Храм мученика уара в вешках расписание. Мои впечатления о приходе храма мученика уара в химках

священник Валентин Уляхин

Эта история произошла в XIII веке, когда в 1235 году Батый напал на Русь и, захватив Киев, пошел на Рязань. Недалеко от Рязани находилась вотчина князя Юрия – Красное село, в нем был острог и терем, в котором жила семья князя: красавица супруга Евпраксия и малолетний сынок Иоанн, которому не было еще и годика. Батый, подойдя к Красному селу, остановился в деревушке, которая до сих пор существует в Подмосковье и называется Пронюхлово. И в этой деревушке он узнал (пронюхал), что жена Рязанского князя заключилась в остроге, в тереме с небольшим отрядом воинов.

Батый, будучи сластолюбцем, предававшимся страсти блуда, решил взять в наложницы жену рязанского князя и отрядил воинов, которые подошли к селу, пробили врата, ворвались на территорию острога и стали выбивать дверь терема. Евпраксия, увидев, что положение безнадежно, с минуты на минуту татары ворвутся в терем, который кстати был очень высокий, и, зная, что замышляют татары против нее, взлетела по лестнице терема на крышу. Татары устремились за ней. Когда на крыше терема она увидела, как татары уже тянут руку, чтобы схватить ее, Евпраксия бросилась с крыши терема вниз и разбилась. По-древнеславянски разбиться – заразиться, от этого Красное село стало называться в последствии Заразск, а с течением времени название модифицируется в Зарайск. И вот до революции в Зарайске находились почитаемые мощи Евпраксии, ее малолетнего сына и ее мужа.

Князь Юрий на предложение Батыя отдать ему добровольно жену ответил: «Сначала победи нас, а потом бери наших жен». С малым отрядом он выступил против Батыя и конечно был разбит. Израненный он попал в плен к татарам, и Батый приказал с живого содрать с него кожу. Жена же его Евпраксия предпочла самоубийство наложничеству, при этом убила она не только себя, но и младенца. Но несмотря на то, что это было самоубийство с точки зрения формальной, народ принял Евпраксию, Иоанна и Юрия в собор местночтимых святых. В Зарайском кремле есть храм, в котором перед алтарем помещались останки этой семьи, которые почитались как святые, несмотря на то, что Это говорит о том, что русский народ всегда входил в сердцевину того поступка, который совершали выдающиеся люди. Народ увидел в этом поступке не просто смерть в результате самоубийства, а спасение души от греха нарушения супружеской верности и рабства для дитя, которое попало бы в плен к татарам. Свобода во Христе была ей дороже, чем рабство в татарском плену.

Самоубийство надо решительно отличать от самопожертвования!

В России мы знаем много случаев, когда солдаты шли на смерть для спасения жизней своих друзей. Это подтверждает история всех войн. Практически все войны, которые вела Россия, в своих летописях имеют повествования и свидетельства самопожертвования ради спасения отечества и своих друзей. Не только когда воины поставляли свою грудь, что бы спасти офицера, в которого целился неприятель. Подвиг Матросова в Великую Отечественную войну не был единичным, есть много случаев, когда солдаты бросались на амбразуру неприятельского пулемета или с гранатой в руках взрывали танки, жертвуя своей жизнью. Или направляли свои самолеты в колонны вражеских войск, когда знали что из-за повреждения самолета им не вернуться с задания. И даже когда можно было спастись, выпрыгнув с парашютом, шли на этот шаг, если видели, что того требуют обстоятельства битвы с врагом.

Трагедия непосильного подвига

Недавно был такой случай: мне позвонила раба Божия Светлана, и сказала, что хочет покончить с собой. Она рассказала о своей жизни. Она была глубоко верующей и приняла на себя непосильные подвиги: постилась по 40 дней и больше, изнуряла себя молитвенными подвигами. Но мы живем в XXI веке, а не в те века, когда такие подвиги прославлялись в монастырях Египта и других странах востока. Да Симеон Столпник, постились и достигали жизни равноангельной, но у нас другие условия, другое воспитание, другие обстоятельства нашей жизни.

Светлана решила быть подвижницей и повредила свое здоровье, причем так, что все тело горело у нее буквально огнем, все суставы, все клеточки и косточки изнывали от тяжести этой болезни. Она не смогла понести остроту постигшей ее болезни и стала искать смерти. Она позвонила мне и спросила «Как вы отнесетесь к самоубийству?». Конечно, я ответил, как написано в учебниках, катехизисах и законе Божием, что жизнь это дар Божий и один Господь вправе распоряжаться нашей жизнью. Что мы не вправе нашу волю противопоставлять воле Творца и обязаны до конца сохранять этот дар, как бы тяжко нам ни было, потому что это дар Божий и мы, как чада Божии, должны вверить эту жизнь со всеми искушениями в руки Творца. И вот эта Светлана сказала, что хочет найти врачей, которые согласятся пойти на эвтаназию.

Я ее всячески отговаривал и убеждал, что эти врачи становятся соучастником убийства. Но разговор этот кончился ничем, она не вняла, все время заявляя о своих тяжких болях. Я предлагал обратиться к знакомым врачам, но она говорила, что ей ничто не помогает, и что ко всем уже врачам обращалась и лежала во многих больницах. На предложение исповедаться и причаститься она отвечала, что исповедуется, причащается и имеет своего духовника. На этом наш разговор закончился. Через некоторое время мы связались с родственниками Светланы и узнали, что она совершила суицид, но без помощи наемных врачей-убийц, а сама выпила огромное количество лекарств.

Таинство смерти

Записала Наталья Смирнова

«В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы… Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения. Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» .
Святейший Патриарх Алексий II

О недопустимости церковного поминовения неправославных и самоубийц

Каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускает молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим. Усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит за них свои молитвы как и о живых своих членах, поэтому Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит лишь ей. Наша св. Церковь об усопших молится так: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, преставившихся в вере и надежде воскресения. Упокой, Господи, всех православных христиан» . Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении.
Следовательно, нет союза и общения Церкви с умершими нехристианами и с неправославными и с самоубийцами , ведь для христианина, кроме самоубийства , никакой род смерти не расторгает его общения с Церковью…
Церковь не молится за самоубийц! Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца».

В приведенных нами вначале словах Святейшего Патриарха Алексия II на Московском епархиальном собрании 2003 года отмечалось, что лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных, но «за богослужением мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». Это разделение на церковную и частную молитву существенно.

О поминовении неправославных в домашней молитве

О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, высказывались многие Святые Отцы.

«По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно…»
Преподобный Амвросий Оптински й

Православная Церковь допускает на домашней молитве по благословению священника совершать молитвенное поминовение тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении. Речь идет о некрещеных, о мертворожденных младенцах и о самоубийцах.

«Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».
Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский

Св. мученик Уар и с ним семь учителей христианских.
(память 19 октября/01 ноября)

Святой Уар († 307) , живший в Александрии Египетской, был военачальником и тайным христианином. Страшась беззаконных идолопоклонников, он скрывал свою веру. Во время гонений святой Уар обходил по ночам темницы и ухаживал за заключенными в них христианами. Однажды он посетил темницу, в которой находились семеро христианских учителей. Святой Уар просил их помолиться, чтобы ему избавиться от страха перед мучениями и пострадать за Христа. Утром один из мучеников скончался от ран. Святой Уар, представ вместе с шестью учителями перед наместником, выразил желание пострадать вместо скончавшегося узника.

Святого Уара били палками и строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали с его спины кожу, а чрево его терзали до тех пор, пока все внутренности не выпали на землю. Соузники молились за него и воодушевляли на подвиг. Через несколько часов святой Уар скончался. Мучители вытащили тело его из города и бросили на съедение псам.
Одна благочестивая вдова, блаженная Клеопатра, ночью тайно принесла его в свой дом и погребла в спальне. Постоянно возжигая свечи над гробом святого Уара, Клеопатра горячо молилась. Когда гонение утихло, она вернулась в Палестину, положив мощи святого в древней гробнице своих предков. Каждый день она ходила туда, ставя свечи и совершая каждение. По ее примеру другие христиане стали прибегать к молитвам святого Уара и получали при его гробе исцеления.
Тогда блаженная Клеопатра решила построить в честь мученика храм. Она усердно молилась святому Уару, призывала быть помощником ее сыну Иоанну, испросить у Господа то, что будет Ему угодно, а сыну полезно. По освящении храма мощи святого Уара положили под престолом, на котором совершили Божественную литургию. Внезапно Иоанн заболел горячкой и в полночь скончался, оставив мать в безутешном горе. С плачем блаженная Клеопатра устремилась в храм и, припав к гробнице, стала укорять святого мученика. От крайней усталости и великой скорби она заснула прямо у гроба. В сновидении ей явился святой Уар вместе с ее сыном. Оба они, облаченные в одежды белее снега, были светлы, как солнце. Святой обличил ее за ропот и пообещал взять с собой, как только будет на то воля Божия. Блаженная Клеопатра почувствовала несказанную радость. Вместе со священниками она погребла сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. Отрекшись от мира и раздав имение нуждающимся, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, проводя день и ночь в посте и молитвах. Каждое воскресенье во время молитвы являлся ей святой Уар с ее сыном. Проведя семь лет в таких подвигах и благоугодив Богу, блаженная Клеопатра преставилась в 327 году.

Уар — один из небесных покровителей воинов. Ему молятся в гонениях, тюремном заточении и искушениях, прося твердую веру и мужество.

Тропарь Уару и с ним семи учителям христианским:
Воинством святых страстотерпец / страждущих законно, / зря онех, показал еси мужески крепость свою. / И устремився на страсть волею, / и умрети вожделе за Христа, / Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, / моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Христу последуя мучениче Уаре, того испив чашу, и мучения венцем увязеся, и со ангелы ликовствуеши: моли непрестанно за душы наша.



Св. мученик Уар. Храм в поселке Вешки. Далее все иконы и росписи, приведенные в посте, - из этого храма

Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею Благодатию...

Из молитвы за некрещеных умерших



Храм св. мученика Уара в поселке Вешки

Храм мученика Уара, п. Вешки,
Мытищинский р-н Московской обл.

Храм расположен недалеко от МКАД по Алтуфьевскому шоссе.




Икона пророка Илии с житиями

Ранее в Вешках был храм пророка Илии. В память этого храма икона пророка Илии с житиями помещена в нижнем ряду иконостаса нового храма, освященного во имя св. мученика Уара.

Работы по росписи производились в период с июля 2004 по февраль 2005 гг.
Иконы для иконостаса - март 2005 по март 2006 гг.

Подробнее о храме можно узнать на официальном сайте.




Купол. Общий вид

Для любого большое горе, когда умирает близкий человек, но горе это у православных еще более усиливается, если умерший по какой-то причине был некрещен или крещен в другой вере, или скончал свою жизнь самовольно, или без покаяния, или грешною смертью - скажем, в состоянии опьянения. Некрещеными остаются и младенцы, погибшие во время родов или загубленные во чреве матери.



Спас-Вседержитель. Фрагмент росписи купола

Раньше таких покойников погребали вне ограды христианских кладбищ или в местах, считавшихся средоточием нечистой силы - например, на перекрестках дорог. Церковь не поминает таких умерших литургически и на заупокойных службах, за них нельзя подавать записки. Что же делать в таких случаях?




Спас-Вседержитель

Прежде всего - никогда не отчаиваться. Милосердие Божие безгранично, Господь ни у кого не отнимает упования на спасение. Мы всегда можем молиться за таких покойных дома, келейной молитвой. Очень помогает раздача милостыни или другая благотворительность за упокой души - подавая, нужно мысленно попросить Бога смилостивиться над несчастным умершим.



Блудный сын. Южный придел

И есть святые, которым дана особая благодать - просить дерзновенно пред Престолом Всевышнего о скончавшихся нехристианскою смертью. Это, например, святой преподобный Паисий Великий, это святая великомученица Варвара и это святой великомученик Уар, о храме во имя которого и пойдет речь в этом посте. Расположен этот храм в поселке Вешки Мытищинского района.




Спас-Эммануил

В деревне Вешки, известной с начала 18 века, некогда существовал храм во имя пророка Илии. Однако и он не избежал горькой участи многих наших святынь - был разрушен в годы безбожного лихолетья, и восстановить его оказалось невозможным.




Покров Божией Матери

Совместными усилиями верующих жителей поселка в феврале 2003 года, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, было начато строительство нового храма. А 29 июня того же года архиепископом Можайским Григорием в сослужении многочисленных представителей местного и московского духовенства был совершен торжественный чин его основания. И уже весной 2003 года, на Пасху, была совершена первая Божественная литургия. Новый храм было решено освятить во имя св. мученика Уара.




Подкупольная арка. Спас Нерукотворенный

В дореволюционной России не было ни одного храма в честь этого святого, да и иконы его встречались достаточно редно. Это было неслучайно: весь народ, за исключением иноверцев, был крещен в Православной вере, поэтому и не было повсеместной потребности прибегать к заступничеству святого мученика. В наше время необходимость молитвенного обращения верующих к св. Уару чрезвычайно возросла: ведь за семьдесят с лишним лет богоборческой власти в нашей стране миллионы людей были насильно отлучены от Церкви; они жили, трудились, воевали, и покидали этот мир так и не приняв Святого Крещения. Да и в наши дни далеко не все, связывающие себя с традициями и культурой нашего народа спешат принимать таинство Крещения. Вот почему так необходим оказался храм, освященный во имя св. Уара.



Св. мученик Уар. Икона с житиями

Кто же этот святой, к молитвенной помощи которого мы обращаемся, прося за некрещеных умерших?

Святой мученик Уар жил в городе Александрии в Египте и служил военачальником Тианской когорты. Он был тайным христианином, но боялся открыть свою веру. Когда в 307 году гонения на христиан усилились, святой Уар обходил по ночам темницы и ухаживал за заключенными в них христианами: омывал и обвязывал им раны, приносил пищу.



Милосердный самарянин. Южный придел

Однажды святой Уар посетил ночью темницу, в которой находились семеро христианских учителей. Святой Уар просил их помолиться, чтобы избавиться ему от страха перед мучениями и сподобиться пострадать за Христа. «Если ты боишься временной муки, то не избежишь и вечной, если страшишься исповедать Христа на земле, то не увидишь Его Лика и на Небе», — ответили они. Услышав это, святой Уар почувствовал в себе такую любовь к Богу, что решился претерпеть страдания за Имя Его и остался в темнице.




Несение Креста. Южный придел

Утром один из мучеников скончался от ран. Святой Уар, представ вместе с шестью учителями перед наместником, сказал, что он хочет пострадать вместо скончавшегося узника. Святого Уара били палками, тело его строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали с его спины кожу, а чрево его терзали до тех пор, пока все внутренности не выпали на землю. Святые молились за него и воодушевляли на подвиг.




Спасение Петра. Южный придел

Наместник приказал увести их обратно в темницу, а святой Уар возопил к ним: «Учители мои! Помолитесь за меня последний раз Христу, ибо я уже разлучаюсь с телом, вас же благодарю за то, что вы привели меня к Вечной Жизни». Через несколько часов святой Уар скончался. Мучители вытащили тело его из города и бросили на съедение псам.




Южный придел

Одна благочестивая вдова, блаженная Клеопатра, муж которой при жизни был также военачальником в Египте, со скорбью смотрела издалека на страдания святого Уара. Когда тело святого было брошено вне города, блаженная Клеопатра ночью тайно принесла его в свой дом и погребла под полом спальни. На следующее утро были усечены мечом христианские учители.



Мироносицы у Гроба Господня. Северный придел

Клеопатра постоянно молилась над гробом святого Уара, почитая его великим заступником и ходатаем перед Богом. Когда гонение на христиан окончилось,она вернулась в Палестину, в свое родное селение Эдра. Под видом останков мужа Клеопатра перенесла мощи святого мученика Уара и положила в древней гробнице своих предков. Каждый день ходила она к гробнице, возжигала свечи и воскуряла благовония, а по ее примеру и другие христиане стали прибегать к молитвам святого Уара и получали при гробе его исцеления.



Христос и Мария Магдалина. Северный придел

Клеопатра, видя, что множество христиан собирается ко гробу святого, решила построить в его честь храм. К тому времени сын ее Иоанн достиг семнадцатилетнего возраста. Клеопатра испросила для него у царя почетную должность в войске и решила, что начнет он службу по окончании строительства храма. Когда церковь была создана, блаженная Клеопатра призвала христианских священников, и честные мощи святого Уара были переложены на драгоценный одр, а сверху мощей Клеопатра положила пояс и воинскую одежду, которую должен был вскоре надеть ее сын. Она усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником ее сыну и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а сыну полезно.



Воскрешение Лазаря. Северный придел

По освящении храма мощи святого Уара положили под престолом, на котором совершили Божественную литургию. После службы Клеопатра устроила угощение для гостей и вместе с сыном прислуживала им. Внезапно Иоанн заболел горячкой и в полночь скончался, оставив мать в безутешном горе. С плачем Клеопатра устремилась в храм и, припав к гробнице, стала укорять святого мученика: «Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за то, что столько потрудилась для тебя? Такую-то помощь ты оказал мне тогда, как я возлагала на тебя всю свою надежду? Кто погребет мое тело? Лучше мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына. Отдай же мне его или же и меня тотчас возьми отсюда, ибо мне от горькой печали жизнь стала в тягость».



Воскресение Христово. Северный придел

От крайней усталости и великой скорби Клеопатра заснула прямо у гроба. В сновидении ей явился святой Уар, который держал за руку ее сына. Оба они были светлы, как солнце, а одежды их были белее снега; на них были золотые пояса и прекрасные венцы на головах.




Северный придел

Увидев их, Клеопатра бросилась к ногам святых, но мученик Уар поднял ее и сказал: «О женщина, что ты жалуешься на меня? Неужели ты думаешь, что я забыл те благодеяния, которые ты оказала мне? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама молила испросить у Бога для него то, что будет Ему угодно и полезно тебе и сыну твоему? Сын твой теперь предстоит Престолу Божию и служит Царю Небесному, но если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно».



Св. мученики Димитрий Солунский (слева) и Иоанн Воин

Но отрок, стоявший рядом со св. Уаром, обнял его и сказал: «Нет, заступник мой! Не слушай матери моей, не лишай меня общения со святыми». Обращаясь к Клеопатре, Иоанн сказал: «Что ты плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Небесному и предстою Христу вместе с Ангелами». Клеопатра сказала: «Возьмите же и меня с собой, чтобы мне быть с вами». Но святой Уар ответил: «И здесь, оставаясь на земле, ты все-таки с нами; иди же с миром, а потом, когда повелит Господь, придем взять тебя».



Св. мученицы Параскева (слева) и Анастасия

После этих слов оба они стали невидимы. Придя в себя, Клеопатра почувствовала несказанную радость и рассказала пресвитерам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав имение свое нуждавшимся, отрекшись от мира, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, проводя день и ночь в посте и молитвах. Каждое воскресенье во время молитвы являлся ей святой Уар с ее сыном. Проведя семь лет в таких подвигах и благоугодив Богу, Клеопатра преставилась в 327 году. Она была причислена к лику святых и удостоена звания блаженной.



Св. бессребреники и чудотворцы Косма (слева) и Дамиан

В честь святого Уара и воздвигнута белокаменная церковь в селе Вешки. Она радует глаз изяществом архитектуры, а ее великолепный иконостас, являющийся настоящим произведением искусства, создан по проекту мастерской «Палехский иконостас». Дивная роспись иконостаса и всего храма выполнена художниками альфрейной мастерской «Сфера».




Св. Апостол и Евангелист Матфей




Св. Апостол и Евангелист Марк




Св. Апостол и Евангелист Лука




Св. Апостол и Евангелист Иоанн



Подкупольная арка. Серафим



Алтарная апсида




Иконостас



Распятие с предстоящими. Навершие иконостаса



Богоматерь у Распятия



Знамение



Деисус



Св. праотец Ной






Праздничный ряд иконостаса



Икона Преображения Господня в иконостасе



Благовещение




Сретение Господне



Крещение Господне



Преображение Господне



Тайная Вечеря



Царские Врата




Спаситель



Богоматерь



Иконостас. Северный придел




Нижний ряд иконостаса



Св. великомученица Екатерина (слева); св. благоверный князь Игорь Черниговский



Св. Антоний Печерский










Орнаментальные росписи

По приезду в Москву, я всегда стараюсь посещать храм мученика Уара в Химках. Еще в конце февраля дочери сообщили, что в день рождения старшей Елены (20 марта), мы втроем едем в по монастырям Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Программа поездки была составлена заранее, с приобретением билетов на скоростной поезд «Сапсан», заказом гостиничных номеров и такси. 18 марта рано утром я прилетел в Шереметьево из Оренбурга, а вечером этого дня вместе с дочерьми был на всенощной службе в храме мученика Уара. В данную поездку я побывал на 6 службах в этом храме и имел возможность поближе познакомиться с его настоятелем - иеромонахом Леонтием и прихожанами.

Храм мученика Уара в Химках

Храм мученика Уара на Машкинским кладбище в Химках

Именно в храме мученика Уара Египетского началось мое воцерковление. Здесь я впервые исповедовался и причастился. Моя первая исповедь была невразумительной и сбивчивой. Батюшка Леонтий ее внимательно выслушал, сделал ряд замечаний и благословил меня на Причастие. Случилось это на ночной новогодней службе 2014 года. С тех пор, когда приезжаю в Москву погостить у дочерей, постоянно хожу на службы в этот храм, регулярно исповедуюсь и причащаюсь.

Каким я вижу храм в Химках

Храм мученика Уара на Машкинским кладбище

Сам храм находится на территории Машкинского кладбища. Внешне он выглядит чрезвычайно изящно. В небольшом белокаменном облике храма просматривается простота храмов ранней постройки , зрелищные арочные своды, изогнутые поверхности стен. Сочетание простоты четких геометрических линий и византийской декоративности куполов, узких арочных окон, небольших проемов с колоколами создают эффектный, выразительный вид.

Звонница при храме мученика Уара в Химках

Рядом с храмом построена звонница на 10 колоколов. Мне посчастливилось быть на ее освящении в сентябре 2014 года. Внутренне убранство этого очень небольшого по площади храма состоит из набора икон ручной работы, а также из ценной породы африканской древесины, украшенного позолотой. Мне очень понравилось, что расположение икон и алтаря сделано удобным для детального знакомства с ними. Основные почитаемые иконы: мученику Уару, прп. Серафиму Саровскому и особо чтимой иконы Божией Матери Ченстоховская.

Икона Божией Матери Ченстоховская

В субботу 19 марта был как раз день памяти этой иконы, которая по легенде написана евангелистом Лукой. Ее почитают как в католических церквях, так и в православных. Служба в этот день была особенно торжественной. На ней отец Леонтий рассказал историю главной святыни Польши и ее появление в этом храме.

Человек на своем месте

Церковная жизнь в Химкинском храме бьет ключом. Во время богослужений внутреннее помещение переполнено: люди стоят на паперти, ступеньках, во дворе. Мне представляется, что размер церкви не соответствует ее востребованности. В ней помещаются не больше сорока человек, зато община прихода дружная и семейная. Здесь принято приветствовать членов общины троекратным целованием, улыбками, демонстрировать доброжелательное отношение друг к другу.

Тут мужчины стоят в общей очереди!

Часть прихода храма мученика Уара

Удивительно, но на службу приходит много мужчин. По моим наблюдениям они составляют не менее 1/3 части от общего количества прихожан. Такой пропорции я нигде больше не видел, хотя побывал на службах во многих монастырях и храмах, в том числе и московских. Нашему Тюльганскому приходу о таком количестве мужчин можно только мечтать. У нас сильный пол на службах представлен слабо, поэтому заботливые женщины всегда мужчинам уступают очередь к помазанию, прикладыванию и к Христовым таинствам. А вот пенсионеров в храме мученика Уара совсем немного. Возможно, это связано с отдаленностью храма от жилых домов, расстояние до которых больше километра. Основную массу прихожан составляют работоспособные люди в возрасте от 25 до 50 лет. Много семейных пар, приезжающих на машинах с детьми.

Отец Леонтий – это личность, проводник Божьей Воли в земной жизни своих мирян!

Настоятель храма мученика Уара в Химках — отец Леонтий

Я привык к богослужениям в Тюльганском приходе святителя Николая Чудотворца. Мне нравится наш батюшка Михаил, дьякон отец Сергий, распевы многоголосого женского хора. Но и в храме мученика Уара тоже производят на меня хорошее впечатление. Здесь нет дьякона, поэтому на отца Леонтия ложится большая нагрузка. Есть отличный хор из профессиональных певцов: три женщины и один мужчина. Есть два алтарника и пономарь Света. Хор поет слаженно, многоголосо, но… – с непривычным для меня распевом. Большая часть служения отца Леонтия проходит на виду у мирян и, видно, что проведение Божественной Литургии, всенощной и других служб доставляет ему огромное удовольствие. Он постоянно разговаривает со своей общиной: комментирует отрывок из евангельского чтения, обращается с напутствием перед исповедью, читает проповедь на злободневную тему. И все это делается искренне, с душой, с улыбкой, с широко открытыми глазами.

Отец Леонтий – врач духовный

Отец Леонтий на богослужении в храме

В этот приезд мне запомнились две его проповеди. Одна об исповедании грехов и причащении молодыми родителями. Он подчеркнул, что если папы и мамы ходят в церковь лишь для причащения своих малолетних детей, а сами не воцерковляются, то их дети подрастут и перестанут посещать службы по примеру своих родителей. Вторая проповедь касалась противостоянию клевете на церковь и священнослужителей. Порочные сведения распространяют некоторые СМИ. Он говорил о ересях в католичестве, протестантстве и многочисленных сектах. Приводил примеры истинной православной веры.

Отец Леонтий говорит со своим приходом на понятном, но не на примитивном языке. Практически все молитвы, восклицания, песнопения и ектеньи на службе он читает и поет наизусть. С другой стороны, постоянно строго следит за ходом богослужения и моментально пресекает любые нарушения или сам, или через своих помощников. Поэтому в храме прихожане ведут себя тихо, смиренно, скромно.

Очень активно привлекаются к чтению на службах миряне. Мне было приятно, что обе дочери читали на церковнославянском языке: Лена во время вечерней службы, а Ирина – во время утренней. Читают многие, в том числе все хористы, алтарники, мужчины и женщины приходской общины. Особенно мне понравилось чтение прихожанки Наталии: негромкий голос похожий на журчание ручейка, четкое мягкое проговаривание каждого слова с правильной расстановкой ударений. Многие прихожане во время службы поют вместе с хором. Практикуется на всенощной раздача мужчинам текста стихов Богородице, поэтому пение усиливается мужскими голосами.

О таинстве покаяния в грехах

Батюшка к покаянию в грехах готовится прямо перед верующими. Он обращается ко всем со словами: «А теперь давайте перед исповедью помолимся!». Это Таинство в храме святому мученику Уару в Химках очень многолюдно и длится по нескольку часов. И ко всем исповедникам отец Леонтий внимателен, доброжелателен, терпелив. С другой стороны, в чем-то строг и непреклонен. Мне понравилось, что исповедь начинается после окончания вечерней службы. Во время исповеди читаются каноны покаянный и молебный, последование ко святому причащению с молитвами. И на другой день исповедь проводится до начала Божественной Литургии. Как я заметил, на утреннюю исповедь также приезжает несколько десятков прихожан.

Заключение

Отец Леонтий, я и дочери

Подведу итог моих наблюдений. Вот мое мнение об отце Леонтии: образован, трудолюбив, неравнодушен, доступен. Внимательный, добрый, умеренно строгий. Заметно, что люди к нему прислушиваются, чему-то учатся у него. Выделяется среди своих прихожан добродетелями: милосердием, верой, любвеобильной душой. Меня он спросил: «Мешает ли вере мое советское прошлое воспитание?». Отец Леонтий - духовный наставник и безусловный авторитет у младшей дочери Ирины.

2016 — 2017, . Все права защищены.

Мученик Уар Египетский и иже с ним.
Литография. Конец XX века. Россия.

Город Балашиха. Московская область.
Церковь-часовня в Балашихе

Небольшая трехглавая церковь-часовня во имя мученика Уара в неорусском стиле построена в конце 1990-х годов у главных ворот Николо-Архангельского кладбища. Приписана к Покровской кладбищенской церкви.
Адрес: Московская область, город Балашиха, Никольско-Архангельский микрорайон, Носовихинское шоссе, 16.
Проезд: От метро «Выхино» на маршрутке № 39 или автобусом № 760 до остановки «2-й Московский крематорий».

Село Варницы. Ярославская область.
Храм преподобного Паисия Великого и мученика Уара

Красивая, красного кирпича церковь построена известным Ростовским промышленником Алексеем Кекиным в 1893 году над могилами своих предков.
Внутри – Паисиевский и Уаровский престолы.
Прямоугольный храм завершен двумя большими и двумя малыми главами. Церковь закрыта в 1930-х годах. Возвращена верующим в 1989 году, и это была первая из возвращенных церквей Ростова.
Некоторые из родственников Алексея Кекина были старообрядцами-раскольниками.
Алексей Леонтьевич, желая облегчить их загробную участь, построил храм в честь святых, имеющих особое дерзновение пред Богом ходатайствовать об умерших в иноверии.
Церковь приписана к находящемуся неподалеку Троице-Сергиевому Варницкому монастырю.
Адрес: 152120, Ярославская область,
Ростовский район. Село Варницы.
Электронная почта: [email protected]

Поселок Вешки. Мытищинский район.
Храм в Вешках

Храм в честь мученика Уара Египетского возведен на центральной улице поселка
Вешки Мытищинского района Московской области.
Вешки известны с начала 18 века. Когда-то стояла здесь церковь в честь пророка Илии. В годы лихолетья была она разрушена, и восстановить ее оказалось невозможным. В феврале 2003 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия начали строительство нового храма, а 29 июня того же года архиепископ Можайский Григорий всослужении с представителями местного и московского духовенства совершил торжественный чин его освящения. Весной 2003 года, на Пасху, прошла первая Божественная литургия.
Ныне закончена роспись храма, построен дом причта. Великолепный храмовый иконостас создан по проекту мастерской «Палехский Иконостас». Роспись храма и создание икон для иконостаса выполнялись художниками мастерской «СФЕРА».
Богослужение совершается по воскресным и праздничным дням и сопровождается пением профессионального хора.
Настоятель храма – священник Димитрий Бирюк.
Адрес: Московская область, Мытищинский район,
поселок Вешки, улица Подсолнечная, владение 1. Храм мученика Уара.
Телефон: 8-495 740-71-81.
Сайт: www.hramyara.ru . E-mail: [email protected].

Домодедово. Московская область.
Храм на Домодедовском кладбище

Крупное Домодедовское кладбище открыли для захоронений 1 декабря 1987 года.
В 1995 году на территории кладбища началось строительство каменного храма. Ныне при центральном входе устроен храмовый комплекс, состоящий из храма в честь иконы Скорбященской Божией Матери и храма в честь мученика Уара Египетского, где происходит отпевания усопших.
Храм мученика Уара простой архитектуры, с одной главой. Сооружен как зимняя церковь в 2003–2004 годах на месте, где с 1995 стояла деревянная Скорбященская часовня.

Адрес: 142034, Московская область, Домодедовский район,
деревня Истомиха, строение 170.
Телефон: 8-495 223-56-82.
Проезд: Из Москвы – от станции метро «Домодедовская» автобусом № 510 до Домодедовского (Московского) кладбища.

Село Мугреево-Николъское. Ивановская область.
Храм в Мугреево-Никольском

Один из первых храмов мученика Уара в России был освящен в мае 2003 года в селе Мугреево-Никольское, что в Ивановской области недалеко от города.
Мученик Уар считается небесным заступником и молитвенником за всех, кто по каким-то причинам не смог или не успел креститься при жизни.
В России до революции не часто обращались к помощи святого Уара. Тогда крещеными и православными были практически все. Если и молились Уару, то только за младенцев, умерших до крещения.
Но в трагическом XX веке все стало по-другому. Миллионы людей уходили из жизни некрещеными. По нынешнему времени многие хотели бы помолиться за этих родственников и близких, но не знают, где и как это сделать. Так и был построен в Мугреево-Никольском храм во имя мученика Уара.
Когда отец Митрофан (Лаврентьев), настоятель здешнего прихода, обратился к местной администрации с просьбой выделить место для строительства храма, там откликнулись сразу: «Берите вон тот пустырек, напротив погоста, все равно он только вид портит».