Крещение господне в мураново.

Социальное служение является одним из важнейших аспектов жизни Церкви. Помощь и сострадание ближним — неотъемлемая часть нашей веры. Все Евангелие пронизано любовью к ближнему и заботой о нем.

В конце своего земного служения Христос рассказал притчу о Божием суде (Мф. 25:34-36): «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. По настоящее время Церковью устраиваются приюты для бездомных, реабилитационные центры, различные общины, в которых могут найти поддержку обездоленные люди.

Сегодня в светском обществе к бездомным людям доминирует презрительное отношение. В Церкви на них смотрят как на людей, за неопрятной внешностью и асоциальным образом жизни которых сохраняется образ Божий. Поэтому наша задача, в первую очередь, поддержать их нашим человеческим отношением.

Более 17 лет на нашем приходе существует традиция принимать обездоленных лиц. Приходят разные люди. Это и беженцы бывших советских республик, и отсидевшие срок в тюрьмах, и брошенные родственниками, и потерявшие квартиры в результате чьих-то махинаций, и ограбленные в дороге, и просто спившиеся люди.

Зачастую у таких людей отсутствуют документы, без которых человек оказывается словно вне границ общества. В случае болезни он не может рассчитывать даже на медицинскую помощь.

Иногда нуждающихся в помощи людей привозят родственники, надеясь, что вдали от мирских соблазнов пьющие близкие или даже наркоманы смогут избавиться от своих пагубных пристрастий.

Кто-то приходит к нам на короткий срок, кто-то на более значительное время. Некоторые полностью связывают свою жизнь с общиной. С каждым годом к нам приходит все больше людей.

Ежемесячно на приходе проживает в летнее время не менее 80-ти человек. В морозы это число доходит и до 120 человек.

Если кто-то пожелает уйти, чтобы продолжить жизнь в миру, мы не пытаемся его удержать. Каждый сам для себя определяет, когда он духовно укрепился и не нуждается в нашей поддержке.

Иногда трудники возвращаются на приход. Были случаи, когда наркоманы, избавившись от своей страсти и вернувшись к нормальной жизни, приезжали на приход и просто помогали во славу Божию, хотели помочь Богу, вера в Которого помогла им выжить.

Мы сотрудничаем с социальными службами, которые отправляют обездоленных в наши храмы. Рассылаем объявления в различные светские и церковные организации по всей России о том, что приход принимает бездомных людей. Периодически расклеиваем такие объявления в городах Московской и других областей.

Все обратившиеся к нам находят приют. Расселяем их преимущественно по утепленным бытовым вагончикам, которые полностью оборудованы и пригодны для жилья. Обездоленные обеспечиваются трехразовым питанием. Они могут подобрать себе теплую одежду и обувь. В случае их болезни выдаем нужные лекарства, при необходимости обращаемся к врачу. Мы обеспечиваем лиц БОМЖ в основном своими силами. Просим у прихожан помочь обувью, одеждой.

Прихожане наших храмов относятся к обездоленным с большим вниманием, помогая им не только материально, но и морально: даже доброе слово, сказанное в адрес бездомного незнакомым человеком, может оказать им большую поддержку. Примечательно, что община становится более крепкой, потому что единое дело — помощь и забота об обездоленных — объединяет верующих.

Проживают в основном у нас мужчины.

В основе лежит четкий распорядок дня, физический труд, запрет на алкоголь. Ежедневно читаются общие молитвы, проводятся занятия по Закону Божию. Каждое воскресенье они посещают храм, периодически выезжают в паломнические поездки к святыням. Некоторые впервые исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин.

Но, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, бездомному в первую очередь, надо дать не только еду, но и кров. Люди выполняют посильные послушания. Учитываются пожелания и профессиональные навыки каждого. Сейчас у нас есть автомеханики, электрики, сантехники, слесари и даже резчик по дереву. Среди обратившихся к нам оказывается немало мастеров, которые в силу неправильного образа жизни опустились и потеряли интерес к жизни.

На приходе ведется натуральное хозяйство. Люди трудятся на скотном дворе, ухаживают за животными.

