Православная церковь о кремации. Кремация – можно ли кремировать после смерти

Можно ли кремировать умерших православным христианам — или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно — есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.


Могильщиков выведут из тени

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

"Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения", — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.

Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню. С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов. А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.

Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: "И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб".

На всякий случай, уточним — под "мощами" в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.

Еще отрывки из того же чина отпевания:

"Земля еси и в землю отыдеши" (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), "земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем". "Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается". "Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем".

Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.

Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ. Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом".

А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:

"…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!".

В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы" (1 Кор. 3:16-17).

Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать "нетленные мощи"?

Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.

С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории "кафедрой безбожия", а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние "индифферентные" верующие.

Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается "темницей для души". А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства. Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.

Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.

Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, "кладбищенская мафия", делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.

Вопрос «как кремируют человека» всегда волновал людей. И это не случайно: интерес к смерти заложен в нашей природе, а огонь завораживал человека с древних времен. В этой статье мы подробно расскажем, как происходит кремация человека.

Важно понимать, что кремация это только первый этап погребения. В зависимости от воли умершего/родственников после кремации урну с прахом закладывают в нишу колумбария, захоранивают в могилу или поступают иным образом (например, развеивают прах).

При кремации, как и при захоронении в землю идет процесс перехода органических тканей в неорганические химические соединения, из которых состоит почва. Кремация есть в сущности то же погребение, поскольку тело переходит в землю. Разница лишь одна: минерализация тела и включение его в состав почвы занимает до 20 лет, а кремирование человека сокращает этот срок до полутора часов.

Жители России все чаще предпочитают кремацию привычному способу захоронения. Доля кремации в целом по России невысока – 10%, но в больших городах она составляет 30-40%, а в Москве и Петербурге приблизилась к 70%. Это происходит в силу многих причин, основные среди которых – нехватка мест на кладбищах, простота процесса и низкая стоимость.

Как кремировали людей в прошлом. История кремации.

История кремации уходит корнями в глубокую древность. Люди давно поняли, что прах безопасен для здоровья, и многие религии, такие, например, как буддизм и индуизм включили кремацию в свои обряды. В Индии, Японии, Индонезии и многих других странах как кремировали людей в прошлом – на костре под открытым небом – так делают и поныне.

Наряду с самым древним видом погребения – трупоположением – кремация практиковалось уже в палеолите, а в эпоху бронзы и железном веке жители древних цивилизаций стали кремировать повсеместно. Сожжение стало доминирующим обрядом погребения в античной Греции, откуда традиция перешла в Древний Рим, где придумали хранить прах в специально отведенных для этого местах - колумбариях, куда можно прийти и почтить память своих предков.

Печи для сжигания тел людей стали использоваться в Европе в конце 18 века в связи с ростом городов и нехваткой мест на кладбищах. Постепенно кремация стала распространяться в странах Европы, в США и других странах.

Как кремируют человека в крематории в наши дни.

Кремирование человека происходит в крематориях – сложных инженерных конструкциях, предназначенных для 100%-ого сгорания умерших вместе с гробом при сверхвысокой температуре.

Комплекс крематория состоит из нескольких промышленных печей, способных генерировать температуру 900-1100°C, которая и обеспечивает полный распад тела и превращение его в пепел. Кремирование занимает от полутора до двух часов, а после кремации человека остается прах объёмом 2-2,5 литра.

Гроб с телом доставляется в крематорий и ставится на катафалк в зале для церемонии прощания. По окончании ритуала гроб перекладывается на транспортёр и перемещается в транзитное помещение, откуда через определенное время он поступает в кремационную печь. Представляя, как кремируют людей в крематории, мы, особенно в юном возрасте, думаем, что тело отправляется в огонь немедленно после того как гроб исчезает за шторами зала прощания. Но это не всегда так: такая технология предусмотрена далеко не в каждом крематории.

После кремации прах помещается в металлическую капсулу и запаивается. Чаще всего родные покойного хотят получить прах в урне. Похоронные урны существуют в различном дизайне, и их выбирают по вкусу: покупают в крематории или ритуальном магазине, а затем передают сотрудникам крематория, которые перекладывают прах из капсулы в урну.

