Маршруты, ведущие в Сантьяго-де-Компостеллу. Молитва апостолу перед его иконой

Человек покорил космос, высадился на Луне, но по-прежнему мечтает о чуде. Отличная возможность увидеть чудо собственными глазами, а заодно испытать себя — пройти дорогой святого Якова. Старинный путь пилигримов, проложенный по Пиренеям к побережью Атлантического океана, растянулся на 800 километров. Чтобы преодолеть его, требуется хорошая физподготовка и вера в помощь свыше.

МЕККА ДЛЯ КАТОЛИКОВ

Этот маршрут больше известен как Путь Сантьяго, или Эль Камино де Сантьяго. Сейчас по нему проходят 150-200 тысяч человек в год. Так, в 2013 году могилу святого Якова посетили 215 880 паломников. Для сравнения: в 1970 году, когда после долгих лет забвения европейцы вновь открыли для себя этот маршрут, его преодолели всего 68 человек. За эти годы дорога святого Якова стала невероятно популярной. Разумеется, далеко не все отправляются в путешествие из религиозных соображений. Многие рассматривают маршрут как хороший вариант для отпуска, благодаря которому можно увидеть много интересных и красивых мест или отдохнуть от суеты больших городов. Но большинство пилигримов, как и раньше, мечтают о соприкосновении с чудом. Такую возможность католикам предоставляют всего три пути так называемого великого паломничества: к Гробу Господню в Иерусалиме, к гробнице святого Петра в Риме и к мощам святого Якова на испанское побережье Атлантики. Испанское местечко Сантьяго-де-Компостела, куда ведет дорога святого Якова, является третьей по значению святыней католичества. Причина такого поклонения — мощи святого Якова, главная реликвия .

МЕСТО, ОБОЗНАЧЕННОЕ ЗВЕЗДОЙ

Самое большое чудо произошло в Галисии в 813 году, когда один монах, следуя указанию лучей необычайно яркой звезды, обнаружил в земле нетленные мощи. Сомнений в том, что мощи принадлежат Якову, быть не могло: к телу усопшего прилагался свиток, на котором черным по белому указывалось, кто есть кто. Яков был двоюродным братом Иисуса Христа, а также одним из его апостолов. По преданию, ему отсекли голову за горячие проповеди в 44 году в Иерусалиме, останки положили в лодку и пустили в воды Средиземного моря. На месте находки, указанном звездой, построили часовенку, а вокруг нее со временем появились и другие здания. Так в Галисии образовался городок Сантьяго-де-Компостела. Слово «компосте-ла» происходит от латинского выражения Campus Stellae , что в переводе означает «Место, обозначенное звездой». За века часовня выросла до громады собора Святого Якова, который уже в Средневековье прославился на весь христианский мир в качестве хранилища останков праведника.

Первым к мощам святого Якова отправился король франков Карл Великий. Накануне ему приснилась усыпанная звездами дорога, напоминающая Млечный Путь. Она протянулась через все Пиренеи, а путеводная звезда указывала место на карте, где позже возник городок Сантьяго-де-Компостела. Голос свыше велел Карлу Великому расчистить эту дорогу от мавров. В те времена к таким знакам относились серьезно, Карл собрал войско и под знаменами святого Якова повел его через Пиренеи. Поход закончился победой франков — Карл освободил от владычества мавров Наварру, Риоху, Кастилию, Леон, Галисию. Благодарные испанцы подвиг Карла Великого не забыли — с тех пор Млечный Путь называют Небесным Путем Сантьяго. Реконкиста — освободительная борьба против мавров — закончилась в 1492 году, когда с полуострова был изгнан последний мавританский правитель. За это время мощи святого Якова превратились в могущественный христианский талисман. Неоднократно великомученик являлся освободителям в тот момент, когда, казалось, удача отворачивалась от них.

НЕВИДИМЫЙ ДОЗОР

Люди до сих пор верят в заступничество святого Якова. Из уст в уста передают историю о том, как однажды во время паломничества некоего юношу ложно оклеветали в воровстве и осудили на повешение. Спустя месяц, возвращаясь на родину, пилигримы нашли повешенного... живым! Когда беднягу сняли с виселицы, он рассказал, что от верной гибели его уберег сам святой Яков, который поддерживал его тело. С той поры то здесь, то там на дороге встречается изображение висельника, а рядом с ним — великомученик Яков, поддерживающий его. Это наглядное напоминание всем путешественникам о том, что они находятся под покровительством праведника.

День за днем шагают пилигримы по бесконечной дороге, что вьется козьими тропами в Пиренеях, петляет между засеянными полями в испанской глубинке. Позади остаются идиллические деревушки. Кажется, сегодня тут ничто не угрожает простому путешественнику. Однако это обманчивое представление. На стенах старых домов кроме гербов можно увидеть кресты, а на окнах — пучки трав. Зачем? Местные жители свято верят, что на дороге обитает нечистая сила, от которой обязательно нужно защищаться. Кресты и травы — это обереги от оборотней и прочей нечисти, что старается сбить с пути истинного и местных жителей, и пилигримов.

Описания чудес, которые случаются на Пути Сантьяго, можно послушать в соборе Святого Якова каждое воскресенье и в праздничные дни, когда апостолу читают акафист. Говорят, что одна женщина рожала мертвых младенцев. И только после того, как она дала обет пройти всю дорогу святого Якова пешком, она родила здорового мальчика. Но это еще не все: женщина стала матерью трижды!

Еще рассказывают, что после молитвы перед иконой святого Якова в Сантьяго-де-Компостеле многие получают помощь в несчастьях и болезнях. Одна женщина шла по дороге, и вылетевший из-под машины камешек сильно ударил в глаз. Образовался отек. Пришлось обратиться в местную больницу. Врачи запугали женщину: мол, возможно отслоение сетчатки, надо срочно прекращать путь. Но женщина много лет собиралась преодолеть дорогу Якова, поэтому решила довести начатое до конца. Когда она добралась в Сантьяго-де-Компостелу, глаз перестал болеть. После обследования выяснилось, что с ним действительно все в порядке.

ДА ВОЗДАСТСЯ КАЖДОМУ

Прежде чем выйти в путь, паломники должны получить специальный паспорт. Документ выдают в церквях, монастырях, приютах для путешественников. Второй вариант — паспорт можно получить по почте. Важная бумажка дает право останавливаться на ночлег в специальных бесплатных приютах для паломников. По пути нужно ставить в паспорт печати церквей или приютов, которые посещает паломник. Если в конце путешествия он захочет получить именной сертификат на латинском языке о прохождении Пути Сантьяго, эти печати послужат подтверждением.

По дороге в Сантьяго-де-Компостелу везде — на фасадах церквей и соборов, на крестах и фасадах жилых домов, в витринах сувенирных лавочек, на тротуарной плитке и на ограде — попадается изображение морской раковины. Кроме того, чтобы паломники не сбились с дороги, весь Путь Сантьяго отмечен специальными указателями с изображением ракушки и желтой стрелки.

Существует несколько предположений, почему еще в старину раковина морского гребешка стала символом паломников. По одной из версий, богомольцы верили, что в море водится удивительная рыба, у которой с каждого бока находится по раковине, и вот эти-то раковины пилигримы и собирали, чтобы нашить на одежду. По другой версии, странники привозили раковины с Финистерре — самого западного мыса на атлантическом побережье — в доказательство того, что им удалось дойти до края земли. Вот и сегодня, отдавая дань традиции, все паломники прикрепляют красивые раковины к своим рюкзакам.

«Не знаете, чего просите» (Мф. 20:22), – ответил Господь братьям Зеведеевым на просьбу посадить их по правую и левую Свою руку в будущем Его царстве. Как будто бы братья получили отказ, тем не менее их просьба была исполнена, и оба они своими жизнями обозначили время апостольского служения. Иаков стал первым из двенадцати, казненным за благовестие Христово, а Иоанн, прожив более ста лет, единственный среди них, умер своей смертью последним.

Призвание

Иаков был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Вместе с младшим братом, будущим евангелистом Иоанном Богословом, Иаков помогал отцу в его рыбном промысле на Генисаретском озере.

Однажды, когда Иисус Христос проходил берегом озера, «Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, так же в лодке починивающих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1:19–20).

С этого времени они уже не отлучались от Господа, и оба были избраны в число 12. За порывистый и решительный характер Иисус называл братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского означало «сыны громовы» (Мк. 3:17). В церковной литературе Иакова Зеведеева часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить от апостола Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, или Иакова Младшего.

Вместе с апостолом Петром братья были самыми приближенными учениками Господа. Они стали свидетелями воскрешения дочери Иаира. Только их Иисус сделал свидетелями Своего Преображения, когда на горе Фавор явился перед ними в белых одеждах. Они же сопровождали Господа в Гефсиманском саду тревожной ночью перед взятием Его под стражу.

Мученическая гибель

В день Пятидесятницы Иаков вместе с другими учениками был исполнен Святого Духа, участвовал в устроении первых христианских общин. Почти все апостолы оставались какое-то время в Иерусалиме, набираясь сил и мудрости. Но Иаков по характеру своему ждать не мог. Он отправился с проповедью Евангелия «на край земли» в Испанию, а потом вернулся в Иерусалим. Смело и открыто проповедовал он среди иудеев, что Иисус Христос – истинный Мессия, Спаситель мира. Он побеждал в спорах опытных книжников и фарисеев, никто не мог противостоять напору и красноречию ученика Христова.

Видя силу чудес и учения апостола Иакова и полный провал своих замыслов, иудеи сумели убедить царя Ирода Агриппу I, владевшего тогда всей Иудеей, начать гонение на христианскую Церковь. В Деяниях апостольских сказано: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых принадлежащих Церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12:1–2). Это произошло в Иерусалиме в 44 г. Иаков Зеведеев – единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Обретение мощей и начало почитания

Согласно преданию, после мученической кончины апостола Иакова верные положили останки его в суденышко и пустили по волнам Средиземного моря. Долго ли, коротко ли плыла лодочка, но наконец приплыла в Испанию, где Иаков проповедовал ранее, в устье реки Улья.

В 813 г. живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за появившейся путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами апостола.

В конце столетия, в 896–899 гг., на месте находки была построена небольшая церковь. Возникшее возле нее поселение назвали Компостела (по-латински – Campus Stellae, «место, обозначенное звездой»).

С этого времени начинается и укрепляется всеевропейское почитание апостола Иакова. Святой Иаков, чудесно помогавший испанским солдатам во время битв с маврами, стал признанным покровителем Испании. Как апостола, предпринявшего во время своего служения далекое путешествие из Святой Земли в Испанию, его стали считать также покровителем паломников.

Дорога святого Иакова

На западную окраину Испании искатели истины и приключений ходили еще в давние дохристианские времена. Земля считалась плоской, а здесь, на «краю земли», каждый вечер исчезало солнце. Куда? Почему? Как?

С обретением мощей апостола Иакова, возведением собора и возникновением города Сантьяго-де-Компостела паломничество на северо-запад Испании обрело новый духовный смысл и стало вторым по значимости, после паломничества на Святую землю.

В средние века количество паломников, перемещавшихся по дорогам в Компостелу, было необозримым. Но со временем эпидемия черной чумы, резко сократившая население Европы, а затем Реформация и политическая нестабильность в XVI в. привели к заметному спаду популярности паломнической дороги.

В начале 1980-х количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры интерес к непростому походу заметно возрастает. Так, в 1978 г. паломников было всего 13 человек, а в 2009-м – более 145 тыс.

Компостела привлекала богомольцев со всех краев Европы. По Пути святого Иакова шли верующие из Франции, Германии, Португалии, Англии, Ирландии, Польши и других стран. С 1999 г. здесь замечены паломники из России и Украины.

Паломничство в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, известный католический святой Франциск Ассизский, фламандский живописец Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II, бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие.

Чтобы получить свидетельство об одолении Пути святого Иакова, паломник должен пройти 100 км или проехать на велосипеде 200 км. По прибытии в город паломник предъявляет в соборе специальный документ с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат Компостелы». Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется Год святого Иакова, соответственно, церковные празднества в таком году особенно торжественны. Ближайшее такое событие случится в 2021 г. Путь святого Иакова входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Влияние Пути святого Иакова

Монастыри, стоявшие вдоль паломнической дороги, процветали. Но большие толпы требовали переустройства как сложившихся архитектурных типов церковных зданий, так и бытового уклада, например, жилых помещений, складов пищи и хранилищ для разного рода предметов. На Пути святого Иакова начинает складываться так называемый тип «паломнической церкви». Главное ее отличие от ранее существовавшей: пространство стало просторным, не загроможденным, размеры помещений увеличились, а их планировка и последовательность позволяли успешно справляться с человеческим потоком. Вдоль паломнической дороги выросло огромное количество соборов, гостиниц, кафе, закусочных, медицинских пунктов.

Символика
Отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь святого Иакова, стала ракушка морского гребешка. Ее вешали на шею как амулет или нашивали на одежду.

Изображения ракушки украшают здания вдоль всего маршрута. Кроме того, паломники к святому Иакову обычно носят коричневый балахон с капюшоном и войлочную шляпу. Непременной их принадлежностью стал также длинный посох с сосудом из тыквы для воды.

Совершать паломничество принято пешком, в крайнем случае на велосипеде. Попадая в город на площадь Обрадорио, где стоит Собор святого Иакова, многие становятся на колени и на коленях подползают к собору, чтобы прикоснуться к гробнице.

Почитание
При освоении Нового Света испанские мореходы пронесли славу святого апостола через океан. Именем «Сантьяго» названы города на Кубе (Сантьяго-де-Куба), в соседней островной Доминиканской Республике, в центре Панамы, на севере Аргентины (Сантьяго-дель-Эстро). В честь апостола Иакова названа столица Чили – Сантьяго-де-Чили.

Конечно же, главным местом почитания апостола Иакова Зеведеева стал собор его имени в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Собор – главное строение города. Он виден из любого квартала, на него ориентированы все старые улицы. Строительство началось в 1075 г., но современный узнаваемый облик он приобрел лишь в XVIII в., когда был создан роскошный барочный фасад с двумя башнями и установленной в центре статуей святого Иакова.

Внутри собор прост и аскетичен – ничто не должно отвлекать молящегося от главного – гробницы апостола Иакова, которая находится в подземелье под алтарем. Серебряная рака с мощами стоит в зарешеченной нише. Подсветка выделяет восьмиконечную путеводную звезду. Когда в храме нет богослужений, сюда можно свободно спуститься и поклониться мощам апостола или же подняться на несколько ступеней, зайти за алтарь и прикоснуться к серебряной мантии статуи святого Иакова (XIII в.).

Перед алтарем висит огромное – самое большое в мире – шарообразное кадило, которое во время службы раскачивают несколько человек. Во время богослужений главный вход в храм закрывают.

На месте мученичества апостола Иакова в Иерусалиме, на месте его казни, была построена церковь Святого Иакова (Сен-Джеймс), расположенная на территории Армянского квартала Старого города. Церковь возведена в XII в. на руинах византийского храма VI в. В западной ее части есть дверь в маленькую комнату – святая святых – там захоронена голова апостола Иакова. Круг на полу капеллы отмечает место, куда пала голова апостола.

В России единственным храмом, освященным во имя апостола Иакова Зеведеева, стала церковь Иакова Зеведеева в Казенной слободе Москвы, в Яковоапостольском переулке. Деревянный храм на этом месте известен с 1625 г. Нынешнее здание построено в 1676 г. В храме имеется частица мощей апостола Иакова, переданная из Испании. Есть чтимая икона апостола.

Анатолий Мацукевич

Святой Иаков – первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Церковь называет его братом Господним и празднует память на следующий день после Рождества Христова – 8 января.

До избрания

Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19). Иаков вел строгую подвижническую жизнь: не пил спиртные напитки, ограничивал себя в еде и удобствах, много молился – таких людей в Израиле называли назореями, то есть людьми, которые с детства посвятили себя Богу. Во время проповеди Христа Иаков уверовал в Него и стал вести еще более строгую жизнь.

Апостол и первый епископ Иерусалима

После Вознесения Господа Иаков был избран в число 70-ти апостолов и стал первым епископом Иерусалимской Церкви, которую возглавлял 30 лет. По преданию, Христос явился после Своего воскресения Иакову и поставил его на эту должность. Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор (около 50-го года), на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру – христианство.

Литургия апостола Иакова

Апостол написал первое последование литургии, которая так и называется – . До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор. В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века – первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви.

Соборное послание апостола Иакова

Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. Главная его цель – укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная среди христиан цитата: “Вера без дел мертва” именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).

Смерть во время проповеди

Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула (правителя) – старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз. Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.

Другие “родственники” Иисуса Христа

В Евангелии есть упоминание “братьев и сестер” Иисуса Христа: “Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.” (Мк. 6: 3). Скорее всего, именно упомянутый , которых выбрал Христос для учения и проповеди Евангелия после своего Вознесения (не путать с ). Здесь же упоминается и имя Его брата Иакова (не путать с из ). Точного количества “родственников” Христа Евангелие нам не приводит, как и не говорит о степени родства.

Святой Иосиф Обручник

Восточная Церковь придерживается мнения, что перечисленные братья и сестры – это дети Иосифа Обручника от первого брака. Прямой потомок из рода царя Давида, но жил бедно и работал плотником. К тому времени, как ему исполнилось 80 лет, у него умерла первая жена и первосвященники избрали его для сохранения чистоты Пресвятой Богородицы – формально, Иосиф был мужем Девы Марии, но так как она дала обет безбрачия, супружеской жизни у них не было. Именно поэтому Иосиф называется Обручником – кроме самого обручения их больше ничего не связывало. Иосиф лично видел поклонение волхвов перед новорожденным Христом и по повелению Ангела бежал вместе с Божией Матерью в Египет от гнева Израильского царя Ирода. По преданию, святой Обручник умер в возрасте около 100 лет. Его память Церковь празднует в один день вместе с апостолом Иаковом, братом Господним – 8 января.

Апостол Иаков в истории христианства является очень значимой фигурой, поэтому и древний маршрут, ведущий в Сантьяго-де-Компостелу, который когда-то преодолел Святой Иаков, является самым почитаемым среди паломников всего христианского мира. Ежегодно миллионы людей из разных уголков Европы устремляются к величайшему Кафедральному собору, чтобы поклониться мощам этого легендарного Святого.

Основная часть маршрута к мощам Святого Иакова пролегает через северную часть Испании. Такие факторы, как разветвленность и популярность этого пути, сыграли немалую роль в формировании средневековой культуры этого региона Испании. Многим пунктам этого древнего маршрута присвоены статусы памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, а Совет Европы удостоил Путь Святого Иакова почетного титула «Главной дороги Европы».

Из-за величайшей реликвии Испании – мощей Святого Иакова, город Сантьяго-де-Компостела является третьей по значимости святыней католицизма, отдавая первенство Иерусалиму и Риму.

История жизни Святого Иакова

В Новом Завете говорится, что Святой Иаков был родом из Палестины и являлся одним из учеников Иисуса Христа. Иаков и его старший брат – апостол Петр считались самыми приближенными учениками Господа.

В 44 году по приказу царя Ирода Агриппы I, апостол Иаков был убит в Палестине. Согласно легенде, останки Иакова положили в лодку и отправили плавать по Средиземному морю. После долгих скитаний лодка причалила в устье реки Ульи, но только спустя почти восемь веков, в 813 году, к ковчегу с останками нетленных мощей путеводная звезда привела монаха-отшельника Пелайо.

Прошло еще несколько десятков лет и в 896-899 годах на месте удивительной находки, названному Компостела («Место, обозначенное звездой», Campus Stellae), по указу Альфонса III была построена маленькая церковь, вокруг которой, со временем, образовалось небольшое поселение.

В 1075 году, во времена правления Альфонсо VI, был заложен нынешний Кафедральный собор. Освящение нового храма состоялось в 1211 году, а на месте поселения вырос город Сантьяго-де-Компостела.

Существует множество легенд о Святом Иакове, по одной из которых он, в ипостаси Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-Мавроборца), сплотил христиан и вдохновил их на победу над мусульманами. Именно поэтому апостола Иакова считают покровителем Реконкисты, а также паломников, ведь при жизни он сам совершил трудное и далекое путешествие к испанским землям, проповедуя на своем пути Слово Божие.

Слух о ковчеге со святыми мощами постепенно распространился по всей Европе, и верующие из разных государств потянулись к этому священному месту. Со стороны правителей христианских королевств и княжеств приветствовалось развитие паломнических путей, которые связывали Испанию со многими европейскими государствами.

В Х веке, из-за участившихся нападений мусульман на паломников, по всему маршруту до Сантьяго-де-Компостелы были сооружены многочисленные крепости, убежища, монастыри и больницы, многие из которых сохранились и поныне. Паломнический путь всячески облагораживался, чтобы людям, путешествующим к святым местам, было удобней следовать.

Начало расцвета Пути Святого Иакова приходится на период X-XIVвв., именно в этот период был издан первый путеводитель, содержащий всю необходимую информацию: самые удобные и безопасные маршруты, какие достопримечательности встречаются на пути, где можно поесть и остаться на ночлег. Кроме этого, из путеводителя можно было узнать о традициях и обычаях, принятых в той или иной испанской области, а также прочесть литургические тексты и проповеди о Святом Иакове и его чудотворных деяниях.

В 14 веке произошел Великий Западный Раскол в Римской церкви, из-за чего количество паломников существенно снизилось. XV век принес засуху, чуму, войны, эпидемии, голод и нищету, что существенно сократило население Европы и как следствие – спад популярности Святого пути. Только начиная с 80-х годов ХХ века интерес паломников начал возраждаться, а количество путешественников с разных континентов увеличиваться. Сегодня Путь Святого Иакова не менее оживлен, чем во время своего расцвета в Средневековье.

Маршруты, ведущие в Сантьяго-де-Компостеллу

В Сантьяго-де-Компостелу стремятся попасть миллионы людей со всей Европы. Кающиеся грешники, больные, жаждущие исцеления, любители древней истории и люди истинно верующие – все хотят побывать в Кафедральном соборе, где покоятся мощи Святого Иакова. Этот легендарный путь интересен и другими почитаемыми святынями: мощами Марии Магдалины и святой Веры, Леонардо и Илария, Фронто и Евтропия, святого Жиля и других известных святых.

Существует множество маршрутов, ведущих к Сантьяго-де-Компостеле, расположенном в северо-западной части Испании. Долгими столетиями паломники прокладывали всевозможные маршруты к Кафедральному собору. Считается, что паломнический путь не должен быть менее 150 км, но такое расстояние не всегда под силу преодолеть старым и больным людям.

Самым важным участком является путь, начинающийся на юге Франции, проложенный через Пиренеи. От города Памплон до Сантьяго-де-Компостела проходит главная испанская магистраль, названная «Дорогой французских королей». Через территорию Франции к перевалам можно попасть несколькими маршрутами: по Тулузской (Via Tolosana) , Поденской (Via Podensis) , Лиможской (Via Lemovicensis) и Турской (Via Turonensis) дорогам.

Северный путь (Camino del Norte) еще именуется Прибрежным (Camino de la Costa) и проходит вдоль берегов Бискайского залива. Начинается от города Наварра, расположенного в Стране Басков (северная часть Испании). Эта дорога достаточно немноголюдна, но на всем маршруте паломников будут восхищать великолепные пейзажи и древние памятники архитектуры.

В Севилье (Андалусия, Южная Испания) начинается Серебряный путь (Vía de la Plata ) – наиболее протяженная из паломнических дорог Испании. Считается самым интересным путешествием с точки зрения культуры: на протяжении всего пути паломниками встречается большое количество памятников античности, старинные монастыри, церкви и музеи.

Маршрут Оригинального или как его еще называют – Примитвного пути (Camino de Santiago Primitivo) предусматривает пересечение высоких гор Астурии, а Португальский путь (Camino de Santiago Portugues) стартует из города Порто.

На любом из этих маршрутов созданы специальные паломнические центры, в которых можно остаться на ночлег. Маршрут Святого Иакова достаточно интересен сам по себе – например, в центре города Торрес-дель-Рио расположена великолепная церковь Святого Гроба, построенная в XII веке и поражающая своими архитектурными формами. В Бильбао (столица Бискайи) можно побывать в необычном музее Гуггенхайма с фасадом в виде профиля корабля, увенчанного железным цветком. В музее выставлены работы таких известных живописцев как: Пикассо, Пауль Клее, Мондриан, Жорж Брак и других.

Заключение

Путь Святого Иакова – это, прежде всего, путь к Богу и к себе, на котором многие находят гармонию и ответы на извечные вопросы. В обратное путешествие паломники отправляются уже совершенно другими людьми.

» была информация по так называемой "Звёздной дороге ". Я писал о том, что при знакомстве с этой Звёздной дорогой мой мозг сработал в режиме «остановись и присмотрись». В этой части я прошёлся по Звёздной дороге, собирая камушки. Камушков оказалось много, вполне возможно, что какие-то камушки я упустил из вида, некоторые камушки я заметил, но не стал их собирать (Путь проходит по территории Южной Франции, Окситания, Лангедок, это одна из опор Катар. Скорей всего, тамплиеры в своё время контролировали этот паломнический путь). Эти камушки я оставил для тех кто, возможно так же как и я, захочет пройти по этому пути. В этой теме будет очень много фотоматериала, на мой взгляд, без фото тут никак, ведь это своеобразное путешествие по пути Святого Иакова, это надо хоть как-то видеть, хотя бы посредством фотографий. Также обращаю внимание, что статья написана немного не так, как я обычно пишу, обычно я комментирую и анализирую по ходу. В этой статье сначала пойдёт исключительно изложение официальной информации, а уже после, я провожу анализ и комментирую. Спасибо БОГУ за то, что дал мне возможность поработать над этой частью, которую я изначально даже не планировал, а насколько у меня это получилось, судить не мне.

ЛЕГЕНДА.

Апостол Иаков (Старший) родился в Палестине. Был сыном Зеведея и Саломии, а она была сестрой Марии (матери Иисуса). Иаков вместе с младшим братом Иоанном занимались рыбной ловлей, как и их отец. Впоследствии братья стали приближенными учениками Иисуса Христа и вместе с Апостолом Петром удостоились особой милости Учителя - быть избранными из избранных, и Иисус им не раз открывал свою божественную сущность.

По преданию, после сошествия Святого Духа ученики Христа разошлись по разным странам, чтобы нести Благую Весть по миру. И Апостол Иаков отправился в римскую провинцию - Hispaniа на Пиренейский полуостров, чтобы проповедовать Евангелие. Сначала было трудно с язычниками, но, призвав Деву Марию, которая явилась им, семена христианства были посеяны в благородной испанской почве.

Затем Иаков возвратился в Иерусалим, где и сбылось обещанное Иисусом - Иакову во имя веры суждено было испить свою чашу страданий - он стал первым Апостолом, кто принял мученическую смерть за проповедь Воскресения. В 44 году н.э. внук Ирода Великого, царь Агриппа, который ненавидел христиан, приказал схватить Иакова и отрубить ему голову.

После казни ученики Апостола тайно забрали его тело и отправились морем на Пиренейский полуостров, где раньше Иаков проповедовал. Лодку чудесным образом прибило к берегам Галисии, в устье реки Улья (где сейчас находится город Сантьяго де Компостела). Там благочестивые христиане перенесли мощи в город Ириа Флавиа (современный Эль-Падрон). И на этом история теряет свой ход из-за постоянных набегов варваров и вражды с маврами, господствовавшими на юге полуострова.

Прошло несколько столетий. И только в 813 году, следуя за яркой звездой на небе, саркофаг с нетленными мощами Апостола обнаружил монах-отшельник Пелайо. По приказу астурийского короля Альфонсо II Скромного и епископа Теомидоро в начале IX века возвели первую небольшую церковь над могилой Святого Иакова, а это место было названо Компостела (от лат. Campus Stellae - поле (место) звезды).

С тех пор Апостол Иаков является святым защитником и покровителем Испании, а также и всех паломников и путешественников. А город Компостела (сейчас Сантьяго де Компостела) стал особой святыней Испании, а также всего католического мира.

ИАКОВ В НОВОМ ЗАВЕТЕ.

Иаков наряду с братом и апостолом Петром был самым приближенным учеником Иисуса. Вместе с Петром и Иоанном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 9:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2 и Лк. 9:28) и Гефсиманского борения (Мк. 14:33).

Матфей 17:1-9

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна , брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Марк 14:32-36

32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна ; и начал ужасаться и тосковать.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

ПУТЬ СВЯТОГО ЯКОВА.

Путь Свято́го Иа́кова , Эль Ками́но де Сантья́го (исп. El Camino de Santiago) - знаменитая паломническая дорога к предполагаемой могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, главная часть которой пролегает в Северной Испании. Благодаря своей популярности и разветвлённости этот маршрут оказал большое влияние на распространение культурных достижений в эпоху Средневековья. Входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Город Сантьяго-де-Компостела, куда ведет этот путь, является третьей по значению святыней католицизма , уступая лишь Иерусалиму и Риму. Причина такого почитания, которая дала городу прозвище «христианской Мекки » - величайшая реликвия Испании, мощи апостола Иакова, небесного покровителя страны.

Компостела привлекала богомольцев со всех краёв Европы. По Пути Святого Иакова шли верующие из Франции, Португалии, Англии, Ирландии, Польши и прочих стран. Популярности Пути Святого Иакова в Средние века способствовало то, что он объединял в себе многие местные паломничества, то есть путь был проложен так, чтобы паломник мог посетить самые почитаемые святыни (мощи святой Веры, Марии Магдалины , Илария, Фронто, святого Леонарда, святого Жиля, святого Евтропия и прочих).

Паломники, идущие в Компостелу, по ночам ориентировались по Млечному Пути, который в Испании также называют «дорогой Святого Иакова». Её, согласно поверью, святой начертал в небе, чтобы указать Карлу Великому дорогу на сарацин.

Эмблемой Святого Иакова является изображение раковины . Ракушки были отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь Святого Иакова, нашивавшимся, например, на одежду. Изображения ракушки украшают здания и дорогу вдоль всего маршрута .

Я рассмотрю некоторые точки на маршруте.

Город Понтеведра , находится на португальском участке пути.

Понтеве́дра (галис. Pontevedra [ˌpɔnteˈβɛ.ðɾa], исп. Pontevedra ) - город и муниципалитет в Испании, административный центр одноимённой провинции. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Понтеведра. Занимает площадь 117 км². Одним из символов города является церковь Святого Перегрина. Она выполнена в форме ракушки. Строительство этой церкви началось в XVIII веке, она является одним из основных символов Понтеведры и посвящена деве Марии, которая, согласно легенде, сопровождала паломников из Байоны в Сантьяго-де-Компостелу. В церкви можно найти образ Богородицы Ла Перегрина , покровительницы провинции Понтеведра и Португальского пути. Здание повторяет форму морской ракушки, которая является символом паломничества. Архитектурный стиль обозначен как позднее барокко с элементами неоклассицизма.

Тут также есть небольшой интересный момент в названии. В большинстве источников встречается название Церковь Пилигрима (Iglesia de la Peregrina). Хотя название iglesia de la Virgen Peregrina , почему-то упускается Virgen . У этого слова разные значения, например: нетронутый, непорочный, целинный, первозданный, неиспорченный, целомудренный, необработанный. Дева Мария (la Virgen) .

Так же в городе есть . Она была построена в XVI в. по заказу гильдии купцов и моряков.

Построенная в XVI веке в готическом стиле с элементами португальского стиля Мануэлино, вдохновленного морской тематикой и эпохой великих географических открытий, церковь была воздвигнута гильдией простых моряков Понтеведры. Западный фасад церкви украшен бюстами Кристофера Колумба и испанского конкистадора Эрнана Кортеса. У бокового входа в базилику находится крест, перед которым моряки получали благословение перед дальней дорогой.

Город Бургос . Бу́ргос (исп. Burgos) - бывшая столица Кастилии, ныне город и муниципалитет в Испании. Входит в провинцию Бургос, в составе района (комарки) Альфос-де-Бургос и автономного сообщества Кастилия и Леон.

Средневековый Бургос имел 12 ворот. До нас дошла арка Санта-Мария, построенная в XIV-XV вв. и затем переделанная из белого известняка в 1536-53 гг. В нишах арки можно увидеть фигуры людей. Центральное место занимает Диего Родригес Порселос. Именно Диего Родригес считается основателем города. Случилось это в 884 г.

Кафедральный собор Бургоса посвящен образу святой Девы Марии, и в наши дни он является третьим по величине католическим храмом в Испании. Строительство собора, посвященного Вознесению Богоматери, началось на месте романской церкви в 1221 году по при­казу кастильского короля Ферди­нанда III – он сам заложил первый камень на месте романской церкви. Архитекторы, возводившие храм, ориен­тировались на французские образцы; прежде всего, на парижскую церковь аббатства Сен-Дени, поза­имствовав оттуда многие конструк­тивные решения.

Монастырь был основан в 1189 году королем Кастилии Альфонсо VIII (Alfonso VIII), и считается одним из крупнейших во всей Испании. В наши дни монастырь является частью национального наследия и пантеоном, где покоятся останки кастильских королей. При монастыре открыт музей средневековых тканей Бургоса (el Museo de Telas Medievales de Burgos). В нём также хранится знаменитое мавританское знамя Халифата Альмохадов, захваченное в качестве трофея в битве при Лас На́вас де Толо́са (las Navas de Tolosa) - поворотном сражении за освобождение Испании от власти Халифата.

Каррион-де-лос-Кондес.

Каррио́н-де-лос-Ко́ндес (исп. Carrión de los Condes) - город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Паленсия в составе автономного сообщества Кастилия и Леон. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Тьерра-де-Кампос. Церковь Богоматери Вифлиемской :


Процессии в честь Богоматери:


Вот ещё что пишут про этот город:» В 20 км от Фромисты на дороге Сантьяго находится город Каррион-де-лос-Кондес, некогда бывший важным этапом паломнической дороги: тут находилось свыше десятка больниц и церквей для пилигримов. В городе и сегодня сохранилось множество памятников религиозной архитектуры. Особый интерес представляет церковь конца XI в. Санта-Мария-дель-Камино с романским фризом, изображающим сцену поклонения волхвов, и картиной, посвященной чуду спасения 100 испанских дев от мавров. Церковь Санта-Мария-дель-Камино первой в городе встречала паломников, пришедших для поклонения мощам святого Иакова – мимо нее пролегал знаменитый Французский путь. Когда-то на ее месте стояла другая церковь, выполненная в романском стиле, но ветхость строения потребовала вмешательства. В результате от старого здания практически ничего не осталось, кроме фундамента и небольших фрагментов стен. Вместо него появилась та церковь, что мы видим сегодня.

Saint Jean Pied de Port.

Французский баскский город, на берегу Ниве. История города очень глубоко связана с историей Пути. В средние века в Сен-Жан встречались множество паломников со всей Европы, чтобы вместе противостоять опасностям Пиренеев.

Достопримечательности :

  • Цитадель (XVII век),
  • Тюрьма епископов де-Л"ЭВЕК (XIII век),
  • Нотр-Дам-дю Бут дю Пон (Нуэстра Сеньора де ла Пуэнте дель Кабеса, XIII век).
  • У выхода из старого города расположена готическая церковь Eglise Notre Dame .
  • Далее вдали, слева от Пути, на крутой скалистой формации, едва виднеется маленькая статуя Марии (Virge de Biakarri или d"Orrson) .

Roncesvalles.

Город, как и Cebreiro, один из древнейших мест паломнического пути. Расположен в Западных Пиренеях, рядом с Ронсевальским ущельем. Здесь 15 августа 778 г. басками, выступившими союзниками арабов, был уничтожен арьергард войск Карла Великого, отступивших после неудачной осады Сарагосы и убит Военачальник Роланд («Песнь о Роланде»).

Достопримечательности :

  • Соборная церковь Санта Мария (13/14 в). Главный алтарь с готической фигурой Девы Марии, которую испанцы называют «Наша сеньора ронсевальская».
  • Часовня de San Augustin (17 в.), в которой ныне покоится прах короля Санчо VII.
  • Офис пилигримов находится на первом этаже старой библиотеки (15.000 единиц хранения).
  • Монастырь.
  • Готическая церковь Iglesia de Santiago (13 в.) и капелла паломничества - Capilla del Espiritu Santo (12 в.), сооружённая Карлом Великим. Здесь захоронены погибшие в битве Рыцари, а со средневековья служит как кладбище пилигримов.

Navarrete .

Navarrete - небольшой городок (население порядка 3 тыс. человек), расположен у подножия холма. Главная достопримечательность церковь La Asuncion de Navarrete, строительство которой было начато в 1553 году, закончено в 1645 году. Это огромный храм с блистающим золотом алтарем.

Логроньо.

Столица Риоха. Достопримечательности: Кафедральный собор Santa Maria de la Redonda (15/18 в.) с фасадом в стиле барокко и двумя башнями.
Iglesia Imperial de Santa Maria de Palacio построена в (11/12 в.) Ее остроконечная в форме пирамиды башня является символом города, жители называют ее "игла" - Agija.

Нáхера , где находится монастырь Санта-Мария-ла-Реаль с захоронениями членов королевских семей Наварры, Леона и Кастилии.

В деревушке Белорадо находится построенная в XVI в. церковь Св. Марии .

В посёлке Сан-Хуан-де-Ортега расположена одноименная монастырская церковь, по преданию построенная в XII в. самим св. Хуаном, который много помогал паломникам, сооружая для них храмы, дороги и мосты. Здесь можно увидеть резной романский саркофаг св. Хуана и красивый готический балдахин, подаренный королевой Изабеллой I в благодарность святому за исполнение ее молитв о зачатии. С тех пор церковь является местом паломничества бездетных женщин. В дни равноденствия в храме можно наблюдать уникальное явление - "чудо света": в определенное время дня солнечный луч падает на капитель со сценой Благовещения, освещая фигуру Девы Марии .

Боадилья-дель-Камино . Пейзажи на этом участке пути отличаются обилием интересных голубятен всевозможных форм и размеров. В самой деревне паломники посещают построенную в XVI в. церковь Санта-Мария-де-ла-Асунсьон с красивой каменной купелью XIV в. Поблизости находится средневековый каменный крест (Rollo de Justicia), обильно украшенный изображениями морского гребешка и другими паломническими символами.

Фромиста - город, который славится церквями в строгом романском стиле. Здесь сохранился один из лучших на Французской дороге храмов - церковь Сан-Мартин (XI в.). Это единственный полностью сохранившийся романский храм, построенный на пути паломников. Вторым крупным памятником архитектуры является церковь Санта-Мария-дель-Кастильо , в которой сегодня работает мультимедийная экспозиция, посвященная легендам пути Сантьяго и истории Фромисты.

Сантьяго-де-Компостела.

Город является конечным пунктом Дороги св. Иакова, внесенной в список всемирного наследия Юнеско. Среди городских сооружений особый интерес представляет Сантьягский собор - выдающийся образец испанского романского зодчества (около 1080-1211) ; он же - «Портик славы»; в XVII-XVIII веках фасад перестроен в стиле барокко . За зданием собора находятся два монастыря XVI в.: Сан Мартин Пинарио (San Martin Pinario) и Сан Пелайо (San Pelayo)

Собор Святого Якова.

План собора.

Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, - El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова - Azabacheria - был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова . Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.

Визитной карточкой собора св. Якова является пристроенный к романскому храму барочный фасад XVIII века .

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах - скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!

Снаружи собора.

Внутри собора.

Мощи святого Иакова.

С мощами просто чудесная история.

Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось. Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись - кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

АНАЛИЗ ЛЕГЕНДЫ.

На этом информация официальная у меня в этой теме заканчивается, перейду к анализу. Для начала, я взгляну с точки зрения, стороннего наблюдателя, который о символике ничего не слышал и не знает. Иду я по пути, практически в каждой точке, которого почитают Деву Марию, храмы, часовни ставят, мосты называют в её честь, процессии праздничные проводятся, а когда прихожу в конечную точку маршрута, то вижу там фигуру Святого Иакова. Даже с точки зрения стороннего наблюдателя это довольно странно, я уж и не говорю о чудесных легендах, в которых только чудеса и происходят. Чудесным образом лодку с мощами прибило к берегам Испании, чудесным образом на мощи указала звезда и их нашли, чудесным образом мощи были найдены после своего трёхсотлетнего отсутствия!!! Ну раз сам папа Лев XIII подтвердил… разве можно сомневаться в словах папы римского?

Вот что интересно, всё-таки люди довольно не глупые есть, интересуются, пытаются докопаться до сути, уже нашли, что Дева Мария связана с раковиной. Православие помогло: КАНОН БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ С АКАФИСТОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ.

Правда, связывают всё это с бегством Богородицы с младенцем Иисусом от царя Ирода. Якобы бежала она в Испанию, ну и отсюда всё это пошло, раковина, почитание Девы Марии в тех местах.

Сначала пара цитат для тех, кто, может быть, будет читать эту статью, но незнаком или малознаком с творчеством автора.

В людском мире не всё то, что кажется чёрным, есть чёрное. И не всё то, что кажется белым, есть белое. Восприятие цвета идёт от внутреннего.

Стремления к познанию истины безусловно похвальны. Но помните, преумножая знания, приумножаешь и скорбь.

Кем же был Святой Иаков сын Зеведея? Согласно официальной трактовке, которую я привёл вначале, он наравне со своим братом Иоанном и Петром являлся неким «особым» учеником Христа, приближённым.

А Иоанн был младшим сыном галилейского рыбака Заведея, любимцем своей матери Саломии - дочери того самого Иосифа, у которого работала в своё время Мария, мать Иисуса…

Дочерью Иосифа? - с удивлением переспросил Николай Андреевич. - То есть, получается, Саломия была сестрой Иакова, Иуды. Значит, Иоанн… всё это одна семья?

Да. Иоанн был просто в числе близких родственников семейки Иосифа, которая сначала всячески издевалась над Марией, используя её как рабыню, потом обливали грязью Иисуса, а после зарабатывала на Его славе немалые деньги.

Старший брат… младший… одна семья… вот вам и «приближённые, особые ученики».

Перейдём к символике. Анастасия Новых «АллатРа» :

Анастасия : Кстати, возвращаясь к разговору об особенностях архитектуры храмов у народов мира с использованием основной символики, в том числе и жемчужины... Как в христианских храмах имеется ориентированная на Восток алтарная часть здания в виде полукруглой ниши, так и в мусульманских мечетях есть особая полукруглая ниша - михраб (арабское слово «michr’ab» - «направление молитвы»). Она ориентирована на местонахождение священного для мусульман города Мекка (расположенного на Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии), где находится одна из основных мусульманских святынь, сооружение в виде куба - Кааба. Так вот, эта ниша украшена орнаментальной резьбой, росписью, инкрустацией. А её внутренний купол зачастую оформляется в виде раковины - символ места хранения драгоценной духовной жемчужины .

Ригден : Верно. Такое оформление понятно, поскольку у мусульман есть немало легенд по поводу жемчужины, они выделяют её в разряд особых символов. Например, по изречению Пророка Мухаммеда, мир был сотворён из Белой Жемчужины. Согласно мусульманским верованиям, Всевышний создал Белую Жемчужину, толщина которой была в семь небес и семь земель вместе взятых. Когда Бог призвал к Себе Жемчужину, то от Его зова она вся задрожала, да так, что превратилась в струящуюся Воду. Из всех творений, которые в какое-то время дня или ночи, так или иначе, прерывают своё славословие Всевышнему, лишь она одна, будучи уже Водой, ни на миг не переставала возносить славу Творцу, постоянно волнуясь и пенясь. Поэтому Бог и дал ей превосходство над остальными, сделав её источником и началом жизни всего живого. Так из Воды было сделано всё живое. А чтобы нести эту драгоценную Воду, Всевышний сотворил Ветер (Воздух), наделив его «неисчислимыми множеством» крыльев.
Поэтому, как правило, эта сакральная ниша наполнена многими символами. Её связывали с Пресвятой Девой, непорочной Душой . Раньше внутри михраба подвешивали горящую лампу, так как божественное присутствие в мире или в человеке уподобляли свету от лампы. Светильник в стекле, а стекло точно жемчужная звезда, - символ «Света на свете».

Анастасия : В отношении символов довольно интересна ещё и композиция молитвенного коврика (намазлык) у тюркоязычных народов, исповедующих ислам. В своём ковёрном условно-орнаментальном рисунке он зачастую имитирует михраб того или иного региона.

Рисунок 78. Символические изображения в исламе :

1). ракушкообразный свод ниши михраба (Большая колонная мечеть-собор Мескита, считающаяся одной из крупнейших в мире; 785 г. – начало XI века; г. Кордова, Испания);
2). коврик для молитвы (турецкий намазлык); искусство тюркоязычных народов, исповедующих ислам.

Ригден : Кстати, там также присутствуют в основном все те же символы и знаки, что есть в культурах и религиях многих других народов: восьмигранники, шестигранники, ромбы, квадраты, косые кресты и так далее… Вообще, раковина с жемчужиной в древности была символом Души, созидательного божественного женского начала. Она являлась атрибутом многих женских божеств и их имён, символом водной священной стихии. Под последней, как я уже упоминал, подразумевалась отличная от земной, качественно иная для человеческого понимания среда обитания. Однако всё живое происходило, зависело от неё и нуждалось в ней. В Библии есть упоминание слов Иисуса Христа, в которых он объясняет чему подобно Царство Небесное (Евангелие от Матфея глава 13, стих 45–46): «Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и приобрёл её».

Например, имя Маргарита (жемчужина) произошло от эпитетов богини Афродиты, которая согласно древнегреческой мифологии была рождена в результате девственного зачатия и возникла из морской пены в раковине, как блистающая жемчужина. А имя Марина («морская») произошло от эпитетов «сияющая», «Мать жемчужины» древнеримской богини Венеры (латинское слово «veneris» - «любовь»), которую отожествляли с Афродитой. Одним из её символов была голубка. Почему и в раннехристианском искусстве, которое зародилось в Римской империи, были изображения Девы Марии с раковиной над головой, как символом принесшей "Божественный жемчуг" . Надо отметить, что имя Мария в Римской империи связывали с традиционным для проживающих там народов понятием богини Любви - "сияющая", "Мать жемчужины" ! А не «печальная», «отвергнутая» и уж тем более не «горечь», как потом представили её имя для масс еврейские жрецы.


Храм возведён на месте древнего кельтского святилища. Кельтские камни, которые лежат у храма называют окаменевшими остатками лодки Девы Марии.

Теперь я попробую разобрать момент, связанный с ориентацией по пути. По легенде паломники ориентировались по Млечному пути. Я предположу, что ориентировались древние паломники не по млечному пути, а по звезде Сириус.

В Северном полушарии его удобно наблюдать около полуночи в июле, в 10 часов вечера в августе или в 8 часов вечера в сентябре, когда Северный Крест созвездия Лебедь находится вблизи зенита. Следуя взглядом за мерцающей полосой Млечного Пути на север или северо-восток, мы минуем созвездие Кассиопеи (в форме буквы W) и движемся в сторону яркой звезды Капелла. За Капеллой можно увидеть, как менее широкая и яркая часть Млечного Пути проходит чуть восточнее Пояса Ориона и склоняется к горизонту невдалеке от Сириуса – ярчайшей звезды на небе .

Паломники смотрели на линию горизонта и видели там одну из ярчайших звёзд, звезду Сириус , ориентируясь по ней, они и шли в том направлении. (Это всего лишь моё предположение). А ведь звезда Сириус связана ещё с одной женщиной, которая так же, как и Мария «Божественный жемчуг» принесшая, когда-то духовную помощь людям оказывала. Это Исида .

Продублирую ещё один интересный момент: "По мнению историков, еще язычники считали Финистерру концом земли и мира . По традиции, дошедшие до нее богомольцы, сжигают на берегу свою одежду и обувь" .

Т.е. древние паломники, ориентируясь по звезде, шли в то место, которое считалось краем света и, придя туда,сжигали одежду и обувь. Разумеется, что это уже обрядность, шаманские танцы, но любая обрядность имеет под собой смысл.

Я в полной тишине в очередной раз перечитал вступление к книге АллатРа . Это, можно сказать, отдельное произведение, с одной особенностью, оно анализу не подлежит, это бесполезно. Оно просто помогает ответить на сложный для многих вопрос, хотя сам по себе вопрос очень простой: "КТО Я?"

«Но ведь так сложно!» - многие кричат. Нет, не сложно. Я много раз одежды одевал. Ходил с клюкой бескрайнею дорогой, питая плоть лишь тем, что находил. И был царём, и правил долго народами, которых и не счесть. И всякий раз одежда мне давила, стесняла и мешала жить. Она тряслась от страха и болела, и, как у всех, вначале многого хотела, пока её не укрощал. Тот дикий зверь, из которого соткали всю одежду, боится лишь хозяина - Души. Но многие Души боятся пуще зверя, Души, которая им мешает жить, как мне мешает жить одежда. Понять таких людей я не могу. Разменивать всю Вечность на мгновенье? В чём тут смысл? Страдать в объятьях шкуры зверя, служить штанам, которые ветшают день за днём. И в этом жизнь? Жизнь бесконечна! В ней нет страдания, она не рвётся, ведь невозможно Душу износить. А у одежды Дома нет, есть лишь чулан, где она временно хранится. Дом истинный есть только у Души! И именно Душа, стремясь туда, где Вечность, рождает это чувство Дома, который всю жизнь и ищет человек.» Ригден Джаппо

Путь Святого Иакова с точки зрения символизма это путь Духа, духовный путь человека, на который каждый человек может встать и пройти этот путь, кто быстрее, кто медленнее. В конце пути, если человек прошёл этот путь до конца, он перестаёт жить материальным, материя более не играет в его жизни главенствующей роли, он «сжигает одежду», Он живёт Духом. А помогает на этом пути каждому человеку в наше время, Звезда-Мария!

СПАСИБО ТЕБЕ, МАРИЯ!

Подготовил: Игорь