Шаманящие во сне — интервью с Олардом Диксоном и Шончалай Ховенмей. Избрание у бурятов и телеутов

Арангас

Все, что связано с шаманами, таит в себе ощущение опасности. Даже после смерти места их захоронения считаются священными, сохраняющими мистическую силу ушедшего в мир иной Не только люди, но и машины отступают перед шаманскими могилами, а стихии обходят их стороной. Любому, кто посмеет потревожить или оскорбить последнее пристанище шамана, грозит суровое наказание.

Во-первых, земля в этих местах промерзает настолько, что вырыть в ней могилу практически невозможно. Да и небольшая плотность населения позволяла это сделать без ущерба для санитарных норм. Во-вторых, в этих местах до сих пор сильны языческие традиции предков, именно так хоронивших своих покойников.

Якуты устраивали похороны шаманов над землей в специальных сооружениях - арангасах. Для этого находили четыре рядом стоящих дерева, отпиливали макушки и соединяли их на высоте 1,5 метра перекладинами, на которых закреплялся гроб.

Гроб шамана состоял из двух выдолбленных колод из ствола толстой лиственницы, соединенных деревянными клиньями. В него клали все атрибуты усопшего, а бубен, предварительно разломав, вешали над захоронением.

Останкам шамана, согласно вековым традициям, полагалось находиться в арангасе до тех пор, пока тот полностью не разрушится. Но лиственница настолько прочна, что сохраняет целостность более века. Поэтому перезахоронение шамана назначалось через 100 лет. Из поколения в поколение передавалась дата этого важного события.

Все эти годы потомки шамана следили за состоянием захоронения и приносили к нему дары. В назначенный срок девять девственников сооружали новый арангас. Останки перезахоранивали и приносили в жертву вороного жеребца
с белой мордой. Третий раз беспокоили прах еще через 100 лет, и на этот раз останки предавали земле.

Если родственники оказывались забывчивы, шаман непременно являлся к ним во сне или видениях, напоминая о долге. А если и это не имело действия, то весь род начинали преследовать несчастья.

С приходом в эти места православия законным стало исключительно христианское погребение. Это объяснялось не только церковными канонами, но и угрозой эпидемий. Однако для шаманов до прихода советской власти по-прежнему разрешалось воздушное погребение. Даже в наше время еще можно найти арангасы. Но следует помнить, что, независимо от типа захоронения шамана, его могила требует почтительного к себе отношения.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫХОДНОЙ

В 60-х годах прошлого века студенты археологического факультета Якутского университета отправились в экспедицию, целью которой были раскопки старых захоронений. В какой-то из выходных молодежь решила съездить отдохнуть на озеро. Заодно и посмотреть могилу шамана, находящуюся неподалеку. Часть группы вначале воспротивилась этой затее, но победило советское атеистическое воспитание.

Ребята поиграли в волейбол, искупались и, конечно, выпили. А когда потянуло на подвиги, пошли искать могилу. Арангас нашли быстро. Кое-кто выразил желание посмотреть, что там внутри, но не решились. Зато в остальном себе не отказывали - шумели, бросали мусор, двое парней даже справили нужду.

Затем вернулись в палатку и уснули. Разбудил их ночью шум страшной бури. Никто не посмел и носа высунуть наружу. Вдруг на фоне грохота ветра они услышали, как вокруг палатки кто-то ходит. «Смельчаки» пришли в ужас от понимания того, что все свои на месте, а поселение находится на приличном расстоянии от озера. Пытались спрашивать, кто там, но ответа не дождались. А ветер между тем усиливался, ткань палатки едва выдерживала его удары.

И тут снаружи прозвучал низкий сильный голос, веля выйти двум парням, которые особенно осквернили могилу. Понятно, что они не хотели выходить, но друзья, испугавшись, все же, вытолкали их. Однако никого около палатки не было, только ветер вырывал траву с корнем и срывал листву с деревьев. Постояв так какое-то время, парни вернулись в палатку. Тут-то и ждал их настоящий кошмар. Все члены экспедиции были мертвыми, с искаженными от ужаса лицами.

