Как правильно пройти соборование в церкви. Что такое соборование в церкви и зачем нужно собороваться

Соборование – это таинство, исцеляющее душу и тело. Оно относится к семи Таинствам в христианской церкви и совершается, чтобы избавить верующего от духовных и телесных заболеваний. Соборование позволяет отпустить грехи, о которых сам человек забыл или совершил по недоразумению, то есть «невольные». В священных книгах это таинство называется обычно елеосвящение.

Так как таинство часто совершает «собор» – несколько священников, то в православии используется название «соборование». Что это и для чего проводится, должен знать каждый верующий.

Совершают таинство несколько священников обычно семь, но всё чаще елеосвящение проводит один священнослужитель.

Соборование проводится в определённых случаях. Вот как разъясняют церковные правила, кому нужно собороваться и когда это можно делать:

  • при болезни (в любое время);
  • перед смертью (также в течение всего года);
  • перед Великим и Рождественским

Кто может собороваться

Суть таинства объясняет, зачем нужно собороваться, – это полное исцеление верующего от грехов, скорби и болезней. При этом телесное выздоровление становится результатом исцеления духовного после покаяния и искреннего обещания вести жизнь в соответствии с Божиими после прощения всех грехов. Просьбы об этом неоднократно повторяются в молитвах, которые читаются во время соборования.

Поэтому, в первую очередь, соборование проходят люди, больные духовно, те, которые находятся в скорби или депрессии, потеряли веру, также имеющие телесные заболевания. Если болезнь тяжёлая, затянулась, то таинство можно проводить до тех пор, пока больной не поправится. По свидетельствам тех, над кем оно проводилось , облегчение в большинстве случаев наступало сразу же после обряда. Зачастую больные даже исцелялись совершенно после соборования. Причём речь идёт не только о телесных заболеваниях, но и о душевных недугах, сильном горе, утрате веры в Бога и в себя, других духовных скорбях, которые не проходят после исповеди.

Соборование умирающего христианина вместе с последней исповедью готовит душу к отхождению в загробный мир.

Чтобы пройти этот обряд, нужно знать, кому можно собороваться. Для этого необходимо:

  • быть крещёным верующим христианином старше 7 лет;
  • находиться в сознании (не быть в агонии, коме, помутнении рассудка, алкогольном опьянении).

Женщин не соборуют во время менструации.

Нет единого мнения, можно ли соборовать здоровых людей. Однако считается, что в современной жизни сложно избежать духовных заболеваний – недостатка веры, мирских печалей, прегрешений и пр. Поэтому церковь рекомендует принимать соборование в Рождественский пост или Великий.

Подготовка к таинству

К таинству елеосвящения нужно подготовиться и знать, как проходит соборование. Его не проводят спонтанно, поэтому нужно заранее записаться на обряд в церкви либо пригласить домой священников (особенно если речь идёт о тяжелобольном или умирающем христианине).

Специально соблюдать пост перед соборованием необходимости нет, если оно совершается не в дни Великого или Рождественского поста, когда соблюдение ограничений поста само собой разумеется для истинно верующего христианина.

На соборование нужно попросить благословение у священнослужителя. Перед событием желательно исповедаться. Но можно пойти на исповедь и после таинства. Также после соборования нужно причаститься.

Как происходит обряд

Помазание совершается елеем – освящённым в церкви растительным маслом, предпочтительно оливковым. Это масло - древнейший христианский символ, с древних времён оно не только употреблялось в пищу, но и считалось лекарственным и даже косметическим средством, а также использовалось в светильниках.

Если елея было много, это воспринималось как Божье благословение. Перед служением и царствованием им помазывали священников, пророков, царей. Известно, что святые апостолы использовали елей при молитвах за их исцеление. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Сам обряд соборования начинается с благословения священнослужителем. В настоящее время в православной церкви таинство чаще всего совершает один батюшка, несколько (семерых) приглашают, в том числе на дом, в особых случаях, например, к умирающему.

После этого читается канон (молитвенный гимн) и ектения (молитвенное прошение). Во время иерейской молитвы происходит освящение елея.

Затем батюшка читает семь отрывков из Евангелия и Апостола. После каждого из них читается ектения и тайносовершительная молитва , при чтении которой и происходит крестообразное помазание елеем, растворённым в вине, частей тела соборующегося:

  • ноздри;
  • щёки;
  • губы;
  • грудь;
  • руки.

Весь обряд повторяется семь раз.

После последнего помазания священнослужитель кладёт соборующемуся на голову Евангелие, читает разрешительную молитву, тем самым получая от Бога власть отпустить забытые и невольные грехи верующего, когда проводится соборование.

В католической церкви также совершается елеосвящение, которое имеет небольшие отличия от православного обряда.

Конечно, соборование не гарантирует полного исцеления, если сам человек не верует или неискренне раскаивается в своих грехах. Молитвы об исцелении начинаются с просьбы о прощении грехов, которая идёт от души. Если же грехи слишком тяжки, а к таким относятся, например:

  • блуд, прелюбодеяние;
  • отказ от веры, в т. ч. обращение к оккультным наукам и другим религиям;
  • убийство и др.

То прежде необходимо прибегнуть к таинству покаяния. Истинно верующий человек знает, что такое соборование, и как оно проводится, поэтому не имеет права «забыть» какие-то грехи во время в расчёте на то, что они простятся через обряд елеосвящения. Раскаяние в своих прегрешениях должно быть искренним, идти от сердца, тогда христианин может быть исцелён волей Божией.

История елеосвящения

Таинство елеосвящения упоминается в апостольских посланиях, где говорится о больных, которые уже не могут прийти в храм. Но с IV века началась практика соборования не в доме христианина, а в церкви. В Х веке стало принято совершать обряд не только над больным, но и над его домочадцами и даже домом. Такое общее соборование проникло на Русь из Греческой церкви в XVII веке. Первоначально его совершали в Великий Четверг и Великую Субботу.

Стоимость таинства

Что касается стоимости таинства, то нужно помнить древнюю истину, что церковь - не рынок. Но также надо помнить, что труд, в том числе священнослужителя, должен оплачиваться, ведь он требует не только физических, но и моральных затрат. Обычно храм сам устанавливает , сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить. Если же верующий находится в крайней нужде или в другой исключительной ситуации, то батюшка может принять решение совершить соборование без платы, во славу Божию. Как бы то ни было, вопрос цены всегда можно обсудить со священником вашей церкви.

Соборование - это таинство помазания оливковым маслом (освещенным), которое проводится как в православии, так и в католицизме для лечения духовных и телесных недугов.

У соборования есть второе название «Елеосвящение», освещенное оливковое масло же по-другому именуется елеем.

Главной целью ритуала является очищение человека от грехов , которые являются причиной его болезней. Как и было сказано в Библии, спаситель не стал лечить поднесенного к его ногам умирающего, а спас его душу, простив грехи его.

Этот обряд в церкви проводят семь священников, «сбор» и стал корнем альтернативного названия елеосвящения.

Историческая справка

Чтобы понять обряд соборования, как и было сказано выше, следует углубиться во времена жизни Иисуса Христа, ведь соборование представляет собой именно действия Спасителя , благодаря которым он исцелял людей от недугов.

Первые ритуалы проводились с помощью возложения рук. Со временем мы узнаем из послания Апостола Иакова, что больной мог специально позвать священнослужителей, которые путем помазания оливкового масла исцеляли больного. Страждущий излечивался лишь в том случае, если имел сильную веру. На сегодняшний день соборование проводится с помощью елея, а в дань прошлым временам на лоб больного прикладывают Евангелие.

Первые обряды на Руси были весьма легкими. Проводили их дома, священники читали несколько молитв и псалмов. Изменения начались с начала шестого века.

Соборование сегодня

Итак, в чем суть соборования в церкви . Ведь существует таинство исповеди, когда человек сам признается в своих поступках. Конечно же, здесь есть нюансы и отличия. Во время исповеди человек может скрыть свои поступки как умышленно, так и не понимая, в чем именно он провинился. Именно поэтому появился еще один чин.

Таинство соборования как раз-таки предназначено для таких людей, которые не в силах рассказать о своих грехах, ему помогают в этом священники.

В каких случаях надо соборовать человека? Нужно проводить ритуал, когда человек:

  1. Давно забыл свои грехи и не исповедовался.
  2. Совершил деяния, но не осознал всю серьёзность содеянного.
  3. Совершил грехи, но ввиду своего физического состояния никак не может искупить их добрыми делами.

Правила обряда

Как проходит соборование, какие атрибуты нужны для этого таинства и в каком возрасте и физическом состоянии должен находиться человек, чтобы начать готовиться к ритуалу?

По церковным правилам обряд елеосвящения может быть проведен, если человек:

  1. Христианин и находится в сознании.
  2. Ему есть полных семь лет.

Ритуал не будет проведен, если человек болен психическими заболеваниями, агрессивен и неадекватен в поведении.

Соборование проводится в храме . В нем могут участвовать сразу несколько человек. Исходя из того, что обряды проводят священники наивысшего ранга, можно собороваться и без исповеди.

Этот обряд в основном проводится для больных людей, но зачем здоровому человеку быть помазанным елеем? Ответ прост: ритуал помогает не только больным, но и здоровым людям, ведь священнослужители в своих молитвах просят для них новой жизни, в которой нет места грехам.

Подготовка к таинству

Обряд не проводится в любой день недели . Скорее всего, нужно поговорить со священнослужителями, которые скажут, сколько будет стоить ритуал и разъяснят все нюансы. При желании перед елеосвящением можно исповедаться, но это необязательно из-за вышеуказанных причин. Обязательно следуйте основным правилам:

Атрибуты елеосвящения

Для того чтобы провести обряд , требуются следующие атрибуты:

  1. Стол, который покрыт чистой тканью.
  2. Пшеница на блюде или же другой любой злак, который символизирует новую жизнь.
  3. Сосуд, в котором осветят оливковое масло, то бишь елей.
  4. Семь церковных свечек.
  5. Семь палочек, обвернутых ватой.
  6. Красное вино, которое символизирует кровь спасителя.

Евангелие и крест используют священники. Этот обряд в основном проводят семь священников, ведь именно семь раз зачитываются тексты из Евангелия. Семь раз происходит помазание больного. Обычно соборование проходит в церкви, но когда больной не может физически находиться в храме, обряд можно провести дома в присутствии одного священника. Домашний ритуал фактически ничем не отличается от ритуала в церкви. При этом дома могут находиться и родственники больного, которые также будут помазаны елеем.

Соборование - очень серьёзный обряд , который отпускает все грехи человека и дает ему возможность начать все с чистого листа. Только истинная вера поможет больному обрести покой и даст силы для новой жизни. Очень важно понимать, что елеосвящение не излечит полностью человека, болеющего раком, не поставит на ноги больного, который лежит годами. Медицина в таких случаях просто необходима, но вера, которая только укрепится благодаря этому ритуалу, способна творить чудеса.

Что такое Соборование?

Соборование (или Елеосвящение) - это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников - собор.

Зачем надо собороваться?
- По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Веруем, что ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются грехи, разрешение от которых он не мог по¬лучить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения.

Может ли Соборование приблизить смерть человека?

Не может. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.

К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати. Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т.п. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

Как подготовиться к Соборованию?

Надо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех.

Когда бывает Соборование?

В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. В этом случае слова апостола Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5:14),- принимаются в широком значении, то есть разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, - имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей.

Надо ли поститься перед Соборованием?

Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение - это обязанность любого православного христианина.

Кто может собороваться?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев?

Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

Надо пригласить священника на дом.

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

Что делать с маслом, оставшимся с прошлогоднего Соборования?

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться - крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места?

Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любое место, когда оно болит. Но обычно, святым маслом с молитвой крестообразно помазывают следующие части тела: лоб, щеки, грудь, ладони и кисти рук, голени.

Что делать после Соборования?

После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

Вот вы разобрались со всеми вопросами, касающимися сути и необходимости Соборования; поняли, что все досужие домыслы об этом таинстве не имеют смысла и смертельной опасности для вас оно не представляет, а где-то даже совсем наоборот - поможет выздоровлению: если не телесному, то духовному уж точно.

Потому что и телесный недуг, если правильно подойти к данному действу, будет восприниматься под совершенно иным углом зрения. И вы решили: Великий пост - пора собороваться! А теперь надо выяснить чисто практические вопросы подготовки к Таинству Елеосвящения.

Нужно ли поститься, причащаться и исповедоваться перед соборованием?

Абсолютно здоровых людей почти не существует. А болезни, как мы знаем, это результат нашей греховной жизни. И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов.

А очищение происходит через Таинство Покаяния, в ходе которого вспоминаются и называются совершённые греховные деяния, в которых необходимо с сокрушением сердца покаяться. Поэтому в первую очередь рекомендуется побывать на исповеди.

Не будет большим нарушением, если исповедь совершится после Соборования. Главное, чтобы она состоялась.

Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. Прощаются лишь грехи, начисто забытые или совершенные несознательно.

Это же относится и к Таинству Причащения: если есть возможность, хорошо причаститься перед Соборованием. Но чаще всего это происходит после него, на ближайшей Божественной литургии.

Несколько слов о духовной подготовке

Большая часть болезней признается в христианстве последствием греха. Чем более осознанно и серьезно, со вниманием и усердием человек отнесется к предстоящему событию, чем правильнее внутренне настроится, тем лучшего результата достигнет.

Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу?

Кроме раскаяния в грехах, отягчающих душу, надо еще и примириться с людьми - и с теми, которых вы обидели, и с теми, кто обидел вас.

Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения - по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «…первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования.

В Евангелии от Матфея приводятся такие слова Иисуса Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Потому если мы ждем от Елеосвящения отпущения наших грехов, то стоит простить и ближнего в его заблуждениях.

Перед таким важным событием душа просит молитвы. Как готовиться в этом смысле? Специального молитвенного правила перед Соборованием не существует. Но это вовсе не мешает помолиться-подготовиться по своему усмотрению. Существуют такие общие рекомендации:

  • накануне таинства или в день его совершения можно почитать Покаянный канон;
  • вполне уместно выбрать и почитать акафисты Иисусу Сладчайшему, или Пресвятой Богородице, или святым, стяжавшим дар исцеления болящих (например, великомученику и целителю Пантелеимону, Луке Крымскому или любому другому, к кому особо «душа лежит»);
  • создать необходимый покаянный настрой могут и просто искренние молитвы.

Можно ли кушать перед таинством?

Специально поститься перед Таинством не обязательно. Люди, которые часто причащаются Святых Христовых Тайн, знают, что это таинство совершается сугубо натощак.

Касается ли подобное Соборования? Здесь все зависит от самого человека, его самочувствия. Иногда Елеосвящение может быть назначено на вторую половину дня или вечер: сможете вытерпеть и не кушать - никто не запрещает. Как никто и не запрещает подкрепиться.

И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. Достаточно того, что таинство для желающих совершается в храмах в период многодневных постов - Великого или Рождественского. А раз пост, который касается любого христианина, то и пищу нужно есть соответствующую, исключающую мясные, молочные, яичные продукты.

Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость.

К больным же людям, находящимся дома или на излечении в больнице, священник приезжает по мере необходимости в любой оговоренный день года.

Что брать с собой?

Не забудьте взять с собой масло. На Соборование надо прийти вовремя, а еще лучше - немножко раньше.

Если не записались на свечном ящике предварительно, следует внести свое имя в список, по которому священник будет семикратно молиться за каждого из присутствующих. Надо купить свечу - ее вы будете держать в руке в ходе таинства.

Что нужно принести для соборования с собой? Обычно приносят растительное масло - в бутылке или баночке, кому как удобнее. Посуду с маслом, открыв ее, ставят на столик, а в конце таинства священник добавляет в каждую тару с маслом освященный елей, оставшийся после помазания.

Не будут лишними носовые платки или впитывающие салфетки. Во время помазания лица, груди и рук образуются излишки елея, которые время от времени надо втирать в кожу или промокать тканью, чтобы не испачкалась одежда.

Известно, что, идя в православный храм, женщины покрывают головы.

  1. Головной платок или шарф надо повязать таким образом, чтобы был открыт лоб (его будут помазывать) и чтобы из-под платка не выбивались и не замасливались волосы.
  2. Одежда должна быть настолько удобной, чтобы давала возможность помазать шею и грудь.
  3. Не рекомендуется оставлять на шее, пальцах, руках драгоценности или бижутерию: чтобы не мешали, да и не замаслились.

Человеку свойственно ожидать чуда. И это правильно. Однако требовать его у Творца не следует. Нам не дано знать, что «зашифровано» Им в наших телесных немощах: может, они гораздо полезнее для исправления наших душ, чем 100%-ное здоровье. Ведь причиной наших бед является нечто внутри нас. И, собираясь на Соборование, надо ясно понимать, что для нашего исцеления гораздо важнее со смирением просить у Господа врачевания и сохранения бессмертной души, а уж затем - тела.

Пожалуйста, расскажите, как правильно подготовиться к соборованию. Нужна ли перед ним исповедь? Правильнее будет исповедоваться и причаститься, а потом собороваться, или можно и наоборот? Или это не имеет особого значения?

Отвечает протоиерей Константин Островский:

Вопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди.

Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла.

А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился. Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга.
Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству – мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь.

В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности.

Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс., 63, 7).

Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!»

Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.

Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость.

Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием.