Тридеви — шакти Вишну, Шивы и Брахмы в матрице Мироздания. Какие есть типы посвящений? Шакти как милостивый аспект Бога

- (санскр., букв. мощь, сила), в инд. религ. филос. мысли божеств. сила, энергия, с помощью которой творится мир; выступает в персонифицированной и безличной ипостасях. Особенно известна Ш. как жена Шивы, мать мира, высшая творч. сила в её… … Философская энциклопедия

- (санскр. сила энергия), понятие индийской религии, женское творчески энергетическое начало; шактизм (почитание Шакти) получил наибольшее развитие в тантризме и шиваизме, где Шакти персонифицируется в образе одной из ипостасей супруги Шивы (Деви,… … Большой Энциклопедический словарь

- (санскр. мощь, сила), в индийской философии божественная сила, энергия, с помощью которой творится мир. Выступает как в персонифицированной, так и безличной ипостасях. Особенно известна Шакти как жена Шивы, мать мира, высшая творческая сила в ее… … Религиозные термины

Деви, кали, дурги, энергия, сила Словарь русских синонимов. шакти сущ., кол во синонимов: 7 богиня (346) … Словарь синонимов

- (жен.) власть, сила, энергия Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

- (др. инд. ςakti, «сила»), в индуистской мифологии творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги. В индийских мистических учениях женское начало рассматривается как активный принцип; благодаря ему бог супруг манифестирует… … Энциклопедия мифологии

- (санскр. сила, энергия), понятие индийской религии, женское творчески энергетическое начало. Шактизм (почитание шакти) получил наибольшее развитие в тантризме и шиваизме, где шакти персонифицируется в образе одной из ипостасей супруги Шивы (Деви … Энциклопедический словарь

Шакти - (Shakti) Буквально: сила, способность. В первую очередь, так называют фундаментальные силы, действующие и обнаруживаемые в проявленной Вселенной. Как считается, они происходят из единой основы и источника всего бытия, высшего и единого Брахмана… … Словарь йоги

Шакти - (сскр.) во хиндуизмот: 1. творечкиот, активниот, родителскиот аспект на Божјата глава (Шива Шакти) Божествена мајка 2. сопруга на Брама, Вишну или Шива се вика и Деви, Дурга, Кали итн … Macedonian dictionary

- (санскрит. Çakti сила, могущество) в индийской позднейшей мифологии воплощение и олицетворение творческой или разрушительной способности того или другого божества, преимущественно Шивы, в виде парного ему божества женского пола, богини супруги.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Шакти Гавейн. Мысли света. Георгий Сытин. Мысли, создающие жизнь без старения (комплект из 2 книг) , Шакти Гавейн, Георгий Сытин. Вашему вниманию предлагается комплект из двух книг: "Мысли света" Шакти Гавейна и "Мысли, создающие жизнь без старения" Георгия Сытина…
  • Доверять себе. Путь к свободе и самовыражению , Шакти Гавэйн. Аннотация Эта книга, написанная Шакти Гавэйн в 1986 году, стала источником вдохновения для миллионов читателей по всему миру, которые, следуя ее советам, решились на путешествие вглубь себя и…

Шиву индусы именуют Махадевой, великим Богом. Если верна догадка, что печати, найденные при раскопках доарийских городов, изображают именно Шиву, то, следовательно, его чтили в стране очень давно (9). Мифы связывают Шиву с Гималаями и наделяют именем Пашупати, Владыки скота, из чего можно заключить, что первоначально он был покровителем горных пастухов.
Арьи отождествили этого туземного бога со своим Рудрой (Ревущим), повелителем грозы и бури. Однако в ведический период он затерялся в толпе бесчисленных божеств, и о нем долго почти нигде не упоминают. Столетия спустя в Махабхарате появляется сказание о том, как Шива силой отвоевал себе место среди богов(10). И наконец индуизм провозглашает его олицетворением божественного могущества.
Хотя Шиву изображают человекоподобным, образ его далеко выходит за чисто человеческие пределы. Он не просто небесный великан, подобный Индре или богам Гомера; в нем стали чтить то неисповедимое, грозное, внушающее трепет, что связывается со сверхчеловеческим и запредельным.
Символика шиваизма куда серьезней, чем может показаться. Ведь величие галактических пожаров, пугающая бездонность космоса - ничто в сравнении с непостижимой реальностью их Творца. Даже Библия, столь далекая от натурализма, учит о Боге как об "огне поядающем". Но в шиваистских образах слишком сильны стихийные и даже демонические элементы. В итоге "страх Божий", священное благоговение, становится непереносимым ужасом, когорый вселяется в душу человека от самой мысли об этом природном Божестве (11). Разрушитель миров, Шива представляется индусу страшным и подавляющим воображение. У него синий лик, обрамленный извивающимися змеями, его украшает ожерелье из черепов. Его называют Натараджа, "танцующий царь", ибо его экстатическая пляска несет конец всему преходящему. То, что в мироздании нет ничего незыблемого, обусловлено характером Шивы.
Может показаться странным, что Шиву называют также и "благим", и "создателем". Однако этот парадокс объясняется тем, что в глазах индуса разрушение не есть полный конец, но составляет лишь фазу в бесконечном космическом круговороте. Все распавшееся по воле Шивы не исчезает, а входит в царство божественного Покоя. Поэтому к нему обращались с такими словами.

Ты произвел этот тройственный мир Со всем, что подвижно и что неподвижно, В Тебя же, Владыка, все уходит по истечении юг. (12)

Шива как бы несет в себе загадочное двуединство эроса и смерти, которое человек наблюдает в природе. Это бог буйный и неистовый; праиндийцы, вероятно, поклонялись в его лице производительной силе бытия. Поэтому эмблемой его стал, как и в Финикии, фаллос, или лингам. В одном из гимнов Шива прославляется как "могучий телец", и не случайно греки отождествляли его с Дионисом (13). Он дарует не только опьянение жизнью, но и власть над ее энергией. Вот почему Шиву называют "Великим йогом", наставником аскетов, которые добиваются обладания мировой праной.
Таким образом, в Махадеве запечатлелась двуликость Природы, рождающей и истребляющей, внушающей одновременно страх и благоговение. Но еще яснее это проявляется в женской ипостаси Шивы Шакти.
Она издавна почиталась в Индии как Богиня-Мать, которая, соединяясь со своим божественным супругом, давала жизнь всем существам (14). Прорастание растений, половая энергия животных и человека - область ее владычества. Идея космической сексуальности символизируется знаком "йони-лингама" и, вероятно, нашла отражение в священной формуле индусов: "Ом мани падме хум"(15).
Образ Шакти во многом был ближе и понятнее, чем образ неприступного Шивы. Шакти мыслилась не просто богиней, но сверхбогиней, Махадеви. Культ ее временами приобретал форму "женского монотеизма". Уже у первобытных народов высший Бог иногда назывался Матерью. Эмоциональные корни этого понять нетрудно: "Мать" представлялась существом более близким и любящим, чем "Отец". Кроме того, в религиях, которые считали мир не творением, а порождением Сущего, было так естественно обратиться к Его "материнскому" образу. Для того, чтобы почувствовать дух поклонения Шакти, достаточно вспомнить слова Рамакришны, воспевавшего в своих гимнах Мать Вселенной. Его молитвы проникнуты такой теплотой, искренним восхищением и преданностью, что их можно сравнить лишь с самыми возвышенными проявлениями благочестия. Объясняя смысл культа Шакти, Рамакришна говорил: "Моя Мать, первичная Божественная энергия, находящаяся внутри мира явлений и вне его. Дав рождение миру, она живет в нем"(16). Подобные представления знакомы и Западу (культы Деметры и Кибелы, идеи Софии и "Вечной женственности").
Однако в шактизме есть и другой аспект, тесно связанный с мистическим эротизмом учения тантры, которая коренится в земледельческой магии. Пытаясь подчинить природные силы, люди искали способов слияния с ними. Поэтому обряды тантры превращались в своего рода "узаконенную раскованность", как это было в дионисизме. То, что в обычной жизни индус считал грехом, в ритуале становилось священным. Во время тайных тантристских действ участники их ели мясо, пили вино и обладали женщинами, тем самым надеясь войти в союз с космическими стихиями, заключенными в Шакти(17). Тантризм проник даже в йогу, которая ставила одной из своих целей взнуздать "змея Кундалини". Эту энергию отождествляли с самой богиней и верили, что именно она одаряет своих поклонников сверхъестественным могуществом.
В Шакти видели не только благословенную Мать, Парвати, светлую зарю Ушас, но и жуткое существо, подобное Природе, пожирающей своих детей. Тогда ее именовали Дургой (Неприступной) и Кали (Черной). Ее многорукие изваяния, особенно распространенные на юге Индии, напоминают чудовищных мексиканских идолов.
Эта неоднозначность культа Шивы-Шакти была связана не только с попыткой представить непредставимое, изобразить сверхчеловеческое, но прежде всего с тем, что индуизм не отделял Бога от природы. Любовь и священный трепет рождались в подлинно религиозном переживании, в то время как обоготворение естественных сил влекло за собой замутнение нравственного сознания. Подобно тому как стихии не знают ни греха, ни добродетели, так Шива и Шакти нередко представлялись богами внеэтическими. В одном из текстов тантры этот релятивизм выражен с предельной ясностью:

Все равно, что друг, что враг;
Что дочь, все равно, что жена;
Все равно, что шлюха, что мать;
Что прачка, все равно, что брахманка,
Все равно, что лохмотья, что богатый наряд,
Что алмаз, все равно, что навоз;
Все равно, что ад, что рай;
Что грех, все равно, что заслуга (18).

Точно так же в Китае пантеист Чжуан-цзы рассматривал мораль как второстепенную условность, изобретенную людьми для собственного удобства(19).
Неудивительно, что подобные взгляды, пусть даже сильно смягченные, могли давать повод к злоупотреблениям. Уже в древности многие индусы смотрели на тантриков с отвращением и подозрительностью. И хотя обвинения против них чаще всего были основаны на непонимании, легко представить, как этот натуралистический и магический культ приводил к извращенным эксцессам, оргиям и демонизму.

9. См.J. Масkау. Еаrlу Indus Civalization. London, 1948, р. 67, Я. Гусева. Индуизм М., 1977, с. 90 сл.
10. Махабхарата XII, 284.
11. В своих лекциях по философии культа о П. Флоренский сделал попытку богословски истолковать христианское понятие о "страхе Божием", но странным образом исходил только из религиозной психологии ветхозаветного и даже языческого мира (см. БТ, т. 17, М, 1977, с. 88 сл). Более убедительная интерпретация проблемы "религиозного страха" дана в написанной в те же годы работе Р. Отто "Священное" (англ. пер. R. Оtto. Тhе The Idea of Holy. London, 1959).
12. Махабхарата, III, 81, 109.
13. Аррчан. Индика, VII, 4-9; Страбон. География, XV, 1, 8. Примечательно, что фигура из Мохенджо-Даро (III тыс. до н. э.), в которой обычно видят Шиву, украшена рогами. Это лишний раз указывает на сходство Шивы с богом-быком Вакхом.
14. По словам Д. Сармы, "шактизм есть, несомненно, результат арианизации массы неарийских культов и древних верований" (D. Sarma. Hinduism, р. 30).
15. Пуссен указывает на то, что "мани" и "падма" первоначально означали женские и мужские гениталии и соединение их символизировало космическую сексуальность (J.Наstings. (ed.) Encyclopedia of Religion and Ethic, v. XII, р. 196).
16. Провозвестие Рамакришны, с. 107.
17. См.: Д. Чаттопадхьяя. Локаята даршана. Пер. с англ. М. , 1961, с. 344 сл. Хотя тантрическая литература относится к средневековому времени, истоки тантризма и культа Шакти гораздо древнее Вед. Отождествление со стихиями через ритуал вкушения и обладания восходит к культам, в которых магия переплеталась со страстным стремлением обрести единение с Божеством. См. о подобных обрядах в первобытной религии. Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 160 сл.
18. Цит по: А Пятигорский. Тантризм.-ФЭ, т. 5, с. 181.

Шива («благосклонный», «милостивый», «благой») - в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно Шива-пуране, является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской (дравидийской) мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадев. Также является основателем Йоги.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

Функции
В шиваизме является верховным богом, творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;
в других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла - махаюги, с целью создания пространства для нового творения;
считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа;
имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа);
его свита - духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.

ШАКТИ
Ша́кти (санскр. शक्ति śakti? - мощь, сила) - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы.

В индуизме каждый бог имеет свою шакти, и все вместе они представляют Личности (персонализации) и Силы (энергии) единого Брахмана.

Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют богиню, супругу бога Шивы. Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви, Бхавани, Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.

Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шива - это один из трёх главных богов индуистского пантеона (два других - Вишну и Брахман).
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
Шива - это Сила, разрушающая Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
Шива - это космический мужской принцип.
Шива - это высшее сознание человека.
Шива - это сила, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Шива - это название высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

Есть и другие значения слова Шива.

Шакти - это великая вселенская бесконечная Божественная энергия, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.
Шакти - это Божественная Мать.
Шакти - это проявленный мир.
Шакти - это Мать-Природа.
Шакти - это богиня индуистского пантеона, супруга бога Шивы.
Шакти - это внутренняя энергия человека.
Шакти - это космический женский принцип.
Шакти - это женское начало человека, его женская половина.
Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу.

Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура, Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

О Шиве и Шакти

· ...Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь - две разные вещи и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива - одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. Всюду пребывает Божественная Форма, Всюду - Шива-Шакти... Всюду - Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой... (из "Тирумандирама")

· ...О Шакти! Ты - солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, Ты - источник сладости осознавания, текущий для неведения, ...ради которого стоило погружаться в океан рождений и смертей... Ты - единственная, кто даёт свободу от страха и исполняет желания... О Хранительница миров! Ты способна подарить больше, чем мы способны пожелать... Поистине счастливы те, кто поклоняются Тебе, волне сознания и блаженства, чья обитель - то ложе, на котором пребывает Высший Шива... О Божественная, пронзившая землю в муладхаре, воду в свадхистане, огонь в манипуре, воздух в сердце, эфир над сердцем и сознание меж очей и так идущая вверх - в тайном лотосе сахасрары ты наслаждаешься со своим повелителем Высшим Шивой... (из "Ананда лахари")

БУДДА

, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности . Шакти — это Богиня-мать . Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу . Шакти называют Богиню , супругу бога Шивы .

Шакти — это внутренняя энергия человека . Шакти — это космический женский принцип . Шакти — это женское начало человека, его женская половина.

Шакти — это женщина-партнёр практикующего тантрическую йогу .

  • Сарасвати — богиня мудрости, знания; супруга Брахмы
  • Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья; супруга Вишну
  • Парвати (или Дурга) — богиня времени, власти, духовной реализации; супруга Шивы »

Рассмотрим каждую «супругу » в отдельности :

Рис. 2. Лакшми , богиня красоты и удачи дэви , шакти богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья, грации, красоты и обаяния. Мантра – молитва Лакшми : ॐ श्रीं ह्रीं क्लीं त्रिभुवन महालक्ष्म्यै अस्मांक दारिद्र्य नाशय प्रचुर धन देहि देहि क्लीं ह्रीं श्रीं ॐ । — Om Shring Hring Kling Tribhuvan Mahalakshmyai Asmaakam Daaridray Naashay Prachur Dhan Dehi Dehi Kling Hring Shring Om .

Относительно реки, послужившей прототипом для обожествления, индологи не могут прийти к единому мнению. После того, как древняя река пересохла или изменила русло, богиню Сарасвати перестали связывать с рекой, отныне она супруга Брахмы и покровительница искусств и наук. Ей приписывают изобретение санскрита и алфавита деванагари .

Иконография

Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана ) в прекрасной позе (лалитасана ): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго — в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками . В её руках:

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и ее руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством ее передвижения (ваханой) является лебедь, а ее эмблема — шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра ). Иногда ее изображают стоящей».

Парвати переводится с санскрита как «Горная », так как она считается дочерью Химавана (англ.), владыки гор и персонификации Гималаев . Другие её имена, связанные с горами: Шайладжа Дочь гор »), Гирираджапутри Дочь царя гор »).

Происхождение

Согласно легенде, первая жена Шивы , Сати , совершила обряд самосожжения, и спустя некоторое время возродилась в образе Парвати (в других вариантах носила имя Ума ), дочери Химавата и апсары Менаки .

Рис. 5. Парвати и Шива .

Иконография

На картинах Парвати изображается в виде прекрасной женщины с обычным количеством рук и ног . Ей приписывается совершение лишь немногих чудес. Однако, когда эта богиня появляется в обличье Дурги , Кали и других, в ней просыпаются божественные способности, и обнаруживаются характеристики, отличные от тех, которыми обладает Парвати. Отсюда можно сделать вывод, что изначально это были отдельные божества, сегодня объединенные в одно целое».

У Господа Шивы есть еще и другие «супруги» — шакти :

Рис. 6. Сражение Дурги и демона Махиши — оружие , подаренное ей каждым из богов: трезубец Шивы, чакрам Вишну , лук Ваю , ваджру Индры и др.

Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон в процессе адаптации индуизмом народных верований, в частности культа Великой богини-матери , олицетворения созидательных и разрушительных сил природы. В шиваизме и тантризме рассматривается как шакти Шивы — манифестация его творческой энергии.

В мифах Дурга выступает как богиня-воительница, сражающаяся с демонами , защитница богов и мирового порядка. Один из самых известных её подвигов, в состоянии гнева (которое почитается как отдельный образ Дурги богиня Чанди ) — уничтожение в поединке демона Махиши , низвергнувшего богов с небес на землю и который не мог быть побеждён ни мужем, ни животным.

По преданию Дурга живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.

Рис. 7. Изображение Дурги в танце.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие . Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию. Мантры, посвященные богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.

Рис. 8. Статуя Махишасуры на холмах Чанмуди в Майсуре . Махишасу́ра — асура , персонаж индуистской мифологии , убитый богиней Дургой .

Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического , вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре » сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа ». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита . Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело », анахате («сердечная чакра »). Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота — не только очарование, это также ужас и даже смерть . Кали — недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену . Только то, что является бессмертным , может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится . Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной .

Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.

Рис. 9. Изображение богини Кали и Шивы .

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас .

В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.

Бог Калима или Богиня Кали может сказать о себе: «для мужчин я богиня, но для женщин я есть бог».

Богиня Кали по своей природе может позволить достойному иметь жизнь вечную, а также и даровать ему смерть без особых страданий и мук, по его же прошению в форме письма или по устной молитве».

Стремится быть яркой, запоминающейся, привлекая к себе тем самым восхищенные взгляды окружающих. Но, как показывает практика, не найдя в себе творческую силу Шакти, раскрыться полностью, почувствовать свое внутреннее могущество и гармонично взаимодействовать с миром не так просто. Как поймать эту волну женской мудрости и лучших качеств, что это даст и с чего начинать - обо всем этом вы узнаете далее из статьи.

Понятие Шакти

В религиоведческих энциклопедиях и толковых словарях термин «Шакти» очень многозначный. Им называют вселенскую Божественную которая является творящим могуществом океана Это богиня, мать, символизирующая мир, семейную благодать, животворящий поток человеческих возможностей.

Знаете ли вы? Индусы глубоко убеждены, что в человеческом теле воедино сливаются пять стихий: вода, огонь, воздух, земля, эфир. После смерти они должны снова попасть в природу. Исходя из таких убеждений в Индии принято кремировать тела усопших .

В некоторых источниках шакти трактуется как сама Природа, женское начало и принципы, которые заложены в космосе. Это мужское вдохновение. Именно разные его формы и проявляются в достижении устремленности к чему-то новому, . Этот мужской стимул во внутреннем мире слабого пола заключается в возможности наполнении себя самой и своей второй половинки. А внешняя сторона шактизма выражается в осознанном деторождении, воспитании нового поколения, создании домашнего уюта и тепла.

В узком понимании Шакти - это жена бога Шивы в индуизме. С течением времени это понятие трансформировалось и обобщило всю женскую энергию. Сегодня шакти - это еще и партнерша практикующего йогу мужчины.

Характерно, что каждое божество «вечной религии» в Индии имеют свою шакти, или, как ее еще называют, деви. Только вместе они олицетворяют Силу, Энергию.

Знаете ли вы? Религиоведы насчитали около восьми с половиной миллионов богов и богинь в индуизме. В какое божество верить, каждый выбирает сам.

Шакти и Шива - половинки одного целого

Шива, помимо Вишну и Брахмы, является одним из главенствующих богов индуистского пантеона. Он символизирует мужские космические начала и высшее человеческое . Это божество не может быть совершенным без своей Шакти. Вместе они находятся в бесконечном тесном слиянии, являя тем самым параллельные, но разные, аспекты единой реальности.

Эти два противоположных начала дополняют друг друга, служат наполнением и вдохновением. Ведь не зря же говорят, что Шакти пока на нее смотрит Шива.

Во многих источниках попадаются изображения одного божества, разделенного на две половины. Одна из них - это Шива, а другая - Шакти. Также встречаются картинки, где Шива сидит в а Шакти присела у его ног и познает от мужа секреты тантры. В Тарапите, что расположен в 200 километрах от Мунгера, можно увидеть изображение, где Шакти кормит грудью Шиву либо разъяренную Кали, под ногой которой лежит Шива.

Подобные взаимоотношения между этими двумя началами, по мнению культурологов, передают разные этапы в человеческой эволюции и пробуждении Сознания.

Знаете ли вы? Индуистская религия очень почитает животных. Так, все главенствующие боги этого верования всегда изображались с каким-то из своих покровителей: Шива - со змеей на шее, Вишну - верхом на льве, Ганеша - со слоновьим хоботом, а Хануман - в виде обезьяны.

Философы говорят о трех стадиях женского пробуждения, что подтверждается на приведенных выше рисунках. Сначала Шакти была ученицей, а Шива выступал в роли ее гуру. Но со временем эта взаимосвязь трансформировалась в равнозначную . В итоге два божества объединило одно тело, дух, идея. А на конечном этапе этих перевоплощений Шакти заняла главенствующую позицию, подчинив себе Шиву и все мужское начало.

Шакти как начальная сила мироздания

В восточном мире женщине как хранительнице домашнего очага отводится важнейшая роль. Ее значение над превозносит и . Это вовсе не является поводом трактовать подобную позицию в социальном значении. Речь идет о духовном развитии человека. Но в нынешней цивилизации современные культуры частично утратили истинную . И чтобы возобновить ее былое положение, понадобится в корне пересмотреть все мировоззрение людей.


В этом смысле Шакти предстает в образе богини любви и пробуждающей внутренний потенциал силы. Наверное, поэтому в сознании женщин эти процессы происходят намного быстрее и легче, чем у мужчин.

Важно! В отношениях между мужчинами и женщинами принципы взаимосвязи Шивы и Шакти отображаются в том, что слабый пол всегда выступает в роли инициатора, а сильный берет на себя лишь соучастие. Если мужчине все-таки удалось достичь вершин своего сознания, то без женской помощи он не сумеет донести это до окружающих.

Сильный пол неспособен вынести из своих глубин глубокие переживания. К тому же, как утверждают психологи, у женщины энергия шакти делает их ранимыми, восприимчивыми, а психическая суть предрасполагает к духовному сознанию. Внешне это выражается интересом к всему нежному и прекрасному, а также в сострадании к беззащитным индивидуумам.

Шиваиты в одинаковой мере поклоняются и Шакти. Ведь ее считают главным переносчиком энергии, а мужчина является всего лишь средой. Подобное убеждение вполне объясняет, почему в Индии существует 64 храма, которые посвящены отдельному аспекту женской энергии.

Она проявляется в разных формах, называемых индуистами раджараджешвари. Например:

Важно! На первых этапах самосовершенствования эффективными будут инструменты хатха-йоги. На этом пути следует двигаться начиная с шести очистительных действий (шаткармы). Только когда вы начнете очищать свое тело, начнется разгрузка сознания, в первую очередь это проявится снятием психоэмоциональных блокировок.

Приближаясь к повседневным реалиям, специалисты советуют перенести историю Шивы и Шакти на свое мировоззрение и через эту призму трансформировать свое сознание. На первый взгляд это кажется неподъемной глыбой. Да, трудно всегда там, где нужно много работать над собой.

Для того чтобы прочувствовать все полноту своей энергии, которая заложена изначальной силой мироздания, нужно избавиться от плохих воспоминаний, обид и даже ментальной «грязи». В результате на смену привычных шаблонов придут новые модели поведения и взаимодействия с окружающей средой.


Когда в женщине пробуждается ее Шакти, приходит понимание своего истинного назначения в жизни, себя, своих потребностей и желаний. Только такая представительница прекрасного пола сможет пройти все этапы эволюции сознания, и ее танец будет длиться, даже когда Шива перестанет смотреть. Это уже самодостаточная, независимая и сильная женщина, которая может как разрушать, так и творить. Не зря же говорят, что мужчина может покорить мир одной рукой, а женщина - одним своим взглядом.

Важно! Работать над собой помогут асаны и дыхательные практики. Таким образом вы научитесь понимать и взаимодействовать со своим телом, любить его таким, какое оно есть на данный момент. Также эти методы помогут излечиться от множества заболеваний .

Когда вы освоите все вышеуказанные инструменты и вам откроется женская мудрость и сила Шакти, жизнь станет расцветет и будет полна смысла. Ощущение высшей придет только через раскрытие женской природы.