Западный по украински. Тайные страницы истории западной украины

Что такое человеческая жизнь? Почему мы приходим в этот мир и уходим из него? Почему жизнь одного человека непостижимо коротка, а другого - длинна и иногда даже мучительно? Почему кто-то живет в роскоши, а кому-то приходится едва сводить концы с концами? Почему в этом мире столько несправедливости? Почему есть болезни и смерть? Почему…

Написано на роду?

На самом деле все эти вопросы не новы, они задавались, и будут задаваться всегда, потому что ничего нового в этом мире, к сожалению, нет. Меняются поколения, возможности людей, скорости и технические средства, но люди в целом не становятся другими.

В Сети, у мониторов, спорят о многодетности и политике, грызутся между собой либералы и патриоты, взрываются памятники тысячелетней давности, а на панических новостях с нефтяных рынков кто-то сметает в магазинах гречку. Кому-то грустно оттого, что в этом месяце он не купил себе последний айфон, а кто-то вынужден прислушиваться к звукам артиллерийских залпов, выгадывая, с какой стороны они в этот раз раздались. Эти люди могут говорить на одном языке и даже жить друг от друга в какой-то сотне километров. Просто печали у них не похожие. И ценности в жизни несколько различаются.

Человек родился. Несколько лет он находится в атмосфере абсолютной радости и заботы, его кормят, одевают, купают, его любят, любят не за что-то, просто так. С этого начинали почти все. Что же с нами происходит, когда наша жизнь становится более самостоятельной? Почему два мальчика из одного подъезда и от родителей с примерно одинаковым достатком имеют такие разные судьбы? Неужели в этом мире что-то без их ведома поворачивается так, что одному открываются большие возможности, а другого еще до 30-летия увозят в похоронном «пазике» куда-то за город? Неужели все это случилось, потому что так было «написано на роду»?

А может быть, иначе задать вопрос? Может, дело в нас самих? И если жизнь - это дар, который дается только однажды, то как мы сами распоряжаемся этим даром? Вот самое важное…

Хитрее Адама

Мы не просто живем, кроме самой жизни мы обладаем еще одним удивительным подарком. Мы абсолютно свободны. Мы имеем возможность принимать те или иные решения, говорить или молчать, верить или не верить, прощать или не прощать, бороться или сдаваться. Нет никаких условий или обстоятельств, кроме, пожалуй, смерти, что отнимали бы у нас возможность совершить волевое действие, принять решение или же совершить поступок.

В своей пастырской деятельности, в беседе с людьми, которые приходят и очень часто сетуют на то, что жизнь ломается, что ничего не выходит, что все пропало, и ничего не вернуть, я вспоминаю притчу об одном богатом человеке, который пришел к старцу за советом.

Ничего нового человек не рассказал: его жизнь сломалась, жена ушла, дочь безнадежно больна, сын не общается с ним, а дело всей его жизни в связи с экономическими трудностями пришло в упадок. Старец посоветовал ему успокоиться, привести в порядок самого себя, жить так, как он живет, молиться и не впадать в отчаяние. А на двери своего уже почти пустого дома повесить надпись: «Все это скоро пройдет».Человек послушался старца и сделал так, как он велел. А через некоторое время вернулся к нему с радостью, поблагодарил и рассказал, что в его жизни все чудесным образом изменилось к лучшему. Старец благословил его и сказал: «Живи, благодаря Бога, но надпись с двери не снимай».

Бог. Есть ли Он в нашей жизни? Каждый ответит на этот вопрос по-разному, и это разнообразие - тоже результат того великого дара свободы, который был нам однажды дан. Быть рядом с Ним, жить по Его заповедям, или не быть и не жить - это право и выбор каждого. Люди все очень разные, но во всем мире и в веках нашего земного бытия не было ни одного человека, которого бы Бог не любил. Не любил бы так, как если бы он был единственным во Вселенной.

И хотя нет ничего нового под солнцем, и из поколения в поколение мы торжественно несем себе самим и своим внукам одни и те же грабли, в этом мире не повторился ни один человек. Как некогда был только один Адам, так в своей удивительной неповторимости живет, рождается и умирает каждый пришедший в этот мир.

Мы живем со своей мудростью, гласящей, что «что-то там во Вселенной есть», некий «разум», «высшая сила», «абсолют» и прочее. Мы живем, оправдываясь, что Бог должен быть в душе, все остальное не важно. Но эти мудрствования есть не что иное, как повторение ошибки самого Адама, который в тени деревьев постарался спрятаться от Бога. Мы прячемся от Него тоже, просто мы уже хитрее Адама, так как тот спрятался от стыда своего и страха, а нам порой просто неудобно жить, зная Бога, зная, что многие наши поступки обличаются совестью, которая свидетельствует нам о нашей неправоте. А совесть - это не просто «нечто в психике», это - то, очень часто незаметное нами, место в нас самих, где еще иногда ютится Бог.

Но нам больше нравится успокаивать себя тем, что Бога никто нигде не видел, а остальное «от человеков».

Луна в Козероге, каша - в голове

А вот гадать на обитателях зоопарка и прочей твари, по какой-то логике приуроченной к тому или иному году, - это нам нравится и сомнений не вызывает. Искать ответа у погасших звезд, золотить ручку шарлатану или начинать опасную игру с оккультизмом - это легко. Это легче, чем открыть Библию. Это легче, чем постичь, почему Сын Божий пришел в этот мир в нищете и сделал это так незаметно? Почему Он не взял и не явился грозным царем и судией, почему не навел в одну секунду порядок, и вообще - «почему не собрались все добрые и не убили всех злых?!».

Но есть одна очень верная и тоже почти незаметная мысль. Все то, что написано в самой главной для нас, христиан, Книге, - все это о том, как Небесный Отец сквозь мрак веков и тысячелетий ищет всех нас, разбредшихся во времени и пространстве. О том, что человек ушел из радости и полноты жизни во мрак и смерть, но его Создатель отправился вслед за ним, чтобы найти свое создание, и не просто найти, но и сделать его сыном или дочерью Света. И настолько сильна была Его любовь к каждому из нас, что прежде времени и всего, что совершилось, и еще будет совершаться, Его единородному Сыну надлежало стать одним из нас. И умереть.

Бог, вышедший на поиск человека, - разве это не любовь настоящего Отца? Отчего-то человеку «разумному» проще верить в безликий абсолют, чем принять простую и важную мысль об Отце, радеющем о Своих детях.

Но, даже приняв, мы продолжаем недоумевать. Если у нас есть всемогущий Отец, почему не взять и не начать все заново? Почему нас, грешных и дурных, не сделать идеальными и чистыми и не поселить в правильный и прекрасный мир, где и следа не будет от воспоминаний о грехе и смерти? Да потому, что этого не хочет сам человек!

Люди спрашивают: отчего же Бог не останавливает беззаконие и тиранию, почему он терпит несправедливость и зло? «Вот поверю, если все изменится и будет прекрасно…» Но из этого следует другой вопрос: а отчего вы сами себя не останавливаете, когда злитесь, мстите, ненавидите, оскорбляете, унижаете и лжете? Не имеете ли вы свободу поступать иначе? Так не правильнее ли искать причины зла и несправедливости не в небесах, а в своем собственном устроении?

Тревожные сигналы

Что в сердце человека? Не получил же он его, как служебную квартиру с мебелью, сам же все «устраивал», сам распоряжался. Не сами ли мы выбираем свой путь? Не в результате ли наших собственных идей, мыслей и решений мы становимся нами? Какая же тогда судьба? Что там еще и где написано?

А вопросы остаются. Почему нам так плохо? Почему трудно принимать то, что приходит в жизнь горькой чашей и тяжким испытанием? Как сделать так, чтобы стало легче?

Если Бог последовал за нами и в поисках нас, то идти Ему приходится по непростой и запутанной дороге, и исправлять ее односекундно будет, наверное, неправильно по отношению к нам самим. Потому что против воли. Исправить пройденное нельзя, но можно скорректировать дорогу впереди. Правда, если этого захочет сам идущий.

Иногда мне кажется, что все неприятности в нашей повседневности есть некий тревожный сигнал о том, что мы стремительно приближаемся к чему-то очень плохому, что может быть еще хуже и тяжелее. Что это как красная лампочка, как повышенная температура. Без нее нельзя узнать, что организм инфицирован. Высокая температура есть признак борьбы организма с инфекцией. Страшнее, если ее нет. Неприятно, да, но если она есть, значит, надо лечиться.

Так и в нашей жизни. Человек жалуется, что у него все плохо. Может, пора навести порядок в себе самом? Грязи не свойственно исчезать самой по себе, зато умножаться и каменеть она очень любит.

Мы задаем очень много вопросов к жизни. К Богу. К другим людям. И очень редко - самим себе. Чаще всего в темной комнате выключатель может быть гораздо ближе, чем нам кажется. Не лучше ли поискать его ближе к выходу?

Справедлив ли Бог? К счастью, нет. Бог милостив. Да, скорее всего, завтра не прекратятся бомбежки Пальмиры или же бои под Донецком. Но, возможно, если кто-то из нас сдержится в эмоциях, когда его кто-то «подрежет» на дороге или нахамит в магазине, если мы сможем простить, не отомстить и быть милосерднее, - то зла в мире станет меньше, и всякой страшной войне придет конец.

Газета «Саратовская панорама» № 03 (1084)

Не питайте иллюзий - Запад и Восток Украины - разные страны

Украина - страна разных цивилизаций.

Вторая среди бывших советских республик после России по населению и важности - это Украина. В различные этапы своей истории Украина была независимой, но все же большую часть современной эпохи она являлась частью единой политической структуры, управляемой из Москвы. Решающее событие произошло в 1654 году, когда казак Богдан Хмельницкий, предводитель восстания против польского гнета, согласился присягнуть на верность царю в обмен на помощь в борьбе с поляками. С тех пор и вплоть до 1991 года (если не считать недолгой независимости с 1917 по 1920 год) то, что сейчас является Украиной, находилось под политическим контролем Москвы. Однако Украина - это расколотая страна с двумя различными культурами. Линия разлома между цивилизациями, отделяющая Запад от православия, проходит прямо по ее центру вот уже несколько столетий. В различные моменты прошлого западная Украина была частью Польши, Литвы и Австро-Венгерской империи. Значительная часть ее населения является приверженцами униатской церкви, которая совершает православные обряды, но признает власть Папы Римского. Исторически западные украинцы говорили по-украински и были весьма националистичны в своих взглядах. Население Восточной Украины, с другой стороны, было в массе своей православным, и значительная его часть говорила по-русски. В начале 1990-х русские составляли до 22%, а русскоговорящие - 31% населения Украины. Большая часть учеников начальных и средних школ получала образование на русском языке. Крым в подавляющем большинстве населения является русским и был частью РСФСР до 1954 года, тогда Хрущев, якобы в честь принятого Хмельницким 300 лет назад решения, передал его Украине. Различия между Восточной и Западной Украиной проявляются во взглядах их населения. Так, например, в конце 1992 года треть русских на Западной Украине заявила о том, что пострадали из-за антироссийских выступлений, в то время как в Киеве эта доля составила 10%. Наиболее очевидно этот раскол Востока и Запада проявился на президентских выборах в июле 1994 года. Действующий президент, Леонид Кравчук, который, несмотря на тесные связи с российскими лидерами, идентифицировал себя как “национального” политика, победил в двенадцати областях западной Украины с большинством, доходящим до 90%. Его оппонент Леонид Кучма, который во время предвыборной кампании брал уроки разговорного украинского языка, одержал победу в тринадцати восточных областях со сравнимым преимуществом. Кучма победил, набрав 52% голосов. Примечательно, что украинская общественность с очень небольшим перевесом голосов подтвердила выбор Хмельницкого 1654 года. Эти выборы, как заметил один американский эксперт, “отразили и даже выкристаллизовали раскол между европеизированными славянами в Восточной Украине и русско-славянским видением того, во что должна превратиться Украина. Это не столько этническая поляризация, сколько различные культуры”.

