Какой город благословил андрей первозванный. Апостол андрей

Апостола Андрея Первозванного считают первым проповедником Христовой веры наших земель, поэтому перед его иконой молятся о защите Отечества.
Святой Андрей много трудов положил для распространения веры Христовой, он — очень сильный помощник в деле ее укрепления, а также в защите от козней и нападок злых сил.
Апостол может помочь в исцелении от недугов — «Всюду Именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя… » (слова из )

До призвания Андрей Первозванный был простым рыбаком, поэтому он считается покровителем рыбаков и людей, которые связаны с морем.

Морской флот России всегда находился под покровительством Андрея Первозванного, на флотском боевом знамени изображен Андреевский крест. Перед выходом в море военные моряки и их родные служат молебен для Андрея Первозванного , чтобы он покровительствовал им в походах и помогал возвращению домой.

Еще апостол Андрей Первозванный , по народным преданиям, помогает девицам в поисках хорошего жениха, а родители молятся ему о том, чтобы их дочь вела целомудренный образ жизни.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Андрей Заведеев, будущий апостол Андрей Первозванный, был обычным рыбаком. Андрея очень интересовали ответы на многие духовные вопросы, поэтому он стал учеником Иоанна Крестителя. Тогда многие стали считать Предтечу Самим Мессией, который был предсказан в Библии, но он утверждал, что он тот, кто готовит Ему путь. Вместе со своим братом Иоанном, Андрей следовал за пророком и однажды, во время крещения людей в Иордане, он, наконец, увидел, как их учитель указал на Человека и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира ».
Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» писал:
«Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. Тогда Петр тоже присоединился к ученикам Христовым. Но все же они еще не были полностью посвящены служению Господу, а продолжали жить с семьями и ловить для пропитания рыбу.

Через несколько месяцев Господь проходил, как написано в Евангелие, мимо Галилейского озера, увидел братьев и сказал им: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним ».
Апостола Андрея назвали Первозванным — он первым последовал за Христом. В Писании мало сведений об Андрее, в основном мы знаем о его деятельности из Жития и Деяний.
В Евангелие сказано, что именно апостол Андрей показал на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые потом Иисус Христос умножил и ими были накормлены несколько тысяч человек.
Святой апостол Андрей был со Спасителем в течение всей Его земной жизни, на Тайной вечере, при встречах с Господом после Его , видел и на него тоже сошел Святой Дух на .

После Пятидесятницы апостолы по жребию определили страны, в которых они должны были проповедовать христианскую веру. Апостолу Андрею досталось нести Евангелие народам на побережье Черного моря и далее, на север, к скифам.
Нет точных данных, насколько далеко географически продвинулся апостол Андрей в своем служении. Историки считают, что он побывал на территории Крыма, части Украины, на Кубани и Кавказе, но точных подтверждений этому нет.
Одно, несомненно: апостол Андрей Первозванный – первый проповедник благой вести в «наших краях» и возможно, поэтому он незримо присутствует в истории России в течение многих веков.

Отовсюду апостол Андрей, также как и все остальные апостолы, получал сопротивление от язычников, его деятельность сопровождали страдания. Об этом так написал апостол Павел: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем » (2 Кор. 4: 8–10).

Много чудес, исцелений и даже воскрешений из мертвых совершилось по молитвам Андрея Первозванного в разных краях и городах. Большое количество людей перешло в христианскую веру после этих чудес и проповедей апостола Андрея.
Через некоторое время, как раз во времена начала гонений на христиан, Андрей возвратился в Рим, а затем оказался на греческом полуострове Пелопоннес, где стал защищать, рискую жизнью, Христову веру перед римским наместником Эгеатом. Он считал, что совсем неправильно поклоняться тому, кто умер позорной смертью на кресте. Не понимал, почему он сам «мертв» и зачем ему необходимо было спасаться и обретать свою душу. В конце концов, споря, Эгеат пригрозил Андрею крестной смертью, такой же, какою принял ее Иисус Христос.

Как и Учитель, апостол Андрей не испугался угроз, его посадили в темницу, где он стал ожидать казнь. Народ понимал, что он невиновен и никаких проступков не совершал, люди даже готовы были поднять бунт, а Андрей объяснял им, что эти страдания во славу Христа приведут его к вечной славе.

Два дня висел в мучениях апостол Андрей на косом кресте в форме буквы Х (такой крест получил название Андреевский), продолжая проповеди людям и призывая их к вере и смирению. Приняв мученическую смерть, примерно в 70-х годах первого века, Андрей первозванный отошел ко Господу.

Уже в самом начале обращения к христианству, в XI веке, на Руси глубоко почитали Андрея Первозванного.
В 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский монастырь, первый женский монастырь Руси. Примерно в те же годы в Новгороде был основан первый храм во имя святого Андрея Первозванного.

В день основания Санкт-Петербурга, Петр Первый заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея — заступника этого города.

Орден Андрея Первозванного является высшим орденом государства. Это был самый известный русский орден, который стал высшей наградой Российской империи до 1917 года, а с 1998 года – и Российской Федераци, а знамя с Андреевским крестом и сейчас считается флагом военного флота России.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя,
имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм об апостоле Андрее

Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата (). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и , ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать - Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелились, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу († 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами и ученика апостола Павла - .

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Рим. 705-707.

Ап. Андрей. Фреска. Санта Мария Антиква. Рим. 705 - 707 годы.

Сицилия. 1148.

Ап. Андрей. Мозаика в апсиде. Собор в Чефалу. 1148.

Афон. XV.

Ап. Андрей. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Святой апостол Андрей Первозванный - это первый из двенадцати проповедников, которых избрал Господь, дабы они несли в народ евангельские наставления. О славном житие, иконах, храмах, возведенных в его честь, а также о том, как чтят память праведника, читайте далее в этой статье.

Житие

Будущий святой апостол Андрей Первозванный появился на свет в Галилее, в городе Вифсаиде. Со временем переехал в Капернаум, где жил там с родным братом Симоном. Их дом находился вблизи Геннисаретского озера. Зарабатывал юноша на жизнь тем, что ловил рыбу.

Еще с детства апостол Андрей тянулся к Богу. Он решил, что никогда не женится, и пошел в ученики к Будучи на Иордане, пророк указал ему и на человека, которого назвал Агнцем Божиим. Это был Иисус Христос, за которым Андрей последовал незамедлительно, как за своим Господом.

В Евангелии говорится, что святой первым отозвался на призыв божий, за что и получил имя Первозванного. Кроме того, он привел к Христу брата Симона, который вскоре стал Именно он указал Иисусу на мальчика с двумя рыбами и пятью хлебами, которые вскоре удивительным образом умножились, накормив большое количество народа.

Посещение Руси

Андрей Первозванный был свидетелем многих чудес, которые творил Христос. Святой апостол побывал на киевских горах, где водрузил крест, сказав, что здесь воссияет Божия благодать и на этом месте будет стоять великий город с множеством прекрасных церквей. Приезжал он и в Новгородскую землю, о чем рассказано в некоторых старинных рукописях.

В 1030 году один из сыновей князя Ярослава Мудрого при крещении получил имя Андрей. Через 56 лет он решил основать в Князь назвал его Андреевским. В 1089 году был освящен новый храм Переяславским митрополитом Ефремом. Это была церковь святого апостола Андрея Первозванного. Ближе к концу XI века в честь него был воздвигнут еще один храм, теперь уже в Новгороде. С тех пор прошло много времени, но добрые деяния Андрея Первозванного все так же чтит и помнит множество людей по всему миру.

Казнь

Несколько последних лет своей жизни святой апостол Андрей Первозванный прожил в Патрах. Здесь, впрочем, как и везде, где он побывал, святой проповедовал веру Христову. Он сумел создать весьма внушительную христианскую общину. В городе он совершал разные чудеса, включая исцеление наложением рук, а также воскрешал умерших.

Примерно в 67 году правитель Эгеат, который все еще поклонялся языческим богам, приказал казнить апостола путем распятия его на кресте. Андрей Первозванный считал, что он недостоин умереть так же, как и Иисус Христос. Поэтому крест для его распятия имел достаточно необычный вид, потому что был скошенным. Сейчас он считается одним из самых почитаемых символов в христианском мире. Крест же в честь казненного апостола стал называться «Андреевским».

Правитель Эгеат, главенствовавший в то время в Патрах, дал распоряжение не прибивать святого к кресту, а только привязать, дабы продлить его страдания. Однако апостол проповедовал и оттуда еще в течение двух дней. Люди, которые пришли его послушать, начали требовать прекращения казни. Опасаясь народного гнева, Эгеат приказал снять святого с креста. Но Андрей Первозванный решил здесь принять свою смерть ради Христа.

Как воины, а затем и простые люди, не старались, но они так и не смогли развязать его путы. По словам очевидцев, когда проповедник умирал, он озарился ярким светом.

Теперь 30 ноября (13 декабря) празднуется как день святого апостола Андрея Первозванного. Согласно преданиям, вскоре на месте его казни забил животворящий источник.

Православная святыня - Андреевский крест

В старинных письменных источниках и, в частности, в тексте Ипполита Римского, датированного II веком, прямо говорится, что апостол был распят в городе Патры. После кончины святого крест, на котором он умер, поместили в величественный ковчег, повторяющий такую же Х-образную конфигурацию. До сих пор фрагменты этой святыни хранятся в специальном киоте при самом большом православном греческом соборе в Патрах.

По церковной традиции, Андреевский крест был сделан из оливкового дерева, некогда произраставшего в Ахаии. После того, как его обнаружили в Массалии, ученые провели целый ряд научных исследований. Они выяснили, что крест действительно относится к тому временному отрезку, когда был казнен апостол Андрей.

Православный храм в Греции

В честь святого апостола Андрея Первозванного в 1974 году в Патрах наконец-то завершилось возведение величественного собора. Из истории храма известно, что конкурс по разработке этого архитектурного проекта был объявлен еще в далеком 1901 году. Спустя 7 лет, по приказу короля Георга I заложили фундамент.

Изначально строительством руководил Анастасиос Метаксас - известнейший греческий архитектор, а после его кончины храм святого апостола Андрея Первозванного продолжил возводить Георгиос Номикос.

Начиная с 1910 года и в последующие 20 лет никакие работы не проводились по причине нестабильности грунта. В 1934-м возвели купол, а уже в 1938-м строительство опять заморозили сначала из-за войны, а потом из-за тяжелейшего экономического положения, сложившегося в Греции. В 1955 году возведение храма продолжили, введя специальный налог для горожан.

Сейчас сооружение является самой большой православной церковью в Греции. Рядом с ней стоит другой храм, посвященный этому апостолу, строительство которого было завершено еще в 1843 году. Неподалеку от него находится источник. Предположительно на этом месте и был некогда распят Андрей Первозванный.

Возвращение святыни в Патры

В 1980 году священник Панагиотис Симигиатос посетил место, где долгое время пребывала часть Креста апостола Андрея. Он решил вернуть его в город Патры, откуда святыня была когда-то вывезена. Местный митрополит Никодим, объединив свои усилия с Римско-Католической Церковью, добился возвращения святыни на историческую родину.

В середине января 1980 года в Патрах ее встречали с большими почестями тысячи людей во главе с клиром и представителями городских властей.

Высшая награда

Орден святого апостола Андрея Первозванного учредил своим указом Петр I в 1698 году. Скорее всего, царя вдохновили рассказы о проповеднике, который некогда проводил миссионерскую деятельность на Руси и погиб от рук язычников, распявших его на кресте.

Первая награда досталась графу Федору Головину, который получил ее в 1699 году. За следующие 100 лет этого ордена удостоилось более 200 человек, а за 2 столетия их уже было около тысячи. При императоре Павле I им начали награждать лиц, имеющих духовные звания, а с 1855 года - военных за ратные подвиги.

Орден Андрея Первозванного отменили в 1917-м. Возвратили его только в 1998 году специальным указом президента РФ Бориса Ельцина. Он является которую вручают как своим гражданам, так и главам правительств других государств за заслуги перед Россией.

Значение иконы

Лик Андрея Первозванного можно найти практически в любом православном храме. На иконах его обычно изображают возле Креста. Чаще всего одной рукой он благословляет всех верующих людей, а в другой держит свиток. Иногда он может быть изображен и по-другому. На некоторых иконах у святого апостола руки сложны на груди, что говорит о его смирении. Когда умирал Иисус, апостол находился рядом и видел все его мучения, но, несмотря на это, решился повторить подвиг своего наставника, который заключался в передаче людям благой вести.

Ежедневно большое количество верующих преклоняются перед святынями. Они молятся апостолу, прося у него здоровья своим родным и близким, а также о содействии в решении возникших проблем.

Андрей Первозванный - заступник моряков, рыбаков и представителей остальных морских профессий. Большинство из них молятся ему перед выходом в плавание. Кроме того, святой является покровителем учителей иностранных языков и переводчиков, а родители незамужних девушек просят его о счастливом браке для своих дочерей. следует так:

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша.

Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

Акафист святому апостолу Андрею Первозванному можно услышать в православных храмах по всему миру. Он является покровителем Украины, Беларуси, России, Румынии, Сицилии, Шотландии и Греции.

В самом начале своего служения Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им самые простые слова: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они так и поступили, бросив в одночасье всю свою прежнюю жизнь. Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным?

Братья были родом из селения Вифсаида. Евангелист Иоанн повествует, что еще прежде Андрей был учеником Иоанна Крестителя, и слышал, как тот называл Иисуса «Агнцем Божьим». Ведь это и было самым главным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, став Агнцем ради спасения всего человечества. Андрей поверил в это сразу, и потому мы называем его сегодня Первозванным - из апостолов он был призван первым. Именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем), но вообще Писание мало рассказывает об Андрее. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития.

Когда апостолы отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега (включая и крымское южнобережье) входили в состав тогдашнего «цивилизованного мира», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем - сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и удивился обычаю тамошних жителей париться в банях. Видимо, это все-таки вымысел: ранние источники ничего не говорят об этом путешествии на север, никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I веке н. э. довольно трудно. Но все равно мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство «в нашем направлении». Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе - будущем Севастополе.

Достоверен и другой рассказ - что апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.

После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи - Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.

Из столицы Андрей решил вернуться в прежние места. По дороге он остановился в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем гонений на христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат. «Ты разрушитель храмов богов, Андрей, старающийся вовлечь народ в безумную секту, которую повелители империи решились истребить,» - ответил ему римлянин. Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?!

В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мира и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти.

Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем…

Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» - с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом…

Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря - по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.

Тропарь

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостола Андрея Первозванного:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

Святой Апостол Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя Святой Апостол Андрей следовал за Ним. После крестной смерти Иисуса Христа, святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Спасителя. В , через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса, в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Евангелие об Андрее Первозванном до Воскрешения и Вознесения Христова.

Святой Андрей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2 ), от Марка (Мк. 3:18 ), от Луки (Лк. 6:14 ), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13 ).
Св. апостол Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) родились в городе Вифсаиде в Галилее. Их отца звали Ионою. Галилея - северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный". Позже, братья перебрались в Капернаум (город на берегу Генисаретского озера), где обзавелись собственным домом и занимались рыбной ловлей.
Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда св. Иоанн Креститель указал на Иордане свв. апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.
Как повествуется в Евангелии, св. апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Евангелия от Матфея, от Марка и от Иоанна по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна (Ин. 1:35-40 ) говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: "Вот Агнец Божий". Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Позже св. Андрей привел своего брата Симона (св. Петра) к Иисусу.
В Евангелиях же от Матфея (Мф. 4:18-19 ) и от Марка (Мк. 1:16-18 ) говорится о том, что Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили сетью рыбу. Иисус обратился к ним со словами: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков". Андрей и Симон (Петр) последовали за Иисусом, оставив свои сети.
В Святом Писании приводятся сведения об апостоле Андрее. Так, в Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов, Андрей указал на мальчика, имевшего "пять хлебов ячменных и две рыбки" (Ин. 6:8-9 ). Андрей же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20-22 ). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса (Петр, Иаков, Иоанн), которые вопрошали Его на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя, и которым Спаситель открыл судьбы мира (Мк. 13:3-4; Мф. 24,1-14; Лк. 21,5-19 ).

Третье путешествие св. апостола Андрея Первозванного. Служении в Скифии.


Свое третье путешествие св. апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где проповедовал долгое время. В летописи сохранилось описание пути апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них - следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
Отсюда апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где сейчас находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. апостол водрузил Крест и, исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: "Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей".
По преданию, продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из 70 апостолов Христовых - Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Православные Церкви

Апостол Андрей воскрешает усопших.

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших: - В городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
- В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
- В Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
- В Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
- Разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его.
- Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
В городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила.
- Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
- В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури.
- Филопатр обратился с просьбой апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
- В городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа найденного в яме убитым.
- В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.

Мученическая кончина св. апостола Андрея Первозванного.


Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Святой апостол взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Правитель Егеат не поверил проповеди апостола и велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского. Два дня святой Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный пожелал крестной смерти за Господа. Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой Апостол уже передал душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. Случилось это, когда святому апостолу Андрею было 62 года. Дата кончины: 13 декабря около 70-го года.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного.

Мощи святого Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины - в Патрах (Греция) с момента кончины св. апостола Андрея и до середины 4-го века.
В 357 году, при императоре Константине Великом мощи (кроме честной главы) были перенесены военачальником великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея. В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. В 1208 г. Константинополь был взят крестоносцами. Мощи св. апостола Андрея были перевезены кардиналом Петром Капуанским (духовником четвертого крестового похода) в Италию и помещены в кафедральном соборе Святого Андрея Первозванного в г. Амальфи, где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.
Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванного.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1458 (1462) году, при Папе Римском Пие II честная глава и крест св. апостола Андрея Андрея были перенесены в Рим и положена в соборе Святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.
В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного - крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом - большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол.

Богослужение в День Памяти Святому Апостолу Андрею Первозванному. 30 ноября с.с. (13 декабря н.с.).

30 ноября с.с. (13 декабря н.с.) 13 декабря (30 ноября по старому стилю) Русская православная церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. На Руси рост почитания Андрея Первозванного относится к XI веку. В 1030 году Всеволод Ярославич – младший сын князя Ярослава Мудрого получил в крещении имя Андрей, в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году в Переяславле был освящен каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X). До ноября 1917 года (с петровских времен) Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 июня 1992 года Андреевский флаг был вновь поднят на кораблях и судах военно-морского флота России. Также с именем Андрея Первозванного издавна связано начало христианской проповеди в Грузии. Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской церковью неопровержимым фактом.

Богослужение. Гимнография.

Тропарь Апостола Андрея Первозванного, глас 4.

Яко апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Дважды.

Кондак Апостола Андрея Первозванного, глас 2

Мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кондак 1 Акафиста Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Величание Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Иконография.

Апостол Андрей представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов.
Наиболее ранние его изображения сохранились:
- на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI вв.;
- в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), середина V века;
- редкие единоличные образы - на диптихе слоновой кости, 450-460 гг. (Музей Виктории и Альберта. Лондон), и ампулах (напр., на керамической ампуле из Двина).
- в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494-519 года;
- в церкви Сан-Витале (Равенна), около 547 года;
- в апсиде кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 года;
- на фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI век;
- в апсиде церкви Санта-Мария Антиква (Рим), 705-707 года и др.
- в византийской агиографической литературере встречаются упоминания о чудотворных образах Андрея Первозванного;
- по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе образ апостола находился в часовне в Синопе;
- другой образ апостола находился над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополеполе.
Уже в ранних памятниках облик Андрея Первозванного имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: - седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода;
- как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий.
Согласно описанию Епифания Монаха, "он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен ".
В после иконоборческое время Андрей Первозванный, как правило, изображался:
- со свитком в руке, например на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.№ - - с крестом на длинном древке, например на мозаике апсиды ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130 г.; на мозаике капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; на мозаике кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.
Образ Андрея Первозванного присутствует в композициях "Евхаристия", "Тайная вечеря", "Вход Господень в Иерусалим", "Уверение Фомы", "Вознесение Господне" (например, в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г., Андрей Первозванный изображен с крестом), "Сошествие Св. Духа", "Успение Пресвятой Богородицы" и др., а также – "Умножение хлебов и рыб" (мозаика Сант-Аполлинаре Нуово (Равенна), ок. 520), "Крещение Господне" (церковь Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.); на иконах "Собор 12 апостолов" (1-я треть XIV в.; ГМИИ; ок. 1432; НГОМЗ).
Особое почитание Андрея Первозванного на Руси отразилось в его изображении на миниатюре Радзивиловской летописи (БАН ОР. 34. 5. 30. Л. 3об.; кон. XV в. ).
Мученичество Андрея Первозванного, распятого на кресте (получившем название «андреевский»), представлено:
- в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976-1025 гг. );
- на иконе "Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь", XII в. (монастырьрь вмц. Екатерины на Синае) помещено распятие Андрея Первозванного на древе.
В XVII-XIX вв. иконография мученичества Андрея Первозванного, распятого на кресте получила развитие в русской иконописи (например, "Апостольские деяния и страдания", XVII в. (ГММК ). Эта тема была распространена в католическом искусстве.
Полный цикл из 80 миниатюр с житием Андрея Первозванного содержится в рукописи XVII в. (ОЛДП F 137. Л. 1-96об ).
Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался, как правило, напротив апостола Иоанна Богослова:
- на иконе из иконостаса 1408 г. Успенского собора во Владимире (ГТГ );
- на иконе из деисуса 1444-1445 гг. церкви Успения с Пароменья во Пскове (ПИАМ ) - в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках;
- на иконе XV в. из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»);
- на ростовской иконе из деисусного чина, кон. XV в. (ГМЗРК ),- со свитком в руке;
- На иконе середины XVI в. (ЦАК МДА ) он представлен вместе с архангелом Михаилом;
- на образе из Николо-Коряжемского монастыряря (до 1661; СИХМ ) - в рост, в молении Христу;
- на вологодской иконе "Ап. Андрей Первозванный в житии" 1717 г. (ВГИАХМЗ ).