Там где было должно стать. Кафедра психоанализа и бизнес-консультирования

Психоанализ - особый метод терапии в практике лечения невро­зов, основы которого были заложены 3. Фрейдом. На базе психоана­лиза возник ряд научных течений в психологии и психиатрии XX в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узко специ­ализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоанали­тическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психоло­гии и психиатрии, получили здесь культурологическое и философское обобщение. В первую очередь это относится к фрейдизму, неофрей­дизму и аналитической психологии.

Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека. Она рассматривается как имеющая собствен­ную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира (как неорганического, так и органического, в том числе к физическим, химическим и т.п. качествам человеческого организма). Психика при этом понимается как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых - сознание и бессознательное. Централь­ное место в психоаналитической философии занимает учение о бессозна­тельном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием и о роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.

Эволюция представлений о психике


Фрейд

Биографические сведения.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) - австрийский психиатр и психолог (еврей по на­циональности). Окончил медицинский факультет Венского университе­та; несколько лет работал в физиологической лаборатории, занимаясь проблемами физиологии высшей нервной деятельности и невропатоло­гии. В 1881 г. получил степень доктора медицины. В 1886г. занялся меди­цинской практикой. Проходил стажировку во французских клиниках - сначала под руководством Ж.-М. Шарко, а затем под руководством И. Бернхейма, широко применявшими гипноз для лечения неврозов. Кон­цепция «психической травмы» Шарко и гипноз как метод лечения в тече­ние долгого времени были основой врачебной деятельности Фрейда.

К середине 1890-х гг. сформировалась собственная концепция Фрейда и основанный на ней метод лечения, получивший название «психоанализ». Согласно этой концепции существуют такие неврозы, причиной которых являются не органические повреждения и не «пси­хические травмы», а возникшие в период раннего детства и вытеснен­ные в подсознание сильные влечения, и прежде всего сексуальное - либидо. Позднее к понятию либидо у Фрейда добавляется понятие аг­рессивного (деструктивного) влечения.

Основные труды. «Толкование сновидений» (1899),«По ту сторону принципа удовольствия» (1920),«Пси­хология масс и анализ человеческого Я» (1921), «"Я" и "Оно"» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930).

Философские воззрения. Учение о бессознательном. До Фрей­да сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознатель­ного» (в более поздних работах Фрейд называет его «Оно»). С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий, и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впе­чатлениями (вытесненными из сферы сознательного).

Структура психики. В развитии представлений Фрейда о струк­туре личности четко выделяются два этапа. На раннем этапе в психике человека выделяются три основных составляющих: бессознатель­ное, предсознание, сознание.

Структура психики: «первая топика»

К 1920 г. у Фрейда формируется представление об иной структуре человеческой психики, в ней выделяются следующие области.

«Оно» (Ид) - сфера бессознательного, наполненная различными вытесненными из области сознательного («Я») желаниями и влечени­ями, главное место среди которых занимают сексуальные. Это амо­ральное и эгоистическое начало в человеке. Господствует в нем «принцип удовольствия».

«Сверх-Я» (Супер-Эго) - сфера моральных и поведенческих ус­тановок и запретов, налагаемых обществом на своих членов, это сфера долга и совести, внутренний цензор, которые формируются за счет пе­реноса «внутрь» различных внешних авторитетов (например, авторите­та отца). «Сверх-Я» формируется к пяти годам, когда у ребенка появля­ется чувство вины и стыда. «Сверх-Я» «перехватывает» агрессивные и сексуальные импульсы, идущие из «Оно», трансформируя их в угрызе­ния совести из-за несоответствия этих стремлений требованиям авто­ритетов.

«Я» (Эго) - сфера сознательного, находящаяся «между двух ог­ней»: с одной стороны, на нее давит «Оно», а с другой - «Сверх-Я». Именно «Я» направляет импульсы, идущие из «Оно» в приемлемые для общества рамки, позволяет их реализовывать цивилизованным путем. Если же это не удается, то тогда и возникают различные неврозы - как у личности, так и всего общества в целом. Для фрейдизма харак­терна трактовка социальных катаклизмов (войн, революций и т.п.) как проявлений общественных неврозов. Постижение с помощью психо­анализа тайн «Оно» позволяет «Я» взять над ним вверх, усмирить его. Отсюда лозунг Фрейда: «Там, где было «Оно», должно стать «Я»!».

«Оно», «Я» и «Сверх-Я» понимается Фрейдом не только как результат личного опыта человека, но и как «архаическое наследие индивида» от предков. Свое проявление они находят как в «комплексах» индивидов, так и на социальном уровне в религиях, искусстве и социальных чувствах.

Учение об Эросе и Танатосе. В основе человеческой природы, по Фрейду, лежит ряд «влечений», «энергий» или инстинктов. Суть этих «влечений» и их источник остаются у Фрейда неопределенными, и он сам пишет о них как о «мифических существах». В определенном смысле эти фрейдовские понятия близки к таким фундаментальным понятиям философии жизни, как «воля к жизни» (Шопенгауэр), «воля к власти» (Ницше), «жизненный порыв» (Бергсон). В своих работах (написанных после 1920 г.) Фрейд среди всех этих влечений в каче­стве основных выделил два: инстинкт жизни (влечение Эроса) и ин­стинкт смерти (влечение Танатоса).

