Что такое ненормативная лексика. Что признается ненормативной лексикой

Разновидностью обсценной лексики, получившей большое распространение в русском языке, является русский мат , насчитывающий 6-7 словооснов. В русском языке присутствует также несколько десятков других обсценных слов, не являющихся матерными и значительно менее табуированных, но тоже считающихся «неприличными».

Ненормативная лексика и общество

Советский агитационный плакат «Наше условие - долой сквернословие!», автор - Константин Иванов, 1981

Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики ифразеологии , идеографически исемантически связанных с запретной темойсекса и сексуальной сферы, сложился увосточных славян - предковрусских ,украинцев ,белорусов - ещё вязыческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживалсяПравославной церковью . Поэтому данноетабу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.

В связи с этим характерны опубликованные информационным агентством «Интерфакс» данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, проведённого в июле 2004 Всероссийским центром изучения общественного мнения. Подавляющее большинство россиян (80%) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.

13% опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3% полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении - это просто ханжество .

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественнойморали после распадаСССР , массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат ижаргон вошли вмоду , став одним из средствпиара .

Среди детей и подростков умение материться подсознательно считалось и считается одним из признаков взрослости [ источник? ] . Ну и разумеется, как только подрастающее поколение овладевало азами этих знаний, оно испытывало крайнюю необходимость продемонстрировать достигнутое - отсюда надписи на заборах, стенах общественных туалетов, школьных партах - а теперь и в Интернете [ источник? ] .

Следует отметить, что, вопреки распространённому мнению, в местах лишения свободы ненормативная лексика сравнительно мало используется [ источник? ] . Это связано с жёсткими уголовными «понятиями», согласно которым каждый заключённый должен нести ответственность за всё им сказанное («отвечать за базар»), а многие устойчивые нецензурные выражения воспринимаются в буквальном значении. Напрмер, посылание кого-либо на «три буквы » рассматривается как указание данному человеку, что его место - именно там, то есть как заявление о принадлежности его к касте «петухов ». Невозможность доказать такое заявление может привести к тяжёлым последствиям для «пославшего».

Возвращаясь к теме «ненормативная лексика и общество», следует подчеркнуть, что нынешняя свобода высказывания все же не отменяет ответственности говорящего и пишущего (см., напр., ст. 20.1 КоАП РФ). Конечно, вряд ли возможно запретить человеку ругаться, если это единственное средство самовыражения, которое ему доступно (учитывая ограничения, налагаемые воспитанием или условиями существования - «с волками жить - по-волчьи выть»). Конечно, не следует подвергать сожжению (или иному способу уничтожения) книги модных писателей. Однако прилюдная брань в нормальной обстановке неминуемо нарушает права иунижает достоинство тех людей, для которых табу сохраняет силу (по моральным, религиозным и иным соображениям).

Документ без названия

Почти три четверти наших сограждан (73 %) полагают, что нецензурные выражения недопустимы «ни при каких обстоятельствах». Особенно часто декларируют приверженность этой норме женщины (82 % — при 62 % среди мужчин), пожилые россияне (82 % среди тех, кому за 60 лет), обладатели вузовских дипломов (78 %), москвичи (78 %). Однако им приходится постоянно сталкиваться с пренебрежением ею (что очевидно и без всякого опроса), причем не только при контактах с «чужими». Более половины из числа респондентов, считающих сквернословие категорически недопустимым (53 %), заявляют, что большинство их знакомых употребляют в своей речи нецензурные выражения. Противоположный ответ дают 44 % этой группы опрошенных, что, впрочем, говорит вовсе не об отсутствии в их кругу людей, пользующихся обсценной лексикой, а лишь о том, что последние в нем не преобладают.

Почти две трети опрошенных признают, что иногда употребляют нецензурные выражения, причем 15 % — что делают это часто. И только треть (33 %) — никогда. Как нетрудно догадаться, чаще прочих говорят, что не пользуются такой лексикой, пожилые граждане (54 %), женщины (47 %), москвичи (47 %), граждане с высшим образованием (41 %). Между тем распределение ответов по одному социально-демографическому параметру не столь предсказуемо: оказывается, ненормативная лексика особенно широко применяется относительно состоятельными гражданами. Среди тех, чей ежемесячный доход, по их словам, превышает 20 тыс. рублей в месяц, ею пользуются 80 % (23 % — часто, еще 57 % — редко), тогда как по выборке в целом — 65 % (три группы с меньшими доходами, выделяемые на основании опроса, в этом отношении между собой почти не различают-

ся). Трудно сказать, чем это обусловлено. Но вряд ли материальное благополучие само по себе способствует склонности к ненормативной лексике. Скорее можно предположить обратную причинно-следственную связь: эта склонность чаще свойственна людям напористым, агрессивным — то есть носителям качеств, повышающих в нашем обществе шансы на успех.

Так или иначе, нельзя не обратить внимания на то, что внушительное большинство респондентов применяют нецензурные выражения, тогда как еще более внушительное, подавляющее большинство — считают это недопустимым «ни при каких обстоятельствах». Присмотримся к этому противоречию повнимательнее (табл. 1).

Таблица 1

данные в %

Как видим, люди, сквернословящие «редко», определенно склоняются к мнению, что ненормативная лексика недопустима — в соотношении 3: 1. А среди использующих такую лексику «часто» доли считающих это приемлемым и неприемлемым практически равны.

Отметим по ходу, что в данном случае представление участника опроса о «часто» и «редко», несомненно, очень сильно зависит от среды, к которой он принадлежит. И если в социальном окружении респондента матом, по известному выражению, не ругаются, а разговаривают, то он может искренне считать, что пользуется ненормативной лексикой «редко», хотя бы уже потому, что способен время от времени изъясняться без нее. Так что разница между представителями двух групп — не столько в количестве соответствующих терминов на единицу времени, сколько в том, выделяются ли они в этом плане, по их собственным ощущениям, на фоне окружающих. Но, так или иначе, очевидно, что среди пользующихся обсценной лексикой преобладает мнение о ее недопустимости.

Между тем трудно предположить, что матерщинники, осуждающие сквернословие, в массовом порядке терзаются своим моральным несовершенством. Надо полагать, в массовом сознании существует определенная система оправданий, скрадывающая, «снимающая» противоречие между признаваемой нормой и попирающей ее практикой, — подобные коллизии никогда без этого не обходятся. И первое, самое напрашивающееся оправдание — ссылка на разного рода стрессы: половина россиян, судя по данным опроса, используют ненормативную лексику исключительно под влиянием «сильных эмоций» (и лишь 12 % позволяют себе это без них). Причем среди тех, кто употребляет нецензурные выражения «редко», 84 % делают это, по их словам, исключительно под воздействием таких эмоций (среди тех, кто «часто» — 59 %). Излишне говорить, что поводы для «сильных эмоций» могут быть самыми разными — от внезапного падения метеорита или курса национальной валюты до нерасторопности продавца в магазине или непослушания собственных детей. Но важен сам принцип: использовать нецензурные выражения, конечно, нехорошо, но ежели сгоряча — то, пожалуй, простительно.

Как явствует из приведенной ниже таблицы (табл. 2) , выражать отрицательные эмоции посредством нецензурной речи принято у нас в гораздо большей мере, нежели сквернословить от восторга.

Таблица 2

данные в %

Население в целом

Считают употребление в речи нецензурных выражений

допустимым

недопустимым

А какие эмоции Вы чаще выражаете с использованием нецензурных выражений — положительные или отрицательные? Или положительные и отрицательные в равной мере?

Положительные

Положительные и отрицательные в равной мере

Отрицательные

Затрудняюсь ответить

Вопрос не задавался (никогда не употребляют нецензурных выражений либо затрудняются сказать, употребляют ли)

И вот что любопытно: респонденты, считающие использование ненормативной лексики категорически неприемлемым, почти так же часто говорят, что применяют ее при отрицательных эмоциях, как и люди, не видящие в ней ничего предосудительного (46 и 40 % от этих групп соответственно). Между тем противники такой лексики втрое реже, чем защитники, заявляют, что пользуются ею по преимуществу для изъявления положительных эмоций, а также что с равной охотой употребляют эту лексику для выражения позитивных и негативных эмоций. Иначе говоря, хотя большинство наших сограждан полагают, что «ни при каких обстоятельствах » нельзя применять нецензурные выражения, на деле расстройство чувств, гнев, разочарование являются для них весьма весомыми смягчающими обстоятельствами — в отличие от восхищения красотами природы или радости от встречи с другом.

Составить более или менее полное представление о механизме легитимации ненормативной лексики можно по ответам на открытый вопрос, в каких ситуациях допустимо употреблять нецензурные выражения . Вопрос этот задавался, конечно, лишь тем респондентам (21 % от всех опрошенных), которые в принципе считают допустимым использовать их. Но было бы очень большим упрощением считать, что аргументация защитников обсценной лексики совершенно чужда ее противникам: скорее всего, многие из них также согласились бы признать доводы, приводимые в поддержку этой лексики, — пусть и не настолько вескими, чтобы вынести оправдательный вердикт. Итак, что же это за доводы?

Чаще всего, как нетрудно догадаться, люди говорят, что употреблять нецензурные выражения допустимо, когда надо выплеснуть сильные эмоции (4 % от всех опрошенных): «чтобы сбросить отрицательную энергию»; «когда нервы не выдерживают»; «чтобы снять стресс»; «в запале»; «сброс адреналина»; «когда уже нет слов, а остались одни эмоции»; «молотком по пальцу»; «простыми словами эмоции не опишешь» , а также в конфликтных ситуациях (3 %): «когда доведут до точки кипения»; «когда спорные вопросы»; «в порыве гнева»; «в конфликтах».

Довольно часто употребление ненормативной лексики интерпретируется как экстремальная коммуникативная стратегия, способ добиться понимания (3 %): «облегчает понимание»; «когда не понимают русскую речь»; «это часть общения, человек не понимает по-другому иногда»; «такое общество. Для доходчивости»; «чтобы увеличить силу убеждения» .

Некоторые (3 %) полагают, что ненормативная лексика допустима при любых обстоятельствах («в любых»; «почти во всех» ), поскольку составляет неотъемлемую часть нашей культуры — «в нашей стране по-другому нельзя»; «мы родились и выросли с этим»; «это русская речь такая»; «без этого никак нельзя»; «вся Россия построена на нецензурных выражениях». Причем любопытно, что иногда респонденты апеллируют к устоям, традициям, не без пафоса провозглашая: «не нами придумано и не нам убирать»; «ведь и деды наши употребляли» . Но приводят — то ли в шутку, то ли всерьез — и вполне «либеральный» довод: «мы живем в свободной стране».

Нередко респонденты говорят, что употреблять нецензурные выражения можно дома, с родными, друзьями (2 %): «в своем круге общения»; «в кругу близких друзей»; «с подругами»; «со своими людьми»; «дома, когда на деда ругаюсь»; «с мужем, в ответ ему»; «в закрытом семейном кругу».

Кроме того, некоторые россияне считают, что ненормативная лексика допустима «для связи слов» (1 %), на работе — особенно «когда работа не ладится» (1 %), «между мужиками»; «при отсутствии женщин и детей» (1 %). Периодически звучит и еще один мотив — заставляют тяготы российской жизни (1 %): «при нашем государстве по-другому не получается»; «при нашей жизни — кругом обман»; «устал от нашего государства, от борьбы за существование; на все это хочется выругаться»; «при такой жизни все допустимо».

Нельзя сказать, что репертуар оправданий очень уж разнообразен и изощрен, но, похоже, вполне достаточен — и для тех, кто считает ненормативную лексику допустимой, и для тех, кто, не соглашаясь с ними, все же прибегает к ней в повседневной жизни.

Когда речь заходит о публичном пространстве, наши сограждане склонны не только демонстрировать нетерпимость к такой лексике, но и оправдывать запреты и санкции — в особенности если речь заходит о СМИ.

За запрещение художественных произведений, содержащих нецензурные выражения, высказываются 65 % россиян (среди женщин и пожилых граждан — по 70 %). Возражают — 23 %. Отметим, что наиболее толерантны здесь москвичи: в столице за запрет высказываются 52 % опрошенных, а против — 37 %. Штрафы за использование таких выражений в СМИ готовы поддержать уже 84 % опрошенных (в Москве — 69 против 15 %). Причем даже те, кто считает применение соответствующей лексики в обыденной речи допустимым, склоняются здесь на сторону ее противников: за запрет художественных произведений с обсценными вкраплениями высказываются 46 % защитников «бытового» сквернословия (против — 40 % этой группы), за штрафы в случаях таких вкраплений в СМИ — 70 % против 16 %.

При этом 74 % респондентов говорят, что нецензурные выражения в СМИ их лично раздражают (19 % — что не раздражают). Это, естественно, несколько меньше, чем доля считающих нужным штрафовать СМИ за сквернословие, поскольку некоторые готовы поддержать санкции, беспокоясь о воспитании детей, щадя чувства людей более «трепетных», чем они сами, полагая, что СМИ должны блюсти и транслировать определенные нормы речевого поведения, и т. д. Но даже среди тех, кто, по их собственной оценке, злоупотребляет крепкими словами, почти каждый второй (49 %) раздражается, услышав такие слова в теле- или радиоэфире или прочитав в прессе. Кстати, это раздражение скорее всего относится к числу «сильных эмоций» и выражается с помощью той же самой терминологии.

Вместе с тем можно предположить, что на деле значительная часть наших сограждан склонна применять к художественным произведениям и, в меньшей мере, к СМИ те же двойные стандарты, какие они применяют к себе. Если в художественном произведении персонаж испытывает сильные эмоции или расслабляется в кругу близких друзей, то, вероятно, крепкое выражение ему простится. Впрочем, это только предположение.

Что же касается повседневного сквернословия, то можно, видимо, заключить, что жесткость осуждающей его моральной нормы компенсируется необязательностью следования этой норме — подобно тому как суровость российских законов, по известному выражению, компенсируется необязательностью их исполнения. И это очень устойчивая ментальная конструкция.

Еженедельный опрос 9—10 февраля 2013 г., 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500респондентов ї Фонд «Общественное мнение»

Жукова Оксана

Реферат на тему "Ненормативная лексика"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Ненормативная лексика.

Бороздя просторы Интернета, особенно различного рода форумы, конференции, блоги и др., становится неловко от применения пользователями бранных выражений, ругани, мата и т.п. Начинаешь задумываться, по какой причине люди употребляют нецензурные слова и выражения? Что это – крик души, бедность лексикона, невоспитанность, самовыражение, плохое влияние? С уверенностью можно сказать, каждый человек говорит непотребные слова. Но одно дело, когда говоришь, чтобы усилить оттенок того или иного события или случая, ситуации, другое дело, когда люди бросаются такими словечками по отношению друг к другу.На уроке русского языка нам предложили несколько тем для проекта.Мне и Артёму сразу приглянулась тема о ненормотивной лексике.Нам всегда было интересно откуда пришёл русский мат.Всё оказалось не так сложно!