Основным видом работ, в которых участвуют бездомные, является уборка храмов и территорий, расчистка святых источников, территорий парков Памяти погибших.

Часто таким людям бывает непросто вернуться к прежней, нормальной жизни. Сказывается их привычка к лени, расслабленность, отсутствие обязательств и прежде всего — подверженность пьянству. Алкоголизм — болезнь, прежде всего, не телесная, а духовная, и только подлинное глубокое воцерковление может излечить от этого страшного недуга.

С не соблюдающими правила пребывания на приходе приходится расставаться.

Чтобы на приходе не возникало криминальных ситуаций, составляется картотека на каждого приходящего, которая проверяется органами УВД.

По большим церковным праздникам по возможности мы дарим трудникам подарки. Иногда служим особые молебны о помощи обездоленным.

В нашей общине проживают не только православные. Иногда обращаются мусульмане и католики (сейчас на приходе трудится даже гражданин Конго).

Бывает, что за помощью обращаются тяжело больные люди. К сожалению, наш приход не может обеспечить им постоянную медицинскую помощь и индивидуальный уход. Помогаем им и пристраиваем в социальные приюты, которые могут обеспечить должный уход.

Удивительно, что не нужные обществу люди оказались нужны Богу, ведь их руками выстроены многие храмы и часовни в нашем приходе.

В настоящее время, при отсутствии в нашей стране налаженной системы социального обеспечения, социальная работа Церкви очень важна. Она является не только помощью государству, но и проповедью христианской любви. Проповедью не словами, а делом.

» состоится празднование Богоявления - Крещения Господня.
В ночь с 18-го на 19-е января с 22:00 ночи - исповедь с 24:00 ночи - часы, Божественная Литургия, по окончании которой в 2:00 - великое освящение воды в храме, в 2:30 ночи - крестный ход на источник, где так же будет совершаться великое освящение воды около 3:00. 18 января с 16:00 вечера - Всенощное бдение под праздник Крещения, Богоявления Господня (во время богослужения - исповедь).

В Пушкинском районе Московской области на территории Ашукинского городского поселения есть древнейший населенный пункт - деревня Данилово.
Архивные сведения говорят, что когда-то эта деревня была центром волости, и знаменательна тем, что здесь находилось подворье Чудова монастыря Московского Кремля. Этот монастырь, созданный святителем Алексеем - Митрополитом Московским, в трех местах Московской губернии имел свои подворья, и одно из подворий располагалось именно в деревне Данилово.
К сожалению, монастырь был утрачен безвозвратно, потому что на месте монастыря уже Кремлевский дворец Съездов.

Игумен Феофан получил благословение правящего архиерея Московской Епархии - Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о воссоздании в деревне Данилово храма в честь Архангела Божия Михаила, в память о существовавшем там ранее подворье Чудова Кафедрального монастыря.
Начать работы отец Феофан решил с возрождения древнего источника, который в период Советской власти был запущен и засыпан землей. Но, тем не менее, члены общины начали активно проводить работы и увидели - словно Бог явил некое чудо - там, где едва сочилась вода забились сильнейшие струи и оказалось, что вода имеет удивительные качества и свойства. На святом источнике была часовня и купальня для погружения.
Отец Феофан видя, что в это святое место с каждым днем стало приезжать все больше и больше народу задумался о том, чтобы люди, приезжая сюда не только могли бы набрать целебной воды, но и начали размышлять о чем-то важном, что могло бы повлиять на личность человека в положительную сторону.
Наконец, с организацией ветеранов боевых действий «Боевое братство » было принято решение создать на святом источнике вблизи Данилово парк погибших военнослужащих из Подмосковья, отдавших свою жизнь при выполнении воинского долга в Республике Афганистан с 1979 по 1989 год.

В день праздника - Крещения Господня - 19 января в 12:00 дня на святом Даниловском источнике будет по традиции совершено Великое освящение воды и желающие смогут получить благословение на погружение в купальню.
Так же в день праздника Крещения Господня с 8:00 утра будет совершена Литургия в Александро-Невском храме Софринской Бригады ВВ МВД России (являющимся для всех общедоступным), по окончании которой в 10:30 в войсковой церкви будет совершено великое освящение воды, а затем в 11:00 богомольцы проследуют крестным ходом на святой источник в Данилово, где в 12:00 так же будет совершено великое освящение воды.

