Рациональное познание. Большой психологический словарь

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Возникновение и успешное развитие общения связано с особенностями восприятия и понимания людьми друг друга. Эффективность взаимопонимания зависит от того, как люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них - самих себя и в целом ситуацию общения. Процесс познания и понимания одним человеком другого в ходе общения выступает как одна из основных составных частей общения. Условно этот процесс называют перцептивной стороной общения { .

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д.

Социальная перцепция - это одно из самых сложных и важных понятий в социальной психологии. Его следует отличать от общепсихологического понятия «перцепция», которое трактуется как искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком окружающей действительности. Перцепция связана с сознательным выделением того или иного феномена и интерпретацией его смысла через различные преобразования сенсорной информации.

«Понятие “социальная перцепция” включает в себя все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

  • собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения;
  • интерпретацию воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;
  • эмоциональную оценку;
  • построение стратегии собственного поведения» .

Само понятие «восприятие» не полностью отражает ситуацию общения. В отечественной литературе часто в качестве синонима понятию

«восприятие человека» употребляется выражение «познание другого человека» (А. А. Бодалев). В процесс межличностного познания включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом и сопоставляет себя с партнером по общению. Эффективность понимания людьми друг друга зависит от действия ряда механизмов межличностного познания.

Важное место среди механизмов межличностного познания занимает идентификация , буквально означающая отождествление себя с другим человеком. Уподобление себя другому является одним из самых простых и доступных способов понимания другого человека. Оно представляет собой умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Когда мы хотим, чтобы нас поняли, мы говорим: «Встань на мое место!», «Побудь в моей шкуре!» Отождествление себя с кем-то позволяет построить свое поведение гак, как строит его другой. Психологический смысл этого процесса заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка формируются многие личностные черты, поведенческие стереотипы, ценностные ориентации, гендерный, этнический и другие аспекты идентичности. М. Р. Битянова подчеркивает роль механизма идентификации в подростковом и юношеском возрасте: «Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе личностного развития, чаще всего - в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между сверстниками (например, отношение к кумиру)» 1 .

Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Эти качества делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей. Кроме общих способностей и жизненного опыта большое значение имеет такое свойство человека, как эмпатийность.

Эмпатия (от греч. ampatheia - сопереживание) - внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (чувствование) .

Данный механизм познания и понимания человека включает в себя умение правильно представить себе, что происходит во внутреннем мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Эмпатия - это аффективное понимание другого. Эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация партнера по общению не столько продумывается, сколько прочувствуется. Развитая способность к эмпатии - необходимое условие для развития такого профессионально значимого качества практического психолога и педагога, как проницательность.

Наряду с идентификацией и эмпатией одним из основных механизмов межличностного познания и понимания является социальная рефлексия. Социальная рефлексия - это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир - самый эффективный источник самопознания в процессе общения. Р. М. Битянова поясняет этот тезис на примере знаменитого «окна Йогари».

Каждая личность есть совокупность четырех психологических пространств.

В начале общения область «неизвестного мне» шире, но в процессе установления открытых, прямых отношений мы получаем возможность лучше узнать себя, проявляясь во взаимодействии с партнером по общению. Таким образом, раскрывая в процессе общения свой внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души 1 .

Еще одна особая форма восприятия и познания другого человека - аттракция - основана на формировании по отношению к партнеру устойчивого глубокого чувства, чаще приязни. Однако не всегда оно должно быть положительным: легче понять друга и врага, чем чужого и чуждого человека.

Аттракция (англ, attraction ; от лат. attrahere - тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле - привлекать, склонять) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека .

Этот механизм социальной перцепции, связанный с выраженным интересом к другому, способствует более полному и глубокому пониманию партнера но общению. Изучая феномен аттракции, исследователи обнаружили, что фактор взаимной досягаемости оказывает влияние на возникновение заинтересованности и взаимной расположенности. Д. Майерс подчеркивает, что мы часто находим друзей среди тех, кто пользуется теми же проходными, участками для парковки и местами отдыха. Коллеги, которые случайно оказались соседями в офисе и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как членов одной социальной общности 1 .

Механизм социальной перцепции - каузальная атрибуция - связан с приписыванием человеку причин поведения. В обыденной жизни люди часто не знают причин поведения других людей, поэтому, особенно в условиях дефицита информации, они начинают приписывать людям как причины поведения, так и более общие черты, возможно, им не свойственные. Изучению процесса каузальной атрибуции в социальной психологии посвящен целый раздел. Наиболее известны среди создателей схем каузального анализа Э. Джонс, К. Дэвис, Г. Келли, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд.

Способность толкования поведения присуща каждому человеку и составляет багаж его житейской психологии. Анализируя, как «рядовой человек», «человек с улицы» старается понять и объяснить причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является, исследователи обнаружили, что люди избирают разные типы атрибуции в зависимости от того, являются они сами участниками какого-либо события или его наблюдателями. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается личностным склонностям совершающего поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Мера и степень приписывания причин может зависеть от степени уникальности или типичности поступка и степени его «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение связано с ролевыми образцами, поэтому легко объяснимо. Напротив, нетипичное поведение допускает множество интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и объяснению .

Один из центральных вопросов в этом направлении исследований - происхождение закономерных ошибок и искажений в процессе межличностного восприятия и познания. Исследователи атрибуции обнаружили, что часто, объясняя чье-либо поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления личностных черт и установок индивида. Это скептическое отношение к той роли, которую играет ситуация, Ли Росс (1977) назвал фундаментальной ошибкой атрибуции.

Фундаментальная ошибка атрибуции - тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других 1 .

Д. Майерс иллюстрирует этот феномен, описывая свои наблюдения, когда он вел занятия, которые начинались в 8:30 и 19:00. В 8:30 его встречали молчаливые взгляды; в 19:00 ему приходилось просить, чтобы компания не болтала во время занятий. В каждой ситуации кто-то разговорчивее других, но разница между двумя ситуациями увеличивает индивидуальные различия. Даже зная, как время дня влияет на разговоры в аудитории, ему так и хотелось предположить, что люди, которые приходят па занятия к 19:00, более экстравертированы, чем те молчаливые типы, что «подползают» к 8:30 .

Среди других ошибок и эффектов восприятия, вносящих искажение в межличностное познание, наиболее известными являются: эффект «простого нахождения в поле зрения», эффект «ореола», эффекты «первичности» и «новизны» и явление стереотипизации.

Множество экспериментов показало, что к возникновению чувства симпатии может приводить простое нахождение в поле зрения. Эффект «простого нахождения в поле зрения» - это тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего. Этот эффект влияет на то, как мы оцениваем других: знакомых людей мы любим больше. Рекламщики и политики широко используют этот феномен. Когда у людей нет определенности по отношению к какому- либо продукту (или кандидату), просто постоянное упоминание о них может повысить количество продаж (или число голосов). После многократных повторений названия товара покупатели, не задумываясь, совершенно автоматически одобрительно отзываются о рекламируемом продукте. Если кандидаты сравнительно малоизвестны, побеждают обычно те, кого чаще упоминают в СМИ .

