История создания храма рождества христова в вифлееме. Архитектура и интерьер

Церковь Рождества Христова в Вифлееме является одной из наиболее старейших непрерывно действующих церквей мира. Она построена над пещерой, где, согласно легенде, родился Иисус из Назарета, потому для христиан всего мира церковь Рождества является одной из наибольших святынь.
Фактически, Церковь Рождества – это целых две церкви, с криптой под ними – Гротом Рождества, где произошло рождение Христа.
Рождение Христа описано в Евангелие от Матфея и Луки. Согласно Матфею, Мария и Иосиф оба были родом из Вифлеема и позже перебрались в Назарет из-за приказа царя Ирода. Лука же указывает, что Мария и Иосиф были родом из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, потому что они находились там из-за проведения переписи. Ученые рассматривают эти две версии как противоречащие друг другу и верят в этом случае Матфею, считая, что версия Луки исторически менее достоверна. Но оба евангелиста сходятся на том, что Иисус родился в Вифлееме и вырос в Назарете.
В этой статье мы попытались собрать максимум информации о Церкви Рождества Христова и ее структуре. Эти фотографии – своеобразная экскурсия по Церкви Рождества Христова.

1. Церковь Рождества Христова: Вифлеемская звезда и алтарь. В введении римо-католиков находится Придел Яслей и престол Поклонения Волхвов, находящиеся в Гроте Рождества. В ведении католиков находится также серебряная звезда под алтарем Рождества. Право заходить в неф имеют как армяне, так и католики.

2. Структура Церкви Рождества Христова. Цифры на схеме означают: 1. площадь Рождества. 2. Врата Смирения. 3. Неф. 4. Алтарь и иконостас православной конфессии. 5. Лестницы в Грот Рождества. 6. Грот Рождества – серебряная звезда означает место, где по поверью родился Иисус Христос. 7. Францисканский монастырь. 8. Двор францисканского монастыря. 9. Грот святого Иеронима. 10. Церковь святой Екатерины. 11. Православный монастырь. 12. Двор православного монастыря. 13. Армянский двор. 14. Армянский монастырь.

3. Вид с воздуха на Церковь Рождества Христова, Вифлеем. Церковь является старейшей из действующих церквей. Ее сооружение началось в 326 году до н.э. Современная церковь была построена во время правления византийского императора Юстиниана. В 529 году произошло восстание самаритян и церковь сильно пострадала. Патриарх Иерусалимский отправил святого Савву на помощь Юстиниану, и присланный императором архитектор разрушил церковь до основания, а потом отстроил то здание, которое существует сегодня.

4. Плита на Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Сегодня церковь находится в совместном ведении трех конфессий: армянской церкви, римо-католиков и православных.

5. Старая черно-белая фотография Церкви Рождества Христова. Церковь была своеобразной крепостью, вошедшей в историю. На протяжении столетий это была одна из святынь, за владение которой шли самые ожесточенные бои. Ее в свое время осаждали мусульмане и крестоносцы. Фасад Церкви Рождества окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского, православного и армянского, который находится на юго-востоке.

6. Вход в Церковь Рождества. Вход в Церковь Рождества в Вифлееме очень скромный.

7. Вид с воздуха на территорию Церкви Рождества Христова.

8. Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44. Каждая 6 метров высотой и изготовлена и красного с белыми прожилками камня.

9. Крест на верхушке Церкви Рождества Христова.

10. Площадь перед Церковью Рождества Христова в Вифлееме. Огромная вымощенная площадь, где собираются верующие на Рождество и поют колядки в преддверие рождественской службы.

11. Врата Смирения. В базилику можно попасть через очень низкие двери, которые называются «Врата смирения». Этот проход был создан во времена вторжения на территорию Вифлеема войск турецкой империи, чтобы предотвратить попадание внутрь церкви повозок осаждавших. Кроме того, самый титулованный посетитель, входя в Церковь Рождества, спешится в знак уважения к святыне. Раньше на этом месте находилась куда более высокая Дверь Крестоносцев, очертания которой все еще можно рассмотреть.

12. Вид из дверей Церкви Рождества Христова.

13. Комната стражи – первая в Церкви Рождества.

14. Колонны в Церкви Рождества.

15. Колонны в Церкви Рождества Христова, Вифлеем. 44 колонны украшены росписями, сделанными во времена крестовых походов и изображающими святых, богоматерь с младенцем, хотя в настоящее время изображения уже очень сложно рассмотреть.

16. Священник у колонн Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Колоны изготовлены из розового полированного известняка, большинство из них датируется четвертым веком.

17. Неф и свод Церкви Рождества Христова. Неф сохранился со времени императора Юстиниана, хотя в пятнадцатом и восемнадцатом веках проводились восстановительные работы. Сейчас крыша церкви гниет, она сделана из дерева и датируется пятнадцатым столетием. В щели, образовавшиеся из-за старения древесины, поступает вода, попадая на драгоценные фрески и росписи. Ситуация все ухудшается, но представители армянской, православной и римо-католической церквей никак не могут выработать план спасения здания.

18. Северная часть. Северный трансепт и алтарь в нем принадлежит армянской церкви. Кроме того, в совместном ведении армян и православных находится алтарь в Гроте Рождества. К северу от главного алтаря находится Алтарь Трех Царей, считается, что в этом месте привязали своих лошадей волхвы, пришедшие поклониться младенцу-Христу. В северной апсиде находится армянский алтарь, посвященный деве Марии.

19. Иконостас Церкви Рождества Христова. Иконостас разделяет неф церкви и святая святых. Кроме того, это слово может означать передвижной стенд с иконами, который можно разместить в любом месте. Иконостас Церкви Рождества, неф, проходы, южный трансепт и алтарь Рождества принадлежат православным.

20. Вход в крипту под Церковью Рождества. Грот Рождества, пещера под Церковью Рождества, со второго столетия нашей эры считается местом, где родился Христос.

21. Северный спуск, ведущий в Пещеру Рождества.

22. Ясли Рождества. Согласно евангелию от Луки (2:7) Мария положила младенца в ясли, потому что комнаты для них не нашлось. Ясли находятся в северной части Пещеры Рождества, а напротив них расположен алтарь, посвященный волхвам, прибывшим в Вифлеем с востока, который путеводная звезда привела, дабы они принесли дары младенцу Христу.

23. Крипта, вид от алтаря. В евангелиях слова «пещера» не звучит, но мученик Иустин утверждал, что Иисус родился в пещере. В те времена использование пещер как жилья было весьма распространенным в этой регионе. Кроме того, пещеры часто использовались как стойло для скота и склад. В глубине Пещеры Рождества располагается дверь, ведущая в принадлежащие францисканскому ордену часовни.

24. Стена крипты Церкви Рождества. Вся обстановка, кроме бронзовых северных ворот и южного входа в Пещеру, датируемых периодом правления императора Юстиниана, принадлежит к периоду после 1869 года.

25. Потолок Крипты Рождества. Грот освящается 53-мя светильниками, 19 из которых находятся в ведении католиков.

26. Южные ступени в крипту.

27. Крипта Рождества, вид на Вифлеемскую звезду. Грот прямоугольный, длина 12,3 метра, ширина 3, 15 метра.

28. Алтарь над Вифлеемской звездой.

29. Алтарь над Вифлеемской звездой в крипте Церкви Рождества.

30. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда в Церкви Рождества. Серебряная звезда на полу символизирует то место, где родился Иисус. Пол мраморный, над звездой находятся 15 светильников, шесть принадлежит православным, пять армянам и четыре католикам.

31. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда и вход в крипту. Четырнадцатиконечная звезда выполнена из серебра и окружена серебряными лампадами.

32. Вифлеемская звезда. Надпись на латыни гласит: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа – 1717.

33. Францисканский дворик около церкви Святой Екатерины.

34. Внутри церкви святой Екатерины. Церковь была построена на месте явления Христа святой Екатерине Александрийской и его предсказания о ее мученичестве (310 год нашей эры). Она похоронена на горе Синай. Церковь впервые упоминается в хроника пятнадцатого столетия. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова.

38. Внутренний двор церкви святой Екатерины.

39. Окно церкви святой Екатерины.

Очерк написан в начале XX века

Вифлеем – отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, – расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они – христиане. Главное занятие жителей – земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек – сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, – все это вместе образует на юго-восточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527–565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 – 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее – 12 м. 40 см., ширина – 3 м. 90 см. и высота – 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей – Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события – рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. «По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (­8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: «Говорят, в ныне там получается вода из этого источника» (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 – 152).

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая «Ангела пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер – «Башня Стад» (), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что «она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа» (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных» (Эдершейм, стр. 238).

Вконтакте

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире.

Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.

Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в , сохранившимся в целости с домусульманского периода.


Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с .

Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов , наряду с храмами над и и на .

История базилики

Византийский период

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова .


Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе , о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934-36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.


Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

В период правления императора Юстиниана направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612-629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован , а в 1118 г. - . В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII-XIII в.

В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам храм был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.

Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).

1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.

От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Фотогалерея

















Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан.

Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу – в пещере Рождества.

О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.

1. Вифлеемская звезда и алтарь.
У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.

2. Территория Базилики Рождества Христова.
1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.

3. Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме.
Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

4. Мемориальная табличка.
Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

5. Черно-белое фото старой церкви.
Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

6. Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный.

7. Вид с воздуха на территорию базилики.

8. Трехмерная модель базилики.
Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

9. Крест на крыше базилики.

10. Вид на Ясельную площадь
Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

11. В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.

12. Вид через Дверь Смиренности.

13. Комната охраны – первая комната в базилике.

15. На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

16. Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.

17. Неф и потолок
Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

18. Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

19. Иконостасы
Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

20. Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру можно войти по лестнице у алтаря. Именно здесь, по преданию, родился Иисус Христос.

21. Северная лестница к пещерам.

22. Ясли
Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них – алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.

23. В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей – отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.

24. Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

25. Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.

26. Южная лестница в пещеру.

27. Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина – 3,15 метров.

28. Алтарь наз Вифлеемской звездой.

Современный мир насквозь политизирован и от этого никуда не деться.

Человек идёт по свету, для посещения большинства стран нужна виза. В какие-то страны получить её достаточно просто, в какие-то очень и очень проблематично. Объекты в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включаются по представлению стран, на территории которых они расположены, и не всегда это выдвижение поддерживается другими странами, несмотря на очевидную историческую и иную ценность объекта. А сколько случаев во всемирной истории, когда уничтожаются уникальные объекты. К сожалению, это происходит и в наши дни. А объект ЮНЕСКО - это не небольшая статуэтка, которую можно в чемодане увезти в безопасное место, и поэтому они становятся заложниками правящего режима на той территории, где они расположены.

В 2008 году я побывал в Базилике Рождества Христова в Вифлееме .

В тот момент она не была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парадоксальная ситуация, когда место, определившее во многом пути развития всего мира, куда ежегодно стекаются миллионы паломников, было словно не замечено ЮНЕСКО.

Другая общественная организация Всемирный Фонд памятников (World Monuments Fund, WMF), основанная в 1965 году и занимающаяся сохранением исторической архитектуры и культурного наследия по всему миру, ведёт с 1996 года свой "Список Всемирного Наследия", который содержит список памятников, находящихся под угрозой разрушения. Список призван привлечь внимание международной общественности к объектам культурного наследия, оказавшихся в опасности из-за пренебрежительного отношения, вандализма, вооруженного конфликта, изменений климата или стихийного бедствия, а также из-за отсутствия финансовой и материальной поддержки. В 2008 году в этот список была включена Базилика Рождества Христова: "Настоящее состояние церкви вызывает тревогу. Многие деревянные балки кровли подвержены гниению, они не заменялись с XIX века. Просачивание дождевой воды внутрь церкви не только ускоряет гниение древесины, нанося ущерб структурной целостности здания, но и пагубно сказывается на стенных мозаиках и росписи XII века. Проникновение воды также сопряжено с опасностью возгорания вследствие короткого замыкания. В случае землетрясения, сравнимого по силе с землетрясением 1834 г., последствия, скорее всего, будут катастрофическими".

Так уж распорядилась судьба, что территорией, где располагался храм, владели многие государства. В нынешнем столетии Вифлеем находится на территории, контролируемой Палестинской национальной администрацией.

31 октября 2011 года в члены ЮНЕСКО была принята Палестинская автономия. За принятие Палестинской автономии в ЮНЕСКО проголосовали 107 стран из 173, участвовавших в голосовании, В том числе "за" проголосовали Россия, Китай, Франция, Норвегия, Люксембург, Испания и Греция. 14 государств высказались против, включая Израиль, США, Канаду, Чехию и Германию. 52 страны воздержались, включая Великобританию.

Согласно уставу ЮНЕСКО, членами этой организации могут быть только самостоятельные государства. Впрочем, возможность вступления в нее открыта и для стран, не состоящих в ООН - если им удастся заручиться поддержкой двух третей участников организации. Именно этим правом и воспользовались палестинцы.

После этого голосования в палестинской администрации сказали, что намерены использовать свой новый статус члена ЮНЕСКО по самому прямому назначению. В частности, членство в этой организации позволит им добиться включения в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО двадцати памятников, расположенных на Западном берегу Иордана, в том числе и на территории, контролируемой Израилем. В этом списке фигурировали, помимо прочих, Вифлеем, Хеврон и Наблус.

Так появился формальный повод для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Храма Рождества Христова. Хотя, с моей точки зрения, храм является общемировым достоянием, но таковы правила ЮНЕСКО.

В 2012 году Организация освобождения Палестины выдвинула церковь Рождества Христова и паломнический маршрут в Вифлеем на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, объясняя необходимость этих мер опасностью, которой они подвергаются со стороны Израиля, и заявляя о том, что требуется особая защита со стороны ООН. Эксперты Международного совета по сохранению памятников, осмотревшие церковь Рождества Христова в 2012 году, пришли к выводу, что оснований для ее экстренного включения в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО нет: "Мы не выявили ущерба и убедились, что храму Рождества не угрожает опасность, что могло бы стать основанием для экстренного внесения здания в список. Это было бы оправданным, если бы само существование церкви было бы под угрозой".

Но вот только чиновники ООН могут дать рекомендации, а решение принимают не они. Исключительным правом на включение и исключение объектов в список Всемирного наследия обладает профильный комитет ЮНЕСКО, который носит длинное название Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия (Intergovernmental Committee for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage (World Heritage Committee). Комитет состоит из 21 члена, избираемых раз в 2 года на Генеральной ассамблее стран. 29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, в Список всемирного наследия было включено 26 новых объектов, в том числе Базилика Рождества Христова под номером № 1433.

Закончив с политикой, перейдём к библейской истории. Впрочем без политики там тоже не обошлось.

Младенец Иисус

хотя родился в Вифлееме, но его называли Иисус из Назарета. Его мать Мария со своим мужем Иосифом жили в Назарете, но незадолго до его рождения " вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле" Пришлось Иосифу вместе с беременной женой идти в Вифлеем. Так политика появилась первый раз в судьбе еще не рождённого младенца.

Гостиниц для законопослушных участников переписи не хватало. Иосифу и Марии повезло, что они отыскали пещеру, которую заодно использовали под хлев местные пастухи. Кто тогда знал, что эта пещера станет самым знаменитым местом рождения в мире.

В ней при тусклом свете фонаря родился Иисус. По одним источникам Мария самостоятельно родила ребёнка, по другим - ей помогала повитуха Саломея.

Первыми пришли поклониться младенцу пастухи,

которых известил об этом ангел.

Людей на Земле в то время было меньше, нравы были проще. Не нужно было искать место, где необходимо было поставить визу. Поэтому никого не удивил визит иностранцев, мудрых волхвов.

Правда они сначала заглянули в стольный град и попали на приём к царю Ироду, чем спровоцировали последующее избиение младенцев.

Волхвам же царь Ирод не стал мешать в дальнейшем путешествии по его землям, по коим они передвигались на верблюдах.

С собой в ларце они везли дары: золото, ладан и смирну. Вифлеемская звезда не подвела волхвов и довела их до младенца Иисуса.

Из-за поползновений царя Ирода святое семейство

было вынуждено бежать в Египет. Так юный Христос совершил первое заграничное путешествие, не имея при этом заграничного паспорта. При этом даже в младенчестве он творил чудеса, как к примеру чудо с пальмой и источником в пустыне.

Вот так вкратце звучит история рождения Иисуса из Назарета.

История Базилики Рождества Христова начинается с императора Константина I Великого, который встряхивал пыль с одряхлевшей Римской империей: сделал христианство государственной религией Римской империи, построил Константинополь и перенёс туда столицу. Новая религия требовала святынь. В 330-годах Базилика была построена, а 31 мая 339 года была освящена. В нефе сохранились мозаичные полы первоначальной базилики, которые можно увидеть под современными полами.

Эти полы случайно обнаружили в 1934 году во время ремонта крыши, когда упавший с высоты молоток стукнул о полы и обнаружилась под ними пустота.

Амвон Базилики Рождества Христова в Вифлееме находится над Пещерой Рождества . В Пещере над местом рождения Иисуса, которое отмечено звездой с 14 лучами, находится православный мраморный престол.

К этому месту стремятся все, становятся на колени и кто трогает, а кто целует вифлеемскую звезду. А вот Придел Яслей, куда положила младенца Дева Мария после рождения, многие даже не замечают.

Все бы шло прекрасно и забавно, если б миром правили поэты... Но весной 529 года Юлиан бен Цабар возглавил восставших самаритян и иудеев против византийского императора Юстиниана I, правившего с 527 по 565 год. Юлиан был провозглашен царём Израиля. Повстанцы начали сжигать церкви, резать на куски священников (после чего сжигали их вместе с мощами) и знать. В захваченных городах были разрушены все церкви. Попал под горячую руку и Храм Рождества Христова, этот было первый и последний раз в его истории, когда его превратили в руины. Заново построенная при Юстиниане I современная базилика - единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с VI века.

Последний великий сасанидский император Хосров II Парвиз, правивший Персией с 591 до 628 года, в 614 году захватил Вифлеем. Хотя аналогично Юлиану бен Цабару он уничтожал все христианские церкви в Палестине, но Базилику Рождества Христова не тронул. Как гласит легенда из-за волхвов, изображенных в персидских одеждах: “Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. ...Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь”.

В 638 году Палестину захватил халиф Омар I, который почитал Иисуса как мусульманского пророка Ису и даже приходил молиться в Базилику Рождества Христова.

Даже когда фанатичный фатимитский халиф аль-Хаким в 1009 году разрушил все церкви Вифлеема, церковь Рождества свято сохранялась в неприкосновенности.

В 1099 году было создано Иерусалимское королевство, причем в Храме Рождества Христова стали короноваться короли Иерусалимского королевства. Фрески на колоннах появились при крестоносцах, правда в настоящее время они плохо выглядят.

А после того как король Балдуин III женился на Феодоре, племяннице византийского императора Мануила Комнина, то стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского императора Мануила Комнина. Отдельные фрагменты этой мозаики, изрядно потемневшие от времени, сохранились. Тогда же храм был покрыт оловом. Тут требуется небольшое пояснение. Раньше часто свинец называли оловом, в наши дни такое можно услышать в Болгарии. Крыша на самом деле была свинцовая.

С крышей в Базилике до настоящего времени проблемы. Хотя её регулярно ремонтировали, в 1482 году снова потребовались работы по ремонту крыши, на что были выделены деньги английским королём Эдуардом IV и герцогом Бургундии Филиппом I Красивым. Но в 1660 году турки сняли свинец с крыши и пустили его для переплавки в пули. Из-за этого погибли многие бесценные фрески на стенах. Турки еще часть мрамора из Базилики Рождества Христова использовали для строительства мечети. В 1670-1671 годах уже греки ремонтировали кровлю.

В 1637 году Вифлеем был захвачен арабской армией во главе с халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, но им были принято решение оставить храм христианам. Возможно на его решение повлиял случай, вошедший в легенду. Есть одна колонна в нефе Базилике Рождества Христова, испещренная дырками в виде креста.

Во время арабского набега конные воины ворвались в храм. Казалось, что пришел смертный час для находившихся в храме. Они обратились с молитвой к богу и из колонны вылетел рой ос и стал жалить нападавших, те в ужасе бросились прочь из храма.

Сейчас в Базилику Рождества Христова ведёт небольшая низенькая дверь, для того, чтобы пройти через неё, приходится наклоняться.

Можно было предположить, что это сделано специально для того, чтобы люди склоняли голову перед святыней. Но объяснение гораздо прозаичнее. Когда-то было три высоких двери, но повадились турки и бедуины прямо на лошадях въезжать в церковь. Вот и заложили две двери, а третью уменьшили.

В 1847 году из Пещеры Рождества была украдена Вифлеемская звезда, после взаимных обвинений Франция и Россия спорили по поводу ключей от дверей Базилики Рождества Христова, подключились другие страны и случилась Крымская война. Россия потеряла, хорошо хоть временно, Севастополь. Ключи от храма достались французам.

Политические игры на Святой Земле никогда на протяжении веков не затихали.

Со 2 апреля по 10 мая 2002 года Храм Рождества Христова оказался в осаде. Около 40 палестинских боевиков спрятались в церкви, а израильские солдаты осадили храм. В церкви было 46 монахов и около 200 гражданских лиц. После долгих переговоров и гибели 8 палестинцев, они сложили оружие и были депортированы в сектор Газа и 6 европейских стран.

Вот поэтому вопрос о включении Базилики Рождества Христова в список ЮНЕСКО решался долго и трудно.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