Пятница 13 что значит этот день. в древнем мире

Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова - «радость». В этот день, согласно верованиям наших предков, зима встречается с весной - происходит переломный момент в годовых циклах.
Ну а в религиозной традиции Сретение - это символичный день, в который человечество встречается со своим Спасителем.
Также, этот праздник символизирует не просто приношение младенца Иисуса в храм и встречу Симеона и Анны с младенцем Иисусом, но и встречу всего человечества в лице старца Симеона с Богом.

Сретение Господне, в Православной Церкви относится к великим двунадесятым праздникам.

15 февраля верующие отмечают два важных события - эпизод из земной жизни Господа Иисуса Христа и одновременно реализацию тех надежд на спасение, о которых Бог говорил людям через Своих пророков. Что же произошло в этот день в храме Иерусалима? О самом событии нам сообщает только один евангелист - святой апостол Лука. Однако это не должно никого смущать. Действительно, в своих Евангелиях ученики Господа в чем- то повторяют друг друга, что только лишний раз доказывает истинность произошедших событий, но о некоторых моментах жизни Христа упоминается только в каком-нибудь одном из четырех Евангелий.

Этому может быть несколько объяснений.
Во-первых, свидетелем того или иного события в жизни Господа мог быть только конкретный евангелист.
Во-вторых, именно этому евангелисту о данном событии мог рассказать Сам Христос.
И в-третьих, все Евангелия говорят нам только о том, что важно для нашего спасения. Однако какой именно важный эпизод из жизни Господа следует раскрыть подробнее - это каждый евангелист решал, конечно, сам.

Итак, по Закону, данному Богом народу Израиля, после рождения в семье ребенка мужского пола в течение сорока последующих дней матери запрещалось входить в храм Иерусалима. Эти дни были временем очищения.
Однако в сороковой день родители должны были прийти в храм и принести благодарственную и очистительную жертву. Если ребенок был первенцем - его посвящали Богу. Посвящение было во исполнение Закона, а в качестве благодарности и очищения в жертву приносили двух голубей.

Матерь Божия, по святости Своей, не имела необходимости в исполнении данного закона, однако Она все же его исполнила по Своему великому смирению и послушанию.
В сороковой день по рождению Богомладенца Христа Пресвятая Богородица с праведным Иосифом принесли Его в храм Иерусалима. Матерь Божия несла на руках Своего Сына, а Иосиф - двух белых голубей. В момент, когда Святое семейство уже находилось в храме, туда пришел 360-летний праведный старец Симеон.

Как свидетельствует Предание Церкви, в свое время ему было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Богом Мессию.

Считается, что праведный Симеон был одним из 72 переводчиков-толковников, которые по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 годах до Рождества Христова), перевели Священное Писание с древнееврейского на древнегреческий язык. Этот перевод получил название Септуагинты.
Он был осуществлен в египетской Александрии. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской Церкви, ведь именно с нее были сделаны последующие переводы Библии на другие языки, в том числе на церковнославянский.

Итак, когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то в пророчестве о рождении Мессии от Девы он слово «Дева» хотел заменить на «Жена», думая, что первое слово - это ошибка. Он просто не поверил в то, что Спаситель родится чудесным образом от женщины, сохранившей девство. Тогда-то ему и явился ангел Божий, который запретил исправлять слово, а также предрек, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества святого Исайи.

В день Сретения, по особому внушению Божию, старец пришел в храм как раз в тот момент, когда там были Богородица, Иосиф Обручник и Богомладенец. Праведный Симеон взял Христа на руки, и, возблагодарив Бога, произнес молитву:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

В этих словах святой Симеон возвестил будущее спасение не только народу Израиля, но и всему человечеству в целом — Симеон заявил, что этот младенец станет Спасителем рода человеческого.
После этого праведный старец произнес пророчество и для Матери Божией:

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».

Это второе предсказание раскрыло будущие страдания Господа, Его жертву за мир и человечество, а также те испытания, которые в дальнейшем пришлось пережить Самой Богородице.
После этого события праведный Симеон стал называться Богоприимцем.

В этот день в храме была также праведная вдова - Анна-пророчица, дочь Фануилова, которой было уже 84 года. Из Евангелия известно, что сначала она прожила семь лет в браке, но после смерти мужа стала нести особое духовное служение - постоянно находилась при храме, держала пост и молилась Богу.
В день, когда в храме было Святое семейство, она «… подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
То есть праведная Анна также засвидетельствовала, что ожидаемый народом Израиля Мессия родился, а значит, спасение людей от власти греха и смерти уже близко.
В Евангелии рассказ о Сретении Господнем завершается так: «Когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет».

В Сретении, или Принесении во храм, христианская Церковь видит не только непосредственную встречу Богомладенца Христа со старцем Симеоном и исполнение необходимых очистительных обрядов.
В своем глубинном, спасительном для человека смысле христианство понимает это событие как встречу Ветхого Завета (старец Симеон и пророчица Анна) и Завета Нового (Господь Иисус Христос).
Исполнив положенный обряд, Господь показал, что Ветхий Закон не отрицается, но пришло время, когда его должен сменить Закон Новый - тот самый, исполнение которого приведет человека в Царствие Небесное.

Первое упоминания об этом празднике встречаются еще в произведениях христианских святых III и IV веков, торжественное же празднование Сретения Господня во всей Византийской империи было установлено в царствование императора Юстиниана в 542 году.



Икона «Сретение Господне»

Центральным изображением иконографии Сретения Господня является фигура Богомладенца Христа, Которого на своих руках держит старец Симеон Богоприимец. Фигуры Христа и старца Симеона символизируют собой встречу Нового и Ветхого Заветов.

На иконе Сретения также изображается пророчица Анна, дочь Фануилова. Одной рукой праведная Анна указывает на Богомладенца, а в другой (иногда) держит свиток с текстом, повествующем о приходе в мир Спасителя.

В левой части иконы по традиции пишется фигура Божией Матери, а чуть дальше - праведного Иосифа Обручника.
Богородица преклоняется перед Младенцем Христом, которого она отдала праведному Симеону. Вытянутые вперед руки Богородицы, в которых уже нет Ее Сына, знаменуют собой образ той утраты, потери, которую понесет в дальнейшем Матерь Божия, когда Господа осудят и распнут на кресте.

Иосиф Обручник держит в руках двух белых голубей, которых по ветхозаветному закону необходимо было принести в жертву Богу за рождение ребенка.
Символически эти два голубя также понимаются как прообразы двух миров, которые должны прийти к Богу, - иудейского и языческого.

На заднем плане иконы Сретения изображается Иерусалимский храм. В центре иконы, за фигурами Божией Матери, Богомладенца и праведного Симеона, помещается храмовый престол, который символизирует жертву Господа Иисуса Христа.



Молитвы на Сретение

Молитва на Сретение к Господу Иисусу Христу

«Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий,
древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий,
в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный
и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя,
яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона
во спасение всем сущим от Адама носимый!

Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение
и от святаго старца Божественное сретение Твое!
Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже,
шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем.
Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего,
зане явил еси ему точию задняя Своя.

В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище,
сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками
да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.

Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое,
яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу:
Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей,
ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость,
да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего,
Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его,
да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия
и украсиши его, яко невесту красотою.

Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим,
сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему,
с горящими светильниками веры, любви и чистоты,
да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое,
да восприимем Тя в душевныя объятия своя,
и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего,
да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.

В последний же и Страшный день Пришествия Твоего,
егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе,
сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем.

Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему,
Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава
со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом
ныне и присно, и во веки веков. Аминь».


Молитва на Сретение к Пресвятой Богородице

«О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Кроткая голубице, Нескверная Агнице,
миру Благая Помощнице, Мати Христа Бога нашего!

Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея,
яко из Тебе возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси
на святых объятиях Своих в четыредесятный день сей во Святилище на сретение наше
и на радость и спасение всему миру.

Сего ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки Богословом Предзримая,
Ею же Бог вселися с нами, да мы людие Его будем?

Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам
входы в райския обители. Ты еси Лествице Высокая, Иаковом Предвидимая,
Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо.
Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище,
носящи Огнь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная.

Огнем молитвы Твоея попали огнь страстей наших, да избавимся вечнаго огня геенскаго.

Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая,
яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и чистоте
и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты,
превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен.

Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь законную
Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего,
сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся дни живота нашего,
зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех Господних,
паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же Симеону,
неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Своих,
егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его,
и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим,
да не растлим храм плоти нашея.

И тако выну сретаюше, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших,
да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе,
егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его
со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков.
Аминь».

Тропари Сретению Господню

Тропарь, глас 1 (Предпразднеству)

«Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима к храму,
Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь,
радующеся».

Тропарь, глас 1

«Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия
Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Кондак, глас 4

«Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый,
якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже;
но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы,
их же возлюбил еси, едине Человеколюбче».

Величание

«Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою,
Еюже по закону ныне принеслся еси в храм».

Что нельзя делать на на Сретение Господне

  • не ругаться;
  • не делать уборку - традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берет начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно: чтобы собрать новообращенных христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания;
  • не стирать;
  • не мыться - однако душ принять в святые дни все же можно. С логической точки зрения толкование этого запрета таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой - то есть работы достаточно много.

Как и в любой двунадесятый праздник, в день Сретения Господня нежелательно работать. Исключением являются те случаи, когда работу необходимо выполнять во благо других людей.

В этот день стоит обязательно посетить церковь, так как в день Сретения Господня в храме совершается особое торжественное богослужение и служится молебен.

Из церкви домой лучше захватить сретенские свечи, так как свечи в этот день освящаются специальным чином. Эти свечи нужно бережно хранить в течение целого года.
На Сретение Симеон Богоприемец, взяв Христа на руки, назвал Его Светом спасения. И раннехристианские молитвословия называют Иисуса Христа поистине Светом Тихим. Поэтому и свеча играет в Церкви не только физическую роль, чтобы гореть воспаленной, но символизирует нашу веру и молитву, которая возносится к небу.

Так называемые Сретенские свечи зажигают в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу.
Это могут быть болезни или жизненные трудности и неурядицы. Сретенская свеча наполнена глубоким смыслом и освящает сердца Святым Духом.
Единственное, что нужно помнить: не свеча молится за нас, но мы молимся у этой свечи.

Также свечу зажигали, если человек умирал (с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых).

По приметам в этот день судят о близости наступления весны и о том, какая будет стоять погода в ближайшие несколько месяцев.


Приметы на Сретение Господне

  • Какова погода на Сретение, такова и весна будет:
  • Тихий и облачный день на Сретение предвещается хороший урожай хлебов и плодов: «На Сретение капель — урожай на пшеницу; ветер — плодородие фруктовых деревьев»
  • Если на Сретение случался большой мороз, то снег должен был пролежать недолго, а весна и лето не обещали ничего хорошего.
  • Если солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь, то это означает, что прошли последние морозы; если же солнце вовсе не покажется, ожидай строгих Власьевских морозов 24 февраля.
  • Если на Сретение оттепель - урожая «кот наплачет».
  • «Если на Сретение оттепель - урожая кот наплачет»

По материалам vedmochka.net , podrobnosti.ua

Известно с V в. (мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме); через столетие - в первой четверти VI в., при императоре Юстине I, в Церкви устанавливается и торжественное празднование Сретения Господня во второй день февраля. Многофигурная композиция в церкви Санта-Мария Маджоре содержит персонажи, впоследствии не вошедшие в иконографическую схему Сретения: Деву Марию сопровождают ангелы, а рядом с Симеоном Богоприимцем изображены священники Иерусалимского Храма.


Сретение из Праздничного чина около 1341 г. главного иконостаса Софийского Собора в Новгороде. Был вывезен в Германию во время Великой Отечественной войны, возвращен в 1948 г. НГОМЗ.

Существуют иконы Сретения, где праведный Иосиф представлен без приносимой жертвы.

В развитой иконографической схеме Сретения кроме Богоматери, Богомладенца - Христа Еммануила, старца Симеона и праведного Иосифа присутствуют также пророчица Анна - дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2:36, 37).

Обратим внимание на то, что Анна - единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей, в отличие от Симеона Богоприимца не пришла в Храм специально для встречи с Сыном Божиим, а находилась в нем постоянно: существовал особый чин вдовиц, которые имели служение при Иерусалимском Храме. Поэтому на иконах Сретения пророчица Анна нередко стоит под сводами Храма.

К особенностям изображения Богомладенца Христа на иконах Сретения следует отнести то, что Его изображают как Христа Еммануила, благословляющего старца Симеона.

Он изображается не в пеленах, как на иконах Рождества Христова: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. По закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2:22-23). Но Симеон держит на руках не просто младенца мужеского пола - это Тот Законодатель, Которого пророк Моисей видел (прозревал во мраке) на Синае. Он стал Младенцем, повинующимся Закону, воплотившимся ради нашего спасения (см. 2-ю стихиру на «Господи, воззвах»). Бого-младенец - Христос Еммануил Самому Себе как Бог приносится (4-я стихира на «Господи, воззвах»).

Обратим внимание на то, как изображается на иконах Сретения Пресвятая Богородица: Она находится в молитвенном предстоянии пред Безначальным Словом Отчим. Добровольно принесенный Ею в Храм как сорокадневный Младенец - это Господь, пришедший в мир для спасения рода человеческого (на «Господи, воззвах» слава:).

Это молитвенное предстояние видно и тогда, когда Богородицу изображают с Младенцем, когда Она поднесла, но еще не передала Симеону Богоприимцу Его, Закон на горе Синайской установившего и повелению Закона повинующегося (2-я стихира на стиховне).

Взоры и Самой Пречистой Девы, и Ее Сына устремлены в Храм - или непосредственно на старца Симеона - святителя и праведника. Принимая Младенца в свои объятия, Симеон возрадовался, взывая: Бог есть Сей, Отцу Соприсносущный, и Избавитель душ наших (2-я стихира на стиховне).

Встреча Симеона Богоприимца произошла в Иерусалимском Храме (Лк. 2:27). На иконах Сретения о месте встречи напоминают такие детали как своды здания, стены, красная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, и ступени - на них обычно изображают старца Симеона. На большинстве икон Сретения изображен также Престол.

Это будущая Этимасия - Престол уготованный; на нем еще нет орудий страстей, но это Престол Божий: Готов престол Твой оттоле, от века Ты eси (Пс. 92:2).

Иногда Престол помещен на втором плане, но более выразительным представляется размещение его между Пресвятой Девой и Симеоном Богоприимцем. Она уже отдала Своего Единородного Сына на будущие страдания;

Она услышала и в полной мере поняла слова Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, -да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:34-35) Как уместен здесь багряный цвет Престола! Единородный Сын Божий, избавляя земнородных от вечной погибели, даже до ада снизойдет, всем пленным подаст освобождение (канон, песнь 7-я).

Тема Престола Божия - а именно на него восходит сорокадневный Христос Еммануил - отражена и в такой существенной детали, как покрытые краем одежды руки Богоприимца: уже не старец держит Богомладенца Христа, но Он держит просящего отпущения Симеона (ср. припевы 9-й песни канона). Руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю мира: Укрепитесь, ослабевшие от старости руки Симеона; поспешите, натруженные ноги старца, навстречу Христу! (канон, песнь 1-я). Доживший до глубокой старости праведный Симеон дождался исполнения своего чаяния: принял на свои руки Перворожденного Младенца Непорочной Девы, простирающего руку спасения Адаму (канон, песнь 3-я).

И вот уже Младенец - и не Младенец вовсе, а сорокадневный Царь, сидящий на престоле. Это Его видел Исайя: образно на престоле превознесенного Бога, от ангелов славы дориносимого, владычествующего светом незаходимым и миром (ирмос 5-й песни канона).

Иногда на иконе изображают Симеона Богоприимца, еще не принявшего Младенца Христа от Матери Его. Божественный старец, видя носимое руками Матери Слово, уразумел_ славу, явленную в древности пророку (Исайе), взывает: Радуйся, Чистая! Яко престол держишь Ты Бога! (ср. канон, песнь 5-я).


Сретение. Середина XV в. Государственный Русский музей (ГРМ), Санкт-Петербург.

На древнерусских иконах Сретения Господня бывает представлена различная иконографическая композиция - но как выразителен и исполнен глубокого духовного смысла каждый из дошедших до нашего времени шедевров!

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1, 2015 г.

"Сретение".

Благовещенский собор Московского Кремля.

А потом Андрей напишет «Сретение». Этот праздник был известен уже в IV веке. В Риме, в церкви Марии Великой, сохранилось до наших дней древнейшее из дошедших изображений, относящееся к V веку. Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. На Руси в первые дни февраля, по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Не начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни еще короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Рублевское «Сретение» получилось сложным, глубоким по смыслу и вместе с тем настолько законченным и цельным, что на первый взгляд могло показаться очень простым. Да, это и есть зрелый плод высокого творчества, та кажущаяся простота, за которой стоит столько мысли и знания, труда. Взглянет кто на икону, и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. В самом храме их встречает, отсюда и название события «сретение» - встреча, старец Симеон, которому давно уже дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожденного на земле Спасителя мира. И сейчас он узнает, ясно чувствует, что миг этот настал…

На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник.

Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.

Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма.

А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Сейчас он приемлет на руки… собственную свою смерть. Дело его на земле окончено: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром…» На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. И ему, этому новому, - таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни - придется укорениться в мире только через жертву. Юное «отроча» ждет позор, поругание, крестная мука. В сдержанном настроении, в лицах, как бы подернутых дымкой печали, Рублев выразил это будущее, жертвенное, смертное. И с особой силой пережил это художник, когда писал лицо Богоматери. Для Андрея - и здесь он не расходился с традицией - ясно было, что Мария знает о судьбе сына, прозревает и собственное страдание, «оружие», которое «пройдет ее сердце». Трепетное это материнское чувство хорошо видно, но дано с редкой и благородной мерой сдержанности. Все, чему суждено свершиться, нужно для людей, для всего мира.

Безупречно цветовое построение иконы, сильные, мужественно и твердо соотнесенные сочетания сгармонизированы художником, смягчены точным и тонким ритмом их расположения на иконной плоскости. Язык, которым Рублев говорит здесь со зрителем, сдержан, но очень емок. Художник не спешит раскрыться, поразить внешним движением, взрывом чувств. Надо вживаться, всматриваться неторопливо и раздумчиво в эту икону, постигать, открывать, углубляться в мерцающие красками ее «образы и смыслы».

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

Первые изображение принесения в храм Христа мы встречаем в V веке. Что значат символы иконы праздника, разъясняется в статье известного богослова Владимира ЛОССКОГО (публикуется в сокращении).

Так же, как Обрезание Господне, праздник принесения Младенца Христа в храм показывает нам, что закона Творец, закон исполняя, во храм приносится (вечерня, стихира, глас 1-й), ибо сказал Господь Моисею: Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они (Исх. 13, 2), и о жертве очищения матери после рождения ребенка мужеского пола: По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику (Лев. 12, 6). В основе литургических текстов и иконографии Сретения лежит евангельское повествование об этом событии (Лк. 2, 22-39).

Первые известные изображения принесения Младенца Христа в храм мы встречаем в мозаике церкви Санта Мария Маджоре (V в.) и на эмалевом крестереликварии (полый крест, внутри которого хранятся мощи святого) конца V - начала VI века из Лютеранского музея. Иконография праздника Сретения окончательно складывается в период с IX по X век и с тех пор остается почти без изменений. Иногда мы видим Младенца Христа на руках Матери или тот момент, когда Она передает Его святому Симеону, но чаще всего сам Симеон держит Спасителя на руках. Младенец Христос никогда не изображается в пеленах: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. Сидя на простертых руках Симеона, Он благословляет его, как это изображено на нашей иконе. Это иконографический тип Христа Эммануила: «Младенца видев Тя, вопияше чудный Симеон: Превечнаго Слова, от Отца рожденна, страшуся и боюся руками моими объяти, Владыко, но с миром раба Твоего иский, ныне отпусти, яко Милосерд» (вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).

«Днесь древле Моисею в Синаи закон подавый, законным повинуется велением, нас ради яко Милосерд, по нам быв. Ныне Чистый, Бог, яко Отроча Свято, ложесна разверз Чистыя, Себе Самому яко Бог приносится, законныя клятвы свобождая и просвещая души наша» (вечерня, 2-я стихира на литии).

«Ветхий Деньми младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится, Своего закона исполняя обещанием, Егоже Симеон приим глаголаше: ныне отпущаеши с миром, по глаголу Твоему, раба Твоего: видеша бо очи мои спасение Твое, Святый» (вечерня, стихира на литии, гл. 1-й). Как и в евангельском повествовании, тема очищения Богоматери как бы забыта: средоточие праздника - Сретение Мессии: встреча Ветхого и Нового Заветов.

На нашей иконе Сретение происходит перед престолом, над которым возвышается киворий (сень). На престоле иногда изображают крест, книгу или свиток. По левую сторону от престола стоит Богоматерь, по правую - праведный Симеон. Богоматерь жертвенно простирает руки, покрытые мафорием. Она только что передала Своего Сына праведному Симеону. Святой старец, наклонившись вперед, держит Младенца на обеих руках, также закрытых ризою в знак благоговения. Богоматерь сопровождает Иосиф, неся в складках своего плаща жертву бедных родителей: двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12, 8). Эти птицы считаются символами Церкви Израиля и церкви язычников, равно как и символами двух Заветов, единый глава которых - Христос. Святая пророчица Анна, дочь Фануилова... вдова лет восьмидесяти четырех (Лк. 2, 36), стоит позади Симеона на втором плане, как и праведный Иосиф. Слегка отвернувшись, она поднимает вверх голову, покрытую платом; на её лице отражается пророческое вдохновение.

Личность святого Симеона Богоприимца имеет особое значение. Его пророчество, одна из трех «песен Нового Завета», в течение всего Богослужебного года поется на каждой вечерне. В святом старце, принявшем на свои руки Младенца Христа, хотели видеть храмового священника. Одни утверждали, что он был законоучителем, сыном Гиллеля и отцом Гамалиила, наставника апостола Павла. Другие говорили, что он один из Семидесяти толковников, переводчик Библии, и что Бог хранил его жизнь до пришествия Мессии в течение 350 лет. Литургические тексты прославляют праведного Симеона, как величайшего пророка. Более чем Моисей достоин Симеон носить звание «Боговидца». Ведь Моисею Господь явился окутанный мраком, а «Симеон на своих руках Первовечное Слово Отчее воплощенное понесе и языком откры Свет, Крест и Воскресение» (вечерня, 7-я стихира на литии). Крест в этой стихире указывает на оружие, которое пройдет душу Марии. «Ныне отпущаеши» приобретает новый смысл. Пророк просит соизволения Господа возвестить в преисподней благую весть о воплощении. Адаму, «во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестив» (7-я песнь канона).

На нашей иконе ничто не указывает на священный сан Симеона; длинная ниспадающая одежда прикрывает его босые ноги до щиколотки. Как подобает назорею, у него непокрытая голова и длинные волосы. «Младенец Христос на старческих яко на престоле седит руках». В одном из припевов на 9-й песни канона говорится: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».

Сретение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век. Здесь, как и во многих других сценах мозаического убранства этой базилики, Богоматерь изображена в царских одеждах, в окружении ангельской стражи.


Вид на предалтарную арку базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция «Сретение» находится справа в верхнем регистре мозаик.


Сретение. Фреска церкви Санта-Мария форис портас («за воротами») в Кастельсеприо (Италия, Ломбардия). Конец VII в. (?)


Сретение Господне. Миниатюра менология византийского императора Василия II - древнейшего из сохранившихся иллюстрированных сборников житий святых. Эта рукопись предположительно первой четверти XI века находится в собрании Ватикана (Vat. gr. 1612)


Сретение Господне. Мозаика кафоликона (соборного храма) монастыря Осиос Лукас (преп. Луки Элладского) в Фокиде (Греция). Около 1022 года.


Миниатюра из рукописи Евангельских чтений в собрании монастыря Дионисиат на св. горе Афон. (cod. 587) Третья четверть XI века.


Сретение Господне. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века


Сретение Господне. Фреска церкви св. Пантелеймона в Нерези (ныне - Македония). 1164 год.


Богоматерь с Младенцем из «Сретения». Фреска церкви св. Пантелеимона в Нерези.


Сретение. Фрагмент эпистилия темплона из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Вторая половина XII века.


Сретение. Плохо сохранившаяся композиция на предалтарных столбах Кирилловской (св. Кирилла Александрийского) церкви в Киеве. Конец XII века


Общий вид на алтарную часть Кирилловской церкви в Киеве. То, что разнесенное по двум столпам «Сретение» находится на месте, где традиционно помещается «Благовещение» - уникальная особенность иконографической программы Кирилловских росписей. (Находящиеся выше фигуры Архангела и Богоматери из «Благовещения» принадлежат кисти М. Врубеля). И еще один момент - как видно из предшествующих памятников, в сложившейся в средневизантийский период иконографии праздника фигуры Марии, Иосифа, Симеона Богоприимца и пророчицы Анны разделены, как правило попарно, престолом с киворием над ним, который намекает на Святая Святых Иерусалимского Храма, в то же самое время изобразительно похож уже на собственно престол христианской Церкви. В пространстве же Кирилловской церкви этим престолом оказывается престол, реально стоящий в алтаре.


Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудера (Кипр). Около 1192 года.


Сретение Господне. Фрагмент т.н. суздальских «Златых врат» - врат собора Рождества Богородицы в Суздале. XII-XIII вв. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Сретение Господне. Фреска церкви св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия). 1260-е гг.


Мозаика Пьетро Каваллини в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме. Конец XIII века.


Сретение Господне. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на св. горе Афон. 1290.


Фреска собора Протата. Фрагмент.


Сретение Господне. Фреска церкви Успения Богоматери монастыря Грачаница (Сербия, Косово). Около 1321.


Сретение Господне. Фрагмент иконы из праздничного ряда Софии Новгородской. Собрание Новгородского музея-заповедника.


Сретение Господне. Фреска церкви Спаса монастыря Дечаны (Сербия, Косово). Середина XIV века.


Сретение Господне. Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря (ныне - Македония). Третья четверть XIV века.


Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря. Фрагмент.


Сретение Господне. Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Конец XIV века. Дореволюционное фото.


Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Фрагмент.


Сретение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора Владимира. Около 1408 года. Андрей Рублев и мастерская. Собрание Гос. Русского музея.


Сретение Господне. Икона-«таблетка» из серии лицевых святцев Троице-Сергиевой лавры. Вторая четверть XV века. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника / ризница Троице-Сергиевой Лавры.


Сретение Господне. Икона из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. Середина XV века. Собрание Гос. Русского музея.


Сретение Господне. XV век. Икона из собрания афонского монастыря Пантократор.


Сретение Господне. Икона-«таблетка» из серии лицевых святцев Софии Новгородской. Конец XV века. Собрание Новгородского музея-заповедника.


Сретение Господне. Икона из праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1397 г. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника.


Сретение Господне. Икона из праздничного ряда собора монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.


Сретение Господне. Первая половина XVII века. Собрание Ярославского художественного музея. Подобная усложненная иконография появляется в русском искусстве, вероятно, на рубеже XVI-XVII веков. Внизу слева изображен пророк Исайя, пишущий свои пророчества. Внизу справа помещено явление ангела Симеону, который, по преданию, переводил книгу Исайи для египетского царя Птолемея и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве примет». Ангел предсказал Симеону, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» В верхнем левом углу ангел с крестом в руках извещает Богоматерь о судьбе Ее Сына. Наверху в центре изображена Троица в иконографии «Отечество». Вверху справа помещено низвержение идолов, что является иллюстрацией к шестому икосу Акафиста Богоматери, повествующему о бегстве Святого семейства в Египет («идолы бо его (т.е. Египта), Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша...»). Внизу видна адская пасть с восстающими из нее праведниками и повергнутыми грешниками и дьяволом, что соответствует словам пророчества Симеона: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле…».


Сретение Господне. XVII век. Икона из собрания Псковского музея-заповедника.


Сретение Господне. XIX век. Из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме.


Сретение Господне. Палехская икона XIX века.


Сретение Господне. Хромолитография типографии Е.И. Фесенко в Одессе. 90-е годы XIX века.


Современная греческая икона.

Во время рождения Иисуса Христа действовал Моисеев закон, согласно которому все еврейские родители должны были своих первых сыновей на сороковой день после рождения принести в храм для посвящения Богу. Вместе с этим полагалось в благодарность принести Богу жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта – спасения еврейских первенцев от смерти и освобождения от рабства.

Исполняя этот закон, Мария с Иосифом и принесли Младенца Иисуса в храм Иерусалимский, являющийся центром религиозной жизни богоизбранного народа. В храме Божественный Младенец был принят на руки праведным Симеоном, за что старца и стали называть – Богоприимец.

Симеон Богоприимец был человеком благочестивым и праведным, ему в числе семидесяти двух ученых-толкователей было доверено переводить Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил книгу пророка Исайи, ему показалось, что он встретил описку в строке «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». У ученого возникло желание поправить текст, поставив вместо слова «Дева» более уместное слово «Жена». Согласно преданию, Ангел Господень остановил его руку и уверил, что старец Симеон не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи. Около трехсот лет праведный Симеон ждал исполнения Божиего обещания.

Дух Святой повелел праведному Симеону идти в Иерусалимский храм как раз в тот день, когда Мария и Иосиф должны были принести туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, произнеся благословения, пророчествовал о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32). Эти слова праведного Симеона вошли в состав богослужебных песнопений христианских церквей, став молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».

А Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Своего Сына, когда Он будет страдать. Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец» .

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица , восьмидесяти четырех лет, служившая Богу день и ночь постом и молитвою. И она узнала Спасителя и славила Господа, и пошла проповедовать благую весть о Мессии всем, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

В православии Сретение Господне – один из двунадесятых праздников. Слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом, оно символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов. Праведный Симеон и Анна Пророчица – последние праведники уходящего Ветхого Завета. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплённое человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».

Значение иконы

Значение иконы, ее глубинный смысл заложены в самой композиции иконы: Богоматерь полагает Богомладенца на руки святого Симеона Богоприимца, как на престол. И когда святой Симеон полагает Его уже на престол Иерусалимского храма для совершения обряда посвящения Богу, это, в сущности, реализованное свидетельство того, что было всегда – Бог-Отец находился во время Пресуществления Даров. Принесение жертвы на каждом престоле каждого храма извечно, согласно Символу веры, но вот – воплотился Бог-Сын от Святого Духа, и Он, Бог Живой – здесь же на престоле: так мы видим торжество Святой Троицы Единосущней и Нераздельней задолго до провозглашения Церковью Символа веры.

И тем же действием сам Симеон пророчествует о том, что перед нами – Агнец Божий, в мир пришедший «грешныя спасти». Его Жертву Бескровную, претворенную в вино и хлеб – Святые Дары, мы станем потом принимать при таинстве Святого причастия.

Богомладенец на иконе благословляет старца, отпуская его после стольких лет ожидания исполнения пророчества, и есть еще один свидетель чудесному и ожидаемому происшествию: святая Анна Пророчица, которая была при этом и присутствует на изображении. Она вместе с Иосифом только что получила откровение о Сыне Божием. Ее рука поднята в благословении, она как бы благословляет происходящее в храме, ибо «Благословен Господь, Бог Израилев». От динамики поз, композиции иконы, эмоциональности, еще более подчеркнутой сиянием красок кузнецовского письма, веет великой радостью этой встречи – сретения Бога с человеком.
Здесь же мы видим еще одно проявление великого смирения и послушания Пречистой. Женщины приносили в храм новорожденных мальчиков на сороковой день, поскольку считалось, что 7 и еще 33 дня после рождения первенца мужского пола молодая мать нечиста и не может идти в храм. Пресвятой Деве незачем было очищаться – Она, Невеста Неневестная, была чиста, но в этом – послушание Закону Ее народа, установленному Богом. Она принесла Сына, чтоб поставить Его перед Богом, Она пришла в храм, чтобы стать Самой перед Богом. Вот о чем может рассказать нам икона «Сретение Господне».

Сретение – счастливейшее событие, которое происходит с нами, когда мы встречается с Господом в своей жизни. Это Сретение происходит у всех в разное время – у каждого в свой срок. Но как замечательно переживать этот праздник всем вместе для тех, у кого эта встреча уже произошла!

И, как сказал в размышлениях о празднике Сретения Господня протоиерей Дмитрий Смирнов: «…Сретение Господне научает нас постоянному предстоянию перед Господом, чтобы не отвлекался наш ум» 1 .

__________________________
1 Помни о Боге: Православный календарь с поучениями прот. Дмитрия Смирнова на 2012 год. Нижний Новгород, изд-во «Христианская библиотека», 2011. С. 51.