Появилась ненависть к богу, нет желания жить. Бог ненавидит тебя

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Сегодня хотелось бы поговорить о ненависти, злобе, неприязни - как к близким, так и вообще к людям. Каждый в жизни осознавал, что какой-то человек ему неприятен - и коллега, и просто прохожий, и даже очень близкий человек. Люди разводятся, всякое бывает. Что же такое ненависть?

Даже когда Вы стали обозначать тему и произнесли эти понятия - ненависть, злоба, неприязнь, неприятие ближнего, - уже в душе появляется холод. Эти слова уже несут в себе что-то леденящее. Мы сразу чувствуем, что за этими словами стоит что-то очень плохое, очень дурное. На самом деле, когда задумываешься над этим, видишь, что ненависть и вообще неприязнь - по большому счету утрата любви. Что такое тьма? Это отсутствие света. Когда свет угасает, наступает тьма. Что такое холод? Это отсутствие тепла. Когда исчезает тепло, наступает холод. Холод ненависти, злобы, который внутри тебя, который леденит, переполняет твою душу, мертвит все в твоей душе, - это тоже угасание любви. Той любви, которая согревала душу или должна была согревать и могла сделать тебя счастливым, радостным. Но вот у тебя нет любви - и от этого тебе как-то и самому плохо, и другому ты желаешь тоже чего-то скверного, нехорошего. Отчего это происходит?

Конечно же, ненависти всегда сопутствует гордость, самость. Ты ставишь на первое место себя. Я главнее, чем другие. И этому еще обязательно сопутствует зависть. Если ты кому-то завидуешь, то обязательно будешь и ненавидеть его. Почему? Потому что считаешь, что у другого человека есть то, чего у него не должно быть. Вот у меня пусть будет, а у другого этого быть не должно. Такое неприятие другого, неприязнь к нему и выражаются в ненависти. То есть ненависть - это на самом деле утрата любви, утрата душевного тепла. Вспоминаются из Священного Писания очень мудрые, хотя и простые, строки Книги Бытия. Когда это появилось у людей? Когда люди потеряли свою связь с Богом. Бог есть любовь. Когда человек причастен Богу, в сердце обязательно есть любовь. А когда человек теряет Бога, любви у него тоже нет. Мы видим в Книге Бытия: как только Адам и Ева пошли против Бога, утратили внутреннюю связь с Небесным Отцом - тут же их личные взаимоотношения тоже портятся. Адам свою вину перекладывает на Еву: это она виновата. Ева с себя складывает вину на змея. Дальше мы видим их первых детей. У Каина тоже нет любви к брату. Причина в том, что утратили Бога. Пока не очистишь свое сердце, не приобщишься Богу, обязательно сердце будет подпадать под какие-то злобные чувства, и это всегда съедает изнутри.

Таковы мои рассуждения; может быть, несколько спонтанны. Ненависть и неприязнь к ближнему - это утрата любви, утрата внутреннего согревающего тебя огонька, тепла. Конечно, нужно стараться себя хранить от этого.

Мы идем по улице, видим: лежит человек. Мы к нему чувствуем неприязнь, отвращение. Разве мы должны любить его? Как здесь быть?

Это немножко разные ситуации.

- Всех мы не можем любить. Бывает, чувство ненависти возникает необъяснимо. Вот он такой . Чему завидовать, разве я гордый? По-разному человек рассуждает. Просто есть человек, который нам неприятен, а почему - мы сами себе объяснить не можем.

Здесь сразу несколько проблем. Бывает, не то чтобы мы ненавидели и злоба какая-то - у нас некое внутреннее отвращение. Человек в культурном смысле, в смысле личного поведения не вписывается в рамки того, как мы это понимаем.

- То есть мы выше, чем он.

Да, и мы начинаем ставить себя выше его. А ведь на самом деле он лежит, потому что у него приступ сердечный случился. Расскажу случай. Преподаватель нашей семинарии зимой поскользнулся и упал. Его еще при этом прихватил радикулит, поясница. Он говорит: «Я стою на четвереньках, смотрю - а все мимо идут и думают, что я пьяный. Мне от этого даже смешно стало, и я на четвереньках стою и улыбаюсь. И только маленький мальчик, проходя мимо, спросил: „Дядя, что с тобой случилось?“» То есть только ребенок проявил какое-то сочувствие к нему. Мы поступаем так постоянно. Мы видим, что человек пьяный. Пусть он пьяный. А может быть, у него какое-то горе случилось? Может быть, это его зависимость, фактически наркозависимость, сильная страсть, но разве у каждого из нас нет каких-то своих сильных страстей, зависимостей, от которых мы сами становимся жалкими, скверными, недостойными Бога? Мы всегда почему-то забываем про свои грехи, а другого увидели - и тут же начинаем его осуждать: вот он такое существо недостойное.

Вспоминаю эпизод из жития старца Серафима Вырицкого, когда некая женщина пришла к нему и хотела пожертвовать большую сумму. А он говорит: если хочешь, чтобы твоя жертва была Богу, выйди на улицу и первому человеку, которого увидишь, отдай эти деньги. Это была очень крупная сумма. Она решила исполнить слово старца. Выходит - идет пьяный мужчина, шатается. Она не решилась ослушаться слова старца, дала ему эту крупную сумму денег. Как же он обрадовался! Оказывается, у него случилась огромная беда, его семья была на краю пропасти. Он хотел уже покончить с собой и выпил, чтобы набраться смелости перед последним шагом. Ее милостыня спасла ему жизнь. Это значит, каким бы ни был другой человек, не нужно проявлять к нему неприязнь. Мы сами столько раз в своей жизни допускаем еще худшие падения, грехи. Нам ли судить другого человека? Если у нас возникает неприязнь к нему, если мы увидели кого-то, а у нас внутри смятение и мы его осуждаем, это показывает, что мы изъедены грехом. Это не он плохой, а мы плохие, потому что нам внутри становится плохо от вида другого человека.

А ведь святые люди, то есть люди, которые вместе с Господом, при этом молились о другом человеке. И нам ведь это тоже открыто, это не так уж сложно. Если ты видишь, что с другим человеком что-то не то, помолись о нем. Видишь, что он пьяный, - помолись о том, чтобы он освободился от этого. Видишь, что он грязный, оборванный бродяга, - помолись, чтобы его личная жизнь смогла как-то выправиться. Все ведь начинается с нашего сердца, с того, что у нас в душе. Если мы начинаем молиться о другом человеке, то тем самым уже желаем ему блага. А если мы ему желаем блага, у нас внутри исчезает неприязнь, уходит негодование. Мы перестаем брезговать этим человеком. То есть начало доброго отношения к такому человеку - это молитва. А молитва - это всегда пожелание блага другому.

Как вообще возникает чувство ненависти? Каждый грех имеет свои стадии, как мы знаем. Как избежать конечной точки, когда уже не знаешь, что делать с собой?

Да, это очень хороший вопрос. На самом деле здесь есть своя постепенность. Я в свое время читал святых отцов и работы, посвященные этому анализу святоотеческого учения. На самом деле ненависть принадлежит к страсти гнева, если посмотрим классификацию страстей. Это крайняя степень этой страсти. Там действительно несколько ступеней. Начинается все с огорчения, когда нас вдруг огорчил поступок нашего ближнего. И мы начинаем думать: ну что же он так поступил, зачем такое сказал? Мы огорчились. А огорчаемся, потому что хотим поведение другого человека втиснуть в свое прокрустово ложе. Он мне не соответствует, он мне не помог, не пошел навстречу. Значит, он плохой. В начале огорчение, кошки скребут.

