Какие ветки приносят на троицу. Почему на Троицу храмы украшают ветками берез? Береза для защиты от сглаза, порчи и болезней

19 июня 2005 года — день святой Троицы, Пятидесятница.
Накануне вечером в храме служится всенощное бдение. Этот вид богослужения сложился во времена первых христиан. Тогда служба продолжалась всю ночь, отчего и получила такое название. В наше время служба, конечно, короче, однако духовный смысл ее остался прежним — достойно подготовить верующего человека к Божественной литургии.
Всенощное бдение включает вечерню и утреню.
Давайте посмотрим как проходит эта служба в храме святого Александра Невского в Вербилках

Еще днем накануне праздника святой Троицы храм преобразился. Вход в храм и иконы в притворе украшены березовыми веточками.

Служба еще не началась, прихожан пока нет, но все готово к началу службы. Иконостас храма украшен березовыми веточками. Сменился на зеленый и цвет завесы за царскими вратами

До начала службы свечи еще не затеплены, только слабый отсвет лампад на иконах, украшенных березовыми ветками. Праздник Троицы всегда приходится на время самых коротких в году ночей, поэтому во время вечерней службы храм освещается лучами заходящего солнца, а к окнам храма подступают ветки деревьев, налившиеся зеленью в полную силу. Так и кажется, что березки с улицы вошли в храм и все иконы разместились в их ветвях.

Запах свежих березовых веток, лампадного масла и восковых свечей создают удивительный аромат, особенно ощутимый в деревянном здании храма.

Постепенно храм наполняется верующими. В праздник святой Троицы многие прихожане стараются добавить что-то зеленое к своей одежде.

Иной горожанин, увидев в первый раз звонницу храма, подумает: «Да разве на таких колоколах можно отзвонить благовест?»
Но, право, стоит однажды услышать звон во все колокола, когда звонит Анатолий Васильевич, чтобы почувствовать, насколько обманчивым может быть первое впечатление. Дружный и слаженный звон высокого тона и красивого тембра слышен далеко от храма. Закончит звонарь свою работу, а звук колоколов еще долго слышен, словно колокола состязаются, чей звук дольше продержится в густеющем вечернем воздухе.

Начинается всенощное бдение великой вечерней. Отверзаются царские врата, проводится каждение алтаря, затем иконостаса и всего храма. Вечерня наполнена глубоким духовным смыслом, она символизирует Божественную благодать, наполнявшую Рай в ветхозаветные времена.
Каждение всего храма знаменует Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира. Каждением воздается честь иконам и всем святым, призывается благодать Божия на предстоящих людей.

Перед началом всенощного бдения прихожане прикладываются к иконам и затепляют свечи.

На богослужених в храме святого Александра Невского всегда много детей, которые приходят на богослужение вместе с родителями Дети, так же как и взрослые, прикладываются к иконам и ставят свечи.

Дети постарше, особенно ученики воскресной школы, уже знакомы с церковным уставом и с пониманием участвуют в богослужении. Маленькие дети пока не понимают всего смысла происходящего и проявляют непосредственный детский интерес к тому, что делают родители.

Важное священнодействие вечерни — вход с кадилом. Он символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Сам вход символизирует Воплощение, а свещеносцы со свечами символизируют свет учения Христова.

Во время вечерни проводится освящение хлебов, пшеницы, вина и елея. Перед началом освящения читаются особые молитвы — литии, в которых церковь просит ходатайства перед Богом у всех святых. В литийных молитвах церковь просит об оставлении грехов, избавлении от стихийных бедствий, войн, междоусобиц.Эти молитвы усиливаются многократным пением «Господи, помилуй»

В воспоминание о пяти евангельских хлебах, которыми Господь насытил пять тысяч человек, освящаются пять хлебов, а также пшеница, вино и масло (елей). Священник молится об умножении этих Божиих даров и благословляет их.

Во время освящения проводится каждение Божиих даров.

Освящение хлебов, пшеницы, вина и елея завершает вечерню. Песнопение «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» служит переходом к службе утрени.

В храме гасятся все свечи и начинается чтение шестопсалмия — шести избранных псалмов. Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась полностью на всенощных бдениях во времена первых христиан. Шестопсалмие символизирует душевное состояние людей после изгнания из Рая и поиск людьми пути духовного спасения. Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос открыл этот путь. .

По завершении чтения Псалтири начинается самая торжественная и яркая часть утрени — полиелей. В переводе с греческого полиелей означает «обилие масла» — символа Божией милости и благодатных даров. В это время в храме возжигаются все светильники. Эта часть всенощного бдения символизирует нетварный Свет Христов, явленный в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. Прихожане с началом полиелея затепляют свечи.

Те из прихожан, кто не успел до начала службы подойти к иконам, прикладываются и затепляют свечи в начале полиелея.

Обилие света и множество горящих свечей — символов Света Христова явлются характерными особенностями этой части утрени. Открываются царские врата и священник совершает каждение всего храма, символизируя жен-мироносиц и апостолов, которые, узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим.

В заключительной части утрени священник проводит помазание прихожан освященным елеем (маслом).

Перед елеопомазанием прихожане прикладываются к иконам.Одновременно с помазанием маслом священник окропляет освященной водой ветки березы и букеты цветов, которые приносят с собой прихожане, ведь завтра день святой Троицы и многие стремятся украсить свое жилище освященными веточками березы

После помазания маслом прихожане получают частицы хлебов, смоченные вином, которые освящались во время вечерни.
«Ведомо же будет, яко благословенный хлеб есть помогательный от всяких зол, аще с верою приемлется»

В самом конце всенощного бдения начинается, возможно, самая сокровенная и важная для прихожан часть службы — исповедь. В храме святого Александра Невского неукоснительно соблюдается правило, по которому каждый желающий причаститься на Божественной литургии должен побывать накануне на вечернем богослужении и исповедаться.

Среди исповедующихся и взрослые и дети. Кто-то исповедуется по памяти, но многие приносят записочки. Это выглядит со стороны особенно трогательно, когда с записочками исповедуются дети. Как тут не вспомнить о пользе духовного просвещения в воскресных школах.

Желающих причаститься в великий церковный праздник — день святой Троицы много. Уже закончены основные службы всенощного бдения, догорели почти все свечи и священник в алтаре уже снял праздничное облачение, а очередь прихожан на исповедь еще не закончена. Принятие святых Христовых Таин на литургии должно быть достойным, причастники придут на литургию с чистой совестью после исповеди.

Завтра день святой Троицы, Пятидесятница.

Зайди сегодня в храм и помолись,

На Троицу молитва трижды свята,

Мы видим, ангелы слова уносят ввысь,

В день с Воскресения пятидесятый

Самый светлый, самый красивый праздник лета - это, несомненно, Троица, или Пятидесятница.

Троица - это начало нового отчисления на весь православный год. Именно от нее отсчитывают дни и недели постов, святок, поминальных дат и праздничных богослужений.

С чем связана для нас Троица?

Зеленые луговые травы, душистые цветы, молодая листва деревьев. Золотые купола и колокольный звон. Белые платки на головах женщин-верян и огромные букеты в руках.

Как и другие церковные праздники, Троица имеет много традиций, одни из которых широко почитаются и сейчас, а другие позабыты.

Традиции на Троицу

Многие люди накануне праздника отправляются за город, чтобы, бредя по утренней росе и вдыхая свежесть нового дня, собрать нужные для букета растения. Другие просто покупают душистые зеленые охапки, продающиеся в этот праздник возле каждого храма.

Украшение домов. Вечером перед Троицей украшается и сам дом - зеленью, травами, цветами, ветками деревьев — ольхи, тополя, клена, липы, дуба, ясеня, березы, ивы. Ни вербы (она уже отслужила свое на Вербное воскресенье), ни осины (дерево, на котором, по поверьям, повесился Иуда) не ломали. Предки считали, что на Троицу в дом, украшенный зеленью, приходят души умерших родственников. Они прячутся среди зеленых веток и цветов и помогают живым.

Освящение зеленых букетов - самая, пожалуй, распространенная ныне традиция на Троицу .

Но это - не просто букет. Каждый стебелек, каждая веточка в нем несет особый смысл и имеет свое предназначение. Из чего же составить букет на Троицу для освящения?

Ветки березы - обязательный атрибут в букете, который несут в храм на Троицу. Белый березовый ствол издавна наделялся могущественной силой и энергией роста. Именно почки и листья березы распускаются по весне первыми, раньше всех других деревьев.

Принеся ветки березы на Троицу в дом, и добавив ее в букет, можно почерпнуть ее силы.

Для девушек же это имело особый смысл, т.к. именно белая кора березы считалась символом девичьей красы и стройности.

Дубовые ветви - это знак мужской силы и здоровья. Потому что - крепкий как дуб. Именно таким должен быть мужчина, и в древности, и сейчас.

Пряные травы и полевые цветы собирали для букета, чтобы, после освящения в храме, высушить их и разложить под образами. Кроме того что они играли роль оберега, их еще и использовали в быту - добавляли в воду для купания детишек, готовили отвары и настоя, набивали ими подушки - для крепкого и здорового сна.

Собранный букет перед освящением «оплакивали», этот обряд имеет глубокие языческие корни, таким образом люди привлекали дождь, чтобы в летнюю жару урожай насытился необходимой влагой.

Девичьи гадания и обряды на Троицу

Плетение венков на Троицу

Троица - это пора, когда девушки традиционно вплетали тонкие веточки березы и полевые цветы в косы. И плели огромные душистые венки.

И, если в наше время - это, скорее всего, атрибут фотосессии на природе, то в старину с ними связано главное девичье гадание, предсказывающее самый актуальный для каждой красавицы вопрос. Выйдет ли она замуж в этом году, то есть до новой Троицы.

Мелодичным пением (ну куда же девушкам без песни) сопровождался весь процесс ворожбы. Срывая полевые цветы и молодые побеги деревьев, сплетая их тугим узлом в пышный венок, красны девки пели обрядовые песни, привлекающие женихов.

После того как не спеша пройдешься мимо всех претендентов на руку и сердце, надев на головушку рукотворное украшение, и вдоволь налюбуешься своим отражением в воде, можно получить ответ на главный вопрос - собираться замуж, или — ах, сидеть в девках еще год.

Отдав на волю водяной глади решение своей нелегкой девичьей судьбы, нужно смотреть за венком. Плывет по реке - готовься замуж. А если сразу утонул - значит, еще не время создать прочную ячейку общества и решить проблему демографического кризиса.

Завивание березки

В четверг перед Троицей (Семик) девушки шли в лес, находили молодое деревце березки и завивали из его ветвей венок или же наклоняли тонкий ствол и привязывали травами.

В Троицын день девушки возвращались к «своим» березкам и смотрели - не распустился ли их венок, ожидать ли им скорого замужества. Венки обязательно развивались, чтобы березки не обиделись. Часто там же происходили трапезы, в ходе которых девушки угощали и березку принесенным хлебом, яйцами.

Кукушка и девичья судьба

Девушки - народ весьма изобретательный, когда вопрос касается «пойти замуж». Если в близлежащей местности реки или озера не было, то на Троицу об этом можно было спросить кукушку. Кукушка-кукушка, скажи, сколько лет мне лет у батюшки в избе в девках куковать? И надеяться, что вещая птица сохранит молчание.

Девушка-тополя на Троицу

На Троицу в некоторых регионах России, Украины по деревне «водили тополю» — выбирали среди незамужних девушек самую красивую и статную, наряжали и сопровождали ее с песнями и танцами.

Тополя с каждым встречным здоровалась, желала богатого урожая, а за это девушкам давали монеты на «ленты», угощения.

Троица и русалки

Накануне Троицы замуж собираются не только красные девки. По ночам на берег реки выплывают русалки и зазывают женихов. Соблазнился на сладкое пение - защекочут до смерти или утащат на дно. С этими поверьями связана такая традиция, как полный запрет на купание всю зеленую седьмицу - неделю перед Троицей .

Еще существует много поверий, преданий, традиций и обрядов на Троицу.

И очень жаль, что одни из них и совсем забыты. Но даже некоторые способны создать неповторимый колорит народного празднования.

Соберите полевые цветы и ветки деревьев, освятите букет в храме, устелите дом зеленым ковром - и придет в него радость праздника Святой Троицы.

С праздником Святой Троицы (Днем сошествия Святого Духа или Пятидесятницей) связано немало интересных символов. Например, почему на Троицу украшают храм березой? И вообще - причем тут зелень и Дух Святой?

Подробные ответы на эти вопросы, а также пояснения священнослужителей представлены в нашей статье.

Зачем на Троицу ветки березы: откуда пошла традиция

Троица всегда отмечается на 50 день после Пасхи, который тоже выпадает на воскресенье: 27 мая 2018, 16 июня 2019 и т.д. В этот день проходят особые праздничные богослужения, когда все священнослужители облачаются в специальные торжественные одеяния зеленого цвета.

И храм принято украшать ветвями березки, полевыми цветами и вообще свежей зеленью. Почему так сложилось? Ответ довольно простой, но в одно предложение его не уместить.

Еще при жизни Христос обещал, что после его смерти Бог пошлет на землю Утешителя – Святого Духа. На 40 день после Пасхи Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду обещанное действительно исполнилось: Дух сошел на последователей Иисуса, находящихся в одном из домов Иерусалима.

Появление Святого Духа означает наступление благодатного времени, когда на земле постоянно присутствует сам Бог (ведь Дух – это третье лицо Троицы). Теперь он всегда незримо с нами, а значит, каждый человек может помолиться ему простой молитвой, и он будет услышан. Это событие является символом животворящей веры, великого чуда и блага, которое послал Господь.

Даже грешная душа может искренне покаяться и попросить прощения, после чего получит его сполна. Получается, что любой человек может как бы возродиться от неправедной жизни ко спасению. Причем получить этот бесценный дар можно совершенно свободно – личные заслуги и профессиональные достижения в этом деле не играют никакой роли.

Таким образом, праздник Троицы символизирует возрождение души и исполнение воли Бога. А что ассоциируется с возрождением, если подумать о природе? Конечно же, весна – время, когда солнце светит все ярче, а пейзаж на улице становится все зеленее.

Почему на Троицу украшают храм травой и березой: комментарий священнослужителя

Ответы на этот вопрос уже неоднократно давались священниками. Например, протоиерей Борис Старк еще в 1981 году говорил о том, что здесь можно привести по крайней мере две причины.

Одна из них связана с легендарным историческим событием, а другая имеет чисто символическое, но не менее важное значение. Ниже приводится довольно подробный комментарий по вопросу, почему на Троицу украшают храм березой и травой.

Зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками

Ну а почему на Троицу храм и жилище украшают именно ветками березы – ответ также очевиден. Береза – это вообще сакральный символ нашей страны без всякого преувеличения.

Это дерево является одним из самых распространенных, причем встретить его можно не только в сельской местности, но и на просторах шумного города. Вот почему многие люди на Троицу срывают молодые ветки березы, делают из них венки или просто собирают в охапку и несут в дом.

Предварительно можно освятить зелень в храме, после чего положить этот своеобразный букет рядом с иконой или на самое видное место в доме.

Как украсить дом ветками березы

Итак, понятно, для чего на Троицу украшают дома ветками березы. Но как это сделать? Тут можно дать полный простор своей фантазии. Ветви можно просто поставить в вазу, а ее разместить на столе.

Можно положить молодую зелень на обеденный стол. Кстати, его неплохо декорировать зелеными салфетками, посудой такого же цвета и элементами декора (статуэтками, вазами).

А еще можно сделать настоящую зеленую гирлянду, повесив ее под потолком, как это и было принято делать на протяжении многих веков.

Березовые веточки, сорванные на Троицу, принято хранить целый год, а после их можно заменить новыми. Кстати говоря, этот букет не стоит выбрасывать, как обычный мусор. Нужно просто аккуратно собрать их и унести на природу или отправить по течению реки – т.е. положить туда, где никто бы не стал топтаться или проезжать по ним.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Традиция украшения жилища березовыми ветвями на Троицу тесно пересекается с главным символом Вербного воскресенья – ветвью ивы с набухшими почками.

По сути, верба олицетворяет наступившую весну, а береза – лето. Одновременно ли сложились эти традиции или нет, но даже если это и простое совпадение, оно как минимум весьма примечательно.

Березовые ветки на Троицу: народные традиции

Интересно, что зелень вообще и конкретно березовые ветви на Троицу стали интересным символом не только в церковной традиции, но и в народных обрядах.

Девушки, например, плели венки из зелени и полевых цветов, пускали их по воде и гадали на суженого. Приметы были такие: поплывет венок – скоро будет свадьба, останется на месте – нужно подождать, утонет – грядет какое-то непростое испытание. А еще было принято хранить березовые ветви в течение всего года рядом с иконой, чтобы он приносил счастье и достаток в дом.

Многие хозяйки стремились сделать из них веник, которым можно прибираться в помещении, а также на кладбище, куда также стремились попасть в день Троицы. Надо сказать, что эта традиция едва ли заслуживает внимания, ведь в такой светлый праздник заниматься наведением порядка на могиле не стоит.

Более того – накануне торжества наступает специальная Троицкая родительская суббота, когда можно помянуть своих ушедших близких и прибраться на кладбище. А Троица – день праздничный: всему свое время.

Праздник Пятидесятницы практически всегда выпадает на начало лета или конец весны – самое заветное время года, когда впереди теплый сезон, пора отпусков и многих ярких моментов, пишет портал сайт. Нет такого человека, который бы не радовался приходу чего-то светлого и доброго (как в прямом, так и в переносном смысле). Поэтому Троица – это праздник для всех.

Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. С Троицей в народе связано много примет и обрядов.
Официальная церковь, разумеется, всегда протестовала против подобного, но в русском народе это, похоже, неискоренимо.

Традиции и ритуалы на Троицу

К празднику Троицы хозяйки убирают в доме и наводят чистоту, украшают комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует пришедшую весну, процветание и продолжение жизни. Чаще всего для украшения используются ветки березы, дуба, рябины, клена, трава аира, мята, мелисса.

✔ Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав - траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.

✔ На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу веселые подарки.

✔ Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.

✔ Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время - время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.

✔ За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище - помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали - и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать.

✔ Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками - считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне.

✔ Этот праздник считался девичьим, так как в этот день девушки пытались определить свою судьбу. Существует в день праздника Троица традиция плести венки.

Девушки с самого утра идут собирать полевые цветы, например, васильки, незабудки, ландыши, а потом плетут каждый себе венок. На заре они возвращаются домой, проходя мимо реки. Там следует по традиции пустить венок плыть по реке. От того, как он плывет, начинают гадать. Если он потонет, ждет беда того человека, если кружиться, то неблагополучие, болезни ожидают, а если плывет ровно и спокойно, тогда ждет успех хозяйки венка.
Помимо этого на полях во время сбора цветов и плетения венков, девушки угощают друг друга различными угощениями, поют песни и водят хороводы.

✔ Еще есть обычай на Троицу собирать лечебные травы и цветы. Их хранили весь год и могли использовать при лечении недугов. При этом находясь в лесу, если девушка слышала, как кукует кукушку, то тогда можно было спросить, долго ли еще ей жить в отцовском доме (имелось в виду, когда она выйдет замуж). И сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ходить девице в невестах.

✔ В субботу девушки собирали травы — чабрец, полынь, любисток, васильки, мяту. После Троицы травы, собранные на Зеленые Святки, использовали для лечебных отваров.

✔ Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

✔ Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу - к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.

✔ А следующий день после Троицы - Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.

Гадания на Троицу

Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок - времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов.

✔ Самые распространенные гадания - «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок - «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла - хорошего ждать не придется. Если осталась прежней - будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.

✔ Плести венки - тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл - оттуда и жених будет, остался у берега - не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул - и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.

✔ Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.

Заговоры на Троицу

Богата культура русского человека - правой рукой он в церкви на Троицу Богу молился, а левой в это время мог держать пучок травы. Затем, выйдя из церкви, поклониться на четыре стороны света, дома из этого пучка веночек сплести, заветные слова на него заговорить и за икону положить - на счастливый и богатый год, до следующей Троицы. Так, в одно целое сливались и христианские, и языческие взгляды русского народа. И не было тут никакого противоречия, все гармонично и слаженно.

✔ Даже еду на Троицу порой готовили с заговором и по-особому. В дохристианском мире ценили все круглое - блины на Масленицу - та же традиция, так как круг - символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц.

Круглая яичница - это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе - праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье - оберег от всего злого.

✔ Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы:

«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремен-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.»

Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, когда, согласно Евангелию, апостолам явился Святой Дух. С этим праздником связано много ритуалов, обычаев и обрядов.

Троица ‒ праздник очень красивый и радостный. Дома и храмы в этот день украшают ветками, травой, цветами. Но особое внимание на Троицу уделяется березе. Береза стала символом праздника, вероятно потому, что она одна из первых одевается в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста, которую человек может использовать. Как же у березки эту силу попросить? На этот счет существует очень много старинных обрядов и ритуалов.

Зачем на Троицу березовые ветки заплетают в косички?

В троицкое воскресенье березу «хоронили» ‒ срезали молодые веточки и топили их в воде или выносили на хлебное поле. Верили, что такая жертва высшим силам принесет плодородие земле.

Также березку «завивали». Этот обряд пришел к нам из далекой древности. Девушки сплетали в косичку 3 веточки и скрепляли их красной лентой или крепкой травой. Считалось, что это принесет счастье в любви, здоровье и долголетие родным. С этой же целью на Троицу делали настой из листьев березы, который обладал целебными свойствами. А еще веточки дерева наши предки использовали в качестве оберега от нечистой силы. До сих пор в деревнях пожилые женщины втыкают в углы дома ветки березы, чтобы их чистота и целительный дух передались стенам.

Зеленые святки

Троицын день можно с полным основанием назвать «зелеными святками». В этот день прихожане выстаивали в церквях обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, на грядки – для защиты от землероек и других вредителей, на чердак, чтобы предупредить пожар.

Чудесными свойствами, по преданиям, обладали не только освященные травы. На Троицу девушки обычно собирали утреннюю росу и умывались ею для красоты лица и здоровья. Но следует помнить, что некоторые вещи на Троицу делать не стоит. Существует поверье, что русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды.

Начиная с «зеленых святок» и до , ходят русалки в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе одиноких путников. Купаться в это время категорически запрещалось, потому что русалки могут заманить к себе и утопить. По поверьям, русалки боятся запаха полыни. Поэтому веточки этого растения носили с собой, с целью защиты.

Самые смелые девушки отваживались прийти вечером на Троицу на речку, чтоб погадать, используя цветочный венок, сплетенный накануне. Бросали его в воду и наблюдали:

  • плохо, если венок утонул: замуж долго не выйдешь;
  • если веночек плывет спокойно по течению, то в этом году будет свадьба.


Троица: обряд на любовь

По традиции на Троицу устраивали праздничный обед, на который приглашали соседей и родственников. Стол непременно застилали скатертью. После обеда скатерть не стирали, а клали ее на ночь под кровать супругов. Этот нехитрый обряд поможет укрепить любовь и взаимопонимание между мужем и женой. После стирки скатертью не пользовались до следующей Троицы.