Евангелие цитаты иисуса христа. Непонятые изречения иисуса

Роберт Эдвард Ли Младший (англ. Robert Edward "Rob" Lee, Jr.; 27 октября 1843 - 19 октября 1914) - младший сын генерала Конфедерации Роберта Эдварда Ли Старшего, артиллерийский офицер Армии Конфедерации в годы гражданской войны, впоследствии бизнесмен и писатель.

Ранние годы

Роберт Ли Младший родился в 1843 году в усадьбе Арлингтон в семье Роберта Ли и Энн Кастис Ли. Он учился в некоторых местных школах в 1850-е года, пока его отец воевал в Мексике и служил суперинтендантом Вест-Пойнта. В отличие от двух свои старших братьев, он не думал о военной карьере, не служил в армии США, а в 1860 году поступил в Вирджинский Университет.

Гражданская война

Когда началась Гражданская война, Роберт учился в университете. Он решил вступить в армию, но решено было, что он продолжит учиться. И только весной 1862 года, посоветовавшись с отцом, он записался в армию, став рядовым артиллерийской батареи Rockbridge Artillery. В конце марта батарея была направлена в долину Шенандоа, где присоединилась к армии Томаса Джексона в лагере Кэмп-Бьюкинен. Он принял участие в кампании в долине Шенандоа, после чего армия Джексона была отправлена к Ричмонду. В это время его отец как раз принял командование Северовирджинской армией.

В ходе Семидневной битвы батарея была задействована только в сражении при Малверн-Хилл, где понесла сравнительно небольшие потери. Затем батарею вместе с корпусом Джксона перебросили в Северную Вирджинию, и она участвовала во втором сражении при Булл-Ран, в составе дивизии генерала Тальяферро. 17 сентября батарея участвовала в сражении при Энтитеме, где занимала позицию у Данкар-Чеч и понесла ощутимые потери в перестрелке с федеральной артиллерией. Батарею отвели в тыл, и по пути она встретила генерала Ли. Ли был весь покрыт грязью и сажей, так что отец на сразу узнал его. «...когда же он узнал, кто я такой, он поздравил меня с тем, что я жив и здоров. Я сказал: "Генерал, вы собираетесь снова послать нас в бой?" "Да, мой сын", ответил он с улыбкой, "И вы все должны сделать все, что сумеете, чтобы помочь остановить этих людей"».

Семья

16 ноября 1871 года Ли женился на Шарлотте Тейлор, которая умерла бездетной 22 сентября 1872 года. 8 марта 1894 года он повторно женился в Вашингтоне на Джулиет Картер. В их семье было две дочери: Энн Картер (родилась 21 июня 1897) и Мэри Кертис (родилась 23 декабря 1900).

Ниже вы можете ознакомиться с цитатами из Библии, которые покажут, кем же был наш Спаситель.

Несмотря на то, что Иисус был Божьим Сыном мы читаем в Библии, что Он выбрал придти на землю в образе человека. О Нём написано, что Он получил человеческую плоть и человеческую волю, но несмотря на это всегда побеждал и никогда не грешил. Поэтому Он смог победить над смертью и воссесть одесную Отца Своего в небесах.

Для нас – христиан это имеет величайшее значение. Так как Иисус получил победу, будучи в таком же теле, как у тебя и у меня, означает, что и мы можем жить жизнью, которой Он жил здесь на земле. Это действительно возможно – следовать за Иисусом! Если мы будем идти Его стопами, то придёт туда, где Он находится!

Мы подобрали 12 цитат из Библии, которые доказывают, что Иисус был таким же человеком, как мы, за Которым мы можем следовать.

Иисус был испытан во всём, как и мы.

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.» Евр. 4:15.

У Иисуса была своя воля, которую Он отвергал.

«Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.» Луки 22:42.

Иисус увещевает нас следовать за Ним, отвергая себя.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: Если кто хочет идти за Моню, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её.» Матф. 16:24-25.

В Иисусе происходил духовный рост и развитие.

«Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.» Луки 2:52.

Дух Божий свидетельствовал о том, что Иисус явился во плоти.

«Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.» 1 Иоанна 4:2-3.

Иисус уничижил Себя Самого, придя в образе человека.

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек. Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.» Флп. 2:5-8.

