Процесс творческого поиска. Этап творческого поиска

Идея является такой мыслью, которая дает ключ к пониманию творческого процесса. Благодаря идее творческий процесс совершается не как стихийный, неуправляемый, аморфный процесс, в котором к результату приходят путем проб и ошибок, а как управляемый, осмысленный, разумно организованный процесс.

Значение идеи для творческого процесса состоит в том, что она осуществляет переход от постановки творческой задачи к ее решению. Как нельзя обойти момент перехода от поисков к решению, так нельзя перешагнуть через идею, пройти мимо нее. Именно идея содержит в себе заряд нового - то, ради чего совершается творческий процесс. Ее возникновение и последующая реализация - непреложный закон творчества. Все коллизии творческих поисков и находок сходятся в идее, как в фокусе. Она - “душа” творческого процесса, его самодвижущий принцип.

Идея “делит” творческий процесс на три этапа.

Первый этап - этап постановки задачи и поисков ее решения - выполняет, главным образом, отрицательную работу: человек последовательно все больше убеждается в том, что прежние знания и умения, старые способы решения не годятся для решения данной задачи.

На втором этапе совершается переход от постановки задачи к ее решению, возникает идея. Этот этап является ключевым для творческого процесса, так как от него зависит, будет ли творческий процесс подобен процессу искания методом проб и ошибок или же он почти с самого начала будет разумно ориентированным процессом. Чем ответственнее подходит человек к выдвижению и формулированию идеи решения, тем вероятнее правильность идеи и тем менее вероятен бесплодный путь проверки-реализации ошибочной идеи.

Переход от поисков к решению не является одномоментным процессом. Идея возникает не сразу, не вдруг. Между ее зарождением как интуитивной мысли и оформлением существует определенная дистанция - этап сознательной работы мысли. Эта дистанция может быть едва заметной, малоосознаваемой и тем не менее она обязательно существует.

Ранее уже говорилось о том, что интуитивная мысль прежде, чем стать идеей, подвергается проверке, испытанию, апробируется с помощью наличных мыслительных средств (знаний, логики, убеждений). Эти процедуры осуществляются или должны осуществляться по определенным параметрам, критериям. Отсутствие последних может привести к двум нежелательным крайностям в оценке идеи: когда обыкновенную рядовую мысль принимают за идею. В этом случае имеют место переоценка мысли, некритический подход, который нередко приводит к излишней трате сил и времени по реализации такой “идеи”. Подобную ошибку чаще всего совершают сами авторы этих псевдоидей. И, наоборот, когда недооценивают идею, принимают ее за рядовую мысль, вследствие чего не предпринимаются шаги по ее реализации. Такая ошибка допускается обычно при передаче идей от одних людей к другим: мысль автора идеи не осмысливается другими как идея. Поэтому, чтобы не было переоценки или недооценки значимости той или иной мысли, необходимо следовать правилам, критериям, по которым можно было бы определить идею.

Критерии нужны не только для минимизации, устранения произвола в оценке идеи. Они важны сами по себе, как условия выдвижения, состоятельности идеи. Особенно они нужны, если идее предшествует не одна интуитивная мысль, а несколько, некоторое множество конкурирующих мыслей. В этом случае возникает задача отбора, а критерии определения идеи приобретают характер критериев отбора. Вообще скорее исключением, чем правилом, является формирование идеи из одной интуитивной мысли. Идеи часто можно уподобить граммам радия, добываемым из тонн руды или крупицам золота в золотоносном песке.

Итак, каковы критерии определения идеи? Любая интуитивная мысль становится познавательной или практической идеей, если она испытана, апробирована с помощью двух основных критериев: критерия возможной истинности и критерия возможной полезности.

Критерий возможной истинности определяет: противоречит или не противоречит вновь возникшая мысль имеющимся знаниям о предмете мысли. Этот критерий устанавливает логическую совместимость новой идеи с прежними знаниями (имеются в виду проверенные в опыте, на практике знания) 1 . Он позволяет мысленным путем установить вероятную (возможную) истинность (= правдоподобность) новой мысли или же ее явную ложность, ошибочность. В этом критерии отмечен момент возможности, так как нельзя вполне утверждать, что отобранные с его помощью мысли являются действительно правильными, истинными. (Последнее слово здесь принадлежит опыту, практике.) Среди отобранных мыслей могут оказаться и ложные, которые не обнаружены вследствие недостаточности наличных знаний автора идей.

Критерий возможной истинности тем точнее и определеннее, чем полнее знания человека о предмете мысли. Его точность и эффективность зависят также от того, насколько человек сумел в своем сознании отделить зерна от плевел, знания от субъективных мнений, верований, предрассудков. Если граница между знанием и тем, что заменяет знание, расплывчата, неопределенна и человек не знает по- настоящему, что является действительным знанием, а что недоказанным мнением, то критерий возможной истинности будет тогда выдавать ложные мысли за истинные или, наоборот, отсеивать вместе с ложными такие мысли, которые на поверку могут оказаться истинными. В первом случае авторы ложных идей напрасно тратят силы и время на их реализацию. Во втором случае отвергаются ценные в познавательном отношении идеи, что тормозит прогресс.

Зависимость критерия возможной истинности от индивидуального сознания говорит о его субъективности. У разных людей имеется разный уровень знаний и культуры; поэтому они по-разному будут оценивать свои мысли. Если, 1 Указанному критерию близок по смыслу принцип соответствия, выдвинутый Н. Бором в 1913 г. Согласно этому принципу новая теория не может быть истинной, если она не согласуется со старой теорией, где та была справедлива, где содержание старой теории было подтверждено опытом.

