«Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Разъяснение ирмосов канона рождеству христову.

January 6th, 2016 , 08:53 am

Originally posted by ortorussia at Христос рождается, славьте, Христос с небес, срящите! Святитель Григорий Богослов

С наступающим Христовым Рождеством,дорогие братия и сестры!

Христос рождается; славьте! Христос с небес; выходите в сретение! Христос на земле; возноситесь. Воспойте Господеви вся земля (Пс. 95, 1)!
И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса и радуется земля ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостью возвеселитесь, — с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды. Христос от Девы: сохраняйте девство, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! Кто не покланяется Сущему от начала? Кто не прославляет Последнего?

Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Людие седящии во тме неведения, да видят велий свет ведения (Мф. 5, 16). Древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5, 17). Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место заступает истина. Приходит Мелхиседек; рожденный без матери рождается без отца, — в первый раз без матери, во второй без отца. Нарушаются законы естества; мир горний должен наполниться. Христос повелевает, не будем противиться. Вси языцы восплещите руками (Пс. 46, 2); яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже начальство на раме Его, ибо возносится со крестом, и нарицается имя Его: велика совета — совета Отчего Ангел (Ис. 9, 6). Да провозглашает Иоанн: уготовайте путь Господень (Мф. 3, 3)! И я провозглашу силу дня. Безплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим; Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки (Евр. 13, 8).

Пусть иудеи соблазняются, эллины смеются, еретики притупляют язык! Тогда они уверуют, к огда увидят Его восходящим на небо; если же и не тогда, то непременно, когда увидят Его грядущего с неба и восседшего судить. Но это будет после, а ныне праздник Богоявления, или Рождества; ибо так и иначе называется день сей, и два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человекам через рождение. Он — Бог, как Сущий и Присносущный от Присносущного, превысший вины и слова (потому что нет слова, которое было бы выше Слова); и Он является ради нас, родившись впоследствии, чтобы Тот, Кто даровал бытие, даровал и благобытие, лучше же сказать, чтобы мы, ниспадшие из благобытия через грех, снова возвращены были в оное через воплощение. А от явления наименование Богоявления, и от рождения — Рождества. Таково наше торжество, которое празднуем ныне — пришествие Бога к человекам, чтобы нам преселиться, или (точные сказать) возвратиться к Богу, да, отложив ветхого человека, облечемся в нового (Еф. 4, 22-23), и, как умерли в Адаме, так будем жить во Христе (1 Кор. 15, 22), со Христом рождаемые, распинаемые, спогребаемые и совосстающие. Ибо мне необходимо претерпеть это спасительное изменение, чтобы, как из приятного произошло скорбное, так из скорбного вновь возникло приятное. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). И если вкушение было виною осуждения, то не тем ли паче оправдало Христово страдание?

Итак будем праздновать не пышно, но Божественно; не по мирскому, но премирно; не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки; не праздник немоществования, но праздник уврачевания; не праздник создания, но праздник воссоздания. Как же исполнить это? Не будем венчать преддверия домов, составлять лики, украшать улицы, пресыщать зрение, оглашать слух свирелями, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание — эти краткие пути к пороку, эти врата греха. Не будем уподобляться женам — ни мягкими и волнующимися одеждами, которых все изящество в безполезности, ни игрою камней, ни блеском золота, ни ухищрением подкрашиваний, приводящих в подозрение естественную красоту и изобретенных в поругание образа Божия. Не будем вдаваться в козлогласования и пиянства, с которыми, как знаю, сопряжены любодеяния и студодеяния (Рим. 13, 13); ибо у худых учителей и уроки худы, или лучше сказать, от негодных семян и нивы негодны. Не будем устилать древесными ветвями высоких ложей, устраивая роскошные трапезы в угождение чреву; не будем высоко ценить благоухания вин, поварских приправ, и многоценности мастей. Пусть ни земля, ни море не приносят нам в дар дорогой грязи — так научился я величать предметы роскоши! Не будем стараться превзойти друг друга невоздержанием (а все то, что излишне и сверх нужды, по моему мнению, есть невоздержность), особенно, когда другие, созданные из одного с нами брения и состава, алчут и терпят нужду. Напротив того, предоставим все это язычникам, языческой пышности и языческим торжествам. Они и богами именуют услаждающихся туком, а сообразно с сим служат божеству чревоугодием, как лукавые изобретатели, жрецы и чтители лукавых демонов. Но если чем и должно насладиться нам, которые покланяемся Слову, то насладиться словом и Божиим законом и сказаниями как об ином, так и о причинах настоящего торжества, чтобы наслаждение у нас было собственно свое, и не чуждое Создавшему нас.