Две страны — Западная и Юго-Восточная Украина. Различия в языках .

Ради справедливости присмотрелся к атласу доцента Краковского университета д-ра В. Кубийовича от 1937 года. Вот этот атлас:

Карта говоров, распространенных на территории Украины как нельзя лучше характеризует разницу между двумя совершенно разными частями - Украиной западной и юго-востоком Украины.

Справа часть Украины окрашена красным цветом — это т.н. юго-восточный диалект, называемый еще южно-русским.

Как видно на карте из «Атласа» на левой, западной части Украины распространены иные говори (укр.). Думаю, что все эти говоры умные люди давно объединили в один — западно-украинский диалект. Среди западно-украинских говоров на карте отмечены такие как гуцульский говор, буковинский, волынский, средне-карпатский, подольский и пр. Среди этих говоров отсутствует тот, что распространен на Юго-Востоке. Это две совершенно разные территории — это разные страны. Для того, чтобы объединить и держать вместе эти две половины как единое целое нужно быть Сталиным. Оно нам надо?

Не надо, конечно, если не думать о том, что наступит время, когда разношерстная публика западных областей станет в очереди ради того, чтобы базу НАТО или сегмент системы ПРО разместили именно на их территории. Они еще подерутся между собой за это право.


Последние события на Украине показали, что между западной и восточной частями страны существуют серьезные различия и противо- речия. О том, что представляют собой две украинские идентичности и возможен ли раскол Украины на Восток и Запад, мы поговорили с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником ИНИОН РАН, приглашенным профессором Центрально-Европейского университета в Будапеште Алексеем Миллером.

ПРОФИЛЬ: Начиная с какого момента можно говорить о делении Украины на Восток и Запад? С распада Киевской Руси? С Переяславской Рады? С раздела Речи Посполитой?

Миллер: Вопрос не совсем точно сформулирован, потому что до начала XX века Украины как таковой не было, и, как следствие, не существовало и самого вопроса о делении Украины. Но ключевые события обозначены вами верно. У земель, на которых располагается современная Украина, была очень разная и очень запутанная судьба. Например, так называемая Галичина впервые вошла в состав Российской империи во время Первой мировой войны, когда на короткое время русская армия оккупировала эту территорию. И только позднее, в 1939 году, Галичина вошла в состав УССР. Что касается Волыни, у которой на сегодня очень похожие с Галичиной политические предпочтения, она как раз находилась в составе Российской империи и накануне Первой мировой войны была оплотом — вы удивитесь! — правого русского национализма. Там очень вольготно чувствовали себя такие организации, как «Союз русского народа» и другие черносотенные структуры. Очень важная граница по Днепру возникла в XVII веке после восстания Богдана Хмельницкого, когда левобережная Украина вместе с Киевом оказалась в составе Московского царства, а правый берег остался под властью Речи Посполитой. Затем в конце XVIII века произошли разделы Речи Посполитой, в результате чего и правый берег присоединился к России. Но существует еще и то, что называлось Новороссией, а теперь именуется Южной Украиной. Ее сельскохозяйственное освоение Россией начинается со второй половины XVIII века, по мере того, как Крым оказывался под контролем Российской империи. И, наконец, как особый регион я бы выделил Донбасс, включая Харьков, который и был столицей Донбасса и который вошел в Украину без особого желания местного населения после Октябрьской революции: просто большевики считали, что нужно уравновесить «крестьянское море», которое раскинулось к западу от Харькова, донецким пролетариатом… Так что простого ответа на ваш вопрос мы здесь не найдем.

ПРОФИЛЬ: Но когда все-таки окончательно сформировались различия между двумя Украинами?

Миллер: Наиболее важен в этом смысле период между двумя мировыми войнами. Накануне Первой мировой войны большинство жителей той территории, которую мы теперь называем Украиной, считали себя малороссами. Общий смысл малороссизма заключался в том, что малороссы наряду с великороссами и белорусами составляют большую русскую нацию. Но большевики, придя к власти, исключили понятие «малоросс» как идентификацию из переписи. Первые советские словари определяли малороссов как «шовинистическое великорусское название украинцев». Начиная с 20-х годов XX века осуществлялась политика украинизации, и таким образом большевики очень поспособствовали формированию восточной версии украинской идентичности. По другую сторону границы, в межвоенной Польше, формировалась другая украинская идентичность — очень боевитая, которая главной своей целью видела борьбу с поляками. Но в ней были сильны и антисоветские (особенно после голода 1932—1933 годов), и антисемитские настроения (отчасти потому, что вместе с поляками они воспринимали Советский Союз через формулу «жидокоммуны»).

ПРОФИЛЬ: В чем разница между двумя украинскими идентичностями?