например, для одного человека очевидна ложность идеи, то другой, располагая меньшим объемом знаний, может не заметить ее.

Тем не менее указанный критерий имеет объективные основания. В современном обществе образование человека в значительной степени стандартизировано. Если человеку доверяют работу, требующую определенной квалификации, то, вероятно, учитывают при этом, что он должен обладать известным минимумом знаний, который позволял бы ему выполнять эту работу. Общезначимость и, соответственно, объективность критерия возможной истинности определяются в целом высоким уровнем образования современного человека.

Теперь о критерии возможной полезности. Если для определения познавательной идеи основным является рассмотренный выше критерий возможной истинности, то для определения практической идеи таковым является критерий возможной полезности. Этот критерий требует соответствия идеи (ее мыслимого содержания и связанной с ней работы по реализации) интересам людей.

С точки зрения критерия возможной полезности идея должна выражать интересы, потребности, вообще субъективные устремления людей. Без этого она лишена практической силы и значения. Мысленное связывание идеи с теми или иными интересами необходимо для того, чтобы еще до реального практического действия была определена, осознана возможная практическая значимость предвосхищаемого в идее продукта-результата.

Критерий возможной полезности требует четкого осознания потребностей, интересов, установления их иерархии, соподчиненности. Только при условии выполнения этого требования он может быть с успехом использован для оценки практической значимости идей.

Будучи основным для определения практических идей, данный критерий важен также для определения познавательных идей. Ведь с осуществлением последних связаны порой практически непреодолимые трудности или это осуществление требует слишком больших затрат/жертв.

Критерий возможной полезности имеет для определения познавательных идей то значение, что с его помощью выдвигаются на первый план идеи, осуществление которых отвечает насущным интересам людей. Этот критерий играет, однако, подчиненную, вспомогательную роль в определении познавательных идей. Он может затормозить или ускорить выдвижение и реализацию указанных идей, но он бессилен выявить или уничтожить, зачеркнуть их познавательную ценность. Последняя определяется исключительно критерием возможной истинности.

Примерно то же самое можно сказать о роли критерия возможной истинности в определении практических идей. Он, безусловно, необходим для определения практической идеи. В самом деле, только та практическая идея может быть осуществлена, материализована, которая выверена познанием, основана на познании объективных закономерностей. Печальный пример практической идеи, не выверенной познанием, - идея вечного двигателя. Сколько напрасных усилий было затрачено на ее реализацию! Даже после открытия закона сохранения энергии находились горе-изобретатели, пытавшиеся создать вечный двигатель.

Особый статус имеют художественные идеи. Они не сводимы ни к познавательным, ни к практическим идеям. Соответственно и критерий их определения особый. Этот критерий оценивает художественную, эстетическую ценность вновь возникшей мысли. Его можно было бы назвать критерием возможной художественности (эстетичности). Данный критерий предельно вариативен и всецело зависит от художественного вкуса и эстетических предпочтений автора идеи.

Кроме указанных критериев большое значение имеет также общий методологический критерий. Он определяет соответствие идеи исходным методологическим, философским принципам-установкам. Критерий позволяет отбирать методологически состоятельные идеи.

Третий этап творческого процесса - этап решения проблемы-задачи, реализации идеи. На этом этапе возможность решения превращается в действительность. Необходимым условием такого превращения является функционирование идеи, что предполагает наличие у нее определенных функций. Эти функции являются своего рода каналами или формами реализации идеи и, соответственно, формами разрешения присущих ей противоречий. Благодаря функциям идея выходит как бы за пределы самой себя.

К основным функциям идеи относятся: синтетическая, регулятивная и эвристическая.

Синтетическая функция. Вновь родившаяся идея не сразу ведет к конечному продукту. До своего практического воплощения или проверки она должна развернуться в систему мыслей. В научном познании на основе идеи разрабатывается гипотеза - развернутое теоретическое построение; в практической деятельности - проект ; в искусстве - художественный замысел. Идея не годится для реализации в том виде, в каком она первоначально существует. Без системы подчиненных ей мыслей-следствий она как бы “висит в воздухе”, слабо связана с “земной основой” (со всем умственным опытом человека, за которым стоит чувственный и практический опыт). Это отчетливо можно видеть на примере гипотетической идеи. Сама по себе, как первоначальное предположение, она принципиально непро- веряема. Для того, чтобы осуществить проверку идеи, на ее основе нужно построить гипотезу, а из гипотезы вывести следствия, непосредственно проверяемые на опыте.

Если только что возникшая идея как бы приоткрывает дверь в мир неизведанного, несозданного и человек лишь “заглядывает” в эту дверь, то, развернутая в систему мыслей, она “заставляет его войти” в открытую дверь и показывает перед ним неисчислимые богатства нового.

В процессе развертывания идеи в систему мыслей как раз и реализуется одна из ее основных функций - синтетическая.

Синтетическая функция идеи, осуществляя переход к системе мыслей, “решает” двуединую задачу: расчленение идеи на множество разных мыслей и сохранение ее как целостного образования. С одной стороны, в полном соответствии с законами дедукции возникает логический “куст” мыслей, а, с другой, идея, не переходя полностью в этот “куст” (не растворяясь в нем), становится главной, основной, центральной мыслью возникающей системы. (Вот откуда, кстати, определение идеи как основной мысли произведения, открытия или изобретения.) Здесь происходит синтез логики и интуиции: идея (и присущий ей интуитивный момент) снимается логической операцией расчленения, деления и одновременно сохраняется как основная мысль.