Или, если угодно, я, который ныне у вас распорядителем пира, вам — добрым соучастникам пира предложу о сем слово, сколько могу, обильно и щедро, чтобы вы знали, как может пришлец угощать природных жителей, поселянин — городских обитателей, не знакомый с роскошью — роскошных, бедняк и бездомный — знаменитых по обилию. Начну же с сего: желающие насладиться предложенным да очистят и ум, и слух, и сердце, потому что у меня слово о Боге и Божие, да очистят, чтобы выйти отселе, насладившись действительно не чем-нибудь тщетным. Самое же слово будет и весьма полно, и вместе весьма кратко, так, чтобы ни скудостью не огорчить, ни излишеством не наскучить.

Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть; ибо слова ‘был" и ‘будет" означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему; а Сущий — всегда. И сим именем именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе; потому что сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Как некое море сущности, неопределимое и безконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве, одним умом (и то весьма неясно и недостаточно, не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но в рассуждении того, что окрест Его), через набрасывание некоторых очертаний, оттеняется Он в один какой-то облик действительности, убегающий прежде, нежели будет уловлен, и ускользающий прежде, нежели умопредставлен, столько же осиявающий владычественное в нас, если оно очищено, сколько быстрота летящей молнии осиявает взор. И это, кажется мне, для того, чтобы постигаемым привлекать к Себе (ибо совершенно непостижимое безнадежно и недоступно), а непостижимым приводить в удивление, через удивление же возбуждать большее желание, и через желание очищать, и через очищение соделывать Богоподобными; а когда сделаемся такими, уже беседовать, как с присными (дерзнет слово изречь нечто смелое) — беседовать Богу, вступившему в единение с богами и познанному ими, может быть столько же, сколько Он знает познанных Им (1 Кор. 13, 12).

Предстоятель и архиереи поздравляют верных чад Украинской Православной Церкви с Рождеством Христовым!

Рождественское послание
Предстоятеля Украинской Православной Церкви
Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия
архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам
Украинской Православной Церкви

Боголюбивые архипастыри и пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры – верные чада нашей Святой Украинской Православной Церкви, сердечно поздравляю всех вас с великим мироспасительным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В эти святые дни наши души и сердца наполняются благочестивыми воспоминаниями о великой Тайне пришествия в мир Сына Божия.

В то время, когда родился Владыка Христос, самым большим и могучим государством на земле была Римская империя. Она охватывала собой почти всё цивилизованное человечество, и люди, которые не знали Истинного Бога, гордились тем, что они живут в такой стране.

Когда исполнились времена пришествия в мир Мессии, Сына Божия, люди, даже язычники, в сокровенных тайниках своих душ чувствовали, что в мире должно произойти что-то чрезвычайное и великое, что-то такое, что изменит к лучшему весь мир.

Некоторые из «сильных мира сего» считали, что это великое и дивное должны сделать именно они. Так, цезарь Август, правитель Римской империи, решил провести перепись населения, чтобы прославить себя и удивить мир большим числом своих подданных и необъятными просторами своего царства. Он даже не подозревал, что его великая идея является лишь маленькой каплей в океане мудрости Божественного Промысла, устрояющего спасение падшего человека. Толкователи Священных Писаний говорят, что Промыслом Божиим перепись была устроена для того, чтобы Матерь Божию привести из Назарета в Вифлеем, чтобы Она именно здесь родила в мир Сына Божия, как об этом предвозвестил Дух Святой устами древних Пророков (Мих. 5:2).

И Матерь Божия, Преблагословенная Дева Мария, в Вифлееме, в бедной пещере, родила Мессию-Христа, Спасителя мира. Вифлеемская пещера, куда в непогоду загоняли бессловесных животных, стала Палатой, в которую вошел Творец видимого и невидимого мира. Вифлеемская пещера стала Небом. «Пока в пещере не было Владыки Христа, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – пещера была пещерой, но когда в пещере родился Владыка Христос, пещера уже стала не пещерой. Она стала Небом… потому что где Бог, там и Небо». Святитель Григорий Неокесарийский говорит нам о том, что в пещере Богомладенца Христа окружали святые Ангелы.

