Самые популярные фразы иисуса христа. Непонятые изречения иисуса

Дорогие друзья!

Представляем Вашему вниманию небольшой свод высказываний Господа Иисуса Христа, не вошедших в канонические евангелия.

Аграфа ("неписаные") - неканонические высказывания Иисуса Христа, содержащися в трудах св. апостолов и других отцов Церкви или в христианских апокрифических писаниях. К аграфа условно можно отнести речения, сохранившиеся в рукописных вариантах новозаветных евангелий, но не вошедшие в признанный церковью текст. Аграфа встречаются в посланиях Павла и в сочинениях таких почитаемых христианами писателей, как Юстин, Ориген, Тертулиан, Климент Александрийский. В этих произведниях можно найти трактовки образа Иисуса, отличные от канонической, и такие факты его жизнеописания, которых также нет в четырех евангелиях.

+ + +

1. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:15 - 17) .

2. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос" (Ефес. 5:14).

3. Ибо он сам сказал:"блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. Апост. 20:35).

4. В тот же день он увидел человека, работавшего в субботу, и он сказал ему: "Человек! Если ты знаешь, что делаешь, ты благословен, но, если не знаешь, ты проклят как преступивший закон" (Лк. 6.4. Cod. D).

5. И они оправдывались, говоря: "Этот век (букв. греч.- эон) неверия и беззакония Сатаны, который через нечистых духов не позволяет, чтобы истинная сила Божия была постигнута. Посему яви нам свою справедливость". И Христос ответил им: "Мepa лет (царства) Сатаны исполнилась. Но грядут страшные свершения, и (для тех) за кого, грешных, я принял смерть, чтобы они могли вернуться к Истине и не грешить больше и наследовать Духу и нетленной славе чистоты в небесах" (затем следует ст. 15 согласно каноническому тексту) (Рукописное добавление к Евангелию от Марка. 16.14. Freer logion).

6. Будут вражда и раздоры (Флавий Иустин. Разговор с Трифоном иудеем (Dialogus cum Тгурheno iudaeo). XXXV. Далее: Dialog).

7. В чем найду я вас, в том и буду судить (Ibid. XXXVII).

8. Будьте опытными менялами (Апеллес у Епифания.- Епифаний. Панарион, или Антедот против ересей (Epifanii librorum adversus haereses proemium). 44.12. Далее: Haeres).

9. Никто не войдет в царствие небесное, кто не пройдет через искушение (Тертуллиан. De baptismo. ХХ. 2).

10. Попроси о великом, и Бог добавит тебе малое (Климент Александрийский. Строматы (Stromata). I. XXIV. 58. Далее: Strom.) .

11. Те, кто со мной, не понимают меня (Деяния Петра) .

12. Ради слабых был слаб, ради голодающих голодал, ради жаждущих жаждал (Ориген (Commentarii in Nattheum). 13.2. Далее: Com. in Matth.).

13. Если не сделаете среди вас нижнее верхним и правое левым, не войдете в царствие мое (Деяния Филиппа. 34).

14. Когда же Иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образом сотворится подобное изобилие произрастаний, Господь сказал: "Это увидят те, кто достигнет тех времен" (Папий у Иринея.- Ириней. Против ересей. XXXV. 33) .

15. Много раз желал я услышать единое из сих слов, и не было, кто бы сказал (Там же. I.20.1).

Составитель: И. С. Свеницкая

+ + +

Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даёшь. (Дидахе, 1:6).

Будем противиться всякой неправде и возненавидим её (Послание Варнавы, гл. 4).

Вот, Я сделаю последнее так, как первое(Посл. Варнавы, гл. 6).

Хотящие Меня видеть и получить Моё Царство, должны стяжать Меня скорбями и страданиями (Посл. Варнавы, гл. 6).

Если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам: подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды (Второе послание Климента Римского Коринфянам, гл. 4).

Будете как агнцы среди волков. [Пётр же в ответ на это говорит: а если волки растерзают агнцев? Иисус сказал Петру:] Агнцы не должны бояться волков после смерти своей; и вы не бойтесь, убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь того, кто после смерти вашей имеет власть ввергнуть их в геену огненную (Втор. посл. Климента, гл. 5).

Если вы не сохраните малого, кто даст вам великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет. (Втор. посл. Климента, гл. 8) Возможно из неизвестного евангелия или «неотредактированого» раннего Лк 16:10-11).

Когда двое будут одно, и внешнее, как внутреннее, мужской пол вместе с женским будет ни мужской, ни женский. Если вы так поступаете, приидет Царствие Отца Моего (Втор. посл. Климента, гл. 12).

Возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный (Послание Св. Игнатия Смирнянам, гл.3).

Удивляйтесь тому, что перед вами (Климент Александрийский. Строматы, 1, 9).

Кто удивлением проникся, тот воцарится, а воцарившийся в покой войдёт (Климент Александрийский. Строматы, 1, 9).

Возжелай и сможешь (Климент Александрийский. Строматы, 2, 17).

Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, что надеть. Ибо душа больше пищи, а тело - одежды. Ищите же прежде Царствия небесного и правды, ибо это - великое, а то - малое (Климент Александрийский. Строматы, 4, 6).

Блаженны гонимые ради Меня, ибо они обретут место, где не будут гонимы (Климент Александрийский. Строматы, 4, 2).

Если кто из Израиля захочет, покаявшись во имя Моё, уверовать в Бога, то его грехи отпустятся ему. Через двенадцать лет выходите в мир. Пусть никто не скажет: мы не знали (Климент Александрийский. Строматы, 6, 5).

Составитель: Александр Логинов

Ниже вы можете ознакомиться с цитатами из Библии, которые покажут, кем же был наш Спаситель.

Несмотря на то, что Иисус был Божьим Сыном мы читаем в Библии, что Он выбрал придти на землю в образе человека. О Нём написано, что Он получил человеческую плоть и человеческую волю, но несмотря на это всегда побеждал и никогда не грешил. Поэтому Он смог победить над смертью и воссесть одесную Отца Своего в небесах.

Для нас – христиан это имеет величайшее значение. Так как Иисус получил победу, будучи в таком же теле, как у тебя и у меня, означает, что и мы можем жить жизнью, которой Он жил здесь на земле. Это действительно возможно – следовать за Иисусом! Если мы будем идти Его стопами, то придёт туда, где Он находится!

Мы подобрали 12 цитат из Библии, которые доказывают, что Иисус был таким же человеком, как мы, за Которым мы можем следовать.

Иисус был испытан во всём, как и мы.

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.» Евр. 4:15.

У Иисуса была своя воля, которую Он отвергал.

«Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.» Луки 22:42.

Иисус увещевает нас следовать за Ним, отвергая себя.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: Если кто хочет идти за Моню, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её.» Матф. 16:24-25.

В Иисусе происходил духовный рост и развитие.

«Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.» Луки 2:52.

Дух Божий свидетельствовал о том, что Иисус явился во плоти.

«Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.» 1 Иоанна 4:2-3.

Иисус уничижил Себя Самого, придя в образе человека.

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек. Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.» Флп. 2:5-8.

Апостол Павел пишет о «человеке Иисусе Христе».

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех. Таково было в своё время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу – учителем язычников в вере и истине..» 1 Тим. 2:5-7.

Иисус Сам называет себя человеком.

«Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраама делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога. Авраам этого не делал.» Иоанна 8:39-40.

Иисусу пришлось бороться и быть послушным, чтобы спастись от смерти.

«Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Своё благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.» Евр. 5:7-9.

Иисус является нашим Предтечею.

«Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошёл Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.» Евр. 6:19-20.

Иисус уподобился «Своим братьям».

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.» Евр. 2:14-18.

Библия говорит, что мы можем следовать по стопам Иисуса.

«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды, ранами Его вы исцелились.» 1 Петра 2:21-24.

Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть .

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла,

…кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.

Сын Человеческий есть господин и субботы.

Истинно Человек Сей был Сын Божий.

Духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца.

Сеятель слово сеет.

И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

….иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

И Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи.

Ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать.

Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими.

А кто отвергнётся Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя мира.

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой Твари.

И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство.

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём.

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

Итак Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего. Галл.1,4

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Иисус есть Христос.

Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

Который есть образ Бога невидимого.

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём;

А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе».

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом.

Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой.

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.

Он есть прежде всего, и всё Им стоит. Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всём первенство. грех и осудил грех во плоти.

Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Непонятые изречения Иисуса,
ведущие к пониманию обратимости времени.

При всех огромных тиражах Нового Завета многие изречения Иисуса остаются непонятыми. Не поняты они именно из-за своей обыденности, то есть, прочел такую фразу и вроде бы все правильно, и не чего тут мудрить. Подводит именно стереотипность описываемой ситуации. Или срабатывает другой эффект: когда в одной главе приводятся несколько высказываний Христа с не явной или отсутствующей логической связью между собой (эффект нейролингвистического программирования, «зомбирования»). Таких мест много, разберем некоторые из них:

1. Когда Иисус решил перейти на другую сторону моря один книжник изъявил желание пойти с ним, куда бы не шел Учитель. Но на это Христос сказал: «лисы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а сын человеческий не имеет где голову преклонить». К чему это?
Принято считать, что так Иисус жалуется на то, что у него нет дома, и потому Он скитается. Действительно, конечная цель любого перемещения – это достижение стабильного спокойствия (как дома). Тогда получается, что Иисус иносказательно говорит о том, что его скитания бесцельны, «дома» Он (и его последователи) никогда не будут? Ведь книжнику все равно куда и в какой реальности перемещаться, лишь бы туда же куда и Учитель. Нет. Христос этим ответом дает понять, что Он никуда не идет. Он уже достиг стабильно-спокойного состояния, и теперь все ищущие Его могут идти не за Ним, а к Нему. И это сказано непосредственно перед переходом через море. Значит Переход моря не означает никакого движения, это именно ПЕРЕХОД. Христос тем ответом говорит: Я никуда не иду, Я стою на месте, изменяется мир вокруг. Уточню, меняются местами пространственные координаты окружающего пространства с временными. Помните, каким вопросом Спасителя встретили люди на другом берегу моря, когда Он перешел его пешком? «Равви, когда пришел сюда?» Не как пришел, а когда. То есть, как, их не интересовало. В том мире (зазеркалье) перемещение в любом направлении мгновенно. Единственное, что изменяется, - это в какой период времени, относительно себя ты попадаешь (твое настоящее может быть как чьим то прошлым так и чьим-то будущим). Потому был резонным только вопрос когда. Время – это всегда что-то, относительно другого. Без относительности не будет заметно никакого действия.
Попутно замечу, переход моря означает смерть. Переход же Христа моря по воде, показывает, что в тот мир (Царство Божие) можно попасть и минуя смерть. «И увидел я новое небо и новую землю, ... и моря уже нет» Откр. 21.5
Такое толкование подтверждает и продолжение разговора (уже с другим учеником, который хотел пойти похоронить отца). Здесь что, Иисус своими словами прямо призывает нарушать вторую заповедь: о почтении отца и матери? Христос говорит: «иди за мной» (кстати, такую же фразу Он говорил только Петру и сатане). Как же так? Одному говорит: никуда мол я не иду, а другому - иду. Причем: не врет ни тому, ни другому. Просто в первом случае речь идет о перемещении в пространстве, а во втором - во времени. Христос как бы говорит тому ученику (будь то Петр или сатана): «Не зацикливайся на пространстве перемещайся со Мной во времени».

2. Когда Петр, на вопрос сборщиков подати на храм («не даст ли Учитель ваш дидрахмы?»), самовольно отвечает; Да. А потом идет к Учителю за деньгами, тот, предваряя апостола спрашивает, должен ли Сын Бога платить за содержание дома Отца? Петр отвечает: нет, пусть другие платят. Иисус подтверждает: верно, но если сказать неподготовленным людям о том, кто такой Сын Божий, они запутаются и потом нужно будет объяснять им все по порядку, как апостолам, в течение долгого времени. Поэтому Спаситель подсказывает Петру, как ловцу человеков достать деньги. Иди, говорит к людям, нашим последователям, и у первого, кто заговорит с тобою, возьми сумму налога за нас двоих. Но заметьте, это была разовая акция, по вине Петра. Иисус не говорит: всегда так делай. А последователи Симона взяли на вооружение именно этот способ.

3. В евангелиях на церковно-славянском языке Иисус, после искушений говорит сатане: «Гряди по мне сатано», но испугавшись неверного смысла переводчики исправили фразу на «отойди от меня сатана». Якобы Иисус не зовет сатану идти за собой, а отгоняет его от Себя. А смысл в том, что Учитель своими ответами заставил «противника» не чинить препятствия Себе, а помогать, следовать за Ним. Чтобы понять, в чем может быть помощь «противника» надо вспомнить, что сатана - это Херувим. Их мы видим в первой книге Библии. «И пламенный меч обращаемый». Именно меч сатаны будет наказанием для не верящих словам Христа. Зло уничтожит себя само. У зла нет другого выхода. Противник появляется тогда, когда кто то против него выступает, а если никто не выступит против, кем станет бывший «противник», сатана? Заметьте, «оружие обращаемое» т.е. обращает это оружие тот, кто им владеет. А владеть мечем стоя против него нельзя. Иисус не призывал к сопротивлению, он говорил, просто покорись, и добро останется с тобой, а зло как всегда будет кусать себя за хвост. Именно такой «не мир, но меч» принес в мир Иисус. Он показал всей своей жизнью, как пользоваться мечем, не касаясь его.

4. Когда Иисус посылает Апостолов на проповедь (Мф.10) говорит им, что не успеют они обойти всех городов Израиля как «придет Сын Человеческий».И вроде всем ясно, что говорит Он о втором пришествии, но… Тогда получается, что Христос провожал Апостолов, собираясь умереть на кресте и воскреснуть не в их присутствии. Да и ученики не могли бы Его понять в таком смысле, ведь о том, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» Иисус начал открывать им только в 16 главе (Мф. 16.21). Кроме того помните и то, что Апостолы не бродили всю жизнь по городам Израиля, а возвратились к Иисусу с чувством исполненного долга (Лк. 9.10, Мк. 6.30), значит они уже узнали, что Сын Человеческий пришел. Кого же Иисус так называет? Того же, кого так называет сам Бог в (Иез. 3) пророка, последнего пророка, пророка апокалипсиса. Человека, который поймет все слова Христа и воплотит их (что и будет проповедью Евангелия Царствия). А чем отличается человек, который понял, от того человека, кто не понял? Тот, который понял, может задать правильный вопрос. По заданному вопросу будет ясно, что еще не раскрыли Апостолы людям. (Как Иисус в детстве, в храме с фарисеями поражал их умом, просто задавая вопросы). Но, Иисус тогда не преследовал цели - научиться у фарисеев, он осваивал их понятийный аппарат. Ведь, чтобы что-то доказывать человеку, надо с ним хотя бы говорить на одном языке и в одних определениях. Т.е., Христос узнавал, в чем заблуждаются учителя Израилевы. Апостолы же, встретив понимание, не смогли ответить на задаваемые им вопросы. Знаний не хватило, вот и вернулись к Учителю. Ну, конечно рассказали, как им помогло Его учение, что все у них получается и т.д., но смысл возвращения один: Учи нас дальше!

