Древнегреческая и древнеримская скульптура. Скульптура эпохи эллинизма Галл убивающий себя

Министерство образования Российской Федерации

Ростовский Государственный Университет

Факультет философии и культурологии


Реферат на тему:

Древнегреческая и Древнеримская

скульптура


Выполнила студентка Белусяк Анастасия

Проверил: Стопченко Н.И.

г. Ростов-на-Дону



Введение

Скульптура поздней классики

Скульптура эпохи эллинизма

Упадок Римской империи

Заключение

Список литературы


Введение


Истоки современной культуры лежат в первобытности, которую называют "детством человечества". Как всякое детство, первобытная эпоха была временем великих озарений и открытий, постижения человеком тайн природы и мира. В первобытном обществе происходил процесс генезиса культуры в широком смысле этого понятия; одновременно с ним шел процесс биологической и социальной эволюции человека. В первобытном обществе человек выступал как творец Культуры и сам формировался на ее основе.

Научное изучение первобытной культуры, несмотря на трудности и многочисленные препятствия, связанные с большой удаленностью от нас этой эпохи, достигло определенных успехов. Теперь уже никто не сомневается, что древнейшие каменные орудия изготавливали люди, обладавшие особым духовным миром и поразительными художественными способностями.

Вершиной творческой деятельности первобытного человека было изобразительное искусство. Оно, как и вся первобытная культура в целом, было синкретичным и не распадалось на отдельные роды, виды и жанры. Музыка, поэзия, театр, танец, живопись, декоративно-прикладное искусство и пр. существовали тогда в неразрывном единстве. Наиболее распространено мнение, что изобразительное искусство в первобытную эпоху развивалось от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, - к плоскостным изображениям на камне, глине.

Под античной культурой понимается культура древних Греции и Рима. Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. Греческий и латинский языки, произведения искусства, мифология и философия, научные знания и еще многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта. К античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, которые не только не устарели, но и получили почетное право именоваться классическими.

Зарождение Древнегреческой скульптуры, архаическая эпоха


Эпоха архаики - это ранний этап развития античного греческого общества. Тогда возникли большинство греческих полисов со своей системой ценностей и особой полисной, коллективистской моралью. Полисный строй воспитывал у греков особое мировосприятие, он научил их ценить реальные возможности и способности человека-гражданина, возведенные в высший художественный принцип и эстетический идеал античной Греции. В архаическую эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства - материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература, изобразительные искусства - архитектура, скульптура, живопись. Таким образом, архаическая культура стала исходным рубежом развития классической культуры Эллады.

К восьмому веку до н.э. относится зарождение монументальной греческой скульптуры, которая сначала была деревянной или глиняной, затем стала отливаться из бронзы, а еще позднее - изготовляться из мрамора. В седьмом-шестом веках до н.э. формируются основные типы греческой скульптуры, для которой в целом был характерен интерес к человеку, воспевание его физической и духовной красоты. Не случайно главным объектом греческой скульптуры был человек.

Скульптура архаической эпохи отличалась еще несовершенством и была представлена двумя типами фигур: обнаженного юноши - куроса и задрапированной в длинные одежды девушки - коры . До нашего времени сохранилось несколько десятков подобных статуй. В скульптурах куросов чувствуется влияние монументальной египетской статуи. Эти скульптуры всегда статичны, строго симметричны и фронтальны; руки юношей сжаты в кулаки и прижаты к бокам. Фигуры девушек - кор - отличаются несколько большей свободой и полны изящества и грации. Иногда куросов изображали чуть улыбающимися, по-видимому, это была очень робкая попытка скульптора передать внутреннее состояние своего героя.

К концу шестого века до н.э. греческие скульпторы начали постепенно преодолевать первоначально свойственную их работам статичность и застылость, изображая теперь свои скульптуры в различных позах, за различными делами, и обозначая динамизм их действий.


Скульптура ранней классической эпохи


Классическая эпоха - вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции. В пятом веке до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился на Балканский полуостров, в Афины, которые называли "светочем Эллады". Афинское государство сделалось источником политических и культурных влияний в Греции и законодателем мод в художественном творчестве. Известный вождь афинской демократии Перикл (444-429 гг. до н.э.) стремился сделать родной город крупнейшим культурным центром, средоточием всего самого прекрасного и ценного в греческом мире. Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины пятого века до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании - экклесии, обладавшим высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан. В Афины пятого века до н.э., где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились талантливые мастера из других греческих городов.

Классическая греческая скульптура пятого века до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся еще в скульптуре архаики, а с другой преодолела многочисленные условности предшествующего периода.

Греческая скульптура пятого века до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, характеры трактуются однозначно, внутренний мир героев лишен борьбы, чувств и мыслей. Индивидуализации и психологизации образов, т.е. искусства портрета, античная скульптура вообще не знала. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Статуи античных богов и героев мы различаем не по лицам, а по их типичным позам и атрибутам. Поэтому головы - совсем не главные части фигур в скульптуре греков. Таким образом, классическая греческая скульптура, являвшаяся эталоном прекрасного для последующих поколений, отличалась как раз теми качествами, которые, строго говоря, не должны были считаться образцом для подражания.

В начале пятого века до н.э. в Афинах была отлита знаменитая бронзовая скульптурная группа "Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон". Группа "Тираноубийц" интересна тем, что ее сюжет связан с падением в Афинах тирании и установлением демократии - событием, совпадающим с началом эпохи классики в скульптуре.

Одним из лучших образцов раннеклассической скульптуры является бронзовая "Статуя возничего" из города Дельфы. Его стройная фигура напоминает строгую дорическую колонну. Несмотря на некоторую напряженность статуи, все же поза ее более естественна, чем у застывших архаических куросов.

Век высокой греческой классики выдвинул трех выдающихся скульпторов - Фидия, Мирона и Поликлета. Фидий - афинянин, друг Перикла, которому первый стратег Афин доверил руководство восстановительными работами на Акрополе. Замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием и его учениками. На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, выступающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними - метопы . Девяносто две метопы Парфенона были заполнены рельефами, изображающими битвы греков с амазонками, лапифов с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов; причем из более чем пятисот фигур, представленных на фризе, ни одна не повторяет другую. Скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства.

В Парфеноне в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины. Статуя была исполнена в хрисоэлефантинной технике: из чистого золота была изготовлена одежда Богини, а ее шлем, волосы и щит были сделаны из золотых пластин. Лицо и руки Афины-Девы были покрыты пластинами слоновой кости. В глазницы богини были вставлены драгоценные камни - сапфиры. Фидий явил миру новый образ Афины: богини-воительницы и богини мудрости, истинной покровительницы находящейся на вершине своей славы и могущества Афинского полиса.

Идеал Человеческой личности был воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе Зевса Олимпийского для храма в Олимпии. Эта статуя причислялась к "семи чудесам света", ее высота - четырнадцать метров. Грозный бог изображен величаво сидящим на троне. Доброе лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и человеколюбия, а мягкий и человечный взгляд статуи не соответствовал сложившемуся образу жестокого и мстительного царя богов. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, была сделана из золота и слоновой кости. Древние авторы сообщали, что для грека было несчастием умереть, не увидев Зевса Олимпийского. "Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, Бога чтоб видеть, взошел?" - восторженно писал древний поэт.

Обе хрисоэлефантинные статуи работы Фидия не сохранились. Они известны нам лишь по описанию древнегреческого историка Павсания - второй век н.э. и по изображениям на монетах. Фидием была создана и великолепная скульптура, размещенная на фронтонах Парфенона. Кроме хрисоэлефантинной статуи Афины-Девы Фидию принадлежит еще одно скульптурное изображение этой богини - Афина-Воительница (Промахос). Двенадцатиметровая бронзовая статуя Афины, держащей в руках копье, золотой наконечник которого был виден далеко с моря, украшает площадь перед Парфеноном. С творчеством Фидия связывается понятие "высокого стиля" в древнегреческом искусстве, которое выражалось в благородной простоте и одновременно в величии.

Два великих современника Фидия, Мирон и Поликлет, прославились созданием статуи отлетов-победителей. Мирон , работавший в Афинах в середине пятого века до н.э., был первым греческим скульптором, сумевшим передать фигуру человека в момент быстрого движения. Наиболее известна его бронзовая статую "Дискобол", воплотившая идеальный образ человека-гражданина. Показательно, что даже в этой статуе, изображающей человека в движении, лицо метателя диска спокойно и статично.

Третий знаменитый скульптор пятого века до н.э. - Поликлет из Аргоса, автор известных статуй Геры, "Раненой амазонки" и "Дорифора" (Копьеносца). Поликлет был теоретиком искусства - он определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры и сформулировал их в трактате "Канон". Воплощением канона в пластике и была статуя "Дорифора". Согласно правилу, найденному Поликлетом, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня - 1/6, а прямая линия носа должна продолжать линию лба. Статуи Поликлета всегда неподвижны и статичны. Оригиналы работ Поликлета и Мирона не сохранились, дошли лишь их римские мраморные копии.


Скульптура поздней классики


В этот период Греция вступает в полосу кризиса, выражавшегося в политической нестабильности, разложении полисных институтов и полисной морали и формировании нового отношения к миру. Место классического коллектива, идеализированного и обобщенного образа героя-гражданина, воспетого в греческом искусстве предшествующей эпохи, занимает индивидуализированная личность с собственными интересами, переживаниями и чувствами. Идет процесс формирования новых культурных ценностей и идеалов. Полисный патриотизм постепенно уступает место космополитизму - философское учение, рассматривавшее людей не как граждан отдельных полисов, а как подданных всей Вселенной - космоса. Получают распространение новые философские направления, например, учение киников, основанное на возможности обретения добродетели и счастья каждым отдельным человеком. Великий древнегреческий философ Платон создает свое учение об идеальном государстве. Кризис полисной жизни древних греков нарушил традиционные связи государства и гражданина и подорвал основу полиса - союз равноправных граждан. Ослаблением греческих государств воспользовалось соседнее с Грецией Македонское царство, правитель которого Филипп 11 в 338 году до н.э. подчинил Грецию.

Скульптура поздней классики, в отличие от ранней, обладала рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции - драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы четвертого века до н.э. - Скопас, Пракситель и Лисипп, передавшие скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре четвертого века до н.э. большее место чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.

Скопас , уроженец "мраморного" острова Парос, обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом, экспрессией и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его "Менада" (Вакханка), танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и мирового искусства. На обломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с амазонками - "Амазономахию".

Младший современник Скопаса Пракситель ваял главным образом олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения прямостоящих статуй: его "Отдыхающий сатир", "Аполлон", а также "Гермес с младенцем Дионисом" с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя - "Афродита Книдская" - прообраз многих последующих изображений богини любви. Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины. Подлинных статуй Праксителя и Скопаса сохранилось очень мало; нам известны в основном лишь их римские копии. Творчество Праксителя оказало заметное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на римских мастеров.

Стремление передать многообразие характеров - основная черта творчества третьего великого скульптора четвертого века до н.э. - Лисиппа . Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета.

Этот новый идеал полнее всего воплощен в "Апоксиомене" Лисиппа.

Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением - "Аполлоном Бельведерским". Римская копия этой статуи находится в Ватиканском музее, так называемом Бельведере, отсюда и ее название - Аполлон Бельведерский.

Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. "Аполлон" Леохара свидетельствовал о том, как изменился идеал мужской красоты в греческом искусстве.

В целом и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи четвертого века до н.э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат полное выражение в следующую, эллинистическую эпоху, в период с четвертого по первый века до н.э.


Скульптура эпохи эллинизма


Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского , сына Филиппа 11 (356-323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы: Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия; была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии. Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи - эллинизм . Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств - Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. - представляла собой синтез греческих и местных, варварских, начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.

В период эллинизма, наряду с традиционными культурными центрами - Афины, Коринф, Дельфы, Эфес, Милет и др., возникло много новых: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. Интенсивно развивалась наука и техника, философия и литература, различные виды искусства. Военные походы, торговые путешествия в другие страны значительно расширили кругозор греков и способствовали развитию техники, механики, математики, астрономии, географии и других наук. В эллинистическую эпоху работали знаменитые ученые: Евклид - создатель элементарной геометрии, Архимед - основоположник механики, Аристарх Самосский и Эратосфен - географы и астрономы, Герофил - врач, Феофраст - ботаник и географ, Эпикур и Зенон - основатели новых направлений в философии, и многие другие.

Выдающаяся роль в развитии науки в период эллинизма принадлежала Александрии Египетской, где были сосредоточены лучшие научные силы. В Александрии находился знаменитый Мусейон - "храм муз", где жили и работали самые известные ученые того времени. Александрия была настоящим научным центром эллинистического мира. Там же находилась и одна из крупнейших библиотек того времени.

В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. Не случайно именно в то время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за все время их существования, - "семь чудес света":

.Египетские пирамиды,

2.Висячие сады в Вавилоне,

.Храм Артемиды в Эфесе,

.Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия,

.Мавзолей в Галикарнассе,

.Александрийский маяк,

.Колосс Родосский.

Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности - эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что составляло когда-то славу греческой классики, - чувство меры и гармонии - было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм - чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы четвертого-первого веков до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.

Скульптура эллинистической эпохи более всего сохранила греческий облик, продолжая традиции поздней классики. Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Но если классические формы искусства сложились в рамках демократического полиса и поэтому воплощали идеал человека-гражданина, то в эпоху эллинизма пластика приобрела новые черты. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частого, личного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему тому, что позднее стали называть "жанром".

Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам , Александрия , Родос и Антиохия . Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря , исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны и воодушевлены. Авторы Пергамского фриза прекрасно выразили дух своей беспокойной эпохи, весь ужас и безнадежность перед лицом смерти. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. "Умирающий галл" , "Галл, убивающий себя и свою жену" - великолепные образцы патетики и пафоса Пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - "Ника Самофракийская" . Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофрикия в честь победы Родосского флота - около сто девяностого года до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Голова статуи не сохранилась, но ее торс в развевающихся одеждах исполнен стремительного движения.

Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агександра - "Афродита Милосская" - второй век до н.э. Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агександру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы. Прославленные статуи Ники Самофракийской и Афродиты Милосской украшают собой Парижский Лувр.

Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос . Особой славой пользовалась скульптурная группа "Лаокоон" , изваяния Родосскими мастерами Агександром, Афинодором и Полидором - первый век до н.э. Сюжет этой скульптуры взят из "Одиссеи" Гомера: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богами - покровителями греков - Афиной и Посейдоном, которые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В "Лаокооне" ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его острый драматизм и трагичность. Скульпторы прекрасно передали ужасные страдания и агонию своих героев. Скульптура "Лаокоон" сейчас хранится в Ватиканском музее.

Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом ее являлась огромная тридцатидвухметровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского двенадцать лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда , и это чудо инженерного искусства заняло последнюю, седьмую, строчку в списке "чудес света". Как и большинство других "чудес", Колосс Родосский не сохранился до нашего времени.

Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией, и арабами и вошла составной частью в золотой фонд мировой культуры. Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру : в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация : Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.


Скульптура Римской республики


После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и патрицианской, полнотой гражданских прав в ней пользовались лишь потомки родовой знати - патриции. Римская культура пятого-четвертого веков до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего, греческие и этрусские.

Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика; велось большое строительство. В четвертом веке до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красс, Публий Вергилий Марон. Римские имена состояли из личного, родового имени и фамильного. Начиная с четвертого века до н.э. фамильное имя стало передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.

Завоевание Римом Италии не означало конца римской экспансии. Войны Рима велись почти постоянно, периоды мира были редки и кратки. Война была неотъемлемой принадлежностью римского образа жизни. В третьем-втором веках до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном - сильным государством в Северной Африке, а также с иллирийцами, Македонией и царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на реке Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции - "поместья римского народа".

Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами. На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы - повествования о богах - не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских войн.

Своеобразной была римская религия , которая в отличие от греческой включала в себя не только олимпийский пантеон, но и божества Гениев , Лавров и Пенатов - покровителей дома и домашнего очага. Одним из широко почитаемых богов италийского происхождения был Янус , изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, а также всякого начала. Рим имел и собственную мифологию , но она была лишена той поэтичности и одухотворенности, столь характерной для греческих мифов.

Мощное культурное движение начинается в Риме в конце третьего века до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов - греков. Многочисленные деятели римской культуры - прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы - в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ. В тоже время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм.

Памятники римской скульптуры второго-первого веков до н.э. весьма немногочисленны. Это, например, так называемый "Брут" - предположительно статуя Юлия Брута, бывшего образцом доблестного гражданина, выполненный из бронзы. Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.

древнегреческая древнеримская эпоха скульптура

Скульптура расцвета Римской империи


Римская культура в эпоху ранней Империи сохраняла свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Секст Эмпирик, Дион Хризостом; поэты - Лукан, Марциал, Ювенал; писатели - Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; риторы - Квинтилиан, Элий, Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые - Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие. Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций. Одним из важнейших явлений культурной жизни Рима первого-второго веков было появление и распространение христианства, сыгравшего исключительную роль в истории мировой культуры.

Особое место в истории древнеримского и всего мирового искусства занимает скульптурный портрет , ведущий свое происхождение от римской традиции отливать восковые маски с лиц умерших. Возникнув еще в республиканскую эпоху - мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и т.д., - он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филиппа Аравитянина , Каракалла , Веспасиана , Домициана , Вителлия - целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.

В разных музеях мира, в том числе и в петербургском Эрмитаже, хранится огромное количество римских портретных бюстов и слепков с них. Среди них - императоры и политические деятели, полководцы, ораторы, чиновники и просто безымянные римляне, в лицах которых явственно проступают характеры, эмоции и настроения.


Упадок Римской империи


Начиная с третьего столетия, Римская империя почти постоянно находилась в состоянии кризиса. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, "варваризация" Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов. В экономическом отношении к середине третьего века империя пришла в состояние полной разрухи. Кризисные явления затронули и культуру.

Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.

После смерти Константина в 337 году в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, теснимая со всех сторон внешними врагами Римская Империя неуклонно шла к своему концу. В 395 году Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную . Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи - будущей Византии - стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византий.

В 410 году и 455 году Рим подвергся страшному разгрому - сначала от готов , а затем от вандалов . В середине пятого века под властью императора осталась лишь Италия. В 476 году командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи. Что касается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура.

Заключение


История древних цивилизаций не только Европы, но и Азии и Африки, позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени - от раннеклассовых и достаточно примитивных культур Востока до поражающей своей гармонией и совершенством культуры античного мира.

Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древнеегипетской и древнемесопотамской цивилизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Грецией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европейской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам из греко-римского культурного наследия.

Например, выдающиеся астрономы средневековья - Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер - опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теоремы Пифагора, геометрия Евклида, законы Архимеда стали основой образования в феодальной Европе. Христианство, впитав в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией. Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств. Латынь, язык древних римлян, сделалась основой романских языков, а также языком науки и католической церкви; латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Современные виды и жанры литературы также восходят к античности; к ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции и Италии. В основе архитектуры Христианских Церквей лежит римская базилика.

Список литературы


1.Алпатов М.В. - Художественные проблемы искусства Древней Греции,

2.Бритова Н.Н. - Римский скульптурный портрет,

.Винничук Л. - Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима,

.Виппер Б.Р. - Искусство Древней Греции,

.Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. - Мировая художественная культура,

.Кнабе Г.С. - Древний Рим - история и современность,

.Колпинский Ю.Д. - Великое наследие античной Эллады,

.Ривкин Б.И. - Античное искусство,

.Соколова Г.И. - Искусство Древнего Рима,

.Чубова А.П. - Античные мастера. Скульпторы и живописцы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

План пергамского акрополя.

Пергамским мастерам принадлежат выдающиеся памятники монументальной пластики. Героический пафос образов, характерный для эллинистического искусства, нашел свое наиболее яркое выражение в грандиозных скульптурных композициях, украшавших пергамский акрополь и его отдельные сооружения, но в той или иной мере элементы патетической трактовки образа проявились и в произведениях более интимного масштаба, а также в портрете.

242. Галл, убивающий себя и жену. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Конец 3 в. до н. э. Рим. Музей Терм.

243 а. Галл, убивающий себя и жену. Фрагмент.

В правление царя Атталла I, одержавшего победу над галатами, площадь у святилища Афины была украшена статуями и группами, прославлявшими эту победу. Самым крупным мастером, работавшим при дворе Аттала во второй половине 3 в. до н.э., был скульптор Эпигон, к оригиналам которого восходят римские копии с отдельных статуй и групп из рассматриваемого комплекса. К лучшим из них принадлежит группа, изображающая галла, убившего свою жену и закалывающегося мечом, чтобы не попасть в позорный плен к победителям. Драматическая ситуация используется художником для выражения героических черт образа: пергамский мастер объективно передает доблесть побежденных. Образ галла (очевидно, вождя племени) полон героического пафоса, усиленного контрастом его мощной фигуры с бессильно падающим телом его жены. Лицо галла выражает страдание и трагическую решимость. При всей монументальности образа черты идеальности здесь выражены слабее; большое внимание уделено передаче этнического типа. Композиция группы отличается сложностью: объединение различных по образной характеристике и контрастных по движению фигур проведено с большим мастерством. Группа рассчитана на обход с различных сторон. В соответствии со сменой зрительных аспектов меняются не только композиционно-пластические мотивы, но и характеристика образов - на первый план выступают то черты страдания, то героического пафоса.

План алтаря Зевса в Пергаме.

243 6. Умирающий галл. Конец 3 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Капитолийский музей.

В статуе «Умирающего галла» дано другое воплощение темы гибели на поле битвы. Истекающий кровью галл пытается приподняться, но силы покидают его и сознание угасает. Снова пергамский мастер создает героический образ иноплеменника, убедительно воплощая сложную гамму чувств умирающего - его мужество, страдание, сознание неотвратимой смерти. В этом произведении меньше пафоса, нежели в рассмотренной выше скульптурной группе, но больше глубокой проникновенности, и тем сильнее художественное воздействие образа. В статуе «Умирающего галла» особенно точно передан этнический тип галла - резкие черты лица, усы, волосы, торчащие короткими грубыми прядями (галлы смазывали их известковым раствором), тело сильное, но лишенное признаков того гармонического развития, которое достигается гимнастическими упражнениями; художник изобразил такую характерную принадлежность галльского вождя, как металлическая гривна на шее.

Высоты своего расцвета монументальная скульптура Пергама достигает в алтаре Зевса, созданном около 180 г. до н.э. Рельефы алтаря завершают «героический» период развития эллинистической монументальной скульптуры. Искусство позднего Эллинизма не смогло подняться до уровня скульптур Пергамского алтаря.

246. Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. до н. э. Берлин.

Алтарь Зевса, сооруженный при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами, являлся одним из главных памятников пергамского акрополя. На широком, почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь; с одной стороны цоколь был прорезан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя, служившего основанием для портика, тянулся грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами. Согласно греческим мифам, гиганты - сыновья богини земли - восстали против богов Олимпа, но в жестокой борьбе были побеждены. Различные эпизоды этой битвы изображены на всем протяжении фриза. В борьбе участвуют не только главные, олимпийские божества, но и многочисленные божества воды и земли и небесные светила. Им противостоят крылатые и змеиноногие гиганты, возглавляемые царем Порфирионом.

Святилище Афины в Пергаме.

245. Борьба Зевса с гигантами. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. до н. э. Берлин.

Необычайно крупные для античного рельефа масштабы изображения (длина фриза - около 130 м высота - 2,30 м), выполненные в горельефной технике, почти отделенные от фона, переплетающиеся в смертельной схватке, мощные фигуры богов и гигантов, пафос борьбы, триумф и воодушевление победителей, муки побежденных - все призвано для воплощения драматической битвы. В пергамском фризе нашла наиболее полное отражение одна из существенных сторон Эллинистического искусства - особая грандиозность образов, их сверхчеловеческая сила, преувеличенность эмоций, бурная динамика. Искусство эллинизма не знает более яркого воплощения темы титанической борьбы, чем изображение схватки Зевса с тремя гигантами. Головы их не сохранились, но выразительность могучих тел ярко передает сверчеловеческое напряжение этой борьбы. Обнаженный торс Зевса - олицетворение такой беспредельной мощи, что удары молнии, обрушиваемые на гигантов, воспринимаются как ее непосредственное излучение. Столь же драматичен эпизод битвы с участием Афины. Схватив за волосы прекрасного крылатого гиганта Алкионея, богиня повергает его на землю; змея Афины впивается в его грудь. Тело гиганта напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, широко раскрытые, глубоко посаженные глаза полны страдания. Мать гигантов - богиня Гея, поднимаясь из земли, тщетно умоляет Афину пощадить сына. Летящая Ника увенчивает Афину победным венком. Резкие контрасты света и тени, сопоставление мощной мускулатуры гиганта и живописно развевающихся складок одежды богини усиливают драматическую выразительность композиции.

244. Борьба Афины с гигантом. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. до н. э. Берлин.

247. Афина и гигант Алкионей. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. до н. э. Берлин.

В скульптурных композициях фронтонов и метоп классической эпохи греческие мастера неоднократно в иносказательной форме выражали идеи своего времени. Так, изображение борьбы лапифов с кентаврами должно было напоминать грекам о борьбе с персами; в композициях Олпмпийского храма и метопах Парфенона победа лапифов воспринималась как торжество свободного, разумно направляющего свою волю человека над стихийными силами зла. Сходная тема в пергамском фризе получила иное истолкование. Если произведения классического искусства прославляли величие человека, то пергамский фриз призван возвеличить могущество богов и царей. Боги побеждают гигантов не своим духовным превосходством, а только благодаря своему сверхъестественному могуществу. При всей своей титанической силе гиганты обречены - их сокрушают молния Зевса, стрелы Аполлона и Артемиды, их грызут звери, сопровождающие богов. Показательно в данном случае введение страшных божеств, не встречавшихся в классической скульптуре (например, трехликой и шестирукой Гекаты). Если более скромные по своим масштабам композиции классической эпохи вызывали в человеке спокойную уверенность в своей силе и значительности, то грандиозные образы Пергамского алтаря признаны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами.

Примем за основу версию, что к первому веку до нашей эры Малую Азию населяли персы, эллины, и народы, переселявшиеся из Европы – македонцы и родственные им по языку (слову) народы и племена. Сюда же лежал путь изгоняемых с территории нынешней Франции галлов, к тому же племена галлов или кельтов переселялись сюда и раньше – после похода Александра Македонского, но до вторжения Цезаря в Галлию.

В первом веке до нашей эры Митридат Евпатор предпринял попытку возродить македонско-персидское государство, опираясь на Понтийское царство, Армению, Боспорское царство. После многолетних войн он был разбит, растерял многих союзников, и к 64 году до н. э. опирался на сарматов, даков и галлов, и собирал войско для похода на Италию северным путем через Дунай. Это войско насчитывало 36 тысяч человек. Войско собиралось в Крыму, на территории нынешней Керчи, где была столица Боспорского царства – Пантикапей. Но Боспорское царство восстало - скифы и эллины предпочли покориться Риму. Митридат не смог отравить себя - он выработал в своем организме иммунитет ко всем известным тогда ядам, и попросил своего друга и телохранителя галла Битоита заколоть его мечом. Битоит (Витоит-Витовт-Витольд) исполнил его просьбу.

Мы можем сделать вывод, что из всех народов Малой Азии в войске Митридата к тому времени остались лишь даки и галлы. Разумеется, были также потомки македонцев и смешанных македоно-персидских браков, малые племена, близкие по языку галлам и македонцам. И галлы, и даки были непримиримыми врагами римлян. Оба этих народа были уничтожены или изгнаны римлянами. Оставаться на территориях, подконтрольных Риму, для них было равнозначно самоубийству. Мы можем предположить, что не только воины двигались вместе с отступающим Митридатом, но и население – женщины, дети, старики, какая-то часть мужчин не была в войске, занимаясь вспомогательными работами и обеспечением.
После смерти Митридата им не было смысла оставаться на территории, контролируемой римлянами. Им нужно было уходить. Либо в долины предгорий Северного Кавказа – но туда устремлялись также бежавшие от Рима иудеи, (им предстояло в будущем построить великое государство Хазарский Каганат), и судя по всему, их было немало как в Фанагории, так и в предгорьях Кавказа.

События в Фанагории (на Таманском полуострове) отличались еще большим накалом, чем в Пантикапее (на Керченском полуострове), там антимитридатовское восстание бушевало гораздо сильнее, и явно подпитывалось чьим-то золотом. Уйти на Кавказ можно было ценой большой крови, и спокойствие там не было гарантировано.

Второй вариант – распахивать целину вблизи территорий, контролируемых скифами, но не в самом Крыму, который в это время перешел в зависимость от Рима. Могли ли они в последний момент, у последней черты обитаемого мира, остановиться, и покориться римскому могуществу?

Еще раз вернемся к «дарам Аттала». Группа «Галл, убивший свою жену и убивающий себя». «Обернулся, торжествуя, что умирает свободным. Образ галла полон героического пафоса, усиленного контрастом его могучей фигуры с бессильно падающим телом его жены. Группа построена на сложных ракурсах фигур, предельное напряжение воина подчеркнуто почти сверхъестественным поворотом головы». От себя добавлю, что он одной рукой продолжает бережно поддерживать свою жену. Такие люди не могли остаться на милость римлян.
Таким образом, им оставалось идти только на север – из Крыма к границе леса и степи вверх по берегам Днепра.
Вернувшись к портретам галлов, мы можем заметить, что даже без одежды, они все же оставались с гривнами, и пока были живы, имели мечи. То есть, они имели некоторые запасы золота и серебра, а также железа – те самые мечи, которые им еще предстояло перековать на орала. У них был ресурс для колонизации Севера, и навыки землепашества.

И еще немного из художественной прозы:

Галлы переправлялись через пролив в Пантикапей. Азия провожала холодным восточным ветром, вонью соленой рыбы, недобрыми взглядами, перешептываниями за спиной. В лицо галлам не всякий отваживался смотреть - рослые, крепко сбитые, у каждого за спиной по два длинных меча, за кушаком топор, у многих тяжелые молоты на длинных рукоятках, даже иные женщины были с мечами, и изогнутыми клинками с заточкой по внутреннему краю. Не объяснять же степнякам, что галлам больше всего хотелось перековать эти мечи на плуги, вот и тащили железо, а серпы у женщин ждали не крови, а жатвы. Но страх был полезнее, чем знание, галлы молчали, загружались в паромные корабли, отправлялись... обратно на запад, обратно, ближе к родной стороне, откуда их не так давно изгнали легионы Цезаря. Обозы беженцев пополнились воинами Битоита – он многим дал полный расчет, заплатив за три месяца. Золото было полезно, людям нужно зерно на семена, нужна мука, масло, одежда, идти предстояло на север, вверх по Днепру, там мало людей, жирная земля, обещающая богатый урожай, и там точно не достанут легионы Цезаря. Галлы устали воевать. Битоит понял это раньше других. Раньше Митридата, раньше Полиандра, мудрого Езекии и безжалостного Помпея. Галлы уходили от войны. К ним присоединялись венеды, фракийцы, остатки когда-то многочисленных этруссков, беженцы с берегов Адриатики, северной Италии, Македонии, с северных альпийских предгорий. Те, кто выжил.
Земледельцы шли навстречу нетронутой плугом земле, миру, неизвестности. Таврида встречала чистым ветром, зелеными весенними полями, ласковым солнцем. Галлы уходили. Битоит очень хотел быть с ними. Но ему было нужно остаться.
И дело было не в Митридате.

Последняя треть 4 в. – 1 в. до н.э.

Держава Александра Македонского (356 – 323 до н.э.) распалась после его смерти. Во вновь образовавшихся государствах термин «эллин» постепенно начинает обозначать не только греков-завоевателей, но и всех представителей привилегированных слоев общества вне зависимости от их национальной принадлежности.

Искусство эпохи Эллинизма в первую очередь характеризуется сочетанием греческих и восточных художественных традиций.
Архитектура не претерпела существенных изменений. Строятся в основном периптеры и небольшие храмики – простили.

Новые направления развития получает изобразительное искусство:
1. Идеализирующая традиция.
2. Традиция реалистического искусства.


Камея Гонзага. Птолемей II и Арсиноя. Сардоникс. Эрмитаж. Идеализированные образы.

Наряду с образом идеализированной красоты разрабатываются традиции Лисиппа - реалистичного изображения живого человека.



Очень точно раскрывает образ знаменитого оратора и государственного деятеля.

Александрия

Кроме культовой скульптуры в Александрии получила распространение декоративная скульптура, дворцово-парковая, для украшения дворцов и частных домов.
Одним из излюбленных образов стал образ Афродиты.
Богиня остается по-прежнему прекрасной, но утрачивает величавость олимпийского божества.



Кон. 3 – нач. 2 в. до н.э.16 малюток – 16 локтей подъема воды.

В реалистическом направлении появились изображения в бытовом жанре.


Кон. 3 – нач. 2 в до н.э.

Изображались даже типы с физическими недостатками – горбуны карлицы.


Бронза. 2 в. до н.э.

Пергам



Перга́м (Пергамо́н) - античный город на побережье Малой Азии, бывший центр влиятельного государства.
Ведущими в пергамской художественной школе были традиции реализма.Два памятника посвящены отражению нашествия варваров галлов.

«Дары Аттала» - бронзовые скульптурные группы, созданные по заказу Аттала I (царь Пергама 241 до н. э. - 197 до н. э.) в память об его победе над варварами-галлами (галатами). Мастер Эпигон (придворный скульптор), Пиромах, Стратинник и Антигон. Стояли на Пергамском акрополе рядом со святилищем Афины Никефоры, а их повторения были выставлены на южной стороне Афинского акрополя как дар богам за победу. Эти «Дары Аттала» изображали сцены гигантомахии, амазономахии, битвы греков с персами и галлами. Некоторые из этих фигур дошли до нас в римских копиях.
Дары Аттала. Группа «Галл, убивший свою жену и убивающий себя». Римская мраморная копия утраченного бронзового оригинала 230 г. до н. э. Рим. Музей Терм.


Драматизм. Обернулся, торжествуя, что умирает свободным. образ галла полон героического пафоса, усиленного контрастом его могучей фигуры с бессильно падающим телом его жены. Группа построена на сложных ракурсах фигур, предельное напряжение воина подчеркнуто почти сверхъестественным поворотом головы.


Умирающий Галл. Дары Аттала. Римская копия бронзового оригинала.
Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, даже с натуралистичностью. Еще одна особенность: в скульптуре точно передан этнический тип галла.
«Умирающий галл» .
Скульптура по натуралистичности и драматизму принадлежит к вершинам античного искусства. Галл изображён лежащим на щите, нагим, за исключением обруча на шее. Как и трон Людовизи, статуя была, вероятно, обнаружена при строительстве их виллы в Риме и до приобретения папой Климентом XII хранилась в палаццо Людовизи на Пинчо.
Во время наполеоновских войн «Умирающий галл» был вывезен французами из Италии и в течение ряда лет выставлялся в Лувре.

Является мемориальным памятником, возведённым во 2 в. до н.э.(?) в честь победы, одержанной пергамским царем над варварами-галлами (галатами).
Традиционно считается, что алтарь был посвящён Зевсу, среди других версий - посвящение «двенадцати олимпийцам», царю Эвмену II , Афине, Афине вместе с Зевсом.
В 19 в. был обнаружен немецкими археологами и перевезен в Германию.

В берлинском Пергамском музее, построенном в 1910 - 1930 гг. специально для этой цели, экспонируется модель-реконструкция алтаря, на которой размещены сохранившиеся элементы скульптурного декора.
Данное сооружение не является копией античного алтаря - воссоздана только основная, западная сторона. Плиты фриза других сторон алтаря размещены в том же зале возле стен.

Новшество создателей Пергамского алтаря состояло в том, что алтарь - священное место - был вынесен за пределы храма и превращён в самостоятельное архитектурное сооружение.
Он был воздвигнут на особой террасе южного склона горы акрополя Пергама, ниже святилища Афины. Алтарь был виден со всех сторон.


Алтарь представлял собой поднятый на ступенчатом фундаменте высокий цоколь. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическими колоннами. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3-4 м).
По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз (высотой 2,3 м и длиной в 120 м).
Основная тема рельефных изображений - битва богов олимпийцев с гигантами.

Скорее всего, в античные времена алтарь считался шедевром, так как римский писатель II-III вв. Луций Ампелий причисляет его к чудесам света. Он кратко упоминает об алтаре Зевса в своем очерке «О чудесах мира»: «В Пергаме есть большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами, изображающими гигантомахию».
Древнегреческий писатель и географ II в., автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады» Павсаний упоминает Пергамский алтарь, сравнивая традиции жертвоприношения в Олимпии.
В Новом Завете во второй главе Откровения Иоанна Богослова: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: … ты живёшь там, где престол сатаны». Существует мнение, что эти слова Иоанна Богослова относятся к алтарю Зевса, однако комментаторы Откровения обычно связывают эти слова с культом Эскулапа, в храме которого в Пергаме содержался живой змей.

В XIX в. турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуманн. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. Хуманну пришлось использовать всё своё влияние для того, чтобы предотвратить уничтожение части открытых мраморных руин в известково-газовых печах.

«Когда мы под­нимались, семь громадных орлов парили над акрополем, предвещая счастье. Откопали и расчистили первую плиту. То был могучий гигант на змеиных извивающихся ногах, обращённый к нам мускулистою спиною, голова повёр­нута влево, с львиной шкурой на левой руке… Перевёртывают другую пли­ту: гигант падает спиною на скалу, молния пробила ему бедро - я чувствую твою близость, Зевс!Лихорадочно обегаю все четыре плиты. Вижу, третья подходит к первой: змеиное кольцо большого гиганта ясно переходит на плиту с гигантом, павшим на колени… Я положительно дрожу всем телом. Вот ещё ку­сок - ногтями я соскабливаю землю - это Зевс! Памятник великий и чудесный вновь подарен миру, увенчаны все наши работы, группа Афины получила прекраснейший пандан (предмет, парный с другим)…Глубоко потрясённые стояли мы, трое счастливых людей, вокруг драгоценной находки, пока я не опустился на плиту и не облегчил свою ду­шу крупными слезами радости.
Карл Хуманн. Пергамский алтарь.

Рельефы Пергамского алтаря

- один из лучших примеров эллинистического искусства.
Характеристика стиля
Главная черта этой скульптуры - чрезвычайная энергичность и экспрессивность.
«В пергамском фризе нашла наиболее полное отражение одна из существенных сторон эллинистического искусства - особая грандиозность образов, их сверхчеловеческая сила, преувеличенность эмоций, бурная динамика» .
Мастера отказались ради этих качеств от спокойствия классики.
«Хотя битвы и схватки были частой темой античных рельефов, но их никогда ещё не изображали так, как на Пергамском алтаре, - с таким вызывающим содрогание ощущением катаклизма, битвы не на жизнь, а на смерть, где участвуют все космические силы, все демоны земли и неба» .


«»: Зевс ведёт борьбу одновременно с тремя противниками. Поразив одного из них, он готовится метнуть свою молнию в предводителя врагов - змееголового исполина Порфириона.


«»: богиня со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову лавровым венком. Гигант безуспешно пытается освободиться от руки богини. Афина схватила за волосы громадного крылатого гиганта Алкионея и легко отрывает его от матери-земли Геи. Лица гиганта и Геи полны муки физической и душевной.



Фриз Пергамского алтаря оказал влияние на более поздние античные работы. Например, группа «Лаокоона», которая, как доказал Бернард Андре, была создана на двадцать лет позднее пергамского горельефа. Авторы скульптурной группы работали непосредственно в традиции создателей алтарного фриза и возможно даже участвовали в работе над ним.


Мрамор. Нач. 3 в. до н.э.Прониктута настроением безнадежного отчаяния и ужаса.Очень дробно, у юношей пропорции взрослых – признаки упадка искусства.

Лаоко́онт (Лаокоон) - в греческой мифологии жрец Аполлона в Трое. Взял жену против воли Аполлона и произвел на свет детей; по Евфориону, Аполлон гневался на него, ибо тот сочетался с женой перед его статуей.
Лаокоонт - прорицатель, предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. По другому рассказу, это произошло из-за гнева Афины, и змеи укрылись под щитом у ног статуи Афины (либо змеи приплыли с островов Калидны и превратились в людей). Троянцы решили, что это произошло, так как Лаокоон метнул копье в троянского коня. По Арктину, змеи убили Лаокоонта и одного из его сыновей. По одному из вариантов мифа, змеями были задушены только его дети. Сам он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу.

2 в. до н.э. Белый мрамор. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский (надпись неразборчива).
Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Пропорции - 86х69х93 при росте 164см.

Была найдена в 1820 г. на о. Мелос (Милос) в Южной Греции, одном из Кикладских островов Эгейского моря крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение. База с подписью автора также утрачена.


3 в. до н.э. Стояла в виде победного монумента на о. Самофракия. Как бы взлетает с постамента, оформленого в виде носа корабля.



Мозаика из дома Фавна в Помпеях. Римская копия с утраченной греческой картины Филоксена «Битва Александра с Дарием». Начало 3 в. до н.э.d

тор Марк Аврелий Антонин вошёл в историю под именем Каракалла из-за своего пристрастия к одеж­де варваров: «каракаллой» германцы называли длинный плащ. Случалось, что на престоле Рим­ской империи оказывались не римляне: императо­ры Диоклетиан и Максимиан были иллирийцами.

Варвары, занявшие привилегированное положе­ние в Римской империи, являвшиеся высшими са­новниками, становились фактическими правителя­ми государства, которое переживало тяжелейший кризис в конце IV - начале V вв. н. э.. Об этом сви­детельствовали многочисленные случаи появления узурпаторов, претендовавших на императорскую власть, волновавших народ, захватывавших города и поместья богачей. Целые области заявляли о сво­ей независимости от центрального правительства. Армия отказывалась защищать интересы империи, а дезертирство приобрело угрожающие размеры. Человеческая жизнь потеряла ценность.

Именно тогда началось оживление на границах империи.

Массовые передвижения племён, вторжение их с периферии на территорию Римской империи, при­ведшее к утрате западной её части, историки назва­ли «Великим переселением народов». Начало его пришлось на IV-VII вв., когда кочевники Цент­ральной Азии - хунны, за несколько веков преодо­лев огромные расстояния, добрались до плодород­ных равнин между Волгой и Доном. Здесь потомки хуннов, забывшие язык и историю своих предков, изменившиеся даже внешне, но не утратившие во­инственности и жестокости в схватках с врагами, создали племенной союз. Их стали называть гунна­ми, покорителями обитавших в бассейне Дона ала­нов и многочисленных восточных готов (остготов) Причерноморья. Расправа победителей над побеж­дёнными была столь ужасна, что их соседи - за­падные готы (вестготы) не стали дожидаться своего смертного часа и бежали под защиту римских по­граничных укреплений через Дунай на земли, при­надлежавшие римлянам. Их поселили в Мезии, присвоили статус конфедератов - союзников импе­рии, рассчитывая, что беглецы будут охранять и защищать владения империи от посягательств гроз­ных гуннов.

Однако всё получилось по-другому: земли Мезии были бедны и не могли прокормить такое большое количество беженцев; местные чиновники, пользу­ясь бедственным положением готов, занимались вымогательством, расхищая продукты и деньги, на­правляемые центральным правительством на под­держку несчастных. Последней каплей, перепол­нившей чашу терпения, было вероломство римлян. Наместник области пригласил к себе на приём вож­дей готов. Пока те пировали, охрана наместника, спровоцировав дружинников-готов на вооружённое столкновение, перебила их. Возмущение охватило весь народ готов. Избрав вождём Фритигерна, чело­века смелого и закалённого в боях, восставшие за­хватывали один римский город за другим. Нашест­вие, подобно бурной реке, разливалось по землям империи. Оказалось, что у правительства нет сил,

Галл, убивающий себя и свою жену.

Мрамор.

Римская копия с пергамского бронзового оригинала конца III в. до н. э..

чтобы остановить его. Два года император Валент безуспешно пытался собрать войска для борьбы с готами. Отряды, которые посылались им навстре­чу, переходили на сторону восставших. Это было грозное предупреждение, свидетельство деморали­зации общества, когда родина - Римское государ­ство - превратилась в гигантскую машину насилия и угнетения, а «чужие» становились ближе «сво­их».

Император западной части империи Грациан стал спешно искать полководца, который смог бы организовать отпор восставшим и спасти империю. Им оказался Феодосий, уроженец Испании, всю жизнь верно служивший Риму и никак не предпо­лагавший стать августом. Будучи человеком ум­ным, он, понимая, что рассчитывать на соотечест­венников не приходится, обратился за помощью к готским вождям. Был заключён договор, по кото-

рому им предоставлялось право жить на землях Малой Азии; кроме того, прави­тельство обязалось дополнительно снаб­жать их зерном, скотом, освободить от податей и повинностей. Готы же обещали ежегодно выстав­лять 40 тыс. воинов.

Римское общество клонилось к упадку. Власть имущие были заняты только собственными интере­сами, не желая замечать, что империю всё больше теснят враги, а большая часть народа видит в них освободителей. Людей, серьёзно озабоченных судь­бой империи, в обществе избегали, считая бесполез­ными. Однажды было решено очистить Рим от чу­жеземцев и проходимцев, так как прокормить ог­ромное население города становилось труднее и труднее. Результаты этой кампании оказались не­ожиданными: из города были безжалостно изгнаны лишь учёные люди. Зато продолжали благоденство­вать многочисленные певицы и танцовщицы, окру­жённые большим числом прислужников.

Вражда и смута терзали империю. Они не пре­кратились, а усилились после смерти Феодосия I, оставившего свои владения в наследство двум сы­новьям: 18-летнему Аркадию и 11-летнему Гонорию, опекунами которых он назначил галла Руфина и вандала Флавия Стилихона. Пока дворцовые партии выясняли отношения, восстали готы. Они выбрали своим вождём Алариха - самого прослав­ленного воина, происходившего из старинного знат­ного рода Балтов. Восставшие двинулись на Кон­стантинополь, но, получив выкуп, направились в Македонию и далее в Грецию, где уцелели лишь Афины, сумевшие откупиться.

В это время при дворе наследников Феодосия по­беду одержали сторонники Стилихона. Собранные им войска стали теснить Алариха, которому с тру­дом удалось избегнуть полного разгрома. Однако через год он вторгся в Италию. Вестготы представ­ляли столь серьёзную силу, что Стилихон уговари­вал императора Гонория и сенат дать Алариху вы­куп - четыре тысячи фунтов золота - и получить передышку для реформы армии и государственного устройства, но император не решался. Один из се­наторов упрекал Стилихона, что предлагаемый им договор - не о мире, а о рабстве. Вскоре Стилихон был убит в результате заговора, жертвами которого стали многие друзья и сторонники Стилихона, а также варвары и их семьи, верно служившие до той поры империи. Возмущённые таким вероломством, оставшиеся в живых (числом более 30 тыс.) пере­шли на сторону Алариха и потребовали вести их на Рим. Сложившейся ситуацией Аларих воспользо­вался незамедлительно. Обвинив римлян в преда­тельстве и нарушении обязательств, он призвал к оружию своих собратьев-готов и присоединивших­ся к ним гуннов и в 409 г. повёл их на Рим. По дороге его войска пополнялись как свободными римскими гражданами, так и рабами.

Очень скоро подошёл Аларих к Риму, который со времён Ганнибала не видел врагов возле своих стен. Вождь готов и его воины увидели перед собою огромный и богатый город. Его позолоченные кров-

ли слепили глаза. В нём были чудесные дворцы, храмы, цирки и театры, возведённые из мрамора и украшенные статуями, фресками, мозаиками. Аларих приказал начать осаду «вечного города» и за­хватил гавань Остию, где находились все основные запасы хлеба. В Риме начался голод и распрост­ранилась эпидемия чумы. Осаждённым не прихо­дилось рассчитывать на помощь: не было Стилихона, чья мудрость и энергия не раз спасали империю; император Гонорий заперся в стенах города-крепос­ти Равенны и молился там о чуде - спасении от варваров.

Римляне начали с Аларихом переговоры. Сенат отправил к нему посольство. Однако Аларих назвал такую непомерную сумму выкупа, что растерявши­еся горожане спросили, что же останется у них пос­ле его выплаты. «Жизнь», - кратко ответил Аларих. Тогда горожане попытались его припугнуть, сообщив, что в городе много жителей, которые как один выйдут оборонять Рим. «Ну что же, - сказал Аларих, - чем гуще трава, тем легче её косить». Римляне согласились заплатить выкуп. Аларих снял осаду и отошёл.

Правительство Гонория не спешило выполнять условия мира, и Алариху надоело ждать. В том же году он вновь осадил Рим, и там опять начался го­лод. Аларих вынудил римский сенат объявить им­ператора Гонория низложенным, а на его место из­брать римлянина Аттала - болтуна и пьяницу. Но вскоре, убедившись в его полной непригодности, Аларих отправил его в свою музыкантскую коман­ду, а знаки императорской власти отослал к Гонорию.

В это время Гонорий получил подкрепление: Константинополь прислал ему 4 тыс. солдат, а из Африки подошли суда, гружённые продовольстви­ем. Император посчитал, что более заботиться о ми­ре с варварами бессмысленно, и объявил о прекра­щении переговоров. В ответ на это Аларих в третий раз осадил Рим. Огромный город не имел сил за­щищаться, лишь горстка гвардейцев-наёмников пыталась сопротивляться. Пока длилась осада, го­лод и болезни косили людей. Современник тех со­бытий писал: «Безумие голодающих дошло до пре­дела, рвали друг друга на части, мать не щадила грудного младенца своего, и её чрево принимало то, что она родила». В довершение всего рабы-герман­цы подняли в городе восстание, устроили погром, открыли Соляные ворота и, числом 40 тыс., при­мкнули к осаждавшим. 14 августа 410 г. Аларих взял «вечный город». Три дня и три ночи длились грабёж и избиение жителей. Потом готы ушли, уно­ся огромную добычу, уводя пленных, в числе кото­рых была и сестра императора Гонория. Римляне, кроме всего, уплатили дань: 5 тыс. фунтов золота, 30 тыс. фунтов серебра, 3 тыс. драгоценных, окра­шенных пурпуром одежд, 4 тыс. шёлковых, 3 тыс. фунтов перца и многое другое.

Аларих повёл своих воинов в хлебные, богатые

Атака тяжёлой гуннской конницы под командованием Аттилы.

области Римской империи - Кампанию, Сицилию, намереваясь завоевать и провинцию Африка - главную житницу империи, кормившую римлян. Однако этот план не осуществился из-за смерти Алариха, умершего 34 лет от роду в городе Консенции. Его похоронили в глубокой могиле, вырытой в русле реки Бузент, чьи воды были отведены в новое русло. Вместе с Аларихом погребли многочис­ленные бесценные сокровища, а затем, закопав мо­гилу, воды реки возвратили в прежнее русло. Спо­движники Алариха перебили всех рабов, участво­вавших в этих работах, чтобы никто не знал тайну погребения их вождя.

Пока правительства восточной и западной час­тей империи пытались мобилизовать все силы на защиту своих владений, прекратить смуты и беспо­рядки в государстве, надвигалась новая опасность. Вождь гуннов Аттила, правитель огромных терри­торий и многочисленных народов, начал поход, по­корив племена, жившие по правому берегу Дуная, мечтая овладеть землями до самого Константинопо­ля. Император Восточной Римской империи Феодосий II откупился, уплатив Аттиле 6 тыс. фунтов золота, признав себя и свой народ вечными данни­ками вождя гуннов и обещая ежегодно выплачи­вать ему 700 фунтов золота.

Аттила повёл свои войска во владения Западной Римской империи. В то время там правила мать малолетнего императора Валентиниана III, Галла Плацидия. Узнав о приближении неприятеля, она поручила командиру придворной гвардии Флавию Аэцию возглавить оборону. Он провёл несколько лет в плену у Алариха и неплохо знал нравы и черты характера варваров. Используя уговоры, угро­зы, подкуп, он привлёк на свою сторону вандалов, франков и бургундов, а самое главное - наладил бесперебойную доставку продовольствия в Рим.

В 451 г. на Каталаунских полях, близ города Труа, произошла «битва народов», победа в которой досталась римлянам и их союзникам. Аттила бе­жал. Через год он вновь предпринял наступление и вновь был разбит, а вскоре умер. Его огромное го­сударство вслед за этим прекратило своё существо­вание, распавшись на мелкие владения, ставшие жертвами своих более сильных соседей.

Почти одновременно с Аттилой погиб и Аэций, пав жертвой очередного заговора, а через год и его воспитанник - император Валентиниан III. Вдова императора, Евдоксия, не имея другой возможнос­ти отомстить убийцам, обратилась к помощи ван­дальского короля Гейзериха, умоляя его защитить императорскую династию и восстановить её власть.

Гейзерих посадил своё войско на корабли, вошёл в устье Тибра и после короткой осады 2 июля 455 г. захватил «вечный город». Две недели его воины не только грабили, но и совершенно бессмысленно раз­рушали город. Такого опустошения и разгрома со­временники припомнить не могли. Один из них пи­сал: «Всё разрушено и разграблено. Поля, города - всё изменило вид. Меч, огонь, голод - все бичи зараз губят род человеческий. На земле исчез мир: настал общий конец». Тем не менее Рим дожил до наших дней, оставшись столицей Италии, а ванда-

  1. Энциклопедия для детей . Всемирная история 1996г . (8)

    Реферат >> Астрономия

    ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ Перед Вами том I «Энциклопедии для детей» . Слово «энциклопедия» Вам, вероятно, уже встречалось в заглавиях... - репликатором - черт наследственности. Сейчас это всемирно известная структура, носящая название «двойной...

  2. Энциклопедия для детей . Всемирная история 1996г . (6)

    Реферат >> Астрономия

    Что подтвердила вскоре Всемирная выставка. Она от­крылась... всеобщее образова­ние, доступное для детей всех классов; ... , другая - рассматривала исто­рию как общественный регресс. ... прерывалось печатание знаменитой «Энцикло­педии» , выходившей в свет...

  3. Энциклопедия для детей . Всемирная история 1996г . (2)

    Реферат >> Астрономия

    Развития всех известных цивилизаций всемирной истории лежал процесс возделывания какого... в мрачных по­коях Эскориала, ставшего для монарха одновремен­но и дворцом, и... провозглашении Ричарда Йорка наследником престола (детей у ко­роля долго не было...