Первые впечатления могут отложить отпечаток на нашу интерпретацию более поздней информации. Сущность эффекта «ореола » как раз и заключается в том, что информация, получаемая о человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, играет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого субъекта, а общее неблагоприятное впечатление, наоборот, способствует преобладанию негативных оценок. Например, если нам сказали о ком-то, что он «умен», мы можем в дальнейшем интерпретировать такую его черту, как «дерзость», в смысле «смелость», а не «безрассудство».

Внешняя привлекательность также вызывает эффект «ореола» и способствует ошибочному восприятию. Люди склонны внешне привлекательного человека переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Например, в эксперименте учителям давали идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и успевающего в учебе 1 .

Ошибка восприятия может возникать в результате того, что мы склонны выше оценивать психологические качества людей, которые хорошо относятся к нам или разделяют какие-то важные наши идеи. Иначе говоря, люди, близкие мне по убеждениям, в целом лучше людей, исповедующих другие, противоположные взгляды. На этом свойстве социального восприятия построены самые знаменитые приемы манипулятивного общения. Скажем, правило «трех ДА»: сделай так, чтобы человек в разговоре три раза подряд ответил на твои вопросы «да» (пусть самые простые), и ты можешь рассчитывать на его большую благосклонность при решении принципиальных вопросов .

С эффектом ореола тесно связаны эффекты «первичности» и «новизны». Суть их в том, что при восприятии незнакомого человека для нас наиболее значимой является первая информация о нем (первое впечатление может выполнять функцию эффекта «ореола»), а при восприятии знакомого человека наиболее значимой будет новая информация (анализ поступков осуществляется на основании последней информации о человеке).

В более широком плане эти эффекты рассматриваются как проявление особого процесса, сопровождающего межличностное восприятие и связанного с формированием впечатления о человеке на основе выработанных группой стереотипов. Этот процесс получил название стереотипизации. Стереотипизация выполняет функцию упрощения и сокращения процесса восприятия, тем самым являясь необходимым и полезным инструментом социального познания мира. Различные социальные стереотипы (этнические, гендерные, возрастные, профессиональные и т.д.) участвуют в селекции, категоризации, ограничении того потока социальной информации, который обрушивается на человека ежедневно, способствуя «экономии» психических ресурсов и «ускоряя» процесс мышления.

Рациональное и внерациональное познание

Каким же образом осуществляется процесс познания мира, процесс получения истины?

Принято выделять два уровня познания – чувственный и рациональный.

Чувственное познание – это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Существуют три формы чувственного познания.

а) Ощущение – отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха).

б) Восприятие отражение целостного объекта (например, яблока).

в) Представление – воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом˸ непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например – кентавр, сфинкс).

Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе, как она выглядит; вскользь увидев знакомого, он узнает ᴇᴦο по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).

Но может ли человек в едином акте восприятия отобразить вещь во всем многообразии её связей и закономерностей? Это невозможно, хотя бы потому, что не все эти связи – явные. Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.

На базе представления у человека может возникнуть способность создавать в сознании образы предметов, отсутствующих в объективном мире (воображение), которое является основой творчества.

Рациональное познание (абстрактное мышление) – это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления, это способность человеческого сознания выделять отдельные стороны, признаки предмета и соединять их в особые сочетания с целью получения нового знания.

При помощи абстрактного мышления взаимодействие с предметом осуществляется без непосредственного взаимодействия человека с этим предметом˸ в процессе мыслительного акта объективно существующий предмет замещается идеальным образом, или символом (знаком). Таким символом, замещающим предмет в мышлении, является слово. Отсюда основное различие между чувственным и рациональным познанием – способность выразить предмет в слове (т.е. вербализовано или выражено в языке). Основой рационального познания являются процессы обобщения и абстрагирования. Обобщение – процесс мысленного соединения существенных свойств объекта в целях получения более общего знания о нем. Абстрагирование (лат. – abstractio – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда несущественных для данного момента свойств и отношений познаваемого явления. Рациональное познание осуществляется в определенных формах, изучение которых составляет предмет логики.


Важнейшими вопросами, которые вставали перед гносеологической мыслью со времен античной философии, это вопросы о том, каковы источники нашего знания о бытии? Является ли знание результатом деятельности органов чувств или же знание - плод рациональных способностей человека? Насколько надежны эти источники? Как осуществляется процесс познания? Из каких звеньев он состоит?

Начинается процесс познания с деятельности, благодаря которой осуществляется контакт человека с миром. Это основа и предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Это чувственная деятельность или чувственное познание. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, на основе их деятельности возникают ощущения, восприятия, представления. Ощущение – простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания, и есть отражение отдельных сторон действительности с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса). Но, в сущности, ощущений больше, так, выделяют температурные, вибрационные, равновесные и другие. К чувственному познанию относят и такие состояния сознания, как предчувствие, неприязнь, расположение к другому человеку и другие. Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельные ощущения, являясь составными элементами чувственного познания, на деле, не существуют обособленно друг от друга. Чувственная деятельность обладает способностью синтезировать ощущения, превращая их в восприятие предмета в его целостной форме.

Восприятие – это целостный образ предмета, являющийся результатом синтеза ощущений. В современной философии выделяют различные уровни восприятия: восприятие без интерпретации (что-то мелькнуло за углом); восприятие конкретного предмета (это дерево, а не другое); понимание того, что объект существует независимо от сознания субъекта и связан с другими объектами; понимание того, восприятие и сам объект не тождественны, что в объекте могут быть и другие стороны и свойства, не воспринимаемые в данный момент. Уже этот анализ показывает, что восприятие не является пассивным созерцанием внешнего мира, а пронизано активной мыслительной деятельностью человека. Благодаря многократной работе механизмов восприятия в сознании, в памяти может удерживаться целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан человеку. В этом случае функционирует такая форма чувственного познания, как представление.

Представление – образ ранее воспринятого предмета, сохранившийся в памяти, или создание нового образа с помощью воображения и знания. Представление «беднее» восприятия, так как теряются некоторые качества объекта, имевшие место на уровне восприятия. Однако здесь более четко выражен избирательный характер познания, запоминаются наиболее значимые и интересные для субъекта черты предмета. В представлении еще более, чем в восприятии проявляется активная роль мышления, особенно при создании образов будущего. Классификация представлений включает:

Образы-репродукции (мысленное воспроизведение восприятия); образы-предположения (образы героев художественных произведений, описанных ситуаций, пейзажей);

Образы-модели (модель Солнечной системы, атома);

Образы, выражающие цели деятельности и последовательность операций, необходимых для достижения этих целей (сходить в магазин, выполнить задание);

Образы-символы и т.д.

Мышление, включаясь в представление, позволяет воспроизводить изучаемый объект, его характеристики и свойства.

В чувственном восприятии человека есть еще один важный элемент, который присущ только ему. Человек способен охватить взглядом, представить себе не только то, что видел собственными глазами, но и то, что почерпнул из описаний, знаний, приобретенных другими людьми. Это возможно благодаря языку, одной из важнейших функций которого является хранение и трансляция информации.