Забирает урну родственник, ответственный за её получение, после чего наступает заключительный этап погребения.

После кремации урна с прахом хранится в крематории до востребования её родственниками. Срок хранения различается в разных регионах, но чаще всего это 1 год. Если прах не востребован, урна будет захоронена в общей могиле при крематории.

Кремирование человека: Как кремируют людей.

Наиболее распространена кремационная печь из двух камер. В первой происходит сжигание гроба с телом в струях раскаленного воздуха, а во второй, камере дожига, 100%-ное сгорание органических тканей и улавливание примесей. Важный элемент оборудования крематория – кремулятор, в котором сгоревшие останки измельчаются до состояния праха, и из них с помощью магнита извлекаются металлические предметы.

Чаще всего печи работают на газе, так как он экономичен и быстрее устанавливает нужную температуру в камере.

Чтобы исключить смешивание праха после сгорания, каждое тело регистрируют, присваивают ему идентификатор, а на гроб кладётся металлическая пластина с номером. После кремации пластина с номером оказывается внутри останков, что позволяет идентифицировать прах.

Что делать после кремации?

После кремации, когда получена урна с прахом, поступают одним из следующих способов:

  • Захоронить урну в могилу. Это может быть как новый участок, купленный на аукционе, так и родственная могила;
  • Поместить урну в нишу открытого или закрытого колумбария;
  • Можно распорядиться прахом по воле умершего, например, развеять его. Законодательство РФ не определяет специальные места для этого, поэтому выбор зависит только от вас.

Плюсы кремации в сравнении с традиционным захоронением в землю:

  • захоронить урну можно когда угодно; не надо спешить с решением;
  • не нужно дожидаться окончания санитарного срока после последнего захоронения в родственной могиле (для Москвы 15 лет).

В современном густонаселенном мире люди все чаще задумываются над тем, чтобы предать свое тело не земле, а огню. Как церковь относится к кремации и насколько разумно выбирать такой способ захоронения, мы расскажем в этой статье.

Немало людей вне зависимости от вероисповедания сегодня все чаще выбирают кремацию. Это и неудивительно, ведь такой тип захоронения имеет свои преимущества:

  • Рациональное использование земельных ресурсов в связи с небольшими размерами урны.
  • Экологичность и эстетичность.
  • Небольшие расходы на похороны.
  • Более доступная и легкая транспортировка.

Различные религии по-разному относятся к кремированию. Многие из них, такие как иудаизм и мусульманство, считают, что тело и душа едины, поэтому, уничтожая тело, мы уничтожаем и душу. Другие, к примеру, индуизм и буддизм, напротив, уверены, что при сжигании душа быстрее покидает тело, в котором заперта. Католическая церковь долгие годы запрещала кремировать покойных, однако уже с 1960-х годов этот запрет был снят. А вот отношение православной церкви к кремации до сих пор остается крайне негативным. Несмотря на то, что батюшки соглашаются отпевать тела кремированных покойных, они уверены в том, что это языческий обряд, который вредит душе умершего.

Вы можете спросить: если это всего лишь вопрос времени, когда тело полностью разложится, то какая разница, какой способ захоронения был выбран: погребение в земле или кремация? Церковь и на это находит ответ. Дело в том, что важным остается факт отношения к телу. Если восточные религии, которые являются родоначальниками этой традиции, относятся к телу как к темнице души, то для христиан тело является священным храмом. И не во власти человека решать, что с ним будет даже после смерти. Священники утверждают, что, соглашаясь на кремацию, люди оскорбляются самого Господа, того, кто дал нам это тело и вселил в него жизнь.

Однако, несмотря на то, что отношение церкви к кремации в целом отрицательное, найдется немало представителей православной веры, которые допускают сжигание тела при определенных условиях. Такими условиями могут быть отсутствие средств для покупки места на кладбище, а в последствии обустройства могилы, приобретения памятника и ограды. Исключение также составляет случай, когда близкий человек хочет быть захоронен вместе со своим родным, однако по санитарным нормам это сделать не представляется возможным. Дело в том, что подзахоронить тело к покойному отцу, бабушке, мужу или жене можно только тогда, когда со дня смерти прошло достаточно времени. С урной все гораздо проще. Однако люди должны понимать, что для души человека неважно, похоронен он в одной могиле с близким или нет. Если это были по-настоящему искренние отношения, если этих людей связывали сильные чувства и не менее сильная вера, то после смерти их души без проблем найдут дорогу друг к другу, даже если тела похоронены на кладбищах разных стран. Другое дело, если при жизни кто-либо из людей был богоборцем. Тогда и захоронение в одной могиле не будет гарантом того, что после смерти души встретятся. Порой церковь идет на уступки и разрешает проводить кремацию для удобства. Так, женщине в возрасте наверняка будет тяжело и физически, и материально добираться на один конец города на могилу к матери и отцу, на другой - к мужу, а в соседний город - на кладбище, где похоронена сестра. Гораздо проще, когда привести в порядок нужно лишь одно место захоронения.

Нередко в церковь приходят родственники с завещанием умершего, в котором написано о просьбе кремировать тело. В этом случае близкие интересуются, как церковь относится к кремации и можно ли нарушать волю покойного? Священники настаивают на том, чтобы пойти против желания умершего и похоронить человека по всем христианским традициям. В этом случае вы спасаете душу покойного от большого греха. Также не стоит развевать прах над каким-то местом, будь то море или родной дом умершего.

Если вы все же по каким-либо причинам кремировали тело вашего близкого, а сейчас сожалеете о содеянном, помните, что уже ничего нельзя изменить. Несмотря на то, что кремация и православная церковь - понятия несовместимые, батюшки не советуют делать из случившего большую трагедию. Что сделано, то сделано, и слезами вы ничего не измените. Главное - вовремя все понять и раскаяться. Ведь Бог, помещая людей в рай, руководствуется не тем, что стало с телом после смерти, а тем, каким человек был при жизни.

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника

У нас в Петербурге давно работает крематорий. И многих людей, даже и верующих, не погребают в землю, а сжигают. Это гораздо дешевле, а у старых людей часто нет денег на полноценные похороны. Можно ли прибегать к "услугам" крематория? Или это категорически недопустимо? Грех ли, если позволил родственника кремировать? Как в этом грехе каяться? Как молиться за тех, кто подвергся кремации? Можно заказывать за них панихиды? Как быть, если сам родственник завещает себя на кремирование? Как относиться к праху без твоего согласия сожженного человека?

Константин, Санкт-Петербург.

Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Ек. 12,7) говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, - по смерти возвращается в материю и распадается на элементы. В этом присутствует глубокий смысл: созданные буквально из «ничего» Волей и Мыслью Бога, в сложном составе души и тела, объединенных в ипостаси неповторимой личности, мы по смерти утрачиваем посюстороннюю часть себя - тело - до времени, чтобы по воскресении в новом воссоздании обрести его вновь, уже не причастным смерти.
Кремация, ускоренное неестественное или противоестественное уничтожение тела умершего посредством сжигания, конечно, чуждо христианской культуре, христианскому духу. В кремировании как современном погребальном действии, может быть, наиболее выразительно проявляется ужасающий разрыв между секулярной, т.е. отделенной от Церкви цивилизацией - и верой, которая тысячелетия преображала этот падший и жестокий человеческий мир. Когда вера изгоняется на обочину общественных ценностей, - обнажается безобразная и бездушная сущность этих самых «свободных ценностей» как не имеющих основания в Святости Бога. И, наверное, не случайно первый проект крематория появляется во время французской революции, а кремация как промышленное уничтожение человеческих останков развивается в Европе в XIX веке, в эпоху торжества эволюционной теории Дарвина.
Кремация не отвечает христианской нравственности и не может быть включена в перечень Православных обычаев погребения. Но кремация - это лишь один, только, может, более выразительный пример множества иных нехристианских норм общественных отношений (культуры потребления, досуга, индивидуализма), которые мы уже не замечаем в силу их повсеместности.
Видеть в кремации какой-либо мистический духовный смысл или даже прообраз «геенского огня» не следует. Скорее как раз духовного значения - именно воцерковляющей силы христианской обрядности, придающей обыденным вещам небесное измерение, - и лишена кремация. Она пуста, бездушна, равнодушна и безжалостна к человеку, как иные ландшафты современных мегаполисов.
Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать. Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить. Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.
Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения - кремированный, - может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие. Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное.
К праху кремированного человека следует относиться как ко всякому праху - предать земле, создать подобие могилы и, если позволяет место, поставить крест.
Приходилось слышать ошибочное мнение, что кремация, взамен обычного истлевания тела в могиле, каким-то образом затруднит телесное воскрешение из мертвых. Это заблуждение. Святитель Григорий Богослов обращается к сомневающемуся в возможности воскрешения в собственном теле: если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться? А согласно другому св. Григорию - Нисскому, душа сообщает телу определенную форму (идею), она запечатлевается в плоти особым оттиском или печатью, поставленной не снаружи, а изнутри. Для тождественности воскресшего тела с земным вовсе не обязательно, чтобы соединились те же самые материальные элементы: достаточно той самой печати.

Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Вам, вероятно, известна эта проблема.

Да, конечно. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях. Там христиане, как и сотни лет назад, хоронили своих близких на деревенских кладбищах (погостах). И городским жителям хватало место для упокоения. Никому в голову не приходило устроить бизнес на продаже земли для последнего пристанища. Даже самым нищим находился последний покой под крестом в земле предков. Но времена изменились.

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших».

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания.

Христианство и кремацияКак относиться христианину к кремации? Насколько это согласуется (не согласовывается) с христианским учением? Этот вопрос — даже судя по нашей редакционной почты — все больше беспокоит верующих (особенно жителей больших городов), которые уважают убеждения своих родных и близких. Но ответ оказывается совсем неоднозначный.

История кремации

Кремация (от латинского сrеmо — гореть) — это почти полное уничтожение деревянного гроба с телом покойника под воздействием высокой температуры. Весь процесс длится от 3 до 5 часов, а остатки представляют собой гранулированную массу весом от 1,8 до 3,6 кг.

Большинство археологов считает, что кремация — изобретение времен каменного века (III тыс. до н. э.), впервые примененное или в Европе, или на Ближнем Востоке. От VIII в. до н. э. кремация, становится наиболее распространенным методом захоронения в Греции, а с VI в. до н. э. — в Риме.

Каков установившийся и являющийся единственно законным способ погребения видно ясно из последования отпевания. Там прямо указывается, что по окончании последнего тело предается земле: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующым всем людем, предыдущем же священником.. . И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мещеть сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней.. . и тако покрывают, яко обычно гроб».В отношении погребения тел умерших христиан в земле обычай бесспорно сохраняется в Церкви неизменно с первых дней ее существования и потому к нему применимо римское правило, приводимое Зонарой, а вслед за ним Еп. Никодимом при толкование 87 правила Василия Великого: «о чем не существует писанного закона, в том следует хранить нравы и обычаи» и «древние обычаи надлежит хранить как законы». Обычай погребать умерших перешел в новозаветную Церковь из времени ветхозаветного и сохранялся христианами.

По ясному свидетельству Откровения, и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных или нескончаемым мучениям грешников. В этом тоже камень преткновения для неверующих и глубокая тайна для верующих.

Считают невозможным восстановление и Воскресение тел, совершенно уничтоженных тлением, или сгоревших, превратившихся в прах и газы, разложившихся на атомы.

Но если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего Воскресения по гласу трубы архангеловой восстановится связь бессмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится.

Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?

Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.

– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.

До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.

Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша.

Кремация тел умерших сегодня становится всё более частым способом захоронения. Относительная дешевизна, экологичность, возможность захоронения в колумбарии – всё это способствует росту спроса на такую процедуру. Особенно, если умерший сам пожелал быть похороненным таким способом. Но вместе с этим появляется вопрос: как же православная церковь относится к кремации? Не является ли это нарушением церковных канонов? И могут ли родственники кремированного человека рассчитывать на совершение всех необходимых ритуальных обрядов?

