Российско-арцахские связи: история и современность.

Российско-карабахские (арцахские) связи берут свое начало со времен Петра I, когда арцахские мелики (князья) обратились к нему с просьбой о покровительстве. Царь обещал помочь Арцаху, протянуть руку помощи христианскому народу в его многовековой борьбе против персидского и турецкого ига. Однако тогда война со шведами помешала Петру I оказать своевременную помощь армянам, она пришла чуть позже, в 1805 году, когда согласно русско-персидскому договору Карабах (Арцах) перешел под российскую юрисдикцию и стал частью России.

Позже, в 1813 году, согласно Гюлистанскому мирному договору, заключенному между Россией и Персией (12 октября 1813 года), весь Карабах окончательно и во веки веков был признан неотъемлемой частью Российской империи. Данный договор не имел каких-либо временных ограничений как международный договор и обязал Персию признать Карабах (Арцах) составной частью России. В дальнейшем положения этого договора были подтверждены новым Туркменчайским договором, подписанным между Россией и Персией 10 февраля 1828 г., где Карабах уже априори признавался частью Российской империи.

Таким образом, начиная с XVIII века, когда карабахские мелики и духовенство приняли историческое и военно-политическое решение о своей пророссийской ориентации, Арцах и арцахские армяне жили и развивались в ауре двух культур, двух языков, в симбиозе армянской и русской духовных ценностей и христианских нравственных норм и императивов. Русский язык и культура стали составной частью культуры и общения арцахских армян. Отсюда их билингвизм, который заметен даже сейчас. В Арцахе прекрасное отношение к России и русским, ее считают не чужой страной, а своей, родной и братской. Арцахские армяне это братство не раз доказали на поле брани, воюя вместе с русскими против турок и персов.

В настоящее время, к сожалению, российско-арцахские связи на официальном межгосударственном уровне отсутствуют. Здесь, видимо, свою роль играет непризнанность Республики Арцах как со стороны международного сообщества, так и, естественно, России. Однако необходимо отметить, что Россия, будучи страной — сопредседателем Минской группы ОБСЕ, через своего постоянного представителя в этой группе все же ведет переговорный процесс с властями Республики Арцах, что является определенным межгосударственным отношением.

Кроме того, имея свои жизненно важные интересы на Кавказе, Москва по определению внимательно отслеживает все процессы, происходящие как в целом в регионе, так и в Республике Арцах. Здесь часто бывают с «частными» визитами как государственные мужи из России, так и члены аналитического и экспертного сообщества, которые интересуются проблемами политического, социального, экономического и духовного характера, изучают процессы, которые происходят как в общественно-политической жизни Арцаха, так и среди населения страны. Это говорит о растущем интересе экспертно-аналитического сообщества к процессам, происходящим в Арцахе, что, на наш взгляд, также является определенным проявлением межгосударственных отношений, хотим мы этого или нет. Важно отметить, что в результате этих связей и коммуникаций происходит обмен информационного характера, определенный мониторинг доминирующих идей и взглядов политических элит двух стран по отношению друг к другу. Это говорит о том, что, скорее всего, такие связи существуют.

Необходимо отметить, что из года в год укрепляются гуманитарные связи России и Арцаха. В Республику Арцах часто приезжают российские туристы, причем не только армяне, но и представители многих других национальностей, что укрепляет межкультурные и межнациональные связи граждан России и Арцаха. Следует особо отметить, что немалая часть российских армян имеют арцахские корни и их живой интерес к родине предков говорит о процессе растущей самоидентификации этих людей.

Их адаптация к арцахской среде сильно облегчается тем, что в Арцахе русский язык фактически является вторым родным языком, которым свободно владеют большинство арцахских армян, поэтому гостям из России здесь очень комфортно и спокойно. Эти ощущения россиян усиливаются в результате их общения с местным населением, они воочию видят, что в Арцахе традиционно хорошо относятся к России и русским. Важность этих гуманитарных связей заключается в том, что они дают необходимый импульс и определенный социальный заказ государственной и политической элите двух стран к межгосударственным отношениям и связям, непосредственным или опосредованным, что с формальной точки зрения отнюдь не важно.

В последние годы заметно укрепились также бизнес связи наших стран, хотя необходимо тут отметить, что пока эти связи происходят на уровне частных бизнес-отношений, что, однако, также является неплохим показателем развивающихся связей. Особо следует отметить всплеск гуманитарной помощи со стороны граждан России (не только этнических армян) после агрессии Азербайджана в апреле этого года, когда со всех российских городов и областей начала поступать помощь и поддержка для Республики Арцах. Эта материальная и моральная поддержка россиян была с благодарностью воспринята гражданами Арцаха как акт поддержки и доброй воли со стороны всех граждан России, а также властных структур этой страны.