5. Что имел ввиду Христос, когда говорил: «И кто не берет креста своего и следует за Мной, не достоин Меня» (Мф.10.38). Неужели «приказывал» носить нательный крест? Но первые христиане относились к кресту, как к орудию убийства. И, если бы кто то решил носить с собой крестик, тем самым причислял бы себя к числу палачей, к людям, поддерживающим распявших Иисуса.
Крест убил Иисуса, Он знал, что это будет крест. (Иудеи не могли, по Римскому закону сами совершать смертные казни. Они были рабы Рима, а раба всегда судит его хозяин). Учитель этими словами сказал: Не убегай от того, что может тебя убить. «Носи» это всегда с собой. Доверься Богу и делай, что должен. Не уходи от мира. Знай, что все в мире твои враги (домашние, отец, мать), но возлюби всех, как врагов. Неси всем Евангелие, живя по единственной Христовой заповеди. Возможно эта жизнь приведет тебя к скорой смерти. Не беги от этого.
Почему государственная религия так опекает монахов? Потому, что они, сами отказавшись от благ этого мира, не мешают ими наслаждаться правящей иерархии. Монахи не несут креста проповеди миру.
Попутно замечу о нательных крестиках: лет 15 назад говорил с сатанистами. Спрашивал, правда ли они носят крестики вверх ногами? Мне сказали: нет. Достаточно носить его на красной или черной нитке. Тогда всем крещеным надевали крестик на белой нитке. (может кто то и помнит). Купите крестик в церкви сегодня и задумайтесь.
Потихоньку, без криков о ереси и расколах, нас переводят в иную веру.
«А Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле»?

6. Следующее изречение Христа всегда приводят в пример, если хотят показать Его слабость и человеческий страх перед смертью. Это молитва в Гефсиманском саду. Слова эти звучат так: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Мф. 26:38 и те же слова повторяются у других синоптиков. Чтобы лучше понять смысл этой молитвы прочтем его на церковно-славянском: «Отче, аще волиши мимонести чашу сию от мене, обаче не Моя воля но Твоя да будет». Мф. КЗ:ЛФ Все толкования упираются в слова «пронести мимо чашу», но выражение «пройти мимо» является переводом еврейского названия праздника, в который и было суждено Христу пострадать. Это «Песах» - Пасха.
Когда писались Евангелия христианские пасхалии еще не узаконились, а следование иудейским (фарисейским) обычаям уже порицалось, что и привело к дословному переводу слов Христа о Пасхе в Гефсиманском саду. Показывая тем самым, что смысл вкладываемый в Пасху христианами, отличается от смысла Пасхи Моисеевой.
Это пояснение превращает молитву Иисусовой слабости в просьбу о свершении Пасхи Господней с Его участием (ведь Он, как и еврейский народ в Египте, достоин того, чтобы Господь, карая нечестивых, прошел бы мимо Него, пронес мимо Иисуса чашу Своего гнева), и «Обаче не Моя воля но Твоя да будет» - «Но если считаешь Меня недостойным, то поступай по Своей Воле». И обретает противоположное значение. В ней Спаситель сетует на то, что Пасха может Его миновать, т.е. не Он станет тем пасхальным Агнцем, который установит Царство Небесное на земле. Христос уже понял, что огонь, который Он принес в мир, еще не разгорелся и нужен будет приход Утешителя.
«Еще многое имею сказать вам, но вы не готовы вместить».

7. Имена Апостолов, данные Иисусом.
Данный очерк позже будет вставлен в статью «Непонятые изречения Иисуса» под номером 6. Так как является логическим продолжением нескольких там уже имеющихся пунктов.
Рассмотрим несколько цитат: «И кто не берет креста своего и следует за Мной, не достоин Меня» (Мф.10.38).
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»(Мф.5:44).
И один фрагмент из Марка (Мк. 3: 11-17)
«И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»
Зная, что Христос ничего не делал и не говорил от себя, но подобно пророкам, бывшим прежде, был орудием Воли Бога Отца, мы имеем право и должны рассматривать все Его служение, как проявление этой неизменной Воли. А раз Воля - неизменна, то и речи, сказанные Христом не должны противоречить (изменять) друг друга. Иными словами: сказав что-то однажды Иисус должен был и Сам выполнять сказанное и в дальнейшем не говорить обратного. А если принять точку зрения современной церкви, невозможно понять: почему Он пришел «прежде всего к погибающим овцам», а окружил себя «достойнейшими из людей Апостолами» Ведь не здоровые нуждаются во враче, но больные! Именно больных Христос и собирал вокруг Себя речами о поедании тела и крови Его (после которых, как Вы помните «многие отошли от Него и не ходили больше с ними»). Здоровые ушли. Больные остались. А возле самых тяжелых врач должен находиться постоянно. Так Иисус и поступал.
Подтверждением тому служат имена данные Симону и сыновьям Заведеевым. А именно: «сыны громовы» Ведь не Заведея же Спаситель назвал «Громом». Возможно за их буйный нрав (как говорят некоторые толкователи), но откуда взялся этот горячий характер и самое главное: почему Иисус приблизил к себе этих людей, готовых сжечь селение, не пустившее их на ночлег.
Приблизил и возлюбил их особо, как злейших врагов, даже имя им придумал. Ведь только «духи нечистые» называли Его Сыном Божьим, хоть Он и запрещал им. И в Евангелии Марк говорит. что Апостолов Христос выбрал из толпы бесноватых, шедших за Ним (Мк. 3: 11-17). Но, чтобы понять смысл имени «Воанергес» нужно обратиться к греческому словарю и начать смотреть с названия страны, в которой жили во гробах двое одержимых. Страна Гергесинская по гречески;;;;;;;;;;, как и энергия (;;;;;;;;;) схожи с частью имени «сынов громовых» ;;;;;, а;;а; - кричать. Гром же по гречески;;;;;;. Думаю логичнее перевести;;а;;;;;; «Воанергес» как энергично или (Гром-ко) кричащие.
Что же касается имени Петр или Кифа - камень, на котором Спаситель построит церковь Свою, так это вовсе не тот «краеугольный камень», который Бог положил в основание, потому что из Библии мы знаем, что именно его (краеугольный камень) и отвергли строители. И это Бог сказал обо всем времени бытия, до Судного дня, а не до времени распятия и Воскресения Сына. Значит, этот пресловутый «камень» все еще не востребован строителями. А церковь то от Петра считает свое начало?! Так что же за камень получается Петр? А это тот камень, который Христос велел всем достойным Его носить с собой. Это камень для побивания. Орудие казни, то что убивало пророков Божьих до крестной смерти Спасителя. «И кто не берет креста своего и следует за Мной, не достоин Меня» (Мф.10.38). Именно на этом камне и построена христианская церковь. Как и сказано у пророка: «Это били меня в доме любящих меня» (Зах.13:6).
Вот как возлюбил Он людей. Как не понимали Его Апостолы (гордо считая себя «Избранными») и как непонимание извратило все, чему учил Христос.

