Собор сан джованни в риме. Латеранская базилика Сан Джованни в Риме: Первый собор Святого Престола

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) – это папская архибазилика, расположенная в . В иерархии католических храмов Латеранская базилика стоит на самой высшей ступени, превосходя древние и почитаемые церкви такие, как (Basilica di S.Maria Maggiore) и (Basilica di San Pietro). Именно в этой церкви находится кафедра и трон папы римского.

В дохристианские времена земли возле холма Целио (Celio) принадлежали богатой римской семье Латеранов (Laterani). В «Анналах» Тацита осталось упоминание о том, как в I веке н.э. Плауцио Латерано (Plauzio Laterano) был изобличен в интригах против императора Нерона (Nerone).

Переворот сорвался, и все имущество мятежного римлянина ушло в императорскую казну.

Во II веке н.э. на месте Латеранской базилики был разбит мощный конный корпус для войск императора Септимия Севера (Settimio Severo).

Подтверждения этого факта были обнаружены в ходе раскопок в окрестностях храма. Основателем же базилики считается римский император Флавий Валерий Константин (Flavio Valerio Costantino). Перед решающим боем с Максенцием, Константин Великий увидел в небе хризму – монограмму имени Христа, которая предвестила победу. Таким образом, в начале III столетия правитель империи признает свободу вероисповедания, а в Риме появляется первая христианская церковь.

Храм Христа Спасителя в IX столетии также был посвящен Иоанну Предтече (San Giovanni Battista), в XII – Иоанну Богослову (San Giovanni Evangelista). С IV и по XIV века кафедральный собор святого Иоанна Крестителя оставался единственным папским храмом. В прилегающих постройках располагались папские резиденции. В самой церкви был установлен трон понтифика. Церковь стала свидетелем 5 вселенских соборов – наивысших церковных собраний, на которых рассматривались краеугольные религиозные вопросы.

Реконструкции

Богато убранный собор святого Иоанна Крестителя в Риме неоднократно подвергался разграблению и последующему восстановлению. Во второй половине V века папа Илларион пристроил к простой базилике зал для крещения. Помимо купели в баптистерии были созданы три капеллы, названые в честь Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и Святого Креста. В IX столетии папа Лев III реконструировал потолок храма и украсил его апсиду витражами. В X веке к базилике была пристроена часовня, освященная в честь святого Фомы.

На протяжении XIV века Рим утратил свою привилегию считаться центром христианства, понтификат переехал во французский Авиньон (Avignon).

В этом столетии некогда величественный собор пришел в упадок и дважды был предан огню. По возвращению папской власти в Рим, Латеранская базилика была предана забвению, новой резиденцией был избран . Старинная постройка была практически разрушена.

Реставрацией храма в XV веке занялся папа Мартин V. Благодаря его усилиям были восстановлены стеновые росписи Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) и его ученика – Пизанелло (Antonio Pisanello). В последующее десятилетия, в ходе строительных работ, была разрушена большая часть романских колонн, чтобы уступить место раннебарочному стилю. В XVI веке купол крестильни (баптистерия) обрел восьмигранную форму, которую он сохранил и до сегодня.

За время своего существования собор Святого Иоанна Крестителя претерпел немало изменений. Внешний вид здания демонстрирует вкрапления романского стиля, классицизма, барокко. Множество характерных элементов декора храма были созданы на протяжении XVII века. Так, инженер и архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana) украсил фасад церкви скульптурами апостолов. Затем (Francesco Borromini) взял на себя труд перестроить неф и проходы базилики в барочном стиле. Из Римского форума были взяты великолепные бронзовые двери, которые в настоящее время служат главным входом в храм.

Окончательно внешний облик Сан-Джованни ин Латерано сформировался в XVIII столетии. Реконструкцией церкви и украшением фасада занимался архитектор Алиссандро Галилеи (Alessandro Galilei). Его заслуга – строгие классицистические колонны и внушительные статуи, установленные над входом в базилику.

В XIX и XX веках храм пережил несколько реставраций, призванных сохранить исторический облик и наполнение задания. А к 2000 юбилею в сборе были открыты Святые двери, созданные Флориано Бодини (Floriano Bodini).

Интерьер

Базилика Сан-Джованни ин Латерано поражает и завораживает красотой внутреннего убранства. Ценнейшие мозаики, времен императора Константина сохранились в апсиде храма. Раннехристианские мученики со свитками в руках, а также лик Иисуса, возвышающегося над ними, выполнены в византийской манере. В XIII веке мозаики подвергались реставрации Якомо Торитти (Giacomo Torriti). Мастер добавил к древним рисункам символы ордена Францисканцев.

Кафедра папы римского находится под сводом апсиды. Драгоценные порфировые столбы и яркая византийская мозаика служат торжественными декорациями для проповедей понтификов. Над центральным алтарем храма в кевории хранятся древние христианские реликвии – головы апостолов Петра и Павла.

Неф храма поражает своим богатым убранством. Мозаичные полы испещрены контрастными кругами и квадратами, столь характерными для стиля косматеско. Колоны нефа облицованы нумидийским мрамором. Белоснежные плиты украшены декоративной резьбой и эмблемами понтификов. Много сил на восстановление нефа в XVII столетии положил Борромини. Особого внимания стоит отреставрированный деревянный потолок нефа, декорированы кессонными орнаментами. В центре богатого резного потолка красуется панель с гербом папы Пия V. Между мраморными колоннами в XVII-XVIII веках были установлены статуи и картины, изображающие апостолов.

В нефе Сан-Джованни ин Латерано можно наблюдать частично сохранившуюся фреску, изображающую папу Бонифация III. Автором этой искусной работы принято считать великого Джотто (Giotto di Bondone).

Внутри церкви находится несколько часовен, каждая из них имеет собственное посвящение.

Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta) появилась в XVIII веке, чтобы вместить в себя гробницу кардинала Джулио Аквавия, умершего в XVI столетии. Другая часовня посвящена мученику Иоанну Непомуцкому (San Giovanni Nepomuceno). Она была создана в XIX веке и отличается богатым убранством: алтарь, инкрустированный полудрагоценными камнями, скульптуры, икона «Снятие с креста».

Капелла Массимо (Massimo) была спроектирована архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta) в XVI веке. Основная реликвия часовни – полотно «Распятие Христа». Есть капелла, освящена в честь Иоанна Богослова. Она украшена фреской с изображением святого Иоанна, которому явилось видение Непорочной девы. В капелле находится гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.

Музей

При храме работает музей, в котором можно увидеть священные реликвии XI-XIX столетий.

Наиболее ценные экспонаты музея архибазилики: рака с мощами XI в, ларец с плащом Иоанна Богослова, драгоценный крест XIII в, мощи великомученицы Екатерины, герб Климента VIII, выполненный из шелка и драгоценностей, многочисленные гобелены, с изображениями гербов понтификов прошлого, церковные чаши и кубки, выполненные из серебра и драгоценных камней.

Музей был создан в 1984 году папой Иоанном Павлом II. Дверь к экспозиции находится сразу же за статуей Иннокентию III.

  • Над входом в собор нанесена надпись «мать всех церквей в Риме и мире». Таким образом, понтификат отметил наивысшую значимость храма.
  • Ежегодно 9 ноября у католиков отмечается празднование в честь освящения Латеранской базилики.
  • В стенах Сан-Джованни ин Латерано упокоены шесть римских пап : Сергий IV, Александр III, Иннокентий III, Мартин V, Климент XII, Лев XIII.
  • Неподалеку собора установлен , исполненный из красного гранита . Этот необычный столп был привезен в IV веке н.э. из египетского храма фараона Тутмоса III, расположенного в Карнаке.

Расположение и часы работы

Собор находится по адресу: Piazza di San Giovanni in Laterano. На следует доехать до станции San Giovanni либо на автобусе № 116, 81, 85, 87, 810, 16.

  • Латеранская базилика работает ежедневно с 7:00 до 18:30.
  • Ризница – с 8:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00.
  • Баптистерий открыт с 7:00 до 12:30 и 16:00 до 19:00.
  • Музей – с 10:00 до 17:30.
  • Официальный сайт: www.vatican.va
  • Виртуальная экскурсия: www.vatican.va/various .

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

– собор, располагающийся на Латеранском холме. эта представляет собой великолепный образец папской архибазилики, находящейся в Риме. Если базилики Рима расположить в порядке значимости, то Сан-Джованни ин Латерано займет самое почетное место наверху лестницы из базилик. Даже самые известные Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) и (Basilica di San Pietro) уступают в почитаемости Сан-Джованни ин Латерано. Именно в этой церкви находится кафедра и трон папы римского.

До прихода христианства в Рим земли возле холма Целио принадлежало одной знатной и богатой семье по фамилии Латераны. В исторических источниках остались сведения о том, что глава семьи Плауцио Латерано оказался вовлечен в скандал, связанный с императором Нероном. На тот момент государственный переворот не состоялся, но состояние и имущество богатой семьи перешло во владение императора.

Во II веке н.э. на том месте, где сейчас располагается Сан-Джованни ин Латерано, появился конный корпус для войск императора Септимия Севера (Settimio Severo). Такое использование полученных государством земель доказывается раскопками, проведенными в окрестностях Рима.

Сан-Джованни ин Латерано появилась благодаря императору Флавию Валерию Константину. Император Константин Великий готовился к бою с Максенцием и увидел в небе предзнаменование будущей победы в виде хризмы – монограммы имени Христа. Этот знак, суливший победу, стал и знаком для основания в Риме Сан-Джованни ин Латерано. III столетие принесло в утверждение правителем свободы вероисповедания, а также появление первой христианской базилики.

Храм Христа Спасителя в IX столетии также был посвящен Иоанну Предтече (San Giovanni Battista), в XII – Иоанну Богослову (San Giovanni Evangelista). С IV и по XIV века (целых десять веков) эта базилика была единственным папским храмом. Рядом с Сан-Джованни ин Латерано находилось большое количество построек, относящихся к папской резиденции. А в базилике установили трон понтифика. Именно в Сан-Джованни ин Латерано были проведены пять вселенских соборов, решающих самые спорные вопросы религиозного характера.

Папская базилика была всегда одной из самых богатых церквей, что вызывало повышенное внимание у людей, не чистых на руку, поэтому Сан-Джованни ин Латерано нередко страдал от рук грабителей. Позже базилика всегда восстанавливалась. Во второй половине V века папа Илларион пристроил к простой базилике зал для крещения. В баптистерии появились три капеллы, посвященные трем важным фигурам в христианстве Иоанну Крестителю, Иоанну Богослову и Святому Кресту. В IX столетии папа Лев III изменил потолок базилики, апсида украсилась витражами. Спустя еще 100 лет рядом с Сан-Джованни ин Латерано появилась часовня, названная в честь святого Фомы. В XIV век Рим лишился главенства в решении вопросов христианства, а понтификат перебрался в Авиньон и оказался во Франции.

Четырнадцатый век для Сан-Джованни ин Латерано принес много горя, базилика дважды горела, существовала практически заброшенной. Рим для вернувшейся папской власти выбирает Ватикан, а базилика разрушается всё больше и больше.

Старинная постройка в пятнадцатом веке пришла в упадок окончательно, наверное, базилика не сохранилась бы до наших дней, но папа Мартин V решил заняться реставрацией Сан-Джованни ин Латерано. Старания были не напрасны, ведь базилику украшали уникальные стеновые росписи Джентиле да Фабриано и его ученика – Пизанелло, их удалось восстановить. Сан-Джованни в ходе реконструкции приобрела вид раннебарочного стиля. В XVI веке купол баптистерия базилики обрел восьмигранную форму, сейчас он выглядит также.

Стилистические изменения

Рим часто менял облик Сан-Джованни ин Латерано. Во внешнем смешении стилей можно увидеть черты романского, классического и барочного.

Декоративные элементы в Сан-Джованни ин Латерано появились в семнадцатом веке. Например, инженер и архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana) украсил фасад церкви скульптурами апостолов, а Борромини (Francesco Borromini) изменил неф и проходы базилики, придав им барочный стиль. Базилику украсили бронзовые двери, позаимствованные из Римского форума, сейчас они служат главным входом в Сан-Джованни ин Латерано.

К XVIII веку базилика приобрела тот вид, которым вы сможете полюбоваться и сегодня, гуляя по Риму. Последними изменениями Сан-Джованни ин Латерано занимался Алиссандро Галилеи, он украсил фасад базилики классическими колоннами и массивными статуями, располагающимися над входом.

До сегодняшнего дня храм изменялся неоднократно и в XIX и XX веках, но эти изменения касались больше сохранения исторического облика и носили реставрационный характер. Когда Сан-Джованни ин Латерано отмечал 2000-летний юбилей, были открыты Святые двери, работа рук Флориано Бодини (Floriano Bodini).

Базилика Сан-Джованни ин Латерано сейчас удивительное по красоте внутреннего убранства строение. Уникальные мозаики, времен императора Константина сохранились в апсиде храма. Раннехристианские мученики со свитками в руках, а также лик Иисуса, возвышающегося над ними, выполнены в византийской манере. В XIII веке с мозаикой проводились реставрационные работы руками Якомо Торитти (Giacomo Torriti). Здесь можно увидеть символы францисканцев.

В базилике под сводом апсиды располагается кафедра папы римского. Драгоценные порфировые столбы и невероятно красивая византийская мозаика служат торжественными декорациями для проповедей понтификов. Центральный алтарь базилики хранит значимые христианские реликвии – головы апостолов Петра и Павла.

Удивляет внутреннее убранство базилики богатством. Мозаика на полу в стиле космтеско создает орнамент геометрическими фигурами. Колоны нефа облицованы нумидийским мрамором. Во время реставрации Сан-Джованни ин Латерано Борромини потратил много сил на восстановление нефа. Деревянный потолок украшен кессонными орнаментами, а в его центре можно полюбоваться изображением герба папы Пия V, находящемся на отдельной панели. Во время последней серьезной переделки базилики между колоннами из мрамора установили статуи и разместили картины с изображением апостолов.

Сан-Джованни ин Латерано позволяет увидеть частично сохранившуюся фреску с изображением папы Бонифация III. Находится она в нефе базилики. Считается, что это чудесное произведение искусства принадлежит Джотто.

Часовни

В Сан-Джованни ин Латерано находится несколько часовен, каждая имеет собственное предназначение. Прогуляемся по ним?

Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta), необходимость в ней возникла в XVIII веке. В эту капеллу поместили гробницу кардинала Джулио Аквавия, покинувшего этот мир в XVI столетии. Еще одна часовня появилась в базилике в честь мученика Иоанна Непомуцкого. Это одна из самых современных часовен в базилике, особенностью её является и одной из самых богатых. Невероятной ценности алтарь, инкрустированный драгоценными камнями, икона «Снятие с креста» и уникальные скульптуры.

В Сан-Джованни ин Латерано находится еще одна часовня Массимо, появление её связано с именем архитектора Джакомо делла Порта в XVI веке. В этом месте базилики можно увидеть ценное произведение искусства – полотно «Распятие Христа».

Также в базилике есть часовня в честь Иоанна Богослова. Реликвией, находящейся здесь, является гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.

В базилике есть музей, который открыт для желающих увидеть драгоценные реликвии XI-XIX веков.

В музее базилики Рима можно оценить уникальные предметы прошлого: рака с мощами XI в, ларец с плащом Иоанна Богослова, драгоценный крест XIII в, мощи великомученицы Екатерины, герб Климента VIII, созданный из шелка и драгоценностей, множество предметов быта.

Музей появился в Риме в 1984 году, создателем его стал папа Иоанн Павел II. Чтобы увидеть экспонаты музея базилики, необходимо зайти за статую Иннокентию III.

Перед входом в Сан-Джованни ин Латерано поднимите голову вверх и вы увидите надпись «мать всех церквей в Риме и мире». Эта надпись подтверждает особую значимость этой базилики Рима.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация .

9 ноября в Риме празднуют день освящения Сан-Джованни ин Латерано. В стенах Сан-Джованни ин Латерано упокоены шесть римских пап: Сергий IV, Александр III, Иннокентий III, Мартин V, Климент XII, Лев XIII.

Рядом с базиликой разместился древнеегипетский обелиск, выполненный из красного гранита. Удивительный столп был доставлен в Рим в IV веке н.э., вывезен он из египетского храма фараона Тутмоса III, расположенного в Карнаке.

Находится базилика Сан-Джованни в Риме на Piazza di San Giovanni in Laterano. Если вы по Риму передвигается на метро, то это остановка San Giovanni . Если вы воспользуетесь автобусом, то вам понадобятся № 116, 81, 85, 87, 810, 16.


Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано является кафедральным собором Рима , самым важным и древнейшим храмом в западном мире.
Она входит в папские базилики и считается самой важной и древнейшей в западном мире.

Базилику основали в IV веке на месте Латеранских садов.
Первый храм имел восточно-западную ориентацию, что было типично для раннехристианских базилик. Фасад смотрел на восток, где восходило солнце. Апсида с алтарем наоборот была повернута на запад, в сторону заката. Восток считался местом, где находится Рай и Христос.
Базилика была повреждена в 410 году и в 455 году.
В 460 году церковь восстановили в былом великолепии по приказу папы Льва I.
Его последователь Иларий добавил роскоши и построил три оратория, таким образом, доведя их число до семи.
Позже базилика частично поглотила оратории и отсюда родилась традиция семи алтарей.

Церковь была свидетелем многих печальных событий, например, процесс папы Формоза.
Папа Формоз умер в 896 году, скорее всего, его отравили. На следующий год его последователь Стефано VI начал процесс против него. Мумию папы Формоза достали из могилы и посадили перед судом, чтобы она несла ответ за все выдвинутые обвинения. Действие происходило в присутствие кардиналом и епископов в Латеранской базилике, которые вынесли обвинительный вердикт, в результате все указы папы Формозы были отменены, папские одежды разорвали на мертвом теле, а три пальца правой руки, которые используются для благословления, отрезаны.
Труп демонстративно пронесли по улицам Рима и бросили в Тибр.
В тот же год случилось землетрясение, в результате которого рухнула крыша базилики. Посчитали, что это плохой знак для Стефано VI.
В X веке возвели новое здание.
Папа Сергий III освятил базилику в честь святого Иоанна Баптиста. В то время была построена колокольня, но она разрушилась в XII веке.

Период упадка начался в 1305 году, когда наступило Авиньонское пленение пап. Пары покинули Рим и в 1308 году базилика почти полностью сгорела.
Папа Климент V и папа Иоанн XXII из Авиньона посылали деньги на восстановление и содержание церкви, но она уже не вернулась к былому великолепию. В 1360 году храм опять сгорел и был восстановлен папой Урбином V.
Третья базилика сохранила древнюю форму. Она имела пять нефов, разделённых колоннами, фасад украшала мозаика с изображением Христа Спасителя и четырех Евангелистов.
От древнего собора сохранились пол косматеско и статуи Святых Петра и Павла, установленные сейчас во дворе.


Пол базилики Сан-Джованни-ин-Латерано

Трон из красного мрамора, на котором сидели папы во время коронации, хранится в музеях Ватикана.
В 1349 году базилика пострадала во время землетрясения, а в 1361 году опять случился пожар, принесший новые разрушения.
Папа Урбин V поручил реставрационные работы Джованни ди Стефано.
В 1370 году состоялась инаугурация дароносительницы, в которой хранились ценные реликвии - головы Святых Петра и Павла.
Сейчас она находится в главном алтаре базилики.
Когда папы вернулись из Авиньона в Рим, они выбрали Ватикан для своей резиденции.
И Латеран частично потерял свое значение.

Тем не менее, папа Григорий подарил базилике новый портал, украшенный львами, а в 1421 году обновили пол и потолок.
В конце XVI века папа Секст V приказал снести старый патриарший дворец, потому что он пришел в негодность. И поручил своему любимому архитектору Доменико Фонтане построить новый.
По этому случаю был реконструирован фасад трансепта и пристроена новая лоджия, на против которой находится древний обелиск.


Папа Иннокентий X решил полностью переделать базилику и поручил работу Борромини, но амбициозный проект не был воплощён в жизнь.
В 1660 году собор получил новый вход. А в 1734 году закончилась работа над фасадом.
От древней базилики сохранились только пол, дароносительница и мозаики в апсиде.
При папе Клименте VIII над внутреннем убранством церкви трудилась группа художников, среди которых Мораццоне, Франческо Борромини и другие.
Борромини реализовал нынешний блик базилики с рядами колонн и нишами, которые оставались пустыми несколько десятилетий.
В 1702 году в них установили фигуры 12 апостолов. Каждую статую оплатили знатные римляне, кардиналы или папа. Скульптуры выполнены в стиле позднего барокко. Большинство из них реализованы по рисункам Карло Маратта, который был любимым художником папы Климента XI.


Между окнами в овалах размещены Пророки.


До XIX века всех пап короновали в Латерано, но после взятия Рима во время объединения Италии эта традиция была забыта.

Фасад был спроектирован Алессандро Галилей в 1735 году и является одним из самых гармоничных в Риме.
На верху установлена мраморная группа, изображающая Христа с распятием в окружении святых.
Следует обратить внимание на пять дверей, соответствующих пяти нефам, на которые разделена базилика.
Центральные врата восходят к эпохе античного Рима, они размещались в Курии. Крайняя справа дверь называется Святыми вратами - они открываются только по случаю празднования Святого года.

Потолок центральной части выполнен в виде кессона, боковые нефы имеют маленькие купола.


В нишах центрального нефа установлены фигуры 12 апостолов: Петр, Андрей, Иоанн Зеведеев, Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев (Младший), Симон Зилот, Иуда Искариот.


Вдоль боковых нефов расположена серия капелл.
Самые важные находятся справа - капелла Массимо, Торлония и Казати. С левой стороны в капелле Корсини похоронены пара Климент XII, кардинал Нери Мария Корсини и кардинал Андреа Корсини.
Великолепный орган датируется XV веком.


В главном алтаре установлена дароносительница, выполненная в стиле барокко из ценных камней.
Над исповедальней, в которой находится деревянная статуя Святого Иоанна Батиста, расположен папский алтарь с великолепным балдахином в готическом стиле, выполненным по проекту архитектора Джованни ди Стефано.
Над перегородкой, которая закрывает алтарь, хранятся головы Святых Петра и Павла.
Вдоль внешнего карниза, который делит келью с реликвиями и зону алтаря, расположены фрески с изображением Святых и Распятия, Доброго Пастора и Мадонны с младенцем.
Сохранился дворик, окруженный витыми колоннами, в центре которого вырыт колодец. (пн-вс 9.00–18.00, вход - 4 евро)


Латеранский Дворец расположен рядом с базиликой, потом Лоджия Благославления и Латеранский Баптистерий.
Через дорогу от Дворца находится личная папская капелла Святая Святых (Sancta Sanctorum), именно там находится Святая Лестница . По священному приданию это именно та самая лестница, по которой поднимался Иисус Христос, когда посещал дом Пилата и на ее ступенях остались следы крови Спасителя.
В 326 году эту мраморную лестницу вывезли из Святой Земли. Сейчас лестница заключена в деревянную оболочку с несколькими застекленными окошками - над теми местами, куда капнула кровь Христа.
Считается, что тем, кто в дни великого поста поднимется на коленях на вершину священной лестницы, дается полное отпущение грехов.
Рядом с Сан Джованни ин Латерано находятся ворота Асинара (Porta Asinara) .



Название ворот происходит от древнеримской улицы. Они располагались в стене Аврелиана и не имели башен, но в 401-402 гг. император Онорио добавил укрепления.
В 1574 году ворота были закрыты, так как рядом построили новые. Открыли их только в 1954 году.

Кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя на Латеране — «церковь, всех церквей города и мира мать и глава». В иерархии католических церквей мира этот храм стоит выше всех остальных, не исключая и Собор Святого Петра в Ватикане. В Соборе Святого Иоанна находится кафедра епископа города Рима, а также папский трон. В античные времена на этом месте стоял дом знатного римского семейства Латеранов. Император Константин, которому строение досталось в виде приданого, подарил Латеранский дворец и прилегающую территорию епископу Рима. В 324 году там была построена первая церковь, освященная папой Сильвестром I в. честь Христа Спасителя. Так, после трех столетий жестоких гонений, христианство было объявлено официальной религией Империи.

В течение первых тысячи лет существования храма в нем проводились пять Вселенских Соборов, а в расположенном рядом Латеранском дворце находилась резиденция римских пап. Во время нашествия варваров в V веке большая часть богатств собора и дворца была разграблена. За всю историю своего существования собор был множество раз перестроен. К примеру, северный портал, с которого ежегодно в четверг на Страстной неделе папа благословляет верующих, был выполнен архитектором Доменико Фонтана в 1586 году.

Центральный неф украшен фресками Муратори и других мастеров, работающих в духе маньеризма, а также статуями апостолов, выполненных скульпторами школы Бернини. Барельефы собора считаются лучшими работами Алгарди. Над украшением потолка трудились Буланжер и Вико ди Рафаэль. Пол собора оформили мастера из рода Космати в своем фирменном стиле «косматеско». Кстати, во время одной из реконструкций под полом были найдены остатки древних римских построек. Апсида была расширена и оформлена архитектором Веспиньяни по приказу папы Льва XIII. В частности, было отреставрировано древнее мозаичное панно, изображающее Спасителя. Интерьер храма относится к правлению Иннокентия X, над украшением античных гранитных колонн пилястрами поработал Борромини. Пространство церкви разделено пятью нефами. Алтарная часть ориентирована на запад, в отличие от всех остальных христианских церквей.

Современный вид собор приобрел еще в XVII веке. Бронзовые врата были позаимствованы у Курии на Форуме папой Александром VII (1655-1667).

У собора имеется впечатляющий фасад из травертина работы архитектора Алессандро Галилеи, построенный в 1735 году. Он украшен большим портиком со статуями, изображающими Иисуса Христа, Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя и апостолов.

На первой колонне справа от главного входа в храм сохранились фрагменты фрески с изображением папы Бонифация VIII, предположительно работы Джотто.

Главный престол собора хранит священные мощи (главы) апостолов Петра и Павла. Тут же находится еще одна необычайно ценная христианская реликвия — столешница, которая, по преданию, покрывала тот самый стол, на котором происходила Тайная вечеря.

Выход в глубине левого нефа ведет во внутренний дворик, отделанный мрамором. Он со всех сторон обрамлен витыми узорчатыми колоннами, в центре сохранился колодец IX века, а на стенах можно разглядеть мраморные фрагменты самой первой базилики.

Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессии. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни ин Латерано - кафедральный собор Рима с кафедрой римского епископа, а также папского трона. В католической иерархии эта церковь носит титул "Basilica maior" и стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая римских собора св. Петра , Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Маджоре , также носящих титул "Basilica maior" , о чём свидетельствует надпись над входом: "святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава". Входит в список семи паломнических базилик Рима .
1*.


В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Здесь же когда-то квартировался конный отряд телохранителей римских императоров (Новый каструм).
2. Раскопки каструма, сделанные на месте нахождения современного подвала собора.

Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.
В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце ; здесь же состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, именуемых Латеранскими. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание "золотой базилики"; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считалась "Святая лестница" - лестница, по древней христианской традиции привезённая св. Еленой из Иерусалима, по которой Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище, предшествовавшее распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена перед папской капеллой