История становления человека показывает, что практическое освоение мира с момента создания орудий производства есть одновременно и его осмысление, то есть закрепление в познании обнаруженных и успешно используемых тех или иных свойств предметов, явлений природы, процессов. Одновременность становления и развития практической и гносеологической деятельности человека предопределяет качественный скачок в эволюции животного мира – становление абстрактного мышления.

Абстрактное мышление есть, прежде всего, этап образования таких обобщенных образов предметов и явлений, которые удерживают в своей форме существенные черты и свойства, что позволяет этим формам существовать не в виде разовых отпечатков или следов восприятия мира, как это свойственно животным, включая и высших, а фиксировать в сознании отраженные фрагменты объективного мира в виде идеальных сущностей – понятий и их связей.

Язык пронизывает человеческую жизнь, и он должен быть таким же богатым, как и она. С помощью языка мы можем не только описывать самые различные ситуации, но и оценивать их, отдавать команды, предостерегать, обещать, формулировать нормы, молиться, заклинать и т.д. Язык во многом организует и формирует чувственное познание при помощи понятий, которые человек усваивает в процессе социализации. Таким образом, в реальном познавательном процессе чувственность и понятийное мышление находятся в единстве и взаимодействии.

Основные формы рационального познания – понятия, суждения, умозаключения. Понятие – форма рационального познания, выражающая общие и существенные признаки предметов и явлений. В выделении существенных признаков предметов особую важность имела практическая деятельность, взаимодействие человека с природой. В процессе преобразования человеком природы шел активный познавательный процесс: человек целенаправленно сопоставлял разные предметы, сравнивал, отбрасывая те характеристики и связи, которые в данный момент его не интересовали. Сравнивая различные предметы, человек фиксировал в языке интересующую его общую характеристику в вещах, например, «твердость», «белизну» и т.д. Язык, закрепленное в слове свойство, делает слово знаком определенного свойства, становится возможным свободное воспроизведение не только отдельных свойств предметов, но и любых представлений.

В словах- понятиях обобщаются и фиксируются такие знания, которые позволяют человеку действовать с предметами соответствующего класса. Понятия выступают, своего рода правилами, своеобразной схемой чувственно-практического действия, в которой воплощен многовековой опыт человечества. Без понятий человеческое познание было бы невозможно, человеку приходилось бы вновь и вновь проделывать процедуры сравнения, фиксации одних свойств, отвлечения от других.

Освоение человеком мира с необходимостью формировало и такую форму мышления, как суждение.Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. В суждении выделяется предмет, свойство, которое ему приписывается и связь. Суждения могут быть простыми и сложными. Простые суждения: «Человек остановился», «Иван выше Петра». Сложное высказывание строится из простых высказываний: «Человек остановился и повернул обратно».

Умозаключение – это связь суждений, позволяющая получить новое выводное знание. Главные типы выводного знания – индукция, т.е., движение мысли от частного к общему, и дедукция – от общего к частному. Индукция (от лат.- наведение) – это вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Выделяют полную и неполную индукцию. Полная индукция – это обобщение данных через простое перечисление. Неполная индукция производится на основе изучения некоторой группы явлений и отсутствия данных противоречащих выводу, когда знание, полученное на основе изучения группы явлений переносится на весь класс сходных явлений. Однако по отношению к бесконечности явлений фактический опыт всегда незакончен, неполон. Эта особенность опыта переносится и на результат – индуктивное обобщение, делая ее правдоподобной, поскольку нельзя говорить о достоверности индуктивного обобщения.

Дедукция – это переход от одних суждений, которые принимаются в качестве истинных к другим, на основе правил вывода. Основная разница между индуктивными и дедуктивными выводами усматривается в том, что дедуктивные выводы являются достоверными, обеспечивают истинность заключений при истинности посылок. Дедукция широко применяется в повседневной жизни. Но особенно велико ее значение в научном познании. Дедукция помогает давать логическую аргументацию отдельным утверждениям, служит средством доказательства. С помощью дедукции из гипотезы выводятся следствия для их последующей проверки в экспериментальной деятельности.

Особую роль в познании играет внерациональное, к которому может быть отнесенаинтуиция, обычноопределяемая как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Слово «интуиция» вошло в философию в качестве аналога древнегреческого термина, означающего познание предмета не по частям, а сразу, одним движением. Начиная с Плотина, утверждается противопоставление интуиции и дискурсивного мышления. Интуиция – это божественный способ познания чего-нибудь одним лишь взглядом, в один миг, вне времени. Дискурсивное же мышление – человеческий способ познания, состоящий в том, что в ходе некоторого рассуждения, последовательно шаг за шагом развертывается обоснование. В новое время Декарт свел все акты мышления, позволяющие нам получать новое знание без опасения впасть в ошибку, к двум: интуиции и дедукции. «Под интуицией, - говорит Декарт, - я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума… простое и отчетливое».

Существуют противоположные взгляды на место и роль интуиции в познании. Так, первая позиция считает, что без интуиции можно обойтись. Человек способен познавать, только рассуждая, выводя заключения, и не может что-то знать без этих, необходимых шагов. Контрпримерами этому взгляду являются математика и логика, опирающиеся, в конечном счете, на интеллектуальную интуицию. Другое представление – будто интуиция лежит в основе всего нашего знания, а разум играет лишь вспомогательную роль. С такой позицией трудно согласиться, интуиция не может заменить разум даже в тех областях, где ее роль особенно велика. Она не является непогрешимой, ее прозрения всегда нуждаются в критической проверке и обосновании. Для интуиции типичны: неожиданность, непосредственная очевидность и неосознанность ведущего к ней пути. Поэтому, как правило, для результата, найденного интуитивно отыскиваются более убедительные логические основания, чем простая ссылка на интуитивную очевидность. Чтобы убедить в интуитивно схваченной истине не только других, но и самого себя, требуется развернутое рассуждение, доказательство.

Познание и язык

Обсуждая проблемы познания нельзя обойти важнейший фактор познавательной активности - язык. Язык отличает многофункциональность, это функции общения, передачи смысла, экспрессивная функция (выражения чувств, эмоций), сигнально-коммуникативная, дескриптивная, аргументативная.

Вещи становятся феноменами – частью нашего жизненного мира – благодаря именованию. Платон говорил об «имени» как начале знания. Второй шаг в познании – смысл имени, который может быть раскрыт только в суждении. Знание выразимо только в языке. Культура может быть только языковой (именование феноменов). Именование позволяет расширить наш жизненный мир. Язык – это возможность образовывать новые символы для репрезентации абсолютно всего – даже вещей, которые нельзя ощутить или увидеть. Имея в своем распоряжении правила комбинации и перекомбинации, подобные грамматике, человек обладает разнообразными возможностями, позволяющими выйти за пределы вещей и событий, находящихся в сфере нашего непосредственного восприятия. Язык – сердцевина культуры и человеческого творчества. В античной философии языкознание – часть философии.

