика во время Войны за


Независимость

В Америке. Публицистика Т. Пейна.

Английская Америка стала первой страной, освободившейся от колониальной зависимости. С давних пор английская корона рассматривала свои колонии как резервуар, из которого могли черпаться средства, необходимые для участия в большой европейской политике и ведения войн. Интересы самих колоний при этом не учитывались. Наибольшее возмущение вызвал введенный в 1765 гербовый сбор – налог на деловые бумаги и печатную продукцию. Война за независимость продолжалась с 1775 года (первое столкновение с английскими войсками у Конкорда и Лексингтона) по 1783 год (подписание Парижского мирного договора). расстановка политических сил в американской революции нашла своё отражение в журналистике этого периода. Политический памфлет, получивший небывалое развитие в эпоху английской революции, остается одной из ведущих форм журналистского творчества, но и газета во времена войны за независимость в

США становится на один уровень с памфлетом. Число газет в 1775-1783 уменьшилось с 48 до 38. Многие были закрыты военными властями. «Бостон Газетт», издававшаяся известным общественным деятелем и видным журналистом Самуэлем Адамсом. Военные новости в этой, как и в других газетах, были отрывочными и не особенно достоверными,

поскольку газеты еще не имели штатных военных корреспондентов и нередко должны были питаться слухами. Значительное место в «Бостон Газетт» отводилось описаниям актов насилия оккупантов. Наибольший тираж (3500 экз.) имела в те годы бостонская революционная газета «Массачусетс

(11) спай». Секрет успеха состоял в том, что ее издатель, Исайа Томас, делал ставку на низшие слои, писал простым языком и продавал газету за полцены. В какой-то мере это издание предвосхитило массовые газеты 19 века. Поскольку подавляющее большинство газет в годы войны выходило еженедельно, а важное известие могло прийти задолго до выхода очередного номера, то часто делались экстренные выпуски. Так постепенно амер. журналистика приближалась к возникновению ежедневной печати. Первой регулярно выходившей ежедневной газетой стала «Пенсильвания Пэкет» (с 1784 в Филадельфии). Надо отметить важного вклада в борьбу за независимость американской печати. Журналистика вышла из войны окрепшей, завоевавшей гарантии свободы слова и уважаемое место в американском обществе. Томас Пейн родился и вырос в англии.В ранней юности он был пиратом, затем занимался самообразованием, сменил множество работ, не задерживаясь подолгу ни на одной из них. Познакомившись с Б. Франклином, Пейн в 1774 г. отправился в Америку. Там он вскоре приобрел известность своими статьями и памфлетами в «Пенсильвания мэгэзин». В памфлете «Здравый смысл» (1776) Пейн впервые сформулировал призыв к независимости. Именно он первым употребил название нового государства – Соединенные Штаты Америки.Во время Войны за независимость Пейн служил в действующей армии, где создал цикл памфлетов «Американский кризис». После войны он вернулся в Англию, затем в охваченную революцией Францию, где избирался членом конвента и едва избежал казни на гильотине. Пейн умер в Америке в бедности и одиночестве. За богоборческие взгляды, выраженные в работе «Век разума», его запретили хоронить на церковном кладбище.

Журналистика во Франции 1-й половины XIX века. Политика Наполеона. Деятельность Э. де Жирардена.

Наполеоновский "Консульский указ о газетах", вышедший 17 января 1800 г., привел к закрытию 60 из 73 газет, издававшихся в Париже. На министра полиции была возложена обязанность следить за прессой и за тем, чтобы "редакторы газет были неподкупной нравственности и патриотизма" (115. С.154). Бонапарт, прекрасно понимавший силу прессы и как-то сказавший, что "четыре враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков" (90. С.37), при создании Конституции империи (1804) одобрил включение в нее четырех статей, призванных гарантировать свободу печати, но которые на самом деле уничтожили эту свободу. Наполеон инициировал принятие декрета о печати 1810 года, что привело к подчинению периодической печати главному управлению делами книгопечатания и книжной торговли, входившему в качестве структурного подразделения в министерство внутренних дел.