Апостол Павел пишет о «человеке Иисусе Христе».

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех. Таково было в своё время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу – учителем язычников в вере и истине..» 1 Тим. 2:5-7.

Иисус Сам называет себя человеком.

«Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраама делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога. Авраам этого не делал.» Иоанна 8:39-40.

Иисусу пришлось бороться и быть послушным, чтобы спастись от смерти.

«Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Своё благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.» Евр. 5:7-9.

Иисус является нашим Предтечею.

«Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошёл Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.» Евр. 6:19-20.

Иисус уподобился «Своим братьям».

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.» Евр. 2:14-18.

Библия говорит, что мы можем следовать по стопам Иисуса.

«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды, ранами Его вы исцелились.» 1 Петра 2:21-24.

Введение

Впервые книга профессора М.А. Таубе издана в Варшаве в 1936 г. и посвящена рассмотрению достоверных, но не вошедших в Евангелия изречений Христа Спасителя: "Аграфа - незаписанные слова Господни".

Автор книги находит 71 такое высказывание. Источники, которые он берет во внимание - не апокрифы, но имеющие высокую степень достоверности тексты:
1. Канонические книги Нового Завета помимо Евангелий
2. Первоначальные редакции канонических Евангелий или их первоисточников (то, что сохранилось)
3. Творения отцов и учителей Церкви первых веков христианства
4. Древние литургические тексты
5. Некоторые открытые памятники древнейшей христианской письменности.

Поскольку в Интернете мы не нашли выложенных текстов вне-Евангельских изречений Христа по книге М.А. Таубе, то решили восполнить этот пробел, ведь для христианина важна даже малейшая деталь из жизни Богочеловека. Мы постараемся не только привести изречения Спасителя, которые специально выделим курсивом и занумеруем, но и указать контекст их по каноническим Евангелиям, где это возможно, а также указать первоисточник. Все это мы будем делать согласно книге М.А. Таубе.

Наша статья никак не подменяет книги профессора Таубе, которую мы настоятельно рекомендуем прочесть всем интересующимся христианским вероучением.
________________________________________ ______________________________________
1. Тексты канонических книг Нового Завета помимо Евангелий

Евхаристический текст из 1 Кор. 11: 24-25: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус... сказал", говорит апостол Павел. Высказывание Христа отсюда:

Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание
, (1)

которое должно поместить после слов Евангелия от Луки 22: 19-20: "Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается".

Текст Деяний Апостолов 20: 35: "... надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса", говорит апостол Павел. Высказывание Спасителя отсюда:

Блаженнее давать, нежели принимать
(2).

Текст 1 Кор. 7: 10-11. Апостол Павел говорит: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь", и далее следует высказывание Христа: "жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей" или

(Итак) жена да не разводится с мужем, и муж да не оставляет жены своей
(3),

которое могло быть опущено в тексте Евангелия от Матфея 5: 31-32 после слов: "А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует".

Текст из 1 Фес. 4: 13-17: "Ибо сие говорим вам словом Господним", учит апостол Павел, и далее следует высказывание:

мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем
(4),

которое могло быть по смыслу в текстах Мф. 24: 30-31 ("Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их"), Мк. 13: 27, Лк. 21: 27.

Текст Гал. 6: 2. Высказывание Христа:

Носите бремена друг друга
(5),

что подтверждается последующими словами апостола Павла: "и таким образом исполните закон Христов".

Текст из 1 Фес. 5: 21-22. Согласно Оригену это высказывание Спасителя:

Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла
(6).

Текст Еф. 4: 26. Согласно тому же Оригену это тоже высказывание Христа:

Солнце да не зайдет во гневе вашем
(7).

Тексты 1 Пет. 3: 9, Рим. 12: 17 и 1 Фес. 5: 15. Древняя Сирийская "Дидаскалия" подтверждает их как высказывание Спасителя:

Не воздавайте злом за зло
(8),

которое должно быть после слов Евангелия от Матфея 5: 38-39: "Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам..."

Текст 1 Пет. 4: 8. Та же "Дидаскалия" утверждает: "говорит Господь" и далее следуют слова Господа:

Любовь покрывает множество грехов
(9).