Арцахские армяне воспринимают Россию как гарант мира и безопасности на Кавказе, а к ее сопредседательству в Минской группе ОБСЕ относятся с доверием и уважением. Поэтому очень важно, чтобы государственные чиновники России не позволяли себе легковесные, а порою и обидные высказывания, как это сделал недавно вице-премьер России Дмитрий Рогозин и некоторые иже с ним, которые, несомненно, наносят ущерб многовековым братским связям русского и армянского народов. Это одинаково относится также и к многочисленным горе-политологам с обеих сторон, которые порою своими сиюминутными эмоциями наносят непоправимый вред нашим братским отношениям, забывая о великом наказе лучших сынов наших двух народов, беречь и приумножать то великое наследство, которое они нам оставили — дружбу и братство наших народов.

России, как одному из ведущих игроков мировой геополитики, важно иметь спокойную и неконфликтную зону в своем подбрюшье, в Закавказье. Следует отметить, что это зона особых интересов России уже на протяжении нескольких веков, и Москва вряд ли откажется от них сегодня, когда вектор мировых геополитических вызовов сдвинулся на Ближний Восток, который находится в непосредственной близости от Закавказья в целом и от Республики Арцах в частности. Естественно, что в Арцахе тоже внимательно следят за всеми теми процессами, которые происходят в Закавказье и на Ближнем Востоке, а также за тем, как в соседних странах относятся к самой Республике Арцах, к чаяниям его народа.

Думаем, нелишне подчеркнуть, что успешное государственное строительство в Республике Арцах, де-факто существующей уже 25 лет демократической, правовой и цивилизованной стране, является предметом особого внимания и гордости мирового армянства, которое оказывает всестороннюю материальную, моральную и политико-лоббистскую помощь и поддержку этой молодой республике. Несомненно и то, что арцахские армяне смогли с оружием в руках защищать свою Родину от агрессии Азербайджана как в 1990-х годах, так и в нынешней апрельской войне, доказав миру, что Баку не сможет их завоевать военным путем и поэтому должен выбрать политико-дипломатический путь отношений с Республикой Арцах.

Что же касается российско-арцахских отношений считаем, что пора уже этим отношениям встать на рельсы нормальных и постоянных контактов и связей, которые пойдут как на пользу нашим государствам и народам, так и всему региону, где, несомненно, переплетаются интересы многих мировых и региональных держав. Россия могла бы активизировать свою внешнюю политику относительно Закавказья и наконец-то вспомнить вековую истину о том, что «старый друг стоит двух новых». Для этого достаточно пролистать недавнюю историю Российской Империи и убедиться в том, что армяне Арцаха всегда плечом к плечу с русскими воевали против наших общих врагов, а в годы Великой Отечественной Войны 180-тысячное население Арцаха дало СССР пятерых маршалов, более двух десятков генералов, 23 героя Советского Союза, 7 Кавалеров Ордена Славы 3-х степеней.

Народы и нации в истории не случайно сближаются, став братьями, либо надолго расходятся, став врагами. Видимо, настало время принимать нестандартные решения и не оглядываться по сторонам, особенно сейчас, когда, по сути, третья мировая война уже тлеет и любая небольшая искра ее может разжечь. Поэтому России невыгодно иметь в непосредственной зоне своих интересов агрессивно настроенный и непредсказуемый Азербайджан, который все время грозится начать новую войну против Республики Арцах. На наш взгляд, Москве пора уже переходить на другой уровень отношений с народом и руководством Арцаха, что позволит вести более адекватную и реальную политику в этом важном для нее регионе.

Это уже начали осознавать некоторые российские аналитики, политологи и государственные деятели, которые считают, что в сложившихся реалиях важно принимать нестандартные политико-дипломатические решения и строить отношения с де-факто существующими вот уже 25 лет новыми государствами — Республикой Арцах, ПМР, Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия. Примечательно, что в дни празднования 25-летия Республики Арцах было официально объявлено, что между Абхазской Республикой и Республикой Арцах подписан договор об открытии посольств в Сухуми и в Степанакерте, что является новым качеством отношений данных де-факто государств, притом, важно, что Россия официально признала Абхазскую Республику. Видимо этот процесс продолжится и между другими новыми государствами постсоветского пространства, что обусловит собою новые подходы и отношения и со стороны Москвы.

Гариб БАБАЯН, ИА REGNUM

Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет. Этот афоризм немецкого писателя Эриха Мария Ремарка вспоминается у автора этих строк каждый раз, когда очередной армянский горе-пропагандист пытается продемонстрировать свою «значимость». На сей раз в армянском издании с российской пропиской и громким латинским названием «Regnum» замелькала статейка некого Гариба Бабаяна, представившегося в качестве руководителя центра стратегических исследований Университета Месроп Маштоц, расположенного в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди.

В статейке с громогласным названием «Неправомерные споры о принадлежности Карабаха (Арцаха)» Г.Бабаян возвышенным слогом и отвлеченной патетикой сразу же отмечает что, «исторически Арцах (Карабах) никогда не принадлежал Азербайджану, этот древний край всегда был частью (областью) Армении и назывался Арцах».

Для начала Бабаяну все же необходимо определится с тем, каким образом этот древний край всегда был частью Армении, если на территории Южного Кавказа в древности не существовало армянской государственности. Употребляемое армянами другое название Карабаха — топоним «Арцах» впервые упоминается еще в древнейшем литературном памятнике «Авесте» в форме «Arzah/Arasahi», означая «восточную часть земли». Но, скорее всего, топоним «Арцах» имеет местное происхождение.

В языке удин, которые в древности под именем «утии» жили именно в Карабахе в области Ути, слово арцесун означает «сидеть, садиться». От этой глагольной формы образовано арци - «оседлый; люди, ведущие оседлый образ жизни». Соответственно, топоним «Арцах» образован от корня арци и форманта (суффикса) -ах. Если в Карабахе издревле жили армяне, то почему же топоним «Арцах» является удинским, а не армянским?

По словам Бабаяна, «историческая Армения под игом Персии когда-то потеряла свою государственность и долгие годы Карабах был частью Персии (Ирана) и персы ее назвали Карабахским ханством. Точно так же исторически частями Персии были такие ханства как Бакинское, Ширванское, Шекинское, Шемахинское, Дербентское и др. Все эти ханства принадлежали Персии (Ирану) и никакого отношения к современному Азербайджану не имели. Карабахским ханством всегда управляли армянские мелики (князья), во главе же ханства был персидский наместник — хан».

Такое «глубокое знание» истории просто завораживает. Армянская государственность была потеряна с приходом турков-сельджуков в XI веке. И вдруг Бабаян сразу же переключается на XVIII век. Ханства образовались после убийства Надир-шаха в 1747 году и последующего распада его державы. Основателями ханств в основном были выходцы из знатных фамилий тюркских (азербайджанских) феодалов, многие из которых были наследственными правителями различных областей.

Армянские, а точнее армянизированные албанские меликства на территории Нагорного Карабаха появились в середине XV века, в период правления Джаханшаха, правителя государства Кара-Коюнлу.

Если, по мнению Бабаяна, Карабахским ханством управляли армянские мелики, то почему же при подписании Кюрекчайского договора 1805 года о переход этого ханства в подданство Российской империи, договор подписал Ибрагим Халил-хан, а не армянские мелики? К тому же, согласно Кюрекчайскому договору, Россия однозначно признавала Карабахское ханство независимым государством, а Ибрагим Халил-хана и его наследников — единственными владетелями ханства.

При этом горе-пропагандист не считает нужным отметить, что на самой территории современной Армении находились Эриванское и Нахчиванское ханства. Русский военный историк Николай Дубровин в 1871 году отмечал, что все население (азербайджанских) ханств принадлежит, главнейшим образом, к двум племенам: татарскому (азербайджанскому) и армянскому. «Татары составляют господствующее население во всех ханствах, а армяне, да и только теперь , в бывшей Армянской области». (Н. Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе. Закавказье. — С.-Петербург, 1871. — Т. I книга II. — с. 328).

На вопрос, почему армяне только теперь составляют большинство на территории бывшей Армянской области, есть простой ответ. Армян заселили туда после заключения Туркменчайского (1828 год) и Адрианопольского (1829 год) договоров. В 1978 году армяне Нагорного Карабаха отмечали 150-летие своего переселения, и в честь этого был воздвигнут памятник в селе Марагашен, который был уничтожен ими после начала нагорно-карабахского конфликта как неудобное напоминание.

Далее «выдающийся историк» Бабаян отмечает, что «Азербайджан как государство свое начало берет с 1918 года, когда и было официально провозглашено государством с названием Азербайджанская демократическая республика. Но это государство не было признано Лигой нации как независимое государство и просуществовало всего ничего. А Карабах не был признан частью этого государства, т. е. Карабах (Арцах) до 1921 года не входил в состав Азербайджана. Лишь в 1921 году по решению Кавказского бюро ЦК РКП (б) Карабах был передан Азербайджану, как национальная автономия — а с 1923 г. стала называться Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО). Тем самым было подчеркнуто, что эта область, где живут не азербайджанцы (кавказские татары), а армяне, отсюда и был подчеркнут статус ее как национальной автономии, вплоть до начала развала СССР».

Хотя Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) не была признана со стороны Лиги Наций, ее независимость признали многие страны, включая Армению. В противном случае в Баку после образования АДР не действовали бы дипломатические представительства Великобритании, Бельгии, Швеции, Украины, Финляндии, Франции, Германии, Польши, Италии, Дании, США, Литвы, Персии, Грузии, Греции, Швейцарии и Армении. 11 января 1920 года Верховный совет союзных держав — победительниц в Первой мировой войне принял решение о признании де-факто независимости Азербайджана, а 20 марта 1920 года был подписан азербайджано-персидский договор о мире и дружбе, по которому персидское правительство признавало де-юре независимость Азербайджана. Кстати, Лига Наций не признала и Армению.

Что касается того была ли территория Нагорного Карабаха в составе АДР, то здесь уместно вспомнить о том, что 15 августа 1919 года на 7-м съезде карабахских армян было принято ранее подписанное «Временное соглашение армян Нагорного Карабаха с азербайджанским правительством», согласно которому указанная территория временно числилась в пределах Азербайджана.

То же самое можно отметить и о «передаче» Карабаха уже советскому Азербайджану. В докладе Анастаса Микояна председателю Совнаркома Владимиру Ленину от 22 мая 1919 года он отмечает, что «дашнаки — агенты армянского правительства добиваются присоединения Карабаха к Армении, но это для населения Карабаха значило бы лишиться источника своей жизни в Баку и связаться с Эриванью с которой никогда и ничем не были связаны». В тексте решения Кавбюро от 5 июля 1921 года была написано слово «оставить», а не передать Нагорный Карабах Азербайджанской ССР.

Очень умиляют рассуждения Бабаяна о принципах международного права. Чего стоит его глупая сентенция о том, что «когда Азербайджанская ССР объявила о выходе из состава СССР, тогда и НКАО объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР, что соответствовало как законам СССР, так и нормам международного права». Этот рупор армянской агитации предпочитает повторять изжеванные высказывания разного рода шушеры, не утруждая себя самостоятельно мыслить и забывая как армянские военные формирования насильно изгоняли из Нагорного Карабаха азербайджанцев.

Ну, как может быть провозглашена «независимость Арцаха» 2 сентября 1991 года по итогам общенародного референдума, проведенного по всем нормам законов как СССР, так и международного права, когда 1 декабря 1989 года парламент Армении принял постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», а 23 августа 1990 года «Декларацию о суверенитете Армении», в которой подтверждалось совместное постановление о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха? Может на этот вопрос соблаговолит ответить Гариб Бабаян или какой-нибудь другой представитель «самого многострадального» народа с окончанием фамилии на «ян» или «янц».

В конце своей политической глупости «мыслитель» Бабаян выражает надежду, что с уходом нынешнего руководства Азербайджана появятся нормальные историки, «которые напишут для своего народа правду о персидских ханствах, да и отношения между соседями станут добрососедскими».

К сведению Бабаяна, правда об азербайджанских ханствах уже написана армянским католикосом и автором проекта по созданию Россией армянского царства Иосифом Аргутинским (1743-1801). В своем письме к российскому генералу-аншефу Валериану Зубову от 2 сентября 1796 года писал о том, что «по овладению Ардавелем, все адрубежанские (азербайджанские - ред.) ханы пребудут усердны и верны вашему сиятельству, поскольку останутся безопасны от ага Магомета» (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1780-1800/Mat_russ_zakavkaz/text.htm).

Полагаю, что такое новое направление в истории как персидские ханства, населенные армянами и управляемые азербайджанскими ханами, ждет своего исследователя. Желательно умнее, чем Бабаян.