Наполеоновская цензура негативно сказалась на культурном развитии Франции. Издатель, журналист Жерарден 1 июля 1836 г. начал издавать газету «Ля пресс» - стоимость в 2 раза ниже. Первый издатель, который сумел устроить газетное предпринимательство профессионально, посмотрел на рекламу с практической точки зрения. Газета "Ля Пресс" отражала интересы крупной буржуазии, а сам он учавствовал в биржевых авантюрах и был организатором акционерных пирамид (известность АО "МММ").Луи-Филиппа газеты называли королём биржевиков, а сатирические издания изображали его в образе разжиревшего биржевика.Различные направления: правительственные (14 тыс. подписчиков), либеральные (оппозиции) - тиражи обгоняли. В 1824 г. либеральные газеты имели 41 тыс. подписчков, правительственные - около 14. Журналистская доля незавидная - платили очень мало. Писатели публикуются в газетах. В 1838 возникло общество французских писателей по инициативе Бальзака, стремились улучшить правовое и материальное положение своих собратьев. Смета газетных трат:

(12)много на техническую сторону издания (бумага, набор, рисунки, помещения).Период Июльской монархии характеризуется ростом периодики - выходило более 700 газет и журналов. При этом крупная буржуазная пресса в значительной части подкуплена. Торговля журналистской совестью была обычна и не считалась за стыд или преступление. Доверчивые французы трудились, много раз обманывались буржуазией, верили известиям, а выдумывалось это для того, чтобы возбуждать ажиотаж на бирже. "Ля Пресс" Жирардена и "Журналь де Деба" постоянно получали правительственные субсидии из фондов, предназначенных на тайные расходы.Некоторую независимость сохранила газета "Сиекль" – орган так называемой династической оппозиции; учредитель и редатор - Одилон Барро. Ещё более левой была газета "Французский курьер". В оппозиции были и такие крупные газеты, как "Ля Котидьен" и "Газетт де Франс". В 1847 Жерарден возглавил вместе со своей газетой группу "прогрессивных консерваторов" как проявление кризиса верхов. Кредо этого дела Жерарден выражал словами: "Мы в оппозиции, но мы не из оппозиции"Гюго (1802-1885): идея публикаций - за мир между народами на всей земле. Под влиянием Шатобриана в его журнале появляются первые литературные произведения, а также много публицистических произведений. «Речь о свободе образования» (1850) - за то, чтобы католическая церковь не устанавливала надзор за образованием. «Речь о свободе печати» - против нового закона об ограничении свободы печати. «Речь о пересмотре Конституции» (1851)- образец ораторской прозы Гюго. Памфлет «Наполеон малый» - в центре образ Наполеона, изображен сатирически. Гюго отличает антибонапартистская позиция, идея мира, по нему, неотделима от освобождения народных масс. Выступал также против расширения колоний и интервенции. Его работы: «Обращение к Италии», «Речь Гарибальди», «Прошение о Кубе». Речи всегда оказывали действие. Сотрудничество с Герценом - «Колокол», «Полярная звезда». Стиль монументальный, тесный союз с действительностью, эмоциональность, логичность.

13.Журналистика во Франции 2-й половины XIX века. Политика Луи-Наполеона. Массовые печатные издания. Если в 1846 году в Париже насчитывалось 26 газет, то к лету 1848 года количество одних только политических изданий достигло 790, не считая более 400 неполитических. Правительственными декретами от 5 и 6 марта 1848 года была восстановлена свобода печати. Новые законы о периодической печати вернули прессу к тому же положению,в котором она находилась после сентябрьских законов 1835 года. В августе 1848 года была восстановлена система залогов, что привело к исчезновению газет, которые были не в состоянии внести в казну требуемую сумму обязательного денежного залога (100000 фр. для ежедневной газеты, 50000 тыс. фр. для еженедельной и т.п.).Газетам было запрещено печатать собственные отчеты с заседаний законодательного собрания, довольствуясь лишь лаконичными официальными отчетами, составлявшимися штатными секретарями. Кконституция II Республики, принятая 4 ноября 1848 года, провозглашала право каждого гражданина "обнаруживать свои мысли путем печати или всяким другим способом", отвергала цензуру как таковую, а все "правонарушения, совершаемые посредством периодической печати", передавала исключительно в ведение судов присяжных, правовое поле было сужено до чрезвычайных пределов (188. С.209). Избранный президентом II Республики в ноябре 1848 года Луи Наполеон практически сразу закрыл шесть радикальных газет, в том числе "La Reforme" и "La Democratie pacifique".


