Расходы на обслуживающие производства и хозяйства. Учитываем убыток от деятельности обслуживающих производств

Тест

Вопросы для повторения

1. Предмет нормирования труда.

2. Задачи нормирования

3. Понятие трудового процесса.

4. Измерение затрат труда.

5. Функции нормы времени.

6. Классификация затрат времени:

· по отношению к работнику

· по отношению к предмету труда

7. Классификация времени использования оборудования.

8. Техническая норма времени и ее структура.

9. Норма выработки и ее взаимозависимость с нормой времени.

10. Методы изучения затрат рабочего времени.

11. Разделение и кооперация труда:

· многостаночное обслуживание

· совмещение профессий

· бригадные формы организации труда.

12.Классификация рабочих мест.

13.Планировка рабочих мест.

14.Оснащение рабочего места.

6. Основное (технологическое) время T 0 представляет собой:

а) время, затрачиваемое на действия, которые обеспечивают выполнение элементов основной работы;

б) время, в течение которого непосредственно осуществляется цель технологического процесса;

в) время на подготовку к работе, на ознакомление с порученной работой.

7. К времени перерывов, не зависящих от рабочего, относятся:

а) время на отдых и личные надобности;

б) время перерывов вызываемых ходом технологического процесса;

в) перерывы, обусловленные нарушениями трудовой дисциплины.

а) в массовом производстве;

б) в единичном производстве;

в) в серийном производстве.

9. Что является предметом нормирования труда?

а) исследование трудового движения;

б) исследование трудового процесса;

в) исследование трудового приёма;

10. Процесс установления для конкретных организационно – технических условий научно- обоснованных норм времени, выработки, численности называется:

а) технически обоснованной нормой;

б) техническим нормативом;

в) техническим нормированием труда;

11. При организации заработной платы с использованием технически обоснованных норм, технически обоснованные нормы являются:

а) мерой количества труда;

б) мерой для расчёта производственных мощностей;

в) мерой для выбора оптимального варианта технологического процесса.

7. Метод моментных наблюдений заключается в:

а) одновременном наблюдении большого числа объектов, состояние которых фиксируется периодически, через заранее установленный интервал;

б) наблюдении за трудовыми процессами с целью выявления потерь рабочего времени;

в) изучении передовых методов работы с целью их распространения.

8. Способ изучения затрат рабочего времени на выполнение циклически повторяющихся ручных и машинно-ручных элементов операции – это:



а) метод моментных наблюдений;

б) хронометраж;

в) фотография рабочего времени.

9. Маршрутная фотография рабочего времени применяется для:

а) разработки организационно – технических мероприятий по ликвидации потерь рабочего времени;

б) обоснования нормативов подготовительно – заключительного времени;

в) для рабочих и бригад, не имеющих постоянных рабочих мест.

10. Совмещение профессий эффективно, если:

б) ухудшаются условия труда;

в) нет возможности повышения квалификации.

11. Многостаночное обслуживание – одно из эффективных направлений совершенствования … :

а) специализации труда;

б) концентрации труда;

в) кооперации труда.

12. Оценка и оплата труда бригады по конечному результату на единый наряд создают … заинтересованность по выполнению плановых заданий:

а) коллективную;

б) индивидуальную;

в) коллективную и индивидуальную.

13. К материальному стимулированию труда относятся:

а) повышение заработной платы;

б) премии;

в) доплаты за выслугу лет;

г) «тринадцатая зарплата»;

д) всё вышеперечисленное.

14. Измерительные инструменты относятся к:

а) постоянным предметам оснащения;

б) переменным предметам оснащения;

в) производственно-техническим факторам

15.Четырнадцатая зарплата – это выплаты:

а) за выслугу лет;

б) по результатам работы в отчётном году;

в) за активное участие в жизни коллектива предприятия.

Обслуживающее производство – это комплекс подразделений и служб, главная задача которых состоит в обеспечении нормального функционирования (без перерывов и остановок) основного производства и всех сфер деятельности предприятия. К обслуживающему производству относятся инструментальное, энергетическое, транспортное, складское, тарное и другие хозяйства, а также службы материально-технического обеспечения, внешней кооперации, маркетинга, технического контроля качества продукции, метрологии и патентоведения, подготовки производства новой продукции, лабораторных испытаний, планирования и учета, кадровой и финансовой деятельности, сбыта готовой продукции и т.п.

Состав и масштабы обслуживающего производства предприятия зависят от типа производства, номенклатуры и объема выпуска продукции, уровня специализации и кооперирования, организации производственных процессов, размеров предприятия и его производственных связей.

Для большинства предприятий машиностроения и металлообработки подразделениями вспомогательных производств и всей системы технического обслуживания являются инструментальное, ремонтное, энергетическое, транспортное, складское и тарное хозяйства.

Использование современных технологий и высокопроизводительного оборудования усложняет работы, связанные с обслуживанием, ремонтом и модернизацией техники, повышает значение инструментального обслуживания, приводит к увеличению потребности в различных видах энергии, растут внутризаводской и внешний объемы перевозок грузов и необходимость его хранения, учета и распределения между подразделениями предприятия.

Применение на предприятии широкой номенклатуры и ассортимента инструментов и технологической оснастки создает необходимость организации инструментального хозяйства , которое обеспечивает предприятие снабжением, проектированием, планированием, изготовлением, хранением, учетом и ремонтом необходимого инструмента с доставкой его до рабочих мест.

Ремонтное хозяйство предприятия обеспечивает поддержание в технически исправном состоянии большого, часто весьма сложного парка технологического оборудования основных цехов путем его обслуживания, ремонта и модернизации.

Энергетическое хозяйство занимает значительное место в обслуживающем производстве предприятия, так как современные производства являются крупными потребителями топлива, электроэнергии, пара, газа, воды, сжатого воздуха и других энергоносителей. Энергетическое хозяйство обеспечивает различными видами энергии основные, вспомогательные цехи и все подразделения и службы предприятия.

На предприятии выполняется огромный объем транспортно-складских, погрузочно-разгрузочных и других работ по выполнению внутреннего и внешнего грузооборота, который обеспечивает транспортное хозяйство и примыкающие к нему складское и тарное хозяйства . От рациональной организации этих хозяйств во многом зависят ритмичность работы основных цехов, длительность производственных циклов и уровень затрат на производство продукции.

Высокий уровень организации работ по обслуживанию основного производства, в большой мере зависящий от степени его технологической оснащенности, является существенной предпосылкой повышения эффективности и качеств продукции любого предприятия. Вся система технического обслуживания предприятия должна соответствовать следующим требованиям:

1) обеспечивать условия выпуска конкурентоспособной продукции при минимальных затратах;

2) осуществлять технико-экономическую и организационную регламентацию процессов обслуживания;

3) носить профилактический характер;

4) обеспечивать гибкость, преемственность и минимальную перестройку при переходе основного производства на выпуск новой продукции.

Таким образом, вспомогательные хозяйства требуют высокой организации, адекватной уровню организации основного производства. Совершенствование техники и организации обслуживания создает условия для успешной работы предприятия, скорейшего освоения новых изделий, применения прогрессивный технологий и достижения на этой основе высоких технико-экономических показателей производства.

Основными направлениями совершенствования организации вспомогательных хозяйств в рамках предприятия являются:

1) централизация и концентрация однородных процессов обслуживания и их специализация, что создает условия для использования наиболее мощного прогрессивного оборудования, научных методов организации производства и труда, высокопроизводительной технологии;

2) механизация и автоматизация технологических процессов;

3) рационализация управления;

4) улучшение нормативной базы;

5) обоснованное планирование численности работников;

6) разработка и внедрение технически обоснованных норм времени и мероприятий по научной организации труда;

7) использование стимулирующих систем оплаты труда;

8) создание комплексной технологии;

9) внедрение и совершенствование форм хозяйственного расчета, основанных на рыночных отношениях.

Рациональная организация работы всех вспомогательных производств является важнейшим резервом стабилизации основного производства, наращивания объемов выпуска продукции, дальнейшего роста производительности труда и повышения эффективности работы предприятия.

10.1 Организация обслуживания производства инструментом

и технологической оснасткой

10.1.1 Состав, значение и задачи инструментального хозяйства

Инструментальное хозяйство предприятия – это совокупность общезаводских и цеховых подразделений, занятых приобретением, изготовлением, ремонтом и восстановлением инструмента и технологической оснастки, их учетом, хранением и выдачей в цехи и на рабочие места.

К инструментальному хозяйству машиностроительного предприятия относят:

1) инструментальный отдел (ИНО);

2) инструментальные цехи;

3) центральный инструментальный склад (ЦИС);

4) заточные отделения в цехах;

5) отделения по ремонту и восстановлению оснастки в цехах;

6) инструментальные кладовые в цехах (ИРК).

Состав, характер и структура их зависят от типа и масштаба производства, номенклатуры и сложности инструмента. На крупных предприятиях может быть несколько инструментальных цехов разных видов в зависимости от удельного веса калибровочно-заготовительных, литейных, кузнечных, механических и сборочных цехов. Заточные и восстановительные участки организуются только в крупных цехах. В остальных случаях они входят в состав инструментального цеха как его подразделения.

Инструментальное хозяйство имеет наибольшее значение для предприятий, производящих сложную и трудоемкую продукцию. На таких предприятиях имеется мощный комплекс инструментальных цехов, от успешной работы которых во многом зависят результаты деятельности всего предприятия. Номенклатура применяемого инструмента достигает десятков тысяч наименований.

Затраты, связанные с износом, заточкой, ремонтом и восстановлением инструмента, колеблются в пределах 8-15% от себестоимости продукции; запас их составляет до 30-40% от общей суммы производственных оборотных фондов.

Основными задачами инструментального хозяйства предприятия являются:

а) определение потребности и планирование обеспечения предприятия оснасткой;

б) обеспечение предприятия покупной оснасткой;

в) подготовка производства и изготовление оснастки на предприятии, ее испытание и отладка;

г) нормирование расхода оснастки;

д) обеспечение рабочих мест оснасткой;

е) организация учета и хранения оснастки;

ж) восстановление оснастки;

з) учет и анализ эффективности ее использования

10.1.2 Методы организации и управления инструментальным хозяйством

На предприятиях используются следующие методы организации инструментального хозяйства: 1) централизованный; 2) децентрализованный; 3) смешанный. При централизации создается инструментальный отдел предприятия, в состав которого входят инструментальные цехи, участки, отделения и склады, которые своими силами и средствами обеспечивают все подразделения предприятия необходимым инструментом. На мелких предприятиях такую централизацию могут выполнять группа инструментального хозяйства или отдельные исполнители. При децентрализации каждый цех предприятия самостоятельно обеспечивает свое производство необходимым инструментом. При смешанном методе организации происходит перераспределение работ между подразделениями инструментального хозяйства: изготовление инструмента осуществляет инструментальный цех, его содержание и распределение – ЦИС, а ремонт и восстановление – цехи основного и вспомогательного производств.

Структура органов управления инструментальным хозяйством зависит от размера предприятия, типа производства и общего количества работающих.

Деятельность ИНО направлена на своевременное обеспечение предприятия стандартным и специальным инструментом. Выполнение функций по приемке, хранению, учету, выдаче и регулированию снабжения инструментом цехов предприятия возлагается на ЦИС, а в цехах – на ИРК.

В ЦИСе хранится как нормальный, так и специальный инструмент. На каждый вид инструмента заполняется карточка и отводится определенная ячейка (полка) для его хранения. ЦИС подчинен начальнику ИНО. Основными задачами его являются: 1) хранение запасов стандартного инструмента (в том числе абразивного и алмазного), отдельных видов специального инструмента, а также продукции инструментального и штампового цехов; 2) выдача в установленном порядке инструмента цехам предприятия. Пополнение запасов ЦИС осуществляется за счет внешних поставщиков и продукции собственного инструментального производства.

Рациональное размещение и хранение инструмента на складе обеспечивает четкий учет, хорошую сохранность и быстрое нахождение, для чего используются шкафы, стеллажи (в том числе механизированные) со специальными ячейками, размеченными согласно индексации инструмента

Инструменты, для которых требуется заточка, ремонтили проверка, а также изношенные должны храниться в ИРК отдельно от годного (на специальном стеллаже). В условиях гибкого автоматизированного производства (ГАП) при использовании станков с ЧПУ и типа «обрабатывающий центр» на линии в цехе должно быть по два экземпляра инструментов: один, используемый на рабочем месте (на станке в «магазине»), и второй находится в ИРК цеха. Это необходимо на случай поломки или преждевременного выхода из строя инструментов.

ЦИС осуществляет выдачу инструмента в ИРК цехов на основе их требований или лимитно-заборных карт. Выдачу инструментов на рабочие места ИРК производит в обмен на затупленный или изношенный, которые затем поступают соответственно в заточку или на ЦИС.

Выдача и учет инструмента на рабочих местах и возврат его в ИРК организуется в зависимости от его применяемости, типа производства и принятой системы обслуживания. В зависимости от участия в этом процессе основного рабочего различают активную и пассивную системы обеспечения рабочих мест инструментом. При первой – все необходимые инструменты периодически доставляются на рабочие места; при второй – производственный рабочий самостоятельно получает и сдает инструмент в ИРК.

В массовом производстве наиболее прогрессивной является активная система с принудительной сменой инструмента.

Правильная организация эксплуатации инструмента предусматривает: 1) технический надзор за его эксплуатацией; 2) обеспечение своевременной заточки, ремонта и восстановления; 3) разработку мероприятий по улучшению методов эксплуатации и повышению его стойкости.

10.1.3 Определение потребности в инструменте

Для определения потребности в инструменте на какой-то период времени необходимо установить:

1) номенклатуру потребляемого инструмента;

2) расход инструмента по каждому типоразмеру;

3) запасы или оборотный фонд инструмента по предприятию в целом

Общая потребность в инструменте складывается из расходного и оборотного фондов.

Расходный фонд – количество оснастки, которое будет израсходовано за расчетный период на заданную программу выпуска изделий. В единичном и мелкосерийном производстве расход инструмента определяется на основе статистических данных по формуле:

где с – число станков, применяющих данный инструмент;

F g – действительный фонд времени работы станка, час .;

β – коэффициент времени использования одного станка;

Т ст час .

В массовом производстве расход инструмента определяется по нормам расхода инструмента на одно изделие:

где Н – количество наименований изделий, при которых используется данный инструмент;

N – производственная программа, шт .;

a - норма расхода инструмента на одно изделие

,

где t маш – машинное время обработки одной детали, мин .;

Т ст – время работы инструмента до полного износа, час .;

g - коэффициент преждевременного выхода инструмента из строя.

,

где i – высота режущей части резца, мм ;

l – высота слоя, снимаемого за одну проточку, мм;

t ст – время работы инструмента между двумя переточками, час .

Оборотный фонд – это запас оснастки на ЦИС и в цехах. Запас инструмента в цехах складывается из инструмента, находящегося на рабочих местах, в заточке и в ИРК.

,

где t n – периодичность подноски инструмента к рабочим местам, час .;

с – число станков, применяемых одинаковый инструмент одновременно;

И с – число инструментов, одновременно применяемых на одном рабочем месте, шт .;

К 1

,

где t з – время заточек, час .;

t n – продолжительность подноски инструмента к рабочим местам, час .;

И рм – количество инструмента на рабочих местах;

К 2 – коэффициент страхового запаса.

Запас инструмента на ЦИК состоит из текущего запаса, необходимого для постоянного снабжения ИРК и страхового запаса.

где И год – годовой расход инструмента, шт .;

К пос – количество поступлений инструмента из ЦИС в ИРК.

10.1.4 Пути совершенствования инструментального хозяйства

В организации и планировании инструментального хозяйства на промышленных имеются значительные резервы, использование которых обеспечивает дальнейшее повышение эффективности производства.

Основными путями для этого являются: 1) централизация и специализация производства инструмента и стандартной технологической оснастки; создание новых производственных мощностей по их производству; 2) стандартизация и унификация специальной технологической оснастки, ее узлов, деталей и заготовок, расширение использования универсально-сборных приспособлений (УСП), универсально-наладочных приспособлений (УНП), сборно-разборных приспособлений (СРП), агрегированных переналаживаемых приспособлений (АПП) и т.п.; 3) применение прогрессивных систем и методов обеспечения рабочих мест инструментом и оснасткой; 4) расширение фронта работ по централизованному восстановлению и ремонту инструмента и оснастки на предприятиях; 5) организация работы ЦИСа и ИРК на основе автоматизации складских операций, создание специализированных складов инструмента и технологической оснастки; 6) широкое внедрение в организацию инструментального хозяйства передовых систем оперативно-производственного планирования и учета; 7) совершенствование форм контроля и технического надзора за состоянием инструмента и оснастки и соблюдением правил их эксплуатации.

10.2 Организация обслуживания производства ремонтом технологического оборудования

10.2.1 Состав, значение и задачи ремонтного хозяйства

Высокие темпы развития промышленности сопровождаются быстрым ростом основных производственных фондов (ОПФ) и особенно их активной части – машин и оборудования. В обеспечении наиболее эффективного их использования важная роль принадлежит ремонтному хозяйству. Посредством ремонта устраняются последствия физического износа, возвращаются утраченные в ходе эксплуатации параметры, а модернизация компенсирует моральный износ оборудования. В ремонтном хозяйстве предприятия занято значительное число рабочих (10-15% от общей их численности), затраты на ремонт составляют 6-8% себестоимости продукции.

В этих условиях эффективная организация проведения ремонтов не только обеспечивает работоспособность оборудования, но и существенно влияет на результаты производственной деятельности предприятия.

Современные предприятия эксплуатируют большое количество разнообразного по конструкции и назначению оборудования: технологического, подъемно-транспортного, энергетического и др. Наиболее распространены металлорежущие станки. Ежегодно станки подвергаются ремонту: капитальному – 10-12%, среднему – 25-30% и малому – 80-90% общего их количества.

Ремонт следует понимать как восстановление работоспособности машин (точности и производительности) путем рационального технического ухода, замены и ремонта изношенных деталей, что соответствует простому воспроизводству. В условиях рыночной экономики должно осуществляться расширенное воспроизводство, т.е. повышение точности и производительности машин, что достигается модернизацией оборудования, т.е. внесением в конструкцию машин различных изменений и усовершенствований.

Кроме ремонта и модернизации производится техническое обслуживание оборудования, в которое включается межремонтное обслуживание, смена и пополнение масел, проверка геометрической точности и жесткости, осмотры и испытания оборудования.

Специфика и большая трудоемкость работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования обусловливают необходимость и целесообразность создания на машиностроительных предприятиях специальной ремонтной службы – службы главного механика (ОГМ), основная задача которой – недопущение преждевременного износа оборудования и поддержание его на высоком техническом уровне, в постоянной эксплуатационной готовности, а также обеспечение максимального сокращения простоев оборудования в ремонте и минимальных затрат на ремонт, модернизацию и технический уход за оборудованием.

Технический уровень оборудования и его эксплуатационная готовность решающим образом влияют на производительность труда, качество продукции, ее себестоимость, т.е. на уровень всех технико-экономических показателей работы предприятия.

В процессе развития отечественного машиностроения техника, технология, организация и управление ремонтом оборудования непрерывно совершенствовались. Однако на большинстве машиностроительных предприятий ремонт до настоящего времени ведется методами единичного (в лучшем случае – мелкосерийного) производства, так как каждое предприятие ремонт технологического оборудования осуществляет своими силами и средствами в мелких, плохо оснащенных ремонтно-механических цехах или в цеховых ремонтных базах. В результате – высокая трудоемкость ремонта и изготовления запасных частей, значительные простои оборудования в ремонте, низкое качество ремонта при его высокой себестоимости.

Состав ремонтного хозяйства:

1) отдел главного механика (ОГМ);

2) ремонтно-механические цехи (РМЦ);

3) ремонтные базы (РБ);

4) смазочные отделения;

5) ремонтные мастерские

Ремонт технологического оборудования заводов может осуществляться централизованно на специализированных ремонтных заводах; силами выездных бригад специализированных заводов; ОГМ предприятия, эксплуатирующего оборудование.

На заводах, эксплуатирующих оборудование, его централизованное техническое обслуживание и ремонт осуществляются ремонтно-механическими цехами (РМЦ) и ремонтными базами (РБ), которые входят в состав РМЦ. Наряду с ремонтом оборудования предприятия занимаются и изготовлением запасных частей.

Планирование ремонтных работ во времени осуществляется при составлении годового графика ремонта оборудования по цеху и заводу в целом. (табл. 4).

Техническое обслуживание оборудования на большинстве предприятий практически сведено к ликвидации аварий, поломок и к выполнению других неплановых работ. Малые ремонты выполняются только при отказах оборудования и часто с нарушением хода производственного процесса. Оборудование обслуживается цеховыми ремонтными базами, в которых сосредоточено до 70% численности ремонтного персонала. Распыленность обслуживающего персонала обусловливает низкую его производительность, потери материальных ресурсов, приводит к нарушениям ритма основного производства, снижению эффективности производства.

Техническое обслуживание оборудования планируется на основе карт технического обслуживания (табл. 5) и режимов технического обслуживания (рис. 20).

Таблица 5 Режимы технического обслуживания оборудования



10.2.3 Планирование затрат на выполнение ремонтных работ

Документом, определяющим общую сумму затрат предприятия на ремонт, является смета, которая составляется по видам ремонтных работ. В сумму затрат на ремонт включают:

1) трудозатраты, в состав которых входят основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальное страхование;

2) материальные затраты, к которым относят стоимость материалов комплектующих изделий и запасных частей;

3) накладные расходы.

Расчет трудозатрат. Основная заработная плата рассчитывается, исходя из объема ремонтных работ с учетом сложности ремонта. Дополнительную заработную плату определяют в % к основной заработной плате. Отчисления на социальное страхование определяют по ставке от суммы основной и дополнительной заработной платы.

Расчет материальных затрат может быть произведен несколькими методами:

I – нормативным;

II – по дефектной ведомости;

III – укрупненным.

I При нормативном методе определения материальных затрат руководствуются «Отраслевой системой ТО и ремонта оборудования». Системой определены нормы затрат на материалы и комплектующие изделия на 1ЕРС (единица ремонтной сложности) отдельно на механическую и электротехническую часть:

где М з – материальные затраты;

Н з – норматив материальных затрат на соответствующий ремонт, руб .;

R – ремонтная сложность (Р.Е.).

II По дефектной ведомости. По результатам осмотра оборудования, проводимого перед ремонтом, механик цеха составляет дефектную ведомость, в которой указывается наименование дефекта оборудования и количество требуемых запасных частей для ликвидации этих неисправностей. На основании этой ведомости и цен на материалы и комплектующие определяются материальные затраты на ремонт.

III Укрупненный метод. По этому методу затраты на материалы принимаются в % от трудозатрат.

Материальные затраты на текущий ремонт (ТР) составляют 40-60% от ТЗ;

средний ремонт (СР) – 60-90%;

капитальный ремонт (КР) – 90-110%.

Накладные расходы определяются в % от основной заработной платы. Они устанавливаются по видам ремонтных работ в пределах от 60-130%.

В заключении определяется стоимость 1 нормо-часа ремонта:

где t рем – время ремонтов, нормо/часы;

ЗС – затраты по смете, руб .

Стоимость нормо/часа служит критерием решения содержать собственную ремонтную службу или пользоваться услугами специальных ремонтных организаций.

Все работы по ремонту и модернизации оборудования производятся по плану, определяемому «Единой системой планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий» (Система ППР). Эта система базируется на установлении сроков ремонтов о осмотров оборудования в зависимости от отработанного каждым агрегатом времени. В ней устанавливаются виды ремонтов оборудования (капитальный, средний, малый) и содержание технического ухода за оборудованием, а также специфические понятия и нормативы.

Структура межремонтного цикла – перечень и последовательность выполнения ремонтных работ и работ по техническому уходу в период между капитальными ремонтами. Эта структура может иметь следующий вид:

К-О-М-О-М-О-С-О-М-О-М-О-К,

где К – капремонт;

С – средний ремонт;

М – малый ремонт;

О – осмотр.

Следует отметить, что трехвидовая структура межремонтного цикла вызывает разногласия среди ученых и практических работников-ремонтников вследствие слабости ее обоснования.

Продолжительность межремонтных циклов (Т ц ) устанавливается в отработанных часах для каждой группы оборудования в зависимости от его класса, условий эксплуатации и характера выполняемой работы:

,

где b - коэффициенты, зависящие от: типа производства b п ; вида обрабатываемого материала - b м ; условий эксплуатации - b у ; типа станка -b Т ;

А – норматив отработанного агрегатом времени в течение цикла, ч .

Продолжительность межремонтного и межосмотрового периодов (t мп и t мо ) определяется по продолжительности межремонтного цикла и количеству ремонтов и осмотров в цикле:

; ;

где n c , n м, n о – количество в цикле соответственно: средних ремонтов, малых ремонтов, осмотров.

Категория сложности ремонта. Степень сложности ремонта агрегата определяется категорией сложности ремонта, зависящей от его размеров, конструктивных и технологических особенностей. Например, категория сложности ремонта легких и средних станков (R ) определяется по формуле:

где a - коэффициент, характеризующий конструктивные особенности агрегата;

К 1 и К 2 – коэффициенты;

Д – наибольший диаметр обрабатываемой детали, мм ;

n – количество ступеней скоростей;

С – составляющая, характеризующая особенности и сложность ремонта отдельных механизмов;

- сложность ремонта гидромеханизмов.

Ремонтная единица (р.е.) вводится для планирования и расчетов. Для отдельного агрегата число ремонтных единиц и соответствующая категория сложности совпадают.

Нормативы трудоемкости (в часах на 1 р.е .)

Для планирования и расчетов численности рабочей силы даются нормативы времени на ремонт и технический уход за оборудованием. Например, на капитальный ремонт металлорежущего оборудования предусматривается 35 нормо-часов на 1 р.е. механической части агрегата. Нормативами на межремонтное обслуживание предусматривается, например, что слесарь должен обслуживать 500 р.е., станочник – 1650 р.е., смазчик – 1000 р.е. и т.д. Устанавливаются также нормы простоя оборудования в ремонте.

Годовой объем работ по межремонтному обслуживанию :

,

где F p – годовой фонд времени работы единицы оборудования (с учетом сменности), час .;

R i – количество ремонтных единиц i-той единицы оборудования;

С пр – число единиц оборудования i-того наименования.

Трудоемкость ремонтных работ:

где Т – суммарная трудоемкость капитальных, средних, текущих ремонтов и осмотров на одну единицу ремонтосложности, нормо/час .;

n – число ремонтов и осмотров.

Расчет численности слесарей, необходимых для выполнения ремонтных работ и межремонтного обслуживания:

;

,

где Т рем, Т обсл – трудоемкость слесарных работ для выполнения ремонтных работ и межремонтного обслуживания, нормо/час .;

К в – коэффициент выполнения норм.

Число единиц оборудования, необходимых для выполнения станочных работ:

.

Потребность цеха в материалах для ремонта:

где l - коэффициент, учитывающий расход материала на осмотры и межремонтное обслуживание;

- сумма ремонтных единиц агрегатов, подвергаемых в течение года капитальным, средним и текущим ремонтам;

a – коэффициент, характеризующий соотношение Нормы расхода материала при среднем и капитальном ремонтах;

b - коэффициент, характеризующий соотношение нормы расхода материала при текущем и капитальном ремонтах.

Нормы запаса однотипных деталей для группы однотипного оборудования:

,

где Д д – число одного наименования деталей для данного типа оборудования, шт .;

Т ц – длительность цикла изготовления партии однотипных деталей или получения партии деталей со стороны, дней;

t сл – срок службы деталей, дней;

R с – коэффициент снижения запаса однотипных деталей, зависящий от их количества в одноподельных агрегатах (применяется по практическим данным службы главного механика предприятия).

Максимальный запал не должен превышать трехмесячного расхода сменных деталей одного наименования.

Трудоемкость ремонтов должна быть в каждом месяце примерно одинаковой, чтобы не было недостатка или излишка ремонтных рабочих в отдельные месяцы.

Потребное число рабочих для межремонтного обслуживания определяется:

Технико-экономические показатели ремонтного хозяйства:

1) время простоя оборудования в ремонте, приходящегося на 1 р.е .:

2) число р.е . на 1 ремонтного рабочего (ПТ):

3) Себестоимость ремонта 1 единицы ремонтной сложности:

;

4) число аварий, поломок, внеплановых ремонтов на ед. оборудования:

.

На основе Системы ППР организуется планомерная работа по уходу, надзору и ремонту оборудования. Эта система позволяет своевременно обеспечивать парк оборудования всем необходимым (материалами, запасными частями, оснасткой, рабочей силой и пр.) для поддержания его на высоком техническом уровне, в постоянной эксплуатационной готовности.

В новой «Рациональной системе технического обслуживания» признается целесообразным вместо трех видовой структуры ремонтного цикла установить двух видовую структуру (капитальный и текущий ремонты). Эта мера мотивируется тем, что различные повреждения, возникающие в процессе работы оборудования, можно разделить на две группы: износ и повреждение деталей, не вызывающие нарушений правильности взаимодействия узлов, и износ рабочих поверхностей базовых деталей, вызывающий потери точности и производительности оборудования.

Исходя из этого все ремонты разделяются на два вида: текущие, при которых детали заменяются или восстанавливаются с необходимым объемом разборочных, сборочных и регулировочных работ, и капитальные, при которых производится восстановление координации узлов оборудования, устранение повреждений и износа деталей с полной разборкой, сборкой и регулировкой. Заводы-изготовители металло- и деревообрабатывающего оборудования дают гарантию его долговечности до первого капитального ремонта. Таким образом, выполнение среднего ремонта через 2-4 года после ввода агрегата в эксплуатацию ликвидирует эту гарантию досрочно.

По своему экономическому содержанию средний ремонт, выполняемый один раз в несколько лет, ничем не отличается от капитального ремонта. Механизм финансирования капитального и среднего ремонтов одинаков. Переход на двух видовую структуру ремонтного цикла изменяет ее. Например, для металлорежущих станков нормального исполнения весом до 10 т она будет иметь следующий вид:

К-О-Т-О-Т-О-Т-О-Т-О-К,

где Т – текущий ремонт.

В данном случае продолжительность ремонтного цикла в отработанных часах определяется по эмпирической формуле:

К ом – обрабатываемый материал (сталь конструкционная К ом =1 , прочие материалы К ом =0,75 );

К ои - применяемый инструмент (металлический К ои =1 , абразивный К ои =0,8 );

К тс – класс точности станка (нормальный К тс =1 , повышенный К тс =1,7 , высокий,

особый К тс =2 );

К в – порядковый номер планируемого ремонтного цикла (возраст до 10 лет и свыше 10 лет для станков нормального исполнения до четвертого ремонтного цикла К в =1 );

К д – долговечность станка (для универсальных станков К д =1 ).

Продолжительность межремонтного периода в этих условиях определяется по формуле: ,

а межосмотрового периода – по формуле:

Изменение структуры ремонтного цикла вызвало необходимость перераспределения трудоемкости между отдельными видами работ. Например, при трехдневной структуре цикла норма времени на 1 р.е. составляла при капитальном ремонте 35 нормо-часов, при среднем – 23, нормо-часа, при малом – 6,1 нормо-часа. При двухвидовой структуре: при капитальном ремонте – 50, при текущем – 6,0 нормо-часов.

Методика планирования ремонтных работ в связи с переходом на двухвидовую структуру ремонтного цикла существенно не изменяется.

По среднегодовому объему работ определяется численность ремонтного персонала, количество потребного для ремонтных целей оборудования, площадей.

Доходы и расходы обслуживающих производств (больницы, детские лагеря и т. д.) определяют отдельно от общей налоговой базы. Связано это с тем, что убыток от их деятельности учитывается при расчете налога на прибыль в особом порядке. Он применяется и в случае, если объекты сданы в аренду. С этим соглашаются и чиновники.

Что такое обслуживающее производство (хозяйство)

К обслуживающим производствам и хозяйствам (далее - ОПХ) могут относиться следующие подразделения организаций (ст. 275.1 Налогового кодекса РФ):

Объекты жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), например гостиница, общежитие;

Объекты социально-культурной сферы (медсанчасть, пансионат и др.);

Подсобные хозяйства;

Учебно-курсовые комбинаты и др.

При этом деятельность таких подразделений не может быть основной для организации. Она должна носить вспомогательный характер (письмо Минфина России от 25 марта 2005 г. № 03-03-01-04/425).

Отметим, что объекты, отвечающие признакам обслуживающего производства (например, общежитие), могут арендоваться или быть переданными в аренду. По мнению чиновников финансового ведомства, и в этом случае налоговую базу по таким объектам рассчитывают отдельно от налоговой базы, определяемой в общем порядке.

Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 9 марта 2011 г. № 03-03-06/1/129, от 21 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/109.

Для кого предназначены услуги обслуживающих производств

Товары (работы, услуги) обслуживающих производств должны предназначаться одновременно как своим работникам, так и сторонним лицам. Это следует из буквального прочтения части 2 статьи 275.1 Налогового кодекса РФ.

К примеру, если пансионат оказывает услуги только работникам предприятия или только сторонним лицам, он не признается объектом ОПХ.

Однако контролирующие органы считают, что данное обстоятельство не относится к квалифицирующему признаку обслуживающего производства. Если подразделение подпадает под определение объекта обслуживания, оно должно признаваться таковым в любом случае. Независимо от того, для кого предназначены его товары, работы, услуги (письма Минфина России от 25 марта 2005 г. № 03-03-01-04/4-25, ФНС России от 23 сентября 2005 г. № 02-1-08/200@).

Арбитры придерживаются той же точки зрения (определение ВАС РФ от 30 октября 2007 г. № 12325/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 октября 2008 г. № А42-4459/2007). Поэтому безопаснее учитывать эту позицию и применять к таким подразделениям нормы, относящиеся к ОПХ.

Если на предприятии есть медпункты и объекты общепита

Такие подразделения не относятся к обслуживающим производствам (хозяйствам). Но только в том случае, если оказывают услуги исключительно работникам предприятия. Затраты на их содержание учитываются единовременно как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 7, 48 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Согласен с этим и Минфин России (письма от 18 марта 2011 г. № 03-03-06/1/146, от 14 ноября 2005 г. № 03-03-04/4/86). При этом чиновники подчеркнули, что деятельность медпунктов должна быть обусловлена требованиями трудового законодательства (ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ). В отношении иной деятельности медпунктов налоговая база определяется отдельно согласно статье 275.1 Налогового кодекса РФ.

Определяем финансовый результат подразделения

Итак, прибыль (убыток) обслуживающего производства определяется отдельно от финансового результата по иным видам деятельности (ч. 1 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ). Следовательно, по каждому подразделению необходимо рассчитать относящиеся к нему:

Доходы от реализации и внереализационные доходы;

Расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Данные доходы и расходы определяются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 27 октября 2008 г. № 03-03-06/1/603, от 28 февраля 2008 г. № 03-03-05/14). Например, налоги на землю и имущество, уплачиваемые по объектам обслуживающих производств, учитываются в налоговой базе данных подразделений.

Учитываем прибыль (убыток)

Положительная разница между доходами и расходами (прибыль) обслуживающего производства облагается в общеустановленном порядке. Она увеличивает прибыль предприятия, налог с которой уплачивается по ставке 20 процентов (п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

Убыток обслуживающего хозяйства уменьшает облагаемую по ставке 20 процентов прибыль (увеличивает общий убыток) лишь при определенных условиях. Если они не выполняются, погасить убыток можно в течение десяти лет и только за счет будущей прибыли данного подразделения (ч. 5, 6 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ).

Условия для учета убытка в текущем периоде

Чтобы учесть убыток обслуживающего производства в общей налоговой базе, необходимо соблюсти три условия (ч. 5 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ).

1. Стоимость реализуемых подразделением предприятия товаров (работ, услуг) сопоставима со стоимостью подобных товаров (работ, услуг), реализуемых специализированными организациями (то есть организациями, для которых данный вид деятельности признается основным - это, как правило, различного рода ГУПы, МУПы, предприятия коммунального хозяйства, бюджетные учреждения);

2. Расходы на содержание объектов ОПХ не превышают обычных расходов спецорганизаций на обслуживание аналогичных объектов;

3. Условия деятельности обслуживающих производств и спецорганизаций существенно не отличаются.

При этом выполнение данных условий должно быть подтверждено документально (постановление Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. № 7841/08).

Из сложившейся практики обслуживающие производства сравнивают со спецорганизациями, которые находятся в том же муниципальном образовании.

Однако в открытых источниках информации о деятельности таких организаций может не быть. Также вполне вероятно, что сама организация откажется ее предоставить. Ведь она не обязана это делать.

В данном случае учесть убыток обслуживающего производства в общей налоговой базе будет затруднительно. Погашать его придется в следующих периодах за счет прибыли этого подразделения.

Если спецорганизация отсутствует

На практике не исключены ситуации, когда спецорганизации на территории муниципального образования по местонахождению обслуживающего производства отсутствуют. По мнению ВАС РФ, это не должно ставить предприятие в неравное положение с иными организациями, по местонахождению которых спецорганизации имеются.

Поэтому для учета в общей налоговой базе расходов подразделений ОПХ достаточно соблюсти требования статьи 252 Налогового кодекса РФ. При этом данные расходы отражаются в полной сумме. Такой вывод следует из уже упомянутого постановления Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. № 7841/08.

>|Согласно статье 252 Налогового кодекса РФ, расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.|<

Отметим, что до 1 января 2011 года в таких случаях убыток обслуживающего подразделения также можно было учесть единовременно. Однако этот убыток рассчитывался исходя из расходов подразделения, которые не превышали нормативов, утвержденных органом власти данного субъекта РФ (ч. 9 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ в соответствующей редакции).

Особенности для градообразующих предприятий

Некоторые предприятия имеют статус градообразующих. То есть численность работников таких предприятий превышает 25 процентов от работающего населения соответствующего населенного пункта. Это следует из пункта 1 статьи 169 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее - Закон № 127-ФЗ).

Такие организации вправе признать в общей налоговой базе фактические расходы на содержание некоторых обслуживающих производств. Это касается объектов ЖКХ и социально-культурной сферы. По остальным обслуживающим подразделениям (например, подсобным хозяйствам) убытки признаются в общем порядке (ч. 7 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ).

При этом существует позиция, согласно которой численность работников следует определять исходя из количества специалистов подразделений предприятия, находящихся в соответствующем населенном пункте. Однако, по мнению чиновников финансового ведомства, в расчет необходимо брать общее количество работников предприятия. Включая специалистов филиалов и иных обособленных подразделений.

Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/219, от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/192. Безусловно, данный подход более выгоден организациям.

Отметим также, что до 1 января 2011 года часть 7 статьи 275.1 Налогового кодекса РФ действовала несколько в иной редакции. Расходы обслуживающих подразделений признавались для целей налогообложения только в пределах нормативов, утвержденных органами местного самоуправления. При этом содержащиеся в данной норме правила распространялись на любые предприятия, общая численность работников которых превышала 5000 человек.

>|Предприятие приравнивается к градообразующему, если численность его работников более 5000 человек (п. 2 ст. 169 Закона № 127-ФЗ).|<

Однако Минфин России считал, что пункт 2 статьи 169 Закона № 127-ФЗ неприменим для целей статьи 275.1 Налогового кодекса РФ (письма от 18 апреля 2008 г. № 03-03-05/40, от 8 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/71). В свою очередь арбитражные суды с этим не соглашались (определение ВАС РФ от 10 января 2008 г. № 10888/04, постановление ФАС Московского округа от 3 марта 2009 г. № КА-А40/999-09).

Важно запомнить

Объекты общепита и медпункты, которые обслуживают только работников предприятия, не относятся к обслуживающим хозяйствам. Прибыль (убыток) обслуживающего производства определяется отдельно от финансового результата по иным видам деятельности. При этом убыток подразделения учитывается в общей налоговой базе при соблюдении определенных условий. В противном случае он погашается только за счет будущей прибыли этого же подразделения. Градообразующие организации расходы объектов ЖКХ и социально-культурной сферы списывают в общем порядке.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №6, июнь 2011 г.

Выделение обслуживающих производств в отдельный сегмент бухгалтерии обусловлено необходимостью соблюдения особого порядка учета убытка от результатов их деятельности при расчете суммы . Норма распространяется на этот тип производств и хозяйств и в ситуациях, когда их активы сдаются в аренду.

Что относится к группе обслуживающих производств и хозяйств

Налоговый кодекс в ст. 275.1 дает определение обслуживающим производствам и приводит классификацию подразделений, входящих в такую группу хозяйств. Под этим видом производственной деятельности понимаются технологии и операции, которые не имеют прямого отношения к основному направлению работы компании. Все действия в рамках этих производств направлены на создание оптимальных условий для выполнения отдельных задач ключевыми промышленными цехами.

К числу обслуживающих хозяйств можно причислить:

  • объекты сферы ЖКХ, представленные гостиничными комплексами, корпусами общежитий;
  • объекты социальной или культурной направленности (госпиталь, санчасть, медицинский пункт, бани, спортивные площадки, детские лагеря);
  • подсобное хозяйство;
  • функционирующие комбинаты учебно-курсового типа.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обслуживающие хозяйства не могут быть ключевым сегментом работы предприятия, они призваны дополнять основные производственные мощности.

Объекты, числящиеся в категории обслуживающих производств, могут передаваться третьим лицам путем заключения с ними договора аренды. Разрешается пользование в таких хозяйствах активами, не принадлежащими организации на праве собственности. Продукты деятельности обслуживающих производств могут как использоваться самим предприятием-изготовителем, так и продаваться наравне с товарами основной ассортиментной линии.

ЗАПОМНИТЕ! Главная задача, которую должны выполнять обслуживающие производства, заключается в обеспечении непрерывности функционирования основных мощностей учреждения, оптимизации работы всех систем предприятия и удовлетворении потребностей промышленных отделов.

В случаях поломки оборудования в цехах обслуживающие производства могут на временной основе взять на себя выполнение части заказов. Результатами работы обслуживающих хозяйств становятся изготовленные ими полуфабрикаты, заготовки, материалы и услуги. На практике могут возникать ситуации, когда на продукцию обслуживающих производств под влиянием внешних факторов создается ажиотажный спрос. В этих ситуациях предприятия инициируют переориентацию производства и делают выпуск такого вида товаров основной деятельностью. При смене курса развития и вида деятельности расходы по этим объектам будут учитываться как по основному производству.

Типовая структура обслуживающих производств содержит такие подразделения:

  1. Транспортный отдел, занимающийся перевозкой грузов, доставкой оборудования по территории предприятия. Может подразделяться на несколько самостоятельных подразделений (ремонтная группа, диспетчерский транспорт, эксплуатационная служба).
  2. Снабженческий и сбытовой отдел, отвечающий за обеспеченность производственных цехов материальными активами, за утилизацию материалов, признанных негодными или опасными для применения, продажу невостребованных ценностей.
  3. Складские комплексы, которые нужны для сбора и хранения разных типов материалов, объектов основных средств для использования их в производстве в будущем.
  4. Бытовые здания и помещения.
  5. Пункты общественного питания.
  6. Социально-культурные объекты.

Учет расходов

Расходные операции обслуживающих хозяйств находят свое отражение на бухгалтерском счете 29. Учет таких видов затрат должен вестись обособленно, аналитика показывается в разрезе каждого производственного сектора обслуживающего назначения и отдельно по видам трат. Норма установлена Приказом Минфина от 31 октября 2000 № 94н. Для этой цели используются субсчета:

  • 29.1 — предназначен для аккумулирования расходов, связанных с эксплуатацией объектов ЖКХ, в частности по оплате коммунальных услуг, квартирной платы, арендных платежей по нежилым помещениям;
  • 29.2 — в дебетовых оборотах показывает суммы расходов мастерских, оказывающих услуги населению бытового характера (по пошиву и ремонту одежды, обуви), в кредит заносятся поступающие оплаты за произведенные работы;
  • 29.3 — для систематизации сумм расходов объектов общепита;
  • 29.4 — субсчет, отведенный для учета затратных операций, связанных с содержанием и обслуживанием учреждений для детей дошкольного возраста (ясельные группы, детские сады);
  • 29.5 — нужен для отражения расходной стороны при эксплуатации домов отдыха и санаторных учреждений, культурных и спортивных объектов, оздоровительных комплексов, расходы должны покрываться вырученными суммами за путевки и билеты на зрелищные мероприятия;
  • 29.6 — внедряется в учет для накопления расходов банных комплексов, прачечных, пекарен, душевых и других объектов обслуживающего назначения;
  • 29.7 — используется для учета некоммерческих видов деятельности.

Счет 29 является активным, сальдо по нему формируется дебетовое.

СПРАВОЧНО! Все накопленные остатки по 29 счету свидетельствуют о наличии незавершенного производства в цехах обслуживающих хозяйств. В бухгалтерском балансе эти суммы показываются в строке 1210 в составе запасов (Приказ Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н).

Обороты по счету отражают информацию:

  • в дебет записываются расходы прямого типа, которые имеют непосредственное отношение к процессу изготовления продукции обслуживающими подразделениями;
  • в кредит заносятся сформированные по факту суммы себестоимости продукции, которая прошла все необходимые технологические циклы и признана завершенной.

Списание кредитовых оборотов по 29 счету происходит в корреспонденциях с участием дебета счетов:

  • по учету материальных активов и готовых изделий;
  • по учету расходов отделами, являющимися потребителями изготовленной продукции в обслуживающих цехах;
  • для отражения выручки от продаж;
  • для учета расчетов, проводимых с дебиторами и кредиторами (счет 76);
  • по отражению источников покрытия затратных статей, предназначенных для содержания детских учреждений дошкольного типа.

Бухгалтерские проводки

Типовые проводки с кредитованием 29 счета возможны при следующих видах операций:

  1. Принятие к учету материальных ценностей, которые стали результатом обработки в обслуживающих производствах, осуществляется корреспонденцией Д10 – К29.
  2. Оприходование готовой продукции, сошедшей с производственных линий обслуживающих хозяйств, отражается проводкой Д43 – К29.
  3. При потреблении работ и разных видов услуг обслуживающих отделов внутренними подразделениями предприятия производятся записи с дебетованием счетов 25, 26, 44 и кредитованием 29 счета.
  4. При реализации третьим лицам результатов производства обслуживающих хозяйств необходимо списать себестоимость проводкой Д90.2 – К29 и отразить выручку через дебетовые обороты по счету 62 и кредитовый оборот по счету 90.1.
  5. Отгрузка продукции производственного подразделения стороннему контрагенту отражается корреспонденцией Д45 – К29. Одновременно с бухгалтерской записью оформляется акт приема-передачи между участниками сделки.
  6. Если стоимость незавершенного производства в обслуживающих отделах в полной сумме передается одному из членов товарищества, то в учете это действие показывается через запись Д80 – К29. Инициироваться такое действие может при соблюдении положений договора товарищества.
  7. При отнесении расходов обслуживающих хозяйств в категорию затрат будущих периодов создается корреспонденция Д97 – К29.

Дебетование счета 29 происходит в случаях списания расходов на подотчетных лиц путем кредитования 71 счета. Обязательно должно быть обоснование в форме авансового отчета. Если в фактическую себестоимость переносятся суммы потерь от брака, произведенного обслуживающими отделениями, то в учете эта операция находит отражение в проводке Д29 – К28. Основанием для формирования такой корреспонденции может быть оформленный и подписанный акт списания забракованной продукции. Когда обслуживающие хозяйства нуждаются в пополнении численности молодняка, стоимость его списания реализуется записью Д29 – К11.

Социально-бытовые нужды работников сельскохозяйственных организаций призваны удовлетворять обслуживающие производства и хозяйства, к которым относятся:

2. Столовые.

4. Прачечные.

5. Пошивочные мастерские.

6. Детские дошкольные учреждения.

7. Дома отдыха, санатории и другие учреждения культурно-бытового назначения.

Специфичность этих производств состоит в том, что они обслуживают бытовые нужды сельскохозяйственных организаций. Характер их деятельности не однороден: один выпускает продукцию – например пекарни, столовые, другой – оказывает услуги: бани, прачечные, третьи – выполняют функции социально-бытового обслуживания: ЖКХ, дома отдыха. Соответственно и порядок закрытия затрат на содержание обслуживающих производств и хозяйств различен: в бане и прачечных затраты покрываются за счёт выручки от произведенной и реализуемой продукции. В детских учреждениях, ЖКХ, домах отдыха – за счёт поступлений за оказанные услуги (платы родителей, квартирной платы), выручки за путёвки в дома отдыха. В пекарнях, столовых затраты покрываются за счёт выручки от произведенной и реализованной продукции.

Объектами учёта затрат являются виды обслуживающих производств.

Деятельность обслуживающих производств и хозяйств бытового обслуживания осуществляется в соответствии со сметами на их содержание, которые составляются ежегодно при разработке бизнес-плана экономического и социально развития сельскохозяйственных организаций.

Аналитический учёт затрат и выхода продукции, выполненных работ и оказанных услуг осуществляется в производственном отчёте по прочим производствам и хозяйствам формы 18 З. Аналитические счета открываются по каждому виду производств. Учёт ведётся по следующим статьям, предусмотренными сметами на их содержание:

1. Расходы на оплату труда.

2. Отчисления на социальные нужды.

4. Работы и услуги.

6. Расходы денежных средств.

7. Прочие расходы.

Записи в производственный отчёт производятся на основании первичных документов, накопительных ведомостей, листков-расшифровок и других документов.

Для учёта затрат по содержанию и эксплуатации обслуживающих производств и хозяйств используется акт калькуляции счёта 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», по дебету которого учитываются затраты, а по кредиту – отражается выход продукции, доходы и поступления, а также списание затрат на счёт установленных источников.

Синтетический учёт обслуживающих производств и хозяйств ведётся в журнале ордере 10 АПК, который ведётся по кредиту счётов 02, 05, 10, 15, 16, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 69, 70, 94, 96, 97.

Журнал ордер 10 АПК заполняется на основании производственного отчёта подразделений, в том числе по обслуживающим производствам и хозяйствам на основании производственного отчёта формы 18 З. Данные журнала ордера 10 АПК по счёту 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» после подсчёта в нём итогов за месяц и сначала года переносятся в Главную книгу, которая также является регистром синтетического учёта по счёту 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Порядок налогообложения расходов обслуживающих производств и хозяйств (далее - обслуживающие хозяйства) установлен в подпункте 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Такие затраты должны быть связаны с реализацией обслуживающими хозяйствами товаров (работ, услуг). Отметим, что в этой статье установлена необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов, которые относятся к деятельности обслуживающих хозяйств.
Обратим внимание, что обслуживающие хозяйства могут передавать товары или услуги основным или вспомогательным цехам организации. Затраты по такой продукции можно включать в расходы организации в обычном порядке.
Убытки по обслуживающим хозяйствам определяются как разность между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих хозяйств и их расходов. Порядок учета этих убытков в целях налогообложения зависит от того, является организация градообразующей или нет. Кроме того, следует учитывать, что перечень объектов обслуживающих хозяйств также различен для градообразующих и иных организаций.

Критерии отнесения организаций к градообразующим организациям
Отметим, что в НК РФ не указано, какие организации являются градообразующими. В связи с этим МНС России в Методических рекомендации по применению главы 25 НК РФ, утвержденных приказом от 26.02.2002 № БГ-3-02/98, разъяснило, что понятие "градообразующие организации" приведено в статье 132 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон № 6-ФЗ). Согласно этой статье, градообразующими признаются организации, в которых работает более половины населения города (села, поселка и т. д.), в котором расположено это предприятие. Численность работников определяется с учетом членов их семей. Обратим внимание, что такой критерий установлен именно для целей Закона № 6-ФЗ. Поскольку в НК РФ не содержится ссылки на этот закон, использование показателя, на который указало МНС России, по нашему мнению, не является обязательным.
Отметим, что в действующем законодательстве есть и другие признаки отнесения организаций к градообразующим. В пункте 3 постановления Правительства РФ от 29.08.94 № 1001 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими" (далее - Постановление № 1001) установлено, что к таким организациям относятся:
- организации, на которых занято не менее 30 процентов от общего числа работающих на предприятиях города или поселка;
- организации, которые имеют на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30 процентов населения города или поселка.
По нашему мнению, для признания организации градообразующей достаточно соответствовать только одному из показателей. Критерии, которые определены в Постановлении № 1001, относятся к тем предприятиям, в капитале которых имеются доли, принадлежащие Российской Федерации или ее субъектам, а также к государственным предприятиям.
Обратим внимание, что этим постановлением могут руководствоваться лишь неплатежеспособные организации с неудовлетворительной структурой баланса. Причем предприятию не достаточно самому определить финансовые показатели. Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной должно быть принято Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Отметим, что решение о признании организации градообразующей принимается местной администрацией. Поскольку для платежеспособных организаций не установлены критерии, то этот орган власти может признать организацию градообразующей на основании иных показателей.

Расходы обычной организации
В статье 264 НК РФ приведен исчерпывающий перечень объектов, которые в целях налогообложения относятся к жилищно-коммунальному хозяйству и социально-культурной сфере.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства
Объекты социально-культурной сферы
1. Жилой фонд
2. Гостиницы, кроме туристических
3. Дома и общежития для приезжих
4. Объекты внешнего благоустройства
5. Искусственные сооружения
6. Бассейны
7. Сооружения и оборудование пляжей
8. Объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения
9. Участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, которые предназначены для технического обслуживания и ремонта:- объектов жилищно-коммунального хозяйства;- объектов социально-культурной сферы
1. Учреждения здравоохранения
2. Объекты культуры
3. Детские дошкольные учреждения
4. Детские лагеря отдыха
5. Санатории (профилактории)
6. Базы отдыха
7. Пансионаты
8. Объекты физкультуры и спорта, в том числе:- треки, ипподромы, конюшни;- теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон;- оздоровительные центры
9. Бани и сауны

Обратим внимание, что этот перечень вызывает множество вопросов. Например, не ясно, какие объекты относятся к искусственным сооружениям.
К обслуживающим хозяйствам помимо объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы относится также подсобное хозяйство, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные производства и службы, которые осуществляют реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам. Отметим, что многие подразделения организации могут оказывать такие услуги. Поэтому возможны споры с налоговой инспекцией по отнесению отдельных вспомогательных производств к обслуживающим хозяйствам.
В связи с этим обратим внимание, что в перечне обслуживающих хозяйств не указаны объекты общепита. В соответствии с инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" могут отражаться расходы:
- жилищно-коммунального хозяйства;
- пошивочных и других мастерских бытового обслуживания;
- столовых и буфетов;
- детских дошкольных учреждений;
- домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения;
- научно-исследовательских и конструкторских подразделений.
По правилам бухгалтерского учета затраты отражаются на счете 29, если деятельность этих объектов не связана с производством продукции (выполнением работ или оказанием услуг), ради которого создавалась организация. Следовательно, в большинстве случаев расходы по столовым, буфетам, мастерским бытового обслуживания и т. п. подразделениям будут относиться в бухгалтерском учете к затратам обслуживающих хозяйств. В НК РФ также приведен открытый перечень таких хозяйств. Поэтому налоговая инспекция может требовать учитывать затраты по этим объектам в целях налогообложения по правилам, которые установлены для обслуживающих хозяйств.
Если организация не является градообразующей, то нужно сравнить отдельные ее показатели и условия, в которых она работает, с данными по предприятиям, для которых такая деятельность является основной. Убыток от обслуживающих хозяйств признается в целях налогообложения при одновременном соблюдении трех требований:
- цены на услуги должны соответствовать стоимости аналогичных услуг у специализированных организаций;
- расходы по содержанию обслуживающих хозяйств не могут превышать обычные затраты по аналогичным объектам у специализированных организаций;
- условия оказания услуг равны или близки к тем, в которых работают специализированные организации.
Если не выполняется хотя бы одно из этих требований, то убыток не учитывается в целях налогообложения. Однако организация может уменьшать на его сумму прибыль, которая будет получена от обслуживающих хозяйств в течение десяти лет. Таким образом, на сумму этого убытка нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль, которая получена от реализации остальных товаров (работ, услуг) и внереализационных операций.

Обратим внимание, что из текста статьи 264 НК РФ нельзя сделать однозначный вывод о том, в каком случае убыток может быть перенесен на десять лет. С одной стороны, уместно говорить о переносе убытка, если он признан, то есть при выполнении всех трех требований сопоставимости услуг. При этом организация сможет учесть убытки обслуживающих хозяйств только в будущем, если получит прибыль от использования этих объектов. Поскольку обычно обслуживающие хозяйства являются стабильно убыточными, то сделать это практически невозможно.
С другой стороны, можно сделать вывод о переносе убытка при невыполнении указанных требований. При этом если доказываются условия сопоставимости услуг, то организация может полностью учесть убыток в текущем отчетном периоде. Отметим, что в письме Минфина России от 11.03.2002 № 04-02-04/33 говорится о переносе убытка на срок до десяти лет, в случае если не выполняются условия сопоставимости. Кроме того, такой подход четко указан в тексте изменений к главе 25 НК РФ, которые сейчас рассматриваются Государственной Думой.
По нашему мнению, если соблюдаются приведенные выше требования, то организация вправе на сумму убытков уменьшить налогооблагаемую прибыль того отчетного (налогового) периода, в котором он получен. В противном случае на этот убыток можно уменьшить прибыль от деятельности обслуживающих хозяйств в течение десяти лет.

Отметим, что доказать условия сопоставимости услуг будет весьма сложно. Приведем перечень вопросов и проблем, которые надо решить для доказательства сопоставимости.

№ п/п
Вопросы и проблемы
Примечания
1
Должна быть специализированная организации, которая оказывает услуги с использованием объектов обслуживающих хозяйств.
В НК РФ не установлено, на какой территории должна вести деятельность эта организация. По нашему мнению, она должна работать в том же городе (поселке), что и предприятие.
2
Услуги с использованием объектов обслуживающих хозяйств должны быть основным видом деятельности для специализированной организации.
Нужно получить документальное подтверждение основного вида деятельности специализированной организации. Например, это можно сделать на основании кодов ОКОНХ.
3
Необходимо получить у специализированной организации или в местной администрации расценки на услуги.
В НК РФ не указано, что понимается под соответствием стоимости услуг. По нашему мнению, цены на услуги обслуживающих хозяйств должны быть равны стоимости услуг, которые оказывают специализированные организации.
4
Нужно получить данные об обычных расходах специализированных организаций по отдельным объектам обслуживающих хозяйств.
По нашему мнению, необходимо сравнивать удельные затраты. Например, расходы на квадратный метр площади жилфонда, койко-место и т. п.Отметим, что если у предприятия расходы больше, чем у специализированной организации, то убытки вообще не могут учитываться при налогообложении, так как предприятие не выполняет требование о сопоставимости.Могут возникать споры о том, какие расходы являются "обычными".
5
Необходимо подтвердить близость условий, в которых оказывает услуги предприятие и специализированная организация.
В НК РФ не содержится ни одного критерия оценки "близости" условий. Под этим может пониматься состояние жилфонда, детских садов и т. д.Для подтверждения этого условия у бухгалтера и налогового инспектора как правило не имеется соответствующих профессиональных знаний. Поэтому мы рекомендуем получить в местной администрации заключение о близости условий, в которых работает предприятие и специализированная организация.

На основании приведенного анализа можно сделать вывод, что соответствовать всем трем требованиям для учета убытка обслуживающих хозяйств в целях налогообложения крайне сложно.

Пример 1
ОАО "Комбинат № 3" содержит на своем балансе жилфонд и санаторий. За шесть месяцев 2002 года у этой организации показатели деятельности, включая обслуживающие хозяйства, составили:
- доходы от реализации - 10 000 000 рублей;
- расходы на производство и реализацию - 8 500 000 рублей;
- внереализационные доходы - 500 000 рублей.
При этом выручка от реализации услуг по обслуживающим хозяйствам составила:
- по жилфонду - 200 000 рублей;
- по санаторию - 100 000 рублей.
Расходы по этим объектам за шесть месяцев 2002 году равны:
- по жилфонду - 1 000 000 рублей;
- по санаторию - 80 000 рублей.
Таким образом, убыток по обслуживающим хозяйствам у ОАО "Комбинат № 3" составил:
(1 000 000 рублей - 200 000 рублей) + (80 000 рублей - 100 000 рублей) = 780 000 рублей.
За шесть месяцев 2002 года прибыль ОАО "Комбинат № 3" составит:
10 000 000 рублей + 500 000 рублей - 8 500 000 рублей = 2 000 000 рублей.
Услуги, которые оказывает ОАО "Комбинат № 3" не соответствуют услугам специализированной организации. Поэтому в целях налогообложения прибыли нельзя учесть полученный убыток (780 000 рублей).
Следовательно, налогооблагаемая прибыль ОАО "Комбинат № 3" за шесть месяцев 2002 года будет равна:
2 000 000 рублей + 780 000 рублей = 2 780 000 рублей.

Расходы у градообразующей организации
Организация, которая является градообразующей, вправе учесть при налогообложении расходы на содержание обслуживающих хозяйств. Однако если они превышают нормативы на содержание аналогичных хозяйств, то в целях исчисления налога на прибыль расходы признаются только в пределах норм. Эти нормативы утверждаются администрацией района или города, в котором находится организация. Отметим, что сверхлимитный размер расходов не учитывается при налогообложении в соответствии с пунктом 13 статьи 270 НК РФ.
Возможна ситуация, когда местная администрация не утверждает такие нормативы. При этом организация может применить порядок определения расходов на содержание обслуживающих хозяйств, который действует для аналогичных объектов. Они должны находиться на территории того же города (района) и быть подведомственными той же администрации. По нашему мнению, из этих норм НК РФ нельзя сделать вывод, что определять расходы организации надо в пределах затрат по содержанию аналогичных объектов.
Для градообразующих организаций в статье 264 НК РФ приведен другой перечень обслуживающих хозяйств, по которым можно учесть расходы в целях налогообложения. К таким объектам относятся:
- жилищный фонд;
- учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта;
- детские дошкольные учреждения;
- детские лагеря отдыха;
- дома и общежития для приезжих;
- дома престарелых и инвалидов.
Отметим, что вышеперечисленные объекты полностью соответствуют тем, которые определены в подпункте "б" пункта 1 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Поэтому градообразующие организации могут учитывать расходы обслуживающих хозяйств по тем же объектам, что и до 1 января 2002 года.

Пример 2
ОАО "Промконструкция" имеет статус градообразующей организации. На ее балансе находится жилфонд и поликлиника.
За шесть месяцев 2002 года фактические затраты на содержание этих объектов составили:
- по жилфонду - 600 000 рублей;
- по поликлинике - 400 000 рублей.
Согласно нормативам, которые утверждены местной администрацией, затраты ОАО "Промконструкция" за шесть месяцев должны составлять:
- по жилфонду - 500 000 рублей;
- по поликлинике - 450 000 рублей.
В целях налогообложения организация может учесть фактические расходы по поликлинике (400 000 рублей) и затраты по жилфонду в пределах норматива (500 000 рублей). Общая сумма расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль за шесть месяцев 2002 года, составит:
400 000 рублей + 500 000 рублей = 900 000 рублей.
Расходы на содержание жилфонда в сумме 100 000 рублей (600 000 - 500 000) при налогообложении не учитываются.

А.С. Богословский, эксперт АГ "РАДА"
Материал предоставлен