Какова связь между языком и мышлением? На этот счет существуют три основные концепции: 1)язык отождествляется с мышлением; 2)гипотеза зависимости мышления от языка; 3) структура мышления определяет язык.

1) Язык и мышление тождественны. Исходные идеи этой теории были заложены основателем бихевиоризма (от англ. behavior – поведение) - Дж. Уотсоном. Он полагал, что представления о внутренней психической деятельности ошибочно. Все, что делает человек, сводится к реакциям, выработанным на различные стимулы, т.е. поведение человека - есть совокупность двигательных реакций и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций организма на стимулы внешней среды. Язык – форма реакции человека на воздействия внешней среды, благодаря которой человек приспосабливается к социальной среде. Но как тогда быть с очевидным фактом интеллектуального поведения, например, счетом в уме, решением задач в уме? Уотсон полагал, что мышление в этом случае – это субвокальная речь, т.е. люди, занятые интеллектуальным поведением на самом деле говорят сами с собой, что сопровождается малозаметными, но существующими микродвижениями гортани, возможно движением других групп мышц. В 1947 году был проведен решающий эксперимент, демонстрирующий ошибочность взглядов бихевиористов. Было использовано вещество производное от кураре: мышцы испытуемого были полностью парализованы, но жизнь поддерживалась аппаратом искусственного дыхания. Так как, вся совокупность мышц, ответственных за субвокальную речь оказалась парализованной, то субвокальная речь стала приниципиально невозможной. Тем не менее, испытуемый, находясь под воздействием кураре, наблюдал за тем, что происходит вокруг, понимал речь окружающих, запоминал события, сравнивал их и т.п. Таким образом, было продемонстрировано, мышление возможно при отсутствии какой-либо мышечной активности, и, тем самым, мышление нельзя отождествлять с языком. Однако позже в философии появились ослабленные версии бихевиоризма в виде особой теории сознания. Истоки гипотезы, согласно которой категории мышления определяют структуру языка, восходят к Аристотелю. Точнее, размышления Аристотеля о категориях позволили позже высказать эту альтернативу. Аристотель предложил десять категорий, которые представляют собой некоторые характеристики мира: 1)сущность (субстанция), 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7)положение, 8)состояние (обладание), 9) действие, 10)страдание. Может быть, эти категории и не представляют собой исчерпывающих характеристик окружающего мира. Важно другое: если не учитывать положение слов в синтаксическом строении предложения, то значения слов любого языка включается в какую-то одну категорию. Так, значение всевозможных существительных относится к категории – сущность, значения наречий относится к категории либо место, либо времени, значения всевозможных глаголов разбивается по категориям положения, состояния, действия и страдания. Неважно, что народ племени дани (из индонезийской Новой Гвинеи) использует только два слова, обозначающие цвет. Одно слово для обозначения темных, холодных цветов, другое для ярких, теплых цветов. Тогда как английский язык имеет одиннадцать основных слов, обозначающих цвета. Важно то, что и в том и другом языке значения слов, обозначающие цвета, относятся к одной и той же категории – качеству. Другими словами, языки народов могут иметь существенные различия, но структура их мышления, согласно этой гипотезе, одинакова.

Гипотезу зависимости мышления от языка связывают с именем В. Гумбольдта. В. Гумбольдт – первый философ языка, полагал, что представления человека о мире зависят от того, на каком языке он мыслит, утверждал связь языка и духовной природы человека. Человек живет с предметами так, как их преподносит ему язык. Э. Сепир: реальный мир в значительной степени строится бессознательно на основе языковых привычек той или иной социальной группы. Мы видим, слышим и воспринимаем действительность так, а не иначе в значительной мере потому, что языковые нормы нашего общества предрасполагают к определенному выбору интерпретации. Лексика – очень чувствительный показатель культуры. Лексические различия выходят за пределы имен культурных объектов, они в такой же степени характерны и для ментальной области. Э. Сепир вводит понятие лингвистического детерминизма (язык детерминирует мышление) и лингвистической относительности (этот детерминизм связан с конкретным языком, на котором говорит человек). Эти утверждения получили название гипотезы Сепира-Уорфа или лингвистической относительности. Б. Уорф полагал, что наши представления о времени, пространстве и материи до некоторой степени обусловлены структурой того или иного языка.

Предмет, образ, знак, значение

По определению Э. Кассирера, «Человек – это существо символическое». По сравнению с другими животными человек живет не только в природном мире, но и символическом, язык, миф, религия – части этого универсума. Человек настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника – символа, знака.

По мнению Э. Кассирера, вместо того, чтобы определять человека как существо рациональное, мы должны определить его как существо символическое, тем самым обозначим его специфическое отличие, и сможем понять новый путь, открытый человеку – путь цивилизации.

Человек, осуществляя свою деятельность, постоянно направляет её на предмет, то, что противостоит ему как в практической, так и в познавательной сфере.

Предметом в самом широком смысле слова называют любое реально существующее нечто, начиная от универсума и кончая самой мельчайшей на сегодня известной частицей ядра атома; все, что может быть познано. Чаще всего такое нечто называют объектом и различают предметы-объекты и признаки-объекты. Предметы-объекты – то, что способно существовать самостоятельно в пространстве и времени, признаки-объекты существуют лишь в составе предметов как их признаки, характеристики, черты, определенности. Кроме того, признак характеризует предмет, в то время как обратное не имеет места. Предмет не может быть характеристикой признака.

Результатом преобразования объекта (предмета) в сознании ­человека, способом осмысления действительности является образ. Это понятие, являющееся неотъемлемым компонентом псих­огического, философского, социологического и эстетич­еского дискурсов.

В натуралистических вариантах гносеологии образ совпадает с чувственными дан­ными и проявляется в ощущениях, восприятиях, nред­ставлениях . В этом смысле говорят об отражательном характере образа. В гносеологическом смысле образ характеризуется через систему взаимодействия субъекта и объекта, через ак­тивнoe, преобразующее отношение к действительности. Главнаяего задача - репрезентация идеального, соеди­ненного с нравственно-этическими и социально-куль­турными ценностями и оценочными суждениями.

Характеристиками гносеологического образа является:

Его предметная соотнесенность: образ всегда направлен на некоторый объект, на некоторую сторону познавательной деятельности. Сам образ внутри нас, но познавательная деятельность направлена на то, что находится вне нас, вне нашего сознания. Для возникновения образа нужна сложная нейрофизиологическая деятельность. Но мы воспринимаем не то, что делается в нашем мозге, а сам предмет. Маркс: «…световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза» (Т. 23. С. 82);

Образ вторичен, производен, не имеет самостоятельного характера;

Образ идеален, в образе предмета нет ни грана вещества самого предмета и ни грана вещества мозга;

Если по предметной соотнесенности образ объективен,
то по форме существования он субъективен. Способ восприятия каждого отдельного субъекта уникален, неповторим. Извне способ восприятия каждого отдельного субъекта узнать нельзя;

Образ непосредственно обращен к субъекту познавательной деятельности, тому, кто продуцирует деятельность;

Образ выполняет функцию регулирующую , направляющую деятельность человека;

Отличительной особенностью образа является его цельность как совокупность многообразных предметных и струк­турных характеристик, дающая возможность судить о целом даже при недостатке эмпирических данных, когда содержание достраивается на основе имеющегося опыта и знания. Цельный и отчетливый образ способен заменить пространственные описания, совместить объяснение и понимание, передать понятийно неопределяемое и не­доступное нашим познавательным способностям. Образ, по­нятый как синтез наглядности и абстрагирования, явля­ется результатом продуктивной деятельности воображе­ния, создающей различные модели и конструкции, проводящей мысленные эксnерименты.