8. Что значат слова: Будьте как дети.
Почему Христос говорит о детях, когда апостолы спрашивают о главенстве Мф.18:1-5 или когда речь заходит о прелюбодеянии и соблазне Мф.18:6-10; Мф.19:13; Мк.10:11-16 и Мф.19:9-15.
Послание тем, кто все уже знает.
Будьте как дети. Эта фраза, сказанная Христом, породила массу толкований. Какие только значения не придавались этим словам, какой только смысл в них не вкладывался. Но, все эти чувственные изыски опровергаются логикой и простым наблюдением за детьми. Логикой отрицаются такие толкования, которые не мог иметь ввиду Христос. Например: будьте глупы как дети, будьте необразованны как дети, верьте проходимцам, как дети, ведите себя инфантильно, капризничайте как дети. Возможно: станьте гермафродитами с недоразвитыми половыми признаками, как дети? Не уверен. А наблюдение за детьми исключает многие другие толкования. Такие как: безгрешность детей (они берут все, что захочется - крадут, не прощают обидчиков - бьют, делают все, что им заблагорассудится - не почтение к родителям), т.е. не делают ничего не в угоду себе - эгоизм. Детская доброта - это лишь результат воспитания и наказаний.
Умиленно говорят о детях те, кто с ними давно не общался, а тот, у кого дети есть обязательно их когда-то наказывал за что-то из выше перечисленного. Что же остается от романтического ореола «детей»? Да ничего. Не мог Учитель иметь ввиду эти их качества. Этот набор и у взрослых имеется. Особенно у недоразвитых. А христианство первых веков было религией умственной элиты. Чего же у взрослого нет? Что присуще только детям?
Обучаемость. Способность впитывать знания из всего, что ребенка окружает. Запоминать все с чем приходится сталкиваться.
Быстрому накоплению знаний и опыта способствует отсутствие запрещающего барьера «Этого не может быть». Именно этот барьер растет в голове взрослеющего человека накладыванием чьих-то убеждений на личный негативный опыт. Именно этот барьер говорит взрослому, что он уже все знает и искать чего-то за пределом своего круга не нужно. Именно этот барьер дал ученикам Иисуса уверенность в их «правоте». Они де, сами знают, что детям не место возле Христа, и спрашивать Учителя не стоит. Не пускать к Нему детей и все. (Даст ли Учитель подать на храм? - спросили мытари Петра. Да, говорит. Все знает главный апостол. Зачем Иисуса то спрашивать. Петр и сам уже взрослый, чтоб ответить). Не пустили Его в селение; отойди ка в сторонку Христос, говорят апостолы, мы щас огонь с неба сведем и Гитлер капут. Все умеем. Взрослые уже. Притча в Лк.18:10-18 о той же «непогрешимой» уверенности.
Один вопрос тревожил взрослых и всезнающих: Кому же среди них, таких умных, главным быть? А Христос и говорит: тот будет больше, кто не перестанет обучаться до смерти. Не думайте, что знаете все, иначе этот ребенок станет больше вас.
Еще одно свойство детской способности к обучению это отсутствие четкого разграничения личного опыта от внушенного (внешнего) «Я» от «Не Я».
Поговорим о первородном грехе, измене - обо всем том, что можно назвать прелюбодеянием.
Нет, не о сексе, а о вопросе, постановка которого выбросила Адама и Еву из рая. Вопрос этот: «А что если?» А что если Бог врет? А что если всетаки съесть? Вопрос, подразумевает два равнозначных ответа. Две возможности реализации. Выбор.
Пока нет выбора нет и угрызений совести (а что если-бы не съел?), нет и понятия греха. Ошибиться можно только если есть выбор. У детей проблемы выбора еще нет (надо игрушку - взял и все. Мое).
Отличать свое от чужого («Я» от «Не Я») ребенок научится позже. С первыми наказаниями или с первыми подарками. Вспомните свои самые ранние детские воспоминания. Это будет или что-то связанное с наказанием или с приобретением в собственность чего-то (подарок). Потому что это то, что приходит из-вне, то, что ребенок понимает - это уже «Не Я». Как в шумерском эпосе о Гильгамеше последний «очеловечил» Энкиду - своего соперника. Он послал к этому дикому созданию блудницу и в процессе знакомства Энкиду понял, что существует вне его существа в мире что-то, приносящее удовольствие. И звери, которые не боялись его раньше (Энкиду и звери были едины) стали его избегать. «Я» Энкиду отделилось от окружающей природы.
Ребенок живет в мире без разделения на добро и зло, как и было задумано в раю. Разделение на добро и зло изначально неестественно. Естественным была только вера Богу. Вера в то, что за все поступки отвечает Бог. Сейчас все понятия подменены другими, вроде бы хорошими, но по сути вновь и вновь толкающими Вас съесть запретный плод «добра и зла». Вам твердят: делай добро. Но подразумевается, что ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА. А Вы что, изначально настроены на зло? И без напоминания Вы будете делать только зло. Никто не говорит: сделай хоть раз зло, т.к. подразумевается, что Вы его и так сделаете. А сделал человек добро (например милостыню дал) и думает потом об этом. Нет, не говорит, но радуется в душе, что исполнил установку. А Христос учил, чтоб одна рука не знала, что делает другая. Такое возможно лишь в том случае если руки не будут различаться. Одна рука добродетельная, а другая - злотворная. Правая хорошая - левая плохая. Вспомните, как Бог объяснял Ионе почему Он простил Ниневитян. Потому что нельзя наказывать людей если они не могут отличить правую руку от левой (зло от добра).
В Евангелии от Матфея 22.11 есть притча о том как царь собирал гостей на брачный пир сына и никто не хотел идти. А когда пришло время привел он к себе добрых и злых. Заметьте, злые или добрые - царю без разницы. Одного только он сказал связать и бросить во тьму внешнюю, на плач и скрежет зубом. Того единственного из всего сборища, который осознал возможность выбора одежды. Казалось бы: злые сидят, веселятся, а этот просто не оделся соответственно случаю. За что столь суровое наказание? Ну, пошли его, чтоб переоделся. Но нет. Кто осознал возможность выбора: идти на пир или нет, одеться по приличнее или и так сойдет - для таких вход в рай закрыт. Даже те, которых сам царь считал достойными рая, осознав возможность выбора лишились своих мест. Так же как смоковница, проклятая Иисусом. Спрашиваете за что? Не время было смокв? Христос - это объект «Я», а окружающий Его мир - это Его составляющая и неотъемлемая часть «Не Я». Что Вы сделаете со своей рукой, которая откажется Вам подчиняться? В лучшем случае плюнете на нее, а если эта рука будет еще и мешать, то и обездвижите или ампутируете. Так и в случае смоковницы. У окружающего мира была возможность выбора: служить ли Христу или нет. Кто не осознавал этой возможности, тот, даже если и ошибался - был прощен, а тот, кто осознал, сам, своим выбором отделился от Спасителя.
Так на примере бездушного дерева Учитель еще раз показал, что много званных, да мало избранных.

9. Смысл притчи «О блудном сыне».
Все мы помним эту притчу и все, кто ставил себя на место хорошего сына, в душе негодовали такой несправедливостью отца. Один служил отцу верой и правдой ничего для себя не требуя, пока второй прогуливал часть имущества, а по возвращении еще и праздничного пира удостоился!?
Смысл этой притчи перекликается с сюжетом рассказа о найме работников в разное время, которые в конце дня получили все одинаковую плату. И смысл их не в том, что: завидовать нехорошо. В нас здесь говорит не зависть, а уязвленное чувство справедливости. Ведь Бог должен быть справедлив, иначе это будет не Бог, а преследующий какие-то свои цели божок. Понять эту справедливость мне помогла математика.
2+2 = 4
и 24 – 14 = 4
и 36 / 3 – 8, тоже = 4, как и еще множество других математических действий приводит к одному и тому же результату.
Притчи эти рассказывались людям для одной только цели: показать, что в деле поиска истины (в нашем случае путь к вечной жизни) к цели могут вести разные пути, абсолютно несхожие друг с другом, но друг другу и не противоречащие. Потому, идущему к этой цели, как сказано «узкой тропой» и непроторенным путем не стоит оглядываться на остальных и сверять свои шаги с их действиями.
Не стоит идти по «широкой дороге», чтобы не совершить тех же ошибок, что и идущие до вас совершали. Как не стоит и завидовать чьему-то успеху на этом пути. Если результат будет одинаков, только порадоваться нужно за «дошедшего», как бы не был легок или тяжел его путь по сравнению с вашим собственным. Ведь «не мерою дает Бог духа» и «не посылает испытания сверх меры».
Понимая все это, я, даже оказавшись в роли «фарисея», молящегося рядом с «грешником» не буду уже осуждать или превозноситься над последним. Времена, страны и условия жизни могут быть разными – важным остается только ее результат.

10. Тайная Вечеря.
На прощальном ужине со своими учениками, когда разговор заходит о предательстве Его учения, Иисус говорит по какому признаку (по писанию) отличить предателя. «И вот рука предающего со мною за столом» или точнее: «Ядущий со мною хлеб поднял на меня пяту свою». Ученики на это дружно начали спрашивать: «не я ли?», но жрать так никто и не прекратил. Тогда Иисус берет хлеб, ломает и дает каждому со словами: это плоть моя - ее ешьте. И едят. Хотя, по правде сказать у евреев и нет закона запрещающего есть человеческое мясо, но все же это было не принято. (После такого предложения в Евангелии от Иоанна: там Он предлагает это всем людям, следовавшим за Ним, сказано: многие отошли от Него... Апостолы остались). И едят. Тогда Учитель берет вино, называет его своей кровью и говорит: пейте. Уже куда дальше то намекать! Кровь то евреям пить всегда запрещалось! Хотел Христос увидеть хоть одного, который сказал бы: Раз по писаниям предающий будет есть с тобой - я есть не буду! Тем и доказываю, что не я предатель. Чего проще? Но...
В том то и заключается оборотная сторона любого учения: к нему прикрепляются только «предатели». Люди ищущие признания себе, но не имеющие возможности доказать, что они сами по себе достойны уважения. А уж тут как тут и Иерархия. Я то круче, чем он. А Ваня Заведеев, вообще, скромно именуется - Любимый ученик.
Именно потому и написано, что этой Тайной вечерей Иисус показывает, что «до конца возлюбил их»,т.е. зная, что они предатели все равно мыл всем им ноги, а не как богословы это пытаются «объяснить». И вечеря получилась действительно тайной - смысл ее попами скрыт был сразу, иначе кто им будет мыть машины и в пост икру на хлеб мазать без масла. А после того как сами Апостолы поняли, что поедая Христа приняли участие в Его казни - они ушли. Все дальнейшие упоминания об их подвигах и проповедях вымысел. На смену им пришли новые апостолы с Савлом во главе. А чтобы не скучно было в ад идти и нас стараются «причастить», сделать сообщниками убийства. На миру и смерть красна. А как вам объяснят священнослужители то, что им говорит посвящающий в сан, давая каждому новому служителю «тело Христово». «Прими... за него будеши истязуем в день Страшного Суда»? Они сами свидетельствуют о том, что за поедание тела и крови Бога будут «истязаемы».
И слова Учителя: «Сие творите в мое воспоминание» не о том, что: «Ешьте тело Мое всю вашу жизнь», а о том говорит: «Как Я дал вам тело Свое есть, так и вы давайте ваши тела на съедение, даже предающим вас. И вы до конца возлюбите их всех. Вот сие творите. Потому и узнают вас, что вы Мои ученики, а не по тому: какой величины и какого металла у кого из вас на шее крест».
А сами апостолы на подозрения Христа в предательстве отвечали: «Не я ли?». Странный вопрос, не находите? Апостолы или искушают Учителя, как римские солдаты: Прореки, дескать, кто тебя ударил?, Не я ли?. Или сами сомневаются в своей преданности. Иначе вопрос бы ставился так: «Кто он?» А такая постановка вопроса есть только в четвертом Евангелии (один единственный ученик осмелился задать его, да и то, тот, который потом трижды отрекся от Христа). Ответом на такой вопрос была подача хлеба предателю. И эта подача «причастия» была так красноречива и наглядна, что любимый ученик даже не поясняет ответ Христа Симону. Кстати, сомневаться в своей преданности невозможно «наперед», ничего еще не совершив. Значит, причины сомневаться были у каждого, причем, реальные причины.
Для того и вели ветхозаветные пророки образ жизни, исключающий следование им. Начиная с одежды и питания и заканчивая публичными действиями и высказываниями, влекущими позор, побои и смерть.
Так Лао Цзы говорил: «если не будет мудрецов, не будет и войн между их почитателями».

Введение

Впервые книга профессора М.А. Таубе издана в Варшаве в 1936 г. и посвящена рассмотрению достоверных, но не вошедших в Евангелия изречений Христа Спасителя: "Аграфа - незаписанные слова Господни".

Автор книги находит 71 такое высказывание. Источники, которые он берет во внимание - не апокрифы, но имеющие высокую степень достоверности тексты:
1. Канонические книги Нового Завета помимо Евангелий
2. Первоначальные редакции канонических Евангелий или их первоисточников (то, что сохранилось)
3. Творения отцов и учителей Церкви первых веков христианства
4. Древние литургические тексты
5. Некоторые открытые памятники древнейшей христианской письменности.

Поскольку в Интернете мы не нашли выложенных текстов вне-Евангельских изречений Христа по книге М.А. Таубе, то решили восполнить этот пробел, ведь для христианина важна даже малейшая деталь из жизни Богочеловека. Мы постараемся не только привести изречения Спасителя, которые специально выделим курсивом и занумеруем, но и указать контекст их по каноническим Евангелиям, где это возможно, а также указать первоисточник. Все это мы будем делать согласно книге М.А. Таубе.

Наша статья никак не подменяет книги профессора Таубе, которую мы настоятельно рекомендуем прочесть всем интересующимся христианским вероучением.
________________________________________ ______________________________________
1. Тексты канонических книг Нового Завета помимо Евангелий

Евхаристический текст из 1 Кор. 11: 24-25: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус... сказал", говорит апостол Павел. Высказывание Христа отсюда:

Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание
, (1)

которое должно поместить после слов Евангелия от Луки 22: 19-20: "Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается".

Текст Деяний Апостолов 20: 35: "... надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса", говорит апостол Павел. Высказывание Спасителя отсюда:

Блаженнее давать, нежели принимать
(2).

Текст 1 Кор. 7: 10-11. Апостол Павел говорит: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь", и далее следует высказывание Христа: "жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей" или

(Итак) жена да не разводится с мужем, и муж да не оставляет жены своей
(3),

которое могло быть опущено в тексте Евангелия от Матфея 5: 31-32 после слов: "А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует".

Текст из 1 Фес. 4: 13-17: "Ибо сие говорим вам словом Господним", учит апостол Павел, и далее следует высказывание:

мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем
(4),

которое могло быть по смыслу в текстах Мф. 24: 30-31 ("Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их"), Мк. 13: 27, Лк. 21: 27.

Текст Гал. 6: 2. Высказывание Христа:

Носите бремена друг друга
(5),

что подтверждается последующими словами апостола Павла: "и таким образом исполните закон Христов".

Текст из 1 Фес. 5: 21-22. Согласно Оригену это высказывание Спасителя:

Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла
(6).

Текст Еф. 4: 26. Согласно тому же Оригену это тоже высказывание Христа:

Солнце да не зайдет во гневе вашем
(7).

Тексты 1 Пет. 3: 9, Рим. 12: 17 и 1 Фес. 5: 15. Древняя Сирийская "Дидаскалия" подтверждает их как высказывание Спасителя:

Не воздавайте злом за зло
(8),

которое должно быть после слов Евангелия от Матфея 5: 38-39: "Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам..."

Текст 1 Пет. 4: 8. Та же "Дидаскалия" утверждает: "говорит Господь" и далее следуют слова Господа:

Любовь покрывает множество грехов
(9).

Тексты из 2 Пет. 3: 10 и 1 Фес. 5: 2. По утверждениям Дидима и Епифания это слова Господа:

Приидет же день Господень, как тать ночью
(10).

2. Из первоначального текста канонических Евангелий и их источников

Нынешние канонические Евангелия в своей редакции не древнее 4-го века. Поэтому представляют особый интерес сохранившиеся ранее 4-го века тексты, которые послужили для составления канонических Евангелий.

Кембриджский Кодекс, тексты которого восходят ко 2-му веку, приводит следующий эпизод. Этот эпизод профессор М.А. Таубе считает должным поместить после рассказа Евангелия от Луки 6: 1-5 о прохождении Спасителя с учениками засеянными полями, когда фарисеи упрекнули их в нарушении субботы, после слов Христа: "Сын Человеческий есть господин и субботы":

В тот же день, увидев некоего (человека), работающего в субботу, сказал ему: о, человек, блажен ты, если знаешь, что делаешь: если же не знаешь, - то ты проклят и нарушитель закона
(11)*.

(*Примечание - лично мы, единственный раз в противовес уважаемому профессору, выражаем сомнение в подлинности этого аграфа, ибо Христос в земном Своем служении никого не проклинал, не считая бесплодной смоковницы. Не соответствует Евангельский образ Христов суровому суду и проклятию человека, пусть даже грешника.)

Та же рукопись, а также древнелатинские переводы содержат поучительный вывод, сделанный в притче о выборе места на брачном пиру, который следует поместить в тексте Евангелия от Луки 14: 7-11 после слов: "Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: "Друг! пересядь выше"; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою":

Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим
(12),

что следует понимать, как урок смирения и постоянной работы над своим нравственным возрастанием.

По словам бл. Иеронима, он нашел в Евангелии Евреев несколько иную редакцию слов воскресшего Христа, сказанных Им при Своем явлении 11 ученикам через затворенные двери, что подтверждает и св. Игнатий Антиохийский:

Возьмите, осяжите Меня и увидите, что Я не бестелесный дух
(13).

Этот текст относится к пересказам Лк. 24: 36-43 ("Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня") и Ин. 20: 19-23.

Бл. Иероним передает следующий отрывок из Евангелия Евреев о явлении воскресшего Спасителя Своему брату Иакову Праведному, чего нет в канонических Евангелиях:

Господь же, отдав плащ слуге первосвященника, пошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, как он пил чашу Господа, пока не увидит Его восставшим из спящих (мертвых). (И снова, через некоторое время) "Принесите, сказал Господь, стол и хлеб". (И тотчас добавлено:) Взял хлеб, и благословил, и преломил, и дал Иакову Праведному и сказал ему: "Брат Мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих"
(14),

но факт такого явления категорически утверждается апостолом Павлом (1 Кор. 15: 7).

Из Евангелия Евреев приведем отрывок, относящийся к рассказу о богатом юноше Мф. 19: 16-24, где вместо краткой редакции: "Услышав слово сие, юноша отошел с печалью; потому что у него было большое имение" мы читаем:

И сказал ему Господь: Как ты говоришь "я соблюл закон и пророков", ибо написано в законе "Люби ближнего твоего как самого себя"; а вот многие из братьев твоих, детей Авраама, покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не достается. И, обратившись, сказал Симону, ученику Своему, сидящему около Него: Симон, сын Ионин, легче верблюду войти сквозь игольные уши, чем богатому в царство небесное
(15).

Бл. Иероним передает из Евангелия Евреев следующие два отрывка:

И никогда радостными не будьте, как если когда на брата вашего смотрите с любовью
(16),

и

Кто огорчает дух брата своего, повинен в величайшем грехе
(17).

Из Евангелия Евреев после слов Христа "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков..." (Мф. 10: 16) следует отрывок:

Петр же, прерывая, говорит Ему: Ну, а если волки разорвут овец? Сказал Иисус Петру: не убоятся овцы волков (ничего не могущих сделать) сверх умерщвления их; и вы не бойтесь убивающих вас и ничего (другого) не могущих вам сделать, а бойтесь имеющего власть над душою и телом, по убиении вашем, ввергнуть в геенну огненную
(18).

3. Из творений отцов и учителей Церкви и других памятников церковной письменности первых веков христианства

Из "Учения 12 Апостолов", писаний Климента Александрийского и "Апостольских постановлений" изречение Христа:

Горе имеющим и лицемерно (еще) берущим или могущим сами себе помочь и желающим брать у других; ибо каждый даст ответ Господу Богу в день суда
(19).

У различных отцов и учителей Церкви часто повторяются слова Христовы:

Будьте искусными менялами
(20),

которые, видимо, оторваны от контекста. Вероятный контекст содержится в 1 Фес. 5: 21-22: "Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла", как это пишет Климент Александрийский и Ориген (см. высказывание 6).

что подтверждает и св. Прохор.

Климент Александрийский и Ориген приводят следующую заповедь Христову:

Просите великого, и малое приложится вам; просите небесного, и земное приложится вам
(22).

Св. Макарий Великий приписывает Христу следующие слова:

Заботьтесь о вере и надежде, через которые рождается любовь к Богу и людям, дающая жизнь вечную
(23),

которые интересны тем, что в них дается синтез трех основных христианских добродетелей - веры, надежды и любви, чего нет в канонических Евангелиях, но есть у апостола Павла (1 Кор. 13: 13).

Ориген в своем комментарии на Евангелие от Матфея приводит следующие слова Спасителя:

Иисус ведь говорит: с больными Я был болен и с алчущими я алкал и с жаждущими Я жаждал
(24),

что следует поместить в виде заключения к поучению Мф. 25: 34-45 о заветах Христовых по отношению к "одному из братьев Моих меньших".

"Secunda Clementis" передает следующее грозное предостережение Христа:

Ибо даже если бы вы были собраны со Мною, на лоне Моем, а заповедей Моих не исполняли, то Я отвергну вас и скажу вам: Отойдите от Меня, Я не знаю вас, откуда вы, делатели беззакония
(25),

что можно прибавить к тексту Мф. 7: 21: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного".

Св. Ефрем Сирин приводит два изречения Спасителя:

Но где скорби, туда поспешает врач
(26),

Где (кто) один, там и Я (с ним) есмь
(27),

причем последнее подтверждается "Логиями Иисуса".

4. Из древнейших литургических текстов первоначальной Церкви

Христос учил молитве учеников, в которой есть слова:

Да приидет в нас Дух Твой Святый и очистит нас
(28),

что подтверждают св. Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и Маркиан. Они утверждают, что эти слова стояли в тексте Лк. 11: 2 вместо слов "Да приидет Царствие Твое".

Текст из различных редакций сборников проповедей Английской Церкви с прямой ссылкой на Спасителя:

Будьте крепки в битве и боритесь с древним змием - и обрящете царство вечное
(29),

который встречается также в древнем требнике Римской Церкви.

5. Из некоторых памятников древнехристианской письменности

Два изречения из Оксиринхского папируса:

Говорит Иисус: Если вы не будете поститься от мира, то не обрящете царства Божия; и если не будете субботствовать субботы, то не увидите Отца
(30),

что надо понимать, как воздержание от мира, отстранение от мирского, а соблюдение субботы надо понимать в морально-христианском смысле.

Говорит Иисус: в мире Я был, и в плоти был им видим, и всех нашел упившимися, и никого не нашел Я жаждущим среди них, и скорбит душа Моя о сынах человеческих, ибо они слепы в сердце своем и не видят, нищи и не знают нищеты своей
(31).

Найденный Гренфелем отрывок из неизвестного нам Евангелия, возможно арамейского Евангелия от Матфея:

... И Он взял их и повел их в самое место очищения и ходил по храму. И, идя навстречу, некий фарисей, архиерей, именем Леви, столкнулся с Ним и сказал Спасителю:
- "Кто разрешил тебе ходить в этом месте очищения и смотреть на священные сосуды, если ты не совершил омовения, да и ученики твои не умыли ног? И ты ходил, уничижая его, по храму сему, который есть чистое место, где никто не ходит, не совершив омовения и не переменив одежды, да и на священные сосуды смотреть ты не смеешь!"
И, сразу остановившись с учениками Своими, Спаситель отвечал ему:
- "А ты-то, находящийся здесь в храме, чист?"
Он сказал Ему:
- "Я чист, ибо я умылся в источнике Давидовом и, спустившись по одной лестнице, поднялся по другой и надел белые и чистые одежды и тогда пришел и поднял взор на эти священные сосуды".
Спаситель, отвечая ему, сказал:
- "Горе вам, слепые, не видящие! Ты умылся в текущих водах, в которые ночью и днем бросают псов и свиней, и вымыл и очистил кожу (свою) снаружи, так же как намазывают, и моют, и очищают, и украшают блудницы и флейтистки ради похоти людей; внутри же они полны злобы (буквально: скорпионов) и всякой нечистоты. А Я и Мои ученики, которые, как ты говоришь, не совершили омовения, мы омыты в водах жизни вечной, идущих с (небес?)... Но горе тем..."
(32),

который следует поместить между стихами 1-12 главы 23 Евангелия от Матфея, с одной стороны, и стихами 13-39 той же главы, с другой.

6. Из различных источников по темам

6.1 Богословские высказывания

Изречение, передаваемое св. Епифанием Саламинским:

Глаголавший во пророках - Я есмь
(33).

6.2 По теме - отношение верующих к Богу

Текст из "Послания Варнавы", где апостол говорит: "Ибо три суть заповеди Господа":

Надежда жизни - правда - любовь
(34),

Сюда же следует отнести вышеприведенное изречение (23).

По теме соответствует и ранее приведенное высказывание (22).

6.3 По теме - отношение к ближним

Это изречения (8), (7), (17), (16). Сюда же текст из Сирийской "Дидаскалии":

Блаженны сокрушающиеся о погибели неверующих
(35).

Св. Климент Римский цитирует заповедь Христову:

Как вы помогаете, так помогут вам
(36).

Текст из древнесирийского кодекса Евангелия, являющийся вариантом текста Евангелия от Матфея 12: 36: "за всякое праздное слово, какое скажут люди,

- и за каждое доброе слово, которого они не скажут
, - (37)

дадут они ответ в день суда".

"Дидаскалия Апостолов" содержит такое окончание заповедей Христовых из Евангелия от Матфея 5: 44-47:

Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага
(38).

По теме сюда же относится изречение (9).

6.4 По теме - отношение человека к самому себе и жизнь по вере

Изречение Иисуса Христа, открытое среди Египетских "Логий":

Говорит Иисус: ...и царство небесное внутрь вас есть, и если кто познает самого себя, тот его обрящет... Познаете самих себя, и узнаете, что вы сыны Отца... Познаете самих себя... и вы есте" ...
(39),

Бл. Иероним приводит следующее высказывание Спасителя:

Есть стыд, который ведет к смерти и есть стыд, который ведет к жизни
(40),

что означает покаяние, раскаяние, желание изменения к лучшему - стыд, ведущий к жизни. А затем - деятельная борьба со злом. По данной теме мы уже приводили изречения (29) и (30).

Св. Ефрем Сирин приводит следующие слова Спасителя об очищении от греха:

Очистит дом царства своего от всякого соблазна
(41).

В "Secunda Clementis" есть такое изречение Христа:

Сохраняйте тело чистым и печать (крещение) незапятнанною, дабы достигнуть вечной жизни
(42).

Тертуллиан сохранил такие слова Христа:

Если, говорит, похотение или злоба войдет в сердце человека, это должно считаться за содеянное
(43).

В "Послании Варнавы" есть такое высказывание:

Вот Я Творю последнее, как первое
(44),

что имеет близкую мысль к Мф. 19: 30: "Многие же будут первые последними, и последние первыми", т.е. - переоценку ценностей.

Климент Александрийский записал такое изречение Христа:

Выйдите из уз (пеленок) жаждущие
(45),

Св. Климент Римский, Климент Александрийский и св. Ефрем Сирин дают следующие два изречения Спасителя:

Прилепляйтесь к святым, ибо связанные с ними освятятся
(46),

Кто ходит в духе Божием, те суть сыны Божии
(47).

6.5 По теме - отношение Спасителя к Его последователям

Климент Александрийский приводит следующие слова Христа:

Ибо братья (Мне), говорит Господь, и сонаследники - творящие волю Отца Моего. Не называйте же себе (никого) отцом на земле. Ибо господа - на земле, на небесах же Отец, от которого всякое родительство на небесах и на земле
(48),

имеющие сходство с текстом Мф. 12: 50: "кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь".

В "Secunda Clementis" есть такое укоризненное высказывание Христа, ибо Господь говорит:

Из-за чего хулится имя Мое у всех народов?
Из-за того, что вы не делаете того, что Я желаю
(49).

В "Апостольских Постановлениях" есть близкое по смыслу к изречению (49) следующее изречение:

Оправдываются вами язычники
(50),

которое с изречением (49), к сожалению, исполняется в нынешнем христианском мире, ибо часто христиане ведут себя хуже язычников и иудеев.

У св. Иустина Философа есть такие слова Спасителя о предстоящем суде:

На чем найду вас, на том и судить буду
(51)

У Тертуллиана сохранилось следующее высказывание Христа:

Никто не достигнет царства небесного без искушения
(52).

А в "Сирийской Дидаскалии" есть такие Его слова:

Муж не искушенный не испытан [Богом]
(53).

В "Правилах Святых Апостолов" сохранилось следующее изречение Христа:

Слабое спасается сильным
(54),

о том, что Сам Христос помощник и врач для слабого телом или духом, но ищущего царствие Божие. Сюда же относятся и изречения (26) и (27).

У Оригена написаны слова Спасителя:

Кто близ Меня - близ огня; кто вдали от Меня - вдали от царства
(55).

Св. Иустин Философ сохранил следующее изречение Христа:

Жилище наше находится на небеси
(56).

Св. Макарий Великий приводит такое высказывание Господа:

Что дивитесь вы знамениям? Великое наследие дал Я вам, которого не имеет весь мир
(57).

В текстах Климента Александрийского и в "Апостольских Постановлениях" содержится отрывок с изречениями Христовыми:

Посему-то справедливо возвещает Он уверовавшим:
- "Святые же Господа войдут в наследие славы Бога и силы Его".
- "Какой, о блаженный, славы? Скажи мне."
- "Какой глаз не видел, и ухо не слышало, и что на сердце человека не приходило; и возрадуются о царстве Господа своего во веки. Аминь"
(58),

который, согласно указанным выше источникам, является завершением картины страшного суда Христова в Евангелии от Матфея 25: 31-46. Нужно также отметить, что близкое к данному изречению есть место у апостола Павла: "как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" " (1 Кор. 2:9).

6.6 По теме - отношение Спасителя к внешнему миру

В греческой рукописи Четвероевангелия есть такой текст взамен 12 стихов заключения 16-й главы Евангелия от Марка, после слов 14-го стиха: "Наконец явился самим одиннадцати, возлежащим (на вечери), и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили":

Они же оправдывались, говоря: век этот неправды и неверия лежит под дьяволом, который через нечистых духов не дает познать истинную силу Божию. И потому сказали они Христу: открой же Ты теперь правду Твою.


И Христос сказал им: срок лет власти диавола еще не исполнился, но он приближается... за тех, кто согрешили, был Я предан смерти, чтобы они возвратились к истине и более не грешили, но получили духовную и непреходящую славу праведности на небесах
(59),

В "Апостольских Постановлениях" такое изречение Христа о сознательных противниках Его учения:

Лжехристы и лжеучители, хулящие Духа Благодати, ... которым не простится ни в этом веке, ни в будущем
(60).

7. Изречения Христа

7.1 Внеканонические варианты Евангельских текстов

Вместо канонического высказывания Мф. 5: 14: "Не может укрыться город, стоящий на верху горы", в Египетских "Логиях" Иисуса Христа стоит такая фраза:

Не может ни пасть, ни укрыться город, стоящий на верху высокой горы и укрепленный
(61).

Вместо Лк. 4: 24: "Никакой пророк не принимается в своем отечестве" там же обнаружена фраза Христа:

Не принимается пророк в своем отечестве и не совершает врач исцелений над знающими его
(62).

Кроме канонического изречения "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут" Мф. 5: 7, у св. Климента Римского и св. Поликарпа Смирнского есть такое высказывание Спасителя:

Будьте милостивыми, чтобы быть помилованными
(63).

7.2 Вне-Евангельские изречения

Из сирийского перевода кодекса "Куретона" изречение Господа:

Слушающий вас Меня слушает, а слушающий Меня слушает Пославшего Меня; и отвергающий Меня отвергается Пославшего Меня
(64).

В "Учении Святых Апостолов" ("Учении 12 Апостолов"?) есть такое изречение Христа:

Поститесь за гонящих вас
(65).

Слова Спасителя из Египетских "Логий":

Если где двое, не без Бога они, и где кто совсем один, - говорю Я, - Я есмь с ним; поднимай камень - и тут найдешь Меня; раскалывай дерево, - и тут Я есмь (с тобою)
(66).

"Secunda Clementis" передает следующий ответ Христа на вопрос о том, "когда приидет царствие Его":

Когда двое будут одним, и внешнее будет как внутреннее, и мужское по отношению к женскому не как мужское и женское
(67),

что означает - когда исчезнет человеческий эгоизм, человеческая лживость и плотская нечистота (похоть).

Климент Александрийский приписывает Христу такое изречение:

Тайна Моя Мне и сынам дома Моего
(68),

что соответствует по мысли ответу Спасителя на вопрос учеников, почему Он говорит к народу притчами: "Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано" (Мф. 13: 11).

Среди Египетских "Логий" находится такой текст с изречением Христа:

Говорит Иисус: все удаленное от взора твоего и скрытое для тебя - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не открылось бы, и ничего погребенного, что не воскресло бы
(69),

который можно рассматривать как вариант к известному: "нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано" (Мф. 10: 26).

Климент Александрийский и Египетские "Логии" передают такое высказывание Спасителя:

Не успокоится ищущий, пока не найдет; а найдя, - восхитится; восхитившись же, - восцарствует; а восцарствовав, - успокоится
(70),

что в сокращенном виде представлено в Евангелии Евреев: "восхищающийся восцарствует и, восцарствовав, - успокоится", и что означает вдумчивую духовную работу над собой.

В "Secunda Clementis" есть такие слова о Христе, о деятельной жизни по Его заповедям:
- "Чем нам исповедовать Его?"
- "Тем, что будем делать то, что Он говорит... и что будем чтить Его не только на словах... Не будем поэтому только называть Его Господом, ибо это не спасет нас. Он ведь говорит:"

Не каждый говорящий Мне: "Господи, Господи", спасется, а творящий праведность
(71),

что можно рассматривать как вариант текста Мф. 7: 21: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного". См. также изречение (25).

Заключение

На этом мы заканчиваем реферативное изложение книги профессора М.А. Таубе, приведя из нее все 71 вне-Евангельских изречения Иисуса Христа.

Эти изречения, на наш взгляд, имеют высокую морально-религиозную ценность, хотя и не прибавляют чего-либо принципиально нового к каноническому Евангелию.
____________________________________________
Скосарь Вячеслав Юрьевич, "Реферативное изложение"
книги профессора М.А. Таубе, "Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа", Изд. Крутицкого Подворья, Общество любителей церковной истории, М. - 2007. - 212 с.