Принятый Французским парламентом закон о печати 27-29 июля 1849 года назвал ряд новых "преступлений", которые могут совершаться печатью, среди которых на первое место было выдвинуто "оскорбление президента республики". Была восстановлена предварительная цензура для политических и социально-экономических произведений объемом до 10 печатных листов. Согласно декрету Луи Наполеона, изданному в декабре 1851 года, дела по "преступлениям" печати снова изымались из ведения судов присяжных и передавались трибуналам исправительной полиции. Совершив государственный переворот 2 декабря 1851 года и объявив себя "императором всех французов" Наполеоном III, Луи Наполеон начал, в подражание своему великому дяде, с закрытия неугодных ему изданий, запретив сразу 11 ежедневных газет в Париже, в то время как его префекты устроили настоящую бойню "красным" листкам в провинции. Правовое положение периодической печати во Второй Империи определялось так называемым "органическим" декретом Наполеона III, принятым им в феврале 1852 года. В соответствии с ним требовалось:1) предварительное разрешение правительства (министра полиции) для начала издания газеты или журнала; 2) ответственный или главный редактор назначались только с разрешения правительства; 3) не только восстанавливались, но и увеличивались штемпельный сбор и плата за пересылку по почте; 4) повышалась сумма залога для издания ежедневной газеты; 5) правительство, замечая "вредные тенденции" газеты, имело право направить ее издателю предостережение, а вслед за вторым оно было вправе приостановить издание газеты на два месяца без приговора суда;6) запрещалось публиковать любые отчеты о судебных процессах по делам печати. Власть (а правление Наполеона III, "закольцевавшее" систему взаимоотношений "власть-пресса", длилось девятнадцать лет) стремилась полностью контролировать поведение журналиста. Поэтому нельзя устанавливать абсолютное тождество между периодами двух Империй - несмотря на жесткое противостояние в оппозиции "власть-пресса", французская журналистика не только смогла выжить, но и нашла свой особый журналистский язык, в первую очередь в сфере литературно-художественной критики.

14.Золотой век» французской журналистики. Закон о печати 1881 года. «Большая четвёрка». «Дело Дрейфуса». 1881 год открывает «золотой век». демократичный характер имел и новый закон о печати. Цензура, предварительное разрешение, залог, гербовый сбор, а с ними и многие другие ограничения отменялись одновременно, что было впервые после выхода первой французской ежедневной газеты. Все эти свободы, активизация политической жизни, дальнейшее распространение образования, дешевизна газет – привели к необычайно быстрому росту числа названий и тиражей. В течение трех лет число ежедневных газет удвоилось. Впрочем, так называемая «малая» пресса (действительно малого – 45x30 см. – формата и низкой – 5 сантимов – стоимости) только теперь приобщается к политике, к тому же без достаточно четкой ориентации. В основном же ее страницы заполнены романами-фельетонами и смесью хроники и разных фактов. Тираж этой популярной прессы значителен: от. 100 тыс. и выше, а ее лидер «Пти журналь» уверенно идет к миллиону. С другой стороны, так называемая «большая» пресса (формат 60x43 см, цена от 10 до 25 сантимов), отводит значительное и видное место политическим событиям с достаточно определенных позиций. Но даже самые процветающие ее представительницы не достигают тиража в 100 тыс., ограничиваясь чаще всего несколькими десятками тысяч экземпляров, отпечатанных, правда, на бумаге лучшего качества и тщательно оформленных. В последние полтора десятилетия XIX века французская пресса, переживавшая, как уже говорилось, свой «золотой век», имела в своих рядах многочисленные и неравные подразделения. «Большую четверку» составляли «Пти журналь», «Пти паризьен», «Матен» и «Журналь». бе с ней предопределила сама. Ввязавшись в полемику вокруг дела Дрейфуса и заняв непримиримо антидрейфусарские позиции, она в 1898 г. сразу потеряла 600 тыс. читателей, которые частично перешли к «Пти паризьен», к этому времени шедшей на втором месте с тиражом 700 тыс. экз., а теперь ставшей крупнейшей ежедневной газетой. Основанная в 1876 г., «Пти паризьен» более десяти лет не могла добиться успеха, пока ее не возглавил Жан Дюпюи. С 1888 по 1890 гг. он поднял ее тираж с 300 до 650 тыс., а после дела Дрейфуса «Пти паризьен» имела уже около 800 тыс. В стремлении закрепить успех Дюпюи использует опыт, приобретенный им в США. На страницах газеты он организует различные конкурсы для привлечения читателей. Наибольший эффект имел конкурс, в котором нужно было определить, сколько пшеничных зерен поместится в бутылке из под вина и их общий вес. Ставка была явно сделана на сельского читателя, и хотя главный приз – 25 тыс. франков – выиграл городской житель, кровельщик по профессии, тираж газеты подскочил до 1 млн. 300 тыс. экз. (1 млн. – в провинции, 300 тыс. – в Париже). В течение 30 лет «Пти паризьен» сохраняла подзаголовок: «Самый большой тираж в мире», и ни одна парижская газета кроме нее не имела столько подписчиков в провинции.Название «Матэн» уже встречалось во французской прессе. В 1884 г. им еще раз воспользовался Альфред Эдвардс. В редакционной статье первого номера он заявил, что «Матэн» будет своеобразной газетой, не имеющей собственной политической линии. В подтверждение этого тезиса на ее страницах была открыта «свободная трибуна», где, действительно, уже в первых номерах выступили: Кассаньяк из бонапартистской «Пэн», Корнели из монархической «Клерон» и Жюль Валес из «Кри дю пепль». Однако ее постоянный автор Жюль Симон, определявший основную линию газеты, выступал с правых позиций. В 1899 г. «Матэн» вошла в «большую четверку» с тиражом лишь 78 тыс., но уже в 1902 г. ее тираж – 285 тыс., а накануне Первой мировой войны едва не доходил до миллиона.Наконец, четвертый участник группы – газета «Журналь», основанная в Париже журналистом из Нанта Фернаном Ксо, делавшем ставку при выпуске газеты на рекламу. В ночь на 28 сентября 1892 г. тротуары Больших бульваров были оклеены метр за метром лентой с одним словом «Le Journal», а к десяти часам утра было уже продано 200 тыс. экз. первого номера газеты. Тесное знакомство Фернана Ксо с владельцем «Нью-Йорк геральд трибьюн», американцем Гордоном Бенпетом сказалось на стиле работы директора «Журналь»: однажды он предлагал нанять десять человек с большими лысинами, посадить их в кресла первого ряда партера в одном из парижских театров и в антрактах проецировать на их лысины каждую из букв слова «Le Journal».