Регулятивная функция. Уже проблема-задача направляет мысль, но лишь идея нацеливает ее на конкретный результат. Являясь поворотным пунктом от поисков к решению, она служит средством ориентации в задаче, играет роль руководящего принципа для поисков окончательного решения задачи. Регулятивная функция, с одной стороны, дисциплинирует мышление человека, удерживает его в определенном направлении, не позволяет “растекаться мыслям по древу”, а, с другой, активизирует, мобилизует мышление, “подталкивает” его в нужном направлении. Имея в виду эту вторую сторону, можно сказать, что в идее, как ни в каком другом мыслительном образовании, выражен активный характер человеческого мышления. Будучи первым проблеском решения, она вселяет уверенность в успехе, в перспективность его усилий, эмоционально заряжает, вдохновляет его.

(Регулирующий характер идеи выступает как бы в чистом виде в случае патологического нарушения мыслительного процесса, когда субъективная установка больного, вступая в конфликт с объективными фактами, оформляется в навязчивую, сверхценную или бредовую идею.)

Регулятивная функция является формой разрешения присущего идее проблемного противоречия. Она осуществляет самопереход идеи от предварительного решения проблемы-задачи (являющегося по своему характеру про- блематическим-незавершенным) к окончательному решению. Будучи процессуальной, она неуклонно ведет идею через все трудности задачи к самоосуществлению. Если бы идея не обладала регулятивной функцией, то заложенное в ней содержание, не использованное для преодоления трудностей задачи, осталось бы на уровне догадки- предположения.

Эвристическая функция. Идея не только синтезирует, не только регулирует, но обновляет и даже революционизирует мышление человека. Она - скачок в мир не- созданного, неоткрытого.

Эвристическая значимость идеи обусловлена тем, что она содержит в себе возможность нового - нового знания, нового предмета, нового произведения искусства. Она так или иначе ведет к новому освоению действительности: теоретическому - познанию ее, или практическому - преобразованию ее. Идеи как первопроходцы или геологи-разведчики открывают новые пути познания и преобразования действительности. Даже очень старые, но еще не реализованные идеи заставляют людей вести поиски. Такой, например, была идея атомизма. Прошло более двух тысяч лет, прежде чем она воплотилась в научную теорию атомного строения вещества. Пока идея не реализована и не опровергнута, она эвристически значима.

По идеям можно судить о дерзновенности человеческого разума. Известное требование Н. Бора “безумных” идей является как раз констатацией того факта, что чем новее, оригинальнее, “безумнее” идея, тем больше шансов на успех она имеет, так как для создания фундаментальной физической теории нужны поистине революционные идеи.

Достижение нового в творческой деятельности не является самоцелью. Оно направлено на разрешение противоречия между субъектом деятельности -- человеком и объектом деятельности - окружающей действительностью. Поэтому эвристическая функция идеи, будучи средством достижения нового, является в то же время формой разрешения присущего идее субъект-объектного противоречия.

1

Статья посвящена изучению теории творчества в контексте взаимодействия человека и архитектурной среды: физического, психологического и социального, изучению принципов экологической эстетики, новых ценностных ориентиров и процессов интеллектуализации современной молодежи в зависимости от ее исследовательских способностей. Инновационные технологии творческого поиска, алгоритмизация творческой деятельности, воспитание творческой личности отвечают проблемам социального заказа государства высшей школе. Оригинальность заключается в новом взгляде на традиционные подходы педагогики и социологии на алгоритмизацию творческого поиска в процессе формирования новой эстетики, развития у студентов исследовательских способностей, определение содержания, механизмов и условий осуществления их педагогического сопровождения. В процессе теоретического анализа уточнено содержание понятия «педагогическое сопровождение развития исследовательских способностей студентов», взаимодействие понятий «творчество», «изобретательство», «исследование».

творческая личность

изобретательство

творчество

исследовательские способности

гармонизация

педагогическое сопровождение

творческий поиск

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 280 с.

3. Дизайн архитектурной среды: краткий словарь-справочник. – Казань: ДАС, 1994. – 130 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978.

5. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.

6. Лук А.Н. Проблема научного творчества: Сборник аналитических обзоров ВНИЗ. – М.: ИНИОН, 1983. – 410 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 590 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 310 с.

9. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. – М.: ПЭРСЭ, 2004. – 367 с.

10. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. – Питер, 2008. – 351 с.

В процессе формирования новой эстетики начала века творческая активность играет роль резонатора в общеэстетических категориях, которые проникают во все сферы художественно-творческой деятельности. Формируется новое содержание понятий, открытие нового смыслового мира. В архитектурно-художественном сознании примат на технологизацию жизненных и массовых культурных процессов, на возрастание роли иррационального в жизни. Процесс творческого поиска проявляется в развитии новых приемов работы с архитектурно-художественной формой, в акцентировании средств, отражающих динамику и процессный характер пространства. В раскрытии новых возможностей традиционных методов творческого поиска происходит нивелирование развившихся противоречий между процессами модернизации современного архитектурного пространства и его экологическими качествами. Экологизация и деэкологизация архитектурной среды актуализирует решение экологических проблем сообразно с принципами экологической эстетики, которая неизменно влияет на современную архитектуру. В нашей стране законодательно закреплены положения о привлечении студентов вузов к научным исследованиям. В аспекте становления готовности к научным исследованиям благоприятным является развитие у студентов свойств исследователя. Решающим значением для развития у студентов исследовательских способностей является определение содержания, механизмов и условий осуществления их педагогического сопровождения. Понятие «педагогическое сопровождение развития исследовательских способностей студентов» понимается нами как процесс, в котором преподаватель оказывает студентам помощь в самовыражении и создает условия для исследовательской самостоятельности в создании оригинального творческого продукта, при этом преподаватель выступает в роли носителя идеи субъект-субъектного взаимодействия. Личность как явление - определяющая энергоинформационная характеристика человека, комплекс свойств информационного характера, которые образуют виды психологических общностей (энергетические, возрастные, половые, социальные). Личностный механизм базируется в физическом теле и проявляется как энергоинформационная система, в виде проявлений - манеры и содержания общения, скорости реакций, типа характера, мировоззрения. В широком понятии творческая личность - носитель творчества, субъект творческой деятельности, в результате которой порождается новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Анри Пуанкаре основной элемент творчества видел в искусстве многокритериальной оптимизации, в искусстве выбора полезных решений. И.М. Вертким считал первоосновой приобщения человека к творчеству - выбор достойной цели. А.Н. Лук называет одной из главных особенностей творческой личности готовность к риску, смелость высказывать и отстаивать свои идеи. Профессор Л.И. Филлипов объединил десять главных качеств творческой личности и получил формулу творчества. Эта формула упорядочивает представления о творческом потенциале человека, его уровень и темпы нарастания во времени. Сущность творческого процесса для всех людей одинакова, разницу в проявлении индивидуальной талантливости надо искать в его личностных психологических характеристиках, в среде, во времени и методиках приобщения к творческой деятельности. М. Тринг считал первым качеством - уверенность в успехе. Анализируя взаимодействие понятий «творчество», «изобретательство», «исследование», мы можем определить, что конечным результатом является творческий продукт, деятельностью по созданию этого продукта является одна из форм творческой деятельности человека. В процессе любой творческой деятельности студенту приходится совершать определенные виды мыслительной деятельности, пользоваться законами логики, использовать методы и приемы системного анализа. Уточнение и правильное использование терминов: метод, анализ и синтез, сравнение и измерение, индукция и дедукция, концепция, гипотеза, аналоги, прототипы относятся к области научного исследования и служат методологическим инструментарием их проведения. Методы, способы и приемы творческой деятельности по природе мыслительных операций подразделяются на три вида: интуитивные, эвристические, алгоритмические. Интуитивный основан на проницательности, интеллектуальном чутье и образованности. Эвристический - совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины в условиях неполноты исходной информации. И.В. Трайнев приводит следующие разновидности эвристических методов: методы «мозговой атаки», которые он подразделяет на три группы (прямая мозговая атака, массовая мозговая атака, мозговой штурм); метод эвристических вопросов; метод многомерных матриц; метод свободных ассоциаций; метод инверсии; метод эмпатии; метод синектики (совмещение разнородных элементов), в становлении профессионального мастерства, решении проблем самореализации, самосовершенствования. Синекторы работают по определенной программе, состоящей из пяти последовательных этапов:

  1. Формирование и уточнение проблемы;
  2. Формулирование целей поставленной проблемы;
  3. Генерирование идеи;
  4. Перенос идеи к проблеме;
  5. Изучение и обсуждение результатов, перебор вариантов.

Алгоритм решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера как метод поиска и разрешения противоречий при усовершенствовании существующих и создании новых объектов. Г.С. Альтшуллер - создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий (для старшего возраста):

  1. Достойная цель жизни.
  2. Умение строить планы и программы.
  3. Работоспособность.
  4. Техника решения задач.
  5. Умение держать удар.
  6. Результативность.

По Альтшуллеру, основное качество творческой личности - это достойная цель, а основные качества достойной цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, еретичность, практичность, независимость. Поэтому у ТРИЗ-педагогики в почете праксиология - наука, изучающая методики эффективной деятельности. В своих размышлениях о феномене творчества, его истоках и смысле, Ямбург Е.А. выделяет, что у преподавателя есть свой прагматический интерес, что в глубине педагогического сознания «теплится надежда найти заветный золотой ключик, с помощью которого удастся открыть способ, метод, технологию расширенного воспроизводства талантов». Управление творчеством в значительной мере сводится к научному руководству. При определении оценки педагогического труда важно, какие требования выдвигаются - сохранение психофизического здоровья или обученность студентов - для управления стабилизацией и творческими процессами необходимо иметь педагогическую философию и стратегию развития для гармонизации образовательных парадигм. О важности стабилизации в творческих процессах пишет Ямбург Е.А.: «...стабилизация требует творчества, в свою очередь, творчество требует стабилизации. Бесконечная, бессистемная погоня за новациями способна взорвать изнутри». В.И Андреев определяет, что «творческая личность - это творчески саморазвивающаяся личность». «Творчество - это состояние гармонии души и любви к тому, что ты делаешь с особым энтузиазмом». Определенные трудности в творческой деятельности представляют барьеры, которые С.И. Ожегов называет «препятствием, преградой», а Лук А.Н., выделяя наиболее значимые, обозначает: страх, боязнь неудачи, самокритичность чрезмерная, лень. В.И. Андреев, систематизировав барьеры в группы, выделяет: социально-педагогические (замкнутый образ жизни, отсутствие социальных условий для занятия любимым делом, неблагоприятный микроклимат в семье и среди друзей, низкая престижность данного вида деятельности); личностные (низкий или отрицательный мотив к решению предложенной творческой задачи, неверие в собственные силы, лень, равнодушие к успеху, отсутствие воображения, односторонность анализа и мышления в целом; физиологические (переутомление, слабое здоровье, нарушение режима питания и сна). Для успешной деятельности преподавателю необходимо разрабатывать методы обучения, активизирующие творческую деятельность студентов, внедрять информационные педагогические технологии, позволяющие по-новому осуществлять интенсификацию, активизацию учебного процесса, развивать учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность студентов.

Инновационные методы творческого поиска должны ориентировать студентов на архитектурное формообразование с позитивной экологической направленностью, энергоинформационностью, на симбиоз естественных и искусственных миров, источником образов которых является мир природы, человека, техники и виртуальности. Творческий поиск нацелен на полигармонизацию архитектурной среды, реновацию (реконструкцию, реабилитацию). Формообразование предполагает последовательную реализацию следующих операций: экологический анализ, композиционное моделирование, практическую экологизацию пространства. Три ипостаси экологически-пространственного анализа включает изучение взаимодействия человека и архитектурной среды: физического, психологического и социального. Экзистенциальный анализ позиционирует человека во взаимосвязи с жизненным пространством. В зависимости от разновидности информации, которую получает студент и как он добывает исходные данные для алгоритмизации творческого поиска, достижение конечного результата творческого процесса может быть отличным от ожидаемого, поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, в контексте рассматриваемой дисциплины является необходимость обучения студентов самостоятельно вести творческий пространственно-композиционный поиск. Инновационные технологии, использование и комбинирование новых приемов, методов обучения, при педагогическом сопровождении творческого поиска будут способствовать самоорганизации студентов, конструированию их собственной деятельности для достижения ими же поставленных целей обучения.

Рецензенты:

Зинченко В.П., д.п.н., профессор кафедры изобразительного искусства факультета Технологии, изобразительного искусства и профессионального образования ЮФУ (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»), г. Ростов-на-Дону.

Степанов О.В., д.соц.н., профессор, директор ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж» (Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Донской педагогический колледж»), г. Ростов-на-Дону.

Библиографическая ссылка

Захарова Н.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОСТРАНСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11730 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Этаптворческогопоиска основывается на творческом подходе к процессу поиска идеи-замысла (первичное вариантное эскизирование) проектируемого архитектурного объекта и последующую разработку эскиза композиционного объемно-планировочного решения объекта архитектурного проектирования. Творческий замысел композиционного моделирования, выраженный в эскизе проектного решения, должен учитывать и отражать градостроительную ситуацию, функционально-планировочную структуру и характер функциональных связей архитектурного объекта.

В основе архитектурной деятельности и на этапе творческого поиска лежит принцип интеграции знаний и опыта проектирования и творческого подхода в решении проектных задач.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ.

В области архитектурного проектирования от архитектора требуется творческий подход, включающий в себя гибкость мышления, широкий кругозор, способность быстро адаптировать свои знания к меняющимся условиям.

«Творчество можно определить как социально обусловленную духовно-практическую деятельность, ведущую к созданию новых материальных и духовных ценностей. Эта деятельность не только производит условия человеческого существования, но и становится способом саморазвития человека, формирования его созидательных способностей и средством самовыражения личности» [Яценко Л.В. Специфика научно-технического творчества как разновидности творческой деятельности //Филосовские аспекты научно-технического творчества. – М.: Знание, 1987.].

«Методика архитектурного проектирования исходит из анализа эффективных приемов и методов творческой деятельности, дает предметное представление процесса формирования умственной деятельности. Архитектурное творчество опирается на эвристическое мышление», где решаются практические задачи при недостаточной текущей информации, когда предшествующий опыт не содержит готовой схемы, пригодной для решения задачи».

Творческий процесс проектирования можно подразделить на ряд последовательных стадий, каждой из которых соответствует определенное состояние проектной модели: накопление и анализ информации, уяснение задачи и формирование целевой установки, выявление проблемы и выработка идеи-замысла, разработка проектного предложения.

Основой творческого процесса проектирования является творческое мышление.

В архитектурной творческой деятельности особая роль принадлежит художественному воображению. Воображение оживляет, объединяет и наполняет единым содержательным смыслом получаемые разрозненные фантазийные замыслы. Фантазии отражают субъективные чувственно-эмоциональные всплески и ощущения. Они обычно импульсивны, противоречивы, «размыты», недостаточно конкретны и часто лишены смыслового содержания, чтобы из них можно было составить полноценную идею. Воображение превращает их в полноценные трехмерные художественные образы, из которых в уме формируются представления об объекте архитектурного проектирования. Формирование художественных образов связано с памятью, механизм которой позволяет группировать в целое ранее оформленный психикой фантазийный материал. Воображение обладает механизмом творческого действия, который обогащает содержание, развивает и реконструирует известные формы, способствует обнаружению новых связей, ассоциаций и идей, новых мысленных объектов. Воображение как вид творческой деятельности, однако, базируется на жизненном опыте и представлениях проектировщика, способствующих созданию нового образа.

Для создания же принципиально новых художественных образов необходим еще один механизм творческого мышления – интуиция. Интуиция по своей сути близка к воображению, но не является ей тождественной. В интуиции тесно связаны восприятие, мышление и чувство. Интуиция проявляется как неосознанный качественный «скачок» - озарение от теоретического уровня знаний и представлений к формированию зримых образов и решению задачи. В этом смысле «механизм интуиции основан на догадке или косвенном (не строго логическом) способе обнаружения идеи решения задачи» [методика] либо «схватывания» элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают идею решения задачи . Возникновению идеи-замысла проектного решения предшествует этап длительной и терпеливой аналитической работы, которая создает «почву», возможность «неожиданного» появления нового, которое в свою очередь должно пройти аналитическую проверку на соответствие цели и задачам проектирования.

Процесс решения творческой архитектурной задачи является процессом интуитивным и логическим одновременно. Интуитивное и логическое мышление дополняют друг друга, повышая эффективность творческой работы.

