И сущим во гробе живот даровав. Молитва о замужестве на Пасху Христову

(Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым.)

Воскресе – воскрес, ожил; поправ – победив; сущим во гробех – находящимся в гробах, умершим людям;живот даровав – жизнь дав.

Кондак праздника Пасхи

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.

(Хотя и во гроб Ты, Бессмертный, сошел, но адову силу Ты разрушил и воскрес, как победитель, Христос Бог, возвестив женам-мироносицам: радуйтесь! И Твоим апостолам даруя мир, согрешившим же подавая воскресение!)

Песнопения праздника Пасхи

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия; ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

(Ангел восклицал Благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! И опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых; люди, веселитесь!

Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня; торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного.)

Двунадесятые праздники

Затем следуют великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:

Тропарь праздника

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней; из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

(Рождение Твое, Богородица Дева, принесло радость всей вселенной, потому что из тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; разрушив проклятие, Он дал благословение и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь.)

Тропарь – главная краткая молитва в честь праздника; Богородица – Родившая Бога; даровал – дал.

2. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 21 ноября (4 декабря н.ст.). День этот в песнопениях церковных называется предвестием Божия благоволения к людям. С этого праздника начинают петь в церкви во время утрени «Христос рождается».

Тропарь праздника

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание; в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение!



(Сегодня предвестие благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей громко воскликнем: «Радуйся, исполнение промышления о нас Создателя!»)

Благоволение – милость; Зиждитель – Создатель.

3. БЛАГОВЕЩЕНИЕ , т.е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия, – 25 марта (7 апреля н.ст.).

Тропарь праздника

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

(Сегодня начало нашего спасения и открытие тайны, предназначенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»)

Благовещение – добрая, радостная весть; днесь – сегодня; главизна – начало.

Тропарь праздника

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети, с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

(Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило мир светом познания (т.е. познания истинного Бога); через него (т.е. Рождество) поклонявшиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе!)



Звездам служащии – волхвы, т.е. мудрецы, которые изучали звезды и поклонялись им; Тебе ведети – Тебя знать; Солнцем правды и Востоком с высоты называется Иисус Христос, просветивший людей Своим учением.

Кондак праздника

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

(Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют; потому что для нас родился Младенец, Который есть вечный Бог.)

Кондак – краткая песнь, содержащая историю праздничного события; Пресущественнаго – Существующего прежде всех веков, т.е. всегда; вертеп – пещера; с пастырьми – с пастухами; славословят – поют, славят Бога; Отроча младо – младенец.

Тропарь праздника

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение!

(Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды – Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение!)

Старче праведный праведный Симеон Богоприимец, т.е. принявший на свои руки Бога Спасителя.

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещен, слава Тебе!

(Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы, ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность этого слова (т.е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог и просветивший мир, слава Тебе!)

Извествоваше словесе утверждение – подтверждал истинность этого слова; явлейся – явившийся; мир просвещей – мир просветивший.

Тропарь праздника

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы. Светодавче, слава Тебе!

(Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли ее видеть. Пусть и для нас грешных воссияет Твой вечный свет по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!)

Якоже можаху – насколько они могли видеть (Божественную славу Христа); присносущный – всегда существующий, вечный; молитвами Богородицы – по молитвам Богородицы; Светодавче – Податель света.

Кондак праздника

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твой славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

(Христе Боже, Ты преобразился на горе, и ученики Твои видели, насколько им позволяли их человеческие силы, славу Твою, чтобы они поняли, что Ты страдаешь добровольно, когда увидят Тебя распинаемым, а всему бы миру проповедовали, что Ты воистину есть сияние Твоего Отца Небесного.)

8. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ) – в последнее воскресенье перед Пасхой .

Тропарь праздника

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!

(Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям (еврейским), нося знаки победы (жизни над смертью), восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне!)

Общее воскресение уверяя – удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых; прежде Твоея страсти – прежде Своих страданий; воздвигл еси – Ты воскресил; темже – поэтому; яко отроцы – подобно детям. Дети, наравне со взрослыми, встречали Христа с древесными ветвями и прославляли Его. Победы знамения носяще – нося знаки победы. Здесь под знамением, или знаками, победы Иисуса Христа над смертью, разумеются ветви древес, с которыми мы стоим в храме. Вопием – восклицаем; благословен Грядый во имя Господне – достоин прославления Идущий во славу Господа .

9. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ – в сороковой день после Пасхи .

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского КИРИЛЛА

всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской Митрополии

"И друг друга обымем, рцем: братие,

и ненавидящим нас простим вся Воскресением»

(Стихира Пасхи)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

С трепетом мироносиц и ликованием Апостолов и мы, достигшие поприщем Великого Поста до света сей всепраздничной и спасительной ночи, видим пустой гроб и благовестника Ангела, возвещающего величайшую радость, что ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сегодня мы празднуем умерщвление смерти и совершенное погубление грехов, торжество любви и надежды и победу над адом. В этом году мы как никогда часто будем слышать это слово - победа. В год 70-летия великой победы нашего народа над чумой фашизма мы будем вспоминать о подвигах наших отцов и дедов, выстоявших и победивших, потому что с ними была правда. Мы вспоминаем ветеранов и благодарим их, потому что они рисковали не только телом, но и самой душой. Любая война это огромный риск для души, это неизбежный урон для её мира. Но люди, чья любовь к ближним больше, чем тяга к телесному и душевному комфорту, даже са́мые души свои подвергают беспощадным ударам зла. Не правы те, кто романтизирует войну. Любое убийство есть противление замыслу Творца. Тем тягостнее необходимость прибегать к этому средству для предотвращения бо́льшего зла. И тем глубже должна быть наша благодарность тем людям, которые души свои полагают за ближних и благодаря которым мы в мирной стране собираемся под сводами храмов, оглашаемых пасхальными песнопениями. Неслучайно день окончания самой страшной и кровопролитной войны в истории человечества пришёлся именно на пасхальное время.

Поэтому в нынешнем году мы, в свете величайшей победы Воскресшего Христа, должны особенно размыслить над тем, что́ есть победа для христианина. «Победу имея, Христе, юже на ада, на Крест возшел еси: да во тьме смерти седящия воскресиши с Собою», - поём мы в одной из воскресных стихир. Христова победа - это торжество Креста и любви, а не смертельного оружия и разрушительной мощи.

В Воскресении Христовом поражает то обстоятельство, что само́ это величайшее событие совершается без всякого зрителя, в полном неведении человечества о том моменте, когда ад сокрушается настолько безнадежно, что не в силах более удерживать в себе мертвецов. «Не чувствоваша, когда воскресл еси, стрегущии Тя воини» - говорит воскресное песнопение. В воскресении Христовом человечество было безучастно даже в качестве созерцателя. Во время Гефсиманских страданий Господь просит простого человеческого внимания и сострадания у ближайших своих друзей. Но не находит поддержки даже у тех, кто более всего был к Нему приближен. Пётр показывает равнодушие к Гефсиманским слеза́м Спасителя, а потом и вовсе предаёт Его, но не только за себя одного, а и от всех нас. Каждый из нас не дал Своему Богу ни достаточно своего времени, ни слов общения в молитве, не показал достаточного интереса к Его словам в Евангелии, и уж точно к полному следованию Его просьбам и повелениям. Воскресение это бесконечно великий дар Творца бесконечно неблагодарному человеку. И совершается он тогда, когда мы ещё бываем врагами Богу, противниками Его заповедей и не исцелившимися от губительных пороков. Христос не ставит условий для Своей любви и не найдя ни в ком полного понимания, Сам, один, с болью и отчаянием всего человечества идёт туда, где Его ненавидят, но где Его более всего ждут - в самое страшное место ужаса и страданий - в ад. Он делится с нами Своей победой и Своей любовью - безусловной и безоговорочной - ещё до того, как мы даже успели о ней узнать. Так продолжается и до сих пор. И сейчас Господь изливает ликование Пасхи на всех людей - и потрудившихся в духовном подвиге и не трудившихся вовсе, и на постившихся и на невоздержанных. Христова победа не умерщвляет грешников, а дарует им святость, не уничтожает Его прежних врагов, а делает их друзьями, подобно тому, как Воскресший Господь не испепеляет гонителя Савла, а преобразует любовью в первоверховного Апостола Павла.

Святитель Филарет Московскийговорит: «Любите враги ваша и благотворите! Мудрость мира находит здесь затруднение, представляя такую любовь не естественною; ибо она должна основываться на представлении видимых или воображаемых совершенств своего предмета: но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно, мы не можем любить зла, да и кто сего требует? Чувствуйте всё омерзение к порокам, какое они заслуживают, - сего не запрещают, но ещё требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив оные, вы ещё найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага, - разве менее противно природе ненавидеть человека?».

Ни одна действительно великая победа человека не может совершиться ненавистью. Сила духа состоит не в особой непримиримости и злости к врагам, а в любви к своему Отечеству, к своей земле и семье, а самое главное к Богу, даровавшему нам всё это.

Пасхальную радость, живущую непрестанно в христианском сердце, враг рода человеческого хочет вытравить и заменить гордостью и воинственностью. И вот уже брат идёт на брата, красивыми словами и призывами оправдывая злобу и ненависть. Святая страстотерпица Великая Княжна Ольга Николаевна кровью засвидетельствовала истинность своих слов о том, что «не зло победит зло, а только любовь». Мы все сейчас переживаем очень опасный искусительный период, когда желающих воевать за правду найти проще, чем живущих по правде.

«Не всякому слову противься, не всякому и следуй; но знай, какому и когда противиться или следовать. Более будь привязан к Богу, чем стой за учение о Боге. Всякое слово можно оспаривать словом; но жизнь чем оспоришь?» - говорит святитель Григорий Богослов. Человек призван не воевать и убивать, а жить и созидать, поскольку праведно жить сложнее. Пусть же Воскресший Христос в сегодняшний Пасхальный праздник дарует нам благодать победы в прощении, победу над злопамятством и непримиримостью, над своей гордостью и самостью. Пусть победа Его правды и любви будет всегда с нами, потому что в Церкви Христос посреди нас, Христос жив, ибо

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИННУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

г.Екатеринбург

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Русский перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть победил и тем, кто в гробах (умершим), жизнь подарил.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! И Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Русский перевод: Хотя Ты и сошел во гроб (могилу), Бессмертный, но победил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!" и Твоим Апостолам мир подарил, Ты, дающий всем воскресение.

Стихира

Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Русский перевод: Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить.

История праздника

Пасха - Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название «Праздников праздник» и «Торжество из торжеств». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей («неделя» - воскресенье, название дня недели) Святой, Светлым Христовым Воскресением.

Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхою. Он получил свое название от ветхозаветной «еврейской пасхи - Пе́сах». Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова после исхода израильтян из Египта под руководством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление».


Бегство из Египта. Еврейский народ проходит по дну моря,
которое чудесным образом расступилось по молитве пророка Моисея.

Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это - праздник победы над смертью.

Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. И только в V веке было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова. Он празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название «Великий день».

Предшествует Пасхе Великий пост - время усиленной молитвы, который продолжается 7 недель - 49 дней. Неделя перед Пасхой называется Великой, или Страстной.

Великий Четверг (Страстной или Чистый четверг) - пасхальная трапеза Христа с учениками. Страстная Пятница - напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота - день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха - воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, совершил много чудес, исцелял и воскрешал людей.

Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди них было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил предать Христа и отдать Его в руки этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом - высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над Ним издевались, избивали Его, но Он терпел.

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. Это день особой молитвы.

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил - воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы по обычаям народа помазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели яркий свет и Ангела, который сказал им о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила учеников Христа и всех людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое время подготовки к Празднику - раскрашивание и роспись яиц, приготовление пасок, выпечка пасхальных куличей, запах от которых наполняет весь дом.

В ночь Воскресения Христова проходит праздничное Богослужение (Пасхальная Служба Божия). Задолго до полуночи верующие приходят в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества.

Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.

Священнослужители с крестами, свечами и благовониями исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим очень рано утром ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (Русский перевод: Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить )..

Крестный ход в Симонове монастыре

В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный звон колоколов. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, у закрытых дверей храма, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Русский перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть победил и тем, кто в гробах (умершим), жизнь подарил ). Эта песня три раза повторяется священнослужителями, хором и всем народом.

Затем священник возглашает стихи древнего пророчества святого Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а все люди в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Наконец священник, держа в руках крест с трехсвечником, осеняет затворенные двери храма…

…двери отверзаются, и ликующий народ, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнею: «Христос воскресе из мертвых!..»

Богослужение Пасхальной службы состоит преимущественно из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным возгласами «Христос воскресе из мертвых!»

Во время пения канона священнослужители с крестом, благовониями и свечами радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе!»
В конце службы читается слово св. Иоанна Златоуста, который призывает всех разделить великую радость Воскресения Христова и начинается Божественная Литургия при открытых Царских Вратах, которые не затворяются всю Пасхальную неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл нам врата Небесного Царствия.

Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб - Артос, который в первую субботу - Светлую Субботу, раздается верующим, как пасхальное благословение.

После пасхальной Литургии совершается освящение куличей, пасох и яиц, для пасхальной трапезы верующих. По традиции в храмах освящение принесенных даров происходит в Великую Субботу после Божественной Литургии.

В следующие дни Пасхи – в Светлую Седмицу (Светлую Пасхальную неделю) после Литургии, при колокольном звоне совершают крестные ходы вокруг церкви. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Есть старая традиция: после окончания службы каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола, выражая свою радость о победе Иисуса Христа над смертью и адом.


Пасхальные песнопения поются в церкви до праздника Вознесения Господня,
который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

В нашем храме в ночь с 19 на 20 апреля 2014 года прошла ночная Пасхальная Праздничная Божественная Литургия с Крестным ходом.

Всю Великую (Страстную) Субботу покланяются Плащанице, которая выносится в центр Храма в Страстную Пятницу для всеобщего поклонения. Это шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Спасителя. Плащаницу перед началом Праздничной Пасхальной службы торжественно вносят в алтарь, что символизирует Воскресение Спасителя.


Плащаница


Богослужение перед внесением Плащаницы в Алтарь


Подготовка к Крестному ход. Возжигание свечей от Благодатного огня,
привезенного из Храма Гроба Господня из Иерусалима


Крестный ход


Праздничная Пасхальная Божественная Литургия


Перевод слепоглухим


Пасхальные подарки для детей


Освящение яиц, куличей и пасок после окончания ночной Службы


Открытые Царские врата

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

13 Мар 2019

4 марта 2019 года педагог ОПК школы-интерната № 52 для детей с нарушением слуха Н.Н.Ежова совместно с неслышашим священником Валентином Тереховым провели занятия по курсу ОПК в нашем монастыре и экскурсию по храму. Занятие и экскурсия прошли с большим интересом, дети задавали много вопросов священнику, общение проходило на жестовом языке.

13 Мар 2019

Последнее воскресенье Масленицы в народе именуется «Прощеным воскресеньем». В этот день после окончания Божественной литургии совершается специальное богослужение с Чином прощения, во время которого священники и прихожане просят прощение друг у друга перед началом Великого поста.

12 Мар 2019

Песнопение «Христос воскресе из мертвых…» - тропарь Пасхи - это своего рода «визитная карточка» праздника. Тропарем в церковной традиции называется краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Радостный гимн, возвещающий о воскресении Христа, первый раз звучит в пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей.

Закрытые двери храма обозначают «гроб затворенный» - погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя.

На рассвете первого дня после субботы (теперь этот день недели мы называем воскресеньем в память о воскресении Христа), когда жены-мироносицы подошли ко гробу, чтобы помазать благовониями тело своего Учителя и Господа, оказалось, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру погребения, отвален. Гроб пуст: в нем лишь погребальные пелены, в которые было завернуто тело Иисуса Христа. Сам же Христос воскрес!

Радостная песнь «Христос Воскресе…» многократно повторяется в церковных Богослужениях на протяжении всех сорока дней празднования Пасхи. Весть о воскресении Спасителя возвещается всем народам во всех уголках земли, и в православных церквах можно услышать пение тропаря Пасхи на разных языках.

В одной из своих проповедей святитель Лука (Войно-Ясенецкий) рассуждал о смысле тропаря Пасхи:

Что это за удивительный тропарь величайшего из праздников, столь дорогой для нас и столь непонятный для нехристиан, вызывающий даже их насмешки?

Огонь может ли быть потушен огнем? Тьма может ли просветиться тьмой? Зло может ли быть побеждено злом? Конечно, нет.

Подобное подобным не уничтожается, а только противоположным. Огонь угашается водой, тьма разгоняется светом, зло побеждается добром.

И, тем не менее, вопреки этому всеобщему закону, Христос Своею смертью попрал смерть.

Какую смерть? Духовную смерть. Ту смерть, сущность которой есть отчуждение от Христа-Бога, Который есть Любовь, Путь, Истина и Жизнь. Духовная смерть есть отвержение пути добра, любви и истины, и предпочтение ему другого пути - пути зла, ненависти и лжи.

А этот путь от диавола, врага Христова, ибо он есть отец лжи, ненависти и зла. Итак, духовная смерть от диавола.

Эту смерть попрал Христос безмерным и неиссякаемым потоком любви Божественной, излившимся с креста Голгофского. Ненависть диавола к роду человеческому побеждена любовью Божией к нему.

Итак, не нарушен всеобщий закон, по которому подобное не может быть преодолено подобным, а только противоположным, и истинно то, что Христос Своей смертью попрал смерть.

Крестом Христовым связан князь, господствующий в воздухе (Ефес. 2, 2), и возлюбившим Христа дана сила для борьбы с ним и могучая защита от него.

Не менее удивительна и вторая часть тропаря: "и сущим во гробех живот даровав".

Не только удивительна, но и Божественным светом драгоценнейшей надежды озаряет сердца наши. Если Христос воскрес, то мы воскреснем в телах наших. Ибо Он воскрес из мертвых, как первенец из умерших, положив начало всеобщему воскресению.

"Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых.

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15, 21-22).

Итак, не только духовную, но и телесную смерть упразднил Христос Своим крестом и воскресением. Но это уже всецело дело всемогущества Божия, и нам нет надобности рассуждать об этом по законам природы, ибо и они созданы Творцом всего, и Он волен действовать не по ним, а по неведомым нам законам Его Божественного ума и воли.

Приидите же, поклонимся и припадем ко Христу, избавившему нас от смерти духовной и уничтожения телесного.

Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав.

«Христос воскрес из мертвых, поправ смерть и даровав жизнь умершим».

Тропарь праздника

Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский , – означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» ()».

В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным . Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.

При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» – все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом и Воскресением Иисуса Христа.

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над , или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» – греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково.

Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними , а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

ПЕСНОПЕНИЯ СЛУЖБЫ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ПАСХИ

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию разруши.

Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.

Песнопение праздника

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное.

«Небеса, как должно торжествуйте; земля пусть радуется; веселись и весь мир видимый и невидимый; ибо восстал Христос, вечная всем радость».

Тропарь

Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных.

Стихира

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

«Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись, Сион! А Ты, Пречистая Богородица, прославляйся чрез воскресение Рожденного Тобою».

Ирмос

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

«Хотя Ты, Спаситель, и сошел во гроб, но разрушил силу адову, и воскрес, Христе Боже, как Победитель, говоря женам-мироносицам: радуйтесь! и мир даруя Твоим Апостолам, падшим подавая вокресение».

О СВЯТОЙ ПАСХЕ

Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, – восходите и вы; Христос из гроба, – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.

Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.

Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.

Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не , но успокоением и сном.

Пасха – праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову – столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь – земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА В ДЕНЬ СВЯТОЙ ПАСХИ

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение. Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет. Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения. Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит. Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержаные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися (). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? () Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.