График проверки роспотребнадзора в году. Виды проверок и порядок их проведения. Что проверяет Роспотребнадзор

  • Розница
  • Услуги
  • Организация склада
  • Оптовая торговля
  • Организация работы магазина
  • Правовая поддержка предпринимателя
  • Как проходит плановая проверка Роспотребнадзора. Что проверяет Роспотребнадзор. Какие документы предоставляются по результатам проверки. Какие меры принимаются в случае выявления нарушений.

    Что проверяет Роспотребнадзор?

    Роспотребнадзор на основании Положения Правительства № 322 организовывает следующие проверки:

    1. Соблюдение гигиенических норм и санитарных правил.
    2. Соблюдение законодательных норм в Законе о защите прав потребителей. В рамках данной проверки контролируется соблюдение прав потребителей, а также безопасность для здоровья и жизни.
    3. Соответствие правилам торговли некоторых категорий товаров, а также безопасность и качество продукции.
    4. Предприниматель обязан соблюдать требования Роспотребнадзора. По результатам проверок Роспотребнадзор имеет право выдать предписание устранить выявленные нарушения, остановить деятельность организации до момента устранения нарушений, привлечь к ответственности.

    Плановая проверка Роспотребнадзора в 2015-2016 году

    Плановые проверки Роспортебнадзора проводятся согласно плану. Ознакомиться с ним можно на сайте ведомства. План проверок Роспотребнадзора предоставляет информацию о дате проведения, продолжительности, названии организации, где запланировано провести мероприятие.

    Проведение плановых проверок регулируется Законом № 294-ФЗ, содержащим информацию о правах бизнесменов. По закону организация или предприниматель должны быть извещены о проверке за три дня до ее проведения. Уведомление о проведении отправляется по юридическому адресу заказным письмом или же вручается законному представителю лично в руки под подпись.

    В качестве основания для проверки служит истечение трехлетнего срока с момента проведения следующих мероприятий:

    1. Регистрация ИП или ООО.
    2. Фактическое начало ведения бизнеса.
    3. Проведение последней проверки.
    4. Помимо плановой проверки проводится внеплановая проверка на основании поступления жалоб от потребителей.

    Как проводится проверка Роспотребнадзора

    Проверка не может быть законной, если представитель Роспотребнадзора не представится и не предъявит удостоверение и распоряжение с подписью руководителя регионального представительства органа. Распоряжение содержит информацию с данными инспекторов, начало и окончание проверки, адрес проведения проверки.

    Инспектор Роспотребнадзора вправе брать пробы, образцы продукции и проводить все необходимые исследования в рамках проверки. По окончанию плановой проверки копия протокола вручается проверяемому под подпись.

    Сроки проверки Роспотребнадзора и результаты

    Сроки проверки Роспотребнадзора - не более 20 дней. Продлить разрешается в редких случаях по согласованию с местным региональным представительством органа. В случае продления срока Роспотребнадзор знакомит с этим решением представителя проверяемой торговой организации. Для исчисления срока проверки необходимо сложить суммарное время проведения всех проверок за последний год.

    По окончанию проверки составляется 2 экземпляра акта, один из которых отдают предпринимателю под подпись, а второй остается в Роспотребнадзоре. Если предприниматель не согласен с результатами проверки, он может подать возражения в письменном виде в течение 15 календарных дней. К возражениям прилагают обосновывающие документы, а также объяснительные работников, аудио- и видеозаписи и т.п. Возражения принимаются в течение 30 календарных дней, а затем сообщают предпринимателю решение.

    Если в ходе проверки выявлены нарушения, Роспотребнадзор имеет основание для возбуждения административного дела. Рассмотрим, как поступает Роспотребнадзор в случае выявления нарушений.

    Штрафы Роспотребнадзора

    Если в ходе проверки выявлены нарушения, представитель Роспотребнадзора имеет право открыть дело об административном нарушении. Инспектор приглашает предпринимателя для составления протокола, затем назначается дата рассмотрения дела, а после вынесения постановления назначается наказание, где, в том числе, штраф .

    Меры Роспотребнадзора разрешается обжаловать в десятидневный срок. Если после выдачи предписания нарушение не устранено в должный период, предприниматель привлекается за это к ответственности. Предписание подлежит обжалованию в суде.

    Роспотребнадзор имеет право временно запретить деятельность организации. Законность запрета проверяют судом на основании заявления предпринимателя. Меры Роспотребнадзора допускают запрет на ведение деятельности. Эта мера признана крайней и применяется относительно серьезных нарушений, повлекших угрозу жизни или здоровью.