15.Отношения власти и прессы в Германии XIX в. В 1810 г. - строгая цензура для немецких газет. «Рейнский Меркурий» Йозефа Гёрресома - проповедовала национальные чувства, разбудила политический инстинкт в Германии (Гёррес проив рестарации). Впервые публикует передовые статьи с продолжением в нескольких номерах газеты. Стремление к более тесному контакту с читателем, что побуждало его придавать своим статьям разговорную форму, рассчитанную на чтение вслух. Начало домартовского периода (1830-1848 гг.) связано с Июльской революцией 1830 г. во Франции. 28 июня 1832 г. верховный орган Германского союза Союзный сейм принял постановление, отменяющее свободу печати, политических союзов и народных собраний. «Союз печати», провозгласивший своей главной целью борьбу за свободу печати. Пик борьбы двух лагерей немецкой интеллигенции: либерально-демократического (журнал «Аврора», «Газета для элегантного света», журналы «Форум журнальной литературы» и «Немецкий телеграф» - фельетон, путевые записки, мемуары, рецензии, рассказы-корреспонденции, новеллы) и консервативного («Литературный листок») - пришелся на середину 30-х гг. XIX века. Либерально-демократический лагерь был представлен «Молодой Германией» - литературным течением, которое возникло в начале 1830-х гг. Родоначальником течения был немецкий публицист Людвиг Берне (1786-1837). В числе идейных вождей и крупнейших писателей течения - Г. Гейне, К. Гудков, Г. Лаубе. Наиболее известными периодическими изданиями младогерманцев были Произведения самого Лаубе неодократно запрещались прусской цензурой. Дважды писатель подвергался аресту за свою политическую и журналистскую деятельность. В 1835 г. Менцель в «Литературблат» публикует статьи, содержащие резкую критику романа К. Гуцкова «Валли сомневающаяся», в котором проповедовалось «освобождение плоти» в духе младогерманцев. На защиту младогерманцев встал Людвиг Берне. В журнале «Весы» пропагандирует национально-освободительные идеи. Берне ответил памфлетом «Менцель-французоед» (вопрос о патриотизме). Диалогизм. В 30-40 гг. XIX века в Германии появились первые рабочие организации. В 1840 г. Фридрих Вильгельм IV ответил репрессиями (запрещен «Рейнская газета»). В Германии появились первые иллюстрированные журналы с карикатурами. Отменил цензуру на изображения в печатных изданиях. В 1843 г. первое немецкое периодическое издание с иллюстрациями «Иллюстрированная газета» И.Я. Вебера. В 1843 г. вновь цензура на изображения.В 1845 г. Каспар Браун иллюстрированный юмористический журнал «Летучие листки» (полит. сатира) (Готтфрид Бидермайер - филистер). К концу 1840-х гг. ситуация в Германии продолжала обостряться. Раскол в среде либерально-демократической интеллигенции. Ее умеренное крыло группировалось вокруг «Немецкой газеты», у левых радикалов - журналы «Немецкий зритель» и «Мангеймский журнал». Революция 1848 г. вызвала подъем немецкой прессы. 3 марта 1848 г. Ассамблея немецкой Конфедерации отменяет цензуру и объявляет о свободе прессы (по усмотрению княжеств). Эти послабления к появлению многочисленных новых периодических изданий. Многие из возникших в послереволюционную эпоху газет имели либеральную и радикально-демократическую направленность. Демократические венские газеты: «Прямодушный», «Конституция», «Радикал».

В 1850-х гг. немецкая публика на неполитические издания, популяризировавшие естественно-научные и историко-культурные знания. Среди неполитических журналов выделялся ежемесячник «Вестерманус монатсефте» (серьезные научные статьи соседствовали с новеллами и повестями писателей-реалистов). Журналы для семейного чтения, в которых научно-популярные статьи соседствовали с нравоучительными публикациями и развлекательной литературой. 7 мая 1874 г. рейхстаг принял закон о печати (один экземпляр в полицейское управление). Сведения о редакторе и т.д. Три случая, когда печатные издания могли быть конфискованы (отсутствие сведений об издателе, ответственном редакторе и владельце типографии, публикация в военное время информации о передвижении войск, публикация материалов, содержащих признаки нарушения уголовного кодекса). В конце 70-80-х гг. XIX века политика Бисмарка в области печати более репрессивна. Запрет периодических изданий немецких социал-демократов. Ежедневная газета «Вперед» и журнал «Новое время» (для рабочих). Накануне и после Первой мировой войны усилились национализм и шовинизм прессы. Популярность либеральных изданий падает.


Похожая информация.


Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью. Один из историков печати 19 - начала 20 века Людвиг Саламон сравнивает французскую печать с «вечно колеблющейся поверхностью моря», отмечая её большую «подвижность». Он пишет, что французская печать значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную, картину мировой жизни в данный момент. Благодаря этим свойствам национального гения французская печать быстрее и легче немецкой и английской прошла первые ступени своего развития. Уже первый французский листок шел дальше простого сообщения известий и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Периодические издания появились во Франции несколько позже, чем в Германии или Италии, но ежедневная жизнь интересовала ещё первых французских хроникеров. Элементы журналистики присутствовали и в «Газете парижского буржуа» (1409 – 1444 гг.), и в «Скандальной хронике» Жана де Труайе (1461 – 1483 гг.), и в «Газете парижского буржуа» времен Франциска – 1 (1515 – 1536 гг.).

Изобретение печатного станка Гутенбергом не осталось незамеченным во Франции. С 1470 года ректор Сорбонны Гийом Фише и приор Жан Эйниен были увлечены идеей создания типографии при университете. Первая продукция французского печатного станка появилась в 1475 году. Печатались поначалу, как и везде, книги.

Чаще всего печатались хроники:

1 – хроники придворной жизни. Они были посвящены описанию военных походов, заключению брачных союзов, похоронам и крестинам и т.п.

2 – бюллетени дипломатических отношений. Это, прежде всего, послания и тексты договоров, например, договор между Людовиком – 11 и Максимилианом Австрийским;

3 – хроники религиозного содержания.

Неповторимым национальным явлением французской журналистики были canard. Canard можно назвать французским журналистским фольклором Поначалу они не были самостоятельной формой публикации. В период с 1515 по 1529 годы бесчисленное количество их появлялось в «Газете парижского буржуа». В большом количестве они были напечатаны во «Французском Меркурии». Canard как самостоятельная форма публикаций, получившая широкое распространение в 16 – 17 веках, представляли собой брошюры форматом 80 на 125мм.

Помимо canard существовали и другие формы ранней периодики. Это прежде всего религиозные издания. Они получили очень большое распространение во Франции 16 – 17 столетий.

Альманахи и календари, во множестве производимые французскими типографиями, уже несли в себе элемент четкой периодичности. Существенное влияние на развитие французской периодики оказали бельгийские и голландские издатели. Газета Верховена, а так же «Галло-бельгийский Меркурий», издававшийся во Франкфурте, послужил примером для издания в 1611 году «Французского Меркурия». В первом номере этого ежегодника рассказывалось о событиях во Франции и за её пределами, начиная с 1605 года. Начал издавать «Французский Меркурий» Жан Ришар, продолжили его дело Этьен Ришар и Сливье Варен.

Кардинал Ришелье – первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Придя к власти, тоесть став министром Франции, кардинал Ришелье сделал ежегодник одним из своих орудий. Однако малотиражный «Меркурий», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого необходимо было периодическое издание иного типа.

1631 - «La Gazette» Т. Ренодо - политическая официальная газета.

«Газетт» оставалась лидером французской прессы долгие годы. Появившиеся в первой половине 18 столетия провинциальные газеты не могли с ней соперничать. Даже первой французской ежедневной газете «Журналь де Пари», возникшей в 1777 году, это было трудно сделать. Только Великая французская революция, поднявшая печать на качественно новый уровень, давшая огромный толчок развитию журналистики, смогла создать прессу более совершенную, чем, в частности, «Газетт».

Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Именно в период буржуазных революций идеологическая функция журналистики подавила её информативное и коммерческое начало, определив дальнейшую судьбу средств массовой информации как особой области идеологии. Эпоха буржуазных революций породила такое уникальное явление как «персональный журнализм».

Пожалуй, самой яркой личностью, общепризнанным лидером, «отцом народа» был депутат от третьего сословия, потомственный аристократ Оноре-Габриэль де Мирабо. (оратор, публицист). Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. Памфлет «Опыт о деспотизме»

Жан-Поль Марат. (защищал интересы народа, разоблачал власть).

Франсуа Бабёф. книга под названием «Записки для земельных собственников и собственников сеньорий». основал газету «Пикардийский корреспондент». Выступает с критикой лидеров революции, нападает на постановления правительства.