Содержание познавательного образа определяется характером фрагмента действительности, включенного в деятельность субъекта, т.е. основу отношения образа к действительности составляет не простое созерцание субъектом объекта, а активное деятельное отношение, проявляющееся в целесообразных действиях субъекта с объектом. Образ отличается избирательностью.

Познавательный образ не может рассматриваться как нечто застывшее, завершенное. Это прежде всего процесс. Образ находится в состоянии постоянного изменения, имеет «текучий» характер, как и вся деятельность человека в целом. Познавательный образ, его возникновение всегда связано с решением какой-то практической, или познавательной задачи. Явившись завершением одних действий, образ становится основой новых. Познавательный образ существует в современной науке в виде идей, гиnотез, математических моделей и т.д.

Образ всегда возникает на основе предметной деятельности и выражается в предметных формах. Такой специализированной предметной формой являются знаковые системы (или знаки).

Что такое знак?

Мы живем в мире знаков. Звонит звонок. У любого звонка есть значение: у школьного – начало или конец занятий, телефонного – сообщение. На продуктах: банках, коробках - наклейки, надписи, означающие какой это продукт. На автобусах – номера – знаки маршрута, светофор – знак, погоны – знак, форма, улыбка, приветствие.

Знаком называют любой материальный предмет , который служит в процессе общения и мышления людей представителем другого предмета (вещей, их свойств, процессов, действительности).

Не возникает ли сомнения, что, занимаясь проблемой знака, мы уходим в сторону от вещного мира. На это сомнение Лейбниц отвечал следующим образом: «Никто не должен бояться, что наблюдение над знаками уведет нас от вещей, напротив оно приводит нас к сущности вещей».

Каковы же свойства знаков? Выделяют четыре свойства знаков. Первые два свойства были введены в широкое употребление основателем современной лингвистики – Фердинандом де Соссюром. Тем не менее, это давняя концепция, принадлежащая стоикам.

1. Всякий знак обозначает что-то, а значит, должно быть, что-то обозначающее и оно должно быть доступно зрению, слуху: слова, флаг, красный свет и т.п. Итак, для знака характерны его материальные признаки, в силу которых знак выполняет функцию обозначения (обозначающее).

2. Во-вторых, знак должен что-то обозначать, т.е. необходимо обозначаемое. Это либо понятие (окружность, холод, совесть), либо представления – образ (Снегурочка, ель, снег). Если обозначающее – воспринимается органами чувств, то обозначаемое – часть мира мыслей, представлений. В знаке мысли и чувства объединены.

3. В-третьих, необходима условная связь между обозначающим и обозначаемым, та связь, о которой условились люди. Например, количество звезд на погонах, номер обуви, свет светофора и т.д.

4. В-четвертых, и это особенно важная сторона знака, знак не выносит одиночества. Он не может быть один, он всегда соотнесен с другими знаками или, иначе говоря, образует вместо с ними единую знаковую систему, если их значения сопоставимы. Знаки со значениями «Бытие» и «Перед употреблением взбалтывать» не могут составлять единую систему.

Ч то такое знаковая система? Далеко не каждую группу знаков можно назвать знаковой системой. Основным свойством системы является наличие у нее структуры. Любая структура, в том числе и структура знаков, подразумевает наличие отношений между всеми элементами. С системами, имеющими устойчивую структуру, мы встречаемся постоянно. Это любой механизм, любой живой организм, Земля, Вселенная в целом, а также футбольная команда, армия. Однако выделить системные свойства непросто. Нужно выявить в изучаемом объекте структуру, описать все ее элементы и, что особенно трудно, установить все множество отношений между ними (или множество ролей).

Четыре свойства необходимых для знака, если хотя бы одного изних нет, не будет и знака.

Знаковых систем много. Но среди них есть главная. Это наш обычный, повседневный язык. Нужно показать, что язык имеет знаковый характер.

Возьмем слово. Это единство обозначающего и обозначаемого. Само слово обозначающее, значение слова – его обозначаемое. Итак, первое и второе условия существуют. Далее, есть и условная связь между значением слова и его звучанием. Чешское слово «пушка» означает нашу винтовку. В свою очередь, наша «пушка» по чешски – дело. Наше «дело» по-чешски – «чин». А наше слово «подводник» значит по чешски – «шулер». Другими словами, звучание слова и его значение связаны друг с другом условно, а не природно. В одном языке так, а в другом по-иному. И, конечно же, слово не действует «в одиночку». Каждое слово соотнесено с другими словами. Это четвертая особенность знака. Представьте, сейчас я произнесу: «кефир», «ядерный реактор», тут же потребуют слушатели ввести знак в круг других знаков.

Итак, язык, несомненно, знаковая система. Кроме того, язык универсальная знаковая система . Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам, т.к. любой знак, любой системы может быть «пересказан» средствами языка. Язык универсален еще и потому, что охватывает весь мир: и тот, который вокруг нас и тот, который внутри нас, язык способен обозначать все.

Итак, для знака характерно: быть материальным объектом; быть представителем какого-то другого объекта.

Основными характеристиками знаков являются предметное значение исмысл. Предметным значением является тот предмет, представителем которого знак является. Это основная характеристика знака. Предметным значением языковых знаков , например, имен, являются предметы в широком смысле этого слова , все, что может быть объектом мысли. Значения слов называют иначе десигнатами, а сами имена – десигнаторами.

Смысл знака – это такая характеристика обозначаемого импредмета,которая позволяетоднозначно мысленно выделить этот предмет из множества других. Другими словами, смысл – это совокупность признаков, которая является отличительной для этого предмета. Смыслы – это определенные формы мысли. Для имен – это понятия, для повествовательных предложений - суждения.

Классификация знаков.

Различают три основных вида знаков в зависимости от характера их отношения к обозначаемым объектам:

- знаки-индексы

- знаки-образы

- знаки-символы.

Знаки-индексы связаны с предметами, которые они представляют некоторым причинным образом. К ним относятся следы на снегу, положение флюгера, дым из трубы и т.д.

В языке к знакам – индексам относят выражения, возникающие как реакции на внешние воздействия (междометия).

Знаки-образы являются в какой-то мере изображениями обозначаемых предметов (картины, чертежи, схемы, фото. В языке к числу знаков этого типа принадлежат такие слова, которые по своему звучанию воспроизводят какие-то звуковые характеристики обозначаемых предметов, например, «треск», «звон», «жужжание» и т.п.

