Нейтральная туркмения. Россия и сша в схватке за нейтральный туркменистан

Туркменистан продолжает оставаться самой закрытой страной постсоветского пространства. Несмотря на некоторую либерализацию, она все еще остается малодоступной, а получать информацию о ней можно разве что из местной прессы, которая контролируется властью. О проблемах туркменского государства, вызовах, с которыми ему приходится сталкиваться в эксклюзивном интервью EADaily рассказал ведущий сотрудник Института Востоковедения РАН, доктор исторических наук Шохрат Кадыров .

В Туркмении недавно установили золоченный памятник президенту Гурбангулы Бердымухамедову . Не успела страна толком отойти от культа Сапармурата Ниязова — Туркменбаши, как начинается новый? Уже поговаривают, что нынешний президент готовит внука на свое место.

— Да, похоже на правду, потому что Конституция страны это допускает. В ней нет запретов на повторное избрание. В Конституции зафиксировано, что президент правит два срока, но нет ни слова о том, что не может править дольше. Кроме того, после внесения поправок срок одного правления увеличен до 7 лет. Значит, по окончании второго срока в 2017 году, Бердымухамедов сможет президентствовать снова, уже в новых условиях. Это в свою очередь означает — еще два срока по 7 лет. Всего 14 лет. Бердымухамедов стал президентом, когда ему было под 50 лет. Сейчас ему около 60 лет. Получается, что может быть главой государства до глубокой старости. Он ведет здоровый образ жизни.

Культ Бердымухамедова уже начался, и, как подсказывает опыт, это процесс не имеет обратного хода, а только нарастает. Сына своего он во главе государства вряд ли поставит, хотя Азербайджан показал, что и такое возможно. Впрочем, до этого достаточно далеко, и любые прогнозы не актуальны.

На культ влияет ситуация, если власть качается или есть к тому предпосылки, культ опять-таки имеет свойство усиливаться. Памятник ему поставили, думаю, потому что возникла угроза войны. А во время войны усиливается единоначалие. Отсюда необходимость искусственно раздувать величие президента, хотя он еще ничего слишком значимого не совершил. Разве что навел косметический ремонт в разваливавшемся доме Туркменбаши.

По сообщениям региональных СМИ, ситуация на туркменско-афганском приграничье обостряется. По некоторым данным, идет призыв выпускников школ. Именно в погранвойска Туркмении. Насколько все действительно опасно, может ли Туркмения справиться с угрозой самостоятельно или запрошенная ею помощь у США действительно необходима?

— Помощь всегда нужна, воевать без союзников нельзя. Но Туркменистану и ее власти она противопоказана. Туркменистан нейтральное государство. Если придет третья сила на помощь, она ведь потребует что-то взамен. Россия придет и не уйдет, будет использовать советскую схему чередования на высших постах представителей разных землячеств. А это идет вразрез с интересами ахалтекинских (столичных) туркменов, правящих непрерывно уже 30 лет. Если придут на помощь американцы, то они тем более не уйдут, начнут окружать Иран с севера, выйдут на Каспий. Вообще начнется геополитическая революция. Наконец, как нейтральное государство Туркменистан может обратиться в ООН. Но тогда нужно будет принимать беженцев — туркмен из Афганистана. Это опять угроза субэтническому правлению — фундаменту политического режима в современном Туркменистане.

Отсюда тактика — тянуть до последнего и никого ни о чем не просить, а дальше как пойдет. Говорят, что все равно без помощи России не смогут. Не исключаю. Но следует учитывать, что у власти в стране как раз потомки того самого племени, которое оказало самое упорное сопротивление русским в 1881 году. Этот психологический момент только с виду кажется мелочью, на самом деле он наиважнейший. Все остальные туркмены не против русских, да и вообще третьей силы, они сыты ахалтекинской диктатурой. Особенно те, что живут на Амударье — родственники афганских туркменов, которые готовят войну с Туркменистаном.

Известно, что в Туркмении много газа и ничего не известно в целом об экономике страны, если не считать разговоров о том, что какие-то продукты питания, электроэнергия были бесплатными. Что производится, из чего «складывается» экономика страны? Как сейчас обстоят дела?

