Вопрос священнику я совершила прелюбодеяние. Вопросы священнику

Здравствуйте. Очень хочу исповедаться, но не знаю с чего начать. Точнее - боюсь. В церковь хожу не регулярно, но довольно часто. Каждый раз хочу подойти к батюшке, спросить, но оковывает страх. И опять оставляю на потом. На душе тяжело. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить. С уважением, Елена.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Елена!

Ну, в Вашей ситуации надо как-то перебороть этот страх, переступить через него и все-таки начать исповедоваться, - другого пути нет. Походите по разным храмам, посмотрите на священников, и в Вашем городе наверняка найдете кого-нибудь, перед которым душа Ваша раскроется. Поспрашивайте через знакомых, посмотрите разные сайты храмов Петербурга… Ищущий всегда найдет! Бог Вам в помощь!

Батюшка, вчера на проповеди в нашем храме священник сказал о том, что раньше за грех блуда и колдовства отлучали от причастия на много лет. Сохраняется ли эта практика сейчас?
Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Канонов, конечно, никто не отменял, и, теоретически, они могут быть применены в церковной практике. Но, насколько я знаю, священники сейчас назначают куда более мягкие епитимьи, чем требуют этого каноны. Это вынужденная мера, связанная со многими факторами, перечислять которые затруднительно. Но, тем не менее, каноны дают нам возможность понять, насколько серьезно Церковь относится к таким грехам как блуд и колдовство.

Подскажите, пожалуйста, как правильно исповедаться. Достаточно ли только назвать грех, например, обман близкого человека. Или необходимо более подробно рассказать в чем заключался обман? Марина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Марина!

В большинстве случаев достаточно просто назвать грех. Однако, обман бывает разный. Поэтому лучше немного конкретизировать. Если будет необходимость, то священник сам попросит рассказать о чем-то более подробно.

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, как исповедоваться 7-летнему ребёнку? Раньше мы ходили просто причащаться, а с 7 лет, я слышала, нужно исповедоваться. Спасибо! Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Постарайтесь объяснить ребенку, что такое грех, что наши грехи огорчают Бога и потому мы должны в них каяться - то есть просить прощения. Остальное предоставьте священнику, которого следует предупредить, что исповедь у ребенка первая. Ни в коем случае не готовьте исповедь за ребенка, очень важно, чтобы он научился чувствовать грех самостоятельно. А вот если ребенок задаст Вам вопрос грех ли тот или иной его поступок, то, конечно, Вы можете ему ответить на вопрос.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать, если уже несколько раз исповедовала один и тот же грех, но облегчения не происходит, и воспоминание о грехе все равно мучает? Спасибо! Лариса .

Здравствуйте, Лариса!

Посоветуйтесь со священником на исповеди о том, какие молитвы или иные духовные средства могут Вам помочь. Лично зная Вас и Ваш грех, священник на исповеди даст точный и действенный совет.

Как исповедовать мысленные грехи, подробно или общими фразами -хульные, непристойные мысли, или подробно, о чем конкретно я подумала? Ведь есть такие мысли, которые невозможно даже озвучить.
И если мы за каждое слово будем отвечать, а за всю жизнь столько ужасных слов сказано, на исповеди невозможно сказать все слова, то надо говороить на исповеди общими фразами? Татьяна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, за всю жизнь столько ужасных слов сказано, что на исповеди сказать их невозможно, да и не полезно. Но даже «общие» фразы могут быть более-менее детализированы. Если помыслы Вас постоянно одолевают, то лучший способ их уврачевания - это прямо назвать их на исповеди. Тогда и священник сможет подсказать Вам наиболее действенный способ борьбы с ними. То же относится и к словам - можно каяться, не вспоминая каждое сказанное слово, но достаточно конкретно описывая ситуацию.

Скажите, пожалуйста, можно ли во время исповеди обращаться к Богу на "Ты" или надо говорить о Господе в третьем лице, обращаясь к священнику? Спаси Господи! Анна.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Анна!

Каемся мы перед Богом, а священник является посредником между Богом и человеком. Исповедуемся мы Богу, но говорим со священником, который принимает исповедь.

Много споров по поводу причащаться или нет в День Пасхи. В Великий четверг вечером будет последняя исповедь перед Светлой Пасхой. Вопрос в том, что если не получится попасть на исповедь в Великий четверг, будет ли еще одна исповедь на ночном богослужении в Великую субботу? Спаси, Господи! Александр.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Александр! Бог Вас благословит!

В каждом приходе этот вопрос решается индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств. Но, безусловно, подробно исповедовать на Пасху нет возможности, поэтому постарайтесь исповедоваться заранее. В любом случае за окончательным ответом Вам нужно обратиться в тот храм, в который собираетесь прийти на Пасху.

Известны ли в церковной практике случаи записи на различные информационные носители исповеди? Имеет ли право исповедующийся человек, не ставя в известность священника, тайно вести запись своей исповеди? В целом, можно ли дать оценку подобным действиям? Спасибо. Марина.

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Марина!

Исповедь является тайной, хранение которой обязательно не только для священника, но и для исповедующегося. Тайная запись исповеди может быть расценена как человеческая непорядочность. Если к этому не побуждают какие-то исключительные причины, о которых Вы ничего не пишете. При желании записать исповедь, священник обязательно должен быть поставлен об этом в известность и дать на это свое благословение.

Меня больше года мучает смертный грех, который я совершила по отношению к своей семье. Постоянно посещают мысли, что Господь не простит мне его или, если простит, то я или мои дети должны будут понести страшное наказание. Я уже исповедовала его, но всё равно мучаюсь душой. Что мне делать? Как жить спокойно? Никаких сил нет, постоянно плачу. . .
Благодарю заранее за помощь. Екатерина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Екатерина!

Такое случается, люди продолжают мучиться после исповеди. Обычно такое случается, когда исповедь бывает не совсем искренней или полной. Я думаю, что Вам стоит пойти в храм и лично поговорить со священником, рассказать о проблеме и попросить совета. Заочно, посредством интернета, очень сложно Вам помочь.

Вы знаете, меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет.

Отвечает священник Антоний Скрынников:

Здравствуйте, Любовь!

Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование.
Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти.
Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди.

Каждому ли нужен духовник (или, правильнее, духовный отец) и зачем? Ольга.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ольга!

