И увидел бог хорошо весьма. И увидел Бог, что это хорошо…

Библия без цензуры Ключ к самым загадочным текстам Ветхого Завета Томпсон Алден

2. И увидел Бог, что Его создание хорошо - а потом все испортилось

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле…

Когда я отхожу подальше от отдельной картины и пытаюсь представить себе панораму всего Ветхого Завета и всей Библии, я вижу нечто подобное названию данной главы: великий замысел, который каким–то образом был ужасающе искажен. Я сразу же поспешу добавить, что, несмотря на всю испорченность и зло, о которых говорит Библия, сохранилось немало доброго и прекрасного. Более того, именно в силу этой катастрофы прекрасного творения Бог задумал нечто еще более прекрасное и внушающее благоговейный трепет - план искупления, который мы рассмотрим подробнее в главе 7.

Библия представляет нам сложный узор, в котором тесно переплетаются между собой зло и добро, ужасное и величественное, и потому нам легко составить ложное представление о Писании в целом. Фактически многие христиане придавали слишком большое значение одному из элементов картины. Некоторые их них с таким пылом прославляли своего Создателя, что забывали о трагических последствиях зла. Другие же христиане так глубоко ранены скорбью и драматизмом жизни, что, даже глядя на великолепный закат, не перестают мечтать о лучшем мире. Разницу между этими двумя типами расстановки акцентов хорошо отражают два названия гимнов: «Это мир моего Отца» и «Здесь я только странник, небеса - мой дом».

Любой сознательный обитатель планеты Земля знает, что жизнь состоит из горечи и сладости, из хорошего и плохого, но куда реже у людей встречается способность одновременно и радоваться этому миру, и стремиться к миру лучшему. Сказать, что весь наш мир прогнил насквозь, было бы неправдой. И в то же время ни один трезвый человек не посмеет сказать, что в этом маленьком уголке вселенной все прекрасно как нигде. Христианину здесь очень важно хранить равновесие: шипы не должны мешать наслаждаться розой, но стоит помнить о том, что на розе есть шипы. Этот принцип важен не только для нашей повседневной жизни, но и для восприятия Ветхого Завета.

В главе 1 я кратко упомянул два подхода к пониманию Ветхого Завета: «возвышенный» и «смиренный» пути. «Возвышенный путь» акцентирует внимание на хорошей стороне Ветхого Завета, в частности оценивая в таком свете жизнь его героев. Яркий пример такого подхода дает нам глава 11 Послания к Евреям, где разные люди в различных жизненных обстоятельствах представлены как образцы «веры». Напротив, «смиренный путь» призывает обратить внимание на ту глубокую бездну, в которой оказался человеческий род, включая и тех людей, кого Бог назвал своим народом.

Поскольку именно «смиренный подход» оказался для меня чрезвычайно ценным, когда я пытался понять Ветхий Завет, я уделю этому подходу к Писанию особое внимание. «Возвышенный путь» способен наполнять нас вдохновением, и возможно, именно поэтому его чаще всего используют в христианских кругах. Однако такой подход плохо готовит читателя к пониманию ветхозаветных повествований. Другими словами, человек может настолько привыкнуть к диете «возвышенного пути», что чтение Ветхого Завета может вызвать у него несварение желудка! Я считаю, что оба подхода возможны и оба полезны, однако нелегко применять и тот, и другой с одинаковым воодушевлением.

Возможно, «смиренный путь» не пользуется популярностью по той причине, что, как показывал опыт, открытие темной стороны ветхозаветных персонажей не всегда приносит добрые плоды. Фактически грехи святых часто использовались в войне против Писания и его Бога для подрыва их авторитета. Тем не менее «смиренный путь» подобен обоюдоострому мечу, который сечет обоими краями. Для примера можно обратиться к любому из благочестивых писателей XIX века, которые защищали Библию от ее хулителей. Последние говорили: «Если Бог допускает подобные вещи, нам не нужна такая религия». На что защитники Библии отвечали: «Именно это оправдывает Библию, которая реалистично изображает падшее человечество и Бога, который снисходит, чтобы ему помочь». Так что для одних людей это сильный аргумент против веры, а для других - опора веры. Мы не сможем здесь рассмотреть крайне сложную психологическую и социологическую подоплеку двух столь разных реакций на один и тот же факт. Однако нам следует признать, что в Ветхом Завете много такого, что возмущает читателя с утонченным вкусом. И когда мы пытаемся это не замечать, мы подтачиваем веру. Мы должны отнестись к таким фактам серьезно и постараться показать, как Бог может исполнять свои замыслы даже с помощью подобных ситуаций.

«Возвышенный путь» также подливает масла в огонь в спорах об одном вопросе интерпретации Ветхого Завета - это вопрос о характере религиозного опыта в Ветхом Завете: возник ли он естественным путем или был дан Богом в откровении? Большинство современных исследователей Ветхого Завета опираются на предпосылку, что каждый аспект опыта людей подлежит естественному развитию. И такие исследователи описывают развитие ветхозаветных людей, которые переходят от примитивного уровня к более сложному, от суеверий к зрелой и разумной вере. Согласно такой схеме те части Ветхого Завета, которые считают примитивными, относят к более древним, а части с более «развитым» богословием - к позднейшим. Так, они говорят, что повествования глав 2 и 3 Книги Бытия - ранние и примитивные, потому что Бог в них слишком сильно напоминает обычного человека: он гуляет по саду, творит человека из земного праха, а затем извлекает ребро Адама, чтобы создать Еву. Что же касается главы 1 Книги Бытия, говорят они, здесь мы видим позднейшее (и более величественное) богословие Ветхого Завета, которое появилось почти в самом конце ветхозаветного периода, потому что Бог здесь трансцендентен и стоит в стороне от земных дел, Он творит мир своим словом и не марает «рук» грязью ради создания человека.

