Тверская епархия. О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

Быть не просто проповедниками, но быть свидетелями нашей веры, являть её красоту другим людям призвал верующих Русской Православной Церкви, проживающих на италийской земле, епископ Богородский Антоний, управляющий приходами Московского Патриархата в Италии. Владыка Антоний, настоятель храма св. вмч. Екатерины в Риме возглавил совершаемую в нём на праздник Торжества Православия Божественную литургию.

В храме святой великомученицы Екатерины в Риме, расположенном в непосредственной близости от Ватикана, православное богослужение совершается уже более 10 лет. Построенный на вилле Абамелек на территории российского посольства, он служит окормлению верующих со всего бывшего Советского Союза – не только чадам Русской Православной Церкви, но и верующим грузинам, а также сербам, всем, кому русская духовная традиция не чужда. Настоятелем храма является управляющий приходами Московского Патриархата в Италии епископ Богородский Антоний, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Владыка Антоний после Божественной литургии и чина Торжества Православия, совершаемого в первое воскресение Великого поста, рассказал об истоках этого праздника, а также о том, что православные верующие, проживающие "на стране далече", несут особую ответственность, представляя нашу Святую Православную Апостольскую веру перед лицом инославных. Ведь итальянцы судят о нашей вере по нашим поступкам. Именно образ нашей жизни и должен являть собой главное свидетельство о вере.

"На самом деле Ваше свидетельство о вере происходит в повседневной жизни. Оно происходит в тех семьях, в которых Вы трудитесь, оно происходит на уровне общения с теми людьми, с кем Вы соприкасаетесь в этой жизни. И вот, глядя на нас, люди не редко впервые в своей жизни составляют понимание того, что такое Православная Церковь, что такое православная вера, кто такие православные христиане?"

Стоит отметить, что итальянцы, в основной массе, лишены предубеждений против русской духовной традиции, которые бытуют, например, среди католиков Польши. Реформы Второго Ватиканского собора некоторых наиболее консервативно настроенных итальянцев после духовных исканий побудили перейти в Православие, они стали прихожанами разных Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской. Конечно, гораздо больше итальянцев приняли Православие после брака на русских, украинских, молдавских, румынских женщинах – смешанных союзов сейчас немало. Всё это вызывает повышенное внимание к православным со стороны католического духовенства – на местах иногда доброжелательное, иногда осторожное.

Римма Анатольевна Виска, прихожанка храма св. вмч. Екатерины в Риме (Италия): "Каждый наш поступок, он истолковывается и генерализируется. Мы здесь не сами по себе, а "в представлении" нашей Церкви. Ещё некоторое время назад для Ватикана мы были "подлыми схизматами". Перестали нас анафемствовать не так давно, лет 30 назад. Поэтому (родными) братьями мы ещё не стали, но двоюродными – да. Потому что верим во Христа, и друг другу пытаемся не навязывать своё видение вещей, а своей жизнью показывать, в чём состоит наша вера".

Контакты между выходцами из православных стран и итальянцами стали частым явлением начиная с 90-ых, и именно из этих частных встреч с православными людьми и складывается впечатление о нашей вере. Так, владыка Антоний рассказал о преподавательнице итальянского языка, которая восхищалась верой одной простой женщины, приехавшей на заработки в Италию из бывшего Союза.

Антоний, епископ Богородский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: "Она встретила одну православную женщину, которая помогала её семье. И она была удивлена тому подвигу, который эта женщина каждый день несла: долго молилась, читала утренние и вечерние молитвы. Во дни Великого поста, так как это не делали в итальянской семье, воздерживалась от скоромной пищи. И вот этот пример, сказала мне та женщина (преподавательница итальянского языка – прим. ред.), я пронесу через всю свою жизнь, потому что, глядя на неё, я поняла: вот Вы какие, православные! Как же Вы любите Бога, как Вы любите свою Церковь, как же Вы стараетесь исполнять те заповеди, которые на самом деле всем нам, без исключения, всем христианам дал Господь в одной и той же Библии".