Духовник необходим христианину. Причин тому много. Для новоначального, только начинающего жить духовной жизнью, духовник служит проводником, который не даст заплутать, может предостеречь от многих опасностей и сложностей. Духовник является и наставником, помогающим в духовном росте и развитии. Также духовника сравнивают с врачом, который врачует духовные недуги. О необходимости иметь духовника пишут многие святые отцы.

Как часто надо исповедоваться? А если некоторые моменты жизни никак не могу высказать Батюшке, но они меня гложут, как себя пересилить? Юлия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Юлия!

Частота исповеди зависит от напряженности духовной жизни, вопрос этот для каждого человека решается индивидуально. Как правило, исповедоваться и причащаться советуют не реже 1 раза в 3-4 недели, но это лишь самый приблизительный ориентир. Как часто стоит исповедоваться Вам, решите в личной беседе со священником, у которого исповедуетесь. Для исповедания некоторых грехов, действительно, требуется определенное духовное мужество. Молитесь, просите Господа о помощи. Возможно, Вам поможет письменная исповедь - напишите то, в чем хотите покаяться, и дайте прочитать записку священнику, это допустимо. «Волшебного» способа преодолеть себя не существует - только самопонуждение, молитвенное и духовное усилие могут Вам помочь. Дай Бог Вам сил!

Я покрестился 2 года назад, на исповеди не был. Теперь, чувствую, что просто необходимо. Грехи описываются со времени крещения? Или за свою всю жизнь? На нескольких исповедях. Подскажите, пожалуйста! С уважением, Владимир.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Владимир!

При Крещении человеку прощаются все совершенные ранее грехи, поэтому каяться в них не нужно. Исповедовать необходимо грехи, совершенные после Крещения, но, если совесть Ваша неспокойна, расскажите об этом священнику.

Здравствуйте! Пожалуйста, разрешите вопрос. Можно ли исповедоваться без подготовки (1-3-дневного поста и вычитывания канонов), если уверена, что причащаться не будешь именно после этой исповеди. Или нельзя? Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Да, исповедоваться можно без предварительного поста и чтения особых молитв. Напомню, однако, что сейчас идет Великий пост, который необходимо по мере сил соблюдать.

Хочу исповедаться первый раз, но меня очень волнует следующий вопрос: мы с мужем не венчаны. Повенчаться хотим этим летом. Поминаю, что это не повод откладывать исповедь до лета. Как мне быть в такой ситуации? Екатерина.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Екатерина!

Не смущайтесь, Церковь не считает зарегистрированный брак грехом, даже если этот брак не венчан. Поэтому нет никаких причин откладывать исповедь и причастие до лета. Сейчас приближается Великий Пост - время сугубого покаяния. Желаю Вам не откладывать исповедь, а воспользоваться этим благодатным периодом церковного года.

Здравствуйте. В последнее время приходит осознание того, как много я нагрешила в своей жизни, недавно еще и сделала аборт. Не могу больше так жить, нет мне оправдания. Очень сильно во всем раскаиваюсь, на душе камень. Подскажите, пожалуйста, что мне нужно сделать, простит ли меня Господь, если я покаюсь во всем содеянном? Не хочу после смерти попасть в ад, ведь по сути я человек не плохой. Спасибо. Екатерина.

Здравствуйте, Екатерина!

Искренне рад, что Вы осознали тяжесть совершенных грехов и раскаиваетесь в них. Господь прощает нам грехи, в которых мы искренне каемся. Начать Вам нужно с исповеди в храме, прислушайтесь к советам священника, который будет принимать Вашу исповедь. Если он сочтет необходимым дать Вам епитимью, приложите все усилия к тому, чтобы ее исполнить, и впредь старайтесь не допускать в своей жизни тяжких грехов. Помните, что Господь любит каждого человека, и всем нам желает спасения. Но спасаемся мы не своими «заслугами», а милостью Божией. А мы все - грешные, но это вовсе не то же самое, что «плохие». В каждом человеке есть образ Божий, и нужно понимать, что все наши «хорошие» стороны - от Бога. Но мы грешные, все искажаем образ Божий своими грехами, и потому должны каяться в своих грехах и все нуждаемся в милости Божией. Слово «покаяние» по гречески звучит как «метанойя» и означает «изменение сознания». Каяться необходимо так, чтобы суметь измениться, чтобы даже мысль о повторении греха была для нас недопустимой. Молитесь, кайтесь и не отчаивайтесь в Милости Божией! Помоги Вам Господи!

Как правильно каяться? Верно ли я понимаю, что нужно рассказать всё, что было совершенно и теперь мучает? И в любой церкви это можно сделать? Ксения.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ксения!

Каяться надо в тех грехах, которые Вы за собой заметили. Это можно делать в любом храме, но желательно со временем найти духовника - священника, которому Вы будете регулярно исповедоваться, и который станет Вашим руководителем в духовной жизни.

Никак не могу наладить духовную жизнь. С домашней молитвой как-то начало проясняться после 4,5 лет хождения в церковь. А вот с регулярным причастием беда. Думаю: зачем буду готовиться, стараться, если в принципе я в церкви никому не нужна. Все упирается в равнодушие священников. Они только исполняют свою работу, их не интересует духовная жизнь паствы, отдельной личности. Исповедь или рано-рано утром, или во время службы. Все действия священнослужителей направлены на сбор денег. Один формализм, ничего живого. Читала массу статей об исповеди, причастии. Есть дельные советы, но статьи исходят из того, что ты приходишь к добросовестному и умному священнику. У нас в Казани большинство — халтурщики. Раскрывать перед ними душу — осадок остается, чувство досады. Такая психологическая коллизия. Что посоветуете, кроме терпения?
Спасибо. Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Приходя в Церковь, мы приходим не к тому или иному священнику, хорошему или плохому, мы приходим к Богу, ко Христу. Именно к Нему мы обращаемся в молитве, с Ним соединяемся в Таинстве Причастия, Он отпускает нам грехи, врачует нашу душу, направляет нашу жизнь. И Ему каждый из нас и нужен, и ценен, и дорог. Помните, что ради Вас Господь пришел на землю и принял крестную смерть. Вас Он любит и Вам желает спасения. Поэтому первое, что я могу Вам посоветовать, это искать в церкви не внимания от священника или прихожан, а встречи с Господом. И в таинствах христианин участвует не для того, чтобы стать кому-то нужным - таинства нужны Вам, в них Вы получаете Божию благодать, поддержку Ваших духовных сил, исцеление духовных болезней.
Далее Вы пишите, что исповедуетесь и причащаетесь нерегулярно, но при этом хотите, чтобы священник уделил Вам особое внимание. Но ведь нельзя руководить духовной жизнью человека, которого не знаешь и видишь нерегулярно. В таких случаях очень трудно дать какой-то совет. А иногда священник и старается дать совет, но собеседник не готов его услышать, а потому обижается на священника. Кроме того надо помнить, что исповедь - это покаяние в грехах, и, как правило, нет необходимости на исповеди описывать те причины, которые в наших глазах являются «смягчающими обстоятельствами». Господь лучше нас знает все смягчающие обстоятельства, но грех остается грехом, и нам на исповеди нужно в нем каяться. Когда нужно что-то уточнить - священник сам задаст вопрос. Но зачастую на исповеди приходится слышать жалобы на скверный нрав родных и близких, невыносимые условия на работе и тому подобное. А цель исповеди - не «душевно» побеседовать с батюшкой, а принести Господу покаяние в грехах и получить от Него прощение.
Ну и последнее, о чем я хотел бы Вам сказать. Попробуйте не ждать, что Вы станете кому-то нужны, а самой стать нужной ближним. Предложите свои силы для каких-то приходских мероприятий, выделите время для посещения больных, престарелых, детей-сирот, словом, окажите сами кому-то внимание и милосердие. Только не ожидайте чего-то «взамен», а просто попробуйте стать полезной кому-то рядом. Чувство ненужности и оставленности очень быстро пройдет, уверяю Вас.
Если же у Вас возникают какие-то вопросы, на которые Вы не можете найти ответа, пишите нам, постараюсь ответить на Ваши вопросы.

Здравствуйте! С некоторых пор после исповеди меня мучает один вопрос. Если женщина сделала аборт и раскаивается в этом (исповедь и свечи за упокоение души нерожденного ребенка), то Бог прощает этот грех, а как это влияет на мужчину, который тоже принимал участие в зачатии (мужчина не исповедуется и не верует)? Заранее благодарна за ответ. Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Раскаяние женщины никак не влияет на мужчину: каждый отвечает перед Богом за свои грехи. Так что и мужчине нужно принести покаяние, или он будет отвечать за свой грех перед Богом.

Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», - обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

— Как реагировать на то, что священник совершил грех?

— Святитель Игнатий Брянчанинов, отвечая на либеральную критику Церкви, очень хорошо сказал: «Монашество барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице». Эти слова можно отнести и к Церкви в целом. Церковь -- это тоже часть общества. Люди, которые составляют Церковь, и клирики и миряне, не появляются с другой планеты. Это люди, которые выросли рядом с нами, воспитывались таким же образом, как и все остальные. И они болеют теми же болезнями, что и все общество. Единственное, что их отличает от общества нецерковного - это то, что они свое состояние осознали и пришли в больницу. Как относиться к тому, что в больнице кто-то исполняет предписания врача, а кто-то не исполняет, а пьет и курит, или вообще сбегает оттуда? Закрыть больницу, сказать, что медицина как наука несостоятельна и ничего хорошего от нее ждать не приходится? Конечно, нет.

— Но разве Церковь не призвана быть другой, не такой, как общество?

— Церковь призвана быть другой. Действительно, мы призваны к святости. Абсолютно все. Но, видите ли, путь к святости даже у великих святых был непростым. Люди не могут измениться в одночасье: сегодня человек один, а завтра ― совсем другой, и таким уже останется до смерти… Человек интересное создание: он поднимается на какую-то высоту, но стоит ему задержаться и констатировать, какой он молодец и насколько он сегодня лучше, чем вчера, как он тут же падает ниже прежнего. Это закономерность духовной жизни. А Церковь принимает абсолютно всех, со всеми их недостатками. Поэтому в этом смысле Церковь действительно - срез нашего общества. Не секрет, что с каждым годом гедонизм утверждается в нашем обществе в качестве господствующей идеологии, и люди приходят в Церковь со все более заметными «родимыми пятнами»: внутренними проблемами и ранами. Даже если человек от этой идеологии убежал, он все равно не смог полностью освободиться от ее влияния.

— Должен ли священник быть более благочестивым, чем его прихожане? Обязан ли он быть подвижником? Ну, или хотя бы не ездить на вызывающе дорогой машине?

— Что значит более благочестивым? Нет ведь таких измерительных приборов, чтобы выйти поутру из своей квартиры и замерить уровень благочестия в себе и в окружающем мире… Однако священник действительно должен быть образцом, должен быть правилом для своих прихожан. Он должен на деле исполнять то, к чему призывает, а в материальном отношении - жить так же, как его паства. Но не стоит выносить поспешных суждений, если нам кажется, что это не так.

Вот представьте: пришел человек в Церковь - искренний, верующий. Он оставил за порогом все, что можно оставить, все, что у него было. Он стремится к духовным вершинам и поэтому стал монахом. Потом ― раз, и его назначили на большой московский приход - молодого, не очень опытного монаха. И тут перед ним открываются такие возможности, которые, возможно, никогда бы не открылись, если бы он монахом не стал. Я не говорю, что он берет деньги из церковной кассы и устраивает на них какие-то кутежи. Просто у него появляются новые знакомые, духовные чада (например, известный эстрадный артист, или кто-то еще). Эти люди возят его с собой, он для них нечто вроде экзотической игрушки. Они для него становятся компанией, и мало-помалу человек доходит до того, что разбивает какое-то невообразимое средство передвижения при сомнительных обстоятельствах. Как это произошло, в какой момент надо было остановить этого молодого человека? И, может быть, все остальные обязанности священника он выполнял замечательно. Допустим, он был прекрасным настоятелем, по-доброму относился к людям, и люди его любили, потому что он мог им помочь, выслушать, поехать ради этого ночью на другой конец города… Одно с другим достаточно часто сочетается. Поэтому будем стараться быть аккуратнее в своих суждениях. И будем надеяться, что те ситуации, о которых сегодня говорят в СМИ, кого-то остановят, кому-то послужат уроком.

Кстати, я вспомнил одну историю, никому о ней раньше не рассказывал. Когда я был помоложе, я часто ездил в Грецию. Две вещи меня там поразили, и я их хорошо запомнил. Несколько архиереев возили меня там на своих машинах. Да, это были нормальные иномарки, но, что называется, «рабочие лошадки» - не то что побитые, а очень подержанные. Они ничем не выделялись из общего потока автомобилей. Для меня это было первым уроком. А вторым… Мы были в гостях у священника в маленьком селе высоко в горах, и я спрашивал, как живет приход, на какие средства живет с семьей сам священник. Село крохотное, по нашим меркам там не то, что семью, кошку прокормить невозможно. Часть зарплаты священника дает митрополия, часть государство, квартира всегда церковная. А машину, говорят мне, всегда покупают обычные жители деревни, и всегда машина священника в деревне самая лучшая! Речь, естественно, не идет о «Лексусах», о какой-то претензии на роскошь. Но никому не придет в голову купить себе машину лучше, чем машина священника. И если в соседней деревне батюшке купили новую машину, то и здесь тоже возьмут и купят новую. Я слушаю и думаю - у нас такое просто невозможно. А там это естественно, потому что священник - это человек, которого уважают, который сопровождает людей, всех жителей этого села, от рождения до смерти. Это к вопросу о различиях в национальных психологиях.

— Нужно ли жаловаться епископу, если знаешь, что священник совершил грех?

— То, что священники могут грешить и грешат - открытие не последних двух недель, и даже не последних двух столетий. Именно для этого Церковь имеет соответствующие каноны и обширный опыт борьбы с недостатками духовенства, а также опыт избавления себя от служителей, которые эти недостатки в себе преодолеть не могут. Есть книги правил, в которых рассматриваются все возможные греховные поступки, которые могут совершить клирики, и за которые канонами полагается соответствующее наказание. Само слово епископ в переводе означает «надзиратель». Если священник не исполняет своих обязанностей, или исполняет их неправильно, и если вы являетесь свидетелем недолжного поступка, совершенного священнослужителем, то я уверен: именно обращение к епископу - самое правильное решение. Если человек совершил поступок, несовместимый с пребыванием в священном сане, он должен быть лишен этого сана. Если этот поступок является еще и преступлением, подлежит уголовному наказанию, значит, священник должен его понести, как и любой другой гражданин. Здесь никаких вопросов быть не может.

А с другой стороны, встречаются ведь иногда у людей странные представления о Церкви, о том, каким должен быть священнослужитель, непонятно откуда взявшиеся. Вот мне написали жалобу: «Я пришла в церковь, а нас оттуда выгнали». В чем оказалось дело? Выгнать не выгнали, а сказали, что прежде чем крестить ребенка, нужно пройти катехизаторские курсы. И вот пишут жалобы, как будто в магазине обвесили, только что в общество потребителей не жалуются: я пришла, извольте выполнить мое пожелание… Достаточно часто священника обвиняют в том, что он сохраняет верность присяге, вместо того, чтобы узаконить беззаконие.

— Откуда появилось непонимание обществом сути Церкви, мифологизированность и оторванность от реальности ее образа?

— Пушкинское «мы ленивы и нелюбопытны» в наше время можно сказать, пожалуй, о каждом из нас. На самом деле, если у человека есть желание разобраться в том, что такое Церковь, и разобраться беспристрастно, то в интернете есть все. Вы научитесь и богословию, и литургике. Семинарию и академию можно закончить на основе тех сведений, что сегодня доступны. Но мы ленивы, нелюбопытны и при этом самоуверенны, ничего не зная, считаем, что можем судить обо всем. Это же не только Церкви касается. Посмотрите, сколько у нас специалистов в государственном управлении. У нас каждый знает, как управлять страной, сельским хозяйством, что делать с экономикой и как вести внешнюю политику. Люди не знают тех обстоятельств, которые вокруг той или иной проблемы складываются годами, если не веками, но при этом безапелляционно выносят самые радикальные суждения. А потом начинают ругаться: почему их никто не слушает и не бежит немедленно делать то, что они сказали… Абсолютно то же самое и по отношению к Церкви. Это скорее особенность человеческой психологии.

— Но, все-таки, почему в большей степени критикуют Церковь? Потому, что общество не понимает ее сути? Или мы действительно заслужили эту критику своим состоянием, в том числе и состояние духовенства?

— И первое, и второе. Еще стоит учитывать, что мы являемся свидетелями массированной атаки на Церковь со стороны ангажированных СМИ. Эта атака очевидна для человека, который следит за ситуацией: на сетевых площадках, на радиостанциях и в телевизионных студиях сидят умные люди и с отстраненным любопытством обсуждают подробности этой атаки, ее технологию и качество исполнения. Берутся реальные ситуации и события, и раздуваются настолько широко, насколько возможно. Сообщения постоянно повторяются, поддерживая интерес к теме. Иной раз для того, чтобы снова дать информацию в эфир, нет даже никакого информационного повода. Но факт существования этой компании ни в коем случае нас не оправдывает. Еще апостол Павел говорил: не давайте повода ищущим повода (ср.: 2 Кор, 11, 12). Наши собственные грехи и недостатки ни в коем случае не оправдываются тем, что наши враги эти недостатки отыскивают и размахивают ими как флагом. Но сам этот факт должен заставить верующего человека насторожиться и призвать его сохранять здравомыслие и трезвость.

— Ваш пастырский совет человеку, увидевшему прегрешение священника - как это пережить?

— Прежде всего, не надо специально всматриваться и искать эти грехи, верить каким-то разговорам, потому что далеко не всегда человек грех этот увидел сам: чаще всего где-то прочитал, от кого-то услышал. Я бы не сказал, что так уж часто грехи священнослужителей бьют в глаза присутствующим в храме людям. А еще есть такой добрый евангельский совет: «Не судите, да не судимы будете». Надо понимать, что священник - тоже человек, что у него точно так же есть обстоятельства жизни, которые могут подвигнуть его к тому, что он не сможет 24 часа в сутки быть ласковым, приветливым, добродушным и, что называется, «при исполнении». Желательно, чтобы так было, но это очень сложно. Священник так же, как и прихожане, подвержен искушениям и грехам. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если бы все христиане были настоящими христианами, в мире уже не осталось бы ни одного язычника или иудея. Все исторические неудачи Церкви связаны только с одним - мы, люди Церкви, не отвечаем своему предназначению и не живем так, как нам заповедовал жить Спаситель.

Беседовал Кирилл Миловидов

Добрый день Сергей!
Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека.
Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость (Лев.20,13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт.19,1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее постыдных страстей и непотребств, оскверняющих человеческое тело: женщины их заменили естественное употребление противоесттественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение (Рим.1,26-28). Не обманывайтесь...ни малакии, ни мужеложники...Царства Божия не наследуют, - писал Апостол жителям развращенного Коринфа (1Кор.6,9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. "Учение двеннадцати апостолов", творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр.7, Григория Нис. пр.4, Иоанна Постника пр.30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим взывал: " Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!..Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостыней и чистою молитвою...Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы".
Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосек-зма не половым извращением, но лишь одной из "сексуальных ориентаций", имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосек-ое влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущим к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосек-ые устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими в Бога людьми, готовыми оказать духовную поддержку .
Храни Вас Бог!
Прот.Алексей

Количество записей: 616

Здравствуйте! Хотелось бы обратиться с вопросом. Что делать, если у меня есть сомнения: мне кажется, в прошлом я совершила тяжелый грех. Но мне это только кажется. Я не помню точно, совершала ли я его или нет. Есть большие сомнения в голове. Подскажите, что мне делать? Как мне в нем исповедоваться и исповедоваться ли вообще? Я совершенно не могу вспомнить точно, делала ли я его или нет. 50 на 50.

Марина

Марина, я думаю, эти раздумья и сомнения нужно вынести на суд исповедующего священника: расскажите ему всю ситуацию, и пусть будет, как он рассудит. Если скажет, что, действительно, грешны, то помоги Вам Господь осознать этот грех и раскаяться в нем.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! У меня вопрос личного характера! Я замужем уже почти 7 лет, и чуть больше 1 года венчана. До брака я любила и встречалась с женатым мужчиной, с венчанным. Будучи замужем, я всегда думала только о том мужчине. Год назад встретилась опять с тем мужчиной. В общем, все привело к распаду двух семей, венчанных в церкви. Я очень хочу покаяться в этом грехе, чтоб начать новую жизнь с этим мужчиной, но не знаю, как лучше об этом сказать батюшке на исповеди, исповедают ли меня? Я очень люблю этого человека, и он меня тоже. Хотим создать семью. Если вступать в новый брак, то вступать с чистой совестью перед Богом. Заранее спасибо за ответ!

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия! С чистой совестью после исповеди Вы сможете только вернуться к своему законному супругу. Покаяние – это не просто констатация своего греха, а твердая решимость измениться, не возвращаться более к содеянному. Вы же хотите исповедаться и снова вернуться к предмету своей блудной страсти! Да, Вам нужно покаяться. Но по церковным правилам супруг, виновный в разводе не может повторно вступить в церковный брак.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! У меня была золотая иконка-кулон, не освященная. Я думала, что это просто ювелирное украшение, и переплавила ее в браслет для дочери. Через два месяца моя дочь погибла, ее сбил пьяный водитель. Не знаю, как жить дальше. Неужели это наказание за иконку?

Ольга

Не нужно так думать, Ольга, Вы абсолютно не правы в своих мыслях. Это не наказание.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемый батюшка! Подскажите, пожалуйста, является ли грехом то, что православная девушка или женщина красит волосы, делает мелирование? Большое спасибо!

Анастасия

Ну, если речь не идет о радикальных цветах – синем, зеленом или розовом, то это в пределах допустимого. Иногда хочется изменить что-то в своей внешности, чтобы найти силы на более глубокие перемены.

диакон Илия Кокин

Добрый день. Мы с отцом ребенка не зарегистрированы, но живем вместе. В апреле мы хотим покрестить дочку. Подскажите, пожалуйста, могут ли отказать нам в крещении из-за того, что мы живем вне брака? И еще один вопрос: могу ли я сама выбрать имя, которым ее будут крестить, или это делает священнослужитель? Заранее спасибо.

Любовь

Любовь, то, что вы живете вне брака - это очень плохо, это тяжкий грех. Церковь запрещает такое греховное сожительство. Вам нужно обязательно узаконивать свои отношения. Дети не отвечают за грехи родителей, но грех родителей отражается на детях, и они могут страдать от этого. Крестить ребенка, конечно, нужно. Ребенок не виноват, что родители грешат. Вам не откажут в крещении. Имя можете выбрать сами, какое хотите, но, соответственно, оно должно быть православное.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшка. Мой вопрос заключен в следующем. Мне 27. За жизнь, что прожил, появились смертные грехи. Они тянут душу. Подскажите, что делать, кому молиться и какие молитвы читать?

Антон

Антон, прежде всего, в грехах надо каяться на исповеди в церкви у священника. Смертные грехи прощаются только так. Поищите в церковных лавках брошюру "В помощь кающимся", прочитайте, как нужно к этому готовиться, и составьте свою исповедь. Дома нужно читать Покаянный канон, он находится в Молитвослове.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что означает грех невнимания к суду Божию? Заранее спасибо.

Анастасия

Здравствуйте, уважаемый святой отец! Ради Бога, простите меня, если я обратился не по адресу! Если Вас не затруднит - прошу Вас ответить на волнующий меня вопрос. Во время первой своей "генеральной" исповеди я постарался вспомнить все свои прегрешения. Но сейчас, по прошествии года после этой исповеди, начинают вспоминаться и другие мои прегрешения и я, к сожалению, не помню, упоминал ли я о них при исповедании. Подскажите, пожалуйста, что мне делать?

Георгий (Юрий)

Юрий, если Вы не помните, исповедались ли в том или ином грехе, то нужно без всяких сомнений и отлагательств идти на исповедь и каяться, как в первый раз. Помогай Вам Бог!

Игумен Никон (Головко)

Добрый день. Прошу заранее простить за такое обращение. Пожалуйста, подскажите. Я дала клятву дома перед иконой, что не буду курить в благодарность за мое спасение от плохой операции. БОЖЕНЬКА меня спас, так как была врачебная ошибка. Я не курю 4 месяца. Но морально мне очень и очень тяжело, я по характеру вспыльчивый и нервный человек, я на всех срываюсь. Хотя сама хотела бросить курить, и просила у БОГА помощи. Я верующий человек, дома читаю молитвы, по возможности хожу в церковь. Очень боюсь, что сорвусь, и боюсь наказания. Сама мысль, что я дала клятву не дает мне покоя. Я знаю, что клятва - это уже грех, но в тот момент мне было тяжело, я хотела таким образом поблагодарить БОГА. Посоветуйте, как быть. Заранее простите за такое сообщение. Очень стыдно. Спасибо!

Алла

Алла, если уж дали клятву – держите слово. Враг будет Вам подсказывать всевозможные варианты, как ее нарушить, в том числе и тот, что клятва – это грех, и клясться не надо было. Но Вы не сдавайтесь – это для Вас реальный шанс при помощи Божией избавиться от гадкой зависимости. И да поможет Вам в этом Бог!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, мне, неразумной и немощной, как правильно молиться, если молитва должна быть "бесстрастной", как понять тогда слова "возопий к Богу"? Если молитва слышится только произносимая "чистым"сердцем и сокрушенным сердцем, а такового у нас нет, тогда как же правильно поступать? Как просить Господа о помощи, если вера мертва, сокрушенного сердца нет и сердца, очищенного от страстей, тоже нет? Как приходить к покаянию, если нет уверенности, что снова не упадешь, это же клятвопреступление и еще больший грех?

Екатерина, город Белоярский

Екатерина, все эти вещи, такие как "сокрушенное сердце", дух, "очищенный от страстей" и прочее, о чем Вы упоминаете, даются человеку на некотором этапе духовной жизни, но не в начале. Мы же с вами находимся еще в самом начале пути, и потому наше дело – лишь молиться и в этом упражнять свою волю к добру. Господь же все молитвы слышит и со временем нас всему, по милости Своей, научит.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня было три операции кесарева не по моему желанию, а по медицинским показаниям, и после третьей перевязали трубы, так как дальнейшие беременности - это уже угроза жизни и матери, и ребенка. Подскажите мне, пожалуйста, грех это по христианским понятиям или нет? И еще, у меня трое деток, 6 лет, 2 года и 1 год, мы в теплое время года стараемся раз в 2 недели причащать деток, но в зимнее время в церкви очень холодно, так как она не отапливается, и мы в церковь не ездим, ждем весны, подскажите, грех это или нет? И последний вопрос - можно ли поминать в церкви родственников, если они были католики? Спасибо Вам огромное!

Анастасия

Дорогая Анастасия, стерилизация по медицинским показаниям не является грехом. Может быть. надо поговорить со священником и приезжать в храм позднее, к самому Причастию, может быть, есть возможность посещать другой храм, но отлучать детей от таинств Церкви на полгода – очень неправильно. Поминать католиков и других инославных можно лишь за молебном, то есть, пока они живы.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка.Я замужем 8 лет, венчанная, имеем двух детей. Мой муж называет других незамужних женщин "снежинка", "золушка"... Может обниматься с ними, может чай, кофе пить без меня, цветы дарит. Я говорю, что мне неприятно все это, а он говорит, что он с ними не спит и никакого греха не совершает. Помогите, батюшка, как мне правильно поступить? Это длится уже не один год. Спасибо за ответ.

Виктория

Здравствуйте Виктория. Оставлять без воздействия нельзя, но и не рубить с плеча. Знайте, что подобные светские знаки внимания никогда не бывают бесстрастными. Всегда за ними стоит то, что называется "флирт", а по-христиански, "блудное разжжение". Сам Христос предупредил нас, что "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5.28) . Поэтому "знаки внимания" подобного рода есть несомненный грех, который, если останется без уврачевания покаянием, и не будет немедленно оставлен, непременно приведет к прелюбодеянию действием, а не помыслами. Убедите мужа пойти на исповедь и откровенно все рассказать священнику. Это в его же интересах, если только он не собирается жить вечно здесь и сейчас. Храни Вас Бог.

иерей Александр Белослюдов

Доброго времени суток, батюшки! У меня такой вопрос. Моя подруга говорит, что не может пойти на исповедь, потому что есть у нее грех, который она сама себе никогда не простит. Я ей отвечаю, что Бог милосерд, он прощает, если покаешься. Подруга же говорит, что ей не легче от этого, потому что она сама себя все равно не простит. Что мне ей сказать? Я хочу ей помочь, потому что она потянулась к вере: читает православную литературу, недавно приняла крещение. Спасибо.

Елена

Елена, это замечательно, что человек не хочет себе прощать, не хочет забывать свой грех. Но объясните подруге, что такие, на первый взгляд высокие чувства, могут быть проявлением элементарной гордости. Дело в том, что любой грех прежде всего уязвляет наше самомнение, так как мы перестаем соответствовать образу, который сами про себя придумали. И вот в этом плане держать грех неисповеданным совсем бессмысленно – напротив, очень достойно уважения, если человек способен признать свое падение и открыто в нем раскаяться. Да и Господь все о нас знает, какой смысл носить грех в себе?

игумен Никон (Головко)

Батюшка, здравствуйте. "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак. 2:10). Феофилакт Болгарский толкует так: "Кто согрешает в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, потому что не имеет совершенной любви, ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, и все остальное тело ничего не значит... Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатка в добродетелях, но о любви, что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело...". Если я правильно понял, имеется в виду, что согрешивший в одном не спасется, но получит наказание по своим грехам или вовсе не будет наказан, потому что имел любовь к Богу и ближнему, то есть чувство любви, а не дела любви, поскольку Феофилакт Болгарский говорит о том, что все заповеди никому соблюсти не под силу. Т. е. Иаков не хочет сказать, что, к примеру, тот, кто украл конфетку в магазине, будет отвечать за воровство, убийство и т. д. Правильно ли я понял? Если правильно, то зачем тогда он говорит именно так, ведь если нет толкования, то смысл этих слов воспринимается буквально, или это только мне так кажется? Спасибо большое за ответ.

Михаил

Михаил, тот закон, о котором здесь говорится, является законченным сводом правил и норм поведения, связанный между собой внутренней логикой, и данный человеку Богом именно по любви. То есть, любовь и является связующим элементом всего закона, а поэтому нарушающий хоть одну заповедь, разрушает все здание любви, и в любви несовершенен. Но не всякому человеку возможно стать безгрешным, поэтому вопрос о наказаниях мы лучше оставим за скобками. Господь дарует спасение по Своему милосердию, а не за безгрешность.

игумен Никон (Головко)

Подскажите мне, пожалуйста, моя родственница в последнее время очень уверовала в Бог, ходит в церковь и молится, постится, исповедуется. Я очень за нее рада, но она очень часто обманывает, или как говорится, "крутит-мутит", я просто понять не могу, получается так: верить должен человек, который должен вести себя совсем по-другому. Вы не подумайте, я не осуждаю ее, просто не понимаю. И еще, если человек крещеный, но редко ходит в церковь, можно за него молиться и подавать записки о здравии, потому что бабушка говорит, что молится нужно самим за себя, что чужих грехов не отмолишь. Подскажите, пожалуйста, как правильно? Спасибо Вам большое!

Анастасия

Анастасия, когда человек ходит в храм Божий и участвует в церковных таинствах, это очень хорошо, но у нас остаются наши страсти, немощи, и мы должны с ними бороться, когда мы их запускаем, то искоренить их бывает очень трудно. Бог ведет нас к покаянию и порой бывает, что вся наша жизнь уходит на то, что бы переменить себя, исправиться, настолько бывают наши страсти сильны, что сразу их не искоренить. Таких людей не надо осуждать, я думаю, они это и сами прекрасно понимают, что грешат, но однако они христиане, молятся и ходят в храм Божий. Подавать записки можно, конечно, только за крещенных, но молится за других непросто, и это могут делать те, кто сам ведет духовный образ жизни. Думаю, Вы не в том состоянии, что бы отмаливать чужие грехи, для этого надо вести непорочный образ жизни. Беспокойтесь более о своей душе, как пишет Игнатий Брянчанинов: «спасай свою душу, и этого будет для тебя достаточно» .

иеромонах Викторин (Асеев)

Здраствуйте. Компьютерные игры, в которых нарисованный человек бегает и стреляет в других нарисованных людей, это хорошие игры, или их следует избегать?

Андрей

Здравствуйте, Андрей! Любого насилия следует избегать, даже если оно не реальное, а компьютерное.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. На исповеди, я сильно волновался и забыл назвать несколько грехов. Что мне теперь делать? Спасибо огромное за ответ.

Артем

Артем, те грехи, которые Вы не назвали на исповеди, не прощаются. Нельзя приходить на исповедь и каяться частично (это скажу, а это - нет), такая исповедь не принимается. Надо каяться во всем, чтобы выйти исцеленным. Но так как Вы не специально утаили грехи свои, а по волнению. Вам необходимо еще раз исповедаться и рассказать о них священнику. Мы советуем в таких случаях писать грехи на бумаге, чтобы не забыть, т. к. конечно, на исповеди волнуешься, и можно что-то упустить. Вечером дома накануне исповеди сядьте, все обдумайте, и все грехи запишите.

иеромонах Викторин (Асеев)

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

Строка поиска по разделу:

Выберите ответ:
Все ответы священников Иосиф (Королев), иеромонах Лазарь (Антипенко), иеромонах Роман (Кропотов), иеромонах Фотий (Мочалов), иеромонах

Вопрос (Александр) 22 апреля 2012г. Здравствуйте отец Роман! Подскажите пожалуйста, в каких случаях не разрешается принимать сан священника?

Священство не могут принимать люди, уличенные в следующих грехах: отпадение от православной веры, не вынужденное мучениями, ересь, если человек оскопил себя или другого (кроме случаев, когда это было необходимо по медицинским требованиям), виновные в нарушении 7 заповеди и вообще плотских грехах. Виновные в этих грехах в древности подвергались публичному покаянию. А кто хоть раз подвергался публичному покаянию уже не мог претендовать на иерархические степени. К грехам для публичного покаяния также относятся: убийство, кража, гробокопательство, святотатство, блуд, прелюбодеяние, содомия. Священником не может быть даже невольный убийца. Есть препятствия физического характера, например: не достижение ставленником 30-летнего возраста, телесный недостаток, являющийся препятствием в служении (напр. слепота, глухота, отсутствие ноги или руки и т.п.). В клир не допускаются душевнобольные и бесноватые. Священником не может быть человек неверующий, маловерующий или сомневающийся. Если человек принял крещение из страха смерти (находясь в болезни), то согласно 12 правилу Неокесарийского собора таковой не может быть пресвитером. Согласно 17 апостольскому правилу священником не может быть второбрачный, то есть состоящий до этого, как минимум в двух браках. Священником не может быть человек, состоящий в браке с женой, которая была уличина в прелюбодеянии (у священника не должно быть таких нареканий), а также находящийся в браке с женщиной, состоящей с ним в недопустимой, с церковной точки зрения, степени родства. Священником не может быть человек, состоящий в государственных управляющих структурах или военной службе и вообще на должностях, несовместимых со священнослужением, а также осужденные и лишенные свободы.

Вопрос (Надежда) 18 апреля 2012г. Добрый день, отец Роман. Я долго думала и решила спросить. Мне 60, у меня две дочери и двое внуков. Воцерковляться я начала недавно, именно сейчас начинаешь понимать, что очень и очень жаль, что нам не преподавали основы православия. Я бы очень много чего не совершила. Я даже крестилась не совсем трезвая и после родов никакой очистительной молитвы не читалось. Что же мне теперь делать? Надо ли заново совершать обряд крещения и надо ли читать очистительную молитву? Простите ради Бога.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Хорошо пел И.Тальков о таких случаях: "У последней черты все вспоминают о Боге". Слава Богу, что хоть к 60 годам человек начинает задумываться над жизнью и вопросами вечности, над которыми смеялся в советском прошлом.

Таинство Крещения совершается один раз в жизни, поэтому повторять его не нужно. Можно покаяться, что приступила ко крещению в неподобающем виде. Тут и не знаешь кого больше винить - вас или священника допустившего человека до крещения в нетрезвом виде. А вот очистительные молитвы прочитать надо. Найдите в храме любого священника (духовника, если есть) и попросите, чтобы он прочитал над вами очистительные молитвы. Христос Воскресе!

Вопрос (Наталья) 13 апреля 2012г. Здравствуйте! Мы с мужем хотим обвенчаться. Подскажите, пожалуйста, что для этого необходимо? Когда можно?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если вас интересует именно материальная (предметная) сторона, то для венчания нужна государственная регистрация, крещение обоих супругов, крестики на шее у обоих, две иконы - Спасителя и Божией Матери, свечи венчальные, свадебные рушники (полотенца 4 шт. или один), хлеб (каравай), кагор (вино), кольца. Лучше этот вопрос уточнить у священника, который будет совершать таинство, так как везде требования могут быть разными.

Что касается времени, то венчание не принято совершать в церковные посты, накануне воскресных (суббота) и праздничных (церковных) дней, накануне среды и пятницы (вторник, четверг), в продолжение Светлой и сплошных седмиц, на сырной седмице.

И, главное, нужно помнить, что венчание - это благословение Божие, но отнюдь не амулет, благодаря которому все автоматически стенет хорошо. Нужно много терпеть и трудиться, чтобы сделать семью крепкой и дружной, и самим жить по заповедям. Тогда благословение Божие неотступно пребудет с благочестивой семьей.

Вопрос (Марина) 12 апреля 2012г. Здравствуйте! С Великим Постом! У меня вот такой вопрос: Является ли действительным крещение, если оно произведено не в церкви, а в доме, но с соблюдением всех правил, кроме помазывания миром? Крещение было уже давно, в начале 80-х годов. Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Является, но требует доведения священником таинства до конца - совершение таинства Миропомазания.

Вопрос (Михаил) 10 апреля 2012г. Здравствуйте, отец Роман! Слава Богу, за время Великого Поста я удостоился причаститься три раза! Я военнослужащий и у меня очень сложный и напряжённый график службы. Могу ли я, исповедавшись в Великую Пятницу, причаститься на Божественной литургии в Светлое Христово Воскресение? Сердце жаждет причащения в этот Светлый Праздник, но режим моей работы исповедоваться в другой день не позволяет. Я могу ошибаться и заблуждаться по своему незнанию, но слышал, что те, кто причастился за время Поста три и более раз, постился и старался вести себя достойно, могут причаститься на Пасху без исповеди. Простите, батюшка, если спрашиваю что-то не то или понимаю что-либо не так. В другой раз постараюсь взять на время Страстной Седьмицы отпуск. Слава Богу за всё! Заранее Вам спасибо за совет! Спаси нас, Господи!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Исповедаться в В.Пятницу и причаститься на Пасху можно. Но если с момента исповеди будут какие-то заметные (смертные) грехи, то надо исповедаться перед причастием. Ведь исповедь все равно будет и на Пасху. У нас она в канун Пасхи будет совершаться с 20.00 часов.

Вопрос (Иван) 9 апреля 2012г. Батюшка, благословите! Правда ли, что в Пасхальную неделю перед причастием можно не поститься?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Спросите у своего духовника.

Вопрос (Татьяна) 8 апреля 2012г. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста во время Страстной седмицы можно исповедоваться и причаститься? И по каким дням можно это сделать?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Исповедаться можно в любой день, а причастие во все дни, кроме Великой Пятницы.

Вопрос (Ирина) 30 марта 2012г. Батюшка, благословите. Меня попросила стать крестной мама одной ученицы. Предстоит решить - стать крестной или нет. Батюшка, скажите пожалуйста, чем руководствоваться при размышлении над этим вопросом?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) В наше время практика восприемничества превратилась в формальность, так как в подавляющем большинстве крестные сами мало что понимают в Православии. Крестные не учат своих крестников как верить в Бога и что делать. Можете руководствоваться вашей дружбой и желанием помочь вашей маме. Но если ее дочка когда-нибудь что-то спросит у вас, тогда будьте готовы ответить и помочь. И при благоприятном случае и сами интересуйтесь как там дела на духовном фронте у вашей крестницы. И, конечно же, молитесь за нее.

Вопрос (Владимир) 28 марта 2012г. Добрый вечер отец Роман. У меня такой вопрос, чтобы понять объясните пожалуйста значение слов блудных грехов. Естественный, противоестественный и содомский грех - иногда читаешь и не можешь понять к какому из перечисленных относится совершенный грех потому что я иногда затрудняясь осмыслить значение и тяжесть каждого греха можно сказать насколько тяжел грех и как с этим бороться.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Естественные блудные грехи - это блуд, то есть незаконные (не зарегистрированные) отношения (близость) между мужчиной и женщиной, а также прелюбодеяние (супружеская измена). Противоестественные грехи - это все остальные виды блудного греха: содомский, рукоблудие, зоофилия, некрофилия, педофилия, кровосмешение (инцест), мазохизм, вуайеризм (подглядывание) и прочие извращения которых извращенный человеческий ум придумал множество, но которые невозможно здесь назвать.

Вопрос (Лариса) 28 марта 2012г. Здравствуйте, отец Роман! Благодарю Вас за ответы. Я прочитала Ваш ответ от 26.03.12 относительно покаяния. На исповеди я всегда перечисляла названия всех грехов, которые были совершены, не рассказывая ситуацию полностью. Достаточно ли этого? Некоторые грехи повторялись несколько раз при различных обстоятельствах. Должна ли я повторно их назвать и рассказывать подробно? Благодарю Вас.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если человек страдает, например, воровством, то на исповеди ему не нужно говорить о всех предметах, которые он своровал: "Батюшка, я вчера был на базаре и украл пару ботинок, а перед этим набор инструментов, а год назад кошелек из кармана, а часы в автобусе у одного снял, а потом..." Достаточно всё это объединить в одну фразу, которая вместила бы в себя все эти преступления.

Тоже касается и других грехов. Если человек грешен в блуде, то ему нужно назвать разновидности этого греха, так как они разнятся (вопрос об этом был недавно). А вот описывать каждый грех в деталях нет необходимости. Если женщина грешна в прелюбодеянии, то ей не нужно описывать каждую свою встречу с женатым мужчиной. Достаточно это как-то объединить и сказать одним предложением. Но если грех после покаяния повторялся, то он, конечно, называется повторно. Главное, все-таки, это не столько правильность слов, сколько искреннее желание измениться, исправиться, сокрушение сердца, которое иногда даже в словах не нуждается.