Газета Эбера “Папаша Дюшен” была одним из самых известных периодических изданий демократического прессы периода Великой французской революции. Она появилась в Париже в 1791 г. и сразу же привлекла к себе большое внимание.

1793г – происх якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако г-та продолжает существовать. После смерти Марата приобрет. еще больше влияния.

Когда Н. ст-ся Перв.консулом в 1800 г, он изд. особ. консульск.указ о запрещении боль-ва полит.г-т. так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху - офиц.орган прав-ва – Париж. г-та «Монитёр». Ей сопутсв.г-ты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост.полит.г-ты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».

Наполеон всяч.пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания ФБР. Даже слово «революция» запрещено употреблять.Фамилии деятелей тоже запр.

Привонц. полит.г-ты б. по сути копиями столичных, самост. полит. инф-и не д.б. появ-ся. Н. счит., что г-ты, как и армия, д. сами себя кормить. Дотации гос-ва пол. лишь «Монитёр» и еще неск.наполеон-х изд-й. Откр-е нов. полит. г-ты б. почти невозм.и по полит., и по финансовым причинам. Тиражи г-т росли, б-во парижск.г-т имели св. инф-ров за рубежом. Г-ты распр. по подписке.

Н. превр.прессу в совершенно свобод.гос-й институт. Его критикуют в боль-ве Фр. г-т и ж-лов, но он не меняет св. либеральн.политики по отн-ю к прессе. Опыт оч. важн. в истор.жур-ки. По сути Н. созд. наст-ю машину манипулир-я общ-м сознанием, модель к-рой позже б. вопл. Бисмарком, Сталиным, Гитлером и др. диктаторами.

29 авг.1848г появ нов. закон о печати, к-рый не только восст-л предворит. залог, но и увелич. его настолько, что закр-сь еще нес-ко г-т. Прин-ся ряд законов, к-рые увелич. гербов. сбор, расширяют список наказуемых действий печати, огранич-ют расп-е г-т, облаг.доп. налогом пуб-ю романов в продолжением.

В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать соц. протест. В ноябре 1860-го появ. нов. законы, более либеральн.хар-ра. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и печати. Б. объявлено о в-ти создания нов. полит.г-т. Печать пол.право осв-я дебатов в закон-х органах. В это вр. сит-я в прессе радикально не мен-ся. Развлекат-е г-ты преобладают в столице, ив провинции. Олицетворением успеха такой прессы ст. г-та «ФигаРО» Вимессан – издатель. И по сей день.

В это вр. широкое распрост-е получ. розничная продажа газет. В 1846г – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати.Изобретена ротационная маштне Маринони. 20 тыс. экз двустранич.г-т в час (раньше – 4 тыс.экз). Т. обр, в 60-е гг созд. тезнич., экономич. и политич. факторы для появления не просто дешевой, но массовой г-ты.

Уже достаточно давно печатные издания Франции подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось толь¬ко Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

Группа АШЕТТ. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Неплохо представ¬лена на рынках Восточной Европы благодаря местным версиям своих жур¬налов и музыкальных радиостанций. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии вышел журнал «Премьер»).

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет ти¬пографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения откосятся газета «Париэьен», еженедельное при¬ложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», ежене¬дельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы изда¬тельской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».

Объединение БАЙЯР-ПРЕСС было основано в 1873 г., занимается вы¬пуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы яв¬ляются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы - парижской и провинци¬альной, в частности столичной «Монд».

Парижские газеты издаются и распростра¬няются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же от¬дает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концент¬рации в газетно-издательской сфере осложнил“Экспресс” - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером.

Журнал ориентируется на аудиторию образованных читателей, состоящую из инженерно-технической и научной интеллигенции, врачей, деятелей культуры, руководителей предприятий, высокооплачиваемых служащих. Еженедельник отличается разнообразием содержания, четким разделением материалов по тематическим рубрикам, привлекательным оформлением. Еженедельники типа “Экспресса” стремятся дать наиболее полный отчет о событиях прошедшей недели и перспективный прогноз надвигающихся событий. Комментарий к ним занимает более скромное место. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. “Это еженедельник, - утверждал Брюно Монье, когда был директором “Экспресса”, - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет.” Помимо информационных материалов, в еженедельнике довольно много аналитических статей по различным вопросам политической и общественной жизни.