Знаки-символы – физически никак не связаны с обозначаемыми предметами. Это большинство слов естественного языка. Их связь с обозначаемыми предметами устанавливается (как говорилось выше) либо по соглашению, либо стихийно при формировании языка. В языке решающую роль играют знаки именно этого типа . То, что называется «символом» формируется только по соглашению. Смысл символа понятен лишь тем, кто знает его происхождение.

Наука о знаках – семиотика. Термин «семиотика» восходит к стоикам, которые испытали влияние греческой медицины, где диагноз и прогноз трактовались как знаковые процессы. Широкое распространение в наши дни термин семиотика получил благодаря Чарльзу Пирсу (1839-1914).

Фердинанд де Соссюр, также отталкиваясь от греков, назвал эту областьсемиологией и ожидал от этой отрасли знаний, что она прояснит сущность знаний и законы управления ими.

Основные идеи семиотики были высказаны Ч. Пирсом – «самым изобретательным, разносторонним из американских мыслителей»- (Р. Якобсон). Ч. Пирс был настолько великий, что ни в одном университете не нашлось для него места. Первая попытка классификации знаков была сделана Ч. Пирсом в его работе «О новом списке категорий», которая была предана забвению до 30-х годов 20 века. Его работы большей частью остались неопубликованными, а потому неизвестными.

Последователь Ч. Пирса, Ч. Моррис дополнил теоретические положения Пирса тем, что подошел к изучению свойств знаков в процессе их функционирования, а иначе и не существуют знаки, поскольку есть интерпретатор. Процесс, в котором нечто функционирует как знак, Моррис называет семиозисом. Этот процессв традициивосходящий к грекам обычно рассматривался как включающий три или четыре фактора:

То, что выступает как знак (знаковое средство , знаконоситель)

То, на что указывает знак (десигнат)

Воздействие в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта ) – это учитывание знака и соответственно построение своего поведения;

В качестве четвертого фактора может быть введен интперпретатор – все эти факторы взаимосвязаны и предполагают интерпретатора. Моррис вводит и три измерения семиозиса, три взаимосвязанных отношения, в котором могут находиться знаки в процессе их функционирования:

- «знак- знак» - синтаксис;

- «знак – объект» - семантика;

- «знак – люди» - или интерпретаторы.

Соответственно этим отношениям выделяют три основных аспекта языка: синтаксис, семантику и прагматику.

Синтаксический аспект включает многообразие отношений знаков к другим знакам. А также, это имеющиеся в языке правила образования одних знаков из других, правила изменения знаков (склонения, спряжения).

Семантический аспект – составляет совокупность отношений знаков к объектам внеязыковой действительности, т.е. к тому, что они обозначают, их свойства, характеристики.

Прагматический аспект включает такиеособенности языка, которые зависят от того, кем и в каких ситуациях он применяется. Бесспорно каждому известны многие случаи, когда одно и то же выражение языка в зависимости от ситуации, например, от интонации может иметь различные смысловые оттенки, иногда противоположные. Язык науки максимально избегает неопределенности, двусмысленности. Этим требованиям удовлетворяют специально построенные формализованные языки.

Каким же образом осуществляется процесс познания мира, процесс получения истины?

Принято выделять два уровня познания – чувственный и рациональный.

Чувственное познание – это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Существуют три формы чувственного познания.

а) Ощущение – отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха).

б) Восприятие отражение целостного объекта (например, яблока).

в) Представление – воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом: непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например – кентавр, сфинкс).

Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе, как она выглядит; вскользь увидев знакомого, он узнает его по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).

Но может ли человек в едином акте восприятия отобразить вещь во всем многообразии ее связей и закономерностей? Это невозможно, хотя бы потому, что не все эти связи – явные. Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.

На основе представления у человека может возникнуть способность создавать в сознании образы предметов, отсутствующих в объективном мире (воображение), которое является основой творчества.

Рациональное познание (абстрактное мышление) – это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления, это способность человеческого сознания выделять отдельные стороны, признаки предмета и соединять их в особые сочетания с целью получения нового знания.

При помощи абстрактного мышления взаимодействие с предметом осуществляется без непосредственного взаимодействия человека с этим предметом: в процессе мыслительного акта объективно существующий предмет замещается идеальным образом, или символом (знаком). Таким символом, замещающим предмет в мышлении, является слово. Отсюда основное различие между чувственным и рациональным познанием – способность выразить предмет в слове (т.е. вербализовано или выражено в языке). Основой рационального познания являются процессы обобщения и абстрагирования. Обобщение – процесс мысленного соединения существенных свойств объекта в целях получения более общего знания о нем. Абстрагирование (лат. – abstractio – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда несущественных для данного момента свойств и отношений познаваемого явления. Рациональное познание осуществляется в определенных формах, изучение которых составляет предмет логики.

Существуют три формы рационального познания.

а) Понятие – фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки).

б) Суждение – утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море).

в) Умозаключение – логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это – дом, следовательно, у него есть крыша). На основе умозаключений строится доказательство – т.е. логическая процедура, в процессе которой обосновывается истинность определённого суждения (обратная процедура, где обосновывается ложность определённого суждения называется опровержение ).

В истории философии вопрос о преобладающем значении чувственного или же рацио­нального в познании обсуждался очень широко, что получило отражение в формировании особых подходов – сенсуализма и рационализма . В настоящее время считается, что чувственные восприятия непосредственно связывают человека с реальностью, с по­знаваемыми объектами, поэтому:

– чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;

– рациональное мышление позволяет абстрагироваться, отвле-чься от конкретных особенностей вещей, проникнуть в их суть, открыть законы;

– благодаря этому чувственные восприятия переосмысливаются на основе рациональных знаний. (Например, человек наблюдает восход Солнца, то есть видит, как оно поднимается из-за горизонта, движется по небу над Землей; между тем он знает, что на самом деле Земля движется вокруг Солнца).

Таким образом, чувственное и рациональное в реальном познавательном процессе не­разрывно взаимосвязаны.

Наряду с рациональными существенное значение в познании имеют внерациональные факторы :

а) бессознательное содержание психики. Оно может оказывать влияние на познавательные предпочтения и предубеждения, интересы и склонности;

б) неявное личностное знание (то есть неосознаваемые субъектом представления о про­странственной организации реальности – «схема мира», умение пользоваться родным языком и т.п.). Такое знание имеет существенное значение для постановки познавательных задач, выбор способов их решения, оформления и восприятия новых сведений.

в) Вера (то, что не требует доказательств). Человек всегда стремится рационально обосновать имеющиеся знания. Верит же он в то, что принимает без доказательств. Поскольку люди накапливают знания всю свою жизнь, опираясь при этом на достижения предшествующей культуры, оказывается, что значительная часть имеющихся сведений принимается именно на веру. Вера бывает религиозная и нерелигиозная. Если человек верит в утверждения, являющиеся ошибочными, его представления вступают в противоречие с новыми данными, гипотезами, открытиями. В таком случае оказывается, что вера затрудняет, замедляет процесс познания. С другой стороны, вера может способствовать познавательной деятельности (например, ученый должен верить, что проблема, над которой он работает, может быть решена). Вера – субъективная уверенность в правильности догадки, гипотезы – обусловливает настойчивость субъекта в ее обосновании, доказательстве.

