Культура и просвещение в XVIII веке. Культура эпохи Просвещения (2) - Реферат

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и

Америки, связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием

разложения феодальных и утверждения капиталистических производствен-

ных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж-

ду «славной революцией» 1688 г, в Англии и революцией 1789-1790 гг,

во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс-

тве, политике («просвещенный абсолютизм), но главным образом в исто-

рии общественно-политической мысли и общественного движения.

При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в

его оценке как передового, новаторского явления, Например, Имманунл

Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах

морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Эн-

гельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных револю-

Среди представителей Просвещения встречались материалисты и иде-

алисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания

в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже

Божественного провидения (уповавшие на волю Бога), Часть из них верила

в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю

как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве-

тителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия

и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с кол-

лективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму-

Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представ-

ляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении,

интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего

о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и

счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др, а также о знаме-

нитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого ро-

да, не приятии догм.

Именно разномыслие прооветителей, объедененных общими целями и

идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их тео-

ретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними рождались и

оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, граж-

данского обццества и плюралистической демократии, правового государс-

тва и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализ-

ма.За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого

поплатилноь в XIX и XX вв.

Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках.Их

духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны о зло-

бодневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной дея-

тельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику

правительств.Почти все они пользовались известностью как писатели,

публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.

Просветители происходпли из разных классов и сословий: аристок-

ратии, дворян, духовенотва, служащих, торгово-промышленных кру-

гов.Разнообразны были и условия, в которых они жили.В XVIII в. ниве-

лирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно

отличались по уровню экономического развития, политической организа-

ции и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к раз-

личиям во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское

движение несло печать национальной самобытности.

В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских войн

сгладились вопиющие противоречия.Развитие парламентаризма привело к

упрочению правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тира-

жей периодических изданий способствовал повышению культурного и обра-

зовательного уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет,

книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию

культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от

государства, церкви, меценатов и прочего.Эти и многие другие перемены

в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев,

видевших в Англии образец общественного прогресса.Не случайно все ос-

новные течения английской общественной мысли подхватывались передовой

интеллигенцией в других странах.

Большинство английских просветителей не проявляли склонности к

абстрактному теоретизированию.В литературе они предпочитали легкие и

подвижные жанры, старались облечь свои философские, экономические и

политические идеи в форму занимательного рассуждения или сатирическо-

го обличения.Некоторые из них сделали блестящую политическую карьеру:

например, граф Шевфтсбери был членом парламента, а виконт Болингсброк

Министром.

На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоот-

ношения с религией и церковью.Видные его деятели, за редким исключе-

нием, придерживались догматов христианства.Во многом это объяснялось

тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а

в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости.Это имело да-

леко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку

тельницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло

Проовещение.

Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую

подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутс-

твие в политической программе английских просветителей радикальных

лозунгов и боевых призывов.Но зто и понятно: большинство политических

целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения

была сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители

ХVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало ес-

тественное состояние, „состояние полной свободы в отношении их дейс-

твий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью“, а так-

же „состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право

являются взаимными“. Переход от естественного состояния к гражданско-

му обществу был следствием общественного договора, который предпола-

гал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных

перемен в положении людей.Государство должно было руководствоваться

тем же „законом природы, который регулировал отношения людей в ес-

тественном состоянии, и поэтому не могло покушатьсн на неотчуждаемые

права граждан.Локк предусмотрел специальный конституционный механизм,

не допускавший превышения государством своих прерогатив.Это разделен-

не государственной власти на законодательную, исполнительную и “феде-

ратпвную» (которая ведала отношениями с другими государствами).Кроме

того, сползанию государптва к деспотизму должен был препятствовать

принцип законности, согласно которому «ни для одного человека, нахо-

дящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из

законов этого общества».

Взгляды Локка в значительной мере воплотилисъ в политическом

строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреп-

лены основные права и свободы граждан, представительное правление,

религиозная терпимость, неприкосновенность собственности.Тем самым

обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общест-

венном развитии, включая рост предпринимательской активности, повыше-

ние благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и об-

щественного строя.Все это в полной мере соответствовало целям

просветителей.Поэтому их внимание было приковано не столько к полити-

ке, сколько к частной жизни граждан.Это отразила этика английского

Просвепцения, так же в основных чертах разработанная Локком.Понятия

добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в фи-

зическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят

эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулиру-

ющие их отношения, долж-ы отличаться удобством, целесообразностью и

полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в На-

горной проповеди.

В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив лич-

ного преуспевания, Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими

способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти

любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того,

что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может

сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенс-

тву». Просвещение способствовало закреплению в характере англичан та-

ких черт, как предпримчивость, изобретательность, практицизм.

Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Прос-

вещение безусловно признавало и право каждого человека преследовать

свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение

философа XVII в. Томаса Гоббса об згоистической природе человека, ко-

торое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один

из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей явля-

ется производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что

иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу

за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему инте-

ресов других людей.Из деятельности, направленной на самосохранение,

Мандевиль выводил и пороки эгоизма, рассматривая их как величайшее

благо для общества в целом. В своей «Басне о пчелах он проиллюстриро-

вал зту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс

»Пороки частных лиц - благо для общества" отражал реальности рыночной

экономики.

Как ни cоблазнительна была эта апология эгоизма, все же она не

вселяла в англичан уверенности в том, что стремление к личному преус-

певанию не приведет к саморазрушению общества. Просвещение столкну-

лось со сложной этической проблемой: как погасить разрушительную инер-

цию эгопзма? Как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе?

Английские просветители сделали многое, чтобы решить зту проблему не

только теоретически, но и практически.

Они не закрывали глаза на общественное неравенство людей, сводя

его, как это делал Шефтсбери, к противополощности между «просвещенны-

ми» верхами и невежественными низами. Источником опасности являлась

как заносчивость одних, так и зависть других.Выработанные просветите-

лями способы «социализации згоизма» заключались в том, чтобы напра-

вить в полезное для всего общества русло научного и художественного

творчества, экономического развития и т.д. активность верхов и в то

же время приобщить к ценностям Просвещения тех представителей низов,

которые своим усердием, познаниями, гражданскими поступками или бо-

гатством доказали способность их воспринять.

Во многом благодаря усилиям просветителей была создана рацио-

нальная модель отношений между людьми в практической жизни, соответс-

твующая роли и значению гражданокого общества.Одним из важнейших дос-

тоинств человека признавалась его способность к общению,

сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной дея-

тельности.Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение

политических собраний или встреч по иптересам (например, в кафе).Де-

тально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе от-

разила английская художественная литература ХVIII в.

Проcветители во многом преуспели в стремлении привить широким

слоям наcеления Англии свои ценности и идеалы.Значение этого в полной

мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронесшихся над

Европой в конце XVIII - начале XIX вв. Англия оказалась островком

стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн.Общие

ценности, да еще этика политического компромисса, разработанная, нап-

ример, в трудах Болингброка, оказались более надежным средством уми-

ротворения общества, чем принудительная дисциплина, поддерживаемая си-

лой. В этом и заключается один из основных уроков английского

Просвещения.

Особое место занимает просветительское движение в Шотландии.Ис-

тория общественной мысли в Шотландии ХVIII в. - это история мучитель-

ных поисков выхода из унизительного положения, в котором, по убежде-

нию многих просвещенных шотландцев, оказалась их родина.Продолжать ли

политическую борьбу за восстановление независимости или же служить

отечеству, содействуя его экономическому, социальному и культурному

процветанию? Философ Эндрю Флетчер, «отец» шотландского Просвещения,

дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные,

альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего

долга перед отечеством.

Просвещение в Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный по-

тенциал, которым располагали в середине ХVIII в. университеты Эдин-

бурга, Глазго и Абердина. Среди преподававших там замечательных уче-

ных выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм.Откликаясь на

духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что

добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро - это все, что

полезно людям.

Юма, конечно же, волновала судьба Шотландии, ее культурных тради-

ций в едином британском государстве.Это наложило отпечоток на его

рассуждения об этике взаимоотношений гражданина с обществом и госу-

дарством.Юм считал, что взаимоотношения возникают из тяги людей к

взаимному общению, а также из-за их полезности, поскольку они увели-

чивают возможности удовлетворения потребностей людей.И прежде всего

они призваны обеспечить политическую стабильность, от которой зависит

всякая упорядоченная жизнь.Именно в интересах стабильности государс-

тво и общество должны признавать все многообразие взглядов и убежде-

ний граждан, обусловленное их индивидуальным опытом.Современное об-

щество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на сложном

разделении труда и различиях в положении людей, которые вследствие

этого различаются и своими представлениями о нравственности и спра-

ведливости.По мнению Юма, не может быть стабильным общество, не ува-

жающее многообразия социальных и региональных различий между людьми.В

равной мере не может быть добродетельным и гражданин, не признающий,

что его личное благополучие в конечном счете связано с благополучием

всего общества.

На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность

Филооофского общества в Эдинбурге, объединявшего лучшие умы того вре-

мени.Его секретарем был Юм, а одним из членов - философ и экономист

Адам Смит.Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их

горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим

соображениям.Смит считал, что именно рынок освободил человека от

отупляющей системы зависимости при феодализме. По его мнению, люди

воспитывают в себе чувство справедливости и вырабатывают навыки циви-

лизованного общения, лишь находясь друг с другом в отношениях произ-

водителя и потребителя. Общество мыслилось ему гигантской мануфакту-

рой, а разделение труда - всеобщей формулой сотрудничесва людей в

интересах «богатства народов» (так назывался его основной экономи-

ческнй труд).В своей теории Смит отводил рьнку ту же функцию, которую

английские просветители отдавали правовому государству или цивилизо-

ванному общению - функцию социализации эгоизма.

Но место гражданина в системе Смита занимал «экономический чело-

век», моральная свобода которого была обусловлена его ролью в зконо-

мической жизни. Тем самым шотландское Просвещенне поставило новый и

чрезвычайно важный вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятель-

ности.Согласно Смиту, главнейшим из них является своекорыстный инте-

рес.Но преследовать его человек может, лишь оказывая услуги другим

людям.Поэтому каждый отдельный человек, хотя и заботится только о

своих интересах, невольно содействует общественной пользе, или, по

словам Смита, «он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем

не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он

часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда,

когда сознательно стремится делать зто».

Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повы-

шение престижа хозяйственной деятельности.Однако в шотландском об-

ществе длительное время сохранялось недоверие к свободной игре рыноч-

ных сил. Многие представители просвещенной элиты воспринимали их как

разрушительную стихию, обуздать которую было призвано государство.Не

кто иной, как Смит, воспевший преимущества рынка, выражал опасение,

что экономические законы, на которых основываютоя отношения произво-

дителей и потребителей, могут привести к социальной и нравственной

деградации наемных рабочих.«В такое состояние,- писал он,- должны не-

избежно впадать трудящиеся бедняки… если только правительство не

приложит усилий для предотвращения этого».

Потребовалось время, чтобы шотландские просветители избавились

от страха перед рыночной стихией.Новое их поколение, вступившее в по-

ру зрелости ближе к концу ХVIII в., уже не уповало на поддержку пра-

вительства пли парламента. Для них образцом гражданского поведения

являлся специалист в какой-либо области профессиональной деятельнос-

ти, знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу.

Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризова-

лась большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от феодаль-

ного прошлого.Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым вея-

ниям, которые несло с собой Просвещение.В борьбе с ним просветители

не могли в полной мере опереться ни на общественное мнение, еще не

вполне сформировавшееся, ни на правительство, подчас относившееся к

ним с нескрываемой враждебностью.Поэтому во Франции просветители не

имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, где цели и

идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во

Франции уделом просветителей было своего рода «отщепенчество», порож-

давшее в их среде политический радикализм в мессианские настроення.

Большинство видных деятелей просветительского движения Франции

подвергались преследованиям за свои убеждения.Дени Дидро побывал в

заключении в Венсенском замке, Вольтер (настоящее имя - Франсуа Мари

Аруэ) - в Бастилии. Клод Гельвеций из-за нападок был вынужден отречь-

ся от своей книги «Об уме». По цензурным причинам не раз прерывалось

печатание знаменитой «Энциклопедии», выходившей в свет отдельными то-

мами в течение 1751-1772 гг.Все это заставляло просветителей облекать

свои мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широ-

кой публики.

Французское Просвещение испытывало сильное влияние аристократи-

ческой культуры.Это проявилось в утонченности и изысканности литера-

турных произведений, составивших его славу.У аристократии просветите-

ли заимствовали и салонную форму общения.Атмосфера избранности, царив-

шая в салонах, усилила склонность французских просветителей к отвле-

ченному теоретизированию.

Французокое Просвещение во многом исходило из идей философов

XVII в. Рене Декарта и Локка.Согласно разработанному Декартом рацио-

налистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматри-

ваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло

учение Локка об обощстве и государстве.

Постоянные конфликты с властями создали французским прооветите-

лям репутацию потрясателей основ и радикалов.На самом деле в своих

конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов анг-

лийского Просвещения.Вслед за Локком идею разделения властей на зако-

нодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье.

При этом он выступал не просто за разграничение функций между органа-

ми государственной власти, а за разделение властей как политических

сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой.

Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощупал пре-

делы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он

считал, что «дух законов» того или иного народа определяется совокуп-

ностью объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами

территории, ландшафтом, образом жизни народа, религией, численностью

населения, формами хозяйственной деятельности и др.

То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической

церковью. Ее идеологическая жесткость, не допускавшая отступления от

догматов вероучения, исключала возможность компромисса наподобие того,

какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии.В

этих условиях свойственное большинству просветителей признание факта

Божественного творения мира приобрело антицерковный оттенок, а крити-

ка религиозных догм, даже самая умеренная, - ореол отчаянной смелос-

ти.Как известно, Вольтер, имея в виду церковь, часто заканчивал свои

письма к друзьям призывом: «Раздавите гадину!» Но тот же Вольтер ут-

верждал, что религия необходима как опора морали: «Вера в Бога, воз-

награждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также

прощающего небольшие проступки, является дли человеческого рода самой

полезной верой».

Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование

просветителей.Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей,

повлекшее глубокое размежевание в их рядах.Часть просветителей сохро-

няла надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проб-

лем управления страной.Среди нйх выделялось группа зкономистов-физи-

ократов (от греческих слов «физис» - природа и «кратос» - власть), во

главе которых стоял Франсуа Кенэ.Он считал, что земля есть единствен-

ный источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он

выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фер-

меров. «В деревни следует привлекать не столько людей, сколько бо-

гатство» (т.е. капитал),- подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы

налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях.Надежды

на подъем сельского хозяйства он связывал также со свободой внутрен-

ней и внешней торговли.