Культурология кремации

Сжигание тел умерших происходило повсеместно и во все времена. Тела сжигались как жертвы, как источник инфекции во время эпидемий, как мера борьбы с «колдунами», которые, по местным верованиям, могли после смерти досаждать живым. Но в качестве способа захоронения сжигание осуществлялось исключительно варварскими и языческими племенами. Любая развитая цивилизация, с высокой культурой, хоронила своих усопших в земле.

У нас в Петербурге давно работает крематорий. И многих людей, даже и верующих, не погребают в землю, а сжигают. Это гораздо дешевле, а у старых людей часто нет денег на полноценные похороны. Можно ли прибегать к «услугам» крематория? Или это категорически недопустимо? Грех ли, если позволил родственника кремировать? Как в этом грехе каяться? Как молиться за тех, кто подвергся кремации? Можно заказывать за них панихиды? Как быть, если сам родственник завещает себя на кремирование? Как относиться к праху без твоего согласия сожженного человека?

Константин, Санкт-Петербург.
Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Ек. 12,7) говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, — по смерти возвращается в материю и распадается на элементы.

Нелегкий выбор: кремация или погребение?Можно ли кремировать умерших православным христианам - или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно - есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ - о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения», - сказал о. Савва.

На наших кладбищах чаще можно встретить крематорий, не храм или часовню. Это примета нового времени, но так было не всегда. Можно ли сжигать тело православного человека, как к этому относится церковное предание? Кремирование умерших с точки зрения православного христианства рассматривает греческий богослов Профессор Мандзаридис Георгий. Профессор размышляет о традициях христианских погребений, отношения христианства к человеческому телу мертвому или живому.

Погребение умерших христиан

Погребение умерших не является догматической темой. Воскресение мертвых, в которое верует наша Церковь, не будет зависеть от того, погребены они были или сожжены. Но с другой стороны, погребение мертвых имеет отношение к догматическим верованиям Церкви. Предпочтение погребения и негативное отношение к сожжению умерших тесно связаны с верой Церкви в человека и его предназначение.

Межсоборное присутствие РПЦ МП сформулирует четкую позицию РПЦ в отношении кремации.
Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) напомнил, что многих христиан смущает такая форма погребения: «Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения». Как передает агентство «Риа-Новости», архимандрит Савва (Тутунов) предполагает, что позиция Церкви по этому вопросу будет выработана в ближайшие два года.
Традиционно считается, что «обряд» кремации явление языческого характера, тогда как правоверный христианин, должен быть похоронен в сырой земле.

Да и вообще, акт сожжения человека, в Ветхом Завете предстает как наказание за грех.

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»– Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных.

Архиерейский собор не признал кремацию нормой погребения, однако РПЦ не лишит поминовения христиан, «по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции», говорится в проекте документа «О христианском погребении усопших».

МОСКВА, 12 сен - РИА Новости. Межсоборное присутствие Русской православной церкви подготовило и вынесло на широкое всецерковное обсуждение проект документа «О христианском погребении усопших», в котором, в частности, определяется отношение Церкви к распространившейся в последнее время практике кремации, сообщил в четверг РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Тема, связанная с погребением усопших, иногда возникает в обществе в связи с практикой кремации. Собственно, изначально тема, предложенная к рассмотрению, касалась как раз отношения Церкви к кремации.

Языческий ритуал?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили. Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах.

Точнее православные. Католики кремируют, как и делали раньше наши предки язычники. Мой друг сказал: пусть мертвые хоронят мертвецов). Некоторым тяжело менять моральные устои. Православие очень, очень консервативно.Поэтому им важно сохранять свои традиции в т. ч. церкви, тексты, идеологию. Вы оптимист? Хотите чтобы вокруг вас былы одни плюсы? Идите на кладбище.

Наша церковь предлагает убрать кладбища и многочисленные церкви которые не имеют исторической ценности. Зачем угнетать людей если можно радоваться? Если охота кому-то держать прах тетки Руфь - пусть держит у себя дома. Единственное место для мертвых - наша память. А тела некоторые радикально настроенные товарищи предлагают вообще поедать, решив проблемму очистки от трупных ядов. Тогда решится частично вопрос земельный и голода.