Потуги армянской пропаганды, представленной из разного рода пустобрехов типа Гариба Бабаяна, занятых оправданием факта оккупации Арменией азербайджанских земель, безуспешны и смешны. Своей ахинеей они оказывают медвежью услугу карабахским сепаратистам, которые заявляют о своей «независимости», но вместе с тем они имеют с Арменией единые паспорта и национальную валюту. При этом они предоставляют азербайджанской пропаганде прекрасную возможность выявить их на чистую воду. Примечательно, что имя Бабаяна в переводе с арабского языка означает «нездешний». Был бы здешним, то точно знал бы историю места проживания.

Гариб Михайлович Бабаян, руководитель центра стратегических исследований Университета Месроп Масштоц, проректор Университета Месроп Маштоц, к.ф.н., профессор.

Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда были и остаются актуальными для любого государства и общества. Особую актуальность эти вопросы приобретают в современных государствах де-факто, которые образовались после развала бывшего СССР. Как правило, все данные государства прошли через войны и разрушения, через борьбу за свое элементарное существование, через насилие и жестокости, которые достались на долю народов, захотевших только одного – жить так, как они хотели жить, быть независимыми и свободными, жить достойно и не находиться под колониальным гнетом, куда они попали по прихоти партийных и большевистских чиновников.
Поколение 50–60-х годов 20-го века в таких странах, как Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, через навязанные им жесточайшие войны, в неравных схватках отвоевали свою независимость и право на достойную жизнь. Однако проблемы послевоенной мирной жизни также оказались весьма и весьма сложными, порою противоречивыми и не всегда легко преодолимыми.
Среди множества послевоенных проблем в так называемых государствах де-факто особое место занимает проблема воспитания подрастающего поколения молодежи в традициях терпимости, толерантности, в отходе от каких бы то ни было проявлений радикализма и крайностей. Нам представляется, что опыт Арцаха (Нагорного Карабаха) может быть интересен для других стран, особенно стран постсоветского пространства.
Дело в том, что сейчас в вузах Арцаха обучаются студенты, чьи родители воевали за свободу своей родины; у многих студентов отцы погибли во время арцахо-азербайджанской войны 1991–1994 годов. Поэтому очень сложно бывает профессорско-преподавательскому составу учить этих детей толерантности и уважению к своим соседям, которые войной пошли на их родину, которые убили их отцов и близких родственников, и память об этих потерях еще свежа. Все это так, однако нам крайне важно, чтобы наши дети, наша молодежь не была озлобленной, не росла в ненависти к кому бы то ни было, не росла с ожесточенной душой, ибо жестокость, как правило, порождает жестокость, а ненависть порождает ненависть. Осознание этих истин и является тем самым императивом важности задачи воспитания молодежи и подрастающего поколения, которая стоит перед государством и народом Республики Арцах.
Институционально проблемой молодежи и подрастающего поколения занимается, в первую очередь, государство, уделяющее огромное внимание, силы и средства данной проблеме, которая по определению является проблемой номер один для молодого арцахского государства, потому как это вопросы обороноспособности государства, вопросы национальной безопасности, демографии и, соответственно, перспективы государственности, вопросы духовного здоровья будущего общества и многие другие вопросы, которые, несомненно, определяют поступательное развитие общества и государства. Осознание важности этих и других задач и предопределило всю серьезность отношения арцахского государства к проблеме молодежи и подрастающего поколения.
Важным дополнением к государственному подходу к проблеме подрастающего поколения в Арцахе (Нагорном Карабахе) являются традиционные армянские политические партии, где имеются молодежные подразделения, комитеты, крылья и т. д. Эти молодежные подразделения также активно занимаются вопросами воспитания подрастающего поколения, при этом вовлекая их в работу внутрипартийной жизни, готовя тем самым будущих партийных членов и лидеров этих партий. Необходимо отметить, что эта деятельность «старых», традиционных армянских партий, а также новых арцахских партий, которые возникли после войны, приносит свои ощутимые плоды в деле идеологического, политического, патриотического и нравственного воспитания молодого поколения в духе традиционно-патриотических и моральных ценностей и поведенческих императивов.
Следующим важным звеном в системе воспитания молодежи и подрастающего поколения в Арцахе являются вузы и средне-специальные учебные заведения. Причем необходимо отметить, что в 150-тысячном Арцахе на сегодняшний день функционируют шесть вузов и филиалов вузов, а также несколько средних специальных учебных заведений, которые в основном распологаются в городах Степанакерт и Шуши.
Традиционно арцахские армяне исторически и генетически предрасположены к занятиям науками. И в Арцахе образование имеет очень древние корни. Достаточно напомнить, что свою первую школу святой Месроп Маштоц открыл в монастыре 4-го века Амарас, который находится в Арцахе.
А во времена Российской империи и в советское время многие выходцы из Нагорного Карабаха получили образование в самых лучших вузах как России, так и Европы. Примечательно, что представители арцахского армянства добились больших успехов в сфере образования и науки и в сфере военного искусства, став докторами наук, профессорами, академиками, генералами, маршалами и адмиралами.
Помимо указанной выше проблемы поколения детей участников национально-освободительной войны 1991–1994 гг., сегодня в деле воспитания толерантности молодежи есть ряд мешающих негативных факторов. Основным таким фактором является пропагандируемая в соседнем Азербайджане антиармянская ненависть, которая полностью поддерживается правящим режимом. Необходимо подчеркнуть, что эта армянофобия, граничащая с расизмом, идет не снизу, не от азербайджанского народа, и не является неким социальным заказом, требованием, посылом со стороны общества и народа. Наоборот, азербайджанскому народу и обществу сверху, со стороны правящего режима навязывается ненависть к армянскому народу, ко всем армянам мира, независимо от гражданства и места жительства. Президент Азербайджана И. Алиев в своих речах объявил всех армян мира врагом номер один азербайджанского народа. Здесь важно отметить, что клан и род И. Алиева по своему национальному происхождению никакого отношения к азербайджанскому народу не имеют, а являются курдами. Нагнетаемая ненависть ко всему армянскому настолько возведена в ранг государственной политики в нынешнем Азербайджане, что трусливого банального убийцу Р. Сафарова, за то что тот порубил топором спящего армянского офицера, который вместе с ним находился на курсах по изучению английского языка, организованных НАТО в Будапеште (Венгрия), объявили национальным героем, повысили в звании и всячески чествовали на государственном уровне. Это является показателем той политики расизма, которая в Азербайджане нынешним его режимом возведена в ранг государственной политики. Поэтому очень сложно при таком отношении к армянам со стороны соседнего государства воспитывать подрастающее поколение арцахской молодежи в духе толерантности и уважения к этим же соседям. Однако необходимо исходить из того факта, что нашим двум народам жить рядом и быть соседями. Поэтому любая человеконенавистническая политика по отношению к соседу обречена на провал и будет ошибкой по отношению к будущим поколениям. Осознание данного факта и уважение к подрастающему поколению арцахских детей и является тем самым императивом, благодаря которому в вузах Арцаха ведется целенаправленная и глубоко продуманная работа по воспитанию как патриотизма, так и толерантности и уважительного отношения ко всем народам, в том числе и соседним. Народам, живущим по соседству, необходимо уважать права и свободы друг друга, традиции и обычаи, религиозные, нравственные и другие нормы и принципы, образ мыслей и образ жизни друг друга, одним словом – быть цивилизованными и толерантными к своим соседям. Успешный опыт Нагорного Карабаха (Арцаха) в деле воспитания подрастающего поколения арцахской молодежи в духе здорового патриотизма, интернационализма и толерантности может послужить примером для всех молодых государств, которые образовались в 20-м веке, а также будущим новым государствам, которые, несомненно, еще возникнут в мире в 21-м веке.

Дополните информацию о персоне

Биография

Родился 06.02.1955г. в г.Карягин (с 1959 года г.Физули) Аз.ССР.

Окончил русскую среднюю школу №2 им. С.М.Кирова в 1971 году. В 1980 году окончил философский факультет Ростовского-на-Дону Государственного университета, в 1985-1988 г.г. учился в очной аспирантуре философского ф-та РГУ.

В 1996 году основал кафедру Гуманитарных наук в Институте Управления, Бизнеса и Права (ИУБиП) г.Ростов-на-Дону. С 1996 по 2004гг работал деканом юридического факультета ИУБиП(г.Ростов-на-Дону).

В 2004 году основал кафедру Международного и Европейского права юридического факультета, в Российско-Армянском (Славянском) университете г.Ереван.

В январе-сентябре 2009 году основал кафедру права юридического факультета Арцахского Государственного университета (АрГУ) г. Степанакерт, НКР.

С октября 2009 работает проректором по научной работе и внешним связям Университета Месроп Маштоц (УММ) г.Степанакерта, НКР, где организовал проведение ежегодных международных научных конференций и круглых столов.

Является члегном редакционного совета журнала "Цивилизация и человек" (г.Саратов).

C 2004г. - Член Ассоциации международного права России.

Член Экспертного Совета ЧКРИАЦ РИСИ.

Сочинения

  • Karabach – das Land der lachenden Armenier («Карабах – страна смеющихся армян»). //Garib Babayan und Armen Arsumanjan. Karabach - Das Land der lachenden Armenier. Dezember 2012. Hay Media Verlag ISBN 978-3-86320-022-0
  • Автореферат Конкретность как принцип революционно-практической деятельности; Бабаян, Гариб Михайлович; Ростов-на-Дону 1988
  • Исторические, военно-политические и духовные связи России и Карабаха //журнал "Цивилизация и человек" (г.Саратов, №3 2011)

Достижения

  • Кандидат философских наук
  • профессор

Изображения

На днях в наш регион в очередной раз приезжали посредники из Минской группы по урегулированию карабахско-азербайджанского конфликта. Хорошо, конечно, что они приезжают, что-то обсуждают, что-то предлагают и т.д. Все же это лучше, чем война между двумя соседними народами. Тем более непонятно, за что воюет один из этих народов, если эта земля и исторически и фактически является Родиной соседа - арцахских армян. В предыдущей статье (см. Регнум: «Неправомерные споры о Карабахе (Арцахе) от 20 октября 2016 г.) я писал о том, что исторически Арцах (Карабах) никогда не принадлежал Азербайджану, за исключением тех 67 лет с 1921 г. по 1988 г.г., когда НКАО был в составе Азербайджана. Логика оппонентов из соседней республики такова: Ибрагим-хан был азербайджанцем по национальности, значит, Карабахское ханство было азербайджанским ханством. Да не было это ханство азербайджанским, а было персидским, как и все остальные ханства, которые были на территории, ныне принадлежащей Республике Азербайджан.

Если следовать этой ущербной логике, то немало византийских императоров имели армянское происхождение, но это не дает нам повода кричать на каждом углу, что Византийская империя - это армянские земли. А в 80-ые годы 20 века губернатором самого богатого штата США Калифорнии был армянин Джордж Докмеджян и что, армяне должны были считать этот штат Арменией? А ныне мэром Лондона является этнический пакистанец, но от этого Лондон не стал считаться пакистанской землей.

Логика у нынешних азербайджанцев простая. Раз уж эти территории принадлежат сейчас Республике Азербайджан, то все эти земли априори являются их землями, а тем более если там ханом (наместником - правителем) был азербайджанец, то это уж точно их земли. Хотя, повторюсь, ни исторически и никак иначе эти ханства не принадлежали Азербайджану по той простой логике, что Азербайджан - молодое государство, созданное в 1918 г. благодаря турецкой армии. Никакие апелляции к истории не выдерживают никакой критики, и не дают повода вводить в заблуждение собственный народ. С современными азербайджанскими горе-историками все более или менее понятно: они в поте лица отрабатывают свой хлеб насущный, выполняя госзаказ и доказывая тем самым свою «автохтонность». Хотя помнится, что в недавнем прошлом они искали свои корни то у мидийцев, то в Шумерском царстве, то у Кавказских албанцев и даже наши хач-кары назвали своим «хач-дашем». Но все эти исторические аллюры, к счастью, ни к чему не привели, уж больно они пытались уйти в прошлое, что, по определению, ну никак не вписывалось в их недавнее, по меркам истории, пришествие на эти земли. Так вот, если их логика по отношению к Карабахскому ханству более или менее понятна, хотя речь все же идет об исторической армянской области Арцах, то совсем нам непонятна логика нынешних миротворцев из ОБСЕ в лице представителей США, России и Франции. Интересно, чем они руководствуются: принципом историзма, или фактической логикой новейшей истории? Если апеллировать к истории, то Арцах, причем и нагорный и низинный, - это древняя армянская земля. Если говорить о фактической логике новейшего времени - то это Республика Арцах, которая отстояла свою независимую государственность двумя войнами с современным Азербайджаном: в начале 90-х годов 20 века и в апрельской войне 2016 года, т. е. в 21 веке. Другой истории и другой логики просто не существует. Если страны - сопредседатели Минской группы ОБСЕ - США, Россия, Франция - в качестве истории и фактической логики берут за основание столь короткий промежуток времени, как-то, с 1921 года (передачу Карабаха Азербайджану ЦК РКП (б) в 1921 г.) и до 1988 г., когда НКАО фактически вышла из состава Азербайджанской ССР, а с 1991 г. по итогам всенародного референдума объявила себя независимым государством, то, действительно, непонятен их ни исторический, ни логический подходы к разрешению данного конфликта. Если уважаемые посредники считают, что нам надо вернуться к логике и истории советского периода и, отталкиваясь от этого, решить данный конфликт, то вначале они должны восстановить СССР как государство, а потом объявить азербайджанцам и армянам, что они должны в этом государстве мирно и дружно жить вместе. Тогда и будет логичным подход и их методология решения карабахско-азербайджанского конфликта, и даже понятна будет их логика возвращения всех беженцев в места их бывшего проживания. Только не будет понятна одна важная деталь: кто из посредников даст гарантии, что не будет больше сумгаитских, бакинских, кировабадских и других армянских погромов и резни по национальному признаку, т. е. геноцида? Кто из них даст эти гарантии, если такое государство, как СССР, не смогло дать этих гарантий своим гражданам?