Тексты из 2 Пет. 3: 10 и 1 Фес. 5: 2. По утверждениям Дидима и Епифания это слова Господа:

Приидет же день Господень, как тать ночью
(10).

2. Из первоначального текста канонических Евангелий и их источников

Нынешние канонические Евангелия в своей редакции не древнее 4-го века. Поэтому представляют особый интерес сохранившиеся ранее 4-го века тексты, которые послужили для составления канонических Евангелий.

Кембриджский Кодекс, тексты которого восходят ко 2-му веку, приводит следующий эпизод. Этот эпизод профессор М.А. Таубе считает должным поместить после рассказа Евангелия от Луки 6: 1-5 о прохождении Спасителя с учениками засеянными полями, когда фарисеи упрекнули их в нарушении субботы, после слов Христа: "Сын Человеческий есть господин и субботы":

В тот же день, увидев некоего (человека), работающего в субботу, сказал ему: о, человек, блажен ты, если знаешь, что делаешь: если же не знаешь, - то ты проклят и нарушитель закона
(11)*.

(*Примечание - лично мы, единственный раз в противовес уважаемому профессору, выражаем сомнение в подлинности этого аграфа, ибо Христос в земном Своем служении никого не проклинал, не считая бесплодной смоковницы. Не соответствует Евангельский образ Христов суровому суду и проклятию человека, пусть даже грешника.)

Та же рукопись, а также древнелатинские переводы содержат поучительный вывод, сделанный в притче о выборе места на брачном пиру, который следует поместить в тексте Евангелия от Луки 14: 7-11 после слов: "Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: "Друг! пересядь выше"; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою":

Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим
(12),

что следует понимать, как урок смирения и постоянной работы над своим нравственным возрастанием.

По словам бл. Иеронима, он нашел в Евангелии Евреев несколько иную редакцию слов воскресшего Христа, сказанных Им при Своем явлении 11 ученикам через затворенные двери, что подтверждает и св. Игнатий Антиохийский:

Возьмите, осяжите Меня и увидите, что Я не бестелесный дух
(13).

Этот текст относится к пересказам Лк. 24: 36-43 ("Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня") и Ин. 20: 19-23.

Бл. Иероним передает следующий отрывок из Евангелия Евреев о явлении воскресшего Спасителя Своему брату Иакову Праведному, чего нет в канонических Евангелиях:

Господь же, отдав плащ слуге первосвященника, пошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, как он пил чашу Господа, пока не увидит Его восставшим из спящих (мертвых). (И снова, через некоторое время) "Принесите, сказал Господь, стол и хлеб". (И тотчас добавлено:) Взял хлеб, и благословил, и преломил, и дал Иакову Праведному и сказал ему: "Брат Мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих"
(14),

но факт такого явления категорически утверждается апостолом Павлом (1 Кор. 15: 7).

Из Евангелия Евреев приведем отрывок, относящийся к рассказу о богатом юноше Мф. 19: 16-24, где вместо краткой редакции: "Услышав слово сие, юноша отошел с печалью; потому что у него было большое имение" мы читаем:

И сказал ему Господь: Как ты говоришь "я соблюл закон и пророков", ибо написано в законе "Люби ближнего твоего как самого себя"; а вот многие из братьев твоих, детей Авраама, покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не достается. И, обратившись, сказал Симону, ученику Своему, сидящему около Него: Симон, сын Ионин, легче верблюду войти сквозь игольные уши, чем богатому в царство небесное
(15).

Бл. Иероним передает из Евангелия Евреев следующие два отрывка:

И никогда радостными не будьте, как если когда на брата вашего смотрите с любовью
(16),

и

Кто огорчает дух брата своего, повинен в величайшем грехе
(17).

Из Евангелия Евреев после слов Христа "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков..." (Мф. 10: 16) следует отрывок:

Петр же, прерывая, говорит Ему: Ну, а если волки разорвут овец? Сказал Иисус Петру: не убоятся овцы волков (ничего не могущих сделать) сверх умерщвления их; и вы не бойтесь убивающих вас и ничего (другого) не могущих вам сделать, а бойтесь имеющего власть над душою и телом, по убиении вашем, ввергнуть в геенну огненную
(18).

3. Из творений отцов и учителей Церкви и других памятников церковной письменности первых веков христианства

Из "Учения 12 Апостолов", писаний Климента Александрийского и "Апостольских постановлений" изречение Христа:

Горе имеющим и лицемерно (еще) берущим или могущим сами себе помочь и желающим брать у других; ибо каждый даст ответ Господу Богу в день суда
(19).

У различных отцов и учителей Церкви часто повторяются слова Христовы:

Будьте искусными менялами
(20),

которые, видимо, оторваны от контекста. Вероятный контекст содержится в 1 Фес. 5: 21-22: "Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла", как это пишет Климент Александрийский и Ориген (см. высказывание 6).

что подтверждает и св. Прохор.

Климент Александрийский и Ориген приводят следующую заповедь Христову:

Просите великого, и малое приложится вам; просите небесного, и земное приложится вам
(22).

Св. Макарий Великий приписывает Христу следующие слова:

Заботьтесь о вере и надежде, через которые рождается любовь к Богу и людям, дающая жизнь вечную
(23),

которые интересны тем, что в них дается синтез трех основных христианских добродетелей - веры, надежды и любви, чего нет в канонических Евангелиях, но есть у апостола Павла (1 Кор. 13: 13).

Ориген в своем комментарии на Евангелие от Матфея приводит следующие слова Спасителя:

Иисус ведь говорит: с больными Я был болен и с алчущими я алкал и с жаждущими Я жаждал
(24),

что следует поместить в виде заключения к поучению Мф. 25: 34-45 о заветах Христовых по отношению к "одному из братьев Моих меньших".

"Secunda Clementis" передает следующее грозное предостережение Христа:

Ибо даже если бы вы были собраны со Мною, на лоне Моем, а заповедей Моих не исполняли, то Я отвергну вас и скажу вам: Отойдите от Меня, Я не знаю вас, откуда вы, делатели беззакония
(25),

что можно прибавить к тексту Мф. 7: 21: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного".

Св. Ефрем Сирин приводит два изречения Спасителя:

Но где скорби, туда поспешает врач
(26),

Где (кто) один, там и Я (с ним) есмь
(27),

причем последнее подтверждается "Логиями Иисуса".

4. Из древнейших литургических текстов первоначальной Церкви

Христос учил молитве учеников, в которой есть слова:

Да приидет в нас Дух Твой Святый и очистит нас
(28),

что подтверждают св. Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и Маркиан. Они утверждают, что эти слова стояли в тексте Лк. 11: 2 вместо слов "Да приидет Царствие Твое".

Текст из различных редакций сборников проповедей Английской Церкви с прямой ссылкой на Спасителя:

Будьте крепки в битве и боритесь с древним змием - и обрящете царство вечное
(29),

который встречается также в древнем требнике Римской Церкви.

5. Из некоторых памятников древнехристианской письменности

Два изречения из Оксиринхского папируса:

Говорит Иисус: Если вы не будете поститься от мира, то не обрящете царства Божия; и если не будете субботствовать субботы, то не увидите Отца
(30),

что надо понимать, как воздержание от мира, отстранение от мирского, а соблюдение субботы надо понимать в морально-христианском смысле.

Говорит Иисус: в мире Я был, и в плоти был им видим, и всех нашел упившимися, и никого не нашел Я жаждущим среди них, и скорбит душа Моя о сынах человеческих, ибо они слепы в сердце своем и не видят, нищи и не знают нищеты своей
(31).

Найденный Гренфелем отрывок из неизвестного нам Евангелия, возможно арамейского Евангелия от Матфея:

... И Он взял их и повел их в самое место очищения и ходил по храму. И, идя навстречу, некий фарисей, архиерей, именем Леви, столкнулся с Ним и сказал Спасителю:
- "Кто разрешил тебе ходить в этом месте очищения и смотреть на священные сосуды, если ты не совершил омовения, да и ученики твои не умыли ног? И ты ходил, уничижая его, по храму сему, который есть чистое место, где никто не ходит, не совершив омовения и не переменив одежды, да и на священные сосуды смотреть ты не смеешь!"
И, сразу остановившись с учениками Своими, Спаситель отвечал ему:
- "А ты-то, находящийся здесь в храме, чист?"
Он сказал Ему:
- "Я чист, ибо я умылся в источнике Давидовом и, спустившись по одной лестнице, поднялся по другой и надел белые и чистые одежды и тогда пришел и поднял взор на эти священные сосуды".
Спаситель, отвечая ему, сказал:
- "Горе вам, слепые, не видящие! Ты умылся в текущих водах, в которые ночью и днем бросают псов и свиней, и вымыл и очистил кожу (свою) снаружи, так же как намазывают, и моют, и очищают, и украшают блудницы и флейтистки ради похоти людей; внутри же они полны злобы (буквально: скорпионов) и всякой нечистоты. А Я и Мои ученики, которые, как ты говоришь, не совершили омовения, мы омыты в водах жизни вечной, идущих с (небес?)... Но горе тем..."
(32),

который следует поместить между стихами 1-12 главы 23 Евангелия от Матфея, с одной стороны, и стихами 13-39 той же главы, с другой.

6. Из различных источников по темам

6.1 Богословские высказывания

Изречение, передаваемое св. Епифанием Саламинским:

Глаголавший во пророках - Я есмь
(33).

6.2 По теме - отношение верующих к Богу

Текст из "Послания Варнавы", где апостол говорит: "Ибо три суть заповеди Господа":

Надежда жизни - правда - любовь
(34),

Сюда же следует отнести вышеприведенное изречение (23).

По теме соответствует и ранее приведенное высказывание (22).

6.3 По теме - отношение к ближним

Это изречения (8), (7), (17), (16). Сюда же текст из Сирийской "Дидаскалии":

Блаженны сокрушающиеся о погибели неверующих
(35).

Св. Климент Римский цитирует заповедь Христову:

Как вы помогаете, так помогут вам
(36).

Текст из древнесирийского кодекса Евангелия, являющийся вариантом текста Евангелия от Матфея 12: 36: "за всякое праздное слово, какое скажут люди,

- и за каждое доброе слово, которого они не скажут
, - (37)

дадут они ответ в день суда".

"Дидаскалия Апостолов" содержит такое окончание заповедей Христовых из Евангелия от Матфея 5: 44-47:

Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага
(38).

По теме сюда же относится изречение (9).

6.4 По теме - отношение человека к самому себе и жизнь по вере

Изречение Иисуса Христа, открытое среди Египетских "Логий":

Говорит Иисус: ...и царство небесное внутрь вас есть, и если кто познает самого себя, тот его обрящет... Познаете самих себя, и узнаете, что вы сыны Отца... Познаете самих себя... и вы есте" ...
(39),

Бл. Иероним приводит следующее высказывание Спасителя:

Есть стыд, который ведет к смерти и есть стыд, который ведет к жизни
(40),

что означает покаяние, раскаяние, желание изменения к лучшему - стыд, ведущий к жизни. А затем - деятельная борьба со злом. По данной теме мы уже приводили изречения (29) и (30).

Св. Ефрем Сирин приводит следующие слова Спасителя об очищении от греха:

Очистит дом царства своего от всякого соблазна
(41).

В "Secunda Clementis" есть такое изречение Христа:

Сохраняйте тело чистым и печать (крещение) незапятнанною, дабы достигнуть вечной жизни
(42).

Тертуллиан сохранил такие слова Христа:

Если, говорит, похотение или злоба войдет в сердце человека, это должно считаться за содеянное
(43).

В "Послании Варнавы" есть такое высказывание:

Вот Я Творю последнее, как первое
(44),

что имеет близкую мысль к Мф. 19: 30: "Многие же будут первые последними, и последние первыми", т.е. - переоценку ценностей.

Климент Александрийский записал такое изречение Христа:

Выйдите из уз (пеленок) жаждущие
(45),

Св. Климент Римский, Климент Александрийский и св. Ефрем Сирин дают следующие два изречения Спасителя:

Прилепляйтесь к святым, ибо связанные с ними освятятся
(46),

Кто ходит в духе Божием, те суть сыны Божии
(47).

6.5 По теме - отношение Спасителя к Его последователям

Климент Александрийский приводит следующие слова Христа:

Ибо братья (Мне), говорит Господь, и сонаследники - творящие волю Отца Моего. Не называйте же себе (никого) отцом на земле. Ибо господа - на земле, на небесах же Отец, от которого всякое родительство на небесах и на земле
(48),

имеющие сходство с текстом Мф. 12: 50: "кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь".