г) Интуиция (от лат. intuere - пристально, внимательно смотреть), под которой понимают возможность познания объекта как бы непосредственно, без логических рассуждений. Она имеет особое значение в ситуациях, когда информация неполна и про­тиворечива. В результате интуитивной догадки человек внезапно, сразу усматривает целостное решение проблемы, не имея пока его логического доказательства. Однако неожиданность интуитивной догадки – лишь кажущаяся: успешность ее предполагает хорошее знание предмета, длительное размышление о нем. Интуитивное познание играет существенную роль в творческой деятельности.

Если познание – это воспроизведение в сознании связей и отношений объективно су­ществующей реальности, то творчество – это создание чего-то принципиально нового, это открытия, выводящие человека далеко за пределы наличных знаний. Выделяют различные виды творчества : научное, художественное, техническое и др.

Результаты познавательной деятельности фиксируется, прежде всего, в языковой (вер­бальной) форме. Вместе с тем возможно и неязыковые (невербальные) формы выражения результатов мышления: художественный образ, жест и т.п.

Различают естественные и искусственные языки . Естественные языки формируются са­мопроизвольно в ходе развития человечества (русский, французский, китайский и др.). Искусственные языки создаются людьми для определенных целей (азбука Морзе, математические символы, языки программирования и др.). Основные функции языка: познавательная (средство развития познания) и коммуникативная (средство общения).

Язык – это система знаков, имеющих значение и смыслы. Знак – это и есть слово, за­меняющее и представляющее объект. Значение знака – содержание, закрепившееся за ним. Смысл знака – то значение, которое он приобретает в данной ситуации и при данных условиях. Например, слово «дождь» само по себе является знаком, представляющим определенное явление. Его значение – осадки, выпадающие с неба. Смыслы этого знака различны: моросящий дождик, ливень и т.п. Кроме того, смысл может быть связан с эмоциональным отношением человека к происходящему. Так, в зависимости от ситуации слово «дождь» может выражать радость, огорчение или безразличие. Перевод знаний в языковую форму придает результатам мышления общечеловеческий, межличностный харак­тер.

Философский анализ таких знаний, их функций и особенностей восприятия субъектом обусловил постановку вопроса о соотношении объяснения и понимания.

Объяснение это логическое, рациональное выявление причин и закономерностей воз­никновения, функционирования и развития изучаемого объекта. Оно позволяет дать прогноз дальнейших изменений такого объекта. Объяснение однозначно: если выявленные закономерности проверены и подтверждены, то на данном этапе развития познания предложенное объяснение является единственным.

Понимание – это выявление тех смыслов, которые вложены в устную речь, письменный текст, материальный памятник культуры (в картину, архитектурное сооружение) их авторами и создателями. Понимание тесно связано с интерпретацией . Поскольку же языковые знаки имеют много смыслов, понимание многозначно: возможны различные способы понимания одного и того же текста.

Феномен понимания является специальным предметом исследования в особом философском течении – герменевтике (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер и др.). Сторонники этого течения считают, что человек живет в мире, где всему дается название, все описывается в языковой форме. Поэтому познание всегда имеет диалогический и интерпретационный характер: человек познает мир путем диалога с авторами текстов, которые он должен интер­претировать и понять. При этом познающий субъект (интерпретатор) основывается на

а) знании утвердившихся значений слов, а также тех значений, которые они имели ранее;

б) представлении о личностных особенностях и намерениях автора. Однако любые тексты, в том числе написанные в предшествующие эпохи, человек воспринимает сквозь призму идей современной ему культуры (сквозь призму «исторической традиции»). Это обусловливает наличие предубеждения (предрассудка, предпонимания) и ставит под вопрос возможность абсолютно точного понимания текста. Из этого следует, что в ходе интерпретации субъект вносит в текст новые смыслы, что способствует развитию познания.

Особое решение вопроса о возможностях понимания предложено в философии пост­модернизма, сложившейся во второй половине XX века (Ж. Деррида, Р. Барт, Ж. Лиотар и др.). Основой анализа текстов здесь становится «деконструкция», то есть выявление внутренних противоречий и «остаточных смыслов» (не замечаемых ни автором, ни читателем). Слово больше не представляет объект, оно связано не со значением, а с «обозначающими следами». Их число столь велико, что возможности интерпретации становятся бесконечными. Но это значит, что познание самого объективного мира, его объяснение, как и понимание накопленных знаний, фактически невозможны. Любое, даже естественнонаучное, знание оценивается в постмодернизме как «повествование», своего рода литературная история. Таким образом, «познающий разум», которым восхищались философы Нового и Новейшего времени, заменяется «интерпретативным разумом». В итоге, сторонники постмодернизма приходят к выводу, что в современном обществе, захлестнутом избыточной информацией, субъект «скользит» по поверхности текстов и явлений, не проникая и не пытаясь проникнуть в их сущность.

Специфика научного познания (эпистимология)

Эпистемология (греч. episteme – знание) – теория научного познания, изучающая его сущность, структуру и закономерности функционирования. Термин введён в середине XIX в. шотландским философом Дж.Ф. Ферье, разделившим философию на онтологию и эпистемологию.

Знание – результат мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира.

Принято выделять на научные и вненаучные знания.

Если научные знания опираются на знание объективных законов природы, общества и мышления, то вненаучные знания складываются на основе производственного (так называемого, «житейского») опыта.

В научном знании выделяются: естественнонаучное, социально-гуманитарное и техническое знание. Вненаучное знание делится (с известной долей условности) на заблуждения, связанные с исследованиями людей, которые убеждены, что создают подлинную науку и практику (антинауку, «альтернативную науку»), куда входят детрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.

Особенностями научного знания является то, что оно:

1) отражает существенные свойства и объективные законы изучаемой реальности; вследствие этого обладает объяснительной и предсказательной функциями; имеет концептуальный, систематизированный характер, обладает развитым понятийным аппаратом;

2) является точным, обоснованным, доказанным;

3) формируется в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов.

Наличие таких характеристик является критерием научности знания.

В структуре научного сознания выделяют две философско-методологические категории – «эмпирическое» и «теоретическое» как основные формы познавательного процесса и его уровни, которые раз­личаются по методам познавательной деятельности и по формам получаемого знания.

Эмпирическое исследование – непосредственно направлено на объект и основано на результатах наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование – направлено на развитие понятийного аппарата науки и связано с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру научного познания: эмпирическое – способствует развитию теоретического познания, поставляя новые экспериментальные данные для его обобщения, а теоретические исследования открывают новые перспективы для эмпирических исследований на основе объяснения фактов и экспериментальных данных.

Эмпирическое познание имеет свои методы и формы.

Наблюдение – это организованное, систематическое восприятие изучаемых объектов с целью решения определенных научных задач.