Эрос и Танатос

Судьба учения. Постановка и исследование проблемы бессозна­тельного и сексуальных влечений, открытие явления сублимации, сама разработка основ метода психоанализа и многое другое являются бе­зусловной заслугой Фрейда. И хотя многие центральные идеи самого Фрейда (учение об «Эдиповом комплексе», архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений и т.п.) были позднее отверг­нуты даже фрейдистами, тем не менее Фрейд оказал колоссальное вли­яние на развитие не только современной психологии, но философии и культуры Запада в целом.

Фромм

Биографические сведения. Эрих Фромм (1900- 1980)- немецко-американский философ и психоана­литик, виднейший представитель неофрейдизма. Родил­ся в Германии. Окончил Гейдельбергский университет, где научал социологию. С психоанализом познакомился в Берлинском психоана­литическом институте, работая там в качестве сотрудника Института социальных исследований. После прихода к власти фашистов в 1933 г. эмигрировал в США, затем работал в Мексике (1949-1974) в создан­ном им институте психоанализа. С середины 1970-х гг. жил в Швейца­рии.

Основные труды. «Бегство от свободы» (1941), «Человек для са­мого себя» (1947), «Забытый язык» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Иметь или быть?» (1976).

Философские воззрения. Фромм считал, что в процессе истори­ческого развития человек утратил свою биологическую «первую» при­роду (сексуальные инстинкты являются биологическими и как таковые утрачены чело­веком. Так, Фромм обосновывает свое несогласие с Фрейдом по вопросу о влиянии ли­бидо и других влечений на психику человека). Взамен нее возникла «вторая», где решающую роль играют социальные связи и отношения. В основе этой «второй природы» (единой для всех людей) лежат не какие-то постоянные качества, а исходные и неразрешимые противоречия - экзистенциальные дихотомии.

Дихотомия - в буквальном переводе «деление на два». Деление объема любого понятия на две взаимоисключающие части всегда означает, что в рамках исходного де­лимого понятия мы получили два противоречивых понятия. Например, дихотомически поделив понятие «предмет», мы можем получить понятия «белый предмет» и «не белый предмет» или «круглый предмет» и «не круглый предмет» и т.д.

Похожая информация.


Нем.: Es. - Франц.: ?a. -Англ.:id. - Исп.: ello. - Итал.: es. - Португ.: id.

o Одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его второй теории психического аппарата. Оно - это полюс влечений в личности; его содержания, связанные с психическим выражением влечений, бессознательны: они являются, с одной стороны, врожденными и наследуемыми, с другой - вытесненными и приобретенными.

С точки зрения экономики, Оно - это первичный резервуар психической энергии; с точки зрения динамики, Оно находится в конфликте с Я и Сверх-Я, которые, с точки зрения генетической, возникают, отпочковываясь из него.

o Это понятие используется Фрейдом в "Я и Оно" (a) (Das Ich und das Es, 1923). Фрейд заимствовал его у Георга Гроддека (?) и ссылался на Ницше, который видел в Оно "...все, что есть в человеческом существе безличного и, так сказать, природно-необ-ходимого" (la).

Само слово "Оно" привлекало внимание Фрейда как иллюстрация мысли Гроддека: "...то, что мы называем нашим Я, ведет себя в жизни совершенно пассивно, а зато внутри нас живут неизвестные и неподвластные нам силы" (1Ь, у); это видно из обычных выражений пациентов: "это было сильнее меня" или "это внезапно пришло мне в голову" и пр. (2).

Слово Оно появляется при пересмотре фрейдовской топики* в 1920-1923 гг. Позиция Оно во второй топике примерно соответствует бессознательному* (Без) в первой, однако здесь есть и ряд различий.

1) Если оставить в стороне ряд филогенетически приобретаемых схем и содержаний, бессознательное из первой топик" совпадает с "вытесненным".

В "Я и Оно" (глава I), напротив, Фрейд подчеркивает, что вытесняющая инстанция (Я) и его защитные действия тоже большей частью бессознательны. Следовательно, понятие Оно отныне обозначает те самые содержания, которые ранее обозначались понятием Без, хотя и не все бессознательное психическое целиком.

2) Переосмысление теории влечений и развитие понятия Я потребовали нового различения. Невротический конфликт поначалу определялся через противопоставление сексуальных влечений влечениям Я, причем именно последние были главной силой, побуждающей к защите (см.: Конфликт). С 1920-1923 гг. группа влечений Я потеряла свою независимую роль и была включена в более широкое противопоставление - влечения к жизни - влечения к смерти. Тем самым Я перестало определяться особым типом энергии влечений, а новая инстанция Оно предстала как изначальное вместилище двух типов влечений.

Короче говоря, та инстанция, против которой направлена защита, определяется уже не как полюс бессознательного, но как полюс влечений в личности.

Именно в этом смысле Оно выступает как "большой резервуар" либидо (8) и шире - энергии влечений (1с, Id). Используемая Я энергия черпается из этого общего источника и используется прежде всего в виде "десексуализованной и сублимированной" энергии.