Попытку осуществить эту программу реформ предпринял другой

представитель школы физиократов, Анн Робер Тюрго. В 1774 г. молодой

король Людовик ХVI назначил его генеральным контролером (министром)

финансов. Тюрго ввел свободную торговлю хлебом и мукой, добился уп-

разднения средневековых цехов и гильдий, приступил к коренной реформе

налогообложения.Но сопротивление придворных кругов, дворянства и це-

ховой верхушки свело на нет все его усилия.Отставка Тюрго в 1776 г.

предрешила и судьбу его реформ.

Сознание недостижимости целей Просвещения в рамках существующего

строя побудило многих просветителей замкнуться в непримиримой оппози-

ции. Их протест порой принимал форму атеизма, резкой критики религии

и церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины

столетия: Дидро, Поля Гольбаха, Гельвеция и др.Иногда он проявлялся в

идеализации прошлого, например республиканского строя античных госу-

дарств. Жан-Жак Руссо противопоставлял их прямую демократию всем фор-

мам представительного правления, включая и английский парламентаризм.

«Всякий закон, - писал он в трактате „Об общественном договоре“, -

если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен… Анг-

лийский народ считает себя овободным: он жестоко ошибается. Он свобо-

ден только во время выборов членов парламента: как только они избраны

Он раб, он ни что… В древних республиках и даже в монархиях народ

никогда не имел представителей; само это слово было не известно».

С именем Руссо связан новый этап в развитии просветительского

движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаменталь-

ных целей и идеалов.Радикализм самого Руссо коренился в его этических

воззрениях.В противоположность философам, считавшим себялюбие и эго-

изм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения лич-

ности благу общества.Руссо писал: «двоякий человек добродетелен, ког-

да его частная воля во всем соответствует общей воле». Добиться этого

соответствия он предлагал политическими методами.В стремлении Руссо

связать мораль с политикой явно различим зародыш тоталитарных теорий

позднейшего времени.

Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармони-

ческую систему, частью которой был человек. Но в отличие от них он

был убежден, что сам человек разрушил это «естественное состояние» и

окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. «Исчезло

равенство, появилась собственнооть… - писал Руссо, - и обширные ле-

са превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать чело-

веческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с

урожаем рабство и нищета». Цивилизация настолько изменила людей, что

отказаться от нее они уже не могут.Но, если нельзя вернуться к ес-

тественному состоянию", то еще можно, устранив чрезмерное неравенс-

тво, восстановить утраченные добродетели. Сделать зто непросто, пото-

му что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы

его низвергнуть: «Восстание, которое приводит к убийству или сверже-

нию с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономер-

ный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался

жизнью и имуществом своих подданных».

Эта мысль вдохновляла поколенйе революционеров конца ХVIII в.,

которое разделяло также отвращение Руссо к себялюбию и эгоистической

морали, а вместе с ним - и ко всему строю, основанному на свободной

игре рыночных сил. Критикуя средневековую регламентацию торгово-про-

мышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу торговли. Он счи-

тал, что государство должно направлять торговлю в промышленность в

соответствии с общим благом, следить за правильным распределением

продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе

торговли имело у Руссо этическое обоснование.Он считал, что торговля,

равно как и другие достижения цивилизации: богатство, наука, искусс-

тва, - способствует порче нравов.Стремясь возродить утраченные добро-

детели, он объявлял их основным носителем «народ», трудящиеся низы

общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному воздейс-

твию цивилизации и поэтому в наибольшей мере сохранили нравственное

здоровье.

Так как простодушный народ не способен понять, в чем заключаются

его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, предначертания

которого воплощаются в законах и политике государства. От этой мысли

Руссо - шаг до оправдания революционной диктатуры «во имя народа».

Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение, сделало

его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки

многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма,

столь повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв.

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречи-

вое явление уже в силу политической раздробленнооти страны и разнооб-

разия местных условий. Распространению новых веяний способствовала

интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не

стремились прославиться меценатством.Почет, которым была окружена в

Германии французская культура, также способствовал проникновению

просветительских идей.

Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что

оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии

инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король

Фридрих Великий.Не без старания властей одной из характерных черт не-

мецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический харак-

тер.Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии

просветители не только разработали важную реформу образования, но и

добились осуществления ее.В результате была расширена сеть начальных

школ и создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому

хозяйству, торговле и государственной службе.Утилитарный характер

этой реформы во многом объяснялся тем, что просветительское движение

в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государствен-

ных служащих: армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподава-

телей учебных заведений.

