Лучший способ медитации. Медитация – что к чему? Мифы и предрассудки о медитации

Здравствуйте. В этой статье я помогу определиться с выбором техники медитации, как и обещал. На моем сайте представлены несколько видов медитации, это , которую практикую я. Также я перевел с английского шесть лекций о медитации, которые читали известные мастера этой практики. С лекциями вы можете ознакомится по ссылкам из . В каждой из них представлена определенная техника медитации .

Так какую же медитацию выбрать? Что подойдет лично вам? Сложно ориентироваться в море различных учений и техник, когда каждая из них предлагает что-то отличное от других. Ну что ж, давайте я облегчу вам выбор. Для начала следует уяснить, некоторую вещь.

Не существует большой разницы между различными техниками медитации

Разные техники медитации, на самом деле, мало чем друг от друга отличаются в плане эффекта и общего принципа воздействия на организм. По крайней мере, те из них, которые основаны на концентрации на образе, слове, дыхании. Я не включаю сюда всякие экзотические медитации. Получается, что выбор наиболее подходящей медитации намного проще, чем вам кажется.

Я считаю, что различие эффектов разных школ медитации только мнимое и продиктовано отчасти верой в уникальность собственной техники, со стороны того, кто ее представляет, а отчасти неким подобием маркетинговой политики. Объясню почему. Преподаватель одной школы может заявлять, что его медитация позволяет расслабиться, следующий говорит – что его техника откроет в вас любовь к жизни, третий обещает улучшение здоровья. Один советует читать мантру, второй представлять светящуюся точку, третий – концентрироваться на дыхании.

Видеть тут большую разницу, это все равно, что по-разному оценивать эффект двух лекарств от головной боли, если в растворе одного из них содержится сахар, экстракт смородины для улучшения вкуса и анальгин, а в другом – витамин С, экстракт черники и анальгин. Первое в зеленой упаковке, вторая в синей с желтыми кружочками.

Понятно, что оба лекарства помогут от головной боли одинаково, так как и там и там сдержится анальгин, а все остальные добавки, влияют только на вкус и, также как и оформление упаковки, присутствуют там только для того, чтобы выделить этот продукт среди массы одинаковых товаров на рынке.

Что касается рекомендаций по поводу того как надо медитировать и что дает медитация, то мне в это отношении показалась интересной лекция гималайского гуру , который рассказывает каким образом возможно остановить внутренний диалог и говорит о том, можно ли засыпать во время медитации. И я получил огромное удовольствие от лекции , в ней она говорит о том как медитация помогает избавится от иллюзий, которым все мы подвержены и о физиологических аспектах работы мозга в медитативном состоянии.

Общий принцип всякой медитации

Но, тем не менее, на мой взгляд, все эти разные техники медитации, также основываются на схожих принципах. Что бы вы себе не представляли фиолетовый огонек или пространство, заполненное звездами, на чем бы вы не фокусировали ваше внимание на мантре или на дыхании, все равно, в основе всего этого лежит один общий принцип. Когда вы удерживаете внимание на чем-нибудь одном, вы останавливаете весь тот поток мыслей, который присутствует в вашем обычном состоянии, вы заменяете его какой-то одной фразой или образом.

Этот волевое упражнение очень сильно помогает расслабиться, привести мысли в порядок и разгрузить мозг от избыточной информации. Вы впадаете в состояние покоя, когда все мышцы вашего тела полностью расслаблены, вас разум направлен в одну точку, он отдыхает, его не терзают сотни мыслей и не охватывают заботы. Если заниматься этим каждый день, то через некоторое время вы почувствуете улучшение самочувствия, спокойствие, пробуждение сознания, которое может повлечь даже некоторую переоценку ценностей. Вы поймете, что стали лучше контролировать свое тело, начали прислушиваться к своему разуму, а не идти на поводу у страстей. В общем и целом эффект медитации намного шире и глубже, чем вы себе можете представить.

Медитация дает намного больше, чем вы себе можете предположить

Я начал заниматься медитацией в надежде на то, что она подействует на меня в качестве антидепрессанта: избавит от депрессии и постоянной тревоги, которые мучили меня уже несколько лет. И через какое-то время я избавился от душевной хандры, приступов тревоги и паники (панических атак) посредством медитации, как того и желал. Сейчас мое душевное состояние можно охарактеризовать как ровное, стабильное и постоянно приподнятое без заметных колебаний в ту или иную сторону. Я научился расслабляться и перестал нуждаться в алкоголе, курении или чем-то еще, для того чтобы успокоиться или поднять себе настроение.

Но я даже и предположить не мог, что эта практика даст несравненно больше чем просто избавление от депрессии и стабилизация эмоционального фона. Она позволила более трезво взглянуть на себя, на свои недостатки и провести большую работу над собой без которой не было бы этого сайта со всеми его статьями и выводами. Возможно позже я напишу, о том, (уже написал), так как эта тема отдельной статьи, но дала она мне очень много и способна дать и вам. И поэтому сейчас я твердо убежден в том, что если человек не медитирует, то он добровольно отказывается от целой массы преимуществ, которые способна медитация дать , может даже обрекает себя на страдания и жизнь менее счастливую и полную, чем та, которая была бы у него, если бы он медитировал.

Выбор техники медитации. Так ли это важно?

Но ладно, мы не много отвлеклись. Продолжим. Итак, что касается отличий разных типов практики: не правда что одна техника медитации помогает расслабиться, а вторая, улучшит здоровье. Любая медитация поможет вам достичь всего этого сразу и не важно какую из них вы выберете.

Короче если идет речь о выборе конкретной техники, то я бы не сказал, что к нему следует подходить с особым тщанием, берите то, что ближе вам. Я думаю, что можно даже допустить определенный простор для творчества: вы можете сами придумать, что будете представлять, когда медитируете, а можете совмещать в рамках одного сеанса несколько разных техник! Главное при этом не упустить общий принцип: вы должны максимально расслабиться, стараться ни о чем не думать, погрузиться в молчаливое созерцание образа в вашем воображении или слова, молитвы, освободиться от забот, воспоминаний и планов на время сеанса.

Лично я практикую 20-минутную медитацию с мантрой, это простая медитация, нет ничего сложного, чтобы ей овладеть. Ссылку я дал в начале статьи. А со списком можете ознакомиться по данной ссылке. Я сочетаю медитацию с коротким, двух минутным , чтобы быстрее расслабиться. Вы можете использовать такую же технику, можете делать по-другому, но я бы рекомендовал все таки читать мантру если вы сами не знаете что выбрать, хотя, большой разницы, как я говорил, нет.

В некоторых лекциях, в том числе в тех, переводы которых я публиковал на этом сайте, рекомендуют концентрироваться на энергетических потоках, которые циркулируют внутри тела. Я не сторонник такой медитации, так как не могу быть уверен в существовании таких потоков. Но опять же все это ваш выбор.

Мифы и предрассудки о медитации

На этом пожалуй все, что касается выбора техники медитации. Здесь я говорил о том, что существуют разные способы медитировать и, на мой взгляд, они особо друг от друга не отличаются в плане эффекта и основываются на общем принципе. Это касается разных техник. Естественно, я даже не касаюсь таких нонсенсов как медитация любви, или медитация денег , т.е. такие виды практики, которые якобы призваны привлечь деньги или любовь.

Конечно же медитация привлекает деньги и любовь , но опосредованно, если вы занимаетесь практикой, то со временем вы становитесь более уверенным в себе, морально сильным и независимым. Располагая такими качествами добыть деньги или найти любовь, намного легче, чем тогда, когда таких свойств у вашей личности нет.

Но я сомневаюсь в том, что можно непосредственно привлечь деньги какой-то молитвой, во время медитации. Убежденность в таких магических свойствах мантры или молитвы — отражение архаичной и корыстолюбивой веры в то, что боги станут делать вам подачки, находить вам любовного партнера и выступать в роли финансового спонсора, если вы их об этом попросите.

Медитация — это не просьба, обращенная к неведомому высшему разуму, не волшебный способ, позволяющий, заполучить какую-то вещь, а метод саморазвития, упражнение концентрации и расслабления, которое несомненно улучшит вашу жизнь, но только, когда вы сами приложите для этого усилия, а не при помощи подачек от богов. Все зависит только от вас и свою жизнь строите только вы, не стоит ждать небесной милости, или подарков судьбы, за все несете ответственность вы сами.

Медитация - это древнейшее учение, направленное на освобождение от накопленного стресса, внутреннего напряжения. Достичь состояния максимальной расслабленности помогут йога и несложные техники медитации для медитации, направленные на концентрацию внимания, моделирование сознания и контроля над эмоциями, доступные для начинающих. Перед началом обучению медитации, обязательно ознакомтесь с нашей статьей .

Алгоритм выполняемых поз и действий подбирается индивидуально. Каждая техника медитации может изменяться самим практикующим, что позволяет сполна ощутить собственное «Я», внести в него нужные изменения и наслаждаться полученным результатом.

Вне зависимости от выбора определенной техники медитации каждая из них приносит ощутимую пользу организму, а главное - разуму.

  1. Учит корректировать эмоциональное состояние, избавляться от негатива;
  2. Открывает новые горизонты, пробуждая неопознанные возможности организма человека;
  3. Повышает выносливость к воздействию внешней среды;
  4. Помогает побороть затяжную депрессию;
  5. Избавляет от страхов;
  6. Способствует генерированию новых мыслей и идей;
  7. Стабилизирует работу всех органов и систем;
  8. Нормализует артериальное давление;
  9. Избавляет от сердечно-сосудистых болезней.

Випассана медитация

Методика випассана направлена на освобождение от тяжести невзгод и неудач, преследующих нас в повседневной жизни. «Випассана» переводится как умение видеть вещи изнутри. Люди, практикующие випассану, имеют возможность найти ту невидимую нить, связывающую ум, тело и сердце, благодаря чему они чувствуют полное освобождение, удовлетворение и гармонию.

Випассана для начинающих заключается в осознании. Совершая привычные в обыденной жизни действия, следует максимально сфокусироваться на том, что происходит в эту секунду с вашими телом и душой. Концентрация внимания необходима во время утренней зарядки, приема еды, чтения книги . Йога випассана учит фокусироваться на каждой мысли, пришедшей в голову.

Более сложная методика випассана заключается в концентрации внимания на движении легких при дыхании. Воздух поступает через ноздри в живот, задерживается там, затем выходит, имея более высокую температуру. Вместе с ним по телу движется огромная жизненная энергия, наполняя организм добром, мудростью и бодростью.

Тета медитация

Освоение данной техники может вызвать сложности у начинающих. Тета схожа с гипнотическим либо сновидческим состоянием. Йога позволяет самостоятельно открывать двери в нематериальный мир, поэтому требует определенных навыков. Человеческий мозг в процессе практики воспроизводит тета-ритм, вводя мозг в состояние полного релакса. Организм в результате такого воздействия восстанавливается, интуиция улучшается, тревоги и страхи исчезают.

Ошо – мастер, познавший внутреннюю природу человека, изучивший существующие направления психологии и разработавший более 100 практик на основании своих знаний. Многочисленные техники медитации, практикуемые Ошо, направлены на снятие напряжения, через хаос. Самые эффективные концепции Ошо состоят из нескольких 15-минутных стадий, поскольку дольше концентрировать внимание человеку тяжело.

Одна из популярнейших техник Ошо (Хара) сопровождается расслабляющей музыкой. Она начинается с принятия максимально удобной позы, сидя на полу. Корпус медленно вращается против часовой стрелки, амплитуда колебаний постепенно увеличивается. Источник энергии Хара располагается немного ниже пупка. Во время следующей стадии необходимо лечь на пол, закрыть глаза и надавить на точку Хара. Не отрывая рук от источника энергии, следует медленно встать, сделать несколько кругов по комнате. Когда музыка закончится, тело также должно остановиться на несколько секунд. Завершить медитирование необходимо нажатием на центр Хара и танцем. Согласно учениям Ошо, выбор движений, их амплитуда, интенсивность должны идти исключительно от души.