— Сегодня вся экономика сводится к продаже газа и частично нефти. Плюс несколько предприятий пищевой и легкой промышленности. Не будь углеводородов, Туркменистан был бы беднейшим государством в регионе. Вся ставка на газ, на газопроводы, на высокие цены, на огромные ресурсы. Но доказанных запасов — 3,5 трлн., кубометров газа, а для того чтобы работали газопроводы (проектируемые и существующие) нужно 4,5 трлн. куб. газа, как минимум. А этого объема нет даже в прогнозируемых доказанных запасах. Все разговоры о том, что в Туркменистане имеется 45 трлн. куб. газа нужно забыть. Это оценка геологических ресурсов и к реальности не имеет никакого отношения. Так что скачка в благополучии за счет газа не будет, и в Туркменистане это хорошо понимают, и в том числе поэтому тянут с началом строительства трубопроводов через Каспий — (Транскаспийского) в европейском направлении и в сторону Афганистана — Туркменстан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Все дело в том, что весь газ законтрактован Китаем, и если завтра Китай захочет экспортировать из Туркменистана больше газа, то все доказанные запасы будут заняты под Китай. А расчеты с Пекином пока не дают особой прибыли, т.к. они в основном уходят на погашение ранее полученных от него кредитов.

Вторым по ценности богатством Туркменистана всегда был хлопок. Но это чрезвычайно влаголюбивая культура, а проблема воды в Центральной Азии в ближайшее время настолько обострилась, что вода может стать дороже газа и нефти. Поэтому хлопководство в республике практически не получило развития после СССР: как засеивали 600 тыс. гектаров так и продолжают, и как получали хлопок урожайностью в 15 центнеров с гектара, так и получают.

Можно перечислить много того, что могла бы дать экономика Туркменистана: йод, соль, лакрица, и даже получение золота из Каракумского песка. Но проблема не в этом. Решением первого президента Сапармурата Ниязова практически все жизненно важные отрасли экономики не подлежат приватизации. Другими словами, дело не в том, что пользуется спросом на внешнем рынке и могло бы пополнить бюджет, а в распределении национальных богатств между гражданами производителями, в развитии частной собственности и предпринимательства. В этом причина того, почему в стране сохраняются дотации в виде квот на бесплатные коммунальные услуги (газ, свет, вода), низкая квартплата, проезд в общественном транспорте, бензин и пр. Этим государство расплачивается с гражданами за их политическое молчание и за отсутствие условий для частного предпринимательства, которое могло бы породить средний класс, а вместе с ним и среду для развития свободного гражданского общества.

Второй президент Гурбангулы Бердымухамедов чрезвычайно осторожно подходит к решению этого вопроса и только усилившийся кризис вынуждает его предпринимать какие-то мелкие шаги в этом направлении. К примеру, совсем недавно было дано разрешение на частную торговлю шкурами и шерстью. Но только избранным — членам Союза промышленников и предпринимателей,т. е.членам второй, новой проправительственной партии предпринимателей. А это по большому счету даже не партия, а каста людей, войти в которую могут только лояльные второму президенту.

Недавно мелькнуло сообщение о том, что президент подарил всем школьникам ноутбуки. Для чего это по большому счету, если в стране жесткое ограничение интернета?

— Разговоры про интернет это как раз тот случай, когда оппоненты Туркменистана из различных групп и стран тенденциозно оценивают ситуацию. По данным ООН, в Туркменистане при правлении второго президента 5% населения имеют доступ к интернету. Это вместе с членами семей — около 1 млн человек из 5 млн населения. Думаю, вполне достаточный уровень для страны, где совсем недавно все находилось под запретом. Ноутбуки школьникам нужны не только для пользования интернетом, но и для освоения других программ, важных для образовательной подготовки.

С запуском своего космического спутника связи (кстати, с мыса Канаверал) в Туркменистане заметно улучшилось качество телевидения и увеличилось количество принимаемых программ мирового ТВ. Отпала необходимость в телевизионных тарелках, во всяком случае, в том уродливом масштабе, который действительно портил лицо туркменских городов.

Второй президент принципиальный сторонник интернета и внедрения его в каждую семью. Не так давно он подписал Закон «О правовом регулировании развития сети Интернет и оказания интернет-услуг в Туркменистане», согласно которому доступ к интернету становится обязательным для всех учреждений науки, образования и культуры, включая школы, музеи и архивы. Закон требует от органов государственной власти создавать официальные сайты, на которых будет предоставляться основная информация об их деятельности, и отвечать на электронные запросы. Очевидно, он понимает, что дело не в телеграфе, а в том, что он передает. Анализ показывает, что т.н. иновещание о Туркменистане страдает низким уровнем культуры и политических знаний. Бояться оппозиционных порталов нет оснований. Я лично не вижу в них ничего такого, что могло бы хоть как-то подточить основы туркменской государственности и привести к революциям.

Что вы можете сказать о политическом поле Туркменистана? Есть ли оппозиция, есть ли какие-то партии, кроме президентской?

— В Туркменистане с приходом нового президента появилась вторая проправительственная партия — Партия предпринимателей. Первая или как еще говорят — правящая Демократическая (бывшая коммунистическая) партия согласно последним выборам в парламент перестала быть правящей, а сам президент отказался занять пост ее председателя. Оппозиционных партий в Туркменистане в общем нет. Среди таковых долгожительницей является компартия в подполье, но после кончины Туркменбаши о ней мало что известно. В Туркменистане нет свободной прессы. Не так давно было разрешено проводить митинги и собрания граждан по их собственной инициативе. Но в народе эта новация пока не нашла поддержки. Это и понятно, т.к. делается это с подачи КГБ для выявления инакомыслящих. Власть понимает, что есть недовольство, пытается выманить лидеров. 20 лет непрерывных репрессий научили туркменов «не высовываться». В таких ситуациях чаще всего недовольство выливается внезапно в народный бунт.

В мирное время Туркменистан живет в создаваемых официальной прессой и литературой мифах: миф о национальной исключительности (Рухнама), миф о том, что нейтралитет гарантирует мир, миф о фантастических запасах газа, миф о быстро растущем населении, миф о гениальном президентеи т. п.Нужен внешний толчок, не побоюсь этого слова, — внешнее вторжение, чтобы люди почувствовали себя в реальности, смогли на деле проверить и понять, кто друг, а кто враг, кому нужен Туркменистан как родина, а кому как кормушка для себя и родственников.

Хотя в военное время наступает час единоначалия, в то же самое время наступает момент истины, момент общенациональной консолидации, когда власть понимает, что дистанцироваться от народа нельзя, что нет деления на чистых и нечистых туркменов по крови, а есть граждане, не иерархия этнических кланов, а сыны и дочери отечества. В критические для страны периоды появляются новые герои, новая мораль, новая идеология, наступает отрезвление. Туркменистан идет к этому, время тепличного нейтралитета и изоляции от остального мира, время для выращивания в этом изоляционизме диктаторских режимов необратимо уходит в прошлое. И чем раньше это поймут в Туркменистане, тем менее болезненным будет переход в новое состояние. Время есть, но оно стремительно иссякает. Бердымухамедову есть чем заняться, чтобы действительно и на полном основании заслужить право править по второму кругу.

8 июня президент Туркменистана правительству страны отменить все социальные льготы для населения. Тем самым Ашхабад сам фактически закрыл утопический проект «золотого века», в котором уже практически жили миллионы граждан республики. Объявленная в стране «эпоха могущества и счастья» обернулась очередями в продуктовые магазины и расцветом подпольного рынка валюты. Что еще хуже - это все происходит на фоне архаизации общества. разбиралась, почему в Туркмении закончилось светлое будущее и что ждет республику впереди.

«Народ называет его святым»

«Льготы должны предоставляться не всем подряд, а только тому, кто действительно нуждается в социальной помощи», - процитировал государственный ресурс главу государства, поручившего правительству подготовить соответствующие предложения.

Бесплатная коммуналка была главной гордостью республики. В 1993 году , получивший титул Туркменбаши («глава туркмен»), распорядился, чтобы для граждан были бесплатными газ, электричество, вода и соль. По замыслу Туркменбаши, это было лишь прологом к превращению XXI столетия в «золотой век туркменского народа». Правда, глава государства еще и намеревался отменить пенсии - дескать, пусть пожилых содержат их дети, а позднее предпринял и другие столь же непопулярные меры - например, приказал уволить 15 тысяч медицинских сестер и санитарок. Как сообщали, места медработников должны были занять... призывники. Многие больницы, переименованные в «Дома здоровья», были просто закрыты.

Прекрасное будущее строили по старым лекалам. Во-первых, Ашхабад превратили в город белого мрамора. Во-вторых, государство приступило к грандиозному проекту преобразования природы - созданию искусственного озера на севере страны. Его так и назвали - Алтын Асыр, золотой век. В экономике пошли своим путем. Туркмения была и остается закрытой страной. Приглашаемые правительством зарубежные журналисты вторили государственной пропаганде, позволяя себе лишь небольшие вольности. «Народ называет его (Сапармурата Ниязова - прим. «Ленты.ру» ) теперь не иначе как Пайгамбар (пророк - прим. «Ленты.ру» ), то есть святой», - сообщал один из репортеров.

В 2006 году Ниязов умер. Новый руководитель, Бердымухамедов по примеру предшественника поначалу сделал широкий жест - ввел бесплатный бензин , правда, в строго лимитированных объемах. Цена на свободно продаваемое топливо резко выросла. Но затем упоминания о «золотом веке» практически исчезли из официальной пропаганды. Чтобы не смущать умы, населению объяснили: вместо «Алтын Асыр» скоропостижно наступила «эпоха всемогущества и счастья». В то же время в прессу просачивалась информация о том, как на самом деле обстояли дела в «коммунальном раю» Туркменистана.

Недоступные подарки

«Жительница Лебапской области Туркменистана говорит, что зимой поставки газа полностью прекращаются. Она говорит, что вода у них тоже бесплатная, но течет только два часа в день», - сообщала туркменская служба . Так же и с другими коммунальными услугами - бесплатность компенсировалась необязательностью коммунальных служб. Все граждане страны с бесплатным газом обзавелись электрическими плитками, чтобы было на чем готовить. Во многих районах приходилось запасать впрок даже воду - с ней тоже были перебои. «Отношение ЖЭКа к жалобам обычно соответствовало тому, за что мы платили», - емко описал качество коммунального сервиса в стране один из ее бывших граждан. Безвозмездно газ, вода и электричество поставлялись только в рамках установленного лимита. Например, в столице бесплатного электричества по квоте гражданину полагалось 35 киловатт-часов в месяц. Для сравнения - средняя российская семья за месяц потребляет от 150 до 300 киловатт-часов.

К 2010-му стало очевидно, что даже такой сомнительный коммунальный парадиз слишком обременяет социальную систему государства. В 2013 году Бердымухамедов приказал контрольным органам тщательно проверить, как население расходует воду, электричество и газ, и рассмотреть вопрос установки счетчиков в домах. Внезапно выяснилось, что дармовым газом отапливают не только жилища, но и подсобные помещения и теплицы. В 2014 году тариф на потребляемый сверх бесплатной квоты газ был поднят в 10 раз.

Экономические проблемы заметили и за пределами страны. В марте 2017-го источники в правительстве сообщили , что уровень безработицы в республике практически достиг 60 процентов.

«Хорошо живем!»

После того как обрушились цены на углеводороды (а это основная статья доходов республики), власти поняли, что даже видимость социального рая в Туркменистане придется сворачивать. В 2015-м правительству пришлось пойти на девальвацию национальной валюты - маната.

В конце апреля 2014-го Ашхабад отменил бесплатный бензин - «в целях рационального использования нефтепродуктов», как пояснили в правительстве. А в 2015-м почин руководства страны подхватила общественность - на совете старейшин аксакалы обратились к президенту республики с бескомпромиссным заявлением : «Мы так хорошо живем в эпоху могущества и счастья, что жители страны могут без проблем платить за газ, воду и электричество!»

В октябре 2015-го власти ввели ограничения на покупку иностранной валюты - не более 8 тысяч в год на человека и не более тысячи на одну сделку. С января 2016-го туркменские бюджетники получают часть зарплаты облигациями государственного займа. Соответствующую «рекомендацию» правительство направило в банковские структуры, финансовые подразделения и налоговые службы. В том же месяце СМИ , что в стране введен запрет на продажу иностранной валюты населению.

Любое государство, вставшее на путь под-линной независимости, вынуждено в предельно короткие сроки решать огромное множество про-блем, искать своё место в новых реалиях, отвечать на объективные вопросы, которые ставит перед ним история. Не избежал этого и Туркменистан, обретший независимость в результате распада Советского Союза и в сложнейших условиях фак-тического слома всей послевоенной системы меж-дународных отношений.
Туркменистан избрал модель, которую назвал позитивный нейтралитет, и сформулировали её фун-даментальные положения: миролюбие, невмешатель-ство в дела других государств, уважение их сувере-нитета и территориальной целостности, неучастие в международных военных организациях и договорах. Чем был продиктован именно такой выбор? Конечно, в первую очередь, национальными интересами. Мо-лодое туркменское государство хотело жить в мире и согласии с соседями, поддерживать дружествен-ные, равноправные отношения со всеми странами, развивать с ними взаимо-выгодные экономические, торговые связи. В Турк-менистане были убежде-ны, что только при таких условиях можно будет обеспечить народу мир и спокойствие, выполнить планы экономического и социального развития. У Туркменистана не было претензий - исторических, территориальных или ка-ких-то иных ни к одной стране, и начинать свой самостоятельный путь в международную политику он решил с чистого листа, протянув руку дружбы и сотрудничества своим со-седям и всему миру. Ней-тралитет стал оптималь-ной моделью реализации этих планов и целей, той формой, в которую содержание туркменской внеш-ней политики встраивалось наиболее гармонично и естественно.