Напомним уважаемым международным чиновникам, что в период бытности СССР в Азербайджане был геноцид армянского народа в Сумгаите, Баку, Кировабаде и других городах этой советской социалистической республики, оттуда еле унесли ноги остатки армян при помощи советских войск, а потом начались выселения азербайджанцев из Армении и НКАО. Это было великим переселением двух народов, принесшим много горя и бед этим народам. Далее Азербайджан начал агрессивную войну против армянского Арцаха, длившуюся с 1991 по 1994 годы, и эта война унесла 30 000 жизней молодых и здоровых людей с обеих сторон (6 000 армян и 24 000 азербайджанцев). Потом был Бишкекский мирный договор 1994 г., который подписали Баку, Ереван и Степанакерт, но и его перманентно нарушали власти Азербайджана, отстреливая все, что движется на приграничье с Арцахом. И эта агрессия переросла в очередную войну Азербайджана с НКР в апреле 2016 г., вновь унесшую жизни нескольких тысяч молодых здоровых ребят с обеих сторон. Вот вам вся история и логика азербайджано-карабахского конфликта новейшего времени. Что же получается, что уважаемые международные посредники нас снова толкают на конфликты и войны между собой? На днях посредник от США г-н Уорлик заявил о том, что поэтапное решение вопроса предполагает следующее: возврат нескольких районов, возвращение беженцев и определение статуса. Во-первых: возврат каких районов, о чем идет речь - об истории или о логике де-факто?

Если говорить об истории, то почему это арцахские районы, которые в советское время были переименованы в азербайджанские должны «возвращаться»? Не говоря уже о Физулинском районе, который когда-то исторически был частью низинного Арцаха, а в 1827 году русскими (заметьте, не армянами и тем более не азербайджанцами) был основан как город-форпост недалеко от границы Персии (Ирана) и назван в честь русского полковника, командира 17 егерского полка, героя русско-персидских войн Павла Михайловича Карягина. Этот город был переименован властями Азербайджанской ССР в 1959 (!) году из г. Карягин в г. Физули и, соответственно, район - в Физулинский район. Кому и за что армяне должны, по вашей логике, вернуть этот район Азербайджану? За то, что всего 50−60 лет тому назад власти Азербайджанской ССР поменяли топонимику и назвали именем иракского поэта 16 века Мохаммеда Физули, который даже ни разу ногой своей не ступал на эту землю? Не знаю, может, он и был азербайджанцем, этот поэт из иракского города Кербалла, точно так же, как и некоторые персидские ханы, все может быть, но это не дает права ни властям соседнего государства, ни тем более посредникам Минской группы ОБСЕ считать г. Карягин азербайджанским городом, точно так же, как Карабахское ханство - своим ханством.

Несколько непонятно, почему так отстраненно себя ведут Иран и Россия, которые наряду с Арменией имеют больше исторических прав на Арцах (Карабах), чем образованная в 1918 году Азербайджанская Демократическая Республика, или нынешний Азербайджан, объявивший себя ее правопреемником. А посему, непонятна методология подхода посредников из Минской группы ОБСЕ по разрешению азербайджано-карабахского конфликта между автохтонными армянами и пришлыми тюркскими племенами. А относительно международных чиновников, которые часто меняются, скажу лишь одно: не надо искусственно толкать два соседних народа на новые войны. Достаточно тех войн, которые уже были между народами - соседями в новейшей истории. Пора бы подумать о новой методологии разрешения данного конфликта: либо исходить из принципа историзма, либо обратиться к логике современных фактов. Напомню лишь, что исторически - это Арцах, одна из областей исторической Армении, а в новейшей истории - это Республика Арцах, народ которой героически отстоял свое право на свободу и независимость и ни пяди своей (!) земли никому и никогда не уступит. Этот народ желает только одного - мира и благополучия себе и всем своим соседям по региону.