Мандала - это круговой орнамент, диаграмма. Можно вырезать мандалы и склеивать, можно рисовать, плести из разноцветных нитей. Результативность техники заключается в центрировании, создании своеобразного энергетического поля. Мандала является своеобразным письмом на языке Вселенной, помогающим направить энергетические потоки в нужное русло. Вы создаёте свою мандалу и включаете в неё посыл на здоровье, на счастье, на любовь..

Поющие чаши сейчас являются доступным инструментом исцеления, их можно приобрести в эзотерических и восточных магазинах, заказать через интернет.

Мощная звуковая энергий способна восстановить тело и душу, проникнуть глубоко внутрь тела. Йога с использованием чаш-резонаторов оказывает воздействие на ритм головного мозга, настраивая таким образом работу всех органов и систем на чистые, возвышенные частоты. Каждая чаша характеризуется разночастотными волновыми показателями, входящими в резонанс с человеческим организмом. Чаши, подобно камертонам, помогают окунуться вглубь своего сознания, восстановить гармонию. Сеансы вибрационно-акустической терапии помогают достичь глубокого спокойствия, гармонии тела с пространством, ощутить обновление жизненной энергии.

Йога с использованием энергии стихий имеет достаточно сильное воздействие на человеческий организм. Необходимо сосредоточиться в центре огня, пламя нужно впустить как можно глубже, в самое сердце. Правильная техника выполнения заключается в нужном расположении свечи. Взгляд на нее должен падать сбоку, а не сверху. Огонь способен сжечь негативную энергию, очистить разум от накопленных обид, переживаний и наполнить тело необычайной очищающей силой и гармонией.

Мы уже рассказывали о технике концентрации на свече в статье «Индийское упражнение тратака или Ваш целитель зрения «.

Дзадзен - древняя буддийская практика, заключающаяся в спокойном сидении в правильной позиции и направленная на «успокоение тела». Йога способствует размытию границ времени и пространства, обозначая их абстрактными значениями. Данная техника должна сопровождаться глубоким брюшным дыханием (хара). Самые простые традиционные позиции ДзаДзен достаточно своеобразны, могут быть не под силу для начинающих:

  • ханкафудза (нераскрывшийся лотос);
  • кэккафудза (лотос);
  • сэйдза (классическая);
  • агура (по-турецки).

Медитативные практики, с которыми мы сегодня познакомились, являются лишь малой частью древнейшего учения под названием Йога. О некоторых способах медитации мы уже вам рассказывли, о каких-то ещё будем говорить в будущем. Надеемся, что каждый сможет найти для себя подходящую!

Интервью: Карина Сембе

Из древней духовной практики медитация превратилась в модный тренд и почву для многообещающих научных исследований. Поп-звёзды и актёры рассказывают об опыте медитации в интервью, учёные видят в ней панацею от стресса и тревоги, а стартаперы один за другим создают интерактивные приложения по «фитнесу для мозга» и контролю внимания. Мы попытались разобраться, а теперь поговорили о медитации с семью людьми, для которых эта практика стала важной частью работы над собой.

Екатерина Щеглова

художник-постановщик театра и кино

У меня довольно неустойчивая психика и чувствительная нервная система, и мне практически всю жизнь были свойственны резкие перепады настроения. Ежедневная практика медитации мне необходима, как лекарства людям с хроническими болезнями.

Я начала практиковать около шести лет назад. Получилось это совершенно случайно: я пошла на йогу за компанию, и там проходила медитация. Я практически мгновенно почувствовала, что это что-то, от чего мне лучше, и немедленно решила это делать каждый день. Просто как-то сразу стало понятно - вот, мне нужно именно это. Я пришла домой, нашла на YouTube ту самую медитацию, которую мы делали на занятии по йоге, скачала её, извлекла звуковую дорожку в mp3 и залила её в плеер. С тех пор она там, и я занимаюсь каждый день в среднем по 40 минут.

Это динамическая медитация из кундалини-йоги на 10 минут, которая являет собой набор физических упражнений. Когда голос в наушниках говорит «дышите, теперь не дышите, теперь машите руками» и так далее. Мне это подходит, потому что так мне легче отключить голову. Не нужно думать, а нужно просто всё выполнять, и к окончанию медитации я успокаиваюсь настолько, что могу ещё полчаса сидеть в тишине. В самом начале медитации мне очень помогают дыхательные упражнения: вдох через одну ноздрю на 8 счётов, задержка дыхания на 8 счётов, выдох через вторую ноздрю на 8 счётов, задержка дыхания на 8 счётов, снова вдох - и так сколько потребуется (я делаю раз двадцать).

Конечно, для всего этого лучше выделять время в начале дня, по-другому планировать время. Теперь мне нужно как-нибудь создавать для себя этот дополнительный час утром - вставать не в десять, а в девять, или быть готовой опоздать на час и извиняться. Я всегда выбираю опоздать на час и извиняться, но сделать упражнения, а не наоборот, и пока ни разу не пожалела об этом. Я не очень помню научные объяснения эффекта медитации, но чувствую, как ранее не контролируемый поток сознания останавливается хотя бы на несколько минут. Эти упражнения делают с мозгом и всем телом что-то такое, что всё приходит в относительный баланс и ты просто чувствуешь себя лучше. Для меня в этом нет никакой мистики - это физический процесс. Наверное, похожий эффект дают медикаменты, но таблетки - это как бы допинг, а упражнения просто чинят тебя, и организм сам привыкает нормально работать.

Когда я вставляю в мой принтер новые картриджи, он предлагает их калибровать. Это очень похоже на то, как упражнения «калибруют» мою голову - я просто прихожу в ресурсное состояние.

Василий Ильин

музыкант

Впервые я попал на медитацию совершенно случайно - лет пять назад мой друг позвал меня на какой-то дзадзен, сказал, что это крутая штука и мне надо попробовать. Сначала нам рассказали, как правильно сидеть и дышать во время медитации, что делать со своими мыслями. Потом все сели на подушки лицом к стене. После двух получасовых сессий я понял, что на следующей неделе нужно прийти сюда снова. Никаких специальных духовных или мистических поисков у меня до этого не было, я просто достаточно быстро понял, что столкнулся с очень эффективным инструментом, который можно связать почти с любой сферой жизни.

Место, куда я начал ходить, оказалось буддийским центром традиции дзен. Считается, что это линия передачи учения о медитации, идущая от Будды Шакьямуни. Эта линия существовала в Индии, Китае, Японии, а теперь развивается и в Европе. Главой в этой школе является буддийский монах Сандо Кайсен, он живет на юге Франции, его ученики открывают центры в разных странах Европы. Со стороны немного напоминает религию, но по сути ничего религиозного здесь нет - тут не во что верить и нечему поклоняться.

Глубокая медитация основана на очень аккуратном отношении к себе

О каких-то результатах или эффектах не так просто сказать: я регулярно практикую уже несколько лет, и тяжело вспомнить, как бывает по-другому. Я бы не стал привязываться к каким-то кратковременным результатам: во время или сразу после практики у нас могут быть самые разные состояния - приятные или не очень. Сидя на подушке лицом к стене, мы учимся не так сильно от них зависеть, и именно этот навык может потом пригодиться нам в жизни. Также мы учимся работать со своим вниманием, что тоже полезно почти в любом деле. Мы можем лучше понимать, что мы делаем, чего мы хотим, быть более эффективными, получать больше удовольствия во время отдыха. Становится яснее, как можно помочь окружающим нас людям, мы можем избежать ненужных конфликтов.

В сегодняшней ситуации, сложившейся вокруг медитации, я вижу некоторую сложность: у людей большое количество предрассудков и фантазий по этому поводу, многим кажется, что это обязательно связано с какой-то эзотерикой и чем-то таинственным. Но речь идёт об очень простых вещах: нашем теле, наших ощущениях, том как работает наше внимание, и том, как мы могли бы это объединить.

У многих в нашей стране есть склонность воспринимать практику медитации как что-то непременно связанное с преодолением себя. Людям кажется, будто, чтобы стать свободнее и счастливее, им обязательно нужно вначале страдать, но это совсем не так. Глубокая медитация основана на очень аккуратном отношении к себе; концентрация всегда должна работать вместе с расслаблением.

Мне кажется, почти все могут найти ту или иную форму медитации, которая им подойдёт. Я бы посоветовал немного поискать и выбрать какую-то традицию или метод, который вам близок, и начать регулярно практиковать. Хорошо ещё найти опытных практиков, которым бы вы доверяли и могли обсуждать какие-то свои сложности и тонкости медитации. Это может быть преподаватель, тренер или буддийский монах - кому что нравится. Хорошо иногда практиковать в группе, кому-то это помогает. Иногда можно съездить на ретриты, своего рода выездные семинары на несколько дней, посвящённые медитации. Не стоит ждать от таких мероприятий каких-то откровений, но за их время можно научиться связывать формальную практику и нашу повседневную жизнь.


Ольга Пастушина

коуч по брейн-фитнесу

Для меня всё началось в 2010 году, когда я оставила офисную работу, и моя жизнь значительно изменилась. В неё стали приходить очень разные люди, которые помогли мне взглянуть на мир под новым углом. Однажды мой друг посоветовал мне попробовать цигун и медитацию: первое для тела, второе - для сознания. Спустя полгода занятий цигуном моя фигура стала стройнее, и я поняла, что вполне способна её корректировать. Это мне очень понравилось, потому что по поводу фигуры у меня был небольшой пунктик. Благодаря физическим нагрузкам я также стала намного меньше болеть.

Что касается медитации, тут всё оказалось не так просто. Для того чтобы ощутить и понять это новое состояние, мне понадобилось время, личный опыт моих друзей и новейшие технологии. Я начинала так: 1–2 раза в неделю садилась в позу лотоса, закрывала глаза, включала мантру и пыталась медитировать. Как мне объяснили, нужно ни о чём не думать. Позже я стала применять некоторые несложные техники, в частности, стала следить за своим дыханием. И вот однажды во время медитации на берегу моря у меня появилось ощущение, что мне не нужно дышать. Это потрясающее чувство. Разумеется, я продолжала дышать, моё сердце продолжало биться, но это происходило как бы само собой. Со временем я поняла, что вовсе не обязательно садиться в позу лотоса или включать мантру, чтобы войти в лёгкое медитативное состояние.

Фитнес для мозга играет ключевую роль в поддержании
когнитивных способностей

Headspace работает как личный тренер - помогает тренировать разум и контролировать поток мыслей и эмоций. Вы можете слушать Headspace на ходу или загрузить подходящую по времени сессию и практиковать офлайн в любом удобном для вас месте: между встречами, в такси, после утреннего кофе или занятий спортом.

Медитация - это очень персональный опыт, и для меня мой главный гуру - это моё тело и сознание. Стоит всего лишь прислушаться к ним - и даже пятиминутный брейк наедине с собой поможет почувствовать себя спокойнее и счастливее.

Алексей Мунипов

журналист

В принципе, описывать занятия медитацией так же бесперспективно, как и объяснять любые другие попытки что-то в себе улучшить - бег ли это, психотерапия или поход на массаж. Ничего сверхсложного или сверхувлекательного тут нет, а медитация - это ещё и совершенно незрелищные дела: ну сидит человек некоторое время молча и с прямой спиной, если что-то и происходит, то только в его голове - чем тут хвастаться?

Хоть что-то о медитации я начал понимать, или, точнее, чувствовать, съездив на 10-дневную випассану. Было это в горах в двухстах километрах от Мадрида, хотя может быть где угодно - всё равно практически всё время вы сидите на коврике в актовом зале. Правила випассаны вроде сейчас уже всем известны. Если вкратце, это что-то вроде имитации монашеской жизни, снабжённой обетом молчания. Десять дней надо молчать и наблюдать за дыханием, практически в прямом смысле слова созерцая собственный пуп. Подъём в 4:30, обед в 12:00, ужин в 17:00. Чтение, записи, любые гаджеты запрещены.

Всё это нужно, чтобы переключить внимание с внешнего мира на себя. И на практике это довольно болезненный процесс - и в смысле телесных ощущений, и в смысле того, что начинает происходить в голове. Собственно, примерно в этом медитация и заключается: это не столько способ расслабления (хотя многие думают о ней именно так), сколько попытка переключить внимание на себя, а в идеале - быть включённым постоянно. В общем, похоже на известную формулу Лири , только без последнего слагаемого: turn on и tune in - да, а drop out необязательно (и даже как-то глупо).

По большому счёту, способов это делать миллион, поводов - ещё больше. Не буду притворяться, что достиг в этом хоть какого-то прогресса, даже в том, чтобы делать это ежедневно. Но вообще идея о том, что, например, за собственными эмоциями можно наблюдать со стороны, что ты не равен им, довольно вдохновляющая и иногда может сильно помочь.

Медитации. Самые распространненные и эффективные техники

Медитация. Радость.

Войдите в эту радость и станьте с ней единым целым - в любую радость, в любое счастье. Это только пример: при радостной встрече с долго отсутствовавшим другом... Вдруг вы видите друга, которого не видели много дней или много лет. Внезапная радость охватывает вас. Но ваше внимание будет направлено на другое, а не на вашу радость. Тогда вы что-то упустите, и эта радость будет недолговечной. Ваше внимание сфокусировано на другое: вы начнете разговаривать, вспоминать что-либо, и вы упустите эту радость, радость уйдет.

Когда вы видите друга и внезапно ощущаете радость, возникшую в вашем сердце, сконцентрируйте свое внимание на этой радости. Почувствуйте ее и станьте ею, встретьте друга, будучи уже осознавшим эту радость и наполненным ею. Пусть друг будет только на периферии, а вы оставайтесь центрированными на вашем ощущении счастья.

Это может быть сделано во многих других ситуациях. Восходит солнце, и вдруг вы чувствуете, что что-то поднимается в вас. Тогда забудьте про солнце, пусть оно остается на периферии. Центрируйтесь на вашем собственном ощущении поднимающейся энергии. В тот момент, когда вы посмотрите на нее, она будет распространяться. Она станет всем вашим телом, всем вашим существом. И не будьте только наблюдателем ее, сливайтесь с нею. Имеется очень много моментов, когда вы испытываете радость, счастье, блаженство, но вы все время упускаете их, поскольку центрируетесь на объектах этих ощущений.

Всякий раз, когда вы испытываете радость, вам кажется, что она идет откуда-то извне. Вы встретили друга, конечно-же, вам кажется, что радость идет от друга, от того, что вы видите его.

В действительности это не так. Радость всегда существует внутри вас. Друг только создал подходящую ситуацию. Друг помог ей выйти, помог вам увидеть, что она здесь. И так обстоит дело не только с радостью, но и со всем: с гневом, с печалью, со страданием, со счастьем - со всем. Другие только создают ситуации, при которых выражается то, что уже скрыто в вас. Они не является причиной, не они являются причиной появления чего-либо в вас. Что бы не случилось, оно случается в вас. Оно всегда было в вас; встреча с другом стала только ситуацией, в которой то, что было скрыто, вышло наружу и стало открытым. Выйдя из скрытого источника, оно стало очевидным, явным. Всякий раз, когда это случается, оставайтесь центрированными на своем внутреннем ощущении и тогда у вас будет совершенно другое отношение ко всему в жизни.

Проделывайте это даже с отрицательными эмоциями. Когда вы в гневе, не центрируйтесь на человеке, который вызвал этот гнев. Пусть он остается на периферии. Просто станьте гневом. Почувствуйте гнев во всей его тотальности, позвольте ему случиться внутри вас. Не рассуждайте, не говорите, что именно этот человек вызвал ваш гнев. Не осуждайте этого человека. Он просто создал ситуацию. И почувствуйте по отношению к нему благодарность за то, что он помог стать явным, открытым чему-то. что было скрыто в вас. Он каким-то образом причинил вам неприятность, а рана была скрыта. Теперь вы знаете о ней, так станьте раной.

Используйте этот подход по отношению к любой эмоции, положительной или отрицательной, и тогда в вас произойдет великая перемена. Если эмоция является отрицательной, то вы освободитесь от нее тем, что осознаете, что она внутри вас. Если эмоция является положительной, то вы станете самой этой эмоцией. Если это радость, то вы станете радостью. Если это гнев. то гнев растворится.

И в этом разница между положительными и отрицательными эмоциями: если вы осознали некоторую эмоцию и в результате этого осознания эмоция растворилась, то это отрицательная эмоция. Если в результате вашего осознания некоторой эмоции вы стали этой эмоцией, если эта эмоция затем распространилась и стала всем вашим существом, то это положительная эмоция. Осознание срабатывает различно в различных случаях. Если эта эмоция является отравляющей, то путем осознания вы освободитесь от нее. Если она является хорошей, блаженной, экстатичной, то вы станете единым целым с нею. Осознание углубляет ее.

Так что для меня это является критерием: если что-то углубляется в результате осознавания, то это благо. Если что-то растворяется в результате осознания, то это зло. То, что не может быть осознано, есть грех, а то, что растет при осознании, добродетель. Добродетель и грех не являются социальными понятиями, они являются внутренним осознанием.

Используйте свою осознанность. Это так, как будто кругом темнота, а вы внесли свет: темноты больше не будет. Просто после внесения света темнота исчезает, потому что, в действительности, ее и не было. Она была отрицанием, это было всего лишь отсутствием света. Но проявились многие вещи, которые уже были здесь. При внесении света эти полки, эти книги, эти стены станут явными. В темноте их нет, вы не можете видеть их. Если вы вносите свет, темноты больше нет, но то, что было реальным, будет обнаружено. Благодаря осознанию все отрицательное, подобное темноте, растворится - ненависть, гнев, печаль, насилие. Тогда перед вами впервые раскроются любовь, радость, экстаз. Итак, при радостной встрече с долго отсутствовавшим другом пропитайся этой радостью.

Mедитации из Раджа-Йоги

Я практиковал также еще две медитации из Раджа-Йоги. Первая заключается в отрицании всех мыслей, возникающих в сознании во время медитации. В результате желания, злые или праздные мысли изчезают, а сознание просветляется, - так после отстаивания становится прозрачной мутная вода.

Другая медитация предполагает тщательный анализ причин и следствий. Предположим, что мне стало грустно. Я начинаю думать о причине своей грусти, нахожу ее и в конце концов избавляюсь от нее. Если мы привыкнем к этой медитации, то сможем понимать причины событий сразу после того, как они произошли. А в дальнейшем мы также научимся заранее избегать причины несчастий.

Вот какими практиками я занимался на начальном этапе.

Затем я перешел к Бакти-йоге. Ее также называют йогой веры, поскольку это не что иное как служение богу.

Я следовал определенному методу жертвования. Надо выбрать в доме место, куда спускаются боги, и каждый день совершать подношения в виде пищи, фруктов или сладостей. Иногда можно использовать для этой цели фимиам.

Во время приема пищи я представлял, что не сам я, а боги принимают пожертвования. Я также пытался воспевать богов и исполнять их волю. Однако нужно учесть, что представление о богах в Японии существенно отличается от йогических. Когда я говорю о богах, я имею в виду основных богов Вселенной, а именно Бога Вишну, Всевышнего Бога Шиву и Бога Брахму. И не только их. Я имею в виду также богов эзотерического буддизма: Вайрочану, Амогасидди, Ратнасамбаву, Акшобью или Достигших (просветленных), таких как десять учеников Будды Сакьямуни и пять мужчин, добивающихся обширных знаний и стремящихся к искоренению мирских желаний (бикку), или женщин, добивающихся обширных знаний и стремящихся к искоренению мирских желаний (биккуни), например Кхему, Ясoдару, Уппалаванну, а также Достигших в буддизме, йоге, эзотерическом учении, даосизме и синтоизме.

Возможно, сразу вам будет трудно понять, о чем именно я говорю. Мне следует объяснить, почему я совершаю пожертования такому большому количеству богов. Я должен во время духовной практики совершать пожертвования всем тем богам, которые имеют хоть какую-нибудь кармическую связь со мной, чтобы выразить им свою благодарность, иначе говоря всем тем, кто оставил книги, необходимые для духовной практики, тем, кто многому научил меня на Небесах, когда я отъединялся от своего физического тела, или тем, кто спасал меня в самых критических ситуациях. И когда я решаю выразить им свою благодарность, то оказывается, что их очень много. По словам моих учеников, я часто во время глубокой медитации совершенно бессознательно говорю с богами.

Я стал заниматься Бакти-йогой потому, что я начал ощущать присутствие в моей жизни воли бога. Боги спасали меня даже при таких обстоятельствах, когда обычные люди просто не выжили бы. Так, когда у меня были материальные затруднения, всегда появлялся благодетель Мира Людей. Более того, я думаю, что именно по воле богов я начал жизнь занимающегося духовной практикой. Вот почему для меня имеет такое огромное значение вера в богов и служение им. Итак, существуют виды йоги, совершенно неизвестные в Японии. Но когда я начал практиковать их, мне стало легко жить. Я обрел душевное равновесие, поскольку уверовал в то, что все происходит по воле богов.

Что же касается воли Всевышнего Бога... вы, вероятно, подумаете, что эта идея близка христианству. Но это не так. Бакти-йога предполагает, что практикующий сам повышает свой духовный уровень, чтобы самому узнать волю бога. Благодаря практике этой йоги, я смог увидеть Всевышнего Бога Шиву и попросить у него совета. Мудры являются основными техниками в этой практике.

КАРМА-ЙОГА ДАЕТ ДУХОВНУЮ ПОДДЕРЖКУ

По мере продвижения в практике Бакти-йоги я стал также практиковать этическую йогу, называемую Карма-йогой. Она позволяет осознать священную природу всех живых существ учиться у них и служить им.

Предположим, что кто-то обманывает меня или плохо говорит обо мне. Я не препятствую его плохим поступкам и учусь у него, думая, что мне предоставлена прекрасная возможность еще раз взглянуть на самого себя. Точно так же я уважаю священную природу тараканов и комаров.

Я нуждался в практике Карма-йоги, поскольку прежде мне было свойственно заблуждаться. Когда я детально анализировал черты своего характера, я думал, что я один прав, и считал само собой разумеющимся, что следует игнорировать мнение других: Но потом я осознал, что мне не достичь Освобождения до тех пор, пока я не обращу хотя бы малейшее внимание на плохие черты своего характера. Я и сейчас практикую Карма-йогу. Другими словами, Бакти-йога и

Карма-йога дают мне духовную поддержку.

Итак, я рассказал вам о сверхъестественных силах, левитации и своей духовной практике. Те из вас, кто прежде ничего не знали о сверхъестественных силах или духовной практике, были, вероятно, немного удивлены. Но ваше удивление вызвано тем, что мир, о существовании которого вы и не подозревали, неожиданно стал для вас реальностью.

Однако еще удивительнее услышать о том, что сверхьестественные силы можно обрести с помощью духовной практики и что их может обрести самый обыкновенный человек.

Моральное поведение, сосредоточение и мудрость.

Придя к учению Будды, крайне важно развивать добродетели морального поведения (сила), сосредоточения (самадхи), и мудрости (паннья). Без сомнения, нужно обладать этими тремя добродетелями.

Для мирян минимальная мера морального поведения – соблюдение “пяти правил” *1. Для монахов это соблюдение “Патимокха”, кодекса монашеской дисциплины. Каждый, кто хорошо дисциплинирован в моральном поведении, будет перерожден в счастливом мире как человек или дэва (бог).

Но такая обычная форма земной морали (локия-сила) не является гарантией против возвращения в более низкие состояния мучительного существования, например ада, мира животных, или мира пета (духов). Поэтому желательно развивать в себе более высокую форму трансцендентной морали (локуттара-сила). Когда человек полностью приобретает добродетель такой морали, ему не грозит возврат в более низкие состояния, и он всегда будет вести счастливую жизнь, перерождаясь как человек или дэва (бог). Поэтому каждый должен считать своим долгом развивать трансцендентную мораль.

Тот, кто прилагает искренние усилия и настойчивость, имеет все надежды на успех. Будет жаль, если кто-то не воспользуется этой прекрасной возможностью овладеть высшими качествами, потому что такой человек неизбежно рано или поздно станет жертвой собственной плохой кармы, которая сбросит его в низшие состояния мучительного существования в аду, мире животных, или мире пета (духов), где срок жизни составляет сотни, тысячи, миллионы лет. Поэтому здесь подчеркивается, что встреча с учением Будды - это уникальная возможность развить мораль пути *2 (магга-сила) и моральность плода *3 (пхала-сила).

Но не рекомендуется работать только над моральным поведением. Также необходимо практиковать самадхи, или концентрацию. Обычный, недисциплинированный ум привык где-то блуждать. Им невозможно управлять, он следует за любой идеей, мыслью, воображением и т. д. Чтобы предотвратить это блуждание, ум нужно снова и снова направлять на избранный объект сосредоточения. По мере практики, ум постепенно отбрасывает то, на что отвлекался, и фиксируется на объекте, на который он направлен. Это и есть самадхи (сосредоточение).

Есть два вида самадхи: земное (локия-самадхи) и трансцендентное сосредоточение (локуттара-самадхи). Первое из них состоит из земных джхан *4, то есть четырех рупа-джхан и четырех арупа-джхан, относящихся к бесформенному миру. Их можно достичь с помощью практики медитации спокойствия (шаматха-бхавана) такими методами, как медитация на дыхании (анапана), дружелюбии (метта), медитация на кашины *5, и т. д. Тот, кто овладевает ими, перерождается на плане брахм *6. Срок жизни брахмы очень велик и длится один, два, четыре или восемь мировых циклов, вплоть до 84.000 мировых циклов. Но в конце своего жизненного срока брахма умрет и будет перерожден как человек или дэва.

Если человек все время ведет добродетельную жизнь, он может жить счастливой жизнью на более высоком уровне существования, но так как он не свободен от килеша *7 (загрязнений) привязанности, отвращения и заблуждения, он во многих случаях может совершать недостойные поступки. Тогда он станет жертвой своей плохой кармы и будет перерожден в аду или в других низких состояниях мучительного существования. Поэтому земное сосредоточение (локия-самадхи) – тоже ненадежная гарантия. Желательно работать над трансцендентным сосредоточением (локуттара-самадхи), сосредоточением пути (магга) и плода (пхала) *8. Чтобы приобрести это сосредоточение, необходимо развивать мудрость (паннья).

Есть две формы мудрости: земная (локия) и трансцендентная (локуттара). В наши дни знание литературы, искусства, науки, или других мирских дел, обычно считается разновидностью мудрости, но такая форма мудрости не имеет ничего общего с развитием ума (бхавана). Такие виды знания нельзя считать и настоящей добродетелью, потому что с их помощью изобретаются всевозможные виды разрушительного оружия, которое всегда находится под влиянием привязанности, отвращения и других порочных побуждений. С другой стороны, настоящая суть земной мудрости включает в себя: знание, используемое при помощи бедным, старикам и больным, которая не приносит никакого вреда; включает обучение тому, как извлекать настоящий смысл священных текстов; и три вида знания для развития видения-как-есть (випассана-бхавана): знание, рожденное обучением (сутамая-паннья), знание, рожденное размышлением (чинтамая-паннья), и знание, рожденное медитативным развитием (бхаванамая-паннья). Добродетель обладания земной мудростью приведет к счастливой жизни в более высоких состояниях существования, но все же она не может предотвратить риск перерождения в аду или других состояниях мучительного существования. Только развитие трансцендентной мудрости (локуттара-паннья) может окончательно устранить этот риск.

Трансцендентная мудрость – это мудрость пути и плода. Чтобы развить эту мудрость, нужно выполнять практику медитации видения-как-есть (випассана бхавана), на основе трех дисциплин: морали, сосредоточения и мудрости. Когда вполне развита добродетель мудрости, вместе с ней приобретаются необходимые качества морали и сосредоточения.

*1 - Пять правил – это воздержание от (1) убийства, (2) воровства, (3) незаконных половых связей, (4) лжи, (5) одурманивающих веществ;
*2 - Мораль, связанная с трансцендентным путем к прекращению страданий, и четырьмя его этапами: вхождения в поток, возвращения только один раз, невозвращения, и Архатства;
*3 - Мораль, связанная с четырьмя трансцендентными плодами: вхождения в поток, возвращения только один раз, невозвращения, и Архатства. См. их краткое описание в “Анапанасати сутте”;
*4 - Джхана (пали: джхана): особые состояния глубокого единения ума, возникающие благодаря сосредоточению ума на объекте с такой силой внимания, что происходит полное погружение ума в объект, или поглощение ума объектом. В ранних суттах говорится о четырех особых джханах, составляющих “карту” пути сосредоточения (самадхи). См. их краткое описание в “Маха-сатипаттхана сутте”;
*5 - Кашины: описанные в книге Буддхагхоши “Вишуддхимагга” эмблемы (1) земли, (2) воды, (3) огня, (4) воздуха, (5) голубого цвета, (6) желтого цвета, (7) красного цвета, (8) белого цвета, (9) света, (10) пространства;
*6 - Брахма: один из трех высших богов индийской мифологии, создатель мира, который олицетворяет факторы творения;
*7 - Клеша (пали: килеса): загрязнения - привязанность, отвращение и заблуждение в их разнообразных формах, среди которых жадность, злорадство, злость, мстительность, лицемерие, высокомерие, зависть, скупость, нечестность, хвастливость, упрямство, насилие, гордость, тщеславие, опьянение и самодовольство;
*8 - Магга и пхала: путь к прекращению страдания, и плод этого пути. Подразделяется на четыре этапа пути и четыре плода каждого этапа: вхождение в поток, возвращение только один раз, невозвращение, и Архатство. См. их краткое описание в “Анапанасати-сутте”.

Интересно, что учёные добрались до изучения влияния медитации на мозг человека, и выяснили: она лучшим образом сказывается на его состоянии. Медитация способствует активизации мозговых клеток, уплотнению тех отделов, которые отвечают за память, контроль, восприятие, повышает способность человека к обучению. При этом во время медитации одновременно снижается плотность отделов мозга, которые отвечают за депрессивное и стрессовое состояние, соответственно, и склонность человека к этим неприятным состояниям. А самое интересное открытие учёного мира состоит в том, что медитация оказывает значительное влияние на человеческие гены - регулярные и успешные практики улучшают генетику и качество молекул человеческого организма.
Особенно благотворно влияет ненаправленная медитация, то есть не когда человек стремится сосредоточить своё внимание на чём-то одном, а просто старается расслабиться, наблюдая за потоком своих мыслей как бы со стороны.

В свете таких полезных открытий хочется привести в пример несколько медитативных техник, которые быстро научат вас расслабляться, отвлекаться от дурных мыслей и сосредотачивать свою жизнь только в позитивном русле.


Помните, что для начала нужно подготовить своё тело и душу к тому, что сейчас вы будете расслабляться. Для этого есть три несложных способа: можно считать от 1 до 21 трижды, либо считать от 20 до 1 один раз, либо короткое время концентрироваться на своём дыхании, про себя повторяя "вдох-выдох" . Каждый выбирает тот вариант, который ему по душе. А если вы уже не первый месяц практикуете медитацию, у вас вообще может отпасть необходимость вхождения в неё, потому как вы научитесь входить в практику буквально за секунды.

1. Вдох - выдох...

С одной стороны, этот вид медитации очень прост: ваша задача - сосредоточиться на собственном дыхании, стараться глубже проникать в каждый вдох и выдох. С другой же - это самая эффективная медитация, которая учит погружаться в иной мир, иное пространство, нежели та муторная и проблематичная жизнь, в которой постоянно пребывает большинство из нас. Дышать старайтесь носом, впуская воздух до самого живота - по-другому это называется брюшным дыханием. Во время дыхания старайтесь прочувствовать каждый вдох и каждый выдох, что происходит при этом с внутренними органами - как подымаются грудь и живот, как воздух проходит по носовым пазухам, затем опускается в глотку и трахею, какой он температуры и так далее. Практикуйте данный вид медитации столько, сколько вам не надоедает. Постепенно время можете увеличивать.

2. Улыбнись!

На первый взгляд, такой вид медитации может показаться странным и несерьёзным. Однако, при ближайшем рассмотрении и первой попытке её осуществления становится ясно, что она действительно работает. Чаще всего человек пребывает в серьёзном, порой даже слишком хмуром состоянии, особенно это относится к пессимистам, которые видят жизнь, мягко говоря, в нерадужных тонах. Поэтому каждому в такой ситуации не помешает улыбнуться. Старайтесь улыбаться постепенно и искренне, не натягивайте улыбку, а старайтесь своими мыслями сделать так, чтобы она сама проявилась на вашем лице. Лучшая улыбка - мягкая, спокойная и при этом лучезарная.

3. Одно слово.

Можно медитировать мантрой, состоящей из одного слова. Выберите то слово, которое вам в данный момент больше всего близко, нравится, по душе. Например, любовь, счастье, благоразумие, вера, радость... В течение пары минут повторяйте это слово про себя - можете менять интервал между словами, скорость произнесения, делать перерывы между мантрами. Главное - чтобы был эффект погружения глубоко в суть этого слова, какой вы её понимаете.

4. Я прогуливаюсь.

Эту практику хорошо делать во время спокойной и неторопливой ходьбы, когда вы вышли прогуляться в парк или лес. Идеальным местом является загородная природа, где тишина, поют птицы, слышны естественные звуки природной жизни. Во время гуляния осознайте самого себя: прочувствуйте части своего тела, что с ним происходит во время движения. Обратите внимание на движения ступней, коленей, бёдер, рук, локтей, груди, ритмичность дыхание. Если получится, вы сможете мысленно увидеть себя со стороны - это будет тем явственнее, чем более точно вы воспроизведёте образ себя идущего.

5. Любимая музыка.

Некоторым людям очень хорошо подходит данный тип медитации. Задача - включить любимую мелодию и внимательно её прослушивать. Можно заменить её звуками природы - шум волн, пение птиц, лесные переливы... Попробуйте разобрать мелодию на составные части: услышьте все инструменты, которые использованы при её создании. Если это звуки природы, можете даже представлять воочию, как могут выглядеть навеваемые образы. И при этом расслабляйтесь.

6. Моё тело.

Здесь нужно занять удобное для себя положение тела - скорее всего, это может быть поза сидя или лёжа, в которой вы будете исследовать своё тело по кусочкам, по частям. Начните с головы, после чего постепенно передвигайтесь ниже к шее, плечам, рукам, груди, затем осознайте солнечное сплетение, брюшную область, живот, потом осознайте таз, бёдра, колени, лодыжки, щиколотки, ступни... Если придумаете, можете, изучать тело ещё более подробно. При желании двигайтесь потом в обратном направлении - от ног к голове.

7. Шумы вокруг.

Это несколько ненаправленная медитация. Здесь вашей задачей будет тщательное прослушивание звуков, которые вас окружают в данный момент. Прислушайтесь к каждому из них, осознайте их. Наверняка, некоторые из этих шумов вы услышите впервые в жизни, потому как на что-то незначительное обычно мы внимания не обращаем.

8. Три вздоха.

Если вы находитесь в напряжённом, нервозном состоянии, вам поможет медитация с тремя глубокими вздохами. Нужно закрыть глаза, сделать как можно более глубокий вдох, сделать паузу и затем также медленно выдохнуть. После того, как откроете глаза, увидите, что вокруг вас всё изменилось в положительную сторону, хотя на самом деле это вы поменялись!

Вот такие нехитрые медитации, надеюсь, помогут вам в освоении науки быть гармоничным и уравновешенным человеком, который сам творит свою реальность, а значит - меняет мир и людей вокруг к лучшему.