«Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа.

Смерть, где твоё жало?
(В рассказе нет ничего выдуманного.)
Когда мне случалось сталкиваться с Зоей на территории храма, я всегда внутренне сжимался, ожидая от неё какой-нибудь очередной неприятности. Эта старушка преследовала меня с каким-то ничем не объяснимым постоянством.
Даже тогда, когда Зоя увидела меня впервые, она тут же направилась ко мне и сделала то, что потом делала едва ли не при каждой нашей с ней встрече в течение полутора лет. Завидев меня, она, хоть и не всегда, но обычно уже издали плавно меняла траекторию своего движения и начинала приближаться ко мне, намеренно ускоряя старческие шаги. Подойдя ко мне, довольно сильно толкала меня в грудь и говорила одно и тоже:

Продолжалось это достаточно долго. На улице, в храме, на службе - везде я слышал от неё эти слова.
— Ты что здесь стоишь?! Уйди отсюда.
Зоя была немного странный человек.
.
В те годы, в городе с населением 230 тыс. человек, действовал всего лишь один храм. Естественно, Великим постом на народу на соборование набиралось до нескольких сотен человек. Зоя на этом соборовании вела себя, как мне тогда думалось, несколько вызывающе и даже, можно сказать, совсем неблагоговейно по отношению к совершавшемуся Таинству.
Во время таинства соборования она около четырех или пяти раз подходила к моему духовнику, читавшему вслух записки с именами соборующихся, и громко на весь храм гневно спрашивала:
— Это что ещё такое?! Почему меня сюда не записали?
А старый, с уже изрядно побелевшей бородой, отец Фёдор показывал ей записки и не менее громко отвечал:
— Как нет, Зоя. Смотри: вот ты.
Старушка стояла и, не успокоившись этим, громко на весь храм продолжала настаивать:
— Нет. Меня здесь нету. Меня забыли написать.
Отец Фёдор продолжал громко возглашать имена тех, кто находился на Таинстве Соборования. Зоя не уходила. Наконец, о. Фёдор находил в записке имя «Зоя» и громко на весь храм говорил ей:
— Смотри, вот твоё имя. Видишь, здесь написано? — и громко возглашал, — Зоя!!!
Вредная старушка не унималась:
— Нет. Меня здесь нету.
Это повторялось несколько раз. В эту казавшуюся совершенно неуместной во время торжественной храмовой службы шумную сцену никто не вмешивался. Все семь священнослужителей помазывали народ совершенно спокойно. Никто даже и движения не сделал, чтобы усмирить неспокойную старушку. Когда же Зоя, вдоволь навозмущавшись оказанной по отношению к ней несправедливостью, возвращалась в общий соборный круг, она, как и обычно, не забывала подойти ко мне и, толкнув меня в грудь, сказать неизменное:
— Ты что здесь стоишь?! Встань в другое место.
Наконец я не выдержал, и мне пришлось уйти от неё подальше, сменив своё место в общем круге.
Потом уже в последующие встречи со мной она стала совсем немногословной, а только лишь замахивалась на меня своим старческим кулачком и говорила краткое:
— У!!!
Я без слов всё понимал и, как обычно, поспешно ретировался. Когда бы я ни встречал старенькую Зою, она неизменно вызывала во мне чувство обеспокоенности, что мне опять от неё «влетит».
Но не всё так просто в этом мире. Зоя мыла полы в храме, и ей за это платили какие-то денежки. Совершенные гроши по тем временам. Получая деньги, Зоя не складывала их в карман, но прижимала купюры к груди и, выйдя из канцелярии, ходила так по храму или по двору. Я видел, как при встрече с ней настоятель храма архимандрит Никандр грозно выговорил ей.
— Зоя! Опять ты все свои деньги раздаёшь?! Оставь себе хоть немного!
— Нет, батюшка. Не раздаю, — испуганно ответила она.
Но в итоге, как и обычно, раздавала всё до копейки в тот же день.
Иногда Зоя подходила ко мне, но если рядом со мной находилась моя супруга, то Зоя меняла свою тактику и не била меня, как она это делала по своему обыкновению, но говорила со слезами в голосе:
— Помолитесь за меня. У меня голова сильно болит.
Она говорила об этом часто, но не помню случая, чтобы я воспринял эти её слова всерьез. Зоя, которая шпыняла меня на каждом углу, где только могла меня достичь, мною всерьёз не воспринималась. Я попросту боялся её и старался всеми для меня доступными способами держаться от неё подальше.
Однажды я пришел в церковную столовую покушать. Сколько себя помню, на этом приходе в маленькой столовой огромного собора почти всегда было довольно людно. А тут захожу - и никого! Ни одной живой души. Только лишь во главе стола, на самом почётном месте, сидела… Зоя.