Церковь учит нас, что Бог чудным образом подает Свои Дары каждому из нас. Но за нерадивость, беспечность, неблагодарность людей, Он может все в одночасье отнять.
Народное предание гласит, что по реке Сумерь, которая протекала через деревню Артемово, плыла икона. Крестьяне, трудившиеся на поле, вынули эту икону из воды. В честь этого события на месте обретения иконы Страстной Божией Матери была часовня. В народе эта икона считалась явленной и особо почиталась. К этой иконе обращались за помощью. Рассказывали, что во время свирепствовавшей страшной эпидемии верующие жители с молитвой обошли с этой иконой деревни и получили благодатное исцеление.

Грянула Октябрьская революция. Часовня деревни Артемово в 1933 году была разорена и уничтожена.

В 1998 г. на территории одного из дачных товариществ около деревни Артемово Пушкинского района Московской области настоятель прихода Страстной иконы Божией Матери Пушкинского Благочиния Московской области отец Феофан Замесов обнаружил редкое явление, когда в одном из колодцев сильной фонтанной струей бил источник чистейшей воды. Специалисты подтвердили уникальность этого природного явления.
Необходимо отметить, что колодец находился как раз в том месте, где когда-то стояла Страстная часовня, в честь обретения на водах р. Сумерь иконы Страстной Божией Матери.
В 2005 г. православная община предложила установить рядом с колодцем крест, сделать купол в виде маленькой часовни, освятить это место.

При согласовании этого вопроса с дачным правлением, община натолкнулась на отчуждение. Представители садоводчества оказались далекими от Церкви людьми и, не понимая важности святыни, ответили: «Мы не нуждаемся в этом, источник нам не нужен. Не нужны нам здесь богомолье, богослужения. Лишние люди будут мешать нашему отдыху ».
Отец Феофан со своим помощником, тогда диаконом, а ныне вторым священником прихода отцом Георгием Парамоновым, решили установить хотя бы Крест. Но когда открыли крышку колодца, увидели на дне лишь остатки воды да грязную жижу. Источник воды иссяк.

Что же произошло? Почему ушла вода?
Ответ напрашивается сам собой. За неверие Господь отнял у людей эту святыню.
Но у Бога свой Промысел. Однажды настоятель с диаконом обходили деревню Артемово с другой её стороны. Спускаясь с крутой горы, заросшей травой и бурьяном, они увидели на обрыве огромную старую березу в несколько человеческих обхватов. Из-под корней дерева вдруг забила струя воды. Таким удивительным чудным образом, ровно через год, 22 марта, в день празднования Сорока мучеников Севастийских, был открыт этот источник.
Когда это место расчистили, открылся родник целебноносной воды, который питает реку Сумерь. Источник был посвящен памяти Сорока Севастийских мучеников.
Сначала на этом месте воздвигли часовню, затем бы разбит детский городок с качелями, горками, песочницей, клумбами и цветниками.
В 2009 году и освящена закрытая купальня, погружаясь в которую многие верующие получают помощь и исцеления. Источник доступен круглогодично.

На второй день праздника Крещение Господня, 20 января , в день Собора Иоанна Предтечи в Страстном храме деревни Артемово с 8:00 утра будет совершена Божественная Литургия, по окончании которой в 10:30 утра из храма проследует крестный ход на святой источник Севастийских мучеников, где в 11:00 будет совершено великое освящение воды.

С уважением, настоятель храмов Страстной иконы Божией Матери в д. Артёмово. Спаса Нерукотворного усадьбы "Мураново " им. Ф.И.Тютчева и св. Благоверного князя Александра Невского Софринской Бригады ВВ МВД России в пос. Ашукино. Ответственный за взаимодействие Церкви и силовых структур на территории Пушкинского района.

Игумен Феофан Замесов

Последние новости Подмосковья по теме:
Крещение Господне в Мураново

Подмосковье


14:18 20.01.2011 Правительство Московской области

Сегодня плановые отключения электроэнергии намечены в тринадцати районах Московской области - Подмосковье

20 января в Московской области продолжаются ремонтно-восстановительные работы по устранению последствий технологических нарушений в распределительной
14:12 20.01.2011 Радиовещание Подмосковья

Вниманию операторов связи! Информация о плановых отключениях электроэнергии, намеченных на 20 января 2011 года - Подмосковье

Вопрос о введении института военных священников на заседаниях Министерства обороны и Государственной Думы обсуждается уже несколько лет. Однако во многих воинских частях священники-добровольцы уже довольно давно делают все возможное для оздоровления жизни в армии. Иеромонах Феофан Замесов, настоятель храма Спаса Нерукотворного в Муранове, - один из самых известных "полковых священников" в современной России. Он постоянно ездит в воинские части Подмосковья и Северного Кавказа. Корреспондент "НГР" встретился с ним, чтобы обсудить проблемы духовного окормления военнослужащих.

-Отец Феофан, почему вы стали духовно окормлять именно легендарную Софринскую бригаду Внутренних войск?

- Впервые с Софринской бригадой я соприкоснулся, когда еще учился в школе. На уроках военной подготовки мы сдавали нормативы по стрельбе именно в этой части. Но тогда я и представить себе не мог, что именно здесь буду исполнять свое пастырское служение. А тесная связь у нас сложилась уже около восьми лет назад, после того как я принял священнический сан.

Именно Софринская бригада стояла у истоков духовного служения в Вооруженных силах. Военные помогли встать на ноги нашему приходу, помогли построить храм.

Тогда же я услышал от командира бригады о том, что неплохо было бы начать пастырское окормление бойцов, а также построить на территории части часовню для поминовения всех погибших воинов. Более ста бойцов погибли, исполняя свой долг перед родиной в различных горячих точках.

- Как началось ваше служение в этой части?

- Я стал часто приходить в часть. Служил здесь молебны, панихиды, выступал перед бойцами с напутственным словом на присяге. Окончательно мы сблизились после того, как я стал регулярно приходить к военным и проводить беседы о вере, о смысле жизни и служении родине.

- Как к вам относятся солдаты и офицеры в частях, которые вы навещаете?

- Первое время ко мне относились недоверчиво, особенно некоторые офицеры. Люди не могли привыкнуть, что какие-то вещи могут делаться на добровольной основе и безвозмездно. Теперь многие офицеры сами приезжают к нам в Мураново, чтобы помолиться; они исповедуются, причащаются, крестят детей.

Как правило, нигде в частях, куда бы мы ни приезжали, мы не встречали какого-то особенного отчуждения. Везде командование идет нам навстречу.

- Что удалось сделать для пастырского окормления военных в других соединениях?

- Сейчас мы проводим пастырскую работу в более чем десяти крупных воинских соединениях Подмосковья. Мы стараемся сделать так, чтобы каждая воинская часть была закреплена за определенным храмом, чтобы священник мог приходить туда беспрепятственно, проводить беседы, совершать молебны.

- Как вы относитесь к идее восстановления в Вооруженных силах полкового священства?

- Безусловно, возрождение этого института может привести к существенному оздоровлению ситуации в армии. Однако говорить о введении полкового духовенства пока еще сложно. Сегодня окормление военных проводится только силами приходских священников.

- Что лично вы предпринимаете для нормализации обстановки в воинской части? Как священник может облегчить жизнь солдата?

- В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. Бывает так, что ко мне приходят солдаты и жалуются на тяжелую службу. Я поддерживаю их морально. С некоторыми из них беседовать довольно просто. А бывают такие ситуации, когда человек уже находится на грани нервного срыва.

Тут уже, чтобы не случилось ЧП, нужно сообщать командованию. Бывают случаи, что просто необходимо пойти в роту и провести со всеми общую беседу о взаимоотношениях между людьми, о совести, о братстве.

У меня были случаи, когда некоторые ребята подходили и просили перевести их из одной роты в другую. И я просил командование об этом.

- Переводили?

- Если не было каких-то серьезных препятствий, то переводили. В некоторых случаях я просил командование части отпустить ребят ко мне на приход потрудиться в храме, чтобы они смогли отключиться от своего подавленного состояния.

Каждый случай нужно рассматривать в отдельности. И иногда не обязательно бежать к офицерам и им жаловаться. Это не всегда может принести положительный результат.

Если есть возможность не переводить человека в другую роту, мы стараемся уладить ситуацию миром. Однако когда ясно, что на протяжении длительного времени человек испытывал унижения и он уже на пределе, то правильнее будет решить вопрос о его переводе. Мы стараемся помогать солдатам, не афишируя этого, чтобы не усугублять ситуацию еще больше.

- Что может священник противопоставить неуставным отношениям в армии?

- Жизнь показывает, что в тех частях, где есть священник, все меняется к лучшему. Но не следует отказываться и от наказаний. Ведь есть настолько ожесточенные люди, что их никакими пастырскими беседами не исправишь.

- Что вы предпринимаете, узнав о случаях дедовщины? Как, на ваш взгляд, можно преодолеть неуставные отношения в частях?

- Не могу сказать, что в частях, которые я окормляю, нарушения дисциплины или неуставные отношения происходят часто, к счастью, это редкость. В неделю я исповедую более ста военнослужащих. Обычно я спрашиваю их о том, как проходит служба, какие условия в части.

Для решения проблемы дедовщины должны быть скоординированы все силы. Нужно привлекать и Церковь, и самих офицеров, и даже родителей. Отмечу, что многие ребята приходят в армию морально не готовыми проходить службу. Они, как правило, вообще не подготовлены к обычным жизненным трудностям, а тем более к тяготам армейской жизни. Происшествия зачастую происходят не из-за насилия, а из-за недисциплинированности.

- Если вы пытаетесь вмешаться в ситуацию, помочь, то как к этому относится командование?

- Командование обычно относится к этому с пониманием. Лучше перевести человека в другую часть, чем дожидаться ЧП. Я стараюсь беседовать с ребятами, у которых возникают проблемы с адаптацией. Иногда и сами офицеры просят поговорить с солдатами, которые ранее уже совершили какие-то правонарушения.

Повторюсь, очень важен индивидуальный подход. Нужно общаться с каждым новобранцем. Иногда, общаясь с ними, я не затрагиваю вопросы веры, а просто расспрашиваю о службе, о внутреннем мире. Если видишь внутренний мир человека, то предотвратить ЧП бывает намного легче.

Иногда рядовой просто не может сказать своему командиру то, что он может сказать священнику. Конечно, священник не заменит офицера, поэтому мы должны работать вместе. Некоторые вопросы, связанные со службой, может решить только священник.

- Как вы относитесь к солдатам других вероисповеданий?

- Мы всегда учитываем принцип добровольности. Ведь как говорится: "Невольник - не богомольник". Если солдат - буддист или мусульманин, то было бы неправильно насильно заставлять его присутствовать на православном богослужении.

Однако я стараюсь, чтобы никто не был обделен вниманием. Даже если солдат не православный, а иноверец, он все равно мне дорог, потому что всех нас объединяет единая родина. Многие солдаты-иноверцы подходят ко мне с вопросами, делятся со мной своими проблемами.

- Расскажите, пожалуйста, сколько раз вы были в Чечне?

- У меня было пять командировок в Чечню. Если бы у меня была возможность, то я уезжал бы на Северный Кавказ и чаще. Однако приходские дела заставляют все время возвращаться назад. Потом мы же стараемся приезжать к солдатам не с пустыми руками. А чтобы собрать гуманитарную помощь, духовную литературу, кресты и иконы, необходимо время.

Когда я в первый раз приехал в Чечню, меня очень поразило то, что часть живет в очень тяжелых условиях. В чистом поле стоят палатки, роются траншеи. Но, что удивительно, там я не видел ни одного солдата, который бы роптал на трудности и невзгоды.

В одной из командировок на Кавказ, направляясь из Цхинвала в Чечню, мы остановились в Беслане. Осень, развалины школы, внутри под открытым небом (часть крыши проломлена взрывом) сотни детских фотографий, мерцающие свечи и море цветов. Тяжелая, завораживающая и, к сожалению, уже знакомая картина – до этого был «Норд-Ост», еще раньше – Буденновск. Бандиты, заложники, гибель и освобождение…

Но самые сильные чувства испытываешь в Городе ангелов. На окраине Беслана в торжественном покое одинокое кладбище, совсем свежее. Небо плачет дождем, а у тебя ком в горле. Когда проходишь эти симметричные ряды мраморных плит, ощущаешь взгляды «с того света» – добрые и безмятежные. С фотографий на мраморе на тебя смотрят ангелы: серьезные старшеклассники, наивные школьницы, встречается и совсем малышня. На некоторых плитах по 3-5 одинаковых фамилий. 3 сентября 2004 года в бесланской школе № 1 смерть выкосила целые семьи…

О погибших в Беслане помнят и молятся не только в Осетии. В 2006 году по инициативе духовника Софринской бригады внутренних войск, настоятеля Спасского храма при музее-усадьбе Мураново игумена Феофана (Замесова) рядом с источником был открыт Парк памяти детей, погибших в Беслане.

– В последние годы мы, к сожалению, уже привыкли к терактам, – вынужден признать отец Феофан. – Но Беслан врезался в душу особенно. Из трехсот тридцати четырех погибших большинство дети!

В 2004 году непосредственно после этой трагедии я ездил в командировку в Чечню. Проезжая по Осетии, в душе каждого человека я видел боль. И тогда мы попросили в правительстве Осетии списки жертв, чтобы поминать их здесь, на нашей подмосковной земле. В числе погибших увидел две фамилии – брат и сестренка Замесовы (а я помню, что когда-то очень давно наши родственники жили в тех краях, где Беслан). Возможно, просто однофамильцы, но меня это поразило.

Я стал глубже вникать в эту трагедию, встретился с матерями погибших Беслана, и тогда только увидел, какая же боль, какая мука поселилась на всю жизнь в душах этих людей. Так возникла идея при благоустройстве источника в Муранове создать по соседству парк в память о бесланских ангелах.

С тех пор на склонах оврага выросли деревянные часовни, лесенки, лавочки; через ручей перекинули мостки; вместо зарослей сорняка разбили клумбы и построили детскую площадку. Тогда же посетители стали приносить и оставлять здесь всевозможные игрушки. Поскольку к памяти о детях Беслана люди относятся с благоговеньем и любовью, даже у воришек рука не поднимается что-то украсть из этого парка.

Подмосковный оазис с множеством больших и маленьких плюшевых игрушек притягивает родителей с детьми. Взрослые круглый год приезжают на источник за водой, дети – погулять в сказочном парке, где столько цветов и «ничьих» игрушек.

– К нам приезжали из Беслана матери погибших, – рассказывает игумен Феофан. – Внезапно они заплакали и говорят: знаете, самой страшной мукой для детей, когда они находились там в заложниках, была жажда… А у вас здесь такой чистый источник, столько родников бьет – словно сам Бог дает нашим детям испить этой живой воды, утоляя их мучения жажды…

– Я пойду проведаю своих друзей! – пока мы наполняем на источнике канистры, четырехлетняя Настя бежит к знакомому детскому домику, в котором «живут плюшевые друзья».

Когда дочке было два года, я объяснил ей, что забирать отсюда игрушки нельзя – здесь их дом. И теперь каждый раз, как мы приезжаем в Мураново, Настя обязательно «навещает друзей» – это традиция. Год назад здесь даже жили черепахи, которые плавали под открытым небом в декоративном фонтане, но это лето выдалось холодным и дождливым, поэтому черепах куда-то эвакуировали.

– Отец Феофан, а кто все же трудился над благоустройством парка?

– Бог очень премудрый: так получилось, что наш приход принимает и окормляет бездомных людей. Зимой их бывает до 150 человек. Люди, которые были выброшены за борт жизнью, остались без семьи, без квартиры, без работы – оказались нужны Богу. Именно их трудами в нашем районе созидались эти парки, благоустраивались источники и памятные места – руками наших бездомных, из них немало мастеров.

Среди ухоженных клумб в парке то и дело встречаются скульптуры ангелочков (они словно прячутся в цветах). Посетители, кто здесь впервые, подходят к стеле с золотым куполом и крестом, всматриваются в надписи на мраморных досках – 334 имени, фамилии в основном осетинские.

Пока детвора весело играет в куклы или качается на качелях, родители в тишине думают о чем-то своем – кто тихо молится, кто размышляет о странностях судьбы и смысле жизни. Ведь на месте той бесланской школы могла оказаться и любая другая…

Дежурящая на источнике монахиня открывает одну из часовенок, показывает фотоальбомы:

– Мы находимся в часовне иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В этих трех альбомах собраны фотографии и имена всех погибших тогда в Беслане – здесь и дети, и родители. Там ведь много взрослых оказалось, кто пошел 1 сентября проводить детей в школу. Списки со всеми именами у нас сохраняются в молитвенной памяти.

Удивительно, но сегодня парк памяти детей Беслана ни у кого не вызывает давящего чувства, здесь необычайно уютно и светло. Жизнь продолжается, и приезжающие на источник в Мураново в какой-то момент начинают осознавать, что молитва взрослых и радость детей – это и есть лучшая наша память, живых о погибших, о тех, кто навечно остался в Городе ангелов.

)

Знакомство

«Ба-бах!» Входная дверь бревенчатой избы оглушительно распахнулась, широко омахнув нас с провожатым веером прохлады. На крыльцо, явно не по своей воле, а несомый неведомой силой вылетел мужичонка. Грязноватые длинные волосы врастрёп, сбитая вкось гимнастёрочка, жидковатая бородёнка и безумные от страха глаза, говорили, что мужичок пребывает в крайней грусти. Следом, в широкий шаг, неотвратимо настигал его хозяин домика, настоятель местного прихода, отец Феофан. Батюшка был впечатляющ: полы рясы развивались параллельно земле, глаза, казалось, искрились белыми молниями. Ухватив «казачка» левой рукой, правой, настоятель принялся охаживать бедолагу по загривку, по спине, в бока. Слух мой изредка выхватывал из гневного львиного рыка лишь отдельное: «…будешь ещё?...я тя, собаку…из-под икон брать…другой раз башку срублю…». Закрепив свою «проповедь» парой финишных тумаков, батюшка придал «крестнику» столь значительное ускорение, что тот буквально растаял в ближайших зарослях акации.

«Батюшка, вот, привёл сибиряка. Потрудиться хочет», - как ни в чём не бывало, обратился к священнику мой провожатый.

«Помню. Благословляю. Проводи, Вячеслав, определи, где жить.», - чуть сипловатый голос настоятеля уже был спокоен и ровен.

По пути к избушке трудников, Вячеслава поведал мне, чем «казачок» разгневал настоятеля. У мужичков-трудников вышло курево и Андрей, тот самый «казачок», с товарищем не придумали чего умней, как позаимствовать немного денег из кружки для пожертвований. За это Андрей-«казачок» и был бит батюшкой.

«Крутоват ваш батюшка!», признал я, уже стоя на крыльце своего будущего «общежития»

Из первых рук

Вечером, в трапезной я стал свидетелем продолжения «воспитательного процесса». Батюшка лютовал! Подвальные своды многократно отражали гневный сиплый бас, и, казалось, вековая кладка готова дрогнуть под его натиском. Сидящие за столом - человек восемь рабочих; их старший, уже знакомый мне Вячеслав; пара-тройка прихожан и пяток солдат, на едином вдохе пережидали окончания бури. Когда второй пакостник, «подельник» Андрея, попытался что-то пискнуть в своё оправдание, в его сторону с такой силой просвистел стакан, что рассыпался не в осколки – в пыль, «бинькнув» о стену.

В ту же ночь, под кружку крепкого чаю, от своих новых товарищей узнал я многое про отца Феофана: «Лют наш батюшка и на расправу скор, но справедлив!», «Никто не знает, спит ли когда…», «В 32 года его настоятелем сюда определили, а приход тогда чахлый был.», «Так он за четыре года возродил тут многое, отстроил часовни, святые источники, церкви ставит…», «Окормляет Софринскую бригаду ВВ, из Чечни с ними не вылазит».

(Молебен в Софринской бригаде МВД. Фото сайта http://muranovo.ru/ )

«Он «белый монах», понял? В миру, то есть. Послушание ему такое!» Рассказывали взахлёб, вперебой. Кто степенно в пол-голоса, кто на «басЫ», но как один с любовью, с уважением крайним. А народец разный в трудниках. Есть и лихой. Бывалый. Тёртый. Но порядков своих никто с собой приносить не смей. Порядок один – по слову настоятеля. Казалось, и птицы не поют на приходе без благословения батюшки. По великому ли делу, по малому ли слышишь: «Если батюшка благословит!», «А батюшка благословил ли?»

«Сфера влияния»

Позже многое увидел и я. Узнал приход в Муранове, потрудился на восстановлении святых мест подмосковных. Храмы, часовни, святые источники; храм-часовня Святого великомученика Никиты в глуши леса, на месте монашеского скита; парк памяти детям Беслана…

Труды и труды, работы и работы, десятки километров пройдены за месяц, тонны песка, кирпича и брёвен перелопачены. До всего есть дело настоятелю, всё под отеческой опекой его.

(восстановление храма-часовни Св. мч. Иоанна Воина в д. Матьянково на месте, закрытого в 1937 году. Позже оно было разрушено до основания в 1959 г. Фото автора)

Узнал я, увидел и почувствовал и отношение батюшки к своим подопечным. Для меня, дальнего, занесённого сюда из Сибири, невдомёк было, что известен отец Феофан далеко за пределами своего прихода. Со всего Подмосковья едут к нему те, о ком поёт Шевчук: «Про-о-опавший без вестиии…я назову тобой доро-о-огууу!» Запойные, в пост-наркоманской ломке, сидельцы, бомжи – все находят у батюшки работу, кров и стол. В одном из телевизионных интервью, которые мне довелось увидеть уже через много лет на канале «Союз», настоятель мурановского храма говорил о своих подопечных так: «Для нас очень важно, что это место созидается руками тех людей, которые, казалось бы, никому не нужны, выкинуты за борт жизни… И вдруг, оказывается, они нужны здесь! И они понимают, что каждый человек нужен Богу!»

(Домик трудников. Бывшая баня Боратынских-Тютчевых. Фото автора)

Одни, оправившись, обретя веру, находят силы вернуться в люди, других позже вновь растворяет дурная жизнь. Первых, по счастью больше. О жизни на приходе, о работе трудника, о распорядке жизни «по монастырскому уставу», расскажу, если доведётся, в другой раз.

Увы, за месяц трудов на приходе, ни словечком не довелось перекинуться с батюшкой. Для него я один из многих. А вопросов к батюшке множество, один торопливее другого. Как же успевает всё, где силы черпает? Чуть свет приходим в трапезную – он уже там, готов читать утреннее правило. Вечером, уставшие, возращаемся пешим ходом затемно из соседних деревень – батюшка уже во главе стола, принимает доклады о работах. Всегда, чуть прикрыв глаза, вполголоса, надорванным голосом отдаёт короткие дельные распоряжения. Не похвалит никогда, не выделит среди прочих. Порой наломаешься за день, топором намашешься, кирпича-раствора перелопатишь горы, ждёшь – похвалит настоятель, выделит твою работу. Ан не нет, в трапезной вечером и не глянет в твою сторону. По глупости обижались мы. Умный человек разъяснил: «Дурни, батюшка гордыню вашу лечит. Учит смирению!»

Не сразу, но дошли до меня эти слова. Потому, когда пришло время собираться домой, золотом на сердце легли слова отца Феофана: «Пора? Тогда с Богом. Спаси Господи за Ваш труд! Приезжайте ещё к нам!»