Крещение история праздника кратко. Праздник Крещение Господне: история возникновения праздника

Крещение Господне - один из важнейших и самых старых праздников Восточного христианства. Празднуется в честь крещения Иисуса Христа. В Православной церкви это событие отмечается 19 января - ему предшествует строгий пост накануне. Другое название праздника - Богоявление.

История и события Крещения

Крещение Господне - непросто праздник, отмечающий один из эпизодов евангельской истории. Это момент, который поделил христианскую цивилизацию на две эры. Последний ветхозаветный пророк, Иоанн Креститель, совершил ритуальное очищение водой самого Иисуса Христа. По библейской легенде в тот же миг случилось Богоявление - Святой Дух пришел к Иисусу в облике голубя, а голос Бога с неба сообщил присутствующим, что это Его Сын.

Современные историки не могут дать однозначного ответа, когда христиане задумались о праздновании Крещения. Первые упоминания относятся к III веку. Следующие три сотни лет праздник отмечали 6 января по Юлианскому календарю. Крещение Господне было объединено с Рождеством Христовым, как бы указывая на все три проявления Бога: рождение Сына, Богоявление Отца и сошествие Духа Святого в образе голубя. Эту библейскую историю считают первым появлением Пресвятой Троицы перед людьми.

В VI веке праздник разделился на два: теперь отмечали 25 декабря, а для Крещения Господня в календаре оставили 6 января. В Восточной Церкви (византийской) тех, кто готовился принять таинство крещения, чтобы стать христианами, крестили в день праздника. К моменту прихода христианства на Русь обычай крестить 6 января уже исчез, а вот традиция освящать воду осталась.

Современная Православная церковь отмечает Крещение Господне 6 января по юлианскому календарю, которое приходится на 19 января по григорианскому, общепринятому. Само слово «крещение» пришло в русский язык из греческого и первоначально означало погружение в воду. Встреча с Иоанном Крестителем стала первым общеизвестным фактом из биографии Иисуса: о его ранней жизни ходят только догадки.

Место крещения Иисуса Христа

Иисус Христос принял крещение в реке Иордан, протекающей по территориям современного Израиля, Иордании и Сирии. На тот момент основоположнику христианства было 30 лет. Точным местом этого события Евангелие называет Вифавару, что переводится как «Дом на переправе». В Вифаваре проповедовал Иоанн Креститель. Он выбрал это место из-за большой оживленности. Людей, державших путь из Галилеи в Иерусалим, он призывал к покаянию и принятию крещения.

О точных координатах этой местности продолжают спорить. В одних конфессиях принято указывать на западный берег реки, в других - на восточный. В XXI веке католики и православные проводят символический обряд крещения в Ярдените - место, где Иордан выходит из Галилейского моря, на территории современного Израиля.

Сочельник на Крещение Господне

Праздник Крещение Господне Православная церковь начинает отмечать с вечера 18 января. Этот день именуется Крещенским сочельником. Он представляет собой вечерние приготовления к главному событию. Ночь с 18 на 19 января проходит всенощное богослужение Крещения Господня. Люди выстраиваются в длинные очереди и стоят в них часами ради освященной крещенской воды.

Великое водоосвящение

Вода стала центром праздника. Во-первых, потому что в реке крестили Иисуса, и с тех пор сам обряд крещения напрямую связан с водой. Во-вторых, вода - источник жизни и начало всего живого на Земле. Обряд придания ей особенных свойств зовется Великим водоосвящением. Он проводится дважды - в Крещенский сочельник и на Крещение.

Великим его называют, чтобы отличать от Малого водоосвящения, которое осуществляется в любые другие дни. После праздничных молитв духовенство выходит из алтаря и направляется к сосудам с водой или водоему. Сначала священник расхаживает с дымящимся кадилом, затем читает молитву и трижды опускает в воду крест. Обряд завершается окроплением водой присутствующих.

Православная церковь именует такую воду Агиасмой, другими словами великой святыней. Существует поверье, что крещенская вода храниться значительно дольше обычной. Агиасма используется и для приема внутрь, и для совершения ритуальных действий. Верующие считают крещенскую воду источником здоровья для тела и духа. Ее бережно хранят и используют только в особых случаях. Распространено мнение, что ее нельзя пить, будучи озлобленным: это уничтожает благодать.

Такое отношение породило немало суеверий. Например, о том, что воду лучше набирать минимум в трех разных храмах. А крещенская вода, освященная 19 января, «сильнее» набранной в сочельник. Священнослужители просят не следовать глупым заблуждениям и проявлять терпение к окружающим, стоя в протяженных очередях за православной святыней. Не стоит приходить в храм с большими бочками: в таком объеме крещенская вода не нужна.

Важно: освященная накануне праздника, 18 января и, непосредственно, 19 числа, вода - совершенно одинаковая. Можно столкнуться с версией, что вся вода, даже та, что течет из-под крана в это время - освещенная. С одной стороны, это миф, созданный, чтобы облегчить себе жизнь и избежать километровых очередей. С другой, если верующий человек живет в отдаленной от храмов местности, то вода, взятая из водоема в ночь на 19-е число, будет ему в помощь. Правда, называть ее святой - неправильно.

Празднование Крещения в церкви

Крещение знаменует конец рождественских Святок - 12 дней между Рождеством и празднованием Богоявления. В православной церкви в ночь перед Крещением Господнем освящают воду. Это важнейшее событие праздника. То же осуществляется и непосредственно в день Богоявления, 19 января. Представители духовенства надевают белые ризы, являющиеся символом Божественного Света. В них облачаются только на важнейшие религиозные праздники, а также для свершения крещения, венчания, отпевания.

18 января - Навечерие Богоявления или Крещенский сочельник. Проводимые в этот день церковные службы аналогичны предрождественским. Пищу духовенство употребляет только раз - после водоосвящения. Если 18 января выпадает на выходные дни, то поесть можно еще один раз после литургии.

19 января, после Божественной Литургии, проводится Крестный ход к водоему, где желающие купаются на морозе по завершении Великого освящения воды, в крещенской Иордани - специально вырубленной к празднику проруби, обычно в форме креста.

Традиции Крещения Господня

Крещенские купания наряду с освящением воды - главный народный обычай в день Крещения. С точки зрения логики, ныряние в ледяную прорубь является серьезным риском для здоровья, на который верующие идут вполне сознательно и добровольно. Считается, что простудиться и заболеть после купания в Иордани нельзя. Существует масса доводов за и против такого обычая, но ежегодно нырнуть в воду с головой стремятся тысячи и даже миллионы людей.

Важно каждый раз перекреститься. Сразу после этого искупавшийся растирается и быстро укутывается в теплую одежду. Без хорошей закалки подобное лучше не делать. Кроме того, существует масса болезней, являющихся противопоказаниями к купаниям, о чем стоит посоветоваться с врачом.

Как правильно креститься?

Для крестного знамения нужно сложить три пальца правой руки вместе - это большой, указательный и средний. Остальные пальцы приложить к ладони. Сначала верующий касается лба, потом живота, правого и левого плеча. Порядок крещения менять нельзя.

Традиция купания на Крещение очень древняя и в идеале этот обряд совершается на реке Иордан. Для верующих возможность окунуться в реку, в которой крестился сам Иисус Христос - большая удача. Обычаи и традиции Крещения Господня предполагают рисование крестов мелом над оконными и дверными проемами сразу после возвращения с вечернего молебна в Крещенский сочельник. В это время на столе только постная пища, включая специально приготовленное сочиво - постное блюдо из риса и изюма.

На Крещение не принято работать. Это день для избавления души от тягот грехов. уже закончились, поэтому гадать нельзя. Запрещено устраивать шумные застолья: крещенский пост подобного не позволяет. Подарки и поздравления родственников и друзей, наоборот, желательны. Считается, что теплые слова и искренние добрые пожелания в эти дни имеют особую силу.

Приметы в Крещение Господне

Издревле в праздничное время обращали внимание на погоду. Морозная и ясная - к жаркому и сухому лету. На улице тепло и валит снег - урожай будет обильным. Крещенские морозы, о которых слышал каждый, необязательно приходятся на 19 января. Если они случились раньше, их называют ранними, позже - поздними крещенскими морозами. В народе связывать похолодание в январе принято именно с Крещением, но гидрометеорологи не поддерживают идею наступления внезапных холодов в связи с конкретной датой.

Если праздник выпал на полнолуние, ожидают сильного весеннего разлива. В старину из-за массового ведения сельского хозяйства это была одна из важнейших примет на Крещение. Есть и примета для тех, кто купается в проруби: такая процедура способна подарить большое здоровье и избавление от болезней. Бытует мнение, что на искупавшегося может снизойти благословение на счастье. Но от грехов купание не очищает. Для этого как минимум нужна исповедь.

Крещение Господне или Богоявление входит в число главных праздников православных христиан наряду с Рождеством и Пасхой. Это полное символов и сакральных смыслов напоминание о дне, когда будущий Спаситель принял крещение в водах священной реки Иордан. Ежегодно 19 января каждый верующий стремится стать участником древнего христианского праздника.

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2019 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ – ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Крещенскую воду можно хранить в пищевых емкостях целый год. При правильном отношение к ней, вода не портится, не цветет и не пахнет.
Сосуд, в которую набирается крещенская (или любая святая) вода, должен быть чистым, хранить его желательно в затемненном месте без доступа солнечных лучей. Если на бутылке имеется какая-либо этикетка (например «Лимонад») , ее необходимо убрать. Есть свидетельства того, что крещенская вода, которая хранилась в таких емкостях с надписями, начинала цвести и проявлялась плесень. Но, невзирая на это, она все же не лишается благодатных свойств, ею можно окроплять жилище. В этом случае лучше набрать из церкви другой крещенской (или освященной) воды, а той, которая испортилась, можно полить домашние цветы, или вылить в водоем.

Как говорится в Предании, все водное естество в ночь на Крещение освящается и становится подобным иорданским водам, прямо связанных с Крещением Господним. Духом Святым освящается Своим дыханием вся вода, в этот момент считается, что она везде святая, а не только там, где освятил ее священник. Само освящение — это видимый торжественный чин, который напоминает нам о том, что Бог здесь, рядом с нами на земле.

Крещенскую, или другую освященную воду, принято, вместе с кусочком просфоры, употреблять утром натощак перед едой, прочитав молитву:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь «.

При болезнях или искушениях такую воду необходимо пить обязательно. При этом если в графин с обычной водой добавить немного крещенской воды, то вся она становится святой.
А говорила, что можно немного крещенской или освященной воды налить на дно кружки или стакана, разбавить ее обычной водой и полить на себя во время принятия душа или ванны.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

ВЕЛИЧАНИЕ ГОСПОДА В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ

Величание Иисуса Христа, Господа нашего в день Его Богоявления:

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

ВИДЕО

Видеофильм про праздник Святого Богоявления, Крещение Господне

Одним из самых важных и значимых двунадесятых православных праздников является Крещение Господне, или как его еще называют Богоявление. Им завершаются Святки, поэтому необходимо 19 января, в день, когда празднуется Крещение, соблюсти важные обряды. В этой статье мы расскажем вам об истории праздника и о традициях, связанных с ним.

Весь православный мир празднует 1 9 января праздник Крещения Божьего Сына Иисуса Христа, которого крестил Иоан Креститель (Предтеча) в реке Иордан. Именно в этот день Бог назвал Иисуса своим сыном, явившись людям в облике голубя. Поэтому праздник Крещения называют еще Богоявлением. На момент крещения Иисусу было 30 лет.

Иисус пришел к Иоану и прочел проповедь перед народом о необходимости крещения, которое очищает души людей от грехов. После этого события Божий сын отправился в пустыню, где провел много времени, голодая и воздерживаясь от искушений дьявола. Его примеру последовали Апостолы.

Праздник Крещения в церкви начал отмечаться сразу. Только при жизни Иисуса его отмечали в один день с Рождеством. Праздник Рождества и Крещения назвался Богоявлением. Раздельно эти праздники стали отмечаться в Константинопольской церкви. Это произошло в 377 году. Традиции обоюдного празднования сохранились по сей день только в армянской церкви.

Крещение: традиции и обычаи праздника

Празднование Крещения начинается на самом деле не 19 января, а за день до него. 18 января православный народ готовит крещенский сочельник, который представляет собой голодную кутью из риса, пшена, изюма и меда. Однако ее нельзя было есть до того, как будет освящена вода. Чтобы освятить воду не обязательно идти в церковь. Есть такое поверье, что ровно в полночь вода в реках, водоемах и даже в кране становится святой. Если ее набрать именно в это время, то она будет иметь особенную ценность в качестве лекарства для лечения смертельных болезней и не только.

Однако все-таки не стоит доверять воде из крана. Пойдите к ближайшему озеру, где батюшка проводит специальный обряд освещения воды. Желательно перед этим также посвятить церковную службу, которая в обязательном порядке должна проводиться в ночь с 18 на 19 января.

Как правило, во льду делается прорубь в виде креста, над которой батюшка читает молитвы, а затем в ней купаются все желающие закалиться, очиститься от грехов и прочей нечисти. Нужно окунуться в прорубь 3 раза. После каждого погружения в воду необходимо обязательно креститься:

  • Заныривание в воду символизирует смерть Христа.
  • Выныривание из воды означает воскресение Божьего Сына.

После того, как вы нырнете, обязательно выпейте горячительного напитка, чтобы согреться. Но это не должен быть алкоголь. Подойдет чай с медом и лимоном. Однако если вы не верите искренне в то, что вода поможет вам избавиться от недугов, и что она вообще обладает какой-то силой, то лучше не пейте ее и не купайтесь в ней, потому что в таком случае она действительно никакой пользы вам не принесет.

Священники предупреждают, что купаться в проруби нужно правильно:

  • Не раздевайтесь раньше времени. Снимите одежду непосредственно перед тем, как зайти в воду.
  • Погружение в воду должно быть медленным. Сначала омойте колени и лицо.
  • После того, как процессы ныряния будут завершены, сразу же выходите из воды, чтобы не переохладиться.
  • Если вы пьяны или слишком сыты, то нырять в ледяную воду нельзя. Ведь чревоугодие так же, как и пьянство, являются церковными грехами. Благословение в таком случае на желающих очиститься в Крещение не снизойдет. Кроме того, это попросту очень опасно для жизни. Из-за резкого перепада температур на фоне алкогольного опьянения может остановиться сердце.
  • Если перед нырянием вы не побывали в церкви, не помолились и не поставили свечку, то ожидать чудодейственного эффекта священной воды тоже не стоит.
  • Женщинам нельзя нырять в прорубь в купальнике открытого типа. Чтобы окунуться в проруби, нужно купить новую чистую рубаху или сорочку, так как тело должно быть закрыто. Эту рубашку нужно сохранить. Ее женщина может надевать на себя или на своих детей тогда, когда она или ее малыши заболеют. Считается, что рубашка будет обладать особой силой в течение всего года до следующего Крещения.

Важно! Вода, набранная из проруби в день Крещения, не портится в течение года. Ею можно освящать дома, поить ею больных людей в семье. Через год от этой воды лучше каким-то образом избавиться, потому что свою целебную силу она теряет. Нужно набрать новую воду в тот же праздник, чтобы иметь возможность пользоваться ею в следующем году.

С Крещением Господним связаны и другие менее важные, но почитаемые православным людом традиции:

  1. После похода в храм и освящения воды нужно отправиться обязательно на трапезу. На столе при этом должно стоять 12 блюд с маслом и мясом.
  2. На праздничный стол можно приготовить так называемые квадратные блины. Блинчики такой формы привлекают в дом достаток.
  3. Праздновать Крещение нужно в кругу родных людей, поскольку это торжество относится к числу семейных. Если не пренебречь этой традицией, то вся семья в течение всего года будет жить в полном составе, не болеть и хорошо себя чувствовать.
  4. После того, как трапеза завершится, все присутствующие за столом должны помолиться. В молитве должна прозвучать благодарность всевышнему за то, что на столе есть пища.
  5. После молитвы вся родня должна выпустить из клетки белого голубя. Это символ того, что вы отпускаете все прошедшие рождественские праздники.
  6. До Крещения после Рождества женщинам запрещалось ходить к воде, чтобы ее просто набирать домой или тем более стирать в ней. Считалось, что в неосвященной воде водятся черти, которые могут нанести большой вред женщине. Поэтому за водой всегда в течение 2 недель до Крещения ходили мужчины.
  7. Чтобы сохранить молодость и красоту, женщины окунали в любую емкость, куда была набрана священная вода, рябину или кораллы. От них щеки девицы всегда были румяными.
  8. Перед восходом солнца в день Крещения каждая незамужняя девушка могла узнать свою судьбу. Для этого ей надо было выйти на улицу и дождаться первого прохожего. Если им оказывался мужчина, это означало, что в течение этого года она выйдет замуж.

С праздником Крещения Господнего связано также много примет. По тому, что происходит вокруг, по изменениям в погоде люди определяли, каким будет их урожай, что их ждет. В качестве примера приведем вам некоторые популярные приметы, связанные с Богоявлением:

  • Если в ночь с 18 на 19 января на небе много звезд, нет ни одного облака, это означает, что весна придет рано, лето будет жарким, а осень дождливой.
  • Если на Крещение выпало полнолуние, то весной нужно ждать опасных разливов рек.
  • Если в Крещение ярко светит солнце, и нет ветра, значит, год пройдет спокойно для всех, без происшествий и особых потрясений. Если у вас в планах есть какое-то начинание, то можете не бояться, оно увенчается успехом. Если же погода дождливая, пасмурная и ветреная, то это признак того, что в текущем году православный народ прольет очень много слез из-за бед, которые его одолеют.
  • Если в день Крещения все вокруг покрыто снегом или снег идет целый день, это значит, что весь год православному люду не грозят эпидемии и страшные болезни, от которых невозможно излечиться.
  • Если человек всю ночь на Крещение промолится на небеса, которые открываются человеку по-особенному, то все, о чем он попросит Бога, обязательно сбудется.
  • Чтобы защитить свой дом от нечистой силы на весь год, нужно в ночь на Крещение нарисовать на всех окнах и дверях кресты белым мелом.
  • Если снег выпал 18 января, то им можно обложить человека в семье, который сильно болеет, то он обязательно излечится.
  • Если крестить ребенка в день Крещения Господнего, то он будет очень счастливым по жизни. Таких детей называют благословенными.
  • Если совершить в день Крещения Господнего помолвку, то семья получится крепкой и счастливой. Супруги смогут вместе прожить долгую жизнь.
  • Все сны, которые приснятся вам в ночь на Крещение, сбываются, потому что они вещие. Любые гадания так же, как и Рождественские, очень сильны и всегда сбываются.

Не упустите возможность в этом году воспользоваться всеми благами, которые дарит нам Господь в день Крещения. Пусть они принесут вашей семье гармонию, счастье и здоровье!

Видео: «Праздник Крещения»

19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господня, или Богоявление. Крещение, как и Пасха, считается самым древним праздником в христианской культуре. Этот день связан с евангельским событием - крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан.

Мы рассказываем об истории, смысле и традициях праздника.

Смысл названия

Праздник Крещения Господня тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, - крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же - Иоанн Креститель. Второе название праздника - Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном.

Этот день также часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов» или «святыми Светами» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.

История праздника

Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении для оставления грехов и крестить людей в водах.

Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить. После крещения «отверзлись» небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).

Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Считается, что в этом событии людям была явлена Святая Троица: Бог Отец - голосом с неба, Бог Сын - крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой - снизошедшим на Иисуса Христа голубем.

Как принято праздновать

В этот день по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу.

Между тем купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан главное в этот день посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.

Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу традиционное постное блюдо из крупы - сочиво. Трапезничать можно только после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой.

Освящение воды

Главная традиция праздника - освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, и непосредственно в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Крещеная вода называется «агиасма «и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию.

По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон.

Целебные свойства крещенской воды

Крещение – православный праздник и, согласно христианской вере, святая вода – это самое эффективное лекарство от всех болезней. Для избавления от телесных и духовных недугов ее нужно пить ежечасно, глубоко веруя в целительную силу. Женщинам в критические дни прикасаться к святой воде нельзя, можно только в исключительном случае, например, при тяжелой болезни. —

В православных традициях хорошо известна история праздника. Крещение Господне наделяет воду чудодейственной силой. Ее капелька может освятить огромный источник, и она не портится при любых условиях хранения. Современные исследования подтвердили, что крещенская вода не меняет свою структуру без холодильника.

Где хранить крещенскую воду

Вода, собранная в день праздника Крещения, должна храниться в Красном углу возле икон, это самое лучшее для нее место в доме. Брать ее из Красного угла надлежит без ругани, в этот момент нельзя ссориться и позволять себе неблагочестивые помыслы, от этого теряется святость волшебного напитка. Окропление дома водой очищает не только жилище, но и членов семьи, делает их более здоровыми, нравственными и счастливыми.

Крещение Господне: традиции, обычаи, приметы и гадания

День накануне, как и перед Рождеством, называют Сочельником. Люди верующие постятся до вечера, на ужин полагается «голодная» кутья. По канонам блюдо готовиться из распаренной пшеницы и узвара (несладкого компота), дополнительные компоненты: мед, перетертый мак, грецкие орехи.

На Крещение за стол садятся после посещения службы и купания в проруби. Меню – на усмотрение хозяев. Однако, согласно традиции,принято готовить печенье в виде крестиков. Кстати, в некоторых домах этим сладостям придавали особенное значение. Хозяйки загадывали по печеньке на каждого члена семьи, а после смотрели, как пройдет год у домочадцев: если после выпечки крестик получился ровным и румяным – все будет замечательно, подгорел – к болезням и неприятностям.

Работать в Богоявление не положено.

Вечером в Сочельник всю обувь заносили из сеней в дом, забытые за порогом сапоги или валенки предвещали проблемы со здоровьем. Денег в долг не давали на протяжении всех святок, иначе семья будет нуждаться весь год.

С особым трепетом ждали праздника незамужние девушки, причина тому – смотрины, которые проводились в церкви или возле проруби-иордани. Помолвка, состоявшаяся на Крещение, считалась залогом долгой и благополучной семейной жизни.

Наши предки примечали особенности этого дня, прогнозируя по ним различные события будущего, погоду, урожай.

Представляем несколько примеров:

  • Снег и метель на Крещение – предвестники хорошего «хлебного» года.
  • Ясное звездное небо в ночь перед Богоявлением символизирует богатые сборы ягод и гороха.
  • Охотники особое внимание уделяли собачьему лаю, чем лучше его слышно, тем больше будет дичи. Любопытна современная интерпретация этой приметы: гавканье и тявканье означают прибыль, как таковую.
  • Птиц, постучавших в окно в этот день, отождествляют с душами умерших близких. Случилось такое событие, нужно раздать помин.

Барышни, следящие за внешностью, ночью собирали снег, а потом умывались им, чтобы «кожа сияла, и щеки румянились».