Увидев её, я заметно скис. Ну, думаю, сейчас мне опять достанется, да ещё и в столовой. Сразу уйти - и то не получится. Но делать было нечего: раз пришел - надо было садиться за стол.
Я подошёл к аналою, привычным движением руки взял поминальные записки. Вот тут-то со мной и произошло чудо, о котором не смогу забыть теперь уже никогда.
Неожиданно для себя я вдруг почувствовал, что мысленно поминаю каждое прочитанное мною имя не просто со вниманием, а так, как будто каждая поминаемая мною душа мне в этот момент вдруг стала роднее и ближе даже самых близких моих родственников.
«Надо же, — подумал я про себя, — никогда так не получалось молиться, как сегодня».
Вдруг как гром среди ясного неба я услышал голос Зои:
— Хорошо молишься.
«Стоп, — подумал я про себя, — а откуда она может знать, что я хорошо молюсь, когда она даже и лица-то моего не видит? Я же к ней вообще спиной стою». А она вдруг таким уверенным и спокойным тоном: «Хорошо молишься».
Внутренне я насторожился, но вида не подал. Молча подошёл к окошку раздачи, взял свой суп и сел за стол - подальше от Зои - и начал есть.
То, что произошло дальше, невозможно описать никакими разумными словами.
Зоя, очевидно, сильно юродствуя, вдруг начала скороговоркой, очень поспешно и быстро, с неподражаемо детскими интонациями говорить:
— Когда я была маленькой… Мне было только восемь лет… А у меня родственники… родственники…Так водку пили, так пили… Сильно пили. Раз так напились, что воткнули мне топор в голову и выкинули меня на улицу, на мороз, в сени подыхать. А я лежу с топором в голове. По самый обух топор в голову засадили!!! По самый обух!!! Они думали, что я умерла. А я не умерла. Я лежу в сенках и пою. Хоть и мороз на улице был, а я все равно пою. Псалмы пою, а меня никто не учил… Меня Бог научил… Лежу я и пою псалмы. А родственники-то мои, родственники, как услышали, что я пою псалмы, а ведь меня никто не учил - так ещё больше стали водку пить… А псалмам-то меня никто не учил…
Я в полном смысле слова остолбенел.
Ясно понимая всю необыкновенность происходящего и помня то, как Зоя прочитала моё внутреннее состояние как открытую книгу, когда я полминуты назад стоял у аналоя, я про себя подумал: «Ну ладно. Псалмы как поются - ей Бог открыл. Мария Египетская, к примеру, тоже неграмотная была, но всё же цитировала Святое Писание. Но чтобы восьмилетняя девочка, выброшенная на мороз (дело происходило в Сибири), с топором в голове, да ещё и «по самый обух!!!», живой осталась? Это невозможно! Уж что-что, а медицину я немного знаю. Живым при такой травме не должен бы остаться никто, тем более ребёнок». Вслух я ничего не сказал. Но только лишь подумал.
Зоя мне тоже ничего не сказала.
Но то, что она сделала, врезалось в мою память на всю оставшуюся жизнь. Она просто сняла с головы своей платок, скромно и неторопливо сложила его на своих руках кружочком, завязала концы платка руками и опять одела его на свою голову. То, что я в это время увидел, повергло меня в полный шок.
Я увидел её голову. Голова её чем-то напомнила мне своим видом разрезанное пополам яблоко, когда-то давно раздвинутое ударом топора!по самый обух!, да так и не сумевшее соединиться… Было такое чувство, что я смотрю сквозь широко раскрытые створки черепа Зои на её ничем не защищенный сверху головной мозг. Кожа от старой раны была настолько тонкой и прозрачной, что я без всякого труда ясно и отчетливо разглядел великое множество голубоватых тонких венозных сосудов. В яму, которая была наверху её головы, я мог бы спокойно вложить целиком всю свою ладонь…
Не помню, как я доел свой суп и, глубоко потрясённый случившимся, вышел из церковной столовой в полном смысле слова вне себя… В моей голове стояла весь тот день только одна-единственная мысль: «НАСКОЛЬКО ЖЕ ВСЕМОГУЩ Иисус Христос!!! Да с Таким Богом нам, православным, даже и сама смерть-то не должна быть страшна! Ты же посмотри - какое чудо!!!»
Одним словом, скучно мне в тот день точно не было. Стоило бы, наверное, и жизнь прожить, чтобы вот так вот запросто воочию увидеть самое настоящее чудо, подобных которому даже в древних житиях святых и то сряду не прочтешь. Я был под очень сильным впечатлением от увиденного и услышанного в тот день.
Когда я рассказал об этом случае своему духовнику, то убеленный сединами маститый протоиерей почему-то внимательно и продолжительно на меня посмотрел и потом с задумчивым видом сказал:
— Я исповедую Зою уже двадцать восемь лет, и она мне об этом никогда ничего не говорила. А тебе почему-то сказала. Почему?
Я молчал. Мне нечего было ему ответить.
.
Воистину непостижимы для нас, Господи, пути Твои!!!

20.04.2014 г.

Евреям 2:14:

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола…»

То, что сделал Иисус Христос, придя в этот мир, не мог совершить никто. В истории было столько великих людей, завоевателей, первооткрывателей, которые творили ее. Но то, что сделал Иисус Христос, повлияло не только на наш мир. Это повлияло на всю вечность, на каждого человека. Когда люди говорят о том, что Иисус был одним из великих людей, учителем, проповедником правды, – слишком мало сказать так о Христе. Иисус намного больше. Иисус Христос есть Помазанник. Он – Сын Всемогущего Бога. И также Он – Сын Человеческий. Но наряду с этим Он – Бог. Он – специальный посланник для нашего мира, пришедший, чтобы нечто совершить.

Что же Он совершил? Он совершил три вещи, которые открыли для нас новые горизонты. Вот что пишет апостол Павел.

1 Коринфянам 15:55-57:

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»

Это означает, что Иисус Христос разобрался с тремя вещами, с которыми никто на земле не смог бы разобраться. Он разобрался с грехом, с проклятием закона и со смертью. Это потрясающе!

«Смерть, где твое жало?» – спрашивает апостол Павел. Смерть страшна, столько людей боится смерти. Самый серьезный страх – это страх смерти. Но верующий в Иисуса Христа относится к смерти именно так: «Эй, смерть, кто ты такая?! Где твое жало?» Также многие люди живут в страхе перед адом, ожидая, что в конце жизни их ждет геенна, пламень огненный. Но отношение верующего человека к аду другое: «Ад, где твоя победа?» Иисус Христос сделал так, что ни смерть, ни ад, ни грех, ни сила греха – закон больше не имеют власти над верующим человеком.

Иисус Христос очень легко разобрался со смертью. Как? Он воскрес из мертвых! Таким образом Он показал всем людям земли: «Для Меня больше нет смерти!» Также Он дал обетование верующим людям: «Верующий в Меня не увидит смерти вовек». Он имел в виду вечную смерть, которая в Библии названа «смертью второй», – отделение от Бога, вечное мучение в аду. Иисус избавил нас от самой страшной смерти – от вечного осуждения. Но также Он сказал и о земной смерти: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанна 11:25). Ни физическая смерть, ни вечная смерть больше не страшны верующему человеку! Вот что сделал Иисус. Конечно, смерть не исчезла. Люди по-прежнему умирают. Но смерть потеряла свою силу.

«Жало же смерти – грех…» Давайте немного подробнее поговорим об этом. Что такое жало смерти? Представьте какую-нибудь живую тварь, у которой есть жало, – например, пчела, оса, скорпион или ядовитая змея. Вообще-то у змей нет жала, но есть особые железы с ядом, который они выпускают через зубы. И вот как дьявол работал через грех. В Библии написано: «Возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23). Согрешивший человек обязательно должен был понести наказание смертью. Пришел Иисус Христос и отломал это жало греха. А теперь представьте себе змею без ее ядовитого зуба – это же просто шланг! Она ничего тебе не сделает, никакого вреда не причинит. Она может выглядеть устрашающе, но ты с ней справишься, и она будет под твоими ногами.

Как же Иисусу удалось разобраться с этим смертоносным жалом греха?

Евреям 9:12:

«…и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».

Иисус предстал перед Отцом Небесным и показал Ему Свои раны и Свою кровь. Что сделала кровь Христа? Кровь Божьего Сына удовлетворила Божье правосудие. «Возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23). Таково было наказание за грех. Любой преступник, нарушивший закон, должен понести наказание. Ему будет инкриминирована определенная статья, по которой он будет осужден. Возможно, его посадят в тюрьму, и даже раскаяние и извинение не помогут ему. Слова «простите, я больше не буду» не помогут. Совершивший преступление должен ответить за это, он все равно будет наказан. Таково Божье правосудие. Человек, нарушивший закон Божий, должен был умереть за свои грехи.

Но вот что сделал Иисус Христос: возмездие за наши грехи Он взял на Себя. «Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе» (Римлянам 6:23). Умирая на Голгофе, истекая кровью, с пронзенными руками и ногами, Он пришел к Небесному Отцу и сказал: «Отец, вот Моя кровь, пролитая за этот мир». Бог принял кровь Иисуса как плату за грехи всего человечества. Это значит, что Бог простил все грехи людей – как верующих, так и неверующих. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их» (2 Коринфянам 5:19). Посмотрите, как долго могут жить люди, совершившие страшные преступления, – например, эсэсовцы, которые мучили и уничтожали людей в концлагерях во время Второй мировой войны. В телесюжете нам поакзывают, что одному из нацистских преступников уже девяносто лет. Мы возмущены: «Как только его земля носит?!» Но это делает Бог: Он не вменяет людям их преступлений, потому что весь наш мир прощен Иисусом Христом. Но есть важный момент: наш мир прощен юридически. Есть документ на прощение каждого человека, подписанный Кровью Агнца. Вы скажете: «А как же сделать так, чтобы человек был прощен фактически?» Для этого надо уверовать в Голгофу, уверовать в Кровь Сына Божьего, уверовать в Иисуса Христа. И тогда верующий навсегда становится избавленным от греха, становится праведным и святым человеком.

Евреям 10:14:

«Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».

Может быть, ты не веришь в это, считая себя грешником. Но это ты так смотришь на себя. Если ты уверовал в Иисуса Христа, то Бог видит тебя через Него и принимает тебя так же, как Праведника Иисуса. Ты становишься сыном или дочерью Живого Бога.

Итак, Иисус отломал жало смерти. «Жало же смерти – грех…» А если ты снова согрешаешь? Кровь Христа все равно действует. Написано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).

Важно исповедовать свой грех. Это в наших интересах. Никто из нас не хотел бы накапливать свои преступления и грехи. Мы хотим избавиться от них и жить с чистой совестью. Наша совесть громко кричит, поэтому мы приходим под Божью благодать – и кровь Христа очищает нас от всякого греха. Мы продолжаем ходить по этой земле в святых одеждах.

Что еще сделал Иисус? Он избавил нас не только от проклятия греха. Он также избавил нас от проклятия закона. Мы прочитали, что «сила греха – закон» (1 Кор.15:56).

Галатам 3:13:

«Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием – ибо написано: проклят всякий, висящий на древе».

Что такое проклятие закона? Когда Бог в древности дал Моисею заповеди для народа, все они были даны не для того, чтобы человек их исполнил. Никто не мог исполнить всех заповедей Божьих. Они были даны, чтобы показывать человеку его греховность, чтобы люди старались придерживаться заповедей и чтобы человечество, в конце концов, пришло к самому важному откровению: своими силами никто не может справиться с грехом. Чем отличаются все религии, существующие в мире, от христианской религии? Тем, что все они пытаются научить людей, как своими силами попасть на небеса. Но нашей силы не хватит для того, чтобы попасть на небеса! А если бы хватило, то Бог не послал бы Иисуса Христа. Именно приход Христа говорит о том, что нашей силы недостаточно, чтобы дотянуться до Бога. Но вот в чем проявилась благодать: Бог опустился к нам, Он дотянулся до нас.

Как работало проклятие закона? «Каждый, кто исполняет заповеди, будет благословен». И был приведен длинный список – перечень сфер, в которых ты будешь благословен: в городе и на поле, при входе и при выходе, благословлены житницы твои, плод чрева твоего, плод скота твоего – и так далее. Можете прочитать в Ветхом Завете обо всех благословениях закона для тех, кто исполняет его. Но также действовал и противоположный полюс благословения – проклятие. «Если ты не будешь исполнять закон и тщательно хранить его – то будешь проклят в городе и на поле, при входе и при выходе…» И далее следовал длинный список проклятий. Человечество попадало под проклятие потому, что не могло исполнить весь закон. И никогда люди не выбрались бы из-под этого проклятия, из своей невезучей жизни, из тьмы – если бы не Иисус Христос.

Что же Он сделал? Мы прочитали, что Он «искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием» (Галатам 3:13). И далее сказано: «…дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Галатам 3:14).

Иисус исполнил закон, но вместо благословения получил наше проклятие и висел на кресте – одинокий, обнаженный, оставленный, проклятый, отверженный. И даже Бог Отец отвернулся от Него. Иисус висел на кресте и взывал: «Боже Мой, Боже Мой, почему ты Меня оставил?» Вместо благословения, которое Он должен был наследовать, Он получил наше проклятие. Но благодаря Иисусу все мы – каждый человек – получили Божье благословение. Это благословение Авраама, которое предназначено каждому верующему. Иисус Христос разобрался со всяким проклятием, со всяким возмездием и наказанием для всего мира, а не только для верующих. Он сделал это и для абсолютно неверующих людей.

Но знайте, это произошло де-юре – то есть юридически есть штамп на бумаге. Есть соглашение, подписанное кровью. Есть слова Божьи. Но фактически мы становимся свободными от проклятия, когда веруем в Иисуса Христа. Всем сердцем веруем в Сына Божьего. Нелогично, когда люди не хотят идти в ад, не хотят жить в проклятии, не хотят, чтобы грех с последствиями смерти жалил их, – но в то же время они не хотят видеть причину, которая переводит их из той жизни в благословенную жизнь, не хотят принять Агнца Божьего. Они не хотят Бога, Который был послан ради них. Где логика в таком поведении людей? Они хотят хорошей жизни – но не хотят принять самую лучшую Личность во вселенной.

А ведь Божий путь прост – принять Евангелие. Иисус отправил Своих учеников по всему миру проповедовать Евангелие. Что такое Евангелие? Это Благая Весть: «Люди, ваши грехи прощены, ваши проклятия разрушены, смерть больше не властна над вами! Люди, уверуйте, что все это сделано Христом – Его смертью и воскресением. Уверуйте – и у вас будет другая жизнь, о которой написано в Слове Божьем. Уверуйте в Христа, живите Словом Божьим – и будете жить с Богом вечно!» Какое простое послание в христианстве! Никакими своими делами и заслугами ты не сможешь получить то, что Бог дает тебе даром – через веру в Иисуса Христа. Ты слышишь то, о чем говорит проповедник, и принимаешь это верой. Ты поймешь, что альтернативы просто нет. Куда бы ты ни пошел – люди нагрузят тебя такими бременами, такими законами, в которых ты закопаешься. Это путь в ад. Но Божий путь прост. «Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Исаия 35:8).