“Elle” (“Она”-франц.)- популярный журнал для женщин, принадлежащий издательской группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.)

Аудиувизуальные СМИ Франции развивались в почти непрекращающихся кризисных условиях. Стремление государства контролировать СМИ, использовать их политическое влияние просматривается в большей степени, чем в других странах Европы.

Французское телевидение.

На сегодняшний день французское правительство отдало на откуп частным инвесторам развитие кабельно-спутникового ТВ не отказываясь, однако, от привычной роли всерегулирующей инстанции. Французское правительство неприменно хочет иметь какой нибудь централизованный орган, осуществляющий распределение и управление теле- и радиочастотами (“Ажанс де жестьон дю спектр.

1994 г. - переломный с точки зрения соотношения государственных и частных каналов в пользу первых. Отныне государственный сектор французского телевидения включает 3 канала (Франс Телевизьон: Франс-2 и Франс-3, 5-й канал - Ла сэнкьем - новый образовательный канал, вещающий с 7.00 до 19.00 и АРТЕ), а частный - два (ТФ 1 - (Буиг) и М 6). Еще Канал +, но он доступен лишь своим подписчикам и имеет специфический статус (концессию общественной службы).

ТФ 1, Франс-2 и Франс-3 покрывают 80% рынка и распространяют более 60% европейских программ.

Во Франции существуют квоты на показ и производство национальной телепродукции (благодаря им рынок Франции является наиболее защищенным извне), специальный протекционизм в области культуры. Все каналы обязаны показывать 50% французских программ. В 1991 году ТФ -1 в 1991 г. Высший совет по аудиовизуальным СМИ приговорили к штрафу в 30 млн. фр. за несоблюдение квоты показа оригинальных французских программ (это решение оспаривалось). Правительство по-прежнему защищает режим квот, хотя эта система задерживает развитие кабельного и спутникового ТВ: национальная продукция часто намного дороже импорта. Новые каналы с их нестабильными ресурсами не могут сразу позволить себе распространение и производство национальных программ.

В области кабельного ТВ Франция занимает едва ли не последнее место в Европе. В 1993 г. шесть обществ кабельного ТВ, охватывающие маленькие и средние города, объединились в ассоциацию новых кабельных сетей (АНКС). В общем они представляют около 100 сетей (из 251 разрешенных во Франции), и имеют около 100 тыс. подписчиков. Цель ассоциации - преодолеть отставание страны в оснащении кабелем маленьких и средних городов.

Наступает эра тематических каналов. С сентября 1994 года начал свое вещание канал ТВ- метео - первый из подобных каналов во Франции. Его передачи транслируются по кабелю с 7.00 до 21.00 и посвящены сводкам погоды на территории Франции и Европы, практическим советам садоводам, автомобилистам и всему, что связано с погодой. Подписная цена - чуть больше 1 фр. в месяц.

Франция довольно успешно распространяет свои программы по всему миру. АРТЕ - французский канал европейской направленности - группирует программы государственных каналов Франции и Европы, Каналь Франс Антер покрывает Африку, Азию, Центральную и Восточную Европу, Радио Франс антер работает 24 часа в сутки на разных языках по всей планете.

Экономический и юридический статут французского радиовещания и телевидения, сложившийся после войны, обусловливался запрещением частного радиовещания и провозглашением государственной монополии на передачу сигнала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только госуд. Службам. Выход: частные периферические радиостанции, передатчики которых расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Сеть частных коммерческих радио- и телестанций: Радио-Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.

К марту 1985 г. Высший совет по аудиовизуальным средствам (КСА) выдал 1268 разрешений на частное радиовещание.

  • Структура и функциональные характеристики телерадиокомпаний.
  • Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол» А. И. Герцена и Н.П. Огарёва.