В "Secunda Clementis" есть такое укоризненное высказывание Христа, ибо Господь говорит:

Из-за чего хулится имя Мое у всех народов?
Из-за того, что вы не делаете того, что Я желаю
(49).

В "Апостольских Постановлениях" есть близкое по смыслу к изречению (49) следующее изречение:

Оправдываются вами язычники
(50),

которое с изречением (49), к сожалению, исполняется в нынешнем христианском мире, ибо часто христиане ведут себя хуже язычников и иудеев.

У св. Иустина Философа есть такие слова Спасителя о предстоящем суде:

На чем найду вас, на том и судить буду
(51)

У Тертуллиана сохранилось следующее высказывание Христа:

Никто не достигнет царства небесного без искушения
(52).

А в "Сирийской Дидаскалии" есть такие Его слова:

Муж не искушенный не испытан [Богом]
(53).

В "Правилах Святых Апостолов" сохранилось следующее изречение Христа:

Слабое спасается сильным
(54),

о том, что Сам Христос помощник и врач для слабого телом или духом, но ищущего царствие Божие. Сюда же относятся и изречения (26) и (27).

У Оригена написаны слова Спасителя:

Кто близ Меня - близ огня; кто вдали от Меня - вдали от царства
(55).

Св. Иустин Философ сохранил следующее изречение Христа:

Жилище наше находится на небеси
(56).

Св. Макарий Великий приводит такое высказывание Господа:

Что дивитесь вы знамениям? Великое наследие дал Я вам, которого не имеет весь мир
(57).

В текстах Климента Александрийского и в "Апостольских Постановлениях" содержится отрывок с изречениями Христовыми:

Посему-то справедливо возвещает Он уверовавшим:
- "Святые же Господа войдут в наследие славы Бога и силы Его".
- "Какой, о блаженный, славы? Скажи мне."
- "Какой глаз не видел, и ухо не слышало, и что на сердце человека не приходило; и возрадуются о царстве Господа своего во веки. Аминь"
(58),

который, согласно указанным выше источникам, является завершением картины страшного суда Христова в Евангелии от Матфея 25: 31-46. Нужно также отметить, что близкое к данному изречению есть место у апостола Павла: "как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" " (1 Кор. 2:9).

6.6 По теме - отношение Спасителя к внешнему миру

В греческой рукописи Четвероевангелия есть такой текст взамен 12 стихов заключения 16-й главы Евангелия от Марка, после слов 14-го стиха: "Наконец явился самим одиннадцати, возлежащим (на вечери), и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили":

Они же оправдывались, говоря: век этот неправды и неверия лежит под дьяволом, который через нечистых духов не дает познать истинную силу Божию. И потому сказали они Христу: открой же Ты теперь правду Твою.


И Христос сказал им: срок лет власти диавола еще не исполнился, но он приближается... за тех, кто согрешили, был Я предан смерти, чтобы они возвратились к истине и более не грешили, но получили духовную и непреходящую славу праведности на небесах
(59),

В "Апостольских Постановлениях" такое изречение Христа о сознательных противниках Его учения:

Лжехристы и лжеучители, хулящие Духа Благодати, ... которым не простится ни в этом веке, ни в будущем
(60).

7. Изречения Христа

7.1 Внеканонические варианты Евангельских текстов

Вместо канонического высказывания Мф. 5: 14: "Не может укрыться город, стоящий на верху горы", в Египетских "Логиях" Иисуса Христа стоит такая фраза:

Не может ни пасть, ни укрыться город, стоящий на верху высокой горы и укрепленный
(61).

Вместо Лк. 4: 24: "Никакой пророк не принимается в своем отечестве" там же обнаружена фраза Христа:

Не принимается пророк в своем отечестве и не совершает врач исцелений над знающими его
(62).

Кроме канонического изречения "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут" Мф. 5: 7, у св. Климента Римского и св. Поликарпа Смирнского есть такое высказывание Спасителя:

Будьте милостивыми, чтобы быть помилованными
(63).

7.2 Вне-Евангельские изречения

Из сирийского перевода кодекса "Куретона" изречение Господа:

Слушающий вас Меня слушает, а слушающий Меня слушает Пославшего Меня; и отвергающий Меня отвергается Пославшего Меня
(64).

В "Учении Святых Апостолов" ("Учении 12 Апостолов"?) есть такое изречение Христа:

Поститесь за гонящих вас
(65).

Слова Спасителя из Египетских "Логий":

Если где двое, не без Бога они, и где кто совсем один, - говорю Я, - Я есмь с ним; поднимай камень - и тут найдешь Меня; раскалывай дерево, - и тут Я есмь (с тобою)
(66).

"Secunda Clementis" передает следующий ответ Христа на вопрос о том, "когда приидет царствие Его":

Когда двое будут одним, и внешнее будет как внутреннее, и мужское по отношению к женскому не как мужское и женское
(67),

что означает - когда исчезнет человеческий эгоизм, человеческая лживость и плотская нечистота (похоть).

Климент Александрийский приписывает Христу такое изречение:

Тайна Моя Мне и сынам дома Моего
(68),

что соответствует по мысли ответу Спасителя на вопрос учеников, почему Он говорит к народу притчами: "Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано" (Мф. 13: 11).

Среди Египетских "Логий" находится такой текст с изречением Христа:

Говорит Иисус: все удаленное от взора твоего и скрытое для тебя - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не открылось бы, и ничего погребенного, что не воскресло бы
(69),

который можно рассматривать как вариант к известному: "нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано" (Мф. 10: 26).

Климент Александрийский и Египетские "Логии" передают такое высказывание Спасителя:

Не успокоится ищущий, пока не найдет; а найдя, - восхитится; восхитившись же, - восцарствует; а восцарствовав, - успокоится
(70),

что в сокращенном виде представлено в Евангелии Евреев: "восхищающийся восцарствует и, восцарствовав, - успокоится", и что означает вдумчивую духовную работу над собой.

В "Secunda Clementis" есть такие слова о Христе, о деятельной жизни по Его заповедям:
- "Чем нам исповедовать Его?"
- "Тем, что будем делать то, что Он говорит... и что будем чтить Его не только на словах... Не будем поэтому только называть Его Господом, ибо это не спасет нас. Он ведь говорит:"

Не каждый говорящий Мне: "Господи, Господи", спасется, а творящий праведность
(71),

что можно рассматривать как вариант текста Мф. 7: 21: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного". См. также изречение (25).

Заключение

На этом мы заканчиваем реферативное изложение книги профессора М.А. Таубе, приведя из нее все 71 вне-Евангельских изречения Иисуса Христа.

Эти изречения, на наш взгляд, имеют высокую морально-религиозную ценность, хотя и не прибавляют чего-либо принципиально нового к каноническому Евангелию.
____________________________________________
Скосарь Вячеслав Юрьевич, "Реферативное изложение"
книги профессора М.А. Таубе, "Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа", Изд. Крутицкого Подворья, Общество любителей церковной истории, М. - 2007. - 212 с.

Дорогие друзья!

Представляем Вашему вниманию небольшой свод высказываний Господа Иисуса Христа, не вошедших в канонические евангелия.

Аграфа ("неписаные") - неканонические высказывания Иисуса Христа, содержащися в трудах св. апостолов и других отцов Церкви или в христианских апокрифических писаниях. К аграфа условно можно отнести речения, сохранившиеся в рукописных вариантах новозаветных евангелий, но не вошедшие в признанный церковью текст. Аграфа встречаются в посланиях Павла и в сочинениях таких почитаемых христианами писателей, как Юстин, Ориген, Тертулиан, Климент Александрийский. В этих произведниях можно найти трактовки образа Иисуса, отличные от канонической, и такие факты его жизнеописания, которых также нет в четырех евангелиях.

+ + +

1. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:15 - 17) .

2. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос" (Ефес. 5:14).

3. Ибо он сам сказал:"блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. Апост. 20:35).

4. В тот же день он увидел человека, работавшего в субботу, и он сказал ему: "Человек! Если ты знаешь, что делаешь, ты благословен, но, если не знаешь, ты проклят как преступивший закон" (Лк. 6.4. Cod. D).

5. И они оправдывались, говоря: "Этот век (букв. греч.- эон) неверия и беззакония Сатаны, который через нечистых духов не позволяет, чтобы истинная сила Божия была постигнута. Посему яви нам свою справедливость". И Христос ответил им: "Мepa лет (царства) Сатаны исполнилась. Но грядут страшные свершения, и (для тех) за кого, грешных, я принял смерть, чтобы они могли вернуться к Истине и не грешить больше и наследовать Духу и нетленной славе чистоты в небесах" (затем следует ст. 15 согласно каноническому тексту) (Рукописное добавление к Евангелию от Марка. 16.14. Freer logion).

6. Будут вражда и раздоры (Флавий Иустин. Разговор с Трифоном иудеем (Dialogus cum Тгурheno iudaeo). XXXV. Далее: Dialog).

7. В чем найду я вас, в том и буду судить (Ibid. XXXVII).

8. Будьте опытными менялами (Апеллес у Епифания.- Епифаний. Панарион, или Антедот против ересей (Epifanii librorum adversus haereses proemium). 44.12. Далее: Haeres).

9. Никто не войдет в царствие небесное, кто не пройдет через искушение (Тертуллиан. De baptismo. ХХ. 2).

10. Попроси о великом, и Бог добавит тебе малое (Климент Александрийский. Строматы (Stromata). I. XXIV. 58. Далее: Strom.) .

11. Те, кто со мной, не понимают меня (Деяния Петра) .

12. Ради слабых был слаб, ради голодающих голодал, ради жаждущих жаждал (Ориген (Commentarii in Nattheum). 13.2. Далее: Com. in Matth.).

13. Если не сделаете среди вас нижнее верхним и правое левым, не войдете в царствие мое (Деяния Филиппа. 34).

14. Когда же Иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образом сотворится подобное изобилие произрастаний, Господь сказал: "Это увидят те, кто достигнет тех времен" (Папий у Иринея.- Ириней. Против ересей. XXXV. 33) .

15. Много раз желал я услышать единое из сих слов, и не было, кто бы сказал (Там же. I.20.1).

Составитель: И. С. Свеницкая

+ + +

Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даёшь. (Дидахе, 1:6).

Будем противиться всякой неправде и возненавидим её (Послание Варнавы, гл. 4).

Вот, Я сделаю последнее так, как первое(Посл. Варнавы, гл. 6).

Хотящие Меня видеть и получить Моё Царство, должны стяжать Меня скорбями и страданиями (Посл. Варнавы, гл. 6).

Если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам: подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды (Второе послание Климента Римского Коринфянам, гл. 4).

Будете как агнцы среди волков. [Пётр же в ответ на это говорит: а если волки растерзают агнцев? Иисус сказал Петру:] Агнцы не должны бояться волков после смерти своей; и вы не бойтесь, убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь того, кто после смерти вашей имеет власть ввергнуть их в геену огненную (Втор. посл. Климента, гл. 5).

Если вы не сохраните малого, кто даст вам великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет. (Втор. посл. Климента, гл. 8) Возможно из неизвестного евангелия или «неотредактированого» раннего Лк 16:10-11).

Когда двое будут одно, и внешнее, как внутреннее, мужской пол вместе с женским будет ни мужской, ни женский. Если вы так поступаете, приидет Царствие Отца Моего (Втор. посл. Климента, гл. 12).

Возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный (Послание Св. Игнатия Смирнянам, гл.3).

Удивляйтесь тому, что перед вами (Климент Александрийский. Строматы, 1, 9).

Кто удивлением проникся, тот воцарится, а воцарившийся в покой войдёт (Климент Александрийский. Строматы, 1, 9).

Возжелай и сможешь (Климент Александрийский. Строматы, 2, 17).

Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, что надеть. Ибо душа больше пищи, а тело - одежды. Ищите же прежде Царствия небесного и правды, ибо это - великое, а то - малое (Климент Александрийский. Строматы, 4, 6).

Блаженны гонимые ради Меня, ибо они обретут место, где не будут гонимы (Климент Александрийский. Строматы, 4, 2).

Если кто из Израиля захочет, покаявшись во имя Моё, уверовать в Бога, то его грехи отпустятся ему. Через двенадцать лет выходите в мир. Пусть никто не скажет: мы не знали (Климент Александрийский. Строматы, 6, 5).

Составитель: Александр Логинов