Страна стала целенаправленно проводить су-веренную, нейтральную, но при этом активную и конструктивную внешнюю политику. Неудивительно поэтому, что в мире доброжелательно и с пониманием отнеслись к её усилиям по закреплению нейтралитета Туркменистана как международно-правового статуса. Он получил поддержку сначала от соседей по региону, потом - в Движении Неприсоединения. А 12 декабря 1995 года Генеральная Ассамблея Организации Объ-единенных Наций единогласно приняла резолюцию «Постоянный нейтралитет Туркменистана». Показа-тельно, что её коспонсорами стали 25 государств.

Это было мудрое, дальновидное решение. Время показало его соответствие долгосрочным целям Ор-ганизации Объединенных Наций, интересам развития стран и народов планеты в условиях мира и без-опасности. Дальнейшие события подтвердили это со всей очевидностью. Нейтралитет Туркменистана стал весомым фактором международных миротворче-ских усилий в Центрально-Азиатском регионе. Можно вспомним, что именно в Ашхабаде под эгидой ООН состоялась серия переговоров, сыгравших важную роль в достижении мира и согласия в Таджикиста-не. Столица нейтрального туркменского государства стала местом проведения переговоров по урегули-рованию внутриафганского конфликта в конце 90-х годов прошлого столетия. Туркменистан превратился в надёжного союзника и эффективного партнера ООН в деле сохранения и поддержания политической стабильности в регионе, развития добрососедства, дружбы и сотрудничества. Это подтвердилось и в решении международного сообщества при поддержке всех государств региона об открытии в 2007 году в Аш-хабаде Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии.

Туркменистан сегодня живёт в мире и согласии со всеми государствами региона и мира. При этом он полноформатно интегрируется в магистральные тенденции современности. В стране целенаправленно развивается целый комплекс направлений, ориентиро-ванных на максимальную вовлеченность Туркменис-тана в международные связи с целью использования его геополитического, экономического, ресурсного и человеческого потенциала, и ускоренного вхождения в разряд государств с высоким качеством жизни, ди-намичной экономикой, стабильными и эффективными отношениями с внешним миром.

Интересы страны обозначены как на региональ-ном, так и на континентальном и глобальном уровнях. Нынешний Туркменистан обладает четко выражен-ным курсом в международных делах, имеет собствен-ную позицию по таким важнейшим темам глобальной повестки, как поддержание и укрепление всеобщего мира и безопасности, разоружение, противодействие новым вызовам и угрозам, поощрение и защита прав человека, экология, продовольственная проблема, во-просы развития науки, культуры и образования.

Сегодня Туркменистан в своей международной деятельности делает особый акцент на экономиче-ском аспекте нейтралитета. Особенно это проявляется в контексте развития сотрудничества с соседними странами. В понятие добрососедства вкладывается не просто географическую близость и историческую общность, но и конкретный геополитический и геоэ-кономический смысл. Страна настойчиво продвигает идею совместной выработки моделей политического и экономического сотрудничества в Центральной Азии и Каспийском регионе, предлагая и поддерживая круп-ные проекты с участием различных государств. Поми-мо известных проектов по оптимизации и расширению трубопроводных маршрутов, это и предложения в сфере энергетики, водопользования, связи и комму-никаций, инициативы по созданию новых маршрутов транспортного сообщения между странами региона с выходом на перспективные рынки Европы, Юго-Вос-точной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Расширение и многоплановость внешнеполити-ческих связей Туркменистана создает благоприятные условия для диверсификации его международного экономического, торгового и инвестиционного сотруд-ничества. С учётом объективных геополитических и ресурсных преимуществ, стратегическим приоритетом для Туркменистана здесь выступает диверсификация энергетических потоков, создание многовариантной трубопроводной инфраструктуры. Следуя этому, Тур-кменистан, наряду с использованием традиционных маршрутов, реализовал два новых крупных проекта по выводу своих энергоносителей на мировые рынки: Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай и новый газопровод Туркменистан-Иран. Сегодня в стадии начала практической реализации находится ещё один крупный энергетический проект - строительство газо-провода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). При этом в Ашхабаде всегда подчёркивают, что такие проекты рассматриваются им не только сквозь призму коммерческой и экономической вы-годы, но и как действенные факторы, оказывающие стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионе и за его пределами, придающие дополни-тельную устойчивость системе политических и эко-номических связей и способствующие сохранению баланса интересов на энергетическом пространстве на Европейском и Азиатском континентах.