Репродуктивная форма деятельности архитектора, логическое мышление направлены на получение нового проектного решения для привычных типов архитектурных объектов. Эта проектная деятельность в решении архитектурных задач носит характер реализации теоретических знаний и полученных практических навыков в соответствии с логическими аналогами и прототипами. Процесс заключается в преемственности, логическом переосмыслении прототипа, предшествующего опыта проектирования с целесообразным сохранением основных качеств объекта и творческом преобразовании отдельных элементов, заключающегося в «приспособлении прототипа» к новым условиям и архитектурно-планировочным требованиям. Преемственность и новаторство – две стороны творческого процесса. Традиция обычно определяется как историческая преемственность в развитии и формировании нового – результат освоения предшествующего опыта архитектуры, с вычленением и накоплением подлинных ценностей, архитектурных и художественных впечатлений и направлений.

Продуктивная форма деятельности основана на интуитивном эвристическом подходе к проектированию архитектурных объектов. Она, наоборот, характеризуется переходом от ориентации на прототип к методу проектирования нетривиальных архитектурных задач, опирающегося на новаторство в своеобразии социально-культурного содержания, функционирования и художественного осмысления. Творческое мышление архитектора способно решать неординарные задачи архитектурного проектирования, конструировать новые объекты, не имеющие своего конкретного прообраза.

Теоретические знания и практический опыт, анализ информации, живое воображение, чувственно-психологические ощущения, мыслительная эвристическая деятельность в процесс архитектурного творчества получают свое отражение в виде материализованных графических моделей – чертежей, набросков и эскизов, при необходимости сопровождающихся необходимыми надписями. Именно они должны раскрыть движение мысли, противоречий и всплесков эмоций, характеризующих формирование идеи-замысла, меняющегося и уточняющегося образного представления об объекте проектирования. При этом модели проектируемого объекта контролируется как со стороны художественного замысла, так и со стороны функциональных и объемо-планировочных требований.

Графическая модель – чертежи, архитектурные наброски и эскизное макетирование приобретают особую роль, позволяя производить зрительный анализ вырабатываемого решения.

«Визуальное мышление» с опосредованными формами деятельности образует структуру наглядно-действенного мышления. При этом интеллектуальная деятельность связана с двигательной, механической, которая, в свою очередь, оказывает значительное влияние на интеллектуальную деятельность. Графические и макетные отображения информации по проектируемому объекту наиболее значимы, поскольку являются важнейшим профессиональным языком архитектурной деятельности.

Творческое мышление архитектурного проектирования базируется на основе образо-художественных абстрактных представлений об объекте и реализуется при взаимодействии идеи объекта и архитектурных средств ее выражения. При этом сложность заключается в управлении творческим процессом проектирования в поиске и выработке идеи-замысла проектируемого архитектурного объекта. Система творческой деятельности должна быть открытой, т.е. она должна допускать возможность развития, расширения и изменения своей структуры, методов проектирования в достижении цели.

Этап творческого поиска - центральное структурное звено цепи единого творческого процесса архитектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается, прежде всего, на информации, полученной студентом из программы и мето­дологической стадии. Недостаточность этой информации для целенаправленного твор­ческого действия компенсируется через аппа­рат интуиции и сопутствующих ему эмоций . Именно эмоция и интуиция наряду с опытом, мастерством и овладением техникой являются движущей силой поиска и источни­ком догадки, приводящей к решению.

В основе творческого процесса АП лежит, прежде всего, концентрация волевых усилий, направленных на постановку и достижение цели. Эта установка связана с увлеченностью, вдохновением . «Мы можем столько, сколько знаем, плюс то, что дает нам эмоциональное напряжение» . Творческий акт характеризуется взаимо­действием мышления и эмоций.

Этап творческого поиска в соответствии со структурными уровнями содержит три фазы: исполнение клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизирования.

При разработке клаузуры интуитивное мышление работает с множеством исходных данных, однако в клаузуре происходит неполное их отражение. Цель этой фазы - получить первичное образное представление об объекте.

В эскизе-идее проектная модель выража­ется в полуинтуитивной форме первичной ги­потезы. Нечетко осознанные отдельные звенья мыслительного процесса имеют своим резуль­татом зарождение замысла, учитывающего отдельные факты и условия. Цель фазы - ограничить область поиска и перевести про­ектирование в проблемную ситуацию.

В первой фазе эскизирования первичная гипотеза проверяется на эскизных вариантах, которые служат отправным пунктом новых поисков. Первичное эскизирование включает анализ и синтез ряда вариантов, в результате чего выводится их обобщение в форме эскиза проекта. Цель фазы - добиться совместимо­сти всех учитываемых требований и гармонии со средой. Проектирование ведется двойным ходом - от внешнего к внутреннему и изнутри наружу.

Таким образом, эффективность творческо­го поиска достигается на основе теснейшего взаимопроникновения и взаимодействия интел­лектуального и интуитивного, логического и эмоционального, доказательного и гипоте­тического, эмпирического и теоретического, абстрактного и конкретного. Каждая последую­щая фаза творческого поиска характеризуется усложнением структурной организации зада­чи - ростом упорядоченности решения и композиционной целостности проектной моде­ли объекта.

3.5.1. КЛАУЗУРА

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию сту­дента, побудить у него творческую интен­сивную работу фантазии и вызвать продук­тивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел.


В клаузуре проявляется творческая интуи­ция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя меха­низмы памяти и воображения, студент интуи­тивно учитывает требования, отбирает «целост­ные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции пере­шагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожи­данности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов . Разработка клаузур не гаранти­рует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу.

Клаузуриый метод. Проведение клаузур как метод систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных спо

в 1 (схе­ма 12). Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у сту­дента умение продуктивно мыслить, форми­рует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает студентов к быстрой реакции, сосре­доточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мыс­ли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по ре­зультатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевид­на. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.

Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первич­ных образных представлений о теме индиви­дуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.

Программа на клаузуры. Тема для свобод­ной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав поме­щений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческий интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4-8 ч или одного-двух дней.

Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Предоставляется свобода выбора средств выражения.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то что необходимо для раскрытия идеи: изображение

должно быть обобщенным и выразительным.

Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая- либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуждения начала творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени созда­ется эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузу- ру по одной теме одновременно на III и IV курсах.

Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные дан­ные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.

Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры. В процессе проекти­рования метод клаузур применим при разра­ботке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например, на стыках цепочки подтем квартира-дом-группа домов.

По заданиям, выполняемым последователь­но, но связанным друг с другом, рекоменду­ется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на III курсе при разработке проекта клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

Зачетная клаузура. Проверочная клаузура определяет степень развития композицион­ного мышления студента и навыков само­стоятельного творчества. Клаузура выпол­няется в период экзаменационной сессии. Качественный уровень клаузуры учитывается

при определении оценки по архитектурному проектированию за семестр и при аттестации студента 1 .

Обсуждение клаузуры. На следующем после исполнения клаузуры занятии прово­дится ее разбор. Это важный учебно-воспи- тательный этап в обучении: педагог обосновы­вает оценку каждому студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес.

Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности твор­ческой работы, развитию самоконтроля сту­дента, формированию уровня его самооценки.

3.SJ. ЭСКИЗ-ИДЕЯ

Разработка эскиза-идеи объекта происходит по недостаточно освоенным условиям про­граммы. Параллельно организуются два про­цесса: исследовательский и собственно твор­ческий. Фаза эскиза-идеи дает новый уровень раскрытия темы - попытку полуинтуитивно сформулировать идею решения. Поиск полез­ной идеи плодотворен, так как дает толчок мыслям .

Анализ исходных данных и структурообра­зующих факторов служит возникновению пер­вичной гипотезы. Благодаря творческому вооб­ражению, опыту и памяти аморфная инфор­мация, разобщенные факторы путем осмысли­вания целевой установки преобразуются в варианты объемно-пространственных мо­делей.

При поиске эскиза-идеи находит себе место метод «проб и ошибок»- метод случайного перебора вариантов, который используется при отсутствии целевой установки, недоста­точности предварительных сведений и не­возможности опираться на прошлый опыт. Когда студент проводит ряд «проб и ошибок», задача педагога состоит в том, чтобы компен­сировать несовершенство его мыслительного аппарата, исключить абсурдные пробы и подсказать ему возможность применить более перспективные приемы. При наличии инфор­мации, опыта и с помощью ассоциаций и анализа появляется вероятность лучше ор­ганизовать поиск, не обращаясь к перебору всех вариантов,- использовать эвристический метод .

Педагог регулирует эвристическую про­цедуру, рекомендует ограничить область по-

1 Заслуживает внимания эксперимент, проведенный на IV курсе МАркИ по организации двухдневной клаузуры. В первый день требовалось разработать замысел в виде эскизных набросков. Второй посвящался разработке эскиза и исполнению клаузуры на доске. Из 30 студентов две трети оказались способными устойчиво сформулиро­вать свою идею в течение первого дня. Черновые наброски учитывались при оценке клаузуры.

исков, направить творческую мысль и вообра­жение студента на принципиальный выбор проблемы. Здесь происходит пересечение исследования и творческого поиска. Поста­новка проблемы локализует сферу исканий, при этом внимание становится направленным, а поиск избирательным. Эскиз-идея выпол­няется в графических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются логическому анализу.

Фаза эскиза-идеи определяет вероятност­ные направления разработки выбранной целе­вой установки. Фаза завершается просмотром руководителями с целью выявить авторский замысел - проблему, которая может лечь в основу дальнейшего эскизирования. Ценность эскиза-идеи - в прогнозе, догадке, предпо­ложении творческого развития проблемы, в индивидуальной трактовке темы.

3.5.3. ФАЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭСКИЗИРОВАНИЯ

Первичное эскизирование - сложный твор­ческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эскизе-идее. Ведется в мас­штабах эскиза. На этой стадии одно представ­ление сменяется другим, ассоциируются новые образы и идеи, на основе повторного анализа исходных данных и освоения информации, связанной с выбранной проблемой, происходит попарное сравнение вариантов и эвристический «сокращенный их перебор».

Возникает необходимость самоконтроля.

Творческая деятельность представляет собой поиск индивидуального ответа на индивидуальные обстоятельства . Вариант­ное эскизирование и служит этой цели, оно направлено на изучение: связей объекта со средой; функциональной организации жиз­ненных процессов и других формообразующих факторов, определяющих выбор объемно­пространственной и конструктивной структуры, параметры и взаимосвязи отдельных поме­щений и их групп. Вначале каждый вариант в пределах проблемы должен чем-то сущест­венно отличаться от предыдущего. Эскизы, которые не приводят к необходимому резуль­тату, все же подготавливают его. Исполняются варианты художественного выражения идейно­го содержания программы.

В процессе эскизирования новые идеи фор­мируются путем оценки ситуации и состояния объекта, маловероятные направления решения отбрасываются, отдельные элементы исклю­чаются, другие входят в новый эскиз, происхо­дит постепенное уточнение замысла. Возникает центральное представление о решении зада­чи -«навязчивая идея». Промежуточные эскизы заменяют собой «творческую память».