3) Границы между этой новой инстанцией и другими инстанциями, а также областью биологии определяются иначе, причем в целом менее строго, чем в первой топике:

а) граница с Я проведена менее четко, чем бывшая граница между Без и Псз - Сз, представленная цензурой: "Я не отделено четко от Оно и соединяется с ним изнутри. Однако вытесненное также сливается с Оно, будучи его частью. Вытесненное отделяется от Я лишь вследствие связанных с вытеснением сопротивлений и может общаться с Я через Оно" (le). Это совпадение Оно с инстанцией вытеснения связано у Фрейда прежде всего с представлением о возникновении этой инстанции, а именно: Я - это "...часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему "восприятие - сознание"" (If);

в) наконец, граница между Оно и биологическим субстратом влечения менее ясна, чем его граница с бессознательным и с источником влечения: дальняя граница Оно "открыта телесным воздействиям" (Зb). Мысль о "записи" влечения, удостоверяемой самим понятием "репрезентатора", явно не отвергается, но и не подтверждается вновь.

4) Следует ли считать Оно особым способом организации или своего рода внутренней структурой? Фрейд считал, что Оно - это "хаос": "но наполняется энергией, получая ее из влечений, но лишено организации и не порождает единой воли..." (Зс). Оно определяется чисто отрицательными признаками - как то, что противостоит способу организации, свойственному Я.

Однако Фрейд переносит на Оно большинство признаков, определявших в первой топике систему бессознательного: этот особый способ организации характеризуется воздействием первичного процесса, структурой, основанной на комплексах, многоуровневым наслоением разновременно возникших влечений и пр. Подобно этому, и новое противопоставление влечений к жизни* и влечений к смерти* показывает, что влечения образуют диалектические оппозиции. Отсутствие внутренней организации в Оно, однако, лишь относительно: речь идет об отсутствии отношений, свойственных Я. Это отсутствие организации выражается прежде всего в том, что "противонаправленные влечения существуют бок-о-бок, не упраздняя и не ослабляя друг друга" (3d). Как подчеркивал Д. Лагаш, более всего характерно для Оно отсутствие единого субъекта, обозначаемое у Фрейда местоимением среднего рода (4).

5) В конечном счете лучше всего помогает понять переход от бессознательного первой топики к Оно второй топики различие обстоятельств и условий их возникновения.

Бессознательное происходит из вытесненного, которое в обоих смыслах - историческом и мифическом - вводит в психику радикальный разрыв между системами бессознательного и предсо-знательного - сознания.

Введение второй топики лишает этот момент разделения инстанций основополагающего характера. Происхождение различных инстанций рассматривается скорее как постепенно нарастающее расчленение, как возникновение различных систем. Отсюда - забота Фрейда о преемственности на том пути, который ведет от биологической потребности к Оно и от Оно к Я, a также к Сверх-Я. Именно в этом смысле новая фрейдовская концепция психического аппарата столь легко (во всяком случае, легче, чем первая) допускает "биологические" и "натуралистические" истолкования.

ОНО

Ид) - одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда (-> психоанализ, фрейдизм) - особая психологическая инстанция, целиком бессознательные желания и влечения.

Представляет собой локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений - сексуальных либо агрессивных, - стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности (-> принцип удовольствия).

Самая мощная сфера личности - не признающий течения времени, действующий по принципу удовольствия комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил личности (в основном - агрессивных и сексуальных влечений), инстинктов и прочих компонент. Котел, полный бурлящих возбуждений, и большой резервуар либидо, где сосуществуют противоположные импульсы и силы всех основополагающих душевных процессов.

Для процессов, идущих в нем, не существует логических законов, поэтому там, не удаляясь и не отменяя друг друга, сосуществуют противоположные импульсы, могущие под давлением принципа экономии - для разрядки энергии - объединяться в компромиссные образования. Оно не знакомо ни с какими оценками, с добром и злом, ни с какой моралью. Оно иррационально и бессознательно и потому находится в антагонизме со Сверх-Я, включающим моральные стандарты и запреты.

Особенность Оно-отсутствие хода процессов во времени. Импульсивные желания, пребывающие в нем, и через десятилетия ведут себя так же, будто возникли заново. Признать в этих влечениях прошлое, обесценить их и лишить заряда энергии можно, сделав их осознанными в процессе психоаналитической работы. На этом в существенной степени основано психоаналитическое лечение.

В начале жизни Оно руководит ребенком; подчиняясь ему, ребенок действовал бы согласно принципу удовольствия, делая, что хочет. Но желания должны реализоваться в приемлемых формах; для этого из Оно выделяется - и достаточно быстро - структура, называемая Я, задача коей - найти такие пути. Я ориентировано на принцип реальности. Но в этом возрасте, начиная с четырех лет, ребенок вынужден ориентироваться и на систему запретов, противостоящих побуждениям Оно; и формируется еще одна инстанция - Сверх-Я, действующая в направлении, противоположном действию Оно и Я и выступающая, в частности, как голос совести, подавляя недопустимые влечения. С этого момента основной внутренний конфликт ребенка - а затем и взрослого - это конфликт между желаниями и внутренними запретами - между Оно и Сверх-Я.

В асоциальном, алогичном и аморальном Оно идет борьба между сексуально окрашенным инстинктом жизни и влечением к смерти, коей обусловливается функционирование этой сферы и ее роль в структуре личности (Оно - Я - Сверх-Я). Контакты Оно с внешним миром определяются его связями с Я, кое замещает для него внешний мир.

ОНО (ИД) (ID)

Одна из сил (или структур) трехуровневого строения психики, предложенной Фрейдом (1923) при пересмотре собственной теории психического аппарата. Понятие Оно охватывает психические репрезентации инстинктивных влечений и некоторых, хотя не всех, содержаний системы бессознательного, рассмотренного Фрейдом в предшествовавшей - топографической - теории. (Некоторые функции Я и Сверх-Я также бессознательны.) В широком смысле Оно включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей. В "Очерке о психоанализе" (1940) Фрейд отмечает, что Оно "...охватывает все унаследованное, данное от рождения, заложенное в конституции, то есть прежде всего влечения, проистекающие из соматической организации и здесь (в Оно) находящие первое психическое выражение в формах, нам неизвестных" (с. 145).

Однако в этой же работе Фрейд постулировал существование недифференцированной матрицы, дающей начало и Оно, и Я. Это и некоторые другие двусмысленности подвергнуты подробному рассмотрению в исчерпывающей монографии Шура (1966), посвященной понятию Оно.

В работе "Новые лекции по введению в психоанализ" (1933) Фрейд подчеркивает, что Оно - "темная, недоступная часть нашей личности... Мы подходим к Оно через аналогии: мы называем его хаосом, бурлящим котлом возбуждений" (с. 73). Однако как в этой роботе, так и последующих он апеллирует к впечатлениям, вытесненным в Оно и вечным, если бы не терапевтический эффект аналитического лечения. Это привело к утверждению о том, что основная цель аналитического лечения - сделать вытесненное осознанным: "Там, где было Оно, должно стать Я" (1933, с. 80).

Соотношение между Оно и Я описано также с помощью знаменитой метафоры:

всадник и конь - ситуация, при которой куда большая сила коня должно держаться под контролем и направляться (1923). Сверх-Я Фрейд также рассматривает как погружающееся в Оно и черпающее из него силы. Из сказанного следует, что границы между Оно и другими органами психики представлялись Фрейду менее жесткими, нежели границы между системами бессознательного, предсознательного и сознательного.

Некоторые другие важные допущения Фрейда относительно Оно заключались в том, что Оно функционирует на основе первичного психического процесса, содержит свободную подвижную энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия. Эти допущения делают Оно подверженным всем противоречиям, сопряженным с теорией влечений, представлениями о психической энергии, экономическим подходом.

Нет единого мнения о том, располагает ли Оно каким-либо психическим содержанием или же полностью состоит из биологических сил (Panel, 1963), содержит ли Оно вытесненные бессознательные воспоминания и фантазии или лишь то, что никогда не осознавалось, каким образом следует выявлять события, соотносимые с Оно. Гилл (1963) приходит к выводу, что Оно и Я концептуально весьма схожи, несмотря на то, что Оно обычно сводят к представлению о неструктурированной энергии. Позже Слэп и Сайкин отметили, что, хотя психоаналитики в целом провозглашают приверженность структурной модели, понятие Оно оказывается хаотичным. Они отмечают, что за последнее десятилетие не появилось ни одной работы со словом "Оно" в заглавии .

Таким образом, несмотря на то, что Фрейд в "Очерке" обозначил Оно как "важнейший психический аппарат... в течение всей жизни", это понятие в настоящее время сравнительно мало используется и в целом рассматривается как вспомогательное по отношению к понятию "Я". И все же, как утверждает Шур, взаимоотношения Оно с другими психическими структурами до сих пор остаются краеугольным камнем концепции психического конфликта (1966).

ОНО

id) - (в психоанализе) часть психики на уровне подсознания; источник психической энергии или либидо. Эта энергия ищет немедленного воплощения в действии или в символах. Поэтому считается, что управление Оно осуществляется главным образом за счет получения удовольствия, а не благодаря логике или требованиям окружающей действительности. В ходе развития личности некоторые из функций Оно начинают преобладать над Эго. З.Фрейд выделил Оно как одну из трех инстанций в теории психического аппарата человека. Оно - это полюс влечений в личности; его содержания, связанные с психическим выражением влечений, бессознательны; они являются врожденными и наследственными, с другой стороны - вытесненными и приобретенными (ред.).

Оно (Es, Id)

Специфика. Аспекты личности, содержание которых является бессознательным и врожденным, закрепленным в конституции человека. Характеризуется чувственностью, алогичностью, свободой от социальных запретов и ограничений. Признавалось самой низшей подструктурой психического, которая руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликте с Я и Сверх-Я.

ОНО

понятие, использовавшееся в классическом психоанализе для обозначения той части психического аппарата, которая включает в себя бессознательные влечения и импульсы, оказывающие предопределяющее воздействие на поведение человека.

Понятие «Оно» было введено в психоаналитическую литературу немецким врачом Г. Гроддеком (1866–1934), который обозначил им неизвестную силу, управляющую поступками человека. З. Фрейд был знаком с ним и рекомендовал его работу «Искатель души» (1921) к публикации в венском психоаналитическом издательстве. В письме Г. Гроддеку от 17 апреля 1921 г. основатель психоанализа выразил свое понимание по поводу того, почему его коллега использовал понятие Оно, и, чтобы избежать недоразумения, рекомендовал аналитикам противопоставлять не сознательное и бессознательное, а взаимосвязанное Я и отщепленное от него вытесненное. «Итак, – подчеркивал З. Фрейд, – более правильным будет считать, что наблюдаемые нами членения и разделения проявляются только в относительно поверхностных слоях, но не в глубине, для которой наиболее верным обозначением будет Ваше «Оно».

Два года спустя в своей работе «Я и Оно» З. Фрейд сослался на «Книгу об Оно» Г. Гроддека, датированную 1923 годом. Он открыто заявил о том, что взглядам данного врача следует отвести надлежащее место в науке и предложил исходящую из системы восприятия сущность назвать именем Я, а другие области психического, в которых эта сущность проявляется в качестве бессознательного, «обозначить, по примеру Гроддека, словом Оно».

Позаимствовав данное понятие у Г. Гроддека, З. Фрейд использовал его в своей работе «Я и Оно» (1923). При этом он ссылался на немецкого философа Ф. Ницше, который употреблял грамматическое выражение Оно для описания безличного, природно-необходимого в человеке.

С точки зрения З. Фрейда, психика представляет собой триединство, включающее такие части (сферы, инстанции, элементы), как Оно, Я и Сверх-Я. Оно – глубинный пласт бессознательных влечений, под воздействием которых человек стремится к получению удовольствия. Я – сфера сознательного, посредник между внешним и внутренним миром человека, способствующий его ориентации на реальное положение вещей. Сверх-Я – совесть, родительский авторитет и идеалы, благодаря которым человек в своей деятельности учитывает запреты социального, нравственного и семейно-исторического характера.

В понимании З. Фрейда Оно – темная и во многом недоступная часть личности, наделенная необузданными влечениями и неукротимыми страстями. В нем находят свое психическое выражение инстинктивные потребности человека. Оно – древнейшая психическая сфера, включающая в себя все, что наследуется, то есть «все, что уже присутствует при рождении, что заложено в конституции – а следовательно, прежде всего инстинкты, которые берут начало в соматической структуре».

Наполненное содержащейся во влечениях энергией, Оно не имеет четкой организации и не обладает общей волей. Оно представляет собой огромный резервуар либидо, энергии сексуальных влечений. Это котел кипящих страстей, готовых в любую минуту обрушиться на человека. В нем преобладает стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей. Оно функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия.

В Оно нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных установлений. В нем нет никаких конфликтов, противоречия и противоположности находятся рядом друг с другом и часто сглаживаются компромиссными образованиями. Оно бессвязно, отдельные его стремления преследуют свои цели, независимо и вне учета друг от друга. В нем все подчинено принципу удовольствия, когда экономический или количественный момент, связанный с необходимостью разрядки энергии, играет важную и решающую роль. По своему объему, силе и могуществу Оно (бессознательное) значительно превосходит Я (сознание). Если взять в качестве примера айсберг, то Оно можно сравнить с двумя третями его подводной части, в то время как Я – одна треть его надводной части.

Для образного описания взаимоотношений между Я и Оно З. Фрейд прибегнул к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому, как в свое время немецкий философ А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Воля, согласно А. Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаружить свой дикий норов и отдаться своей первобытной природе. Нечто подобное во взаимоотношениях между Оно и Я имеет место и по убеждению З. Фрейда. Оно также являет собой лишь видимость подчинения Я: подобно всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, не остается ничего иного, как вести ее туда, куда она захочет, так и Я превращает волю Оно в такое действие, которое является будто бы его собственной волей. Как и всадник, лошадь которого дает энергию для его движения, Я заимствует свою энергию от Оно. Подобно всаднику, обладающему преимуществом определять цель и направление движения лошади, Я стремится управлять Оно. Однако, подчеркивал З. Фрейд, как между всадником и лошадью, так между Я и Оно бывают такие далеко не всегда идеальные отношения, в результате которых всадник вынужден уступать необузданному нраву лошади, а Я идти на поводу у Оно.

Сверх-Я – это не сверхсознание, в котором нет места для бессознательного. С точки зрения З. Фрейда, по своему происхождению и природе Сверх-Я есть не что иное, как своего рода адвокат внутреннего мира человека, то есть представитель Оно. Сверх-Я уходит своими корнями в Оно и является по существу бессознательным, терроризирующим и наказывающим Я укорами совести.

Это означает, что в классическом психоанализе Я оказывается несчастным существом, испытывающим давление со стороны внешнего мира, бессознательных вожделений Оно и бессознательного чувства вины, исходящего из Сверх-Я. Отсюда невротизация человека, основанная на внутренних конфликтах, разыгрывающихся в глубинах его психики.

С точки зрения З. Фрейда, в принципе между Я и Оно «нет никакой естественной вражды, они составляют одно целое, а в случае здоровья их практически нельзя отделить друг от друга». Однако, когда Я не справляется с опасностью, исходящей от влечения, предпринимает вытеснение его побуждений и попытку бегства от самого себя, отождествляя между собой внешнюю и внутреннюю угрозы, его синтез нарушается, а часть Оно остается для него «постоянной запретной зоной». Попытка подавления определенных частей Оно оказывается неадекватной и Оно «начинает за это мстить», сохраняя характер упрямой неуступчивости. Таким образом, как считал З. Фрейд, возникает невроз, являющийся следствием конфликта между Я и Оно. Если рассматривать невротические заболевания в общем плане, то «как невроз, так и психоз являются выражением возмущения Я против внешнего мира, выражением его неудовольствия приспособиться к реальной необходимости».

Психоанализ вскрывает связи и зависимости Я от Оно и Сверх-Я, показывает силу бессознательных влечений человека, управляющих его жизнедеятельностью. Он способствует осознанию того трагического положения, в котором находится человек, и раскрывает механизмы, благодаря которым попытки разрешения внутрипсихических конфликтов нередко завершаются «бегством человека в невроз».

Основная цель психоаналитической терапии – доведение до сознания человека того, какую роль в его жизни играют бессознательные влечения. Психоаналитик подводит пациента к пониманию, что бессознательное разрешение внутрипсихических конфликтов ведет к далекоидущим последствиям, чреватым психическими расстройствами. Благодаря аналитической технике отыскиваются производные вытеснения и инициируются побуждения Я к коррекции, чтобы разрешить имеющиеся конфликты более приемлемым способом, чем просто попытка к бегству.

По выражению З. Фрейда, «там, где было Оно, должно стать Я». Разрешение внутрипсихических конфликтов должно основываться на сознательном отношении человека к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Помимо работы «Я и Оно» представления З. Фрейда об Оно содержались в таких его публикациях, как «Проблема дилетантского анализа» (1926), «Симптом, торможение и страх» (1926), «Невроз и психоз» (1924), «Утрата реальности при неврозе и психозе» (1924), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933), «Конечный и бесконечный анализ» (1937), «Очерк о психоанализе» (1940).

Последователи З. Фрейда предприняли попытки содержательного уточнения его представлений об Оно. Обсуждались спорные вопросы, касающиеся соотношений между биологическими основаниями и психическими составляющими Оно, бессознательными компонентами в Оно, Я и Сверх-Я. Однако по мере выявления многогранности бессознательного, смещения исследовательского акцента с Оно на Я и изменения терапевтических техник в центре внимания многих психоаналитиков оказались защитные и адаптивные механизмы Я, в результате чего понятие Оно стало использоваться в большей степени в контексте обсуждаемых работ З. Фрейда, а не в рамках реальной психоаналитической практики. Во всяком случае в современной психоаналитической литературе большое внимание уделяется исследовательским и терапевтическим задачам, связанным с концептуальной проработкой бессознательных содержаний Я и Сверх-Я.

Основополагающий принцип в классическом психоанализе. Принцип основывается на идее, что целью любой психической активности является поиск удовольствия и избегание неудовольствия (первая, экономическая модель психики по Фрейду). Эта идея основывается на том, что в психике имеется определенное количество энергии, и что возрастание уровня энергии или напряжения, создаваемое влечениями, вызывает неудовольствие , а устранение напряжения - удовольствие . Избыток энергии, ощущаемый как неудовольствие, и побуждает индивида к действиям, что по своей сути и есть жизнь . С другой стороны, понижение этого избытка энергии, воспринимается как удовольствие.

Принцип удовольствия регулирует потребность в воссоздании с помощью действия или фантазии любой ситуации, которая принесла удовлетворение благодаря устранению напряжения.

Его регулирующая роль в психическом функционировании рассматривается также в связи с реакцией Эго (Я) на сильную тревогу, предостерегающую о наличии опасности. Поскольку тревога всегда неприятна, приводится в действие принцип удовольствия-неудовольствия и активизируются различные функции психики, необходимые для того, чтобы справиться с воспринятой опасностью.

Невозможность воссоздать ситуацию, которая принесла удовлетворение, с одновременным нарастанием напряжения, или при увеличении уровня тревоги, без возможности обезопасить себя, может вызывать субъективное ощущение отсутствия энергии, что приводит к апатии и депрессии . Так, как бы это не казалось парадоксальным, переполнение (запруженность) энергией (либидо) приводит к бессилию (см. ).

Принцип удовольствия-неудовольствия имеет биологическое и психологическое значение.

Биологической моделью фрейдовского понятия удовольствия послужил принцип константности (гомеостаза) - термин введен основоположником экспериментальной психологии Фехнером. Согласно этому принципу, равно как и принципу удовольствия-неудовольствия, организм стремиться избегать или устранять чрезмерное напряжение и сохранять напряжение стабильным на максимально низком уровне.

В психологическом аспекте также предполагается, что люди стремятся удовлетворять различные потребности, что равносильно получению удовольствия, и устранять чрезмерное напряжение, обычно сопровождаемое неудовольствием. В то же время, Фрейд отмечал, что в определенных ситуациях, таких, как предварительные любовные ласки, напряжение, создаваемое сексуальным влечением, усиливает ощущение удовольствия. Он пришел к выводу, что соотношение между напряжением от влечений и удовольствием-неудовольствием не является столь простым, как он считал вначале, и что ритм и скорость аккумуляции (накопления) и разрядки могут определять субъективное переживание удовольствия или неудовольствия. (В общем случае, чем выше напряжение, тем острее переживание удовольствия при удовлетворении - и в этом смысл предварительных любовных ласк.)

Не следует рассматривать Эго , Супер-Эго и Ид в качестве неких антропоморфных исполнительных органов (подобным отдельным личностям внутри личности человека) или в качестве частей головного мозга. Эти понятия отображают только полезный способ осмысления базовых аспектов человеческого поведения.

примечания

Эго (Ego , Я , ich )

Единственная часть психики человека, имеющая сознательную составляющую.

В современном употреблении термин Эго принято соотносить с более поздним фрейдовским определением Эго как одной из трех составных частей психики (Эго , и ). В более ранних работах Фрейда понятие Эго ближе к тому, что сегодня называют Самостью . В ранних работах Фрейда в русском переводе в данном смысле принято использовать термин Я . При использовании термина Эго я буду придерживаться позднего определения Фрейда и употреблять термин Самость вместо термина Я .

В русском языке понятие я принято сопоставлять с сознательной частью психики. Мы говорим я хочу , но мне хочется . Хотя Эго располагает сознательными компонентами, многое из того, что мы приписываем нашим осознанным желаниям и результатам продуманных решений, является производными бессознательных механизмов психики. Значительная часть Эго бессознательна . Бессознательны, прежде всего . Бессознательны и основные "желания" Эго (т.е., по сути, наши желания), которые являются компромиссом между требованиями Супер-Эго и влечениями Ид (см. также статью Ч. Бреннера ). Поэтому, можно сказать, сознательная часть Эго весьма относительна, как зыбка грань между словоформами я и мне (я хочу и мне хочется ).

Функции Эго многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые люди очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (например амбициозные, энергичные, успешные руководители, не переносящие требований, ассоциирующихся у них с родительскими; или образованные и прекрасные ученые, до смешного не приспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Эго (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Таким образом, адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Эго , может принимать самые необычные формы.

Другой важной функцией Эго являются мыслительные (ментальные) процессы. Но они тоже не исключительно сознательны. Подтверждением этому может быть типичное выражение: Ко мне в голову пришла мысль . Откуда? Надо признать, что основная часть мыслительной деятельности человека тоже бессознательна. Этому подтверждением являются примеры из истории науки, когда решение сложной задачи приходило во сне (таблица Менделеева, бензольное кольцо Кекуле).

Но дискурсивное мышление (формально-логическое) принадлежит исключительно сознательной части Эго. Это основное завоевание эволюционного развития психики человека, открытие которого признано за Аристотелем, сегодня является единственным способом научного мышления, несмотря на то, что само творческое (креативное) мышление почти полностью бессознательно. Именно поэтому (по убеждению Юнга) открытие логики Аристотелем (и изучение логики в высших учебных заведениях) оказывается малозначимым для творчески мыслящей личности.

Супер-Эго (Super-Ego , Сверх-Я , superego , суперэго , Ueber-ich )

Понятие, используемое в психоанализе для обозначения одной из инстанций структуры психики ( , Супер-Эго и ).

В работе Я и Оно Фрейд впервые выделил три структурные составляющие психики, позднее эта система получила название структурной или триединой модели (ранее Фрейдом были уже описаны первая, экономическая и вторая, динамическая или топографическая модели психики). В этой работе впервые встречается понятие Супер-Эго .

«Супер-Эго – репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(Зигмунд Фрейд. “Я и Оно”)

В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве совести, внутреннего голоса или судьи (в ранних работах Фрейда, прежде всего "Толкование сновидений", эта инстанция психики называется цензором , именно цензор является инициатором вытеснения - см. ). Но, конечно, понятие Супер-Эго не исчерпывается тем, что мы ощущаем как совесть - проявления Супер-Эго гораздо шире, чем муки совести, которые могут нас пугать, руководя нашими поступками. В общем и целом, следствием формирования Супер-Эго являются наши осознанные переживания собственной виновности в чем-либо и переживания недифференцированной тревоги (непонятной тревоги, которая может относиться на счет каких-то опасностей со стороны окружения). Но важнейшим следствием существования Супер-Эго является бессознательное чувство вины , которое может обрекать человека на хронические неудачи в качестве бессознательного искупления вины перед Супер-Эго (невезучесть - это не рок судьбы, а результат "гонений" собственного Супер-Эго).

Фрейд называл Супер-Эго "осадком" эдипова комплекса, "растворяющегося" к 6-7 годам. В этом смысле Супер-Эго есть ничто иное, как квинтэссенция требований родителей, интернализованных к концу существования эдипова комплекса (воспринятых и интегрированных как часть психики). До окончательного формирования Супер-Эго как инстанции психики ребенка - роль Супер-Эго выполняют родители (внешнее Супер-Эго ). Родители в процессе воспитания своего ребенка выполняют ту функцию, которую в дальнейшем будет исполнять Супер-Эго: требуют следовать некоторым принципам, несмотря на то, что они могут идти в разрез инстинктивным желаниям ребенка, апеллируют к общепринятым нормам социума, стыдят и грозят наказанием, вызывая тревогу. В отсутствии родителей маленький ребенок часто нарушает требования внешнего Супер-Эго. Это происходит все реже и реже, поскольку ребенок научается предвосхищать реакцию своих родителей на те или иные свои поступки. Желание получить одобрение со стороны родителей и страх наказания делает его послушным их требованиям. С годами большинство требований родителей оказываются внутренними принципами ребенка - внешнее Супер-Эго интернализуется . Этот процесс - не просто глубокое "восприятие" родительских запретов и повелений, не просто результат перевода внешнего во внутрипсихическое, а следствие преодоления эдипова конфликта . От того, насколько этот конфликт преодолен и разрешен - зависит завершенность формирования Супер-Эго и его интеграция в систему мировосприятия и сознательных убеждений личности.

Конечно будет неправильно утверждать, что Супер-Эго как инстанция психики ребенка полностью и окончательно формируется к 6-7 годам. Процесс развития Супер-Эго продолжается до конца подросткового возраста и не заканчивается в полной мере до конца жизни, однако ядро Супер-Эго к 6-7 годам можно считать сформированным. Также неверно полагать, что процесс формирования Супер-Эго начинается с 3-х лет, с началом образования эдипова конфликта. Дальнейшие исследования психоаналитиков, прежде всего Мелани Кляйн и ее последователей, показали, что эдипов конфликт в своей ранней, архаической, форме возникает в очень раннем возрасте, также как и формирование Супер-Эго происходит значительно раньше. Влияние архаичного садистского Супер-Эго может иметь свои последствия, руководя и жестко детерминируя поведение взрослого человека, сильно ограничивая его свободу выбора и возможность получения удовольствий, приводя к ангедонии и алекситимии и, к так называемому, моральному мазохизму , формируя мазохистический характер . Очень жесткое Супер-Эго может изматывать человека, запрещая ему получать любое удовольствие - и тогда единственное, что ему оказывается позволенным, это страдания . Опираясь на эти исследования, теперь принято различать классический эдипов комплекс и классическое Супер-Эго , и ранний , архаический эдипов комплекс и архаичное Супер-Эго . Ранний эдипов конфликт таким образом становится основой для развития классического эдипова комплекса , а архаичное Супер-Эго оказывается внутренним ядром, вокруг которого формируется более позднее, классическое Супер-Эго .

Понятие Супер-Эго - основное в концепции психоанализа о внутрипсихическом конфликте . От требований Супер-Эго в основном и защищается Эго , формируя свои психологические защиты , компромиссом этого могут являться невротические симптомы .

Ид (Оно , Id , Es )

Одна из трех составляющих психики человека ( , и Ид ), модель которой была предложена Фрейдом в 1923г. (работа Я и Оно ) при пересмотре собственной теории психического аппарата. Понятие Ид охватывает психические репрезентации (сознательные и бессознательные представления) инстинктивных влечений и некоторых, но не всех, содержаний системы бессознательного. (Понятие бессознательного уже было рассмотрено Фрейдом в предшествующей модели функционирования психики, называемой динамической или топографической . Надо подчеркнуть, что многие функции Эго и большинство функций Супер-Эго также бессознательны.)

В широком смысле слова Ид включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей. В Очерке о психоанализе (1940) Фрейд отмечает, что Ид охватывает все унаследованное, данное от рождения, заложенное конституцией, то есть прежде всего влечения , проистекающие из соматической организации и здесь [в Ид] находящие первое психическое выражение в формах нам известных .

В той же работе Фрейд постулирует существование недифференцированной матрицы, дающей начало и Ид, и Эго.

Соотношение между Ид и Эго описано также с помощью красочной метафоры: всадник и конь - когда куда большая сила коня (Ид ) должна удерживаться под контролем всадника (Эго ).

Супер-Эго также описывается Фрейдом как погруженное своим "хвостом" в Ид и черпающем из него силы. В работе По ту сторону принципа удовольствия Фред спекулирует, что Супер-Эго является представительством инстинкта смерти . Спекуляция об инстинкте смерти имела дальнейшее развитие Мелани Кляйн и ее последователями британской школы психоанализа, получив значительное распространение среди психоаналитиков, в том числе и московских, но не стала общепризнанной в психоанализе.

Ид функционирует на основе первичного психического процесса , содержит свободную психическую энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия .

Это темная, недоступная часть нашей личности; то темное, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работу сновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Эго. Мы приближаемся к Ид при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела Ид открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям Ид наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Ид не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии под давлением экономического принуждения, объединяясь в компромиссные образования. В Ид нет ничего, что можно было бы отождествлять с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Ид нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Ид, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Ид, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.