После трехкратного отклонения предложенной кандидатуры. Процедура назначения председателя правительства рф

В декабре была избрана Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, а в марте следующего года Президент Российской Федерации внес на ее рассмотрение кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации. Государственная Дума в течение 14 дней рассматривала представленную кандидатуру и квалифицированным большинством голосов своего состава ее отклонила. Президент Российской Федерации вновь внес на рассмотрение Государственной Думы ту же самую кандидатуру Председателя Правительства. Государственная Дума, после недельного рассмотрения, вновь отклонила ее, узнав, об отклонении кандидатуры Председателя Правительства - Президент объявил о роспуске Государственной Думы и дате выборов (через 6 месяцев после роспуска) в новую Государственную Думу.

Какие конституционные нормы нарушены в данной ситуации?

Опишите процедуру внесения Президентом Российской Федерации в Государственную Думу кандидатуры Председателя Правительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом Государственной Думы.

В соответствии со статьёй 111 Конституции Российской Федерации

  • 1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
  • 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
  • 3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
  • 4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Рассмотрение и согласование кандидатуры председателя правительства в Государственной Думе проходит согласно статьям 144-148 регламента Госдумы. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (с изменениями и дополнениями) / http://www.consultant.ru/

Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель в Государственной Думе официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации. Перед обсуждением кандидатуры кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации отвечает на вопросы депутатов в течение времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут. По окончании ответов на вопросы депутатов представители фракций высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Ст. 145 Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 25.02.2015) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7 Решение Государственной Думы о даче согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с использованием электронной системы подсчета голосов либо открытым голосованием, если большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы такое решение будет принято. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Результат голосования о даче согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации оформляется постановлением Государственной Думы. Ст. 146 Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 25.02.2015) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. Обсуждение и согласование новой кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации происходит в порядке, предусмотренном статьей 145 и частью второй статьи 146 Регламента Госдумы, в течение недели со дня ее представления Президентом Российской Федерации. Ст. 147 Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 25.02.2015) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" В случае двукратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру. Обсуждение и согласование третьей кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации происходит в сроки и в порядке, которые предусмотрены Регламентом для обсуждения и согласования первых двух кандидатур. Ст. 148 Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 25.02.2015) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Если Государственная Дума три раза подряд отклонит предложенные Президентом РФ кандидатуры, то осуществляется одно из полномочий Президента - конституционные право и обязанность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. Естественно, что в этом случае Президент РФ самостоятельно решает вопрос о назначении Председателя Правительства РФ. Ст. 111 Конституции Российской Федерации

Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на этот пост.

Кандидатура Председателя Правительства обсуждается и согласовывается только с одной палатой Федерального Собрания -- Государственной Думой. Ее решение не нуждается в одобрении Совета Федерации, равно как не может быть отменено или приостановлено им. Из содержания статьи 111 Конституции РФ не вытекает, что Президент в обязательном порядке представляет вновь избранной Государственной Думе кандидатуру главы Правительства, как и то, что полномочия Правительства автоматически прекращаются в связи с избранием нового состава парламента. В то же время обязательность досрочного роспуска Государственной Думы в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства ставит депутатский корпус перед весьма ответственным выбором.

Процедура получения согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации предусматривает весьма жесткие сроки представления и обсуждения этой кандидатуры (ч.2 и 3 ст.111).

Отвечая на поставленный вопрос «Какие конституционные нормы нарушены в данной ситуации?» и используя выше обозначенные конституционные нормы, я могу дать следующий ответ:

  • Ш Во-первых, предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока со дня вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства (нарушение сроков). Однако по этому поводу нет пояснений в условиях задачи.
  • Ш Во-вторых, если кандидатура на этот пост отклонена Государственной Думой, Президент в недельный срок должен представить в палату новую кандидатуру на должность Председателя Правительства, в нашем же случае была представлена одна и та же кандидатура. Однако, согласно действующему законодательству, Президент РФ волен в своём выборе кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и так же волен свой выбор не менять, в случае отклонения предоставленной кандидатуры Государственной Думой. Так что нарушений конституционных норм в данном случае не усматривается.
  • Ш В-третьих, установлен срок для рассмотрения этого вопроса Государственной Думой -- в течение недели со дня внесения Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства, а первое рассмотрение длилось 14 дней (нарушение сроков рассмотрения).
  • Ш В-четвёртых, в ст.111 и 117 Конституция устанавливаются основания роспуска Государственной Думы: она может быть распущена после трехкратного отклонения ею кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, представленных Президентом Российской Федерации (ч.4 ст.111), в случае выражения недоверия Правительству Российской Федерации (ч.3 ст.117), либо в результате рассмотрения Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, поставленного по инициативе Председателя Правительства (ч.4 ст.117). Президент объявил о роспуске Государственной Думы после двукратного отказа, а не трёхкратного (нарушение ч.4 ст.111 Конституции РФ).
  • Ш В-пятых, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания (нарушение ст.117 Конституции РФ).

Последняя редакция Статьи 111 Конституции РФ гласит:

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Комментарий к Ст. 111 КРФ

1. Комментируемая часть предусматривает при назначении главы Правительства РФ необходимость согласования воль Президента РФ и Государственной Думы. Это парламентарный элемент в российской форме правления, характеризуемой как смешанная ("президентско-парламентарная") республика. Такое согласование воль призвано придать Правительству необходимую устойчивость и авторитетность, создать лучшие условия для взаимодействия законодательной и исполнительной власти.

Само назначение имеет место в случае смены Президента или его повторного избрания, после чего Правительство РФ слагает свои полномочия (см. комм. к ст. 116), либо в случае отставки Правительства по любой причине (см. комм. к ст. 117). Первый Президент РФ Б.Н. Ельцин в 1998 и 1999 гг. четыре раза отправлял Правительство в отставку, после чего происходило назначение нового Председателя Правительства. Второй Президент В.В. Путин после своей инаугурации назначил 17 мая 2000 г. Председателем Правительства М.М. Касьянова, которого 5 марта 2004 г. заменил М.Е. Фрадковым.

Здесь важно отметить, что кандидатура будущего Председателя Правительства определяется Президентом, а Государственная Дума лишь соглашается или не соглашается с ней, но свою кандидатуру выдвинуть не может. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; с изм. и доп.) устанавливает в действующей редакции ст. 7, что Председатель Правительства назначается Президентом из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по своему заявлению об отставке или в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. Тем самым части 1 и 2 излагаемой статьи 7 ФКЗ о Правительстве ограничивают право Президента выбирать кандидатуру главы Правительства и увольнять Правительство в отставку, что не соответствует п. "а" и "в" ст. 83, комментируемой статье и ч. 2 ст. 117 Конституции РФ, которые никаких ограничений для Президента в этом вопросе не предусматривают (см. комм. к этим положениям). Об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет палаты Федерального Собрания в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку всего Правительства. Согласия Государственной Думы на это не требуется.

2. В комментируемой части устанавливаются сроки для внесения Президентом РФ в Государственную Думу кандидатуры Председателя Правительства РФ. Необходимость конституционного установления таких сроков диктуется стремлением обеспечить непрерывность функционирования исполнительной власти, не допустить длительного отсутствия полномочного Правительства.

Сроки в комментируемой и следующей статьях установлены не в днях, как в остальных статьях Конституции, а в неделях, что не оставляет возможности для различного толкования соответствующих периодов времени (не может быть вопроса о том, рабочая неделя имеется в виду или календарная). Из такого определения сроков следует, что Государственная Дума не может прервать свою работу, если Председатель Правительства не назначен. Впрочем, отсутствие унификации при определении конституционных сроков объясняется, скорее всего, недоработкой редакторов, готовивших текст Конституции к вынесению на референдум и не располагавших необходимым временем для его тщательной отработки.

3. Комментируемая часть определяет срок для Государственной Думы, в течение которого она должна рассмотреть представленную Президентом кандидатуру на должность Председателя Правительства.

Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.) урегулировал в гл. 17 процедуру дачи Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства РФ (см. комм. к п. "а" ч. 1 ст. 103).

4. Комментируемая часть регулирует ситуацию, которая складывается в случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, представленных Президентом. Из текста Конституции неясно, вправе ли Президент повторно предлагать уже отклоненную кандидатуру и если он это сделает, то будет ли это считаться, соответственно, вторым или третьим представлением. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании отдельных положений ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации (СЗ РФ. 1998. N 52. Ст. 6447) разъяснил, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

Из текста комментируемой части следует со всей определенностью, что после третьего отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства - независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Президент уже обязан назначить Председателя Правительства и распустить Государственную Думу с назначением новых ее выборов. При назначении в этом случае Председателя Правительства Конституция уже ничем Президента не связывает: назначенной может быть любая из представлявшихся Государственной Думе кандидатур или даже лицо, кандидатура которого Государственной Думе не представлялась.

После выборов, однако, необходимо получить на произведенное назначение согласие новой Государственной Думы. Это следует из общего принципа, содержащегося в ч. 1 комментируемой статьи. В случае трехкратного отказа в даче согласия должен последовать роспуск и этой Государственной Думы. Такая гипотетическая ситуация свидетельствовала бы о полной неспособности Президента к нахождению компромиссов с политическими силами, которые находятся к нему в оппозиции, однако пользуются в стране значительным влиянием, поскольку от созыва к созыву располагают абсолютным большинством голосов в Государственной Думе. Ни один бюджет не выдержит многократных парламентских перевыборов, а кроме того, это могло бы привести к острому кризису власти на фоне раздражения и усталости избирателей. Поэтому реализация положения ч. 4 комментируемой статьи на практике маловероятна, а уж второй подряд роспуск Государственной Думы почти совсем невероятен.

Согласно части 2 статьи 112 Конституции РФ Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Это полномочие тесно связано с предыдущим, поскольку Президент РФ назначает федеральных министров, руководствуясь общей схемой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, представляемой ему главой Правительства.

В то же время данное полномочие Председателя

Правительства не ограничивается утверждаемой главой государства структурой федеральных органов исполнительной власти, поскольку теоретически Президент вправе учредить должность «министра без портфеля», в заполнении которой глава Правительства также примет участие. Подобные должности в правительственной практике периодически создавались. Так, врио Президента РФ В.В. Путин 14 января 2000 г. своим указом назначил К.Д. Лубенченко федеральным министром без указания на конкретную сферу деятельности83, учредив тем самым фактически должность «министра без портфеля».

Данное полномочие Председателя Правительства органически вытекает из его роли руководителя федеральной исполнительной власти, лидера Правительства как коллегиального государственного органа, что предопределяет его право непосредственного участия в комплектовании кабинета, в формировании собственной команды управления. Данное право является традиционной прерогативой главы правительства независимо от формы государственного правления.

Конституция РФ говорит только о предложениях главы Правительства Президенту, из чего вытекает тот очевидный вывод, что эти предложения носят рекомендательный характер, не обязывающий Президента с ними согласиться. Можно только разделить следующее мнение: «Практика формирования Правительства и предложения Председателя Правительства кандидатур на посты заместителей и федеральных министров показывает, что не всегда предложенные кандидатуры утверждаются (точнее «назначаются») Президентом. Только Президент вправе утвердить или не утвердить предложенные (здесь точнее было бы сказать - назначить) Председателем Правительства кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительств и федеральных министров. Право Председателя Правительства предлагать кандидатуры на эти должности имеет формально-юридический и рекомендательный характер»1. В преддверии своего назначения Председателем Правительства РФ экс-президент В.В: Путин, отвечая на вопрос: «Вы уже имеете представление о кадровом составе будущего кабинета министров?», заметил: «В основном -да. Но это не только от меня зависит, но и от избранного Президента. Я ему буду представлять кандидатов, а он должен еще утвердить»84.

В то же время, Конституция. РФ делает Председателя Правительства РФ обязательным участником механизма формирования Правительства, без которого должностные назначения в его состав не могут быть произведены.

Если исходить из буквального смысла основного закона, Президент РФ вправе назначать заместителей Председателя Правительства и федеральных министров только по персональному предложению главы Правительства, в отсутствии которого назначения не могут состояться. Из этого следует, что даже при отклонении Президентом РФ кандидатур в состав Правительства, следующие кандидатуры будут также предлагаться только Председателем Правительства РФ.

Нарушение этой процедуры Президентом России, назначение им членов Правительства РФ в отсутствии соответствующих предложений Председателя Правительства по существу является конституционным деликтом. В.О. Лучин правомерно выделяет такой вид конституционного деликта как нарушение установленного порядка назначения на конституционные должности85, относя к ним и министерские назначения в отсутствии премьера. В качестве примера автор приводит факт назначения Президентом РФ Б.Н.Ельциным 31 марта 1998 г. федеральными министрами Е.М. Примакова и М.М.Задорнова в отсутствии Председателя Правительства РФ, должность которого на тот момент была вакантной, чем был нарушен п. «д» ст. 83 Конституции РФ, согласно которому назначение федеральных министров осуществляется Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. «Решение Президента возложить на себя обязанности Председателя Правительства, - пишет В.О. Лучин, - явно не соответствовало Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации». С 1993 г. Президент не является главой исполнительной власти в нашей стране и не может присваивать себе эти функции»86.

В то лее время, законодательство не устанавливает определенного формата участия Председателя Правительства в определении персонального состава Правительства. Предложения Председателя Правительства Президенту на этот счет не могут быть юридически удостоверены, что не позволяет проследить реальное участие главы Правительства в министерских назначениях. С целью юридического подтверждения этого участия мы предлагаем, чтобы указы Президента РФ о назначении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров содержали фразу - «в соответствии с предложением Председателя Правительства Российской Федерации».

Отдельные факты участия главы Правительства в назначении и освобождении членов Правительства упоминаются в некоторых президентских указах. Так, в Указе Президента РФ от 2 сентября 1998 г. «О мерах по формированию Правительства Российской Федерации»87 говорилось: «Согласиться с предложениями Черномырдина B.C. о целесообразности вхождения в состав Правительства Российской Федерации Крашенинникова П.В., Примакова Е.М., Сергеева И.Д., Степашина С.В., Федорова Б.Г., Шойгу С.К.».

Еще по теме 2. Предложение Президенту РФ кандидатур на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров:

  1. 3. Дача Президенту РФ предложений об освобоо/сдении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
  2. 5.4. Представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на долэ/сность и освоболсдении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении
  3. 2.3. Председатель Правительства Российской Федерации как исполняющий обязанности Президента России: вопросы конституционной совместимости
  4. 1. Представление Президенту Российской Федерации предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Тип вопроса: Выбор возможных правильных ответов

Варианты ответов:

1. назначает Председателя Правительства Российской Федерации

2. распускает Государственную Думу и назначает новые выборы

3. может не распускать Государственную Думу и назначает Председателя Правительства Российской Федерации

4. самостоятельно назначает Председателя Правительства Российской Федерации и решает вопрос о роспуске Государственной Думы ФС РФ

5. может не распускать Государственную Думу и сам начинает исполнять обязанности Председателя Правительства Российской Федерации

Варианты ответов: 5

ВОПРОС N 206. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее... дней после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Варианты ответов:

Варианты ответов: 8

ВОПРОС N 207. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие... лет

Варианты ответов: 2

ВОПРОС N 208. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие определённого возраста лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее... лет

Тип вопроса: Ввод ответа вручную с клавиатуры

Варианты ответов: 2

правительство полномочие исполнительный власть

Вопрос о процедуре назначения главы Российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность - одна из ключевых и ведущих в государстве.

Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Она также устанавливает и точные сроки, в течение которых Президент должен представить Государственной Думе кандидатуру главы федерального Правительства. Эти сроки зависят от обстоятельств, в связи с которыми происходит внесение кандидатуры Председателя Правительства:

не позднее 2-недельного срока, после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;

не позднее 2-недельного срока, после отставки Правительства РФ;

в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

Кандидатуру на пост Председателя Правительства представляет Государственной Думе Президент или его полномочный представитель в федеральном собрании. Согласно Конституции Государственная Дума рассматривает кандидатуру, предложенную Президентом в течение недели. Кандидат на должность главы Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ, отвечает на вопросы депутатов. После чего происходит тайное голосование за предложенную кандидатуру или против нее. Решение принимается большинством голосов.

Если предложенная кандидатура отклонена в ходе голосования, то Президент обязан выставить на должность Председателя Правительства новую свою кандидатуру, обсуждение которой происходит в том же порядке. В случае отклонения второй кандидатуры происходит обсуждение по третьей предложенной Президентом кандидатуре.

В случае отклонения третьей кандидатуры Президента РФ на должность Председателя Правительства РФ Президент в праве назначить главу Правительства сам, а Государственную Думу распустить и объявить новые выборы Государственной Думы. Эту возможность Конституция дает Президенту в связи с тем, что при отсутствии Председателя Правительства исполнительная власть не может эффективно исполнять свои обязанности и это ведет к правительственному, а значит и государственному кризису. Однако есть случаи, когда даже после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства Президент не имеет права разогнать Думу, например, в период действия на всей территории РФ чрезвычайного или военного положения, а также за шесть месяцев до срока окончания полномочий Президента.

В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после его утверждения на данной должности должен представить Президенту предложение о структуре федеральных органов и исполнительной власти. В настоящее время эта структура утверждена Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно ему она включает Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти: министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, федеральные агентства, федеральные надзоры. Имеются следующие министерства РФ: по атомной энергии; внешних экономических связей; внутренних дел; здравоохранения и медицинской промышленности; иностранных дел; культуры; науки и технической политики; обороны; образования; охраны окружающей среды и природных ресурсов; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; по делам национальностей и региональной политике; по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ; путей сообщения; связи; сельского хозяйства и продовольствия; социальной защиты населения; строительства; топлива и энергетики; транспорта; труда; финансов; экономики; юстиции.

Конституция РФ 1993 г. не предусматривает (как это было по Конституции 1978 г.) вхождение по должности в состав Правительства РФ председателей правительств республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. Правительство и другие федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное правительство самостоятельно решает вопросы. Отнесенные к его компетенции. Направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

По сравнению с правительствами зарубежных стран правовой статус Правительства Российской Федерации в значительной степени законодательно урегулирован и определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральными законами. Нормативными указами Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: осуществляет назначения на высшие должности в государственных органах, председательствует на заседаниях правительства, решает вопросы в области внешних сношений и военной сфере.

Положение Правительства среди других органов российского государства определяется его полномочиями, закрепленными в указанных законодательных и нормативных актах.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Правительство обеспечивает их исполнение.