Священный трепет объял сердца Вифлеемских пастушков, когда они, получив известие от Ангела, пришли в пещеру и увидели Богомладенца Христа в пеленах и лежащего в яслях (Лк. 2:12,16).

Для поклонения Божественному Младенцу пришли мудрецы с Востока. Вдохновленные внутренним чувством того, что в мире должно произойти что-то великое, они внимательно следили за движением небесных светил, надеясь через них найти это чудо. И Господь открыл им его через появление чудесной звезды.

Эта звезда привела мудрецов к Богомладенцу Христу, Которому они принесли дары: золото, ладан и смирну, и Которому они с большим трепетом и благоговением отдали Божескую честь и поклонение.

И мы, дорогие братья и сестры, в эти праздничные дни с особенным трепетом и благоговением поклоняемся и молитвенно прославляем рожденного в мир нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Мы смиренно благодарим нашего Спасителя за то, что Он, будучи Сыном Божиим, по Своей любви к нам, грешным, стал Сыном Человеческим; за то, что Он, как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, принял на Себя худшее, чтобы подарить нам лучшее. Сын Божий принял на Себя человеческую природу и стал тем, чем Он не был, чтобы нас сделать теми, чем мы должны быть.

«Присоединим себя, – призывает нас святитель Василий Великий, – к тем, кто с радостью принял Господа с Небес». Подчинимся Ему, ибо Он наш Создатель и Господь, и Он желает и творит нам только благо и добро.

Тот человек, который подчиняет себя Богу, кто заставляет свое грехолюбивое естество делать то, что Господь завещает делать, и отвращается от того, от чего Бог завещает отвращаться, тот человек, как некогда Вифлеемская пещера, становится вместилищем Божия мира и радости.

Сегодня много говорят о свободе человеческой личности. Действительно, человек имеет свободу делать всё: и доброе, и злое. Христос Спаситель пришел в мир, чтобы научить нас разумно пользоваться своей свободой. Сын Божий учит нас тому, что есть добро, а что – зло; что мы должны делать, а от чего мы должны отвращаться; что ведет нас к жизни, а что – к смерти.

Человек, если ты хочешь знать законы, ведущие тебя к жизни, – открой Святое Евангелие, они там все написаны. Читай их и старайся на них строить свою жизнь, и будешь ты носителем истинного счастья. Если же за твою благочестивую жизнь, за твою верность Святому Евангелию кто-то тебя возненавидит и будет над тобой издеваться, будет тебя оскорблять и преследовать – не озлобляйся на него, а терпи и люби всех.

Помни, что дорога жизни устилается терпением и любовью, и тот, кто так делает, тот на земле живет жизнью Небесной.

Еще раз поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с великим праздником Рождества Христова. Желаю всем здоровья и Божия благоволения. Пусть мир Божий, воспетый в рождественскую ночь святыми Ангелами, будет в наших сердцах, в наших домах, в нашей Украинской державе и во всём мире.

Пусть Господь благословит всех нас! Аминь.

Смиренный
+ОНУФРИЙ,

Митрополит Киевский и всея Украины

Рождество Христово, 2016/2017; г. Киев

Накануне светлого Рождественского праздника мы живём в предчувствии чуда и ощущаем особую радость, переступив порог православного храма, в котором в предпраздничные дни всё подчинено одному из главных богослужений года, дающему возможность прикоснуться к тайне воплощения сына Божия на земле. И внемлем каждому слову, произнесённому пастырем духовным и в маленькой сельской церквушке, и в величественном соборе.

О Рождестве Христовом мы беседуем с митрополитом Симферопольским и Крымским Высокопреосвященнейшим Лазарем.

- Владыка, юные крымчане привыкли к ежегодным приглашениям на Рождественскую ёлку, которая проводится по вашей инициативе при поддержке правительства автономии. Особенно счастливы в этот день дети-сироты, воспитанники интернатов, ребятишки из малообеспеченных семей. А был ли в вашем детстве этот праздник? Как он вошёл в вашу жизнь?