Все эти достижения, успешная реализация сов-местных международных проектов, во многом, об-условлены именно нейтралитетом Туркменистана. Ашхабад никогда не политизирует экономическое сотрудничество. И этот факт находит должное по-нимание и высоко ценится партнерами, позволяет развивать равноправные, взаимовыгодные связи с различными странами и компаниями. Как нейтраль-ное государство Туркменистан может формировать свою долгосрочную внешнеэкономическую стратегию, опираясь на четкие и внятные принципы, вытекающие из его международного статуса.

Стратегическим приоритетом страны останется тесное, многоплановое сотрудничество с Организаци-ей Объединенных Наций. Для Туркменистана ООН - не просто самая представительная международная структура. Ашхабад рассматривает ее в качестве не-сущей опоры всей современной системы глобального взаимодействия, гаранта сохранения и поддержания мира и баланса интересов на мировой арене, устой-чивости существующей архитектуры безопасности. Туркменистан твёрдо убеждён, что сегодня, на фоне новых мировых реалий высокие гуманистические иде-алы, принципы Устава ООН продолжают быть нравст-венной и правовой опорой международного порядка.

Туркменистан связывают узы стратегического партнёрства с Российской Федерацией. Благодаря постоянно пополняемой на протяжении последних двух десятилетий солидной правовой базе, включа-ющей в себя весомый пакет международных доку-ментов, между двумя странами налажено регулярное авиасообщение, туркменские студенты обучаются в престижных российских вузах, активно развиваются историко-культурные связи между братскими наро-дами. На протяжении последних лет Россия занимает стабильно лидирующие позиции во внешнеторговом обороте Туркменистана.

Как известно, Россия одной из первых поддер-жала выдвинутую Президентом Туркменистана Гур-бангулы Бердымухамедовым инициативу в области укрепления международной системы энергетической безопасности, выступив соавтором принятой ООН Резолюции «Надёжный и стабильный транзит энер-гоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества». Сегод-ня Российская Федерация - активный сторонник и многих других важных инициатив туркменской сторо-ны, направленных на решение актуальных проблем человечества. Вместе со всем мировым сообществом сегодня обе страны консолидируют усилия в деле про-тивостояния вызовам современности, наращивая со-трудничество в решении таких актуальных вопросах, как противодействие международному терроризму, трансграничной организованной преступности, неза-конному обороту наркотиков. В этом контексте Турк-менистан и Россия едины во мнении о необходимости создания многосторонних механизмов обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии и в зоне Каспийского бассейна.

В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах» нормативные правовые акты вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если законодательством либо в самом акте не установлены иной срок и порядок введения в действие нормативного правового акта. Нормативные правовые акты публикуются для всеобщего сведения или обнародуются иным способом, за исключением, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну. Нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, не доведенные до всеобщего сведения, являются недействующими с момента их принятия.

Конституция Туркменистана, конституционные законы Туркменистана, законы Туркменистана, решения Халк Маслахаты Туркменистана, постановления Меджлиса Туркменистана нормативного характера, нормативные правовые акты, принятые Председателем Халк Маслахаты Туркменистана, Президентом Туркменистана и Кабинетом Министров Туркменистана, министрами и руководителями других центральных органов государственного управления Туркменистана публикуются в газетах "Туркменистан" и "Нейтральный Туркменистан".

Опубликование нормативных правовых актов не исключает их обнародования по радио, телевидению и через другие средства массовой информации. Нормативные правовые акты велаятских, этрапских, городских халк маслахаты, Генгешей и хякимов публикуются в местной печати, либо обнародуются в ином порядке. Решения Халк Маслахаты Туркменистана публикуются в "Turkmenistanyn Halk Maslahatynyn Maglumatlary". Законы Туркменистана, постановления Меджлиса Туркменистана публикуются в "Turkmenistanyn Mejlisinin Maglumatlary". Акты Президента Туркменистана и Кабинета Министров Туркменистана публикуются в "Turkmenistanyn Prezidentinin namalarynyn we Turkmenistanyn Hokumetinin cozgutlerinin Yygyndysy".

Акты министерств и других центральных органов государственного управления Туркменистана, хякимов велаятов, хякима города Ашхабада, прошедшие государственную регистрацию, публикуются в "Turkmenistanyn ministrliklerinin, pudaklayyn dolandyrys edaralarynyn, welayatlaryn hakimlerinin, Asgabat saherinin hakiminin kadalasdyryjy namalarynyn Yygyndysy"".

Согласно Закону "О Центральном банке Туркменистана" все исходящие от Центрального банка Туркменистана правила, указания и инструкции относительно более чем одной организации публикуются в официальной прессе и вступают в силу со дня публикации или в более поздний срок, определенный в данных правилах, указаниях или инструкциях. Центральный банк Туркменистана ведет доступный для общественности журнал правил, указаний или инструкций.

Газеты "Нейтральный Туркменистан" и "Туркменистан" являются газетами государственного масштаба. Газета "Нейтральный Туркменистан" издается на русском языке (единственная в РТ издается на русском среди государственных печатных изданий).

"Нейтральный Туркменистан" – ежедневная 4-х полосная газета, тираж- 23.110 экземпляров (бывшая «Туркменская Искра»). Учредитель - президент.

"Туркменистан" – ежедневная газета, тираж около 23.000. Выходит на туркменском языке.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

Сложно ли быть в современно мире нейтральным государством? Ой, как сложно... Прошли те времена, когда та или иная страна в мире могла конституционно прописать свой военный нейтралитет, заявив что-то из серии «я в домике». А если по большому счёту, так и в исторической ретроспективе реально «способных» на военных нейтралитет государств было совсем не много. Даже о Швеции и Швейцарии прекрасно известно то, что их «нейтралитет» в годы Второй мировой войны был весьма условным, и что, по меньшей мере, банковская система государств использовалась далеко не только для сделок с однозначной прозрачностью.

В условиях растущего напряжения в мире, при учёте того, что известное государство силится остаться единственным полюсом на планете, вопрос государственного нейтралитета встаёт особенно остро. И только лишь конституционная мера по оглашения своей «военной нейтральности» вряд ли способна предоставить реальный нейтралитет практически любому из таких государств.


После распада СССР было, если можно так выразиться модно, заявлять о своей внеблоковости. Речь в первую очередь идёт о бывших республиках Советского Союза и некоторых странах Восточной Европы. Мол, от «коммунистического ига» мы освободились, в НАТО вступать не собираемся, а потому прописываем в конституции нейтральный статус – виват, демократия, разоружение, мир, дружба и всё в таком духе. В качестве примеров: Украина и Туркменистан.

Такую «моду» можно отчасти связать ещё и с устными обещаниями западных «партнёров», данными Михаилу Горбачёву. Речь о том, что НАТО обещало ни сантиметра на Восток... Мы ж, мол, теперь друзья не разлей вода... Горбачёв тогда, как известно, свою подпись там, где было нужно «партнёрам», поставил – в обмен на всё те же устные обещания; мА-лА-дЕц!.. Через некоторое время устные обещания «партнёрами» вдруг стали забываться, и они поинтересовались у отдельных «нейтралов» на счёт того, не желают ли они интегрироваться исключительно на уровне как бы ни к чему не обязывающего партнёрства. В итоге новые договорённости были подписаны, и военный блок начал шириться в восточном направлении, параллельно давая понять, что нейтралитет отдельных стран как факт ему (блоку) не совсем понятен...

Теперь уже, как прекрасно известно, о своём непреодолимом желании влиться в западный милитаристский альянс высказывает Киев. А ведь ещё вчера Украина тоже позиционировала себя в качестве внеблокового (фактически нейтрального) государства, хотя и не брезговала отправкой своих подразделений, к примеру, в Афганистан.

И с тех самых пор, как вопрос об отмене внеблокового статуса стал активно муссировать на майданной Украине, в Штатах стали задумываться и о необходимости лишить внеблокового статуса другую бывшую Союзную республику – Туркмению. В 2014-2015 годах в Ашхабад стали явно чаще прилетать американские делегации, а в Вашингтон – делегации туркменские. Повестка дня – «стратегическое партнёрство» под известную западную басню об «угрозе со стороны России», а также под то, что "после вывода американских войск из Афганистана" ВС Туркмении что-то военно-техническое, возможно, перепадёт.

Из заявления правительства Туркменистана от октября 2015 года:

Туркменистан рассматривает Соединённые Штаты Америки в качестве стратегического партнёра и придает большое значение углублению сотрудничества с этой страной.

Тогда, как было заявлено, обсуждались вопросы сотрудничества как в сфере экономики, так и в сфере безопасности. Вашингтон вроде как пообещал Ашхабаду принять во внимание его озабоченности по поводу роста угроз со стороны радикальных группировок Афганистана. В чём такое «принятие во внимание» в итоге вылилось? – пока вопрос. Единственное, о чём стало известно, так это отказ официального Ашхабада от принятия в Туркменистане главы российского оборонного ведомства Сергея Шойгу, который намеревался посетить азиатскую республику в 2015 году. Особых объяснений по этому поводу тогда не последовало, и вполне явная пощёчина в адрес России тогда была, что называется, спущена на тормозах, видимо, чтобы не обострять.

Туркменистан объявил, что организует партнёрство с Соединёнными Штатами в плане противодействия наркотрафику. На в Ашхабаде появилось сообщение следующего характера:

23-27 мая 2016 года Управление по международному сотрудничеству в области борьбы с наркотиками и правоохранительной деятельности Государственного департамента США (INL) и Управление по борьбе с наркотиками Министерства Юстиции США провели семинар в Ашхабаде для руководителей подразделений по борьбе с наркотиками из Министерства внутренних дел, Государственной миграционной и Государственной таможенной cлужб Туркменистана.

Всё как бы говорило о том, что «нейтральный» Туркменистан перестаёт быть нейтральный, делая свой выбор в направлении США.

Однако несколько дней назад произошло событие, которое в числе прочих (весьма важных) своим вниманием даже крупные российские СМИ решили обойти. Речь идёт о всё-таки состоявшемся (пусть и с отклонением на несколько месяцев от первоначального плана) визите министра обороны России Сергея Шойгу в Туркменистан. Обращает на себя внимание тот факт, что главу российского военного ведомства принимал не только его туркменский коллега, но и президент Туркмении.

Из сообщения пресс-службы администрации президента страны (цитата ):

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу, прибывшего в Ашхабад.

Глава государства и его гость обменялись мнениями о перспективах туркмено-российского сотрудничества, отметив конструктивный межгосударственный диалог, а также успешное взаимодействие в многостороннем формате, в рамках международных и региональных организаций.

Особой темой беседы стало партнёрство в сферах укрепления региональной и всеобщей безопасности, противодействия глобальным вызовам и угрозам современности, в том числе терроризму и экстремизму.

А это заявление :

В ходе официального визита в Туркменистан Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу провел переговоры с министром обороны Туркменистана генерал-полковником Яйлымом Бердиевым.

Обсуждены актуальные вопросы двустороннего военного и военно-технического сотрудничества, а также проблемы региональной и глобальной безопасности.

Были определены перспективные направления углубления российско-туркменского взаимодействия в военной области, согласованы конкретные шаги по укреплению Вооруженных сил Туркменистана.

Прежде всего это касается обеспечения их совместимым вооружением и военной техникой, подготовки военных кадров.

На этом фоне пресс-служба главы туркменского государства сообщает, что Сергей Шойгу заявил о «глубоком уважении к нейтральному статусу Туркменистана». По словам министра обороны РФ, нейтралитет Туркменистана – важный фактор поддержания мира и стабильности в регионе.

В переводе с дипломатического на бытовой выглядит это примерно следующим образом:
Господа туркменские партнёры! Возможно, это не наше дело, но если в вашем основном документе прописан нейтралитет, так какого, простите, лешего для выстраивания системы безопасности у вас работают американские специалисты? Не кажется ли вам, что статус нейтралитета требует несколько иного подхода к вопросам межгосударственных отношений и явно не может основываться на однобокости?..

А уже через несколько дней после визита в Ашхабад министра обороны России туркменские парламентарии засобирались в Москву. Официальная цель визита – ознакомление с организацией парламентской деятельности в России. Причём туркменские гости были приглашены российской стороной. Глава делегации - председатель Меджлиса Акджа Нурбердыева. Она провела ряд встреч с российскими политиками – Сергеем Нарышкиным и Валентиной Матвиенко (председателями Нижней и Верхней палат парламента РФ). После окончания визита, в ходе которого были достигнуты договорённости о необходимости укрепления российско-туркменских отношений, глава парламента Туркменистана, как сообщается, проинформировала Гурбангулы Бердымухамедова.

Туркменские власти получили явный сигнал от России по поводу того, что нейтралитет в современном мире не должен становиться разменной монетой и своеобразным зелёным светом для тех, кто спит и видит пылающий котёл в Средней Азии.

Здесь главное не забывать, что излишняя напористость в восточных делах может пойти во вред, зато методичный диалог с Ашхабадом в целях предотвратить саму возможность распространения влияния в регионе со стороны главного рассадника хаоса в мире - США – дело, мягко говоря, немалой важности. И вряд ли туркменским коллегам не объяснили того, что западный «партнёр», если у него что-то не получается в реализации своих интересов в том или ином государстве мира, пользуется отработанным приёмом госпереворотов под «демократические» вопли любителей иноземных печенек.