Митрополит нижегородский. Мы с вами — очень счастливые люди

Василий Данилов родился 14 августа 1964 года в городе Жлобин Гомельской области. Рос в многодетной семье. По рождению был крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы города Жлобина. В 1981 году юноша окончил среднюю школу. Уже тогда мальчик проявлял интерес к вопросам мироздания и духовенства. С 1984 года по 1986 год Василий проходмл срочную службу в рядах Советской армии.

С 1986 года по 1990 год молодой человек обучался в Московской духовной семинарии. В ноябре 1986 года был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. В духовное звание был посвящен 22 декабря 1989 года. Был пострижен в монашество с именем Георгий в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

С 1990 года по 1995 год обучался в Московской духовной академии. Параллельно 9 октября 1990 года епископом Викентием, викарием Кишиневской епархии, был рукоположен во иеродиакона. Далее 9 апреля 1991 года Святейшим Патриархом Алексием II был рукоположен во иеромонаха. С ноября 1991 года нес послушание заведующего свечной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а 20 января 1993 года был назначен экономом обители.

В июне 1995 года закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви. Тема его диссертации была - «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона». По окончании МДА преподавал общецерковную историю и византологию на 3-м курсе МДС, продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители. Работая экономом лавры, с августа 1998 года назначен на должность директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевской лавре.

С 1999 года проводил обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории. В частности, в ходе работ была предпринята масштабная реставрация лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-х годах крупнейшие колокола.

Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 31 мая 2001 года назначен экономом объединенного хозяйства Троице-Сергиевской лавры и Московских духовных школ. Решением Священного Синода от 26 декабря 2002 года избран епископом Нижегородским и Арзамасским.

Наречен 1 февраля 2003 года в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве. Богослужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

Хиротонисан, обряд посвящения, наделяющий его дарами и правом совершать таинства и обряды, состоялся 2 февраля 2003 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богосолужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

В сан архиепископа был возведен 24 февраля 2006 года. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 года Георгий был назначен главой новообразованной Нижегородской митрополии. В этом же году 18 марта был возведен в сан митрополита. С марта 2012 года по ноябрь 2013 года являлся временным управляющим Лысковской епархией.

Решением Священного Синода от 21 октября 2016 года Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский был утвержден в должности священноархимандрита Успенского мужского монастыря Саровская пустынь города Сарова Нижегородской области.

Является членом Синодальной библейско-богословской комиссии. Награжден многими церковными наградами: орден святого Иннокентия Московского II степени; Орден святого Александра Невского I степени; Орден преподобного Серафима Саровского II степени от 2009 года; Орден святой праведной Софии Слуцкой Белорусской Православной Церкви от 2012 года; Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени от 2014 года; Орден Святого Гроба Господня I степени Иерусалимской Православной Церкви от 2015 года. Так же награжден советским Орденом Дружбы.

Митрополит Георгий (Данилов) родился 14 августа 1964 года в городе Жлобин Гомельской области, республики Беларусь. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы города Жлобина. С мая 1984 по июнь 1986 года проходил срочную службу в Вооруженных cилах.

В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. В ноябре 1988 года был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 22 декабря 1989 года, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», пострижен в монашество с именем Георгий (в честь великомученика Георгия Победоносца) наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом в Троицком соборе. В июне 1990 года закончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

9 ноября 1990 года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во иеродиакона. 9 апреля 1991 года, во вторник Светлой Седмицы, в праздник Иверской иконы Божией Матери, за Божественной литургией в Сергиевском трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во иеромонаха Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В январе 1993 года назначен экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В июне 1995 года закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре Истории Русской Церкви. Тема кандидатской диссертации: «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Белавина)». С августа 1995 года читал курс «Византология» в Московской духовной семинарии. С августа 1999 года назначен по должности, как эконом Лавры, директором Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре. 31 мая 2002 года назначен экономом объединенного хозяйства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года архимандрит Георгий, эконом Троице-Сергиевой Лавры, назначен на Нижегородскую кафедру. Наречение архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского состоялось 1 февраля 2003 года в домовом храме в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Московском Свято-Даниловом монастыре. Архиерейскую хиротонию совершил 2 февраля 2003 года в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиереев Русской Православной Церкви.

15 марта 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви назначил архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия главой вновь образованной Нижегородской митрополии, в состав которой вошли Нижегородская, Городецкая, Выксунская и Лысковская епархии.

18 марта 2012 года, в третье воскресенье Великого поста - Неделю Крестопоклонную, во время Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в сан митрополита.

Митрополит Георгий имеет Церковные и светские награды: орден преподобного Сергия Радонежского II ст., орден свтятителя Иннокентия Московского II ст., орден святого Александра Невского I ст., орден преподобного Серафима Саровского II ст., орден святой праведной Софии Слуцкой (БПЦ), орден святого благоверного князя Даниила Московского II ст., орден Святого Гроба Господня I ст. (Иерусалимская Православная Церковь), орден Дружбы. Является в составе коллектива авторов лауреатом Государственной премией Российской Федерации в области науки и техники за 2003 год за разработку научно обоснованной технологии воссоздания архитектурных памятников истории и ее применение при реставрации колокольни Троице-Сергиевой Лавры.

Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский


Трудности духовного руководства, опасности лжестарчества и пути их преодоления

Один из трех монашеских обетов - послушание. Он дается при постриге и предполагает со стороны монаха сознательное и твердое отречение от своей воли и вверение себя в духовное руководство опытного старца. Духовный наставник призван помочь новоначальному иноку встать на путь борьбы со страстями и похотями, научить его искусству этой борьбы, оградить от опасностей, искушений и соблазнов и сделать его способным принести Богу плод истинного покаяния. Второе правило Двукратного собора гласит: «Отнюдь никого не сподобляти монашескаго образа, без присутcтвия при сем лица, долженствующаго прияти его себе в послушание, и имети над ним начальство и восприяти попечение о душевном его спасении. Сей да будет муж Боголюбивый, начальник обители, и способный спасти душу новоприводимую ко Христу» . Исполнение обета послушания, таким образом, возможно при согласовании двух воль - воли монаха и воли Божией, являемой ему через духовного руководителя.

« Лествица послушническая, - пишет преподобный Григорий Синаит, − имеет пять степеней, возводящих к совершенству: первая − отречение (от мiра), вторая − подчинение (вступление в обитель с обетом исполнять уставы монашеские), третья − послушание (подчинение на деле, в жизни), четвертая − смирение, пятая − любовь, которая есть Бог… Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе. Высокотворное смирение, приняв послушливого с такой лествицы, возводит его горе́ к небесам, предает царице добродетелей − любви, и, ко Христу подводя, представляет Ему… В царские божественные чертоги нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицей добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения» .

Совершенно очевидно, что восхождение по этой «лествице послушнической» невозможно в одиночку, оно немыслимо без восприятия живого опыта монашеского делания. Его носителем и должен быть духовный руководитель. Вполне естественно при этом возникает вопрос о том, по каким критериям можно определить истинного духовного наставника, имеющего в сокровищнице своей души подлинно «драгоценную жемчужину», а не блестящую подделку. В творениях святителя Игнатия Брянчанинова мы находим достаточно много предостережений от доверчивости старцам, которые могут оказаться в состоянии духовного заблуждения и прелести. Таковые, подобно слепым вождям, гибнут сами и губят своих пасомых.

В настоящее время возрождения церковной жизни в целом и монашества в частности, весьма важным нужно признать вопрос об истинном духовном руководстве, осуществляемом в обителях. Уклонение от духоносной монашеской традиции, искажение принципов духовного делания, подмена подлинной жизни по Христу лишь ее видимостью чревато вовлечением в это пагубное заблуждение значительного числа людей, вставших на путь иноческой жизни и доверившихся тем, кто облечен духовной властью и представляется авторитетом в искусстве святости. Такая опасность действительно существует, и обращение к святоотеческому аскетическому наследию, и особенно к трудам святителя Игнатия, в связи с этим представляется крайне актуальным.

Тщательное изучение этого наследия является одним из вспомогательных средств в прокладывании верного фарватера к достижению пристани спасения. Оно, конечно, не может заменить живого духовного опыта, но и духовный опыт без опоры на книжные знания теряет важные ориентиры в движении к заданной цели.

Как в святоотеческих аскетических писаниях мы обнаруживаем удивительное согласие и прослеживаем из века в век передающуюся духовную традицию, так и в практическом духовном руководстве, осуществляемом в настоящее время в монашеских обителях, должна быть своего рода школа послушания и стяжания добродетелей, обеспечивающая сохранение и передачу живой традиции духовного наставничества. Способен ли стать духовным руководителем тот, кто не был смиренным послушником у богомудрого старца, кто взялся управлять другими, начитавшись аскетической литературы и поняв ее по своему разумению? Достаточно указать на сонм преподобных отцов Оптиной пустыни, чтобы убедиться в исключительной важности в деле духовного руководства преемственности и верности единой целостной и живой духовной традиции.

Причастность игумена монастыря таковой традиции - не единственное, но весьма существенное условие духовного преуспеяния монастырской братии. Именно на игумене лежит первая и главная ответственность за духовный климат в обители и духовное здоровье каждого из ее насельников, духовник лишь его соработник в этом служении.

Причины возникающих трудностей в духовном окормлении братии со стороны игумена могут обнаруживаться не только в духовной немощи самого руководителя, но и в неготовности или нежелании монашествующего принимать в полной мере такое наставление. Задача игумена терпением и смирением, добрым примером и мудрым словом, а не насилием и грубым принуждением привести его к пониманию и согласию внимать этим наставлениям как полезным для своей души. Истинное духовное руководство - не насилие и принуждение, но помощь добровольно желающему подвизаться, а игумен, прежде всего, − пример смирения, возносящий с братией совместную молитву об обители, а не надменный деспот, смиряющий других с пристрастием.

Святитель Василий Великий пишет: « Игумену надобно, по любви Христовой, так преуспеть в смиренномудрии, чтобы когда и молчит, пример его дел служил уроком, поучающим сильнее всякого слова». «Настоятеля да не надмевает сан, чтобы самому ему не лишиться блаженства, обещанного смиренномудрию (Мф. 5, 3), или, «возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6). Но да будет уверен в том, что попечение о многих есть служение многим. Как тот, кто прислуживает многим раненым, очищает гной у каждого с раны и оказывает им пособия по качеству повреждения, свое служение не считает поводом к превозношению, но скорее к уничижению, томлению и тяготе, тем более тот, кому поручено врачевать недуги братства, как общий всех слуга и о всех обязанный дать отчет, должен много думать и беспокоиться. Таким образом достигнет он цели, потому что Господь сказал: "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк. 9, 35) .

В настоящее время братия монастырей, как правило, очень неоднородна и по возрасту, и по мере воцерковления, и по образованию и духовному состоянию. Игумену необходим индивидуальный подход к каждому при сохранении равной любви ко всем. Его забота должна проявляться с учетом духовного состояния насельника, особенностей его характера и прошлой мирской жизни. Для этого необходима духовная чуткость и желание видеть эти особенности и считаться с ними.

Святитель Василий Великий пишет: «[Настоятель] должен быть мягкосерд, великодушно переносить, если кто, по неопытности, не выполнит какой-либо своей обязанности, не потакать грехам, но с кротостью терпеть непослушных и со всем мягкосердием и с умеренностью давать им врачевства, быть способным изобрести способ врачевания, свойственный немощи, не с высокомерием делая выговор, но "с кротостью" увещевая и наказывая, по написанному (2 Тим. 2, 25), быть рассудительным в делах настоящих, предусмотрительным в рассуждении будущего, иметь силу подвизаться вместе с крепкими, носить немощи бессильных, быть в состоянии всё делать и говорить к усовершению живущих с ним» .

Игумен должен вникать в нужды каждого брата, не отстраняться от бытовых проблем и житейских трудностей насельников, в этом участии проявляется его христианская братская любовь. На эту любовь и братия отвечает игумену любовью. В искушениях и скорбях монах, живущий в общежитии, не должен оказываться один на один со своей проблемой. Своевременная поддержка и вразумление игумена может предотвратить большее искушение и оградить братию от соблазна.

Для успешного и плодотворного духовного руководства игумену самому необходимо постоянно проверять себя на согласие со святыми отцами и не исключать со своей стороны ошибок и погрешностей в духовном окормлении братии. Игумен должен помнить, что и он в числе спасающихся. Как и другие монахи, он в пути. Он нуждается в молитвенной поддержке своих пасомых и особой благодатной помощи свыше.

К трудностям духовного руководства, с одной стороны, и духовного преуспеяния, с другой, можно отнести и те, которые возникают от некоторых послаблений в монашеской жизни, ставших в большинстве современных монастырей нормой. Это касается нахождения в обители лиц противоположного пола, несущих в ней трудническое послушание или работающих на постоянной основе, частого выхода насельников в мир и поездок за пределы монастыря, использования братией компьютеров с выходом в Интернет, накопления ими личного имущества, приема в келье посторонних лиц и т. д.

Действительно, устроение современных монастырей не вполне соответствует тем нормам, которые оставили нам богомудрые отцы. Причина - в нашей немощи, в неготовности к строгому и полноценному следованию этим правилам, написанным искусными и опытными в монашеском делании подвижниками прошлого.

Иногда раздаются голоса, предлагающие пересмотреть эти правила, отказаться от них как давно устаревших и признать нормой те послабления, которые уже вошли в жизнь монастырей. Это в корне неверно. Пускай планка остается высокой, а мы со смирением будем осознавать свою немощь. В то же время трудно согласиться и с противоположным предложением - принять строгий устав, обязательный для всех монастырей, и добиваться его неукоснительного исполнения. Нельзя без учета духовных реалий современной церковной жизни искусственно вводить строгие нормы, которые могут привести монастырскую жизнь к серьезному расстройству.

Отдельно хочу остановиться на проблеме лжестарчества, о которой кратко уже упоминал выше. У святителя Игнатия Брянчанинова очень подробно и точно описано, как подвижник, не стяжавший полноты смирения, может незаметно для себя впадать в ложное прелестное состояние тонкой гордыни и увлекать в него приходящих к нему за наставлением. Жалким и пагубным комедиантством он называет изображение из себя духоносного старца тем, кто посягает на руководство другими, не имея к сему дарований свыше. Жизнь по совету старшей братии и письменным наставлениям святых отцов святитель Игнатий считает самым верным путем монашеского делания для современного подвижника.

Вполне естественно возникает вопрос: а кто несет ответственность за духовную жизнь в монашеских общинах? Кто должен вовремя заметить искажение в духовном руководстве, осуществляемом в обители, и принять своевременные меры? Кто, наконец, позаботится о том, чтобы в лице игумена и духовника братия имела мудрого и исполненного добродетелей духовного руководителя? Несомненно, епископ. 4-е правило IV Вселенского собора гласит: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа», ему «надлежит иметь о монастырях должное попечение». Для этого епископу необходимо чаще посещать монастыри своей епархии, общаться с братией, регулярно собирать настоятелей и настоятельниц обителей, проводить с ними доверительные душеполезные беседы. Епископ сам должен хорошо знать монашество и иметь собственный опыт монастырской жизни. Эти усилия не окажутся напрасными. Искажения и заблуждения в монастырской жизни в целом и в духовном руководстве в частности будут вовремя выявлены и устранены.

Монашество для людей мира сего есть тайна. Она не может быть постигнута теми, кто не вкусил его благодати, не исполнился его смирения, не испытал его силы. Но оно же есть и искусство, передаваемое от опытных начинающим, от наставников послушникам. Святые отцы оставили последующим поколениям иноков бесчисленное множество мудрых наставлений и поучений. Воспринять их в полноте и применить в своей жизни, опираясь на свои собственные силы, невозможно; при помощи же Божией возможно всё - и победа над страстями, и стяжание добродетелей, и достижение вечного блаженства со Христом.

Правила Поместных соборов [Т. 2]. М., 1880. С. 796−798.

Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами // Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999.

Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопросы 43 и 30 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2. С. 211.

Василий Великий, свт .Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 43 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2. С. 212.

По материалам официального сайта
Синодального отдела по монастырям и монашеству

11:24

Прокурорская проверка выявила, что индивидуальные предприниматели Салмин и Евсюков, а также ЗАО «Городской таксомоторный парк» на пригородных маршрутах перевозят пассажиров с превышением вместимости. В отношении них возбуждены административные дела.

09:14

Объявлены аукционы на проведение ремонтных работ в психиатрической больнице в Новочебоксарске, отделения Цивильской ЦРБ и поликлиники Ядринской ЦРБ. Общая цена контрактов превышает 30 млн рублей, работы планируется завершить в этом году.

четверг - 14.03.19

16:53

На встрече председателя профсоюза образования Чувашии Зинаиды Степановой и министра образования республики Сергея Кудряшова был поднят вопрос о повышении заработной платы педагогических работников. Об этом сообщает пресс-служба профсоюза.

16:01

Чувашское УФАС вскрыло в Шемуршинском районе республики систематические нарушения законодательства о госзакупках. В аукционной документации, готовившейся местной администрацией, указывались заведомо ложные сведения с целью исключения из торгов участников со стороны. В большинстве эпизодов это делалось с целью протащить в победители компанию «Строитель плюс» и другие общества, аффилированные с местным предпринимателем Евгением Быковым. Дикость ситуации состоит в том, что Быков был признан банкротом в 2017 году, после чего возглавил муниципальный отдел строительства и в качестве члена аукционной комиссии лично принимал решения о победе «Строитель Плюса». Бюджетная эффективность подобных аукционов в результате не превышала 0,5%. Чужакам же в районе работать не давали – так, выигравшему с 15% бюджетной эффективностью подряд на дорожное строительство ООО «ГСК» власти всячески препятствовали в выполнении работ и в конце концов разорвали контракт.

15:30

На очередном заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов сегодня, 14 марта, решался вопрос о сложении полномочий народного избранника секретарем Чувашского рескома КПРФ Алексеем Шурчановым. Как известно, он был осужден за мошенничество, ему назначено наказание в виде штрафа в 200 тысяч рублей, а по закону обвинительный приговор автоматически влечет за собой лишение депутатского статуса. Впрочем, в Чувашии бывали случаи, когда некоторые народные избранники умудрялись сохранять мандаты при наличии судимости. Самый свежий пример – бывший директор Чубаевской основной общеобразовательной школы Урмарского района Анатолий Димитриев. Приговор суда, вступивший в силу еще девять месяцев назад, он считает нелепым недоразумением. Его поддержали коллеги по районному Собранию, отказавшие удовлетворять представление прокуратуры о снятии с него депутатских полномочий.

61.)
Родился 14 августа 1964 г. в г. Жлобин Гомельской области Беларуси, в многодетной семье. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина.

В 1981 году закончил среднюю школу. По окончании школы работал водителем, с мая 1984 г. по июнь 1986 г. служил в рядах Советской Армии.

После увольнения в запас в 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В ноябре того же года был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. Монашеский постриг с именем Георгий (в честь св. великомученика Георгия Победоносца) принял 22 декабря 1989 г., в день праздника иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

В 1990 году закончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

9 октября 1990 г. в день праздника преставления св. апостола и евангелиста Иона Богослова рукоположен во иеродиакона епископом Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии (ныне — архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский).

9 апреля 1991 г., в день праздника Иверской иконы Божией Матери, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием хиротонисан во иеромонаха.

С ноября 1991 г. нес послушание заведующего свечной мастерской. 20 января 1993 г. назначен экономом Троице-Сергиевской лавры.

В июне 1995 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви (тема диссертации — «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Белавина)»). По окончании МДА преподавал общецерковную историю и византологию на 3-м курсе Московской духовной семинарии, продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители. Работая экономом лавры, с августа 1998 г., назначен на должность директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевской лавре.

С 1999 г. проводит обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории (в частности, в ходе работ была предпринята масштабная реставрация лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-х гг. крупнейшие колокола).

31 мая 2001 г. указом Священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевской лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевской лавры и Московских духовных школ.

26 декабря 2002 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви определен быть епископом Нижегородским и Арзамасским.

1 февраля 2003 г. в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря чин наречения архимандрита Георгия (Данилова) во епископа Нижегородского и Арзамасского совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

2 февраля 2003 г., в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского.

Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

Учитывая значение Нижегородской епархии в жизни Русской Православной Церкви и во внимание к усердному служению Церкви Божией епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий 24 февраля 2006 г. удостоен возведения в сан архиепископа.