Запись творческого процесса следует сохра­нить для повторного анализа. Процесс со­провождается оценкой и критикой собствен­ных результатов. Здесь важна помощь педа­гога, который в ошибках студента может найти возможность остроумного решения за­дачи. Поиск упорядоченности - структуры в расположении элементов композиции - имеет ббльшее значение, чем сами элементы.

Первичное эскизирование сопровождается постоянным соотнесением разрабатываемого варианта со сформулированной концепцией и исходной программой. Фаза первичного эскизирования дает простор внезапным про­зрениям, возможности как бы заново увидеть задание. Одно из эвристических правил как раз и предполагает движение в обратном на­правлении - от прогнозируемого решения к исходным данным, посылкам.

К концу первого периода эскизирования педагог помогает студенту сопоставить альтер­нативные решения в границах рабочей ги­потезы, перейти к обобщению решения, подвести «общий знаменатель» поискам. Упрочение эскиза после выбора принципиаль­ного решения происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый после­дующий является модификацией предыду­щего и исходным пунктом для последующего («кальку на кальку»). Уточнения и изменения решений ведутся в рамках данной компози­ционной схемы. Дж. Пойа рекомендует перестановку или перегруппировку элементов как средства изменения структуры.

Постепенное накопление усовершенство­ваний (стратегия «приращения» Дж. Джонса) функционально-планировочной и конструктив­ной подструктур упрочает эскизное решение. Анализируя проделанную работу, критически оценивая эскизы, студент добивается согла­сованности компонентов композиции. Возни­кает эскиз, который соответствует характеру и жанру темы. В выборе лучшего варианта важную роль играет эстетическая оценка.

Итог первичного эскизирования выступает в двойном качестве: как результат предшест­вующего хода творческой мысли и как отправ­ной пункт ее дальнейшего развития.

3.S.4. СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЭСКИЗА

Важнейшая методическая задача эскизи­рования - научить студента системному под­ходу. В эскизировании играют роль анализ, оценка и синтез, рассуждения от частного к общему и от общего к частному. Эскиз - всегда обобщение, его структура неустойчива до тех пор, пока не принято принципиальное решение. Эскизирование нельзя рассматри­вать как непрерывный процесс, оно сочетает

в себе единство непрерывного и прерывного. Достаточно изменить одно из исходных усло­вий, придать большее значение одному из факторов, как цепочка эскизных решений прерывается и возникает новое предложение отличающееся от исходного - происходит переструктурирование модели. Постановка особой проблемы, ответом на которую будет новый эскиз, оживляет и направляет мышле­ние и творческий поиск студента. Если прежняя тема исчерпана, а результат не достигнут, педагог вправе поддержать новое направле­ние поиска. Развитие нового эскиза проходит те же стадии возникновения и упрочения решения. При этом сказывается дидактическая польза первичного эскизирования.

Упрочение эскиза занимает несколько не­дель. В этот период происходят сбор допол­нительной информации, формулирование кон­цепции, выполняется при необходимости опе­режающая клаузура. На заключительной ступе­ни эскизирования студент и руководитель вы­бирают эскизное решение, удовлетворяющее важнейшим требованиям программы и содер­жащее определенную концепцию. Студент исполняет эскиз проекта во всех основных проекциях, в уменьшенных масштабах по сравнению с окончательным проектом.

Эскизы проектов выставляются на про­смотр. Это позволяет студентам увидеть достоинства и недостатки своей работы в сопоставлении с эскизами товарищей, а педа­гогам точнее оценить относительное качество решений. Утверждение эскиза и его оценка - важный этап проектирования. Руководители проводят обсуждение эскизов с позиций потенциальных возможностей их творческого развития.

Утвержденный эскиз - это итог творче­ского поиска и программирование дальней­ших действий по усовершенствованию н упорядочению решения в стадии творческой разработки.

«Поиск в интернете» - Следовательно, экспертизу приходится осуществлять пользователю. 1. Знать, что хочешь найти. Непроверенная, ангажированная, случайная, черновая. Редко указываются предшествующие источники информации. Булев поиск (логические отношения между поисковыми словами). «Научное сообщество», «коммуникация», «научные революции» - 40.

«Поиск Google» - Пример: отпуск сочи OR крым. 9. Надпись «Google» увеличивается или укменьшается в зависимости от результатов поиска. 10. Особенности Google и сложные запросы. По умолчанию можно нажать Enter на клавиатуре. Почему именно Google? Страница результатов поиска Google (нижняя часть). Включение и исключение (пример).

«Поиск данных» - Бинарный поиск с использованием фиктивного «барьерного» элемента. Пример: Линейный поиск. Шаг 3. Рассматриваем два элемента. - проверить, является ли х средним элементом массива. Линейный поиск с использованием барьера. Иначе двоичный поиск или метод половинного деления. Задача. Значение элемента х вводится с клавиатуры.

«Поиск талантов» - События, в которых участвует пользователь. Пользователи Интернета. Наличие позитивного имиджа компании на рынке (HR-бренд). Компоненты системы управления талантами: Другие интернет-источники. Испытатель впечатлений. Социальные бизнес-сети. Основной инструмент поиска талантов. Нестандартные технологии для поиска талантов.

«Поисковые системы» - Схема информационных потоков. Поисковые системы. Подборки ссылок. Сетевые СМИ. Метапоиск. Употребление скобок. «Продвинутые» каталоги. Представление о структуре интернета. Поисковые машины. Язык запросов. Учет различных форм слова. Назначение знака "~". Поисковые системы Интернет. Поисковые механизмы.