Вот что сделал Иисус Христос: Он избавил нас от греха, проклятия и вечной смерти. Он искупил нас от всего этого! Что это значит? Он заплатил за нас цену, и мы больше не принадлежим царству смерти. Мы прочитали, что Христос лишил силы имеющего державу смерти, то есть дьявола. Самого главного врага душ человеческих Он лишил силы через Свой крест и Свое воскресение. Древнего змея Иисус лишил его власти и силы. Поэтому Евангелие – Благая Весть о том, что сделал Иисус, – принадлежит всем людям этого мира. Как только люди услышат Благую Весть и уверуют в это всем сердцем – они перейдут из царства сатаны в Царство Божье и пребудут в этом Царстве вечно.

Хочешь ли ты в Царство Божье? Может быть, ты устал жить в грехах, в проклятии и рабстве. Это похоже на то освобождение, которое получают военнопленные, сидящие за колючей проволокой, когда вдруг приходит вестник и объявляет им: «Наши победили! Враг капитулировал!» Эти люди сидели без надежды, в мрачной уверенности, что никогда не увидят своих родных, что будут расстреляны. Вокруг них по периметру – множество вооруженных солдат, готовых в любую минуту выполнить приказ о расстреле. Но вестник провозглашает: «Битва выиграна! Победа одержана!» Узники поднимаются, потому что понимают: власть поменялась! Враги опускают автоматы, понимая, что оказались в проблеме. Они понимают, что любое неосторожное действие сейчас может стоить жизни им самим. Капитуляция уже подписана.

Колоссянам 2:15:

«…отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».

В современном переводе это звучит так: «Этим Он обезоружил начала и власти и выставил их перед всеми на посмешище, провел их как пленных в Своем триумфальном шествии».

Благая Весть – вот ответ для этого мира. Благая Весть, друг, – это ответ и для тебя. Тебе больше нет нужды жить в грехах, в страхе смерти, в прежних проклятиях. Прими Иисуса Христа – и ты войдешь в благословение!

Сорок вопросов о Библии Десницкий Андрей Сергеевич

«Смерть, где твое жало?»

«Смерть, где твое жало?»

Но это, конечно, не значит, что люди смирились со смертью. Да это, наверное, и невозможно. И в пророческих книгах речь то и дело заходит о чудесном времени, когда… «не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел» (Ис 65:20–22).

А может быть, случится нечто более удивительное – и смерти не станет совсем? – «уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис 25:7–8). Впрочем, с пророчествами всё непросто – и мы рассуждали об этом в 10-й главе, приводя пример из пророка Осии (13:14), слова которого цитирует в совершенно ином смысле апостол Павел (1 Кор 15:54–55), а за ним и Иоанн Златоуст: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Не может быть, чтобы Господь в одной и той же короткой фразе одновременно яростно угрожал израильтянам и давал им самые смелые надежды! Не может… только если мы сами следуем строгим законам формальной логики, где угроза и обещание – два разных и совершенно несовместимых понятия. Но разными бывают люди, времена, обстоятельства, и что звучало угрозой для одних, легко может стать обещанием для других.

Пророки не только говорили – они еще и действовали. Илия во время голода приходит к бедной вдове, ждущей неминуемой смерти вместе со своим сыном, и просит – точнее, приказывает – отдать ему последнюю порцию хлеба. Вдова повинуется, и пища чудесным образом умножается. Но ребенок всё равно погибает спустя некоторое время, уже не от голода, а от внезапной болезни. Вдова бросает в лицо пророку горький упрек: «Что тебе до нас, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Безо всякого высокого богословия эта женщина живо чувствовала связь между смертью и грехом, правда, понимала она ее слишком прямолинейно: за свои грехи она расплатилась смертью сына. Пока рядом с ней не было пророка, всё было каким-то обыденным, серым, но его приход высветил и белое, и черное в ее жизни – и теперь за черное ее ждет страшная расплата. Такое уравнение построить очень просто, и множество людей с той поры так и объясняют болезни и смерти… Но Илия не соглашается – он обращает упрек уже к Господу: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» (3 Цар 17).

Позднее подобное чудо сотворит Елисей (4 Цар 4) и, конечно, Христос (Лк 7:11–17). «Бог посетил народ Свой», – говорят евреи, когда видят воскрешение сына вдовы в ничем не примечательном городке. Вряд ли они так быстро признали Христа Богом, почему же они так говорили? И почему вообще Христос воскресил этого юношу? Понятно, что вдова, потерявшая сына, оставалась безо всяких средств к существованию, но ведь не один он умер тогда в Палестине, и ничего примечательного в этом городке и в этой семье, кажется, не было.