В состоянии шока ребята добрались до деревни, где остановилась группа, и сообщили о произошедшем. После этого их затаскали по допросам и, надо сказать, изрядно потрепали. Ведь никакой бури в тот день в округе не было зафиксировано. Но потом подозрения с них сняли, поскольку экспертиза показала, что все молодые люди умерли от сердечного приступа.

ЗАПРЕЩАЮЩИЙ ПОЛЕТЫ

Покой мертвых шаманов могут нарушить не только люди, но и любое техногенное вмешательство. В одном из эвенкийских сел решили построить взлетно-посадочную полосу. Никто не хотел слушать увещевания стариков, говоривших, что нельзя ничего возводить рядом с могилой шамана. Но план есть план, и суеверия в этом случае не в счет. По случаю открытия полосы приехали почетные гости и устроили праздник.

В Ан-2 посадили ребятишек, и самолет начал бег по взлетной полосе. А потом вдруг остановился. При выяснении причины остановки обнаружили поломку винта и отказ двигателя. Такие две неприятности практически не случаются одновременно. Радовало только то, что самолет не успел подняться в воздух. Старики объяснили это тем, что шаман пощадил детей.

Зато вечером этого же дня в реке утонул бригадир строителей в месте, где утонуть просто невозможно. Через месяц после праздника в больнице от перитонита умер еще один строитель. Но в мистическую силу шамана по-прежнему никто не хотел верить.

И вот по новой полосе побежал еще один самолет. Но тоже не взлетел. Анализируя причины, эксперты пришли к выводу, что все можно объяснить только мистикой, ведь приборы показывали, что системы самолета исправны, а действия экипажа правильны.

Вот тут уже прислушались к старикам. Попросили их провести ритуал, чтобы добиться прощения шамана, и даже за
счет колхозных средств выделили бычка для жертвоприношения. На этом неприятности закончились.

МЕРТВЫЙ ШАМАН ПРОТИВ НКВД

Интересный случай, который произошел в 1930-х годах в Горном районе, описал белый шаман, профессор Владимир Кондаков. Достоверность истории придает тот факт, что в ней замешаны органы НКВД. За 1,5-2 столетия до событий в этих местах жил Ойуун Монньогон (в переводе «Черная Смородина»). Все его перезахоронения были произведены с соблюдением ритуала, но в 1930-е годы он начал являться родным, хотя арангас находился в приличном состоянии.

Шаман говорил потомкам, что его постоянно заливает дождевой водой, а на правой руке отвалился палец, так как истлело сухожилие. Он просил вынуть палец из-под спины, куда он закатился, и приладить на место.

В то смутное время родственники шамана оказались на распутье. С одной стороны, мертвый шаман насылал на них несчастья за невыполнение его воли, а с другой - можно было попасть под репрессии властей за суеверия.

Однако победило родство. Для проведения обряда пригласили шамана Омокуна, а ответственным за мероприятие назначили председателя колхоза. При этом присутствовало около 80 человек. Палец шамана действительно находился под спиной, его вытащили и с помощью сухожилия жертвенного жеребца прикрепили на место. Но тут Монньогон через Омокуна запросил провожатого.

Древние якуты хоронили шаманов вместе с мальчиком в качестве провожатого. Понятно, что добровольно никто не хотел на эту почетную должность. Тогда Монньогон заявил, что берет с собой Омокуна, который в то же мгновение начал хрипеть и задыхаться. Его спас 70-летний Григорий Федоров, согласившийся «пойти» с шаманом. Тем не менее Монньогон все равно разгневался, он пообещал, что всех ждут неприятности с судом, но он их, так и быть, разрешит.

Все разошлись по домам. Григорий Федоров в этот же день умер.

Вскоре в село приехал ревизор, он-то и обнаружил папку с документами «Расходы по старику». Председатель колхоза, его помощники и Омокун были арестованы. Это был 1937 год. Им грозил громкий процесс со всеми вытекающими последствиями. И вдруг неожиданно был получен приказ от прокурора республики прекратить дело за отсутствием состава преступления. В НКВД пришли в недоумение. А местные жители поняли: Монньогон помог.

Из всех этих историй можно сделать вывод: шаманские могилы опасны, древние тайны неприкосновенны.

Как мы видели, призвание будущего шамана может быть предрешено - в снах, в экстазе или во время болезни - случайной встречей с полубожественным существом, душой предка, животным или в результате необычного события (поражение молнией, несчастный случай и т. п.). Обычно эта встреча кладет начало "тесной дружбе" между будущим шаманом и "духом", который принял решение о его карьере; на этой "тесной дружбе" мы остановимся ниже. Пока же присмотримся ближе к роли душ предков при отборе будущих шаманов. Как мы видели, души предков часто определенным образом "овладевают" юношей и приступают к его посвящению. Всякое сопротивление бесполезно. Это явление предрешенного выбора широко распространено в арктической и Северной Азии.


После этой первой "одержимости" и следующего после нее посвящения шаман становится приемным сосудом, в который без конца могут входить также и другие духи, которые, однако, всегда являются душами умерших шаманов или других "духов", служивших старым шаманам. Знаменитый якутский шаман Тюспют рассказывал Серошевскому: "Однажды, когда я путешествовал по горах, там, далеко на Севере, я задержался возле кучи хвороста, чтобы приготовить себе еду. Я разжег огонь; а под этой кучей хвороста был похоронен тунгусский шаман. Его дух овладел мною". Именно поэтому во время сеансов Тюспют выговаривал тунгусские слова. Но он принимал также и других духов - русских, монголов и т.д. - и говорил на их языках.


Души умерших играют существенную роль в избрании будущего шамана не только в Сибири. Ниже мы проанализируем их функцию в североамериканском шаманизме. Эскимосы, австралийцы и др., желающие стать знахарями, спят вблизи гробов, и этот обычай наблюдался даже у исторических народов (например, кельтов). В Южной Америке посвящение умершими шаманами - довольно распространенный, хотя и не единственный способ. "Шаманов бороро, принадлежат ли они к классу ароэттаварааре или к классу бари, выбирает душа умершего или дух. В случае ароэттаварааре откровение происходит следующим образом: избранный прогуливается по лесу и вдруг видит птицу, которая садится рядом с ним, ее можно достать рукой, - но сразу исчезает. Стаи попугаев слетаются к нему и исчезают, как по волшебству. Будущий шаман возвращается домой, судорожно подергиваясь и бормоча непонятные слова. Его тело распространяет запах гнили и запах руку. Вдруг от порыва ветра он теряет равновесие и падает, как убитый. В этот момент он стал вместилищем для духа, который говорит его устами, и с этого момента он - шаман".


У апинаев шаманы назначаются душой родственника, который сводит их с духами, а духи уже передают ему шаманские знания и техники. В других племенах шаманами становятся после спонтанного экстатического переживания, например видения планеты Марс и т. п.. У кампов и амахуаков кандидаты получают знания от живого или умершего шамана. "Шаман-неофит конибов Укаяли получает медицинские знания от духа. Чтобы завязать с ним контакт, шаман пьет отвар из табака и курит сколько может в плотно закрытой хижине". Кандидат кашинавов учится в зарослях: души дают ему необходимые магические вещества и внедряют их, кроме того, в его тело. Шаманов яруро обучают боги, хотя собственно технике они учатся у других шаманов. Но способными к практике они считаются только тогда, когда встретят во сне духа. "В племени апапокува-гуарани шаманами становятся только через познание магических песен, которым их обучает во сне умерший родственник". Но, независимо от источника откровения, все шаманы практикуют согласно традиционным нормам племени. "Так они приспосабливаются к правилам и технике, которые можно получить только в школе опытных людей", - утверждает Метро. Это относится и ко всякому другому шаманизму.


Как видим, если душа умершего шамана играет существенную роль в проявлении шаманского призвания, то эта роль сводится к подготовке кандидата к последующим откровениям. Души умерших шаманов сводят его с духами или заносят его на Небо (Сибирь, Алтай, Австралия и др.). Наконец после этого первого экстатического опыта происходит обучение у старых шаманов. У селькнамов спонтанное призвание проявляется в странном состоянии юноши, который поет во сне и т. п. Но подобное состояние можно также вызвать произвольно: речь идет только о том, чтобы увидеть духов. "Видение духов" во сне или наяву является решающим признаком спонтанного или добровольного шаманского призвания, поскольку поддержание отношений с душами умерших означает в некотором смысле самому быть умершим. Именно поэтому в Южной Америке шаман должен умереть, чтобы обрести возможность встретить души шаманов и получить от них уроки, поскольку умершие знают все.


Как мы уже сказали, выбор или посвящение шамана в Южной Америке иногда сохраняет совершенную схему ритуальной смерти и воскрешения. Но смерть может быть внушена и другими средствами: крайнее утомление, пытки, пост, побои и т. п. Когда молодой хиваро решает стать шаманом, он ищет учителя, платит за обучение, а затем ведет чрезвычайно аскетический образ жизни: он целыми днями не притрагивается ни к какой пище, пьет наркотические напитки, особенно табачный сок (который, как известно, играет принципиальную роль в посвящении южноамериканских шаманов). Наконец, дух Пасука появляется перед кандидатом в облике воина. Мастер сразу начинает бить неофита, пока тот не упадет на землю без сознания. Когда он просыпается, у него болит все тело: это служит доказательством того, что им овладел дух; по существу, страдания, интоксикация и побои, вызвавшие потерю сознания, некоторым образом отождествляются с ритуальной смертью.


Из этого следует, что души умерших, независимо от их роли в назначении или посвящении будущих шаманов, не определяют это назначение самим своим присутствием (с проявлениями одержимости или без них), а служат кандидату как средство завязывания контакта с божественными или полубожественными существами (путем экстатических путешествий в Небо, в преисподнюю и т. д.) или дают будущему шаману умение приспосабливаться к священным реалиям, которые доступны только покойникам. Способы получения магических умений через сверхъестественное откровение у австралийских магов были прекрасно показаны Марселем Мосом. Здесь также роль умерших часто смешивается с ролью "чистых духов". Более того, даже когда сам дух умершего непосредственно дает откровение, оно предполагает или обряд умерщвления, после которого наступает возрождение кандидата (см. предыдущую главу), или экстатические путешествия в Небо - тема в высшей степени шаманская, - где дух-предок исполняет роль проводника душ; эта тема самой своей структурой исключает "одержимость". Таким образом, кажется, что принципиальная роль, которую играют умершие в получении шаманских способностей, заключается не в том, чтобы "овладеть" человеком, а в том, чтобы помочь ему преобразиться в "умершего" - одним словом, помочь ему тоже стать "духом".

Умение видеть мир духов - сущность шаманизма. Именно этот дар видения дает возможность шаману созерцать сквозь покров повседневной реальности другие сферы сверхъестественной или духовной реальности. Шаманы могут видеть эти альтернативные реальности, изменяя свое обычное, повседневное состояние сознания. В разных регионах они используют различные приемы или сочетания методов.

Большинство этих методов используется также в других дисциплинах: от работы с магией до религиозных обрядов и различных форм психотерапии и целительства. Что делает данный особый способ видения и восприятия частью шаманизма, так это то, что его используют в сочетании с другими шаманскими приемами, имеющими своей целью исцелить.

Некоторые основные методы, которые способствуют сверхъестественному видению, включают:
  • размышления или медитацию. Это вид концентрации внимания или расслабления, во время которого человек особенно восприимчив. Он улавливает любые мысли и образы, не интерпретируя и не удерживая их;
  • галлюциногенные растения. Эти растения способны вызывать измененное состояние сознания, характеризующееся видением будущего и галлюцинациями. Некоторые примеры подобных наркотиков - айяхуаска, пейот, психоделические грибы;
  • барабанный бой или шум трещоток. Это многократное использование ударных инструментов для воспроизведения повторяющихся ритмических шумовых эффектов помогает войти в измененное состояние сознания;
  • песнопения, свист или молитвы. Шаман, а иногда кто-то другой, во время шаманского ритуала производит повторяющиеся ритмичные звуки, которые помогают войти в измененное состояние сознания. Часто эти песни и распевы демонстрируют то, что шаман надеется увидеть, и результаты, которые он или она стремится получить посредством данной церемонии;
  • табачный дым. Альтернативное состояние сознания может быть получено также глотанием или вдыханием дыма табачных листьев. Это общепринятая практика в верхнем течении Амазонки и на всем протяжении Северной, Южной и Центральной Америки

Это фундамент, на котором покоится все остальное, потому что шаман должен быть в состоянии видеть и знать другую реальность перед тем, как начнет работать с ней, чтобы получать информацию или силу. Если вы сами хотите заниматься шаманизмом, вы тоже должны научиться вызывать видения, как это делает шаман.

Давайте начнем

Для шаманского видения характерно то, что оно различает природу пространства вокруг предметов. Смотрите не на сами предметы, а постарайтесь обнаружить силу и энергетические поля вокруг предметов и людей. Это вид рассеянного видения, при котором вы смотрите в пространство, а не на конкретные предметы. Но, кроме того, это способ видеть «третьим глазом» то, что происходит, когда вы находитесь в расслабленном, восприимчивом или созерцательном состоянии и в ваш мозг легко проникают образы.

Обязательно попробуйте это сделать дома

Чтобы почувствовать, что вы видите самого себя, попробуйте сделать упражнения, оставляющие взгляд рассеянным. Выделите какой-либо объект или точку на стене и пристально смотрите на нее в течение 5 минут.

Вы обнаружите, что вскоре ваш взгляд начнет становиться расплывчатым, несфокусированным, и вы сможете заметить сопения в вашем объекте или точке, на которую вы смотрите. Вы сможете увидеть появление ауры вокруг объекта или даже увидеть, как он исчезает. Или, возможно, он изменит очертания или начнет вибрировать.

Чтобы провести еще более впечатляющий опыт, попробуйте посмотреть на другого человека в течение 5-10 минут. Выберите точку в центре его лба, но не смотрите ему или ей в глаза, иначе воздействие будет слишком сильным. И опять вы сможете заметить некоторые интересные изменения, когда вы переключитесь с прямого взгляда на виденье другого пространства.

Иногда вы сможете увидеть, как лицо человека превращается в маску. Или вам может показаться, что лицо исчезает. На основе этих наблюдений возможно получать внутренние знания или информацию о других людях.

Цель: знания и исцеление

В конце концов, используйте методы для работы с энергией и силой, видите в другой мир, научитесь видеть его; а цель - получить знания и исцелять. Традиционно роль шаманов заключалась в том, чтобы получать особые знания и способность исцеления, помогать членам своей общины; и многие современные шаманы, особенно в развивающихся странах, и в наше время выполняют те же функции.

Как уже отмечалось, многие наши современники используют шаманизм в других целях: от самопомощи и самоисцеления до создания мотивации для деятельности и разрешения конфликтных ситуаций. Эта способность знать и исцелять приходит из разных источников:

  • развитие интуиции;
  • толкование снов и использование их в качестве руководства к действию;
  • изменение состояния сознания;
  • конструирование своего будущего;
  • более тонкое восприятие чувств и потребностей других людей;
  • изучение природных методов исцеления, включая использование трав и лечебных растений.

Шаманы различных видов специализируются на отдельных категориях знаний и целительства; обычно они изучают те области, о которых наиболее хорошо осведомлены, как и любой профессионал.

И как это обычно бывает в других областях, они могут отсылать клиентов к другим шаманам, имеющим больше знаний в определенной сфере. Так, шаман из рода коренных американских индейцев направляет пациента с серьезным заболеванием к врачу, потому что сам не может вылечить его.

Подумайте, на чем вы бы хотели сосредоточить свои усилия, и это поможет развить свои способности в использовании шаманских методов. Спросите себя, каковы ваши главные цели и задачи при изучении этих методов и какой подход наиболее удобен для вас.


Даже если вы не ставите себе целью стать практикующим шаманом (этот путь, как правило, занимает долгие годы тренировок - к нему шаман обычно должен почувствовать особое призвание, а затем прослужить учеником у опытного шамана), тем не менее вы сможете изучить и использовать эти методы для помощи и исцеления как себя, так и других людей.

Кратко о главном
  • Шаманизм - это древняя форма мудрости и целительства, которая берет свое начало в истоках человеческой истории - каменном веке, точнее в эпохе палеолита.
  • Шаманизм - это методика целительства и разрешения личных и общественных проблем, в которой шаман обращается к духам за помощью, обычно входя в измененное состояние сознания; иногда шаман вызывает духов, а иногда сам совершает путешествие в их мир.
  • Шаманизм во все времена принимал различные формы.
  • Шаманы используют различные методы, чтобы поддерживать сверхчувственное видение, включая медитацию или размышления, галлюциногенные растения, барабанный бой или грохот трещоток, песнопения, свист или молитвы, и даже табачный дым.
  • Хотя традиционные шаманы в основном помогали другим, многие современные последователи шаманизма используют его методы для других целей, включая развитие своей личности и исцеление себя самого.

Мир сновидений и сон шаманы Амазонии считают реальным зазеркальем человеческого измерения, а наши сны и сновидения - тончайшими мостками в это зазеркалье. Местные шаманские традиции рассматривают культуру сновидений не просто, как важную часть своей жизни. Считается, что особое состояние - сновидение - позволяет человеку получать великую мудрость и незаменимый глоток Силы из недосягаемых иначе источников. Для шаманов это не просто способ время препровождения с целью расслабления и отдыха, как для большинства людей. В своей магической практике и ритуальных обрядах перуанские шаманы используют сновидения с целью вхождения в совсем иное измерение и получения важной информации по интересующим их вопросам.

Возвращаясь после осознанного сновидения, человек не забывает сон и может использовать полученную информацию


Брухо знают о существовании иных духовных миров с иными энергиями и потоками не понаслышке. Сновидения дают им возможность путешествовать в эти миры, подзаряжаться в них мощной силой и исцеляться от болезней, ведь в них заложены совсем другие настройки для существования. Другие миры способны открыть многие тайны и дать ответы на очень многие вопросы. Именно этот факт и заставлял всегда брухо искать пути проникновения в мир сновидений и уже оттуда управлять земными процессами.

Для посещения мира сновидений каждый шаман использует собственный уже наработанный способ. Кому-то нужно выкурить ритуальную трубку мапачо, кому-то достаточно вдохнуть запах священного напитка Аяхуаска, а кому-то требуется пропеть свой Икарос сновидения или принять свою позу сновидения. Но так или иначе, путь проникновения в миры сновидения каждого шамана Амазонии лежит через контакты с растениями Силы джунглей. Именно они указывают проходы и обучают шамана действовать в зазеркалье нашего мира. Каждая шаманская традиция может иметь своё дружественное растение Силы и эту связь и передают шаманы линии. Но это вовсе не означает, что шаман не может найти своё, индивидуальное растение или духа-помощника.

Путешествуя в мире сновидений, шаман не просто видит сон, он осознает, что это он находится в ином духовном мире. В нем курандеро уже не пассивный объект, он полноценный его обитатель. Благодаря этому шаман смело задает вопросы и получает на них ответы, изменяет элементы сна по собственным потребностям, возможно, тем самым и менять человеческую судьбу. Так он приобретает навыки осознанного шаманского сновидения. Управляя своим сном, шаман заряжает свое тело и разум положительной энергией мира сновидений.

В своей целительской практике шаманы используют различные техники и методы влияния на болезнь человека. Среди основных считаются ритуалы аяхуаски, магическое окуривание священным мапачо, обрядовые пряно-травяные костры, ароматные масла южноамериканских цветов и трав, а также пение древних Икарос.

Настроить человека (ученика или больного) на волну другого измерения помогают различные шаманские уловки, которые пропитываются Силой в руках шамана. Курандеро готовят специальные ароматические подушки сна, собирая травы в особых местах джунглей, варят магические отвары, поют специальные песни или издают специальные звуки и свисты. Всё это необходимо, потому что лишь при определенной настройке разума и всего существа человека измерение сна откроет свои врата и примет уже не гостя, а полноценного обитателя своего мира.

Возвращаясь после осознанного сновидения, человек не забывает сон и может использовать полученную информацию. Попав в измерение сновидений, человек способен решить множество задач, связанных с ним лично или с его близкими, как в плане здоровья, материального благополучия, бизнеса, так и в целом в плане изменения предначертанной ему судьбы.

Но надо признать, что научиться входить в состояние сна и управлять им - это потенциальная способность каждого человека. А сегодня это стало ещё и реально осуществимой способностью каждого человека. Сознание современных людей вскрыто для осознания миров за пределами материального мира и всё больше людей пытаются входить туда осознанно. Растения сельвы помогают каждому, кто к ним обращается, а шаманский опыт и техники сновидения, безусловно, дают некоторые ориентиры для ума практикующего, хотя и не могут быть путеводителем.

Например, перуанские шаманы - опытные путешественники в мир волшебных сновидений - в своей практике разделяют сны на «простые» и «большие». Простые сны – это просто обыденные, не несущие никакой информации сны. А вот большие - это особые, пророческие сны. Такие сны несут особую прогнозируемую информацию и именно в таком виде и форме, в каком действия должны произойти в нашем измерении, но уже в будущем времени. В таких снах все предопределено, изменить судьбу не возможно. Невозможно изменить, но можно обмануть. И шаман знает, как это сделать.

Однажды великий шаман увидел «большой» сон, где его соплеменники перевернулись в лодке посреди Амазонки. Это сновидение было переполнено страхом, отчаяньем и смертью. Проснувшись утром, шаман уже знал, что ему следует сделать. Он собрал рыбаков и заставил их отплыть от берега на несколько метров, специально перевернуть лодку и кричать, изображая страх. Таким образом, необратимая ситуация из сновидения шамана уже «случилась» и соплеменники были спасены. Знание, как «обмануть» судьбу шаман почерпнул в том же сновидении.

Искусство шаманов внушает огромное уважение, но это уважение не к чему-то особенному и исключительному, а к той смелости, которая необходима, чтобы переступить однажды границы привычного мира, и к неуклонности их продвижения в своём.

    Шаманские сновидения и изменения восприятия

    В своей магической практике и ритуальных обрядах шаманы очень часто используют сновидения с целью вхождения в совсем иное измерения и получения важной информации. Шаман знает о существовании иных миров с другими видами энергии, которые в сотни раз сильнее…

Многие народы Севера - нанайцы, эвенки, якуты, коряки - верят в шаманизм и способность отдельных представителей их рода вступать во взаимодействие с душами как умерших, так и живущих людей.

Профессиональные шаманы, как правило, нервные и легковозбудимые лица. Они быстро впадают при камлании в транс и утверждают, что видят то, что другим не дано. С точки же зрения былой советской науки, шаманизм - не более чем шарлатанство.

Откуда приходит и куда уходит душа.

К началу XXI века в России почти не осталось шаманов. На всем огромном Дальнем Востоке их не более 7-10 человек. У тех же нанайцев (гольдов), а их осталось в России менее 10000 человек, богов не существует. Зато духов — сколько угодно. Дух.в представлении аборигенов — высшая субстанция.

Невидимые духи добра и зла могут воплощаться в реальные объекты природы - в какую-нибудь гору или скалу, пребывать в озере или реке или вселяться в хищника. В свою очередь, сам шаман или шаманка на пике экстаза во время камлания могут сопроводить душу в «царство теней», или загробный мир. У нанайцев ясное представление о душе, которая до зачатия пребывает в образе птички на родовом дереве.

Потом душа переселяется в утробу матери, а по смерти человека покидает тело. Шаман способен видеть ее как бы висящей над землей и по форме напоминающей тело. К слову, знаменитая болгарская ясновидящая Ванга «видела» такую же картину.

Проводы в «царство теней»

Если по православному вероучению душа умершего может находиться среди близких на протяжении 9 дней, то у нанайцев этот срок удлиняется аж до трех лет. В это время душа покойного блуждает по дому или чуму, сидит за столом, ходит по охотничьим тропам. Аборигены считают, что в этот период она особенно зорко видит, кто из родных, близких, друзей нарушает нравственные устои — прелюбодействует, занимается воровством и так далее.

Живые боятся и стараются вести себя благочестиво. Таким образом, душа усопшего становится как бы совестью живых:
Обряд прощания с ней спустя три года — целое представление, где шаман является центральной фигурой. Начинается камлание. Неожиданно танец собравшихся родных и друзей прекращается, и шаман произносит: «Душа говорит мне, что ты, Николай, не вернул покойному денежный долг и две шкурки соболя». Присутствующий родственник признает, что он действительно брал взаймы. Он согласен немедленно вернуть жене умершего долг.

К позорному столбу пригвождается то один, то другой из его рода... Наконец камлание заканчивается. Шаман сообщает собравшимся, что душа умершего теперь ни на кого не в обиде и что он, шаман, препроводит ее в «царство теней». По представлениям колдуна, это место находится где-то далеко за Амуром, и «тени умерших», то есть души, охраняются там собаками и драконом.

У постели больного.

Шаману подвластно лечение разного рода недугов. По тени больного он определяет, чем тот страдает. Тень — это душа заболевшего. Ясновидение лекаря столь глубоко, что он тут же устанавливает, какого рода камлание ему надо провести и какое снадобье назначить для лечения.

Сильным средством считается моча самого шамана, а также настойка мухомора или других особых трав.
Лечение легкой раны потребует меньших сил, а при серьезных недугах шаману приходится камлать аж целые сутки. Колдун обращается к духу, ведающему этой болезнью, чтобы тот смилостивился и освободил пациента от недуга.

Нередки случаи, когда болезнь заходит столь далеко, что душа человека (еще живого) оставляет на время тело и устремляется в «дом мертвых», чтобы там присмотреть место для себя. При этом шаман устремляется за ней, стараясь ее догнать и возвратить к месту пребывания больного. Если душа все же достигла места своего вечного присутствия, лекарь-шаман виртуально привязывает душу к стулу, после чего он ждет. Если веревки падут, то человек умрет.

Гиблые места

В Приморье немало красивых мест. Однако аборигены отказываются в них селиться по причине того, что эти места, или горы, уже облюбованы духами.

Сами названия, данные конкретной местности аборигенами (Шайтан, Чертова лысина и прочие), предостерегают человека от их посещения. Но охотникам, рыболовам, грибникам все же приходится там бывать. Таким гиблым местом является плосковершинный холм, прозванный в народе Чертовой лысиной. На нем постоянно происходят какие-то неприятности. То утонет кто-либо из селян, то лодка опрокинется, а у одной женщины, обладательницы ученой степени, постоянно выходил из строя лодочный мотор.

Причины происходящего легко объясняются легендами. Вот одна из них. Сидела на вершине сопки молодая женщина с дитем на руках. Она была ясновидящей, и поэтому когда сзади к ней подобрался черт с дурным намерением, она взяла толстую палку и так огрела его по темени, что тот полетел вниз, а кости его рассыпались по склону. На том месте, где истлели его останки, ничего с тех пор не растет.

Мудрость Дерсу Узала

Однажды глубокой осенью известный знаток Дальнего Востока Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930) согревался у костра с участниками похода и своим верным проводником и другом Дерсу Узала.

«Вдруг, — рассказывает Владимир Клавдиевич, — кто-то закричал. Я обернулся и увидел мираж. В воздухе немного выше поверхности воды виднелся пароход, две парусные шхуны, а за ними горы, потом появилась постройка, совершенно непохожая ни на русский дом, ни на китайскую фанзу. Явление продолжалось несколько минут, а затем начало блекнуть и мало-помалу рассеялось в воздухе».

Арсеньев попытался объяснить мираж оптическими свойствами атмосферы, но Дерсу Узала не согласился с ним. По его представлению, душу имеют не только люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, но и растения, и камни, и вообще все неодушевленные предметы.