Следующая ступень - это смущение, когда мы начинаем внутренне приходить в какое-то стеснение от поступка этого человека. Внутри у нас, как описывал авва Дорофей, будто уголек появился, мы его начинаем раздувать. Это еще не огонь, не костер, но уголек начинает тлеть и может поджечь всю твою душу, как уголек может попалить стог сена.

То же самое на стадии огорчения. Лучше сразу сказать: слава Богу, если он не помог мне. Слава Богу, что Господь дает мне пройти такое испытание, чтобы стать сильнее. А то мы, получается, все время притыкаемся… Мне очень нравится образ, который приводит авва Дорофей. Он говорит: если ты огорчаешься, когда твой ближний что-то сделает, то становишься подобным плесневелому хлебу, который снаружи кажется нормальным, но, когда его разломишь, внутри гниль. То же самое происходит у нас, когда мы вроде бы молимся, ведем внешне благочестивый образ жизни, но едва другой человек нас обозвал, оскорбил, посмеялся над нами или не пошел нам навстречу, как у нас внутри возникает негодование. Эти ситуации показывают, что у нас внутри есть эта гниль. Хотя внешне мы кажемся вполне благопорядочными людьми. Может быть, поэтому Господь и попускает эти ситуации, чтобы мы увидели этот грех в самих себе, что надо в себе искоренять. Если все вокруг будет приятным, мы никогда не увидим в себе своих страстей. Поэтому Господь попускает такие ситуации, чтобы мы это увидели.

Итак, вначале возникает огорчение, потом смущение, а потом уже возрастает вспыльчивость, когда огонь начинает разгораться. При этом человек может наговорить невесть чего другому, резко повести себя.

- Потом будет жалеть об этом, а уже поздно.

А потом жалеть, да. Когда захватывает страсть гнева, как правило, это мощная, яркая эмоциональная вспышка, тебя раздирает негодование, взрыв негодования: «Да что ж ты такое натворил?» Мудрые люди советуют: если к тебе подкатывает вспышка гнева, заставь себя уйти в другую комнату, не произноси ничего в этот момент. Почему? Потому что вспышка гнева, как правило, скоротечна, она сдетонировала как взрыв: все летит, разбивается на мелкие кусочки, а потом проходит. Если ты первый момент выдержишь, то эти эмоции отойдут - и взрыва никакого не будет. Ты сможешь победить это. Но если постоянно допускаешь в себе гнев, в конечном итоге неприязнь к ближнему может перейти именно в ненависть. Чем отличается ненависть? Это долговременный навык неприязни, когда внутри сидит чувство злобы и эта злоба постоянна. Ты, может быть, даже не вспоминаешь про того человека, которого ненавидишь, но внутри живет этот яд. Только тебе напомнить про него - все кипит. Чем страшна ненависть? Тем, что это долговременное чувство, навык души проявлять злобу к какому-то человеку.

Иногда даже смотришь, как люди высказываются друг о друге… Корвалан и Пиночет - два известные лидера, ненавидевшие друг друга на протяжении жизни. Прожили они по девяносто лет. Когда один из них умер, другой сказал: вот он умер, я всю жизнь с ним боролся, а теперь узнал, что его нет, и почувствовал, будто у меня жизнь закончилась. Что же, его нет - и теперь смысл моей жизни закончился? Беда здесь в том, что смысл жизни сводился к ненависти к своему оппоненту, борьбе с ним всю жизнь. Это значит, что его сердце было заполнено чем-то отрицательным. Если у тебя внутри ад, чему ты посвятил самого себя? И где будешь потом, когда расстанешься со своим телом? Это самое страшное.

На самом деле, когда люди спрашивают, почему ненависть, вражда, гнев - это плохо, мы говорим: этим ты разрушаешь самого себя. Ненависть - это всегда твоя личная ущербность. Когда ненавидишь, ты не другому вредишь этим. Тот человек, может быть, живет своей жизнью, может быть, он уже покаялся в своих поступках, а у тебя злоба сидит внутри, клокочет и тебя разрушает. Я уверен, даже если спросить врачей, они наверняка тоже скажут, что это разрушает и нервные клетки. Вспоминаю известного психиатра Бехтерева. Его дочь говорила: если не хочешь сойти с ума, ты должен исключить гнев из своей жизни, должен всегда настраиваться на что-то положительное. А когда все время кого-то ненавидишь, твой внутренний мир занят пережевыванием дурных, отрицательных мыслей. У тебя все время образ врага, ты рассчитываешь, как бы ты ему отомстил, как бы с ним расправился, что бы сказал при встрече… Представляете, что это такое?

То есть происходит в каком-то смысле внутреннее делание, но противоположное христианскому деланию. Христиане говорят об умном делании, когда внутри ума, в твоем сердце должна быть молитва Богу. Молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному»; любая другая молитва. А когда человек ненавидит, у него тоже происходит внутри делание, но не молитва, а делание саморазрушения. Представьте, если человек постоянно рисует жуткие вещи, убийства, что-то страшное на листочках бумаги. Мы скажем, что такой человек нездоров. Именно это происходит с человеком, подверженным страсти ненависти, он все время рисует что-то злобное, но не на бумаге, а внутри своей собственной души. Это смерть, потому что подлинная жизнь есть причастность Богу, а Бог есть любовь. Если ты не имеешь любви, - значит, не имеешь подлинной жизни, ты просто убиваешь самого себя.

- Говорят, от любви до ненависти один шаг, это известное выражение.

Видимо, это выражение о том, что мы неустойчивые люди. У известного философа Шопенгауэра (к нам он, правда, не имеет отношения) был такой образ замерзающих дикобразов. Он говорит, что человеческое общество подобно замерзающим дикобразам. Когда им холодно, они начинают жаться друг к другу, но как только прижимаются, иголками начинают колоть друг друга и тут же разбегаются в стороны. Потом опять чувствуют холод, снова начинают прижиматься и опять колют друг друга, разбегаются в стороны. И так вся жизнь их превращается в то, что они страдают либо от холода, когда нет того, кто тебя согреет, либо от взаимных уколов. Наше общество, мы сами такие и есть. Если мы с кем-то живем, обязательно будем колоть друг друга, потому что мы испорчены грехом. Выплескиваются наши несовершенства, мы причиняем друг другу раны. Но если мы расстаемся, холод одиночества показывает, что мы были не правы, что на самом деле напрасно обижались на своих ближних, напрасно высказывали недовольство, ругали их.

Особенно это осознание наступает, если вдруг близкий человек уходит из жизни. Тогда наглядно видишь, как мелочны были твои обиды, раздражение, вспыльчивость, что это не стоило того. На самом деле жизнь стоило бы посвящать любви к ближним, добру, чему-то созидательному, тому, что наполнит тебя внутри теплом. Тогда ты сам в своем сердце будешь счастлив.

Мы говорили об огорчении. Но если человек тебя оскорбляет, обижает, даже переходит тебе дорогу и ты не можешь семью после этого содержать, как не ответить на оскорбление, как не огорчиться? Жизненные моменты…

Конечно, бывают какие-то трудные ситуации, в которых нам тяжело себя сберечь. Конечно, у нас возникает негодование. Но все-таки христианину важно помнить, что Господь Бог всегда рядом. Если тебе вдруг трудно, возьми за правило, вспомни, что Господь рядом, Он здесь. Если Богу не будет угодно попустить эти трудности, Он их не попустит. А если Он это попускает, значит, это испытания, через которые нужно пройти. Может быть, нужно пройти через скудость, через лишения. Человек не станет христианином, живя в комфорте. Комфорт все поглощает. Спаситель не обещал нам, что мы здесь будем иметь какое-то беспрестанное счастье. Спаситель говорил: в мире будете иметь скорбь. Правда, Христос добавлял: но мужайтесь, ибо Я победил скорбь. Тут как раз важно понять, что все в руках Божиих. Люди зачастую являются лишь орудиями Промысла Божия.

Вспоминаю рассказ из жизни схимонахини Сепфоры. Матушка Сепфора - фактически святая нашего времени, она скончалась уже в середине девяностых.

- Расскажите о ней подробнее, не все знают.

Вообще удивительный человек! Поначалу вышла замуж, хотя с детства мечтала стать монахиней; дедушка ей с Афона привез четки. Но родители ее не благословили, потому что нужно было содержать большую семью, трудиться. Она с благословения родителей вышла замуж и родила и воспитала пятерых детей, представляете? Потом всевозможные лишения, раскулачивание…

Был такой момент (их не просто раскулачили): однажды она пришла домой и увидела, что их дом разбирают по бревнышку. Представьте, если бы мы видели, как наш дом разбирают по бревнышку… Многие живут в квартире - представим, что нас лишают квартиры. Она растерялась. Потом она вспоминала, что у нее даже не возникло ненависти и негодования к этим людям. Она растерялась и думала: им что же, дров не хватает, раз они разбирают? Она с маленькими детьми. И все равно она предала себя в руки Божии. Нашлось где остановиться, где-то удалось устроиться на работу. Ее вера в то, что Господь всегда находится рядом, помогла ей претерпеть невыносимые искушения.

Потом, когда у нее умер супруг, она решила принять монашество, а ведь это было советское время. Она была монахиней в миру, даже нянчила внуков. Может быть, нестандартная ситуация. Она совершала удивительное аскетическое делание. Потом ей Господь открыл, что она должна будет окончить свою жизнь при обители. Неожиданным образом к ней приезжают из Оптиной пустыни монахи, приглашают ее в Клыково (селение недалеко от Оптиной пустыни). Она туда приехала. До сих пор сохранилась память о ней, дом, где она жила, многие святыни, связанные с ней. Когда я там был, поразился, что этот человек через всю жизнь пронес незлобие. Обычно мы несем через свою жизнь злопамятность. Мы очень хорошо помним, кто нам какое зло сделал.

- Очень хорошо…

Вот это нам и мешает жить, мешает быть христианами, потому что память занята какой-то нечистотой. Чем отличается муха от пчелы? Пчела даже если летает там, где грязь, все равно найдет где-то цветок, сядет на него и соберет нектар. А муха, даже если будет летать через прекрасный сад, все равно найдет грязь и на нее сядет. Это и происходит, когда люди больше внимания обращают на что-то отрицательное. Получается даже так, что мы как бы ждем повода, чтобы кто-то нам сделал зло, чтобы потом ухватиться и сказать: вот мы какие страдальцы, вот как со мной несправедливо поступили, я терплю за правду. В итоге не только гнев, ненависть, но и уныние и полная утрата внутреннего покоя.

Представим ситуацию: я знаю, что этот человек меня ненавидит. Что мне делать? Ничего? Пусть он разбирается сам с собой, или как-то ему помочь? Но есть вероятность: если я начну ему помогать справляться с его ненавистью, подыгрывать или еще что-то, он станет ненавидеть меня еще больше. Как быть в такой ситуации?

Я тоже вспоминаю слова из древней христианской книги «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»). В ней собраны высказывания из Евангелия, но с некоторыми добавлениями. Там есть такие слова: вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага . Если ты сам будешь любить того, кто тебя ненавидит, по крайней мере, ты сам его за врага не будешь считать. Обычно вражда бывает за счет чего? Это взаимный процесс. Один наступил другому на ногу, тот ответил; один не по-доброму сказал, тот тоже ответил. Самое главное - не идти на поводу, не играть по правилам мира. Если он ненавидит, то к нему нужно как раз со всей душой. Самое главное здесь вот что понять. Вот он объят ненавистью. Ему от этого внутри хорошо или нет? Он же от этого мучается, болеет. В данном случае к нему надо отнестись как к человеку, пораженному тяжелой болезнью. А всякая болезнь должна пробуждать у нас некое сострадание, сочувствие, нужно пожалеть того, кто подвержен болезни. Ненависть - это тоже болезнь. Он болеет этим, значит, за него надо обязательно молиться и искать возможность сделать ему добро.

Представьте, что вы сами к кому-то испытываете негодование, неприязнь или даже ненавидите кого-то. Представьте, что вдруг он в очень трудный для вас момент оказывает вам сердечную помощь. Он говорит, что очень хочет помочь, бескорыстно помогает, по-доброму отнесется к вам. После этого поступка вы измените к нему отношение или нет, когда он к вам отнесется с добром?

Это сложный вопрос. Может быть, я его прощу, а может быть, буду искать, где подвох. Я же его ненавижу, что-то не то в нем…

Думаю, если это будет критический момент, когда помощи нет ниоткуда…

- Конечно, ее примешь.

Враг сердечно тебе помогает - естественно, мы к нему изменим свое отношение. Так и тот же самый враг отнесется к вам, если вы ему вдруг начнете сердечно помогать. Это значит, что надо самому делать первый шаг.

В патериках приводится очень много таких историй, когда из-за какого-то пустяка разгорается неприязнь друг к другу у двух иноков. Один приходит и спрашивает старца: «Что же такое, за что он меня не любит, я вроде ничего ему плохого не делал?» Старец отвечает: «Ты все-таки посмотри внутрь своего сердца, что у тебя там? Там же негодование на него. А ты пойди к нему первый и искренне попроси прощения, даже если не был виноват. Скажи: „Прости, что я у тебя вызвал такую неприязнь, давай помиримся“». И когда инок приходит к своему товарищу, тот неожиданно сам, открывая дверь, говорит: «Я был не прав, какой-то несправедливый помысел внутри появился в отношении тебя, прости меня!» То есть он уже опередил его и попросил прощения, потому что первый настроился на примирение и хотел испросить прощения.

Как быть молодым в браке? У нас в стране огромный процент разводов. Люди друг с другом потом даже не разговаривают, не общаются, даже если у них есть общие дети. Как с этим справляться в семейной жизни?

Это, наверное, самый важный вопрос. Зачастую мы видим, что ненависть проявляется в молодой семье, где совсем недавно была удивительная романтичная любовь друг к другу. Из-за чего это происходит? Из-за того, что молодые люди заранее духовно были не готовы к искушениям. Они думали, что романтичная влюбленность так и будет тянуться всю жизнь. Но ведь влюбленность - это два, три года; может быть, четыре.

- Это в лучшем случае. Обычно в первый год разводятся уже.

Зачастую даже и за год проходит… А потом обычные серые будни, и в этих буднях вдруг начинают вылазить наши немощи, страсти. Люди находятся в одном помещении друг с другом. Весь романтизм уходит, и оказывается, один не готов принять другого таким, каким он является на самом деле. Я думаю, если ты православный христианин, то должен уже до брака (особенно это относится к женихам, потому что мужской пол более способен трезво осмысливать ситуацию; женщина более подвержена эмоциям, перепадам чувств), если ты глава семьи, заранее понимать, видеть перспективу, что в семейной жизни будут сбои, когда на какое-то время уйдут чувства, наступят жизненные волнения.

- То есть еще до свадьбы должен рассуждать о том, что все будет плохо, и ты к этому должен быть готов, так?

Не то что будет плохо, но будут случаться такие ситуации. Но они пройдут. Как на море проходит шторм, так и критические ситуации в семейной жизни пройдут. Когда входишь в этот шторм, надо понимать: ничего страшного, Господь выведет из этого. Самое главное -самому не впадать в эти эмоции, не раздувать огонь. Мне сказали десять слов, я на них не должен отвечать сто слов. Просто спокойно буду молиться. Даже могу сказать: я знаю, что ты сейчас скажешь, все равно не буду тебе говорить ничего плохого, все равно тебя люблю и буду просто молиться за тебя. Вот так должен поступать…

- Даже если не чувствуешь никакой любви к этому человеку?

Думаю, если ты вступал в брак по любви…

- Когда возникает ссора, редко когда люди задумываются…

Я так скажу: бывает, возникают ссоры, но ты все равно любишь. Ссоришься, не согласен, но все равно любишь.

- Если тебе не все равно, значит, есть чувства.

Любовь уходит, когда двое начинают внутренне отделяться друг от друга. Может быть, это какие-то обиды, начинают жаловаться друг на друга кому-то на стороне. Этого надо избегать. Если ты жалуешься на жену кому-то, значит, ты уже от нее отделяешься, в сторонке от нее стоишь. Так же если и жена начинает жаловаться на мужа, она уже выстраивает стену между собой и им. Этого надо избегать, то есть самое главное - не выстраивать стен. Всякая ненависть может пройти.

У меня был такой опыт. Одна семья фактически рушилась. Говоришь с одним - вроде он все понимает. Потом он идет и, вместо того чтобы выполнить сказанное, выплескивает свои эмоции. Говоришь с другим - тоже вроде бы все понимает… Но какой я даю совет? Что бы ни случилось, никакого развода. Потому что когда наступают разводы, люди только усугубляют свое положение. Они не смогли выстроить этот брак, и в следующем браке все становится еще более хрупким. По статистике, второй брак разваливается быстрее, чем первый, потому что человек приходит уже с опытом развала, он не сумел выстроить брак. А чувства так же уйдут, как и в первом случае.

Поэтому я даю такой совет: даже если вы не можете друг с другом сейчас жить, нужно просто уйти в молитву. В молитве идет преодоление своих отрицательных чувств. Во всех молитвах ведь, во-первых, душа открывается Богу. А потом, какими словами наполнены молитвы? Об искоренении в нас всех злых чувств. Если человек молится о душе, весь мусор оттуда выходит, выметается. В конечном итоге - помолились, пусть даже пожили отдельно друг от друга, но главное - не развод. Проходит время, и Господь их опять соединяет. Почему так? Потому что по-другому не должно было быть. Единение - от Бога. Это дьявол привнес разногласие, дьявол всех и вся пытается разделить. Всякое разделение от дьявола. Такие люди не будут счастливы. Поэтому главное - просто переждать.

Я точно понял, наблюдая жизнь людей, даже оценивая свой опыт семейной жизни: отрицательные чувства уйдут. Даже если у супругов появилась непримиримая антипатия друг к другу - кажется, они уже настолько разные… Ничего подобного. Они молятся, со временем вдруг антипатия исчезает, и опять они единое целое. То есть самое главное, если начался шторм, - не прыгать за борт корабля, думая, что ты где-то там сможешь найти другой корабль. Плыть дальше, шторм уйдет.

- Как относиться к предательству? Предал тебя человек, ты его не любишь, злишься на него.

Относиться так же, как Господь Иисус Христос отнесся к предательству апостола Петра. Простить и принять человека. Мы все предатели. Мы все предаем Бога, оказываемся неверны друг другу в каких-то ситуациях. Даже если задуматься, много ли людей сохранили дружбу с человеком с детства? Все равно пути расходятся. Мы неверные по своему существу люди, поэтому, зная свою собственную немощь, надо другого человека прощать. Если он оступился, ему надо протянуть руку, чтобы поднять его, помочь ему идти дальше, но все-таки не отворачиваться. Это мое убеждение. Если на предательство отвечать своим предательством, общество будет состоять из каких-то подонков, негодяев. А христианин призван преображать общество. Преображать можно, во-первых, только когда ты сам в себе искореняешь неверность, предательство и когда ты с пониманием относишься к тому, кто пал, стараешься все-таки протянуть ему руку.

- Человек, который ненавидит, какой итог получает от этой ненависти?

Думаю, итог понятен. Во-первых, всякая ненависть - это внутренняя теснота. Что греха таить, все мы прошли через эти чувства, каждый из нас может вспомнить, каков этот итог. Ты ненавидишь человека, и твой внутренний мир утесняется. Он становится настолько узким, что тебя самого это сковывает. Если ты смог это сбросить с себя, внутри наступает простор - когда ты перешагнул через какие-то обиды, помолился о другом человеке, в сердце помог ему. Любовь всегда переживается как внутренний простор, как радость, счастье, как добро, которое тебя освещает. Это свет внутри. Это трудно передать словами, но это просто удивительное благо. А ненависть в конечном итоге, если человек в ней продолжает жить, закончится тем, что душа такого человека попадет туда, где находится отец ненависти - дьявол.

Помните, у апостола Иоанна Богослова есть слова, что всякий ненавидящий брата есть человекоубийца? Почему так? Потому что если мы кого-то ненавидим, то в каком-то смысле желаем, чтобы этого человека не было. Мы даже стараемся про него не вспоминать, хотим, чтобы он был лишен и самого бытия. Поэтому мы человекоубийцы, если ненавидим другого человека. А всякий человекоубийца не имеет жизни вечной. Если ты хочешь лишить жизни другого, то сам лишаешься жизни - вечной. Родоначальник ненависти - это дьявол. Дьявол холоден, исполнен злобы ко всему творению, поэтому если ты кого-то ненавидишь, тем самым показываешь, что ты своей душой становишься един с дьяволом. И в аду окажешься вместе с ним. Вот итог. Это самый плачевный итог.

- Мы говорили, что от любви до ненависти один шаг. А от ненависти до любви? Что такое любовь?

Хороший вопрос, но, наверное, трудно передать словами, трудно рационально выразить, что такое любовь. Как-то проводился опрос. Четырехлетний мальчик сказал: любовь - это то, что заставляет тебя улыбаться, даже когда ты устал. Если у тебя есть любовь, как бы ты ни устал, у тебя внутри есть радость. А я скажу своими словами, что такое любовь. Любовь - это когда тебе хорошо оттого, что хорошо другому. Когда ты сердечно настолько принял другого человека, что каждая его радость становится твоей собственной радостью. Соответственно, каждое его переживание становится твоим переживанием. То есть любовь - это сердечное принятие другого человека, когда ты его вмещаешь в свое сердце. Все, чем он живет, для тебя тоже становится ценным, ты понимаешь это. Ты за него переживаешь и радуешься.

Но никогда не будет в сердце любви, если это сердце нечисто. Только чистое сердце станет обителью любви. Поэтому хочешь иметь любовь - очищай свое сердце. Здесь другого секрета не дать. Правда, еще такой совет давали святые отцы. Если у тебя даже нет любви сейчас, делай дела любви. И через внешние действия твоя душа начнет меняться. Пусть ты сейчас не испытываешь в сердце любви, но, активно делая добро другим людям, ты непременно обретешь любовь, поймешь, что это такое и какое это удивительное сокровище, счастье, которое всю душу твою будет освещать.

Любовью можно победить ненависть - наверное, вывод всей нашей передачи. Давайте подытожим сегодняшнюю встречу и дадим наставление нашим телезрителям.

Думаю, самое главное - помнить: любовь - это то, что от Бога, а ненависть от дьявола. Если ты любишь, то будешь с Богом. Если хочешь иметь любовь, - стремись к Богу, и Господь подаст тебе такую радость, которую не найти в этом мире. Ничто земное не может дать такого сокровища, которое даст любовь и Божья благодать. Постараемся всячески искоренять в себе самые мельчайшие чувства ненависти, негодования, раздражения. Такая внутренняя работа - это шаги на пути к любви, а любовь сама собой даст счастье. Вот главное, к чему нужно стремиться.

- Спасибо Вам за эту прекрасную беседу. Очень полезно и интересно и для меня, и для наших телезрителей.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Направлена ли когда-нибудь Его ненависть на людей?

В Библии ненависть Бога является такой же реальностью, как и Его любовь. Согласно Писанию, есть то, что Святой и любящий Бог ненавидит, чем гнушается, что не может терпеть и к чему питает отвращение. Более того, эта ненависть часто направлена против падших людей.

Многие возражают против этого, исходя из ложного предположения, что Бог есть любовь и поэтому Он не может ненавидеть. Хотя любовь Бога – это реальность, которая выше нашего понимания, важно увидеть, что любовь Бога и есть причина Его ненависти.

Если человек по-настоящему любит жизнь, признает ее неприкосновенность и нежно любит детей, считая их даром Божьим, то он должен ненавидеть аборты. Невозможно страстно и чисто любить детей и в то же время быть равнодушным к тому, что их убивают.

Подобным образом, если Бог так сильно любит все доброе и справедливое, тогда Он должен с такой же силой ненавидеть все развращенное и злое. Писание учит нас, что Бог не только ненавидит грех, но и направляет Свой гнев на тех, кто совершает его:

«Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие » (Псалом 5:5,6)

Мы должны понимать, что грех от грешника отделить невозможно. Бог наказывает того, кто его совершает. Осуждение на адские муки выносится не греху, но человеку, который грешит:

«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши; ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Псалом 10:5-7)

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откровение 21:8)

Что означают заявления Писания о том, что Бог ненавидит грешников?

Во-первых, ненависть – это чувство отторжения, активная враждебность, чувство крайнего отвращения.

Во-вторых, мы должны понимать, что Божья ненависть в полной гармонии сосуществует с Его другими качествами. В отличие от человеческой ненависти Божья ненависть свята, справедлива и проистекает из Его любви.

В-третьих, Божья ненависть не отрицает Его любовь. Его любовь имеет такую природу, что Он способен любить тех, кто является объектом Его ненависти, и действовать для их пользы и спасения.

В-четвертых, хотя Бог долготерпелив к тем, кто вызывает Его ненависть и предлагает им спасение, будет время, когда Он отменит Свое предложение и примирение уже не будет возможным.

Что это значит для меня?

Пока вы живы, у вас есть шанс примириться с Богом. Он долготерпит ваши грехи и желает вашего спасения. Но вы не знаете, сколько продлится этот благодатный период и какой день будет для вас последним. Не откладывайте решение самого важного вопроса в жизни – примирение с Богом.

Это был двадцать шестой выпуск из цикла «Понимание Евангелия». В цикле мы шаг за шагом открываем, в чем суть и смысл Евангелия. Наша цель — понять: что это значит для меня?

Материал составлен по книге П.Вошера «Сила и смысл Евангелия»

Хотите знать больше?

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна 8:32).

Начните с самой важной рубрики сайта . Она раскрывает основы Библейского вероучения. Двигайтесь последовательно: с и далее. Так вы быстрее поймете смысл Евангельских истин и сделаете практические выводы для себя.

или в любимом мессенджере.

В своих воспоминаниях известный поэт Ходасевич пишет, как в конце 1921 года он встретился в Петрограде с неким Александром Тиняковым, поклонником Брюсова и посредственным стихотворцем: «Приехал он прямо из Казани, где оказывается, года два редактировал газету.
- Значит, вы теперь коммунист? - спросил я.
- Нет, но мне с большевиками по пути, поскольку они отрицают Бога. Бога я ненавижу, Владислав Фелицианович, - прибавил он конфиденциальным тоном.
- А Бабу-Ягу?
Он ухмыльнулся:
- Вы хотите сказать, что если я ненавижу Бога, то, значит, верю в Него? Ну, что ж? Оно, может быть, так и есть». Обычный разговор по тем временам, и Тиняков при этом достаточно точно обозначил главную идею большевизма: война против Бога. Но здесь интересно другое: ненависть к Богу как доказательство Его бытия. Действительно, если Бог – это просто обман, и Он воспринимается атеистами как главный отрицательный персонаж мировой литературы, то ведь можно вспомнить других отрицательных персонажей – упомянутую Ходасевичем Бабу Ягу, Саурона, Волан-де-Морта, профессора Мориарти и многих иных. Однако по отношению к ним мало кто испытывает лютую животную ненависть – и хотя фанатов Толкиена или Поттерианы сотни миллионов, но противники творчества оксфордского профессора и г-жи Роулинг или ненавистники обоих темных лордов лично, - вряд ли будут пытаться сжечь все экземпляры произведений этих писателей и стремиться посадить толкинистов и поттероманов в тюрьмы, а потом и расстрелять некоторых из них. Все прекрасно понимают, что персонажи эти выдуманы, и ненависть к ним остается, как и к произведениям, в которых они упомянуты, - остается частью «литературного замысла»..
Вспоминается, как некоторые атеисты поддерживали теорию о том, что Христа на самом деле не существовало. Но достаточно посмотреть на талмудические тексты, говорящие об Иисусе, - и сразу становится понятным, что испытывать такую жгучую неприязнь можно только к реальному историческому лицу. Возразят: христиане ведь тоже сражались с языческими богами, и не только «виртуально», но разве языческие боги существуют? В том-то и суть, что христиане видели в языческих богах не только выдумки, не только субъективную иллюзию, но и объективную реальность обожествления творения или даже обожествления демонического мира. Атеисты же видят в Боге только субъективную реальность или ее объективацию – и в этом случае непонятно, почему Бог вызывает такой приступ агрессии и желание разрушить любую реальность, связанную с верой в Него. Любопытно так же, почему Бог считается не просто абстрактной ложью, наподобие «дважды два пять», но именно злом, едва ли не самым фундаментальным в атеистической картине мира, как она прорисовывается, например, в большевизме. Если Бог – это абсолютное зло, - то это попытка перевернуть христианскую картину мира, в самом низу которой находится дьявол. Тем самым атеизм тесно смыкается именно с религиозной картиной мира, заимствуя ее абсолютизм, ее архетипы, и стремясь изменить их смысл, - или перенести ее смыслы на объекты посюстороннего мира. Таким образом, большевистская ненависть к Богу становится новым аргументом в пользу Его действительного присутствия. Онтологический аргумент был таков: я мыслю Бога, следовательно Он существует. Большевистский аргумент продолжает онтологический: я ненавижу Бога, следовательно, Он есть. И в результате снова видна рука Промысла: большевистское уничтожение христианства в России – разве это не апология божественного существования? Апология, которую создали ненавистники и отрицатели Всевышнего. И разве дьявол согласно Промыслу не указывает непрерывно на существование Бога, сражаясь с Ним? Однако это не избавляет сатану и его большевистских слуг от проклятия, которое они навлекли на себя..

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

ВЕРТОГРАД

НЕНАВИСТЬ

Схиигумен Савва (Остапенко)

Как любовь в законе Божием является наивысшей добродетелью и спасает душу, так и ненависть, один из самых тяжёлых грехов, губит душу. Апостол говорит, что, кто ненавидит брата своего, тот человекоубийца есть, тот пребывает в смерти, тот ненавидит Самого Бога. Загробная участь их ужасна: они будут мучиться вместе с чародеями и разбойниками, которые губят людей.

Грех ненависти очень распространён, и мало людей, свободных от этого греха, как и от осуждения. Ты удивлён? Не удивляйся, друг мой! Кто не стяжал истинную христианскую любовь к ближнему, тот не свободен от ненависти, только грех этот настолько мерзок, что люди сами себя стыдятся, когда он проявляется, поэтому ненависть – один из тех грехов, который тщательно скрывается от постороннего взгляда и, к сожалению, даже от самого себя. Обманывают себя, будто ненависти нет, не каются в этом грехе, поэтому грех, притаившись, живёт и здравствует до времён, пока не выявится в болезненном приступе психоза. И тогда и окружающие не узнают человека, и человек сам себя не уз­наёт:

– Откуда это?.. Что со мной?

– Помилуйте, неужели это та тихая, кроткая женщина, какой мы знали её? Невозможно! Что с ней?

Как с цепи срывается человек, подверженный страсти ненависти. Он подобен пьяному человеку, потерявшему здравый рассудок. Он становится невменяем. Самые грубые и жестокие слова вылетают из его уст, он готов в клочья разорвать человека, который вывел его из равновесия... В таком состоянии родители проклинают детей, дети – родителей, даже до убийства доходят.

Ты думаешь, Д., что таких людей можно излечить пилюлями и микстурой? Нет, друг мой! Только любовь к ближним и смирение излечивают эту болезнь, этот тяжёлый душевный недуг – ненависть.

Если нервнобольной человек пожелает излечиться от недуга своего, он должен каждый день ущемлять себя во всём и, вместо того чтобы глотать пилюли из химикатов или растений, должен проглотить пилюли насмешек, напраслины, всякого рода огорчений от каждого человека. Это тяжело... Да, тяжело! Но разве болеть легче? А самое главное: какие страшные последствия этого греха. Я взял крайность, когда грех ненависти выявляется в виде приступа, а другие виды описывать, думаю, нет необходимости. Стоит только каждому повнимательнее рассмотреть все свои действия и поступки по отношению к другим, как непременно, почти каждый, найдёт в себе признаки этого греха в той или иной степени.

Ты можешь возразить на это такими словами: «Никогда ни к кому я не питал ненависти, хотя и любовью не пылаю к каждому встречному».

Вот-вот, друг мой! Кто не пылает, иными словами, в ком нет любви к каждому встречному, в том живёт грех ненависти, но он или ослаблен, или дремлет до случая, завуалирован, так что ни сам человек этого не замечает, если он не живёт внутренней жизнью, ни окружающие не замечают этого, потому что понятие о грехе ненависти искажено почти у всех.

Мы привыкли считать, что ненависть выявляется только в тех случаях, когда, положим, разъярённый муж в припадке ревности убивает свою жену и соперника, или отвергнутый жених, затаив злобу, тайно поджигает дом новобрачных, или обесславленный клеветой человек взаимно изрыгает хулу или клевету, тайно или явно и т. д. И если у нас нет таких проявлений, то мы считаем себя чистыми от этого греха. Но так ли это? Всем известно, что грехи – злоба, ненависть и месть – неразрывны между собой, они составляют как бы единое целое, и в ком есть злоба, т. е. раздражительность, в том, значит, есть и ненависть. В доказательство приведу тебе несколько коротеньких примеров.

Чтобы не утомлять тебя бесчисленными фактами из мирской семейной жизни, возьму несколько примеров из благочестивой обстановки, когда мы находимся в церкви, когда у нас не должно быть и тени греха ненависти. А что мы видим? Подслеживание, подслушивание, доносы, упрёки, разные язвительные слова, насмешки; иной крестится, толкая соседа; иной идёт напролом и жмёт так, что у бедных старушек кости трещат, не смотрит, что детей давит...

В церковь вошли туристы – в сердце появляется раздражение, многие думают, а иные и говорят: «Что ходят без толку... Сами не молятся и людям мешают молиться». А ведь, откровенно говоря, кто усердно, со вниманием молится внутренне, тому никто и ничто не может помешать. На святых отцов целые полки демонов устремлялись, видимым образом, криками, страшными звуками и шумом устрашали, даже келию колебали, казалось, обрушится и насмерть задавит, и то они оставались непреклонными в молитве, им ничего не мешало. Если кому-то что-то мешает или кто раздражается, злобствует – в том есть грех ненависти.

Внутренне мы должны работать над собой в том направлении, чтобы в помыслах у нас не было разбора: каковы он, она, они. А во всех случаях надо взор свой обращать только на себя, если появилось раздражение.

Вот, например, вошли туристы во время чтения Евангелия, шаркают ногами, заглушают слова Священного Писания... Ну кому это понравится? Невольно в душе появляется недовольство... Сразу лови себя на этом. Ах, дескать, злобная душа! Тебе не нравится?.. Тебе одной надо спасаться, со всеми удобствами, а другие пускай погибают? Да? А может, именно сегодня благодать коснётся души их, может быть, сегодня на сердце их падёт то зёрнышко благочестия, которое даст плоды обильнее, чем твои. Чем ты сама-то можешь похвалиться? Что пришла в церковь? Отдохнуть! Ведь ты пришла не на подвиг, если тебе кругом все мешают, если за всеми ты всё замечаешь... Ты пришла развлечься? Признайся! С ножом к горлу приступай к душе своей и не давай ей опомниться, пока не смирится; не давай ей возможности оправдаться, устрашай её гневом Божиим, чтобы она обрела страх Божий, это неоценённое сокровище в деле спасения. Скажи ей: молчи, не укоряй вошедших, потому что твоё слово может оказаться соблазном для них, и ты можешь оказаться причиной их погибели... Не избежишь и ты этой участи, если это случится.

Действительно, сколько, оказывается, мы душ губим своим соблазнительным поведением, соблазнительным словом! Хоть бы в том только, что наводим на грех осуждения, не говоря о прочем. А кто по-настоящему, осознанно, со всею искренностью кается в этом грехе?

И вот когда ты станешь столь тщательно разбирать каждый свой шаг, каждое слово, тогда тебе не понадобятся доказательства того, что почти каждая душа, за исключением смиренных, одержима страстью ненависти в той или иной степени.

Как все добродетели в виде лучей исходят от одного центра – любви, так множество грехов исходят от одного центра – ненависти.


СВЯТЫЕ ОТЦЫ О НЕНАВИСТИ

Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти (прп. Ефрем Сирин ).

Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия... (прп. Макарий Египетский ).

Такова ненависть: не терпит благодушно счастья других; благоденствие ближнего считает за собственное несчастие и изнывает, смотря на блага ближнего (свт. Иоанн Златоуст ).

Если нам поведано любить врагов, а мы ненавидим и любящих нас, то какому подвергнемся наказанию? (свт. Иоанн Златоуст ).

Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть и обидою за обиду. Что, если враг сильнее тебя? К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе... А терзающие заботы, а ухищрения, а, наконец, самые удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящего – оно есть ад на земле, пламя геенское (свт. Филарет Московский ).

Вражду надлежит писать на воде, чтобы скорее исчезала, а дружбу – на меди, чтобы навсегда соблюдалась твёрдою и непременною. А если вопреки сему поступает... находящийся с тобою в ссоре, то пусть не смущает тебя это, потому что не повредит твоим венцам. И нам заповедано не то, чтобы не быть в ненависти у других (сие не от нас зависит, и святые возбуждали к себе ненависть); а напротив того, чтобы не иметь ненависти к людям, ненавидеть же в них порок (прп. Исидор Пелусиот ).

Случилось тебе искушение со стороны брата и огорчение довело тебя до ненависти, не будь побеждён ненавистью, но победи ненависть любовью. Победить же её можешь так: искренно молясь о нём Богу, приемля приносимое от брата извинение, или сам себя врачуя извинением его, поставив самого себя виновником искушения и положив терпеть, пока пройдёт облако (прп. Максим Исповедник ).

Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с заражённым ненавистию и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и заражённому ненавистию. Не отвращающийся от сварливости и не гнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих (прп. Антоний Великий ).

АНАТОМИЯ НЕНАВИСТИ ГЛАЗАМИ ПИСАТЕЛЕЙ

Ненависть – ужасное чувство. Мы прикованы к объекту нашей ненависти, словно больны им, мы не желаем видеть его, но не раньше, чем тот заплатит за всё, что сделал, или, как нам кажется, сделал. Ненависть делает нас своими заложниками и, подобно раковой опухоли, превращает здоровые клетки в больные, те начинают множиться и уничтожают всё, что мешает им разрастаться и дальше.

Бланка Бускетс. Свитер

Самое дорогостоящее чувство – не любовь. А ненависть. Потому что она съедает тебя изнутри и выжигает, а потом убивает.

Лорел Гамильтон. Жертва всесожжения

Ненависть почти всегда, так или иначе, вырастает из страха.

Лорел Гамильтон.Смеющийся труп

Природа заполняет пустоту любовью; ум нередко прибегает для этого к ненависти. Ненависть даёт ему пищу. Существует ненависть ради ненависти; искусство ради искусства более свойственно натуре человека, чем принято думать. Люди ненавидят. Надо же что-нибудь делать. Беспричинная ненависть ужасна. Это ненависть, которая находит удовлетворение в самой себе.

Виктор Гюго. Человек, который смеётся

Мы испытываем настоятельную потребность ненавидеть кого-то из тех, кого знаем, но не находим для этого повода; но с течением времени обязательно найдётся предлог – любой предлог, – позволяющий нам преувеличить причину и корни старой, застарелой ненависти, которая была всегда. С самого начала.

Пабло де Сантис. Язык ада

Но влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя.

Федор Достоевский. Братья Карамазовы

По-настоящему ненавидеть можно, наверное, лишь то, что когда-то любил и всё ещё любишь, хоть и отрицаешь это.

К. Лоренц. Агрессия

Когда так страстно ненавидят, это значит, что ненавидят что-то в себе самих.

Ивлин Во. Возвращение в Брайдсхед

Кого видишь своими глазами, труднее ненавидеть, чем того, кого воображаешь.

Грэм Грин. Десятый

Наконец он видит меня такой, какая я есть. Грубая. Недоверчивая. Эгоистичная. Смертельно опасная. И я ненавижу его за это.

Сьюзен Коллинз. Сойка-пересмешница

Знаешь ли ты, Намима, какое самое неуправляемое чувство в человеке? О да, это ненависть. Если зажёгся в твоей душе огонь ненависти, то не будет тебе покоя, пока не сгорит зола ненависти дотла.

Нацуо Кирино. Хроники богини

Не отвечайте ненавистью на ненависть. Ненависть – тягостное чувство, нагоняющее тоску, а подчас приводящее в ярость. Если человек сгоряча поверил гадостям, которые ему о вас наговорили, и позволил себе судить о вас по слухам, следует ли вам быть таким же легковерным и поспешным в выводах? Если вы решите отомстить, это вызовет ярость вашего врага, и так без конца; вражда отравит вам жизнь. Перед вами два пути. Если вас оболгали, сделайте хоть одну попытку рассеять недоразумение. Пусть на помощь придут общие друзья. Не будьте злопамятны: кто прошлое помянет... В этом случае не стоит прибегать к прямому объяснению, чтобы не поссориться снова. Пожмите друг другу руки и забудьте о том, что было. Я знаю прочные дружбы, построенные на обломках былых обид. Прощать надо молча – иначе какое же это прощение.

Андре Моруа. Открытое письмо молодому человеку о науке жить

Здравствуйте.Я не знаю,как дальше жить с такой болью.Я стала ненавидеть Бога.Понимаю,что это грех.Но жить такой жизнью,как у меня невозможно.Я просто больше не могу.Я молилась,я просила,плакала,он глух ко мне.Бог слышит только тех,у кого все хорошо,им и помогает.А другие служат только для того,чтобы счастливые на них посмотрели и сказали:"Слава Богу,что у меня все хорошо".Все говорят,что Бог справедливый,это неправда. Ему наплевать на меня и всех,кому плохо.Мучаетесь и мучайтесь дальше...Я не знаю,как жить с такой болью..Я не хочу жить...
Поддержите сайт:

Тина, возраст: 38 / 25.01.2013

Отклики:

А какая у вас боль, Тиночка? Чем вы больны?
Вот у меня, к примеру, обнаружили рак 4-й стадии, я прошла две полостных операции и две химии, много было всякой боли. Но все мои друзья и даже множество незнакомых мне людей молились Богу о моем выздоровлении, и вот представьте себе, последняя МРТ показала, что все органы чисты. По крайней мере, пока. И болей никаких.
Молитесь усердно сами и других просите молиться. Если вы просите о том, что вам действительно нужно и полезно - Бог всегда отвечает!

Агния Львовна, возраст: 72 / 25.01.2013

Тина, так кто кого не слышит ты Бога или Он тебя? А если не уменьшает боль, значит так надо, потом объяснит зачем она была нужна. Болью обычно лечат строптивость, упрямство, гордыню. Это так, духовный ликбез. А я вообще удивляюсь Богу, что Он с нами так милосерден.И мне стыдно за нас. Хорошо, давай начистоту, какие из советов, которые Он дал тебе ты уже исполнила? Он не давал? А Библия? А церковь? Ты сама знакомилась с Богом? Ты уже знаешь что такое добро, любовь, свет? То есть ты говоришь, что Он не помогает, а со мной Он, как с писаной торбой носится. Если Он со мной так милосерден, всегда утешит, всегда поддержит, а советы какие даёт, то что тогда говорить о праведниках. Как? Через других людей, я узнаю Его помощь. А бывает и обижу, как ты Его, а Он потом мне показывает: " Вот, смотри, тогда-то тебе было невмоготу, помнишь Я человека послал?". Я вспоминаю и точно. Потом каюсь. Но у меня есть одно очень нехорошее качество: я очень-очень упрямая, прошу пока не получу то, что прошу. Ну есть то, что просить не буду-это какие-то эгоистичные штуки. Если мне больно, то прошу показать как я создала эту боль. И обычно- все мои ошибки и глупости- как на ладони. Но боль убрать не прошу, обычно прошу сил её до конца претерпеть. А то урок будет не пройден. И ещё терпение. Иногда Господь сразу даёт ответ, иногда через месяцы. И ещё, когда просишь, просто будь уверена и жди, что помощь или ответ придёт. Иногда нам нужны дополнительные знания, или информация, чтобы понять ответ. Держись. Он всё равно тебя любит!!!

Вика, возраст: 39 / 25.01.2013

Знаешь, ты не одна такая. Если тебе от этого станет легче. Порою и мне кажется, что Бог закрылся от меня, чтобы не слышать мои молитвы. Но Бог дал нам доказательство Своей любви - Иисуса Христа. Иисус, Сын Божий, на Кресте взял на Себя наказание за грехи всего человечества. За твои и мои грехи. Библия говорит, что наказание за грех - смерть. И Иисус умер. Испытав перед этим страшные муки, какие и не снились нам, людям. Иисус сошел вместо нас в ад.Но ад не смог удержать Иисуса, потому что Он не совершил ни одного греха, пока жил на земле. Иисус воскрес. И мы воскреснем вслед за Ним. Нас ожидает вечная жизнь Там, где не будет боли и слез. Там, где не будет зла. Это моя надежда и упование. Я буду молиться за тебя, чтобы Бог помог тебе удержаться от самоубийства. Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Читай Новый Завет, особенно все 4 Евангелия. Это поможет.

Татьяна, возраст: 32 / 25.01.2013

Здравствуйте!
Нам всем на этой земле непросто бывает. Болезни, трудности, потери, неудачи. Есть люди пережившие ужасы войны и смерти, психологическое насилие, травмы, одиночество, непонимание.

Все люди достойны счастья и любви. Боль сигнализирует о том, что с нами произошла беда. Боль не плохо и не хорошо, она как индикатор- если здесь болит, это сигнал "Осторожно! Опасность! что то не так! что то разрушает тебя, остановись! Внимание сюда!"
Поэтому не надо горевать, а думать головой, как исправить сложившуюся ситуацию. Варианты наверняка есть.
На форуме сайта можно завести тему и вести конструктивный диалог о вашей проблеме.
Я желаю Вам счастья.

Рита, возраст: 28 / 25.01.2013

Тина, а что случилось-то? По вашему письму я ничего понять не могу. Напишите-ка о своей беде, народ здесь умный, подскажет, как быть.

Елена, возраст: 55 / 25.01.2013


Жизнь-это подарок от Бога...нужно научиться любить ее во всех проявлениях,научиться радоваться жизни.научиться создавать радость,творить,получать удовольствие от жизни,любить..это не просто..если обижаться на жизнь и просто ждать,что само все придет...можно не дождаться.и вообще,там где обида,злость и тому подобное- места нет любви..может стоит переключиться на добрые чувства в себе,светлые,позитивные,тогда боли не достанется места!
не может быть,чтоб у Вас все было плохо..может просто чего-то не замечаете?каждый человек индивидуален,каждый-чудесное неповторимое творение!

Лена, возраст: 29 / 26.01.2013

Постарайтесь найти причину такого состояние.Мне кажеться Вас кто-то обидел и вы перенесли обиду на весь белый свет, а с обидой ушла и вера в Бога.А тут еще и депрессуха накрыла и пошло-поехало.Выкинуть бы это все из головы,перестать копаться в себе и увлечь себя новыми планами,Осуществить свою мечту и все станет на свои места)))по себе знаю.Удачи ВАм и Любви!!!

Алексей, возраст: 38 / 27.01.2013

Держись.солнышко.всё пройдёт живи!!!

Не бегите от жизни

юрий, возраст: 46 / 27.01.2013

Привет, друг. Давай с тобой вместе подумаем как тебе быть.
Ты гей - говоришь. А другой человек например - на деньгах помешан, а третий - завидует. У каждого разные болезни душевные. Только кто-то хочет лечиться, кто то нет. Ты-то, друг - точно хочешь вылечиться? Или хочешь сбежать от своих проблем (как будто от них можно сбежать? - с чего ты взял что на небе отдохнешь от себя, доказательства мне пожайлуста на стол!).
Думаю надо лечиться. Как может человек избавиться, к примеру, от зависти? Одним единственным способом - воздержанием от нее. Нет еще такой волшебной таблетки на земле - чтобы она нас избавляла от зависти или какого другого порока.
И не говори мне друг - что ты идешь по улице - видишь парня - и готов броситься на него и расцеловать - так, чтобы ничего тебя не удержало (если это так - то это шизофрения - она лечится, но к доктору надо).
Наверняка - появляются какие-то мысли "Типа - а хорошо бы с ним...". Вот на этапе этой мысли - ты должен научиться воздерживаться от ее развития. И именно в этот момент призывать Бога - т.к. если ты когда-либо читал Евангелие или сталкивался с действием силы Божей - то знаешь - что Бог способен уничтожить любое зло.
А еще - ты должен полюбить детскую чистоту. Знаешь когда ребенка маленького воспитывают добрые родители - они при нем ни когда не матерятся, ничего плохо даже стараются не говорить, ни какой злой мультик не включат и т.д. и т.п. - потому что все это может из равноангельского цветочка сделать сам знаешь кого. И плачут горе-родители..Ведь совесть-то внутри подсказывает наверное тебе - это не полезно, это не чисто, это грех... Ты же Гомо сапиенс. А совести своей и разума не слушаешься?
Соответственно - телевизор долой, Интернет дозированно. Посещение только благочестивых мест и друзей. Ты должен придти в то состояние - чтобы не знать подлинного значения слова "секс" и т.п. слов, как их не знают дети.
Давай еще пару средств (только обещай попробовать все лекарства) - тяжелый изнуряющий физический труд - вышибает из головы всякую гадость и позволяет укрепить мышцы. Исповедь в храме, регулярная молитва дома Богу помогают внутренне справиться со своими дурными наклонностями, даже когда у самого уже нет сил... Помощь другим - бескорыстно - облагораживает душу. Можно всегда съездить помочь какому-нибудь монастрю бесплатно на послушание или приосоединитсья к какой либо группе волонтеров или задаться целью заработать деньги и все отдать больным детям на лечение и т.д. и т.п. Друг - я просто уверена - что многие из этих лекарств ты еще не пробовал серьезно и потому лечение не удавалось. Представь, что ты уже заболел раком, только это рак не тела, а души - и ты умираешь. И вдруг Бог тебе через добрых людей посылает сведения о том, как тебе можно вылечиться. Теперь дело за тобой.
Если ты говоришь, что готов бороться - я жду от тебя действий. Результаты не замедлят.

Светлана, возраст: 30 / 28.01.2013


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
23.02.2019
23.02.2019
Сейчас я существо с клеймом преступницы.
22.02.2019
Я игроман. Проигрываю все деньги в интернет казино. Весь в долгах. Я не могу остановиться... Помогите... Проиграл все.. Куча долгов. Я хочу умереть. Нет выхода
Читать другие просьбы