    В задачи государства входит не только создание благоприятных условий для бизнеса, но и осуществление контроля над исполнением требований закона и нормативных актов. Безопасность и грамотное использование ресурсов важно, как для страны, так и для каждого гражданина. Для этой цели создаются контролирующие органы, которые полностью охватывают спектр деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

    Многочисленные законы призваны встать на защиту прав и интересов граждан. Их исполнение обязательно для всех предприятий с любой формой ответственности. Одним из существующих органов контроля является образованная в 2004 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В полномочия организации вошла деятельность ранее существовавших служб: Государственной торговой инспекции и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Направления контроля над деятельностью

    Проверки предпринимателей Роспотребнадзором распространяются на сферы деятельности, связанные с общественным питанием, здравоохранением, а также они применяются для контроля над соблюдением требований санитарных и гигиенических норм. Государство наделяет Роспотребнадзор большим кругом полномочий. Среди них можно выделить основные три направления:

    • осуществление государственного санитарного и эпидемиологического контроля над соблюдением законов в области санитарии;
    • надзор за соблюдением правил продажи, установленных законодательством на некоторые категории товаров; проведением работ и услуг, оказываемых населению;
    • госконтроль за соблюдением принятых законов и нормативных актов, которые направлены на защиту потребителей (их прав) товаров и услуг.

    Виды проверок и порядок их проведения

    Для обеспечения более тщательного контроля над соблюдением законодательных норм и других требований, предъявляемых к действующим субъектам, проверки могут проводиться совместно с несколькими контролирующими структурами. Часто они проходят совместно с пожарной, ветеринарной, налоговой службами, то есть теми, которые при выявлении подконтрольных им нарушений заводят дела в соответствии с ведомственными правилами. Контроль осуществляется посредством проведения плановых, а также внеплановых проверок. Для первых устанавливается график, сигналом для начала вторых служит заявление о нарушении.

    Проверки Роспотребнадзора в 2015 году не затронут предприятия, у которых срок работы менее трех лет. Они подпадают под действие федерального закона от 26 декабря 2008 года под номером 294-ФЗ. Только после прохождения трех лет с момента регистрации предпринимателей всех форм ответственности включают в план проверок Роспотребнадзора на 2015 год. До этого времени действуют ограничения.

    Оповещение организаций о предстоящей плановой проверке происходит заблаговременно. На адрес, по которому она зарегистрирована, посылают копию приказа, подписанного начальником или заместителем районного отделения проверяющего органа. Не менее чем через три дня после даты получения извещения начнутся контрольные мероприятия. Продолжительность проверки не может превышать двадцати дней. В редких случаях ее продлевают еще на двадцать дней.

    Для малых торговых предприятий предусмотрен особый режим проверок. Для них продолжительность не должна превышать пятидесяти часов в год. Роспотребнодзора на 2015 год в обязательном порядке должен быть согласован с прокуратурой по месту проведения соответствующих мероприятий. Для срочных контрольных действий применяются внеплановые проверки. Они назначаются при возникновении определенных условий, например:

    • если предприятиями и индивидуальными предпринимателями были нарушены сроки, предоставленные на исправление недостатков, обнаруженных контролирующими службами;
    • если по письменному обращению граждан, бизнесменов, муниципальных и государственных органов будет принято решение, что подымаемые вопросы относятся к компетенции Роспотребнадзора и для их решения необходимы срочные меры;
    • если при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера было зафиксировано причинение вреда здоровью или жизни граждан, проживающих в зоне поражения;
    • если имеется заявление от пострадавших лиц о нарушении прав потребителей.

    Внеплановые проверки обычно проводятся после оповещения предприятия за 24 часа до начала контрольных мероприятий. Они могут быть назначены и без соблюдения этого правила в случае угрозы здоровью или жизни граждан, животным и растениям по причине действий индивидуальных предпринимателей или юрлиц. Для проведения внеплановой проверки, как и в случаи плановых мероприятий, требуется согласование с прокуратурой. В исключительных ситуациях, когда безопасность жизни и здоровья людей находится под угрозой, прокуратура ставится в известность в течение суток.

    Процесс осуществления контрольных мероприятий

    Когда приходят проверяющие для проведения контрольных мероприятий необходимо придерживаться стандартных правил поведения в подобных ситуациях. Первое, что следует сделать - попросить предъявить служебные удостоверения. Второе - изучить содержание документа, разрешающего проверку. Обычно он оформлен в виде приказа или распоряжения.

    Данный документ является самым важным для обоснования действий контролирующих служб. В нем должны быть отражены следующие сведения:

    • название проверяющей службы;
    • полная информация о лицах, уполномоченных для проведения проверочных действий, включая прикрепленных к проверочной комиссии сотрудников из других ведомств. Необходимо проверить фамилии, а также звания и занимаемые должности на совпадение с указанными данными в приказе. Несоответствие информации с фактическим составом комиссии может считаться основанием в признании дальнейших действий незаконными;
    • правильное наименование юридического лица и индивидуального предпринимателя;
    • цель проведения проверки, задачи и ее предмет, дата и сроки проведения контрольных мероприятий;
    • список документов, необходимых для комплексной проверки.

    Любое несоответствие сведений или отсутствие, какого-либо документа - нарушение со стороны проверяющих. Это может стать достаточным основанием для отказа впустить их на предприятие. Основное внимание необходимо обратить на то, что проверяют в Роспотребнадзоре при проверке предприятия на соответствие санитарным нормам. Обычно проводят следующие действия:

    • осмотр внешнего состояния помещений для принятия решения о возможности заниматься в них указанной деятельностью;
    • проверка и анализ соответствия имеющихся документов реальной деятельности предприятия;
    • проведение различных лабораторных и инструментальных анализов, направленных на поиск запрещающих фактором использования помещений.

    Для получения разрешения предприятие должно соответствовать всем санитарным и эпидемиологическим требованиям. Оно должно иметь необходимое оборудование и помещения, которые обеспечат сохранность товара при его хранении и реализации. Информацию о проверках Роспотребнадзора, а также других контролирующих органов предприятия и индивидуальные предприниматели должны фиксировать в специальном журнале. В нем отображается сведения о проведенных контрольных мероприятиях.

    Оформление журнала должно соответствовать требованиям делопроизводства, то есть листы должны быть пронумерованы и прошиты, а также скреплены печатью организации. В нем отражается полная информация о проведенной проверке. Она состоит из следующих отметок:

    • о проверяющей организации, включая полное наименование контролирующей службы;
    • о времени и дате проведения мероприятия;
    • о выявленных недостатках и нарушениях положений обязательных для осуществления подконтрольного рода деятельности;
    • о задачах и целях, а также предмете проверки и правовые обоснования (делается на основании приказа на проведение контрольных действий);
    • о составленных протоколах, в случае нарушений и выданных предписаниях на исправление недостатков;
    • о должностных лицах, прибывших для проверки (личные данные - фамилия, звание и должность контролера; информация должна быть заверена подписью проверяющего).

    Ведение журнала очень важно для предприятий. По сделанным в нем записям можно отследить сроки осуществления контрольных мероприятий, а также соответствие с установленной законодательством периодичностью проведения проверок. С 2015 года вступили в силу изменения, касающиеся требований к оповещению предприятий контрольными службами. С этого года проверки Роспотребнадзором будут проводиться в соответствии с законом № 532-ФЗ от 31 декабря 2014 года. Во втором пункте статьи 13 говорится о том, что при осуществлении внеплановых мероприятий госнадзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов предварительное оповещение не обязательно. Эта пункт актуален для проверок на предприятиях по производству и реализации пищевой продукции, а также в сфере общественного питания

    Документы, оформляемые по результатам проверки

    Когда все контрольные мероприятия закончены, проверяющими из Роспотребнадзора оформляется акт в двух экземплярах. Предпринимателю передается один, другой остается у них. В акте должны содержаться определенные сведения:

    • название предприятия, где проводилась проверка, время и дата;
    • название госоргана, осуществляющего контрольные мероприятия;
    • номер распоряжения о назначении проверки (с датой его подписания);
    • перечень должностных лиц, допущенных к контрольным действиям, с указанием фамилий, званий и занимаемых должностей;
    • полное наименование ИП или юрлица (ФИО руководителя или другого должностного лица, представляющего интересы проверяемого хозяйствующего субъекта);
    • дата и место проведения проверки;
    • перечень нарушений, обнаруженных во время проведения контрольных мероприятий, и должностных лиц предприятия, которые допустили данные нарушения;
    • подписи проверяемого лица или его уполномоченного представителя, подтверждающие факт ознакомления с результатами проверки. При отказе проверяемого лица поставить подпись в акте делается соответствующая запись;
    • запись о внесении в сведений о ходе проверки и ее результатах (при его отсутствии в акте делается отметка о невозможности внесения сведений);
    • подписи лиц, которые проводили проверку.

    К документу о проведении контрольных действий прилагаются доказательства, свидетельствующие о факте нарушения, а также объяснительные должностных лиц, которые их допустили. Все материалы передаются для лабораторных исследований. В зависимости от результатов экспертизы выносится постановление об административной ответственности. Оно может быть выписано на юридическое лицо (руководителя, сотрудника) или индивидуального предпринимателя.

    Для предприятий, не нарушающих требования санитарных и эпидемиологических норм, периодичность контрольных мероприятий назначается в соответствии с графиком проверок Роспотребнадзора. Он публикуется на официальном сайте - inspect.rospotrebnadzor.ru/2015 или доводится до сведения юрлиц и ИП через средства массовой информации. График составляется на календарный год. В нем должны быть указаны:

    • полное наименование юрлица или ИП;
    • реквизиты предприятий (ОГРН или ОГРНИП, ИНН и адрес фактического места нахождения);
    • цель назначения контрольных мероприятий;
    • дата начала проверки;
    • длительность проверка (указывается в часах или календарных днях);
    • государственные контролирующие службы, уполномоченные для совместной проверки.

    Предпринимателям дается достаточно времени, чтобы подготовиться к проверке. Руководитель обязан ответственно подходить к соблюдению санитарных норм. Приведем типичные нарушения. В салонах красоты, например, часто фиксируются нарушения следующего порядка:

    • несоответствие размеров помещений количеству созданных рабочих мест;
    • отсутствие отдельных помещений для оказания разных видов услуг;
    • отсутствие изолированной системы вентиляции;
    • недостаточное внимание к стерильности инструментов;
    • отсутствие сроков годности на емкостях с дезинфицирующими веществами;
    • нарушение санитарных норм при хранении чистого белья;
    • отсутствие подробной инструкции для пользователя в салонах, оборудованных соляриями; отсутствие информации о периодичности замены ламп в аппаратах для загара;
    • отсутствие в свободном доступе информации о прохождении персоналом медицинских осмотров и документов, подтверждающих обучение санитарным нормам;
    • нарушение установленных правил оповещения контролирующих служб о начале работы или смене фактического местонахождения.

    Типичные нарушения в учреждениях здравоохранения:

    • в договорах на оказание платных услуг отсутствует информация о гарантиях предоставляемых услуг, сроках их действия и порядке оплаты; отсутствует информация об ответственности предприятия оказывающего услугу;
    • отсутствие информации о квалификации персонала и наличии лицензий на право оказывать медицинские услуги;
    • недостаточное внимание, уделяемое стерилизации используемого оборудования и складированию отработанного материала;
    • несоответствие условий хранения личной и рабочей одежды.

    Медицинские предприятия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Нарушения санитарно-эпидемиологических норм допускают в аптечных организациях, на предприятиях общепита и при торговле пищевыми продуктами. Они могут быть разными по содержанию и форме. Соблюдение санитарно-гигиенических норм напрямую связано с обеспечением безопасности и здоровья граждан. Проверки предприятий Роспотребнадзором служат обеспечительной мерой для гарантии безопасности и поддержания благоприятной обстановки.

    Видео - «Роспотребнадзор будет устраивать внезапные проверки»

    Роспотребнадзор готов начать внеплановые проверки ресторанов, супермаркетов и производителей продуктов питания с 23 января 2015 года. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе ведомства. Теперь санинспекция сможет не оповещать о своем визите, если проверка касается качества и безопасности продуктов питания - ранее закон требовал предупреждать не менее чем за сутки.

    Такие полномочия Роспотребнадзор получил после подписания президентом 31 декабря 2014 закона № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок». Прежде ведомство не могло прийти с проверкой без предупреждения. Предварительное уведомление для проведения проверки не требовалось лишь в самых исключительных случаях, когда существовала угроза причинения вреда жизни, здоровью людей и возникновения технической катастрофы.

    Как отмечают в Роспотребнадзоре, внеплановые проверки не давали результатов, так как нарушители успевали замести следы, уволить задним числом или отправить в отпуск всех ответственных за качество товаров или услуг - ведь ведомство было обязано предупреждать о своем приходе и причине проверки не менее чем за 24 часа. А на лабораторные исследования и работу проверяющих тратились бюджетные средства.

    В итоге большая часть проверок, производимых санинспекторами с 2008 года, носила плановый характер - 7 лет назад было запрещено проводить внеплановые проверки без предварительного уведомления предприятия об этом (закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Ранее в СМИ глава Роспотребнадзора Анна Попова заявляла, что с 2008 по 2014 год Роспотребнадзор снизил количество проверок в четыре раза. При этом из 400 тыс. жалоб, поступающих ежегодно, 10% касались качества и безопасности продуктов питания, сырья и пищевых добавок.

    Недобросовестные предприниматели за 24 часа успевают полностью устранить любые доказательства совершенного правонарушения, - говорит партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. - Нарушители успевают спрятать оборудование по приготовлению продуктов питания, находящееся в торговом зале, либо дать отгул всем сотрудникам, не имеющим санитарных книжек, либо вообще скрыться. И к моменту проверки порой вообще остается только пустое помещение.

    Также, по словам экспертов, недобросовестные предприниматели избегают проверок под всевозможными предлогами - проведение ремонта, отсутствие уполномоченных должностных лиц ввиду болезни.

    Основанием для проведения Роспотребнадзором внеплановой проверки может стать, например, жалоба потребителей. Также проверки могут проводиться по истечении срока исполнения ранее выданного ведомством предписания об устранении тех или иных нарушений или по требованию прокурора.

    Юрист Национальной юридической службы Александр Кожевников считает, что организации общепита и так поставлены в достаточно жесткие условия, а предлагаемые изменения расширят и без того немалые возможности Роспотребнадзора.

    Дело кончится «конвейерными» проверками продуктовых магазинов, организаций общественного питания, что недопустимо. Правильнее было бы разъяснять людям их права и обучать грамотно их защищать. Даже школьнику нужно объяснить, в какую организацию и в какой форме нужно обращаться в случаях нарушения его прав, - говорит юрист.

    Позицию Кожевникова разделяет правовой эксперт Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Мария Орлова.

    Эти изменения усугубляют и без того нелегкую жизнь бизнеса. Сегодня, даже получив уведомление, предприятие не знает, на каком основании прокуратура дала разрешение инспекторам. У нас часто случается, что жалоба была по одному факту, а инспектор проверяет всё, - заявляет Орлова. - Независимо от тяжести нарушения наказать могут как угодно строго. Для предприятий питания (особенно малый бизнес) самое сложное - это приостановка деятельности до 90 дней, в то же самое время надо из чего-то платить аренду. Выдержать такое могут только крупные сетевые компании, такие как McDonald"s. Все восемь ресторанов, чья деятельность была приостановлена санитарными инспекторами в прошлом году, открылись заново. На примере плановых проверок в этой сети можно сделать вывод, что закрыть за нарушения могут кого угодно и за что угодно.

    Получить оперативный комментарий в McDonald"s не удалось.

    По данным Орловой, в общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» уже готовят корректировки к новому ФЗ, которые хотели бы предложить со стороны бизнеса. Первый вице-президент «Опоры России» по аналитической деятельности Владислав Корочкин в беседе с «Известиями» подтвердил, что будут готовиться предложения по смягчению требований для малого и среднего бизнеса в ближайшее время. Однако пока единая позиция не выработана.

    Данный закон был принят без какого-либо учета и оценки рисков для бизнеса. Инициатива депутатов не прошла через процедуру оценки регулирующего воздействия. Поправки, расширяющие полномочия Роспотребнадзора, появились в законопроекте только ко второму чтению, - говорит Корочкин.

    Председатель комиссии Общественной палаты по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак, впрочем, считает, что проведение внеплановых проверок без уведомления выгодно добросовестному бизнесу. До сих пор ему сложно было выдержать конкуренцию с теми предприятиями, которые не соблюдают всех необходимых норм, устраняя нарушения лишь на время проверки. Эксперт добавил, что с коррупцией, источником которой, по мнению противников нововведения, могут стать внезапные проверки, должны вести борьбу соответствующие органы - и не в ущерб качеству предлагаемой населению пищевой продукции.

    Принятый в конце прошлого года Федеральный закон № 532-ФЗ был разработан группой депутатов-единороссов. В число соавторов, в частности, вошли председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, член думского комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина и др. Помимо расширения полномочий для Роспотребнадзора документ устанавливает административную ответственность по фактам обращения фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок. Полномочиями возбуждать дела о таких правонарушениях теперь наделены должностные лица Роспотребнадзора, а также ФТС России и Росздравнадзора. Принимать решение о назначении административного наказания будет суд.

    Летом прошлого года Роспотребнадзор выступал с предложением ввести внезапные проверки. Однако соответствующий законопроект ведомства получил отрицательное заключения Министерства экономического развития. В экономическом ведомстве «Известиям» сообщили, что отмена уведомлений о проверках в том виде, в котором она была представлена в законопроекте Роспотребнадзора, не решала задачи по безопасности граждан, но влекла за собой дополнительную нагрузку и могла препятствовать развитию бизнеса.