Мат (ма́терный язык, лая матерная (устаревшее)) - наиболее грубая разновидность ненормативной лексики в русском и в близких к нему языках.

История возникновения.

Как отмечают историки, племена славян, конечно, ругались, однако их ругань была по сравнению с тем, что произошло далее, сплошной невинностью, и их ругательства заключались скорее в сравнении с домашними животными (корова, козел, баран, бык, кобыла и т. д.). Но в 1342 году на русское княжество напал хан Батый. И именно за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для России бесследно. Что интересно, в странах, которых постигла та же участь, почти так же и ругаются. Так, например, сербское "ебене слунце в пичку" практически идентично нашему "е*ать". Фактически синонимы произносимых в русском языке матерных слов встречают свое отражение и в польском языке, и в венгерском - уж столь далеком языке финно-угорской группы, а отнюдь не славянской группы языков.После монгол ругались все. Богатые и обеспеченные дворяне считали ниже себя говорить на матерном языке, однако до нас дошли сочинения и Пушкина, и Некрасова, и Гоголя, которые не прочь были ввернуть матерное словцо. Все они так или иначе учились правильно излагать непристойные мысли у фактически основателя матерной поэзии - Игоря Семеновича Баркова - классика русской матерной словесности. Однако же матерный язык именно как язык разговорный был более присущ рабочим и крестьянам.

Большое количество людей не образованных и привыкших выражать через "б*я" практически все свои мысли - попало во власть и начало крутиться. Ругался и Ленин (хоть и из образованной семьи был), и Сталин, закончивший церковную гимназию. Особое развитие мат получил как раз и при последнем.

Постоянные ссылки людей, не виновных в том, что они евреи или родились в России, дал толчок русскому мату. Фактически в это время начались образовываться неодносложные матерные выражения, матом стали выражать свое мнение. Мат стал языком зоны, понятным как и заключенным, так и людям, которые их охраняли. Половина страны, отсидевшая за преступления или ни за что вообще, дала очень большой толчок развитию мата. В 1954 году началась так называемая "оттепель", и на свет начали появляться самиздатовские книжки со стихами Баркова или приписанными к его творчеству (проще было указать имя человека, который умер еще в 18 веке, чем отвечать самому за все сказанное). Именно тогда появилось большинство матерных частушек, отражающих перемены и изобретения человечества (телевизор, космические полеты, конец войны). Мат стал неотъемлемой жизнью России. "Архипелаг ГУЛАГ", за которого Солженицын получил Нобелевскую премию вовсю пестрит матерными выражениями, более выражающими состояние героев романа, нежели язык литературный.

В связи со свободой слова, которая в России уже как 10 лет, мат вылез из подполья, и начали появляться уже хорошо оформленные издания с матерными стихами, словари мата. Недавно автором было замечено коллекционное издание "Луки Мудищева"... Что ж, в каждом из нас течет еще с незапяматных времен татаро-монгольская кровь, и пока жива Россия и русский язык, будет жить и мат как неотъемлемая часть русской культуры.

Мат в современной жизни.

Ненормативная лексика прочно вошла в нашу жизнь. Большинство граждан России не представляют свою речь без нецензурного выражения. Даже нашлись специалисты, которые смогли подсчитать, сколько раз в жизни человек прибегает к помощи слов, относящихся к ненормативной лексике. Оказывается, в течение своей жизни каждый из нас употребляет ругательное слово около 230 тысяч раз. Хотя, судя по результатам проведенных опросов, 29% населения страны вообще не ругается нецензурными словами. Зато 70% из них прибегают к помощи мата весьма регулярно.

В чем же причина такого массового сквернословия? Неужели для большинства людей нецензурные слова являются нормальными и они пользуются ними в повседневной жизни, даже не подозревая, что это выглядит порой даже очень отвратительно? Некоторые психологи считают, что люди прибегают к мату лишь для того, чтоб лучше выразить свои эмоции, так как других слов для этого не хватает. А, может быть, другие слова не будут столь яркими эмоционально. Например, и музыканты из рок-групп уверены, что мат это слова, необходимые для снятия стресса. Поэтому, присутствие ненормативной лексики в творчестве рок-групп довольно обычное явление.

Также, согласно статистике, 17% россиян употребляют мат для борьбы со стрессом и выплескивания эмоций. Некоторые россияне (5%) уверены в том, что, прибегая к помощи нецензурных слов, они делают свою речь более яркой и, тем самым, находят взаимопонимание со своими собеседниками. А 1% населения вообще считает, что материться следует везде и повсюду. Кстати, если слушать психологов, то среди них есть и такие, которые считают мат хорошим восстановительным средством для энергетического баланса человека. Они также уверяют о полезной роли нецензурной брани в снятии стрессового состояния у людей.

Но, так или иначе, а у российского законодательства свои взгляды на употребление матов в общественных местах. И оно в корне несогласно с мнением ни психологов, ни отдельных музыкантов, и квалифицирует применение в разговоре нецензурных выражений как административное нарушение, за что положен штраф в размере 500 рублей.

Интересно, что в Белгороде людей так достала ненормативная лексика (особенно в грубых формах ее проявления), что местная власть установила свое наказание за ругань в общественных местах в виде штрафа на 1500 рублей. И результат не заставил долго ждать. Буквально за несколько месяцев городской бюджет успешно пополнился на сумму, превышающую полмиллиона рублей.

Но только лишь в России столь много любителей сквернословия? Да нет, конечно. Хотя, следует заметить, что русский язык по количеству нецензурных выражений, входит в лидирующую тройку. Его сумели опередить английский и голландский языки. Так что во многих странах мира прибегают к помощи мата. Ненормативную лексику можно услышать где угодно: на спортивных соревнований мирового уровня, из уст разных знаменитостей, в том числе и высокопоставленных политических деятелей, в кино и на телевидении. Одни из-за своей несдержанности несут наказания, другие – теряют своих поклонников, а третьих могут попросту не замечать. Ну, ругается и Бог с ним.

Многим известно, например, чем закончилась несдержанность в своих выражениях для известного российского певца Филиппа Киркорова, когда во время своей пресс-конференции он оскорбил журналистку в «розовой кофточке». Тогда почти 700 радиостанций и телеканалов убрали из своего репертуара песни в исполнении Киркорова. На футбольных матчах судьи часто удаляют с поля игроков, выражающих свои эмоции при помощи мата. Даже в теннисе, где, казалось бы, играют одни джентльмены, тоже ругаются. Да еще так, что на всемирно известных соревнованиях в Уимблдоне пришлось создать штаб для борьбы с руганью. И виновные несут серьезные наказания в виде крупных штрафов.

Среди известных политических деятелей наиболее колоритной фигурой, использующей нецензурные слова в своей лексике, является экс-президент США Джордж Буш. Он большой любитель «крепкого словца». Причем ругаться Буш может как в напряженном, так и в расслабленном состоянии.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ. БЕСЕДЫ О НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ

Практически любой конфликт, а их в любой организации бывает немало (либо недоразумения с покупателями, либо выяснение отношений в собственном коллективе и др.), не обходится без употребления ненормативной лексики, то есть мата. Те же, кто не был пойман на громко произносимом ругательстве, могут произнести его не вслух, а про себя.

Но, значит, они тоже ругаются? Откуда эти знания? Да еще такие умения? И, главное, где-то однажды научившись, мы затем выясняем, что произносить вслух данные словечки в приличном обществе почему-то неприлично. А почему?

Почему нельзя, если почти вся страна ругается? Недаром пресловутой стала фраза одного из политиков: «Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем», а еще большую популярность приобрела цитата: «Русский язык без мата похож на доклад».

Если мат - запрещенная лексика, то встает вопрос: кто ее запретил и где список этих слов? И почему львиная доля ругательств черпается из табуированной области сексуальных отношений?

По мнению ученых, оказывается, что все дело в нашей биологии и наших генах. Ведь человек унаследовал множество механизмов социального и сексуального поведения из животного мира, да и не так далеко мы от него ушли, как нам кажется. Многие животные инстинкты сидят в нас и поныне и, хотим мы того или нет, влияют на наше сознание, психику и образ жизни.

Когда мы искали информацию нашего проекта в разных источниках, мы наткнулись на онлайн сайт «Ненормативная лексика в биологии» и

Попросили доктора биологических наук Сергея Пашутина рассказать нам о биологических корнях ненормативной лексики. Итак, мат глазами биолога.

Каковы функции у нецензурных слов с точки зрения биологии?

Прежде всего, мат как речевое воздействие используется в качестве бранной лексики - оскорблений, угроз, выражений крайнего презрения и прочих отрицательных характеристик. Однако, несмотря на повышенную эмоциональную нагрузку бранного сквернословия, это далеко не самое значимое предназначение вульгарных слов. Гораздо чаще человек использует ненормативные слова вовсе не для ругани, а как доходчивый способ общения или как убедительное и краткое средство подачи нужной информации.

Что стоит за запретами на нецензурные выражения?

Вообще-то смысловая нагрузка матерной лексики не соответствует ее буквальному пониманию, особенно в настоящее время, хотя срамные слова потому и стали табуированными (запретными), что затрагивали сексуальную тематику. Более того, уже сам разговор на интимные темы воспринимался в те времена как неприличный, даже при использовании общеупотребительной нейтральной лексики. Подобные стереотипы поведения закрепились в нашем сознании.

Матерное и бранное - эти понятия являются синонимами?

Вовсе нет. «Крепкими» и не для целомудренных ушей словами прежде всего были насыщены ругательства, но жесткие ограничения налагались только на нецензурную брань с явным сексуальным подтекстом. Вся прочая ругань, которая выстраивалась вокруг пищеварительно-выделительной физиологии или в которой преобладали богохульные выражения, находится на различных стадиях табуированности, однако к мату принципиально не относится. Такой тип нематерной хулы ближе к сниженной лексике, хотя и с ее помощью можно сильно обидеть человека.

Существует теория, что бранный ритуал является показателем эволюции человека. Так ли это?

Это действительно так. Биологический смысл ругани заключается в сдерживании злобного поведения или недружественных действий со стороны потенциальных врагов, а также для подтверждения своего «рейтингового» статуса. Достигается это с помощью демонстрации собственной агрессии, правда, выраженной в словесной форме. Но и у животных конфликты нечасто сопровождаются кровопролитием. Только вместо речи они пользуются другими упреждающими сигналами - специфическими телодвижениями, звуками и прочими ритуализированными действиями, что позволяет более слабому сопернику своевременно отказаться от безнадежной борьбы.

С каждым годом среди людей разного возраста и статуса все больше распространяется употребление разного типа жаргон, сленг и ненормативной лексики. Особенно это отражается на подростках от 13 до 17 лет. По свидетельствам опросов 60% употребляют нецензурные слова из- за личных проблем и стрессов, а другие (40%) потому, что это считается круто. Мы решили проверить эти показатели и опросили учеников нашей школы с 5 по 11 классы.Вот что получилось:

Ненормативная лексика: нехватка воспитания (образования) или способ самовыражения?

1. Нехватка образованности, и, как следствие, отсутствие или бедность лексикона. Мы не имеем в виду не окончание школы, колледжа или вуза, т.е. формальное образование. Под этим мы понимаем недостаток общения с грамотными людьми, его узкий круг, отсутствие книжного образования, прекрасного источника пополнения лексикона. Чем объяснить человеку свою позицию или просто проигнорировать его, люди смело посылают его во всякие интимные места.

2. Самовыражение. Это факт. Многие молодые люди, особенно школьники, применяя ненормативную лексику, демонстрируют якобы свою взрослость, матерость, выделяясь, таким образом, из своего окружения. Особенно горько смотреть на девушек, выражающихся блатными выражениями, такие девчонки, равно как и курящие, для меня являются объектом брезгливости и антипатии. Особенно резко бьет по органу слуха применение ими таких выражений так, для связки слов, бессмысленно.

3. Выражение крайнего недовольства и наоборот, всплеск эмоций при описании ситуации, положения. Тут даже высокообразованный человек может сгоряча ляпнуть такое словечко, что уши пухнут. Но тут такого рода выражения используются в общении с равными по образованности и уровню интеллекта людьми.

4. Банальная трусость. Это одна из распространенных причин, особенно в виртуальном общении. Человек понимает свою безнаказанность и недосягаемость, ведь в худшем случае его «забанят», и спокойно посылает и оскорбляет всех направо и налево. Хотя и при реальном общении доходит до взаимного оскорбления, начинается словесная перепалка и этим и заканчивается в основном.

5. Невоспитанность, а равно плохое воспитание. Эта причина несколько схожа с первой. Но тут прежде всего зависит от непосредственного окружения: родителей, братьев, сестер и других близких родственников. Очень часто являюсь свидетелем сцены, когда родители, дяди, тети демонстрируют «продвинутость» своего несмышленного чада лет 3-4 от роду, громко и с достоинством озвучивающего «новые» слова. Хорошо если с годами эти слова не войдут в привычку.

Нежели от социального статуса и возраста.

Распространенное мнение о том, что подростки матерятся в разы больше, чем зрелые люди, терпит крах на российских дорогах, в автомастерских и несолидных питейных заведениях. Здесь люди не сдерживают порывы, которые идут от души, выплескивая на собеседника и окружающих волну своего негатива. В большинстве случаев использование мата связано с недостатком словарного запаса или с тем, что человек не в состоянии выразить свои слова и мысли в более культурной форме.

С точки зрения эзотерики и религии бранящийся человек изнутри разлагает себя и плохо влияет на окружающее пространство, выпуская отрицательную энергию. Считается, что эти люди болеют чаще тех, кто держит свой язык в чистоте.

Нецензурную брань можно услышать в совершенно разных слоях . Часто в СМИ можно встретить сообщения об очередном скандале с известными политиками или звездами кино и шоу-бизнеса, которые публично употребили ненормативную лексику. Парадокс заключается в том, что даже тот, кто использует мат для связки слов в предложении, осуждает подобное поведение знаменитостей и считает его неприемлемым.

Отношение закона к использованию ненормативной лексики

Кодекс об административных правонарушениях четко регламентирует употребление бранных слов и выражений в общественном месте. Нарушитель спокойствия и порядка выплатить штраф, а в некоторых случаях сквернослов может подвергнуться административному аресту. Однако в России и большинстве стран СНГ этот закон соблюдается лишь тогда, когда матерные слова были употреблены в сотрудника правоохранительных органов.
Матом ругаются вне зависимости от профессии, достатка и уровня образования. Однако для многих сдерживающим фактором является присутствие пожилых людей, малолетних детей и работа, подразумевающая вежливое общение с людьми.

Находчивые люди еще пару десятилетий назад нашли выход из ситуации: наряду с матом в устной речи появился его суррогат. Слова «блин», «звездец», «выеживаться» вроде бы и не являются матом в прямом смысле слова и под соответствующую статью не могут подпадать по определению, но они несут тот же смысл и тот же негатив, что и их предшественники, а таких слов постоянно пополняется.

На форумах и в обсуждении новостей, как правило, запрещено употребление крепких слов, но суррогаты благополучно обошли и этот барьер. Благодаря появлению нецензурного суррогата родители перестали стесняться употреблять его в присутствии , принося вред культурному развитию своего ребенка, приобщая незрелого к употреблению ругательств.

Табуированная лексика включает те или иные слои лексики, на которые наложен запрет в силу религиозно-мистических, политических, морально-нравственных и прочих причин. Каковы же предпосылки ее возникновения?

Разновидности табуированной лексики

Среди подвидов табуированной лексики можно рассмотреть сакральные табу (на произнесение имени творца в иудаизме). Анафема на произнесение названия предполагаемой дичи во время охоты относится к мистическому табуированному пласту. Именно по этой причине медведя в травли называют «хозяин», да и само слово «медведь» производная от словосочетания «ведающий мёдом».

Обсценная лексика

.

Одним из наиболее значимых видов табуированной лексики является обсценная или лексика, в простонародье – мат. Из истории зарождения русской обсценной лексики можно выделить три основные версии. Приверженцы первой гипотезы утверждают, будто русский мат возник как наследие татаро-монгольского ига. Что само по себе спорно, учитывая, что большинство матерных корней восходят к праславянским истокам. По второй версии бранные лексемы некогда имели по несколько лексических значений, одно из которых со временем вытеснило все остальные и закрепилось за словом. Третья теория гласит, что бранная лексика некогда являла собою значимую составляющую оккультных обрядов дохристианского периода.

Рассмотрим лексические метаморфозы на примере наиболее культовых формулировок. Известно, что в древности «похерить» означало «перечеркнуть крест на крест». Соответственно «хером» именовали крест. Оборот «пошли все на хер» ввели в обиход ярые сторонники язычества. Таким образом, они желали христианам гибели на кресте по аналогии с их же богом. Стоит ли добавлять, что нынеживущие пользователи языка употребляют данное слово совершенно в ином контексте.

Брань также играла немаловажную роль в обрядах и ритуалах языческого происхождения, как правило, связанных с плодородием. Кроме того, следует отметить что матерными лексемами изобилует большинство заговоров на смерть, болезни, привороты и т.д.

Известно, что многие лексические единицы, считающиеся ныне матерными, таковыми не являлись вплоть до 18 века. Это были совершенно обычные слова, обозначавшие части (либо особенности физиологического строения) тела человека и не только. Так, праславянское «jebti» первоначально значило «бить, ударять», «huj» - «игла хвойного дерева, нечто острое и колкое». Слово «pisьda» употреблялось в значении «мочеиспускательный орган». Вспомним, что глагол «блядити» когда-то обозначал «пустословить, лгать». «Блудити» - «уклонение от установленного пути», а также «незаконное сожитие». Позже оба глагола слились воедино.

Считается, что до нашествия наполеоновских войск в 1812 году, бранная лексика особо не пользовалась спросом в социуме. Однако, как выяснилось в процессе, неуставные обращения отличались куда большей эффективностью в окопах. С тех пор мат стал уверенно укореняться в качестве основной формой общения в войсках. Со временем же, офицерская прослойка общества популяризировала матерную лексику до такой степени, что она перешла в городского сленга.

Видео по теме

Источники:

  • как появился мат (табуированная лексика) в 2019
  • Табуированные слова и эвфемизмы (ненормативная лексика) в 2019
  • (МАТЕРНАЯ РЕЧЬ И МАТЕРНАЯ РУГАНЬ) в 2019

Современные словари и справочники поясняют термин «бранная лексика», как категорию языка, относящуюся к нецензурной лексике. Нередко проводится параллель, или даже полная синонимизация понятия «бранная лексика» и «обсценная». Предполагается, что в состав бранной лексики входят исключительно похабные, непристойно мерзкие, вульгарные слова и выражения. И сама бранная лексика расценивается как спонтанная реакция на определенные события или ощущения.

Инструкция

По определению бранной лексики как части обсценной, существует определенная тематическая классификация бранных слов и выражений:
- подчеркнуто отрицательные характеристики человека, включающие нецензурные определения;
- названия табуированных частей тела;
- нецензурные наименования полового акта;
- наименования физиологических актов и результатов их отправления.

Все было бы слишком просто и ясно, если бы не одно «но». Не нужно быть профессиональным лингвистом, чтобы не проследить сходства в словах и выражениях: «бранные», «самобранка», «поле брани», «убранство». Некоторые лингвисты объясняют это сходство происхождением от лексики предшественника индоевропейского языка. Лексическая единица праязыка - «бр», могла означать общее имущество племени, еду, и лежала в основе словообразования многих терминов, от которых произошли слова «брать», «брашна», а также «бор», «бортник». Допускается, что выражение «брань» могло произойти от военной добычи, а «поле брани» - это поле добычи. Отсюда и «скатерть-самобранка» и, что характерно - «бремя/беремя/беременность», а также земледельческие термины - «боронить», «борозда».

Со временем слова, связанные с воспроизведением потомства группировались в категорию «бранные слова», но они не относились к обсцентной лексике. Бранная лексика относилась к разряду табуированной, использовать ее могли только жрецы и только в предусмотренных обычаями случаях, в основном в эротических обрядах, связанных с земледельческой магией. Этим руководствуется гипотеза о происхождении слова «мат» - земледелие – «бранные слова» - «мать – сыра ».

С принятием христианства использование бранных слов оказалось под полным запретом, но в народе большинство слов этой категории не позиционировались как оскорбительные. Вплоть до XVIII века современная бранная лексика использовалась как равноправная часть русского языка.

Видео по теме

Обратите внимание

Список бранных слов непостоянен – одни слова уходят или теряют свой негативный окрас, как, например, слово «уд», которое современниками не воспринимается иначе как корень слова «удочка», но в XIX веке было запрещено к употреблению на законодательном уровне как обозначение мужского полового органа.

Перечень сорных слов достаточно широк. Наверняка вам приходилось улавливать в речи собеседника такие конструкции: «в общем», «как бы», «это», «ну», «так сказать», «это самое», «как его». В молодежной среде в последнее время очень распространилось пришедшее из английского языка словечко Ok («окей»).

Сорные слова – показатель общей и речевой культуры

Есть среди словесного мусора и то, что в любом культурном обществе считается неприличным. Речь идет о ненормативной лексике. Элементы нецензурной брани, вне всякого сомнения, говорят о предельно низком уровне общей культуры. Матерная брань несет в себе очень сильный экспрессивный заряд. В некоторых случаях используются социально приемлемые заменители нецензурных слов, например «елки-палки». Даже от таких безобидных на первый взгляд выражений лучше воздерживаться, даже если ситуация располагает к эмоциональному реагированию.

Если вы заметили в своей речи признаки сорных слов, постарайтесь взять их под контроль. Осознание речевого недостатка – первый шаг к его устранению. Постоянный контроль над качеством своей речи поможет вам точнее выражать мысли и стать приятным собеседником.

Видео по теме

Связанная статья

Включает в себя и отношение к употреблению инвективной , обсценной, т.е . ненормативной лексики.

Происхождение обсценной лексики

Ученые считают, что происхождение такой лексики в русском языке связано с культом матери-земли, процессами зачатия и рождения. Т.е. можно говорить, что эта лексика достаточно древняя. Отмечается, что в русской жизни в период принятия христианства возможны были молебны о дожде и как молитвы, и как обращение к богу эмотивными словами. Рассмотрим этот феномен с нескольких позиций:

1.Психология. Психологи считают, что обсценнаялексика необходима человеку для снятия стресса. Причем не всякого стресса (вот если молотком по пальцу!)

2.Религия. Любая религия считает с квернословие грехом и пороком, что, впрочем, не мешает людям, относящим себя к верующим, сквернословить.

4.Люди, общество. Отношение общества и людей к таким словам разное и разнообразное. До 1917 года за сквернословие на улице околоточный мог отвести человека в участок. В художественных текстах такие слова заменялись многоточием. В знаменитой книге Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» одна из глав целиком состояла из матерных слов. В предисловии Ерофеев писал, что людям, которые не приемлют такую лексику, не надо читать эту главу, но этим он добился только обратного: начинали читать именно с этой главы, что привело впоследствии к тому, что автор снял эту главу вообще.

Анатолий Найман вспоминал, что Анна Андреевна Ахматова любила щеголять такими словами, говоря:

«Мы филологи, нам можно».

Не думаю, что это было через каждое слово. Борис Гребенщиков в одном из интервью сказал:

«Ненормативная лексика сопряжена с такой долей гнева, что при любом ее использовании даже в юмористических целях или для украшения речи рискуешь лишиться части собственной энергии. Иногда я этим грешил, но только не в песнях, песни – это слишком сильное оружие»

Как же относится к обсценной лексике?

Считаю, что это моральный выбор каждого. Задайте себе вопрос:

«Вы хотите, чтобы ваши дети ругались матом, или вам нравится, когда матом ругаются дети?».

На сто процентов взрослые относятся к этому отрицательно. Но дети не понимают значения это лексики, они ее используют, только когда так говорят взрослые.

Как бороться с этим у детей? – такой вопрос задают довольно часто. Ни в коем случае не фиксировать внимание детей на этих словах запретом

(запретный плод сладок),

постарайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание.

Один психолог рассказывал, что, когда его сын принес из сада такие слова, то этот психолог провел целую беседу (есть плохие слова, от них надо избавиться, иначе тебе будет плохо). Они пошли на берег реки, и когда отец сказал, что надо прокричать эти слова, чтобы от них избавиться, то сын спросил: «А что кричать?»

Итак, у Вас есть моральный выбор для себя и для своего окружения. Выбирайте!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь