Корабельный состав черноморского флота ссср. История раздела Черноморского флота

У авокадо очень хрупкие, покрытые гладкой глянцевой корой ветви. Листья, имеющие темно-зеленый оттенок, при этом довольно крупные и жесткие. В длину они достигают 25 см. Форма их может быть овальной и ланцетовидной. Цветки авокадо маленькие, двуполые: тычинки расположены в несколько кругов вокруг пестика. Размещаются они на концах побегов. При выращивании авокадо из косточки в домашних условиях деревце может достигать 2 м.

Вкус плода, включающего в себя большое количество витаминов, напоминает сливочное масло. Авокадо идеально подходит для приготовления различных салатов, а также блюд японской кухни (суши). Поэтому сегодня все больше людей хотят знать, как посадить авокадо из косточки.

Как выбрать косточку для посадки

Для выращивания дерева авокадо дома понадобится самый зрелый плод, так как косточка в таком фрукте уже находится в нужной для посадки кондиции. Спелость фрукта можно определить нажатием на его бока, после чего на них должны остаться небольшие вмятины.

Чтобы достать косточку из плода, нужно взять острый нож и разрезать фрукт по диаметру, стараясь не повредить саму косточку. Если фрукт выбран правильно, она легко отойдет от мякоти.

Вынутая косточка промывается в проточной воде, после чего ее выкладывают на тарелку обсохнуть. В это время можно подготовить тару для проращивания.

Как правильно прорастить авокадо из косточки

На сегодняшний день известно два способа проращивания косточки авокадо. Ее можно сразу посадить в землю или прорастить в воде. В первом случае получения какого-либо результата можно добиться лишь по истечении нескольких недель и даже месяцев, а во втором процесс идет намного быстрее. К тому же первый способ больше всего подходит для опытных цветоводов, которые не понаслышке знают все не только о том, как вырастить авокадо из косточки, но и о необходимости регулировки влажности грунта и воздуха. Поэтому для новичков больше подходит второй вариант.

Для проращивания авокадо из косточки в воде необходимо провести несложные подготовительные работы. Для этого на поверхности косточки проделывают три небольших отверстия, используя толстую иголку, которой протыкается верхний слой. Очень важно при этом не повредить ее внутреннюю часть. В готовые дырочки вставляются спички или зубочистки. В результате должна получиться своеобразная конструкция с ручками, которые будут торчать в разные стороны.

Теперь нужно взять стакан воды и положить в него косточку таким образом, чтобы ее толстая сторона оказалась внизу. Спички должны лежать на бортах, придерживая ее на весу. Воду лучше всего использовать кипяченную и остуженную до комнатной температуры. Косточка должна всего лишь слегка касаться ее, а не быть погруженной в нее полностью. По мере того как жидкость будет испаряться, ее надо подливать.

Появления первых корешков можно ожидать уже через две недели. Но это только при условии, что косточка будет обеспечена постоянной влагой. Ее можно будет пересадить в землю, как только корешки подрастут до 3 см.

Пересадка косточки авокадо в землю

Чтобы вырастить авокадо из косточки дома, необходимо подготовить рыхлый субстрат, состоящий из смеси перегноя, сырого торфа, земли и песка, взятых в равных пропорциях, куда добавляется 14 частей извести.

Горшок для посадки должен быть изготовлен из пластика. На первое время достаточно будет небольшой емкости, глубина и диаметр которой не более 9 см. На дне ее обязательно проделываются небольшие отверстия, предназначенные для выхода лишней влаги. Кроме этого, нужно подготовить качественный дренаж, используя для этого керамзит или пенопласт.

Отвечая на вопрос о том, как прорастить авокадо из косточки, нужно обязательно учитывать, что она ни в коем случае не должна быть зарыта в землю полностью, так как в этом случае она просто сгниет. Ее погружают в грунт тупым концом вниз всего лишь наполовину. Точно таким же образом осуществляется высадка косточки в землю без предварительного проращивания.

Косточке, посаженной в грунт, необходимо создавать постоянно высокую влажность. Субстрат должен быть всегда слега мокрым. Если все сделано правильно, совсем скоро можно будет увидеть первые листики авокадо.

Выращивание авокадо из косточки: уход

Авокадо хорошо себя чувствует в светлом месте, при этом его следует укрывать от попадания прямых солнечных лучей. Растение является теплолюбивым. Оптимальной температурой для авокадо является 18 °С. Зимой температура его содержания не должна быть ниже 12 °С. Если она будет ниже, деревце начнет сбрасывать листья.

В весенне-летний период деревце нуждается в обильном поливе. Зимой и осенью полив должен быть умеренным, по мере подсыхания почвы. Переувлажнять землю ни в коем случае нельзя. Помимо этого, в осенне-зимний период необходимо позаботиться о досвечивании, используя для этого специальные фитолампы.

Выращивание авокадо из косточки возможно лишь при условии высокой влажности воздуха в помещении, особенно в отопительный сезон. Добиться этого можно с помощью частого опрыскивания.

Прищипка авокадо

Авокадо из косточки растет довольно быстро и имеет склонность вытягиваться. Потому необходимо регулярно делать прищипку для придания деревцу кустовой формы. Если прищипнуть макушку, можно добиться лучшего ветвления растения. Прищипку стволика делают для придания ему низкорослой формы и дальнейшего прорастания побегов из спящих почек. Ее производят на уровне не менее чем 15 см от поверхности земли, оставляя 3-4 побега, которые должны быть направлены в разные стороны. Как только стволик достигнет 20 см, осуществляется прищипка верхушек для формирования ветвей следующего порядка.

Первая процедура прищипки выполняется над восьмым листом, после чего растение начнет ветвиться. Веточки прищипывают над пятым листом.

Правильная прищипка и должный уход за деревцем помогают ему сформировать крону. Это является обязательным условием для его плодоношения.

Опыление авокадо

Знаний о том, как посадить авокадо из косточки, не всегда достаточно для того, чтобы деревце в этом случае начало цвести, а уж тем более плодоносить. И несмотря на то, что растение способно к самоопылению, добиться результатов можно лишь при перекрестном опылении. Даже не все цветки авокадо, растущего в дикой природе, дают плоды. Так, на двадцатиметровом дереве при обильном цветении образуется 150-200 плодов, не больше.

В домашних условиях можно провести искусственное перекрестное опыление многочисленных цветков авокадо с помощью мягкой кисточки. Начинать нужно, как только они распустятся, а пыльца созреет. Делать это нужно ранним утром и желательно, чтобы это был солнечный день. Дерево авокадо, выращивание из косточки которого было сопряжено с нарушением условий, не сможет дать плодов. Если на улице пасмурная погода и потепление не планируется, продлить освещение растения в период цветения до 15 часов в сутки можно, используя досветку. Перекрестное опыление проводится три раза в месяц, после чего растение удобряют.

Подкормка

Деревце авокадо начинают подкармливать в годовалом возрасте. Вносить минеральное удобрение следует 4 раза в год. Делать это нужно весной или летом один-два раза в месяц. При подкормке уже взрослых деревьев увеличивают количество азота, который необходимо вносить в почву два раза в год, в конце зимы и в начале лета.

Иногда листья на взрослом дереве начинают неожиданно желтеть. Причиной этому является нехватка цинка и железа. Чтобы этого избежать, растение опрыскивается хелатом железа и дополнительно удобряется составами, содержащими большое количество железа и цинка.

Пересадка авокадо

Молодые растения нуждаются в ежегодном пересаживании. И делать пересадку необходимо после зимнего периода покоя. Для этого важно использовать плодородную и хорошо дренированную почву.

Опытные садоводы, отлично знающие о том, как вырастить авокадо из косточки, советуют при возможности летом контейнер с деревцем выставить на улицу, не забывая, что авокадо в молодом состоянии очень чувствительно к солнцу и может погибнуть от солнечных ожогов. Поэтому растение сначала держится в полной тени, постепенно приучаясь к свету. Также во избежание проблем можно побелить стволик.

Если нет возможности провести полную пересадку растения, можно просто снять верхний слой почвы и оставшуюся в горшке землю тщательно пролить кипяченой водой. Это не даст деревцу страдать от засоления грунта.

Возможные вредители и болезни авокадо

Главными вредителями авокадо являются паутинные клещи, щитовки и ложнощитовки, из-за действия которых листья начинают желтеть и облетать. Чтобы не допустить этого, мало знаний о том, как вырастить авокадо из косточки. Их еще нужно не забывать проявлять на практике, а именно регулярно осматривать дерево для их своевременного обнаружения.

Листья авокадо обрели коричневый оттенок и начали опадать? Причиной является слишком сухой воздух. Проблемы можно избежать, если не забывать постоянно опрыскивать растение водой комнатной температуры.

Если листья начинают терять свою окраску, необходимо отрегулировать освещение. Если растение долгое время находилось в затемненном месте, то к свету его необходимо приучать постепенно.

День Черноморского флота (ежегодный праздник в честь создания Черноморского флота в 1783 году, отмечается с 1996 года)

Черноморский флот основан в 1783 году по указу императрицы Екатерины II после присоединения к России Крыма. Тогда в бухту у села Ахтиар (с 1784 года - Севастополь) впервые были введены 11 кораблей и судов из Азовского моря. Они составили ядро нового русского флота. Еще 1 января 1783 года был издан указ о назначении вице-адмирала Федота Клокачева, отличившегося в Чесменском сражении, командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». В Херсоне началось строительство флотилии боевых кораблей под командованием Федора Ушакова.

Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Но после поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. В соответствии с Лондонской конвенцией 1871 года этот запрет был снят, и Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне.

После революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд РКП (б) в 1921 году принял решение о восстановлении Черноморского флота.

В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной. 15 апреля 1994 года в Москве президенты России Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. 9 июня 1995 года в Сочи президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины, а 28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории. В соответствии с подписанными документами предусматривается пребывание ЧФ России на базе в Севастополе до 2017 года. За Россией остались три пункта базирования корабельного состава: Севастополь (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосия и временно Николаев, а также два основных аэродрома и два запасных. Местом дислокации береговых войск ЧФ России стал Севастополь. Бухта Стрелецкая используется флотами двух стран совместно. Весной 2000 года российско-украинская подкомиссия по проблемам урегулирования Черноморского флота определила порядок использования Черноморским флотом РФ полигонов боевой подготовки ВМС Украины и некоторых пунктов связи.

Андрей ФЕДОРОВЫХ - аспирант Института российской истории РАН

Научный анализ событий, связанных с распадом Российской империи и СССР, особенно остро проявивших себя в регионе Черного моря, имеет важное теоретическое и практическое значение. В частности, проблема статуса Черноморского флота бывшего СССР и его главной военно-морской базы - города Севастополя на сегодняшний день, пожалуй, является наименее изученной, несмотря на активное обсуждение данных вопросов на межгосударственном и общественном уровнях и, как следствие, наличие большого количества различной литературы на эту тему.

В соответствие с Морской Доктриной РФ, утвержденной Президентом России В.В. Путиным, защита территории РФ с морских направлений, ее суверенитета на внутренние морские воды, территориальное море, включая регион Черного моря, «относится к категории высших государственных приоритетов»1. При этом в документе поставлена задача сохранить базирование Черноморского флота в Севастополе на длительную перспективу. По итогам Совещания по военно-дипломатическим вопросам Азово-Черноморского региона 17 сентября 2003 года Президент РФ подчеркнул, что это зона стратегических интересов России, которая «обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим». В то же время реальными вызовами безопасности Россий¬ской Федерации в Азово-Черноморском регионе являются активность террористических структур, этническая преступность и нелегальная иммиграция. С целью укрепления позиций Российской Федерации в регионе принято решение о создании дополнительно пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске. В то же время подчеркивалось, что решение о развитии системы базирования Черноморского флота на Кавказском побережье России «не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе»2. Проблема Черноморского флота и Севастополя стала одним из наиболее сложных последствий распада СССР. Однако возможность ее возникновения около сорока лет таилась в решении высшего руководства СССР в 1954 году о передаче Крымской области из РСФСР в состав УССР. Это решение означало «разрыв исторической преемственности государственно-территориального устройства»3 Российской Федерации, без учета интересов и мнения ее многонационального народа. Представления о незыблемости СССР, недооценка внутренних противоречий советской федерации и роли национального фактора обусловили забвение исторического опыта во многом аналогичных событий периода распада Российской Империи, сопровождавшихся острой борьбой за Черноморский флот, Севастополь и Крым. После распада СССР военно-политическая проблема Черноморского флота оказалась неразрывно связанной с территорией его Главной базы - городом Севастополем - и потенциально конфликтной этнополитической ситуацией в Крыму, где большинство населения вы¬ступало за воссоединение с Россией. Это обстоятельство обусловило особую сложность ситуации и поиска политических путей ее решения. От выбора политического пути решения проблемы Черноморского флота и Севастополя в немалой степени зависели стабильность и межнациональное согласие в целом в регионе Черного моря и на Кавказе. По оценке одного из авторитетных специалистов в данной области В.А. Печенева, Черноморский флот всегда был и остается «важнейшей составной частью единой системы обеспечения стратегических интересов России во всем Черномор¬ско-Каспийском регионе»4. Проблема Черноморского флота и Севастополя оказалась настолько сложной, что на высшем государственном уровне временами представлялась практически неразрешимой. Достижение в конечном итоге компромиссных политико-правовых решений по проблеме Черноморского флота и Севастополя приобретает особую актуальность в контексте заинтересованности Российской Федерации сохранить свое военно-морское присутствие в Севастополе и в Крыму после 2017 года - крайнего срока присутствия ЧФ в Севастополе и Крыму, согласно достигнутым в 1997 г. договоренностям с украинской стороной.

Хронологически проблема статуса ЧФ охватывает период с конца 1991 - начала 1992 года, когда этот вопрос впервые возник на межгосударственном уровне, что сразу же привело к конфронтации и последующему затяжному кризису в российско-украинских отношениях - по 2000 года, когда был в основном завершен процесс раздела наследства бывшего Краснознаменного Черноморского флота СССР и на его базе окончательно сформировались Военно-морские силы Украины и Черноморский флот Российской Федерации. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя, как основной военно-морской базы двух флотов на Черном море. Промежуточной датой является 28 мая 1997 года, когда в рамках подготовки к подписанию «Большого договора» о дружбе и сотрудничестве между РФ и Украиной были подписаны три межправительственных Соглашения по Черноморскому флоту. Тем самым был формально завершен «процесс определения судьбы» ЧФ бывшего СССР. Таким образом, в истории проблемы ЧФ можно выделить два больших хронологических отрезка - первый - с 1992-го по 1997 год - период трудных переговоров на межгосударственном и межведомственном уровне в условиях постоянно возникавших конфликтных ситуаций и кризисных явлений в отношениях между Россией и Украиной. Следующий период (июнь 1997-го - конец 2000 года) олицетворяет собой не менее сложный процесс наполнения конкретным содержанием основных положений достигнутых на межгосударственном уровне договоренностей.

В судьбе Вооруженных сил бывшего СССР определяющее значение имели события 1991 года, когда наряду с «парадом суверенитетов» бывших советских республик начал неукоснительно проводиться в жизнь принцип «новым независимым государствам - собственные вооруженные формирования». Наиболее болезненно процесс раздела и определения статуса совет¬ского наследства проходил в Украине. Опасность создавшейся ситуации во многом была обусловлена тем, что после распада Союза на ее территории оказалась большая часть вооружения и объектов Краснознаменного Черноморского флота - крупнейшей, более чем 100-тысячной стратегической группировки бывшего единого ВМФ СССР с неопределенным статусом.

С распадом Союза Черноморский флот оказался в крайне сложном положении. Ситуация складывалась следующим образом. 24 августа 1991 г. Украина согласно Акту о провозглашении независимости и результатам проведенного всеукраинского референдума начала строить суверенное независимое государство, гарантом безопасности и территориальной целостности которого должны были стать собственные вооруженные силы5 . В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине» все воинские формирования, дислоцированные на ее территории, были формально подчинены Верховному Совету Украины было создано Министерство обороны Украины. 6 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял закон «О Вооруженных силах» и «Об обороне», официально провозгласив создание своих национальных вооруженных сил на базе объ¬единений, соединений и частей ВС СССР, которые дислоцировались на ее территории. 8 декабря в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о Содружестве Независимых Государств6. СССР окончательно прекратил свое существование. Этому предшествовало совещание в союзном министерстве, на котором министры обороны суверенных государств, еще входивших в состав СССР, договорились о долевом участии в формировании военного бюджета страны. Уже тогда Украина твердо заявила о намерении создать свою собственную армию. Не были разрешены и другие проблемы, в целом не позволившие прийти к единому мнению по вопросам обороны и безопасности. С образованием СНГ любые попытки помешать разделу Вооруженных Сил украинскими лидерами рассматривались как нарушение законов Украины и вмешательство в ее внутренние дела.

Ясность в сложившуюся ситуацию в определенной мере внесла встреча глав государств Содружества, состоявшаяся 30 декабря 1991 г. в Минске, в ходе которой страны - участницы СНГ подписали ряд документов по военным вопросам, в соответствии с которыми Министерство обороны бывшего Союза подлежало ликвидации, а вместо него создавалось Главное командование Вооруженных сил Содружества Независимых Государств. Государства СНГ получили право создавать собственные вооруженные силы на базе частей и подразделений Вооруженных сил СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединенным командованием СНГ7. Однако дальнейшие события показали, что у лидеров, подписавших пакет военных документов, не было единого представления ни о том, что входит в понимание «стратегические силы», ни о том, каков должен быть статус и условия размещения этих сил на территории новых государств.

Флот имел статус оперативно-стратегического объединения. Однако именно этот статус, реализация которого возможна только при сохранении единства флота во всей взаимосвязи его структуры как объединения, политическим руководством Украины и ее министерством обороны был подвергнут ревизии. Основа их позиции заключалась в иной трактовке достигнутых в Минске соглашений. По сути, Украина изначально взяла курс на раздел ЧФ. Естественно, с этим не могло согласиться руководство России, фактически правопреемницы Союза, личный состав и командование Черноморского флота и в основном пророссийски настроенное население Крыма и Севастополя. Началось противостояние, продлившееся в общей сложности более пяти лет, во время которого стороны несколько раз оказывались на пороге открытой конфронтации.

События вокруг Черноморского флота после распада СССР развивались следующим образом.

В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины».

7 апреля 1992 года президент Российской Федерации Борис Ельцин издал Указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

«Война указов» завершилась встречей 23 июня 1992 года в Дагомысе Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывается на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.

3 августа 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне. Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединенным флотом России и Украины с объединенным командованием. Стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен. Таким образом был разрешен первый затяжной кризис в межгосударственных отношениях.

17 июня 1993 года в Подмосковье состоялись переговоры Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о формировании флотов двух государств на базе Черноморского флота.

3 сентября 1993 года в Массандре (Крым) на рабочей встрече президентов России и Украины подписан протокол, в соответствии с которым Черноморский флот со всей его инфраструктурой в Крыму будет использоваться Россией.

15 апреля 1994 года в Москве президенты России и Украины подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, по которому ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. В соответствии с соглашением Украине должно перейти до 20% судов ЧФ.

7–8 февраля 1995 года в Киеве была достигнута договоренность о базировании Черноморского флота России в Севастополе.

9 июня 1995 года в Сочи состоялась встреча Бориса Ельцина и нового президента Украины Леонида Кучмы. Подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине - 18,3% судов.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории8. Украинский парламент ратифицировал эти документы 24 марта 1999 года. Государственная Дума ратифицировала 18 июня 1999 года.

Графически процесс раздела кораблей и судов Черноморского флота можно изобразить так: (см. Приложение 1 на с. 104).

Сохранявшаяся в течение более пяти лет ситуация неопределенности правового статуса и дальнейшей судьбы ЧФ крайне неблагоприятным образом сказывалась на его боеспособности. Происходившее с Черноморским флотом в период с 1991-го по 1997 год многими воспринималось как процесс его гибели. Действительно, если подходить с формальной точки зрения, ЧФ 1991 г. не сравним с ЧФ 1997 г. К такому выводу можно прийти, сопоставив данные на момент заключения российско-украинских соглашений:

В 1991 г. Черноморский флот насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей. В постоянной боевой готовности находились силы Средиземноморской эскадры. Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий. По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992г. стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд. долларов США.

Наиболее полные данные по количественному и качественному составу ЧФ в 1992–1993 гг. приводит в своих публикациях Д.Кларк, эксперт по военным вопросам аналитического журнала RFE/RL Re¬search Report. Согласно его оценке «Не смотря на то, что Черноморский флот подобно Балтийскому меньше чем Тихоокеанский и Северный флоты бывшего СССР, он представляет все еще грозную силу, большую, чем большинство других флотов мира, включая членов НАТО, кроме США. Согласно данным Международного Института Стратегических исследований9 (IISS), он обладает более чем 400 кораблями, из которых 45 относятся к ударным надводным силам, из которых наиболее значительны морские военные корабли, включая два ракетных авианосных крейсера “Москва” и “Ленинград”, три ракетоносца с ядерным оружием, десять ракетоносцев поражения и тридцать ракетоносных фрегатов. Слабой частью Флота является его подводный компонент, который состоит из 26 в большинстве своем устаревших дизельных подводных лодок... Сила флотской авиации наземного базирования, однако, более чем компенсирует эту слабость. Согласно оценке IISS, этот компонент включает 151 боевой самолет и 85 вертолетов. Отдельные русские источники утверждают, что их даже больше, приблизительно около 400 единиц, включая 140 способных нести ядерное оружие и решать задачи на больших дистанциях... Флот также включает бригаду морской пехоты, базирующуюся в Севастополе, и части береговой обороны - моторизованную стрелковую дивизию в Симферополе». Вероятную численность личного состава Д. Кларк определил как 75 000 офицеров и матросов.

В ноябре 1996 г. в составе ЧФ было 383 боевых надводных корабля, 56 боевых катеров, 49 кораблей специального назначения, 272 катера и рейдовых судна, 190 судов обеспечения, 5 подводных лодок, всего - 655 единиц. В состав ВМС Украины входило 80 кораблей и судов различных классов.

По результатам Киевских соглашений от 28 мая 1997 г. ЧФ РФ состоит из 338 кораблей и судов. Численность личного состава не может превышать 25 тысяч человек, в том числе 2 тысячи в морской пехоте и ударной авиации. В состав флота входит 106 летательных аппаратов, из которых не может быть больше 22 боевых самолетов. Россия не может иметь больше 24 артиллерийских систем калибром более 100 мм; 132 бронемашин. Из 80 командных пунктов объединений и соединений флота за ЧФ РФ остается 16 (20 %), из 39 объектов связи - 11 (28%), из 40 объектов радио-технической службы - 11 (27 %), из 50 объектов тыла - 9 (18 %), из 16 объектов обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением - 5 (31 %), из 7 объектов судоремонта- 3 (42 %).

ВМС Украины получили 30 боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения.

Таким образом, после раздела ЧФ соотношение боевых кораблей в бассейне Черного моря стало 1:2,5 в пользу Турции.

У России осталось три пункта базирования корабельного состава - Севастополь, Феодосия и временно - Николаев; одно место дислокации береговых войск (Севастополь). В Севастополе Россия может использовать три из пяти основных бухт: Севастопольскую, Южную, Карантинную, а также Казачью для дислокации бригады морской пехоты ЧФ. Бухта Стрелецкая будет использоваться ЧФ РФ и ВМСУ совместно. Также ЧФ РФ может использовать два основных аэродрома в Гвардейском и в Каче (Севастополь), два запасных аэродрома в Севастополе (м. Херсонес, Южный), военный санаторий в Ялте, пост связи и испытательный центр в Феодосии и некоторые другие объекты за пределами Севастополя. Аренда Россией объектов и баз обходится ей в 97,75 млн долларов в год, которые списываются в счет погашения долга Украины. Россия обязуется не размещать в Украине ядерное оружие в составе ЧФ РФ, кроме того, порядок использования большинства флотских объектов устанавливает Киев. Маршруты передвижения личного состава и боевой техники ЧФ также определяется местными властями. Согласно российской военной доктрине, силы ЧФ должны состоять из двух оперативно-тактических группировок - Восточной с базой в Новороссий¬ске и Западной с базой в Севастополе, за которым оставался статус главной базы Флота10.

Согласно данным, опубликованным в начале 2002 г., в состав Черноморского флота Российской Федерации входит более 50 боевых кораблей, свыше 120 вспомогательных судов, около 430 единиц боевой техники и вооружения. Авиация ЧФ насчитывает около 90 самолетов и вертолетов. В соответствии с соглашениями о размещении ЧФ на территории Украины в Крыму находится воинская группировка не менее 25 000 человек, 24 артсистем калибром более 100 мм, 132 бронемашин, 22 боевых самолетов. Данная численность сохраняется без особых изменений по сей день. ВМС Украины насчитывают около 40 боевых кораблей и катеров и около 80 вспомогательных судов. Следует отметить, что к этому времени командованию обоих флотов в целом удалось после почти десятилетней конфронтации наладить конструктивное сотрудничество. Это стало возможным во многом потому, что, несмотря на все сложности, на межгосударственном уровне было принято политическое решение, поставившее точку в процесс определения судьбы ЧФ бывшего СССР. Начиная с 1999г. ЧФ и ВМСУ проводят ежегодные совместные учения в рамках программы «Фарватер мира» и решают общие задачи в бассейне Черного моря. Тем не менее и по сей день остаются достаточно сложные спорные вопросы, связанные с базированием обоих контингентов, военными доктринами двух стран, статусом главной базы ЧФ - г. Севастополя, отношением к партнерству с НАТО и т.д., а значит, точка в переговорном процессе по проблеме ЧФ все еще не поставлена11.

Подводя итог более чем десятилетней дискуссии по проблеме ЧФ, следует сказать, что в ходе многолетних политических баталий из-за Черноморского флота ни одна из конфликтующих сторон - ни Россия, ни Украина - не достигла изначально поставленных целей. Первоначально (после распада СССР) российское политическое руководство, по всей видимости, стремилось не вмешиваться в ход «объективного процесса» перехода ЧФ под юрисдикцию нового независимого украинского государства. Однако принципиальная позиция, занятая командованием Черноморского флота и его личным составом, несмотря на возрастающее давление со стороны украинских властей и различных политических сил Украины, направленная на то, чтобы вынудить политиков двух государств начать переговорный процесс по проблеме статуса этой части бывшего ВМФ СССР–СНГ с целью принятия окончательного политического решения по этому вопросу, заставила руководство двух стран вступить в диалог на межгосударственном уровне, который продолжался много лет и нередко ставил обе стороны на порог открытой конфронтации. В ходе многолетнего переговорного процесса российская сторона стремилась оставить Черноморский флот за собой как за преемницей СССР, а также серьезно укрепиться на берегу, переведя под свою юрисдикцию бoльшую часть инфраструктуры ЧФ вместе с его главной военно-морской базой - городом Севастополем. При этом в ходе переговоров по проблеме ЧФ действия России были крайне непоследовательными, ввиду сложной внутриполитической и экономической ситуации в стране и явного нежелания высшего политического руководства идти на серьезные шаги, способные ухудшить и без того сложные отношения с Украиной и тем самым подтолкнуть ее в орбиту влияния стран Запада, и прежде всего США и блока НАТО. Это выразилось в готовности российской стороны идти на серьезные уступки в ходе подготовки и подписания основополагающих межгосударственных соглашений, которые вследствие этого несли на себе следы спешки и правовой небрежности, во многом не отвечали реалиям и, следовательно, не способствовали скорейшему разрешению сложившейся вокруг Черномор¬ского флота опасной политической и экономической ситуации. Эта политика была ошибочной и не оправдала себя. В результате более чем десятилетнего переговорного процесса по проблеме статуса ЧФ на территории другого государства и его раздела между двумя странами, сопровождавшегося его резким количественным сокращением, Российская Федерация, формально оставаясь правопреемницей Советского Союза, получила лишь небольшую часть ЧФ бывшего СССР. При этом россий¬ская сторона не смогла отстоять свое видение статуса Севастополя как главной базы своего ЧФ, статуса ЧФ как единого оперативно-стратегического соединения ВМФ СНГ, а также принцип раздельного базирования флотов, и вследствие этого получила в свое распоряжение не весь плавсостав ЧФ и около 5% территории базы и объектов инфраструктуры Флота на крайне невыгодных условиях аренды. В результате Россия фактически потеряла колоссальную часть собственности бывшего СССР, на которую имела полное право претендовать, а также значительно ослабила свое влияние в Черноморском регионе и Средиземноморье.

Украинская сторона, заявляя о своих правах на Черноморский флот, стремилась перевести под свою юрисдикцию это военно-морское соединение если не целиком, то его лучшую часть, а также все объекты инфраструктуры ЧФ, находящиеся на ее территории, действуя при этом зачастую неправовыми, насильственными методами, путем захвата и переподчинения военных объектов ЧФ, и создания явочным порядком структур ВМСУ, нарушая при этом достигнутые на межгосударственном уровне договоренности по разделу Флота, чему в немалой степени способствовала политика уступок Украине, проводимая политическим руководством РФ, а также заинтересованность западных стран в ослаблении влияния России в Черноморском регионе. При этом украинское политическое и военное руководство, получая всестороннюю финансовую и политическую поддержку со стороны блока НАТО, заинтересованного в минимизации российского влияния в стратегически важном Черноморском регионе, взяло курс на фактическое уничтожение ЧФ, официально провозглашая намерение создать небольшие военно-морские силы для охраны границ независимого государства и стремясь при этом подчинить как можно большее количество объектов инфраструктуры и кораблей ЧФ себе, не имея возможности в то же время содержать их в надлежащей боеготовности по экономическим и организационно-техническим причинам. Именно эти действия украинской стороны, в совокупности с преступным безразличием тогдашних властей РФ, вызвали резкое неприятие у командования и личного состава ЧФ, что сделало невозможным реализацию Украиной и ее западными «союзниками» своих намерений относительно Черноморского флота. В течение пятнадцати лет своей независимости Украине так и не удалось создать на Черном море полноценные военно-морские силы, способные влиять на ситуацию в регионе. Тем не менее украинской стороне удалось переподчинить себе бoльшую часть объектов инфраструктуры ЧФ, формально подтвердить свою юрисдикцию над Севастополем, а также заставить российскую сторону подписать крупный межгосударственный договор на крайне выгодных для себя условиях. Однако России, в свою очередь, удалось оставить за собой пусть даже небольшую, но наиболее боеспособную часть ЧФ, его основу, а также отстоять и т.н. «пакетный» подход к достигнутым договоренностям и будущим пе¬реговорам с Украиной по вопросу о пролонгации соглашений по Черноморскому флоту, согласно которому все без исключения переговоры российская сторона намерена вести строго на основе принципов Договора о друж¬бе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года и в неразрывной связи с Базовыми Согла¬шениями по флоту от 28 мая 1997 года, не допуская их пересмотра или вольного толкования со стороны Украины, в частности, под угрозой предъявления в противном случае территориальных претензий и т.п.

В целом, говоря об итогах своеобразного противостояния между Украиной и Россией, следует отметить, что российская сторона выиграла сражение за корабли, но за Украиной осталась «суша», то есть Севастополь и бoльшая часть береговой инфраструктуры. Однако это лишь видимые результаты, за которыми несомненно стоит более глубокая проблема: весь десятилетний конфликт между двумя государствами, связанный с проблемой ЧФ, сводился к одному принципиальному вопросу: останется ли самостоятельная Украина в орбите военно-политического влияния России или обретет независимость от него, то есть войдет в какую-либо другую глобальную военно-политическую систему. Спор вокруг ЧФ был лишь одним из аспектов этой проблемы и во многом свидетельством ее обсуждения и решения. Результаты этого спора можно определить следующим образом: России, безусловно, удалось в какой-то мере сохранить свое присутствие в Крыму и мощный рычаг воздействия на ситуацию в Черноморском регионе. Сохранение ЧФ с главной базой в Севастополе свидетельствует о том, что Украина по-прежнему остается в орбите российской военно-политической стратегии, однако при этом Украина, оставив за собой весьма серьезные позиции, превратилась из простого объекта российской политики в серьезный фактор, влияющий на эту политику, без учета которого довольно трудно представить сохранение в будущем «статус кво» в регионе. Превратятся ли существующие на сегодняшний день отношения между Россией и Украиной со временем в подлинное партнерство, или по истечении двадцатилетнего срока аренды споры вокруг будущей судьбы Флота вспыхнут с новой силой (что кажется весьма вероятным в свете последних событий на Украине) - покажет время.

1 Морская Доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 27 июля 2001 года // Морской сборник., 2001. № 9. С. 5.

3 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России., М., С. 12.

4 Печенев В.А. Кому выгодно вернуть Россию в допетровские времена. // Российская газета. 1996 г., 24 сентября.

5 Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т. 1. М., 2001. С. 18–24.

6 Там же. С. 33–37.

7 Несокрушимая и легендарная» в огне политических баталий 1985–1993 гг. М., 1994. С. 265–271; Шапошников Е.И. Выбор. М., 1995. С. 143–144.

8 См.: Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т.2. С. 125–142.

10 Горбачев С.П. Пессимистическая трагедия... С. 26–27; Крымская Правда. 1992. №5. 9 января; Мяло К.Г. Указ. соч. С. 144; D.L. Clarck. The Saga of Black Sea Fleet... p. 45; Зеркало Недели. 1997 31 мая; Трагедия Черноморского Флота (1990–1997).//Москва-Крым. Вып. №2. М., 2000; http://legion.wplus.net/guide/navy/flots/cher_l.shtml; http://www.janes.com; http:// www.Sevastopol.org.

11 Остров Крым. 1999. №2; Мальгин А. Указ. соч. С. 48; Коммерсант-Власть. 2002. №17–18.

В печальной истории российско-украинских отношений постсоветского периода особое место занимает раздел Черноморского флота.

Черноморский флот Российской империи, созданный во времена Екатерины Великой , являлся гордостью страны. С ним и с его главной базой — Севастополем — было связано немало героических и трагических страниц. Победы адмирала Ушакова , драматическая оборона Севастополя во времена Крымской войны — эти овеянные славой события стали частью истории России.

Не меньшее значение Черноморский флот играл и во времена Советского Союза. В период после Великой Отечественной войны на него были возложены задачи не только по контролю за Чёрным морем, но и по стратегическому присутствию в Средиземноморье, где он выступал в роли противовеса кораблям ВМС США.

Черноморский флот ВМС СССР являлся флотом сверхдержавы. К 1991 году он насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.

В составе Черноморского флота находились 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей (БПК) I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей.

Ежегодно через Черноморские проливы выходило в Мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвлённую сеть базирования от Измаила до Батуми.

Стоимость всего имущества Черноморского флота ВМС СССР к началу 1992 года оценивалась в астрономическую сумму в 80 миллиардов долларов.

Празднование Дня военно-морского флота СССР. Парад кораблей Краснознамённого Черноморского флота. 1972 г. Фото: РИА Новости / Лев Поликашин

Заложники Хрущёва

Распад Советского Союза стал катастрофой для всей Советской армии, а удар, нанесённый процессами «государственного развода» по Черноморскому флоту, оказался особенно страшным.

Решение вопросов государственного значения оказалось в руках людей, которые ни по профессиональным, ни по моральным качествам не соответствовали свалившимся на них полномочиям.

Ни президент России Борис Ельцин , ни глава Украины Леонид Кравчук , ставшие полновластными хозяевами новых государств, не могли сформулировать внятный ответ на простой вопрос: «Зачем России и Украине Черноморский флот?».

Украина, впавшая в эйфорию от независимости, принялась за то, что станет основой её политики в последующие четверть века — стала строить планы по превращению себя в передовую державу «с мощной армией и флотом». Какие цели и задачи будут поставлены перед армией и флотом Украины, в Киеве не имели особого представления.

Тем не менее ещё с осени 1991 года началась активная кампания с призывом к украинцам-офицерам Советской армии и военного-морского флота возвращаться на «историческую Родину», дабы присоединиться к процессу создания «вооружённых сил Украины».

На этот призыв откликнулись сотни высокопоставленных офицеров. Кто-то действительно мечтал о сильной Украине, кто-то — о стремительном карьерном росте, кто-то надеялся на сказочные финансовые условия.

Как бы то ни было, подобные односторонние действия Украины внесли в жизнь флота элемент хаоса.

Военные эксперты уже тогда чётко понимали — сохранение флота как боеспособной единицы возможно только под флагом России.

Но здесь на первый план вышла проблема, созданная в 1954 году Никитой Хрущёвым , передавшим Крым и Севастополь в состав Украины. В результате этого все основные базы флота, в том числе главная база в Севастополе, оказались на момент распада Советского Союза на территории Украины.

Матрос Черноморского флота ВМФ СССР. 1969 г. Фото: РИА Новости / Лев Поликашин

Адмиралы против Киева

Разумеется, новые украинские власти хотели сохранить за собой всё имущество, оказавшееся на их территории. Эта задача упрощалась тем, что президент России Борис Ельцин поначалу исходил из простого тезиса: «Всё, что на вашей территории, — забирайте себе!».

Высшие российские военачальники потратили немало здоровья на то, чтобы убедить Ельцина в том, что подобный подход — чистое безумие.

Пока в Москве военные пытались образумить Ельцина, в Севастополе высшее командование Черноморского флота действовало на свой страх и риск.

Ещё в октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. На основании этой бумаги украинская сторона стала совершать попытки завладения объектами и кораблями флота, склоняла личный состав к принятию украинской присяги.

Однако ставший в сентябре 1991 года командующим Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов дал понять, что растаскивать флот он не позволит. Украинским активистам давали по рукам как в переносном, так и в прямом смысле. Тех, кто до решения вопроса на государственном уровне пытался принять украинскую присягу и вместе с ней объявить украинскими вверенные объекты, Касатонов по-флотски вежливо просил выйти вон.

Всего за несколько месяцев Касатонов довёл официальный Киев до настоящей истерики. К сожалению, в Москве в тот момент думали о чём угодно, только не о государственных интересах страны. В результате в сентябре 1992 года по настоянию украинской стороны Касатонов был снят с должности.

Но пришедший на эту должность в январе 1993 года адмирал Эдуард Балтин продолжил линию, начатую предшественником, и не позволил Украине решить вопрос с флотом явочным порядком. В 1996 году и этого флотоводца, боровшегося за сохранение Черноморского флота, отправили в отставку по настоятельной просьбе украинской стороны.

Противолодочный крейсер «Москва» Черноморского флота СССР во время учений. 1973 г. Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев

Война указов

Поистине, изучая историю российско-украинских отношений, нельзя не увидеть, что Россия своими бесконечными уступками развязным требованиям Киева шаг за шагом создавала фундамент для глубокого кризиса в отношениях между двумя странами, разразившегося сейчас.

Чтобы понять, в каких условиях российским адмиралам приходилось биться за Черноморский флот, достаточно вспомнить драматические события апреля 1992 года. Тогда украинская сторона решила «закрыть вопрос» одним махом.

5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины». В Севастополь была отправлена комиссия из высокопоставленных украинских военных для принятия под свой контроль всего флотского хозяйства.

Для того чтобы иметь основания противостоять этой акции, нужен был аргумент не меньшей весомости. Об указе украинского президента в Севастополе узнали заранее и в спешном порядке приняли контрмеры. В Москву ушла депеша — нужен аналогичный указ Ельцина, в противном случае спустя несколько дней либо придё тся сдать флот , либо в Крыму может вспыхнуть самый настоящий вооружённый конфликт.

7 апреля 1992 года Борис Ельцин издал указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

Прибывшую в Севастополь украинскую делегацию ознакомили с указом Ельцина и дали понять, что пока президенты не договорятся между собой, никакого перехода флота под украинский контроль не будет.

Матросы Черноморского флота. 1974 г. Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев

На два сантиметра длиннее

В июне 1992 года в Дагомысе Ельцин и Кравчук подписали соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывалась необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.

В августе 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне.

Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединённым флотом России и Украины с объединённым командованием. Стороны договорились, что в течение трёх лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решён.

Этот документ вовсе не прекратил попыток украинской стороны прибрать к рукам как можно больше кораблей и объектов, однако сделал эти случаи единичными и совсем уж нелегитимными.

В сентябре 1993 года между Россией и Украиной была достигнута договорённость о том, что Черноморский флот получит возможность базироваться в Крыму. Официально решение о том, что главной базой Черноморского флота ВМФ России останется Севастополь, было принято в феврале 1995 года.

Сказать, что переговорный процесс шёл трудно, — значит, не сказать ничего. Доходило до форменного абсурда: однажды переговоры между министром обороны Украины Виталием Радецким и его российским коллегой Павлом Грачёвым едва не сорвались из-за того, что табличка с именем российского министра оказалась на два сантиметра больше, чем у украинского.

Морской десант Черноморского флота СССР. 1977 г. Фото: РИА Новости / Мичурин

На радость туркам

9 июня 1995 года на встрече в Сочи между Борисом Ельциным и новым президентом Украины Леонидом Кучмой было подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учётом ранее достигнутой договорённости о разделе имущества пополам. России передаётся 81,7%, Украине — 18,3% судов.

Формально вопрос раздела флота был решён. Однако впервые Андреевский флаг на кораблях Черноморского флота ВМС России был поднят лишь два года спустя. Причиной тому была бесконечная череда конфликтов между российскими и украинскими военными при разделе конкретных кораблей и объектов. Как докладывали российские военные, передавать часть объектов было просто некому — Украина не имела возможностей для того, чтобы распоряжаться военной собственностью, за которую так отчаянно боролась.

Растянувшийся на годы раздел Черноморского флота фактически превратился в его разгром. Огромное военное хозяйство с неопределённым статусом, несмотря на все усилия командования флота, постепенно приходило в негодность.

В феврале 1996 года на закрытых слушаниях в Госдуме России начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Пётр Святашов заявил: «Черноморский флот в ходе его дележа ослаб до предела. Разрушены все ударные группировки. Уже практически нет плавающих подводных лодок и морской ракетной авиации. Уничтожены системы базирования, наблюдения и разведки. Разрушена гидрографическая система, обеспечивающая безопасное плавание по всему Чёрному морю, особенно на его сложных участках — в устье Дуная и в Керченском проливе. Участок, который мы можем контролировать, составляет узкая полоска у входа в Севастополь. Сворачивается судоремонт, корабли стареют, нет топлива. Даже дежурные силы флота стоят на базе…»

Матрос обновляет красками герб СССР на корме корабля Черноморского флота. 1992 г. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Несмотря на то, что в 2000-х годах (особенно после конфликта в Южной Осетии) стали предприниматься серьёзные усилия по модернизации Черноморского флота ВМС России, удар, нанесённый ему в 1990-х, продолжает сказываться.

Личный состав Черноморского флота к 2014 году насчитывал 25 тысяч человек, то есть четверть от численности советского периода. Из 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга в строю остался один, из полусотни десантных кораблей — восемь и так далее… Общее количество боевых кораблей флота сократилось до 43.

Черноморский флот России сегодня по своему составу более чем в два с половиной раза уступает ВМС Турции в бассейне Чёрного моря. Такого соотношения сил не было за весь XX век.

Украинский флот: отходная молитва

А что же ВМС Украины, каково их состояние? После раздела советского Черноморского флота под юрисдикцию Киева перешли 138 различных судов и масса объектов. Их ждала весьма печальная участь. Большая часть кораблей пришла в негодность и была списана из состава флота. Численность личного состава неуклонно сокращалась.

Примером того, как Украина обращалась с тем, что ей досталось после раздела Черноморского флота, может служить судьба ракетного крейсера «Адмирал Лобов». Этот корабль являлся однотипным с флагманом Черноморского флота ВМС России ракетным крейсером «Москва».

Ракетный крейсер «Украина» у стенки завода им. 61 Коммунара 1 октября 2009 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Hermann1971

«Адмирал Лобов» находился на судостроительном заводе в Николаеве в состоянии 90-процентной готовности. Попав в руки Украины, корабль был переименован сначала в «Галичину», а затем в «Украину». К сожалению, с переименованиями дело шло не в пример лучше, чем с достройкой судна. В итоге несостоявшийся крейсер превратился в груду металлолома.

Символом состояния ВМС Украины стали события, разыгравшиеся во время шторма в Севастополе 11 ноября 2007 года. В отличие от кораблей ВМС России, украинские суда не были вовремя поставлены на защищённые стоянки. В результате корабль управления «Славутич» был сначала протаранен корветом «Винница», а затем ещё и буксиром. Все эти корабли принадлежали ВМС Украины. Ещё один корабль управления ВМС Украины «Донбасс», по свидетельству очевидцев, носило, как щепку, пока ему на помощь не пришёл российский буксир. Впоследствии появилось фото из рубки «Донбасса», сделанное в разгар шторма. Украинские моряки, дабы спастись от бедствия, привязали к спинке кресла командира корабля… икону Николая Чудотворца . Делал ли экипаж иные попытки спасти судно, неизвестно.

Когда весной 2014 года после воссоединения Крыма с Россией большинство базировавшихся в Крыму кораблей ВМС Украины подняли Андреевские флаги, то оказалось, что военного интереса для ВМС России они не представляют. Часть из них нуждалась в капитальном ремонте, а другие можно было смело отправлять в утиль, поскольку опасность они представляли не для врага, а для собственного экипажа. К началу 2015 года в состав ВМС Украины входило 3 боевых корабля, 1 десантный корабль, 18 вспомогательных судов и 26 катеров. Это всё, что осталось от выдранного «с кровью» Украиной наследства могучего Черноморского флота ВМС СССР.

Начальный этап войны на Черноморском театре военных действий (ТВД), по сравнению с другими морскими театрами имеет определенные особенности. Главным противником Черноморского флота в это время стал не морской, как предполагалось, а воздушный и сухопутный.

Предвоенными планами на Черноморский флот (ЧФ) возлагались следующие задачи: активными минными постановками и действиями подводных лодок усложнить проход судам противника в Черное море, создание препятствий для перевозок через Черное море войск и военных грузов в порты враждебных государств; недопущения высадки морских десантов противника на советское побережье; содействие приморскому флангу войск Красной армии в ее наступательных операциях; защиту своих морских коммуникаций.

Здесь сказались предвоенные стратегические просчеты. Основными объектами уничтожения считались крупные надводные корабли. Оборона баз с суши не была разработана в теоретическом плане и недостаточно подготовлена практически, поскольку считалось, что противник им грозит главным образом с моря и не сможет продвинуться на значительную глубину советской территории. То есть, все нацелилось на борьбу с противником на морском направлении.

Однако уже в первые дни войны внесла свои коррективы. Так, в оперативных планах Германии, в частности группы армий «Юг», море определялось только пределом зоны ее действия, поэтому в Черном море она не имела своих надводных кораблей и рассчитывала на использование румынских. Но румынский флот, несмотря на оказанную Германией помощь, был слишком слабым по сравнению с Черноморским флотом ВМФ СССР. В целом он насчитывал лишь 4 эскадренные миноносцы, 3 миноносца, подводная лодка, 3 торпедных катера, 3 канонерские лодки, 2 минных заградители, 12 переоборудованных тральщиков, 10 катеров-тральщиков и малые вспомогательные суда, которые базировались в Констанце и Сулине, 7 мониторов, 3 плавучих батареи и 13 сторожевых катеров на Дунае.

Советский Черноморский флот (командующий флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, начальник штаба контр-адмирал И. Д. Елисеев, член Военного совета дивизионный комиссар Н.Н. Кулаков) на начало войны был достаточно мощным оперативно-стратегическим объединением, корабельный состав которого насчитывал 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 3 лидера и 14 эсминцев, 2 сторожевых корабля, 12 тральщиков, 24 малых охотников за подводными лодками и другие. Основную ударную группу составляли 47 (44 боеготовых) подводных лодок, 78 торпедных катеров и военно-воздушные силы (625 самолетов различных типов) и довольно сильная береговая оборона. В состав сил флота входили Дунайская (до ноября 1941) и Азовская (с июля 1941) военные флотилии. К началу войны Черноморский флот располагал развитой системой базирования (главная база Севастополь, военно-морские базы (ВМБ) Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми). В то же время одним из катастрофических недостатков системы базирования флота, проявившиеся в первые месяцы войны, стало отсутствие подготовленных опорных пунктов на Кавказском побережье. В целом же, к началу войны Черноморский флот обладал значительным преимуществом над флотом противника, что обеспечивало его полное господство на море.

Готовясь к войне, военно-политическое руководство Германии, учло это обстоятельство и решило противодействовать превосходящему противнику силами своей авиации, еще накануне войны сосредоточив на румынских аэродромах (1135 самолетов, в том числе 420 бомбардировщиков).

С началом войны характерным особым и важным заданием немецкой авиации на Черноморском ТВД было ведение блокадных действий с целью «закупоривания» сил советского флота в военно-морськихбазах, пунктах базирования и портах путям минировании донными неконтактными морскими минами стратегических фарватеров, узостей, маневренных плес флота, акваторий портов, гаваней с последующим его уничтожением. Это должно обеспечить беспрепятственное продвижение приморских флангов немецких армий в Одессу, Николаев и Севастополь и прекратить подвоз к ним вооружения, боеприпасов и продовольствия, а в дальнейшем – обеспечить благоприятный оперативный режим для действий немецких сил на черноморских морских коммуникациях, предотвратить возможные операциям советского флота против румынских портов прежде Констанцы, откуда поставляли нефть для немецкой армии и итальянского флота.

Боевые действия на Черном море начались в 03.15 ч 22 июня 1941 внезапным групповым налетом немецкой авиации на главную базу советского Черноморского флота – Севастополь, на Одессу и Измаил, а также артиллерийским обстрелом населенных пунктов и кораблей на Дунае.

Черноморский флот с началом войны не успел полностью рассредоточиться и развернуться. Но заблаговременное и быстрый перевод всех сил флота в боевую готовность № 1 (Директива наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова от 21.06.41р. № зн / 87 о переходе на повышенную боевую готовность и директива от 22.06.41р. № зн / 88 о возможность внезапного нападения немцев) обеспечило успешное отражение первого налета немецких самолетов, который продолжался до 03.50 ч. Еще 3:06 ч. начальник штаба флота И.Д. Елисеев приказал открыть огонь по немецким самолетам, вторгшимся в воздушное пространство СССР и шли курсом на Севастополь: фактически это был первый боевой приказ на отпор агрессии. Тогда в результате принятых мер флот не потерял ни одного боевого корабля и самолета.

Но в первые дни войны немецкие минные постановки создали чрезвычайное напряжение для судоходства в районе Главной базы Черноморского флота и вызвали серьезные потери в боевых кораблях и вспомогательных судах: 22 июня на внешнем рейде Севастополя на мине подорвался и затонул морской буксир «СП-12» (это была первая потеря советского Черноморского флота в войне) 24 июня – 20-тонный плавучий кран 30 июня – паровая шаланда «Днепр»; 1 июля – эсминец «Быстрый».

В условиях начального периода войны главными задачами Черноморского флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в оборонительных и наступательных операциях, нарушение морских коммуникаций противника, защита собственных коммуникаций и обеспечения перевозок, оборона ВМБ, нанесения ударов (силами надводных кораблей и авиации) по объектам противника на его территории и побережье. Это позволило сдержать первый натиск немецко-румынских войск, не допустив форсирование ими пограничных рек.

В первые дни войны командование Черноморского флота допустило ряд недопустимых ошибок с трагическими последствиями. Так, с 23 июня до 21 июля Черноморский флот в соответствии с планами первых операций без учета обстановки в районе Севастополя, Одессы, Новороссийска, Туапсе, Батуми, Керченском проливе и у оз. Устричное, в оборонительных минных заграждениях выставил более 7300 мин и 1378 минных защитников, что составляло соответственно 61% и 50% всего имеющегося на флоте минного запаса. Эти заграждения создали прежде всего угрозу советскому судоходству и вызвали потери собственных кораблей и судов. Ошибки в оценке обстановки обусловили расход неоправданно больших усилий флота на подготовку отражения высадки морских десантов сначала на Крымское, а впоследствии и Кавказское побережье. Значительные силы предназначались для ведения разведки и несения дозорной службы, содержание в течение длительного времени на высоком уровне готовности значительных группировок авиации, надводных кораблей и подводных лодок.

С первых дней войны одной из главных задач Черноморского флота считались действия по нарушению морских коммуникаций противника, для него имели важное значение. Враг осуществлял ними перевозки стратегического сырья (румынской нефти) и военных грузов. Черноморский флот наносил удары по нефтепромыслах в районе Плоешти, нефтяной коммуникации Плоешти – Констанца и нарушал морские перевозки по линии Констанца – Босфор. Эта задача выполнялась надводными кораблями, подводными лодками и авиацией.

Первый удар по Констанце нанесла авиация флота (2-й минно-торпедный авиационный полк и 40-й бомбардировочный авиационный полк) уже в ночь на 23 июня. Всего за первый месяц войны только на Констанцу было совершено 25 налетов с участием 191 самолета.

Показательной и трагической оказалась набеговой операция на Констанцу, что выполнялась с целью обстрела нефтехранилищ 25-26 июня отрядом легких сил в составе лидеров «Харьков» и «Москва» при поддержке крейсера «Ворошилов», эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый». Корабли с расстояния 100140 кабельтовых смогли выпустить всего 350 снарядов 130-мм калибра и сами попали под огонь 280-мм береговой батареи противника. Во время операции погиб лидер «Москва», который подорвался на минном заграждении противника. Результаты операции обнаружили множество недостатков – прежде всего в вопросах планирования, разведки и взаимодействия разнородных сил флота.

В 1942 г.. Корабли Черноморского флота срывали поставки и пополнения приморского группировки врага на прибрежных коммуникациях (Севастополь – Феодосия – Керчь – порты Азовского моря).

Одной из основных задач Черноморского флота была оборона военно-морских баз, приморских городов и отдельных плацдармов, как важная составляющая стратегической обороны в целом. Наиболее показательными были оборона Одессы и Севастополя.

Действия в районе Одессы, продолжались в период с 5 августа по 16 октября 1941 против войск 4-й румынской армии, была оборонительной операцией войск Отдельной Приморской армии (генерал-лейтенант П. Софронов, с 5 октября – генерал-майор И.Е. Петров), проводилась силами и средствами Одесской ВМБ (контр-адмирал В. Жуков) и Черноморского флота (вице-адмирал Ф.С. Октябрьский). Несмотря на пятикратное превосходство, противнику не удалось овладеть городом с ходу. 19 августа был создан Одесский оборонительный район (ООР), что подчинялся Черноморскому флоту, организовано взаимодействие сухопутных войск с силами флота. Снабжение города осуществлялось транспортными судами и боевыми кораблями Черноморского флота. Последние, кроме того, поддерживали оборону огнем своих орудий. Однако продвижение немецких войск в Перекопского перешейка и растущая угроза Крыму сказались и на обороне Одессы. К концу сентября 1941 город оставался в глубоком вражеском тылу и дальнейшая его оборона в этих условиях становилась нецелесообразной. Ставка ВГК приняла решение эвакуировать ООР и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова.

Эвакуация ООР началась 1 октября и прошла скрыто для противника, который лишь через некоторое время понял об уходе войск из Одессы. К вечера 16 октября его передовые части вошли в Одессу. За это время было вывезено до 86 тыс. Защитников Одессы и 15 тыс. Человек гражданского населения, 462 орудия, 14 танков, 1400 автомобилей, 25 тыс. Т грузов. Только в ночь на 16 октября из Одессы эвакуировали 35 тыс. Советских воинов.

Не менее героической и одновременно трагической, страницей истории Черноморского флота является оборона Главной базы флота – г.. Севастополя, длившаяся 250 дней (с 30 октября 1941 по 4 июля 1942).

До войны Севастополь был подготовлен для обороны только с моря и воздуха. Система сухопутной обороны начала создаваться в июле 1941

Город был блокирован с воздуха и моря. К блокадного Севастополя из кавказских портов непрерывно доставляли продовольствие, боеприпасы, вооружение и пополнение человеческих потерь. Морские перевозки осуществлялись в условиях господства противника в воздухе, а с весны 1942 при противодействии его торпедных катеров и подводных лодок.

К середине июня 1942 начали испытывать недостаток боеприпасов, силы защитников Севастополя истощались. Командующий обороной города вице-адмирал Ф.С. Октябрьский получил разрешение Ставки ВГК на эвакуацию. Позорным планом эвакуации предполагалось вывоз только командного состава армии и флота, эвакуация же остальной части военнослужащих, в том числе раненых, не предусматривалась … Они были обречены.

С 25 июля 1942 началась «Битва за Кавказ», включающей совокупность оборонительных (25 июля – 31 декабря 1942) и наступательных (1 января – 9 октября 1943) операций советских войск, проведенных с целью обороны Кавказа и разгрома немецких войск, вторгшихся в его пределы.

Силы Черноморского флота совместно с Азовской военной флотилией поддерживали войска трех советских фронтов и действовали на морских коммуникациях противника вдоль западного и северо-восточного черноморского побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов.

На Черном море в период конца 1941-1943 гг. Были проведены крупнейшие морские десантные операции Великой Отечественной войны, которые имели не только тактическое, но и оперативное и стратегическое значение. В указанный период Черноморский флот (не считая действия флотилий, входивших в его состав) высадил 13 морских десантов. Яркими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и станички (район Мысхако) в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийска десантная операция 1943, Керченско-Эльтигенского десантная операция 1943

Важное место занимает крупнейшая в истории войны Керченско-Феодосийская стратегическая десантная операция войск Закавказского (с 30 декабря Кавказского) фронта сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии, (25 декабря 1941 в 2 января 1942), проводимая с целью овладения Керченским полуостровом, отвлечение сил противника от Севастополя и создания условий для освобождения Крыма. В результате этой операции удалось предотвратить вторжение противника на Северный Кавказ, очистить от врага весь полуостров, а на захваченном плацдарме развернуть войска Крымского фронта и сорвать второй штурм Севастополя.

Овладение плацдармом в районе станички лишило противника возможности использовать Новороссийский порт и создало благоприятные условия для изгнания врага из Новороссийска.

В сентябре 1943 г.. Войска Северо-Кавказского фронта совместно с Черноморским флотом провели Новороссийско-Таманскую наступательную операцию. Во взаимодействии с войсками восемнадцатого армии флот осуществил Новороссийске десантную операцию (9-16 сентября), которая завершилась освобождением города-порта.

В результате Керченско-Эльтигенского десантной операции (31 октября – 11 декабря 1943), силы Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии захватили важный плацдарм на Керченском полуострове, который удерживали до начала Крымской наступательной операции 1944

К апрелю 1944 для советских войск на южном участке советско-германского фронта сложилась благоприятная ситуация для освобождения Одессы и Крыма.

Одесская наступательная операция проводилась войсками 3-го Украинского фронта в период с 26 марта по 14 апреля 1944 при содействии сил Черноморского флота и взаимодействия с военными 2-го Украинского фронта с целью освобождения Одессы и выходом на государственную границу с Румынией.

Ее следствием стал разгром одесского группировки противника и освобождения всей северо-западной части Черноморского побережья с портами Одесса, Очаков, Херсон, Николаев. Черноморский флот получил возможность перебазировать в северо-западный район Черного моря легкие силы флота и авиации. Это еще больше изолировало с моря крымскую группировку противника.

В период с 8 апреля по 12 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией провели Крымскую стратегическую наступательную операцию с целью. В результате этой операции противника вытеснены из Крыма и созданы благоприятные условия для дальнейшего наступления на Балканы.

9 мая врага выбили из Севастополя, а 12 мая – разгромлены остатки немецких войск, отошли на мыс Херсонес. Черноморский флот вернулся в свою главную базу – Севастополь.

Во время боевых действий на море противник полностью потерял 102, были повреждены более 60 различных судов и боевых кораблей, а во время эвакуации немецких войск из Крыма с более 200 судов, участвовавших в эвакуации, 160 были затоплены, или получили повреждения. По данным противника, с 3 по 13 мая было потеряно на переходе морем до 42 тыс. Солдат и офицеров.

Летом 1944 Черноморскому флоту и Дунайской военной флотилии (создана в апреле 1944) была поставлена задача совместно с войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов окружить и уничтожить Ясско-Кишиневская группировки противника (Ясско-Кишиневская стратегическая наступательная операция с 20 до 29 августа) и в дальнейшем, развивая успех, вывести Румынию из войны. Черноморский флот силами авиации, подводных лодок и надводных кораблей прикрывал фланги советских войск от ударов с моря, поддерживал огнем части, действовавшие на приморских участках фронта, нарушал прибрежные морские сообщения противника, высаживал морские десанты в тыл и на фланги противника и оказывал помощь при форсировании Днестровского лимана и Дуная.

К концу дня 23 августа главные силы 3-й румынской армии, действовавшие на приморском направлении, оказались окруженными и прижатыми к морю. В связи с прорывом кораблей к Дунаю и высадкой десанта в село Жебрияны противник лишился последних путей отступления и сложил оружие. 26 августа показалась румынский речная флотилия.

ПОДІЛИТИСЯ: