Ян гус значение в истории. Ян гусс краткая биография и интересные факты

"Я выбираю не между жизнью и смертью, а между правдой и ложью." - Ян Гус

Ян Гус (чеш. Jan Hus [ˈjan ˈɦus]; 1369, Гусинец, Богемия - 6 июля 1415, Констанц, Баден) - национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419-1434).

Проповедник

Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 г. получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно он начал и проповедническую деятельность.

С 1401 года Гус читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. Хотя он критиковал церковь, он считал себя верным её членом, вскрывающим недостатки людей и служащим во благо церкви.

Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Виклифа. Под влияние идей Виклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).

В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Виклифа, среди сторонников Виклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседании синода. Сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса.

В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые позже отказались от своих убеждений.

В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.

В 1411 году архиепископ Збинек прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Збинек бежал в Венгрию. Он умер в дороге 28 октября 1411.

Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в Южную Чехию (вначале в замок Козий-Градек, а затем в Краковец), где шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.

Осуждение и казнь

В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 г. он стал королем Чехии и был вовлечен в опустошительные Гуситские войны. Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был предан констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

8 мая 1415 года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил.

В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!». Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.

Наследие

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, между его последователями (гуситы) и католиками. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась. Небольшая часть таборитов и наиболее радикальных чашников, под покровительством архиепископа Рокицаны, объединились в общины чешских братьев, существующие до сих пор.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в 1915. Кроме того, в 1918 г. возникла Чехословацкая гуситская церковь, имеющая в настоящий момент около 100 000 сторонников и поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью.

Ян Гус оставил обширное литературное наследие, внёс большой вклад в разработку литературного средневекового чешского языка и кодификацию чешской орфографии.

Память

В центре Праги ему установлен памятник. В ряде городов Чехии улицы носят его имя. Улицы его имени можно также встретить и в России (например, в г. Рыбинск). В Чехии и Словакии ежегодно 6 июля по всей стране зажигают костры в память о Яне Гусе. Тарас Шевченко написал о нём поэму "Еретик".

Видео

Война за веру: Магистр - Jan Hus (1954)

Из школьного курса истории,наверняка, все помнят понятие Гусисткие войны, где фигурировало имя Яна Гуса - известного героя-идеолога Реформации.
Ян Гус (Jan Hus) родилсе в 1369 году в городе Гусинец, Южная Чехия. Нужно сказать, что не зря ему присвоили такие почетные звания, как национальный герой, мыслитель, идеолог Реформации, потому как Гус был очень умён. В 1396 году он закончил Пражский университет со степенью магистра искусств, после чего продолжил работу, читая лекции. Спустя четыре года, в 1400 году, Ян Гус приняв священство и стал деканом факультета философии. Паралельно началась и проповедческая деятельность, которая повлияла на дальнейшие события.

Так, в 1401 году он начал читать проповеди в костеле Святого Михаила, а уже через год он занял должность настоятеля и проведника в частной Вифлеемской часовне в Старом городе Праги, где он читал проповеди, на которые собиралось до 3000 человек. Ян Гус в своих речах затрагивал не только проблемы повседневной жизни, но и настойчиво критиковал бюргеров, феодалов и клир. Несмотря на то, что в его речи можно было услышать негативный отзыв о церкви, Гус относил себя к церковнику, который не только вскрывал недостатки людей, но и служил на благо церкви.

Интересно, что когда произошел раскол в римско-католической церкви, Гус, под влиянием трудов английского реформатора Джона Виклифа, сохранял нейтралитет, поэтому в своих проповедях высказывал мнение, координально отличавшееся от официальной политики Католической церкви.

Если заглянуть в Википедию и посмотреть что проповедовал Гус, то можно увидеть следующие его мнения:

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.


Ян Гус считал справедливыми свои суждения, поэтому старался донести их до каждого. Таким образом, по его приказу стены Вифлеемской часовни были расписаны рисунками, где можно было увидеть наглядное подтверждение его учениям; Гус сочинил несколько песен, которые сразу же стали известными в народе, а после провел реформу чешского правописания, которая способствовала пониманию книг среди простонародья.


Имя Яна Гуса широко известно и в мире филологии. Именно он стал автором труда "Чешская орфография", где он смог сделать невозможное - каждый звук передать отдельное буквой, разработав диакритические знаки.

После проведения дискуссии об учениях Виклифа, где участвавали его сторонники - архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить, и, другие лица, было оказано сильное влияние духовенства, что заставило главу католической церки отказаться от поддержки Гуса.
В этот же промежуток времени были арестованы и обвинены в ереси друзья - сторонники Яна Гуса - Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые в дальнейшем отказались от прежних убеждений.

В 1409 году папа Римский издал буллу - средневековый папский документ со свинцовой печатью, в котором был отдан приказ архиепископу предпринять карательные действия против Яна Гуса. Таким образом, все проповеди Гуса были под запретом, все книги, намекавшие на реформу были собраны и сожжены.
Несмотря на решение папы, власти были на стороне национального героя чешского народа, что поспособствовало росту его влияния среди горожан. Осенью 1409 года были запрещены проповеди в частных церквях, в том числе и в Вифлеемской часовне. Ян гус отказался выполнять приказ и подал аппеляцию к Христу.

В 1411 году Яна Гуса обвинил в ереси архиепископ Збинек, что в последствии бросило тень на университет и короля Вацлава IV, поддерживавшего реформатора. Такое обвинение оскорбило короля и он издал указ, конфисковать все владения представителей церкви, которые придерживались мнения Збинека. Архиепископу пришлось бежать в Венгрию, где он скончался в пути 28 октября 1411 года.

В 1412 году началась продажа индульгенций антипапой Ионанном XXIII с целью организации похода против другого антипапы Александра V. После того, как Ян Гус выскаказал свое мнение, которое было против индульгенций и против права иерархов сражаться, антипапа Иоанн наложил на Яна Гуса интердикт- запрет на все церковные действия и требы. Чтобы интердикт не распространился на всю Прагу, Ян Гус переехал в Южную Чехию, в город Краковец, где дворянство не подчинялось решениям папы. Собственно, в Краковце, Ян Гус и продолжил открытую критику как церковной так и светской власти.

В 1414 году в городе Констанце проходил XVI вселенский собор, который преследовал одну цель прекратить Папский раскол. На него был вызван Ян Гус, который был под личной охраной императора австрийского Сигизмунда. После прибытия Гуса в город, выяснилось, что император вместо нужной грамоты вручил ему самую обычную подорожную грамоту. Яну гусу предъявили обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета, после ченр арестовали и заключили в одной из комнат дворца, где проходил Констанцский собор.

Некоторые сторонники Гуса пытались напомнить Сигизмунду о данном обещании защитить Гуса, но он отказался от своих слов и не вмешался в ход событий.
На допросах Ян Гус долгое время не давал никаких показаний, пока ему не зачитали смертный приговор, который могли привести в исполнение в любое время, если тот не станет защищаться. После побега Иоанна XXIII в связи с требованием собора отречься от престола, Гус был передан под содержание констансткого архиепископа, посадившего Яна на хлеб с водой.

8 мая 1415 года Сигизмунду была отправлена петиция от моравской шляхты, в которой было излождено требование освободить Яна Гуса и дать ему высказаться на соборе. 12 мая этого же года такой же протест был выскащан сеймом Чехии и Моравии, а затем чешским и польским дврянством, находившимся в Констанце.
Сигизмунду не оставалось ничего, кроме как организовать слушание дела Яна Гуса на соборе, которое длилось с 5-8 июня. По окончанию слушания, Яну Гусу был вынесен смертный приговор, который мог быть отклонен, если бы Гус отрекся от своих убеждений. Стоит лишь прочесть одну фразу Яна Гуса, чтобы понять, почему он не отрекался от своих убеждений, которая гласит так: "Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил."
По окончанию суда, Ян Гус снова апелировал к Христу.


После того, как Гус отправил окончательное письменное послание собору об отказе отрекаться от убеждений 1 июля 1415 года, через 5 дней смертный приговор был приведен в действие - Ян гус был сожжен на костре.

Говорят, что перед смертью, когда старушка, подложила хворосту в костер, Ян воскликнул: "О, святая простота!". Так же легенда гласит и о пророчестве, которое предсказывало появление великого реформатора, чьи труды будут услышаны (Мартина Лютера). Перед смертью он сказал "-Я-то - Гусь, а за мной придет Лебедь!"
После казни Гуса, таким же образом был казнен один из его сподвижников Иероним Пражский.

Казнь Яна Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, которые не принесли в коненом счете стране Реформации.

В Чехии Яна Гуса чтят, как борца за национальную самобытность против немцев. Здесь установлены памятники, музеи и улицы, где фигурирует его имя.


К примеру, в 1915 году, к 500-летней годовщине казни, на Староместкой площади Праги был установлен Памятник Яну Гусу. Кроме того, в 1918 году была основана Чехословацкая гуситская церковь,поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью, на сегодняшний день имеющая около 100 000 сторонников

О Яне Гусе напоминает обширное литературное наследие, вклад в развитие чешского языка и орфографию.

Каждый год, 6 июля в городах Чехии и Словакии зажигают костры, чтобы почтить память национального героя.

Люблю перечитывать биографии великих деятелей мировой истории. Сегодня решила углубится в историю Яна Гуса. Всегда хочется понять ключевые принципы, заглянуть в душу и услышать самое главное, все то что создавало самого человека и меняло окружающий мир. Ян Гус был и является символом веры и любви, борьбы и верности.

Если рассмотреть жизнь Яна Гуса с трех сторон, то получим ответы на ключевые вопросы:

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония.

Ян Гус имеет богатую событиями биографию, и очень хотелось уйти от формальных фраз: родился, учился, проповедовал, умер.

История Яна Гуса

История Яна Гуса берет начало в бедной семье поселка Гусинец в 1372г. Большую роль в становлении личности будущего реформатора сыграла его мать, когда отвезла его в другой город – Прахатице в 13 лет для учебы. Дальше в 1386 году Ян Гус едет в Прагу и в 1390 становится там студентом одного из университетов.

Существует много поверий и легенд, создающих мифический образ Гуса. На самом деле – это был обычных мальчик, который озорничал, как и другие дети, а в свое время даже участвовал в проведении комической мессы. Студентом же он пел в церковном хоре.

Во время учебы Ян Гус увлекся трудами Джона Уиклифа, который первым раскрывал церковную лож папского правления. Он с радостью обсуждал новые идеи с друзьями поздними вечерами вплоть до утра при огне свечи. Дальше все было по нарастающей, Гус уже сам читал лекции для студентов каждый день, и подходит к этому делу с любовью друга и сердцем наставника. В этот период он нашел себя друзей до конца жизни.

В 1402 году начинается самый важный период жизни Яна Гуса – он становится пастором Вифлеемской церкви. Его ответственное отношение и желание донести истину народу были отражены во всем, он совмещал работу с преподаванием в университете и набирал обороты в своих трудах.

Гус понимал потребность народа в слушании истины и истины на родном чешском языке. Ян Гус имел мудрость и знал, как достучатся до человеческих душ. Он использовал картины со сводов в церкви для доходчивого донесения информации. В его соборе на стенах были переданы роскошь Папских нарядов в противовес скромность Христа. Его послание заключалось в том, что наивысшим приобретением человека является абсолютная любовь к Богу. В доказательство любви к людям Гус строил дома для бедных семей и студентов. Он считал, что наибольшая потребность человека есть абсолютная любовь к Богу. Благодаря своей искренности, посвященности Богу и людям, Гус имел очень большой успех в своих проповедях.

– Вифлеемскую церковь до Яна Гуса возглавлял Милич, один из реформаторов, который привел к покаянию порядка 200 проституток, построил им дом и сам умер во время выяснений обстоятельств по обвинениям в его деятельности.

историческая личность Ян Жижка, ставший лидером гусинов (радикально настроенных последователей Гуса) – прежде был телохранителем жены короля Вацлава, Софии, которая имела дружеские отношения с Гусом и часто посещала его служения.

– Папа – Иоанн Павел II в 1999 году просил прощение за смерть Яна Гуса пред всеми народами, тем самым признавая истинность учения реформатора.

Цитаты:

«Истина все побеждает»

«Поэтому, верный христианин, ищи истину, слушай истину, изучай истину, говори истину, придерживайся истины, защищай истину даже перед лицом смерти; ибо истина избавит тебя от греха, дьявола, духовной смерти и наконец, от вечной смерти»

«Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».

«Не „хлеб мой насущный “, а „хлеб наш насущный “говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».


Борьба Яна Гуса

Основное видение Гуса было отстаивание истины и ее непогрешимости в Слове Божьем и выступление против надмерной роскоши духовенства, зарабатывание индульгенциями, ведение войн, аморальности и прочее. Он непоколебимо, а порой и резко высказывался в адрес традиций католической церкви. Гус делал ударение на внутренним мире и том что за модель управления церковью необходимо взять пример из прежних веков. Это высвечивало все острые углы- заблуждения в церкви того времени и открывало простому народу видение надежды и истины. Он заботливо и с любовью вел прихожан к искреннему глубокому покаянию не зависимо от присутствия священника рядом и учил покорятся священству, не смотря на должность, а только глядя на его нравственность. Сейчас нам не понятно уже как можно иначе, а тогда Ян Гус стремился дать возможность людям читать Библию на своем родном языке. Он был для паствы искренним мудрым учителем.

Католическая церковь не могла мирится с происходящим поэтому засылала своих шпионов для сбора информации во время служения – Гус всегда видел таковых и резко высмеивал. Гус был отлучен от церкви несколько раз всеми 4мя способами.

В дальнейшем, король Вацлав – понимая, что теряет источник дохода яростно выступал против реформатора. Гусу приходится скрываться. В 1412 году он проживал в окрестностях Праги, но никто не знал, где. Здесь он продолжал трудится – писал письма своим последователям. Один из его трудов называется «О церкви».

Два короля – брата Сигизмунд и Вацлав устроили заговор против реформатора – пригласили на очередной собор в 1414 г. Друзья Гуса отговаривали, но он, получив гарантии от правителей поехал защищать истинность своих верований. Первоначально поездка была возможностью обратится к народу еще раз, потому что его встречали толпы с большой радостью. Позднее Гус был арестован, болел в тюрьме и чуть не умер. Ему не дали возможности свободно защищать свои работы, а бывший близкий друг Палец выдвинул ложные обвинения. Ключевая позиция Яна Гуса такова, что если кто-то найдет истину в Слове и донесет неправоту взглядов Гуса в отношении к Библии –то реформатор принял бы исправление, но такого доказательства не последовало.

Гус болел, в тюрьме постоянно склонялся духовенством к отречению от своих учений, но на все подобные предложения только утверждал истину Библии в учениях. Король Сигизмунд выдал реформатора на казнь, если учесть, что ранее он был благосклонен к Гусу, то новость в двойне ранила душу. Суд длился несколько месяцев.

Прощение

Даже с бывшим близким другом, а теперь предателем Палец – служителем церкви – Ян Гус поступил милосердно, простив и дойдя в разговоре до слез. С королем Сигизмундом ситуация имела туже цель – прощение и достигла своего, проникла в само сердце.

На последнем суде 6 июля 1415 г. услышав обвинения в следовании учению Уиклифа, он произнес: «Господь мой, Иисус Христос, я умоляю Тебя, что бы ты простил всех моих врагов ради Твоей великой милости».

В последний день, при прохождение всей процессии на место казни – Ян Гус еще раз опустился на колени и произнес: «Бог мне свидетель, я то главной целью моей проповеди, а так же всех моих действий и писаний было стремление отвратить людей от греха. И в свете той евангельской истины, о которой я писал, которой учил и которую проповедовал в соответствии с учением и толкованием святых докторов, я с радостью приму сметь сегодня.»

Яна Гуса сожгли живьем, с его уст слетали последние слова, слова гимна и молитвы, а Бог принимал душу мученика, который не постыдился Его даже до смерти.

Если ответить на главные вопросы, то:

– Плод при жизни

Это истина, донесенная в массы, начало реформации, пример искренности и веры для всех поколений, любовь, которая жила и действовала по отношению к народу

– Плод после жизни

Возможность учится из примера жизни, истине, донесенной в трудах

– Личная жизнь/ внутренняя гармония

Тот, кто может простить на пороге смерти предателей, однозначно говорит всем своим существом, что живет в Боге и Он в нем, исполняя величайший закон любви.

Эта история всколыхнула в сердце много эмоций… Явно понимаешь, что перед тобой личность, которая знала куда идти, и Божьи цели всегда ставила выше своих. Кто познает истину, тот будет свободен (Иоанна 8.32). Тот, кто отдает себя Богу и Его делу, не будет забыт. Только Бог дает любовь и силу, жизнь Яна Гуса тому яркий пример.

Подготовила Мила Медведь

Инквизиторские костры не обошли стороной тихую Чехию. Любой, кто решится открыто высказать недовольство римской церковью, мог в одночасье превратиться в еретика и заживо сгореть в их пламени. Ян Гус – проповедник и глава Пражского университета, смеялся в лицо своим палачам, даже когда его полностью охватило пламя. Но Папа Римский всё же извинился перед Яном Гусом. Жаль, что его извинения запоздали на 5 веков и не были услышаны.

6 июля 1415 года на главной площади небольшого немецкого городка Констанц полыхал огромный костёр. Площадь не могла вместить огромную толпу людей, желающих посмотреть, как будет корчиться от боли «еретик» Ян Гус. Какие мысли будоражили их умы? Сочувствовали они или проклинали известного на всю Чехию реформатора? О чём думала благочестивая старушка, которая, поднося вязанку хвороста к разгорающемуся костру, услышала в свой адрес слова: «О! Святая простота!», - прозвучавшие из уст улыбающегося смертника? Кто-то негодовал. Кто-то радовался: «Еще один еретик будет наказан по заслугам!».

В деревне Хлистов недалеко от Гусинца до сих пор каждый может показать древнюю липу, под которой Ян Гус читал свои проповеди. Дереву уже почти 700 лет.

Чем же, какими поступками заслужил Ян Гус такого противоречивого отношения к себе? Какие крамольные идеи привели его на костер? За что сожгли Яна Гуса?

На эти вопросы можно найти ответ лишь тогда, когда постараешься узнать как жил этот человек, во что верил, что проповедовал. Жизненный путь, который прошел Ян Гус, был непростым, но ярким и интересным. В его биографии очень много белых пятен, но всё же … - постараемся выяснить, почему же всё-таки жизнь Яна Гуса прервалась на судном костре.

Нам, к сожалению, даже точно неизвестно, когда родился Ян Гус. Предположительно – между 1369 и 1371 годами. Его родители были простыми крестьянами. По сведениям, почерпнутым из разрозненных, отрывочных , известно, что отца звали Михаил, а мать (имя неизвестно) славилась своей набожностью и богобоязненностью. Также известно, что местом рождения Яна Гуса было небольшое селение под названием Гусинец. Кстати, на карте современной Чехии имеются два старинных селения с таким названием: одно – недалеко от Праги , другое – возле городка Прахатице. И они до сих пор оспаривают друг и друга почетное право называться родиной Яна Гуса.

Немного повзрослев, юный Ян отправляется в Прагу . Столица манила его знаниями. Он сумел-таки поступить на учебу в знаменитый Пражский университет. Голод, нищенское существование не казались ему преградой на пути обучения. Он пел в церковном хоре, прислуживал в многочисленных церквушках и храмах. Заработанных средств едва-едва хватало на то, чтобы не умереть с голоду. Может ли современным студентам прийти в голову лепить из мякиша хлеба ложечки, чтобы есть ими гороховую похлебку? Ян Гус вспоминал, что это помогало ему растянуть удовольствие от еды, подольше наслаждаться вкусом хлеба.

Вскоре, с отличием окончив низшие ступени обучения, Ян Гус становится слушателем факультета свободных искусств в том же Пражском университете. В 1393 году он становится бакалавром богословия, а еще через несколько лет, в 1396 году получает степень магистра свободных искусств.

Профессора, которые читали им лекции, считали Яна Гуса посредственным и бесперспективным учеником. Но это не помешало ему по окончании обучения стать преподавателем в своей альма-матер. Специальностью его, конечно же, стало богословие. А затем – должность декана. А немного позднее – должность ректора.

Как же стало возможным то, что простой паренек из бедной крестьянской семьи возглавил один из самых известных и уважаемых университетов Европы? Ответ на этот вопрос кроется, прежде всего, в честолюбии и целеустремленности Яна Гуса. Если уж цель поставлена – то к ней нужно стремиться во что бы то ни стало!

Параллельно с ректорскими обязанностями Ян Гус читал проповеди в Вифлеемской церкви. Именно в то время (1409-1410-е годы) ему довелось ознакомиться с книгами Джона Уитклифа – знаменитого английского реформатора, даже имя которого в Чехии находилось под запретом. Его взгляды пришлись по душе Яну Гусу. В своих проповедях, на которые всегда собиралось не менее 3 тысяч человек, он открыто, во всеуслышание осуждал нравы духовенства, называл их развратными. «Единственным источником веры, - говорил Ян Гус, - можно считать только Священное Писание». Он внушал мысль о том, что продажа церковных должностей, плата, взимаемая церковью за таинства, - противоречит Священному Писанию. А так как «власть, открыто нарушающая Заповеди Бога, не может быть признана им». Таким образом, Ян Гус открыто высказывал весьма крамольную мысль: Церковь и духовенство – это одно, а Бог и вера – совсем другое.

Примечателен тот факт, что, с одной стороны осуждая Церковь, Ян Гус с другой стороны причислял себя к ней, назвал себя её членом и служителем.

Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа.

Ян Гус умел убеждать. Говорил доходчиво и пламенно. Его слушали с интересом. Проникались его идеями. Впитывали их в себя. Да и как простым людям – ремесленникам, торговцам, крестьянам – можно было не верить проповеднику, вещающему с церковного алтаря?

«Не нужно слепо подчиняться церкви, нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

«Берегитесь, хищники, обдирающие бедняков, убийцы, злодеи, не признающие ничего святого!»

«Не «хлеб мой насущный», а «хлеб наш насущный» говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».

«Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор».

Как, по вашему мнению, должна была отреагировать официальная церковь на подобные высказывании?

Первым выступил против инакомысленника архиепископ Пражский, резко осудив его позицию и идеи. Он не побоялся даже того, что Яну Гусу благоволил сам король. В 1410 году на проповедническую деятельность Яна Гуса был наложен строжайший церковный запрет. Затем его вызвали «на аудиенцию» к архиепископу. Предстоял строгий допрос, расследования. Но всё обошлось. Пока. До поры. В защиту Яна Гуса выступили простые люди, многие знатные особы, преподаватели и студенты возглавляемого им университета и даже королевская чета Богемии заступилась за «заблудшего». В Ватикан – резиденцию Папы – потекли письма с просьбами позволить Яну Гусу и дальше занимать сан проповедника.

Но Папа и Ватикан были непреклонны! Особая Папская Булла (указ) провозгласила отречение Яна Гуса от церкви и объявила его еретиком, преступившим церковные законы. Город, в котором Яну Гусу будет предоставлен кров и еда, будет наказан, в нем будет запрещено совершать церковные богослужения, гласил указ Папы Римского.

В окрестностях Гусинца есть Гусова скала в долине реки Бланице. Когда юный Гус учился в Прахатице, отдыхать и читать он приходил к этой каменной глыбе, опираясь на нее. Так на камне отпечатался след от головы Мастера. Проверить легенду сейчас уже невозможно: кто-то уничтожил след на скале.

Видимо, сильно задели идеи Яна Гуса папскую церковь, потому что сразу же после первого указа появился второй, в котором Прага , как город, укрывающий еретика, отлученного от церкви, тоже будет лишен церковного благословения.

Яну Гусу, от которого всё же отвернулись влиятельные покровители, пришлось покинуть Прагу .

Долгих два года ему пришлось странствовать по западным и южным областям Чехии. Но и в скитаниях он не оставил свои идеи о необходимости реформирования Церкви. Вдали от дома Ян Гус даже написал свой знаменитый трактат «О Церкви», в котором изложил основную суть своих мыслей. Если кратко, то сводились они к следующим постулатам: порядки и организация официальной Церкви неправильны. Их нужно в корне менять. Особо критиковалось влияние Папы Римского и то положение, которое он занимал в церковной иерархии. Крайне негативно Ян Гус относился к практике продажи индульгенций (отпущение грехов) за деньги и стремлению Церкви и духовенства к накоплению богатств. «Миряне причащаются одним хлебом, а священнослужители получают еще и вино», - писал Ян Гус в своем трактате.

Этот трактат переполнил окончательно чашу терпения церковных властей. В 1414 году еретика и смутьяна Яна Гуса вызвали на Церковный Собор в немецкий городок под названием Констанц. На время путешествия ему была выдана особая охранная грамота, позволяющая беспрепятственно добраться до назначенного места. Но в Констанце его так и не дождались в назначенный срок. Лишь спустя два с лишним месяца Яна Гуса разыскали – он томился в темнице Готлибен. Охранная грамота не смогла спасти его от заключения.

Когда непокорного проповедника доставили все-таки в Констанц, ему пришлось предстать перед суровым церковным судом. Яну Гусу была предоставлена последняя возможность отречься от своих еретических и «не богоугодных» воззрений. Но в ответ, выслушав все обвинения, он лишь пожал плечами: «Моей совести противоречит отрекаться от фраз, которых я никогда не произносил».

Рассказывают, что во время бури Ян Гус, шедший из школы домой, спрятался под скалой. Молния ударила в можжевельник, растущий у скалы, и тот заполыхал. Мать Яна обнаружила его созерцающим горящий куст. Он показал матери на куст и сказал: «Видишь, так и я в огне покину этот мир».

На многочисленных допросах Ян Гус молчал, никак не старался оправдать себя. Он искренне верил в свои убеждения и не хотел, чтобы люди перестали верить ему, узнав, что он их предал, испугавшись смертной казни.

Даже после того, как суд вынес окончательный вердикт о смертном приговоре «еретику», архиепископы и сам король Сигизмунд, самолично и не раз, приходили к нему в камеру, просили все-таки подписать отречение. Но Ян Гус был стоек и непреклонен.

И вот, 6 июля 1415 года на главной площади Констанца начали разгораться первые языки пламени, всё ближе подбираясь к привязанному к столбу Яну Гусу. Обращаясь к собравшейся толпе, он запел: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!». Услышав угрозы стражников, приговоренный со смехом воскликнул: «Я-то Гусь! Но за мной прилетит Лебедь!». Эти слова прозвучали как предупреждение.

И действительно, через сто лет идеи Яна Гуса поддержал и развил другой реформатор – Мартин Лютер. Уж его-то, как и предсказывал Ян Гус, не смогли связать, заткнуть рот и бросить в костер.

А пока … пока горел костер, пожирая уже бездыханное тело Яна Гуса, в пламя был брошен и главный труд его жизни – Библия, переведенная на чешский язык.

Почему вместе с Яном Гусом сожгли и Библию? Ведь это – священная книга. Но и она была для Римской Церкви таким же «еретиком», как и её автор. Папе и Церкви было совсем невыгодно и неприемлемо, чтобы богослужения в чешских церквях проводились на родном языке. Они понимали, что язык и слова – это оружие, которое обернется против их могущества. Прочитав Библию на простом доступном родном языке, простые люди, да и знать, могли понять, насколько далеки указы и постановления Папы Римского от Божьих заветов. Но рукописи, как известно, не горят. Пусть на столетие позже, но чешский народ получил возможность изучать Библию, переведенную на чешский язык.

Прах первого чешского реформатора был развеян над водами Рейна. Но его идеи не умерли вместе с ним! Известие о казни Яна Гуса в течение нескольких дней разлетелось по всей Чехии. Волна возмущения и негодования всколыхнула тихие чешские села и города. В адрес Церковного Собора был направлен Протест, под которым поставили подпись более полутысячи богатых и знатных семейств чешского дворянства. А простые крестьяне и городская беднота стали собираться в вооруженные отряды и уходить в леса. Национальное самосознание, которое сумел разбудить Ян Гус, стало основной причиной начала новой эпохи в истории Чехии – эпохи Гуситских войн. У этой эпохи был, конечно, свой герой – одноглазый Ян Жижка родом из Троцнова. Но память о Яне Гусе чешский народ сохранит на долгие века.

В 1999 году, спустя пять веков со дня казни Яна Гуса, в Ватикане состоялся международный симпозиум. Он стал примечателен тем, что Римский Папа Иоанн Павел II публично признал необоснованность обвинений, выдвинутых против Яна Гуса. Также Папа высказал сожаление от имени церкви по поводу его казни и мученической смерти.

Хотя Ян Гус и обвинял публично представителей духовенства и знати в различных грехах (прелюбодеяния, разврат, стремление к наживе и тому подобное), он сам жил далеко не как аскет. Ко всему прочему, в пору своей студенческой молодости, обучаясь богословию, Ян Гус был частым гостем общественных бань, которые в то время слыли местом греховных плотских утех.

Портретные изображения, по которым мы можем составить для себя представление внешности Яна Гуса, относятся к XIX веку, когда в большинстве стран процветал романтизм. На большинстве картин внешность Яна Гуса идеализирована и напоминает в чем-то облик Иисуса Христа: тот же овал лица, такая же борода, волосы. Но на самом деле исторические , в том числе и собственные записи Яна Гуса, рисуют совершенно другую картину: толстого, лысого и безбородого человека.

Интересен и тот факт, что вскоре после сожжения Яна Гуса и его Библии, костру были преданы и останки идейного вдохновителя Яна Гуса – Джона Уитклифа. Английскому реформатору посчастливилось скончаться в своей постели, он был погребен в соответствии с христианскими обычаями. Ватиканская церковь уже посмертно объявила Уитклифа вероотступником. Его останки были вынуты из могилы и принародно сожжены.

Папа Римский Иоанн Павел II, признав Яна Гуса мучеником, всё-таки отказался от идеи причислить его к лику святых. Мотивировал свой отказ он тем, что Ян Гус разделял идеи вероотступника Джона Уитклифа.

6 июля 1915 года в Праге на Староместкой площади состоялась официальная церемония открытия памятника Яну Гусу. Автором памятника является Ладислав Шалоун – известный в то время чешский скульптор. Памятник представляет из себя Яна Гуса, гордо стоящего на инквизиторском костре. К сожалению, на сегодняшний день памятник находится на реконструкции.

Ян Гус (1369-1415) – национальный герой Чехии, проповедник, священник, мыслитель, работал на должности ректора Пражского университета. Его сожгли на костре вместе со всеми трудами, такая казнь послужила предпосылкой для начала военных действий, которые вели последователи Яна Гуса, в истории они получили название «гуситские войны».

Детство

Период Средневековья всё-таки далёк от нас, чтобы можно было с точностью узнать, когда именно родился Ян Гус. По одним источникам он появился на свет в 1369 году, по другим – в 1371 году. Это произошло в маленьком местечке Гусинец, расположенном на юге Чехии. В те времена понятие «фамилия», ушедшее с Древним Римом, только начинало возрождаться. Так что свою фамилию Ян Гус получил по названию города, в котором родился – Гусинец.

Крестьянская семья, где родился мальчик, была очень бедной. Биографам удалось установить, что отца его звали Михаил и в семье, помимо Яна, было ещё два сына. Несмотря на нищету, родители очень хотели отдать ребёнка в школу, надеясь на то, что он выучится и станет священником. В конце XIV века для бедного мальчика из незнатной семьи школа была единственным способом пробиться в люди. Обучение в школе родители Яна Гуса воспринимали как дорогу вовсе не к знаниям, а к спокойной дальнейшей жизни, относительному материальному благосостоянию, хорошему питанию.

Ближайшее учебное заведение находилось в местечке Прахатице, от Гусинца нужно было идти целый час. И мальчик пошёл в эту школу, затрачивая ежедневно два часа на дорогу (туда и обратно). По сравнению с его родным городком, Прахатица казалась ребёнку яркой и большой, через неё проходила основная дорога на Прагу, юг Германии и Австрию. В городе был выстроен собор, который казался маленькому Яну огромным. А также в Прахатице уже к тому времени получили большое развитие различные виды ремесла, которые и по сей день славят Чехию, особенно изготовление чудесных стеклянных и серебряных блестящих изделий.

Главными школьными предметами для Яна Гуса стали риторика, диалектика и грамматика. В старших классах добавились астрономия, арифметика и естественные науки.

Университет

Несмотря на материальные трудности и бедность, семья приложила все усилия, чтобы продвигать Яна дальше. В 18 лет парень окончил школу и вместе с мамой отправился в Прагу, чтобы поступать в университет. Сегодня это учебное заведение является одним из старейших университетов в Европе.

Мама решила преподнести подарки университетскому начальству в виде живого гуся из домашнего подворья и большого мягкого белого калача. Однако уже на самих подступах к Праге, гусь сбежал, пришлось маме угождать руководству учебного заведения лишь одним калачом. То ли выпечка оказалась слишком вкусной, то ли знания у Яна были достойные, парня всё-таки приняли в университет.

В учебном заведении было три факультета – медицинский, богословский и свободных искусств. Ян Гус поступил на факультет искусств, потому что обучение на двух других стоило гораздо дороже, хотя потом вся его жизнь была связана с богословием, вернее с его критикой.

Студенческие годы Яна Гуса прошли в полной нищете. Питался он лишь гороховой похлёбкой, потому что она была дешевле всей остальной еды. Ему не за что было даже купить посуду. Каждый раз он делал себе ложку из хлебного мякиша в надежде, что она прослужит ему долго. Но всё время он съедал эту свою хлебную ложку вместе с похлёбкой, так как был невероятно голоден.

В 1393 году Ян Гус получил степень бакалавра, а в 1396 году – магистра искусств.

Преподавательская деятельность

За время обучения в университете Ян Гус проявил склонность к теологии (науке, изучающей религию). Поэтому сразу, после того как он получил степень магистра, Гусу предложили остаться в учебном заведении и заняться преподавательской деятельностью.

Молодой преподаватель мыслил свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими. Однако Ян этого не боялся, он не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал духовную безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинный глава католической церкви – Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.

Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете.

Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до 1402 года подобной должности удосуживались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.

Проповедническая деятельность

Карьерный рост объяснялся тем, что Гус помимо широкого образования имел бесспорные таланты и был очень популярным в то время оратором. С 1401 года в костёле Святого Михаила Гус проводил проповеди, на которых собиралось множество народа. А уже в следующем, 1402 году, его назначили проповедником и настоятелем в частной Вифлеемской часовне, которая располагалась в старой части Праги. Эта часовня была основана в 1391 году и от остальных отличалась тем, что в ней богослужения велись не на латыни, а на чешском языке. На проповеди к Гусу порой собиралось около трёх тысяч человек.

В своих рассказах Ян затрагивал повседневную жизнь, что для того времени было очень необычно. Несмотря на то, что сам был глубоко верующим человеком, он критиковал церковь и вскрывал недостатки людей, находящихся на церковном служении. Его мнение шло вразрез с официальной политикой католической церкви:

  • Священники не должны были заниматься продажей церковных должностей и таинств. Деньги можно было брать лишь с богачей и то в малом количестве, необходимом для удовлетворения первых жизненных потребностей священнослужителя.
  • Несмотря на то, что хочется спокойной и благополучной жизни, каждый христианин должен не бояться рисковать ею в поисках правды.
  • Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они, наоборот, только и думают об увеличении своего богатства.
  • Слепое подчинение церкви неприемлемо, необходимо думать своею головою. К этому тезису Гус приводил слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба окажутся в яме».
  • Иметь собственность достойны только справедливые люди. Если богач несправедлив, значит, он вор.
  • Власть, которая нарушает Божьи заповеди, не может быть им признана.

Другие тоже наблюдали развратную и циничную жизнь духовных служителей, но боялись наказаний и старались помалкивать. Гусу молчание было несвойственно, он начал вести борьбу. Ян прекрасно понимал, насколько опасно было его решение, ведь знал, как по всей Европе сжигали на кострах инквизиции еретиков.

Для продвижения учений Гус пользовался не только кафедральными проповедями. По его указанию стены в Вифлеемской часовне расписали картинами с назидательными сюжетами. Он является автором нескольких песен, ушедших в народ, и реформатором чешского правописания. Благодаря его латинскому труду «Чешская орфография» книги стали более доступны простым людям. Ему принадлежит разработка диакритических знаков.

Помимо всего прочего, Ян был ещё страстный патриот Чехии. Ему принадлежит перевод Библии на чешский язык, тем самым он отнял у священников их эксклюзивное право зарабатывать на её толковании. Ещё Гус был ярым противником немецкого засилья в Чехии. Хоть в 1212 году Чехия и получила юридическое признание независимости, на всех ключевых должностях всё равно были немцы (ректоры, бургомистры, военные начальники). Ян Гус проповедовал, что «в королевстве Чешском по закону природы чехи должны быть первыми на должностях».

Преследование и казнь

Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.

В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.

Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.

Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.

В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.

Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».

Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.

Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.

До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.

В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.

Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»