На фоне общей робости просветительской мысли в Германии сме-

лостью и последовательностью отличались воззрения Канта.Он подвел

итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен

его вклад в разработку концепции правового государства.Назначение

последнего Кант видел не в заботе о практических потребностях членов

общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Граждана-

ми такого государства, по его мнению, являются морально полноценные

люди, которые не нуждаются в опеке со стороны кого бы то ни было.

«Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, как несо-

вершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно

полезно или вредно… такое правление есть величайший деспотизм».

Заключая общественный договор, люди не жертвовали своей свободой, а

лишь создавали правовые условия для более надежного и упорядоченного

пользования ею.Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правле-

ния (республика, монархия), а в разделении законодательной и исполни-

тельной властей.Он допускал, что при любой форме правления часть граж-

дан будет недовольна политикой правительства и будет стремиться ее

изменить.Но их действия не должны нарушать законы, дискредитировать

государство или вообще его разрушать.Кант обосновал правовые формы и

методы борьбы за изменение государственного и общевственного строя,

которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое наси-

Глубиной и оригинальностью отличалаоь зтическая концепция Канта.

Он выступил против утилитаризма современной ему просветительской мыс-

ли.Представление, что добрые дела можно совершать лишь с задней

мыслью, в расчете на успех или награду, Кант отвергал как радикальное

зло.Ибо такая нравственная установка требует от человека приспособле-

ния к обстоятельствам, из которых самое важное - отношение к нему

власть имущих.Поэтому эгоизм, даже разумный, толкает бесправные низы

общества к раболепию, неуверенные в своем завтрашнем дне «средние

слои» - к лицемерию, упоенные властью верхи - к беззастенчивости.Этому

принципу Кант противопоставлял императивное истолкование нравствен-

ности: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в

своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не

относился бы к нему только как к средству». Объявляя личность само-

целью общественной организации, Кант боролся с представлениями, дос-

таточно широко распространенными в Пруссии, об оправданности безого-

ворочного подчинения личности государотвенным интересам.

Французская революция и вызванные ею социально-политические ка-

таклизмы рубежа ХVIII-ХIХ вв, на европейском континенте похоронили

веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прог-

ресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро

политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие груп-

пировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная крити-

ка его целей и идеалов за то, что они внесли в умы людей путаницу, а в

общество - смуту, нарушившие нормальное, естественное, органичное

развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправи-

лось. Оно внезапно сошло со сцены, заставив потомков ломать голову

над вопросом: так в чем же заключалось его историческое предназначе-

Буржуазные реформы и капиталистическая индустриализация начали осуществляться в Японии всего через одно-два десяти­летия после более чем двухвековой самоизоляции страны от внешнего мира. Не удивительно, что «эра Мэйдзи» сопровож­далась интенсивным проникновением в Японию западной куль­туры и науки. Молодые японцы стали обучаться в высших учеб­ных заведениях Европы и США. В японские учебные заведения приглашались преподаватели из других стран. Еще в 1858 г. русскими врачами Альбертом и Залесским было основано ме­дицинское училище в Хакодате. Среди профессоров японских университетов появились англичане, американцы, немцы, фран­цузы, русские.

Отношение к европейской культуре, к европеизации стало объектом острых споров. Правящие круги подчеркивали чисто утилитарное отношение к западной культуре, науке, идеологии, они стремились не допустить распространения либеральных и радикальных идей. В противовес им Иитиро Токутоми (1863- 1957) и другие прогрессивные публицисты видели в европеиза­ции средство политического и культурного прогресса страны. Токутоми призывал отказаться от иероглифической письменно­сти и перейти на латинский алфавит. Против такого подхода вели борьбу сторонники «японизма», выдвинувшие лозунг «охра­ны национальной красоты».

Большую роль сыграла деятельность японских просветите­лей, виднейшим из которых был Юкити Фукудзава (1834- 1901). Его труды «Все о странах мира», «Призыв к науке», а также «Автобиография» пропагандировали достижения науки и культуры зарубежных стран. Фукудзава.показал несостоятель­ность феодальной идеологии. Огромное значение имела его педагогическая деятельность. Исключительную популярность завоевала «Школа Фукудзава», в дальнейшем преобразованная в университет.

Ярким представителем левого крыла японского просвети­тельства был Темин Наказ (1847-1901). После трехлетнего пре­бывания во Франции он стал горячим сторонником идей Руссо и французских энциклопедистов. В созданную и возглавленную им «Школу французской науки» съезжались учащиеся со всей Японии. Большой отзвук имела публицистическая деятельность Накаэ - убежденного демократа, предшественника японских социалистов.

Составной частью буржуазных реформ была перестройка об­разования. Согласно закону 1872 г. о просвещении Япония была разделена на восемь округов, в каждом,из которых создавался университет. Университетский округ делился на 32 района, в каждом районе было открыто по одной средней и по 210 на­чальных школ. Четырехлетнее (с 1907 г. - шестилетнее) обуче­ние стало обязательным.

В дальнейшем появились новые университеты и технические институты (государственные и частные). В 1879 г. в Токио бы­ла основана Академия наук.


Школьное образование ставило своей целью воспитать подра­стающее поколение в духе безграничной преданности импера­торской власти и существующему строю. Во всех начальных школах преподавался курс морального воспитания и этики (сю-син). Специальный «Императорский рескрипт о народном вос­питании», изданный в 1890 г., повелевал воспитывать народ в синтоистском и конфуцианском духе. «Наши подданные, - го­ворилось в этом примечательном документе, - объединенные верноподданностью и сыновней почтительностью, из поколения в поколение пребывали в гармонии. Вот в чем незыблемость на­шей империи, в этом же лежат истоки нашего образования.

Подданные, будьте почтительны к вашим родителям, преданы вашим братьям и сестрам, будьте гармоничны, как супруги, верны, как друзья, живите в скромности и умеренности. Будьте милосердны, почитайте науки и совершенствуйтесь в искус­ствах - и тем самым вы разовьете интеллектуальные черты и усовершенствуете ваши моральные силы».

Все служило насаждению верноподданнического духа. Даже школьный завтрак - белый рис в квадратной коробочке с вы­ложенным на нем маринованными сливами красным кругом солнца - напоминал национальный флаг.

Развитие японской культуры убедительно подтверждает из­вестное положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре эксплуататорского общества*. Наряду с самурайско-феодальной культурой, культурой реакционной буржуазии развивались и элементы демократической культуры японского народа. Большое влияние на их формирование ока­зали «движение за свободу и народные права», деятельность «Общества простого народа», начавшееся социалистическое движение, такие деятели, как Темин Накаэ, Сэн Катаяма, Дэн-дзиро Котоку.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 24, с. 120-121.

К концу XIX в. японскому читателю становятся известны луч­шие произведения западноевропейской и русской литературы. Произведения русских классиков, идеи Белинского, Добролюбо­ва, Чернышевского оказали заметное воздействие на литератур­ный процесс в Японии, вылившийся в так называемую «литера­турную революцию». В середине 80-х годов появились трактат Сёе Цубоути «О сущности романа» и программная статья Си-мэй Фтабатэй «Теория романа», призывавшие литераторов изображать реальную жизнь и внутренний мир человека. Од­новременно раздавались призывы к единству литературного и разговорного языка. Эти принципы были воплощены в романе Фтабатэй «Плывущее облако».

Один из крупнейших японских писателей того времени, Рока Токутоми, приобрел известность социальными романами, осуж­давшими феодальные пережитки в общественных и семейных отношениях («Куросиво», «Лучше не жить»). На его литературную деятельность оказал большое влияние Л. Н. Толстой.

Вершиной японского критического реализма начала XX в. было творчество Тосон Симадзаки (1872-1943).

Подъем рабочего и социалистического движения нашел от­ражение в произведениях Набэ Киносйта, опубликовавшего в 1904 г. антимилитаристский роман «Огненный столп».

В поэзии «литературная революция» сопровождалась появ­лением новых стихотворных форм. Изменилось и идейное со­держание поэтических произведений. Основоположник японской прогрессивной и демократической поэзии Такуббку Исикава (1885-1912) с большим уважением относился к зародившемуся в Японии социалистическому движению. Пользовались успехом стихи поэтессы Акикб Есано, обличавшие милитаризм и соци­альную несправедливость. Вот ее небольшое стихотворение «Чу­десный город»:

Город, где солдат не увидишь на улице,

Где ии ростовщиков, ни церквей, ни сыщиков,

Где свободна женщина и уважаема,

Где расцвет культуры, где каждый трудится,

О, как ты не похож на хваленый наш Токио.

Европеизация отразилась и на театральной жизни. Приобрел популярность первоначально созданный любителями, а затем ставший профессиональным театр симпа. В нем ставились пье­сы с современной тематикой. В 1906 г. возникла труппа «Лите­ратурно-художественного общества», а в 1909 г. - «Свободный театр», ставившие пьесы Шекспира, Ибсена, Горького. Одновре­менно продолжали развиваться и традиционные театральные жанры, особенно театр кабуки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ »

РЕФЕРАТ

п о культурологии

на тему: « Культура эпохи просвещения »

Выполнила

Студентка: гр. ЗКдс -21

Мелешко Н.В.

ВИТЕБСК 2015

Основные доминанты культуры европейского просвещения

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых -- это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека.

Эпоха Просвещения по праву может быть назвала «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая «Декларация независимости» включала в себя такое утверждение: «все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью».

Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило «естественное» или «природное» состояния общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Особое место природы в культурной парадигме XVIII столетия связано с провозглашением ее источником истины и главным учителем общества и каждого человека. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели -- создания совершенной среды для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем добродетель» (Делилъ Ж. Сады. --Л., 1987. С. 6). Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки (например, молочные фермы), которые, однако, выполняли совершенно иные функции. Важнейший морально-этический постулат Просвещения -- обязанность трудиться--находил здесь зримое и реальное воплощение, поскольку заботам о садах в Европе предаются представители правящих домов, аристократии, интеллектуальной элиты.

Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом, одной из главных задач было сохранение «впечатления естественности», ощущение «дикорастущей природы». В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам -- любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

В XVIII веке Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII век отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Так, в живописи между персонажами картин разных мастеров возникает неожиданное сходство. Похожи не только костюмы, но сходными оказываются и манера держаться, сам душевный настрой. Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного», аллегорически-надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жизнью. Эта «соизмеримость», характеризующая мировосприятие эпохи Просвещения, проявляется и в философии, и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности.

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характерных признаков стиля -- античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль, -- Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся так же и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре -- при планировке и оформлении интерьера, в живописи -- в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.
Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастают во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика и критики начинают требовать от нового искусства прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

просвещение культура музыкальный театральный

Расцвет театральной и музыкальной культуры

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Секуляризация общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуала прежней святости и напыщенности приводили к их своеобразной «театрализации». Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары» (Бомарше П.-О. Драматическая трилогия.-- М., 1984. С. 11). Для него изобличение существующего порядка, срывание масок, прояснение истинного положения вещей становятся сверхзадачами подлинной драматургии. Присутствие «социального» контекста, противопоставление подлинных ценностей (любви, дружбы, честности, ума и таланта) ценностям мнимым, навязанным обществом -- непременный атрибут театральных постановок XVIII века.

Однако «век разума» знал и весьма существенные перепады эмоций, обращение к мистике и суевериям. Реалистической ясности и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему фантастическому, необычному, связанная в первую очередь с кризисом ортодоксальной религии. Это стремление было в равной степени развито и в высших сословиях, и в среде простых людей. Широчайшее распространение получило масонство, соединявшее в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами маскарада и театрализованных церемоний «посвящений». Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх со множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т.д.

Понятие «театр», «театральность» ассоциируется еще и с понятием «публичности». В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки -- салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро -- выдающийся мыслитель XVIII века -- практически вводит новый жанр литературы -- критические обзоры салонов. В них он не только описывает те или иные произведения искусства, стили и направления, но и, высказывая собственное мнение, приходит к интересным эстетическим и философским открытиям. Такой талантливый, бескомпромиссный критик, выполняющий роль «активного зрителя», посредника между художником и обществом, подчас даже диктующий искусству некий «социальный заказ», является порождением времени и отражением самой сути просветительских идей.
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр -- обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая еще в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки -- опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений -- оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Синтез зрелищности и публичности театра и глубины трактовки человеческих чувств обнаруживает себя в оперном искусстве. Одним из ярких примеров «слияния» просветительских идей и новой музыкальной формы является опера Моцарта «Волшебная флейта». Отражая веру в торжество разума, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной, опера в такой же мере несет в себе и основные идеи утопий XVIII века. Главный герой Тамино, попадая в совершенное общество, не сразу завоевывает себе право быть «равным среди равных» в царстве Зарастро. Эта сюжетная линия отражает стремление героя к личному совершенству, понимаемого не просто как процесс самоутверждения человека, его поисков своего места, но прежде всего, как путь к достижению столь желанного общественного идеала, гармонии личности и общества.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с культурным наследием XVIII столетия. Рассмотрение главных ценностей эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Стилевые и жанровые особенности искусства. Век великих открытий и великих заблуждений; культ природы.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Франция как гегемон духовной жизни Европы XVIII века. Хронологические и территориальные рамки эпохи Просвещения. Эволюция философских идей просветителей и их воплощение в изобразительном искусстве. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Характерные черты эпохи Просвещения, отличительные черты ее развития в Англии, Франции и Германии. Философская мысль Просвещения. Стилевые и жанровые особенности архитектуры, живописи, музыки, литературы данного отрезка времени, его яркие представители.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2009

    Понятие эпохи Просвещения. Ее характерные особенности в экономической, социально-политической и духовной сферах. Культура эпохи просвещения, ее представители в литературе (Дени Дидро, Дж. Свифт, Д. Дефо). Сады и парки как ее воплощение в архитектуре.

    презентация , добавлен 07.06.2011

    Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества. Эстетика в различных формах Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитями была связана с Возрождением.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2004

    Западноевропейская культура эпохи Просвещения. Главные ценности эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Английское и Шотландское Просвещение. Французское Просвещение. Просвещение в Германии. Русское Просвещение. Живопись, скульптура.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества. Эстетика в различных формах Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2003

    Изобразительные, музыкальные формы первобытного искусства. Суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии. Историческая обусловленность эпохи Просвещения. Особенности религии Древнего Египта. Наука в античных государствах.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2014

    Европейская культура Нового времени, ее черты: гуманизм и европоцентризм. Философско-эстетические особенности культурного развития эпохи Просвещения. Идеи просветителей и социальные утопии. Научные культурологические концепции эпохи Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Знакомство с видными представителями литературы, музыки, живописи эпохи Просвещения. Особенности литературы данного периода. Характерные черты живописи и скульптуры. Творчество И.С. Баха, В.А. Моцарта и Л. Бетховена как представителей эпохи барокко.

Эпоха Просвещения в России

Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.

Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.

Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался русской историей, стал известен как талантливый литератор и удачливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую типографию с книжной лавкой, привёл её в и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года существования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.

Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и сожгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.

Образование

В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гимназиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).

Культура

В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут наперебой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купечество, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А. П. Сумароков.

Активно развивается архитектура. Знаменитым архитектором становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями которого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Кваренги.

Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фалькоие создаёт знаменитый памятник Петру Великому - "Медный всадник". И. П. Мартос прославился как автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Жанры литературы. Журналы

С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: прозаический , повесть, комическая опера и "слёзная драма". Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, которая господствует в журналах "И то, и сио", "Смесь", "Адская почта", "Ни то, ни сио в стихах и в прозе", "Поденщина". Антикрепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова "Трутень" и "Живописец".

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Культура и просвещение в XVIII веке уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В 2015 году Новая Пушкинская премия в номинации “За совокупный творческий вклад в отечественную культуру” присуждена двум известным литературным деятелям. Это филологи Ирина Роднянская (Москва) и Валентин Курбатов (Псков; интервью с Валентином Яковлевичем читайте в этом номере «Литературы»). Новую Пушкинскую премию в 2005 году учредили фонд Александра Жукова, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей-заповедник «Михайловское». Для определения лауреата Новой Пушкинской премии жюри и конкурс не предусмотрены. Председатель совета премии -
    Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) - выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: "Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века" (1938), "Русская литература XVIII века" (1939), "Пушкин и русские романтики" (1946), "Пушкин и проблемы реалистического стиля" (1957), "Реализм Гоголя" (1959), "Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике)" (1966). Материал взят на
    До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела. На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и "пересадить" на русскую почву. Во-вторых,
    "Прекрасная шоколадница" - наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара. По одной из версий о создании этого шедевра, в 1745-м году австрийский аристократ заглянул в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Князь был покорён обаянием официантки, и, несмотря на возражения своей семьи, взял её в жёны. "Прекрасная шоколадница" стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил
    Драматургия Недоросль Драматургия 60-90-х годов XVIII в. Сатирические стихотворения Комедии Анализ произведения Социальная комедия "Недоросль" Творческий метод Критика о творчестве Д. И. Фонвизина П. А. Вяземский Г. П. Макогоненко П. Вайль, А. Генис Темы сочинений «Вопросы (в сокращении)» Биография Д. И. Фонвизина Изображение дворянства в комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Полное собрание сочинений Д. И.Фонвизина "Юрий Милославский, или русские в 1612 году" Проблемы, отраженные в
    Произведения Фридриха Дюрренматта вот уже пятый десяток лет успешно ставятся на сценах мира. Не составляет исключение и пьеса "Визит старой дамы". Одна из самых удачных постановок этой трагикомедии была осуществлена известным украинским режиссёром Сергеем Данченко в Национальном драматическом театре им. Ивана Франко в Киеве. Начиная с 1983 года длительное время этот спектакль шёл с неизменным аншлагом, приобщая всё больше и больше зрителей к творчеству выдающегося швейцарского драматурга. Пьеса "Визит старой дамы"
    Николай Иванович Новиков родился в родовом имении Тихвинское-Авдотьино Московской губернии 27 апреля (8 мая) 1744 года. Он происходил из дворянской семьи и вместе с Денисом Фонвизиным обучался в дворянской гимназии при Московском университете,поступив в нее в1755 г. Однако в 1760 г. он был исключен из гимназии за самовольную отлучку. С 1762 г. Новиков служил в Измайловском полку. Глубокое влияние на формирование просветительских взглядов Новикова оказала работа в Комиссии по составлению

Эпоха Просвещения в России

Во второй половине XVIII века в России широкое распро-странение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.

Просветители верили в Разум, который только и мог объяс-нить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения бы-ли формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.

Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался рус-ской историей, стал известен как талантливый литератор и удач-ливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую ти-пографию с книжной лавкой, привёл её в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года сущест-вования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.

Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и со-жгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.

Образование

В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гим-назиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).

Культура

В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут напере-бой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купече-ство, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А. П. Сумароков.

Активно развивается архитектура. Знаменитым архитекто-ром становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями ко-торого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Ква-ренги.

Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фалькоие создаёт знаменитый памятник Петру Ве-ликому — «Медный всадник». И. П. Мартос прославился как ав-тор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Материал с сайта

Жанры литературы. Журналы

С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: про-заический роман, повесть, комическая опера и «слёзная драма». Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, ко-торая господствует в журналах «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Ни то, ни сио в стихах и в прозе», «Поденщина». Анти-крепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец».