Неделя торжества православия. Глубокий смысл иконы

Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия. В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов, а также произносится анафема на тех, кто перед Православной Церковью совершил тяжелые грехи*. В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.

Конечно, и сейчас есть реальные исповедания, которые мы можем назвать еретическими, родившиеся в отделении от Церкви в силу иных догматических, богословских представлений их создателей. Но, очевидно, что на сегодняшний день спор с ними для православной Церкви особой актуальности уже не имеет. В свое время эти ереси были внутри Церкви и представляли для нее вполне реальную опасность, а сегодня это уже не так, они существуют вне Церкви. И прежде бывшей опасности нет. Таким образом, поминовение ересей в неделю Торжества Православия, скорее всего, несет в себе именно историческое значение, но не практическое. Церковь напоминает верующим, что в ее истории были периоды, когда внутри нее шла интенсивная, напряженная полемика, связанная, прежде всего, с работой человеческой мысли. Сегодня, как свидетельствует окружающий нас мир, мысль в этом направлении не работает, поэтому и появление новых серьезных ересей маловероятно.

Личное Торжество

Если говорить о духовном смысле праздника для нас, простых верующих, для нашей духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается.

Конечно, мы можем просто на словах декларировать свою православную веру, но постоянная жизнь во Христе, та ревность, с которой многие приступают к Великому посту (и которой, к сожалению, не всем хватает на весь пост) – вот это и можно считать, своего рода, личным Торжеством Православия.

Это уже определенный опыт человека, а не только воспоминание о событиях и догматических спорах в Церкви почти тысячелетней давности.

В современных реалиях Торжество Православия надо также понимать как некий личный подитог начала Великого поста, когда верующий человек, действительно, старается жить так, как должен жить христианин, в максимально возможную для себя меру. Прежде всего, человек больше молится, ходит на службу, на покаянный канон Андрея Критского… И все эти усилия в итоге приводят к торжеству личной жизни во Христе. Именно на этом, как мне кажется, и стоит делать сегодня акцент, а не на догматических определениях, которые при этом, несомненно, утверждают этот праздник.

Взаимосвязь ведущая ко Христу

Мы помним, что праздником Торжества Православия завершается первая и одна из самых строгих седмиц Великого поста. Это не случайно, так как и в целом христианская жизнь приводит человека к радости.

Единственный и главный итог не только первых дней поста, но и всей жизни христианина – это радость и мир во Святом Духе. Если мы прошли этот этап хорошо, больше молились и меньше грешили, постарались воздержаться от трений со своими ближними и, наоборот, проявили свои добрые качества по отношению к ним, то итогом этого всего будет подлинная радость. Тогда и сам праздник, в известном смысле, мы можем назвать личным Торжеством Православия.

Ну и, конечно, стоит помнить о том, что все седмицы и недели Великого поста имеют между собой определенную взаимосвязь. Весь пост определенным образом драматически выстроен. В нем есть своя фабула, которая постоянно развивается. Каждый проповедник может по-своему раскрыть логику Великого поста, но, однозначно, что она есть. Это логика заключается в духовном восхождении человека навстречу Светлой Пасхе, навстречу Самому Воскресшему Христу.

Торжество Православия – так называется первое воскресенье начавшегося Великого поста. Собственно к посту как аскетическому деланию этот праздник отношения не имеет

Именно в первое великопостное воскресение 843 года в Константинополе на созванном царицей Феодорой соборе было восстановлено иконопочитание, объявленное неправославным более чем за век до этого. В 730 году император Лев III Исавр запретил почитать иконы, а Иконоборческий собор 754 года верноподданически объявил иконопочитание идолопоклонством. Произошло это в храме Пресвятой Богородицы в предместье Константинополя Влахерне, где варварски были полностью уничтожены все древние иконы. Волна иконоборческого гнева не остановилась на священных изображениях и скульптурах, но переросла в кровавые гонения на иконопочитателей. Хотя справедливости ради надо сказать, что иконоборцы в этой распре гибли тоже. Более того, считают, что их кровь пролилась первой. Феофан в Хронографии пишет, что когда в 726 году солдаты пошли по указу Льва III снять икону с ворот Халкопартии, разъяренная толпа забила «некоторых из царских людей» до смерти, что и послужило толчком к началу гонений.

Затем несколько раз церковная и императорская власть переходила от иконоборцев к иконопочитателям и обратно. В 786 году иконоборчество было низвержено на Седьмом Вселенском соборе, иконы объявили «напоминательными начертаниями», которым полагается воздавать честь лишь как «о бразам», но противостояние все усиливалось. В 815 году патриарх Феодот подтвердил иконоборческие эдикты, тогда же был разгромлен один из оплотов иконопочитателей Студийский монастырь, вернувшегося из изгнания его настоятеля Феодора Студита заточили в темницу и подвергли пыткам. Конец затянувшейся вражде и положил Собор 843 года, после которого иконоборчество уже не возвысило свой еретический голос.

Торжеством православия этот праздник православные назвали в честь торжества истины над заблуждением

Описанное противостояние оказалось таким продолжительным и упорным, лишь потому что это было столкновение двух «правд» нашей веры. Первой, что «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18) и, следовательно, Он не изобразим. Это утверждение закреплено во второй из десяти заповедей Моисея: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). Второй, что раз Бог пришел видимым во плоти Иисуса, называемого Христом, то люди могут через Его образ (икона в переводе с греческого и есть образ) приобщаться к откровению о спасении и Самом Спасителе. Любая из этих правд, однако, может в жизни раскрываться и как истина, и как заблуждение. Икона может указывать человеку на Бога, Его милость и путь, а может стать идолом – чем-то самодостаточным, источником чудес и кумиром.

Торжеством православия этот праздник православные назвали несомненно не столько в честь победы над врагами-еретиками, сколько в честь торжества истины над заблуждением или, как сказал однажды митрополит Сурожский Антоний «это победа Божия над нами и, через нас». Именно с победой истины веры над всякими ересями и заблуждениями и установился постепенно богослужебный чин праздника, в котором впрочем, кроме объявления торжества православия над разными ересями произносились традиционно анафематствования не только ересиархов, но и тех, кого признавали врагами православной веры без обличения их неправоверия. Так еще в 19 веке в чине Православия Российской церкви упоминалось несколько тысяч «еретиков», в числе которых кроме древних ересиархов Ария, Нестория и Маркиона были признанные врагами Отечества Степан Разин, Григорий Отрепьев, Иван Мазепа. Однако осмысление своей веры заставило православных в 1869 году из списка еретиков убрать всех государственных преступников, а к 1917 году оставить только анафематизмы без называния каких бы то ни было имён.

Икона «Торжество православия»

Все более становится заметно, что Торжество православия, это не утверждение величия одной христианской конфессии над другими или даже христианства над другими религиями, но свобода вобрать дары Божьи через опыт веры церкви и воплотить это в жизни.

XX век заставил христиан всех конфессий взглянуть на всякое инакомыслие и инаковерие в свете не только православия как правоверия-ортодоксии, но и как ортопраксии-правды жизни. «Я вошел в войну с очень резким чувством оттолкновения от инакомыслящих, – говорит в проповеди о Торжестве православия митрополит Антоний. – И когда я встретился с людьми, которые в опасности смерти свою жизнь отдавали для другого, какова бы ни была их вера или неверие, я на них стал смотреть иными глазами. И поэтому я и говорю теперь, что мы должны торжествовать о том, что Бог раскрывает Себя, переливает Себя в душу всех людей, какую-то долю знания».

Православие как полнота жизни в Духе Святом по вере во Христа вновь обращено к древнему пониманию себя, надконфессиональному, выраженному во II веке священномучеником Иринеем Лионским в известной формуле: «Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и полнота благодати».

В церкви никогда не может прекратится процесс осмысления того, что в этом мире есть подлинное торжество православия как воплощения христианской евангельской веры, и оно связано не только и не столько с почитанием икон как «напоминательного начертания», сколько с реальностью действия Христа через Свою церковь или иначе с возможностью человека жить по вере вне зависимости от обстоятельств.

В мире христианство остается самой гонимой религией

Один из известных православных богословов, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков заметил: «Эпоха образов завершилась вместе с константиновским периодом церковной истории. Торжество Православия теперь должно быть связано с какими-то более экзистенциальными, духовными вещами, когда не образы, а первореальности оказываются в центре нашего внимания, когда не образ Христа, а Сам Христос становится в центре нашей жизни, когда не только образ человека, но его подобие Богу становится на первое место для каждого из нас».

Так в чем же собственно торжество православия, состоятельность христианства в глазах мира как древнего так и нынешнего? Начиная с позорной казни Христа, как бедного бродяги и преступника, заканчивая парадоксальным существованием церкви в истории. Кажется, за две тысячи лет социокультурная жизнь планеты так или иначе оплодотворена христианством, образами и заповедями Евангелия: искусство, наука, политика, экономика, государственное и межгосударственное устройство. Но одновременно в мире христианство остается самой гонимой религией. Все кровавые режимы 20 века В СССР, Германии, Албании, Северной Корее и др. безжалостно истребляли христиан, подтверждая несовместимость зла и несвободы с христианством. Почти все эти режимы сошли со сцены. Но это не подняло престиж и авторитет последователей Христа в XXI веке, церковь была и остается знамением пререкаемым. В год не вообще, а только за свою веру погибает более ста тысяч христиан , то есть примерно один каждые пять минут. На их место приходят другие призванные. Мало мы знаем о преступлениях, несовершенствах, лицемерии, падении самих христиан? Но мы знаем и то, что, придя в мир, зараженный грехом, ложью и смертью, Он пришел к больным, а не здоровым, грешникам, а не праведникам. И до сих пор в нас не разочаровался – такое вот торжество.

В первую неделю Великого поста христиане всего мира отмечают праздник Торжества православия. Чин совершается в воскресный день, во всех храмах идут праздничные богослужения.

Праздник Торжества православия

Ежегодно произносится во имя праздника Торжество православия митрополит Кирилл традиционно совершает богослужение в московском Храме Христа Спасителя. После этого Святейшим Патриархом совершается особый чин, который был введен в XI веке преподобным Федосием Киево-Печерским.

В далеком VIII веке нашей эры произошло событие, которое не только вернуло верующим возможность открытого почитания икон и изображений святых, но и стало свидетельством восстановления единства Церкви, а также победы над ересью и инакомыслием. Произносимая в праздник под названием "Торжество православия" проповедь Патриарха раскрывает всем нам глубокий смысл этого события.

История праздника

Исторические хроники свидетельствуют о том, что основанное на Священном Писании почитание икон оставалось неприкосновенным христианским обычаем до VIII века нашей эры. Но византийским императором Львом III Исавром был наложен запрет на почитание святых образов. Уничтожались тысячи изображений, икон, изваяний святых по всей империи. Истинно верующие христиане, монахи и простые православные подвергались гонениям и жестоким расправам. Их заключали в темницы, подвергали мучениям, казнили.

Икона - идол или святой образ?

Изображение, символизирующее торжество православия, - икона праздника - является настолько красноречивым и откровенным, что не оставит равнодушными даже самых далеких от религии и непосвященных людей. Это относится практически к любым церковным образам. Трудно представить, что в древние времена у кого-то поднималась рука осквернять иконы. Может быть, поэтому святые образы настолько глубоки и так трогают сердца людей, что пропустили через себя весь ужас вандализма и изуверства?

Важнейшей причиной отвержения икон было отрицание самой веры в то, что Сын Божий приобрел человеческий облик и спас весь мир от уничтожения. Появление Иисуса визуализировало божественный дух, Бог стал близким и доступным для людей, появилась возможность изображать его и запечатлевать. Бог терял ореол недоступности и бестелесности и, по всей видимости, становился более близок к народу, чем все остальные. Но в Священном Писании было сказано, что сотворение кумиров - это грех, многие духовные лица были против изображений святых. Последователи этой теории, правители и императоры, возможно, взяв на вооружение теорию о греховности сотворения кумиров, обязывали людей верить в недопустимость церковных изображений, а тех, кто не следовал этим запретам, лишали жизни.

Изготовление икон

В создании икон присутствовал ритуал. При возведении Иверского монастыря на Валдае было принято решение об изготовлении для нового храма списка с Список делался очень тщательно, с соблюдением особой технологии. Братство монастыря в молитвах святило воду, поливало ей кипарисовую доску для написания образа. Далее эту воду смешивали с красками, изограф начинал писать образ, сопровождая написание молитвой и постом.

Режим иконоборства

Все это напоминало какой-то ритуал идолопоклонничества. Поэтому многие церковные лица приняли сторону иконоборцев. Император Феофил, иконоборец, правивший Византийской империей до 842 года, не стал исключением. А его супруга, царица Феодора была истинной христианкой.

Первый праздник Торжества православия

Существует версия, что однажды, на двенадцатом году правления, император сильно заболел и, осознав свои грехи, раскаялся в уничтожении святых образов. Супруга с молитвой возложила на него образ Богородицы, поцеловав который, император почувствовал себя намного лучше.

Тем не менее болезнь не отступила, и после смерти императора Феофила его супруга, которая исполняла роль регента при малолетнем императоре Михаиле III, наложила запрет на гонения христиан и уничтожение икон. Царица отдала приказ Патриарху Константинопольскому Мефодию о проведении Собора, и в первое воскресенье Великого поста, 11 марта 843 года, в Храме Святой Софии все православные епископы были созваны на торжественное богослужение. Участники Собора записали в еретики и покойного императора, но спустя какое-то время его имени в списке не оказалось.

Все духовенство и простые миряне во главе с самой царицей вышли на улицы Константинополя с иконами в руках. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах.

По преданию, во время молебна Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, который выступал за уничтожение икон, считал почитателей икон еретиками и уничтожал их. Это событие послужило началом ежегодного совершения чина Торжества православия, который является важнейшей датой православного календаря и в наши дни.

Смысл праздника

Но не сразу наступило настоящее торжество православия, история праздника хоть и началась с восьмого века, но процесс гонений христиан продолжался до середины IX века. Только тогда иконопочитатели были освобождены из тюрем, возвращены в свои епархии, а тем, кто потворствовал иконоборческой деятельности, было предложено либо принять иконопочитание, либо прекратить службу в церкви.

День, когда празднуется Торжество православия, знаменуется не только победой церкви над поборниками икон. Победа значила для христианской церкви возможность полноправно проникнуть в глубину сознания людей истиной, очистить их разум, дать им возможность встать на истинный путь. Церковь праздновала торжество над всеми ересями, заблуждениями и разногласиями.

Был установлен чин Торжества православия, особая служба, в ходе которой описываются постановления всех благословляются иконопочитатели, выражается почтение умершим правителям, патриархам, а позже стали включаться тексты с православными догмами.

Чин анафематствования

Торжество православия знаменуется богослужением, которое включает в себя особую часть - чин анафематствования, то есть перечень действий, которые ведут к отлучению от церкви. Тем самым церковь предупреждает всех верующих, как недопустимо поступать, а тем, кто совершил подобные прегрешения, провозглашается анафема.

В самом начале в чине торжества православия всего было 20 анафематствований, а список лиц, которые были подвержены анафеме, составлял до 4 тысяч человек. В разное время в список попали архимандрит Юрьева монастыря Кассиан, Степан Разин, протопоп Аввакум, писатель Лев Толстой, монах Филарет, Глеб Павлович Якунин.

История совершения чина анафематствования

Чин православия совершался перед и Божией Матери в кафедральных соборах. В конце XVIII века, в 1767 году, в чин православия были внесены изменения и дополнения. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил внес коррективы, исключив множество имен. Спустя 100 лет чин был еще сокращен. До 1917 года в нем остались 12 анафематствований, то есть предупреждений о том, за что человек может быть отлучен от церкви, а все имена из него были исключены. В 1971 году со старообрядцев была снята анафема и их вернули в лоно церкви.

Церковное духовенство подчеркивает, что предание анафеме - это не проклятие. Покаявшийся человек может вернуться в церковь, и он будет принят, если найдется достаточно доказательств искренности его покаяния. Анафема может быть снята посмертно.

На сегодняшний день анафематствования обычно не включают в чин Торжества православия, они присутствуют только на архиерейских службах.

Образ великого праздника

Икона «Торжество Православия» была написана в XV веке в Константинополе (сегодня это город Стамбул). Оригинал святого образа находится в Британском музее Лондона.

Описание иконы "Торжество православия"

Как символ глубины, сложности и неоднородности такого праздника, как Торжество православия, икона, посвященная ему, изображает не одного мученика, а нескольких и состоит из двух частей. В верхней части композиции изображена Одигитрия (Путеводительница), любимая икона греков. Богородица указывает на своего сына, Иисуса, который сидит у нее на коленях, и ее образ печален, поскольку она уже знает, что ждет его в будущем. Считается, что оригинал Одигитрии писал с натуры святой Лука. Долгие годы иконописные изображения уничтожались, а икона "Торжество Православия" представляет собой икону в иконе, подчеркивая, что иконы теперь не вне закона, что писать их можно и уничтожать их никто не будет.

Вверху художник изобразил императрицу Феодору с сыном Михаилом. В нижнем ряду икона "Торжество православия демонстрирует людей, которые приняли мученическую смерть во имя иконопочитания. Справа от престола стоит святитель Мефодий, а также преподобный Феодор Студит. Икону с изображением Иисуса Христа держат святой Феофан Сигрианский Исповедник и Стефан Новый, монах. Справа от них епископ Никомидийский Феофилакт Исповедник, братья, Феодор и Феофан Начертанные (император Феофил велел на лицах братьев начертить стихи в знак их неповиновения иконоборчеству). Слева от Престола мученица Феодосия обнимает икону Христа. Согласно историческим фактам она приняла смерть, не позволив солдату сбросить образ Спасителя с константинопольских ворот.

Икона "Торжество православия", фото и оригинал, передает единство и сплоченность изображенных на полотне мужчин. Действительно, у всех них присутствуют бороды, и одеты они в одном стиле. Соблюдая такую идентичность, художник, видимо, хотел подчеркнуть, что количество иконопочитателей очень велико, много народу до сих пор обращено к святой и чистой вере.

Глубокий смысл иконы

Если приглядеться более внимательно, икона "Торжество православия", на первый взгляд, имеет некоторые неточности. Любопытной деталью стало то, что иконописец XV века изобразил людей, живших в девятом веке. Почему их вспомнили посмертно? Дело в том, что в XV веке у Византийской империи достаточно сильно сократились границы. Империя беднела, терпела набеги врагов, в том числе мусульман, которые были яростными поборниками любых изображений людей в качестве святых образов. Византийцам ничего не оставалось, как просить о помощи в поставке оружия и средств у европейских соседей, в частности у Франции, чтобы защититься от мусульман. Но французская сторона отказала им.

Оказавшись без защиты и средств, византийцы решили написать икону в качестве своего последнего шанса, последнего обращения к тому времени, когда империя была богатой и могущественной. Изображение того времени было попыткой доказать самим себе и уверовать в то, что мощь империи еще не иссякла. И поэтому художник изобразил людей из прошлого, девятого века, символизирующего процветающую империю. Византийский народ, как и все истинно верующие христиане, считали, что святой образ им обязательно поможет выстоять и вновь вернуть свои утраченные позиции.

К сожалению, это не помогло, великая империя пала, но не был сломлен сильный дух людей, истинно верующих в святость Бога, в то, что он спасет своих детей, которые преданы ему до глубины души.

Что можно сказать детям о празднике?

Первая, самая строгая неделя Великого поста заканчивается праздником "Торжество православия". Проповедь священника, молитва и искренняя вера помогут выдержать весь пост целиком. Если пост соблюдается верующим православным по всем канонам, то после строгого воздержания приходит ощущение легкости и радости по поводу проделанного отрезка пути. И этот путь человек не просто преодолел, а стал лучше, пройдя его. Особенно если воздерживался не только от принятия пищи, но и не грешил, избегал конфликтов и ссор с ближними, родными людьми, наполнял их сердца своей заботой и любовью.

Хорошо, если Торжество православия для детей станет таким же важным праздником, как для взрослых. Раньше в школах преподавались предметы, на которых дети учились церковному этикету, изучали Священное Писание. Сегодня этого нет, но они должны понимать ключевые моменты хотя бы для общего развития. Если до современного подрастающего поколения правильно донести смысл понятия «торжество православия», история праздника для детей окажется очень интересной и глубоко тронет их сердца, конечно, если они искренне веруют в Бога с малых лет и не отделяют себя от церкви. Ведь оно начинается у каждого человека в его сердце.

Праздник, знаменующий торжество православия для детей и взрослых, должен изначально зарождаться в душе каждого человека подобно искренней и горячей молитве и посту. Если человек идет по пути верования, его душа наполняется счастьем, любовью, ощущением причастности к чему-то истинному и вечному. Можно сказать, что каждый из нас может отмечать свой личный праздник Торжества православия не раз в год, а гораздо чаще, если выберет правильный, чистый путь любви и добра.

Торжество Православия - именно так называется праздник, ознаменовавший собой завершение эпохи Семи Вселенских Соборов и утверждения всех канонов православной веры, установленных на этих Соборах. В первую неделю Великого Поста в 842 году состоялось окончательное восстановление почитания святых икон в Константинополе, с этих пор и совершается чин Торжества Православия в православных церквях во всем мире.

История праздника
Исторически праздник Торжества Православия был установлен после Поместного Константинопольского Собора 842 г., проходившего при императрице Феодоре, вдове последнего императора-иконоборца Феофила. Поместный Собор постановил почитать святые иконы и располагать их дома и в церкви, совершать перед ними молитвы, воздавая славу, но не так, как Богу, а поклоняясь образу, представлять Первообраз.
Иконоборчество было тяжелым испытанием для Православной Церкви Византии. Возникла эта ересь в связи с желанием императора Льва Исаврянина оградить Константинополь от нашествий арабов и изданием указа, запрещающего поклонение святым иконам. Лев Исаврянин хотел расположить к себе арабов, а так как им было противно иконопочитание, они поставили одним из условий заключения мира с Византией отмену почитания икон. Император, грубо вмешавшись в канонические основы веры, положил начало движению иконоборчества, из-за которого погибло и пострадало множество православных иерархов, проповедников, церковных писателей, в том числе и преподобный Иоанн Дамаскин.. Не прекращались гонения и при императорах Константине Копрониме и Льве IV Хазаре. Тем не менее, после смерти мужа, императрица Ирина, супруга Льва, собрала в Никее Вселенский Собор в 787 году. Этот Собор утвердил иконопочитание. После Собора при Льве Армянине и Феофиле продолжались гонения на почитающих святые иконы, окончательно утверждено или подтверждено иконопочитание было уже на Константинопольском Соборе 842 года.

Богослужебный чин Торжества Православия
В неделю Торжества Православия на богослужении звучат молитвословия, прославляющие святые иконы. После Литургии совершается особое молебное пение - богослужебный чин. Чин состоит из молитвословий и возглашений «Вечная память» отцам семи Вселенских Соборов и «Анафема» всем ересям, имевшим место в истории Православия и осужденным Вселенскими Соборами. Богослужебный чин формировался медленно и постепенно, в Византийской Церкви его окончательное формирование относится только к XIV веку.
В Русской Церкви чин Торжества Православия впервые появился в богослужебном Уставе при Феодосии Киево-Печерском в XI веке, а в Москве первое печатное издание чина появилось лишь в 1656 году при патриархе Никоне. При анафематствовании упоминалось несколько тысяч имен государственных преступников и людей, признанных еретиками. Позже имена из последования были убраны, в чине Торжества Православия, напечатанном в 1917 году, остались только двенадцать общих анафематствований ересей без имен.

Богословское значение праздника
В 842 году праздник Торжества Православия был праздником восстановления иконопочитания, но в контексте церковной истории, Никейский Собор, опровергший ересь иконоборчества, и
подтвердивший его Константинопольский Поместный собор стали последними Соборами, знаменующими окончание целой эпохи в жизни Церкви - эпохи формирования догматов вероучения. Поэтому яркое название «Торжество Православия» выражает то значение, которое имеет праздник для Церкви сегодня. Мы вспоминаем все Соборы, которые состоялись в Церкви, анафематствуем все ереси, которым был произнесен приговор на Соборах, и возглашаем «Вечную память» святым отцам Семи Вселенских Соборов, потрудившихся над утверждением истин православной веры.
Восстановление иконопочитания имело огромное богословское значение в жизни Церкви. В церковных песнопениях говорится, что, поклоняясь святым иконам, мы православно почитаем Пресвятую Троицу, Воплощенного Христа, Пресвятую Деву Богородицу, Ангелов и всех святых Церкви Христовой.

Тропарь, глас 2:
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 6:
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Молитва (Подобны из Постной Триоди на Великой вечерне):
Тя непостижимаго, прежде денницы безначально из Невещественнаго возсиявшаго, безплотнаго же чрева Родителева, пророцы Господи, Твоим Духом вдохновени, прорекоша Отроча быти, из Неискусобрачныя воплощаема, человеком совокупляема, и сущими на земли зрима: имиже яко щедрый просвещения сподоби Твоего, воспевающих неизреченное, и честное Твое Воскресение.
Словом Тя проповедавшии богоглаголивии пророцы, и делы почетшии, безконечную жизнь приплодиша: твари бо Владыко, паче Тебе Содетеля, служити не претерпевше, мира всего евангельски отвратишася, и сообразни быша страсти Твоей, юже провозвестиша: ихже молитвами, сподоби непорочно прейти воздержания поприще, едине Многомилостиве.
Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя Владыко воплощься, изволил еси описоватися: плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси. Темже вид Твой образования описующии любезно целуем, к Твоей любви возвышаеми, и исцелений благодать почерпаем из него, апостольским последующе Божественным преданием.
Пречестное украшение Христова Церковь, честных прият и святых икон, Спаса Христа и Богоматере, и всех святых светлейшее возставление, имже просвещается, и красуется благодатию, и сонмище отлагает еретическое изгонящи: и радующися славит человеколюбца Бога, ея ради претерпевша страсти вольныя.
Благодать возсия истины, прообразумая древле сеновно, ныне явленно скончася: се бо Церковь воплощенным образом Христовым, яко прекрасною утварию облачится, скинии свидения образ пронаписующи, и православную веру содержащи: да егоже почитаем, сего и образ держаще, непрельщаемся, да облекутся в студ сице неверующии: нам бо слава зрак Воплотившагося благочестно покланяемый, не боготворимый. Той облобызающе вернии возопиим: Боже, спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое.

Пер-вое вос-кре-се-нье Ве-ли-ко-го по-ста име-ну-ет-ся неде-лей "Тор-же-ства Пра-во-сла-вия".
Празд-ник Тор-же-ства Пра-во-сла-вия воз-ник в 843 г. в свя-зи с окон-ча-тель-ной по-бе-дой над ере-сью ико-но-бор-че-ства (осуж-ден-но-го еще на VII Все-лен-ском со-бо-ре в 787 г.), но со-дер-жа-ние его го-раз-до ши-ре. Гре-че-ское сло-во ересь (хай-ре-сис) пе-ре-во-дит-ся как "взя-тие", "за-во-е-ва-ние", "вы-бор" и озна-ча-ет пред-по-чте-ние од-но-го ра-ди от-ка-за от все-го осталь-но-го. «В сло-ве ересь, - ука-зы-вал из-вест-ный пра-во-слав-ный мыс-ли-тель, - со-дер-жит-ся идея од-но-сто-рон-но-сти, ка-ко-го-то пря-мо-ли-ней-но-го со-сре-до-то-че-ния на од-ном из мно-гих воз-мож-ных утвер-жде-ний. Пра-во-сла-вие все-лен-ско , а ересь - по су-ще-ству сво-е-му пар-тий-на . Дух сек-ты есть вы-те-ка-ю-щий от-сю-да эго-изм, ду-хов-ная отъ-еди-нен-ность: од-но-сто-рон-нее по-ло-же-ние ста-вит-ся на ос-но-ва-ние без-услов-ной Ис-ти-ны...» . Ере-си хри-сти-ан-ско-го Во-сто-ка - ари-ан-ство, несто-ри-ан-ство, мо-но-фи-зит-ство, мо-но-фе-лит-ство, - по-ся-га-ли на са-мое до-ро-гое в хри-сти-ан-стве - Бо-го-во-пло-ще-ние, Бо-го-че-ло-ве-че-ство, а тем са-мым - на прин-цип, ле-жа-щий в ос-но-ве всей хри-сти-ан-ской жиз-ни с ее гар-мо-нич-ным со-че-та-ни-ем небес-но-го и зем-но-го, цер-ков-но-го и свет-ско-го. Бор-цы за Пра-во-сла-вие на-хо-ди-ли под-держ-ку и при-ют в здра-во-мыс-ля-щем Ри-ме, по-чти не за-тро-ну-том эти-ми экс-та-ти-че-ски-ми дви-же-ни-я-ми.

На-ко-нец, раз-вя-зан-ное ви-зан-тий-ски-ми им-пе-ра-то-ра-ми в VIII в. го-не-ние на ико-но-пис-ные и скульп-тур-ные изо-бра-же-ния Иису-са Хри-ста, Бо-го-ма-те-ри и свя-тых ста-ло про-дол-же-ни-ем этой агрес-сив-ной мо-но-фи-зит-ской од-но-сто-рон-но-сти. По-пыт-ки дог-ма-ти-че-ско-го обос-но-ва-ния ико-но-бор-че-ства (на ико-но-бор-че-ском со-бо-ре 754 г.) озна-ча-ли от-каз от ве-ры в воз-мож-ность ре-аль-но-го во-пло-ще-ния на зем-ле об-ра-зов Бо-же-ствен-но-го ми-ра, до-ступ-но-го взо-рам ду-хов-но чут-ких и ода-рен-ных лю-дей. В слу-чае по-бе-ды ико-но-бор-че-ства во всем хри-сти-ан-ском ми-ре у нас не бы-ло бы ни ви-зан-тий-ских и древ-не-рус-ских мо-за-ик и фре-сок, ни "Тро-и-цы" Ан-дрея Рубле-ва, ни "Да-ви-да" Ми-ке-лан-дже-ло, ни "Тай-ной Ве-че-ри" и "Ма-дон-ны" Лео-нар-до да Вин-чи, ни тво-ре-ний бо-же-ствен-но-го Ра-фа-э-ля... Не бы-ло бы ве-ли-ко-го ис-кус-ства, без ко-то-ро-го мы не мыс-лим се-бе на-ше су-ще-ство-ва-ние и ко-то-рое яв-ля-ет-ся ед-ва ли не ос-нов-ным вкла-дом хри-сти-ан-ско-го че-ло-ве-че-ства в ми-ро-вую ху-до-же-ствен-ную со-кро-вищ-ни-цу.
По-свя-тив вос-по-ми-на-нию по-бе-ды над раз-ру-ши-тель-ны-ми тен-ден-ци-я-ми ви-зан-тий-ских ере-сей имен-но пер-вое вос-кре-се-нье Ве-ли-ко-го по-ста, Цер-ковь еще раз под-черк-ну-ла свою уни-каль-ную - спа-си-тель-ную и со-зи-да-тель-ную - роль в ми-ро-вой ис-то-рии.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Примечание

Фло-рен-ский П., свящ. Столп и утвер-жде-ние ис-ти-ны. М., 1914, с. 161. Здесь нелишне вспом-нить, что ла-тин-ское pars (на-ше сло-во "пар-тия" об-ра-зо-ва-но от его кор-не-вой ос-но-вы) пе-ре-во-дит-ся как "часть", "до-ля", "от-де-ле-ние", то есть, как и сло-во ересь, ука-зы-ва-ет на часть от це-ло-го, некую огра-ни-чен-ность! Осо-бен-но-сти «пар-тий-но-го со-зна-ния» нам хо-ро-шо из-вест-ны.