- Мои родители были верующими, и Рождество Христово было у нас в семье одним из главных праздников. Даже когда мы остались без отца и в нашей многодетной семье не хватало хлеба, матушка всегда в сочельник накрывала праздничный стол с вкусными постными яствами. Всем селом встречали Рождество. Одно из самых ярких воспоминаний детства - это колядование. Большой гурьбой ходили по селу, пели под окнами колядки, а хозяева одаривали нас лакомствами - кто чем мог. Один из колядников был мехоношей - собирал в мешок подаренную снедь, чтобы потом разделить между всеми её поровну. А сочельник в моем родном селе Старый Тараж близ города Почаева был всегда снежным и морозным. Забежим отогреться в теплую хату - и снова на улицу.

И, конечно, навсегда памятна самая первая праздничная Рождественская служба в деревенской церкви, куда меня привела за руку матушка. Возношу благодарность Господу за то, что она с нами, даст Бог, отметим скоро её столетие. А скромная церквушечка в родном селе, расположенная на живописном холме, сохранилась и до сегодняшних дней. И, между прочим, многие ребята, которые были её прихожанами, впоследствии приняли священный сан. По моим сведениям, таковых около 300 человек.

- Как правильно встретить Рождество Христово, владыка?

Пребывать с Богом в молитве, посте, в таинствах, в которых Господь дарует каждому верующему человеку неизреченную благодать, исцеляющую душу и тело. Надо творить добрые дела, помня слова из Библии: «Вера без дел мертва». Вокруг много, увы, людей обездоленных, детей, лишённых родительской заботы, значит, требующих нашего с вами внимания и опеки. Об этом надо помнить, мимо этого нельзя проходить. Иначе какой же ты верующий? Рождество - праздник красивый, торжественный. Маленькие сельские церкви, большие соборы и храмы сияют в Рождественские дни по-особому, украшены, как никогда, встречая Богомладенца - Спасителя рода человеческого. Но не красота должна влечь в храм, а понимание, что там - истина нашего бытия, начало пути к жизни вечной.

С детьми на Рождественском празднике

- Для многих, особенно молодёжи, на первый план выходят так называемые народные обычаи, связанные с Рождеством и следующими за ним святками: гадания, предсказания, костюмированные обряды. Как относиться к этому? И как встретить Новый год, выпадающий на пост?

Гадания и предсказания - суеверие, а значит, грех, уводящий от истинной веры. Это развращающий душу плод невежества, строго осуждаемый словом Божьим. Только духовно невежественный человек, не получивший религиозных знаний, может так легкомысленно позволять вовлечь себя в эти «игрища». Другое дело колядки и щедривки - это действительно народные традиции, когда с православными песнопениями ходили по сельским и городским улицам, поздравляя друг друга. Накануне Нового года нелишне напомнить слова великого учителя нашего святого Иоанна Златоуста: «Год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый, и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу».

- А что скажете об ожидании чудес в Рождественскую ночь? Существует ли вообще чудо и когда оно возможно?

Вопрос это непростой. Что мы понимаем под чудом? Сверхъестественное событие, действие, явление, вступающие в противоречие с законами природы и не поддающееся рациональному объяснению. Спаситель предупреждал: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф. 12, 39). Не дастся тому, кто, не имея веры, гонится за какими-то эфемерными чудесами, увлекается магией, одержим идеями волшебства. Православие учит нас: не чудесами спасётся человек, а жизнью в лоне Церкви. Только в церковном лоне исцеляются и обновляются души людей. Что касается «чуда» - то для служителей Богу это понятие вполне реальное: ведь каждое таинство церковное, каждая Божественная литургия - это самое настоящее чудо. Потому что ты видишь внутреннее преображение человека, обращение его в истинную веру. Суть Рождества не в ожидании чудес, а прежде всего в духовном приобщении к Богу. Вифлеемская звезда озаряет наш жизненный путь в обитель Царствия Христова.

- Были моменты, когда вы особенно остро чувствовали, понимали, что промысел Божий вершит судьбу?

Безусловно. Предначертанием Божиим было то, что я не погиб в авиационной катастрофе, когда летел в Аргентину. Первая посадка должна была быть в Люксембурге. Подлетая к аэродрому, самолёт врезался в водонапорную башню. После того, как машина со смятыми шасси, с горящим хвостом приземлилась в лесу, специалисты сказали, что им придётся долго ещё разгадывать загадку, почему самолёт не взорвался в воздухе. У меня же было такое впечатление, что кто-то специально подготовил полянку в лесу, чтобы пассажиры уцелели. К сожалению, не всем повезло: те, кто был пристёгнут, погибли после приземления, не успев выйти до взрыва самолёта. Я трижды собирался пристегнуться после того, как была на то команда, но что-то останавливало. Во время удара самолёта о землю меня перебросило через сиденье, ударился спиной о стенку, но серьёзных повреждений не получил. Из всего багажа уцелели лишь две деревянные иконы Казанской Божией Матери, которые по сию пору со мной, всё остальное сгорело. Это спасение иначе как милость Божию не расценишь. Перст Божий спас меня для покаяния и служения.

Было много и других промыслительных событий, но это самое яркое, самое очевидное. Явных свидетельств постоянной связи мира видимого и невидимого достаточно. Но приоткрываются они не всем. Если каждый хорошенько напряжёт память, наверняка вспомнит, как Ангел-хранитель предостерёг от пагубного шага, а то и спас жизнь, потому что ещё не пришло время завершить её на земле - не всё предначертанное Богом совершено. Многие, с кем такое произошло, осознают эту милость Божию и продолжают свою жизнь, подчиняясь Божьим законам с радостью и благоговением. И получают откровения, другим недоступные.

Владыка Лазарь с руководством Черноморского флота у памятника Святому праведному воину Федору Ушакову, русскому флотоводцу

- Примером такого откровения может быть и событие, которое мы вспоминаем в эти дни - великое Таинство Рождения Сына Божия, весть о котором ангелы принесли на землю простым пастухам.

Это замечательный пример! Именно простым пастухам, бодрствующим в то время, когда весь Иерусалим спит, была доверена великая тайна.

- Но ведь и волхвы были посвящены в неё: они пришли поклониться Богомладенцу.

Заметьте, не сами пришли: незадолго до великого события волхвы - мудрецы, можно сказать, люди учёные для своего времени, видят на небе необычную звезду. И понимают, что её появление знаменует что-то необыкновенное. Это и есть Благовещение, посланное из невидимого мира. И они пошли за этой звездой.

- Не помню, кому принадлежат уместные в связи с этим слова: «Последнее слово науки есть первое слово Библии».

И это - истина! Вспомним далее: когда волхвы пришли, ведомые звездой, в Иерусалим и спросили у встречных, не знают ли они, где должен родиться Царь, книжники объяснили, что, согласно Священному Писанию, это произойдет в Вифлееме Иудейском. И волхвы направляются далее согласно пророчествам Священного Писания туда, куда прежде них уже пришли пастухи, получившие известие непосредственно от ангелов!

- А почему всё же Господь открылся сначала простым, неученым людям?

Потому что у этих простых людей было чуткое сердце, живо откликающееся на движения духовного мира. Пастухи больше времени проводят на природе, вне городской суеты, мешающей ощутить мир Горний. А нам разве не заслоняют суетные заботы то значительное, что происходит в мире? Вспомним слова Спасителя о занятии людей: «ели, пили, покупали, продавали, садили, строили...» (Лк. 17, 28). Каждый ли осознаёт, что это предупреждение: если люди будут заниматься только этим, они приблизят последние времена, конец мира.

- Светлую радость Рождества Христова особенно чутко воспринимают дети. Самое время и взрослым вспомнить библейские слова «будьте как дети»...

В детском восприятии мира больше истинного, чем во взрослом. Нам есть чему у них поучиться. Недаром же Господь предупреждает: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Радость праздника увеличивается совместной радостью детей и взрослых.

Юный прихожанин

- Что такое радость, знает каждый, не раз испытывал это чувство по разным поводам. А вот что такое радость духовная?

Это та радость, которую, по словам Господа «никто не отнимет от вас» (Ин.16:22). Понимание её приходит к нам с апостольскими словами: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите...» (1Фес.5:16-18). Радоваться надо уметь не только в праздники, но и в будни. А поводов для этого достаточно. Услышал доброе слово от кого-то - радость. Сам похвалил, поддержал ближнего - радость и ему, и тебе. Вера в будущую вечную жизнь - радость. По-моему, Гёте сказал: «Кто не верит в будущую жизнь, тот мёртв и для этой». И это действительно так: живущий в этом мире для жизни будущей, вечной, постоянно ощущает радость, не позволяя себе впадать по любому мелкому поводу в грех уныния. Он не страдает завистью, злобой, которые мучают и выматывают человека. Такого можно только пожалеть. Радуйте других и получите радость!

- Привыкнуть к ощущению радости, думаю, помогают богослужения, особенно предпраздничные и праздничные, не так ли?

Именно так! Весь Богослужебный устав устроен так, что готовит к кульминации праздничного дня, начиная с предпразднства и заканчивая попразднством. И чем более велик праздник, тем длиннее эти периоды подготовки. Особенно показательно в этом смысле Рождество Христово: едва только начинается пост, мы уже поём: «Христос рождается, славите!» И на каждой воскресной службе, в течение всего поста в храме раздаётся: «Христос рождается!» Предваряют Рождество недели Святых Праотец и Святых Отец. В честь тех, кто эту радость, эту истину до нас донёс, и нам передал. Это символизирует преемственность, учит с благоговением относиться к святым предшественникам и свято хранить переданное каждому новому поколению: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!»

Радости всем от предвкушения наступающего великого и светлого Праздника Рождества Христова! Не расставайтесь с этой радостью, пусть пребывает она с вами на пути земном к жизни вечной.

Христос на земле - воспряньте! Пой Господу вся земля, и с радостью воспойте, люди, ибо Он прославился!

Проходит томительный и, казалось, бесконечный период сорокадневного Рождественского поста. Мороз набирает силу, но земля согревается пластом белого снега, в темном небе таинственно мерцают бриллианты звезд, и вот наконец наступает тот день, когда в православных храмах торжественно звучит: "Христос рождается - славите! Христос с небес, срящите (т.е. встречайте)!"


Две тысячи лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Богомладенец не был встречен почетом и богатством. У Него не было даже колыбели, как у всех детей, не было и пристанища. Он родился за городом, в пещере, где пастухи укрывали стада овец в непогоду, и был положен в ясли - деревянный ящик, куда кладут корм для животных. О том, как это происходило, мы читаем у евангелистов Матфея и Луки. Рассказ о Рождестве Христовом они, естественно, ставят в начало. У обоих евангелистов это вторая глава.


Удивляет, в какой глубочайшей тайне от людей совершилось пришествие в мир Царя этого мира! О чудесном рождении Предтечи и Крестителя Господня Иоанна рассказывали "по всей нагорной стране Иудейской", а рождение Самого Спасителя не привлекло столь пристального внимания. Дева Мария для всех состояла в законном браке. А само рождение, по промыслу Божию, произошло вдали от людей. Матерь Божия Сама и "спеленала Его, и положила Его в ясли" (Дк. 2,7). Была ночь, все вокруг спали.


Но вся вселенная всколыхнулась. Апостол Лука пишет о пастухах, "которые содержали ночную стражу у стада своего". "Вдруг предстал им Ангел". И тут же - "многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение"! Это место из святого Евангелия читается в храмах в рождественский сочельник, накануне праздника. Первыми гостями Божественного Младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым ангел возвестил о Рождестве Христовом: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк 2,10-12). Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. А в самое Рождество мы слышим еще более удивительное свидетельство. Пришли неведомые люди "с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Волхвы принесли Младенцу Христу дары - золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото подобает Царю, ладан приносят Богу, а смирну волхвы подарили Родившемуся как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). На всем лежала печать единого Творца. Все связано - и Ангелы, и звезды, и люди. Это чувствовали ученые люди из стран языческих. Они всячески старались уловить связь видимого мира с человеческой судьбой. Особенно привлекали их небесные светила, что вполне справедливо. Эти светила были сотворены не только "для отделения дня от ночи", но и "для знамений, и времен, и дней" (Быт. 1, 14). Восточным волхвам удалось вычислить звезду Царя Иудейского!


Но в Иерусалиме они беспомощно спрашивают: где родившийся Царь? Волхвы вычислили самый факт рождения, но никогда не смогли бы найти Самого Царя. Но, поскольку они честно искали, Господь совершил для них чудо: звезда, которая, по мнению видных богословов, являлась некоей силой Божьей или ангелом, а в глазах волхвов была вполне астрономической звездой, вдруг оживает, спускается, ведет их и останавливается над самым "местом, где был Младенец". Бог приходит на помощь, когда кончаются силы человеческие.


Но что далее? Волхвы принесли дары и ушли "в страну свою". Пророческие книги возвестили только то, что Христу надлежит родиться "в Вифлееме Иудейском". Пастухи, "славя и хваля Бога" (Лк. 2,20), возвратились к своим стадам. И никто из этих свидетелей никому прямо не указал на Младенца. Святое семейство скоро вынуждено было бежать в Египет. Пастухи продолжали наполнять землю слухами. Волхвы, придя в свою землю, хранили глубоко в сердце то, что видели и слышали. Для кого же все это было? Конечно же для нас с вами, а в первую очередь - для Пречистой Матери Христа Девы Марии, Которая "сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" (Лк: 2,19).


Упало в землю горчичное зерно, малейшее из всех. Прикоснулась к пораженному грехом, мертвому естеству Божественная закваска. Встревоженная на время ангельским пением ночная тьма снова сомкнулась и будет еще долго торжествовать, пока не придет час и не разорвет ее окончательно свет Христова Воскресения.


– на вечернем богослужении уже звучат рождественские песнопения. “Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите” – эти слова первого рождественского ирмоса напоминают нам о близости . Всего в рождественском каноне 8 ирмосов. О том как переводится, что означает и как поется каждый из ирмосов мы расскажем на сайте “Фомы” в течение рождественского поста в серии материалов .

Ирмос – это первая строфа канона. Канон – это богослужебный певческий жанр. Рождественский канон состоит из двух древних канонов, авторами которых являются два брата, великие гимнографы VIII века Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. Эта похвала торжеству Рождества Христова будет звучать весь пост до самого праздника и ежедневно во все время Святок до крещенского сочельника (18 января).

Подробнее о месте канона в вечернем богослужении можно прочитать .

Ирмос первой песни

Песнь 1

Христос раждается – славите, / Христос с Небес – срящите. / Христос на земли – возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

Перевод:

Песнь 1

Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!

Толкование:

Первый ирмос рождественского канона Косма Маюмский написал, вдохновленный «Словом на праздник Богоявления и Рождества Христова» святителя Григория Богослова: “Христос рождается: славьте! Христос с небес: выходите в сретение! Христос на земле: возноситесь! Воспойте Господу вся земля! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля ради Небесного и потом Земного! Христос во плоти: с трепетом и радостью возвеселитесь, - с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды” .

По закону жанра ирмос каждой песни канона должен быть тематически связан с поэтикой соответствующей песни Священного Писания. Первой считается победный гимн пророка «Поем Господеви, славно бо прославися…» (см. Исх. 15 :1-19). Связующее звено первого ирмоса - последний стих «яко прославися», совпадающий с верховным образом пророческого гимна Моисея - Господом славы, некогда избавившем Свой народ от египетского рабства. Теперь же Господь со славой воплощается (рождается как Богочеловек) для того, чтобы избавить все человечество от рабства у греха.

Фраза «Пойте Господеви вся земля» заимствована из 95 псалма . «Так пойте, – говорит песнотворец, – рождённому Христу вся земля, то есть все живущие на ней люди. Но и вы, разные языческие народы, пойте Ему не с ленью и душевной печалью, но с готовностью и веселием сердечным, ибо Он препрославен».

Из толкования канона Рождеству преподобного Никодима Святогорца:

«…имя Христос главным образом указывает на двусоставность – одновременно и на Бога, и на человека… Когда же Богослов и Священный Косма говорят здесь «Христос раждается» и «Христос на земле», тогда имя Христос имеет значение Богочеловека, поскольку Бог и человек родился от Девы, и Бог и человек явился на земле. Когда же говорят «Христос с Небес», тогда под именем Христос подразумевается Бог без сопричастности к человек».

Как поют:

Архимандрит Феофан (1785-1852), самый распространенный напев. В исполнении хора Сретенского монастыря. .