Миллер: Советская украинская идентичность не видит в русском и России врага, а для западной Россия сегодня — враг, хотя и не единственный. Западная видит своих главных героев в ОУН и УПА и демонстрирует схожий с ними тип политической мобилизации — с готовностью умирать за идею и убивать за нее. Восточный украинец привык полагаться на мобилизационные усилия власти, для него традиция борьбы — это прежде всего вместе с русскими в Великой Отечественной. Для Запада Украины русская культура — чужая, а для Востока — своя. Для Востока главный «иной» сейчас — это именно украинский Запад, и это, возможно, основной итог событий последних месяцев.

ПРОФИЛЬ: Различие в электоральных предпочтениях Востока и Запада часто преподносится как проявление различных политических культур — более либеральной западной и более авторитарной восточной. Так ли это?

Миллер: Действительно, существует мнение, что главное отличие западноукраинской идентичности от восточноукраинской в том, что у последней нет опыта демократического развития, тогда как у первой существовал такой опыт и в империи Габсбургов, и потом в Польше. Однако движение, которое породила Западная Украина накануне и в ходе Второй мировой войны, вовсе не было демократическим. Организация украинских националистов (ОУН) — это революционное, националистическое, по сути, профашистское движение, демократией там и не пахло. Понятно, что западные украинцы в политическом отношении лучше мобилизованы, но говорить о Западной Украине как о резервуаре либерализма явно не приходится. Если посмотреть на последние выборы в Раду, то с гигантским отрывом (до 70%) в двух округах во Львове их выиграли самые одиозные представители партии «Свобода». Что же касается «президентских» голосований Востока и Запада, то и здесь нет оснований для такого рода выводов. Восток голосовал за Януковича не потому, что там его очень любили, а потому, что Восток голосует против Запада. Аналогично голосует и Запад. Так что здесь речь идет не о либеральности и авторитарности. Просто у Западной Украины есть проект преображения Украины и утверждения западноукраинской идентичности как доминирующей на территории всей страны, а у Востока аналогичного проекта нет.

ПРОФИЛЬ: Запад пассионарнее Востока?

Миллер: Да, можно говорить о том, что западноукраинская идентичность более энергичная, консолидированная, наступательная, если угодно, агрессивная. Если мы посмотрим на карты, отражающие события последних месяцев, то это очень заметно. Например, захват администраций на Западной Украине производится быстро и решительно, заметно сложнее это происходит в центре, и совсем ничего не происходит в восточной и южной частях страны. А карта, которая отображает места проживания людей, погибших во время киевского Майдана, говорит нам, что лишь несколько человек были родом с Восточной Украины, остальные — с Западной, причем абсолютно доминирует Львовская область. Но «западный проект» Востоку решительно не нравится. И понятно, почему: западные украинцы называют восточных малороссами, стремясь их обидеть, для них восточные — недоделанные украинцы. И вот этих недоделанных восточных украинцев Западная Украина хотела бы превратить в правильных. Но и восточные украинцы смотрят на «западенцев» как на неправильных украинцев, как на чужих, как на людей, доводящих украинскую идентичность до абсурда.

ПРОФИЛЬ: К какому варианту Украина сейчас ближе: победе одной идентичности над другой, симбиозу двух идентичностей или распаду страны?

Миллер: Победа одной идентичности над другой возможна только на политическом уровне и на короткий срок. На корневом уровне этот дуализм не устранить. Ситуация такого дуализма идентичностей делает очень сложным проведение единой политики, характерной для мононационального государства. Многое зависит от того, кто какую идентичность насаждает. Например, первые президенты Кравчук и Кучма занимались сдержанной, неспешной украинизацией. Ющенко пытался насаждать западноукраинскую идентичность в качестве единой общеукраинской. Отсюда — прославление УПА, провозглашение Степана Бандеры героем, а голодомора — геноцидом украинцев. Но тем самым он подготовил реакцию — приход к власти Януковича, который многими воспринимался в качестве альтернативы «западенству». Однако Янукович довел ситуацию до бурления беспомощной политикой и чрезмерной жадностью. И теперь на повестке дня — новый выбор пути. Каким он будет? Думаю, после событий последнего времени симбиоза двух идентичностей быть не может, в стране глубокий раскол, взаимное недоверие и взаимный страх: каждый боится победы другого.

Миллер: Еще несколько лет назад такой вопрос можно было бы считать неприемлемым. Какие бы события на Украине ни происходили, никто и не пытался ее раскалывать. Но за последний год угроза раздела заметно увеличилась. В геополитическом плане и во внутренней политике пошла игра с нулевой суммой, когда выигрыш одной стороны неизбежно означает проигрыш другой. В этом виноваты и Брюссель, и Москва, и Вашингтон. Игра с нулевой суммой может заканчиваться по-разному, но главный проигравший всегда известен заранее — это тот, на кого играют. Поэтому Украина в данной ситуации в любом случае останется в проигрыше. В принципе, в самом расколе, если только вы не являетесь украинским националистом, для которого Украина представляет символическую ценность, нет ничего страшного: на месте одного государства возникает два. Вспомним, что в свое время Чехия и Словакия расстались по-доброму. Однако проблема заключается в том, что для Украины нет какого-то очевидного механизма раздела, нет четких границ между двумя частями страны, нет опыта федерации. Никто не знает, как делить Украину. И никто не знает, что будет происходить дальше. Но ясно одно: России выступать в качестве инициатора и главной движущей силы такого раздела крайне опасно, потому что наши отношения с Западом в этом случае очень сильно пострадают, а выигрыша нам никакого не будет.

ПРОФИЛЬ: Недавно Барак Обама перечислил Украину через запятую с Сирией. Насколько это сопоставимые ситуации?

Миллер: Обама сказал, что Путин заблокировал демократизацию в Сирии и Украине, такие слова как минимум некорректны. Неправильно рассуждать о том, что все происходящее на Украине — это борьба народа против Януковича или народа против власти. По данным последних опросов, 49% украинцев поддерживают Майдан и 47% не поддерживают. При этом, как я уже говорил в начале, почти 90% участников Майдана — это не киевляне, а представители Западной Украины. Поэтому говорить о том, что украинский народ пошел против Януковича, — это все равно, что говорить о том, что одна половина — это народ, а другая половина — это отщепенцы. Хорошо, если заявление президента — это только инструмент пропаганды, игра на публику. Гораздо хуже, если политические решения ищутся, исходя из таких посылов.

12 сентября 1917 года властями Германии и Австро-Венгрии была провозглашена независимость от России Польского Королевства (в границах оккупированных в 1915 году германскими и австро-венгерскими войсками привислинских губерний России, ранее составлявших Царство Польское).

По добавочному договору от 27 августа 1918 года к Брестскому мирному договору ВЦИК и СНК РСФСР 29 августа 1918 года аннулировали все царские договора о разделах Речи Посполитой, что дало основание Регентскому совету Польши 6 октября того же года объявить о создании независимого польского государства в границах Речи Посполитой 1772 года.

25 октября 1918 года в г.Кракове была создана Ликвидационная комиссия, взявшая на себя власть от имени польского государства на всей территории Королевства Галиции и Лодомерии.

В ночь на 1 ноября 1918 года части сечевых стрельцов провозгласили власть Национальной Рады во Львове, Станиславе, Тернополе и др. городах Восточной Галиции. 1 ноября австро-венгерский губернатор во Львове передал власть вице-губернатору, признанному Национальной Радой. Над львовской ратушей был поднят большой сине-жёлтый флаг.

3 ноября 1918 года Национальная Рада Западной Украины в г.Львове приняла декларацию о создании независимого украинского государства на территории Восточной Галиции, Буковины и Закарпатья - Западно-Украинской Народной Республики , статья V принятого 13 ноября 1918 года Временного Основного Закона которой установила флагом ЗУНР сине-жёлтое прямоугольное полотнище.

В этот же день, 3 ноября, в г.Черновицах Собрание украинцев приняло решение о включении населенной украинцами части Буковины в состав Украины и 6 ноября 1918 года власть перешла к Краевому комитету Национальной Рады. Но уже 11 ноября вся территория Буковины была занята румынскими войсками, (28 ноября 1918 года состоялся Всеобщий съезд Буковины, высказавшийся за присоединение к Румынии, что было официально закреплено 1 января 1919 года законом Румынии).

16 ноября 1918 года в г.Варшаве было официально провозглашено восстановление независимого польского государства в границах 1772 года (эта претензия была закреплена в Основном законе Второй Речи Посполитой в 1919 году) и объявлено о ликвидации всех местных правительств.

21 ноября 1918 года польские войска взяли г.Львов и Государственный Секретариат ЗУНР был вынужден переехать в г.Тарнополь.

1 декабря 1918 года в г.Фастове делегация Государственного Секретариата ЗУНР заключила соглашение с Директорией УНР об объединении УНР и ЗУНР в единое государство, 2 декабря было начато формирование Украинской Галицийской Армии (УГА).

2 января 1919 года правительство ЗУНР переехало в г.Станислав (с 1962 – г.Ивано-Франковск), где первая сессия Народной Рады ЗУНР утвердило договор об объединении с УНР.

22 января 1919 года в г.Киеве Директория УНР утвердила договор о соединении УНР и ЗУНР в единую Украинскую Народную Республику ("Акт злуки"), по которому ЗУНР была переименована в Западную область УНР (ЗО УНР) с широкой автономией. Но фактически это объединение осталось на бумаге, хотя и нашло своё отражение на почтовых марках: Западной областью УНР были заказаны в Государственной типографии Австрии две серии марок оригинальных рисунков. К моменту исполнения заказа, в мае 1919 года, ЗО УНР утратила контролируемую ей территорию, и марки в обращение не поступили. Почти весь тираж был уничтожен. На марках изображена аллегория единой Украины: комбинация из трёх гербов - УНР, Киева и Львова и дана надпись: "Українська Народня Республіка З. О.".

После прибытия в марте-апреле 1919 года из Франции 60-тысячной польской армии генерала Ю.Галлера («галлерчиков») со 2 мая 1919 года началось её широкомасштабное наступление в Восточной Галиции, в ходе которого к концу мая польскими войсками было занято свыше 80% территории Западной области УНР, а 18 июля 1919 года последнее воинское подразделение Украинской Галицийской Армии переправилось через реку Збруч на территорию УНР (14 марта 1923 года Совет послов государств-участников Парижской мирной конференции официально разрешил Польше аннексировать оккупированную ею с 1919 года Восточную Галицию).

В ходе войны РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР против Польши 1-ая Конная и 14-ая армия РККА РСФСР заняла территорию Восточной Галиции, где 8 июля 1920 года в г.Тарнополе был сформирован Революционный комитет Восточной Галиции, который своим первым декретом от 1 августа 1920 года "Об установлении социалистической Советской власти в Галиции" провозгласил создание Галицийской Социалистической Советской Республики .

В ходе польского контрнаступления к 23 сентября 1920 года существование Галицийской ССР было прекращено, вся её территория была занята польскими войсками.

По Рижскому мирному договору 1921 года РСФСР и Украинская ССР признали включение в состав Польши Восточной Галиции и Западной Волыни (западной части Волынской губернии России).

В составе Второй Речи Посполитой территория современной Украины входила в состав Львовского, Луцкого, Станиславского и Тарнопольского воеводств.

В соответствии с протоколом №7 решения от 1 октября 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) 22 октября 1939 года на территории между установленной в соответствии с Рижским мирным договором 1921 года Государственной границей Союза ССР, и границей обоюдных государственных интересов СССР и Германии, установленной германо-советским договором о дружбе и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939 года, состоялись выборы в Народное Собрание Западной Украины. 27 октября 1939 года Народное Собрание Западной Украины приняло декларацию "О государственной власти в Западной Украине" и декларацию "О вхождении Западной Украины в состав Украинской Советской Социалистической Республики". 1 ноября 1939 года пятая внеочередная сессия Верховного Совета СССР первого созыва приняла Закон СССР "О включении Западной Украины в состав Союза ССР с воссоединением её с Украинской ССР".

28 июня 1940 года Румыния передала Союзу ССР Бессарабию и Северную Буковину. 2 августа 1940 года седьмая сессия Верховного Совета СССР приняла Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики», статья 2 которого предусматривала «включить в состав союзной Молдавской Советской Социалистической Республики город Тирасполь и Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский и Тираспольский районы Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики, город Кишинев и Бельцкий, Бендерский, Кишиневский, Кагульский, Оргеевский и Сорокский уезды Бессарабии». Одновременно был принят Закон СССР «О включении Северной части Буковины и Хотинского, Аккерманского и Измаильского уездов Бессарабии в состав Украинской Советской Социалистической Республики». 7 августа 1940 года в составе Украинской ССР были образованы области Черновицкая и Аккерманская (1 марта 1941 года переименована в Измаильскую область).

Национальная символика, в т.ч. львовский лев, использовалась на знаменах. В частности, на знаменах спортивного товарищества "Сокол". Один из вариантов знамени "Сокола" представлен на рисунке.

Карта территорий, на которые претендовала ЗУНР

Тернополь (де-факто)

Чертков (де-факто)

Станислав (де-факто)

Украинский

Форма правления

Республика

Президент

Евгений Петрушевич

Исторический период

Первая мировая война

– Образование

– Польско-украинская война

– Воссоединение

– Полное завоевание


(сокращенно – ЗУНР; к 13 ноября 1918 – Украинская Держава) – кратковременная государство, созданное в Восточной Галичине после Первой мировой войны в результате распада Австро-Венгрии. Провозглашенная 19 октября 1918 во Львове. 1 ноября, в результате Першолистопадового восстания, взяла контроль над большинством территорий, на которые претендовала. 22 января 1919 формально объединилась с Украинской Народной Республикой, получив название Западные области Украинской Народной Республики (ЗО УНР), что, однако не имело практических последствий.
Провозглашение независимости ЗУНР вызвало крайнее недовольство Польши, которая также претендовала на эти земли, что вылилось в польско-украинском войну 1918-19 годов, которая завершилась полным поражением украинском и выездом правительства ЗУНР в эмиграции.
Накануне Первой мировой войны большая часть украинских земель – Восточная Галиция, Буковина и Закарпатье – находились в составе Австро-Венгрии. Когда в октябре 1918 года в условиях военного поражения австро-германского блока и национально-освободительной борьбы народов Австро-Венгерская империя распалась на несколько независимых государств, и украинский начали предпринимать решительные меры по созданию собственного государства на западноукраинских землях.
В конце сентября 1918 года во Львове был сформирован Украинский Генеральный Военный Комиссариат (УГВС), который начал работу по подготовке вооруженного восстания. В октябре 1918 г. председателем комиссариата был назначен сотник Легиона Украинских Сечевых Стрельцов Дмитрия Витовского.
18 октября 1918 во Львове на собрании всех украинских депутатов австрийского парламента, украинский членов галицкого и буковинских сеймов, представителей политических партий Галиции и Буковины, духовенства и студенчества был образован Украинский Национальный Совет (УНРада) – политический представительный орган украинского народа в Австро-Венгерской империи.
19 октября 1918 УНРада провозгласила Украинское государство на всей украинской этнической территории Галичины, Буковины и Закарпатья. Было решено выработать демократическую конституцию и избран президент Украинского Национального Совета, которым стал Евгений Петрушевич.
31 октября 1918 во Львове стало известно о приезде в город Польской ликвидационной комиссии (создана 28 октября 1918 в Кракове), которая должна взять от австрийского наместника власть над Галицией – и включить ее в состав Польши. УНРада поставила перед австрийским правительством вопрос о передаче ей всей полноты власти в Галичине и Буковине. Однако австрийский наместник Галичины генерал К. Гуйн ответил категорическим отказом. Тогда на вечернем заседании УГВС 31 октября 1918 было решено взять власть во Львове вооруженным путем.
Ноябрьский чин

В ночь с 31 октября на 1 ноября 1918 стрелковые части, возглавляемые сотником Дмитрием Витовским, заняли все важнейшие правительственные учреждения в городе (кроме железнодорожного вокзала, что стало одной из ошибок и причиной потери Львова).
9 ноября 1918 УНРада образовала свой временный исполнительный орган, которому 13 ноября 1918 был преобразован в правительство – Государственный Секретариат ЗУНР-ЗО УНР.
13 ноября 1918 был утвержден Конституционные основы новообразованного государства – «Временный основной закон о государственной самостоятельности украинских земель бывшей Австро-Венгерской монархии », согласно которому она получила название« Западно-Украинская Народная Республика ». Закон определял территорию ЗУНР, которая включала украинские этнические земли и охватывала Галицию, Буковину и Закарпатье. Территория ЗУНР составляла 70 тыс. кв. км, население – 6 млн человек. Утвержден герб государства – Золотой Лев на синем фоне, и флаг – сине-желтый. Национальным меньшинствам на территории ЗУНР гарантировались равные права с украинским населением.
Почтовая марка ЗУНР (май 1919) Временный Основной закон ЗУНР был со временем дополнен целым рядом законов: об организации войска (13 ноября 1918), временную администрацию (15 ноября 1918), временную организацию судейства (16 ноября и 21 ноября 1918 г.), государственный язык (1 января 1919), образование (13 февраля 1919), гражданство (8 апреля 1919), земельную реформу (14 апреля 1919).
После активной внешне-политической деятельности ЗУНР стало открытие посольств в Австрии, Венгрии и Германии и дипломатических представительств в Чехословакии, Канаде, США, Бразилии, Италии и др.
Украинский-польская война
В новую украинскую государства еврейское и немецкое население отнеслись лояльно, а поляки начали военные действия против украинской власти. Одновременно румынские войска перешли границы ЗУНР и, несмотря на сопротивление населения, 11 ноября заняли Черновцы, а впоследствии всю Северную Буковину.
В этом здании, где ныне Тернопольская ЗОСШ № 4, в ноябре-декабре 1918 года находилось правительство ЗУНР Украинская Народная Республика (1917-1920). 21 ноября 1918 в результате кровопролитных боев польские войска захватили Львов (У Перемышль не смогли разрушить мосты и польские войска смогли приехать на железнодорожный вокзал во Львове). Правительство ЗУНР переехал в Тернополь, а с конца декабря УНРада и правительство ЗУНР находились в Станиславе (ныне Ивано-Франковск).
4 января 1919 было сформировано новое правительство во главе с С. Голубовичем и создан Выдел Унради (состоял из 9 членов) под руководством Е. Петрушевича.
1 декабря 1918 делегация Унради и представители Директории УНР подписали в Фастове предварительный договор об объединении ЗУНР и УНР и окончательно одобренную высшим органом государства 3 января 1919
22 января 1919 в Киеве состоялось торжественное провозглашение Акта о воссоединении ЗУНР (Галиция, Буковина, Закарпатье) и УНР (Надднепрянская Украины) в единую соборную Украинскую Народную Республику. Согласно закону «О форме власти в Украине», принятым Трудовым Конгрессом Украине, ЗУНР получила название «Западная Область Украинской Народной Республики» (ЗО УНР, ЗОУНР). Позже после подписания Варшавского договора 1920 года между УНР и Польшей Акт Соединения было денонсировано властью ЗО УНР.
В январе-мае 1919 г., несмотря на постоянную нехватку оружия, боеприпасов и амуниции Украинская Галицкая Армия контролировала ситуацию на украинском-польском фронте и постепенно вытесняла польскую армию с территории Галиции.
В середине февраля 1919 УГА начала Вовчухивську операцию. Но в конце февраля 1919 успешное наступление украинской армии было приостановлено по требованию Парижской мирной конференции, которая для переговоров с правительством ЗО УНР об условиях перемирия с Польшей выслала миссию в составе: председатель – генерал Бертелеми (Франция), члены – полковник А. Виярд (Великобритания), профессор Лорд (США) и полковник Стабил (Италия). Миссия потребовала немедленного прекращения военных действий и предложила демаркационную линию между двумя сторонами, на основании которой 40% Восточной Галиции (Львов и Дрогобычский нефтяной бассейн) отходило к Польше. Правительство ЗУНР этого предложения не принял, после чего военные действия возобновились.
13 мая 1919 Наивысшая Рада стран Антанты сделала новую попытку заключить перемирие между воюющими сторонами. На этот раз предложения межсоюзнической комиссии, которую возглавлял генерал Л. Бота, были приняты украинской стороной. Однако условия перемирия, по которым Дрогобычский бассейн оставался за ЗУНР, были отвергнуты польским правительством.
В этих условиях 15 мая 1919 на украинский фронт в Галиции и Волыни была брошена сформирована и вооружена во Франции восьмидесятитысячного польская армия генерала Ю. Галлера, которая (в планах Антанты) предназначалась только для борьбы против большевиков.
В начале июня 1919 польские войска захватили почти всю Галичину, за исключением терна между Днестром и нижним Збручем. В связи с критическим положением ЗО УНР 9 июня 1919 правительство С. Голубовича сложило свои полномочия, а Выдел Унради передал всю полноту военной и гражданской власти Е. Петрушевичу, получивший титул диктатора ЗО УНР. Для выполнения возложенных на него функций Е. Петрушевич создал при себе временный исполнительный орган – Совет Уполномоченных Диктатора и Военную Канцелярию. Начальным вождем был назначен генерал А. Грекова.
7-28 июня 1919 УГА под командованием А. Грекова провела Чертковский наступление, в результате которого значительная часть Галиции была освобождена от польских войск. Однако нехватка оружия и боеприпасов заставил УГА течение июня-июля 1919 отступить на старые позиции.
16-18 июля 1919 УГА отступила за р. Збруч. Территорию ЗО УНР оккупировали польские войска.
Эмиграция
С июля по ноябрь 1919 месту нахождения руководства ЗО УНР был Каменец-Подольский.
В конце ноября 1919 Е. Петрушевич и правительство ЗУНР были вынуждены переехать в Вену, где продолжали активную международную деятельность по защите государственных интересов ЗУНР.
Наивысшая Совет Антанты 25 июня 1919 (по другим данным 29 июня), опасаясь наступления большевиков за р.Збруч, согласилась на временную оккупацию польскими войсками Восточной Галиции, оставив юридические права над этой территорией за союзными государствами.
21 ноября 1919 под давлением польской стороны было заключено «Договор между союзными державами и Польшей о Восточную Галичину», по которому Галичина на 25 лет входила в состав Польского государства, сохраняя статус территориальной автономии. По истечении этого срока статус этих земель должен определяться путем самоопределения местного населения.
8 декабря 1919 Высшая Совет Антанты, признав восточной границей линию Керзона, юридически утвердила польскую оккупацию украинских земель: Холмщины, Лемковщины, Подляшья и Надсяння.
Государственно-правовой статус Галичины как отдельного образования был зафиксирован в Севрского мирного договора 1920.
В течение 1920-1923 гг правительство ЗУНР и президент Е. Петрушевич постоянно ставили перед Лигой Наций, высокой Радой и Советом Послов государств Антанты вопроса о ликвидации польского оккупационного режима на территории республики и восстановления независимости ЗУНР. Однако лидеры стран Антанты заинтересованы в существований сильной Польского государства как противовеса Советской России, не решались принять справедливое решение по этой проблеме.
В марте 1921 г. делегация ЗУНР (К. Левицкий, Е. Брайтер, О. Назарук, Л. Мишуга) выразила решительный протест против заключения Рижского мирного договору 1921 г.
1921 Совет Лиги Наций принял постановление об организации в 1922 г. международной конференции по проблеме международно-правового статуса Галиции.
В апреле-мае 1922 г. вопрос о судьбе оккупированных Польшей украинских земель обсуждался на Генуэзской конференции.
14 марта 1923 на заседании Совета Послов государств Антанты были признаны фактические границы Польши на Востоке с условием предоставления автономии для Восточной Галиции. Пытаясь изменить решение Совета послов, с Пуанкаре встречался митрополит А. Шептицкий, но безуспешно.
15 марта 1923 изгнанническое правительство ЗУНР прекратил существование.
Согласно Австро-Венгерского переписи населения 1910 года, на территории провозглашенной Западноукраинской Народной Республики проживало около 5,4 миллионов человек. Среди них 3 миллиона 291 тысяч (примерно 60%) Украинский, 1 миллион 351 тысяч (примерно 25%) поляков, 660 тысяч (примерно 12%) евреев. Остаток составляли немцы, венгры, румыны, чехи, словаки, цыгане, армяне и другие. В городах и городках проживали преимущественно поляки и евреи, в сельской же местности в абсолютном большинстве проживали украинский. Такое распределение места жительства оказался в будущем проблемным, так как крупнейший город и административный центр региона Львов, который основал король Данило, было в большинстве населенное на тот момент поляками и считалось важным центром польской культуры. Конфликт за этот город был неизбежным.

Несмотря на то что украинцы формально представляют собой самостоятельный этнос, определенные различия между западенцами и остальными представителями Незалежной все-таки есть, и зачастую существенные. Во многом эти отличия обусловлены влиянием других стран, с которыми соседствуют разные области Украины.

Мова не везде одинакова

Жителей Львова и Днепропетровска без труда можно отличить по говору – они делают разные ударения в одних и тех же словах, произнося их с присущей определенному региону интонацией: «лыстопаАд» и «листОпад», у днепропетровца - «мы привэлЫ», а у львовянина - «мы привЭлы». Особенно это различие заметно при употреблении глагольных форм.

Юго-восток Украины соседствует с Россией, поэтому там популярнее русский язык. На языковую палитру жителей западных областей страны накладывает отпечаток соседство с Молдавией, Словакией, Венгрией, Белоруссией, Румынией и Польшей. Соответственно, язык западенцев изобилует словами, позаимствованными у этих соседей.

География влияет на характер

По мнению ученых, украинцы относятся к одному антропологическому типу, но он подразделяется на несколько подтипов. Как считает украинский ученый Сергей Сегеда, большинство «усредненных» украинцев имеют типичную внешность, а «оттенки» ее исторически давно стерлись. Однако психотипы жителей разных регионов Украины все же отличаются.

Южане радостны и эмоциональны

Украинский психолог Сергей Стеблинский классифицировал жителей Незалежной в зависимости от того, в каких регионах те проживают.

Он считает, что на характер украинцев серьезное влияние оказывают климат местности и ее месторасположение. Так, южане радостнее и эмоциональнее остальных. Это заметно хотя бы на примере одесситов. Живущие у моря южане остроумны, предприимчивы. Их далекими родичами считают молдаван, румын и болгар.

Западенцы непримиримы

Жители Западной Украины, проживающие в горной местности, имеют закаленный, стойкий характер. Горцам свойственны непримиримость, обостренное чувство справедливости. Внешне они сильнее всего отличаются от остальных украинцев – западенцы, как правило, весьма низкого роста, а цвет глаз у них темнее, чем у остальных представителей этноса. Предположительные предки выходцев из Западной Украины – балканские народы.

Середняки усреднены

У жителей Центральной части Украины все - среднестатистическое, включая внешний облик. В этом ареале обитания в свое время пересекались пути самых разных племен, и среди середняков есть потомки даже туркоязычных народностей.

Население этой местности отличается противоречивым характером, которому свойственны перепады настроения.

Северяне – хмурые рациональные скептики

Холодный климат накладывает свой отпечаток на характер жителей северных областей Украины. Внешне они светловолосы, среднего роста, с массивным подбородком и насупленными бровями. Жители Полесья – потомки северных народов, которые жили в эпохи мезолита и неолита.

Северяне эмоциональны, жизнерадостны и решительны. Это люди с активной жизненной позицией. Верхнеднепровских украинцев считают потомками ильменско-днепровских народов, некогда населявших северо-западную европейскую часть современной России.