Измерение предполагает использование специальных измерительных приборов, что по­зволяет повысить точность познания.

Эксперимент характеризуется вмешательством в течение изучаемых процессов, исполь­зование разнообразных приборов. Эксперимент позволяет изолировать познаваемый объект от влияния случайных или второстепенных факторов, многократно воспроизводить ход процесса в постоянных условиях.

Эмпирический факт – это полученное в результате экспериментальных исследований обоснованное научное высказывание об определенных явлениях реальности.

Эмпирический закон представляет собой обобщение эмпирических фактов. Он имеет опытный характер и не выявляет сущности и причин изучаемого процесса.

Теоретическое познание также имеет свои методы и формы.

Абстрагирование выражается в отвлечении от второстепенных, несущественных в данном исследовании свойств объекта (например, при изучении движения планет ученый абстрагируется от сведений об их химическом составе и происхождении).

Идеализация предполагает мысленное конструирование объекта таким образом, чтобы изучаемое свойство было представлено в предельном виде (например, в физике идеализированными объектами являются: абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, несжимаемая жидкость и т.п.).

Формализация – это перевод получаемых знаний на язык знаков, математических формул.

Математическое моделирование означает создание особой знаковой структуры, мате­матической модели, позволяющей изучать количественные характеристики и закономерности самых разнообразных объектов.

Гипотеза – это высказанное в вероятностной, предположительной форме объяснение изучаемых процессов. Выдвинутая гипотеза должна согласовываться с ранее полученными знаниями, опираться на эмпирически установленные факты, объяснять их и предсказывать новые. Из гипотез выводятся следствия, которые проверяются экспериментально. Если гипотеза подтверждается, она обретает статус теории.

Теория представляет собой систему знаний, отражающих существенные, закономерные, необходимые, внутренние связи определенной области реальности. В структуру теории включаются понятия, принципы, теоретические законы.

Эмпирическое и теоретическое в научном познании тесно взаимосвязаны. При планировании эксперимента и интерпретации полученных результатов ученый опирается на определенные теоретические предпосылки. Эксперимент может подтвердить выдвинутую теоретическую гипотезу или же, напротив, опровергнуть ее. Это вызывает, с одной стороны, необходимость постановки новых экспериментов, а с другой – способствует развитию теоретического знания.

Существенную роль в научном познании играет также «предпосылочное знание» – картина мира, стиль мышления ученых, идеалы и нормы научности, мировоззренческие установки.

Если творчество можно определить как деятельность людей, направленную на создание нового, то научное творчество – как создание нового знания.

В структуре научного творческого процесса можно выделить следующие этапы:

1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; 2) сбор информации и выбор методологии исследования; 3) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи; 4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления; 5) оформление полученных данных в логически стройную систему.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. – необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. – вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность соц. (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как соц. познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм ).

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова)

ЭМПИРИЗМ (англ. empirism ) – альтернатива нативизму , концепция, согласно которой в развитии восприятия и других познавательных способностей основную роль играет прижизненный опыт, восприятие является функцией научения. См. также Транзакционизм . (Б. М.)

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. empirical psychology ) – термин, введенный нем. философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся «бессмертной» душой ). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В Средние века важность эмпирико-психологического подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон , У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач X. Л. Вивес , книга которого «О душе и жизни» (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка , который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний – выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления – материалистическое и идеалистическое.

Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм ), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под «опытом» чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.

Сложившаяся в середине XIX в. «опытная школа» в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения . Исследования «опытной школы» подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.

ЭНГРАММА (англ. engram ) – совокупность изменений в нервной ткани, обеспечивающих сохранение результатов воздействия действительности на человека. Э. – физиологическая основа памяти . Различаются 2 типа Э. с т. зр. их содержательной характеристики: образы – Э., структуры которых отображают структуры воспринятых ранее объектов, и модели действий – Э., структуры которых отображают программы действий. Между Э. может образовываться устойчивая ассоциативная связь. Ср. Мнема, Памяти физиологические механизмы, Следы памяти, Экфория . (Т. П. Зинченко)

ЭНДОРФИНЫ – см. Наркозависимость .

ЭНДОФАЗИЯ (англ. endophasia ) – син. внутренней речи ; кроме того, может означать выполнение движений губ, языка и челюстей, которые беззвучно имитируют речевые движения (см. оральный праксис ).

ЭНКЕФАЛИНЫ – см. Наркозависимость, Информационные потребности .

ЭНТАСИС (греч. entasis – напряжение ) – небольшое утолщение в середине ствола колонны (дорического ордера), создаваемое с целью усилить впечатление напряженности, устойчивости и устранить оптическую иллюзию вогнутости колонны. На Парфеноне Э. составлял 1,75 см.

ЭНТИМЕМЫ (англ. enthymeme ; от греч. «в уме», «в мыслях») – доводы, рассуждения, в которых некоторые посылки или следствия не формулируются в явном виде. Такие логические построения не экзотика. Их использование практически неизбежно в ходе повседневных рассуждений любого человека. Изъятие Э. (заполнение «провалов», «разрывностей» в ходе мышления) ведет к огромному увеличению текста, появлению большого количества тривиальных логических звеньев; это замедлило бы мышление и общение (обмен информацией стал бы при этих условиях не только медленным и скучным, но и труднообозримым процессом).

При расширенном понимании под Э. подразумевается любое рассуждение, в котором пропущены или явно не сформулированы одна или несколько посылок либо само заключение. В последнем случае, когда мы предпочитаем не высказывать явно заключение рассуждения, мы вступаем на почву намеков .

Главная проблема взаимопонимания заключается в индивидуальном характере Э. То, что тривиально для одного человека, часто оказывается принципиально важным и совсем не простым для другого. Однако наличие индивидуальных Э. можно рассматривать как одно из основных положений для объяснения механизмов творческого мышления. (В. М. Кроль)

ЭНТОПИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (англ. entoptic phenomena ) – ви́дение структур глаза, в частности слепого пятна (точнее, оптического диска) или дерева Пуркинье (см. Пуркинье дерево ).

ЭНЦЕФАЛЕ ИЗОЛЕ (англ. encephale isole ; букв. изолированный головной мозг) – животное, у которого произведена хирургическая перерезка мозгового ствола на каудальном конце продолговатого мозга, чуть выше спинного мозга. Такое животное является парализованным, но у него наблюдаются нормальные циклы сна и бодрствования. Когда перерезка производится выше, в области между верхними и нижними холмиками (cerveau isole, или межколликулярное рассечение), животное впадает в кому. При рассечении моста выше тройничных ядер получают т. н. претригеминальный препарат. Первое время после операции животное постоянно бодрствует, но в дальнейшем восстанавливается нормальное чередование сна и бодрствования, хотя парадоксальный сон отсутствует. Каудальная часть препарата продолжает осуществлять регуляцию кровообращения и дыхания. Тот факт, что препарированное животное не ощущает боли, делает его весьма удобным для нейрофизиологических экспериментов. (Б. М.)