Суп команданте маркос. Новый, постмодернистский че гевару

Никто не знает его настоящего имени, лица и возраста, сам он говорит, что родился 1 января 1994 года - в день индейского восстания. Субкоманданте Маркос стал тем, кем становиться не хотел - медийной маской, растиражированным героем антиглобализма.

Новые левые

Крах мирового социалистического лагеря, торжество идей либерализма и демократии должно было оставить в прошлом времена революционных движений и борьбы против мирового капитала. Маятник истории, однако, не мог оставаться на месте и качнулся, вероятно, по инерции, в обратном направлении. На этот голос революции прозвучал из далекой от, казалось бы, только что рухнувшей Берлинской стены Мексики. Голос этот был столь твердым и уверенным, что не только всколыхнул Мексику, но и эхом прокатился по всему миру, вдохновив деморализованное левое движение на новую борьбу, выдвинув перед ним лозунги, соответствующие наступившей эпохе, дав мощный толчок антиглобализму как обширному явлению.

Лицом, а точнее маской, нового революционного движения стал человек, которого кто-то ассоциирует с Че Геварой и преемственностью революционных традиций, кто-то считает последним отголоском уходящих времен, прощальным штрихом эпохи революционной романтики. Как бы то ни было, Субкоманданте Маркос, как принято его называть, – одна из самых загадочных личностей современности.
Субкоманданте (заместитель командующего повстанцами) Маркос руководит Сапатистской Армией Национального Освобождения (САНО), Генеральный штаб которой находится в селении индейцев-тохолаболей в глубине Лакаденской сельвы (штат Чьяпас) на границе с Гватемалой, по иронии судьбы носящем название Ла-Реалидад, что в переводе с испанского означает «реальность».

Сапатисты

Сапатистская Армия Национального Освобождения была создана 17 ноября 1983 года группой политических активистов из различных организаций, ставивших своей целью создание партизанского очага в стиле революционных традиций Че Гевары. В глубине Лакаденской сельвы нашли убежище многие индейцы, бежавшие от религиозных преследований и произвола помещиков-скотоводов. Они образовали диссидентские общины, в которых видел опору революционного движения Маркос, пришедший в эти места в начале 1980-х годов.

В те времена Маркос еще не был Маркосом, его настоящее имя до сих пор достоверно не известно. Принято считать, что Маркос в реальности Рафаэль Себастьян Гильен Висенте, выходец из среднего класса, закончивший философский факультет Мексиканского национального автономного университета (УНАМ), получивший звание профессора философии, ставший леворадикальным писателем и идеологом. До ухода в Лакаденскую сельву он был преподавателем теории коммуникационных технологий в Столичном автономном университете.

В Чьяпас Маркос прибыл вместе с группой студентов, вдохновленных недавней победой Сандинистской революции в Никарагуа, а также стремительно развивавшимися освободительными партизанскими войнами в Сальвадоре и Гватемале. В своих взглядах Маркос опирался на кубинский пример, а также на классическую марксистско-ленинскую теорию, которую рассчитывал привнести в индейскую среду.

Долгая работа

Первые контакты с диссидентскими общинами ознаменовались полным крахом подобных надежд. Действительность индейских общин, не вписывавшихся в «классические» теоретические и идеологические рамки не восприняла идеи молодых революционеров, потерпевших свое первое поражение.

Сдаваться будущий Субкоманданте не желал, применив политическую гибкость и терпение. Процесс складывания САНО начался, несмотря на то, что на него ушло десятилетие. Маркос и его товарищи из революционного авангарда превратились в учеников, признав недостаточность своих университетских теорий. Способность к диалогу, умение слушать, воспринимать и переосмыслять свои идеи и убеждения сделала Маркоса выразителем действительной воли беднейших слоев индейского населения, сплотила общины под его началом.

Ниша Маркоса

Руководителем движения, однако, сам он себя не считает. Само понятие «руководства» в среде сапатистов условно, поскольку общины управляются коллективно. Передача власти одному лицу не приемлема, а Маркос – всего лишь исполнитель, один из многих и подчиняется воле гражданских индейских общин, принявших решение вести революционную борьбу.

Ниша Маркоса – идеологическое, пропагандистское позиционирование движения, в этом смысле, он стал своего рода посредником между внешним миром и индейским революционным движением. Этому в немалой степени способствовал его талан писателя и публициста. Его сочинения, в том числе, знаменитая «Четвертая мировая война» отличаются яркостью, образностью, смешением политических идей и символов.
Нужно отметить, что в процессе этого переосмысления и ученичества революционные теории, на индейской почве приобретшие различные черты от коммунизма и реформизма до анархизма (за что Маркоса критиковали и критикуют представители выше названных левых течений), переплелись с индейской мифологией и религиозными учениями, народными представлениями.

Принципы сапатизма

Название «сапатизм» происходит от имени генерала Эмилиано Сапаты, выходца из Чьяпаса, бывшего самым популярным героем мексиканской революции 1910-1920-х годов, взгляды которого были близки к позиции анархистов. После его убийства в 1919 году, Эмилиано Сапата стал настоящей легендой, которая органично вплелась в индейскую мифологию.

Мир узнал о сапатистском движении 1 января 1994 года, в день, когда вступил в силу договор о НАФТА, прямым следствием которого было экономическое притеснение индейского населения. В этот день тысячи вооруженных индейцев в масках занимают семь муниципальных центров Чьяпаса и объявляют войну мексиканскому правительству. Вооруженное противостояние, однако, длится недолго – вскоре сапатисты изъявляют желание бороться за права индейцев путем переговоров. По их инициативе в период между 1995 – 2002 годами проводится ряд конференций, привлекших внимание международного сообщества.

Это согласуется с одним из основных принципов сапатизма – не делать ставку на военное решение конфликта. Маркос выразил его в словах: «Мы не рождены для того, чтобы убивать, или для того, чтобы быть убитыми. Только для того, чтобы быть услышанными». Сапатисты стремились не допустить жертв среди гражданского населения, что также было одним из главных принципов повстанцев.
Ярким событием конца 2000 – начала 2001 года стал мирный «поход цвета земли» на Мехико с требованием конституционного признания прав и культуры индейцев, в ходе которого Маркос выступил с яркими заявлениями перед многотысячными толпами собравшихся жителей столицы. В этот период популярность Маркоса достигает апогея: согласно опросам, его рейтинг составлял 70% - почти в два раза выше, чем у действовавшего президента. В немалой степени этому способствовала моральная и нравственная безукоризненность Маркоса, похвастаться которой не могла ни одна политическая сила.
В 2002 году сапатисты терпят поражение – Верховный суд заявляет о невозможности внесения поправок в конституцию, договоренности о которых, казалось бы, были достигнуты. С этого времени сапатисткое движение теряет былую силу и размах. Надежда на выход его из тени и возвращение на новостные ленты и страницы газет все же сохраняется у различных представителей левых.

Реальное имя его было покрыто тайной. Он не просто совмещал литературную деятельность с политической, но писал политические коммюнике в форме «магической» латиноамериканской прозы. В отличие от революционеров прошлого, он не говорил за угнетенных, но говорил вместе с угнетенными.

Везде пишут, что Ярузельский умер, а что Субкоманданте Маркос заявил о выходе из Сапатистской армии национального освобождения, почему-то не пишут. Оно и понятно: в России почти никто не знает, кто такие сапатисты. Постсовок — одна большая политическая деревня: новости из «мирового города» сюда доходят с опозданием в десяток лет, если доходят вообще.

Маркос — это лицо эпохи. Точнее, отсутствие лица — маска. Символ альтерглобалистской революции девяностых. Началось с того, что индейцы захватили несколько деревень на востоке страны, в штате Чьяпас. И молодой левак-айтишник из Мехико, который состоял в какой-то микроскопической маоистской секте, к ним примкнул. Этот-то левак и стал Субкоманданте Маркосом — иконой очень сильного и массового движения альтерглобалистов: экологов, недовольных разрушением озонового слоя, фермеров, у которых землю отобрали, курдов, которых подавляют репрессивные турецкие власти… В какой-то момент все на полном серьезе думали, что все эти ребята совершат новую мировую революцию и построят новый мировой коммунизм. На началах самоорганизации, без партийной диктатуры и вождей.

Имя Маркоса стало брендом. О событиях в непокорном мексиканском штате Чьяпас узнавали только из текстов Маркоса, рассылаемых через Интернет. А революция сдулась. Жалко, конечно. С Маркосом это не связано. Те, кто был в Чьяпасе, рассказывают, что рассчитывать там с самого начала было особо не на что: несколько нищих деревень, которые отгородились от полицейских и бандитов.

Сошло на нет и международное альтерглобалистское движение. Объект, с которым боролись революционные «множества», перестал существовать. Кончился однополярный мир. Единое мировое правительство корпораций так и не состоялось. Глобальный рынок взял штурмом Индию и СССР, Китай влился в мировую капиталистическую систему постепенно, и все эти ребята начали вести себя так, как описывал борьбу империалистов Ленин в «Империализме как высшей стадии». Устроили друг с другом грызню, а кое-где даже и повоевали. В итоге Иран держится за свою нефть, Россия на ножах с Америкой, Китай ищет свою выгоду в лавировании там и сям, а Евросоюз и вовсе трещит по швам. Корпорации никуда не делись, но и институты национальных государств получили новый старт. Так с кем бороться? На базе чего объединяться фермерам и курдам? Альтерглобализм завял так же быстро, как в свое время расцвел.

Славой Жижек, кстати, примерно такие события и предсказывал. Жижек всегда высмеивал «либертарных постмодернистских левых» и указывал на возможность «нового консервативного поворота», а идеальным революционером видел Чавеса, который не в маску наряжается и в Интернете стихи пишет, а жестко захватывает власть в стране. Классический ленинский революционер эпохи модерна, короче. А Чьяпас и Субкомандантэ, говорил Жижек, это все детский сад.

Вот в Греции профсоюзы и левые требуют выхода из еврозоны — это актуально. В Украине Майдан — это актуально. В Боснии рабочие против политики дикого рынка восстали — это актуально. А единой платформы для фермеров, геев и турецких курдов как-то уже никто и не ищет особо. Был альтерглобализм, да весь вышел.

Именно в этом смысле я понимаю уход Маркоса. «Те, кто любил и ненавидел Маркоса, теперь знают, что они ненавидели и любили голограмму, поэтому их ненависть и любовь были бесполезными, бесплодными, были пустым местом», — вот что он написал после долгого молчания. Маркос как Маяковский: ушел вовремя. Маяковский, как известно, покончил с собой, когда покончила с собой Октябрьская революция, окончательно выродившись в совок. Маркос сделал то же самое. Только его революция была гораздо менее брутальная и кровавая, вот и ушел проще, мягче.

Мне очень хочется, чтобы он продолжил писать. Хотя бы в новом социальном образе. Хотя бы как-то. Писал Субкоманданте Маркос просто потрясающе.

Субкоманданте Маркос - политик и мексиканский революционер, который был лидером Сапатистской армии национального освобождения (EZLN), вооруженной группы, восставшей против правительства Мексики в штате Чьяпас в январе 1994 года.

Биография

Образ, под которым скрывается глава EZLN, был предметом многочисленных спекуляций, так как во время частых выступлений перед национальными и международными средствами массовой информации он всегда скрывал свое лицо под балаклавой. Несмотря на это, в феврале 1995 года Субкоманданте Маркос снимает маску: правительство Мексики идентифицировало его как Рафаэля Себастьяна Гильена Висенте. Согласно источникам президента Мексики Эрнесто Седильо, Гильен родился 10 июля 1957 года в Тампико (Тамаулипас), в большой семье, занимавшейся торговлей мебелью. Начав учебу в своем родном городе, Гильен продолжил ее в Гвадалахаре и Монтеррее, а затем поступил в Национальный автономный университет Мексики, где получил высшее образование в области философии и литературы. Те же источники предполагают, что в возрасте 24 лет он решил оставить свою работу преподавателя эстетики, поехал в Чьяпас и стал защитником прав коренных народов штата.

Этот аспект, вероятно, является главным в сапатистском восстании, так как движение пытается вскрыть первопричины накопленной за многие столетия отсталости коренных народов, чтобы потребовать их социального развития. Тот факт, что Субкоманданте Маркос (фото приведено в статье) был идентифицирован как человек, не принадлежащий ни к одной из местных культур, и даже не являющийся жителем штата Чьяпас, стал аргументом правительства Седильо в попытке дискредитации движения. Согласно мексиканскому руководству, за псевдонимом скрывалось намерение левых идеологов среднего класса использовать мексиканских индейцев для дискредитации национальной исполнительной власти.

Роль СМИ

Как бы то ни было, одним из источников популярности сапатистского движения был успех, которым пользовался Субкоманданте Маркос у международного общественного мнения. Он читал стихи, шутил и провозглашал критические политические послания, подписанные подпольными революционными комитетами коренных народов, чьим предводителем являлся. В пресс-релизах, публикуемых в сети (без сомнения, еще один ключ к популярности этой революции за пределами страны), выдвигались требования преобразования Мексики в многонациональную республику с признанием права комитетов коренных общин на участие в муниципальном управлении, гарантирование им правосудия и справедливости, а также обеспечение поддержки и подтверждения права на проведение своих ритуалов и обычаев. Кроме того, мексиканские штаты должны были стать гарантами того, что муниципалитетами коренных народов будут управлять сами индейцы, и что коренные народы должны иметь право сами разрешать некоторые гражданские, уголовные, трудовые и коммерческие споры таким образом, чтобы национальное законодательство учитывало их традиции и обычаи.

Восстание сапатистов

Субкоманданте Маркос во главе Сапатистской армии национального освобождения в первый день января 1994 года занял шесть городов в штате Чьяпас, в том числе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. После двенадцати дней столкновений и многочисленных человеческих жертв и ранений, начал переговоры с правительством. С тех пор Маркос (Рафаэль Себастьян Гильен Висенте) принимал участие в дискуссии и оставался наиболее знаковой фигурой сапатистского движения.

В феврале 1996 года делегаты правительства и партизаны подписали в Сан-Андресе соглашение о правах коренных общин, но несколько месяцев спустя EZLN обвинила президента Седильо в нарушении договора и разрыве диалога между сторонами. Пакт устанавливал широкие пределы самоопределения десятков миллионов мексиканских индейцев, подтверждал признание государством существование коренных народов, форм их управления, традиций и обычаев, но президент Седильо предложил другую редакцию текста, отвергнутую повстанцами, и в январе 1997 года EZLN вышла из переговорного процесса.

Возобновление диалога

После смены власти в стране по результатам выборов в июле 2000 года новый президент Висенте Фокс назначил бывшего сенатора Луиса Альвареса комиссаром по вопросам мира в Чьяпасе. Альварес сформировал Комиссию Согласия и умиротворения (Cocopa), отвечавшую за разработку законопроекта, суммировавшего достигнутые соглашения, соблюдения которых требовали сапатисты.

Новоизбранный Фокс предложил возобновить переговоры с партизанами, и Маркос принял предложение, даже согласившись поехать в федеральную столицу. На следующий день после инаугурации лидер EZLN на переполненной журналистами пресс-конференции заявил о требованиях повстанцев восстановить диалог путем вывода армии из региона, реализации соглашений Сан-Андреса и освобождения заключенных активистов движения.

Сближению позиций правительства и повстанцев способствовало поражение в штате Чьяпас партии PRI и формирование новой правящей коалиции. Губернатор Пабло Салазара вступил в должность 8 декабря 2000 года и пообещал содействовать примирению сложных социальных, политических, сельскохозяйственных и религиозных разногласий. Губернатор пообещал начать юридические процедуры по освобождению заключенных сапатистов, что было одним из главных условий Маркоса для возобновления диалога.

Сапатистский марш

В первые дни своего президентства Фокс приказал освободить 40 заключенных сапатистов и частично вывести войска из мятежного штата. Также он направил в Конгресс законопроект о правах коренных народов, согласованный в 1996 году. Маркос откликнулся на эти меры объявлением марша в столицу для оглашения своих требований в Конгрессе. Была достигнута небольшая разрядка конфликта, которая сошла на нет в течение нескольких месяцев. EZLN просил о том, чтобы поход на Мехико сопровождали представители Международного комитета Красного Креста, но правительство под давлением деловых кругов и военных заблокировало эту возможность. Фокс обвинил партизан в том, что они не дали положительного ответа на предпринятые уступки и отменил вывод войск и освобождение заключенных, а Маркос вменил в вину президента то, что он лишь претворялся заинтересованным в урегулировании конфликта без принятия реальных решений по достижению мира.

24 февраля 2001 года на новом витке противостояния стартовал марш сапатистов. Через 15 дней после его начала и пройдя более 3000 км по беднейшим районам страны, ведомая Субкоманданте колонна прибыла на площадь Эль Сокало в Мехико. Лидер повстанцев сообщил о своем намерении оставаться в столице до утверждения парламентом законопроекта о предоставлении автономии десяткам миллионов индейцев. представители EZLN провели первую встречу с комиссией Cocopa, предварявшей встречу партизан и представителей мексиканского Конгресса и Сената. Правительство предложило Маркосу организовать встречу между 10 представителями повстанцев и 10 сенаторами, но Субкоманданте не согласился и потребовал, чтобы делегация предстала перед собранием палат парламента. При отсутствии соглашения, и, несмотря на гарантированное утверждение законопроекта, Маркос неожиданно объявил о своем решении покинуть столицу и вернуться в горы Чьяпас.

Давление возымело действие, и президент Висенте Фокс решил принять условия партизан и таким образом предотвратил возвращение сапатистов, что вызвало бы новый застой в мирном процессе. Глава государства объявил об освобождении всех заключенных партизан, о выводе войск из трех военных объектов в мятежной зоне и пообещал приложить усилия, чтобы повстанческая делегация была принята в Конгрессе.

Во время исторического заседания, состоявшегося 22 марта 2001 года, парламент одобрил (218 голосов за, 210 против, 7 воздержались) участие делегации EZLN. 28 марта 23 делегата восставших заняли первые ряды в мексиканском парламенте и с трибуны выступил «командир» Эстер, член политического руководства EZLN. После его выступления в защиту прав коренных народов было объявлено о том, что миссия марша выполнена. Мирный процесс возобновился и состоялись первые контакты между партизанами и правительством. Субкоманданте Маркос и сапатисты, явно удовлетворенные, 30 марта вернулись в Чьяпас.

Борьба продолжается

Несмотря на завоевание СМИ, требования лидеров коренных народов не получили ожидаемой поддержки. В апреле Сенат и Конгресс приняли документ, которым предусматривалось внесение в Конституцию изменений, обеспечивающих права коренного населения, но поправки к первоначальному проекту существенно ограничили сан-андресские соглашения и вызвали негативную реакцию. Группы коренного населения, в конечном итоге, отвергли закон о правах и культуре коренных народов, не предусматривавший механизмы осуществления этих прав. Также сапатисты выразили свою прямую оппозицию к тексту, утвержденному палатами, поскольку он не позволял «ни самоопределения, ни подлинной автономии». Субкоманданте Маркос объявил, что EZLN не возобновит переговоры с правительством, приостановленные в 1996 году, и продолжит борьбу.

Коренные народы, интеллектуальные группы левых и Партия демократической революции подали более 300 судебных исков против закона, принятого Конгрессом, но в сентябре 2002 года все они были отклонены Верховным судом.

Другая кампания

В августе 2005 года в своем первом публичном выступлении с весны 2001 года Маркос в штате Чьяпас объявил о своем намерении не поддерживать ни одного из кандидатов в президенты на выборах 2006 года и резко их критиковал, особенно бывшего мэра Мехико Мануэля Лопеса Обрадора. Субкоманданте также сказал, что предстоящая интеграция Сапатистского движения в мексиканскую политическую систему состоится путем создания широкого левого фронта. В первый день 2006 г. Маркос начал мотоциклетный тур по стране в поддержку так называемой «Другой кампании» по созданию движения, объединяющего коренные народы и группы сопротивления страны для проведения изменений, выходящих за рамки предвыборной гонки. После выборов он время от времени появлялся с очередными заявлениями.

Команданте никогда официально не подтверждал и не опровергал того, что он Гильен.

Субкоманданте Маркос: творчество

Предводитель сапатистов написал более 200 эссе и рассказов и опубликовал 21 книгу, в которых изложил свои политические и философские взгляды. Работы, опубликованные под именем Субкоманданте Маркос - «Другая революция» (2008), «¡Ya Basta! Десять лет восстания сапатистов» (2004), «Вопросы и мечи: сказки о сапатистской революции» (2001) и др. В них автор предпочитает высказываться не прямо, а в форме сказок.

Очередное произведение, которое опубликовал Субкоманданте Маркос - «Четвертая мировая война началась» (2001). В ней автор касается вопросов неолиберализма и глобализации. Третьей мировой войной он считает холодную войну между капитализмом и социализмом, а следующую за ней - между крупными финансовыми центрами.

Субкоманданте Маркос, книги которого написаны в иносказательном, ироническом и романтическом ключе, таким образом, возможно, пытался отстраниться от описываемых им болезненых ситуаций. В любом случае, каждая его работа преследует конкретную цель, что подтверждает название книги «Наше слово - наше оружие» (2002), сборника статей, стихотворений, речей и писем.

Субкоманданте Маркос: цитаты

Один из заголовков эссе 1992 г. звучит так:

«В этой главе повествуется о том, как верховное правительство обеспокоила бедность коренных народов Чьяпаса, и оно построило гостиницы, тюрьмы, казармы и военный аэропорт. В ней также говорится о том, как зверь питается народной кровью, а также о других несчастных и печальных происшествиях... Горстка компаний, одной из которых является мексиканское государство, присваивает все богатство Чьяпаса, в обмен оставляя свой смертельный и ядовитый след».

Отрывок из книги «Четвертая мировая война началась»:

«К концу холодной войны капитализм создал военный ужас - нейтронную бомбу, оружие, которое уничтожает жизнь, оставляя нетронутыми здания. Во время четвертой мировой войны, однако, было открыто новое чудо-оружие - финансовая бомба. В отличие от сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, она не только разрушает города, посылая смерть, ужас и страдания тем, кто живет в них, но и превращает свою цель в еще одну часть головоломки экономической глобализации».

Субкоманданте Инсурхенте Маркос (исп. Subcomandante Insurgente Marcos; буквально «заместитель командующего повстанцами Маркос», псевдоним; предположительно род. 19 июня 1957 г. в Тампико, Тамаулипас, Мексика) - левый радикальный писатель и философ, главный идеолог и пропагандист Сапатистской армии национального освобождения, поднявшей индейское восстание в 1994 году в мексиканском штате Чьяпас, автор более 200 эссе и 21 книги. Легенда и общепризнанный символ антиглобализма. На публике всегда появляется в чёрной маске - «пасамонтане».

Журналисты описывают Маркоса как нового, постмодернистского Че Гевару.

Биография

Предполагают, что настоящее имя субкоманданте - Рафаэль Себастьян Гильн Виснте (исп. Rafael Sebastin Guilln Vicente), но сам он это отвергает, утверждая, что «Маркос родился 1 января 1994 года» (день начала индейского восстания). Max Appedole, который учился с Гильеном в средней школе, сыграл важную роль в раскрытии личности Маркоса правительству.. Маркос - настоящее имя одного из погибших друзей субкоманданте. Нынешний Маркос говорит, что того, кем он был в начале 80-х, больше не существует, поэтому его бывшее имя не имеет никакого значения.

Мексиканское правительство утверждает, что Рафаэль Гильен посещал иезуитскую школу в Тампико, где он ознакомился с теологией освобождения. Высшее образование получил в Национальном автономном университете Мексики (UNAM), после чего получил звание профессора философии в смежном университете UAM.

В 1983 году Маркос отправился в горы Чьяпаса, чтобы убедить бедных индейцев майя организовать и запустить пролетарскую революцию против мексиканской буржуазии и федерального правительства. Выслушав его предложение, жители Чьяпаса «просто смотрели на него», а после ответили, что они не городские рабочие, с их точки зрения, земля не собственность, но сердце общин.

Ходят слухи, что Маркос покинул Мексику в середине 1980-х годов, уехав в Никарагуа, чтобы служить у сандинистов под псевдонимом El Mejicano. В конце 1980 года Маркос вернулся в Мексику, чтобы помочь создать САНО при поддержке сандинистов и сальвадорского левого партизанского отряда ФНОФМ. Эта история, однако, противоречит мнению, что создатели САНО появились в джунглях к 1983 году.

Семья Гильена, не имея никаких сведений о дальнейшей судьбе Рафаэля, отказывается признавать, что он и Маркос - одно и то же лицо. Сестра Рафаэля Гильена, Мерседес дель Кармен Гильен Висенте, является генеральным прокурором штата Тамаулипас и влиятельным членом левоцентристской Институционно-революционной партии. Маркос также отрицает любую связь с Гильенами, однако во время мирного похода на Мехико в 2001 году во время своего выступления в университете UAM он ясно дал понять, что ранее не раз здесь бывал.

В интервью Гарсиа Маркесу и Роберто Ромбо, Маркос рассказал о своем воспитании:

Родители взращивали в сыне любовь к языку и чтению:

Когда его спросили, сколько ему лет, Маркос ответил: «Мне 518» и засмеялся.

Гражданство:

Мексика

Основные идеи:

Субкоманда́нте Инсурхе́нте Ма́ркос (исп. Subcomandante Insurgente Marcos ; буквально «заместитель командующего повстанцами Маркос», псевдоним; предположительно род. 19 июня г. в Тампико , Тамаулипас , Мексика) - левый радикальный писатель и философ, главный идеолог и пропагандист Сапатистской армии национального освобождения , поднявшей индейское восстание в 1994 году в Мексике в штате Чьяпас , автор более 200 эссе и 21 книги. Легенда и общепризнанный символ антиглобализма . На публике всегда появляется в чёрной маске - «пасамонтане ».

Биография

Предполагают, что настоящее имя субкоманданте - Рафаэ́ль Себастья́н Гильéн Висéнте (исп. Rafael Sebastián Guillén Vicente ), но сам он это отвергает, утверждая, что «Маркос родился 1 января 1994 года» (день начала индейского восстания). Маркос - настоящее имя одного из погибших друзей субкоманданте. Нынешний Маркос говорит, что того, кем он был в начале 80-х, больше не существует, поэтому его бывшее имя не имеет никакого значения.

Мексиканское правительство утверждает, что Рафаэль Гиллен посещал иезуитскую школу в Тампико, где он ознакомился с теологией освобождения . Высшее образование получил в Национальном автономном университете Мексики (UNAM), после чего получил звание профессора философии в смежном университете UAM. Вместе с тем, семья Гиллена, не имея никаких сведений о его дальнейшей судьбе, отказывается признавать, что он и Маркос - одно и то же лицо. Сестра Рафаэля Гиллена, Мерседес дель Кармен Гиллен Висенте, является генеральным прокурором штата Тамаулипас и влиятельным членом левоцентристской Институционно-революционной партии. Маркос также отрицает любую связь с Гилленами, однако во время мирного похода на Мехико в 2001 году во время своего выступления в университете UAM он ясно дал понять, что ранее не раз здесь бывал.

Другая кампания

В апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил мирный поход на Мехико, поддержанный такими известными личностями, как Габриэль Гарсия Маркес , Оливер Стоун , редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, а также рядом депутатов Европарламента .

В июне 2005 года в рамках развёртывавшейся президентской кампании Субкоманданте Маркос анонсировал «Другую кампанию» (исп. La Otra Campaña ). Сапатисты не собирались выдвигать или поддерживать кого-либо из кандидатов на президентский пост, вместо этого они выдвинули требования принятия новой конституции , в которой были бы закреплены общенациональная собственность на естественные богатства Мексики и автономные права для 57 коренных национальностей. К «Другой кампании», помимо САНО, присоединились более 900 организаций.

1 января 2006 года Субкоманданте Маркос, изменивший на время кампании имя на «Делегадо Серо» (исп. Делегат Ноль ), начал общемексиканский тур, во время которого посетил каждый из 31 мексиканских штатов. Путешествуя, как и Че Гевара , на мотоцикле, Маркос встречался с местным населением и давал интервью. 9 мая 2006 года он появился на центральном канале мексиканского телевидения.

Несмотря на действенную борьбу «Другой кампании» с бедностью и эксплуатацией, она получила неоднозначные оценки. Во время кампании Маркос дистанцировался от левых режимов Латинской Америки , причислив к неолиберальным социалистические правительства Венесуэлы , Боливии , Бразилии , Уругвая и Чили (Субкоманданте считает, что они, прикрываясь левой риторикой, отказываются идти на радикальные изменения). Субкоманданте также усомнился в способности претендента на пост президента Мексики от левых сил, Андреса Мануэля Лопеса Обрадора , полностью устранить диктат МВФ , ВТО и США над страной. (По мнению профессора Гутьеррес дель Сид, занятая сапатистами позиция "сыграла деструктивную роль на выборах в 2006 году", они не поддержали тогда единство левых сил, а субкоманданте Маркос призвал к бойкоту выборов", что позволило победить неолиберальному кандидату .) Однако сам Обрадор усвоил и использовал многие из приёмов и методов «Другой кампании» (см. Революция кактусов ), а также посещал сапатистов в штате Чьяпас в декабре 2005 года.

Творчество

Творчество Субкоманданте направлено, по большей части, на обличение неолиберальной модели развития нынешней цивилизации и на выработку альтернативы такому развитию. Очень часто в своих эссе он использует иронию, притчи и поэтические приёмы, а также стиль магического реализма (часть его эссе и партизанских коммюнике написаны от имени жучка Дона Дурито). Политическая философия Маркоса, называемая также сапатизмом, может быть охарактеризована как совмещение основных принципов марксизма и анархизма . Помимо произведений Маркса и Энгельса , на мировоззрение Маркоса серьёзно повлияли грамшианство, маоизм , автономизм и культурное наследие коренных народов Мексики. Творчество Маркоса концентрируется на несправедливой эксплуатации людей крупным бизнесом и правительствами.

Цитаты

Субкоманданте Маркос, Четвёртая Мировая война :

Концепцию, которая дает основания для глобализации, мы называем «неолиберализмом». Это новая религия, которая позволит, чтобы этот процесс был доведен до конца. В Четвёртой мировой войне опять завоевывают территории, уничтожают противника и управляют уже захваченными землями.

Вопрос в том, какие территории необходимо завоевывать и кто является противником. Поскольку предыдущий противник уже исчез, мы утверждаем, что нынешним противником является человечество. Четвёртая мировая война уничтожает человечество по мере того, как глобализация становится универсализацией рынка. Все человеческое, что возникает на пути рыночной логики, объявляется враждебным и подлежит уничтожению. В этом смысле все мы являемся противником, который должен быть побежден: индейцы, не индейцы, наблюдатели за соблюдением прав человека, учителя, интеллектуалы, артисты. Любой, считающий себя свободным и таковым не являющийся.

…В чём состоит основная проблема глобализации монополярного мира? В национальных государствах, сопротивлениях, культурах, формах взаимоотношений внутри каждого из народов, во всем том, что делает их разными. Разве может эта деревня стать мировой и весь мир одинаковым, если все такие разные? Когда мы говорим о необходимости разрушить и опустошить национальные государства, это не обязательно означает физическое уничтожение людей, но обязательно - это уничтожение различных форм человеческих взаимоотношений. После разрушения необходимо восстановление. Восстановить территории и отвести на них людям место, которое определят законы рынка, - именно к этому ведет глобализация.

Сочинения

  • Субкоманданте Маркос. Другая революция. Сапатисты против нового мирового порядка. М.: Гилея, 2002. - (Час «Ч». Современная мировая антибуржуазная мысль.). ISBN 5-87987-019-7
  • Субкоманданте Маркос. Четвёртая мировая война . Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. - (Жизнь Zaпрещённых Людей). ISBN 5-9681-0029-X

Литература

  • Александр Тарасов :
    • Неуловимый Джо, похожий на Че Гевару // Парламентская газета, 21.03.2003.
    • Эхо Чьяпаса в России // Свободная мысль - XXI. 2003. № 6

См. также

Примечания

Ссылки

  • Сапатисткая Армия Национального Освобождения (исп.) . - Сайт САНО. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 24 января сентября 2007.