Правила игры в эрудит. Весёлые словесные игры для дружеской компании

ПРАВИЛА РУССКОЙ ИГРЫ СЛОВ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Содержание соревнования

1.2. Новое игровое слово (Рис 1) должно либо включать в себя все буквы ранее выложенного слова (так, слово «язык язык астый», «язык овед», а слово «русский » - до «прусский », «белорусский

1.3. Новое слово может пересекать два, три и более выложенных ранее слов при выполнении обязательного условия - сцепления с каждым ранее выложенным словом общими буквами, в них содержащимися. Новое игровое слово (Рис 1) должно либо включать в себя все буквы ранее выложенного слова (так, слово «язык » можно нарастить в последующих турах до слов «язык астый», «язык овед», а слово «русский » - до «прусский », «белорусский »); либо должно быть перекрёстно, по методу кроссворда, сцеплено с ранее выложенным словом через общую для названных двух слов букву – на доске (Рис 1) «у», «и», «к».

1.4. Слова на игровой доске выкладываются слева направо и сверху вниз. Направление составления игрового слова обозначается утверждённой настоящими Правилами формулой записи: при горизонтальном размещении координаты первой буквы игрового слова начинаются с буквенного символа горизонтальной разметки, например, «и6-русский-21 ». При вертикальном расположении игрового слова первым в координатах указывается символ вертикальной разметки, например, «10е-язык-25 ». Число в конце записи - оценка игрового слова.

1.5. Между словами, размещаемыми на одной горизонтали или одной вертикали, обязателен разрыв как минимум в одно поле. Разрыв как минимум в одно поле должен быть и между словами, размещаемыми на параллельных или перпендикулярных строках. Слово может примыкать перпендикулярно к ранее выложенному слову, если при этом последнее остаётся правильным. Например: на доске выложено слово «и6-русский», новое слово «5е-стоп». Но очки начисляются только за вновь выложенное слово.

1.6. Всякое непрерывное сложение букв на игровой доске, размещённое горизонтально или вертикально, должно представлять законченную форму одного из слов, представленных в Официальном словаре турнира, указанном в Положении о турнире.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Формула соревнования

2.1. Положение о соревновании утверждает Генеральный директор турнира. Предпочтительно разбивать соревнование на два этапа: отборочный и финальный. Отборочный этап включает до 33 туров и проводится по открытой схеме. Суть открытой схемы: в каждом туре все участники из одинакового для всех в каждом туре набора игровых букв составляют на общей для всех игровой доске персональные варианты развития игры. На игровой доске после каждого тура выкладывается только победное слово.

2.2. Набор игровых букв формируется случайным выбором перед каждым туром. Возможно автоматическое формирование набора. Положением о соревновании может быть установлено, что победитель и призёры определяются без проведения финального турнира, по сумме набранных участниками баллов.

3.1. По итогам каждого состоявшегося тура определяются восемь призовых слов. Участникам, которые прислали данные слова, начисляются призовые баллы.

2.3. Начисление баллов по итогам состоявшегося тура производится следующим образом: всем участникам, приславшим победное слово, начисляется 10 баллов; за слово, ставшее по количеству очков вторым, всем, приславшим его, - 8 баллов; за слово на 3 месте - 6 баллов; на 4 месте - 5 баллов; на 5 месте - 4 балла; на 6 месте - 3 балла; на 7 месте - 2 балла; на 8 месте - 1 балл. В случае если участник прислал не только победное слово, но и следующее за ним призовое слово, то ему начисляются баллы только за более ценное слово. В командном турнире баллы за дублируемые членами команды призовые слова начисляются только тому члену команды, кто первым прислал призовое слово.

2.4. Участие в финальном турнире очное. В финальном турнире участникам запрещено прибегать к помощи других лиц, а также пользоваться в игровой зоне словарями, компьютерами, телефонами и прочими подобными принадлежностями. Положение о финальном турнире соревнования утверждается Генеральным директором турнира и размещается на официальном сайте до финального турнира.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Оценка игровых слов

3.1. Оценка игровых слов в ходе игры производится автоматически по ниже изложенной схеме.

3.2. Поля, расположенные по диагоналям игровой доски (Рис 1) от поля «а1» до поля «с17» и от поля «с1»до поля «а17» – премиальные. Цена букв, размещённых на указанных полях, удваивается. Буквенные премиальные поля выделены на доске синим цветом. Поля с диагональными крестами являются премиальными для слов. При размещении на них одной из букв игрового слова оценка игрового слова удваивается.

3.3. Каждой букве настоящими Правилами установлена цена, в соответствии с порядковым номером буквы в русском алфавите. При этом для упрощения счёта двузначные номера приведены по определённой формуле к однозначным цифровым значениям. Устанавливается следующая цена игровых букв:

А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4, Д - 5, Е - 6, Ё - 7, Ж - 8, З - 9,

И - 1, Й - 2, К - 3, Л - 4, М - 5, Н - 6, О - 7, П - 8, Р - 9,

С - 1, Т - 2, У - 3, Ф - 4, Х - 5, Ц - 6, Ч - 7, Ш - 8, Щ - 9,

Ъ - 1, Ы - 2, Ь - 3, Э - 4, Ю - 5, Я - 6.

3.4. Оценка игрового слова складывается из цены букв, составляющих игровое слово, и премий, получаемых за размещение игровых букв и слов на премиальных полях. Цена «общей» буквы удваивается.

3.5. Если буквы игрового слова одновременно расположены на буквенных и словарных премиальных полях, то при подсчёте учитывается сначала премия за букву, затем вычисляется сумма числовых значений букв, включая премию за букву, и далее полученная сумма удваивается. При пересечении игровым словом двух словарных премиальных полей числовое значение слова умножается на четыре, при пересечении трёх - на восемь.

3.6. Премии за размещение игрового слова через премиальные поля учитываются лишь однажды - при размещении игрового слова через свободное премиальное поле. Цена «матрёшки» (&) равна цене игровой буквы, которую участник заменяет «матрёшкой» в игровом слове.

3.7. При равенстве оценки игровых слов приоритет отдаётся:

а) слову с бо льшим количеством букв, использованных в текущем туре,

б) более длинному слову,

в) слову с более ценными буквами текущего тура,

г) слову, поступившему ранее других равноценных.

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. Официальные словари

4.1. Официальными словарями Русской игры слов утверждаются для проверки игровых слов Русский морфологический словарь Дмитрия Григорьева, а для их иллюстрации — Национальный корпус русского языка В любительских турнирах опция иллюстрации отключена. Право использования других ресурсов для проверки игрового слова устанавливается Положением о текущем турнире. В частности, возможно подключение Грамматического словаря русского языка Андрея Зализняка .

4.2. Использование ненормативной лексики запрещается. Участник, предложивший в качестве игрового нецензурное слово, дисквалифицируется. Решение о дисквалификации направляется участнику по электронной почте. Регистрация дисквалифицированного участника аннулируется.

4.3. Использование в игре имён собственных запрещено. Сокращения, аббревиатуры, сложносоставные слова разрешены в том случае, если они представлены в Официальном словаре турнира. Использование слов с дефисом не допускается. Замена буквы «ё» на букву «е» и обратная запрещена! Слово с подобной заменой не учитывается, даже при наличии его в Официальном словаре турнира.

ГЛАВА ПЯТАЯ. Понятия, используемые в настоящих Правилах:

5.1. «Русская игра слов» - Интеллектуальное соревнование, направленное на популяризацию и развитие русского языка, на повышение культуры, эрудиции, грамотности соотечественников. Проводится по настоящим Правилам. Предполагается, что участники знают Правила.

5.2. «Участник соревнования» - Физическое лицо, прошедшее регистрацию на официальном сайте соревнования -

5.3. «Игровая доска» - Белый прямоугольник, разделённый в соотношении 17х17 вертикальной (цифровой) и горизонтальной (буквенной) разметкой на 289 игровых полей, с обозначенными очевидным образом премиальными полями.

5.4. «Букварь» - «Собрание букв», полный игровой комплект игровых буквиц и «матрёшек».

5.5. «Буквица» - Твёрдая основа с нанесённой на неё буквой русского алфавита или она же в электронном исполнении.

5.6. «Матрёшка» - Твёрдая или электронная основа, на которой вместо буквы нанесён графический символ «&». Участник соревнования при составлении игрового слова вправе заменить «матрёшку» любой требуемой ему буквой.

5.7. «Игровое слово» - Слово, которое участник в текущем туре составляет из набора игровых букв и предлагает к размещению на конкретных полях игровой доски в качестве своего варианта развития Игры.

5.8. «Победное слово» - Игровое слово текущего тура, получившее в результате предложенного участником варианта размещения на игровой доске с учётом всех премий, предусмотренных настоящими Правилами, наибольшее числовое значение - оценку.

5.9. «Набор игровых букв» - Набор из семи буквиц и одной «матрёшки», формируемый в начале каждого тура методом случайного выбора. В наборе должно быть не более двух одинаковых букв, не менее трёх гласных и четырёх согласных. Ь, Й, Ъ - согласные.

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Организация соревнования

Решение о проведении соревнования принимает руководитель проекта «Русская игра слов». Руководитель проекта утверждает Генерального директора турнира, который определяет состав рабочих органов и руководит проведением соревнования. Обязательным для проведения соревнования по Русской игре слов является письменное соглашение с правообладателем Патента РФ на промышленный образец №65444.

Кол-во игроков От 2

Время партии От 5 минут

Сложность игры Легкая

Игра «Передай слово», еще одно его название «Испорченный телефон», давно всеми известная словесная игра для большой и веселой компании. Предназначена игра для более 4-х игроков. Игра представлена в 4-х вариациях.

«ПЕРЕДАЙ СЛОВО»

  • Все участники становятся цепочкой, один за другим. Первому из них ведущих говорит на ухо какое-нибудь слово.
  • Его нужно сказать так, чтобы остальные игроки его не услышали. Далее, первый участник говорит это слово также на ухо второму. Второй – третьему, третий – четвертому, и так каждый игрок. Запрещено переспрашивать, уточнять и так далее.
  • Они должны передать то, что услышали от предыдущего игрока следующему.
  • Когда все выполнили это условие, ведущий обращается к последнему игроку, чтобы узнать, какое слово он услышал.
  • Чтобы придать сложность игровому процессу, а заодно и добавить веселья, в качестве начального слова можно выбрать какое-нибудь труднопроизносимое слово. Или слово, в котором чередуются глухие и звонкие согласные (например, тень – день). Чем больше игроков в команде, тем сложнее сохранить первоначальное слово.
  • В конце игры участники делятся тем, что они услышали, чтобы выяснить на ком из них произошла путаница.

«ПЕРЕДАЙ ИНСТРУКЦИЮ»

  • В этой игре первому игроку тайно, чтобы не услышали другие участники, выдается последовательность действий, которые он должен сделать с участниками команды. Вариантов множество: построить всех по росту, возрасту, полу, именам в алфавитном порядке, совершить какие-то простые физические упражнения и т.д.
  • Будет интереснее, если они будут разной степени сложности.
  • Выполнив их с командой, участник должен объяснить эту последовательность также тайно второму участнику. Тот, после выполнения, третьему, и так каждый из команды по очереди.
  • Чем сложнее будут задания, и чем больше будет их количество, тем труднее будет исполнить их всей команде.
  • По окончанию игры также проводится «работа над ошибками» со всеми участниками.

«ПЕРЕДАЙ ИСТОРИЮ»

  • Это еще более усложненный вариант игры.
  • Все игроки, кроме первого, выходят из комнаты.
  • Ведущий зачитывает ему заранее заготовленный небольшой рассказ на 8-10 предложений на общую тему (впрочем, если все игроки имеют общий род деятельности, то рассказ можно придумать и узкоспециализированный).
  • После этого вызывается второй игрок, которому первый должен пересказать этот рассказ, как можно подробнее.
  • После этого, первый отходит в сторону, а рассказ передается уже следующему участнику. И так все игроки.
  • Уже отыгравшим участникам нельзя вмешиваться в этот процесс и ничего не подсказывают. Наконец, последний игрок пересказывает ведущему все, что он запомнил, а его рассказ сравнивается с оригинальным текстом.

«ПЕРЕДАЙ КАРТИНКУ»

  • От предыдущей игры она отличается только тем, что первому игроку показывается картинка или фотография. А дальше, каждый участник по цепочке передает ту информацию, которую он почерпнул от описания предыдущего игрока.
  • В конце все смотрят на саму картинку и разбирают, что упустили в ее описании или, наоборот, прибавили лишнего.

Правила игры "Эрудит"

Эрудит - настольная игра со словами , в которую могут играть от 2 до 4 человек, выкладывая слова из имеющихся у них букв в поле размером 15 x 15.

Правила игры

Игровое поле состоит из 15х15, то есть 225 квадратов, на которые участники игры выкладывают буквы, составляя тем самым слова . В начале игры каждый игрок получает 7 случайных букв (всего их в игре 102). На середину игрового поля выкладывается первое слово , затем следующий игрок может добавить слово «на пересечение» из своих букв. Слова выкладываются либо слева направо, либо сверху вниз.

Словарь

Разрешается использовать все слова , приведенные в стандартном словаре языка за исключением слов , пишущихся с прописных букв, сокращений, и слов, которые пишутся через апостроф или дефис.

Разрешено использовать только нарицательные имена существительные в именительном падеже и единственном числе (либо во множественном при отсутствии у слова формы единственного числа).

Игра

В начале игры каждому дается по 7 фишек. За один ход можно выложить несколько слов . Каждое новое слово должно соприкасаться (иметь общую букву или буквы) с ранее выложенными словами . Слова читаются только по горизонтали слева направо и по вертикали сверху вниз.

Первое выложенное слово должно проходить через центральную клетку.

Если игрок не хочет или не может выложить ни одного слова, - он имеет право поменять любое количество своих букв, пропустив при этом ход.

Любая последовательность букв по горизонтали и вертикали должна являться словом . Т.е. в игре не допускается появление на поле случайных буквосочетаний, не представляющих собою слов , соответствующих вышеприведенным критериям.

После каждого хода необходимо добрать новых букв до 7.

Если за ход игрок использовал все 7 букв, то ему начисляются дополнительные 15 очков.

Распределение фишек и стоимость букв

Буква Кол-во Цена

А 8 шт 1 очко

Б 2 шт 3 очка

В 4 шт 1 очко

Г 2 шт 3 очка

Д 4 шт 2 очка

Е 9 шт 1 очко

Ж 1 шт 5 очков

З 2 шт 5 очков

И 6 шт 1 очко

Й 1 шт 4 очка

К 4 шт 2 очка

Л 4 шт 2 очка

М 3 шт 2 очка

Н 5 шт 1 очко

О 10 шт 1 очко

П 4 шт 2 очка

Р 5 шт 1 очка

С 5 шт 1 очко

Т 5 шт 1 очко

У 4 шт 2 очка

Ф 1 шт 8 очков

Х 1 шт 5 очков

Ц 1 шт 5 очков

Ч 1 шт 5 очков

Ш 1 шт 8 очков

Щ 1 шт 10 очков

Ъ 1 шт 15 очков

Ы 2 шт 4 очка

Ь 2 шт 3 очка

Э 1 шт 8 очков

Ю 1 шт 8 очков

Я 2 шт 3 очка

Подсчет очков и бонусы

Каждой букве присвоено количество очков от 1 до 10. Некоторые квадраты на доске раскрашены в разные цвета. Количество очков, получаемых игроком за выложенное слово, подсчитывается следующим образом:

Если квадрат под буквой бесцветен, добавляется количество очков, написанное на букве;

Если квадрат зеленый, количество очков буквы умножается на 2;

Если квадрат желтый, количество очков буквы умножается на 3;

Если квадрат синий, количество очков всего слова умножается на 2;

Если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3.

Если слово использует множители обоего типа, то в удвоении (утроении) очков слова учитывается удвоение (утроение) очков букв.

Звёздочка

Также, в наборе косточек присутствуют три звёздочки. Такая фишка может быть использована как любая буква на выбор игрока. Например, игрок может выставить слово «ТЕ*ЕФОН», где роль буквы «Л» будет играть звездочка.

Звездочка приносит столько очков, сколько бы принесла буква, роль которой она играет.

Повторное использование звёздочки

Если у любого из игроков есть буква, которую заменяет звёздочка, он может заменить звёздочку буквой и использовать эту звёздочку для составления своего слова, но только в текущий ход. Забрать звёздочку с поля себе нельзя.

Любимая буква

Количество игроков: любое. Нужно заранее приготовить листочки с разными буквами и сложить их в конверт. Вызывается доброволец. Он вытаскивает наугад листочек с буквой, например, ему досталась буква «Р». Теперь он должен отвечать на вопросы ведущего (также желательно привлечь к этому остальных игроков, чтобы они не скучали, а принимали активное участие) причем так, чтобы все его слова начинались только на выбранную букву. Вот примерный диалог: Как тебя зовут? — Роман. В какой стране ты живешь? — В России. Твой любимый овощ? — Редис. Какой фильм ты смотрел вчера? — Ромео и Джульетта. Твой любимый писатель? — Ремарк. Чтобы вопросы не повторялись, ведущему желательно заранее приготовить подборки самых различных вопросов. Игра проходит в быстром темпе. Если игрок ошибся и назвал слово на другую букву или замешкался и не смог назвать слово на счет «Раз-два-три», он выбывает из игры, и вызывается следующий участник – он вытаскивает уже другую букву. И так – пока игра не надоест гостям. Простая, но довольно азартная игра, попробуйте!

Вариант этой игры: выбирается какая-то буква, и на любой вопрос ведущего игрокам нужно отвечать словами, начинающимися только с этой буквы. Задача ведущего — задавать каверзные вопросы, сбить с толка игроков. Игра проводится в очень быстром темпе. Кто называет слово на другую букву — выбывает. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Две последние буквы

Количество игроков: любое.

Интересная словесная игра на сообразительность и быстроту реакции; несмотря на то, что она довольно простая, но, тем не менее, мозг заставляет поработать.

Основные правила: слова должны быть существительными именительного падежа единственного числа; нельзя произносить слова вслух. Также не разрешается загадывать такие слова, на две последние буквы которых невозможно составить новые.

Первый участник называет любое слово. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет любыми другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку. И так продолжается, пока не надоест.

Пример:

1-й игрок: «Мячик»

2-й игрок: «Ее намазывают на бутерброд» (икра)

3-й игрок: «Когда его варят, он становится красным» (рак)

4-й игрок: «Он выступает в цирке» (акробат)

5-й игрок: «Человек, отрицающий существование Бога» (атеист)…

Самое интересное в этой игре то, что все понимают, о чем идет речь, а сказать-то нельзя!

Запрещенная буква

Водящий поочередно задает какие-либо несложные вопросы играющим, например: «Где вы сегодня проснулись?», «Чем вы едите суп?», «Какое сегодня число?» и т.п. Игроку, которому задан вопрос, нужно дать быстрый осмысленный ответ, при этом избегая в словах ответа буквы, которая по уговору объявляется запрещенной. Допустим, что запрещенной является буква «о». Тогда на вопрос водящего «Где вы сегодня проснулись?» нельзя ответить «в кровати» — придется подобрать такой ответ, чтобы в нем не было буквы «о». Например, можно сказать: «На диване». Раздумывать долго не разрешается. Тот, кто замешкается или употребит в своем ответе запрещенную букву, становится водящим, и игра начинается сначала. Можно несколько усложнить задание, объявив две запрещенные буквы: одну — гласную, другую — согласную. В этом случае от участников потребуется больше находчивости, а игра будет проходить веселее и оживленнее.

7 игр в слова на все случаи жизни March 26th, 2014

Отгадай животное или персонажа

Один из игроков загадывает, например, животное. Остальные по очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать, какое животное было загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать. Если ответ "Нет", ход переходит к следующему игроку.

Это хищник?
- Да!
- Он из семейства кошачьих?
- Нет!
- У него серая шерсть?
- Да!
- Это волк!
- Точно!

Так же можно загадывать персонажей любимой книжки, фильма, названия цветов, да все, что угодно!
Интересная разновидность игры, когда игроки пишут на листочках имя персонажа и приклеивают друг другу на лоб (например, писать можно на кусочке малярного скотча). Все видят имя твоего персонажа, но ты-то сам нет! И тебе нужно отгадать, кто ты, при помощи тех же самых вопросов с ответами "Да-нет". Это бывает очень смешно.

Чепуха

Игра "Чепуха" точно из детства, помните? Каждому игроку выдается листок бумаги и ручка. Ведущий задает вопрос: "Кто?" и каждый игрок пишет на верхней части листочка ответ на этот вопрос. Потом эта часть листка подгибается, игроки меняются местами и ведущий задает следующий вопрос: "Когда?". Все пишут ответ. Потом снова подгибают, снова меняются и так далее. "Где?" "Что делали?" "Что из этого получилось?" Когда все ответы написаны, разворачиваем листочки и читаем. Иногда получается просто забавная "чепуха", а иногда все покатываются от смеха!
Мы с сыном играли в эту игру на листках из тетрадки с линейку, чтобы потренироваться в письме. Поверьте, это гораздо интереснее, чем скучные прописи!

А какие словесные игры любите вы?