Где есть Бог, там нет смерти. Это как огонь и лед: в одном и том же месте может быть только что-то одно из них, и если Христос встречается со смертью, смерть отступает.

То же самое мы видим в сцене воскрешения Лазаря (Ин 11). Удивительная уверенность Марфы и Марии, которые повторяют друг за другом: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» – как можно умирать в присутствии Господа, в самом деле? Но в этом чуде, предваряющем смерть и Воскресение Самого Христа, мы видим и другое. Мы видим Его смирение перед смертью. Мы видим Его таким слабым и смертным человеком, как, пожалуй, нигде в Евангелии; даже на Голгофе в Нем больше твердости и уверенности. А здесь, у могилы друга, Он по-человечески растерян: не знает, куда положили Лазаря, Он скорбит до слез и даже возмущается, да и как не возмутиться всесилием смерти?

Эти проявления человеческой слабости во Христе заставляли немало потрудиться экзегетов. Но общий смысл, видимо, прост: так раскрывается полнота Его человеческой природы, немощной и ограниченной, как у нас, и непричастной только греху. Природы, подвластной смерти. Но именно такой человек и говорит Лазарю: «Выйди!» – и тот выходит из могилы, из Шеола, из царства теней. И после этого становится предельно ясно: Христа уже не оставят в живых; слишком сильному противнику бросил Он вызов.

А дальше… Мы все знаем, что было дальше. Мы поем об этом каждую Пасху: «смертию смерть поправ». Как и в случае с Адамом и Евой, грехопадение не означало немедленного умирания, так и здесь Воскресение Христа не означало немедленного упразднения смерти. Но власть ее стала временной, относительной, конечной. «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» – так поет об этом Церковь в Великую Субботу.

Победить смерть означало для Христа пройти через нее, пережить ее и превозмочь, чтобы даже на этом пути, в «долине смертной тени», мы не чувствовали себя брошенными и одинокими. Он уже побывал там, и там мы встретимся с Ним, чтобы Он вывел нас в вечность.

Из книги Эпидемия целительства автора Мастерс Питер

«Жало в плоть» апостола Павла Нет сомнения в том, что «жало» в плоти Павла было физической болезнью. Современные попытки харизматических учителей толковать «жало» как символ личного врага, или врагов, следует отвергать как несостоятельные теории. Эти учителя страстно

Из книги Правила счастливой жизни автора Уайт Елена

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» Честные намерения, нераздельное посвящение Богу - это те условия, на которые указывают слова Спасителя. Честно и твердо стремящийся познать истину и повиноваться ей несмотря ни на что, будет просвещен Богом. Тогда

Из книги Радостные вести Комментарий на Послание ап. Павла к Галатам автора Ваггонер Эллет

Жало греха То, что смерть является проклятием, ясно из последней части ст. 13: «Проклят всяк, висящий на древе». Христос сделался проклятием для нас тем, что Он висел на древе, то есть был распят. Но грех - причина смерти: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как понимать слова апостола Павла: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть»? Иеромонах Иов (Гумеров)Апостол Павел сподобился многочисленных откровений от Господа. Чтобы он не возносился этим, для смирения было попущено сатане

Из книги 2 Послание к Коринфянам автора Барнетт Пол

2. «Жало» в теле Павла (12:1–10) Не полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям Господним. 2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба. 3 И знаю о таком

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

2) «Жало» К содержащемуся в предыдущей главе перечню немощей Павел теперь добавляет свой самый печальный опыт. Речь идет уже не об «откровении», которое превознесло его и которым он хвалился (ст. 2), а о боли, которая более всего подрывала его силы, о жале (ст. 7). Что это за

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

17. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18. и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего "Благословляя благословлю

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

21. Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы. 22. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; 23. князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

10. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: "никто не видит меня". Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: "я, и никто кроме меня". Мудрость твоя и знание твое - они сбили тебя с пути; Под ними можно разуметь довольно высокое

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

15. Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? - благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. С 15 по 19 ст. Если только что рассмотренный отдел первой части молитвы, по характеру его, можно назвать историческим, то

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

6. Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. 7. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил

Из книги автора

22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23. если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Толкование этого места у древних церковных писателей отличалось

Из книги автора

6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. 7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8. ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и

Из книги автора

10. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Заметив, что не только апостолы, но и все - у Него общее с Отцом, Христос как побуждение к особой молитве за них выставляет на вид то обстоятельство, что Он уже прославился в них. Конечно, Он говорит о будущей деятельности

Из книги автора

«Смерть, где твое жало?» Но это, конечно, не значит, что люди смирились со смертью. Да это, наверное, и невозможно. И в пророческих книгах речь то и дело заходит о чудесном времени, когда… «не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо

Из книги автора

Слово 3: на «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое» (Мф. 6:9–10) Закон, «сень имый грядущих благ» (Евр. 10:1), и некиими прообразовательными гаданиями провозвещающий истину, когда во святилище вводит священника для принесения молитвы Богу, сперва очистительными некими

Смерть, где твое жало?

…наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял…

(Иов. 1. 21)

Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. (Иов. 14. 1–2)

Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? (Иов. 14. 14)

…что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? (Пс. 29. 10)

…и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. (Пс. 48. 9–10)

Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава его дома умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним и слава его… Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают. (Пс. 48. 16-18, 21)

Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. (Пс. 102. 15-16)

Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. (Притч. 11. 19)

Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? (Притч. 24. 10-11)

… участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3. 19-21)

Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. (Еккл. 7. 1)

Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. (Еккл. 8. 8)

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. (Еккл. 9. 4-6)

Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. (Еккл. 9. 10)

Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием. (Прем. 1. 12-16)

Неправо умствующие говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших… Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью… везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным…» (Прем. 2. 1-4, 6, 9-11)

Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. (Прем. 2. 23-24)

Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. (Прем. 9. 14-15)

Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного. (Прем. 4. 16)

Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе… (Сир. 8. 8)

Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. (Сир. 11. 26)

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.. ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов. (Ис. 26. 19)

Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был бы жив?.. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою. (Иез. 18. 23, 27)

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13. 14)

Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела? Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными. (3 Езд. 7. 49-50)

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф. 7. 13)

…иди за мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. (Мф. 8. 22)

Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Мф. 22. 32)

… дух бодр, плоть же немощна. (Мф. 26. 41)

… если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. (Лк. 16. 31)

… как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 4)

… если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. (Ин. 12. 24-25)

Те, кто наследует мертвое, мертвы сами… те, кто наследует живое, – живы, и они наследуют живое и мертвое. Мертвые не наследуют ничего. (Фил. 3)

Язычник не умирает, ибо он никогда не жил, чтобы он мог умереть. Тот, кто поверил в истину, начал жить, и он подвергается опасности умереть, ибо он живет. (Фил. 4)

Те, кто говорит, что умрут сначала и воскреснут, заблуждаются. Если не получают сначала воскресения, будучи еще живыми, то когда умирают, не получают ничего. (Фил. 90)

Этот мир – пожиратель трупов. Все, что в нем пожирается, также ненавистно. Истина – пожиратель жизни. Поэтому никто из тех, кто вскормлен в истине, не сможет умереть. (Фил. 93)

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1 Ин. 3. 15)

Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. (Рим. 5. 7)

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, а грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. (Рим. 5. 12)

… как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. (Рим. 5. 18)

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. (Рим. 6. 5-7)

… почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога… (Рим. 6. 11)

Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная… (Рим. 6. 23)

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. (1 Кор. 15. 13-14)

… как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… (1 Кор. 15. 21–22)

Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? (1 Кор. 15. 29)

Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. (1 Кор. 15. 35-38, 42-44)

… плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока… (1 Кор. 15. 50-52)

Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. (1 Кор. 15. 55–56)

…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. (2 Кор. 4. 16)

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. (2 Кор. 5. 1)

И как человекам положено однажды умереть, а потом суд… (Евр. 9. 27)

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. (Евр. 12. 8)