Эти и другие примеры лишь говорят нам о том, что мы можем проповедовать свою веру не словами, гораздо больше о ней могут сказать наши дела. И это касается не только жизни православных в эмиграции. После ужасов, которые пережили наши верующие предки, наша Церковь в XX столетии, в XXI веке торжество Православия может и не наступить, или оно окажется мнимым без повседневного исповедания веры перед лицом окружающих самим образом нашей жизни.

Восточноевропейское бюро православного телеканала "СОЮЗ", Италия, Рим/

23 октября 2015 года, по окончании всенощного бдения в канун празднования Собора преподобных Оптинских старцев, в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустыньСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского, викария Патриарха Московского и всея Руси, и архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси, сообщает Патриархия.ru .

Чин наречения состоялся в соответствии с определениями Священного Синода от 22 октября 2015 года (журналы №№ 62, 63).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского СоветаРусской Православной Церкви; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Козельский и Людиновский Никита.

Избранные к архиерейскому служению священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническими словами.

Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Ныне, с упованием на бесконечное милосердие Божие и ваши святые молитвы, предстою я пред Господом Иисусом Христом и вами. В искреннем признании своей немощи и недостоинства, с осознанием высоты и великой ответственности предстоящего призвания, всецело вверяю себя водительству непостижимого и всеблагого Божественного Промысла. Ободрение нахожу в словах духовного покровителя нашей святой обители священномученика Илариона, архиепископа Верейского: «Господь милосердый да примет душу мою, сию малую лепту, вметаемую в сокровищницу Церкви для употребления на общую пользу. Воля Господня да будет» (Из речи при наречении).

Мысленно оглядываясь на пройденный до нынешнего дня путь, могу лишь вознести благодарения Господу за ниспосланные мне незаслуженные и великие благодеяния и за людей, через которых эти милости были явлены.

Тридцать три года назад Господь сподобил меня принять святое крещение, переродившее всю мою жизнь, и сразу после этого привел в Псково-Печерский монастырь, ставший моей духовной родиной. От всего сердца я сегодня хотел бы поблагодарить тогдашних — и отошедших ко Господу, и ныне здравствующих — насельников этой древней обители, и в первую очередь архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Они открыли для меня бесконечную любовь Божию к Своему созданию и не сравнимое ни с чем ощущение присутствия всемогущего Божественного Промысла в нашем мире. Самой своей жизнью эти подвижники показывали, каким может и должен быть человек: христианином — свидетелем Христовым и искренним Его учеником; монахом — находящим Бога в путях покаяния, молитвы и смиренного послушания Божественной воле; и, наконец, истинным пастырем — безраздельно живущим ради Христа и Святой Его Церкви, самоотверженным служителем Царствия Небесного и народа Божиего.

Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего.

Искренне благодарю я и наместников, при которых проходила моя монашеская жизнь: архиепископа Гавриила (Стеблюченко) и почившего архимандрита Романа (Жеребцова), наместников Псково-Печерского монастыря, а также архимандрита Агафодора (Маркевича), наместника московского Донского монастыря.

Особо от всего сердца благодарю моих собратий — насельников московского Сретенского монастыря, а также воспитанников и преподавателей Сретенской духовной семинарии, многочисленных наших прихожан. Вот уже двадцать два года Господь дает мне счастье быть вместе с ними, молиться и участвовать в возрождении нашей любимой обители.

Хотелось бы выразить чувства глубокой благодарности почившему Патриарху Алексию. Поблагодарить отошедшего ко Господу митрополита Лавра и ныне здравствующих архиереев и священников нашей Церкви в России и зарубежье, с которыми довелось трудиться в деле церковного воссоединения.

В те незабываемые годы, когда велись долгие и сложные переговоры с Зарубежной Церковью, Господь сподобил меня ближе познакомиться с Вами, Ваше Святейшество. Тогда я увидел, как спокойно, не обращая внимания ни на какие, даже самые активные, внешние факторы, Вы с полной отдачей исполняли возложенную на Вас миссию. Признаться, в те дни некоторые участники переговоров, в том числе и я, не смогли сразу понять и оценить всю мудрость, системность и дальновидность Вашего подхода к решению задач Церкви. Иногда казалось: быть может, что-то излишне усложняется, на что-то можно вообще не обращать внимания, что-то допустимо сделать побыстрее. И только теперь, когда минуло более восьми лет со дня подписания канонического Акта о воссоединении, вдруг понимаешь: слава Богу, а ведь ничто за это время не смогло омрачить наши отношения с Зарубежной Церковью! И стало это возможным благодаря Вашей мудрой проницательности и благожелательной, но непреклонной настойчивости в решении вопросов и проблем, которых мы тогда либо не видели, либо не предавали им значения.

Ваше Святейшество! Позвольте принести Вам глубокую сыновнюю благодарность за оказанную мне великую честь избрания во епископа Христовой Церкви. Приложу все силы, чтобы оправдать Ваше доверие и доверие Священного Синода. Прошу Вас вознести свои святительские молитвы, дабы мне достойно проходить архипастырское служение в Церкви Христовой.

Владыка Антоний

  • 1991-1995 гг. - учился в средней школе № 19, г. Тверь
  • 1995-2002 гг. - учился в Тверском лицее, окончил в 2002 г. с золотой медалью.
  • Во время учебы в школе нес послушание алтарника и иподиакона в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.
  • В 2002 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Во время обучения нес послушания сотрудника сайта Санкт-Петербургской духовной академии и преподавателя факультативного курса английского языка. Регулярно представлял Санкт-Петербургские духовные школы на различных конференциях и семинарах.
  • В 2006 г. участвовал в работе семинара молодежной организации «Синдесмос» в Брюсселе, Бельгия. В 2004-2007 гг. ежегодно принимал участие в работе летнего православного молодежного лагеря в Потамитиссе, Кипр, в качестве переводчика и руководителя русскоязычной делегации.
  • В октябре 2006 г. пострижен во чтеца в академическом храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
  • В марте 2007 г. направлен для прохождения стажировки на православное отделение богословского факультета Университета Йоенсуу (Финляндия), во время учебы нес послушание благочинного Иоанно-Богословского храма при духовной семинарии Финской Православной Церкви.
  • В июне 2007 г. по возвращении в Санкт-Петербург успешно защитил дипломную работу за курс семинарии на тему «Эсхатология в мировых религиях».
  • 17 июня 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Решением преподавательского совещания принят в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии без сдачи вступительных экзаменов.
  • В сентябре 2007 г. назначен стажером службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • С октября 2007 г. - референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
  • В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии.
  • С 5 февраля 2009 г. - личный секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
  • 5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
  • 8 марта 2009 г. Святейшим Патриархом рукоположен во иеродиакона в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.
  • С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. - руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси.
  • 3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника.
  • 5 июня 2010 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по первому разряду.
  • Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года назначен клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима.
  • Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. освобожден от должности клирика Николаевского храма в Риме и назначен настоятелем ставропигиального храма в честь святой великомученицы Екатерины в Риме.
  • 12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии.
  • 18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.
  • 7 октября 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.
  • 22 октября 2015 года избран епископом Богородским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, также назначен руководителем Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии, и управляющим приходами Московского Патриархата в Италии
  • Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни.
  • 26 октября 2015 года в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря города Москвы состоялась хиротония архимандрита Антония во епископа Богородского
  • 28 октября 2015 г. назначен настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва
  • 24 декабря 2015 года решением Священного Синода включён в состав Высшего Церковного Совета
  • 29 июля 2017 г. решением Священного Синода освобождён от должности управляющего Италийскими приходами Московского Патриархата и настоятеля ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в Риме
  • 11 сентября 2017 г.- назначен временно управляющим Берлинской епархией
  • 28 декабря 2017 года назначен управляющим Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями с титулом «Венский и Будапештский» с освобождением от управления Берлинско-Германской епархией и также назначен временным управляющим приходами в Италии
  • 1 февраля 2018 г. - в Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведён в сан архиепископа

Награды Православной Церкви :

Вторник, 27.10.2015





26 октября 2015 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь г. Москвы.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери.

Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Виктор; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; архиепископ Петергофский Амвросий; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; протоиерей Вячеслав Бачин, настоятель Свято-Николаевского старвопигиального прихода г.Рима; архимандрит Амвросий (Макар), настоятель Свято-Амвросиевского прихода г.Милана; клирики храма святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Афанасий (Потапов) и иеромонах Амвросий (Мацегора), настоятель прихода святых Жен-мироносиц в Венеции протоиерей Алексий Ястребов; духовенство Москвы и Московской области.

На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в Российской Федерации Василе Соаре.

Среди молившихся были секретарь Синода Румынской Православной Церкви епископ Плоештский Варлаам, секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова) и наследницы обители, а также прибывшие из Рима прихожане храма святой великомученицы Екатерины.

Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской областной епархии (регент - священник Сергий Голев).

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Олега Курчатова, клирика храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Кирилл Сладков, благочинный церквей Луховицкого округа Московской областной епархии.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Богородского Антония на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Церкви совершил славление Иверской иконе Божией Матери.

Затем Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Ювеналий. Вручая Его Святейшеству список Тихвинской иконы Божией Матери, владыка Ювеналий, в частности, сказал:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Позвольте выразить глубокую сердечную благодарность Вам за Ваше Первосвятительское посещение обители и совершение здесь Божественной литургии. С благодарностью Богу мы можем сказать, что Матерь Божия, Великая Игумения этого монастыря, постоянно проявляет всемерную помощь и заступление во всех сторонах его жизни. И я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за то, что по Вашему благословению и по распоряжению нашего Президента сейчас осуществляется историческая реставрация нашей древней обители.

Некоторое время назад по каналу «Союз» я видел трансляцию Вашего юбилейного богослужения по случаю 500-летия Успенского собора Тихвинской обители. И я вспомнил рассказы матери почившего митрополита Никодима, как по материнским молитвам перед Тихвинским образом ее умирающий сын, младенец, получил чудесное исцеление. Владыка Никодим очень часто вспоминал об этом, и когда его назначили начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, он взял с собой список Тихвинской иконы. И мне подумалось, Ваше Святейшество, что Вам в этот торжественный для всех нас день будет приятно получить Тихвинский образ Божией Матери. Примите, Ваше Святейшество, с просьбой о святых молитвах за всех нас, и да хранит Вас Господь на многая и благая лета».

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником, очень значимым для города Москвы и для всей Русской Церкви. Мы сегодня вознесли особые молитвы перед Иверской иконой Божией Матери, которая является Вратарницей, хранительницей нашей столицы. Замечательно, что именно в этом монастыре сегодня пребывает список чудотворной иконы, принесенный в древние времена в Москву и сам ставший чудотворной святыней. Вопреки всякой логике образ был изъят у Церкви и находился в музее, а мы знаем, как те, кто хранит святыни в музеях, порой не желают с ними расставаться, подчеркивая их особое художественное значение. Но ведь все эти образа были написаны не для выставочных залов, а для храмов Божиих. Замечательно, что Иверский образ Пресвятой Богородицы был возвращен верующим, и в торжественном действе здесь, в этом храме, принял личное участие Президент нашей страны.

Радуюсь всему тому, что происходит в обители. Осуществляется научная реставрация, которой никогда не было за всю историю монастыря, даже в относительно благоприятные для Церкви дореволюционные годы. Сегодня обитель не просто возрождается, - она становится, может быть, даже лучше, чем первозданная, без всякого новодела и без всякого вмешательства в архитектурный и художественный замысел ее творцов.

Надеюсь, в этих возрожденных стенах будет и дальше развиваться монашеская жизнь. Много доброго делается здесь сестричеством во главе с матушкой Маргаритой, и надеюсь, все это будет еще более приумножено. Новодевичья обитель - это столичный монастырь, а от того, как живут столичные монастыри, во многом зависит духовный климат Первопрестольного града. Поэтому просил бы всех сестер трудиться дерзновенно, не жалея сил, памятуя о том, что труды во благо Церкви Христовой всегда отображаются в нашей жизни многими благами, ниспосылаемыми Самим Господом».

Святейший Владыка поздравил также митрополита Ювеналия с 80-летием со дня рождения, сказав:

«Господь дал Вам физические и духовные силы, и в своем возрасте Вы замечательно исполняете все возложенные на Вас Церковью послушания, никогда от них не отказываясь, хотя нередко это сопряжено с поездками, с решением трудных, порой весьма деликатных задач. Мы все очень ценим, что Ваше более чем 40-летнее пребывание в Священном Синоде обеспечивает преемственность поколений. Важно, чтобы обновлялся епископат, но плохо, если через это обновление будет разрываться преемственность. В епископате должна не умирать, а обновляться историческая память, иначе Церковь может потерять ориентиры в круговерти нынешних непростых времен.

Историческая память помогает нам не только анализировать происходящее, но и отталкиваться от опыта предыдущих поколений. Ваши духовные наставники, имевшие своими учителями иерархов нашей Церкви второй половины XIX века, хорошо знавшие дореволюционную жизнь Церкви, передали свои знания Вам и Вашему поколению. А в Церкви ничто не забывается, но тщательно передается, - отсеивается ненужное, опасное и сохраняется то, что не теряет своей актуальности.

Вот почему мы так ценим Ваше участие в работе Священного Синода. Я хотел бы от всего сердца, дорогой владыка, пожелать Вам еще долгих-долгих лет жизни, крепости сил, способности совершать Божию службу и нести все те послушания, которые на Вас возлагаются Церковью. А в память о замечательном событии, связанном с Вашей жизнью, хотел бы преподнести Вам две панагии и крест. Пусть Господь по молитвам Его Пречистой Матери, Которую Вы так почитаете и Которая пребывает здесь Своим чудотворным образом, хранит Вас на многая и благая лета!»

По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил восстанавливаемый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи близ восточной стены Новодевичьего монастыря.

Святейшего Владыку сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), заместитель префекта Центрального административного округа В.И. Курочкин, заместитель генерального директора по науке Музеев Московского Кремля А.Л. Баталов, председатель совета директоров Балтийской строительной компании И.А. Найвальт.

Летописи относят основание храма Усекновения главы Иоанна Предтечи к 1525 году - ко времени строительства Новодевичьего монастыря. Вначале церковь была деревянной и была приписана к Новодевичьему монастырю, а в середине XVI века ее перестроили и вместо нее возвели каменный шатровый храм. Посвящение престола храма Усекновению главы Иоанна Предтечи связано с небесным покровителем царя Иоанна Васильевича. В годы Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь был занят армией Наполеона и подвергнут осквернению, храм Усекновения взорван.

Решение о воссоздании Предтеченского храма было принято в год 200-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года при поддержке Президента России В.В. Путина. 11 сентября 2012 года, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение закладного камня в основание храма Усекновения главы Иоанна Предтечи на месте, где как показали археологические раскопки, он находился.

8.11.2015
Николай Каверин

I

Многих ревнителей не по разуму, неверно понимающих саму суть экуменизма, почему-то сильно волнует перспектива возможности будущей встречи Патриарха Московского и Папы Римского. В этом ими видится коварная «апостасия» Русской Православной Церкви и чуть ли не измена Православию.

На самом деле никакого вероотступничества в самой встрече Патриарха и Папы, если таковая состоится и при этом не будет их совместного сослужения или совершения каких-либо совместных церковных обрядов, не будут подниматься вопросы о пересмотре канонов или вероучительных истин Православия (а в этом и заключается суть экуменизма!) естественно нет. Неужели уж и вправду мы боимся, что Патриарх наш при таком дипломатическом саммите на высшем церковном уровне примет католическую веру и объявит унию? - «Не смешите мои тапочки», как любит говорить «знаток» русских пословиц и поговорок американский журналист Майкл Бом. Поистине, назидает таких горе-ревнителей псалмопевец, «тамо убояшася страха, идеже не бе страх ».

Так пусть Патриарх Московский встретится во время благоприятное с Римским понтификом, пусть они побеседуют, например, о недопустимости однополых браков, о всё возрастающем диктате евроатлантического гей-сообщества, об усилении международной практики усыновления русских детей однополыми парами, о вмешательстве в государственные, общественные и семейные уклады нигилистских неправительственных коммерческих организаций, манипулируемых американскими сетями и спецслужбами, о всём этом либеральном тоталитаризме содомского Запада с его европейскими «ценностями», против которых Россия стала надеждой мiра и последним оплотом истинного христианства , противостоящая сатанинскому проекту уничтожения человеческого рода как такового. Ведь масонский Проект Всепланетарной Либеральной Идеи, которая все более превращается в либерально-фашистскую диктатуру с ее гуманитарными бомбардировками с целью насаждения демократии во всех частях света, был зачат на Западе, окормляемом много веков Ватиканом. Да и все три агрессии Евросоюза на исторические территории России (1812, 1941, 2014 гг.) происходили под благородным видом евроинтеграции восточных схизматиков, советских унтерменшей, ватников и колорадов в западноевропейскую христианскую цивилизацию с их исконно европейскими ценностями: свободы, равенства и братства, национал-социализма и фашизма, либерализма, гей-парадов, Charlie Hebdo и прочей содомитской толерантностью без границ.

И самое главное. Такая встреча может стать настоящим инновационным миссионерским креативом : возможно иной римо-католик после встречи Папы и Патриарха заинтересуется Православием и попросит принять его в лоно нашей Русской Церкви. А возможно и сам Римский понтифик в ходе этой встречи задумается о печальных плодах либеральных западноевропейских содомских «ценностей», порожденных как раз еврокатолической цивилизацией, о церковной истории, и в результате пересмотрит некоторые заблуждения Католической церкви как в догматическом плане, так и в мировом историческом процессе. И сбудется, наконец, заветная мечта наших штатных миссионэров: Папа со всей своей много-много миллионной паствой перейдет в Православие. А это уже будет совершенно иной геополитический расклад: «Ватикан наш»! И никакие санкции против РПЦ со стороны ЕС тут уже не помогут!

Так зачем же нам упускать такой уникальный миссионерский шанс , который предоставляется в ходе встречи Русского Патриарха и Римского Папы!?

N.B. Неужели, дорогие читатели, вы и в самом деле верите в подобный «миссионерский успех», на который рассчитывают иные церковные либералы?

II

Но существуют и реальные, не вымышленные экуменические соблазны и опасности. Вот одна из них.
22 октября 2015 года Священный Синод постановил избрать викарием Московской епархии с титулом «Богородский» архимандрита Антония (Севрюка) , а 26 октября за Литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

В связи с этой епископской хиротонией напомним о странном поведении о.Антония (Севрюка) на приеме у Римского понтифика 29 сентября 2011 года в составе делегации ОВЦС. Тогда в интернете появился видеосюжет, запечатлевший встречу делегации Отдела внешних церковных связей во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) с папой Римским Бенедиктом XVI и целование православными священнослужителями папской руки. Данный видеосюжет вызвал тогда немалый соблазн и недоумение у многих православных людей.


В ходе той встречи православные священники целовали руку главе Католической церкви и принимали от него благословение, а один из них даже просил папу: Bless me, please («Благословите меня, пожалуйста»).

На видеоролике видно, как иеромонах Антоний (Севрюк) после священника Димитрия Сизоненко (секретаря по межхристианским отношениям ОВЦС) целует руку папе. Митрополит Иларион говорит: - Это отец Энтони, он - новый настоятель храма св. Екатерины в Риме. Он был личным секретарем патриарха Кирилла в течение четырех лет. - Этот Энтони (Антоний по-нашему ) говорит папе: - Если однажды Вы сможете посетить нас, то это будет для нас огромная честь. - Снова благодарит папу и целует папе руку.

Эту крайне соблазнительную для многих православных христиан ситуацию разъяснил в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия 24» от 22 октября сам председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Его Высокопреосвященство митрополит Иларион (Алфеев) . По его словам, «в Ватикане существует определенный этикет , согласно которому те, кто посещают папу, целуют ему руку. Такой этикет существует и при многих других монарших дворах. Не надо забывать о том, что папа Римский является помимо того, что он глава Католической церкви, он ещё и монарх в своем государстве. Когда я его посещал, то члены сопровождающей меня делегации, - там были и священники и миряне, - спрашивали, как себя вести. Я это оставил на их усмотрение», - прокомментировал митрополит Иларион целование православными священнослужителями руки Римского понтифика.

Конечно, такое объяснение митрополита вызывает не меньшее недоумение, чем сам факт целования папской ручки. Православный христианин в своих делах, словах и мыслях должен, прежде всего, руководствоваться Священным Писанием и Священным Преданием. Разумеется, православные в мiре сем живут в окружении как инославных, так и иноверных, причем те и другие имеют свои устоявшиеся нравы и правила поведения, из которых складывается этикет. Нормы этикета могут и противоречить православной вере и благочестию, а посему не могут быть самодовлеющими для православного христианина. Говоря конкретнее, православный христианин должен отдавать себе отчет, не нанесет ли формальное следование нормам этикета урон его исповеданию и не станет ли соблазном для собратьев во Христе. Так это было испокон веков. Например, святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор прекрасно знали, как осуществляются официальные приемы у золотоордынского хана. Этикет требовал прохождения гостей через огонь (что знаменовало собой почитание этой неукротимой стихии и, скорее всего, было заимствовано из персидских культов), а также поклонение некоему изваянию. Святые мученики Михаил и Феодор были поставлены перед выбором: соблюсти этикет и тем самым отречься от Христа или соблюсти благочестие и тем самым вызвать гнев хана. Святые мученики выбрали второе, несмотря на то что хан был монархом , - и за это удостоились царствования на Небесах, т.е. истинного монаршества.

В Ватикане до недавнего времени тоже существовал своеобразный этикет. Лица, приглашенные к папе или просившие у него аудиенции, должны были припасть к его ногам и поцеловать его туфлю. Но так как этикет был нарочито одиозным (ведь папу посещали и высокие сановники из мусульманского мiра, которые, разумеется, этому не следовали), то от него мало-помалу пришлось отказаться.

Целование папской руки и испрашивание у него благословения является суррогатом отмершей нормы, а значит - не несет в себе никакого обязательного характера даже для светских лиц, а уж тем более для православного духовенства. Кстати сказать, ни Президент, ни глава Правительства, ни Министр иностранных дел Российской федерации (а уж последний в силу своей должности и статуса прекрасно знаком со всеми тонкостями дипломатического этикета ) при посещении в Ватикане Римского папы не лобызали папскую руку и не боялись тем самым нарушить «этикет».

Для Священного Предания Русской Православной Церкви Римо-католицизм - это нечеcтие, ересь (как, например, это следует из службы священномученику Патриарху Ермогену). А в нечестии отсутствует благодать как таковая, и никакой понтифик не способен ее преподать. Неужели православные священники из ОВЦС этого не знают? А если знают, - то зачем же они подходили к Римскому папе за мнимым «благословением»? Послужить суррогату? Ведь сам митрополит Иларион проговорился, что это оставляется на усмотрение членов сопровождающей его делегации. Значит, это вовсе не обязательный этикет, а изволение совести этих священников, в частности, о. Антония (Севрюка), которые этим поступком уже растоптали свой авторитет.

Но как это чуждо заветам тех святых, которые приняли и соблюли Православную Веру!

Приведем 32-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения».

Единственное, что можно пожелать новопоставленному епископу Богородскому Антонию, так это осознание истины о том, что чем выше сан он воспринимает, тем бóльшую ответственность пред Богом понесет.

Поистине «надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит » (Мф.18:7).


Благодатный Огонь