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА Человек создается в конце "шестого дня" - в его предрассветные часы. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они... над всею землею. И сотворил Бог человека по образу Своему.., мужчину и женщину сотворил их. И

Из книги Международная академия каббалы (Том 1) автора Лайтман Михаэль

19.14. Создание намерения Само кли создано Творцом. Если мы желаем быть равными Творцу, мы выращиваем себя только как намерение. Человек должен думать о себе, как о намерении. Мое «Я» – это не желание, не свойство, это лишь намерение.Все наши свойства заданы снаружи. Они

Из книги Дзэн - самое большое враньё всех времён и народов автора Саваки Кодо

Вопрос: Каков порядок этого процесса: сначала происходит двойное скрытие, потом – простое и потом – махсом, или сначала простое скрытие, потом двойное, а затем махсом? Это всегда вызывает путаницу в нашем понимании, потому что следует из так называемого правила обратной

Из книги Комментарии к жизни. Книга вторая автора Джидду Кришнамурти

Создание 40. Ты ищешь здоровье и долгую жизнь? Ты больной! Для меня образ самого дзадзэн - это живой Будда. И из какого сырья состоит содержимое этого образа дзадзэн? Это ничто иное, как человек Саваки. Я использую это тело заурядного человека, чтобы практиковать им дзадзэн

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Из книги Начало (Урочник Субботней Школы на 1 квартал 2013г. с комментариями) автора Автор неизвестен

8. И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй "небом..." На языке евреев существовали три различных термина для выражения этого понятия, соответственно их мнению о существовании трех различных небесных сфер. То небо, которое

Из книги автора

10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо "И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями". О том, каким путем и как долго происходил этот процесс обособления воды от суши и самообразование земной коры, Библия не говорит нам

Из книги автора

17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвёртый "и управлять днем и ночью..." Творец, как говорит Псалмопевец, луну и звезды - для

Из книги автора

21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо "рыб больших..." Славянский текст называет их "китами" великими, ближе к еврейскому тексту, в котором стоит

Из книги автора

25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо "И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их..." Общее понятие "души животной" здесь дробится на три основных вида:

Из книги автора

31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой Заключительная формула божественного одобрения всего дела творения существенно разнится по степени своей силы от всех остальных, ей предшествовавших: если раньше, по сотворении

Из книги автора

6. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7. и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. 8. И увидел Исав, что дочери

Из книги автора

9. Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя. 10. Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне; 11. прими благословение мое, которое я

Из книги автора

16. Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; 17. в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы (небесные) клевали ее из корзины на голове моей, Услышав благоприятное

Из книги автора

СОЗДАНИЕ МИРА Библейские тексты для исследования: Быт. 1:1-13; Ис. 45:18; 1 Ин.1:5; Откр. 22:5; 2 Кор. 4:6; 2 Петр. 3:5; Иов 38:4-6.Памятный стих: «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для

И увидел Бог, что это хорошо

Et vidit Deus quod esset bonum


Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. - М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .

Смотреть что такое "И увидел Бог, что это хорошо" в других словарях:

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах 1. Богом называют Создателя,… … Толковый словарь Дмитриева

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

    Буддизм … Википедия

    Библия повествует о деяниях Божьих прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель. I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА А. Бог сотворил небо и землю (Быт 1:1) и все, что на них… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Еврейские фамилии это фамилии, носителями которых являются евреи (в религиозном или этническом смысле), при условии, что эти фамилии не являются псевдонимами или «стилизацией», специально призванной «замаскировать» еврейское происхождение… … Википедия

    - (от лат. optimus наилучший и pessimus наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с т. зр. выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего. В этом отношении… … Философская энциклопедия

    Позитивный объект интереса или желания. Во втор. пол. 19 в. понятие Б. непосредственно связывается с понятием ценности (Г. Риккерт и др.). В более узком, этическом смысле понятие Б. совпадает с понятием добра. Вопрос о соотношении Б. и ценности… … Философская энциклопедия

    И сказал Бог: да будет свет. И увидел Бог, что это хорошо. И сотворил Бог человека по образу своему. Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ИСЧЕЗАТЬ С ЛИЦА ЗЕМЛИ

    ИСЧЕЗНУТЬ С ЛИЦА ЗЕМЛИ - кто, что Переставать существовать. Имеется в виду, что лицо, семья, вид животных, природный объект лес, озеро и т. п. (Q) бесследно пропадает, вымирает вследствие каких л. трагических событий или по вине человека, его неразумной деятельности.… … Фразеологический словарь русского языка

    - (англ. Tuesday, нем. Dienstag, фр. mardi), второй (если считать с понедельника) или третий (если считать первым днем воскресенье) день недели. В римском календаре вторнику соответствовал dies Martis, день Марса (см. французское название), в… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Священная история от Адама до меня , диакон Илья Кокин. О чем эта книга? Библия - удивительная Книга. Может показаться, что она написана о людях, которые жили давным-давно в далекой-далекой галактике, но это не так - Библиянаписана для нас и о…

Светлой памяти философа
Арона Каценелинбойгена
(1917 - 2005)

Есть одно проявление троичности Бога, которое ранее, насколько мне известно, ускользало от внимания толкователей Библии. Проявление тем более знаменательное, что оно относится к самому началу Книги Бытия. В описании шести дней миротворения восемь раз повторяется загадочная формула: "и увидел Бог, что это хорошо".

Например, первый день творения:

3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

Шестой день:

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему...

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их...

31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Сам процесс миротворения как бы распадается на три стадии: "сказал Бог," "сотворил Бог", "увидел Бог, что это хорошо".

Эта троичность глубоко закономерна. Бог не просто творит мир, но сначала "выговаривает" его, задумывает в слове, а затем воплощает слово, творит по сказанному. Что в промежутке между словом и творением, нам не дано знать, но очевидно, между ними нет прямой предопределенности. Отсюда и необходимость третьего – взгляда. Бог смотрит на то, что получилось в результате творения, совпадает ли сотворенное с замыслом, запечатленным в слове. То, что труд творения затем оценивается самим Творцом, свидетельствует о непредсказуемости его результата, о свободе, заложенной в самом акте творчества. Одно дело – сказанное, другое – созданное, и третье – увиденное, между ними нет тождества, заведомой выводимости.

Традиционное богословское истолкование шестоднева, как в иудаистской, так и в христианской экзегетике, как правило, проходит мимо этого откровения о свободе, лежащей в основе творения. "И увидел Бог, что это хорошо" чаще всего толкуется либо телеологически, либо педагогически. Телеологически такое завершение дней творения призвано подчеркнуть их конечную цель – что созданное "соответствует своему предназначению служить местом проживания человека".

Примерно так же толкуются эти слова российским комментатором Ветхого Завета Д. В. Щедровицким:

"Каждый этап творения заключается словами "И увидел Бог, что это хорошо"... Под благостью ("это хорошо") здесь подразумевается пригодность Земли для будущего обитания на ней живых существ".

Остается, однако, неясным, почему нужно особо оговаривать эту благость после каждого акта творения, если его цель заранее известна всеблагому Творцу, знающему наперед результат творения. И еще один вопрос: из чего вытекает, что именно пригодность Земли для обитания живых существ выступает как высший критерий самооценки Творца? К тому же и по завершении шестого дня, когда были созданы все живые существа и сам человек, для блага которого приготовлялась земля, звучит эта формула самоодобрения, саморадования Творца, причем впервые – с эпитетом усиления:

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. 1:31.

Следует ли предполагать, что и живые существа, и человек теперь признаны пригодными для осуществления каких-то дальнейших целей творения, о которых дальше ничего не сообщается?

По другому способу толкования, "и увидел Бог, что это хорошо" характеризуется как риторический или педагогический прием, который ничего существенного не проясняет в актах творения, но доводит его пользу и красоту до слабого человеческого ума. Сообщение о том, что Бог одобряет свое творение, рассматривается как "снисхождение речи", чтобы божественная истина могла быть удобно усвоена в "человеческом" образе. Вот толкование Иоанна Златоуста:

"После слов: да будет свет и бысть свет, прибавлено: и виде Бог свет, яко добро. Смотри, возлюбленный, какое и здесь снисхождение речи. Неужели до появления света Бог не знал, что он добро, а только уже после его появления воззрение на него показало Создателю красоту сотворенного? Какой умный человек может сказать это? Если и человек, занимающийся каким-нибудь искусством, прежде, чем окончит свое произведение, прежде, чем обработает его, знает употребление, для коего полезно это произведение, то тем более Создатель вселенной, приведший словом все из небытия в бытие, знал, еще прежде сотворения света, что он добро. Для чего же (Моисей) употребил такое выражение? Снисходя к обычаю человеческому, блаженный пророк говорит так, как люди, делая что-либо с великою тщательностью и окончив труды свои, уже по испытании произносят похвалу своим произведениям; таким же образом и божественное Писание, снисходя здесь к слабости слуха нашего, говорит..."

В этом толковании можно заметить некоторое противоречие. Если даже ремесленник знает заранее, какое произведение выйдет из его рук, то тем более Творец Всего знает об этом. В чем же тогда отличие Бога от ремесленника? И для чего нужно "снисходить к обычаю человеческому", объясняя действия Бога, если Бог и сам по себе действует, как Высший Ремесленник? Такое толкование дважды противоречит себе, представляя Бога существенно как человека и тем самым делая необъяснимым библейское очеловечивание Бога как всего лишь условный прием "снисхождения".

Но если читать в Откровении то, что действительно открывается в нем, а не под предлогом "снисхождения" скрывается от нас, то весть о непредсказуемом исходе творения выступает ясно и недвусмысленно. Бог видит свое творение и находит его "хорошим" – такова нечаянная радость свободного творчества. Результат лишь в конечном счете совпадает с проектом, между ними помещается не предопределенность, а открытость творческого акта. Бог сам как бы удивляется созданному, выступает как свидетель своей работы, соотносит "увиденное" со "сказанным". "Хорошо" означает меру совершенства творения в соотнесении с мерой его свободы: оно "получилось", "случилось" в некоторой независимости от Творца, а затем одобрено им уже в меру его отдельности, самостояния, на расстоянии оценивающего взгляда.

Эта троичность миротворения: проект – акт – результат, или слово – дело – взгляд, – уже предвосхищает собой ту трехипостасность Бога, которая позже выявилась в христианском вероучении. Причем три ипостаси: Бог-Творец, Сын-Слово и Дух-Утешитель (тот, кто утешает, т.е. говорит "хорошо"), будучи нераздельными, вместе с тем свободны по отношению друг к другу, взаимно невыводимы и несводимы, что и объясняет троичность самого процесса миротворения.

О том, насколько архетипически глубока и устойчива эта троичная схема творческого акта, свидетельствует то, что впоследствии она многократно воспроизводилась в светской культуре, особенно в идеологиях, сконструированных по образцу теологий. Например, поэма Маяковского "Хорошо!" своим заглавием и рефреном последней части сознательно или бессознательно использует ту же библейскую формулу: революция как сотворение нового мира, который "удался", вышел на славу по слову и делу основоположников – теоретиков (Маркса-Энгельса) и практиков (Ленина-Сталина) – и теперь подлежит оценке и удостоверению самого поэта как "третьей ипостаси" этого "коммунного" божества:

Я
земной шар
чуть не весь
обошел, –
и жизнь
хороша,
и жить
хорошо.
А в нашей буче,
боевой, кипучей, – и того лучше.

"Хорошо" и "лучше" здесь звучат гимнически, ибо поэт сочиняет слова для новой "литургии" во славу революции как творения нового мира. Главное в этой заключительной части – хозяйски-горделивый взгляд поэта: он сверяет окружающий мир с "заветами" – и удостоверяет: "хорошо!" "В газету глаза: молодцы – вЕнцы!" "Полки идут у меня на виду". "Надо мною небо. Синий шелк! Никогда не было так хорошо!" Слово Маркса – дело Ленина – и, наконец, свидетельство самого Маяковского, как очевидца воплощенного слова.

_________________________________

1. Интерпретация начала Книги Бытия как свидетельства об индетерминизме творения была мне подсказана в устной беседе профессором Ароном Каценелинбойгеном, за что я выражаю ему глубокую благодарность. Эта мысль развивается в его последней книге о религии и индетерминизме. – Примечание декабря 2001.

2. Пятикнижие и Гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием "Сончино". Комментарий составил д-р Й. Герц, главный раввин Британской империи. М., Мосты культуры, 2001; Иерусалим, Гешарим, 5761, с. 9.

3. Д. В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево, тт. 1-3. Изд. 2-е, исправленное и дополн. М., "Теревинф", 2001, с. 42.

4. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Беседы на Книгу Бытия. т.1. М., Издат. отдел Московского Патриархата, 1993, с.17.

Поскольку увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ; то утверждаю, что в каждом из существ должно быть усматриваемо совершенство добра. Ибо присовокупление слова: зело , усиливая значение, ясно показывает, что нет никакого недостатка в совершенстве. Как в целом роде животных, хотя можно видеть между ними тьмочисленные различия пород, однако же утверждаем о каждой породе, что соответствует она общему одобрительному о существах приговору, а именно, что они равно добра зло; потому что одобрение относится не к видимому: будут ли это многоножка, земная лягушка, животные родящиеся от гниения нечистот, и они добра зело. Поскольку Божественное око взирает не на внешний вид сотворенного, то не по доброцветности, не по благообразию определяется доброта, но потому что каждое существо, каково оно ни есть, имеет в себе совершенное естество.

…Так и стихии, хотя иначе относятся одна к другой, но каждая сама по себе добра зело, потому что каждая сама по себе, по особенному для нее закону, исполнена добра. Земля есть добро; потому что не имеет нужды в гибели воздуха, чтобы ей быть землею, но пребывает с собственными своими качествами, соблюдая себя естественною, от Бога вложенною в нее, силою. Добро и воздух; для продолжения своего бытия не требует он, чтобы не было земли; но довольствуется теми силами, какие в нем по естеству. Так и вода – хороша, и огонь – хорош, потому что и вода и огонь имеют полноту по собственным своим качествам, и силою Божией воли в особых для них мерах первоначального бытия пребывают постоянно. Земля , сказано, пребывает во веки (Еккл. 1,4) , не умаляясь и не прибывая. Воздух сохраняется в особых для него пределах; огонь не убывает.

О шестодневе, слово защитительное брату Петру.

Свт. Иоанн Златоуст

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Кто может достойно восхвалить точность божественного Писания? Вот оно и здесь словами: «и виде Бог вся, елика сотвори» , заграждает уста всем, кто только впоследствии решился бы противоречить. «И виде , – говорит, – «Бог вся, елика сотвори: и се добра зело. И бысть вечер, и бысть утро, день шестый» . Как о каждой из созидаемых вещей (Писание) говорило: «и виде, Бог, яко добро» , так и теперь, когда совершилось все и окончены дела шестого дня, когда уже создан и тот, кто долженствовал пользоваться всеми тварями, говорит оно: «и виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело» . Смотри, как оно, обняв все твари в одном этом слове: «вся» , каждой из них сообщает похвалу. Даже не удовольствовалось словом «вся» , но прибавило: «елика сотвори» ; да и здесь еще не остановилось, но говорит: «и се добра» , и: «зело добра» , то есть, совершенно хорошо. Итак, когда Господь, приведший из небытия в бытие, назвал свои создания добрыми, то кто дерзнет, хотя бы преисполнен был безумного самомнения, раскрыть уста и противоречить сказанному Богом? Так как в видимой природе создан не только свет, но и тьма, противоположная свету, не только день, но и ночь, противоположная дню, а между произрастаниями земли не только полезные травы, но и вредные, и деревья не только плодоносные, но и бесплодные, и животные не только кроткие, но и дикие и лютые, и между (животными), порожденными водою, не только рыбы, но и киты и другие морские звери, и на земле не только обитаемые места, но и необитаемые, не только ровные поля, но горы и дебри, и между птицами не только ручные и годные нам в пищу, но хищные и нечистая, наприм. ястребы и коршуны и многие другие подобные, также между происшедшими из земли животными не только кроткие, но змеи, ехидны, драконы, львы и рыси, да и в воздухе не только ветры и дожди полезные, но град и снег, и вообще, если подробно рассмотреть все, в каждом роде тварей найдешь не только полезное нам, но и кажущееся вредным, – то, чтобы впоследствии никто, смотря на творения Божий, не смог осуждать их и говорить: зачем то? на что это? или: это хорошо сделано, а это не хорошо, – св. Писание, заграждая, так сказать, уста всем, дерзающим судить неблагонамеренно, по создании всего в шестой день говорит: «и виде Бог вся, елика сотвори: се добра зело» . Что может сравниться с таким удостоверением, когда сам Творец всего объявляет и говорит, что все созданное хорошо, весьма хорошо? Поэтому когда увидишь, что кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет противоречить божественному Писанию, устранись от него, как от безумного, или лучше сказать – не устранись, но, сожалея о его невежестве, приведи то, что говорит божественное Писание, и скажи, что «виде Бог вся, елика сотвори, и рече: се добра зело» ; может быть, ты успеешь сдержать необузданный язык его.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 10.

Это также дело снисхождения человеколюбивого Бога. Всесильная десница Его и беспредельная премудрость не затруднилась бы создать все и в один день. И что говорю - в один день? Даже в одно мгновение. Но так как Он создал все сущее не для Своей пользы, ибо не нуждается ни в чем, будучи вседоволен, - напротив, создал все по человеколюбию и благости Своей, - то и творит по частям, и преподает нам устами блаженного пророка ясное учение о творимом, чтобы мы, обстоятельно узнав о том, не подпадали тем, которые увлекаются человеческими умствованиями.

Гомилии на Книгу Бытия.

Свт. Григорий Богослов

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Бог, восхотевший устроить сей мир, который состоит из видимого и невидимого и служит великим и дивным проповедником Его величия, сей Бог для существ присносущих Сам есть Свет, а не иной кто (ибо нужен ли свет вторичный для тех, которые имеют Свет высочайший?)… Великому Свету прилично было начать мироздание сотворением света, которым уничтожает Он тьму и бывшие дотоле нестроение и беспорядок. И, как я думаю, в начале Бог сотворил не этот органический и солнечный свет, а другой, не заключенный в теле и в солнце и который позднее уже был дарован солнцу для освещения всей вселенной.

Для остальных творений Бог прежде создал вещество, а впоследствии облек его в форму, дав каждому существу устройство частей, очертание и величину. Но здесь, чтобы соделать еще большее чудо, Он сотворил форму прежде вещества (ибо форма солнца – свет), а потом уже присовокупил вещество, создав око дня, то есть солнце. Посему к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее, до дня седьмого, приносящего покой от дел. И этими днями разделяется все сотворенное, приводимое в устройство по неизреченным законам, а не мгновенно производимое всемогущим Словом, для Которого помыслить или изречь значит уже совершить дело. Если же последним явился в мир человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то это нисколько не удивительно – ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех созданий.

На неделю новую.

Свт. Амвросий Медиоланский

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Кто не способен сразу постигнуть это благо, кто медлителен либо вообще в разумении, либо в понимании веры, хотя бы и напрягал силу быстрого ума и остроту разума для познания, - тот постигнет это высшее и вечное благо, если обратится к рассмотрению творений Божиих и через то благое, что сотворено, узрит Творца стольких дел, ибо все это хорошо весьма , как сказал Господь. Порядок вещей, стройность, красота! Есть ли человек - как бы тугодумен он ни был, - которого все это не побудило бы любить Творца? Если мы любим родителей, нас породивших, то сколь сильнее должны мы любить Творца и Создателя наших родителей! Итак, зиждительная мощь Бога, хотя и невидимая, проявляется в Его делах: создания говорят о своем Творце, дабы неразумеющий понял.

О бегстве от мира.

Свт. Димитрий Ростовский

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

В шестой, соответствующий нашей пятнице, Он создал зверей, скотов и гадов земных по роду их; после же всех тварей создал Адама и Еву и ввел их в рай.

Келейный летописец.

Свт. Филарет (Дроздов)

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

По совершении всего творения следует всеобщее одобрение тварей, произнесенное с большею силою, нежели прежде. И воззрел Бог на все, что ни создал : знает Он твари во всех, даже малейших частях, в сокровеннейших свойствах, в отдаленнейших действиях и следствиях, во всех отношениях и всецелом составе: и вот все хорошо весьма . Каждая тварь в особенности хороша , но в целом хороша весьма . Каждый день творения вносил в твари новое благо, но день сотворения человека возвысил благо всего мира.

…(Период 6 в истории Церкви) Наконец, и процветавшая некогда, но потом на время оставленная воссозидающею рукою земля Израилева покажет в себе миру жизнь из мертвых (Рим. 11:15) . Когда же таинственное тело последнего Адама (1 Кор. 15:45) , которое ныне, Им самим будучи слагаемо и составляемо, чрез взаимное сцепление членов, соответственным действием каждого из них, возрастает в своем составе (Еф. 4:15 , ), созиждется совершенно и окончательно, тогда, воздвигнутое своею Главою, проникнутое Духом Святым, торжественно явит оно во всех своих членах единый образ Божий, и наступит великая Суббота Бога и человеков.

…(Период 6 в жизни человека) Благодать и на мертвой прежде земле ветхого, чувственного, внешнего человека час от часа более полагает напечатлений истинной жизни внутренней. И земные помыслы получают вышнее направление, и страсти проницаются Божественною любовью, и рабский страх очищается духом сыновней Богу покорности. Таким образом весь человек воссозидается во Образ Сына Божия, и тогда совершенно в него вселяется, в нем живет, в нем владычествует, в нем покоится, его освящает Святый и во святых почивающий.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Максим Исповедник

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Шестой день, согласно Писанию, доводит до конца [творение] сущих, подчиняющихся естеству; седьмой - ограничивает движение, свойственное времени; восьмой - обнаруживает способ устроения того, что выше природы и времени.

Кто проводит шестой день только согласно закону, тот избегает господства страстей, деятельно угнетающих душу, и бесстрастно переходит море, [направляясь] в пустыню, - такой человек празднует субботу одним бездействием страстей. Тот же, кто переходит через Иордан, покидая и само состояние простой бездеятельности страстей, становится наследником добродетелей.

Тот, кто проводит шестой день по-евангельски, прежде умертвив первые движения греха, достигает посредством добродетелей состояния бесстрастия, лишенного всякой порочности; он справляет субботу в своем уме, [сохраняя] и само воображение чистым от страстей. Тот же, кто переправляется через Иордан, переносится в область ведения, в которой ум, таинственно созидаемый миром, как храм, становится в Духе жилищем Бога.

Кто подобающими делами и [добрыми] помыслами божественно свершает в себе шестой день и успешно исполняет, с помощью Божией, деяния свои, тот мыслью преодолевает всякое бытие, подвластное времени и естеству, и достигает таинственного созерцания вечных веков; совершенно покинув сущие [вещие] и переступив через них, он празднует субботу в уме неведомым образом. А кто удостаивается восьмого дня, тот восстал из мертвых (я имею в виду восстание из всего того, что после Бога, - из чувственных и умопостигаемых [существ], из слов и мыслей): он вкушает блаженную жизнь Божию, которая подлинно есть и называется единственной истинной Жизнью, поскольку и сам становится богом благодаря обожению.

Шестой день есть совершенное исполнение добродетельных деяний, соответствующих естеству [человеческому]; седьмой день - завершение и прекращение всех естественных помыслов у тех, кто предается созерцанию неизреченного ведения; восьмой - переход к обожению достойных [этого]. Пожалуй, Господь никогда более таинственно не являл седьмой и восьмой дни, чем тогда, когда Он назвал их днем и часом свершения, то есть часом, описующим тайны и логосы всего. Ни одна из небесных и земных Сил не смогла бы познать эти дни до того, как изведала их на опыте, если бы не блаженное Божество, создавшее их.

Шестой день обнаруживает логос бытия сущих; седьмой указывает на образ благобытия их; а восьмой намекает на неизреченное таинство вечного благобытия этих сущих.

Зная, что шестой день является символом практического делания, мы исполним в этот день весь долг добродетельных деяний, словно относительно нас было сказано: И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело .

Главы о богословии.

Блж. Августин

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Поистине, нельзя обойти молчанием и эти слова: В самом деле, когда речь шла об отдельных [творениях], говорилось лишь: И увидел Бог, что это хорошо ; когда же речь зашла обо всем [творении], мало было сказать просто хорошо , но следовало добавить: хорошо весьма. Ибо если отдельные творения Божии по внимательном рассмотрении отличаются, каждое в своем роде, похвальной соразмерностью, стройностью и упорядоченностью, то насколько более все это верно в отношении всех творений вместе, то есть в отношении вселенной, которую наполняют отдельные творения, собранные воедино? Ведь красота, присущая частям, гораздо более заслуживает похвалы в целом, нежели в частях.

О Книге Бытия против манихеев.

Почему не будет несообразностью сказать, что даже тело сотворено по подобию Божию , - это легко поймет всякий, кто вникнет в эти слова: И увидел Бог все, что Он создал; и вот, хорошо весьма. Ибо никто не сомневается в том, что Он Сам и есть высшее благо. В самом деле, вещи могут быть подобными Богу различным образом: одни - поскольку наделены тварной силой и мудростью, ибо в Нем пребывают нетварная сила и мудрость; другие - поскольку обладают жизнью, ибо Он обладает жизнью прежде всего и в высшей степени; третьи - поскольку существуют, ибо Он существует прежде всего и в высшей степени. И потому те творения, которые просто существуют, не обладая ни жизнью, ни разумением, существуют по подобию Божиему - но не совершенным, а умаленным образом: постольку, поскольку и они, в своем роде, являются благими. Бог же благ превыше всего, что от Него становится благим.

О различных вопросах.

Совершенство числа «шесть» Священное Писание являет нам более всего тем, что Бог шесть дней делал Свое дело и на шестой день был сотворен человек по образу Божиему. И Сын Божий пришел в шестой век человеческого рода и стал Сыном Человеческим, чтобы преобразить нас в образ Божий. Это тот век, в котором мы живем ныне, считать ли время по тысяче лет на каждый век или по памятным и выдающимся людям, о которых повествует Священное Писание. Так, первый век длится от Адама до Ноя, второй - до Авраама, [далее, как сообщает евангелист Матфей], от Авраама до Давида, от Давида до Вавилонского пленения и оттуда - до рождения Девы. Эти три века в соединении с первыми двумя составляют пять. Шестой век начат рождением Господа и длится до сих пор, вплоть до сокрытого конца времени.

О Троице.

Лопухин А.П.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Заключительная формула божественного одобрения всего дела творения существенно разнится по степени своей силы от всех остальных, ей предшествовавших: если раньше, по сотворении различных видов растений и животных, Творец находил, что создание их удовлетворяло его и было «хорошо» (4, 8, 10, 12, 18, 21, 25 ст.); то теперь, окидывая одним общим взором всю картину уже законченного творения и видя его полную гармонию и целесообразность, Творец, как говорит Псалмопевец, возвеселился о своем творении (Пс 103.31) и нашел, что оно, рассматриваемое в целом, «хорошо весьма», т. е. вполне отвечает предвечным планам божественного домостроительства о создании мира и человека.

«день шестой…» Этот день был последним актом космогонического видения заключением всего творческого шестоднева. Глубоко историческая древность библейской космогонии подтверждается довольно согласными следами ее, сохранившимися в языке древности (argumentum ex consensu gentium).

В ряду их особенное значение и ценность имеют древнейшие предания халдеев, обитателей Ура Халдейского, откуда впоследствии вышел и сам Авраам, родоначальник еврейского народа. Эти традиции халдеев имеются у нас в отрывочных записях халдейского жреца Бероза (в III в. до Рождества Христова) и, что еще гораздо ценнее, в недавно открытых клинообразных табличках т. н. «халдейского генезиса» (в 1870 г. английским ученым Георгом Смитом). В последнем мы имеем поразительную по своей близости (хотя и проникнутую политеизмом) параллель к библейской истории творения: здесь то же, как и в Библии, деление на шесть последовательных актов, из которых каждому посвящается своя особая таблица, приблизительно то же содержание каждой из этих таблиц, как и в истории каждого из библейских дней, та же их общая последовательность и - что особенно любопытно - одни и те же характерные приемы, выражения и даже отдельные термины. Ввиду всего этого сравнение библейской космогонии с данными халдейского генезиса получает высокий интерес и великую апологетическую важность (подробнее об этом см. в диссертации А. Покровского: «Библейское учение о первобытной религии», с. 86-90).

В начале сотворил Бог небо и землю для творений отроков юных с фантазиями несусветными. Земля же была безвидна и пуста, как души поселившихся на ней.
И сказал Бог: "Да будет прославление гомосексуализма в метале". И стало прославление. И увидел Бог, что это хорошо, и отделил его от гетеро мерзопакостных, ибо не по металу это. И был трэш, и была любовь голубее неба: одно целое.

И сказал Бог: да будут даны тварям созданным волосы длинные и шелковые, да чтоб по подобию моему - ибо был у Бога сын, но это уже другая история. И назвал Он существ этих металлистами. И стало так.

И сказал Бог: "Да будет каждому отроку дан свой вкус извращенный, да создам Я для каждого из них тварей двух совокупляющихся, прелюбодействующих для услады глаз Моих". И соединил Бог любовью греховной каждую пару. И увидел Он, что это хорошо.

И сотворил Бог сад красоты неписанной для каждой пары, где каждый совокупляться по желанию Его мог. Тогда решил Он поселить в одном из садов с бутылками и плетями существо, человеком названное, если его вообще можно назвать человеком. И сотворил из фекалий глины человека. И настолько понравилось Ему подобие Свое, что наделил Он тварь эту волосами белокурыми, да очами голубыми под ориентацию его. И сказал Бог: "Живи и ублажай себя на земле этой, покуда я слежу за тобой и даю наставления". И стал Бог следить за ним и давать наставления.

Да начало вдруг роптать на Бога существо оху... наглое и блондинистое: "Почему другим тварям есть пара, а мне бананами да бутылками ублажать себя приходится?".
И увидел Он, что права тварь, как бы прискорбно это ни было. И решил Он, что воссоздаст из плоти его тварь другую, служащую для утех греховных, и заодно обоим имена даст. И дал Бог имя человеку - Джеймс. И стало так.

Опечалился Джеймс, покуда бананы в саду кончаться начали, да начал вновь роптать на Бога. И сказал ему Бог в ответ: "не для того тебе проход задний дан, покуда должен ты доминировать над тварью всякой. Ложись и спи, пока не посмею Я разбудить тебя". И заснул Джеймс, ибо захворал душевно.

И пробудилось ночное небо, и сгустилась пыль в облаках. И взглянул Бог на человека спящего, да решать стал, как пару ему создавать. И решил Он отрезать часть плоти его, органом детородным названным, покуда не нужен он был ему, да и размером обладал приличным. И слепил Бог из части этой тварь посимпатичнее и понаглее, да переборщил случайно с долькой чертовщины, дав ему волосы огненные и глаза дикие.

Проснулся Джеймс утром ранним от взгляда пристального, решив, что Бог по наставлению Своему разбудить его возжелал. Но увидел человек над собой лишь существо, на него похожее и с глазами наглыми. И затрепетала плоть внизу, и подняла голову свою к солнцу. И почувствовал Джеймс жжение странное, приняв его за волшебство тяги физической. Да не прав был он, покуда заметил наконец плоть неполную и огорчился.

И сказало ему существо с мехом на голове огненным: "Нужно узнать, для чего мы здесь". И согласился Джеймс с ним, покуда решил, что плоть его трепещет лишь от взгляда дикого, посему не надо перечить плоду желания. И заинтересовались оба наставлением Божьим, да начали роптать: "Подай знак, Боже, для чего мы здесь?".

И не услышали они наставлений Божьих, а лишь очам их открылся вид на сгущение облаков белоснежных. И подан им был знак в виде облака, формой на плоть ниже пояса смахивающий. И поняли существа свое наставление.

Возрадовался Джеймс, покуда хотелось ему до боли утешить свой пыл физический. По велению Божьему имя дал паре своей - Дэйв. Да не по нраву пришлась существу рыжему мысль эта, да решил он бежать, пока ноги его, для греха созданные, несли его по земле райской.
Устал он, да остановился около кустов зеленых и озера прозрачного. И посмотрелся Дэйв в воды чистые, и увидел отражение свое, и понял, что и сам бы себя возжелал. И увидел он, что все не так плохо, но для воли ограниченной существа белокурого и хамского прикрыть себя надобно. И сорвал Дэйв с куста листов размеров разных, но огорчился, покуда плоти его и травинки с земли хватило.

И заметило существо, что будто бы оно Дьяволом создано, и поняло, что нравится ему сие.

Обернулся Дэйв и увидел Джеймса, который взглядом диким его раздевал (травинка ниже пояса мало что прикрыла). Да вновь не по нраву пришлась рыжему мысль эта, да решил он к Богу за помощью обратиться. Да сказал ему Бог: "Не для роптаний на предназначение свое ты создан, а для ублажений человека вперед тебя родившегося".
И продолжил Дэйв роптать: "Ведь я лучше его, за что так со мной? Он даже не знает, для каких отверстий в плоти нашей фрукты райские созданы". Но замолчал Бог и больше не подавал голоса, ибо решил так по-своему.

И понял Бог для себя, что с упрямством и сопротивлением твари рыжей даже веселее получается. И увидел Он, что это хорошо.

Поникнул Дэйв головой, не желая с участью своей мириться: "Тварь ли я Дьвольская, раз не могу возжелать живущего со мной?". И решил вдруг Джеймс исправить сие, и подошел к существу рыжему сзади, ласками греховными его завлекая.

И овладел Дэйвом черт, и трепыхнулось в нем желание греховное, и отдался он твари белокурой, пока тряслось под утехами их дерево с плодами зрелыми, да звуки громкие наполняли сад райский.

Проснулся Дэйв и ощутил боль в проходе заднем, будто карали его всю ночь трезубцем. И увидел он Джеймса довольного, и на душе вдруг теплее стало. И поняли оба, что это хорошо.

И обратились твари к Богу своему: "Как же плодиться нам, раз женщин тут нет?". И разозлился Бог на них, покуда слова такого не знал дьявольского и знать не хотел. И понял Он, что создал тварей несусветных, иного греха желающих. И увидел Он, что это плохо.

И сказал Бог: "Горите пламенем за тягу мерзкую, гетеросексуальности возжелавшие. Не служить вам саду райскому и металу Мной данным, покуда не видано еще, чтоб такие как вы иного хотели".
И начала пара роптать: "Не нужно нам утех иных, а лишь размножения надобно".

Но не послушал Бог их и решил, что в саду достаточно фекалий глины для создания других тварей, ибо все они сделаны либо из сего, либо из плоти обрезанной, как и музыка их. И было так, и не дано другого.

И погнал Бог из рая тварей инакомыслящих и греха возжелавших. И огорчился Он, покуда тяжко без существ наглых стало.

Убежали оба из рая вон, да начали совокупляться и с фруктами экспериментировать, покуда плоть странностей желала.

И переосмыслил Бог все, и взглянул на них, решив оставить наедине. И добавил Бог себе веселья, создав из материала того самого существ поболее: черта низкого и черта кудрявого. И отправил Он их к тварям своим, чтоб сие смотрелось веселее.

И увидел Он, что это хорошо.