Крестопоклонная седмица великого поста вместе с детьми материнские заметки. Можайское благочиние

На святой Крестопоклонной,
Морем света озаренный
Батюшка выносит в храме
Крест, украшенный цветами.

И молитву воспевая,
Крест поклоном величая,
Славим Господа Христа
В дни Великого поста.

В третье воскресенье Великого Поста, Неделю Крестопоклонную, наши доброхотики после Божественной Литургии, приложившись к Кресту, получили из рук нового настоятеля нашего храма отца Андрея маленький, но вкусно пахнущий, в красивой цветной посыпке крестик.

Эта добрая православная традиция печь крестики в память о страданиях Спасителя нашего Господа Иисуса Христа стала уже и полюбившейся традицией нашей воскресной школы «Доброхотики».

Такие же красивые и вкусно пахнущие крестики, только большего размера вручили и батюшкам нашего храма – двум отцам Андреям. Вот такая у нас «история» — два отца Андрея. И, конечно, мы не забыли о нашем дорогом отце Кирилле. Крестики для него и матушки Марии передали с наилучшими пожеланиями через матушку Валентину (маму нашей Машушки).

После чаепития в трапезной, доброхотики отправились в воскресную школу.

На занятие к нам пришел отец Андрей, новый настоятель храма, чтобы посмотреть, как мы живём, познакомиться с воспитанниками. Было очень приятно почувствовать его соучастие (вот такое «масло масленое», но оно передаёт наше состояние:)) , потому как батюшка пришел к нам с подарками!… «Мы с матушкой и детишками посмотрели, что у нас есть дома, и нашли вот таких овечек

Забавное овечье семейство. Папа — барашек в клетчатой жилетке с умной книгой в «руках» и мама – овечка с маленьким сынишкой – барашком в обнимку! А так же отец Андрей принёс в подарок икону апостола от 70−ти священномученика Онисима, у которого на руках овечка. Оказывается, этот святой считается в народе покровителем овец. Ведь, известно, что многие святые очень любили животных. И, есть среди них те, которые и на святых иконах изображаются с животными.

Вот какая информация есть на сайте Российского этнографического музея:

Онисим-овчар — день памяти св. Онисима, отмечаемый Церковью 15/28 февраля. Известно, что Онисим родом из г. Колосса во Фригии был одним из семидесяти апостолов. Он принял крещение от апостола Павла. С Онисимом и Тихиком Павел отправил послание к колоссянам. По преданию, Онисим был назначен епископом в Эфесе; в 109 году в Риме он был до смерти побит камнями противниками христианской веры.

В народной традиции св. Онисим считался покровителем овец, и потому его называли овчаром, то есть пастухом овец. На Онисима-овчара в некоторых местах у русских существовал обычай окликать звезды для того, чтобы овцы хорошо ягнились. В Воронежской губ. этот обряд происходил следующим образом: вечером, с появлением звезд на небе, хозяин овец и пастух шли за околицу и трижды кланялись на все четыре стороны. Затем пастух становился на овечью шкуру и произносил заговор: «Засветись звезда ясная, по поднебесью, на радость миру крещеному. Загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты заглянь, звезда, на двор рабу (имя рек). Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец. Как по поднебесью звездам несть числа, так бы у раба (имя рек) уродилось овец более того» (Некрылова А.Ф., 1991, с.110).

Сравнение овец со звездами, свойственное традиционному сознанию, легло также в основу приема метафоры в жанре загадки:
«Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат»;

«Один пастух тысячи овец пасет»;

«Бежат, бежат овечки
по липовой дощечке;
увидали зорю -
пали в воду».

К дню Онисима-овчара в южнорусских губерниях — Рязанской, Тульской и др. — приурочивался обычай «зорнения пряжи»: ее вывешивали на утренний мороз, считая, что от этого она станет белой, чистой и крепкой.

В некоторых местах на мороз выставляли также зерно, предназначенное для посевов, чтобы урожай хлебов был лучше. С помощью «зорнения» на Онисима-овчара очищали конопляное масло: его перемешивали со снегом и ставили на солнце, отчего снег таял и впитывал темные примеси из масла. Загрязненная вода оседала внизу, а ночью замерзала, и наверху оставалось очищенное и осветленное масло.

Конечно, к заговорам наши доброхотики относятся с должным чувством юмора, но, информация сама по себе интересная. Это же история культуры народа.

Детишки с воспитателями поблагодарили отца Андрея за интересный рассказ и подарки, показали на фотографиях как мы отмечали праздник «Доброхотной овечки» в прошлые годы.

А затем, потрудившись над поделкой «овечка в цветочках», стали готовиться к Пасхальному спектаклю «Курочкин подарок». Ведь уже три недели Великого поста позади и совсем скоро будет Пасха Господня!

Храни нас всех Господь силою Честнаго Животворящего Креста.

Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо Крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение!

«Прииде пост, мати целомудрия». А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, — и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут — благие помышления, и не сила только воротится — крепость воли, но и очи откроются — ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения!

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенскийтель Феофан Затворник.

ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Понедельник первой седмицы - начало Великого поста.
Считается, что длительность Св. Четыредесятницы - 40 дней - восходит еще к Ветхому завету. Господь наш Иисус Христос пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути, тоже 40 дней, во время которых его пытался соблазнить дьявол. Вот и последователям Иисуса полагается выдержать внутреннюю битву с сатаной в эти дни - а дьявол, как правило, не пренебрегает случаем потерзать постящихся. Впрочем, если в древности пост отличался совсем уж чрезвычайной строгостью, кое-где не разрешалось временами есть и даже пить воду, то в наши дни вполне можно потерпеть на крупах, овощах и т.д.

Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию. На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц. На протяжении поста (за редким исключением) Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям, а значит, и младенцев (детей до 7 лет) причащают также только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается особое последование — Литургия Преждеосвященных Даров.

На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». Канон святого Андрея Критского - яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова - а образы.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
Это празднование было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон. Торжество Православия –– это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия, на котором Церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой.После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями и возглашает вечную память тем, которые до смерти остались в послушании Церкви, особенно же – святым защитникам Православия.

Суббота 2-й седмицы — поминовение усопших.
В дни покаяния нашего мы не можем не радеть об оставлении грехов и упокоении душ, дорогих нам, поэтому во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу Великого поста Православная Церковь вновь совершает сугубую молитву за усопших. Те, кто уже обладает церковным опытом, конечно, подали в храмах особые записки о поминовении. Они будут вычитываться церковнослужителями во всяком необходимом случае на протяжении всех дней поста.

Неделя 2-я Великого поста
В это воскресенье совершается церковная служба в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фесалонийского, чудотворца, жившего в XIV в. Это один из самых почитаемых учителей Церкви. Великий подвижник горы Афон, он известне как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом, другими подвигами самоотвержения. Учение св. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях существенным образом отличают православную мистику от западной. Православное монашество - на Афоне, в России, повсюду - питается наследием исихазма, защитником которого стал святитель Григорий Палама.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому эта неделя и следующая седмица называется Крестопоклонной. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов». Делается это для ободрения и утешения кающихся христиан. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.

Что может лучше духовно укрепить человека, предпринявшего дальний путь, а в данном случае, постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост – это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу. Это время умервщления в себе «ветхого» человека, изживания своих страстей, дурных привычек и похотливых желаний, поэтому в духовном смысле самое главное – это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира. Крест – это призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем из десницы Его.

Начало традиции поклонения Кресту было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке, говорил в поучении о кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!»

Слово «пассия» в переводе с латинского означает «страдание». Пассия совершается в каждое воскресенье Великого поста, начиная со второй седмицы, за вечерним богослужением. И каждый раз читается Евангелие одного из евангелистов. Для чтения выбираются те места, где рассказывается о страстях (страданиях) Господа нашего Иисуса Христа, вспоминаются события в гефсиманском саду, на Голгофе. Обычно верующие во время чтения Евангелия стоят на коленях с зажженными свечами. Такое богослужение необходимо нам, людям в большинстве своем жестокосердным, не способным сострадать чужому горю, для того, чтобы сердце содрогнулось от воспоминания о том, что ради нас, за наши грехи, был распят Сам Господь наш Иисус Христос. Ибо ничто не может в такой мере утешить, ободрить и вдохновить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг нашего ради спасения.

Неделя 4-я Великого поста.
На четвертой неделе Великого поста Православная Церковь вспоминает прп. Иоанна Лествичника. Многолетние подвижнические труды в одном из Синайских монастырей позволили этому святому старцу в VI в. написать одну из величайших книг, названную им «Лествица». Она была и остается любимым чтением монашествующих и благочестивых мирян нашего Отечества. По этой книге стремились они разрешить возникающие духовные проблемы, получали ответы на возникающие вопросы, по ней учились обретению великого дара – добродетели послушания.

Четверг 5-й недели — Стояние Марии Египетской.
Накануне, в среду вечером читается Великий Покаянный канон прп. Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской.

Суббота 5-й седмицы — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста).
Суббота 5-й седмицы Великого поста по воспоминаемым событиям и Богослужению выделяется из ряда других суббот. В состав Богослужения этой субботы входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером) акафиста Божией Матери, отчего и самая служба именуется «Похвала Пресвятой Богородицы».

Поводом же к установлению Похвалы Божией Матери послужили некоторые исторические обстоятельства в жизни православных греков. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Положение греков было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский — Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери, Заступнице рода христианского, и постановили день этот ежегодно праздновать торжественным богослужением в субботу на 5-й седмице Великого поста. И наша Русская Православная Церковь, получив богослужебный чин от греков, также прославляет Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения «Похвалы Пресвятой Богородицы».

По содержанию акафист делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а икосах величие Божией Матери. По образцу этого акафиста составлено много других, посвященных великим праздникам, чудотворным иконам и почитаемым святым. Они часто читаются на молебных в храмах и в домах верующих, но к церковным уставом к богослужению предназначен только один – древнейший, поемый в субботу 5-й седмицы Великого поста.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери? Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской.
На двенадцатом году жизни будущая отшельница бежала из родительского дома в Александрию, где заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие. Случайно оказавшись на празднике Воздвижения Святого Креста в Иерусалиме, Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы - и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Долго и усердно молилась Мария и получила от Пресвятой указание уйти в пустыню.

В глубине пустыни Иорданской она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями, претерпевая голод и холод, помыслы и искусительные образы. На примере Марии Египетской Церковь дает нам образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам и напоминает верующим, что никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием, как низко кто не падал. Прп. Марии Египетской молятся об избавлении от блудной страсти.

Неделя 6-я, ваий (цветоносная. Вербное воскресенье)
Вход Господень в Иерусалим.

Ссылаясь на историю, Крестопоклонная неделя проводится ровно в середину поста. А на самом деле заглавие недели переходит на неделю с одноименного воскресенья. В воскресенье ведется первая служба, где все прихожане поклоняются кресту. Повторно проводятся поклоны на следующий день. А потом в среду и пятницу вечером, после этого крест находится в алтаре.

В 2018 году данная неделя приходится на 11 марта. В этот день крест выносят из храма, дабы прихожане могли к нему приложиться, пишет Wordyou. При проведении литургии, читают молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после чего все делают поклоны

Крестопоклонная неделя, что надо знать: о том, как не нарушить пост

Первый помощник в пост - это молитва. Крепкая молитва побуждает и очищает, молитва присутствует внутри нас и вовне сразу. Читая молитву, мы общаемся с Господом, мы взываем его о помощи, он даёт нам силы идти дальше до конца поста.

Второй помощник -упорство.Необходимо относится с пониманием и терпением к окружающим себя людям, окружить их добром в это тяжёлое испытание, всем не легко, но вы как крестьянин должны помогать своим ближним. Великий пост является одним из самых сложных испытаний, которые нам послал Господь. Мы столкнемся лицом к лицу с голодом, досадой, раздражением и недопониманием, обидой, сомнениями и многими искушениями которые нам были посланы.

Мы попытаемся избежать всех правил поста под натиском сомнений. Это всё предугадываемо, такие мысли призваны нас сбить с пути, а наша задача отстраниться от них. Возможно, наши близкие люди нуждаются в ответах на какие-либо вопросы, и мы, благодаря терпению, можем им помочь.

Третий помощник -беспрекословное принятие Божьей воли. Нас будут пытаться одолевать мысли о том, что это всё “не правильно” и, что “так быть не должно”, но ничего не изменить, надо принять божью волю и он поможет пройти испытание так, чтобы не поддаться соблазну и не сойти с пути. Не зря говорят, что дает Бог по силам и возможностям каждого. По прошествии Божьих испытаний, мы становимся мудрее и более сплочёнными.

Четвертый помощник - твёрдость духа. Временами нужно выразить недоступность каждой мысли, полагаясь только на твёрдость духа, придерживаясь принятого заключения. Лишь только мы можем пройти до конца, и крест работает нам о что напоминанием.

Крестопоклонная неделя, что надо знать: о древних традициях и ритуалах

В этот день у сельской детворы был праздник, на котором их одаривали печеньем. На четвёртой неделе Великого поста, очень значимого события в жизни православного крестьянина, даётся время чтобы тот мог оставить прежнего “себя” со всеми его согрешениями, дабы не повторить их в дальнейшем.

Так же в храмах проводится поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду - «средокрестьем». Благодаря тому, что в ночь со среды на четверг приходится середина поста, её называли «Средопостие», «Средокрестье». На этой неделе пекли пироги “Кресты”, которые могли хранится и не один месяц.

В некоторых местах хозяйки в кресты что-либо запекали, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк - к печали, хлебные зёрна - к доброму урожаю, лучина - к смерти, чаинка - к нечаянной жизни, кусочек кирпича - к плохому жилью, овсяное зёрнышко - к благополучию, монета - к богатству.

В то время, когда крест находится на аналое, прихожане кланяются ему и читаютТак что можно уверенно сказать, что Крестопоклонная неделя, является большим событием в жизни православного человека, ведь ничто другое как оно, даёт сил продержаться до конца Великого поста. Стоит напомнить, что Великий пост является самым длинным постом, а также одним из самых тяжких испытаний, которые нам посылает Господь и показывает насколько крестьянин готов к Пасхе.

Достоин ли человек носить крест, ведь это главный символ церкви, который был придуман Римлянами и использовался не по назначению, и был орудием для казни, на котором человек умирал в страшных мучениях, потому что смерть на кресте наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. После распятия на кресте Иисуса Христа подобный крест стал символом крестьянства.

На святой Крестопоклонной,
Морем света озаренный
Батюшка выносит в храме
Крест, украшенный цветами.

И молитву воспевая,
Крест поклоном величая,
Славим Господа Христа
В дни Великого поста.

В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому эта неделя и следующая седмица называется Крестопоклонной. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо Крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.

Сосредоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может и устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, - теперь, в середине Святой Четыредесятницы, Святая Церковь предлагает утешение и ободрение: Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам и о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение.

Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.

Что может лучше духовно укрепить человека, предпринявшего дальний путь, а в данном случае, постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост – это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу. Это время умервщления в себе «ветхого» человека, изживания своих страстей, дурных привычек и похотливых желаний, поэтому в духовном смысле самое главное – это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира.

Крест – это призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем из десницы Его.

Начало традиции поклонения Кресту было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке, говорил в поучении о кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!»