Политик не представляет большинство создает. Политик не представляет большинство, а создает большинство»

Бартоломео Карло Растрелли – выдающийся скульптор, художник, литейщик и архитектор 18 века. Итальянец по происхождению, метр скульптурного дела свое творческое начало смог реализовать в России, после ряда неудач на Родине и во Франции при дворе короля Людовика 14. Б. Растрелли родился в 1675 г. в богатой дворянской семье потомственных флорентинцев.

Социальное положение родителей будущего скульптора позволило мальчику получить отличное образование, изучить основы архитектуры, живописи, художественного литья, ювелирного дела у лучших мастеров того времени. Благодаря такому основательному подходу к образовательному процессу Б. Растрелли получил огромный багаж знаний и навыков, которые позволили ему успешно реализоваться в самых различных направлениях творчества.

Начало карьеры скульптора

Творческий путь скульптора Б. Растрелли начал в родной Италии, а именно в Риме, куда он переехал со своей семьей в 1698 г. Однако, после года изучения памятников античности и работ эпохи барокко, скульптору так и не удалось найти применения своему таланту и знаниям на родине.

Историки связывают эту неудачу со сложным финансовым и политическим кризисом, который в те годы переживала Италия. После ряда неудач и отсутствия заказов Б. Растрелли вместе с женой переезжает во Францию, где удача улыбнулась скульптору немного больше.

Так, в 1703 г. Б. Растрелли спроектировал и создал пышный мавзолей в стиле барокко на могиле французского дипломата маркиза де Помпоне, который покоился в церкви Святой Марии. Скульптурный шедевр очень понравился жене маркиза и многим влиятельным особам, благодаря чему автор получил большую популярность во Франции.

За 15 лет проживания во Франции скульптор создал десятки надгробий и мавзолеев (например, кардиналу Гуатерио, маршалу Шамильи и др.). Практически все работы были выполнены в стиле барокко - скульптуры характеризовались массивностью, помпезностью, декорированием большим количеством аллегорических фигур.

Несмотря на то что во Франции Б. Растрелли считали модным скульптором, к его творчеству относились сдержанно, а сам автор так и не смог прочно закрепится в творческой элите страны. Не получая желаемого ни морального удовольствия, ни финансового вознаграждения Б. Растрелли вместе с семьей переезжает в Россию.

Российский этап

Именно российский этап стал периодом активного расцвета творческой карьеры Бартоломео Растрелли. Скульптор переехал в Россию в 1716 г., предварительно заключив договор с доверенным лицом царя - И. Лефортом. В соответствии с договором скульптор был назначен на должность архитектора при царском дворе и обязан был в течение трех лет выполнять различные архитектурные проекты и обучать студентов художественному мастерству.

Первой и одной из самых знаковых работ Бартоломео Растрелли в России стала конная статуя Петра I. Монумент посвящался победе Русской Державы над шведскими воинами в Северной войне. Работа над проектом статуи продолжалась около восьми лет, о чем свидетельствуют рисунки и эскизы разного времени, где монумент обретал все новый и новый образ.

Изначально автор планировал создать помпезную, торжественную статую с вычурными образами, аллегорическими композициями и мифологическими героями, подобную тем монументам, которые уже были воздвигнуты в Берлине и Париже его современниками. Однако, со временем автор начал уходить от массивных барочных форм и в 1724 г. был создан окончательный эскиз конной статуи Петра I.

Скульптор представил Царя в виде римского императора, сильного, самодержавного повелителя огромной страны. Римские мотивы подтверждаются лавровым венком на голове всадника-победителя, римскими сандалиями, горностаевой мантией, покрывающей плечи. В одной руке всадник держит символ государственной властимаршальский жезл, а другой – натягивает поводья, контролируя поступь коня. Композиция монумента предельно проста, несмотря на множество мелких декоративных элементов и линий, в ней нет скрытого смысла, аллегорий, символических намеков.


Фото:

Еще одной ключевой работой гениального скульптора в России стала двухфигурная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», выполненная из бронзы в технике чеканки. Композиция монумента следующая: араб в чалме подносит символ государственной власти императрице.

Массивная статуя императрицы облачена в пышное, визуально тяжелое платье. Наряд Анны украшен драгоценными камнями, объемными рисунками, живописными эффектами, а использование особой техники выполнения обеспечило великолепное сияние и мерцание обработанного металла. Еще одним сложным элементом общей монументальной композиции стала точная передача оригинальной прически императрицы, украшенной бусинами, лентами, жемчужинами и, конечно же, царской короной.

Помпезная статуя Анны расположена на бархатном коронационном помосте, силуэт императрицы всем своим видом демонстрирует королевское спокойствие и уверенность. Фигура араба более скромная, даже несколько подавленная, он неловко преподносит императрице королевский символ власти.

В некоторой степени, скульптурная группа символизирует деспотичность царской власти и склонность к расточительной жизни. Каждая деталь, декоративный элемент, художественная линия скульптуры имеет единственную трактовку, как и в случае с конной статуей, автор не использует символических знаков и двусмысленных композиций.

Работая при царском дворе, Б. Растрелли принимал участие в процессе декорирования лепными элементами и барельефами монументальных сооружений (Петергоф, дворец Меншикова, Царскосельский дворец).


Фото:

Так, рукам гения принадлежат великолепные барельефы, скульптурные группы и архитектурные композиции – «Триумф Амфитриты», «Похищение Деяниры кентавром Нессом», «Нептун с колесницей», «Прозерпина и Алфей с сиренами и дельфинами», «Тритон, борющийся с морским чудовищем», «Самсон, разрывающий пасть льва» и др. Также скульптор работал в сфере портретного жанра, медальерного искусства, художественного литья.

Бартоломео Растрелли оставил многогранное творческое наследие. Каждая его работа поражает воображение профессионализмом мастера, оригинальностью и цельностью композиции, точностью линий и пышностью декоративного убранства. Великий скульптор подарил свой талант России, где и умер в 1744 г.

Бартоломео Карло Растрелли родился в 1678 году во Флоренции, в небогатой дворянской семье. Своим призванием он выбрал скульптуру, в чём был поддержан родителями. Скульптурному марстерству Бартоломео Карло учился в своём родном городе.

В 20 лет молодой Растрелли приехал в Рим. Здесь он прожил всего год, так как не смог найти работы. По всей видимости, именно в Риме он познакомился со своей супругой, с которой обвенчался во Флоренции. Оттуда они уехали во Францию, покинув Италию навсегда. В Париже, в 1700 году, у Бартоломео Карло родился сын -- Франческо, будущий великий петербургский зодчий.

Во Франции Бартоломео Карло Растрелли прожил 16 лет, так и не создав ничего великого. Из известных творений этого периода у скульптора можно назвать лишь надгробие бывшему королевскому министру Симону Арно. Впрочем, французы к этой работе Растрелли отнеслись с прохладой. Но ему удалось получить графский титул и орден Иоанна Латеранского.

Осенью 1715 года умер король Людовик XIV. Многие архитекторы и скульпторы оказались во Франции не у дел, так как сменивший его монарх был слишком молод. Этим воспользовались русские резиденты. 19 октября 1715 года Бартоломео Карло Растрелли подписал договор с Иваном Лефортом, советником в Париже службы Его Царского Величества Петра I. В контракте указывалось, что «господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года…».

Сразу по приезду в Россию, 16 февраля 1716 года, Бартоломео Растрелли встретился с Петром I. Царь высказал ему свои пожелания относительно строительства дворца в Стрельне. Архитектор с энтузиазмом принялся за проектирование дворца. Началось изготовление его модели, рытьё каналов в будущем парке.

В том же 1716 году Бартоломео Карло Растрелли было поручено создать проект конного памятника Петру I. Над моделью монумента скульптор трудился пять лет.

Первым петербургским адресом итальянцев стал флигель бывшего дома Кирилла Наршыкина на Второй Береговой улице. Позже они переехали на Французскую улицу, которая располагалась на Васильевском острове.

Бартоломео Карло Растрелли мечтал стать главным архитектором новой русской столицы. Он вынашивал планы не только относительно строительства в Стрельне, но и задумывал грандиозные работы в Петергофе, планировал создать планировку улиц Васильевского острова. Однако, Пётр I на должность главного архитектора пригласил в Петербург француза Леблона. 9 августа 1716 года Леблон собрал всех петербургских зодчих и объявил о своих намерениях, планах по обустройству города. Все петербургские архитекторы вошли в его подчинение и не могли ничего строить без его согласия. Такого граф Растрелли-старший вытерпеть не смог и устроил на собрании скандал.

Леблон не стал терпеть своего непризнания итальянцем. Он начал жаловаться царю на своего обидчика, из-за чего Растрелли отстранили от работы в Стрельне. Такой поворот событий окончательно рассорил Леблона и Растрелли. Однажды, проезжая мимо дома итальянца, коляска Леблона была остановлена и помощники Растрелли стали кулаками доказывать правоту своего хозяина. От расправы француза спасла только расторопность сопровождавших его лиц.

У Леблона не складывались отношения и с князем Меншиковым. Александр Данилович замял скандал, чему поспособствовал и выполненный Бартоломео Карло бюст Меншикова. Царское решение же было следующее: Растрелли должен завершить создание модели Стрельнинского дворца, в дальнейшем в государевых строительных делах не участвовать, заниматься только скульптурой. Вскоре Пётр I повелел переселиться семье Растрелли в дом на Первой Береговой улице (ныне Шпалерная), где для него был готов дом для жилья и работы. Это здание первоначально принадлежало царице Марфе Матвеевне, вдове старшего брата Петра I. Оно соседствовало с домом царевича Алексея, по другую сторону которого, в бывшем дворце сестры Петра I Натальи Алексеевны размещалась Канцелярия городовых дел, которая занималась делами всех иностранных мастеров.

Новоселье Растрелли справили летом 1717 года. Тогда же в Петербург переехала супруга скульптора. Её задержка, по всей видимости, объясняется рождением в 1716 году ещё одного сына Бартоломео Карло Растрелли, которого также назвали Бартоломео. В 1736 году Бартоломео-младший подавал прошение о принятии его на службу, но оно не было удовлетворено. Сведения о Бартоломео-младшем даны в книге «Санкт-Петербург XVIII века» историком К.В. Малиновским.

В дворовом каменном флигеле дома Растрелли в 1721-1723 годах жил итальянский зодчий Никколо Микетти. После его бегства из Петербурга, здесь поселился русский зодчий Михаил Земцов. В доме Растрелли гостили его коллеги, в том числе Доменико Трезини, Гаэтано Киавери.

В 1723 году Бартоломео Карло создал бронзовый бюст Петра I.

В ноябре 1724 года Бартоломео Карло Растрелли по просьбе Канцелярии от строений характеризовал архитектора Земцова. Скульптор написал следующий отзыв:

«Оной архитектором полным и действительным быть достоин непрекословно… достоин быть награждён окладом денежного жалования за прошедшие и настоящие его труды по 1 500 рублей в год, ибо он несёт на себе такую должность, какую нёс архитект Микеттий».

Франческо Бартоломео во всём помогал отцу, получая таким образом образование. Вместе они работали во дворце адмирала Фёдора Апраксина, украшали зал дворца вице-президента Коллегии иностранных дел барона Петра Шафирова, трудились и у других знатных петербуржцев. Впоследствии, многие из совместных работ Франческо Бартоломео Растрелли припишет себе, не указывая в описании своих трудов Бартоломео Карло.

С воцарением на русском престоле Анны Иоанновны дела у семьи Растрелли пошли в гору. Новая императрица желала жить в роскоши, а значит мастера пышного барокко были ей нужны как никогда. Специально для аудиенции с Анной Иоанновной Бартоломео Карло с сыном направились в Москву. 20 марта 1730 года Бартоломео Карло просил Канцелярию от строений принять под охрану свой дом, но так и не дождавшись реакции Канцелярии, покинул Петербург.

Русская императрица приняла Растрелли в конце мая. Он привёз с собой восковой бюст её матери, царицы Прасковьи Фёдоровны. В результате встречи Растрелли было указано строить дворец в Кремле, против цейхгауза (арсенала). В помощники к итальянцу был приставлен немецкий архитектор Шедель. 13 июня Растрелли подал смету строительства. В первых числах июля началась работа. Для быстроты новый дворец (Анненгоф) было решено строить деревянным, в один этаж.

  • 10 ноября 1730 года Бартоломео Карло Растрелли был назначен придворным архитектором. Ему было велено передавать любое каменное строительство, относящееся ко двору Её Императорского Величества. Жалование зодчего составило по контракту 800 рублей в год. Контракт продлили в 1734 году, установив жалование в 1 500 рублей в год. Бартоломео Карло в документах одного и того же времени называют скульптором-архитектором и архитектором-скульптором. Но всё-таки, в первую очередь ему удавалась скульптура. Архитектурные решения, скорее всего, в работах Растрелли в большой части принадлежали его сыну Франческо Бартоломео.
  • 19 января 1731 года Растрелли было повелено строить новый Анненгоф в Лефортове. Этот дворец принял хозяев уже осенью. Сразу после новоселья Анна Иоанновна решила переехать в Петербург. Для обустройства новой резиденции туда направили Растрелли.

Зимний дворец Анны Иоанновны расположился напротив Адмиралтейства, включив в себя стены дворца Апраксина.

Работая на императрицу, Растрелли получил поддержку и её немецких фаворитов, в том числе Бирона, Миниха. Первый из них для строительства своего дворца в Руентале в 1735 году пригласил уже Растрелли-младшего, который окунулся в самостоятельную работу. Растрелли-старший же руководил строительством Летнего дома Анны Иоанновны, параллельно создавая проект Зимнего дворца.

В 1730-х годах Семья Растрелли росла. Женился Франческо Бартоломео, у Бартоломео Карло появились внуки. Итальянцам потребовалось более вместительное жилище, которое они получили на той же Первой Береговой улице, у церкви Всех Скорбящих -- бывший дом сенатора Юрия Юрьевича Трубецкого.

К 1740 году Бартоломео Карло Растрелли создал бронзовую скульптуру -- фигуру императрицы Анны Иоанновны. К началу 1740-х годов он был готов к отливке и памятника Петру I, но сделать это не успел. Бартоломео Карло Растрелли ушёл из жизни 18 ноября 1744 года.

Его след в искусстве России.

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он работал по планировке Санкт-Петербурга. Но вскоре французский архитектор Ж.Б. Леблон, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры. Но нет худа без добра. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты.

Его работы (не сохранившиеся).

  • 1. Бронзовые фигуры на мотивы басен Эзопа. Они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом они уничтожены.
  • 2. Бронзовый бюст первого российского солдата С.Л.Бухвостова, отлитый Растрелли по приказанию преобразователя России
  • 3. Свинцовые статуи работы, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов.

Его работы (сохранившиеся).

  • 4. Бронзовый бюст Петра Великого, хранящийся в так называемой Аполлоновой зале Зимнего дворца
  • 5. "Восковая персона" Петра I - раскрашенная фигура в натуральную величину, облачённая в одежды Петра.
  • 6. Два бюста Петра I: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца
  • 7. Статуя Петра I верхом на коне и барельефы петровского монумента на площади перед Инженерным замком.

Первый конный памятник в российском искусстве потребовал много времени для своего создания. Вначале была сделана небольшая модель будущего памятника, а 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. В 1800 году Павел I установил памятник перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". Бронзовая статуя императрицы Анны Иоанновны в сопровождении пажа («Анна Иоанновна с арапчонком»).

Нереализованный проект. скульптурный растрелли памятник

Петр I решил в Санкт-Петербурге поставить Триумфальный столп, наподобие римской колонне Траяна. Он должен был увековечить победы России в Северной войне 1700 - 1721 гг. Этот столп представлял собой огромную колону, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны. Наверху колонны должна была находиться статуя Петра I. Работы по архитектуре колонны сначала вёл К.Б. Растрелли. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра I его Екатерина I, ставшая императрицей. передала эту работу другому человеку. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли. После смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны". Реализовать идею не удалось. Была сделана только модель, и то не полностью. В 1938 году модель реконструировали, и сейчас она находится в Эрмитаже.

С творчеством Растрелли-старшего связано становление и развитие светской скульптуры в России. Растрелли-младший оставил богатое архитектурное наследие.

Благодаря ску́льптору Карло Растрелли появились новые для русского искусства виды скульптуры: конный памятник, скульптурные группы. У Карло Бартоломео Растрелли не было учеников-скульпторов, с ним работали и перенимали опыт только русские подмастерья. Но один ученик у него всё-таки был – это его сын, Франческо Бартоломео Растрелли.

Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)

Итальянский скульптор Карло Растрелли работал в стиле барокко . Он был также литейщиком из металла и архитектором со специальным образованием. Жил и работал в Риме, но по приглашению Петра I в 1716 г. прибыл в Россию для литья пушек, а также для художественных работ по украшению новой русской столицы. И остался в России навсегда. Вскоре после приезда в Петербург Растрелли начал работу над первым в России памятником – конной скульптурой Петра I. Но создавался этот памятник очень долго, несколько десятилетий, а тем временем Карло Растрелли занялся скульптурой. И первой работой был бюст А. Д. Меншикова в бронзе.

Карло Растрелли. Бюст А.Д. Меншикова (1716-1717). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
А.Д. Меншиков – сподвижник Петра I. Этот портрет, хранившийся у потомков Меншикова, видел художник В. И. Суриков. В своей картине «Меншиков в Березове» он многие характерные черты Меншикова позаимствовал с этого портрета Растрелли.

Бюст Петра I работы Б. К. Растрелли – одно из наиболее значительных произведений русской скульптуры XVIII в. В нём ярко виден характер Петра I: ум, энергия, воля. Произведение считается вполне достоверным, т.к. Растрелли использовал восковой слепок с лица Петра, снятый в 1719 г. Бюст был отлит в 1723 г., но только через 6 лет гравёр Семанж завершил работу над чеканкой деталей одежды.

Карло Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

К 1747 г. бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге был, наконец, завершён, хотя скульптор Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I. Ещё около 50 лет рассматривались разные места для установки памятника. А сам он всё это время оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.
Окончательно возведён на пьедестал памятник был только в 1800 г. Пьедестал был изготовлен по рисунку российского архитектора Фёдора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. По приказу императора Павла I на пьедестале была сделана надпись «Прадеду – правнук».

Карло Растрелли. Памятник Петру Великому возле Михайловского замка в Санкт-Петербурге
Ещё одна замечательная работа Карло Растрелли – групповая скульптура.

Карло Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
В 1741-3174 гг. Растрелли выполнил парадные медальоны с погрудными портретами императора Петра I и его дочери – императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально их отлили в олове, но в дальнейшем часто тиражировали в бронзе, чугуне и раскрашенном папье-маше.

Карло Растрелли. Императрица Елизавета Петровна (1740-е годы). Олово. Музеи Московского Кремля
Но, как мы помним, Растрелли-старший был по образованию архитектором. Он участвовал в проектировании Стрельнинского дворца для Петра Первого. Уже начали рыть каналы и высаживать деревья под его руководством на территории парка, но в Россию прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон со своим проектом, и его проект больше понравился царю, поэтому дальнейшие работы производились уже без участия Растрелли. Французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон с 1716 г. и до самой своей смерти в 1719 г. был главным архитектором Санкт-Петербурга.

Франче́ско Бартоломе́о Растре́лли (1700-1771)

Лукас Конрад Пфандцельт. Портрет Бартоломео Франческо Растрелли
Франческо Растрелли – русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Он является автором самых известных памятников Петербурга и его окрестностей. Искусствоведы считают, что именно отцу Растрелли-младший обязан своей успешной карьерой. Франческо Растрелли построил Зимний дворец, Смольный собор, Большие дворцы в Петергофе и Царском Селе. Сын Франческо Бартоломео Растрелли (Иосиф Яков) умер от холеры совсем маленьким, и творческая династия Растрелли прервалась.
Итак, первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, затем несколько раз выезжал на обучение в Европу. Первые ранние его работы не отличались оригинальностью и были в русле петровского барокко. В начале 1740-х годов Франческо Растрелли становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем её преемницы Елизаветы. Он ищет свой стиль: дважды ездит в Москву, знакомится с традиционным русским зодчеством.
Период творческого расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (не сохранился). С 1747 по 1752 г. он работает над Большим дворцом в Петергофе.

Большой дворец (Петергоф)

Центральная часть южного фасада дворца. Архитектор Франческо Растрелли

Здание былопрактически полностью разрушено во время Второй мировой войны и восстановлено в 1952 г. Дворец насчитывает примерно 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны
Танцевальный зал создавался в 1751-1752 гг. и полностью сохранил замысел Растрелли. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

Танцевальный зал

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

Картинный зал
В 1747 г. Растрелли создал эскиз Андреевского собора в Киеве. Строил собор русский архитектор И.Ф. Мичурин.

Андреевский собор в в Киеве
В 1752-1757 гг. Франческо Растрелли перестраивал Екатерининский дворец в Царском Селе.

Франческо Бартоломео Растрелли. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (Пушкине)

Зимний дворец

Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец
Данное здание дворца (пятое) спроектировано и построено в 1754-1762 гг. Франческо Растрелли в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
В здании около 1500 комнат. Общая площадь дворца около 60 000 м². Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, которое принял Пётр III в 1762 г. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 г. Петра III свергли с престола, окончено было строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Она отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством И.И. Бецкого, личного секретаря Екатерины.

Смольный монастырь

Смольный монастырь строился под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой. Проект создан Франческо Растрелли.
В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и высокой колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей.
В 1764 г. Екатерина II при монастыре учредила институт благородных девиц.
Начавшаяся война с Пруссией помешала строительству – не хватало средств. Строительство продвигалось медленно. В 1797 г. монастырь был упразднён. Собор бывшего монастыря был достроен архитектором Василием Стасовым лишь в 1835 г.
24 октября 1763 г. по высочайшему указу Франческо Растрелли был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья». В начале августа 1764 г. он с семьёй покинул Петербург.
Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны. Есть предположение, что он умер в Курляндии, в Митаве (ныне Елгава), и был похоронен рядом с супругой Марией возле Реформатской церкви. Его могила во время Второй мировой войны была уничтожена.
По проекту Франческо Растрелли в Митаве построен Митавский (или Елгавский) дворец, крупнейший по размерам барочный дворец Прибалтики. Строился как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице Митаве.

Митавский (Елгавский) дворец
Митавский дворец не относят к художественным удачам Растрелли из-за однообразия фасадного решения, отсутствия дворцового парка и др.
С 1961 г. в здании располагается Латвийский сельскохозяйственный университет.

Архитектор Франческо Растрелли был также выдающимся инженером-строителем. Он прекрасно понимал, как нужно было возводить здания на слабых грунтах в условиях Петербурга.
В культовых постройках Б.Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями.
Всего сохранилось 12 построек Растрелли: Рундальский дворец (нынешняя Латвия), Митавский дворец, Большой Петергофский дворец и церковь Большого Петергофского дворца, Андреевская церковь (Киев), Смольный собор (Петербург), Воронцовский дворец (Петербург), Большой Екатерининский дворец, павильон «Грот» (Царское Село), павильон «Эрмитаж» (Царское Село), Царский дворец (Киев), Строгановский дворец (Петербург), Зимний дворец.

Воронцовский дворец. Архитектор Франческо Растрелли (стиль барокко)
К сожалению, по разным причинам не все работы Карло Растрелли сохранились: 6 построек утрачены.

Бартоломео Карло Растрелли родился в 1678 году во Флоренции, в небогатой дворянской семье. Своим призванием он выбрал скульптуру, в чём был поддержан родителями. Скульптурному марстерству Бартоломео Карло учился в своём родном городе.

В 20 лет молодой Растрелли приехал в Рим. Здесь он прожил всего год, так как не смог найти работы. По всей видимости, именно в Риме он познакомился со своей супругой, с которой обвенчался во Флоренции. Оттуда они уехали во Францию, покинув Италию навсегда. В Париже, в 1700 году, у Бартоломео Карло родился сын - Франческо , будущий великий петербургский зодчий.

Во Франции Бартоломео Карло Растрелли прожил 16 лет, так и не создав ничего великого. Из известных творений этого периода у скульптора можно назвать лишь надгробие бывшему королевскому министру Симону Арно. Впрочем, французы к этой работе Растрелли отнеслись с прохладой. Но ему удалось получить графский титул и орден Иоанна Латеранского.

Осенью 1715 года умер король Людовик XIV. Многие архитекторы и скульпторы оказались во Франции не у дел, так как сменивший его монарх был слишком молод. Этим воспользовались русские резиденты. 19 октября 1715 года Бартоломео Карло Растрелли подписал договор с Иваном Лефортом, советником в Париже службы Его Царского Величества Петра I. В контракте указывалось, что "господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года..." [Цит. по 1, с. 208]

Сразу по приезду в Россию, 16 февраля 1716 года, Бартоломео Растрелли встретился с Петром I. Царь высказал ему свои пожелания относительно строительства дворца в Стрельне. Архитектор с энтузиазмом принялся за проектирование дворца. Началось изготовление его модели, рытьё каналов в будущем парке.

В том же 1716 году Бартоломео Карло Растрелли было поручено создать проект конного памятника Петру I. Над моделью монумента скульптор трудился пять лет.

Первым петербургским адресом итальянцев стал флигель бывшего дома Кирилла Наршыкина на Второй Береговой улице. Позже они переехали на Французскую улицу, которая располагалась на Васильевском острове.

Бартоломео Карло Растрелли мечтал стать главным архитектором новой русской столицы. Он вынашивал планы не только относительно строительства в Стрельне, но и задумывал грандиозные работы в Петергофе, планировал создать планировку улиц Васильевского острова. Однако, Пётр I на должность главного архитектора пригласил в Петербург француза Леблона . 9 августа 1716 года Леблон собрал всех петербургских зодчих и объявил о своих намерениях, планах по обустройству города. Все петербургские архитекторы вошли в его подчинение и не могли ничего строить без его согласия. Такого граф Растрелли-старший вытерпеть не смог и устроил на собрании скандал.

Леблон не стал терпеть своего непризнания итальянцем. Он начал жаловаться царю на своего обидчика, из-за чего Растрелли отстранили от работы в Стрельне. Такой поворот событий окончательно рассорил Леблона и Растрелли. Однажды, проезжая мимо дома итальянца, коляска Леблона была остановлена и помощники Растрелли стали кулаками доказывать правоту своего хозяина. От расправы француза спасла только расторопность сопровождавших его лиц.

У Леблона не складывались отношения и с князем Меншиковым. Александр Данилович замял скандал, чему поспособствовал и выполненный Бартоломео Карло бюст Меншикова. Царское решение же было следующее: Растрелли должен завершить создание модели Стрельнинского дворца, в дальнейшем в государевых строительных делах не участвовать, заниматься только скульптурой. Вскоре Пётр I повелел переселиться семье Растрелли в дом на Первой Береговой улице (ныне Шпалерная), где для него был готов дом для жилья и работы. Это здание первоначально принадлежало царице Марфе Матвеевне, вдове старшего брата Петра I. Оно соседствовало с домом царевича Алексея, по другую сторону которого, в бывшем дворце сестры Петра I Натальи Алексеевны размещалась Канцелярия городовых дел, которая занималась делами всех иностранных мастеров.

Новоселье Растрелли справили летом 1717 года. Тогда же в Петербург переехала супруга скульптора. Её задержка, по всей видимости, объясняется рождением в 1716 году ещё одного сына Бартоломео Карло Растрелли, которого также назвали Бартоломео. В 1736 году Бартоломео-младший подавал прошение о принятии его на службу, но оно не было удовлетворено. Сведения о Бартоломео-младшем даны в книге "Санкт-Петербург XVIII века" историком К. В. Малиновским .

В дворовом каменном флигеле дома Растрелли в 1721-1723 годах жил итальянский зодчий Никколо Микетти. После его бегства из Петербурга, здесь поселился русский зодчий Михаил Земцов . В доме Растрелли гостили его коллеги, в том числе Доменико Трезини , Гаэтано Киавери.

В 1723 году Бартоломео Карло создал бронзовый бюст Петра I.

В ноябре 1724 года Бартоломео Карло Растрелли по просьбе Канцелярии от строений характеризовал архитектора Земцова. Скульптор написал следующий отзыв:

"Оной архитектором полным и действительным быть достоин непрекословно... достоин быть награждён окладом денежного жалования за прошедшие и настоящие его труды по 1 500 рублей в год, ибо он несёт на себе такую должность, какую нёс архитект Микеттий" [Цит. по 1, с. 290].

Франческо Бартоломео во всём помогал отцу, получая таким образом образование. Вместе они работали во дворце адмирала Фёдора Апраксина, украшали зал дворца вице-президента Коллегии иностранных дел барона Петра Шафирова, трудились и у других знатных петербуржцев. Впоследствии, многие из совместных работ Франческо Бартоломео Растрелли припишет себе, не указывая в описании своих трудов Бартоломео Карло.

С воцарением на русском престоле Анны Иоанновны дела у семьи Растрелли пошли в гору. Новая императрица желала жить в роскоши, а значит мастера пышного барокко были ей нужны как никогда. Специально для аудиенции с Анной Иоанновной Бартоломео Карло с сыном направились в Москву. 20 марта 1730 года Бартоломео Карло просил Канцелярию от строений принять под охрану свой дом, но так и не дождавшись реакции Канцелярии, покинул Петербург.

Русская импиератрица приняла Растрелли в конце мая. Он привёз с собой восковой бюст её матери, царицы Прасковьи Фёдоровны. В результате встречи Растрелли было указано строить дворец в Кремле, против цейхгауза (арсенала). В помощники к итальянцу был приставлен немецкий архитектор Шедель . 13 июня Растрелли подал смету строительства. В первых числах июля началась работа. Для быстроты новый дворец (Анненгоф) было решено строить деревянным, в один этаж.

10 ноября 1730 года Бартоломео Карло Растрелли был назначен придворным архитектором. Ему было велено передавать любое каменное строительство, относящееся ко двору Её Императорского Величества. Жалование зодчего составило по контракту 800 рублей в год. Контракт продлили в 1734 году, установив жалование в 1 500 рублей в год. Бартоломео Карло в документах одного и того же времени называют скульптором-архитектором и архитектором-скульптором. Но всё-таки, в первую очередь ему удавалась скульптура. Архитектурные решения, скорее всего, в работах Растрелли в большой части принадлежали его сыну Франческо Бартоломео.

19 января 1731 года Растрелли было повелено строить новый Анненгоф в Лефортове. Этот дворец принял хозяев уже осенью. Сразу после новоселья Анна Иоанновна решила переехать в Петербург. Для обустройства новой резиденции туда направили Растрелли.

Зимний дворец Анны Иоанновны расположился напротив Адмиралтейства , включив в себя стены дворца Апраксина.

Работая на императрицу, Растрелли получил поддержку и её немецких фаворитов, в том числе Бирона, Миниха. Первый из них для строительства своего дворца в Руентале в 1735 году пригласил уже Растрелли-младшего, который окунулся в самостоятельную работу. Растрелли-старший же руководил строительством Летнего дома Анны Иоанновны, параллельно создавая проект Зимнего дворца.

В 1730-х годах Семья Растрелли росла. Женился Франческо Бартоломео, у Бартоломео Карло появились внуки. Итальянцам потребовалось более вместительное жилище, которое они получили на той же Первой Береговой улице, у церкви Всех Скорбящих - бывший дом сенатора Юрия Юрьевича Трубецкого.

К 1740 году Бартоломео Карло Растрелли создал бронзовую скульптуру - фигуру императрицы Анны Иоанновны. К началу 1740-х годов он был готов к отливке и памятника Петру I, но сделать это не успел. Бартоломео Карло Растрелли ушёл из жизни 18 ноября 1744 года.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 205-260‚ 289‚ 290) 01.03.2012 г. 02:46
2) 03.11.2013 г. 13:11