Христос родился славим его.

... в вакууме, он становится агрессивным. Это несчастные люди, которые были напуганы неправильным отношением к исповеди и ко греху. Человек, который любит Бога, не может жить с таким сознанием, потому что любовь изгоняет страх (1Ин. 4: 18) . Если в бездействии нет возможности согрешить, то нет и возможности принести какие-то плоды для Бога. И когда снова ошибешься и падешь, снова кайся. Не отчаивайся, найди в себе отвагу и надежду. Говори: «Прости меня, Христе мой, снова каюсь! » Не говори: «Мне уготован гнев Божий». Не грех ли? Человецы есмы. Старец Иосиф Афонский Фото: А. Камальдинов Православие. Ru В притче о талантах (см. Мф. 25, 14–30) господин раздает своим рабам таланты, кому – пять, кому – два, кому – один, каждому по силе его, и просит употребить их в дело. Говоря проще, нашим языком, это некая финансовая сделка, может быть, банковская операция, в которой человек должен вложить деньги и получить на них банковский процент. Операция эта достаточно рискованная: вложишь не туда – и тебя обманут. Можно все деньги потерять, но ведь можно и что-то приобрести, если поступить правильно. Раздавая деньги своим рабам, господин понимает, что рискует. Определенная доля...

Христос Рождается, славьте!

Сыктывкарская и Воркутинская епархия поздравляет всех православных христиан со светлым Праздником Рождества Христова! Приглашаем Вас на праздничные богослужения в храмы епархии!

В преддверии этого Светлого Праздника Преосвященнейший епископ Питирим обратился с Рождественским посланием к своей пастве:

Возлюбленные во Христе чада нашей Сыктывкарской и Воркутинской епархии!

Наступило время великой радости, о котором повествуется в Евангелии от Луки (Лк. 2: 10-11). Ныне свершилось то, о чем писали пророки, что ждал весь мир, ибо родился Тот, от Кого ожидалось искупление и спасение рода человеческого!

Для всех людей верующих и еще маловерующих эта радость сугуба, так как воплощение и вочеловечение Господа дало возможность рождения свыше в жизнь вечную. Приобщением каждого Его Рождеству радость становится еще более светлой и возвышенной, потому как она не только земная, но и сверхъестественная, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). Рождеством Христовым избавлены от власти зла и смерти наши прародители, и мы по солидарности к ним радуемся, ибо Он ”ради нас, человеков, и ради нашего спасения сошел с небес и воплотился от Святого Духа и Девы Марии и стал человеком” (Символ веры).

Господь родился, встретим Его возвышенными чувствами заповеданной Богом радости, служением нуждающейся братии, посещением в темнице сидящих, в больницах лежащих, миссионерским благовестием твердой веры, что Он- наш Спаситель! Нам дорога истинность нашей единой веры как дарованное откровение с Небес, и нет другой радости, как только во Христе и со Христом!

Эта радость умножается еще и дарами, которые приготовила наша епархия Рождественскому торжеству: двадцать новых освященных православных храмов, среди которых придел Рождества Христова в Свято-Стефановском Кафедральном соборе, проведенные на высоком уровне межрегиональные Стефановские образовательные и Царские чтения, Дни славянской письменности и культуры, Рождественский, Пасхальный и межрегиональный молодежный духовные фестивали, студенческий форум «Вера. Надежда. Любовь», успешно реализованные епархиальные социальные и молодежные проекты.

Отрадно то, что гражданский Новый год освящается праздником Светлого Христова Рождества. В связи с этим хочется пожелать всем жителям Коми края в новом году не только счастья человеческого и благоденствия социального, но и счастливейшей жизни в Родившемся Богомладенце Иисусе Христе, чтобы все мы обновились благодатью Духа Святого, причастились Плоти и Крови Его. Ведь только приобщившись к Свету и Жизни, мы можем стать сынами Божьими. Именно во Христе для нас становится возможным стремление к святости и вечному блаженству, вот почему так неизреченна нынешняя радость наша.

Низвергая духов злобы поднебесной, сегодня Сама Истина искореняет всякое человеческое зло, и уже в этой жизни ничего не надо бояться, ибо «с нами Бог» (Ис.8:10). Искренне желаю, чтобы в современном мире безнадежности, лжедемократии, греха и смерти никто и ничто не смогли омрачить эту Рождественскую радость, чтобы вы знали, что посреди всего этого суетного мира встает Сама Праведность и Сама Жизнь.

Поклонимся лежащему в яслях Богомладенцу, познаем Бога Истинного, облечемся в бессмертие и нетление, возлюбим Его за великие дарования всем сердцем, всею душою, всем разумением своим! Помолимся Ему: «сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Псалом 50). Своей твердой верой станем добрым примером для безнадежных и обезверенных, чтобы они Господом родившимся вышли из мрака отчаяния, неверия, вставши на путь Жизни, ибо Он хочет этого, Он Бог добр, Он Бог любви!

Братья и сестры! Христос рождается - славьте Его! Паки и паки поздравляю всех вас с праздником! Пусть в вашей жизни путеводной звездой будет родившийся сегодня Богочеловек! Благовестием о Нем пусть исполнятся все христианских благодетелей - Веры, Надежды и Любви! Пусть свет Рождества наполнит все наше существо, и уста будут петь радостную весть: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14).

Многая лета вам, радости и счастья!
С любовью во Христе Родившемся, епископ Питирим

Рождество в храме Рождества Христового

Рождество – это радостный день для всех христиан. Но есть в нашем городе храм, названый в честь Рождества Христового. Эта небольшая церковь, расположенная возле бывшего кинотеатра «Марс», имеет хоть и не слишком многочисленных, но дружных прихожан. По понятным причинам для них рождественский праздник – особенный.

Настоятель храма отец Святослав зачитал прихожанам часть Евангелия от Матфея, повествующую о паломничестве волхвов к младенцу Иисусу, и о коварном царе Ироде, который хотел воспользоваться их верой, чтобы найти Спасителя. Священнослужитель напомнил, что Господь появился на земле не во дворце, и даже не в доме, а в яслях, продемонстрировав тем свое смирение и желание спасти род людской.

Отец Святослав поздравил всех верующих с праздником, пожелал здоровья, радости, благополучия и согласия в семьях и мира на нашей украинской земле, а также поблагодарил всех, кто помогает храму и жертвует на его развитие.

А завершилось праздничное богослужение в храме прекрасными рождественскими песнопениями в исполнении церковного хора.

Дети славили Христа…

Многолюдно было рождественским утром в храме Иоанна Златоуста на Руднике. Сотни прихожан собрались под церковными сводами, чтобы вместе возрадоваться рождению Спасителя, помолиться, исповедаться и причаститься.

Архипастырское послание митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема зачитал верующим настоятель храма, благочинный Покровского благочиния отец Владимир. В своей рождественской проповеди он рассказал прихожанам, что еще Иоанн Златоуст называл Рождество «мать всех праздников», ведь если бы было Рождества – то не было бы ни Крещения, ни Пасхи, ни Вознесения. Важность этого события для человечества столь велика, что мы ведем от него летоисчисление новой эры. Сам Господь сошел с неба и стал человеком, чтобы искупить грехи людские, и подарить надежду на спасение.

По доброй традиции все значимые праздники в этом храме сопровождают своими выступлениями воспитанники воскресной школы. Трогательные стихи и песни в их исполнении вряд ли оставили равнодушным хоть одного из присутствовавших на богослужении. А небольшие рождественские спектакли в интересной форме донесли до маленьких и взрослых простые, но важные истины: необходимость дружбы, взаимовыручки и послушания, а также то, что каждый может принести пользу окружающим.

Еще одну актуальную проблему осветили своим выступлением старшие воспитанники воскресной школы. И действительно, за тысячелетия празднования Рождество стали окружать многочисленные обычаи и традиции, за которыми многие уже не видят истинный смысл праздника. Немало тех, кто в этот день дарят подарки, накрывают стол, колядуют, ходят в гости и даже не задумываются о событиях двухтысячелетней давности. Впрочем, подарки – это в любом случае хорошо, и все юные артисты, подарившие прихожанам свои выступления, получили за свое старание сладости от отца Владимира.

Четвертый мудрец

Православные праздники в храме Иоанна Златоуста уже невозможно представить без кукольных спектаклей в воскресной школе. В светлый день Рождества воспитанники школы под руководством преподавателя Ирины Даниловой подготовили для зрителей увлекательную и поучительную пьесу под названием «Дары Артабана», основанную на рассказе Генри ван Дайка.

Наверное, каждый слышал евангельскую историю о трех мудрецах с Востока, которые принесли дары новорожденному Иисусу. Но есть легенда, что был еще один, четвертый персидский мудрец по имени Артабан. Он также увидел Рождественскую звезду, и последовал за ней на встречу с Господом. Но на своем пути Артабан постоянно встречал людей, нуждающихся в помощи, а поскольку имел доброе сердце, то всегда старался спасти и утешить страждущих. Так он растратил все приготовленные дары и, несмотря на 33 года, проведенные в поисках, так и не встретился со Спасителем на земле. Но оказалось, что каждый раз, когда мудрец помогал людям, он приносил дары Господу, ведь все, что мы делаем ближним нашим – мы делаем Богу. Вот такая простая и одновременно глубокая мораль, раскрывающая сокровенный смысл Рождества: главное – чтобы Господь родился в сердце каждого из нас.

Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь...

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!

Рождество Христово— пожалуй, самый радостный христианский праздник. На Пасху православные тоже радуются, но та радость — особая, пасхальная: Христос Воскрес, но ведь до этого Он был распят на кресте, чтобы спасти всех нас. Рождественская же радость не омрачена ничем. Родился не просто Человек, но и Бог. А значит, наша дорога к спасению стала открыта.

Это трудно понять, но давайте попробуем. Иисус — и Человек, и Бог одновременно. Каким образом Он родился как Бог — нам знать не дано. Так же как мы не знаем, как произошло непорочное зачатие Девой Марией Своего Сына: Архангел Гавриил лишь принес Ей благую весть о будущем рождении Спасителя. Зато мы точно знаем, что Христос родился как Человек, как один из нас, то есть — во плоти. Вот почему полное название праздника — Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Дева Мария со своим мужем, Иосифом Обручником, жила в городке Назарет (он существует в Израиле и сейчас).

Из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе, они пошли в Вифлеем. Согласно указу императора, для облегчения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как и Мария, и Иосиф были дальними потомками царя Давида, они направились в Вифлеем. Поскольку именно в этом городе родился Давид — один из величайших правителей Израиля, из рода которого, согласно обетованию, то есть — обещанию Божию, и должен был произойти Мессия.

Вифлеем находится буквально в паре километров от Иерусалима (cейчас — в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан), а вот от Назарета это довольно далеко — примерно 170 километров. Сложно представить, каких трудов стоило Деве Марии на последнем месяце беременности преодолеть такое большое расстояние.

Поскольку людей в Вифлеем пришло много, Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, а близких у них в городе, видимо, не было. Поэтому им пришлось заночевать в пещере — её пастухи использовали как хлев для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице», — пишет евангелист Лука.

О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Дева Мария и святой Иосиф. Первыми пришли поклониться Спасителю пастухи — они были неподалёку. Пастухам явился ангел, который сказал им: «…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:8-14).

Пастухи оставили свои стада, пошли в сторону Вифлеема и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Пастухи рассказали Марии о том, что сказал им ангел. Богородица была поражена, ведь ровно девять месяцев назад Ей являлся Архангел Гавриил и говорил точно такие же слова — о том, что у Неё родится Спаситель мира. Тот день мы сейчас отмечаем как праздник Благовещения.

Позже Святое семейство перебралось в город — то ли освободились места в гостинице, то ли кто-то пустил их на постой, точно неизвестно. А в это время где-то на востоке, далеко от Палестины, трое мудрецов (их называли волхвами) увидели в небе необычную звезду. Они посчитали это знаком. Ведь волхвы знали, что в скором времени в мир должен прийти Царь Израиля. Волхвы не были иудеями, они были язычниками, но понимали, что такое глобальное событие коснётся всех народов (именно так, как мы знаем, и случилось — сейчас в мире нет ни одной страны, где нет хотя бы одной христианской общины). Поэтому, увидев в небе необычную звезду, волхвы отправились в Иерусалим, пришли прямо во дворец к правившему тогда царю Ироду и спросили у него — а где, собственно, они могут увидеть только что родившегося Иудейского Царя. Они, хотя и были мудрецами, но не могли предположить, что будущий, по их мнению, Царь родился не во дворце, а в хлеву.

Царь Ирод не знал, где находится Иисус, и был крайне встревожен известием восточных мудрецов. Ведь раз родился новый Царь, то старый, вроде бы, уже ни к чему. Он был очень жестоким и мнительным правителем, неслучайно его имя стало нарицательным. Однако волхвам Ирод своей тревоги не показал, вежливо проводил их из дворца и попросил, если они найдут новорожденного Царя, сообщить Его местонахождение.

Звезда привела волхвов к вифлеемскому дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11). Ладан и смирна — это благовония, которые тогда стоили очень дорого.

Поклонившись Христу, волхвы «…получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2,12), то есть не открыли Ироду тайну местонахождения Спасителя. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», — повествует евангелист Матфей.

Жестокий царь, опасаясь конкуренции за трон и не найдя Того, Кто, как всем казалось, должен его занять, приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Однако Иисуса в тот момент в городе уже не было. Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).

Святое семейство находилось в Египте до тех пор, пока царь Ирод не умер. Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф поселились в Назарете. Оттуда и начался Крестный путь Спасителя. А от Рождества Христова началась новая эра человечества — наша эра.

Праздник Рождества - не воспоминание. В этот день все молящиеся в храме стоят не у иконы Рождества, не у подсвечника, а в вифлеемской пещере, у яслей Богомладенца. Церковь, как машина времени, переносит нас в древнюю Палестину, и, чтобы коснуться этой тайны, нужно "очистить смыслы". Помочь в этом могут рождественские песнопения, если только не смущаться их вопиющей абсурдности.

"Испытывайте самих себя, в вере ли вы?"(2Кор 13:5) . В этом призыве апостола Павла заключена вся динамика внутренней жизни христианина, сокрытой и непонятной взору человека, внешнего Церкви. Христианин вынужден непрестанно воцерковляться. Испытывая себя, христианин тщательно готовится к каждому причастию, каждый церковный праздник пред-празднует, а перед Рождеством и Пасхой выдерживает многодневные посты.

В древности эти посты были установлены для людей только входивших в Церковь, т.е. готовящихся к Крещению, возрождению Водою и Духом. Но почему мы, люди церковные, должны держать пост, как оглашенные? Чтобы простираться вперед, нужно забыть заднее, отказаться от претензий на свою опытность и обладание истиной, встретить Рождество впервые в жизни . Задача поста в том и состоит, чтобы правильно постящийся принял и пережил события праздника "очищенными смыслы".

Рождественские песнопения поразят нас, если мы прислушаемся к ним "как в первый раз". Поразят своей нелепостью, если хотите, абсурдом. Вот, например, такой текст из стихиры 6 дня: "Отверзите мне врата и вшед в ня узрю, яко младенца, пеленами повиваемого, дланию же содержащаго всю тварь…" . Здесь все понятно и привычно? Нет, потому что абсурдно. Абсурдно и нелепо петь о младенце, держащем в своей ладошке всю тварь, т.е. все творение Божие. Перед нами не "величайший мальчик", а младенец в пеленах, в самых настоящих пеленках. И этим снова и снова Церковь подчеркивает, что воистину "Слово стало плотью". Сын Божий, Бог Слово, Творец стал самым настоящим человеком, воспринял не только полноту человеческой природы, но и полноту человеческой жизни, полноту человеческих возрастов. Для чего это восприятие? Снова отвечают рождественские песнопения: "Христос раждается прежде падший воскресити образ" (тропарь предпразнства), или, как писал св. Ириней: "Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим" .

А вот еще на эту же тему: "Послужити Христос вольно приходит, егоже образ Зиждитель ныне приемлет, обнищавшаго Адама обогащая божеством, странное обновление и возрождение, яко Благоутробен, даруя" (канон, песнь 7, 20 день). Здесь о своем удивлении перед величием совершаемого таинства восклицает сам поэт: "странное обновление и возрождение", и говорит о Христе, как о слуге, но прислуживающем по своей воле, ради того, чтобы обнищавшее человечество обогатить Своим Божеством. "Како Твоей паче ума нищете удивляюся!" (стихира на вечерне, 24 день).

А как вам такая стихира: "Ясли же, яко престол огнезрачен, в нихже яко младенца, Дева Мария полагает, во обновление создания, Неопределеннаго" (в неделю св. отец). Снова говорится о Том, Кому нельзя положить предел, прочертить границу, дать определение, - о Боге Творце, пришедшем обновить Свое создание. Это величественно и торжественно. Но как принять остальное – то, что Он, совершая таинство обновления, в виде младенца полагается в ясли, т.е. в кормушку для скота, ставшую Неопределенному и Невместимому престолом огнезрачным. Нелепо и абсурдно! Но это еще и первый новозаветный образ Евхаристии. Младенец лежит в ясельках, в кормушке для скота. Оскорбительно? Мы же не скоты какие-нибудь! И вовсе не обидно, даже приятно почувствовать себя на минутку осликом из рождественского вертепа, или маленьким пони.

Но больше всего нас поразят песнопения, которые мы слышим на Рождество чаще всего. Величайший христианский поэт шестого века, преподобный Роман Сладкопевец, написал любимый всеми кондак Рождеству "Дева днесь":
"Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог."
Перевод: Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастырями славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог.

Сразу возникают вопросы. Что значит "сегодня", "днесь"? С этого слова начинаются многие церковные песнопения, и значит оно то, о чем говорилось выше – Церковь ничего не вспоминает, Она вне времени, для Нее все события – здесь и сейчас.

"Дева рождает" . Мы так привыкли к этой фразе, что не способны ей даже удивляться. Но ведь это абсурд. Девственница не может быть матерью, не перестав быть девой, как и для роженицы невозможно девство. Есть же в мире процессы необратимые. Однако для Того, Кто, не переставая быть Богом, стал человеком возможно и такое.

Однако следующая нелепость: "Дева рождает Того, Кто вечен" . Спрашивается, как это можно родить вечного, да еще и человеку? Вечному рождаться не пристало, как говорится, по определению. Ведь родиться значит начать быть, во-плотиться, стать материальным, плотским. Не унижение ли это для Бога, не насмешка ли над религией?

Однако если Вечному и Неприступному надлежало родиться, то, всякому здравомыслящему человеку понятно, где и при каких обстоятельствах это нужно делать – в столице, во дворце, в царской семье. Нет! Бог смеется над нашим здравым смыслом и рождается в пещере, в загоне для скота, в хлеву. Младенец Христос родился под землей, и этим было явлено не только смирение Бога. "В представлении о Божественном Младенце, словно погребенном в пещере, - писал Честертон,- кроется мысль о подрыве того мира, о подкопе под тогдашние дворцы и башни, и даже Ирод, могучий правитель, почувствовал под ногами это землетрясение и задрожал в своем заколебавшемся дворце". ("Вечный Человек").

О потрясении устоев говорит и следующая фраза. Ангелы – бесплотные чистые духи, умные силы распевают песни с пастухами, с людьми, по воззрениям древнего Востока, презренной профессии. В свое время египтяне – интеллектуальная и культурная элита древнего мира – отказались, при всем уважении к Иосифу Прекрасному, жить в одной земле со скотоводами-евреями и выделили им особое место для проживания – землю Гесем. А тут ангелы поют одним хором с пастухами, которые к тому же, как поется в других песнопениях играют на свирелях (свиряюще). Чудесный хор с музыкальным сопровождением! Кроме этих простых пастушков не нашлось на земле никого ни во дворцах, ни в виллах, ни в ученых кабинетах с кем бы ангелы запросто пели, возвещая чудо преестественное.

Но что там пастухи. Тут "волхвы со звездою путешествуют" . Волхвы были образованнейшими людьми своего времени. Кроме того, предание говорит и об их царственном достоинстве. Эти трое - Гаспар, Мельхиор, Вальтазар, мощи которых покоятся в Кельнском соборе, были царями. И вот эти уважаемые люди срываются с места и идут в путь за какой-то там звездой. Здравомыслящий человек только покрутит у виска.

И вот какая картина получается: Дева рождает Вечного, пещеры становится дворцом Невместимого, волхвы безумствуют, пастухи распевают с ангелами песни. Нелепости, как глыбы обрушиваются на слушателя, и он недоумевает: почему мир вдруг сошел с ума, тронулся, почему все перевернулось с ног на голову? Преподобный Роман отвечает еще большей нелепостью: "ибо нас ради родился ребенок – предвечный Бог!" Бог – ребенок? Лучшей и не придумаешь, тем более для мира античности. Не так должен являться Бог. Он должен придти в величии и славе, разверзая небеса, испуская молнии, чтобы земля тряслась в ужасе, и горы трепетали в страхе. А кто такой ребенок? Недочеловек, слабое и неуклюжее существо. Детство – это недоразумение, которое надо пережить, болезнь, которую надо вытерпеть. Так думал древний мир, ветхий мир, который рассыпался от прикосновения младенца.

Вот о каких вызывающих вещах говорит самое известное рождественское песнопение. "Для иудеев соблазн, а для еллинов безумие" (1Кор 1:23). Такое Христианство неприемлемо для мира. Люди, говорящие с Тертуллианом: "верую, потому что абсурдно", обречены на непонимание, их религия в принципе не может стать комфортной и уважаемой, жить в согласии с мудростью мира сего. "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" (1Кор. 1:20)

Христос пришел сразиться с князем мира сего. Пришел как дитя – безоружный и беззащитный. За девятьсот лет до этого другой мальчик, Его предок и Его прообраз, сражался со страшным и злым великаном Голиафом. Мальчик поразил его одним камешком, поразил во главу, как бы изображая древнее пророчество: "Он будет поражать тебя в голову" (Быт 3:15). Младенец Христос засыпал врага рождественским снегом, или проще – забросал снежками. Видимо об этом образе говорит Господь в книге Иова, когда через едва сдерживаемую улыбку упоминает о хранилищах снега: "которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны" (Иов 38:23).

Был и другой мальчик, также прообраз Младенца Христа. Его рождения ждали с нетерпением, а когда он родился, ему пришлось долго сносить издевательства старшего брата. Мальчик вырос, и любящий отец должен был принести его в жертву на горе Мориа, чтобы прообразовать грядущий подвиг своего далекого потомка Христа. Имя этого мальчика тоже было прообразовательным, ибо его дал Сам Господь. Звали мальчика Исаак, что в переводе значит "смех", или "сын смеха". Какой в этом смысл?

Бог, смиреннейшее существо, из любви к людям становится человеком, что само по себе безумно. Становится человеком, чтобы, проведя жизнь в нищете и лишениях, скончаться позорной и мучительной смертью. Как пишет Тертуллиан: "Сын Божий распят; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения Он воскрес; это несомненно, ибо невозможно" . Вот где насмешка над миром и его мироправителем. Это же какое-то юродство. Не напрасно первые вестники Евангелия говорили о себе: "Мы безумны Христа ради"(1Кор 4:10), по-славянски: "юроди Христа ради", т.е. апостолы обрекли себя на юродство по примеру Первого Юродивого. "Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" (1Кор 1:21). Бог поразил гордого миродержителя тьмы века сего не в величественной битве, а в шутке. Он просто смеялся миру. А что может быть страшнее для сатанинской гордыни? Быть может, смутно и прикровенно эту истину ощущали древние египтяне, которые вывешивали над входом в дом смешные рожицы. Считалось, что именно изображения, вызывающие смех, отпугивают от дома злых духов.

И еще один важный прообраз дан в имени Исаак. Христос, как было сказано выше, освятил не только природу человека, но и все стороны человеческой жизни. Он освятил и смех, освободив его от примеси нечистоты. Эти два смеха, чистый и непотребный, были прообразованы двумя братьями: младшим Исааком и старшим Измаилом, который унижал младшего, надсмехаясь над ним. "Так оба сына Авраама суть сыны смеха, - пишет свт. Филарет (Дроздов),- но один есть смех радования благодатного, другой – смех хулы на благодать и потому вместе быть не могут" (Толкование на книгу Бытия). Поэтому и изгоняется Измаил с матерью в пустыню, показывая, что нельзя человеку с неочищенным сердцем радоваться светлой благодатной радостью.

Рождество несет людям много радости и связанного с ней светлого и святого смеха. Помните, как, по воспоминаниям дивеевских сестер, смеялся преп. Серафим: заливисто и по-детски; как шутил и смеялся преп. Амвросий, как смешил братию преп. Антоний Великий. Чистая радость и чистый смех – это тоже дары Духа. Чтобы принять эту мысль и принять этот дар Рождества нужно внимательным подвигом "очистить смыслы", чтобы петь всем своим существом: "Ты бо еси истинное желание и неизреченное веселие, любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь" .